Сергиевка каменная голова алиса в зазеркалье. Тайна каменной головы из сергиевского парка

Главная / Развод

Трипура Unakoti – археологическое место Индии.

Ничего не напоминает? Вот она – каменная голова славяно-арийского Мыслителя и Воина в Петергофе.

Рассмотрим сначала индийский вариант.


Тот же прямой нос, изящный вырез ноздрей, усы!
Держит ваджру.


А вот этот лик находится на стволе пушки в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи - военном музее России.
Эти лики отлиты на стволах пушек «Ревельский лев» и «Маленькая кошечка».
«Ревельский лев» отлит в 1559 году в Ревеле.

Тот же лик, пропорции, даже знак на лбу.

Ваджра – один из главных символов, означает духовную мощь буддхизированного (несокрушимого) вдохновения, которая озаряет существующие в мире иллюзии. Она является символом порядка, мужского начала и вечности. В соединении с колоколом это - озаренный ум, чья нота является звуком вечности, воспринимаемым чистым духом в пределах всего мироздания.
Она есть также бриллиант, инструмент познания, орудие Слова, интеллекта. Ваджра, тибетский символ «молнии и одновременно бриллианта», также связан с мировой осью; но если крест и распятие, ступени и жертвенный столб служат сим-волами стремления человека к горнему миру, то молния выражает обратное: действие верхнего на нижнее. Она также соотносится со взглядом «третьего глаза» Шивы, разрушителя всех материальных форм.
Вид спереди

У нашего много что сбито, в первую очередь, знак на лбу, корона на голове.

Двойник Мыслителя

Unakoti это изваяния, вырезанный археологический памятник, расположенный в Трипуре, северо восточной части государства в Индии.
Место приписывают древнему шиваизму, месту поклонения изображениям Господу Шива или Махадео.
Unakoti расположен примерно в 178 км от Агарталы (Агарта???) , столицы города Трипура. Изображения, найденные на Unakoti бывают двух типов: резные фигуры и каменные изображения.
Голова Шивы около 30 футов высотой, включая вышитые головной убор, который сам по себе является 10 футов высотой.
На каждой стороне головного убора Шивы есть изображения богинь - справа Дурга, стоящая на льве, слева Ганга верхом Козероге.

Богиня Дурга стоящая на льве


Лев - не лев, а похож на вепря.

Две богини сверху

Хорошо видны ведические узоры.

Ещё сверху

Крупно сверху.

Сбоку др

Выше вырезано с волосами

С волосами

Типура – название городка, и ещё один из видов виман.

Виды виман

Современное индийское полотно

Я нашла на этом полотне три типа виман.

Справа наверху, наши изображения, не правда ли?

Может в Трипура Unakoti было налажено производство виман?
Вот арии и путешествовали по миру.

Богиня Дургу стоит на животном, которое мне намнило животных из Гёбекли Тепе

Я посмотрела на стеллы Гёбекли Тепе, и мягко говоря сильно удивилась.

Какая-то связь идёт между всем этим?

Или мне кажется? Ведические знаки одинаковые, 8-лепестковые и 4..


Или оригинал


На каменных плитах скульптурные изображения (например, спускающийся лев)
Вот этот лев, на котором стоит Дурга, напоминает мне животных, найденных в Гёбекли Тепе, Турция. .

Вепрь

Старый Петергоф. Сергиевская дача Его Императорского Высочества великого князя Георгия Максимилиановича Романовского герцога Лейхтенбергского. Павильон-плувиум и подъезд (терраса и подъезд).
Можно предположить, что герцог Лейхтенбергский понимал, что перед ним. Или специально усадьба здесь разбита, да и сама усадьба далеко не так проста.

Дворец на валу ****************

Ещё голова в усадьбе *****************

Мост *****************

Не для ваз ******************

Остатки стелы **************

Мыслитель сбоку ********************

Ступени ******************


Усадьба разрушенная ************************

Что нам рассказывают, да хотя бы про Гёбекли Тепе.
Полит заказ:
Палки-копалки в ходу, строим обсерваторию, ориентируясь на Сириус.

Тысячи лет назад, система круговых то ли поселений, то ещё что в Гёбекли Тепе.

ОИ. Бред сивой кобылы:

Это про каменную голову в Петергофе:
Высеченная из камня-валуна голова находится в дворцово-парковом ансамбле "Сер-гиевка" (бывшей усадьбе Лейхтенбергских) на склоне оврага, возле нее бьет родник. Голова называется "Русич", "Старик", "Голова Самсона", «Адамова голова». Суще-ствуют несколько гипотез происхождения данного памятника, основных гипотез две:
1. Это голова витязя (проект Ф.Броуэра 1799-1800 год). В прежние годы на голове был металлический шлем, на носу виден след от его крепления.
2. Это голова Петра I, выточенная мастером с Петергофской Гранильной фабрики, чье дитя будто бы крестил сам император.
Официальная версия: Появилась голова, по историческим записям, в 1800 году, при тогдашнем владельце – Сергее Румянцеве (потомке сподвижника Петра I – Алек-сандра Румянцева).
Говорят, было так. В какие-то доисторические времена проходил в этих краях лед-ник и оставил камушек.
Потом были ещё всякие разные тектонические пертурбации, а потом пришёл некий старинный чел, привёл мастера с Петергофской гранильной фабрики и велел ему сделать красиво. Есть легенда о том, что мастер воспроизвёл верхнюю часть Петра I.
Кое- кто считает, что голова тут была и раньше, и под землей скрывается все ос-тальное. Копать низя - парк под охраной ЮНЕСКО.
Если сообщество ЖЖ решит, что я делаю выводы правильно, то есть смысл обратиться РАН.
Что писать, я знаю!!!

В Сергиевском парке - дворцово-парковом ансамбле, располагающемся в Петергофе, западнее дворца Лейхтенбергских, в овраге, у речки Кристательки находится вросшая в землю чудо-голова, высеченная из огромного валуна, под названием «Старик» или «Адамова голова».

Официальная версия. Появилась голова, по историческим записям, в 1800 году, при тогдашнем владельце – Сергее Румянцеве (потомке сподвижника Петра I – Александра Румянцева). Монумент выполнен по проекту архитектора Ф.Броуэра, работавшего на рубеже XVII-XVIII веков в Петербурге.

Такое ощущение, что где-то под землей скрыто тело этой головы (скульптура). Возможно, что уже в поврежденном, поломанном состоянии, но все же есть.
Трудно объяснить соседство следов эрозии камня и одновременные четкие линии каменных дел мастера. Либо на голове было еще что-либо (шлем витязя, например). Отверстие в носовой перегородке говорит о таком варианте. А может быть, кто-то проверял – не полая ли она?

Копать любителям запрещено. Это могут сделать только «аккредитованные» заведения, археологи. Но как видно, они сюда не спешат.

У Сергиевки есть и второе неофициальное имя - усадьба герцога Лейхтенбергского


Фото с близкого расстояния. Видны следы эрозии камня.


Отверстие неглубокое. Туристы как обычно оставляют монеты.

На территории парке кроме самого дворца и «каменной головы» так же есть и другие объекты из камня


Валуны, в числе которых встречаются экземпляры с плоскими гранями. Разрушенная древняя кладка?

Место очень интересное. Жаль только не так широко посещаемое, как достопримечательности самого Питера, да и сами культурные памятники (усадьба) находятся не в самом лучшем состоянии.
Тем более, далеко не все жители России, но и Питера знают про это место. Ранее выкладывал подобную информацию на форуме


Около трёх тысячелетий назад на берегу Мексиканского залива возникла индейская культура, получившая название ольмекской. Это условное наименование было дано по имени ольмеков - небольшой группы индейских племен, живших на этой территории гораздо позже, в XI- XIV веках. Само название "ольмеки", что означает "каучуковые люди", - ацтекского происхождения.


Ацтеки назвали их так по имени области на побережье Мексиканского залива, где производился каучук и где жили современные им ольмеки. Так что собственно ольмеки и ольмекская культура - совсем не одно и то же. Это обстоятельство чрезвычайно трудно понять неспециалистам типа Г. Хэнкока, посвятившего ольмекам в своей книге "Следы богов" немало страниц. Подобные публикации только запутывают проблему, ничего в то же время не объясняя по существу дела.


Цивилизация древних ольмеков, начало которой восходит ко второму тысячелетию до н. э., прекратила свое существование в первые годы нашей эры и за полторы тысячи лет до расцвета империи ацтеков. Ольмекскую культуру называют иногда "матерью культур" Центральной Америки и самой ранней цивилизацией Мексики.


Как это ни странно, несмотря на все усилия археологов, нигде в Мексике, как и вообще в Америке, до сих пор не удалось обнаружить никаких следов зарождения и эволюции цивилизации ольмеков, этапов ее развития, места ее возникновения, как будто этот народ появился как уже уложившийся.


Совершенно ничего не известно ни о социальной организации ольмеков, ни об их верованиях и ритуалах - кроме человеческих жертвоприношений. Мы не знаем, ни на каком языке говорили ольмеки, к какой этнической группе они принадлежали. А чрезвычайно высокая влажность в районе Мексиканского залива привела к тому, что не сохранилось ни одного скелета ольмеков.


Культура древних ольмеков была такой же "кукурузной цивилизацией", как и остальные доколумбовы культуры Америки. Главными отраслями хозяйства являлись земледелие и рыболовство. До наших дней дошли остатки культовых сооружений этой цивилизации - пирамид, платформ, статуй. Древние ольмеки вырубали каменные блоки и высекали из них массивные скульптуры. Некоторые из них изображают огромные головы, известные сегодня как "головы ольмеков". Эти каменные головы - самая большая загадка древней цивилизации...


Монументальные скульптуры весом до 30 тонн изображают головы людей с несомненно негроидными чертами лица. Это практически портретные изображения африканцев в плотно прилегающих шлемах с ремешком на подбородке. Мочки ушей проткнуты. Лицо прорезано глубокими морщинами по обеим сторонам носа. Уголки толстых губ загнуты вниз.


Несмотря на то, что расцвет ольмекской культуры приходится на 1500-1000 годы до н. э., уверенности в том, что головы были высечены именно в эту эпоху, нет, поскольку радиоуглеродная датировка кусочков угля, найденных рядом, дает лишь возраст самих угольков. Возможно, каменные головы намного моложе.


Первую каменную голову обнаружил в 1930-е годы американский археолог Мэтью Стирлинг. Он писал в своем отчете: "Голова была высечена из отдельной массивной базальтовой глыбы.


Она покоилась на фундаменте из необработанных каменных глыб. Будучи расчищена от земли, голова имела довольно устрашающий вид. Несмотря на значительный размер, она обработана очень тщательно и уверенно, ее пропорции идеальны. Уникальное явление среди скульптур аборигенов Америки, она примечательна своим реализмом. Черты ее отчетливы и явно негритянского типа".


Кстати, Стирлинг сделал и ещё одно открытие - он обнаружил детские игрушки в виде собачек на колёсиках. Эта невинная, на первый взгляд, находка на самом деле явилась сенсацией - ведь считалось, что цивилизации доколумбовой Америки колеса не знали. Но, оказывается, на древних ольмеков это правило не распространяется...


Впрочем, вскоре оказалось, что и индейцы майя, южные современники древних ольмеков, тоже делали игрушки на колесиках, но колесо в своей хозяйственной практике не применяли.


Большой загадки тут нет - корни такого игнорирования колеса уходят в менталитет индейцев и в "кукурузную экономику". В этом плане древние ольмеки мало отличались от других индейских цивилизаций.


Помимо голов, древние ольмеки оставили многочисленные образцы монументальной скульптуры. Все они высечены из базальтовых монолитов или другого прочного камня. На ольмекских стелах можно видеть сцены встречи двух явно различных человеческих рас. Одна из них - африканцы. А в одной из индейских пирамид, расположенных близ мексиканского города Оахака, находится несколько каменных стел с высеченными на них сценами пленения индейцами бородатых белых людей и... африканцев.


Ольмекские головы и изображения на стелах представляют собой физиологически точные образы реальных представителей негроидной расы, чье присутствие в Центральной Америке 3000 лет назад до сих пор является загадкой. Откуда могли появиться африканцы в Новом Свете до Колумба? Может быть, они были коренными обитателями Америки? Существует свидетельство палеоантропологов, что в составе одной из миграций на территорию американского континента во время последнего ледникового периода действительно попали люди негроидной расы. Эта миграция происходила около 1500 года до н. э.


Есть и другое предположение - о том, что в древности между Африкой и Америкой осуществлялись контакты через океан, который, как выяснилось в последние десятилетия, отнюдь не разделял древние цивилизации. Утверждение об изоляции Нового Света от остального мира, долгое время господствовавшее в науке, было убедительно опровергнуто Туром Хейердалом и Тимом Северином, доказавшими, что контакты Старого и Нового Света могли иметь место задолго до Колумба.


Цивилизация ольмеков прекратила свое существование в последнее столетие до нашей эры. Но их культура не погибла - она органично вошла в культуры ацтеков и майя.


А ольмеки? В сущности, единственная "визитная карточка", которую они оставили после себя, - это гигантские каменные головы. Головы африканцев...

Парк Сергиевка находится в окрестностях Санкт-Петербурга, на границе между посёлком Мартышкино и Старым Петергофом. Парк известен как бывшая усадьба Лейхтенбергских и считается уникальным памятником культуры и истории XIX века.

Если спуститься по одной из парковых дорожек вдоль ручья, текущего в овраг, то откроется невероятное зрелище – огромная каменная, наполовину вросшая в землю голова.

Это один из самых загадочных скульптур окрестностей Петербурга. Откуда она там взялась и кто её там разместил — тайна. Её называют «Стариком», «Головой Адама», «Русичем».

Точная дата создания каменной головы и ее автор неизвестены. До сих пор его происхождение вызывает множество споров среди историков. Интересно, что этот памятник не упоминается ни в одном из исторических документов, не существует дореволюционных фотографий или рисунков этой головы.

Одним из редких упоминаний памятника в XIX веке является фрагмент в «Дневнике путешествия в Россию в 1867 году» Льюиса Кэрролла: «Здесь мы любовались гладкой пеленой водопада, ниспадающего с широких каменных ступеней; тут - длинной аллеей, сбегающей под сводом вьющихся растений вниз по лестницам и склонам; там — огромным камнем, обтесанным в форме гигантской головы с лицом и глазами, загадочными, как у кроткого сфинкса, так что казалось, будто какой-то Титан пытается освободиться из-под бремени легшей на его плечи земли…»

Вероятно, скульптура является оформлением водного источника, впадающего здесь в ручей.

Официальная версия гласит, что голову высекли из валуна в 1800 году по приказу императора Павла I и по проекту архитектора Ф. Броуэра. Она изображала русского витязя, и на ней крепился бронзовый шлем, от которого до сих пор сохранилось крепежное отверстие на переносице головы. По преданию, именно увидев эту голову во время визита в Сергиевку в 1818 году, Пушкин и создал свой бессмертный образ обезглавленного великана.

Есть точка зрения, что это голова Петра I, якобы, сделанная мастером с Петергофской Гранильной фабрики в знак благодарности за то, царь согласился стать крестным отцом его дочери.

Есть и другие легенды, объясняющие появление данного памятника. Согласно одной из них, голову изваяли шведы. Это был образ одного из скандинавских королей. Шведы тащили голову к морю, но не закончили свой путь и бросили камень там где он и лежит поныне.

Все эти версии документально не подтверждены и скорее народного происхождения.

Елена Крумбо́, специально для сайта «Мир тайн»

Другие статьи по теме:

Парк усадьбы Сергиевка имеет статус Государственного памятника природы, но не одними только прекрасными дубравами и живописными прудами знаменит.

В конце восемнадцатого века усадьба стала собственностью императорской семьи. В 1839 году Николай I подарил её своей дочери Марии Николаевне по случаю её бракосочетания с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским. Чтобы придать усадьбе облик, достойный новых хозяев, был приглашен архитектор А. И. Штакеншнейдер, уже успевший хорошо себя зарекомендовать на строительстве дворцов для членов царской семьи. В результате в Сергиевке появился дворцово-парковый ансамбль, радующий глаз по сей день, хотя и далеко не в той степени, как это было при жизни Марии Николаевны.

Однако вернемся к камню. Откуда он взялся в овраге, никто не знает. А вот насчет того, как превратился в голову, кое-что известно. Сделал скульптуру неизвестный мастер по проекту архитектора Франца Броуэра в 1799 или 1800 году. Того самого Франца Броуэра, который участвовал в создании Римских фонтанов в Петродворце. По свидетельству разных источников, камень должен был изображать голову спящего воина и называться "Русич".

Считается, что когда-то на нём был шлем как у русского богатыря, скорее всего - металлический. Это подтверждает отверстие на носу - якобы оно осталось от крепежа вертикальной защитной пластинки, типичной для шлемов воинов-русичей. Впоследствии, когда шлем исчез, первоначальное название скульптуры тоже было забыто.

Сейчас у каменной головы несколько имен. Разные авторы называют камень "Воин", "Старик", "Голова Самсона", "Мужская голова". Сотрудники БиНИИ и студенты обычно именуют камень Адамом.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры