Пытка щекоткой истории. В щекотливом плену у страшной толстой садистки

Главная / Развод

Техническое описание

Художественное описание

Испанская щекотка

Имела широкое распространение в период Средневековья для наказания воров и неверных жен. Испанская инквизиция таким образом наставляла безбожников.

«Кошачья лапа» — приспособление незатейливое, но очень эффективное и продуманное. Состоит оно из пластины с четырьмя изогнутыми шипами-когтями, которую для удобного орудования насаживали на деревянную палку. Таким образом она становилась продолжением руки мучителя.

Взору толпы, наблюдавшей пытку, открывалось жуткое кровавое зрелище. Преступника подвешивали за запястья и истязали, методично отрывая лоскуты плоти на различных частях тела (спине, груди, руках, ногах). Когти впивались настолько глубоко, что отделяли от костей мышечный покров. Всё это доставляло жертве невыносимые мучения, но смерть наступала преимущественно от заражения крови, так как зубцы почти не мылись.

Художественное описание

Вы боитесь щекотки? В народе говорят, что это признак ревнивой натуры. Ничего подобного! Это реакция нервной системы, на нежелательное прикосновение.

Видите эту женщину со связанными руками и ногами? Она совершила двойное преступление – изменила мужу, и украла его золото. Ее-то точно никто не будет спрашивать, перед тем как пощекотать. Если бы не синяки и кровоподтеки на лице и обнаженном теле, ее можно было назвать красивой. Экзекутор прилаживает «кошачью лапу» к длинному деревянному древку. Сначала он легонько проводит железными «когтями» по коже прелюбодейки, и рассказывает традиционный анекдот про неверных жен. Живот и ребра несчастной покрыты бусинами пота, грудь вздымается от частого прерывистого дыхания. Не прекращая смеяться над анекдотом, палач резко, одним отточенным движением погружает загнутые шипы в бедро своей жертвы, и начинает медленно вести вниз. Ржавый металл прочерчивает четыре рваные полосы на бледной коже, открывая взгляду розовые волокна мышцы. Женщина бьется головой о доски, визжит так, что закладывает уши, но пытка не прекращается. «Кошачья лапа» неохотно выходит из расцарапанной плоти. Рваные лоскуты кожи слегка покачиваются на промозглом подвальном сквозняке. Следующая порция «щекотки» обнажает кости ребер. Палач выплескивает на измученную женщину ведро соленой воды, и пока она извивается от разъедающей сознание муки, он примеряет «кошку» к левой груди.

«Хватит!» раздается дрожащий голос. Обманутый муж не выдерживает первым.

Она была женой очень влиятельного и могущественного человека, поэтому привыкла чувствовать себя в безопасности.
Муж рано утром уехал, и она была одна в большом доме. Внезапно ей почудился какой то шорох. Она испуганно вскрикнула: двое мужчин в масках были в комнате. Этого не может быть, как они сюда попали?
- Мадам, как мы сюда попали, не имеет никакого значения. Я думаю, в наших общих интересах, чтобы мы как можно быстрее исчезли отсюда.
- Кто вы? Что вам нужно?
- Кто мы это абсолютно не важно, а нужно нам всего лишь взять кое-какие бумаги из сейфа вашего мужа.
- Даже если бы я захотела вам помочь, я не знаю кода. И мне даже страшно представить, что с вами прикажет сделать мой муж, если с моей головы упадет хотя бы один волос.
- Нам тоже. Лучше и не представлять, поэтому мы не хотим причинять вам вред. Тем не менее, нам точно известно, что вы знаете код.
- Допустим, подчеркиваю, допустим, я знаю. Но почему вы решили, что я вам его скажу?
- Мы предполагали, что вы не захотите нам его сообщить, так сказать, добровольно. Поэтому мы подготовились к такому варианту. Мы будем вас пытать до тех пор, пока вы нам его не скажете.
У нее внутри все сжалось, но она старалась казаться спокойной.
- Вы же сказали, что не собираетесь трогать меня?
- Мы сказали, что вы будете живой и здоровой. А вот потрогать вас немного придется, если вы, конечно, сразу не скажете код.
- Что-то я не очень понимаю: вы не собираетесь причинять вреда моему здоровью, но уверены, что я вам скажу код. Каким же образом вы собираетесь этого добиться?
- Сейчас увидите. Мы последний раз спрашиваем: скажете код?
- Я его не знаю (она лгала, она знала код, но продолжала надеяться, что ей удастся провести их).
- Ладно, тогда приступим. Раздевайся и ложись на кровать.
- Что вы собираетесь делать?
- Разговоры закончились. Впрочем, стоит тебе назвать код, как мы тут же прекратим. Раздевайся или мы поможем тебе это сделать.
Она медленно стянула с себя одежду, подсознательно пытаясь выиграть время. Остались трусы и лифчик.
- Снимай все и ложись на спину.
Она поняла, что сопротивляться бесполезно, сняла последнюю одежду и легла на кровать. Неужели они собираются ее изнасиловать? Они подошли с разных сторон, взяли ее за руки и мгновенно привязали их за головой. Затем взяли ноги и, разведя их как можно шире, привязали с другой стороны. Она обратила внимание, что они использовали какие- то мягкие ремни, которые не врезались в кожу – наверное, чтобы не оставалось следов. Но, тем не менее, она не могла пошевелиться.
- Ну что ж, приступим. С этими словами они достали каждый по перу. Щекотка – отличный способ развязать язык. Еще никто не смог устоять против этого.
Она никогда особенно не боялась щекотки. Но в таком положении … Они устроились с разных сторон и начали легонько водить перьями по ее телу. Постепенно она начала трястись от непрерывного смеха. Особенно неприятно было то, что щекотали одновременно в разных местах – это не давало расслабиться. Они ненадолго прервались, что бы задать все тот же вопрос: код? Она еще надеялась, что сможет выдержать, но этим надеждам не суждено было сбыться. Они очень хорошо знали свое дело. Теперь они сменили тактику: один щекотал ее соски и под грудями, а второй устроился между ног. Когда он начал водить пером по внутренней поверхности бедер ей показалось, что она сойдет с ума. Но это было только начало, далее он переместился к ее промежности. О, боже, нет, не надо, прекратите - слова тонули в непрерывном хохоте. Как нарочно, ее мужу всегда нравился гладко выбритый лобок, и теперь она жалела, что там совсем нет волос, которые хоть немного бы защитили ее от этого безжалостного орудия пытки. Апофеозом стал тот момент, когда он начал щекотать самое чувствительное место ее тела - клитор. Спустя несколько минут она не выдержала: «Прекратите, пожалуйста, прекратите – я скажу код»
Она лежала, тяжело дыша и медленно приходя в себя, пока один из них сходил к сейфу.
- Порядок. Она сказала правду. Мы можем уходить.
- А что делать с ней? Так оставлять ее нельзя.
- Развяжем ее, и пусть сама придумает, как все объяснить мужу.
Они отпускают ее. Она не могла в это поверить. Они действительно отпускают ее. Слава, богу, спасена. Но … эти ублюдки даже не вспомнили о том, что она женщина. Сволочи. Им больше ничего не было нужно, кроме этого дурацкого сейфа. Сколько раз в своих эротических фантазиях она представляла, как двое мужчин врываются в спальню и жестоко насилуют ее. И вот, когда казалось, что эта мечта, наконец, осуществится … они уходят. Она им совсем не интересна. Ну почему, почему?

Щекотка. Самое чувство это, иному приятное, другому противное.
(В.И.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка)

Кто-то щекотку переносит легко и даже испытывает от нее определенное удовольствие, кто-то щекотки боится. И те и другие, как правило, во время процесса щекотания нервно хихикают. Существует, правда, и такие, кто на щекотку никак не реагирует, но их немного.

Что же такое щекотка и почему люди реагируют на нее подобным образом? Одна из гипотез гласит, что щекотка – это доставшаяся нам от далеких предков рефлекторная реакция кожи человека на мелких животных и насекомых. Американская научно-популярная писательница И.Джонсон считает, что щекотка воспринимается кожей и передается в мозг как некий сигнал угрозы. В принципе, эта теория имеет право на жизнь, тем более что самыми "щекотливыми" являются наиболее нежные части тела: шея, подмышки, бока, паховая область, подошвы стоп. Однако ведь насекомые кусают не только в этих местах. Хихиканье же во время щекотания Джонсон объясняет тем, что "когда мгновенный испуг проходит и человек осознает, что никакой угрозы нет, он облегченно разражается нервным смехом". Чем сильнее щекотка, тем больше испуг и тем сильнее смех.

Согласно другой версии, щекотка – встроенный "генератор хорошего настроения". В его задачу входит возбуждение внутренних ресурсов организма (нервные клетки, секреты), которые начинают активнее работать пополняя кровь различными веществами, повышающими стрессо- и вирусоустойчивость. А люди, которые не боятся щекотки, вероятно, не испытывают недостатка в этих веществах. Однако ученые из Калифорнийского университета недавно установили, что щекотка не может способствовать улучшению настроения: эксперименты, проведенные американскими исследователями, показали, что судорожные подергивания человека, которого щекочут, не имеют ничего общего с весельем. Издавая похожие на смех звуки, человек, сам того не осознавая, показывает, что данный тип воздействия – щекочущий – ему неприятен и он хотел бы его прекратить.

Есть и еще одна, довольно забавная теория, предполагающая, что щекотка является способом общения, доставшимся нам от обезьян, которые таким образом выражают симпатии друг другу. Но когда на нескольких добровольцах был поставлен опыт, то выяснилось, что людям абсолютно все равно, кто их щекочет – человек или робот.

Зато сам себя человек защекотать не может. Это утверждает профессор Лондонского университета Сара-Джейн Блэйкмор, которая в 2000 году обнародовала доклад, касающийся щекотки и отношения людей к этому процессу. По словам г-жи Блэйкмор, механизм человеческого тела и особенно нервной системы устроен так, что он практически не реагирует на щекотание-"самоистязание", зато мало кому удается избежать смеха, если его щекочет кто-то другой. Видимо, мозжечок исполняет роль "предохранителя": чтобы человек не стал "щекотоманом".

Что ж, может быть, в этом есть рациональное зерно, ведь любители нетрадиционных эротических развлечений утверждают, что щекотка является отдельным видом секса: партнера можно защекотать до оргазма. В сексуальной практике щекотка действительно использовалась нередко. Разные народы подходили к этому процессу по-разному: африканцы, например, предпочитают технику щекотания с давлением, а индийцы говорят, что оно должно быть похоже на танец пчелы, которая сначала вьется, а потом раз – и укусит. Техника эротического щекотания использует разные зоны чувствительности. Китайцы считают, что лучший способ возбудить любовника – нежно прикоснуться к ступне. Арабы не могут устоять перед щекотанием волосами, которые они называют "тысячей пальцев". В Японии щекотание – чисто женское занятие, причем женщина должна обязательно иметь при себе веер, ведь окружающие ни о чем не должны догадываться. Кстати, японская традиция запрещала становиться гейшами тем, кто не владел "искусством ласки". При этом под лаской подразумевались различные виды прикосновений, включая и щекотание, подкрепленное знанием зон его применения.

Однако щекотка может не только доставлять удовольствие, но и быть страшной пыткой. Которую с успехом и применяли при допросах и наказаниях. Дело в том, что при длительном щекотании у человека настолько повышается нервная проводимость, что даже самое легкое прикосновение вызывает сначала дерганье, смех, а потом переходит в жуткую боль. Если процесс продолжать довольно долго, то через некоторое время возникают спазмы дыхательных мышц, и в конце концов истязаемый погибает от удушья. Не случайно существует выражение "защекотать до смерти". "Щекотильные" пытки были самыми разнообразными. При наиболее простом варианте пытки допрашиваемому щекотали чувствительные места либо руками, либо волосяными щетками, кистями и жесткими птичьими перьями. Палачи щекотали пятки, соски, паховые складки, половые органы, под мышками, а женщин еще и под грудями. Нередко применялась пытка с использованием животных, слизывавших какое-либо лакомое вещество с пяток допрашиваемого. Существовала и разновидность пытки щекоткой при помощи жука, наиболее распространенная в Индии: маленького жучка сажали на головку полового члена мужчине или на сосок женщине и накрывали половинкой скорлупы ореха. Через некоторое время щекотание, вызванное движением ножек насекомого по живому телу, становилось настолько непереносимым, что допрашиваемый признавался в чем угодно.

Декарт приписывал щекотке метафизическую природу, считая, что щекотание занимает пограничное положение между духовным и телесным, ибо это "удовольствие, не отрицающее страдания".

Очень популярно было подвешивание жертв за различные части тела: мужчин - ребром за крюк или за гениталии, женщин - за груди, предварительно прорезав их насквозь и пропустив в сквозные раны веревку. Последние официальные сообщения о подобном зверстве поступали из Ирака в 80-м году XX столетия, когда проводились массовые репрессии против восставших курдов. Людей также подвешивали как изображено на картинках: за одну или обе ноги, с грузом, привязанным к шее или ногам, могли подвешивать за волосы.

Пытка насекомыми

Разные народы использовали разных насекомых для причинения мучений своим жертвам. Наиболее распространенными были мухи (см. ПЫТКА ПОДВЕШИВАНИЕМ, 1-я картинка) из-за их вездесущности. Жертву связывали, обмазывали чем-ибудь «вкусным» и оставляли на «природе». Через некоторое время к ней слитались рои мух, оводов и начинали свое пиршество.

Американские индейцы запускали в печень муравьев.

Советские НКВДисты использовали клопяной бокс. В темном дощаном шкафу разведено клопов сотни, может быть, тысячи. Пиджак или гимнастерку с сажаемого снимают, и тотчас на него, переползая со стен и падая с потолка, обрушиваются голодные клопы. Сперва он ожесточенно борется с ними, душит на себе, на стенах, задыхается от их вони, через несколько часов ослабевает и безропотно дает себя пить.

Пытка звуком

В Московии при Иване Грозном людей пытали так: сажали под большой колокол и начинали в него звонить. Более современный метод - «Музыкальная шкатулка», использовался, когда человеку нежелательно было наносить увечия. Осужденного сажали в комнату с ярким светом и без окон, в которой непрерывно играла «музыка». Непрерывный набор неприятных и никак мелодически не связанных между собой звуков постепенно сводило с ума.

Пытка щекоткой

Щекотка. Не настолько эффективный метод, как предыдущие и потому использовался палачами когда им хотелось позабавиться. Осужденного привязывают или придавливают руки и ноги и щекочут в носу птичьим пером. Человек взвивается, у него ощущение, будто сверлят мозг. Или совсем уж интересный метод - привязыванному осужденному обмазывают пятки чем-либо сладким и запускают свиней или других животных. Те начинают лизать пятки, что иногда заканчивается смертельным исходом.

Кошачья лапа или испанская щекотка

Нехитрое приспособление сделанное по образу и подобию лапы животного. Представляло из себя пластину с четырьмя и более железными когтями. Лапа для удобства использования насаживалась на древко. Приспособление применялось для раздирания плоти жертвы на лоскутья, отдирания мяса от костей на разных частях тела: спине, груди, руках и ногах.

Вилка еретика

Четырехзубая, двусторонняя вилка применялась при допросах как показано на рисунке. Глубоко проникая в плоть она причиняла боль при любой попытке пошевелить головой и позволяла говорить допрашиваемому только неразборчивым, еле слышным голосом. На вилке было выгравировано: «Я отрекаюсь».

Череподробилка

В это приспособление вставляли голову жертвы и посредством винтового механизма раздавливали. Были созданы модификации с острым штырем внутри колпака, который при вращении винта первым вгрызался в череп и не позволял ему ерзать, принося при этом дополнительные мучения жертве.

Смешанные виды пыток

Как никакая классификация в природе не имеет жестких перегородок, так и в пытках нам не удастся четко отделить методы психические от физических. Куда, например, отнести такие методы (арсенал НКВД):

1) Звуковой способ. Посадить подследственного метров за шесть. за восемь и заставлять все громко говорить и повторять. Уже измотанному человеку это нелегко. Или сделать два рупора из картона и вместе с подошедшим товарищем следователем, подступя к арестанту вплотную, кричать ему в оба уха: «Сознавайся, гад!» Арестант оглушается, иногда теряет слух. Но это неэкономичный способ, просто следователям в однообразной работе тоже хочется позабавиться, вот и придумывают, кто во что горазд.

2) Гасить папиросу о кожу подследственного.

4) Световой способ. Резкий круглосуточный электрический свет в камере или боксе, где содержится арестант, непомерно яркая лампочка для малого помещения и белых стен. Воспаляются веки, это очень больно. А в следственном кабинете на него снова направляют комнатные прожектора.

5) Такая придумка. Чеботарева в ночь под 1 мая 1933 в хабаровском ГПУ всю ночь, двенадцать часов, - не допрашивали, нет: водили на допрос! Такой-то - руки назад! Вывели из камеры быстро вверх по лестнице, в кабинет к следователю. Выводной ушел. Но следователь, не только не задав ни единого вопроса, а иногда не дав Чеботареву и присесть, берет телефонную трубку: заберите из 107-го! Его берут, приводят в камеру. Только он лег на нары, гремит замок: Чеботарев! На допрос! Руки назад! А там: заберите из 107-го! Да вообще методы воздействия могут начинаться задолго до следственного кабинета.

6) Тюрьма начинается с бокса, то есть ящика или шкафа. Человека, только что схваченного с воли, еще в лете его внутреннего движения, готового выяснять, спорить, бороться, - на первом же тюремном шаге захлопывают в коробку, иногда с лампочкой и где он может сидеть, иногда темную и такую, что он может только стоять, еще и придавленный дверью. И держат его здесь несколько часов, полсуток, сутки. Часы полной неизвестности! - может, он замурован здесь на всю жизнь? Он никогда ничего подобного в жизни не встречал, он не может догадаться! Идут его первые часы, когда все в нем еще горит от не остановленного душевного вихря. Одни падают духом - вот тут-то делать им первый допрос! Другие озлобляются - тем лучше, они сейчас оскорбят следователя, допустят неосторожность - и легче намотать им дело.

7) Когда не хватало боксов, делали еще и так. Елену Струтинскую в Новочеркасском НКВД посадили на шесть суток в коридоре на табуретку - так, чтоб она ни к чему не прислонялась, не спала, не падала и не вставала. Это на шесть суток! А вы попробуйте просидите шесть часов. Опять-таки в виде варианта можно сажать заключенного на высокий стул, вроде лабораторного, так, чтобы ноги его не доставали до пола. они хорошо тогда затекают. Дать посидеть ему часов восемь-десять. А то во время допроса, когда арестант весь на виду, посадить его на обыкновенный стул, но вот так: на самый кончик, на ребрышко сидения (еще вперед! еще вперед!), чтоб он только не сваливался, но чтоб ребро больно давило его весь допрос. И не разрешить ему несколько часов шевелиться. Только и всего? Да, только и всего. Испытайте.

8) По местным условиям бокс может заменяться дивизионной ямой, как это было в Гороховецких армейских лагерях во время Великой Отечественной войны. В такую яму, глубиною три метра, диаметром метра два, арестованный сталкивается, и там несколько суток под открытым небом, часом и под дождем, была для него и камера, и уборная. А триста граммов хлеба и воду ему туда спускали на веревочке. Вообразите себя в этом положении, да и еще только что арестованного, когда в тебе все клокочет…

Но если в первой части я привел сравнительно распространенные методы, то во второй части я попробовал составить эдакий ТОП 10 ЭКЗОТИК;) Как у меня это вышло - судить читателю." />

Первая часть должна была немного ввести читателя в экскурс пыток. Теперь он уже знает, что массовое использование дыбы привело к такому моменту, как фактическое ассоциирование этого устройства с пытками и страданиями.
Но если в первой части я привел сравнительно распространенные методы, то во второй части я попробовал составить эдакий ТОП 10 ЭКЗОТИК;) Как у меня это вышло - судить читателю.
А начну, пожалуй, с простой и, вопреки заданной теме, популярной пытке.
Итак...

10. Пытка кнутом

Главным орудием телесного наказания в России являлся кнут, перенятый страной от татар. Это - наиболее ужасный инструмент наказания, когда-либо выдуманный человечеством.
Описания кнута разнятся одно от другого. Суммируя все данные, можно сказать, что он состоит по большей части из плотного, тяжелого кожаного ремня, имеющего в длину приблизительно восемь футов (2,5 м); укрепляется этот ремень к деревянной ручке длиною в два фута (60 см). Сам ремень имеет вид довольно широкой ленты, согнутой таким образом, что ее стороны представляют собою два острых края. Попадаются кнуты, обтянутые проволокой, заканчивающейся небольшим крючком. При каждом ударе этим ужасным орудием острые края его до того сильно раздирают спину наказуемого, что получается впечатление удара обоюдоострого ножа; кроме того, палач никогда не поднимает со спины кнут, а медленно протягивает его по коже, вследствие чего маленький крючок в конце ремня обрывает каждый раз тонкие куски мяса.

Мотрайн (1820) описывал кнут, рисуя его в виде плети, сделанной из кожи старого осла; ширина его приблизительно в один дюйм (2,54 см). До употребления кожа вываривается в уксусе и обрабатывается кобыльим молоком.
Граф де Лагни (1840) говорил: "кнут состоит из толстого кожаного ремня, нарезанного в виде треугольника; в длину он имеет от трех до четырех локтей (90-120 см), ширина его один дюйм. Один конец - более широкий, другой уже и прикреплен к ручке, имеющей два фута (60 см) в длину."
Один из преобразователей-правителей страны ограничил количество ударов кнутом сто одним, но так как ни один из наказываемых такого числа не вынес, то это количество приходилось постепенно понижать. В своем сочинении, относящемся к 1852 году, барон Гартгаузен сообщает, что употребление кнута во время его пребывания было совершенно оставлено. Наказанный незаслуженно кнутом имел право получить из суммы суда по 200 рублей за каждый нанесенный ему удар. Чтобы наказание было еще более чувствительным, преступнику полагалось ложиться под кнут только в одной паре панталон.


Процедура экзекуции совершалась следующим образом. Приговоренного укладывали на деревянную скамью животом вниз, руки и ноги его аккуратно вытягивались и фиксировались к кольцам, прибитым в поперечные края скамейки. Голова до того сильно прижималась к дереву, что у жертвы не было никакой возможности кричать, что в значительной мере увеличивало болевое ощущение. Правильное и умелое применение кнута требовало продолжительного изучения, а также крепких нервов и мускулов.
В палачи постоянно назначался один из преступников, приговоренный к тому же наказанию, которое он выполнял после своего помилования на других. После двенадцати лет службы его отпускали на волю и препровождали на родину, но во время несения обязанностей палача его содержали под строгим заключением и выпускали из камеры только тогда, когда необходимо было произвести экзекуцию над приговоренным к телесному наказанию преступнику. В тюрьмах же опытные палачи подготовляли учеников и обучали своему ремеслу будущих истязателей. Упражнения производились ежедневно, для каковой цели применялась человеческая фигура из тряпок, набитых соломой или конским волосом. Ученики посвящались во все тайны экзекуторского искусства и получали от своего ментора указания по поводу того, каким образом возможно наносить то ужасно сильные, то вовсе слабые удары.
Применение той или иной степени строгости находилось в зависимости не только от квалификации совершенного жертвой преступления, но также - и, пожалуй, более всего - от величины подарка, получаемого палачом перед поркой в виде подкупа.
Ученики обучались многочисленным комбинациям: как сечь по бедрам, как угощать разбойника, как наказывать за мелкие преступления, как вызвать немедленную смерть, заставить жертву вывернуть себе затылок, как сечь так, чтобы преступник умер на второй или на третий день после экзекуции, как для этого следует подводить плеть или кнут вокруг туловища и таким образом наносить серьезные повреждения грудной клетки или расположенным в животе важнейшим органам...
Искусные палачи, в совершенстве изучившие свое ремесло, показывали удивительное искусство, умея захватить кнутом только кружок величиною с полтинник, не задевая при этом близлежащих частей. Иные из них одним взмахом своего страшного инструмента превращали кирпичи буквально в пыль.
Евдокия Лопухина пережила наказание кнутом. История ее жизни встречается во многих описаниях. Она слыла одной из красивейших женщин при дворе правительницы и была уличена в том, что принимала будто бы участие в подготовлявшейся государственной измене, надеясь на защиту своего возлюбленного, занимавшего пост одного из иностранных посланников.
Согласно первому приговору, Лопухина была присуждена к отрезанию языка с последующим колесованием, но правительница смягчила приговор, если это только можно назвать смягчением, и заменила его наказанием кнутом и ссылкой.
Лопухина. появилась на эшафоте в полнейшем неглиже, но это только увеличило ее неописуемую красоту. До последнего момента она была твердо убеждена в том, что кто-либо из многочисленных друзей, восхищавшихся ее красотой и остроумием, неожиданно явится к ней на помощь. Но ее умоляющий взгляд встречал повсюду либо совершенно равнодушные, либо любопытствующие лица. Когда палач дотронулся до ее одежды, она сделала попытку отстранить его. Напрасно! Через несколько мгновений она была обнажена до пояса, причем при взгляде на несчастную женщину, полумертвую от стыда и отчаяния, в толпе пронесся ропот сострадания... Тем не менее один из помощников палача схватил ее руки и быстро повернулся, так что жертва повисла у него на спине, причем ноги красавицы болтались на воздухе. При первом же ударе отделилась полоса кожи от самой спины до бедер. Через несколько мгновений вся спина несчастной опухла, из ран струились потоки крови. После наказания кнутом ей вырезали язык, и лишенная дара слова была отправлена в дальнюю ссылку, чтобы там до конца дней своих влачить самое жалкое существование. Не смотря на столь ужасные испытания, Лопухина пережила их и при следующем правителе была возвращена из ссылки - редкий случай, чтобы женщина могла вынести такое наказание, во время приведения которого в исполнение обычно умирали мужчины, отличавшиеся и большей выносливостью, и более сильным строением организма. Больше того, находясь при дворе она даже могла говорить, в те времена многие трактовали это, как господнюю милость, говорящую о ее невиновности, но, будем реалистами, скорее кому-то удалось подкупить палачей.
Нередко наказанных ставили между двух столбов с перекладиной, привязывая их за поднятые вверх руки и нередко за ноги. Такая позиция давала возможность бить по всему телу.
Нередко, чтобы ужесточить пытку, кнут после каждого удара мочили в соленом растворе или уксусе. Описывались кнуты, сшитые из двух кожаных полос, в одну из которых перед сшиванием вбивали мелкие гвозди и, затем, закрывали шляпки второй полосой. Такой кнут при ударе обвивался вокруг тела стоявшей жертвы, затем, когда его рывком тянули обратно, впившиеся гвозди раздирали тело допрашиваемого в клочья. Изобрели это "чудо" в мусульманском Египте. Как говорят историк, никто не выживал после десятого удара такого кнута. Надо сказать, что для женщин не делали никаких исключений.
Упомянутая нами уже выше писательница-англичанка в одном из своих очерков сообщает о студенте, подвергнутом наказанию кнутом за избиение своего профессора. Два раза этот юноша, отличавшийся недюжинным дарованием, но и крайней бедностью, писал с большой усидчивостью сочинение на премию и заслуживал последнюю, но ничего не получал, ибо один из профессоров ревновал его к женщине и не нашел более подходящего способа, чтобы чем-нибудь досадить своему сопернику. Студент сделал третью попытку, несмотря на то, что жил при ужасных условиях и по целым дням буквально голодал. Не обращая внимания на тяжелую жизненную обстановку, юноша усердно работал, так как вся его будущая карьера находилась в зависимости именно от получения премии. Все профессора признали его достойным награды, за исключением одного, голос которого, к сожалению, являлся решающим. Ни за что не соглашаясь с коллегами, этот черствый человек не остановился пред подлостью и напустил тень на репутацию студента.
В порыве отчаяния несчастный юноша, сын существовавшей без всяких средств к жизни вдовы, с голодной смертью в перспективе, лишенный всяких надежд, набросился на своего мучителя и побил его. Студента предали суду, доложили о его поступке правителю (дело происходило во времена Петра I), который лично распорядился наказать его кнутом. Согласно приказу, на экзекуции должны были присутствовать все профессора и студенты университета, и еще задолго до окончания трагедии многие из них впали в обморочное состояние. Вскоре после первых ударов приговоренный скончался, но тем не менее положенное количество ударов было нанесено его трупу.
Следует отметить, что кнут широко применяли и в качестве орудия пытки при допросах. Недаром на Руси появилось выражение "подлинная правда", правда, полученная под ударами кнута - "длинника". Когда на эту варварскую пытку попадала женщина, то, если она не признавалась с первых ударов, пытку ужесточали, избивая несчастную по грудям, стараясь чаще бить по соскам.
Нередко жертву подвешивали за широко разведенные в стороны ноги, головой вниз, чтобы наносить удары по половым органам. Особенно часто такое проделывали с женщинами. И не только в России, Европа привезла кнут из крестовых походов на Восток и Инквизиция никогда им не гнушалась.
Вообще, надо сказать, наказание кнутом, как правило, приводило к смерти или делало осужденного калекой на всю оставшуюся жизнь.
Вот всего один пример:
В 1823 году к наказанию кнутом были присуждены семь татар, занимавшихся в описываемой стране грабежами и убийствами. Приговором суда наказание должно было быть приведено в исполнение именно в тех городах, где разбойники совершали преступления. Таким образом, их сначала били в одном городе, а затем в цепях доставляли для дальнейшей экзекуции в другой. Порка производилась на рыночных площадях в присутствии сотен любопытных зрителей. Преступников поочередно привязывали к позорному столбу с кольцом в верхней части его; в последнее продевалась голова и фиксировалась при этом так, что жертва была лишена возможности кричать. Затем руки и ноги также привязывались к столбу, причем пластырь, наклеенный на раны после предшествовавшей экзекуции, обязательно сдирался.
Приглашенный на место экзекуции татарский священник перечислял совершенные присужденными к наказанию кнутом преступления, а также прочитывал полностью состоявшийся над ними приговор. Такая лекция продолжалась приблизительно полчаса. Ремень кнута был очень толст, почти в руку взрослого человека. С таким инструментом после священника приближался к своей жертве палач, и раздавался свист первого удара. Затем палач отходил шагов на сорок назад и снова приближался к преступнику. Так продолжалось до тех пор, пока положенное количество ударов не было отсчитано полностью. При каждом ударе появлялись брызги крови, но, благодаря указанным выше мерам, ни единого крика или стона не раздавалось. Вслед за первым наступала очередь второго и т. д. Затем всех наказанных отвязывали от столба, обклеивали пластырем и укладывали на повозку, где каждый ожидал окончания наказания над своим товарищем.
Уже во втором городе один из них умер, из остальных же шести никто не дожил до последнего этапа.
В нашем веке кнут широко применялся нацистами в концлагерях, вот один пример - Треблинка, воспоминание очевидца: "Во время проверки фрау Юта кричала "Раис" и, выбрав девушку молодую, здоровую и красивую, заставила ту снять с себя одежду и, хорошо зная все чуткие места, со всей силой ударила несчастную "пайчем" (кнут из оголенного металлического провода) прямо по голым грудям, в самые соски, так, что та опрокинулась, Когда девушке удалось привстать на колени, фрау Юта снова удалила ее между ног, а затем, пнула сапогом туда же. Наконец, девушку разрешили поднять и она пошла, еле дыша, а на том месте осталась лужа крови".
Не гнушались и психологически усилить эту пытку. Когда в Дахау пытали мать и дочь, их избивали кнутом на глазах друг у друга, чтобы страдания одной, увеличивали боль другой.
Я думаю, комментарии тут излишни.
Вряд ли и сегодня это жестокое орудие пытки и наказания кануло в Лету.

9. Пытка огнем.


Следующая земная стихия, широко эксплуатируемая органами дознания, - огонь. Инквизиторы применяли его следующим образом: зажатые колодкой ноги еретика смазывались маслом, затем к ним подносили открытый огонь, и так до чада горелого мяса и обнаженных костей.
В иных случаях человека клали на решетку, под которой разводили костер, или подвешивали над костром в железной клетке, или делали как показано на картинке (сажали на специальный стул, а под ним разводили огонь).Пытка огнем широко применялась во все времена и в Риме, и в Мадриде, и в Москве, и в Пекине, и в лесах Америки, и в африканских джунглях.
Кроме огня распространенным было также использование углей а особенно каленого железа. Что объяснялось удобством его использования по сравнению с открытым огнем. Особое распространение оно получило при клеймлении преступников и при выжигании глаз. Были также более экзотические ритуалы, как например надевание жертве на голову докрасна раскаленного железного шлема (см. рисунок).

8. Пытка подвешиванием.


Очень популярно было подвешивание жертв за различные части тела: мужчин - ребром за крюк или за гениталии, женщин - за груди, предварительно прорезав их насквозь и пропустив в сквозные раны веревку. Последние официальные сообщения о подобном зверстве поступали из Ирака в 80-м году XX столетия, когда проводились массовые репрессии Против восставших курдов.


Людей также подвешивали как изображено на картинках: за одну или обе ноги, с грузом, привязанным к шее или ногам, могли подвешивать за волосы. Так же после подвешивания жертвы могли избиваться всевозможными прутьями, молотками (см. рисунок) и т.д.

7. Пытка череподробилкой.


В это приспособление вставляли голову жертвы и посредством винтового механизма раздавливали. Были созданы модификации с острым штырем внутри колпака, который при вращении винта первым вгрызался в череп и не позволял ему ерзать, принося при этом дополнительные мучения жертве.

6. Пытка травлей хищниками.

Эта крайне кровавая форма казни пользовалась огромной популярностью в большинстве стран, благодаря своей зрелищности. Зрители получали огромное садистское наслаждение, видя, как беззащитных, зачастую привязанных, осужденных раздирают на клочки клыки и когти хищников. Поскольку во все времена основную часть таких зрителей составляли мужчины, то естественно, что особым почетом в качестве таких жертв, пользовались красивые молодые женщины.
Огромное распространение она получила во времена Римской Империи, когда на аренах цирка травили хищниками рабынь и пленниц из покоренных народов. Вот как описывает Иосиф Флавий расправу императора Тита над жителями побежденной Иудеи: "Против пленных были выпущены африканские львы, индийские слоны, германские зубры. Обреченные на смерть люди - одни были одеты в праздничное платье, других заставили накинуть молитвенные плащи - белые с черной каймой и голубыми кистями, - и было приятно глядеть, как они окрашивались в красный цвет. Молодых женщин и девушек выгоняли на арену голыми, чтобы зрители могли наблюдать за игрой их мускулов в минуты смерти".
Не лучше поступил с христианами Нерон, объявивший их виновными в поджоге Рима. Его садистским вкусам отвечало следующее зрелище: наиболее красивых женщин насиловали, затем привязывали их к столбам, иногда оставляя им одну или обе руки свободными и выпускали на них тигров и львов. Император получал огромное удовольствие, глядя, как несмотря на их жалкое сопротивление, зверь разрывает прекрасное тело на части. От Нерона пошел известный афоризм: "Христиан - ко львам!"
В тех странах, где водились крокодилы или была возможность их привозить, этих животных также использовались для подобных казней. Палачей весьма устраивал тот факт, что крокодил далеко не сразу нападал на жертву, долго наблюдая за ней из-под воды и потом медленно подкрадываясь к ней по берегу. Таким образом, к страданиям жертвы добавлялось долгое мучительное ожидание ужасного конца.
Когда вздорожал скот, которым откармливали диких зверей для гладиаторских зрелищ, Калигула велел кормить зверей преступниками из тюрем, не разбирая меры их вины.
Похоже “развлекался” русский царь Иван Грозный. Один из его любимых видов казни - зашить осужденного в медвежью шкуру (называлось это “обшить медведно”) и затем затравить собаками. Так был казнен новгородский епископ Леонид. Иногда на людей натравливали медведей (естественно, в этом случае их не “обшивали медведно”).
Травля хищниками не всегда использовалась как казнь, применяли ее и как форму варварской пытки. Так, нередко допрашиваемых сажали в клетку и помещали во двор, куда выпускали диких зверей. Хотя клетка и защищала человека от хищников, но ужас, внушаемый ими был настолько велик, что узник сознавался в любых преступлениях, которые ему вменяли.
Часто в качестве такой пытки к связанному допрашиваемому приближались, держа на поводке зверя и угроза выпустить хищника заставляла подчиняться.
Аналогичной формой допроса было привязывание узника к столбу, когда вокруг него располагали хищников на цепях, длина которых была рассчитана таким образом, чтобы зубы и когти не могли достать человека, но были в непосредственной близости от него.
Некоторые горе-представители мужского рода использовали подобное истязание, чтобы добиться благосклонности строптивых красавиц. Так у Костомарова описан случай, когда один российский дворянин, которому отказала молодая крестьянская девушка редкой красоты, приказал раздеть ее до гола и привязать в углу избы, где на цепи находился свирепый медведь. Несчастная провела всю ночь, видя перед своим лицом пасть зверя, хотя цепь не позволяла ему добраться до пленницы, но можно представить, что она пережила. Короче, на утро она согласилась отдаться оному воздыхателю.
Естественно, что крупные хищники были достаточны дороги и, со временем, становились доступными все более узкому кругу высокопоставленных лиц. Однако вплоть до отмены крепостного права на Руси, и чуть более короткий срок в европейских странах помещики травили собаками, содержавшимися в огромном количестве в их охотничьих угодьях, всякого, потревожившего их покой. Так, Достоевский описывает дворянина затравившего собаками крестьянского мальчика, нечаянно ушибшего лапу его борзой. После захвата Льежа Карл Смелый приказывал выводить красивых горожанок обнаженными в лес, давая им только густую ветку, которую те держали перед собой и устраивал на них псовую охоту. Хотя в большинстве случаев все заканчивалось изнасилованием, иногда даже к взаимному удовольствию, но некоторые женщины все же не избежали клыков разъяренных псов.


В наше время травили собаками узников в нацистских и сталинских концлагерях. Некоторые выжившие узницы Треблинки рассказывали, как эсэсовцы спускали на них собак или держали их на поводке во время допросов.
Не прекратилось подобное истязание и теперь, судя по многочисленным статьям о произволе в нашей и других странах. В одной из западных газет была статья о том, как один из колумбийских наркобаронов наказал изменившую ему любовницу. Парочку схватили в одной из гостинец, привезли в пустынную загородную местность. Главарь сначала отхлестал "прелюбодеев" по щекам, затем парня застрелили, а с девушки сорвали всю одежду. И живую и труп бросили в яму, где находилось несколько, пару дней не кормленных, свирепых собак. Мафиози стоял у края ямы и наслаждался зрелищем, как обезумевшая от боли и ужаса девушка пытаестя отбиться от рвущих ее тело собак. Когда пит-буль разорвал горло женщины ревнивец спокойно отбыл в неизвестном направлении.

5. Пытка кошачьей лапой или испанская щекотка.


Нехитрое приспособление сделанное по образу и подобию лапы животного. Представляло из себя пластину с четырьмя и более железными когтями. Лапа для удобства использования насаживалась на древко. Приспособление применялось для раздирания плоти жертвы на лоскутья, отдирания мяса от костей на разных частях тела: спине, груди, руках и ногах.

4. Пытка креслом иудеев.



Вернее было бы назвать это сажанием не на кол (как при казни), а на специальное приспособление - деревянную или железную пирамиду. Обвиняемого раздевали и располагали как показано на рисунке. Палач при помощи веревки мог регулировать силу давления острия, мог опускать жертву медленно или рывком. Совсем отпустив веревку жертва всем своим весом насаживалась на острие.
Острие пирамиды направлялось не только в анус, но и в вагину, под мошонку или под копчик. Таким страшным способом инквизиция добивалась признания от еретиков и ведьм. Для усиления давления к ногам и рукам жертвы иногда привязывали груз.
В наше время таким образом пытают в некоторых странах Латинской Америки. Для разнообразия к железному поясу, обхватывающему жертву и к острию пирамиды подключают электрический ток.

3. Пытка насекомыми.

Разные народы использовали разных насекомых для причинения мучений своим жертвам.


Наиболее распространенными были мухи (см. рисунок, часто применялись вместе с подвешиванием) из-за их вездесущности. Жертву связывали, обмазывали чем-ибудь "вкусным" и оставляли на "природе". Через некоторое время к ней слитались рои мух, оводов и начинали свое пиршество.
Американские индейцы запускали в печень муравьев.
Советские НКВДисты использовали клопяной бокс. В темном дощаном шкафу разведено клопов сотни, может быть, тысячи. Пиджак или гимнастерку с сажаемого снимают, и тотчас на него, переползая со стен и падая с потолка, обрушиваются голодные клопы. Сперва он ожесточенно борется с ними, душит на себе, на стенах, задыхается от их вони, через несколько часов ослабевает и безропотно дает себя пить.

2. Пытка щекоткой.

Щекотка. Не настолько эффективный метод, как пытка звуком или насекомыми и потому использовался палачами когда им хотелось позабавиться. Осужденного привязывают или придавливают руки и ноги и щекочут в носу птичьим пером. Человек взвивается, у него ощущение, будто сверлят мозг. Или совсем уж интересный метод - привязанному осужденному обмазывают пятки чем-либо сладким и запускают свиней или других животных. Те начинают лизать пятки, что иногда заканчивается смертельным исходом.

А теперь, пожалуй, стоит предложить варианты и пусть читатель сам выберет, на свое усмотрение, что же он находит самым экзотичным в нижеследующем перечне.

1. Американские индейцы вставляют в мочеиспускательный канал жертвы тонкую тростинку с мелкими колючками и, зажав ее в ладонях, вращают в разные стороны; пытка длится довольно долго и доставляет жертве невыносимые страдания. Такие же описания пыток дошли из Древней Греции.
Ирокезы привязывают кончики нервов жертвы к палочкам, которые вращают и наматывают на них нервы; в продолжение этой операции тело дергается, извивается и буквально распадается на глазах восхищенных зрителей - по крайней мере так рассказывают очевидцы.
На Филиппинах обнаженную жертву привязывают к столбу лицом к солнцу, которое медленно убивает ее. В другой восточной стране жертве распарывают живот, вытаскивают кишки, засыпают туда соль, и тело вывешивают на рыночной площади.
Гуроны подвешивают над связанной жертвой труп таким образом, чтобы вся мерзость, вытекающая из мертвого разлагающегося тела, попадала на ее лицо, и жертва испускает дух после долгих страданий.
В Марокко и Швейцарии осужденного зажимали между двух досок и распиливали пополам.
Египтяне вставляли сухие камышинки во все части тела жертвы и поджигали их.
Персы - самый изобретательный в мире народ по части пыток - помещали жертву в круглую долбленую лодку с отверстиям для рук, ног и головы, накрывали сверху такой же, и в конечном счете его заживо поедали черви...
Те же персы растирали жертву между жерновами или сдирали кожу с живого человека и втирали в освежеванную плоть колючки, что вызывало неслыханные страдания.
Непослушным или провинившимся обитательницам гарема надрезают тело в самых нежных местах и в открытые раны по капле закапывают расплавленный свинец; свинец также заливают во влагалище...
Или делают из ее тела подушечку для булавок, только вместо булавок используют пропитанные серой деревянные гвозди, поджигают их, и пламя поддерживается за счет подкожного жира жертвы.
В Китае палач мог поплатиться своей головой, если жертва погибала раньше назначенного срока, который был, как привило, весьма продолжительным - восемь или девять дней и за это время самые изощренные пытки сменяли друг друга беспрерывно.
В Сиаме человека, попавшего в немилость, бросают в загон с разъяренными быками, и те пронзают его рогами насквозь и затаптывают насмерть.
Король этой страны заставил одного мятежника есть собственное мясо, которое время от времени отрезали от его тела.
Тe же сиамцы помещают жертву в сплетенный из лиан балахон, и острыми предметами колют его; после этой пытки быстро разрубают его тело на две части, верхнюю половину тут же укладывают на раскаленную докрасна медную решетку; эта операция останавливает кровь и продлевает жизнь человека, верней части получеловека.
Корейцы накачивают жертву уксусом и, когда она распухнет до надлежащих размеров, бьют по ней, как по барабану, палочками, пока она не умрет.
Император Тиберий являлся несомненным автором такой пытки: приговоренным давали выпить изрядное количество молодого вина, после чего им туго перевязывали половые члены, в результате чего они умирали долгой и мучительной смертью от задержки мочеиспускания.
Император Нерон вошел в историю не только как самодеятельный артист и поджигатель города Рима, но и как палач-любитель. Из всех средств медленного умерщвления Нерон отдавал предпочтение ядам и вскрытию вен. Яд он любил подносить жертве собственноручно, и затем с интересом наблюдал, как она корчится в муках агонии. Других приговоренных он заставлял самих вскрывать себе вены, сидя в ванне, наполненной теплой водой, а к тем из них, кто не проявлял должной решительности, он приставлял врачей, которые оказывали "необходимую помощь".
Римские императоры получали удовольствие, созерцая экзекуции юных девственниц-христианок, которым раскаленными докрасна щипцами рвали груди и ягодицы, заливали в раны кипящее масло или смолу, вливали эти жидкости во все отверстия.
Человека, только что схваченного с воли, еще в лете его внутреннего движения, готового выяснять, спорить, бороться,- на первом же тюремном шаге захлопывают в коробку, иногда с лампочкой и где он может сидеть, иногда темную и такую, что он может только стоять, еще и придавленный дверью. И держат его здесь несколько часов, полсуток, сутки. Часы полной неизвестности! - может, он замурован здесь на всю жизнь? Он никогда ничего подобного в жизни не встречал, он не может догадаться! Идут его первые часы, когда все в нем еще горит от не остановленного душевного вихря. Одни падают духом - вот тут-то делать им первый допрос! Другие озлобляются - тем лучше, они сейчас оскорбят следователя, допустят неосторожность - и легче намотать им дело.
Елену Струтинскую в Новочеркасском НКВД посадили на шесть суток в коридоре на табуретку - так, чтоб она ни к чему не прислонялась, не спала, не падала и не вставала. Это на шесть суток! А вы попробуйте просидите шесть часов. Опять-таки в виде варианта можно сажать заключенного на высокий стул, вроде лабораторного, так, чтобы ноги его не доставали до пола. они хорошо тогда затекают. Дать посидеть ему часов восемь-десять. А то во время допроса, когда арестант весь на виду, посадить его на обыкновенный стул, но вот так: на самый кончик, на ребрышко сидения (еще вперед! еще вперед!), чтоб он только не сваливался, но чтоб ребро больно давило его весь допрос. И не разрешить ему несколько часов шевелиться. Только и всего? Да, только и всего. Испытайте.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры