Роберт шекли - биография, информация, личная жизнь. Биографии писателей и поэтов
Урок в 7 классе Р.Шекли «Запах мысли».
Учитель: Лунин И.И.
МОУ лицей с.Долгоруково Липецкая область.
Цель: знакомство с творчеством Роберта Шекли; рассмотреть особенность
мировосприятия писателя;
развитие представления учащихся о жанре фантастики в мировой литературе;
формирование интереса к произведениям художественной литературы;
развитие культуры чтения школьников;
развитие навыков анализа текста;
воспитание творческого читателя.
Оборудование: выставка книг Р.Шекли, презентация, портрет писателя; выставка книг
фантастического жанра, мультимедиаоборудование.
Ход урока.
Оргмомент.
— Знакомы ли вы с произведениями в жанре фантастики?
— Какие произведения этого жанра вы читали?
— Какие из них вам понравились?
— Можете ли вы назвать известных русских и иностранных писателей-фантастов?
— Знакомы ли вы с произведениями в жанре фэнтэзи?
Знакомство c биографией писателя.
1. Слово учителя.
Фантастику надо уметь читать. Современная фантастика включает многие поджанры. Главная ошибка состоит в том, что требования, закономерные для одного поджанра, предъявляют к другому поджанру. Например, о фантастико-приключенческой книге говорят, что она «не научна», а прогностическую фантастику («Туманность Андромеды») упрекают в недостаточной художественности и т.д. Каждое НФ-произведение надо оценивать по законам того поджанра, к которому оно относится. Если в книге фантастические приключения — нужно требовать остроты, напряженности сюжета, но никак не научности. Прогностическая фантастика должна быть сильна именно научностью, обоснованностью. Логикой прогнозов. Сатирическая фантастика ценна силой сатиры и имеет право на любые ненаучные допущения. И т.д. Хорошо рассказано о поджанрах фантастики в книге Г.И. Гуревича «Беседы о научной фантастике»
2. Чтение статьи в учебнике.
Как можно определить жанр фэнтэзи?
Что же там больше науки или волшебства?
В каком жанре пишет Роберт Шекли?
Какие вопросы волнуют писателя?
Каким видит человека в своих произведениях Шекли?
3. Биография писателя (презентация)
(запись плана в тетрадь)
Роберт Шекли (16 июля 1928 - 9 декабря 2005) - американский писатель, автор множества философско-сатирических рассказов и нескольких романов.
Родился в Бруклине (Нью-Йорк) и вырос в Нью-Джерси. В детстве он был очарован произведениями Рэя Бредбери, Теодора Старджона и Генри Каттнера После окончания школы проходил армейскую службу в Корее (с 1946 по 1948 годы), затем учился в Нью-Йоркском университете, специализируясь в гуманитарных дисциплинах. Он также прослушал факультативный курс литературного творчества у Ирвина Шоу. По окончании университета работал на металлургическом заводе.
Начиная с 1951 года Шекли стал предлагать свои рассказы во многие научно-фантастические журналы, выпустив за последующие несколько лет сотни произведений. В этот же период Шекли написал также 15 эпизодов для телесериала «Капитан Видео» и 60 пятиминутных новелл цикла «По ту сторону зеленой дверик. Рассказы Шекли составили авторские сборники «Где не ступала нога человека» 1954), «Гражданин в космосе» (1955), «Паломничество на Землю» (1957), «Идеи: Без ограничений» (1960), «Лавка бесконечности» (1960), «Осколки космоса» (, 1963), «Ловушка на человека» (1967), «Чувствуешь что-нибудь, когда я делаю вот так?» (1971), «Робот, который был похож на меня» (1978), «Удивительный мир Роберта Шекли» (1979) и другие.
Рассказы Шекли отличает парадоксальный взгляд, позволяющий представить, казалось бы, самые обычные обстоятельства с необычной стороны и благодаря этому ярко показать человеческий или социальный тип. Одним из основных интересов Шекли всегда было социальное поведение конкретного человека, его стереотипы, которые писатель высмеивал безжалостно и ярко. Эти же черты ярко проявились и впоследствии, когда писатель начал работать и в крупной форме.
Это позволило Шекли делать более серьезный и углубленный художественный анализ социального поведения человека, сохранив при этом иронические и сатирические интонации. Его первый роман «Корпорация «Бессмертие»» 1958), рассказывающий о человеке, который был реанимирован в отдаленном будущем в чужом теле, стал сюжетной основной поставленного в 1992 фильма «Беглец»). Также по его произведениям сняты художественные фильмы «Десятая жертва» (1965), «Побег с Адского Острова» (1963), «Цена риска» (1983) и другие. Хотя произведения Шекли и публиковались постоянно, но его известность на родине никогда не была особенно широка - возможно, сюрреалистические сюжеты рассказов, самоирония автора и его несвязанность обычными приемами научной фантастики затрудняли их восприятие массовым читателем.
Однако удивительным образом эти же произведения, опубликованные на русском языке, мгновенно сделали Шекли одним из самых читаемых и любимых в СССР зарубежных писателей-фантастов - его популярность вполне могла соперничать с популярностью Станислава Лема. Из его творчества, помимо рассказов, наиболее известны романы «Корпорация «Бессмертие»» (1958), «Цивилизация Статуса» (1960) и «Путешествие в послезавтра» (другой перевод названия - «Хождение Джоэниса», 1962), повести «Обмен разумов», «Координаты чудес») и «Билет на планету Транай» . Совместно с Роджером Желязны им была написана серия из трех книг «Принеси мне голову прекрасного принца» , «Если с Фаустом вам не повезло» и «Пьеса должна продолжаться».
Им написаны также три юмористических детективных романа о частном сыщике Бобе Дракониане: «Детективное агентство «Альтернатива»» , «Между Сциллой и Харибдой» и «Сома-блюз». Роберт Шекли также работал над сценарием компьютерной игры «Netrunner». Всего за свою жизнь Роберт Шекли написал около 65 книг.
В 1991 году Роберт Шекли был отмечен наградой имени Даниэля Галана за вклад в жанр научной фантастики. В 1998 в Санкт-Петербурге ему была вручена премия «Странник» за вклад в области юмора и научной фантастики. В последний период жизни Роберт Шекли был женат на писательнице Гэйл Дана и жил в Портленде, штат Орегон. Иногда приезжал в Россию, поскольку там находились основные его читатели. Кстати, гонорары из России, где Роберта всегда помнили, ценили и переиздают, составляли в конце жизни основную часть его скромных доходов. Весной 2005 во время визита на Украину на фан-конвент «Портал» Шекли попал в украинскую больницу без медицинской страховки. Денег на лечение у бедного в прямом смысле Шекли не было. В результате немалые украинские больничные счета оплатили поклонники творчества мастера из СНГ. Роберт Шекли скончался 9 декабря 2005 года в Покипси, штат Нью-Йорк, от последствий инсульта.
III . Комментированное чтение рассказа.
(словарная работа с незнакомыми словами, понятиями)
1 . Анализ рассказа «Запах мысли».
В рассказах Роберта Шекли «Запах мысли» космонавт совершает вынужденную посадку на неисследованной планете. Происходит встреча с хищниками, похожими на волков. У этих «волков» (как и у других животных на планете) нет обычных органов чувств: они слепы, глухи, не чувствуют запаха. Космонавту кажется, что он в безопасности, однако «волки» уверенно преследуют безоружного человека, улавливая его мысли. Мир животных-«телепатов» — сам по себе блестящая находка, но Шекли идет дальше, последовательно моделируя поведение человека, которому нужно уцелеть в этом мире. Герой рассказа начинает представлять себя деревом, и «волки» прекращают погоню. Однако к «дереву» слетаются птицы, вновь возникает конфликтная ситуация…
2. Беседа по вопросам:
— Где разворачивается действие рассказа? (В космосе на неизведанной планете)
— Кто является главным героем произведения? (Космонавт Кливи)
— С какой проблемой неожиданно сталкивается потерпевший аварию космонавт?
(с необычным внеземным разумом – животными-телепатами и т.д.)
— Что в рассказе противопоставлено человеческому интеллекту?
— В чем особенность этой творческой находки писателя?
— Какие вопросы нравственного характера поднимает в своем рассказе Р.Шекли?
— Почему для выражения своих исканий, своих размышлений писатель выбрал жанр фантастики?
— Что в рассказе писателя фантастического, а что – из реального мира?
3. Беседа по вопросам учебника.
4.Творческое задание.
Определите художественные приемы, которые помогают автору создать образ.
IV . Подведение итогов урока.
Каждый рассказ Шекли — это новый шедевр литературы. Острый, необычный, очень емкий. И это произведение не является исключением.
Рассказы Шекли отличает парадоксальный взгляд, позволяющий представить, казалось бы, самые обычные обстоятельства с необычной стороны и благодаря этому ярко показать человеческий или социальный тип. Шекли всегда волновал вопрос социального поведения конкретного человека, его стереотипы, которые писатель высмеивал безжалостно и ярко.
Роберта Шекли забыли. А ведь это — Классик! Именно так – писатель с большой буквы.
Современная молодежь плохо знакома (а многие вообще не знакомы) с творчеством этого писателя.
V . Д/задание: подготовить сообщение о других писателях-фантастах;
эссе «Мои размышления»
(77 лет)
Биография
Роберт Шекли родился в 1928 году в еврейской семье в Бруклине, Нью-Йорк. Вырос в Мэйплвуде (штат Нью-Джерси), потом опять переехал в Нью-Йорк.
Начал читать рано, с детства любил читать и мечтал стать писателем. В юности увлекался творчеством таких авторов, как Роберт Хайнлайн , А. Ван Вогт , Джон Кольер . После окончания школы учился в Нью-Йоркском университете , специализируясь в гуманитарных дисциплинах. Служил писарем в армии в Корее. Вернулся в США из-за конфликта с начальством. Некоторое время работал на металлургическом заводе.
С начала 50-х годов Шекли начал писать первые рассказы и, предлагая их в научно-фантастические журналы, встретил очень тёплый приём редакторов и читателей. За последующие десять лет написал несколько сотен коротких, остроумных фантастических рассказов. Как Шекли признался в одном из своих последних видеоинтервью (2004 г.), то были самые счастливые годы его жизни. Он снимал вначале комнату, а затем однокомнатную квартиру в тихом месте центра Нью-Йорка. Сочинял по несколько рассказов в неделю, печатая их на пишущей машинке, и на своём скутере «Ламбретта» развозил их по редакциям. Телефон писателя разрывался от редакционных звонков.
Однажды один известный редактор научно-фантастического журнала, ознакомившись с несколькими рассказами начинающего автора, сказал молодому Шекли: «Я куплю каждое ваше слово, всё, что вы ни напишете, потому что я продам всё, что вы ни напишете ». Шекли говорил, что это были одни из самых приятных для него слов. (Из автобиографических воспоминаний ).
«Почему именно фантастика?» - часто спрашивали его впоследствии. Ответ был неизменным: «Только она дарит творцу полную свободу ». (Видео-интервью с Р. Шекли )
Молодой талантливый автор не остаётся незамеченным редакцией самого популярного в те годы в США нового ежемесячного научно-фантастического журнала «Galaxy » (вначале называвшегося «Galaxy Science Fiction »). Шекли начинает постоянно печататься в нём, получая уже не один, а 3 - 4 цента за слово, и с каждым новым выпуском приобретая всё большую популярность. Таким образом, гонорары писателя за один рассказ в 5000 слов составляли до 200 $, что в пересчёте на сегодня составляет примерно 2000 $.
В 1954 г. Шекли получает награду «Лучший дебют » - самое высокое звание, присуждаемое в жанре фантастики наиболее перспективному молодому автору. Многие маститые коллеги по перу и критики признавали Роберта Шекли лучшим фантастом 50–60-х годов.
В 60-е он активно печатает свои фантастические рассказы в самых известных журналах, в том числе в литературных колонках журнала «Плэйбой », очень популярного в то время и платившего крупные гонорары своим авторам (благодаря громадному в те годы тиражу - более 7 млн экземпляров только в США).
Шекли быстро завоёвывает признание и известность именно как мастер короткого рассказа. Однако продолжению «звёздного» времени журнальной прозы в США в 60-е годы помешало массовое распространение телевидения. С появлением телевизоров в каждом доме тиражи журналов упали, многие журналы вообще закрылись, и писатели короткой формы в большинстве своём остались не у дел. «Galaxy» снижает ставки авторам до 1,5 центов за слово, начинает выходить нерегулярно, потом уже и не ежемесячно, а 6 раз в год, пока вообще не закрывается.
Шекли пробует себя в больших литературных формах, идя на это из-за требований рынка. Однако здесь, в не столь любимом для себя жанре, успех меньше сопутствовал писателю. Его перу принадлежат также несколько детективных рассказов, написанные в основном под псевдонимами.
Шекли пишет также сценарии 15 эпизодов для телесериала «Капитан Видео» («Captain Video ») и 60 пятиминутных новелл цикла «По ту сторону зелёной двери» («Behind the Green Door »). Они были прочитаны по радио известным актёром Бэзилом Рэтбоном , сыгравшим знаменитого сыщика в американском сериале «Шерлок Холмс ».
- «Где не ступала нога человека » (1954);
- «Не тронуто рукой человеческой » («Untouched by Human Hands », , 1955);
- «Гражданин в космосе » («Citizen in Space », );
- «Паломничество на Землю » («Pilgrimage to Earth », );
- «Идеи: Без ограничений » («Notions: Unlimited », );
- «Лавка бесконечности » («Store of Infinity », );
- «Осколки космоса » («Shards of Space », 1962);
- «Ловушка на человека » («The People Trap », 1968);
- «Вы что-нибудь чувствуете, когда я делаю это? » («Can You Feel Anything When I Do This? », );
- «Робот, который был похож на меня » («The Robot Who Looked Like Me », );
- «Удивительный мир Роберта Шекли » («The Wonderful World of Robert Sheckley », );
- «Так люди ЭТИМ занимаются? » («Is THAT What People Do? », 1984);
- «Машина Шехерезада » («The Shecherezade Machine », 1995).
Рассказы Роберта Шекли отличает парадоксальный взгляд, показывающий самые обычные обстоятельства и предметы с необычной стороны, а также неожиданная концовка. По стилю произведений писателя часто сравнивают с О. Генри .
Большой популярностью пользовался его юмористический цикл из семи рассказов о незадачливых бизнесменах Грегоре и Арнольде, основавших фирму ААА-ПОПС и пытающихся заработать на оказании услуг По Оздоровлению Природной Среды в иных мирах.
В видеоинтервью писателю Роберто Квалье Роберт Шекли на вопрос «Какой вопрос Вы ненавидите больше всего? » с присущим ему мягким юмором ответил: «Откуда Вы берёте свои идеи? Этот вопрос мне задают чаще всего. Если бы я знал, "откуда", я бы пошёл туда и взял бы их больше! ». А на вопрос «Какой вопрос Вам понравился больше всего? » ответил: "Мне его, к сожалению, никогда так и не задали. Он звучит так: «Не считаете ли вы, что писатель - словно ловкий врун из известной легенды?» Я бы ответил: «Да. Думаю, да ».
По произведениям Шекли было снято четыре кинофильма:
- «Десятая жертва » (1965, в гл. роли Марчелло Мастроянни);
- «Беглец » (1992, др. название «Корпорация „Бессмертие“», в гл. ролях Эмилио Эстевес и Мик Джаггер);
- «Побег с Адского острова» («Escape from Hell Island», );
В 2007 году был экранизирован рассказ «Страж-птица » (в сериале «Хроники будущего» - Masters of Science Fiction ).
В среде любительского кинематографа также нашлись поклонники творчества Шекли. Так, на Украине был снят любительский короткометражный фильм «Премия за риск» (2009) по одноимённому рассказу писателя.
Хотя произведения Шекли и печатались постоянно, его известность на родине не была особенно широка. Короткая форма, сюрреалистические сюжеты и несвязанность с обычными приёмами научной фантастики затрудняли восприятие читателем его творчества. Вдобавок к этому - свободный рынок, большое количество авторов, работающих в жанре фантастики, достаточное число изданий и их дороговизна и, главное, упадок популярности журнальной прозы в США в 1960-е.
Однако его произведения, переведённые в 60–80-х годах на русский язык и изданные большими тиражами, мгновенно принесли Роберту Шекли уникальную популярность и любовь в СССР - даже большую, чем у себя на родине. Немалую роль в этом сыграл, конечно, и фирменный стиль автора - интригующий с первых слов яркий развлекательный сюжет, удивительный юмор, уникальная доброта и человеколюбие, и всегда - неожиданная развязка. Роберт Шекли был и является в настоящее время одним из самых известных и любимых отечественным читателем зарубежных фантастов.
В первый приезд мастера в СССР к нему после выступления подошёл один из его российских поклонников и попросил поставить автограф на сборнике рассказов Шекли, перепечатанных на пишущей машинке. Писатель был поражён: «Неужели у Вас такой дефицит книг, что вам приходится самим перепечатывать эти книги? ». Он был прав лишь отчасти. Он все ещё не мог поверить, насколько был популярен и любим в СССР (интервью ).
Из других произведений Шекли, помимо рассказов, наиболее известны романы:
- «Корпорация „Бессмертие“ » («Immortality, Inc. », 1958-59);
- «Цивилизация Статуса » («The Status Civilization », 1960);
- «Путешествие в послезавтра » («Хождение Джоэниса »; 1962, 1978);
- «Обмен разумов » («Mindswap », июнь 1965);
- «Координаты чудес » («Dimension of Miracles », 1968);
- а также повесть «Билет на планету Транай » («A Ticket to Tranay », 1955).
Совместно с Роджером Желязны Роберт Шекли написал трилогию о незадачливом рыжем демоне Аззи (1991–95):
- «Принеси мне голову прекрасного Принца » («Bring Me The Head of Prince Charming »);
- «Если с Фаустом Вам не повезло » («If At Faust You Don"t Succeed »);
- «Пьеса должна продолжаться » («A Farce To Be Reckoned With »).
На вопрос, какие его произведения и герои ему наиболее близки, Роберт Шекли назвал Тома Кармоди («Координаты чудес») и Марвина Флинна («Обмен разумов»). И пояснил: «Они постоянно путешествуют по иным мирам, всегда попадая в неприятности. Всё это и нужно нам, романтикам ».
Его рассказы были настолько непредсказуемы, настолько остроумно "вывернуты наизнанку", а идеи столь многочисленны и оригинальны, что ему часто задавали вопрос о приёме наркотиков и пользе наркотического опьянения для творчества. Шекли признал: было время, когда он принимал подобные средства, однако это никак не было связано с его творчеством. Он принимал их в тяжёлый период жизни только для того, чтобы чувствовать себя лучше. Для творчества же всегда требуется ясное сознание и чистый мозг. Но в конце жизни Шекли признал, что всё же один роман был им написан под воздействием наркотиков, когда он жил на Ивисе - это «Хождение Джоэниса ». Интересно, что по популярности (среди других его произведений) этот роман занимает одно из последних мест, что подтверждает слова писателя: для творчества наркотики не подходят. [Netrunner ».
Всего за свою жизнь Роберт Шекли написал 20 романов и более 400 рассказов и повестей, составивших 13 авторских сборников. Его произведения были переведены на многие языки мира, что составило более 65 книг.
В 70-е годы писатель много путешествовал, ходил под парусом, был редактором журнала «Omni ».
В 1991 году Роберт Шекли был отмечен наградой имени Даниэля Галлана (Daniel F. Gallun ) за вклад в жанр научной фантастики. В в Санкт-Петербурге ему была вручена премия «Странник» за вклад в области юмора и научной фантастики.
Шекли был женат пять раз. У него есть сестра Джоан Клейн, сын Джейсон от первого брака, дочь Алиса Квитней от второго, дочь Анна и сын Джед от третьего, а также три внука. В последний период жизни Роберт Шекли был женат на писательнице Гэйл Дане (англ. Gail Dana ) и жил в Портленде . Иногда приезжал в Россию, поскольку там находились основные его поклонники и почитатели.
В 1999 г. Шекли подружился со своим поклонником, итальянским писателем Роберто Квальей (вице-председателем Европейского общества научной фантастики с 2002 г.), у которого часто и долго гостил в Генуе и вместе с которым много путешествовал по миру, давал интервью, участвовал в ток-шоу и выступал на телевидении. С ним Шекли планировал написать две совместные книги. Они были начаты, но не закончены из-за смерти писателя.
Роберт Шекли всегда был страстным курильщиком, а в последние годы жизни - ещё и гурманом. На выступлениях ему, в качестве исключения, разрешали курить везде и всюду, в том числе даже в пожароопасных местах - библиотеках, типографиях и т.п.: писатель не мог провести без сигареты и десяти минут.
В последние годы он жил на Ивисе вместе со своей пятой женой, а впоследствии - в одиночестве. В это время Шекли писал немного, почти не издавался, жил скромно, болел и часто нуждался в деньгах.
Помня о своей популярности в России и на Украине (где фантастика всегда была развита и куда он неоднократно приезжал по приглашению в качестве почётного гостя), в последние годы жизни Роберт Шекли рассматривал возможность поселиться на черноморском побережье - недорогом, тёплом и романтическом месте, располагающем к творчеству. Однако этим планам писателя не суждено было сбыться.
Весной 2005 г., во время визита на Украину на литературный конвент «Портал », состояние здоровья Шекли (вследствие простуды, перенапряжения и преклонного возраста) резко ухудшилось, и он был госпитализирован. Писатель задержался на Украине, его медицинская страховка, скорее всего, на момент госпитализации была просрочена [ ] . В связи с серьёзностью болезни, было принято решение поместить его не в бесплатную государственную, а в дорогую частную клинику. Решение было правильным, но Шекли не имел возможности оплатить лечение в ней самостоятельно, и его долг (10 000 $) был оплачен известным украинским бизнесменом Виктором Пинчуком . Также для него был организован сбор средств, что помогло ему (в тяжёлом состоянии, под присмотром украинских врачей) вернуться на Родину, в США. На Украину за ним приезжала его дочь Анна.
Роберт Шекли не смог поправиться и ушёл из жизни 9 декабря 2005 года, на 78-м году жизни, в больнице города Покипси
Роберт Шекли родился в Нью-Йорке. Окончил технический колледж, факультативно прослушал курс литературы у Ирвина Шоу.
В 1951 году Шекли окончил Нью-Йоркский университет и получил степень бакалавра искусств, а год спустя опубликовал свой первый рассказ.
Роберт Шекли является общепризнанным мастером юмористической и сатирической фантастики. Многие российские любители фантастики в числе самых любимых классических произведений называют повести Шекли «Обмен разумов» и «Билет на планету Транай», рассказы «Страж-птица», «Призрак V» и многие другие.
Успех и устойчивую репутацию блестящего юмориста и сатирика принесли Шекли именно короткие рассказы, в основном, написанные в 1950 -е гг. Хотя в большинстве своем творчество Шекли-рассказчика ограничено задорным, искрометным и достаточно безобидным юмором, в показном безоблачном «веселье» отчетливо слышны тревожные ноты, Роберт Шекли особенно это касается тех произведений, где автор ставит под сомнение способность человека совладать с внутренними демонами саморазрушения. В «Абсолютном оружии» (1953 ) исследователи на Марсе, польстившись на местное сверхоружие (уже сработавшее на ставшей пустынной планете), забыли о том, что таковое и предназначалось, видимо, абсолютно против всех, включая нашедших его; та же идея является центральной в «Пушке, которая не бабахает» (1958 ). Абсолютным (в смысле - саморазрушительным) оружием может стать и простая человеческая агрессивность, которую «моралисты» пытаются канализировать, придав убийству форму легального контракта - «Ордер на убийство» (1954 ), или массового спорта и досуга в будущем - как в одной из самых известных новелл Шекли - «Седьмая жертва» (1953 ); после экранизации рассказа Шекли опубликовал новеллизацию сценария - «Десятая жертва» (1966 ), а спустя 20 лет вернулся к теме в романах-продолжениях: «Первая жертва» (1987 ), «Охотник/Жертва» (1988 ). Изящный рассказ «Бесконечный Вестерн» (1976 ) посвящен демифологизации, в духе фильма М. Крайтона «Мир Дикого Запада», еще одного кровавого американского развлечения.
Более мягким юмором проникнуты многие рассказы, посвященные контакту и инопланетянам: «Не тронуто руками человека» (1952 ; рус. 1968 - «Где не ступала нога человека»), «Запах мысли» (1953 ) , «Пиявка». Культурный геоцентризм при встрече с экзотическими формами внеземной жизни может привести к трагедии - как это случилось в рассказе «Чудовища» (1953 ). Самый, вероятно, любопытный звездолет в НФ, члены экипажа которого одновременно являются и его «составными Роберт Шекличастями», образуя в совокупности исправный биомеханизм, нарисован в рассказах - «Специалист» (1953 ), «Форма» (1953 ). Другой неиссякающий источник вдохновения Шекли-сатирика и юмориста - роботы, земные и инопланетные: «Мятеж шлюпки» (1955 ), «Особый старательский» (1959 ) , «Мой двойник - робот» (1973 ) и другие; кибернетическая антиутопия, в которой преступников ловят и карают с помощью электронного «стервятника», изображена в «Страж-птице» (1953 ); проблемам криминологии будущего посвящен также рассказ «Вор во времени» (1952 ) . В шутливой «Битве» (1954 ) Армагеддон представляет собой финальную битву кибердемонов против киберангелов; в отличие от традиционно фольклорных сверхъестественных существ в «Демонах» (1953 ), герой рассказа «Бухгалтер» (1953 ) - мальчик из семьи чародеев - мечтает, оказывается, о более прозаической профессии «нормальных» людей. С присущим Роберту Шекли блеском и остроумием деликатные проблемы секса и эротики решаются в рассказах: «Идеальная женщина» (1954 ) , «Паломничество на Землю» (1956 ), «Язык любви» (1957 ), «И люди занимаются этим?» (1972 ), «Вы что-нибудь чувствуете, когда я делаю это?».
Роберт Шекли опубликовал около двадцати романов и приблизительно столько же сборников рассказов. Также использовал псевдонимы Филлипс Барбе, Нэд Лэнг и Финн О`Донневан. На русском языке изданы два собрания сочинений писателя - первое выпущено издательством «Полярис» (в 12 томах), а второе - издательством ЭКСМО.
В апреле 2005 года Шекли приехал на Украину по приглашению организаторов конвента фантастов «Портал». Там он почувствовал себя плохо и был помещен в частную клинику. После проведения курса лечения, писателя отправили на родину, где поместили в один из лучших госпиталей. Писателю была проведена операция по поводу аневризмы сосудов головного мозга, после чего его состояние несколько стабилизировалось. Он даже планировал еще раз посетить Украину в следующем году.
Однако в последнее время здоровье писателя стало неуклонно ухудшаться, и 9 декабря в больнице города Пафкипси (штат Нью-Йорк) Роберт Шекли ушёл из жизни.
Роберт Шекли родился в Нью-Йорке. Окончил технический колледж, факультативно прослушал курс литературы у Ирвина Шоу. В 1951 г. Шекли окончил Нью-Йоркский университет и получил степень бакалавра искусств, а год спустя опубликовал свой первый рассказ. Роберт Шекли является общепризнанным мастером юмористической и сатирической фантастики. Многие российские любители фантастики в числе самых любимых классических произведений называют повести Шекли «Обмен разумов» и «Билет на планету Транай», рассказы «Страж-птица», «Призрак V» и многие другие.
Успех и устойчивую репутацию блестящего юмориста и сатирика принесли Шекли именно короткие рассказы, в основном, написанные в 1950-е гг. Хотя по большей части творчество Шекли-рассказчика ограничено задорным, искромётным и достаточно безобидным юмором, в показном безоблачном «веселье» отчётливо слышны тревожные ноты, особенно это касается тех произведений, где автор ставит под сомнение способность человека совладать с внутренними демонами саморазрушения. В «Абсолютном оружии» (1953) исследователи на Марсе, польстившись на местное сверхоружие (уже сработавшее на ставшей пустынной планете), забыли о том, что таковое и предназначалось, видимо, абсолютно против всех, включая нашедших его; та же идея является центральной в «Пушке, которая не бабахает» (1958). Абсолютным (в смысле - саморазрушительным) оружием может стать и простая человеческая агрессивность, которую «моралисты» пытаются канализировать, придав убийству форму легального контракта - «Ордер на убийство» (1954) - или массового спорта и досуга в будущем, как в одной из самых известных новелл Шекли «Седьмая жертва» (1953); после экранизации рассказа Шекли опубликовал романизацию сценария - «Десятая жертва» (1966), а спустя 20 лет вернулся к теме в романах-продолжениях: «Первая жертва» (1987), «Охотник/Жертва» (1988). Изящный рассказ «Бесконечный Вестерн» (1976) посвящён демифологизации, в духе фильма М. Крайтона «Мир Дикого Запада», ещё одного кровавого американского развлечения.
Более мягким юмором проникнуты многие рассказы, посвящённые контакту и инопланетянам: «Не тронуто руками человека» (1952; рус. 1968 - «Где не ступала нога человека»), «Запах мысли» (1953) , «Пиявка». Культурный геоцентризм при встрече с экзотическими формами внеземной жизни может привести к трагедии - как это случилось в рассказе «Чудовища» (1953). Самый, вероятно, любопытный звездолёт в НФ, члены экипажа которого одновременно являются и его составными частями, образуя в совокупности исправный биомеханизм, нарисован в рассказе «Специалист» (1953). Другой неиссякающий источник вдохновения Шекли-сатирика и юмориста - роботы, земные и инопланетные: «Мятеж шлюпки» (1955), «Особый старательский» (1959) , «Мой двойник - робот» (1973) и другие; кибернетическая антиутопия, в которой преступников ловят и карают с помощью электронного «стервятника», изображена в «Страж-птице» (1953); проблемам криминологии будущего посвящён также рассказ «Вор во времени» (1952). В шутливой «Битве» (1954) Армагеддон представляет собой финальную битву демонов против автоматов; в отличие от традиционно фольклорных сверхъестественных существ в «Демонах» (1953), герой рассказа «Бухгалтер» (1953) - мальчик из семьи чародеев - мечтает, оказывается, о более прозаической профессии «нормальных» людей. С присущим Роберту Шекли блеском и остроумием деликатные проблемы секса и эротики решаются в рассказах «Идеальная женщина» (1954) , «Паломничество на Землю» (1956), «Язык любви» (1957), «И люди занимаются этим?» (1972), «Вы что-нибудь чувствуете, когда я делаю это?».
Роберт Шекли опубликовал около двадцати романов и приблизительно столько же сборников рассказов. Использовал псевдонимы Филлипс Барбе, Нэд Лэнг и Финн О`Донневан. На русском языке изданы два собрания сочинений писателя - первое выпущено издательством «Полярис» (в 12 томах), а второе - издательством ЭКСМО.
В апреле 2005 г. Шекли приехал на Украину по приглашению организаторов конвента фантастов «Портал». Там он почувствовал себя плохо и был помещён в частную клинику. После проведения курса лечения, писателя отправили на родину, где поместили в один из лучших госпиталей. Писателю была проведена операция по поводу аневризмы сосудов головного мозга, после чего его состояние несколько стабилизировалось. Он даже планировал ещё раз посетить Украину в следующем году.
Однако в последнее время здоровье писателя стало неуклонно ухудшаться, и 9 декабря в больнице города Пафкипси (штат Нью-Йорк) Роберт Шекли ушёл из жизни.
Ро́берт Ше́кли (англ. Robert Sheckley; 16 июля 1928, Нью-Йорк - 9 декабря 2005, Поукипзи, штат Нью-Йорк) - знаменитый американский писатель-фантаст, автор нескольких сотен фантастических рассказов и нескольких десятков научно-фантастических романов и повестей. Мастер иронического юмористического рассказа. Один из самых оригинальных юмористов научной фантастики. В начале своей карьеры писал под псевдонимами Finn O’Donnevan и Ned Lang.
Роберт Шекли родился в 1928 году в еврейской семье в Бруклине, Нью-Йорк. Вырос в Мэйплвуде (штат Нью-Джерси), потом опять переехал в Нью-Йорк.
Начал читать рано, с детства любил читать и мечтал стать писателем. В юности увлекался творчеством таких авторов, как Роберт Хайнлайн, А. Ван Вогт, Джон Кольер. После окончания школы учился в Нью-Йоркском университете, специализируясь в гуманитарных дисциплинах. Служил писарем в армии в Корее. Вернулся в США из-за конфликта с начальством. Некоторое время работал на металлургическом заводе.
С начала 1950-х годов Шекли начал писать первые рассказы и предлагать их в научно-фантастические журналы, где встретил очень тёплый приём редакторов и читателей. За последующие десять лет написал несколько сотен коротких, остроумных фантастических рассказов. Как Шекли признался в одном из своих последних видеоинтервью (2004 г.), то были самые счастливые годы его жизни. Он снимал вначале комнату, а затем однокомнатную квартиру в тихом месте центра Нью-Йорка. Сочинял по несколько рассказов в неделю, печатая их на пишущей машинке, и на своём скутере «Ламбретта» развозил их по редакциям. Телефон писателя разрывался от редакционных звонков.
Однажды один известный редактор научно-фантастического журнала, ознакомившись с несколькими рассказами начинающего автора, сказал молодому Шекли: «Я куплю каждое ваше слово, всё, что вы ни напишете, потому что я продам всё, что вы ни напишете ». Шекли говорил, что это были одни из самых приятных для него слов. (Из автобиографических воспоминаний).
«Почему именно фантастика?» - часто спрашивали его впоследствии. Ответ был неизменным: «Только она дарит творцу полную свободу ». (Видео-интервью с Р. Шекли)
Молодой талантливый автор не остаётся незамеченным редакцией самого популярного в те годы в США нового ежемесячного научно-фантастического журнала «Galaxy» (вначале называвшегося «Galaxy Science Fiction »). Шекли начинает постоянно печататься в нём, получая уже не один, а 3 - 4 цента за слово, и с каждым новым выпуском приобретая всё большую популярность. Таким образом, гонорары писателя за один рассказ в 5000 слов составляли до 200 $, что в пересчёте на сегодня составляет примерно 2000 $.
В 1954 г. Шекли получает награду «Лучший дебют » - самое высокое звание, присуждаемое в жанре фантастики наиболее перспективному молодому автору. Многие маститые коллеги по перу и критики признавали Роберта Шекли лучшим фантастом 50–60-х годов.
В 60-е он активно печатает свои фантастические рассказы в самых известных журналах, в том числе в литературных колонках журнала «Плэйбой», очень популярного в то время и платившего крупные гонорары своим авторам (благодаря громадному в те годы тиражу - более 7 млн экземпляров только в США).
Шекли быстро завоёвывает признание и известность именно как мастер короткого рассказа. Однако продолжению «звёздного» времени журнальной прозы в США в 60-е годы помешало массовое распространение телевидения. С появлением телевизоров в каждом доме тиражи журналов упали, многие журналы вообще закрылись, и писатели короткой формы в большинстве своём остались не у дел. «Galaxy» снижает ставки авторам до 1,5 центов за слово, начинает выходить нерегулярно, потом уже и не ежемесячно, а 6 раз в год, пока вообще не закрывается.
Шекли пробует себя в больших литературных формах, вынужденный пойти на это из-за требований рынка. Однако здесь, в не столь любимом для себя жанре, успех меньше сопутствовал писателю. Его перу принадлежат также несколько детективных рассказов, написанные в основном под псевдонимами.
Шекли пишет также сценарии 15 эпизодов для телесериала «Капитан Видео» («Captain Video ») и 60 пятиминутных новелл цикла «По ту сторону зелёной двери» («Behind the Green Door »). Они были прочитаны по радио известным актёром Бэзилом Рэтбоном, сыгравшим знаменитого сыщика в американском сериале «Шерлок Холмс ».
- «Где не ступала нога человека » (1954);
- «Не тронуто рукой человеческой » («Untouched by Human Hands », 1954, 1955);
- «Гражданин в космосе » («Citizen in Space », 1955);
- «Паломничество на Землю » («Pilgrimage to Earth », 1957);
- «Идеи: Без ограничений » («Notions: Unlimited », 1960);
- «Лавка бесконечности » («Store of Infinity », 1960);
- «Осколки космоса » («Shards of Space », 1962);
- «Ловушка на человека » («The People Trap », 1968);
- «Вы что-нибудь чувствуете, когда я делаю это? » («Can You Feel Anything When I Do This? », 1971);
- «Робот, который был похож на меня » («The Robot Who Looked Like Me », 1978);
- «Удивительный мир Роберта Шекли » («The Wonderful World of Robert Sheckley », 1979);
- «Так люди ЭТИМ занимаются? » («Is THAT What People Do? », 1984);
- «Машина Шехерезада » («The Shecherezade Machine », 1995).
Рассказы Роберта Шекли отличает парадоксальный взгляд, показывающий самые обычные обстоятельства и предметы с необычной стороны, а также неожиданная концовка. По стилю произведений писателя часто сравнивают с О. Генри.
Большой популярностью пользовался его юмористический цикл из семи рассказов о незадачливых бизнесменах Грегоре и Арнольде, основавших фирму ААА-ПОПС и пытающихся заработать на оказании услуг По Оздоровлению Природной Среды в иных мирах.
В видеоинтервью писателю Роберто Квалье (Roberto Quaglia ) Роберт Шекли на вопрос «Какой вопрос Вы ненавидите больше всего? » с присущим ему мягким юмором ответил: «Откуда Вы берёте свои идеи? Этот вопрос мне задают чаще всего. Если бы я знал, "откуда", я бы пошёл туда и взял бы их больше! ». А на вопрос «Какой вопрос Вам понравился больше всего? » ответил: "Мне его, к сожалению, никогда так и не задали. Он звучит так: «Не считаете ли вы, что писатель - словно ловкий врун из известной легенды?» Я бы ответил: «Да. Думаю, да ».
По произведениям Шекли было снято четыре кинофильма:
- «Десятая жертва» (1965, в гл. роли Марчелло Мастроянни);
- «Беглец» (1992, др. название «Корпорация „Бессмертие“», в гл. ролях Эмилио Эстевес и Мик Джаггер);
- «Побег с Адского острова» («Escape from Hell Island», 1963);
- «Цена риска» (1983).
В 2007 году был экранизирован рассказ «Страж-птица » (в сериале «Хроники будущего» - Masters of Science Fiction ).
В среде любительского кинематографа также нашлись поклонники творчества Шекли. Так, на Украине был снят любительский короткометражный фильм «Премия за риск» (2009) по одноимённому рассказу писателя.
Хотя произведения Шекли и печатались постоянно, его известность на родине не была особенно широка. Короткая форма, сюрреалистические сюжеты и несвязанность с обычными приёмами научной фантастики затрудняли восприятие читателем его творчества. Вдобавок к этому - свободный рынок, большое количество авторов, работающих в жанре фантастики, достаточное число изданий и их дороговизна и, главное, упадок популярности журнальной прозы в США в 1960-е.
Однако его произведения, переведённые в 60–80-х годах на русский язык и изданные большими тиражами, мгновенно принесли Роберту Шекли уникальную популярность и любовь в СССР - даже большую, чем у себя на родине. Немалую роль в этом сыграл, конечно, и фирменный стиль автора - интригующий с первых слов яркий развлекательный сюжет, удивительный юмор, уникальная доброта и человеколюбие, и всегда - неожиданная развязка. Роберт Шекли был и является в настоящее время одним из самых известных и любимых отечественным читателем зарубежных фантастов.
В первый приезд мастера в СССР к нему после выступления подошёл один из его российских поклонников и попросил поставить автограф на сборнике рассказов Шекли, перепечатанных на пишущей машинке. Писатель был поражён: «Неужели у Вас такой дефицит книг, что вам приходится самим перепечатывать эти книги? ». Он был прав лишь отчасти. Он все ещё не мог поверить, насколько был популярен и любим в СССР (интервью).
Из других произведений Шекли, помимо рассказов, наиболее известны романы:
- «Корпорация „Бессмертие“» («Immortality, Inc. », 1958-59);
- «Цивилизация Статуса» («The Status Civilization », 1960);
- «Путешествие в послезавтра» («Хождение Джоэниса »; 1962, 1978);
- «Обмен разумов» («Mindswap », июнь 1965);
- «Координаты чудес» («Dimension of Miracles », 1968);
- а также повесть «Билет на планету Транай» («A Ticket to Tranay », 1955).
Совместно с Роджером Желязны Роберт Шекли написал трилогию о незадачливом рыжем демоне Аззи (1991–95):
- «Принеси мне голову прекрасного Принца» («Bring Me The Head of Prince Charming »);
- «Если с Фаустом Вам не повезло» («If At Faust You Don"t Succeed »);
- «Пьеса должна продолжаться» («A Farce To Be Reckoned With »).
На вопрос, какие его произведения и герои ему наиболее близки, Роберт Шекли назвал Тома Кармоди («Координаты чудес») и Марвина Флинна («Обмен разумов»). И пояснил: «Они постоянно путешествуют по иным мирам, всегда попадая в неприятности. Всё это и нужно нам, романтикам ».
Его рассказы были настолько непредсказуемы, настолько остроумно "вывернуты наизнанку", а идеи столь многочисленны и оригинальны, что ему часто задавали вопрос о приёме наркотиков и пользе наркотического опьянения для творчества. Шекли признал: было время, когда он принимал подобные средства, однако это никак не было связано с его творчеством. Он принимал их в тяжёлый период жизни только для того, чтобы чувствовать себя лучше. Для творчества же всегда требуется ясное сознание и чистый мозг. Но в конце жизни Шекли признал, что всё же один роман был им написан под воздействием наркотиков, когда он жил на Ивисе - это «Хождение Джоэниса ». Интересно, что по популярности (среди других его произведений) этот роман занимает одно из последних мест, что подтверждает слова писателя: для творчества наркотики не подходят.
Им были написаны также три юмористических детективных романа о частном сыщике Хобе Дракониане :
- «Сома-блюз» («Soma-Blues », 1977);
- «Детективное агентство „Альтернатива“» («The Alternative Detective », 1993);
- «Между Сциллой и Харибдой» («Draconian New York », 1996).
Шекли сотрудничал с такими фантастами, как Роджер Желязны, Гарри Гаррисон, Харлан Эллисон и другими. Был близким другом фантаста-сатирика Уильяма Тенна. В 90-е годы Роберт Шекли работал над сценарием компьютерной игры «Netrunner ».
Всего за свою жизнь Роберт Шекли написал 20 романов и более 400 рассказов и повестей, составивших 13 авторских сборников. Его произведения были переведены на многие языки мира, что составило более 65 книг.
В 70-е годы писатель много путешествовал, ходил под парусом, был редактором журнала «Omni ».
В 1991 году Роберт Шекли был отмечен наградой имени Даниэля Галлана (Daniel F. Gallun ) за вклад в жанр научной фантастики. В 1998 в Санкт-Петербурге ему была вручена премия «Странник» за вклад в области юмора и научной фантастики.
Шекли был женат пять раз. У него есть сестра Джоан Клейн, сын Джейсон от первого брака, дочь Алиса Квитней от второго, дочь Анна и сын Джед от третьего, а также три внука. В последний период жизни Роберт Шекли был женат на писательнице Гэйл Дане (англ. Gail Dana) и жил в Портленде. Иногда приезжал в Россию, поскольку там находились основные его поклонники и почитатели.
В 1999 г. Шекли подружился со своим поклонником, итальянским писателем Роберто Квальей (вице-председателем Европейского общества научной фантастики с 2002 г.), у которого часто и долго гостил в Генуе и вместе с которым много путешествовал по миру, давал интервью, участвовал в ток-шоу и выступал на телевидении. С ним Шекли планировал написать две совместные книги. Они были начаты, но не закончены из-за смерти писателя.
Роберт Шекли всегда был страстным курильщиком, а в последние годы жизни - ещё и гурманом. На выступлениях ему, в качестве исключения, разрешали курить везде и всюду, в том числе даже в пожароопасных местах - библиотеках, типографиях и т.п.: писатель не мог провести без сигареты и десяти минут.
В последние годы он жил на Ивисе вместе со своей пятой женой, а впоследствии - в одиночестве. В это время Шекли писал немного, почти не издавался, жил скромно, болел и часто нуждался в деньгах.
Помня о своей популярности в России и на Украине (где фантастика всегда была развита и куда он неоднократно приезжал по приглашению в качестве почётного гостя), в последние годы жизни Роберт Шекли рассматривал возможность поселиться на черноморском побережье - в недорогом, тёплом и романтическом месте, располагающем к творчеству. Однако этим планам писателя не суждено было сбыться.
Весной 2005 г., во время визита на Украину на литературный конвент «Портал», состояние здоровья Шекли (вследствие простуды, перенапряжения и преклонного возраста) резко ухудшилось, и он был госпитализирован. Писатель задержался на Украине, его медицинская страховка была просрочена. В связи с серьёзностью болезни было принято решение поместить его не в бесплатную государственную, а в дорогую частную клинику. Шекли не имел возможности оплатить лечение в ней самостоятельно, и его долг (10 000 $) был оплачен известным украинским бизнесменом Виктором Пинчуком. Также для него был организован сбор средств, что помогло ему (в тяжёлом состоянии, под присмотром украинских врачей) вернуться в США. На Украину за ним приезжала его дочь Анна.
Роберт Шекли не смог поправиться и ушёл из жизни 9 декабря 2005 года, на 78-м году жизни, в больнице города Покипси , штат Нью-Йорк. от осложнения аневризмы сосудов головного мозга, через две недели после не слишком удачно проведённой операции.