Проблема необходимости мести аргументы из литературы. Аргументы ОГЭ (Копилка)

Главная / Развод

Аргументы из книги Ольги Громовой «Сахарный ребенок»

1. Проблема воспитания.

Родители маленькой Стеллы Нудольской из книги Ольги Громовой «Сахарный ребенок» много работали и были очень занятыми людьми, но у них всегда находилось время, чтобы организовывать для ребенка интеллектуальные игры, обучать девочку языкам, рисованию и пению. На всю жизнь она запомнила важные правила «хорошего человека», который не боится трудностей, «развязывает все узлы сам» и умеет терпеть. Всё это помогло Стелле стать по-настоящему сильной, смелой и свободной.

2. Проблема роли литературы в жизни человека.

Главная героиня книги Ольги Громовой «Сахарный ребенок» Стелла помнит, что важной частью жизни их семьи были книги. У них была прекрасная библиотека и традиция вечернего чтения вслух. Так складывались у ребенка представления о том, что книга – друг, советчик и поддержка в любых ситуациях. В дальнейшем в ссылке, в киргизском селе, эти чтения возобновятся для людей, объединенных общей бедой. Они будут слушать и стихи и поэмы А.С. Пушкина, и киргизский эпос «Манас». Так литература объединит людей разных национальностей и возрастов с различным жизненным опытом, образованием.

3. Проблема преодоления жизненных трудностей, стойкости и терпения.

Главная героиня книги Ольги Громовой «Сахарный ребенок» Стелла Нудольская вместе с матерью подверглись репрессиям: их отправили в ссылку как членов семьи врага народа. Сложно было женщине, перенесшей костный туберкулез, справляться с тяжелой физической работой, страшно за судьбу дочери, но она ни разу не пожаловалась на боль или усталость. Именно стойкость, мужество и упорство матери помогли ей и Стелле выжить в нечеловеческих условиях и при этом остаться гордыми, внутренне свободными людьми.

4. Проблема милосердия.

Главная героиня книги Ольги Громовой «Сахарный ребенок» Стелла помнит, как Южаковы, рискуя своей свободой, бескорыстно помогали выжить ссыльным, просто потому, что видели, как тяжело было женщине и ее дочери справляться с нуждой и болезнью. Южаковы приняли на себя заботу о Стелле и ее матери: лечили, кормили, помогали с переездом, привозили продукты. Это и есть пример сострадания.

5. Роль родительской любви.

Вспомним биографию Стеллы Нудольской из книги Ольги Громовой «Сахарный ребенок». Женщина, перенесшая в жизни много бед, несправедливости и жестокости, с благодарностью вспоминает своих родителей, которые с любовью относились к ней, всегда поддерживали. В детстве они всегда уделяли дочери много времени: играли с ней, читали ей книги, учили её языкам. С детства усвоила Стелла многие истины, которые помогли воспитать характер, главная из них – «Рабство - это состояние души. Свободного человека сделать рабом нельзя».

6. Проблема трудолюбия.

Примером трудолюбивого человека может служить Савелий Южаков из книги Ольги Громовой «Сахарный ребенок». Этот человек всю свою жизнь посвятил тяжелому крестьянскому труду и детей с детства приобщал к работе: мальчики наравне с отцом пахали, сеяли, косили, девочки во всем помогали матери по дому. Кроме этого Савелий прекрасно вырезал по дереву, валял обувь, а жена и дочери пряли, шили. Усилия всей семьи давали свои плоды: хозяйство «южаков» было крепким, несмотря на трудности, коллективизацию, сложный климат.

7. Проблема поиска смысла жизни.

Вспомним книгу Ольги Громовой «Сахарный ребенок», повествующую о судьбе репрессированной семьи. Стелла, главная героиня произведения, не раз задумывается, в чем смысл жизни, каковы ориентиры, которым стоит следовать на жизненном пути. Воспитанная, несмотря на все трудности, свободным человеком, Стелла считает главной жизненной целью умножение добра. Перенесшая множество лишений, она и в пожилом возрасте не отказывается от активной жизненной позиции и участвует в сборе средств гуманитарной помощи пострадавшим от землетрясения людям.

8. Проблема борьбы за правду, справедливость

Обратимся к книге Ольги Громовой «Сахарный ребенок», в центре внимания которой находится судьба репрессированной девочки Стеллы Нудольской. Девочка даже под угрозой исключения из пионеров, что считалось в те годы позором, отказывается закрашивать чернилами в учебнике портреты Блюхера и Тухачевского, так как считает их достойными людьми, внесшими свой вклад в историю нашей страны. Это достойный поступок, показывающий силу характера героини произведения.

9. Проблема патриотизма

Вспомним книгу Ольги Громовой «Сахарный ребенок». Стелла Нудольская, главная героиня этого произведения, несмотря на трудности судьбы репрессированного еще в детстве и объявленного членом семьи изменника родины человека, остается верна своей Отчизне. У нее даже мысли не возникает об эмиграции, ведь она понимает, что страна – это не только вожди, правительство, но и народ, поэтому оставлять родную землю в трудную для Отечества пору нельзя, нужно служить людям и творить добро.

10. Проблема ответственности за нравственный выбор.

Ольга Громова в книге «Сахарный ребенок» размышляет о том, как правильно сделать нравственный выбор, чтобы не утратить самоуважения и не потерять человеческое достоинство. Стелла Нудольская, главная героиня произведения, беседует с матерью о том, почему врагами народа и кулаками объявляют честных и трудолюбивых людей, которые служили народу. В конце разговора девочка понимает, что при оценке людей нужно «слушать сердце» и думать самой, а не слепо верить громким словам, лозунгам, обвинениям и славословиям. Стелла приходит к выводу, что каждый сам должен выбирать, чью сторону он принимает, и отвечать за собственное решение.

11. Проблема дружбы

Обратимся к книге Ольги Громовой «Сахарный ребенок», в центре повествования которой находится судьба Стеллы Нудольской. Будучи репрессированной и оказавшись с матерью в далекой Киргизии, главная героиня произведения понимает ценность дружбы. Когда девочку за то, что она отказывается зачеркивать портреты Блюхера и Тухачевского в учебнике, исключают из пионеров, товарищи не оставляют её в беде. Сапкос и Фрида поддерживают Стеллу и остаются верными друзьями, несмотря на то, что их могли тоже осудить общение с ней.

Аргументы из повести Бориса Львовича Васильева «Летят мои кони…»

    Проблема любви к малой родине.

Проблему любви к малой родине поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор признаётся в том, что ему «сказочно повезло» родиться в Смоленске. С чувством гордости рассказывает прозаик об истории города, о людях, которые в нём живут, о дубе, сохранившем «вечно живую теплоту» прошлого. Рассказчик понимает, что на земле есть города краше, но именно Смоленск стал дорог, потому что он «колыбель детства».

    Проблема патриотизма

Проблему патриотизма поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор признаётся в том, что его любовь к Отечеству началась с уважения к истории родного города, с умения ценить традиции своей семьи и своего народа. Именно за Смоленск, где прошло детство, идет сражаться молодой лейтенант Васильев, понимающий, что «колыбель детства» невозможно отдать врагу.

    Проблема доброго отношения к окружающим людям

Проблему доброго отношения к окружающим людям поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В этом произведении автор, рассказывая о своём детстве, вспоминает, что оно было «насыщено Добром». Помогать соседям, которым приходилось трудно, было нормой, за это не ждали похвалы или награды. Эта «простейшая форма добра» помогла рассказчику сформировать нравственные ценности, сохранить гуманность до пожилых лет.

    Проблема воспитания

Проблему воспитания поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор, рассказывая о своём детстве, демонстрирует, как его воспитывали родители, прививая ему «великое чувство повседневного бытового интернационализма», трудолюбие, трепетное отношение к книге, умение жертвовать необходимым ради людей. Родители своим примером показывали мальчику, как нужно жить, чтобы быть «вполне хорошим» человеком. Например, отец ни разу не позволил себе использовать служебную машину в личных целях, потому что считал такой поступок бесчестным.

    Влияние природы на человека

Проблему воспитания поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В этом произведении автор рассказывает об огромном старом дубе, «самом древнем жителе» Смоленска. Красоту и величие этого дерева, хранящего историю веков, мальчик запомнил на всю жизнь. Именно этот дуб заставил его задуматься о роли истории в жизни каждого человека.

    Проблема роли детства, детских воспоминаний в жизни человека

Проблему роли детства, детских воспоминаний в жизни человека поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В этом произведении автор, человек многое переживший, с трепетным чувством вспоминает тех, кто «одарил его детством и согрел собственным сердцем», потому что именно в детстве были заложены те черты, которые помогали выжить в трудные годы войны, которые сделали его творцом и человеком, ценящим превыше всего духовность.

    Проблема самопожертвования, любви к людям

Проблему самопожертвования, любви к людям поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В этом произведении автор рассказывает о судьбе доктора Янсена, «святого города Смоленска». Этот человек посвятил свою жизнь бескорыстному служению людям. Врач в районе, где жила беднота, он работал без выходных и праздников, был всегда вежлив и терпелив. Доктор Янсен пожертвовал собой ради спасения двух мальчишек, которые во время игры провалились в канализационную шахту и могли задохнуться. На похороны этого достойного человека пришел весь Смоленск.

    Проблема роли искусства в жизни человека

Проблему роли искусства в жизни человека поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В этом произведении автор видит функцию искусства в том, чтобы насыщать человеческую жизнь смыслом, учить людей сомневаться, чувствовать и страдать. Всё это, по мнению писателя, продлевает жизнь физическую и духовную.

    Проблема поиска смысла жизни

Проблему смысла жизни поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор рассказывает о том, как, пытаясь постичь цель собственного существования, он обращается к отцу с вопросом: «Зачем человеку столько отпущено?» И получает короткий, но ёмкий ответ: «Для работы». Именно этот разговор помог юноше уверовать в «необходимость упорного, ежедневного, исступленного труда». В этом видел он высокую цель, умножающую добро в мире.

    Проблема роли труда в жизни человека

Проблему роли труда в жизни человека поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор рассказывает о своей семье, в которой трудились все. С раннего детства рассказчик помнит руки, обожженные выполотой травой, отца, который в свободное от службы время что-то чинил, восстанавливал, мать и тётку, вечно что-то штопавших и перешивавших. Для них человек, не желавший работать, «заведомо воспринимался с отрицательным знаком, если он здоров».

11/ Проблема духовности, моральных ценностей

    Роль литературы и чтения в формировании личности

Проблему литературы и чтения в формировании личности поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор рассказывает о своей семье, главной ценностью в которой были книги. На всю жизнь мальчик запомнил, как по вечерам читали вслух классику, литературу, которую «читают, образно говоря, сняв шляпу». Так он открыл для себя Тургенева, Гончарова, Гоголя, Лермонтова… Произведения великих литераторов сформировали лучшие черты характера будущего писателя, при этом он «так и остался стоять на коленях перед Литературой».

    Проблема отношения к животным

Проблему отношения к животным поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор призывает читателей видеть в животном не забаву, не каприз, а помощников, необходимых людям и поэтому уважаемых. Именно тогда животные облагораживают человека, делают его добрее, требовательнее к себе самому. Главное – не забывать об ответственности перед братьями нашими меньшими и быть к ним милосердными. Именно таким можно назвать отца рассказчика, который кормил брошенных людьми собак, а те отвечали ему преданным служением.

    Проблема упорства в преодолении трудностей

Проблему упорства в преодолении трудностей поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор рассказывает о своём отце, который никогда не бросал начатого дела, потому что верил: «всё дело лишь в желании да труде». Этому человеку всегда хватало сил преодолеть преграды. Например, он взял на себя обязанность чинить списанные автомобили, чтобы учить новичков водить машины. Не жалея времени, офицер работал, и ему удалось «вдохнуть жизнь в эти автотрупы».

    Проблема мужества и героизма

Проблему мужества и героизма поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор рассказывает о своём отце, скромном и немногословном человеке, который в экстремальной ситуации проявил силу духа и смелость. Когда из-за неосторожности мальчика в гараже возник пожар, грозящий перекинуться на жилые дома, отец рискуя жизнью, вытащил уже загоревшуюся бочку с бензином, чем спас людей от огня.

    Проблема совести

Проблему совести поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор рассказывает о своём отце, скромном и немногословном человеке, который, несмотря на то что имел право на личный автомобиль и в его распоряжении были три машины, никогда не использовал их в личных целях, потому что ему было совестно перед людьми, ведь техника и бензин были государственной собственностью.

    Проблема милосердия, умения жить не для себя

Проблему милосердия, умения жить не для себя поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор рассказывает о своей бабушке, которая умела сочувствовать чужой беде. Например, когда она узнаёт, что одна из знакомых уже месяц живёт без света и примуса, отдаёт той свой керосин вместе с бидоном и нисколько не жалеет об этом.

    Проблема материнской любви

Проблему материнской любви поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор рассказывает о своей матери, которая подарила ему жизнь, рискуя собственной, ведь её «сжигала чахотка». Этот подвиг материнской любви, самоотречения и жертвенности рассказчик пронёс через всю свою судьбу. С благодарностью вспоминает писатель о том, что мама научила его не жаловаться на жизнь, дружить с людьми, не обращая внимания на их национальность, читать классическую литературу.

    Проблема исторической памяти

Проблему исторической памяти поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор делится своими взглядами на роль памяти о предках в жизни каждого из нас. Прозаик считает, что не потеряли своей актуальности слова А.С. Пушкина о том, что нужно гордиться славою своих предков, а не уважать её – постыдное малодушие. Именно история связывает поколения, хранит традиции и «не позволяет человеку остаться варваром».

    Проблема роли учителя в жизни человека

Проблему роли учителя в жизни человека поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор с благодарностью рассказывает о своей первой учительнице, которая видела свой долг не в том, чтобы «нафаршировать» детей знаниями, изготовить из них будущих «роботов-специалистов», а в том, чтобы «воспитать Граждан Отечества своего». Именно она позволила детям прикоснуться к прошлому Родины, привила им любовь к истории.

21. Проблема влияния войны на судьбу человека

Проблему влияния войны на судьбу человека поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». Будучи участников ВОВ, Борис Васильев говорит о том, что тяжесть ее все равно невозможно сбросить с плеч. Это время называет обугленным листком биографии и считает своим долгом писать о том военном времени. Именно поэтому появляется повесть «В списках не значился». Это венок памяти на могилу самому близкому другу Николаю Плужникову. Военное поколение лишено было юности: ранняя ответственность сделала их молодыми взрослыми.

Аргументы из книги Дмитрия Сергеевича Лихачева «Письма о добром»

    Проблема поиска цели и смысла жизни

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убеждает юных читателей в том, что «увеличивать добро в окружающем нас мире» - самая высокая и достойная цель человеческой жизни. Ошибается тот, кто считает главной ценностью карьеру или материальный достаток, ведь все это можно утратить в один момент. А человек, который радовался каждому своему доброму делу, не теряет, а приобретает уважение и благодарность окружающих.

    Проблема чести и достоинства

Другим примером может служить сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убежден, что каждый человек должен следовать мудрой народной пословице и беречь честь смолоду. Ведь в памяти людей живут наши поступки. Достойные будут в старости согревать сердце, а дурные не дадут спокойно спать по ночам.

    Проблема любви

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убеждает юных читателей в том, что любовь необходима, так как именно она делает человека лучше, помогает ему обрести мудрость. Однако это чувство не должно быть безотчетным, слепым. Нужно видеть недостатки любимого человека и помогать ему бороться с ними.

    Проблема правды, честности

Другим примером может служить сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убежден, что ложь, хитрость всегда обращена против обманщика. Верность истине и справедливости академик считает высшим чувством. Мудрый человек не будет изворачиваться, правда дает ему самое ценное в жизни – спокойную совесть.

    Проблема патриотизма и национализма

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убеждает юных читателей в том, что нужно быть патриотами, а не националистами. Нет необходимости ненавидеть другие народы, если ты любишь свой. Истинный патриот должен знать и ценить историю своей страны, стремиться сделать все возможное для процветания Отчизны.

    Проблема доброго отношения к людям

Другим примером может служить сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убежден, что необходимо быть открытым, терпимым к чужим недостаткам. В людях нужно искать хорошее. Это умение видеть в человеке «заслоненную» красоту обогащает духовно.

    Проблема обиды и мести

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убеждает юных читателей в том, что не стоит опускаться до обиды, ведь излишняя обидчивость – признак закомплексованности, поэтому необходимо научиться прощать и никогда не мстить, так как это позволяет человеку уделять больше внимания добрым чувствам.

    Проблема алчности, жадности

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убеждает юных читателей в том, что жадность – это «забвение собственного достоинства», отвратительное чувство, унизительное для человека, враждебное ему и окружающим. Алчность в отличие от разумной бережливости – болезнь, овладевающая умом.

    Проблема сохранения чистоты русского языка

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убеждает юных читателей в том, что язык – это показатель человеческой культуры, степени психологической уравновешенности, духовной силы. «Плюющиеся словами» люди травмируют окружающих, уверенный в себе человек не будет ругаться, употреблять жаргонизмов: он знает, что его слово и так весомо.

    Проблема проявления совести

Другим примером может служить сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убежден, что совесть всегда исходит из глубины души, ей «в той или иной мере очищаются». Именно это чувство «грызет» человека за совершенные им дурные поступки. К тому же совесть никогда не бывает ложной. Поистине честный человек считает ее своим жизненным ориентиром.

    Проблема интеллигентности

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убеждает юных читателей в том, что человек обязан быть интеллигентным при любых обстоятельствах. В чем же проявляется интеллигентность? Она не только в знаниях, но и в способности понимать других, толерантно относиться к чужому мнению, почитании всех лучших традиций прошлого.

    Проблема зависти

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убеждает юных читателей в том, что зависть – это ужасное, разрушительное чувство, которое свойственно людям, не нашедшим свой путь в жизни, неуверенным и закомплексованным. Чтобы избавиться от зависти, необходимо развивать в себе неповторимые черты, стремиться быть самим собой.

    Проблема воспитания

Другим примером может служить сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убежден, что воспитанный человек – это тот, «кто хочет и умеет считаться с другими». Мало прочесть и изучить книги о правилах этикета, нужно научиться заботиться об окружающем мире и людях, уважать прошлое своей страны.

    Проблема счастья

Другим примером может служить сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убежден, что счастливым человека делает «духовная культура», ведь именно она наполняет жизнь людей смыслом. Самыми счастливыми можно считать тех, кто идет «дорогами добра».

    Проблема образования, просвещения

Другим примером может служить сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убежден, что учиться нужно всегда, но особенно благоприятное время для получения хорошего образования – молодость. Знания растут и умножаются, поэтому необходимо самообразование, способствующее интеллектуальному росту и расширению кругозора.

    Проблема исторической памяти

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убеждает юных читателей в том, что молодые люди должны стремиться лучше узнать прошлое своей семьи, города, страны и всего мира. Однако этого мало: нужно еще и бережно хранить памятники культуры, предметы, оставшиеся от предков, чтобы донести до потомков историю. Ведь народ, забывающий о прошлом, не имеет права на будущее.

    Проблема влияния произведений искусства на человека

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убеждает юных читателей в том, что искусство облагораживает человека, раскрывает его душу для восприятия прекрасного, учит гуманности. Нужно только при обращении с великими произведениями быть «вооруженным знаниями», сведениями. Ведь знания – это сила, а искусство «недоступно бессильному».

    Проблема сохранения природы

Другим примером может служить сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убежден, что законы экологии необходимо соблюдать, ибо их нарушение приведет к физической гибели людей. К тому же пейзаж каждой страны – это важный элемент национальной культуры, так как природа – «выражение души народа». Не беречь её – разрушать культуру своей страны.

    Вандализм, уничтожение памятников культуры

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убеждает юных читателей в том, что «запас памятников» культуры крайне ограничен и истощается с прогрессирующей скоростью. Поэтому, чтобы не быть «родства не помнящими», мы должны бережно относиться к культурной среде, иначе нам нечего будет оставить своим потомкам.

    Проблема милосердия и сострадания

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убеждает юных читателей в том, что человек должен быть заботливым, милосердным. Сострадание – это проявление нравственности, оно объединяет людей, заставляет их бороться за гуманность, справедливость, сохранение природы и прошлого своей страны. Это чувство помогает людям не очерстветь душой, поскольку оно было забыто, его необходимо возродить.

    Проблема ответственности ученого за открытие

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Академик убеждает юных читателей в том, что человек науки несет нравственную ответственность за свои открытия. В век машин и роботов, атомной энергии и биологического оружия ученые должны быть особенно осторожны и стараться не навредить окружающей среде и людям.

    Проблема памяти

Другим примером может служить сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убежден, что память – это преодоление времени и смерти, поэтому «беспамятный – это неблагодарный, безответственный и неспособный на благородные поступки человек». Молодому поколению необходимо бережно относиться к памяти и знать, что она «наше богатство».

    Роль юности, молодости в судьбе человека

Другим примером может служить сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убежден, что молодость – это время, когда человек обретает настоящих друзей, воспитывает в себе привычки, которые помогут или помешают ему в дальнейшем. Например, важно в юности привить трудолюбие, так как нет несчастнее «человека ленивого и избегающего усилий». Необходимо помнить, что совершенные в юности поступки будут греть сердце в старости, а дурные «не дадут спать».

Что есть месть? Это боль, порождающая желание нанести вред обидчику. Но есть ли в этом необходимость?

Одной из проблем, затронутых в предложенном для анализа тексте В. А. Солоухина, является проблема необходимости мести. Повествователь вспоминает о том, как долго он составлял план мести за беспричинный удар по спине от тайком подкравшегося сзади приятеля и как легко стало на душе, когда он всё же решил простить обидчика. Хотя позиция автора не выражена явно, её отражает логика текста: с его точки зрения, нет необходимости мстить человеку, который чем-то обидел, мстительность - это отрицательное качество, которое негативно сказывается прежде всего на его обладателе, лишая его радости и умиротворения. С этим нельзя не согласиться: гораздо лучше разрешить конфликт мирным путем, чем прибегать к агрессии.

Но ведь бывают ситуации, в которых обидчик не может быть прощен. В доказательство своих суждений приведу два примера из русской классической литературы.

В качестве первого аргумента может служить роман А. С. Пушкина "Капитанская дочка". После дуэли Гринёва и Швабрина, в ходе которой последний подло нанес удар в момент его отвлечения противника, Пётр Андреевич простил своего оппонента, потому что был умен и понимал, что этого человека уже ничем не исправить и потому нет смысла продолжать конфликтовать с ним. Но Алексей продолжил коварно мстить сопернику, написав на него донос его родителям. В ходе продолжения истории Швабрин всё более раскрывал себя как безнравственную личность, его поступки становились всё более низкими и бесчестными. В итоге великодушный Гринёв не запятнал свою честь и обрел истинное счастье, а его неприятель остался ни с чем, кроме груза на душе.

Теперь же рассмотрим "Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" М. Ю. Лермонтова. Данная поэма повествует о том, как купец Калашников в драке убил опричника, осквернившего честь жены, таким образом отомстив ему. В этом случае невозможно сказать точно, стоило ли купцу идти на убийство или нет. С одной стороны, каждый человек, каким бы он ни был, имеет право на жизнь. Но с другой, Калашникова понять можно: прежнюю репутацию жены не вернуть (в шестнадцатом веке то, что сделал Кирибеевич с Алёной Дмитриевной считалось большим позором), а переговоры с обидчиком не привели бы ни к улучшению положения, ни к душевному облегчению. Да и государство не решило бы конфликт справедливо, так как обидчик был любимцем царя. Таким образом, бывают такие критические ситуации, в которых виновник должен быть наказан.

Месть или отказ от мести - это выбор, перед которым может оказаться каждый из нас. Главное - ни в коем случае не стоит поддаваться сиюминутным эмоциям. И помните: месть - это блюдо, которое подаётся холодным.

Готовим аргументы к итоговому сочинению 2018.

А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

В романе «Евгений Онегин» Пушкин поднимает проблему мести и великодушия на примере поступков главного героя. Евгений Онегин решил отомстить своему приятелю Ленскому, уговорившему его приехать на бал в честь рождения Татьяны. Онегин не любил сборищ своих деревенских соседей и уступил уговорам приятеля только потому, что Ленский уверял: будут только свои. Отомстить товарищу Онегин решил через легкомысленную Ольгу. Влюблённый Ленский был взбешён, когда увидел свою невесту, танцующую с Онегиным. Он вызвал недавнего друга на дуэль. Тут Онегин мог бы проявить великодушие: поговорить с Ленским, объяснить причину своего поведения, но страх оказаться предметом насмешек не позволил ему этого сделать. Онегин принял вызов и убил друга.

А.С.Пушкин «Дубровский»

В произведении «Дубровский» А.С.Пушкин задумывается над проблемой мести и великодушия на примере двух семейств: Троекуровых и Дубровских. Конфликт между отцами начался из-за глупой шутки одного из псарей Троекурова и закончился тем, что в отместку за гордость у Дубровского было отнято имение. Сын Дубровского решил мстить богатому соседу после смерти отца. Лишившись родного дома, Владимир вместе со своими людьми становится разбойником и грабителем. Только любовь к Маше Троекуровой заставило его отказаться от мести. Он великодушно исчезает из родных мест, оставив всё как есть.

М.Ю.Лермонтов «Песня про купца Калашникова»

В «Песне про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтов рассказал о жестоких нравах времён Ивана Грозного, когда власть опричников царя была безграничной, поэтому бесчинство слуг царя было обычным явлением. Купец Калашников в произведении Лермонтова решился отомстить Кирибеевичу за нанесённое его жене оскорбление. Эта месть оправдана, так как тесно связана с проявлением великодушия, в основе которого лежит стремление защитить свою семью от позора и поругания. Только царь такого же великодушия не проявляет, и казнь Калашникова становится местью за победу купца в честном бою с опричником Кирибеевичем. Народ же считает Калашникова своим героем.

Н.В.Гоголь «Страшная месть»

В рассказе Гоголя речь идёт о природе человеческой мести – сюжет всего произведения связан с этим явлением. Колдун – последний потомок Петра, убившего брата и племянника, родился ужасно некрасивым, ему всегда казалось, что над ним смеются, в отместку он убивал людей, и на его совести множество злодеяний. Пётр, убил двух людей, а его потомок - бессчетное количество. Зло растёт и множится. Сам Петр страдает под землёй, растёт вместе со злом, которое творит его потомок, и испытывает жуткие страдания. Иван, так страшно отомстивший брату, тоже мучается, так как вынужден наблюдать последствия своей кары. А ведь всё началось с зависти брата к брату: если бы Петро не убил Ивана, ничего бы не произошло. Все бы жили и наслаждались бы жизнью, колдун родился бы нормальным человеком и не вызывал бы мертвецов из их могил, причиняя им жуткие страдания. Но не было в душах братьев великодушия, которое только одно и способно прощать ближним и радоваться их счастью и успеху.


В.А.Закруткин «Матерь человеческая»

Гимном великодушию русской женщины можно назвать повесть В.А.Закруткина «Матерь человеческая». В этом произведении повествуется о женщине, у которой война отняла самое дорогое – любимых людей: мужа и сына. Зверства фашистов настолько бесчеловечны, что Мария, увидев немца, схватила вилы и готова была убить врага, чтобы отмстить за всё зло, которое ей причинили фашисты. Но слово «Мама» остановило её. Великодушие этой женщины настолько безгранично, что она находит в себе силы и к этому вояке отнестись по-матерински.

Требования к сочинению для ЕГЭ за последние годы менялись неоднократно, но одно оставалось неизменным - необходимость доказать правоту своих суждений. А для этого нужно правильно подобрать аргументы.

Проблема раскаяния будет интересовать нас в первую очередь. В этой статье мы представим несколько вариантов аргументов, подобранных из школьного списка литературы. Из него можно выбрать те, которые лучше всего подойдут для вашей работы.

Для чего нужны аргументы?

При написании сочинения для части С нужно высказать свое мнение относительно заданной тематики. Но ваш тезис нуждается в доказательствах. То есть необходимо не только высказать свою позицию, но и подтвердить ее.

Очень часто на экзаменах попадается проблема раскаяния, аргументы для нее подобрать довольно просто, если ученик хорошо знаком со школьной литературной программой. Однако не всем удается сразу вспомнить нужное произведение, поэтому лучше заранее подобрать несколько аргументов на самые распространенные темы.

Какие бывают аргументы

Для того чтобы полностью раскрыть проблему раскаяния, аргументы нужно подбирать, исходя из основных требований ЕГЭ по русскому языку. Согласно им, все доказательства делятся на три вида:

  • Личный опыт, то есть факты, взятые из своей жизни. Они не обязательно должны быть достоверными, т. к. никто не будет проверять, происходило ли это на самом деле.
  • Сведения, которые были получены учеником из школьной программы. Например, из уроков географии, истории и пр.
  • Литературные аргументы, которые и будут нас интересовать в первую очередь. Это читательский опыт, который экзаменуемый должен приобрести за время обучения.

Аргументы из литературы

Итак, нас интересует проблема раскаяния. Аргументы из литературы будут нужны обязательно, если вы хотите получить высокий балл за сочинение. При этом, подбирая аргументы, нужно приоритетное внимание уделить тем произведениям, которые входят в школьную программу или считаются классикой. Не стоит брать тексты малоизвестных авторов или популярную литературу (фэнтези, детективы и пр.), так как они могут быть незнакомы проверяющим. Поэтому нужно заранее освежить в памяти основные произведения, которые были изучены в школьные годы. Обычно в одном романе или повести можно найти примеры практически на все темы, встречающиеся в ЕГЭ. Оптимальным вариантом будет сразу выбрать несколько произведений, которые хорошо вам знакомы. Итак, давайте разберем классику, в которой поднимается проблема раскаяния.

«Капитанская дочка» (Пушкин)

В русской литературе очень часто встречается проблема раскаяния. Аргументы поэтому подобрать довольно просто. Начнем с самого известного нашего писателя А. С. Пушкина и его романа «Капитанская дочка».

В центре произведения находится любовь главного героя Петра Гринева. Это чувство широко и многообъемлюще, как жизнь. Нас в этом чувстве интересует то, что именно благодаря ему герой осознал то зло, которое причинил близким, осознал свои ошибки и смог раскаяться. Благодаря тому что Гринев пересмотрел свои взгляды на жизнь и отношение к окружающим, он смог изменить будущее для себя и своей возлюбленной.

Благодаря раскаянию, в Петре проявились самые лучшие его качества - щедрость, честность, бескорыстие, смелость и пр. Можно сказать, что оно изменило его и сделало другим человеком.

«Сотник» (Быков)

Теперь поговорим о произведении Быкова, в котором представлена совсем другая сторона проблемы раскаяния. Аргументы из литературы могут быть разными, и выбирать их нужно в зависимости от вашего утверждения, поэтому стоит запастись разнообразными примерами.

Так, тема раскаяния в «Сотнике» совсем не похожа на пушкинскую. В первую очередь потому, что отличаются и сами герои. Партизан Рыбак попадает в плен, чтобы выжить, ему нужно выдать немцам товарища. И он совершает этот поступок. Но проходят годы, и мысль о предательстве не покидает его. Раскаяние настигает его слишком поздно, это чувство уже не может ничего исправить. Более того, оно не дает Рыбаку спокойно жить.

В этом произведении раскаяние не стало для героя возможностью выйти из порочного круга и избавиться от страданий. Быков не счел Рыбака достойным прощения. С другой стороны, за подобные преступления человек должен отвечать всю свою жизнь, так как он предал не только своего друга, но и свою и близких.

«Темные аллеи» (Бунин)

Может предстать и в другом свете проблема раскаяния. Аргументы для сочинения на ЕГЭ должны быть разнообразными, поэтому возьмем для примера рассказ Бунина «Темные аллеи». В этом произведении герою так и не хватило сил признать свои ошибки и раскаяться, однако возмездие настигло его. Когда-то в молодости Николай соблазнил и бросил девушку, искренне его любившую. Прошло время, но она так и не смогла забыть первую любовь, поэтому отказывалась от ухаживаний других мужчин и предпочла уединение. Но и Николай не обрел счастья. Жизнь жестоко наказала его за проступок. Жена героя постоянно изменяет ему, а сын стал настоящим негодяем. Однако все это так и не приводит его к мыслям о покаянии. Здесь раскаяние предстает перед читателем как поступок, требующий невероятных духовных усилий и смелости, которые может найти в себе не каждый. Именно за нерешительность и безволие расплачивается Николай.

В качестве аргумента пример из «Темных аллей» подойдет только для тех, кто в своем тезисе обратился к проблеме расплаты и возмездия для тех, кто не раскаялся в своих злодеяниях. Только тогда упоминание этого произведения будет уместным.

«Борис Годунов» (Пушкин)

Теперь давайте поговорим о проблеме запоздалого раскаяния. Аргументы для этой темы будут немного отличаться, т. к. интересовать нас будет только один из аспектов раскаяния. Итак, отлично эта проблема раскрыта в трагедии Пушкина «Борис Годунов». Этот пример не только литературный, но и отчасти исторический, так как писатель обращается к описанию эпохальных событий, произошедших в нашей стране.

В «Борисе Годунове» очень ярко представлена проблема позднего раскаяния. Аргументы для письменной работы по этой теме обязательно нужно подбирать с учетом пушкинской трагедии. В центре произведения история Годунова, который взошел на царский престол. Однако за власть ему пришлось заплатить страшную цену - убить младенца, настоящего наследника, царевича Дмитрия. Прошло несколько лет, и вот настало время раскаяться. Герой уже не в состоянии исправить содеянного, он может лишь страдать и мучиться. Совесть не дает ему покоя, повсюду Годунову начинают мерещиться кровавые мальчики. Приближенные к царю понимают, что тот слабеет и сходит с ума. Бояре решают скинуть незаконного владыку и убивают его. Таким образом, Годунов погибает по той же причине, что и Дмитрий. Такова расплата героя за кровавое преступление, раскаяние за которое настигло его только по прошествии нескольких лет.

Проблема человеческого раскаяния. Аргументы из романа Достоевского «Преступление и наказание»

Тема раскаяния стала основой еще для одного великого произведения, снискавшего немалую популярность и любовь у читателей.

Главный герой совершает преступление, чтобы доказать свою бесчеловечную теорию о низших и высших людях. Раскольников совершает убийство и начинает мучиться, но всячески старается заглушить голос своей совести. Он не хочет признавать своей неправоты. Раскаяние становится переломным моментом в жизни и судьбе Раскольникова. Оно открывает ему дорогу к вере и истинным ценностям, заставляет пересмотреть свои взгляды и осознать, что поистине дорого в этом мире.

Достоевский на протяжении всего романа вел своего героя именно к раскаянию, признанию своей вины. Это чувство заставило проявиться самые лучшие черты характера Раскольникова и сделало его намного притягательнее. Хотя наказание за свое преступление герой все-таки понес, и оно оказалось очень суровым.

Проблема раскаяния: аргументы из жизни

Теперь поговорим о другом типе аргументов. Подобные примеры подобрать очень просто. Если даже в вашей жизни не случалось ничего подобного, это можно придумать. Однако такие аргументы оцениваются ниже, чем литературные. Так, за хороший книжный пример вы получите 2 балла, а за жизненный - только один.

Аргументы, основанные на личном опыте, опираются на наблюдения за своей жизнью, жизнью родителей, родственников, друзей и знакомых.

Необходимо помнить

Существует несколько общих требований для любых сочинений, включая и те, что раскрывают проблему вины и раскаяния. Аргументы должны обязательно подтверждать высказанный вами тезис и ни в коем случае не противоречить ему. Также необходимо учесть следующие моменты:

  • Проверяющие учитывают и оценивают только два первых аргумента, поэтому нет смысла приводить больше примеров. Лучше уделить внимание не количеству, а качеству.
  • Помните о том, что литературные аргументы оцениваются выше, поэтому постарайтесь включить хотя бы один подобный пример.
  • Не стоит забывать о примерах, взятых из фольклора или народных сказок. Подобные аргументы также учитываются, но оцениваются всего одним баллом.
  • Помните о том, что за все аргументы можно набрать 3 балла. Поэтому лучше всего следовать следующей схеме: один пример из фольклора или личного опыта, второй - из литературы.

Теперь несколько слов о том, как правильно написать литературный аргумент:

  • Обязательно указывайте фамилию и инициалы автора и полное название произведения.
  • Мало назвать писателя и название, нужно описать главных героев, их слова, поступки, мысли, но только те, которые связаны с темой сочинения и вашим тезисом.
  • Примерный объем текста на аргумент - одно-два предложения. Но эти цифры зависят в конечном счете от конкретной темы.
  • Начинайте приводить примеры только после того, как выскажете свою позицию.

Подводя итоги

Таким образом, широко представлена проблема раскаяния в литературе. Аргументы для ЕГЭ по русскому языку поэтому подобрать не составит труда. Главное, чтобы все ваши примеры подтверждали тезис и смотрелись лаконично и гармонично. Зачастую основной проблемой экзаменуемых становится не выбор произведения, а описание его. Выразить в нескольких предложениях мысль не всегда просто. Для того чтобы избежать подобной проблемы, нужно заранее потренироваться. Возьмите лист бумаги и постарайтесь лаконично и четко описать свои суждения, не выбиваясь из заявленных объемов.

Главное - не терять уверенность и как можно лучше подготовиться, тогда получить будет несложно.

Самое главное в итоговом сочинении – это примеры из литературы. Именно они определяют отношение жюри к работе. Поэтому так важно уделить время на прочтение качественных подборок с аргументами, которые раскроют основные темы в рамках одного направления. Перед вами именно такая статья. Но нам нужна ваша помощь, чтобы ее улучшить! Пишите в комментариях, какие книги нужно добавить в наш перечень, и команда «Литерагуру» обязательно это сделает.

В пьесе М. Горького «На дне» отношения героев построены на ожесточенности и мести. Каждый из них, не задумываясь, мстит всем остальным за то, что свалился на дно жизни. Все эти бедняки тянут друг друга еще глубже, ведь обратной дороги не должно быть ни у кого, если ее нет у тебя самого. Это неписанный закон ночлежки. Например, Василиса тиранит младшую сестру из-за ревности. Ее любовник, Васька Пепел, проявлял к ней симпатию, и деспотичную женщину это возмутило. Кульминации ее месть достигла в финале, когда в результате драки погиб ее законный муж. Теперь Пеплу грозит верная каторга, но его бывшая дама сердца не делает ничего, чтобы его спасти, напротив: она усердно топит всех в своей клевете. Даже ее «любовь» к Ваське не останавливает мстительную натуру героини. Очевидно, что месть – чувство, разрушающее человека изнутри и изгоняющее из него все добродетели.

В пьесе М. Горького «На дне» герои не склонны проявлять великодушие. Напротив, они стремятся задеть и уколоть друг друга больнее, ведь нищета изгоняет из них все то, что делает человека человеком. Но есть один странник, который разрывает порочный круг обид и оскорблений. Это Лука. Он тоже прожил непростую жизнь, даже намекал, что сбежал с каторги. Но эти испытания его не ожесточили. Старик находит для каждого собеседника ласковые слова поддержки и участия. В его глазах светится истинное великодушие ко всем, кто его окружает. Он дал обитателям дна надежду на светлое будущее, и они сами виноваты в том, что этого оказалось мало для их нравственного возрождения. В их едкой среде странник долго не продержался и ушел, наверное, поняв, что эти бедняки не имеют не только дома, но и сердца, раз безжалостно топят друг друга. К сожалению, великодушие не всегда может помочь людям.

А. И. Куприн, «Поединок»

В книге А. И. Куприна «Поединок» главный герой ухаживает за женой офицера, и женщина поощряет его попытки сближения. Ромашов искренне влюблен, только вот Шурочка играет его чувствами. Она безжалостно обрекает его на смерть ради продвижения своего супруга. Не то, чтобы ей был важен близкий человек, она просто жаждет перевода в новое место, где можно будет развлекаться. Из-за сплетен и анонимных записок обманутый супруг назначает дуэль Ромашову. Он хочет отомстить за попранную честь. Шура заверяет героя, что стреляться они будут «понарошку», только для того, чтобы Николаева не сочли трусом. Молодой подпоручик верит любимой женщине, но на поединке ее муж убивает соперника, поднимаясь в глазах однополчан. К сожалению, в обществе того времени месть считалась нормой, поэтому ее жертвами становились сотни молодых людей, способных на большее. Можно сделать вывод, что месть опасна для людей тем, что из-за чувства мнимой справедливости они присваивают права распоряжаться чужими жизнями.

В книге А. И. Куприна «Поединок» Ромашов бросает надоевшую любовницу. Но женщина не хочет отпускать молодого человека и клянется, что отомстит ему любой ценой. Раиса Александровна Петерсон была отчаянной авантюристкой. Она решила, что нужно скомпрометировать новую связь подпоручика, однако у него с Шурочкой ровным счетом ничего не было. Но госпожа Петерсон из-за своей испорченности подумала иначе и разослала анонимные письма с разоблачением измены жены Николева. Обманутый супруг вспылил и потребовал дуэли. В результате интриг самой Шурочки Ромашов был убит, а муж победоносно «защитил честь семьи». Последствия мести всегда трагические: убит невиновный человек, и его уже не вернуть никакими ухищрениями.

А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»

В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» месть привела к трагедии: был убит молодой поэт Ленский. Все началось с того, что главный герой получил письмо, где Татьяна признавалась ему в любви. Он отверг чувства девушки, ссылаясь на свою непригодность для семейных отношений. Естественно, он не хотел смущать ее своим присутствием, но восторженный друг приглашает его на именины Татьяны. Там же он рассчитывает провести приятный вечер с невестой. Евгений соглашается, но на самом вечере чувствует крайнюю степень неловкости. Во всем он винит Владимира и решает ему отомстить, заигрывая с его возлюбленной, Ольгой, ветреной кокеткой. Ленский был в ярости, ведь ему внимания девушки не досталось. Он вызвал соперника на дуэль, и Евгений не смог отказаться. В итоге Онегин убил товарища из-за своей мелочной и глупой мести. Вот, какими последствиями заканчивается мнимая погоня за справедливостью.

В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» изображен идеал великодушной женщины. Это Татьяна Ларина. Ее душу поистине можно назвать великой, ведь она пренебрегла своей страстью ради сохранения семейного благополучия. Когда-то в юности девушка сильно полюбила приезжего дворянина, который не принял ее чувств всерьез. Но героиня сохранила их в своем сердце навсегда, хоть и вышла замуж за другого человека. Генерала она не любила, но уважала и была ему благодарна за то обожание, с которым он относился к ней. Когда через много лет Евгений вернулся из странствий по свету, он воспылал страстью к Татьяне. Но она была замужем и отказала тому, кого все еще беззаветно любила. Героиня великодушно отвергла собственное счастье, чтобы сохранить покой и радость близкого человека. Ведь настоящее великодушие требует самоотречения.

А. С. Пушкин, «Пиковая дама»

В драме А. С. Пушкина «Пиковая дама» герой всеми силами пытается узнать секрет трех карт – тайну, позволявшую всегда выигрывать в карты. Он хотел нажить большое состояние и занять высокое место в обществе, но долгие годы труда показались ему смехотворными, когда он узнал от Томского, что его родственница может поведать, как выигрывать всегда. Тогда Германн повел атаку на воспитанницу графини, признаваясь несчастной девушке в чувствах. Она не устояла и пригласила молодого человека на ночное свидание в доме. Герой пришел, но интересовала его не Лиза, а старуха с ее секретом. Он напугал несчастную женщину, она умерла. Но ее призрак вернулся и выдал желанную тайну в обмен на обещание жениться на Лизе. Германн, конечно, не стал его сдерживать, а сел за игровой стол. Однако решающая схватка подвела его: он спустил все нажитые деньги. Месть старухи была страшной: молодой человек сошел с ума от горя. Автор преподаёт важный урок: месть нельзя предугадать, она явится в любой момент, поэтому не стоит совершать предосудительные поступки в надежде избежать возмездия.

Нехватка великодушия может погубить человека. Такой пример демонстрирует А. С. Пушкин в драме «Пиковая дама». Герой использует невинную девушку в корыстных целях, пытаясь выведать у ее покровительницы тайну трех карт, чтобы всегда одерживать победы в карточных поединках. Для этого он не гнушается обманом. Лиза пускает его в дом графини, но Германн пришел туда лишь для того, чтобы узнать секрет. Он не пожалел и пожилую женщину, фактически доведя ее до смерти своими угрозами. После того, как призрак все-таки делится с ним нужными сведениями, герой все равно не образумился, нарушив слово. Он не женился на покинутой Лизе. Его волновал только собственный успех, и людей, игравших с ним и терпящих разорение, он не жалел. В итоге Германн теряет рассудок, ведь после краха ему, эгоисту, никто не поможет, и он знает это. Если бы герой был великодушен, он достиг цели честным путем и прожил счастливую жизнь, полную любви, сочувствия и гармонии, а не краткий миг успеха, состоящий из обмана, преступлений и грехов.

М. Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»

В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» автор описывает трагические последствия мести на примере Казбича, который убил похищенную девушку, чтобы отомстить Печорину. В начале главы Максим Максимыч сообщает, что Григорий влюбился в кавказскую красавицу и решил выкрасть ее, подкупив ее брата. Он пообещал ему знаменитую на весь край лошадь Казбича, о которой мечтал Азамат. Сделка свершилась, Бэла оказалась в плену у Печорина. Но ее руки добивался Казбич, поэтому он сильно разозлился, узнав об этом, и решил отомстить обидчику. Когда Григорий с Максимом Максимычем отправились поохотиться, герой забрал девушку, но их быстро нагнали. Спасаясь от погони и понимая, что вдвоем им не уйти, похититель убивает жертву и бросает на дороге. Добился ли он справедливости своей местью? Нет. Он лишь убил прекрасную Бэлу, оставшись ни с чем.

В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» доказана вся несостоятельность мести. Грушницкий пытался добиться ею справедливости, но сам же пал жертвой своего стремления. Дело в том, что он пытался произвести впечатление на княжну Мери. Он был влюблен, но девушка оставалась равнодушной к нему, ведь рядом с ней был более искусный кавалер – Печорин. Григорий влюбил в себя юную девушку, разыгрывая холодность к ней, что подстегнуло ее самолюбие и разожгло любопытство. В отчаянии юнкер решил отомстить удачливому сопернику. Вместе с друзьями он заметил, как Печорин ночью покидает дом княжны. Он уходил от своей любовницы Веры, но Грушницкий обвинил его в том, что он совращает Мери. Естественно, Григорий вызвал лжеца на поединок. Тогда трусливый клеветник решил не заряжать его пистолет, чтобы наверняка выиграть дуэль и избавиться от соперника. Но Григорий раскусил обманщика, и жертвой стал именно Грушницкий. Чего он добился своей местью? Ничего, кроме собственной смерти.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры