Программа развития воображения младших школьников. Игра на развитие воображения и фантазии

Главная / Развод

Правильное, гармоничное способствует его быстрой социализации. Дети, легко налаживающие контакт, умеющие выражать свои мысли правильно, преуспевают в учебе. Важное значение на ранних этапах имеют игры на развитие воображения, которые стимулируют мышление и речь.

Что такое воображение – определение

Воображением называют форму психической деятельности, которая предполагает создание мысленных ситуаций и представлений, которые не воспринимаются в действительности. Этот тип деятельности основывается на присутствующем у ребенка чувственном опыте. Воображение активно развивается в период с 3 до 10 лет. После эта деятельность переходит в пассивную форму. Согласно существующей классификации, воображение бывает:

  • активным;
  • пассивным;
  • продуктивным;
  • репродуктивным.

В основе создаваемых воображением предметов лежат образы, имеющиеся в памяти, и образы настоящих восприятий. Без невозможна творческая деятельность. Все талантливые и гениальные люди, сделавшие неординарные открытия, изобретения, отличались высокой активностью воображения. Большая часть активности ребенка происходит при непрерывной работе воображения. Оно является основой формирования личности, успешной учебы детей.

Как развивать воображение у ребенка?

Развивать воображение у ребенка необходимо в игровой форме. При этом следует учитывать, что воображение и мышление связаны между собой напрямую, поэтому развивать их необходимо параллельно. Для этого нужно чаще читать детям книги, рассказывать , знакомить ребенка с окружающим миром. Начинать процесс развития воображения можно с того момента, когда малыш заговорит. В 3 года многие ребята уже активно фантазируют и воображают. Этот возраст принято считать идеальным для развития детского воображения.

Роль игры в развитии воображения

Необходимо учитывать, что воображение ребенка – это вид психической деятельности, а все действия, совершаемые малышами, непрерывно связаны с игрой. Эта форма взаимодействия с ребенком полностью удовлетворяет потребность маленького организма в познании окружающего мира. Впервые воображение у ребенка начинает проявляться, когда он активно использует заменители предметов, существующих в реальности, берет на себя социальные роли.

Игры на быстрое развитие воображения задействуют внимание малыша на 100 %. Ребенок легче воспринимает информацию играя, быстрее запоминает. В результате в последующем ему не составит труда воспроизвести увиденное ранее самостоятельно. У дошкольников при хорошо развитом воображении предметы-заместители постепенно уходят на второй план, и они начинают играть понарошку. На этом этапе и происходит переход воображения из воссоздающей формы в творческую.


Игры на развитие воображения у дошкольников

Игры для развития воображения детей дошкольного возраста имеют ролевую направленность. Ребята 4–5 лет любят представлять себя в роли другого человека, «примерять» различные профессии, представляя себе, кем бы они хотели стать в будущем. Занятия не должны превышать 20–30 минут, чтобы не отбить интерес к подобным играм. Отличным помощником в развитии воображения дошкольников может стать простая игра «Представь, что ты…» .

Такие занятия способствуют параллельному развитию и актерского мастерства. Ребенку папа загадывает слово, предмет, который он должен изобразить. Мамина задача заключается в угадывании правильного ответа. Не стоит спешить с ответом, сделав вид, что не получается разгадать. После ответа обязательно хвалят ребенка и меняются ролями. Постепенно в игры на развитие творческого воображения у дошкольников можно привлечь всех домочадцев. Угадавший слово показывает следующее.

Игры на развитие воображения у младших школьников

Рассказывая о том, как развивать фантазию и воображение у ребенка, который уже обучается в школе, педагоги отмечают важную роль родителей в этом процессе. К 7–8 годам дети приобретают достаточный багаж знаний, умений, которыми они умело оперируют. Ребенок уже владеет несколькими образами, поэтому задача взрослых заключается в обучении правильной их комбинации. При этом дети должны понимать, как бывает в реальности, а как – нет. Справиться с подобными задачами помогает игра «Чудо-лес» .

На приготовленном заранее листке бумаги изображают несколько деревьев, окруженных большим количеством точек, линий и фигур. Перед ребенком ставится задача превратить это в лес. После того как картина закончена, можно продолжить работу по ней – попросить рассказать ребенка, что изображено, составить небольшой рассказ. Он может быть как реалистичным, так и вымышленным (заранее оговаривается).


Игры на развитие воображения у школьников

Перед тем как развить воображение у ребенка школьного возраста, родители должны четко знать его увлечения. Это поможет заинтересовать его в подобных играх, быстрее установить с ним контакт. Для занятий с детьми 3–5 классов можно использовать следующие игры на развитие воображения:

  1. «Несуществующие животные». Если существует рыба-пила, то существование рыбы-топора тоже не исключено. Ребенку предлагают представить и описать, как могло бы выглядеть это существо, чем оно питается.
  2. «Выдумай историю». Рассмотреть несколько картинок в книге вместе с ребенком и попросить его составить свою интересную историю, новые события. Родители в этом должны принимать активное участие.
  3. «Продолжи картину». Родители изображают простую фигуру, цифру, которые необходимо превратить в одну из частей сложного рисунка. Из круга изображают рожицу, мячик, колесо автомобиля. Варианты предлагают по очереди.

Игры на развитие воображения для детей

Развитие воображения у ребенка – длительный процесс, предполагающий частую смену видов деятельности. Если малыш засиделся, рассматривая книгу, рисуя, нужно предложить поиграть с ним во что-нибудь подвижное. Это позволит снять напряжение, а физическая нагрузка будет способствовать запоминанию. После перерыва можно продолжить занятия.

Настольные игры на развитие воображения

На воображение широко представлены в торговой сети. Однако совсем необязательно что-то приобретать. Можно самостоятельно придумать игру, задействовав при этом подручные средства:

  1. Строительство. Дети любят строить. В качестве материала могут вступать конструктор, песок, прутья деревьев.
  2. Моделирование. Родители вместе с детьми могут склеить из бумаги по собственному эскизу машинку, сделать бумажное платье для куклы.

Подвижные игры на развитие воображения

Народные игры в развитии воображения у ребенка имеют большое значение. Всем знакомая «Море волнуется...» передается из поколения в поколение и не утрачивает своей популярности. Среди других подвижных игр:

  1. «Услышь свое имя». Дети становятся в круг спинами друг к другу, ведущий бросает мяч, называя имя участника. Ребенок должен повернуться и поймать мяч.
  2. «Кенгуру». Играющие выстраиваются на одной линии и зажимают мяч между ногами. По сигналу они начинают прыжками двигаться к финишу, который установлен на расстоянии 20–30 м. Если мяч выпадет, его поднимают и продолжают движение.

Краткое содержание: Развитие воображения у дошкольников. Развитие воображения у младших школьников. Развитие творческих способностей. Развитие творческого мышления. Развитие творческого воображения. Развитие творческой личности. Развитие творческого потенциала. Развитие фантазии у детей.

1. "Выложим карты на стол"

Игра заключается в том, чтобы придумать рассказ по случайно выбранным из колоды карточкам. Специальная колода карт должна быть заранее подготовлена "воодушевителем" игры путем наклеивания на пятьдесят картонных карточек разнообразных картинок, вырезанных из газет и журналов. Прочтение этих картинок всякий раз иное, ибо каждая карта может быть связана с предыдущей лишь путем вольных ассоциаций и в любом случае благодаря игре фантазии.

Существует три варианты этой игры. Самый простой (и забавный!), когда каждый из участников рассказывает историю по случайным карточкам. В другом варианте возрастает элемент состязательности – ведь участники придумывают свой рассказ по одним и тем же карточкам. Необычайно интересный способ игры "Вопросы и ответы": по случайным карточкам один участник задает вопросы, а другой должен отвечать на них с помощью своих карточек. Получается примерно так: "Вам нравятся гамбургеры?". "О да, ночью они особенно вкусны".

Играть в описанную игру не только весело, но и очень полезно. Составление логически законченной истории из разрозненных элементов развивает навыки речи и помогает "раскрыть" своё воображение. А ещё игроки смогут лучше узнать друг друга, ведь картинки на карточках могут вызвать у каждого свои ассоциации, и придуманная по ним история будет своего рода отражением внутреннего мира человека. Игра подходит для компаний любого возраста и разного размера – от 3 до 12 человек.

2. Три предмета

Играющим дают три ничем не связанных между собой предмета, например, кофеварку, пустую бутылку и мотыгу, и предлагают найти им применение - придумать и разыграть какой-нибудь эпизод. Это почти то же, что рассказать историю на основе трех слов, - впрочем, нет, намного лучше: ведь реальные вещи - гораздо более прочное подспорье воображению, нежели слова, их можно осмотреть, потрогать, повертеть в руках, это будит воображение, рассказ может родиться благодаря случайному жесту, звуку... Коллективный характер игры лишь содействует ее живости: вступают в соприкосновение и творчески сталкиваются разные натуры, опыт, темперамент, приходит в действие критическое начало группы в целом.

3. Старые игры

Одна из таких игр заключается в следующем: вырезаются из газет заголовки статей, вырезки тасуются и группируются - получаются сообщения о нелепейших, сенсационных или просто забавных событиях вроде:

Купол собора святого Петра,
Раненный ударом кинжала,
Ограбив кассу, сбежал в Швейцарию.

Серьезное столкновение на шоссе А-2
Между двумя танго
В честь Алессандро Мандзони.

Таким образом, всего лишь с помощью газеты и ножниц можно сочинять целые поэмы - согласен, не очень осмысленные, но и не лишенные шарма. Я не утверждаю, что это самый полезный способ читать газету или что газету следует приносить в школу только для того, чтобы ее кромсать. Бумага - вещь серьезная. Свобода печати - тоже. Но уважения к печатному слову игра отнюдь не подорвет, разве что несколько умерит его культ, только и всего. И в конце концов, придумывать истории тоже дело серьезное.

Несуразности, получающиеся в результате вышеописанной операции, могут дать и кратковременный комический эффект, и зацепку для целого повествования. На мой взгляд, для этого все средства хороши.

Есть еще одна игра, известная во всем мире, - в записочки с вопросами и ответами. Начинается она с ряда вопросов, заранее намечающих некую схему, канву повествования.

Например:

Кто это был?
Где находился?
Что делал? Что сказал?
Что сказали люди?
Чем кончилось?

Первый член группы отвечает на первый вопрос и, чтобы никто не мог прочесть его ответ, край листа загибает. Второй отвечает на второй вопрос и делает второй загиб. И так, пока не кончаются вопросы. Затем ответы прочитываются вслух как слитный рассказ. Может получиться полная несуразица, а может наметиться зародыш комического рассказа. Например:

Покойник
На Пизанской башне
Вязал чулок.
Он сказал: сколько будет трижды три?
Люди пели: "Услышь мою боль!"
Кончилось со счетом три - ноль.
(Эта отменная рифма получилась случайно.)

Участники игры зачитывают ответы, хохочут, и на том все кончается. Или же полученная ситуация подвергается анализу, с тем чтобы из нее вышел рассказ.

Есть знаменитая сюрреалистическая игра: рисунок в несколько рук. Первый участник группы изображает нечто подсказывающее образ, делает набросок, который может иметь какой-то смысл, а может и не иметь смысла. Второй участник игры, непременно отталкиваясь от первоначальной наметки, использует ее в качестве элемента другого изображения, с иным значением. Точно так же поступает третий: он не восполняет рисунок первых двух, а меняет его направленность, трансформирует замысел. Конечный результат чаще всего представляет собой нечто непонятное, поскольку ни одна из форм не завершена, одна переходит в другую - настоящий перпетуум мобиле.

Я видел, как дети увлекаются этой игрой, на лету схватывая ее правила. Первый рисует, предположим, овал глаза. Второй, интерпретируя овал по-своему, пририсовывает к нему куриные ноги. Третий вместо головы изображает цветок. И так далее. Конечный продукт интересует играющих меньше, чем сама игра, чем борьба, возникающая при попытке завладеть чужими формами и навязать свои, чем неожиданности и открытия, случающиеся на каждом шагу, в виде движения, которое Умберто Эко назвал бы, наверное, "миграцией содержания". Однако в итоге изображение может заключать в себе и целый рассказ. Ненароком появляется необычный персонаж, эдакое чудо-юдо, или фантастический пейзаж. Тут игру можно продолжить словесно, опять-таки в направлении от бессмыслицы к смыслу.

4. Что было бы, если...

Гипотеза, - писал Новалис, - подобна сети: забрось ее, и, рано или поздно, что-нибудь да выловишь".

Сразу же приведу знаменитый пример: что было бы, если бы человек вдруг проснулся в обличье отвратительного насекомого? На этот вопрос с присущим ему мастерством ответил Франц Кафка в своем рассказе "Превращение". Я не утверждаю, что рассказ Кафки родился именно как ответ на этот вопрос, но ведь факт таков, что трагедийная ситуация создается здесь именно как следствие совершенно фантастической гипотезы.

Техника "фантастических гипотез" предельно проста. Она неизменно выражена в форме вопроса: "Что было бы, если?"

Больше всего детей увлекают самые нелепые и неожиданные вопросы, именно потому, что последующая работа, то есть развитие темы, есть не более как освоение и продолжение уже сделанного открытия.

5. Произвольный префикс

Один из способов словотворчества - это деформирование слова за счет ввода в действие фантазии. Дети любят играть в эту игру, она веселая и в то же время очень серьезная: учит исследовать возможности слов, овладевать ими, принуждая их к неизвестным раньше склонениям, стимулирует речевую свободу, поощряет антиконформизм.

Особенно продуктивными представляются наиболее свежие префиксы, родившиеся в двадцатом веке. Такие, как "микро". Или "мини". Или "макси". Вот вам - как всегда, безвозмездно - "микрогиппопотам" (выращивается дома, в аквариуме) и "мини-небоскреб", целиком помещающийся в "мини-ящике" и заселенный исключительно "мини-миллиардерами". Или "макси-одеяло", способное в зимнюю стужу укрыть всех, кто погибает от холода...

Первые образы воображения у ребенка связаны с процессами восприятия и его игровой деятельностью. Полуторагодовалому ребенку еще неинтересно слушать рассказы (сказки) взрослых, так как у него еще отсутствует опыт, порождающий процессы восприятия. Вместе с тем можно наблюдать, как в воображении играющего ребенка чемодан, например, превращается в поезд, безмолвная, равнодушная ко всему происходящему кукла в плачущего, обиженного кем-то человечка, подушечка - в ласкового друга. В период формирования речи ребенок еще более активно использует в своих играх воображение, ибо его жизненные наблюдения резко расширяются. Однако все это происходит как бы само собой, непреднамеренно.

От 3 до 5 лет "подрастают" произвольные формы воображения. Образы воображения могут появляться либо как реакция на внешний стимул (например, по просьбе окружающих), либо инициироваться самим ребенком, при этом воображаемые ситуации носят зачастую целенаправленный характер, с конечной целью и заранее продуманным сценарием.

Школьный период характеризуется бурным развитием воображения, обусловленным интенсивным процессом приобретения разносторонних знаний и их использования на практике.

Индивидуальные особенности воображения ярко проявляются в процессе творчества. В этой сфере человеческой деятельности воображение о значимости ставится наравне с мышлением. Важно, что для развития воображения необходимо создавать человеку условия, при которых проявляются свобода действий, самостоятельность, инициативность, раскованность.

Доказано, что воображение теснейшим образом связано с другими психическими процессами (памятью, мышлением, вниманием, восприятием), обслуживающими учебную деятельность. Таким образом, не уделяя достаточно внимания развитию воображения, учителя начального звена снижают качественный уровень обучения.

Вообще, каких-либо проблем, связанных с развитостью детского воображения, у младших школьников обычно не возникает, так что почти все дети, много и разнообразно играющие в дошкольном детстве, обладают хорошо развитым и богатым воображением. Основные вопросы, которые в этой сфере все же могут возникнуть перед ребенком и учителем в начале обучения, касаются связи воображения и внимания, способности регулировать образные представления через произвольное внимание, а также усвоения абстрактных понятий, которые вообразить и представить ребенку, как и взрослому человеку, достаточно трудно.

Старший дошкольный и младший школьный возраст квалифицируются как наиболее благоприятные, сенситивные для развития творческого воображения, фантазии. Игры, разговоры детей отражают силу их воображения, можно даже сказать, буйство фантазии. В их рассказах, разговорах реальность и фантазия нередко смешиваются, и образы воображения могут в силу закона эмоциональной реальности воображения переживаться детьми как вполне реальные. Переживание их настолько сильно, что ребенок чувствует необходимость рассказать об этом. Такие фантазии (они встречаются и у подростков) нередко воспринимаются окружающими как ложь. В психологические консультации нередко обращаются родители и педагоги, встревоженные подобными проявлениями фантазии у детей, которые они расценивают как лживость. В таких случаях психолог обычно рекомендует проанализировать, преследует ли ребенок своим рассказом какую-нибудь выгоду. Если нет (а чаще всего бывает именно так), то мы имеем дело с фантазированием, придумыванием историй, а не с ложью. Такое придумывание историй для детей нормально. Взрослым этих случаях полезно включиться в игру детей, показать, что им нравятся эти истории, но именно как проявления фантазии, своеобразная игра. Участвуя в такой игре, сочувствуя и сопереживая ребенку, взрослый должен четко обозначать и показывать ему грань между игрой, фантазией и реальностью.

В младшем школьном возрасте, кроме того, происходит активное развитие воссоздающего воображения.

У детей младшего школьного возраста различают несколько видов воображения. Оно может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материала в соответствии с замыслом).

Основная тенденция, возникающая в развитии детского воображения - это переход ко всё более правильному и полному отражению действительности, переход от простого произвольного комбинирования представлений к комбинированию логически аргументированному. Если ребенок 3-4 лет удовлетворяется для изображения самолета двумя палочками, положенными крест-накрест, то в 7-8 лет ему уже нужно внешнее сходство с самолетом ("чтоб крылья были и пропеллер"). Школьник в 11-12 лет часто сам конструирует модель и требует от нее еще более полного сходства с настоящим самолетом ("чтоб совсем как настоящий был и летал бы").

Вопрос о реализме детского воображения связан с вопросом об отношении возникающих у детей образов к действительности. Реализм детского воображения проявляется во всех доступных ему формах деятельности: в игре, в изобразительной деятельности, при слушании сказок и пр. В игре, например, у ребенка с возрастом увеличивается требовательность к правдоподобию в игровой ситуации.

Наблюдения показывают, что хорошо известные события ребенок стремится изобразить правдиво, как бывает в жизни. Во многих случаях изменение действительности вызывается незнанием, неумением связно, последовательно изобразить события жизни. Реализм воображения младшего школьника особенно ярко проявляется в подборе атрибутов игры. У младшего дошкольника в игре все может быть всем. У старших дошкольников уже происходит отбор материала для игры по принципам внешнего сходства.

Младший школьник также производит строгий отбор материала, пригодного для игры. Отбор этот производится по принципу максимальной близости, с точки зрения ребенка, этого материала к настоящим предметам, по принципу возможности производить с ним настоящие действия.

Обязательным и главным действующим лицом игры у школьников 1-2 классов является кукла. С ней можно производить любые необходимые "настоящие" действия. Ее можно кормить, одевать, ей можно выражать свои чувства. Еще лучше для этой цели использовать живого котенка, так как его можно уже совсем по-настоящему кормить, укладывать спать и пр.

Вносимые в ходе игры детьми младшего школьного возраста поправки к ситуации, образам придают игре и самим образам воображаемые черты, все более и более приближающие их к реальной действительности.

А.Г. Рузская отмечает, что дети младшего школьного возраста не лишены фантазирования, находящегося в разладе с действительностью, что характерно еще в большей степени и для школьников (случаи детской лжи и пр). "Фантазирование такого рода играет ещё значительную роль и занимает определенное место в жизни младшего школьника. Но, тем не менее, оно уже не является простым продолжением фантазирования дошкольника, который сам верит в свою фантазию, как в действительность. Школьник 9-10 лет уже понимает "условность" своего фантазирования, его несоответствие действительности".

В сознании младшего школьника мирно уживаются конкретные знания и строящиеся на их основе увлекательные фантастические образы. С возрастом роль фантазии, оторванной от действительности, ослабевает, а реализм детского воображения усиливается. Однако реализм детского воображения, в частности воображения младшего школьника, надо отличать от другой его черты, близкой, но принципиально иной.

Реализм воображения предполагает создание образов, не противоречащих действительности, но не обязательно являющихся прямым воспроизведением всего воспринятого в жизни.

Воображение младшего школьника характеризуется также другой чертой: наличием элементов репродуктивного, простого воспроизведения. Эта черта детского воображения выражается в том, что в своих играх, например, они повторяют те действия и положения, которые они наблюдали у взрослых, разыгрывают истории, которые они переживали, которые видели в кино, воспроизводя без изменений жизнь школы, семьи и др. Тема игры - воспроизведение впечатлений, имевших место в жизни детей; сюжетная линия игры - есть воспроизведение виденного, пережитого и обязательно в той же последовательности, в какой оно имело место в жизни.

Однако с возрастом элементов репродуктивного, простого воспроизведения в воображении младшего школьника становится все меньше и меньше и все в большей степени появляется творческая переработка представлений.

Согласно исследованиям Л.С. Выготского, ребенок дошкольного возраста и младшего школьного может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, но он больше доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует, а потому воображения в житейском, "культурном смысле этого слова, т.е. чего-то такого, что является настоящим, вымышленным, у ребенка, конечно, больше чем у взрослого человека. Однако не только материал, из которого строит воображение, у ребенка беднее, чем у взрослого человека, но и характер комбинаций, которые присоединяются к этому материалу, их качество и разнообразие значительно уступают комбинациям взрослого. Из всех форм связи с реальностью, которые мы перечислили выше, воображение ребенка обладает в одинаковой степени с воображением взрослого только первой, именно реальностью элементов, из которых оно строится.

В.С. Мухина отмечает, что в младшем школьном возрасте ребенок в своем воображении уже может создавать разнообразнейшие ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит и в другие виды деятельности.

В процессе учебной деятельности школьников, которая идет в начальных классах от живого созерцания, большую роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование воображения будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.

В младшем школьном возрасте впервые происходит разделение игры и труда, то есть деятельности, осуществляемой ради удовольствия, которое получит ребенок в процессе самой деятельности и деятельности, направленной на достижение объективно значимого и социально оцениваемого результата. Это разграничение игры и труда, в том числе и учебного труда, является важной особенностью школьного возраста.

Значение воображения в младшем школьном возрасте является высшей и необходимой способностью человека. Вместе с тем, именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если этот период воображения специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции .

Вместе с уменьшением способности человека фантазировать обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, науке и так далее.

Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры - плод буйной работы фантазии, они с увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой последней также является творческое

воображение. Когда в процессе учебы дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал и им требуются аналогии, опоры при общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребенку тоже приходит воображение. Таким образом, значение функции воображения в психическом развитии велико.

Однако, фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами. Для выполнения этой задачи необходимо помогать ребенку использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития, для активизации познавательной деятельности школьников, в частности развития теоретического, абстрактного мышления, внимание, речи и в целом творчества. Дети младшего школьного возраста очень любят заниматься художественным творчеством. Оно позволяет ребенку в наиболее полной свободной форме раскрыть свою личность. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребенку новый, необычный взгляд на мир .

Таким образом, нельзя не согласиться с выводами ученых-психологов, исследователей о том, что воображение является одним из важнейших психических процессов и от уровня его развития, особенно у детей младшего школьного возраста, во многом зависит успешность усвоения школьной программы.

Вывод по главе: итак, мы рассмотрели понятие воображения, виды и особенности его развития в младшем школьном возрасте. В связи с этим можно сделать следующие выводы:

Определение воображения и выявление специфики его развития - одна из наиболее сложных проблем в психологии.

Воображение - особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.

Воображение может быть четырех основных видов:

Активное воображение - характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.

Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Пассивное воображение может быть непреднамеренным и преднамеренным.

Различают также воображение воспроизводящее, или репродуктивное, и преобразующее, или продуктивное.

Диагностика детей младшего школьного возраста показала, что уровень развития воображения можно разделить на три уровня: высокий, средний и низкий.

Екатерина Рыкова
Дидактические игры для развития воображения

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Оживление предметов

Количество игроков : любое.

Представить себя новой шубой; потерянной варежкой; варежкой, которую вернули хозяину; рубашкой, брошенной на пол; рубашкой, аккуратно сложенной.

Представить : пояс - это змея, а меховая рукавичка - мышонок. Каковы будут ваши действия?

Рисуем музыкальные картинки

Количество игроков : любое.

Дополнительно : музыка, бумага, цветные карандаши.

Включаем музыку. На листе бумаги рисуем разноцветные фигуры, которые ассоциируются с музыкой.

Рисунки с продолжением

Количество игроков : любое

Дополнительно : бумага, краски

В центре листа бумаги ставим красную точку. Предлагаем следующему продолжить рисунок

Каменная гусеница

Количество игроков : любое.

Дополнительно : камешки, краски, кисти.

Как её сделать :

1. Найди 6-7 гладких камешков разного размера.

2. Хорошо помой их.

3. Вытри насухо.

4. Разукрась их в разные цвета и дай краски высохнуть.

5. Выложи камешки в ряд - от самого большого к самому маленькому.

6. Нарисуй на самом большом камне головку гусеницы и передние ножки.

7. Нарисуй на остальных ножки гусеницы.

Игрушка готова!

Дорисуй картинку

Количество игроков : любое.

Дополнительно : недорисованные картинки, карандаши.

Ребенку предлагается незаконченное изображение предмета, и его просят назвать этот предмет. Если ребенку не удается сразу опознать предмет, ему оказывается помощь в виде загадок и наводящих вопросов. После того как дети узнали предмет и представили себе его образ, они дорисовывают и раскрашивают картинки.

Предъявляемые детям незаконченные картинки могут быть выполнены по-разному : точечное изображение, схема предмета, его частичное изображение. На картинках может быть любой знакомый детям объект. Предметные изображения можно объединять в смысловые группы (например, «овощи» , «одежда» , «цветы» и т. д.) и использовать это упражнение при изучении соответствующей группы на других занятиях.

Узнай картину

Количество игроков : не более 5-7 человек.

Дополнительно : предметная картинка, лист бумаги с отверстием.

Ведущий показывает игрокам картинку, которая закрыта большим листом с отверстием диаметром два с половиной сантиметра посредине. Передвигая лист по картине, игроки должны узнать, что на ней изображено.

Если игрок ответил правильно - получает приз. Для каждого игрока нужно приготовить отдельную картину.

Смешинки

Количество игроков : любое.

Дополнительно : мяч.

Ведущий бросает мяч и называет какой-то предмет. Например, кастрюля. Нужно быстро придумать ему смешное название. Например, варилка.

Игра развивает воображение и заряжает хорошим настроением.

Пятнография

Количество игроков : любое.

Дополнительно : листы и краски.

Перед каждым игроком чистый лист бумаги. Ведущий ставит каждому игроку на чистый лист пятно, а игроки должны дорисовать ее так, чтобы вышло что - то понятное. Выигрывает тот , чей рисунок окажется интереснее и смешным.

Отгадывание теней

Количество игроков : любое.

Дополнительно : лампа.

Один из игроков садится в близи светлой, по возможности не заставленной стены, лицом к ней. Сзади, в нескольких шагах, устанавливается свечка или тусклая лампа. Кто-нибудь из игроков должен проходит между спиной сидящего и лампой. Лампа должна быть поставлена так, чтобы вышла максимально резкая тень. Сидящий, не оборачивается, по тени должен угадать, кто прошел у него за спиной.

Угаданный садится на его место и начинает отгадывать тени. И т. д.

«На что это похоже?»

Надо поглядеть на что-то и сказать, что напоминают увиденные образы, на что они похожи. Например, облака на небе, ветви дерева, тени на земле, морозные узоры на стекле, капля воска от свечи и др.

Количество игроков : любое

Многие люди обращаются к колдунам, чтобы узнать что-нибудь о своем будущем. Можно устроить великолепную игру на эту тему. В начале игры выбирается ведущий . Он будет «колдуном» .

Задача всех остальных – обращаться к этому «колдуну» с различными вопросами. «Колдун» должен придумать интересное предсказание на будущее, можно давать очень смешные прогнозы, главное условие – чтобы всем было весело. Например, «колдун» дает предсказания на какой-то определенный промежуток времени : на неделю, месяц и т. д. В этой игре нет победителей и побежденных, главное – чтобы все хорошо провели время.

Сочиняем сказки сами

Количество игроков : любое.

Дополнительно : бумага и карандаши.

Играющие делятся на несколько команд. Ведущий раздает командам листики бумаги и карандаши. Задача игроков – за 5-6 минут придумать веселую юмористическую сказку, начинающуюся словами : «Жили были…» и заканчивающуюся : «Ну, надо же!»

По прошествии установленного времени все по очереди зачитывают свои сказки, но таким образом, чтобы они сопровождались звуковым оформлением или каким-либо другим дополнением, а также участием в представлении остальных ребят. Игроки также могут зачитать и сразу же не только проиграть эту сказку, но и перевести ее на язык жестов или же придумать что-то еще.

«Старая сказка на новый лад» .

Это тоже подходящая игра для развлечения детей на детских праздниках. Берется какая-то известная сказка, например, «Колобок» , «Теремок» или «Красная шапочка» , и изменяется. Сначала можно изменить сюжет, оставив прежних героев, потом, наоборот, нужно сохранить сюжет, но придумать других действующих лиц. Самое интересное – оставить героев, но изменить их характер, например, лягушка станет злой врединой, волк – симпатичным милягой, а Красная шапочка – плохо воспитанной девочкой, которая, в конце концов, съест несчастного волка.

Игра в фигурки

Это игра на развитие способности замещать предметы заместителями. Нужно придумать интересную сказку или сюжет, в котором имеет значение последовательность размещения персонажей. Например, черепашка, мишка и Чебурашка решили поиграть в солдатиков и стали учиться ходить строем. Но когда они построились, то Чебурашке не понравилось быть вторым, а мишке третьим. И начали они ссориться, т. к. не могли договориться, кто за кем будет стоять и идти. Нужно помочь друзьям. Для этого нужно предложить разные варианты того, как наши герои могут построиться.

Представим, что черепашка это круг, мишка треугольник, а чебурашка квадрат. Вырежьте из бумаги эти фигурки и пусть ребенок переставит их в разном порядке. Потом игру можно усложнить до 4х предметов. Чтобы малыш лучше понял, что от него нужно, возьмите три игрушки, и объясните, что вместо игрушек в игре будут использоваться геометрические фигурки.

«Нарисуй настроение» .

А эту игру можно использовать, если у ребенка грустное настроение или, наоборот, очень веселое, а также – какое-нибудь другое, главное, чтобы у него было какое-то настроение. Ребенка просят нарисовать свое настроение, изобразить его на бумаге любым способом. Лучше всего для этого подходит рисование акварельными красками.

Великие кляксы.

Игра побуждает малыша создавать из непонятных изображений знакомые образы. Вырежьте из любой темной бумаги «кляксы» различных форм, а также приготовьте бумагу с клеем. Предложите ребенку склеить из этих фрагментов какую-то знакомую фигуру. Затем подумайте вместе с малышом, на что же похожа получившаяся фигурка.

Обязательно решите с ребенком, на что похоже каждое получившееся изображение и подпишите их. Через несколько дней повторите игру с «кляксами» из другой по цвету бумаги. Чем больше ребенок будет играть, тем быстрее он будет составлять фигуры, развивая тем самым свое воображение .

«Что получится?» .

Для любого подрастающего гения важным является навык придумывания какого-то нового применения знакомым окружающим вещам. Заготовьте клей ПВА, несколько листов бумаги, а также спички, трубочки для коктейлей, лоскутки ткани, пуговицы и другие небольшие предметы. Дайте ребенку листок бумаги, смажьте листок клеем ПВА и пусть ребенок прикладывает к нему предметы, получая целую картину. Обязательно спросите у малыша, что у него выходит. Если у ребенка появилась идея, и он сказал вам, на что похоже его творение, помогите ему завершить полученный образ.

«Чем пахнут цвета?» .

Данная игра развивает у ребенка умение комбинировать разные образы в своем изображении. Возьмите цветной картон, мед, кинзу, лук, ванилин и другие продукты. Теперь попросите своего кроху представить, как пахнет синий, красный, желтый, розовый и другие цвета, показывая для наглядности картон соответствующего цвета. Если малыш в затруднении, просто предложите ему несколько запахов из своей коллекции. Пусть ребенок выберет подходящий.

«Какого цвета вкус?» . Эта игра является продолжением предыдущей. Заготовьте соленую, сладкую, кислую и горькую воду (на травах, к примеру) . Также приготовьте несколько картонных квадратиков разных цветов и их оттенков. Пусть малыш попробует воду язычком и выберет подходящий цвет из палитры. Такие игры отлично развивают творческие задатки малышей, что поможет им впоследствии в учебе.

Три краски.

Эта игра всегда вызывает восторг у детей любого возраста и побуждает их видеть образ в рисунке.

Дайте малышу большой лист бумаги и три краски.

Пусть он постепенно заполнит красками весь лист. Включите приятную музыку и скажите ребенку, что, как только музыка перестанет играть, нужно закончить рисовать и придумать : на что же похож рисунок? Обязательно оформите картину и подпишите ее.

Несуществующее животное

Игра научит кроху очень важному навыку - комбинированию. Давайте попробуем поиграть различными частями животного для создания абсолютно нового образа. Вырежьте из журналов или старых книг разные части животных : лапы, головы, уши, хвосты, крылья, клювы, пасти, хоботы и тому подобное.

Приготовьте клей и бумагу. Ваш малыш должен попробовать склеить несуществующее животное из уже имеющихся деталей.

Чем меньше животное вашего ребенка будет напоминать какое-либо из существующих в природе, тем выше природный творческий потенциал малыша. Возвращайтесь к этой игре, пока не создадите свое уникальное существо! Впоследствии можно сочинить про него интересную историю.

Несуществующее животное-2.

Если ваш ребенок старше пяти лет, дайте ему готовый силуэт какого-либо животного, птицы, насекомого, разноцветные фломастеры и предложите изменить существо, сделав его фантастическим, необычным. Каждое занятие предлагайте все новые и новые силуэты, пусть они будут разнообразными : от черепахи до кенгуру, от слона до комара. Преобразуя столь разные образы в неузнаваемые существа, мы постепенно улучшаем интеллект ребенка.

Восхитительные облака.

Эта игра побуждает малыша видеть в слабо оформленном, но многозначном материале образы предметов. Отличной тренировкой перед этой игрой послужит наблюдение за настоящими облаками и попытка увидеть в них уже известные вашему ребенку образы. Дома вырежьте различные облака (слабо напоминающие предметы, животных, человека) и украсьте их, наклеив из картона голубые ватки.

Ребенок должен назвать как можно больше вариантов, на что похожи эти облака. Если кроха еще толком не говорит, заранее подготовьте картинки предметов, животных и людей, чтобы он мог выбрать нужную карточку.

Поможем бабочке.

Вырежьте из цветного картона крупную бабочку. Приготовьте карандаши, фломастеры, клей, а также разные виды бумаги (фольгу, газету, упаковочную бумагу, пластилин, шерстяные нитки и т. д.

Выберите игрушку – «врага» бабочки и предложите ребенку защитить бабочку, создав новые элементы внешнего вида (например, рога, шипы и т. д.) . В процессе игры «враг» бабочки нападает на нее, стимулируя вашего малыша быстрее и интереснее создавать для нее защиту.

Игра «Живые вещи»

Для данной игры число играющих не ограничено, создание команд по желанию.

Детям дается задание «превратиться» в какой-нибудь предмет или вещь. Например, можно разыграть выставку «живых» предметов мебели, показ «живой» одежды.

Выигрывает тот , кто интереснее и наиболее правдоподобно покажет загаданные вещи.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Что было бы, если. (с 6 лет)

Цели : Эта игра развивает творческие способности детей.

Инструкция : Я хотела бы сыграть с вами в игру, в которой все как в сказке. Что было бы, если бы ты превратился в какое-нибудь животное? Каким животным тебе хотелось бы тогда стать и почему?

Дайте каждому ребенку решить, каким животным он хотел бы быть. После этого каждый ребенок должен выйти на середину, назвать это животное, показать, как оно движется, как "разговаривает". На вопросы типа "Что было бы, если бы. " не бывает правильных или неправильных ответов. Мы хотим просто развить фантазию и интуицию детей.

Другие вопросы для обсуждения в этой игре :

Какое желание ты загадаешь, если найдешь волшебную лампу?

Куда ты полетишь, если у тебя будет ковер-самолет?

Что было бы, если бы тебе сейчас было столько лет, сколько ты хочешь? Почему?

Что было бы, если бы ты был учителем?

Что было бы, если бы ты стал совсем зеленым? Чем ты тогда будешь?

Если бы ты мог превратиться в другого человека, кем бы ты тогда хотел стать?

Мини-фантазии (с 6 лет)

Цели : Мини-фантазии - это радостные картинки, которые могут дать детям ощущение бодрости, счастья и тепла, так как они напоминают им о приятных переживаниях.

Подарите мини-фантазию детям после того, как они очень напряженно поработали или были в стрессовой ситуации. Мини-фантазии напомнят детям о хорошем в их жизни и придадут свежих сил.

Инструкция : Я хочу предложить вам короткий отдых, чтобы вы могли почувствовать себя бодрее. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Вздохните три раза поглубже.

Теперь представь себе, что ты лежишь на зеленом лугу, и над тобой по прозрачно-голубому небу проплывают белые пушистые облака.

Дайте детям насладиться этой картиной в течение одной-двух минут. Другие возможные образы :

Ты бежишь рано утром со своим лучшим другом (подругой) по прекрасному парку.

Ты бежишь по белому пляжному песку к теплой голубой воде.

В солнечный весенний день по дороге в цирк ты играешь со своей тенью.

В ясную ночь ты разглядываешь сверкающие звезды на небе.

Ты гладишь мягкий шелковистый мех маленького котенка.

Ты надкусываешь хрустящее сочное яблоко.

Ты наблюдаешь, как облетают осенние листья с деревьев.

В холодный день ты греешься у потрескивающего в камине огня.

На лугу ты кружишься вокруг себя с широко раскинутыми руками, пока не закружится голова.

Ты прыгаешь с большого круглого камня в пруд.

Ты слушаешь по радио свою любимую песню.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Превращения (с 6 лет)

Цели : В этой игре дети могут, используя силу своего воображения , научиться языку интуиции. Картинки, которые будут рождаться у детей по ходу игры , помогут им проникнуться доверием к многогранности своей личности. В конце очень хорошо предложить детям творческое сочинение или рисунок, чтобы они еще глубже прочувствовали пережитое впечатление.

Материалы : Бумага и карандаши каждому ребенку.

Инструкция : Назовите мне пару вещей, о которых вы знаете по опыту. Можете ли вы назвать мне какие-нибудь вещи, которые вы можете узнать только своей фантазией? Я хотела бы предложить вам игру, в которой только ваша фантазия поможет вам обнаружить интересные вещи.

Вы увидите в своем воображении картины , которые, возможно, вас самих удивят. Вы не должны их придумывать, они придут сами собой. Вы не должны пытаться их изменить, лучше, если вы их просто заметите и разглядите.

Садитесь поудобнее и закройте глаза. Вздохните три раза.

Представь себе, что сейчас утро. Ты просыпаешься в привычное для себя время и вдруг обнаруживаешь, что ты сегодня можешь стать каким-то чудесным животным. Осмотрись. Что ты за животное? Как ты чувствуешь себя в роли этого животного? Пройдись немного и почувствуй свое новое тело.

А сейчас ты нашел волшебную палочку. Ты знаешь, что животные очень любопытные, поэтому ты обнюхиваешь ее. И тут ты замечаешь, что снова изменился и стал прекрасным цветком или деревом. Чем ты стал? Цветком? Деревом? Каким цветком или каким деревом? Что тебе больше всего нравится в этом цветке или дереве?

А теперь ты снова превращаешься - ты стал каким-то цветом. Каким цветом ты хотел бы стать? Каков этот цвет на ощупь? Он совсем гладкий или шероховатый?

Теперь ты превращаешься в чудесный воздушный шар. Какой формы твой шар? Он продолговатый? Или круглый? Есть ли на нем какое-нибудь изображение?

Напоследок в это волшебное утро ты превращаешься в маленького ребенка. Посмотри на себя в качестве малыша. Послушай звуки, которые издает младенец.

Ты хочешь поближе рассмотреть этого малыша, поэтому наклонись над ним и ласково погладь его. Возьми его на руки и покачай. Почувствуй, каково это - быть таким маленьким ребенком, которого покачивают на руках.

Положи малыша обратно и вспомни все картины, которые ты видел как животное. как дерево или цветок. как цвет. как воздушный шар. и как маленький ребенок.

А сейчас ты можешь потянуться и почувствовать, как свободно твое тело. Глубоко вздохни. Возвращайся назад в классную комнату и открывай глаза. Хотел бы ты нарисовать картины, которые видел? Или ты хотел бы рассказать о том, что ты переживал?

Анализ упражнения :

Насколько отчетливо ты мог видеть картины?

Слышал ли ты при этом что-нибудь?

Что было для тебя самым трудным?

Кем тебе приятней всего было быть в твоем воображении ?

Играешь ли ты сам иногда в подобные игры , в которых надо представлять себе интересные, необычные вещи?

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

История жизни

Пусть историю своей жизни расскажет любимая игрушка, мыло в ванной, старый диван, съедаемая груша.

Новые старые сказки

Возьмите старую, хорошо известную ребенку, книжку и попробуйте вместе придумать новую историю к иллюстрациям из нее.

Предложите новый поворот в старой сказке, пусть ребенок продолжит. Например, Красная Шапочка не сказала волку, где дом бабушки и даже пригрозила позвать дровосека. А на картине отыщите репродукции картин, содержание которых малышу еще не известно. Дайте ему возможность высказать собственную версию о нарисованном. Возможно она будет не слишком далека от истины?

"Фантастическая история".

Вырежьте малышу (а лучше пусть он сделает это сам) цветные изображения различных животных или растений (из журналов и старых книг) . Изображение каждого животного следует разрезать еще на несколько частей. Перемешайте. Вот и готова игра "разрезные картинки". Однако главное задание впереди. Для его выполнения требуется лист бумаги и клеящий карандаш. Игра состоит в том, чтобы из кусочков изображений разных животных или растений склеить невиданное, но симпатичное существо, придумать ему имя и историю. Если в игре примет участие и взрослый, у фантастического зверя появится товарищ.

Игра «Художник»

Для игры потребуются две команды. Из каждой группы вызывают по одному участнику. Одному из этих игроков завязывают глаза и просят нарисовать загаданный ими рисунок. При этом другой говорит, как именно рисовать, например, одна линия вверх, две влево и т. д. Как только рисунок готов, «художник» снимает повязку и пытается угадать, что именно он рисовал. Если он угадывает, то команде присваивают 1 очко. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.

1) Фигурные картинки. С помощью геометрических фигур – круг, квадрат, прямоугольник, трапеция и другие – нужно нарисовать различные объекты. Например, клоуна, лицо, домик, дождь, кошку и т. д.

2) Три слова. Подберите три слова, не связанных по смыслу. Задача ребенка придумать фразы, связывающие эти слова. Потом можно пойти дальше и придумывать рассказы с этими словами. Например, набор слов : дворец, бабушка, клоун.

3) Укрась слово. В процессе игры нужно придумать как больше прилагательных к существительному. Ребенку-дошкольнику можно предложить игру так : «Выбери любой предмет, а теперь будем придумывать, какой он – белый, холодный, большой и т. д.

Собери картинку

Возьмите любую красочную картинку из журнала или старой книги. Главное, чтобы изображение было понятно ребенку. Вырежьте из нее кусочки разной формы (квадраты, треугольники, кружки) . Наклейте картинку с дырками на лист белой бумаги. Малышу нужно закрыть образовавшиеся на картинке белые пятна теми самыми кусочками, которые из нее вырезаны.

Делай как я

Вам потребуются детали из обычного детского конструктора : куб, конус, параллелепипед. На первых порах используются 2-3, а впоследствии и больше форм. Отберите себе и малышу одинаковые детали, затем сложите из своих небольшую постройку. Когда все будет расставлено, предложите ребенку точно так же построить его детали. Если он легко справляется, усложните постройку. Теперь предложите ему самому построить что-нибудь и сделайте так же. Вы можете специально ошибиться, а ваш малыш пусть вас поправит.

Пазлы своими руками

Возьмите большую, яркую картинку из журнала или старой книги. Наклейте ее на картон и разрежьте зигзагами. Чем старше ребенок, тем на большее количество кусочков разрезайте картинку.

Огромные ноги

Нарисуйте на плотном картоне две большие ступни длиной 25 см. Вырежьте их и приклейте к подошвам детских шлепанцев. Или можно проделать в каждой бумажной ступне по четыре отверстия, пропустить сквозь них тесемку и привязать к ногам ребенка. Теперь он может измерить своими большими ногами все, что угодно : комнату, свою кровать, сад, папину машину.

Что поместится в банке

Нарисуйте на бумаге контуры банок разных размеров и форм : высоких и низких, широких и узких, круглых и квадратных. Попросите ребенка подумать, что могло бы поместиться в каждой из этих банок. Для проверки можно принести названые предметы и приложить к нарисованному контуру. Некоторые из них вроде бы и помещаются на рисунке, но при этом не могут пройти в горлышко, если оно слишком узкое.

Замочная скважина

Возьмите лист бумаги, вырежьте в нем отверстие в форме замочной скважины. Сначала скважина может быть и большой, а когда ребенок освоится – величину отверстия можно уменьшить. Теперь положите на стол какую-нибудь картинку, накройте сверху листом с замочной скважиной. Отверстие скользит по поверхности картинки, позволяя видеть только отдельные ее части. Задача ребенка догадаться, что изображено на картинке.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Игра «Услышим слово»

Задача : развить воображение и представления у детей.

Описание. Взрослый предлагает ребенку представить звук, издаваемый каким-либо предметов, жужжание шмеля или пчелы, вой милицейской сирены, звон колокольчика, стук молотка, гудок машины, пение кукушки и другие знакомые, много раз слышимые звуки.

Игра «Потрогаем слово»

Задача : развить у детей воображение .

Описание. Взрослый предлагает ребенку мысленно потрогать какой-либо предмет : подушку (какая она мягкая, елку (колючая, кошку (пушистая, воду (мокрая, пол (твердый) и т. д. и рассказать о своих ощущениях.

Игра «Понюхаем - попробуем слово»

Задача : развить у детей воображение .

Описание. Взрослый говорит ребенку, что некоторые слова можно понюхать и попробовать на вкус. Например, лимон (апельсин, роза, ромашка, хлеб, костер, шоколад и т. д., после этого дети должны рассказать о своих впечатлениях.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры