Презентация на тему внутренний мир русской избы. Внутренний мир русской избы

Главная / Развод

Жилья с локоток, а житья с ноготок

Интерьер крестьянского жилища, который можно встретить и в наше время, складывался на протяжении столетий. Ввиду ограниченности пространства планировка дома была очень рациональной. Итак, открываем дверь, пригибаясь, входим…

Дверь, ведущая в избу, делалась невысокой с приподнятым порогом, что способствовало большему сохранению тепла в доме. Кроме того, гость, входя в избу, волей-неволей должен был поклониться хозяевам и иконам в красном углу - обязательному атрибуту крестьянской избы.

Основополагающим при планировании избы было расположение печи. Печь играла в доме самую главную роль, да и само название «изба» происходит от древнерусского «истьба, истобка», то есть топить, истопить.

Русская печь кормила, обогревала, лечила, на ней спали, а в некоторых даже мылись. Уважительное отношение к печи выразилось в пословицах и поговорках: «Печь нам мать родная», «На печи все красное лето», «Словно на печи погрелся», «И по летам, и по годам - одно место - печь». В русских загадках спрашивается: «Что из избы не вытащишь?», «Чего в избе не видно?» - тепла.

В центральных районах России печь стояла обычно в правом углу от входа. Такую избу называли «пряхой». Если печь располагалась слева от входа, то изба называлась «непряхой». Дело в том, что напротив печи у длинной стороны дома всегда находилась так называемая «долгая» лавка, на которой женщины пряли. И в зависимости от расположения этой лавки по отношению к окном и ее освещенности, удобству для прядения, избы и нарекались «пряхами» и «непряхами»: «Не с руки прясть: правая рука к стене и не по свету».

Часто для сохранения формы глинобитной избы в ее углы помещали вертикальные «печные столбы». Один из них, который выходил к центру избы, ставили всегда. От него к боковой передней стене перекидывали широкие брусы, вытесанные из дуба или сосны. За постоянно черный от сажи цвет их называли воронцами. Располагались они на высоте человеческого роста. «Стоит Яга, во лбу рога» - загадывали загадку про воронцы. Тот из воронцов, который шелк длинной боковой стене, назывался «палатным брусом». Второй воронец, шедший от печного столба к передней фасадной стене, называли «чуланным, пирожным брусом». Он использовался хозяйкой в качестве полки для посуды. Таким образом, оба воронца обозначали границы функциональных зон избы, или углов: по одну сторону от входа печной и стряпной (бабий) куты (углы), по другую - хозяйский (палатный) кут, и красный, или большой, верхний угол с иконами и столом. Старинная поговорка, «Не красна изба углами, красна пирогами» подтверждает деление избы на разные по своему значению «углы».

Задний угол (у входной двери) исстари был мужским. Здесь находился коник — короткая широкая лавка, врубленная вдоль задней стены избы. Коник имел форму ящика с откидной плоской крышкой. От двери (чтобы не дуло ночью) коник отделялся вертикальной доской-спинкой, которой часто придавали форму конской головы. Это было рабочее место мужчины. Здесь плели лапти, корзины, ремонтировали конскую упряжь, занимались резьбой и т.д. Под коником в ящике хранили инструменты. Женщине на коник садиться было неприлично.

Этот угол называли еще полатным кутом, т.к. здесь, прямо над дверью, под потолком, возле печи устраивались специальные настилы - полати. Одним краем полати врублены в стену, а другим опираются на полатный брус. На полатях спали, залезая туда с печи. Здесь сушили лен, пеньку, лучину, на день убирали туда постельные принадлежности. Полати были самым любимым местом детворы, т.к. с их высоты можно было наблюдать за всем, что происходит в избе, особенно во время праздников: свадеб, посиделок, гуляний.

В подпорожье мог войти любой добрый человек без спроса. Без стука в дверь, но за полатный брус гостю по его воле ходу нет. Ожидание приглашения хозяев войти в следующий кут - красный при низких полатях было крайне неудобным.

Бабий или печной угол — царство женщины-хозяйки «большухи». Здесь у самого окна (у света) против устья печи всегда ставили ручные жернова (два больших плоских камня), поэтому угол называли еще “жерновым”. Вдоль стены от печи к передним окнам шла широкая судная лавка, иногда ставился небольшой стол, на который выкладывался горячий хлеб. На стене висели наблюдники — полки для посуды. На полках стояла разнообразная утварь: деревянные блюда, чашки и ложки, глиняные плошки и горшки, железные сковороды. На лавках и полу - молочная посуда (крынки, кувшины), чугуны, ведра, кадки. Иногда бывала медная и оловянная посуда.

В печном (кутном) углу женщины готовили пищу, отдыхали. Здесь во время больших праздников, когда собиралось много гостей, накрывался отдельный стол для женщин. Мужчины даже своей семьи зайти в печной угол без особой надобности не могли. Появление же там постороннего мужчины расценивалось как грубое нарушение заведенных правил (традиций).

Жерновой угол считался грязным местом, в отличие от остального чистого пространства избы. Поэтому крестьяне всегда стремились отделить его от остального помещения занавесом из пестрого ситца, цветной домотканой или деревянной переборкой.

Будущая невеста во время всего сватовства должна была слушать разговор из бабьего угла. Оттуда она выходила и во время смотрин. Там ожидала приезда жениха в день свадьбы. И выход оттуда в красный угол воспринимался как уход из дома, прощание с ним.

Дочку в колыбельку - приданое в коробейку.

В бабьем углу висит на длинном шесте (очепе) и колыбель. Шест, в свою очередь, продевается в кольцо, вделанное в потолочную матицу. В разных областях колыбель изготавливают по-разному. Она бывает целиком плетенной из прутьев, бывает с боковиной из луба, с дном матерчатым или плетеным. И называют ее тоже по-разному: люлька, зыбка, колыска, колубалка. К колыбели привязывалась веревочная петля или деревянная педаль, которая позволяла матери качать ребенка, не отрываясь от работы. Висячее положение колыбели характерно именно для восточных славян - русских, украинцев, белорусов. И это связано не только с удобством, но прежде всего с народными поверьями (стоящая на полу люлька появляется много позже). По представлениям крестьян отрыв ребенка от пола, «низа», способствовал сохранению в нем жизненной силы, потому что пол воспринимался как граница между миром людей и подпольем, где обитает «нечистая сила» - домовой, умершие родственники, привидения. С целью защиты ребенка от нечисти под колыбель клали колющие предметы: нож, ножницы, веник и др.

Парадной, центральной частью избы был красный угол. Красный угол, как и печь, являлся важным ориентиром внутреннего пространства избы.
Как бы ни располагалась в избе печь, красный угол всегда находился по диагонали от нее. Красный угол всегда хорошо освещался, так как окна прорубались в обеих стенах, составляющих этот угол. Обращен он был всегда «на солнце», т.е. на юг или восток. В самом углу, сразу под полавочником помещали божницу с иконами и лампадкой, отчего угол еще назывался “святым”. На божнице хранилась святая вода, освященные верба и пасхальное яйцо. Непременно лежало перышко для обметания икон. Считалось, что икона должна обязательно стоять, а не висеть. Сюда же, за иконы, складывали счета, долговые расписки, платежные тетради и т.д.

Сверху на божницу вешалась занавеска или “божник”. Так называли специально вытканное и вышитое узкое, длинной полотенце (20-25 см * 3-4м). Его украшали вдоль одной стороны и на концах вышивкой, тканым орнаментом, лентами, кружевами. Вешали божник так, чтобы прикрыть иконы сверху и с боков, оставив открытыми лики.

Трапезная, освященная святынями - вот что такое красный угол. Как жилое помещение православного христианина считается символом православного храма, так и Красный угол рассматривается как аналог алтаря, самое важное и почетное место в доме.

Вдоль стен (передней и боковой) красного угла шли лавки. Вообще лавки устраивали вдоль всех стен избы. Они не принадлежали к мебели, но являлись неотъемлемой частью сруба и были прикреплены к стенам неподвижно. Одной стороной они врубались в стену, а с другой поддерживались подлавниками, выпиленными из досок. К краю лавки пришивали тесину, украшенную резьбой. Такая лавка называлась опушенной, или «с навесом», «с подзором». На них сидели, спали, хранили вещи. Каждая лавка имела свое назначение и название. Слева от двери находилась лавка задняя, или пороговая. Ее-то и называли коником. За ней, вдоль левой длинной стороны избы, от коника к красному углу шла лавка долгая, отличавшаяся от других своей длиной. Подобно печному куту, эта лавка традиционно считалась женским местом. Здесь шили, вязали, пряли, вышивали, занимались рукоделием. Поэтому эту лавку называли еще бабьей.
Вдоль передней (фасадной) стены, от красного угла к печному, была лавка короткая (она же красная, передняя). На ней во время семейной трапезы сидели мужчины. От передней стены к печи шла лавка судная. Зимой под этой лавкой, забранной решетками, держали кур. И, наконец, за печью, до двери, шла лавка кутная. На нее ставили ведра с водой.

В красном углу у сходящихся лавок (долгой и короткой) всегда ставили стол. Стол всегда был прямоугольным по форме с мощным подстольем. Столешницу почитали «божьей ладонью», дающей хлеб. Поэтому стучать по столу считалось грехом. В народе говорили: «Хлеб на стол, так стол - престол, а хлеба ни куска - так и стол - доска».

Покрывался стол скатертью. В крестьянской избе скатерти изготавливали из домотканины как простого полотняного переплетения, так и выполненной в технике бранного и многоремизного ткачества. Используемые повседневно скатерти сшивали из двух полотнищ пестряди, как правило с клетчатым узором (расцветка самая разнообразная) или просто грубого холста. Такой скатертью накрывали стол во время обеда, а после еды или снимали, или покрывали ею хлеб, оставленный на столе. Праздничные скатерти отличались лучшим качеством полотна, такими дополнительными деталями как кружевная прошва между двумя полотнищами, кисти, кружево или бахрома по периметру, а также узором на ткани.

В красном углу происходили все значимые семейные события. Здесь выкупали невесту, отсюда ее увозили на венчание в церковь, в доме жениха ее сразу вели тоже в красный угол. Во время уборки урожая первый и последний сноп торжественно устанавливали в красном углу. Во время строительства избы, если под углы первого венца клали монеты на счастье, то под красный угол клали самую крупную. Этот угол избы всегда старались особо украсит и держать в чистоте. Само название «красный» означает «красивый», «светлый». Он является самым почетным местом в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев.

Входящие в избу, прежде всего, обращались к красному углу и осеняли себя крестным знамением. Русская пословица гласит: «Первый поклон - Богу, второй - хозяину с хозяйкой, третий - всем добрым людям».

Место за столом в красном углу под образами было самое почетное: здесь сидел хозяин, или почетный гость. «Красному гостю - красное место». Каждый член семьи знал свое место за столом. Старший сын хозяина сидел по правую руку от отца, второй сын - по левую, третий - рядом со старшим братом и т.д. «Каждый сверчок знай свой шесток». Место хозяйки за столом в торце стола со стороны бабьего кута и печи - именно она жрица домашнего храма. Она общается с печью и огнем печи, она заводит квашню, сажает в печь тесто, вынимает его претворенным в хлеб.

Кроме лавок в избе были передвижные приставные скамьи. Место на лавке считалось более престижным, чем на скамье; гость мог судить об отношении к нему хозяев смотря по тому. Куда его усаживали - на лавку или на скамью.
Лавки обычно покрывали специальной тканью - полавочником. И вообще, вся изба убрана предметами домашнего ткачества: полати и лежанку на печи закрывают цветные занавеси, на окнах - занавески из домотканой кисеи, на полу - разноцветные половики. Подоконники же украшает милая крестьянскому сердцу герань.

Между стеной и тыльной или боковой стороной печи находилось запечье. При расположении за печью там хранили конскую упряжь, если сбоку, то обычно кухонную утварь.

С другого боку печи, рядом с входной дверью, пристраивался голбец, - особая деревянная пристройка к печи, по лестнице которой спускались в подклеть (подпол), где хранились припасы. Голбец служил также местом отдыха, особенно старых и малых. Кое-где высокий голбец был заменен коробом - «западней», высотой 30 сантиметров от пола, с задвижной крышкой, на которой также можно было спать. Со временем спуск в подклет переместился перед устьем печи, и попасть в него можно было через дыру в полу. Печной угол считался местом обитания домового - хранителя домашнего очага.

С середины XIX в. В крестьянском жилище, особенно у зажиточных крестьян, появляется парадное жилое помещение - горница. Горница могла быть летним помещением, в случае всесезонного использования она отапливалась печью голландкой. Горницы, как правило, имели более красочный интерьер, чем изба. В интерьере горниц использовались стулья, кровати, горки сундуков.

Интерьер крестьянского дома, складывающийся веками, представляет наилучший образец сочетания удобства и красоты. Здесь нет ничего лишнего и всякая вещь на своем месте, все под рукой. Главным критерием крестьянского дома было удобство, чтобы человек мог в нем жить, работать и отдыхать. Однако в устройстве избы нельзя не увидеть и свойственную русскому народу потребность в красоте.
В интерьере русской избы главенствует горизонтальный ритм мебели (лавки, полати, полки) Объединяет интерьере единый материал, приемы столярной обработки. Сохранялся естественны цвет древесины. Ведущей цветовой гаммой была золотисто-охристая (стены избы, мебель, посуда, утварь) с введением белого и красного цветов (белыми были полотенца на иконах, красный цвет небольшими пятнами сверкал в одежде, полотенцах, в растениях на окнах, в росписи домашней утвари).

Тема урока : «Внутренний мир русской избы»

Класс – 5

Цели урока :

предметные УУД: Сравнивать и называть конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома. Осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды. Сравнивать, сопоставлять интерьеры российских крестьянских жилищ южных и северных областей, находить в них своеобразные черты. Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы.

метапредметные УУД:

познавательные УУД:

Овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

Стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

коммуникативные УУД:

Овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;

Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи.

регулятивные УУД:

Уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

Находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

Уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

Уметь организовать место занятий.

личностные УУД:

Уважительно относиться к культуре народного искусства;

Понимать роль культуры и искусства в жизни человека;

Уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

Уметь сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

Уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

Тип урока: традиционный

Оборудование и материалы:

Для учителя

Презентация «Внутренний мир русской избы» (слайды с изображением русской печи, «красного угла», «печного угла», домашней утвари).

Мультимедийный проектор

Компьютер

Для обучающихся:

Гуашевые краски

Акварельные краски

Кисточки № 2,4,6

Бумага формата А3

Карандаш

Ластик

Баночка для воды

Салфетки

Зрительный ряд: презентация учителя «Внутренний мир русской избы» (слайды с изображением русской печи, «красного угла», «печного угла», домашней утвари).

Литературный ряд : стихи, сказки.

Музыкальный ряд : народные мелодии – лирические, русские народные песни.

ПЛАН УРОКА

1.Организационный момент (1 мин.)

2.Мотивация учебной деятельности (10 мин.)

3.Актуализация знаний (10 мин.)

4.Физкультминутка (3 мин.)

5.Актуализация опыта на этапе закрепления ЗУН. (15 мин.)

6.Итог урока. Рефлексия деятельности и настроения(5 мин.)

7.Домашнее задание (1 мин.)

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (приветствие учителя, проверка готовности к уроку)

2. Мотивация учебной деятельности

Слайд 2 Учитель читает стихотворные строки(звучит тихо лирическая народная мелодия)

Вот изба перед тобой

Словно терем расписной,

Ты в ворота постучи

И в калиточку войди.

Учитель . Ребята, давайте войдем в калитку. Посмотрим внимательно на избу и вспомним, из каких декоративных элементов состоит русская изба.

Дети называют и показывают элементы русской избы на слайде, пользуясь записями в рабочей тетради.

Учитель . Молодцы! Материал прошлого урока вы усвоили хорошо.

Ну а теперь прослушайте внимательно стихотворение и сформулируйте тему и задачи нашего сегодняшнего урока.

Учитель читает стихотоворение на фоне русской народной мелодии.

В низенькой светелке с створчатым окном Светится лампадка в сумраке ночном: Слабый огонечек то совсем замрет, То дрожащим светом стены обольет. Новая светелка чисто прибрана: В темноте белеет занавес окна; Пол отструган гладко; ровен потолок; Печка развальная стала в уголок. По стенам – укладки с дедовским добром, Узкая скамейка, крытая ковром, Крашеные пяльцы с стулом раздвижным И кровать резная с пологом цветным.

Дети самостоятельно формулируют тему, цель, учебную задачу урока, предполагают свои действия.

Учитель. Правильно, сегодня речь пойдет о внутреннем мире русской избы, о предметах, которые находятся внутри жилища русского крестьянина.

3. Актуализация знаний

Учитель. На предыдущем уроке мы узнали, сколько сил и умения вкладывали наши предки в строительство своего дома. Но сруб так и останется срубом, каким бы богатым орнаментом его ни украшали. Домом он станет только тогда, когда его согреет тепло очага.

Поднимаемся по крыльцу и заходим в дом. Ребята, во время нашего путешествия не забывайте делать записи новых слов, связанных с темой урока в свою рабочую тетрадь.

Слайд 3. Главной частью любого крестьянского дома была комната с печью. Она-то и дала название всей постройке – «изба». «Догадлив крестьянин, на печи избу поставил» - гласит русская пословица. Действительно, печь – душа крестьянского дома. Она и кормилица, и поилица, и тела согревательница. Без печи нет избы. Само слово «изба» произошло от древнего «истба», «истопка». Изначально избой называлась отапливаемая часть дома.

Слайд 4. Русская печь со временем приобрела массу удобных приспособлений. Например, шесток-полочку перед устьем (отверстием) печи, на которой хозяйка могла держать в тепле приготовленную пищу. На шестке в сторонку сгребали раскалённые угли для следующей растопки.

Слайд 5. В боковой стене печи делали неглубокие нишки-печурки, где обычно сушили мокрые рукавицы, лучину.

Слайд 6. В тёплом опечье в зимнее время держали домашнюю птицу.

С печью связано немало любопытных преданий и народных обычаев. Считалось, что за печью живёт домовой – хранитель домашнего очага. Во время сватовства за печью по традиции прятали невесту.

В русских народных сказках печь часто упоминается и, как правило, неотъемлемо связана с главным героем. Давайте вспомним эти сказки.

Ребята вспоминают: Емеля – «По щучьему веленью»; Илья Муромец; Колобок; «Гуси-лебеди», Баба Яга во всех сказках лежала на печи и др. Слайд 7.

Слайд 8. Расположение печи определяло планировку избы. Её обычно ставили в углу справа или слева от входа. Угол напротив устья печи считался рабочим местом хозяйки. Всё здесь было приспособлено для приготовления пищи. У печи стояли кочерга, ухват, помело, деревянная лопата . Рядом – ступа с пестом и ручная мельница.

Давайте вместе догадаемся, для чего они служили.

Тут нам опять помогут сказки или, может быть, ваши поездки к бабушке, где многие эти предметы используют и поныне.

Слайд 9. Рядом с печью обязательно висели полотенце и рукомойник – глиняный кувшин с двумя сливными носиками по сторонам. Под ним стояла деревянная лохань для грязной воды. На полках вдоль стен располагалась нехитрая крестьянская посуда: горшки, ковши, чашки, миски, ложки. Мастерил их из дерева, как правило, сам хозяин дома. Имелось в крестьянском жилище и немало плетёной утвари – корзин, лукошек, коробов.

Слайд 10. Почетное место в избе – «красный угол» - находилось по диагонали от печи. Здесь на специальной полке стояли иконы, горела лампада. Все крестьяне в старину были верующими. Само слово «крестьянин» произошло от «христианин». Важный гость, входивший в избу, у порога первым делом глазами находил красный угол, снимал шапку, трижды осенял себя крестным знамением и низко кланялся образам, а уже потом только здоровался с хозяевами. В красный угол сажали самых дорогих гостей, а во время свадьбы – молодых. В обычные дни здесь, за обеденным столом, сидел глава семьи.

Слайд 11. Угол напротив печи, слева или справа от двери, был рабочим местом хозяина дома. Здесь же стояла лавка, на которой он спал. Под ней, в ящике, хранился инструмент. Здесь крестьянин занимался поделками и мелким ремонтом.

Слайд 12. Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась – стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки – вот, пожалуй, и всё. (Привычные для нас шкафы, стулья, кровати появились в деревне только в XIX в.) Главным предметом мебели в избе считался обеденный стол. Он стоял в красном углу. Каждый день в определённый час за столом собиралась обедать вся крестьянская семья. Вдоль стен стояли широкие лавки . На них и сидели, и спали. А знаете, чем они отличались от скамьи ? Лавки намертво прикреплялись к стенам, а скамьи можно было свободно переносить с места на место.

Слайд 13. Одежду крестьяне хранили в сундуках. Чем больше достаток в семье, тем и сундуков в избе больше. Мастерили их из дерева, обивали для прочности железными полосами. Нередко на замках делали хитроумные врезные замки. Если в крестьянской семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке ей собирали приданое. Вместе с этим сундуком она и переезжала после свадьбы в дом мужа.

Под потолком укрепляли полавочники с утварью, а у печи устраивали

деревянные настилы – полати, на них спали. Во время посиделок или

свадьбы туда забиралась детвора и с любопытством глазела на все

происходящее в избе.

Слайд 15. Значительное место в избе занимал деревянный ткацкий стан -

кросно , на нем женщины ткали. Его отдельные детали нередко украшались

круглыми розетками – знаками солнца, а также скульптурными

изображениями коней.

Слайд 16. Для новорожденного подвешивали к потолку нарядную люльку.

Мягко покачиваясь, она убаюкивала младенца под напевную песнь

крестьянки.

Слайд 17. По полу тянулись радужные домотканые половики-дорожки.

Они и впрямь напоминали дорогу, стелющуюся по земле.

Слайд 18. Во многих северных деревнях, а также в Сибири, на Урале, на

Алтае сохранились дома с расписными интерьерами. Иногда кажется,

что весь мир вместился в старинном доме: деревья и травы, птицы и

животные, земное и небесное, видимое и невидимое.

5. Физкультминутка

Слайд 19, 20

Я на радугу-дугу Руки вверх и в стороны.

Наглядеться не могу. Покачиваем головой

влево, вправо.

Мост от неба до земли Круговое движение правой рукой

Удивительной красы. Круговое движение левой рукой

Буду по мосту шагать, Шаги на месте

В небе тучки разгонять. Движение руками верх, в стороны и вниз.

К солнышку найду дорожки, Шаги на месте.

Поиграю с ним в ладошки. Хлопки в ладоши.

А потом пойду опять Шаги на месте.

Я по радуге гулять .

6. Актуализация опыта на этапе закрепления ЗУН

1. Самостоятельная работа. Работа в малых группах над деталями композиции.

Постановка художественной задачи по выполнению интерьера русской избы. Распределение ролей в группах

Учитель . Ребята давайте на сегодняшнем уроке попробуем воссоздать модель интерьера русской избы. Для этого делимся на 2 группы по 3 человека.

Распределите обязанности в своей группе согласно инструкции, лежащей у вас на столе (Приложение №1).

Инструкция.

1.В каждой группе нужно определить роли:

информатика (подбирает термины, записанные в тетради, для выполнения выбранной работы, подготовка рефлексии итогов урока)

художника (ответственный распределитель ролей по художественно-выразительному оформлению работы)

докладчика (вывешивает работу на стенд и подводит итог художественного этапа).

2. Для выполнения такой работы требуется работать по этапам:

ознакомительный (работа информатика)

творческая работа (работа всех участников)

исследовательская (выбор подходящих терминов, знаков и символов для украшения интерьера)

итоговый (защита своей работы)

Погружение в тему.

Интерьер избы включает следующие комнаты – красный угол, печной угол. Каждая группа выбирает одну из частей интерьера и выполняет её в любой художественной технике. Защиту работы « Русская изба» осуществляет докладчик, комментируя цветовое и техническое решение.

2. Оценивание и защита работы « Русская изба»

Результаты вывешиваются докладчиком, и комментируется цветовое и техническое решение. Все остальные анализируют работу докладчика, указывая на ошибки и обращая внимание на аккуратность выполнения. Так проходит оценивание. Выставляет оценки сам преподаватель.

6. Итог урока.

Рефлексия деятельности

Молодцы, ребята! Обратите внимание, какая творческая работа получилась у нас. Каждая группа работала над своим заданием, а вместе они добавляют друг друга и составляют целостную картину внутреннего мира избы.

Вопросы для информатиков:

из каких предметов быта состоял интерьер жилища?

Как украшен каждый предмет?

Какое чувство вкуса и меры присутствует в изображениях?

(обучающиеся слушают информатика, сравнивают свои записи с информацией, дополняют, исправляют).

Ведь и не могло быть иначе. Это наша культура, которая отражает характер, нравы, обычаи и традиции нашего народа.

Рефлексия настроения

С помощью хлопков выразить свое настроение.

Слайд 21Отлично, я все понял, и мне было интересно

Слайд 22Хорошо, но я немного не понял, и были небольшие трудности

Слайд 23 Мне было неинтересно на уроке, я очень устал

7. Домашнее задание

Подобрать иллюстративный материал предметов народного быта и труда.

Музейный урок изобразительного искусства №3 в 5 классе.

Тема: ВНУТРЕННИЙ МИР РУССКОЙ ИЗБЫ.

Цель: Сформировать у учащихся образные представления об организации внутреннего пространства избы.

Задачи:


  • развивать интерес к внутреннему миру человека и умение сопереживать ему через художественно-творческую деятельность учащихся в процессе освоения образного языка русского жилища.

  • формировать художественную культуру и потребность постоянного общения с декоративно – прикладным искусством, местным бытом и художественными традициями Белгородской области

  • воспитывать интерес к народной культуре.

Зрительный ряд : Детские рисунки интерьера крестьянского жилища из школьного фонда. Дидактический материал: «Внутренний мир русской избы» .

Литературный ряд: Л.Мей “В низенькой светелке…”,

Организационный момент. Подготовка к уроку. Настрой на урок.

Актуализация опорных знаний.

Вопрос 1 . По каким принципам украшался внешний облик крестьянской избы.

Вопрос 2 . Зачем люди украшали свои жилища?

Вопрос 3 . С чем сравнивали крестьяне свой дом?

Ответ. Фронтон избы - чело, передняя часть – лицо, окна – глаза. Рубленая изба являет собой модель мира – соединение трех космических стихий – неба, земли и подземного мира.

Вывод.

Глаголем, кошелем и брусом
Дом строили с резным крыльцом,
С обдуманным мужицким вкусом,
И каждый со своим лицом.

В. Федотов

Формирование новых знаний.

Русская изба... Мы уже знакомы с узорочьем декоративных элементов избы и ее конструкции:

Но давайте, ребята, войдем в крестьянское жилище, которое представлено в нашем школьном музее. Оно воссоздано усилиями учителей и учащихся нашей школы много лет назад. Не последнюю роль в оформлении интерьера сыграло стихотворение Л. Мейя “В низенькой светелке…”

Ученик читает в учебнике (стр. 30):

В низенькой светелке с створчатым окном.
Светится лампадка в сумраке ночном:
Слабый огонечек то совсем замрет,
То дрожащим светом стены обольет.
Новая светелка чисто прибрана:
В темноте белеет занавес окна;
Пол отструган гладко; ровен потолок;
Печка развальная стала в уголок.
По стенам – укладки с дедовским добром,
Узкая скамейка, крытая ковром,
Крашеные пяльцы с стулом раздвижным.
И кровать резная с пологом цветным.

Л. Мей

Учитель. Устраивая свое жилище, люди не забывали о порядке, существующем в природе – гармоничном и совершенном.

Потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – свет.

Под потолком шли полки – полавошники . На них располагалась крестьянская утварь. Посуда обычно была деревянной или глиняной. А около печи укрепляли деревянный настил – полати. На полатях спали.

Для новорожденных подвешивали к потолку избы нарядную люльку . Люльку укрепляли на гибком шесте к матице.

Пол – землю покрывали домоткаными половиками. Дорожки были посланы в направлении от двери к передним окнам. Они были образным выражением идеи пути-дороги.

Окно-око было связью домашней жизни с большим миром, белым светом и с внешним миром.

Для освещения избы в вечернее время использовали лучину или керосиновую лампу . Керосиновая лампа подвешивалась к потолку или ставилась на стол.

Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения, условно поделенного на два основных центра – духовный и материальный.

Под материальным центром мы понимаем мир предметов, предназначенных для нашего тела, здоровья, благосостояния. В крестьянском доме источником всего этого была печь – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней.

“Что есть в печи – все на стол мечи” – говорит русская пословица.

Вопрос. А что же в ней такое есть. Что можно “метать” на стол?

Ответы учащихся.

Учитель. На ней можно сушить впрок продукты – грибы, например (а можно высушить и валенки после зимней прогулки). На печи можно было “погреть косточки” старикам – для этого она была снабжена лежанкой . Даже помыться в печке можно было. Обратите внимание на отдельные детали и форму печи. Перед устьем печи устроен шесток, на который размещали чугунки . Небольшие углубления в стенках печи служили для сушки лучины или в зимнюю пору для просушки варежек. Под шестком, снизу печи, можно увидеть углубление для хранения дров.

Горнило печи (сводчатую варочную камеру) можно было разогреть до 200 градусов, а это очень высокая температура – ведь вода закипает уже при 100 градусах. Пекари знают, что это как раз та температура, которая требуется для выпечки хлеба. Специалисты по русской кухне добавят, что разогретое горнило часами хранит тепло – значит, в нем можно “топить” молоко, варить рассыпчатые каши, готовить жаркое, Вкус пищи, приготовленной в русской печи, не забывается.

Рядом с устьем печи стоят железные ухваты , которыми ставят в печь и достают из печи чугунки. А так же рядом находится кочерга и лопата для выпечки хлеба.

Красный угол (передний, большой, святой) – обращен к юго-востоку. С востоком соединялось представление о рае, блаженном счастье, животворящем свете и надежде; на восток обращались с молитвами, заклятьями, заговорами. С эпитетом “красный” очень много связано. Вспомните, красна девица…Красная скамья, красные окна, красный угол.

Красный значит красивый, главный. В красном углу находилась божница, украшенная сухими целебными травами, по праздникам белоснежными полотенцами с вышивкой и кружевами. Красный угол олицетворял зарю. В этой части избы происходили важные события в жизни семьи, самых дорогих гостей усаживали в красном углу, на красную лавку за стол.

Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себе она вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.

Учитель. Давайте перейдем в классную комнату и продолжим наш урок. (Одна из форм физкультминутки).

Откройте тетради и учебник на странице 30. Запишите тему урока и рассмотрите фотографии на страницах 31-34.

Задание : Запишите в тетради основные предметы быта внутреннего мира русской избы.

Практическая работа.

Задание: Нарисовать фрагмент интерьера избы с основными предметами быта.

Варианты и последовательность изображения крестьянского интерьера представлены на дидактических карточках, которые лежат у вас на столах.

Учитель рисует на доске один из вариантов композиционного решения крестьянского интерьера: изображение угла фронтальной стены с двумя прилегающими к ней боковыми стенами. Вписывает в интерьер (по выбору) печь, лавку и т.п. Затем обращает внимание учащихся на выставку детских рисунков прошлых лет по данной теме.

Самостоятельная работа учащихся. Учитель проверяет записи в тетрадях.

Итог урока.

Анализ и оценка работ учащихся в альбоме и тетрадях.

Домашнее задание: выполнение в цвете (отработать мазок “бревнышко”, выполнение предметов обстановки и быта). Подобрать иллюстрации или фотографии предметов крестьянского быта. Прочитать текст на стр. 30-35.

Красный угол русской избы

Интерьер русской избы

Класс: 5

Презентация к уроку


























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Класс – 5 общеобразовательный

Цель урока: (Слайд 2)

  • развитие творческой и познавательной активности;
  • формирование практических умений работать в малом коллективе (группе);
  • формирование понятия о единстве пользы и красоты в интерьере жилища и предметах народного быта;
  • воспитание любви к Родине и народной культуре.

Тип урока – урок формирования навыков и умений.

Оборудование и материалы

Для учителя:(зрительный ряд)

  • иллюстрации с изображением элементов русской печи, “красного угла”, “горницы”, “печного угла”, домашней утвари;
  • примеры интерьеров крестьянского жилища;
  • мультимедийный проектор(презентация).

Литературный ряд: стихи, сказки.

Музыкальный ряд: народные мелодии, русские народные песни.

Для учащихся (художественные материалы) – гуашь, бумага (белая и цветная), клей,ножницы, картонная коробка, разные материалы.

План урока 1

  1. Беседа о внутреннем убранстве русской избы.
  2. Постановка художественной задачи.
  3. Самостоятельный подбор материалов для работы.

План урока 2

  1. Формирование групп.
  2. Постановка художественной задачи по выполнению макета интерьера русской избы.
  3. Работа в малых группах.
  4. Подведение итогов.

Ход урока

Организационный момент.

Дети сидят за партами, разделены на 4 группы. Звучит русская народная музыка. Учитель читает стихи на фоне музыки. (Слайд 3)

Вот вам русская изба...
В центре стол, печь, образа,
Люлька - нянчит малыша,
Самовар и утюг, у стены большой сундук.

Беседа учителя.

Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на уроке? (о внутреннем мире избы).

Появляется заголовок РУССКАЯ ИЗБА.(Слайд 4)

Представьте, что мы с вами в настоящей русской избе. Рассмотрим внутренний мир русской избы.

Сколько интересного и мудрого “впитала” русская изба! Внутренний мир русского дома был особенным, неповторимым. Предметы быта, наполняющие его, играли в жизни людей определенную роль.

Крестьянское жилище состояло из клети, избы, сеней, горницы, подклети и чулана. Основное жилое помещение –изба с русской печью.(Слайд 5)

Изба на Руси начиналась с крыльца, которое “зазывало” гостей войти внутрь дома.(слайд 6) В каждом доме обязательно была лавка. Лавки и скамьи отличались друг от друга. Лавка чаще всего располагалась вдоль стены и стояла неподвижно. (слайд 7)

Скамья же имела ножки, и ее легко можно было передвинуть. Если хозяин дома усаживал гостя на лавку, это расценивалось как знак уважения со стороны семьи. Так гость мог судить об отношении к нему хозяина.

Белая старуха на одном месте сидит,
Из угла в угол не переставить и из избы не вытащить (печь).(слайд 8, 9)

А какие обряды и обычаи были связаны с печкой на Руси? (слайд 10)

Считалось, что за печью живет домовой – хранитель домашнего очага. Во время сватовства за печью по традиции прятали невесту.

Действительно, печь – душа крестьянского дома. Она и кормилица, и поилица, и тела согревательница. Без печи нет избы.

Русская печь со временем приобрела массу удобных приспособлений. Например, шесток-полочку перед устьем печи, на котором хозяйка могла держать в тепле приготовленную пищу.(слайд11) Печь обычно ставили в углу справа или слева от входа. Угол напротив устья печи считался рабочим местом хозяйки.(слайд12) Все здесь было приспособлено для приготовления пищи. У печи стояла кочерга, ухват, помело, деревянная лопата. Рядом с печью обязательно висели полотенце и рукомойник – глиняный кувшин с двумя сливными носиками по сторонам. Под ним стояла деревянная лохань для грязной воды. На полках вдоль стен располагалась крестьянская посуда: горшки, ковши, чашки, миски, ложки. Мастерил их из дерева, как правило, сам хозяин дома.

Почетное место в избе – “красный угол” -находилось по диагонали от печи, в дальнем углу комнаты, -так, чтобы иконы были первым, что видел входящий. Войдя в комнату, христианин, прежде всего, крестился перед образами и кланялся Богу, и только затем здоровался с хозяином.(слайд 13, 14)

Красный угол всегда держали в чистоте, а иногда и украшали вышитыми полотенцами. В красный угол сажали самых дорогих гостей, а во время свадьбы – молодых. По традиции, в день свадьбы невесту увозили на венчание именно из красного угла.

Мебели в избе было немного – стол, лавки, сундуки, посудные полки –вот, пожалуй, и все.(Привычные для нас шкафы, стулья, кровати появились в деревне только в XIX в.)(слайд15)

Главным предметом мебели в избе считался обеденный стол. Он стоял в красном углу. (слайд 16) В обычные дни, за обеденным столом, сидел глава семьи. Каждый член семьи знал свое место. Хозяин дома во время семейной трапезы сидел под образами. Его старший сын располагался по правую руку от отца, второй сын - по левую, третий - рядом со старшим братом. Детей, не достигших брачного возраста, сажали на лавку, идущую от переднего угла по фасаду. Женщины ели, сидя на приставных скамейках или табуретках. Нарушать раз заведенный порядок в доме не полагалось без крайней необходимости. Человека, их нарушившего, могли строго наказать. В будние дни изба выглядела довольно скромно. В ней не было ничего лишнего: стол стоял без скатерти, стены без украшений. В печном углу и на полках была расставлена будничная утварь. В праздничный день изба преображалась: стол выдвигался на середину, накрывался скатертью, на полки выставлялась праздничная утварь, хранившаяся до этого в клетях.

Одежду крестьяне хранили в сундуках. Чем больше достаток в семье, тем и сундуков в избе больше. Мастерили их из дерева, обивали для прочности железными полосами. Нередко сундуки имели хитроумные врезные замки. Если в крестьянской семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке ей собирали приданое. (слайд 17, 18)

Для сна использовали лавки, скамейки, сундуки с плоской крышкой. Для грудных детей предназначались подвесные люльки, зыбки или колыбели, которые украшали резьбой, росписью, фигурными вырезами в досках. В каждой семье имелась своя счастливая люлька, а если еще не было, изготавливалась она с молитвами и любовью. А затем передавалось от поколения к поколению: как только малыш подрастал, он уступал место новорожденному.(слайд 19, 20)

Убранство крестьянской избы было необычайно гармонично. Интерьер избы – столь же прекрасное творение, как и все, что создавал крестьянин.

Творческое задание.

А теперь давайте посмотрим, какие иллюстрации вы принесли. Используя их, придумайте свою композицию интерьера избы.

На втором уроке учащиеся в заранее подготовленной для макета коробке (в коробке убираются 2 стены и сделается угловая композиция), используя разные материалы, создают макет внутреннего убранства русской избы, предметов быта и труда.

Подведение итогов урока.

Учащиеся демонстрируют свои работы. В интерьер можно поместить принесенные игрушки, которые будут выполнять роль жильцов.

Тема урока: "Внутренний мир русской избы».

(5 класс.Программа Б.М.Неменского)

Тип урока : комбинированный (урок нового знания и практической работы)

Цель урока:

    Сформировать у учащихся образные представления об организации, мудром устроении человеком внутреннего пространства избы и декоре.

    Познакомить с понятием интерьер, его особенностями в крестьянском жилище; сформировать понятие духовного и материального.

Задачи:

Образовательные:

    Продолжить знакомство учащихся с условиями быта крестьян, подчеркнув, что они оставались почти неизменными на протяжении веков.

    Обратить внимание на богатство традиции и обычаев, связанных с миром крестьянской избы.

    Привлечь учащихся к поиску старинных вещей, оформлению экспозиции, сбору пословиц и поговорок по теме урока, что способствует повышению интереса к предмету и развитию творческих способностей учащихся.

    Подчеркнуть самобытность, талантливость русского народа, его простоту и глубокую духовность.

Развивающие:

    Активизировать познавательный интерес к истории.

    Развивать кругозор детей, память, внимание учащихся, мышление, умение анализировать.

    Обобщать, графические умения, связанные с составлением схемы жилья, воображение и фантазию.

Воспитательные:

    Воспитывать у учащихся интерес к историческому прошлому Родины.

    Воспитывать эстетический и художественный вкус в процессе восприятия учебного материала.

Зрительный ряд: презентация по теме урока, иллюстрации к русским сказкам, былинам,

рисунки пустой комнаты.

Музыкальный ряд : народные песни.

Оборудование и материалы: кисти, краски, баночка для воды, карандаши, листы формата А4, ПК, проектор, экран.

Ход урока

1.Организационный момент. (2 мин)

Учитель:

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз,

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок,

Возьмем же в руки кисти, краски

И вместе сочиним урок.

Сегодня у нас на внеурочном занятии гости, из школ Выгоничского района. В Выгонииичском районе много сел и деревень со своей историей и фасадами старинных домов, которые сохраняются, и по сей день в своем первозданном виде.

Все это история и культурное наследие нашей Родины, которое мы должны беречь и сохранять, в противном случае у нас не будет прошлого, а народ, не знающий свою историю и традиции, не имеет будущего.

2. Актуализация опорных знаний. (5 мин)

СЛАЙД №1

Учитель:

Русская изба… С ней мы уже не первый раз встречались на наших уроках и внеурочных занятиях, и вновь обращаемся к ее образу.

Что для вас обозначает понятие деревенский или деревянный дом?

(Деревенский, деревянный дом – это колыбель крестьянской России. Человек, чувствуя себя незащищенным от космических сил и стихий, стремился создать свой мир, свой дом – добрый и уютный. Свой микрокосмос, маленькую вселенную.)

Учитель:

    Ребята, давайте вспомним, что представляет собой конструкция деревенского дома?? (Фронтон избы - чело, передняя часть фасад – лицо,средний брус по потолку-матица- Млечный Путь, пол - землю,окна – глаза.)

    Какую модель мира она собой являет? Что олицетворяла собой изба? (Соединение трех космических стихий – неба, земли и подземного мира.)

    Как строилась русская изба? С помощью какого инструмента?

(Жаль, что до наших дней мало дошло старинных деревянных сооружений. Одни из них уничтожены пожарами в лихие годы, другие не пожалело время. Но мы всё равно знаем, что строили наши предки свои дома при помощи одного топора. А потому-то избы и назывались рублеными. Нет в такой постройке ни одного гвоздя. Ведь гвозди ржавеют, а вместе с ними портится и дерево.)

Учитель:

Молодцы, ребята,

    Что-то мы всё вокруг да около избы!?

    Как вы думаете, если мы зайдем в избу - о чём мы с вами сможем поговорить и что нового узнаем?

«Внутренний мир крестьянской избы»

    Сегодня на уроке мыпродолжим знакомство с внутренним миром русской избы, ее интерьером и убранством, закрепим знания об организации и мудром устроении человеком внутреннего пространства избы.

И для этого нужны волшебные слова – все о чём вы сейчас про избу сказали я под итожу стихами:

На своей родной земле
Жил мужик семьей в селе.
А село то не простое:
На горе оно стоит,
Рядом поле золотое,
Снизу реченька бежит,
За околицей леса,
Там живут медведь, лиса,
Вдоль реки стоят дома,
Смотрят на дорогу.
Украшает их сама
Матушка-Природа.
Подарила для избы
Лес из ели и сосны,
Дуб, осину: что смогла -
Все природа отдала.
Оглядись-ка ты вокруг,
Что увидишь, милый друг?
Пятистенка пред тобой,
Словно терем расписной,
Ты в ворота постучи,
И в калиточку войди.
Три окошечка подряд,
На тебя резьбой глядят.
Украшает крышу пень,
По прозванью охлупень.
Словно конь аль птица,
К солнышку стремится.
Толи терем, толи дом
Хорошо украшен он,

И от зла обережен.

Что же мастер вырезал,
Как он дом свой украшал?
А резьба то не простая
Контурная, прорезная,
Ажурная, накладная,
Вот рельефная резьба,
Корабельная она.
И орнамент не простой!
Посмотри-ка ты, постой:
Ты увидишь змейку, соты,
Замечательной работы:
Вот витейка, ромб, цепочки,
И красивые листочки,
Вместо злобных страж с ворот,
Смотрит лев на Вас как кот,
Вот русалки, птицы-павы -
Все важны и величавы.
Просто чудо, не уйти!
Что там ждет нас впереди?
Поднимись-ка на крыльцо,
Дерни тихо за кольцо.
Посмотри на дверь – защита -
Там подковочка прибита,

Дверь слегка отворотилась,

Вот изба нам и открылась.
Ты за эту дверь зайдешь,
Сразу в сени попадешь.
Сени держат холода,
Не пробраться им сюда.

Учитель:

В избе существует тот же порядок, который наблюдается в природе, все - гармонично и совершенно.

Давайте узнаем, что же находилось в русской избе.

Зайдя в избу мы увидим под потолком ПОЛАВОШНИКИ (полки), на них располагалась крестьянская утварь: посуда, корзинки, лукошки. Посуда обычно была деревянной или глиняной.

СЛАЙД №6

Для новорожденных подвешивали к потолку избы нарядную ЛЮЛЬКУ . Люльку укрепляли на гибком шесте к матице.

СЛАЙД №7

Пол – землю- застилали ДОМОТКАННЫМИ ПОЛОВИКАМИ – дорожками.

СЛАЙД №

Для освещения избы в вечернее время использовали ЛУЧИНУ, которую ставили в СВЕТЕЦ .

СЛАЙД №

В крестьянском доме ПЕЧЬ была – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней. Не случайно печь распространенный персонаж, часто встречающийся в русских сказках.

    Какие сказки вы знаете, где говориться о печи?

Что есть в печи – все на стол мечи” – говорит русская пословица. Печь служит не только для обогрева жилища, но и для приготовления пищи. На ней можно сушить впрок продукты – грибы, например (а можно высушить и валенки после зимней прогулки). На печи можно было “погреть косточки ” старикам – для этого она была снабжена лежанкой. Снизу печи, можно увидеть углубление для хранения дров.Считалось, что за печью живет домовой – хранитель домашнего очага. Во время сватовства за печью по традиции прятали невесту. Русская печь – домашний очаг, место окружённое почитанием всей крестьянской семьи: она является источником существования и благополучия.

Печь – место чистое, нельзя плевать на печь и сжигать в ней мусор. Гость, вошедший в избу, первым делом, прислонялся ладонями к печи, таким образом, отдавая почесть хозяйке дома и прося благосклонности у домового.

Рядом с устьем печи стоят на - вытяжку железные ухваты, которыми ставят в печь и достают из печи чугунки. А так же рядом находится кочерга и лопата для выпечки хлеба. Тепло, которым дышала печь, было сродни душевному теплу”.

В избе, где печь топили «по–черному», потолка не было: дым выходил в окошко под самой крышей. Такие крестьянские избы назывались курными. Печь с трубой и изба с потолком были только у богатых. Почему так? В курной избе все стены были черные, закопченные. Оказывается, такие закопченные стены дольше не гниют, изба могла служить сотню лет, да и дров печь без трубы «съедала» меньше.

«Догадлив крестьянин, на печи избу поставил»

Желая передать свое душевное состояние, человек говорил: « Словно у печи погрелся». Где самое уютное место в доме? На печи: «Хлебом не корми, только с печи не гони». Печью клялись в правдивости своих слов: «Коли вру, так дай Бог хоть печкой подавиться». О человеке ничего не понимающем в происходящих событиях, говорят: «Словно с печи свалился».

СЛАЙД

Перед нами слева КРАСНЫЙ УГОЛ избы.Духовный центр дома. Духовный - от слова “душа”. Бывает он и справа,все зависит от того,в каком углу у входа стояла печь-красный угол располагался по диагонали от печи.

    Почему этот угол называют красным? Не знаете ?

    А что означает слово красный? Красный значит красивый, главный. Освещала заря по утру.

Изначально строили дома так, чтобы этот угол дома был направлен на юго-восток . С востоком соединялось представление о рае, блаженном счастье, животворящем свете и надежде; на восток обращались с молитвами, заклятьями, заговорами.

Икону всегда вешали лицевой стороной к востоку, где всходит солнце – воплощение доброты. Этому правилу следовали все: будь то крестьянская изба, царские покои или купеческие хоромы. При любой беде или пожаре первой из избы выносилась икона.

Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь ставили стол, за которым проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья, обряды.

ИГРА БОЯРЕ

СЛАЙД №

Одним из материальных объектов был СТОЛ . К столу относились с уважением и называли «Божьей ладонью», именно поэтому нельзя было бить по столу, влезать на него детям. Вдоль стен были расположены широкие ЛАВКИ . Скамьи отличались от лавок тем, что лавки намертво прикреплялись к стенам, а скамьи можно было свободно переносить с места на место.

СЛАЙД №12

ЖЕНСКИЙ УГОЛ

    Кто больше всего времени проводил у печи?

Угол напротив печи так и называли –бабий кут, женский угол. Здесь хозяйка,ближе к печи,готовила пищу, здесь был шкаф для хранения кухонной посуды – посудник.

Поэтому ту часть, где стояла печь, называли женской половиной. Там хозяйкеи пряли, занимались рукоделием.

СЛАЙД №13

МУЖСКОЙ УГОЛ

От двери до боковой стены была устроена лавка-КОНИК ,на которой мужчины занимались хозяйственной работой. Вертикальная доска часто изображала коня, отсюда и название. Это место было мужской половиной.

Под лавкой хранили крестьянское добро. А на стене висела конская сбруя, одежда и принадлежности для работы. На мужской стороне находилась и еще одна вещь… Она одновременно служила и лавкой, и постелью, и хранилищем вещей.

    Догадались, о чём идет речь?

СЛАЙД №14

Конечно же, это СУНДУК . Со временем он заменил коник. Для хранения одежды в углу стоял большой сундук. Для хранения украшений изготовлялись шкатулки и ларцы.Сундуки бывали разных размеров. Маленькие сундучки, не предназначенные для сидения, назывались ларями . Большие же сундуки для прочности обивали железными полосами, часто делали скобу для замка. Их украшали резьбой, кованными металлическими узорами, рисунками. И хранили в сундуках вещи, украшения.

5.Подведение итогов.

Учитель:

Сегодня вы познакомитесь с интерьером крестьянской избы.

    Чтобы продолжить мы должны выяснить, что же такое ИНТЕРЬЕР? (Обсуждение слова детьми ИНТЕРЬЕР – это внутренний вид комнаты, его убранства. )

6.Практическая работа.(15 мин)

(Правила техники безопасности работы с ножницами)

Смотрите, мы раскрыли пасть –

В неё бумагу можно класть,

Бумага в нашей пасти

Разделится на части.

Работа по группам. Ребята договариваются, что будут рисовать, какой предмет из интерьера. Нарисовав, вырезают и крепят на заранее приготовленный рисунок пустой комнаты.(звучит фоном музыка)

7. Рефлексия итогов урока. (5мин)

Демонстрация выполненных работ детей.
- Молодцы ребята обратите внимание, какая творческая работа получилась у нас.

(Команды получают оценки, оценивая при этом друг-друга)

Вопросы для закрепления новой темы:

    Что главным считалось в избе?

    Лавка, которая устанавливалась для мужчин?

    Что использовали для хранения одежды?

    Как украшен каждый предмет?

Это наша культура, которая отражает характер, нравы, обычаи и традиции нашего народа.

8. Домашнее задание:

В продолжение темы найти информацию о предметах народного быта

Учитель:

Стучал топор, летели щепки,
Со стоном падали стволы,
Ломалися сучки и ветки,
И капли падали смолы.

Затем бревно к бревну ложилось,
Крыльцо, наличники, окно.
Наверно, так изба рубилась,
Но это было так давно.

Пакля словно борода,
Из под брёвен лезет в низ.
Пол дубовый весь в следах,
Потолок слегка провис.

На стене портретов ряд,
Лик Святой в углу стоит.
Красный угол говорят,
Должен быть в избе не скрыт.

Входящий в избу клал поклоны,
Смотрел на образа, крестясь,
И пахло хлебом испеченным,
И ждали щи, в печи томясь.

А печь в избе была главою,
Сложить ее лишь мастер мог.
Кирпич к кирпичику, стеною,
Струился из трубы дымок.

Горел огонь, в печи гудело,
На улице метель, пурга.
Окошко все заиндевело,
У печки сторож – кочерга.

Тёмный стол скамья под ним,
У которой трётся кот.
С керосинки копоть - дым,
К потолку струёй ползёт.

Крестьянский труд всегда нелегкий:
То шерсть напрясть, то лапти сплесть,
Пошить на всю семью обновки,
Конечно, всех забот не счесть.

Изба жила всей полной жизнью:
Труды, заботы, радость, грусть,
Ей приходилось за Отчизну,
Отдать сынов, спасая Русь.

Ждала с войны, изба, старея,
Просев на бок за много лет,
Но, помня все до поколенья,
Смотрела окнами им вслед.

Да, Русь могуча и едина,
И это не пришло извне.
Большая роль, неоспоримо,
Принадлежит простой ИЗБЕ.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры