Романы достоевского в хронологическом порядке. Романы Достоевского, которые читают по всему миру: список самых известных произведений Ф.М

Главная / Развод

Ф.М. Достоевского знают все без исключения. Его романы читают во всем мире, но кроме этого он написал ещё много интересных рассказов.

Литературный портал Букля подготовил полный список произведений великого русского писателя и мыслителя Фёдора Михайловича Достоевского.

Романы

Романы писателя всегда отличались точностью описаний, раскрывали человеческую душу и всегда близки к простому народу. На страницах всегда можно найти что-то близкое сердцу и отражение собственных мыслей. А точность описаний природы, городов, времени – позволяет ближе узнать прошлое.

Повести

  1. «Хозяйка» появилась в 1847 году в журнале «Отечественные записки», при этом была опубликована по частям, в 10 и 20 номерах. В этой повести автор уходит от темы и образов чиновничества, а создает нового героя – героя-мечтателя. Повесть насыщена и переполнена снами, видениями, переплетениями реального и мистического, бредом героя и символами. Сюжет повести завязан на главном герое Василии Ордынове, который пишет работу по истории церкви в уединённом месте. На старике-старообрядце Мурине, которого Василий считает колдуном и на девушке Катерине, которая находится во власти Мурина. Василий силой своей любви и веры хочет вырвать прекрасную Катерину из лап нечестного и злого Мурина.
  2. «Слабое сердце» опубликована в 1848 году. В центре повествования находится бедный молодой чиновник Вася Шумков, который собирается жениться. Он ответственный работник, которому начальник поручает переписывать документы. Вася из-за предстоящей свадьбы часто отвлекался от работы, а по ночам не щадил себя. Нервное напряжение и желание всё сделать вовремя сыграли злую шутку с молодым человеком.
  3. Повесть «Неточка Незванова» рассказывает о жизни главной героини с 8 до 17 лет. История о ребенке, которая прошла через бедность, страдания, предательство и клевету. Но при этом она верит в людей, любовь и умеет мечтать.
  4. «Белые ночи» одна из самых известных повестей Фёдора Михайловича Достоевского. Впервые она появилась в журнале «Отечественные записки» в 1848 году. Главный герой повести – мечтатель, очень робкий и одинокий человек. Однажды он встречает прекрасную девушку, которая рассказывает ему свою грустную историю. Хоть она и не любит мечтателя, решает ответить на его чувства. Но женщины коварны и когда Настена встречает свою любовь, уходит от мечтателя, оставляя его в одиночестве.
  5. После длительной паузы в творчестве Фёдор Михайлович в 1859 году написал повесть «Дядюшкин сон». Действие разворачивается в небольшом городке, где почтенная дама мечтает выдать свою дочь удачно замуж. Но в небольшом городе достойных кандидатов нет, кроме Павла. Девушка отвергает его предложение. Однажды в их город приезжает старый князь, который страдает старческим слабоумием. И вот у дамы созревает план выдать свою кровиночку за князя. Женщинам почти удается воплотить замысел в жизнь, но вмешивается Павел и убеждает князя, что ему приснилась будущая семейная жизнь. Вскоре князь умирает, а судьба надолго разводит главных героев.
  6. Повесть «Село Степанчиково и его обитатели» издана в 1859 году в журнале «Отечественные записки». В небольшой повести довольно много действующих лиц, которые играют важную роль в судьбе бедной девушки Настеньки и полковника Ростанева. Одни пытаются расстроить свадьбу, а другие пытаются помочь соединить их жизни.
  7. Произведение «Записки из Мёртвого дома» состоит из повести в двух частях и нескольких рассказов. Ф.М. Достоевский написал эту повесть после заключения в Омском остроге и носит документальный характер. Эта история знакомит читателей о жизни и быте заключенных преступников сосланных в Сибирь. С помощью художественного слова автор смог передать все свои переживания и пережитое за время свой четырёхлетней каторги.
  8. «Записки из подполья» одна из самых знаменитых повестей автора, изданная в 1864 году. Повествование идет от лица бывшего чиновника. Он рассказывает о своей жизни, сначала очень скупо, но потом все подробнее. Особенно ярко выделяет два эпизода, которые стали главными в его жизни.
  9. В 1870 году в свет вышла повесть «Вечный муж» . В основу этого произведения легла реальная история. Роман случился между другом писателя Врангелем с замужней дамой Екатериной. Кроме этого писатель вложил в повесть свои воспоминания и впечатления.
  10. Повесть «Кроткая» является одной из последних произведений автора и опубликована в 1876 году. Сам Фёдор Михайлович назвал эту повесть фантастической и стремился в ней показать человека из подполья. История о мужчине, который потерял жену, а вернее она закончила жизнь самоубийством. История о двух людях, которые прожили непростые жизни.

Рассказы

  1. совместная работа Фёдора Достоевского, Николая Некрасова и Дмитрия Григоровича. Это шуточный рассказ в стихах с элементами прозы, который был опубликован 1 апреля 1846 года. Главный герой чиновник Блинов, которому сниться хороший сон. В это время в квартиру проникает вор, и приятный сон сменяется кошмаром. Блинов просыпается и понимает, что его ограбили. Он гонится за преступником практически раздетый, а на улице встречает начальника. А дальше действие развивается стремительно и не очень хорошо для Блинова.
  2. «Господин Прохарчин» вышел в «Отечественных записках» в 1846 году. В этом рассказе автор показывает жизнь мелких чиновников, их быт и закулисные интриги.
  3. В 1847 году был опубликован юмористический рассказ «Роман в девяти письмах» . Переписка идёт между двумя шулерами Петром Ивановичем и Иваном Петровичем. Каждый старается перехитрить другого, но в дело вмешивается третье лицо.
  4. «Ползунков» (1848) – история о чиновнике, который обхитрил сам себя и в результате остался у разбитого корыта.
  5. «Честный вор» (1848) – история о Астафии Ивановиче, который был честным и благородным человеком. Он рассказал историю о том, как приютил у себя пропащего, но хорошего человека – Емелю. Емеля пил и все деньги тратил на выпивку и ничего не помогало. И вот у Астафия Ивановича как-то пропали новые рейтузы. И украл их Емеля. И признался он в краже только перед самой смертью.
  6. «Ёлка и свадьба» (1848). Рассказчик хочет рассказать о свадьбе, но чтобы передать свои впечатления, он вначале говорит о детском празднике, который произошел пять лет назад. Эти две истории связаны главными героями.
  7. «Маленький герой» (1857). Рассказчик вспоминает своё детство, вернее одно лето и свою первую любовь, ради которой он мог совершить подвиг. Ради любви он стал настоящим героем для одной единственной женщины.
  8. Рассказ «Чужая жена и муж под кроватью» (1859). Это рассказ появился из двух других рассказов «Чужая жена» и «Ревнивый муж». Рассказ написан в форме диалога и раскрывает тему неверности и предательства.
  9. «Скверный анекдот» (1862). Статский советник проникся идеей гуманизма. Он считал, что если люди будут верить и любить его, то и реформы государственные тоже. Однажды он случайно попал на свадьбу своего подчинённого и, выпив лишнего, опустился до уровня маленьких людей. Автор очень тонко и саркастично описывает быт и нравы низших чинов.
  10. Сатирический рассказ «Крокодил» (1865). Чиновника по имени Иван Матвеич проглотил крокодил, но чиновник остался жив. И планирует прожить 1000 лет, вещая умные мысли из крокодила. Другие персонажи ведут себя также странно, как и главный герой.
  11. Фантастический рассказ «Бобок» (1873). Повествование ведет спившийся литератор, который стал меняться, а самое главное слышать голоса. Чтобы разогнать скуку он отправляется на похороны дальнего родственника. После похорон он остается на кладбище и засыпает. Просыпается от того, что слышат спор мёртвых. Но стоило ему чихнуть и разговоры стихли. Он отправляется на другое кладбище, чтобы узнать больше о загробном мире.
  12. «Мужик Марей» (1876). Рассказ имеет под собой реальные воспоминания их жизни писателя. Это рассказ вошел в «Дневники писателя».
  13. «Мальчик у Христа на ёлке» (1876). Нищий мальчик смотрит в окно богатого дома, где стоит ёлка и много-много игрушек, еды, счастья и тепла. А мальчик мерзнет на улице, всеми покинутый и забытый. Он мечтает о счастливом и спокойном детстве. В какой-то момент он оказывается на празднике среди других детей. И это были предсмертные грёзы замерзающего ребёнка.
  14. «Сон смешного человека» (1877). Один из самых знаменитых и читаемых рассказов Фёдора Михайловича Достоевского. Молодого человека с детства считают чудаком. Он хочет застрелиться, но его мучает одно воспоминание. Он засыпает перед оружием, а во сне видит идеальный мир без пороков. Но мир этот умирает и становится таким же, как Земля. Мужчина просыпается и понимает, что в мире надо сеять добро и любовь.

За время своей творческой жизни Ф.М. Достоевский писал не только романы, повести и рассказы, а также очерки. Занимался публицистикой и критикой своих коллег современников.

Кроме этого писатель выпустил свои дневники. Первый вышел 1873 году, второй спустя три года. Два дневника в 1877 году во временные промежутки январь-август и сентябрь декабрь. И ещё два дневника в 1880 и 1881 годах. Эти записи имеют огромное значение для понимания как личности Ф.М. Достоевского, так и того трудного времени в которое он жил.

Отметим и сборник фольклорного материала «Моя тетрадка каторжная» или «Сибирская тетрадка». Этот сборник автор написал во время своей каторги.

Важно отметить, что Фёдор Достоевский кроме прозы писал и стихотворения. Их вышло совсем немного, но каждое по-своему прекрасно.

Каждое из произведений великого писателя нужно прочитать хотя бы единожды, чтобы понять всю суть России прошлого и гений самого автора.

Фёдор Михайлович Достоевский и по сей день является узнаваемым автором многих произведений. В своих творениях он поднимал множество различных тем, над которыми задумываются и сегодня. Тут будут рассмотрены самые нашумевшие и популярные его произведения, отразившиеся на истории русской литературы.

Этот роман впервые вышел в «Русском вестнике» и вызвал бурную реакцию общественности. Сегодня уже каждый школьник знает про старуху-процентщицу и шуточно философствует «тварь ли он дрожащая или право имеющий». Какой бы абсурдной не казалась эта теория, тут есть, над чем задуматься, и понаблюдать за тем, как герой загоняет себя в угол своими же убеждениями. Но, к счастью, тут так же поднимаются темы любви и веры. Именно они дают шанс на исцеление заблудшей душе. Роман будто кричит «у каждого оступившегося есть шанс», что, несомненно, приободряет и даёт надежду.

Автор полемизирует с ницшеанским учением, модным среди его современников, которое стало идеологической основой мировоззрения убийцы, который кровью хотел выкупить право называться сверхчеловеком. Тот же немецкий философ «похоронил Бога», но почвенник Достоевский наглядно доказывает, что безверие губит, а вот стремление к небесному Творцу действительно способно помочь в сложной ситуации.

Идиот (1868 г.)

С каждым новым прочтением роман открывается по-новому. Если в юношестве понять страдающего альтруиста Мышкина невероятно сложно, то в зрелости читатель видит, как его образ становится многогранным истолкованием христианской доктрины. Герой до сих пор является идеалом порядочности, нравственности и душевной чистоты. В этом произведении все персонажи, на удивление, очень колоритны и необычны. То же самое можно сказать и про ситуации, которые каждый раз ставят читателя в тупик, и тот задаётся вопросом: «А как бы поступил я?». Чего стоит только сцена с деньгами, выброшенными в пламя камина. Хорошая книга для того, чтобы порассуждать и пофилософствовать: что было бы, если бы Христос вновь пришел на Землю неузнанным? Не стал бы он в наших глазах таким же идиотом?

Братья Карамазовы (1880 г.)

Этот роман — самый объемный у Достоевского. В нем он поднимает множество тем, над которыми можно и нужно подумать. Такие как двойственная сущность в каждом человеке, совокупность «ангелов» и «демонов» в его душе, тема греха и милосердия. Федор Михайлович всегда был любителем философии и психологии, и эта его особенность здесь ярко выражена. Кроме того, книга понравится ценителям интриг и детективов, ведь в основу сюжета легло расследование убийства отца братьев Карамазовых. В каждом из них живет дьявольская искра убитого Федора, маленькое насекомое, порабощающее человеческие качества. Пытаясь уничтожить ее в себе, каждый из героев становится невольным соучастником преступления, ибо корень зла – в том порочном и низменном старике, от гибели которого, как в случае со старухой-процентщицей, все, казалось бы, только выигрывают.

Униженные и оскорбленные (1861 г.)

Достоевский написал это произведения после того, как вернулся из сибирской ссылки. Он почувствовал на себе, как общество относится к тем, кого вычеркнуло из своей добропорядочной жизни. Для него стало очевидно, что социальное расслоение в Российской Империи навсегда огораживает одних людей от других, и дворяне безнадежно далеки от народа, который, тем не менее, является движущей силой страны. Речь идет об «униженных и оскорбленных», чье достоинство и честь писатель защищал и отстаивал. Князь Валковский в этом произведении стал первым героем-«идеологом» в творчестве писателя. Сочувствие и всепрощение в произведении приобрели реальные формы, и читатель явственно осознает их необходимость в повседневной жизни.

Бесы (1872 г.)

Роман сам по себе очень тяжелый. Достоевский был одним из тех писателей, которые могли предвидеть и предположить судьбу своей родины. Федор Михайлович уже тогда видел террористические и радикальные настроения, а так же полнейшее разложение человеческого естества под влиянием разрушительных идей. А такие настроения, как правило, всегда ведут к катастрофе. Их автор сравнивает с теми, имя кому «Легион». Вселившись в людей, они превращают их в несущее гибель стадо, презирающее все гуманное, светлое и доброе, что составляет нравственный облик личности. Фамилия главного героя – Ставрогин – происходит от слова «Ставрос» («крест»). Николай действительно несет на себе крест – бремя своих грехов, ставшее для него распятьем.

9 глава из произведения считается самым скандальным отрывком из всего, что написал Достоевский. Она даже дала некоторым людям из окружения писателя почву для подозрений в порочных наклонностях, которыми, согласно откровениям его приятеля, отличался Федор Михайлович. Однако вдова литератора эти сведения опровергла.

Игрок (1866 г.)

Это произведение во многом очень автобиографично. Всем известно, что Достоевский увлекался азартной игрой, проматывал все, даже шали супруги. Даже несмотря на то, что писатель проигрывался, до каких-то пор его это не останавливало. Этот роман был заказом издательства, и «игроку» нужно было побыстрее его написать, чтобы покрыть долги за свое увлечение. Именно поэтому, наверное, произведение и имеет столь ироничное и знаковое название.

Подросток (1875 г.)

Роман о наболевшей проблеме – последствии социального неравенства в Российской империи, а именно – о незаконнорожденных детях. Дворяне часто пользовались зависимым положением крестьянок и заводили внебрачные связи. Судьба такого ребенка была незавидной: он не был простолюдином, но и полноценным помещиком тоже не являлся. Его не принимали в семье отца, прилагая все усилия, чтобы лишить незаконного претендента положенного наследства. Да и сам претендент чувствовал себя лишним и отчужденным в мире, где его положение было столь шатким и позорным. Аркадий – жертва этого явления, в его характере выразились все те болезненные комплексы, которые формировались у внебрачных детей.

Село Степанчиково и его обитатели (1859 г.)

Юмористическая повесть Достоевского – произведение, которое, вопреки обыкновению, развеселит человека, а не опечалит. В основе сюжета – женитьба полковника, который никак не может уладить раздор с односельчанами невесты и понять, что вообще происходит в этом месте. Уморительные диалоги и комичные ситуации развенчают читательский стереотип, что Федор Михайлович – исключительно серьезный писатель, трагик и философ, не способный по-гоголевски иронично взглянуть на мир.

Двойник (1846 г.)

Повесть о маленьком человеке, который страстно желает превратиться из униженного и оскорбленного в уважаемого и любимого. Однако его маниакальная жажда признания не находит утоления: он по-прежнему мелкий чиновник, чья жизнь никогда не станет иной. Порыв к мечте оборачивается столкновением с действительностью. Герой довольно комично пытается обратить на себя внимание общества, но в этом смехе кроется трагедия.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Биография

Фёдор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 года в Москве. Отец, Михаил Андреевич, работал в госпитале для бедных. Мать, Мария Фёдоровна (в девичестве Нечаева), происходила из купеческого рода. Фёдор был вторым из 7 детей. По одному из предположений, Достоевский происходит по отцовской линии из пинской шляхты, чьё родовое имение Достоево в XVI-XVII веках находилось в белорусском Полесье (ныне Ивановский район Брестской области, Белоруссия). Это имение 6 октября 1506 года за заслуги получил во владение от князя Фёдора Ивановича Ярославича Данила Иванович Ртищев. С этого времени Ртищев и его наследники стали именоваться Достоевскими.
Памятник Достоевскому в Москве, рядом с местом рождения

Когда Достоевскому было 15 лет, его мать умерла от чахотки, и отец отправил старших сыновей, Фёдора и Михаила (впоследствии также ставшего писателем), в пансион К. Ф. Костомарова в Петербурге.

1837 год стал важной датой для Достоевского. Это год смерти его матери, год смерти Пушкина, творчеством которого он (как и его брат) зачитывается с детства, год переезда в Петербург и поступления в военно-инженерное училище. В 1839 году он получает известие об убийстве отца крепостными крестьянами. За год до увольнения с военной службы Достоевский впервые переводит и издаёт «Евгению Гранде» Бальзака (1843). Год спустя выходит в свет его первое произведение «Бедные люди», и он сразу становится знаменитым: В. Г. Белинский высоко оценил это произведение. Но следующая книга «Двойник» наталкивается на непонимание. После публикации «Белых ночей» он был арестован (1849) в связи с «делом Петрашевского».

Военный суд находит подсудимого Достоевского виновным в том, что он, получив в марте сего года из Москвы от дворянина Плещеева… копию с преступного письма литератора Белинского, - читал это письмо в собраниях: сначала у подсудимого Дурова, потом у подсудимого Петрашевского. А потому военный суд приговорил его за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского… лишить на основании Свода военных постановлений… чинов и всех прав состояния и подвергнуть смертной казни расстрелянием..

Суд и суровый приговор к смертной казни (22 декабря 1849) на Семёновском плацу был обставлен как трагифарс (инсценировка казни). В последний момент осуждённым объявили о помиловании, назначив наказание в виде каторжных работ. Один из приговорённых к казни, Григорьев, сошёл с ума. Ощущения, которые он мог испытывать перед казнью, Достоевский передал словами князя Мышкина в одном из монологов в романе «Идиот».

Во время короткого пребывания в Тобольске на пути к месту каторги (11-20 января 1850 года) писатель встретился с жёнами сосланных декабристов: Ж. А. Муравьёвой, П. Е. Анненковой и Н. Д. Фонвизиной. Женщины подарили ему Евангелие, которое писатель хранил потом всю жизнь.

Следующие четыре года Достоевский провёл на каторге в Омске. В 1854 году, когда истекли четыре года, к которым Достоевский был приговорён, он был освобождён из каторги и отправлен рядовым в седьмой линейный сибирский батальон. Служил в крепости в Семипалатинске и дослужился до прапорщика. Подружился с Чоканом Валихановым, будущим известным казахским путешественником и этнографом. Там молодому писателю и молодому ученому поставлен общий памятник. Здесь у него начался роман с Марией Дмитриевной Исаевой, женой бывшего чиновника по особым поручениям, к моменту знакомства - безработного пьяницы. В 1857 году, вскоре после смерти её мужа, он женился на 33-летней вдове в Кузнецке. Период заключения и военной службы был поворотным в жизни Достоевского: из ещё неопределившегося в жизни «искателя правды в человеке» он превратился в глубоко религиозного человека, единственным идеалом которого на всю последующую жизнь стал Христос. Впоследствии он переписывался с видным государственным деятелем К. П. Победоносцевым.

В 1859 году в Отечественных записках Достоевский публикует свои повести «Село Степанчиково и его обитатели» и «Дядюшкин сон».

В 1859 году Достоевские покинули Семипалатинск, а в 1860 году Достоевский с женой и приёмным сыном Павлом вернулся в Петербург, но негласное наблюдение за ним не прекращалось до середины 1870-х годов. В период с 1860 по 1866 годы он работал с братом в собственном журнале «Время», затем «Эпоха», писал «Записки из мертвого дома», «Униженные и оскорблённые», «Зимние заметки о летних впечатлениях» и «Записки из подполья».

Поездка за границу с молодой эмансипированной особой Аполлинарией Сусловой, разорительная игра в рулетку, постоянные попытки добыть денег и в то же время - смерть жены и брата в 1864 году. Это время открытия им для себя Запада и возникновения критического отношения к нему.

В безвыходном материальном положении Достоевский пишет главы «Преступления и наказания», посылая их прямо в журнальный набор, и они печатаются из номера в номер. В это же время под угрозой потери прав на свои издания на 9 лет в пользу издателя Ф. Т. Стелловского он обязан написать «Игрока», на что у него не хватает физических сил. По совету друзей Достоевский нанимает молодую стенографистку Анну Григорьевну Сниткину, которая помогает ему справиться с этой задачей.

Роман «Преступление и наказание» был закончен и оплачен очень хорошо, но чтобы эти деньги у него не отобрали кредиторы, писатель уезжает за границу со своей новой женой, Анной Григорьевной Сниткиной. Поездка отражена в дневнике, который в 1867 году начала вести А. Г. Сниткина-Достоевская. По пути в Германию супруги остановились на несколько дней в Вильне. На здании, расположенном на том месте, где находилась гостиница, в которой останавливались Достоевские, в декабре 2006 года была открыта мемориальная таблица (автор - скульптор Ромуальдас Квинтас).

Сниткина обустроила жизнь писателя, взяла на себя все экономические вопросы его деятельности, а с 1871 года Достоевский навсегда бросил рулетку.

Последние 8 лет писатель прожил в городе Старая Русса Новгородской губернии. Эти годы жизни были очень плодотворными: 1872 - «Бесы», 1873 - начало «Дневника писателя» (серия фельетонов, очерков, полемических заметок и страстных публицистических заметок на злобу дня), 1875 - «Подросток», 1876 - «Кроткая», 1879-1880 - «Братья Карамазовы». В это же время два события стали значительными для Достоевского. В 1878 году император Александр II пригласил к себе писателя, чтобы представить его своей семье, и в 1880 году, всего лишь за год до смерти, Достоевский произнёс знаменитую речь на открытии памятника Пушкину в Москве.

Несмотря на известность, которую Достоевский обрел в конце своей жизни, поистине непреходящая, всемирная слава пришла к нему после смерти. В частности, Фридрих Ницше признавал, что Достоевский был единственный психолог, у которого он мог кое-чему поучиться («Сумерки идолов»).

26 января (9 февраля) 1881 года сестра Достоевского Вера Михайловна приехала в дом к Достоевским, чтобы просить брата отказаться от своей доли рязанского имения, доставшейся ему по наследству от тётки А. Ф. Куманиной, в пользу сестёр. По рассказу Любови Фёдоровны Достоевской, была бурная сцена с объяснениями и слезами, после чего у Достоевского пошла кровь горлом. Возможно, этот неприятный разговор стал первым толчком к обострению его болезни (эмфиземы) - через два дня великий писатель скончался.

Вряд ли кто-то будет оспаривать гениальность Федора Михайловича Достоевского как классика мировой литературы. А если кто-то и захочет поспорить, пусть сначала прочтет его лучшие произведения. Вдумчиво и медленно, и желательно не один раз. Иначе, никак. Ну, такой он, Достоевский. Его хочется перечитывать и перечитывать. Особенно эти 8 книг!

Конечно, этот роман на первом месте (по крайней мере, для меня). Перечитывая его раз за разом, всегда открываешь для себя что-то новое. «Идиот» – лучший из лучших - и как роман, и как главный персонаж. Более трогательного, более честного, более доброго человека, чем князь Мышкин, трудно себе представить. Да и остальные персонажи прописаны настолько блистательно, что врезаются в память своей неповторимостью и особенностью.

Книга впервые была издана в 1868 году и пережила неоднократную экранизацию.

Роман, над которым автор работал два года, был опубликован в 1880 году, незадолго до смерти Достоевского. Глубоко философский, психологический, аналитический роман, в котором автор пытается разгадать человеческую суть, тайну человека. С помощью главных героев – семьи Карамазовых, автор задается вопросами греха, Бога, милосердия, сострадания. А, главное, поднимает вечную тему дуализма человеческой души – божественного и дьявольского в ней.
До сих пор этот самый объемный труд Федора Михайловича остается наиболее спорным и обсуждаемым.

Роман вышел в 1866 году в «Русском вестнике». Как по мне, так слишком тяжелое это произведение для юного, неокрепшего школьного сознания. Совершенно иначе воспринимается этот роман спустя годы. Главный герой – молодой, погубивший себя убийца старушки-процентщицы Родион Раскольников со своим топором, стал уже нарицательным персонажем в истории. Достоевский настолько конкретно, подробно и четко описывает все внутренние переживания Раскольникова, что складывается впечатление, что сам автор участвовал в преступлении. Это не ересь, как может показаться на первый взгляд. Просто, удивление, граничащее с трепетом: насколько надо глубоко знать самые потаенные, самые темные уголки человеческой души…

Роман, вышедший в журнале «Время» в 1861 году, хочется перечитывать снова и снова. Достоевский написал роман по возвращении из ссылки в Санкт-Петербург и посвятил начальные главы своему брату Михаилу. Затем эти журнальные рассказы выросли в полномасштабный роман.

Казалось бы, тема не нова: городское «дно» и роскошь, «идущие рука об руку». Но так об этом мог написать только великий мастер! Обязательно прочтите роман.

Роман, изданный в 1872 году, для меня оказался самым тяжелым. Возможно, из-за излишней политизации произведения. Возможно, автор настолько живо и ярко смог передать свои самые тягостные предчувствия о катастрофической судьбе своей родины. Уже тогда Федор Михайлович, как и любой писатель-пророк, видел в рядах интеллигенции «брожение» террористических и радикальных настроений, разложение человеческих душ. И, конечно, понимал, что ничего конструктивного из этого не выйдет, а наоборот, принесет беду…

Роман опубликован в 1866 году. Во многом, это автобиографическое произведение. Как известно, Федор Михайлович сам грешил азартными играми и проигрывался в пух и прах. Собственно, этот роман был заказом издательства, чтобы писатель смог расплатиться с долгами. Как известно, за три года до публикации романа, игрок-Достоевский проиграл в Висбадене не только свои средства, но и деньги своей подруги.

В повести, опубликованной в 1864 году, рассказ ведется от первого лица, бывшего чиновника из Петербурга. В основе книги – идеи философии существования, сути бытия. Боль, поиск смысла жизни, ощущение безысходности, бесконечные переживания – все это и многое другое присуще главному герою повести.

Роман написан в 1845 году в эпистолярном жанре. Это ранний роман «начинающего таланта», как сказал о Достоевском Белинский. Чтобы захотеть прочесть произведение, достаточно сказать, что им были потрясены Некрасов и Белинский.

В данном разделе представлен полный библиографический свод прижизненных публикаций (изданий) Ф.М. Достоевского. Устранены ошибки, допущенные ранее в печатных и других изданиях. В свод включены, в том числе, неавторизованные публикации.

— Репертуар и Пантеон. Театральное обозрение, издаваемое В. Межевичем и И. Песоцким. СПб.: Тип. К. Жернакова, 1844. Т. 6. С. 386—457. Т. 7. С. 44—125.

— Отечественные записки. Учено-литературный журнал, издаваемый А. Краевским. СПб.: Тип. И. Глазунова и К°, 1845. Год седьмой. Т. XLIII. Ноябрь. С. 43—48.

— Петербургский сборник, изданный Н. Некрасовым. СПб.: Тип. Э. Праца, 1846. С. 1—166.

Отечественные записки. Учено-литературный журнал, издаваемый А. Краевским. СПб.: Тип. И. Глазунова и Комп., 1846. Год восьмой. Т. XLIV. Февраль. С. 263—428.

Второе издание: — Отечественные записки. Учено-литературный журнал, издаваемый А. Краевским. Издание второе. СПб.: Тип. К. Жернакова, 1846. Год восьмой. Т. XLIV. Апрель. С. 263—428.

Первое апреля. Комический иллюстрированный альманах, составленный из рассказов в стихах и прозе, достопримечательных писем, куплетов, пародий и пуфов. СПб.: Тип. К. Крайя, 1846. С. 81—128 (Вступление — С. 3—10).

Отечественные записки. Учено-литературный журнал, издаваемый А. Краевским. СПб.: Тип. Ив. Глазунова и Комп., 1846. Год восьмой. Т. XLVIII. Октябрь. С. 151—178.

— Отечественные записки. Учено-литературный журнал, издаваемый А. Краевским. СПб.: Тип. Ив. Глазунова и Комп., 1847. Год девятый. Т. LIV. Октябрь. С. 396—424. Т. LV. Декабрь. С. 381—414.

— Современник, литературный журнал, издаваемый с 1847 года И. Панаевым и Н. Некрасовым под редакцией А. Никитенко. СПб.: Тип. Э. Праца, 1847. Т. I. С. 45—54.

Роман Федора Достоевского. СПб.: Тип. Э. Праца, 1847. 181 с.

— Отечественные записки. Учено-литературный журнал, издаваемый А. Краевским. СПб.: Тип. Ив. Глазунова и Комп., 1848. Год десятый. Т. LVI. Январь. Отд. VIII. — Чужая жена (Уличная сцена) . С. 50—58. Т. LXI. Декабрь. Отд. VIII. — Ревнивый муж. Проишествие необыкновенное . С. 158—175.

— Отечественные записки. Учено-литературный журнал, издаваемый А. Краевским. СПб.: Тип. Ив. Глазунова и Комп., 1848. Год десятый. Т. LVI. Февраль. С. 412—446.

— Иллюстрированный Альманах, изданный И. Панаевым и Н. Некрасовым СПб.: Тип. Э. Праца, 1848. С. 50—64.

— Отечественные записки. Учено-литературный журнал, издаваемый А. Краевским. СПб.: Тип. Ив. Глазунова и Комп., 1848. Год десятый. Т. LVII. Апрель. — Рассказы бывалого человека (Из записок неизвестного.). I. Отставной. II. Честный вор . С. 286—306.

— Отечественные записки. Учено-литературный журнал, издаваемый А. Краевским. СПб.: Тип. И. Глазунова и Комп., 1848. Год десятый. Т. LX. Отд. VIII. Сентябрь. С. 44—49.

— Отечественные записки. Учено-литературный журнал, издаваемый А. Краевским. СПб.: Тип. И. Глазунова и Комп., 1848. Год десятый. Т. LXI. Декабрь. С. 357—400.

— Отечественные записки. Учено-литературный журнал, издаваемый А. Краевским. СПб.: Тип. И.И. Глазунова и К°., 1857. Год девятнадцатый. Т. CXIII. Август. С. 359—398.

Русское слово. Литературно-ученый журнал, издаваемый графом Гр. Кушелевым-Безбородко. СПб.: Тип. Рюмина и Комп., 1859. № 3. Отд. I. С. 27—172.

— Отечественные записки. Журнал учено-литературный и политический, издаваемый А. Краевским. СПб.: Тип. И.И. Глазунова и Комп., 1859. Год двадцать первый. Т. CXXVII. Ноябрь. Часть первая. С. 65—206. Декабрь. Часть вторая и последняя. С. 343—410.

Изд. Н.А. Основского. М.: Тип. Лазаревского ин-та восточных языков, 1860. Т. I. 544 с. Т. II. 422 с.

1861 — 1862

— Время. Журнал литературный и политический, издаваемый под редакцией М. Достоевского. СПб.: Тип. Э. Праца, 1861.

Январь. С. 5—92. Февраль. С. 419—474. Март. С. 235—324. Апрель. С. 615—633. Май. С. 269—314. Июнь. С. 535—582. Июль. С. 287—314.

Роман в четырех частях с эпилогом Ф.М. Достоевского. Исправленное издание. СПб.: Тип. Э. Праца, 1861. Т. I. 276 с. Т. II. 306 с.

— Время. Журнал литературный и политический, издаваемый под редакцией М. Достоевского. СПб.: Тип. Э Праца.

1862: Январь. С. 321—336. Февраль. С. 565—597. Март. С. 313—351. Май. С. 291—326. Декабрь. С. 235—249.

Ф.М. Достоевского. Часть первая. СПб.: Тип. Э. Праца, 1862. 167 с.

Второй тираж: Ф.М. Достоевского. Часть первая [и единственная]. СПб.: Тип. Э. Праца, 1862. 167 с.

Ф.М. Достоевского. Второе издание [А.Ф. Базунова]. СПб.: Тип. И. Огризко, 1862. Часть первая. 269 с. Часть вторая. 198 с.

— Время. Журнал литературный и политический, издаваемый под редакцией М. Достоевского. СПб.: Тип. Э. Праца, 1862. Ноябрь. Отд. I. С. 299—352.

Время. Журнал литературный и политический, издаваемый под редакцией М. Достоевского. СПб.: Тип. Э. Праца, 1863. Февраль: Гл. I—IV. С. 289—318. Март: Гл. V—VIII. С. 323—362.

— Сборник рассказов. В прозе и стихах. СПб.: Тип. О.И. Бакста, 1863. — Акулькин муж. С. 108—124.

— Эпоха. Журнал литературный и политический, издаваемый под редакцией М. Достоевского. СПб.: Тип. Рюмина и К°, 1864. Январь—февраль. I. Подполье. С. 497—529. Апрель. II. По поводу мокрого снега. С. 293—367.

— Русская хрестоматия, с примечаниями. Для высших классов средних учебных заведений. Составил Андрей Филонов. Издание второе, исправленное и дополненное. Том первый. Эпическая поэзия. СПб.: Тип. И. Огризко, 1864. — Представление. С. 686—700.

Aus dem todten Hause: nach dem Tagebuche eines nach Sibirien Verbannten: nach dem Russischen bearbeitet / herausgegeben von Th. M. Dostojewski. Leipzig: Wolfgang Gerhard, 1864. B. I. 251 s. B. II. 191 s.

— Эпоха. Журнал литературный и политический, издаваемый семейством М. Достоевского. СПб.: Тип. Э. Праца и Н. Тиблена, 1865. Февраль. С. 1—40.

Роман Ф.М. Достоевского. Вновь просмотренное самим автором издание. Издание и собственность Ф. Стелловского. СПб.: Тип. Ф. Стелловского, 1865. 171 с.

Рассказ Ф.М. Достоевского. Вновь просмотренное самим автором издание. Издание и собственность Ф. Стелловского. СПб.: Тип. Ф. Стелловского, 1865. 45 с.

Сантиментальный роман Ф.М. Достоевского. Вновь просмотренное самим автором издание. Издание и собственность Ф. Стелловского. СПб.: Тип. Ф. Стелловского, 1865. 72 с.

(Из записок неизвестного.) Ф.М. Достоевского. Вновь просмотренное самим автором издание. Издание и собственность Ф. Стелловского. СПб.: Тип. Ф. Стелловского, 1865. 24 с.

Повесть в двух частях. Сочинение Ф.М. Достоевского. Вновь просмотренное самим автором издание. Издание и собственность Ф. Стелловского. СПб.: Тип. Ф. Стелловского, 1865. 106 с.

Роман в четырех частях с эпилогом Ф.М. Достоевского. Третье просмотренное издание. Издание и собственность Ф. Стелловского. СПб.: Тип. Ф. Стелловского, 1865. 494 с.

Повесть. Сочинение Ф.М. Достоевского. Вновь просмотренное самим автором издание. Издание и собственность Ф. Стелловского. СПб.: Тип. Ф. Стелловского, 1865. 61 с.

Ф.М. Достоевского. В двух частях. Третье издание, просмотренное и дополненное новой главой. Издание и собственность Ф. Стелловского. СПб.: Тип. Ф. Стелловского, 1865. 415 с.

Вновь просмотренное и дополненное самим автором издание. Издание и собственность Ф. Стелловского. СПб.: Тип. Ф. Стелловского, 1865. Т. I. 275 с.

Вновь просмотренное и дополненное самим автором издание. Издание и собственность Ф. Стелловского. СПб.: Тип. Ф. Стелловского, 1865. Т. II. 257 с.

— Русский вестник. Журнал литературный и политический, издаваемый М. Катковым. М.: В Университетской Тип. (Катков и К°), 1866.

Январь. С. 35—120. Февраль. С. 470—574. Апрель. С. 606—689. Июнь. С. 742—793. Июль. С. 263—341. Август С. 690—723. Ноябрь. С. 79—155. Декабрь. С. 450—488.

Петербургская поэма Ф.М. Достоевского. Новое, переделанное издание. Издание и собственность Ф. Стелловского. СПб.: Тип. Ф. Стелловского, 1866. 219 с.

(Из мордасовских летописей). Ф.М. Достоевского. Новое, просмотренное издание. Издание и собственность Ф. Стелловского. СПб.: Тип. Ф. Стелловского, 1866. 182 с.

(Из записок неизвестного.) Ф.М. Достоевского. Новое, просмотренное издание. Издание и собственность Ф. Стелловского. СПб.: Тип. Ф. Стелловского, 1866. 13 с.

(Из неизвестных мемуаров.) Ф.М. Достоевского. Новое, просмотренное издание. Издание и собственность Ф. Стелловского. СПб.: Тип. Ф. Стелловского, 1866. 52 с.

Ф.М. Достоевского. Новое, просмотренное издание. Издание и собственность Ф. Стелловского. СПб.: Тип. Ф. Стелловского, 1866. 94 с.

Повесть Ф.М. Достоевского. Новое просмотренное издание. Издание и собственность Ф. Стелловского. СПб.: Тип. Ф. Стелловского, 1866. 146 с.

Роман (Из записок молодого человека.) Ф.М. Достоевского. Новое, дополненное издание. Издание и собственность Ф. Стелловского. СПб.: Тип. Ф. Стелловского, 1866. 191 с.

Ф.М. Достоевского. Новое просмотренное издание. Издание и собственность Ф. Стелловского. СПб.: Тип. Ф. Стелловского, 1866. 51 с.

Ф.М. Достоевского. Новое, просмотренное издание. Издание и собственность Ф. Стелловского. СПб.: Тип. Ф. Стелловского, 1866. 227 с.

(Проишествие необыкновенное) Ф.М. Достоевского. Новое, переделанное издание. Издание и собственность Ф. Стелловского. СПб.: Тип. Ф. Стелловского, 1866. 57 с.

Из записок неизвестного. В двух частях Ф.М. Достоевского. Новое просмотренное издание. Издание и собственность Ф. Стелловского. СПб.: Тип. Ф. Стелловского, 1866. 293 с.

Рассказ Ф.М. Достоевского. Новое просмотренное издание. Издание и собственность Ф. Стелловского. СПб.: Тип. Ф. Стелловского, 1866. 74 с.

— Русская историческая хрестоматия. (862—1850). С теоретическим указателем. Составил К. Петров. СПб.: Тип. Морского министерства, 1866. С. 542—550.

Роман в шести частях с эпилогом Ф.М. Достоевского. Издание исправленное. Изд. А. Базунова, Э. Праца и Я. Вейденштрауха. СПб.: Тип. Э. Праца, 1867. Т. I. 432 с. Т. II. 435 с.

— Русский вестник. Журнал литературный и политический, издаваемый М. Катковым. М.: В Университетской Тип. (Катков и К°), 1868.

Январь. С. 83—176. Февраль. С. 561—656. Апрель. С. 624—651. Май. С. 124—159. Июнь. С. 501—546. Июль. С. 175—225. Август С. 550—596. Сентябрь. С. 223—272. Октябрь. С. 532—582. Ноябрь. С. 240—289. Декабрь. С. 705—824.

— От нечего делать. Собрание повестей и рассказов русских авторов. Выпуск первый [и единственный]. [Б.м.], 1868. — Акулькин муж . С. 80—92.

— Русская хрестоматия, с примечаниями. Для высших классов средних учебных заведений. Составил Андрей Филонов. Издание третье, значительно исправленное. Часть первая. Эпическая поэзия. СПб.: Тип. Ф.С. Сущинского, 1869. — Представление. С. 665—679.

— Заря. Журнал учено-литературный и политический. Издаваемый В. Кашпиревым. Год второй. СПб.: Тип. Вл. Майкова, 1870. № 1. С. 1—79. № 2. С. 3—82.

Новое исправленное издание. Издание Ф. Стелловского. СПб.: Тип. В.С. Балашева, 1870. Том четвертый. 225 с.

1871 — 1872

Рассказ Федора Достоевского. СПб.: Изд. книгопродавца А.Ф. Базунова. Тип. В. Безобразова и Комп., 1871. 239 с.

— Русский вестник. Журнал литературный и политический, издаваемый М. Катковым. М.: В Университетской тип. (Катков и К°).

1871: Январь. С. 5—77. Февраль. С. 591—666. Апрель. С. 415—463. Июль. С. 72—143. Сентябрь. С. 131—191. Октябрь. С. 550—592. Ноябрь. С. 261—294.

— Русская хрестоматия, с примечаниями. Для высших классов средних учебных заведений. Составил Андрей Филонов. Издание четвертое, значительно исправленное. Часть первая. Эпическая поэзия. СПб.: Тип. Ф.С. Сущинского, 1871. — Представление. С. 655—670.

— Гражданин. Газета-журнал политический и литературный. Год второй. СПб.: Тип. А. Траншеля, 1873.

I. Вступление (№1, 1 января, С. 14—15). II. Старые люди (№ 1, 1 января, С. 15—17). III. Среда (№ 2, 8 января, С. 32—36). IV. Нечто личное (№ 3, 15 января, С. 61—64). V. Влас (№ 4, 22 января, С. 96—100). VI. Бобок (№ 6, 5 февраля, С. 162—166). VII. «Смятенный вид» (№ 8, 19 февраля, С. 224—226). VIII. Полписьма «одного лица» (№ 10, 5 марта 1873, С. 285—289). IX. По поводу выставки (№ 13, 26 марта, С. 423—426). X. Ряженый (№ 18, 30 апреля, С. 533—538). XI. Мечты и грезы (№ 21, 21 мая, С. 606—608). XII. По поводу новой драмы (№ 25, 18 июня, С. 702—706). XIII. Маленькие картинки (№ 29, 16 июля, С. 806—809). XIV. Учителю (№ 32, 6 августа, С. 877—879). XV. Нечто о вранье (№ 35, 27 августа, С. 955—958). XVI. Одна из современных фальшей (№ 50, 10 декабря, С. 1349—1353).

Роман Федора Достоевского. В трех частях. СПб.: Тип. К. Замысловского, 1873. Ч. I. 294 с. Ч. II. 358 с. Ч. III. 311 с.

Роман в четырех частях. Федора Достоевского. СПб.: Тип. К. Замысловского, 1874. Т. I. 387 с. Т. II. 355 с.

— Складчина. Литературный сборник, составленный из трудов русских литераторов в пользу пострадавших от голода в Самарской губернии. СПб.: Тип. А.М. Котомина, 1874. С. 454—478.

— Русская хрестоматия, с примечаниями. Для высших классов средних учебных заведений. Составил Андрей Филонов. Идание пятое, значительно исправленное. Часть первая. Эпическая поэзия. СПб.: Тип. И.И. Глазунова, 1875. — Представление. С. 611—624.

Ф.М. Достоевского. Издание четвертое. СПб.: Тип. бр. Пантелеевых, 1875. Часть первая. 244 с. Часть вторая. 180 с.

Ф.М. Достоевского. СПб.: Тип. бр. Пантелеевых, 1875. Часть первая. 244 с. Часть вторая. 180 с.

— Ф.М. Достоевский. Подросток. Роман. Изд. книгопродавца П.Е. Кехрибарджи. СПб.: Тип. А. Траншеля, 1876. Ч. I. 247 с. Ч. II. 184 с. Ч. III. 277 с.

Общий друг веселья для любителей и любительниц пения: опер, опереток, водевилей, шансонеток, комических куплетов, сатирических, юмористических стихотворений и романсов. Песен: малороссийских, цыганских и народных. Сцен и рассказов из народного, малороссийского, еврейского и армянского бытов. Замечательные произведения современных русских писателей: графа Толстого, Тургенева, Достоевского, графа Соллогуба, Крестовского и других. С хромолитографированным портретом Патти и 21 фотографическими портретами лучших исполнительниц. С 6-ю раскрашенными хромолитографированными картинами, исполненными в знаменитой литографии г. Лемерсье в Париже. Изд. И.В. Смирнова. СПб.: Тип. В. Готье, 1876. 4-я паг. С. 81—91.

Ф.М. Достоевского. СПб.: Тип. В.В. Оболенского, 1877. 336 с.

— Русский сборник. Бесплатное приложение для подписчиков на журнал «Гражданин». Издание второе. СПб.: Тип. В.Ф. Пуцыковича, 1877. Т. I. Ч. I—II. С. 127—172.

Роман в шести частях с эпилогом. Ф.М. Достоевского. Издание четвертое. СПб.: Тип. бр. Пантелеевых, 1877. Т. I. 314 с. Т. II. 318 с.

Ф.М. Достоевского. Год II-й. Ежемесячное издание. СПб.: Тип. В.Ф. Пуцыковича, 1878. 326 с.

1879 — 1880

— Русский вестник. Журнал литературный и политический, издаваемый М. Катковым. М.: В Университетской тип. (М. Катков).

1879: Январь. С. 103—207. Февраль. С. 602—684. Апрель. С. 678—738. Май. С. 369—409. Июнь. С. 736—779. Август. С. 649—699. Сентябрь. С. 310—353. Октябрь. С. 674—711. Ноябрь. С. 276—332.

1880: Январь. С. 179—255. Апрель. С. 566—623. Июль. С. 174—221. Август. С. 691—753. Сентябрь. С. 248—292. Октябрь. С. 477—551. Ноябрь. С. 50—73.

Роман в четырех частях с эпилогом. Ф.М. Достоевского. Пятое издание. СПб.: Тип. бр. Пантелеевых, 1879. 476 с.

Ф.М. Достоевского. СПб.: Тип. Ю. Штауфа (И. Фишона), 1879. 336 с.

— Русская хрестоматия, с примечаниями. Для высших классов средних учебных заведений. Составил Андрей Филонов. Идание шестое (печатано с третьего издания). Часть первая. Эпическая поэзия. СПб.: Тип. И.И. Глазунова, 1879 (на обл. — 1880). — Представление. С. 609—623.

— Семейные вечера. Журнал для семейного чтения и детей, издаваемый под ред. С.С. Кашпиревой. Год семнадцатый. СПб.: Тип. Арнгольда, 1880. № 6. С. 372—387.

Ежемесячное издание. [Ф.М. Достоевского]. Год III-й. Единственный выпуск на 1880. Август. СПб.: Тип. бр. Пантелеевых, 1880. 44 с.

Ежемесячное издание. [Ф.М. Достоевского]. Год III-й. Единственный выпуск на 1880. Август. Второе издание. СПб.: Тип. бр. Пантелеевых, 1880. 44 с.

Роман в четырех частях с эпилогом. Ф.М. Достоевского. СПб.: Тип. бр. Пантелеевых, 1881. Т. I. 509 с. Т. II. 699 с.

Ежемесячное издание. [Ф.М. Достоевского]. 1881. Январь. СПб.: Тип. А.С. Суворина, 1881. 32 с.

Посмертные издания:

Ежемесячное издание. [Ф.М. Достоевского]. 1881. Январь. Второе издание. СПб.: Тип. А.С. Суворина, 1881. 32 с.

Ф.М. Достоевского. Издание пятое [А.Г. Достоевской]. СПб.: Тип. бр. Пантелеевых, 1881. Ч. I. 217 с. Ч. II. 160 с.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры