Диагностика устойчивости внимания у дошкольников. Т
Процесс овладения знаниями, умениями и навыками требует постоянного и эффективного самоконтроля учащихся , что возможно только при сформированности достаточно высокого уровня произвольного внимания.
У младшего школьника в первые годы обучения может преобладать непроизвольное внимание.
Увеличивается в этом возрасте объем внимания. Менее развиты в младшем школьном возрасте такие свойства внимания, как переключение и распределение. На протяжении школьного возраста они интенсивно развиваются. Ребенок младшего школьного возраста способен к концентрированному и устойчивому вниманию при определенных условиях организации учебной деятельности.
Исследования концентрации и устойчивости внимания
Испытуемому дают бланк, на котором изображены перепутанные линии (см. рис. 10) и предлагают проследить линию слева направо, чтобы определить, где она кончается. Начинать нужно с линии 1. Испытуемый должен записать тот номер, которым эта линия заканчивается. Выполняя задание, нужно прослеживать линию взглядом, не пользуясь пальцем или карандашом, экспериментатор следит за этим.
Обработка результатов
Экспериментатор замечает время, которое требуется испытуемому на прослеживание каждой.линии и на все задание в целом. Время выполнения всего задания не должно превышать пяти минут. Фиксируются все остановки в деятельности испытуемого и правильность выполнения задания.
Методика исследования объема внимания
Испытуемому на короткое время (1 с) предъявляются по одной каждая из восьми карточек с изображением от двух до девяти точек (см. рис. 11). Каждая карточка показывается два раза. После этого испытуемый отмечает на
аналогичном пустом бланке расположение точек. На воспроизведение карточки с 2-5 точками дается 10 с, 6~7 точками - 15 с, 8-9 точками - 20 с.
Обработка результатов .Экспериментатор подсчитывает количество правильно отмеченных точек на каждом бланке и делает вывод об объеме внимания испытуемого.
Существуют следующие нормативы:
I - 3 точки на двух карточках,
II - 4 точки на двух карточках,
III - 6 точек на двух карточках,
IV - 9 точек на двух карточках,
V - 10 точек на двух карточках,
VI - 11 точек на двух карточках,
VII - 13 точек на двух карточках,
VIII - 15 точек на двух карточках,
IX - 16 точек на двух карточках.
Ранговые места I и II свидетельствуют о малом объеме внимания, Ш-УП - о среднем, VIII и IX - о большом.
Оценка устойчивости внимания
Для проведения исследования потребуется стандартный бланк теста «Корректурная проба» (рис. 12) и секундомер. На бланке в случайном порядке напечатаны некоторые буквы русского алфавита, в том числе буквы «к» и «р»; всего 2000 знаков, по 50 букв в каждой строчке.
Проведение исследования. Исследование необходимо проводить индивидуально. Начинать нужно, лишь убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание. При этом у испытуемого не должно создаваться впечатление, что его экзаменуют. Испытуемый должен сидеть за столом в удобной для выполнения данного задания позе. Экспериментатор выдает ему бланк «корректурной пробы».
Инструкция. На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивайте буквы «к» и «р» и зачеркивайте их. Задание
АКСНБЕАНЕРКВСОАЕНВРАКОЕСАНРКВНЕОРАКСВОЕС ОВРКАНВСАЕРНВКСОАНЕОСВНЕРКОСЕРВКОАНКСА КАНЕОСВРЕНКСОЕНВРКСАРЕСВМЕСКАОЕНСВКРАЕО ВРЕСОАКВНЕСАКВРЕНСОАКВРЕНСОКВРАНЕОКРВНАС НСАКРВОСАРНЕАОСКВНАРЕНСОКВРЕАОКСНВРАКСОЕ РВОЕСНАРКВОКРАНВОЕСВНЕАРОКВНЕСАОКРЕСАВКН ЕНРАЕРСКВОКСЕРВОСАНОВРКАСОАРНЕОРЕСВОЕРВ ОСКВНЕРАОСЕНВСНРЛЕОКСАНРАЕСВРНВКСНАОЕРСН ВКАОВСНЕРКОВНЕАНЕСВНОКЛНРАЕОСБРВОАНСКОКР СЕНАОВКСЕАВНЕСКРАОВКСЕОКСВНРАКОКРЕСВКОЕНС КОСНАКВНАЕСЕРВНСКОАЕНСОВНРВКОСНЕАКОВНСАЕ ОВКРЕНРЕСНАКОКАЕРВСАРКВОСВНЕРАНСЕОВРАКВО АСВКРАСКОВРАКНСОКРЕНГРСЕАОКСАКРНРАКАЕРКС НОСКОЕОВСКОАЕОЕРКОСКВНАКВОВСОЕЛСНВСРНАК ВНЕОСЕАВКРНВСНВКАСВКАНАКРНЕОКОВСНВОВР СЕРВНРКСРВНЕАРАНЕРВОАЕСЕРАНЕРВОАРНВСАРВ ЕРНЕАЕОРНАСРВКОВРАЕОСЕОВНАЕНЕОВСКОВРНАКС ЕРВКОСКАОЕНРВОСКРЕНАЕОНАКВСЕОВКАРЕСНАОВКО АОВНРВНСРЕАОКРЕНСРЕАКВСЕОКРАНСКВАНЕОВНРС КАОРЕСВНАОЕСВОКРНКРКРАЕРКОАСАРВНАЕОСКРВК ОКРАНАОЕСКОЕРНВКАРСВНРВНСЕОКРАНЕСВНКРАНВ ЕРАКОКСОВРНАЕАСВКЛНОСЕНВРАКРЕОСОВРАОЕСЕА НЕСВКРЕАКСВНОЕНЕОСВНЕОРКАКСВНЕОКРОКАНЕОС РНЕСВНРКОВКОАРЕОВОКСНВКАЕРВОСНЕАКАСНВОЕН СВНЕОВКРАНРЕСКОАНВРКАНВСОЕРАНВОСАРКВНСОЕ ОКНЕКРВСЕНРКАЕСВОКАРЕОКВНАРЕСКВНЕОСАРНЛ КРНСАОЕРКОСНВКОЕРВОСКЛЕРНСОАНВРКВНЕНРАКС РНВКОСНЕАКВРСОАНСКВОАСНЕВОНСКВРНАОЕНСОА НСОАКВРНСАОЕРСКОЕНАРНВОСКАОКРНСЕОВСЕНВК ЕКРНСОАРВНЕСАРКВРНСЕНВРАКВСЕОКАЕРКОВНЕАС ОЕНРВКСЕРВНАОЕАСКРЕНВКСОАРЕОКСЕРНЕАРВСКВ НСОКРВНЕОСКВНРЕОКРАСВОЕРНРКВНРКАСОВНАОК РВАКРНЕСОКАРКВОАСРЕОКРАНВРЕСКНВКОЕСАНЕ ВРКОАСНАКОКВОСЕРКВНЕРАКСВНЕОКРЕАСОКРЕОВНС СЕОВНАРКОСВНЕРАНРОАСОКРЕАОСВРКАКРЕРКОЕСВН ОАЕРВКСОЕНРАКРНСЕАКОВОЕНСАНРВОСЕНВОКНВРА ЕСНАКВОЕРЕНСАКВОАЕРКСЕНРАКРВСАЕОВНЕСРКВО ОКРЕСОАНЕРВНЕСКАОРВРКОСАРКВСКАКРЕСВНАКРЕС СВКОАНРВСКОЕРНАКВСНЕРАЕОВРНАКВСНВОЕРАЕОК ВРАСНРКОЕАСОВРЕСКОАНЕСНВСКАЕОРНАКЕРНСОКВ
Рис. 12. Стимулъный материал к тесту «Корректурная проба»
нужно выполнять быстро и точно». Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора. Время работы - 10 мин.
Обработка и интерпретация результатов. При обработке результатов психолог сверяет результаты в корректурных бланках испытуемого с программой - ключом к тесту.
Из протокола (табл. 16) занятия в психологический паспорт школьника вносятся следующие данные: общее количество просмотренных букв за 10 мин, количество правильно вычеркнутых букв за время работы, количество букв, которые необходимо было вычеркнуть.
Таблица 16
Протокол исследования устойчивости внимания
Показатель |
Результат |
Количество просмотренных за 10 минут букв Количество правильно вычеркнутых букв Количество букв, которые необходимо было вычеркнуть Точность выполнения задания, % Оценка точности, баллы Оценка продуктивности, балл. Оценка устойчивости внимания, баллы |
Выясняется продуктивность внимания, равная количеству просмотренных букв за 10 минут, и по формуле рассчитывается точность:
где т - количество правильно вычеркнутых за 10 мин букв, п - количество букв, которые необходимо было вычеркнуть.
С целью получения интегрального показателя устойчивости внимания необходимо оценки точности и продуктивности перевести в соответствующие баллы с помощью специальной таблицы, полученной путем обычного шкалирования (табл. 2). Рассматривается интегральный показатель устойчивости внимания А по формуле:
А = В + С,
где Б и С - балльные оценки продуктивности и точности соответственно.
Для сопоставления данных по устойчивости внимания с другими свойствами аттенционной функции необходимо вновь осуществить перевод интегрального показателя устойчивости внимания в шкальные оценки по специальной таблице (табл. 1).
Таблица 1 Оценка устойчивости внимания в баллах
Продуктивность |
Точность |
||
знаки |
баллы |
баллы |
|
Менее 1010 |
Менее 70 |
||
1010-1175 |
70-72 |
||
1175-1340 |
72-73 |
||
1340-1505 |
73-74 |
||
1505-1670 |
74-76 |
||
1670-1835 |
76-77 |
||
1835-2000 |
77-79 |
||
2000-2165 |
79-80 |
||
2165-2330 |
80-81 |
||
2330-2495 |
81-83 |
||
2495-2660 |
83-84 |
||
2660-2825 |
84-85 |
||
2825-2990 |
85-87 |
||
2990-3155 |
87-88 |
||
3155-3320 |
88-90 |
||
3320-3485 |
90-91 |
||
3485-3650 |
91-92 |
||
3650-3815 |
92-94 |
||
3815-3980 |
94-95 |
||
3980-4145 |
95-96 |
||
4145-4310 |
96-98 |
||
Более 4310 |
Более 98 |
Таблица 2
Шкала для перевода показателей свойства внимания в сопоставимые шкальные оценки
Шкальные |
Устойчивость |
Переключение |
Объем |
оценки |
внимания |
внимания |
внимания |
Более 50 |
Более 217 |
Менее 115 |
|
48-49 |
214-217 |
115-125 |
|
46-47 |
211-214 |
125-135 |
|
44-45 |
208-211 |
135-145 |
|
39-43 |
205-208 |
145-155 |
|
36-38 |
201-205 |
155-165 |
|
34-35 |
195-201 |
165-175 |
|
31-33 |
189-195 |
175-195 |
|
28-30 |
182-189 |
195-215 |
|
25-27 |
172-182 |
215-235 |
|
23-24 |
158-172 |
235-265 |
|
20-22 |
149-158 |
265-295 |
|
16-19 |
142-149 |
295-335 |
|
14-15 |
132-142 |
335-375 |
|
12-13 |
122-132 |
375-405 |
|
09-11 |
114-122 |
405-455 |
|
110-114 |
|||
Менее 9 |
Менее 110 |
Более 455 |
Примечание. 1 балл не присваивается никогда.
Особенности проявления закономерностей внимания у детей дошкольного возраста
2.1 Диагностика уровней развития внимания у детей дошкольного возраста
Для исследования особенностей проявления закономерностей внимания у детей старшего дошкольного возраста на базе Санаторного детского дома «Сияние Севера» п. Кировский Исетского района Тюменской области был проведен эксперимент.
В эксперименте приняли участие дети старшей группы в количестве 20 человек. Список детей, участвующих в исследовании приведен в приложении 1.
Задача констатирующего этапа эксперимента состояла в определении уровня развития внимания у старших дошкольников.
Для выявления уровня развития внимания использовались следующие критерии:
Уровень развития устойчивости внимания;
Уровень объема внимания;
Уровень скорости переключения внимания;
Уровень распределения внимания.
На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня развития внимания у дошкольника: низкий, средний и высокий.
Во время обследования велся протокол и фиксировались предлагаемые задания, а также уровень их выполнения, характер контакта со взрослым, отношение к выполнению заданий, уровень активности при выполнении заданий.
Так как уровень внимания определяется через диагностику его свойств, мы использовали следующие методики:
Методика №1
Исследование особенностей распределение внимания методом корректурной пробы (методика Бурдона).
Цель: выявить уровень распределения внимания.
Описание методики: ребенку предлагается таблица с любыми знаками - буквами, фигурами, цифрами. В нашем случае мы использовали буквенную форму корректурной пробы, где ребенок должен как можно быстрее находить и зачеркивать какую-либо букву. Фиксируется время, затраченное на выполнение всего задания, и количество ошибок.
Ход выполнения задания:
Опыт проводится с одним из видов корректурной пробы и состоит из двух серий, следующих одна за другой с перерывом в 5 минут. В первой серии опыта ребенок, просматривая корректурную таблицу, должен как можно быстрее разными способами зачеркивать, например, две буквы (С и К). для того, чтобы учитывать динамику продуктивности работы за каждую минуту, воспитатель по истечении минуты говорит слово «черта». Ребенок должен отметить вертикальной чертой на строчке таблицы то место, которому соответствует момент произнесения воспитателем слова «черта», и продолжать работу на новых бланках, зачеркивая и обводя другие элементы.
Обработка результатов:
Подсчитав число, просмотренных знаков за каждые 30 секунд, мы составили график продуктивности.
Методика №2. Оценка уровня развития внимания детей старшего дошкольного возраста (Черемошкина Л.В.)
Цель: выявление уровня развития устойчивости, объема переключения и распределения внимания ребенка.
Описание методики: ребенку предлагается выполнить задание в три этапа.
На первом этапе ребенок по образцу вписывает знаки в геометрические фигуры.
На втором этапе зачеркивает и обводит два определенных предмета из четырех по указанию взрослого.
На третьем этапе зачеркивает во всех фигурах нарисованных насекомых. Уровень развития произвольного внимания определяется по сумме результатов трех отдельно обработанных этапов работы.
Оборудование: три листа: 1)изображение геометрических фигур; 2) образ реальных предметов - рыбка, воздушный шарик, яблоко и арбуз; 3) набор знакомых геометрических фигур, в двух из которых обозначены мухи и гусеницы. В каждом листе 10 рядов фигур (по 10 в каждом ряду). Верхние четыре фигуры - это образец работы для испытуемого; простой карандаш, часы с секундной стрелкой, протокол для фиксации параметров.
Инструкция: «На этом рисунке изображены геометрические фигуры. Сейчас я нарисую знаки в каждой из четырех верхних фигур. Ты должен расставить такие же знаки во всех остальных фигурах листа. Ты можешь сверять свои действия с образцом».
Первый этап.
«На листе нарисованы рыбки, яблоки, воздушные шарики и арбузы. Прошу тебя зачеркнуть всех рыбок, а яблоки обвести кружком».
Второй этап.
«На этой карточке нарисованы уже знакомые тебе геометрические фигуры. В квадратики забрались мухи, а в ромбах поселились гусеницы. Ты должен зачеркнуть во всех фигурах карточки и мух, и гусениц».
Третий этап.
Во время эксперимента необходимо обратить внимание на поведение испытуемого:
Отвлекался от работы или нет;
Как часто требовалось напоминание о необходимости продолжить работу;
Часто ли испытуемый сверял свои действия с образцом;
Пытался ли проверить себя; если да, то как.
Методика №3. Диагностика продуктивности и устойчивости внимания
Цель: диагностика продуктивности и устойчивости внимания у детей 5-7 лет.
Описание: ребенок работает по инструкции с рисунком, на котором в случайном порядке изображены простые фигуры. Ему дано задание искать и разными способами зачеркивать две неодинаковые фигуры, например звездочку перечеркивать вертикальной линией, а кружок - горизонтальной. Ребенок работает 2,5 минуты, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 минут) ему говорят «начинай» и «стоп». Экспериментатор отмечает на рисунке ребенка то место, где даются соответствующие команды.
Оборудование: «рисунок с изображением простых фигур, часы с секундной стрелкой, протокол для фиксации параметров внимания, простые карандаши.
Инструкция: «Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных знакомых тебе предметов. Когда я скажу «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать названные мной фигуры. Это необходимо будет делать до тех пор, пока я не скажу «стоп». В это время ты должен будешь остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. Я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу «начинай». После этого ты продолжишь искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово «конец».
С целью определения уровня запоминания у дошкольников мы использовали методики разных авторов:
Данные констатирующего этапа эксперимента приведены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели уровня развития внимания у детей старшего дошкольного возраста
Методика |
Устойчивость внимания |
Объем внимания |
Скорость переключения внимания |
Распределение внимания |
|||||||||
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
||
Методика №1. |
|||||||||||||
Методика №2. |
|||||||||||||
Методика №3. |
В результате проведенной работы на констатирующем этапе эксперимента было установлено, что 30% всех испытуемых имеют низкий уровень развития внимания, исходя из четырех критериев, определенных в начале эксперимента, 57 % испытуемых показали средний уровень и лишь 13% детей имеют высокий уровень развития внимания.
Анализ полученных результатов позволил сделать вывод о том, что большая часть детей имеет средний и низкий уровень развития внимания и нуждается в коррекции.
На протяжении дошкольного возраста внимание ребенка становится не только устойчивее, шире по объему, но и эффективнее. Особенно это проявляется в формировании у ребенка произвольного действия.
Произвольное внимание тесно связано с речью. В дошкольном возрасте произвольное внимание формируется в связи с общим возрастанием роли в регуляции поведения ребенка. Чем лучше развита речь у ребенка, тем выше уровень развития восприятия и тем раньше формируется произвольное внимание.
Исследования показывают, что развитие произвольного внимания в случае грамотного управления этим процессом в течение первого года может происходить довольно интенсивно. Большое значение имеет развитие у детей умения работать целенаправленно. Первоначально цель перед ребенком ставит взрослый, оказывая помощь в ее достижении.
Ребенок еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Внимание старшего дошкольника тесно связано с мышлением. Дети не могут сосредоточить свое внимание на неясном, непонятном, они быстро отвлекаются и начинают заниматься другими делами. Необходимо не только делать трудное, непонятное доступным и понятным, но и развивать волевые усилия, а вместе с ним и произвольное внимание.
Даже при сосредоточении внимания дети не в состоянии заметить главного, существенного. Это объясняется особенностями их мышления: наглядно-образный характер мыслительной деятельности приводит к тому, что дети все свое внимание направляют на отдельные предметы или их признаки.
Ребенку недостаточно понимать, что он должен быть внимательным, необходимо научить его этому. Развитие произвольного внимания в период дошкольного детства предполагает формирование трех инструкций:
принятие постепенно усложняющихся инструкций;
удержание инструкций во внимании на протяжении всего занятия;
развитие навыков самоконтроля;
Одна из задач развития внимания - формирование контрольной функции, т.е. способности контролировать свои действия и поступки, проверять результаты своей деятельности.
Организация материалов в коррекционно-развивающем занятии позволяет:
планировать действия контроля;
действовать в соответствии с намеченным планом;
постоянно производить операцию сличения с имеющимся образом.
Такое построение работы дает возможность индивидуализировать деятельность каждого ребенка соответственно его оптимальному темпу и степени активности.
Произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте в связи с возрастным развитием речи и ее роли в регуляции поведения ребенка.
Хотя дошкольники и начинают овладевать произвольным вниманием, непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении всего дошкольного возраста. Детям трудно сосредоточиваться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры или решения эмоционально окрашенной продуктивной задачи они могут достаточно долго оставаться вовлеченными в эту деятельность и соответственно быть внимательными.
Эта особенность является одним из оснований, по которым коррекционно-развивающая работа может строиться на занятиях, требующих постоянного напряжения произвольного внимания. Используемые на занятиях элементы игры, продуктивные виды деятельности, частая смена форм деятельности позволяют поддерживать внимание детей на достаточно высоком уровне.
Большое значение для развития целенаправленного внимания в дошкольном возрасте имеет обучающая игра, так как она всегда имеет задачу, правила, действия и требует сосредоточенности. Чтобы своевременно развивать у детей определенные качества внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способность управлять ими, необходимы специально организованные игры и упражнения. В одних играх надо учитывать разные требования задачи, в других - уметь выделять и помнить цель действия, в третьих - вовремя переключать внимание, в четвертых - сосредоточенность и устойчивость внимания, а поскольку необходимо заметить и осознать происшедшие изменения.
Влияние семейных конфликтов на развитие агрессивности ребенка
Те или иные формы агрессивного поведения наблюдаются у большинства детей, в то же время некоторые из них склонны к значительно более враждебной агрессии...
Возрастные различия в уровне сформированности нейрокогнитивных функций у детей старшего дошкольного возраста
Внимание -- процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач. Теоретически и операционально внимание характеризуется уровнем (интенсивностью, концентрацией), объемом...
Восприятие, внимание и память у детей дошкольного возраста
Диагностика и коррекция внимания у детей с нарушениями зрения
Экспериментальная работа по изучению особенностей внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения осуществлялась на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения № 64 IV вида г. Благовещенска...
Предлагаемые задания для диагностики развития внимания можно использовать и в качестве развивающих упражнений для занятий с детьми. В заданиях не приводятся количественные критерии для оценки внимания. В зависимости от того...
Особенности воображения и творчества тревожных детей
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ «детский сад № 626», в исследовании принимало участие 15 детей в возрасте 5-7 лет. На диаграмме показано, сколько детей по возрастам принимали участие в эксперименте Диаграмма 1...
Особенности концентрации и устойчивости внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
концентрация внимание ребенок задержка...
Особенности проявления закономерностей внимания у детей дошкольного возраста
Среди психических явлений внимание занимает особое место: оно не самостоятельный психический процесс и не относится к свойствам личности. В то же время внимание всегда включено в практическую деятельность и в познавательные процессы...
Особенности развития зрительного внимания у детей младшего дошкольного возраста
внимание сознание познавательный зрительный В младшем дошкольном возрасте дети уже интересуются многим, внимательно слушают взрослых, подолгу следят за их работой и сами могут ставить перед собой определенные задачи, стараясь выполнить их...
Особенности развития зрительного внимания у детей младшего дошкольного возраста
Зрительное внимание - важная сторона познавательной деятельности. Воспитателю детского сада необходимо знать особенности его формирования. "Внимание, - писал К.Д. Ушинский, - есть та дверь, которую не может миновать ни одно слово ученья...
Психологические особенности эмоционального развития ребенка в дошкольном учреждении
Проблема познавательных процессов - одна из наиболее обширных в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития. Высокие требования современной жизни к организации обучения делают проблему развития психических познавательных процессов школьников особенно актуальной для поиска новых, более эффективных психолого-педагогических подходов.
Психические процессы: ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен каким-то образом воспринимать мир, обращая при этом внимание на различные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна. Более того, оказывается, что психические процессы не просто участвуют в деятельности, а развиваются и представляют собой особые виды деятельности
Просмотр содержимого документа
«Диагностика внимания младших школьников»
Диагностика внимания
При тестировании следуйте двум основным правилам:
Наилучшие результаты ваш ребёнок покажет за первые 15 минут, после его внимание снизится, поэтому ограничивайтесь только этим временем;
- ведущим видом внимания в дошкольном и младшем школьном возрасте является непроизвольное внимание, поэтому обязательно проводите тесты в игровой, интересной ребёнку форме.
1. Диагностика уровня внимания:
- «Найди отличия/сходства»,
-«Найди два одинаковых предмета/пару»
- «Что изменилось на картинке?»,
Найди 10 отличий
2. Диагностика объема и концентрации внимания:
Методика «Запомни и расставь точки»
С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка. Для этого используется стимульный материал, изображенный ниже. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу - квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).
Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».
Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.
Оценка результатов
Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:
10 баллов - ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек.
8-9 баллов - ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек.
6-7 баллов - ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек.
4-5 баллов - ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.
0-3 балла - ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.
Выводы об уровне развития
10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий.
6-7 баллов - средний.
4-5 баллов - низкий.
0-3 балла - очень низкий.
Стимульный материал к заданию «Запомни и расставь точки».
Матрицы к заданию «Запомни и расставь точки».
Методика «Корректурная проба»
Ребёнку дают бланк с буквами. В каждом ряду нужно вычеркнуть такие же буквы, как та, с которой начинается ряд. Время работы -5 минут.
Количество просмотренных букв указывает на объем внимания, а количество сделанных ошибок - на его концентрацию.
Норма объема внимания для детей 6–7 лет - 400 знаков и выше , концентрации - 10 ошибок и менее;
для детей 8–10 лет - 600 знаков и выше , концентрации - 5 ошибок и менее .
3. Исследование концентрации внимания
Цель исследования: определить уровень концентрации внимания.
Материал и оборудование: бланк теста Пьерона-Рузера, карандаш и секундомер.
Процедура исследования
Исследование можно проводить с одним испытуемым или с группой из 5-9 человек. Главные условия при работе с группой – удобно разместить испытуемых, обеспечить каждого бланками тестов, карандашами и следить за соблюдением тишины в процессе тестирования.
Инструкция испытуемому: "Вам предложен тест с изображенными на нем квадратом, треугольником, кругом и ромбом. По сигналу "Начали" расставьте как можно быстрее и без ошибок следующие знаки в эти геометрические фигуры: в квадрат – плюс, в треугольник – минус, в кружок – ничего не ставьте и в ромб – точку. Знаки расставляйте подряд построчно. Время на работу отпущено 60 секунд. По моему сигналу "Стоп!" расставлять знаки прекратите".
Бланк с геометрическими фигурами теста Пьерона-Рузера
Испытуемый: ____________ Дата _______
Экспериментатор: _________ Время _______
Экспериментатор в ходе исследования контролирует время с помощью секундомера и подает команды "Начали!" и "Стоп!"
Обработка и анализ результатов
Результатами данного тестирования являются: количество обработанных испытуемым за 60 с геометрических фигур, считая и кружок, и количество допущенных ошибок.
Уровень концентрации внимания определяют по таблице.
Число обработанных фигур
Уровень концентрации внимания |
||
очень высокий |
||
средний низкий |
||
64 и меньше | очень низкий |
За допущенные при выполнении задания ошибки ранг снижается.
Если ошибок 1-2. то ранг снижается на единицу,
если 3-4 – на два ранга концентрация внимания считается хуже,
а если ошибок больше 4, то – на три ранга.
При анализе результатов необходимо установить причины, обусловившие данные результаты. Среди них важное значение имеет установка, готовность испытуемого выполнять инструкцию и обрабатывать фигуры расставляя в них знаки как можно скорее, или же его ориентации на безошибочность заполнения теста. В ряде случаев показатель концентрации внимания может быть ниже возможного из-за слишком большого желания человека показать свои способности, добиться максимального результата (то есть своего рода соревновательности). Причиной снижения концентрации внимания могут быть также состояние утомления, плохое зрение, болезнь.
4.Диагностика устойчивости внимания
«Что изображено на картинке?»
Ребёнок должен внимательно рассмотреть картинку и ответить на вопросы типа
«Какие животные нарисованы на картинке?
Какие животные живут у нас, а какие в теплых странах?
Каких животных на рисунке два?».
Обратите внимание на то, как ребёнок рассматривает картинку: активен, заинтересован, сосредоточен ли он.
Таблицы Шульте
Процедура применения методики следующая. Испытуемый просматривает первую таблицу и находит, указывая, в ней все цифры от 1 до 25. Затем то же самое он делает со всеми остальными таблицами. Учитывается скорость работы, т.е. время, затраченное на поиск всех цифр в каждой таблице.
Определяется среднее время работы с одной таблицей. Для этого подсчитывается сумма времени, необходимого для всех пяти таблиц, которая затем делится на 5. В результате получается средний показатель работы с одной таблицей.
Для того, чтобы оценить устойчивость внимания , необходимо сравнить между собой время, затраченное на просмотр каждой таблицы. Если от первой до пятой таблицы это время меняется незначительно и разница во времени, затраченном на просмотр отдельных таблиц, не превышает 10 сек., то внимание считается устойчивым. В противоположном случае делается вывод о недостаточной устойчивости внимания.
5. Диагностика переключения внимания
Методика «Красно-черная таблица»
Имеется таблица с красными и черными цифрами от 1 до 12, расположенными в случайном порядке, исключающем логическое запоминание. Ребенку предлагают показать на таблице сначала черные числа от 1 до 12 в возрастающем порядке, а затем красные числа в убывающем порядке от 12 до 1 (время выполнения в обоих случаях фиксируется). Следующее задание: показать попеременно черные числа в возрастающем порядке, а красные числа - в убывающем (время также фиксируется).
Показателем переключения внимания будет разница между временем в третьем задании и суммой времени в первом и втором заданиях: чем она меньше, тем более развито это свойство внимания.
Таблица
Переключение внимания
Методика «Проставь значки»
Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Перед началом выполнения задания ребенку показывают рисунок и объясняют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку.
Проведение методики
Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение двух минут, а общий показатель переключения и распределения его внимания определяется по формуле:
S=(0,5N – 2,8n)/120
где S - показатель переключения и распределения внимания; N - количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими знаками в течение двух минут; n - количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Ошибками считаются неправильно проставленные знаки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими знаками, геометрические фигуры.
Оценка результатов
10 баллов - показатель S больше чем 1,00.
8-9 баллов - показатель S находится в пределах от 0,75 до 1,00.
6-7 баллов - показатель S располагается в пределах от 0,50 до 0,75.
4-5 баллов - показатель S находится в интервале от 0,25 до 0,50.
0-3 балла - показатель S находится в пределах от 0,00 до 0,25.
Выводы об уровне развития
10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий.
6-7 баллов - средний.
4-5 баллов - низкий.
0-3 балла - очень низкий.
6. Диагностика избирательности внимания
«Закрась сначала буквы, а потом цифры»
Приемы развития внимания.
Кто быстрее?
1. Учащимся предлагается как можно быстрее и точнее вычеркнуть в колонке любого текста какую-либо часто встречающуюся букву, например «о» или «е». Успешность выполнения теста оценивается по времени его выполнения и количеству допущенных ошибок – пропущенных букв: чем меньше величина этих показателей, тем выше успешность. При этом надо поощрять успехи и стимулировать интерес.
2. Для тренировки переключения и распределения внимания задачу следует изменить: предлагается зачеркивать одну букву вертикальной чертой, а другую – горизонтальной или по сигналу чередовать зачеркивание одной буквы с зачеркиванием другой. Со временем задание можно усложнять. Например, одну букву зачеркивать, другую подчеркивать, а третью обводить кружком.
Цель такой тренировки – выработка привычных, доведенных до автоматизма действий, подчиненных определенной, четко осознаваемой цели. Время задания варьируется в зависимости от возраста (младшие школьники – до 15 минут, подростки – до 30 минут).
Наблюдательность
Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу – то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали. Подростки могут делать задание письменно, а затем сравнивать их между собой, а также с реальной действительностью. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.
Корректура
Ведущий пишет на листе бумаги несколько предложений с пропуском и перестановкой букв в некоторых словах. Ученику разрешается прочесть этот текст только один раз, сразу исправляя ошибки цветным карандашом. Затем он передает лист второму ученику, который исправляет оставленные ошибки карандашом другого цвета. Возможно проведение соревнований в парах.
Пальцы
Участники удобно располагаются в креслах или на стульях, образуя круг. Следует переплести пальцы положенных на колени рук, оставив большие пальцы свободными. По команде «Начали» медленно вращать большие пальцы один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточить внимание на этом движении. По команде «Стоп» прекратить упражнение. Длительность 5-15 минут.
Некоторые участники испытывают необычные ощущения: увеличения или отчуждения пальцев, кажущееся изменение направления движения. Кто-то будет чувствовать сильное раздражение или беспокойство. Эти трудности связаны с необычностью объекта сосредоточения.
Концентрация
Концентрация может производиться на внешних материальных объектах, на органах тела или на мыслях. Можно завести будильник и задать время концентрации от минуты до получаса в каждом из последующих упражнений по концентрации. Следует задать время, принять позу, расслабить мышцы и выбрать объект концентрации. Если мысли начнут переключаться с одного объекта на другой, нельзя резко бороться с этим, переутомляться, одергивать себя, встряхивать головой, отгоняя посторонние мысли. По мере того, как мысли уходят в сторону, надо мягко возвращать их к цели концентрации. Важно, чтобы в течение отпущенного времени мысль уходила «в сторону» не более трех раз.
«Муха»
Для этого упражнения требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3*3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет роль «дрессированной мухи». Доска ставится вертикально и ведущий разъясняет участникам, что перемещение «мухи» с одной клеточки на другую приходится посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд («вверх», «вниз», «вправо» или «влево») «муха» перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение «мухи» - центральная клетка игрового поля. Команды подаются участникам по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями «мухи», не допустить ее выхода за пределы игрового поля.
После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры или «видит», что «муха» покинула поле, он дает команду «Стоп» и, вернув «муху» на центральную клетку, начинает игру сначала.
«Муха» требует от играющих постоянной сосредоточенности, однако, после того, как упражнение хорошо усвоено, его можно усложнить. Увеличив количество игровых клеток (например до 4*4) или количество «мух», в последнем случае команды подаются каждой «мухе» отдельно.
Селектор
Для упражнения выбирается один из участников игры – «приемник». Остальная группа – «передатчики»- заняты тем, что каждый считает вслух от разных чисел и в разных направлениях. «Приемник» держит в руке жезл и молча слушает. Он должен поочередно настроиться на каждый «передатчик».
Если ему слишком сложно услышать тот или иной «передатчик», он может повелительным жестом заставить его говорить громче. Если ему слишком легко, он может убавить звук. После того как «приемник» достаточно поработает, он передает жезл своему соседу, а сам становится «передатчиком». В ходе игры жезл совершает полный круг.
Самый внимательный
Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по звуку гонга отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не ошибается. Проигравшие должны спеть им хором песню.
Сверхвнимание
Участники разбиваются на две группы: «мешающие» и «внимательные». «Внимательные» расставляются ведущими по периметру зала лицом к центру и получают отличительные знаки (нарукавные повязки, галстуки и пр.). Им дается инструкция: «Ваша задача – изобразить, сыграть, словно актер, войти в роль человека, полностью сосредоточенного на какой-то внутренней работе и не замечающего окружающего (ведущий показывает выражение лица человека с пустым, отсутствующим взглядом). Вы должны вжиться в эту роль и, стоя с открытыми глазами и не закрывая ушей, не замечать того, что делают другие. Чтобы вам было легче справиться с заданием, попытайтесь ярко представить себе, что вы смотрите увлекательный кинофильм или участвуете в опасном путешествии. Будьте последовательны в своей роли: когда закончится упражнение (по команде «стоп») и вас будут расспрашивать, утверждайте и убеждайте других в том, что вы действительно были поглощены своими мыслями и ничего не видели и не слышали. Ясно? «Мешающие» получат задание во время упражнения. Готовы? Начали!»
Упражнение длится 5-15 минут. За это время ведущий вместе с «мешающими» организует серию провокационных действий. Они скандируют лозунги, призывы, разыгрывают сценки, рассказывают анекдоты, инсценируют окончание занятий и уход из зала, изображают животных, просят у «внимательных» милостыню и прочее. При этом ведущий следит за тем, чтобы действия «мешающих» не оказались слишком эффективными. Он запрещает касаться «внимательных» и в критические моменты помогает им удержаться в своей роли. Затем следует команда «Стоп» и начинается обсуждение. Упражнение следует использовать в уже сложившихся группах, где царит атмосфера творческой увлеченности.
Камень, ножницы, бумага
Участники должны разделиться на пары. Желательно, чтобы все сидели друг напротив друга. На счет «Три» каждый участник выкидывает на пальцах одну из фигур: камень – кулак, ножницы – два пальца, бумага – открытая ладонь. Причем имеется правило: ножницы режут бумагу, камень тупит ножницы, бумага может обернуть собой камень. Соответственно, игрок, выкинувший на пальцах такую фигуру, которая «победит» противника (например, камень победит ножницы), остается, а проигравший игрок выходит из игры.
В следующем туре участвуют победители первого тура игры, предварительно разделившись на пары. Если кто-то остался без напарника, он автоматически переходит в следующий тур. И так до тех пор, пока не останется один победитель.
По удару гонга, все участники выкидывают на пальцах одну из трех фигур: камень, ножницы, бумага. Затем тот, кто победил противника, согласно правилу игры, гласящему, что ножницы режут бумагу, камень тупит ножницы, а бумага может обернуть собой камень, остается, а его партнер выбывает из игры.