Щедрая душа нужна для подвига.  «Подвиг не рождается сразу

Главная / Развод

(по повести В. Кондратьева «Сашка»)

Среди книг, способных взволновать молодых, вызвать глубокие переживания и размышления не только о герое, об авторе, но и о себе , - повесть В. Кондратьева «Сашка». Когда Кондратьева спросили, как получилось, что в немолодые уже годы он вдруг взялся за повесть о войне, он ответил: «Видимо, подошли лета, пришла зрелость , а с нею и ясное понимание , что война-то - это самое главное, что было у меня в жизни». Его мучили воспоминания, даже запахи войны. Ночами в его сны приходили ребята из родного взвода, курили самокрутки, поглядывали на небо, ожидая бомбардировщика. Кондратьев читал военную прозу, но «тщетно искал и не находил в ней своей войны», хотя война была одна. Он понял: «О своей войне рассказать могу только я сам. И я должен рассказать. Не расскажу - какая-то страничка войны останется нераскрытой».

Писатель открыл нам правду о войне, пропахшую потом и кровью, хотя сам считает, что «Сашка» - «лишь малая толика того , что нужно рассказать о Солдате, Солдате-Победителе». Наше знакомство с Сашкой начинается с эпизода, когда ночью он задумал достать валенки для ротного. «Всплескивались ракеты в небо, рассыпались там голубоватым светом, а потом с шипом, уже погасшие, шли вниз к развороченной снарядами и минами земле… Порой небо прорезывалось трассирующими, порой тишину взрывали пулеметные очереди или артиллерийская канонада… Как обычно…» Рисуется страшная картина, а оказывается, это обычно. Война есть война, и несет она только смерть. Мы видим такую войну с первых страниц: «Деревни, которые они брали, стояли будто мертвые… Только летели оттуда стаи противно воющих мин, шелестящих снарядов и тянулись нити трассирующих. Из живого видели они лишь танки, которые, контратакуя, перли на них, урча моторами, и поливали их пулеметным огнем, а они метались на заснеженном тогда поле… Хорошо, наши сорокопятки затявкали, отогнали фрицев». Читаешь и видишь танки-махины, которые прут на маленьких людей, а им негде спрятаться на белом от снега поле. И рад «тявканью» сорокопяток, потому что отогнали смерть. О многом говорит заведенный на передовой порядок: «Ранило - отдай автомат оставшемуся, а сам бери родимую трехлинейку, образца одна тысяча восемьсот девяносто первого года дробь тридцатого».

Сашка жалел, что не знал немецкого. Он хотел спросить у пленного, как у них «с кормежкой, и сколько сигарет в день получают, и почему перебоев с минами нет… Про свое житье-бытье Сашка , разумеется, рассказывать бы не стал. Хвалиться нечем. И со жратвой туго, и с боеприпасами… Нету силенок ребят хоронить, нету… Ведь себе, живым, окопчика вырыть не в силах».

Кондратьев проводит своего героя через испытания властью , любовью и дружбой. Как выдержал Сашка эти испытания? Сашкина рота, от которой осталось 16 человек , натыкается на немецкую разведку. Отчаянную храбрость проявляет Сашка, захватив без оружия «языка». Ротный приказывает Сашке вести немца в штаб. По дороге он говорит немцу, что у них пленных не расстреливают, и обещает ему жизнь , но комбат, не добившись от немца при допросе никаких сведений, приказывает его расстрелять. Сашка не подчиняется приказу . Ему не по себе от почти неограниченной власти над другим человеком , он понял, какой страшной может стать эта власть над жизнью и смертью.

В Сашке развито огромное чувство ответственности за все, даже за то, за что отвечать он не мог. Ему стыдно перед пленным за никудышную оборону, за ребят, которых не похоронили: он старался вести пленного так, чтоб тот не видел наших убитых и не захороненных еще бойцов. Этой огромной ответственностью за все, что происходит вокруг, объясняется и немыслимое в армии событие - неподчинение приказу старшего по званию. «…Надо, Сашок. Понимаешь, надо», - говорил Сашке ротный перед тем, как приказать что-нибудь, хлопал его по плечу, и Сашка понимал - надо, и делал все, что приказано, как следует. Категоричное «надо» в некотором смысле способно облегчить человеку жизнь. Надо - и ничего сверх: ни делать, ни думать, ни понимать. Герои В. Кондратьева, особенно Сашка, привлекательны тем, что, подчиняясь этому «надо», думают и действуют «сверх» надобного: что-то неистребимое в них самих заставляет их это делать. Сашка добывает валенки для ротного. Раненый Сашка под огнем возвращается в роту проститься с ребятами и отдать автомат. Сашка ведет санитаров к раненому, не полагаясь на то, что они сами его разыщут.

Сашка берет в плен немца и отказывается его расстрелять… Все это «сверх надо» словно слышит Сашка в самом себе: не стреляй, возвращайся, проводи санитаров! Или это говорит совесть ? «…Не прочитай я «Сашку», мне чего-то не хватало бы не в литературе, а просто-напросто в жизни. Вместе с ним у меня появился еще один друг , полюбившийся мне человек», - так оценил значение повести Кондратьева в своей жизни К. Симонов. А как оцениваете ее вы?

«ПОДВИГ НЕ РОЖДАЕТСЯ СРАЗУ. ДЛЯ ЭТОГО… НУЖНО ЩЕДРУЮ ДУШУ ИМЕТЬ» (Г.А.Медынский)

— так назвали читатели Спор-клуба «Диалог» вторую конференцию из цикла «Читаем книги о войне» и провели ее 19 февраля 2015 года. Тема, заявленная в названии, вызвала неподдельный интерес среди участников 5-9 классов.Вероятно, этим и объясняются разгоревшиеся споры в ходе обсуждения книг, особенно, когда речь зашла о решении Сашки (герой повести В.Кондратьева «Сашка») не убивать немца, потому что обещал сохранить ему жизнь, о решении А.Мересьева после ампутации ног встать в строй. На сложные вопросы всегда трудно найти ответы, но кадеты пробовали объяснять ситуацию, оправдывали героев, сомневались в чем-то. Сколько чувств и эмоций проявилось у кадет еще при чтении произведений В. Кондратьева «Сашка» и Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке», а потом появилось желание обсудить проблемы, связанные с героями, разобраться в таких важных нравственных категориях, как: мужество, милосердие, патриотизм, отвага, человечность.




Кадеты 7-х классов,которые были самыми активными участниками конференции, в спорах и обсуждениях постигали истоки подвига солдата на войне. К своему удивлению они узнали, что подвиг бывает героический, примером его является герой повести Б.Полевого, настоящий человек, А.Мересьев и будничный, человеческий, который вовсе на подвиг не похож, но в ситуации войны любой мужественный поступок можно расценить как подвиг, только это будет подвиг милосердия и справедливости.




Хочется отметить замечательные выступления семиклассников: Нырова Константина, Краснова Сергея (7д, 5а, преподаватель Лапина Е.В.), Трунина Егора (7а, преподаватель Хасенова Е.В.), Брюханова Юрия (7в, преподаватель Самотаева Н.А.), Богданова Андрея (7ж, преподаватель Коробко Н.С.) и интересные рассуждения пятиклассников Первуна Никиты, Чернова Дениса (5е), Рачика НикитыТ (6а), Горбунова Никиты (7б), Карпова Антона (7а).




Наш гость и участник Мещанинов Ю.Н . подвел итог всех обсуждений, отметил интересные выступления кадет, высокий уровень организации конференции и выразил надежду стать постоянным участником наших читательских конференций.




Как всегда на высоте была техническая поддержка выступлений кадет буктрейлерами, видеокадрами из кинофильмов (преподаватель Хасенова Е.В .)

Человек в своей повседневной жизни никогда не равен тому, что он на самом деле из себя представляет, поскольку постоянно носит какую-то маску – даже перед самим собой.
И именно поэтому зачастую и сам не знает, на что он способен, каков он, чего стоит в действительности. Момент познания, прозрения происходит только тогда, когда человек оказывается в положении категорического выбора – легкой жизни или тяжелой смерти, своего счастья или счастья другого человека. Именно тогда становится ясным, способен ли человек на подвиг или же пойдет на компромисс с самим собой. Многие произведения, посвященные Великой Отечественной войне, в действительности являются произведениями не о внешних событиях – боях, поражениях, победах, отступлениях, – но прежде всего о человеке и о том, каков он в действительности, когда оказывается в ситуации выбора. Такие проблемы и составляют внутренний сюжет трилогии К. Симонова «Живые и мертвые».
Действие разворачивается в начале войны в Белоруссии и под Москвой в разгар военных событий. Военный корреспондент Синцов, выходя с группой товарищей из окружения, принимает решение, оставив журналистику, присоединиться к полку генерала Серпилина. В фокусе авторского внимания постоянно остается судьба этих двух героев. Им противопоставлены два других – генерал Львов и полковник Баранов. Именно на примере этих персонажей Симонов исследует человеческое поведение в условиях войны, а значит, в условиях постоянной необходимости делать выбор, принимать решение.
Удачей писателя стала фигура генерала Львова, воплотившего в себе образ большевика-фанатика. Личная храбрость, честность и вера в счастливое будущее сочетаются в нем с желанием беспощадно и безжалостно искоренять все, что, на его взгляд, может этому будущему помешать. Львов любит народ – но народ абстрактный, а не конкретного человека с его достоинствами и недостатками, который рядом в данный момент. Он готов жертвовать людьми, бросая их в бессмысленные атаки, заранее обреченные на провал и огромные человеческие жертвы, видя в человеке только средство для достижения высоких и благородных целей. Его подозрительность распространяется так далеко, что он готов спорить с самим Сталиным из-за освобождения из лагерей нескольких талантливых военных, видя в этом предательство настоящего дела и целей. Так, человек в самом деле храбрый и верящий в высокие идеалы в действительности жесток и ограничен, не способен никогда совершить подвиг, пойти на жертву ради человека, который рядом, потому что элементарно не в состоянии этого человека увидеть.
Если генерал Львов – идеолог тоталитаризма, то его практик, полковник Баранов, – карьерист и трус. Он произносит громкие слова о долге, чести, храбрости, пишет бесчисленные доносы на своих коллег, но, оказавшись в окружении, облачается в солдатскую гимнастерку и «забывает» все документы. Собственная жизнь, личное благополучие несоизмеримо ценнее для него всего и всех. Для него нет даже и тех абстрактных и мертвых по сути идеалов, которые фанатично исповедует Львов. Собственно, никаких этических принципов для него вообще не существует. О подвиге здесь просто не может идти речи – даже само понятие оказывается несоизмеримым с ценностной системой Баранова, а точнее, отсутствием таковой.
Рассказывая суровую правду о начале войны, Симонов одновременно показывает народное сопротивление врагу, способность на решительный поступок маленького, на первый взгляд, человека, изображая подвиг обычных, рядовых советских людей, вставших на защиту Родины. Это и эпизодические персонажи (артиллеристы, не бросившие свою пушку и тащившие ее на руках от Бреста до Москвы; старик колхозник, ругавший отступающую армию, но с риском для жизни спасший у себя в доме раненую; капитан Иванов, собиравший испуганных солдат из разбитых частей и ведущий их в бой), и два главных персонажа трилогии – генерал Серпилин и Синцов.
Эти герои являются полной противоположностью Львову и Баранову. Генерал Серпилин – участник первой мировой войны, ставший талантливым командиром в Гражданскую войну, преподавал в академии и был арестован по доносу Баранова за то, что говорил своим слушателям правду о силе немецкой армии и масштабах грядущей войны, разрушая официально насаждаемый миф о «войне малой кровью». Освобожденный из концлагеря в начале войны, он, по его собственному признанию, «ничего не забыл и ничего не простил», но долг перед Родиной оказывается намного важнее личных глубоких и даже справедливых обид, предаваться которым просто нет времени, поскольку Родину надо срочно спасать. Внешне немногословный и даже суровый, требовательный к себе и подчиненным, Серпилин старается беречь солдат, пресекает всякие попытки добиться победы «любой ценой». В третьей книге К. Симонов показал способность этого действительно достойного человека к большой любви.
Другой герой, Синцов, задумывался вначале писателем только как военный корреспондент – без раскрытия личностного содержания. Это позволило бы создать роман-хронику. Но Симонов сделал роман-хронику романом о человеческих судьбах, в совокупности воссоздающих масштаб народной битвы с врагом. А Синцов получил индивидуальную проработку характера, став одним из главных действующих персонажей, на долю которого выпали ранения, окружение, участие в ноябрьском параде 1941 года, откуда войска уходили прямо на фронт. Судьбу военного корреспондента сменила солдатская доля: герой достойно проходит длинный путь от рядового до высшего офицера.
По Симонову, никакие внешние признаки – чин, национальность, класс – не имеют никакого влияния на то, каков человек в действительности, чего он стоит как человек и заслуживает ли этого наименования. В условиях войны предельно легко потерять человеческий облик и человеческую суть – и в этом случае не имеет значения причина: равно низким оказывается человек, превыше всего ставящий собственную безопасность, и человек, вроде бы верящий в самые светлые и высокие идеалы. Таковы Львов и Баранов, понятие подвига по отношению к которым просто неприменимо. И по этим же причинам их противоположностью становятся Серпилин и Синцов, никогда не забывающие о сострадании и человечности по отношению к тому, кто рядом. Только такие люди оказываются способны на подвиг.

«Подвиг не рождается сразу. Для этого нужно щедрую душу иметь» (Г. А. Медынский)

не приведут человека к подвигу, ведь в основе его всегда лежит альтруизм, стремление сделать других людей счастливыми. И кому как не Григорию Медынскому, писателю и публицисту, глубоко анализируюшему нравственные проблемы, знать, что «подвиг не рождается сразу», что «для этого нужно щедрую душу иметь». Такой душевной щедростью наделен русский человек, способный на любые жертвы во имя Родины. Россия на протяжении своей многовековой истории испытала не одно нашествие, познала горе и боль, но ни разу не склонила головы перед захватчиками. В тяжелых испытаниях проявил русский народ истинный героизм, несгибаемое мужество, которые привели его к победе на просторах Куликовского поля и на хрупком льду Чудского озера, под Бородином и Сталинградом. Русская литература явилась наследницей великих национальных традиций, поэтому тема подвига во имя Родины остается главной для писателей разных поколений. Среди авторов есть те, кто ходил в атаку, был под бомбежками, жил в окопах. Андрей Платонов - один из них. С начала сорок второго года он стал военным корреспондентом в действующей армии. Писатель уже тогда, в грохоте боев, горниле сражений, размышлял в своих произведениях о природе подвига, причинах, которые заставляют людей идти на смерть, жертвовать собой.

«одушевленной Родины», «вечной Родины» - главная тема рассказов писателя о тружениках войны, о героизме русских солдат. Фронтовые рассказы и корреспонденции с особой стороны открывают мир воюющего народа, душу бойца. Платонов - один из тех писателей, кто пытается понять истоки подвига, показать те духовные силы, которые питают героизм. Не случайным, знаковым является для его творчества название рассказа «Одухотворенные люди». Читая его, начинаешь по-новому понимать слова современного публициста о том, что для совершения подвига «нужно щедрую душу иметь». Платоновские герои - моряки, защищающие легендарный Севастополь. Они поражают читателя несгибаемым мужеством и стойкостью. «Тело» у платоновских героев - только средство, только оружие души, духа. Комиссар Поликарпов поднимает в атаку бойцов, неся, как знамя, свою оторванную миной руку; матрос Цибулько «забыл о раненой руке и заставил ее действовать как здоровую».

не только воины, искренне любящие родную землю, но и своеобразные философы в окопах, которые пытаются осмыслить происходящее, оперируя вечными категориями. Моряки решают вопросы жизни, смерти, счастья, они размышляют о судьбах людей и всего человечества. Юрий Паршин думал о том, что «живет, оказывается, счастливой и свободной жизнью лишь боец, когда он находится в смертном сражении: тогда ему не надо ни пить, ни есть, а надо лишь быть живым...». В душе Фильченко тронулось «привычное горе», когда он увидел, как дети хоронят своих кукол. У него возникло желание «отучить от жизни тех, кто научил детей играть в смерть», иначе жизнь прекратит свою существование. Бойцы не боятся смерти, потому что видят в ней начало новой жизни других людей. Они понимают, что, «если же они не сумеют сейчас превозмочь врага, участью человечества будет смерть». Осознание своей высокой миссии хранителей жизни на земле дает им силы и мужество, понимание того, что они «родились на свет не для того, чтобы истратить, уничтожить свою жизнь в пустом наслаждении ею, но для того, чтобы отдать ее обратно правде, земле и народу, отдать больше, чем они получили от рождения, чтобы увеличился смысл существования людей». Война для героев Платонова - это работа души. Действительно, моряки борются за город не только оружием. Они побеждают силой духа, осознанием целей борьбы с фашизмом, побеждают благодаря любви к Родине, любви к людям.

В основу рассказа «Одухотворенные люди» положен подлинный факт - подвиг моряков-севастопольцев, бросившихся с гранатами под танки, чтобы остановить врага ценой собственной жизни. И рассказ «Одухотворенные люди» - это своеобразный памятник силе духа русских солдат, свидетельство торжества благородства, человечности, альтруизма над жестокостью и смертью. Не раз предпринимались попытки дать определение стилю платоновских произведений. Критики отличали его «корявость» и философскую глубину, парадоксальность и естественность. Именно поэтому произведения Платонова очень трудно пересказывать: его языковые узоры изящны и разрушаются от грубого прикосновения. Но именно эти особенности художественной речи писателя являются точной проекцией внутреннего мира его героев, открывающей их нравственную красоту, искренность их помыслов, щедрость души.

летописи минувших сражений, убедительное свидетельство нравственной силы нашего народа, истинного героизма. Победе были отданы все силы народного духа, вся энергия самоотверженного порыва к истине и добру. Она символизировала единство нации перед угрозой фашистского рабства, единство воли и преданности родной земле тех, кто получал нравственные уроки, читая Державина и Пушкина, Лермонтова и Толстого. Мы победили мракобесие и ненависть, потому что на нашей стороне были любовь к людям и стремление сделать их счастливыми, а значит, у нас была та духовная опора, которая только и может дать силы для великих свершений. Таково видение истоков подвига народа Платоновым. И оно полностью подтверждает мысль Григория Медынского о том, что «подвиг не рождается сразу, для этого нужно щедрую душу иметь».

Борис Николаевич Полевой (Кампов) родился в 1908 году в Москве.

В 1913 году семья переехала в Тверь. После окончания средней школы и промышленного техникума работал на тверской текстильной фабрике “Пролетарка”.

Тяга к журналистике появилась у Б.Н. Кампова (Полевого) очень рано. Еще в 1922 году, будучи учеником шестого класса, он поместил в газете “Тверская правда” первую корреспонденцию. С 1924 года его заметки и корреспонденции о жизни города регулярно публиковались на страницах тверских газет.

В 1928 году Б.Н.Полевой оставил работу на текстильной фабрике и начал профессиональную журналистскую деятельность в тверских газетах “Тверская правда”, “Пролетарская правда”, “Смена”.

В 1927 году в Твери была издана первая книга очерков Б.Н. Полевого “Мемуары вшивого человека” – о жизни людей “дна”. Это единственное издание, подписанное именем Б.Кампов. Псевдоним Полевой родился в результате предложения одного из редакторов фамилию Кампов “перевести с латинского” (campus – поле) на русский.

Как корреспондент "Правды" Борис Полевой всю войну провел на фронте. Отражая в статьях и очерках события великой битвы с фашизмом, писатель в то же время накапливает материал для будущих произведений, в которых эти события и характеры советских людей получили художественное обобщение.

Послевоенные книги Б. Полевого широко известны.

Особой популярностью пользуется у советского и зарубежного читателя "Повесть о настоящем человеке.

Вскоре после войны Борис Полевой, тогда еще молодой писатель и уже известный журналист, приехал к землякам в Калинин. Встреча произошла в Доме офицеров, в одном из красивейших залов города. Собрались старые и молодые калининцы послушать рассказ человека, только что вернувшегося из Нюрнберга, где народы мира судили фашизм.

В зале стояла напряженная тишина, потому что каждый вновь переживал недавнюю войну.

А потом, когда Борис Николаевич спустился вниз, чтобы уйти домой, его окружили несколько знакомых журналистов. И опять начались вопросы. Один вопрос касался лично его - над чем, мол, сейчас работает.

И вот тут впервые Борис Полевой назвал эту книгу, которой через несколько месяцев суждено было начать свое удивительное вторжение в человеческие сердца и судьбы.

Она называлась "Повесть о настоящем человеке". Теперь просто невозможно представить советскую литературу без этого произведения, а тогда Б. Полевой только что закончил рукопись.

У этой книги удивительная судьба. Не только потому, что "Повесть о настоящем человеке" стала любимой у советской молодежи, не только потому, что ее знают во всех странах мира, а у нас она издавалась более ста раз.

Она дорога писателю еще и потому, что многим людям помогала в трудную минуту, учила мужеству.


Прототип главного героя повести Бориса Полевого -

летчик Алексей Маресьев

Это были нелегкие годы для советского народа, когда повесть Б. Полевого приходила к читателям в неустроенные дома, в библиотеки, размещенные во временных помещениях, в семьи, где горько горевали о не вернувшихся с войны. Каждому эта книга была необходима: и юноше, кончающему школу, и ветерану, у кого в бессонные ночи ныли старые раны.

"Повесть о настоящем человеке" только появилась в журнале, как Борису Полевому отовсюду пошли письма. Сотни, тысячи писем от незнакомых и близких людей, от фронтовиков, от женщин, от молодежи.

Потом газеты и журналы опубликуют статьи и исследования, посвященные легендарной истории Алексея Мересьева, но первые читательские письма, безыскусные и благодарные, нередко с потеками от материнских слез, так и остались для писателя самыми дорогими.

Трудно сказать что-нибудь новое об этой легендарной книге. Критики, кажется, высказали о ней все. Но каждый день, когда кто-то впервые открывает ее страницы, мысленно он говорит это новое, еще не высказанное до него, потому что нет такого человека на земле, кто бы остался равнодушным рядом с книгой о подвиге А. Мересьева.

Да и сам Б. Полевой совершил писательский подвиг, подарив человечеству прекрасную песню о мужестве и жизнелюбии настоящего человека.

В трудные послевоенные годы она находила отчаявшихся и возвращала их к жизни, она влекла за собой сильных, стыдила малодушных, становилась другом, учителем, бойцом. И так всюду на земле. Можно сказать, Борис Полевой совершил писательский подвиг.


Наверное, он готовился к нему всю жизнь, всю войну, потому что с первых репортерских строк в нем зрело убеждение, что если уж стоило брать в руки перо, то только ради того, чтобы написать о героическом в жизни, ибо лишь подвиг во имя Родины прекрасен...

И этому принципу - воспевать героику борьбы и труда - Б. Полевой остался верен на всю жизнь. Все его книги - "Золото", "Доктор Вера", "На диком бреге" и другие - как бы продолжают "Повесть о настоящем человеке", потому что в них живут и борются поистине героические люди.

Не случайно Борис Полевой так любит обращаться к знаменитым горьковским словам: "В жизни всегда есть место подвигу", - когда говорит о назначении советской литературы, чья история навеки связана с героической историей народа.

В этой книге необычно и очень красочно описываются события того далёкого и тяжёлого времени… времени Великой Отечественной войны.

Это произведение основано на реальных событиях из жизни советского летчика Алексея Маресьева.

В конце марта 1942 года летчик - истребитель Алексей Маресьев был сбит и упал в районе Черного леса Демянского кольца. О необычайной биографии, характере, мужестве, силе духа этого советского офицера рассказывает книга Бориса Полевого...

Главный герой книги Алексей Мересьев повторяет судьбу военного летчика Маресьева, который вернулся в строй после тяжелейшего ранения и смог летать, управляя самолет при помощи протезов.

«Подвиг рождается не сразу. Для этого… нужно щедрую душу иметь», - писал Г.А. Медынский.

Душа Алексея Мересьева просто создана для того, чтобы совершать подвиги. Автор акцентирует внимание читателя на героическом поведении летчика в бою. Попав в так называемые «двойные клещи», он не паникует, а пытается сделать все возможное и невозможное, чтобы спасти самолет. Мересьев «крепко сжал зубы, дал полный газ и, поставив машину вертикально, попытался нырнуть под верхнего немца, прижимавшего его к земле».

Мересьев был сбит вражеским самолетом. Оказавшись в лесу раненым, мужественный летчик просто не мог замерзнуть. Это было бы не в его жизненных правилах. Герой привык никогда не сдаваться. С необычайным упорством он борется со смертью, с обстоятельствами, которые пытаются вычеркнуть его из рядов бойцов. Тяжелораненый Алексей пробирается к своим, сражаясь с медведем, преодолевая боль, холод и голод.

Совершенно очевидно, что силы Мересьеву придает не страх смерти, а стремление снова вернуться в строй и сражаться, защищая родную землю.

Уже на седьмые сутки герой мог лишь ползти, потому что ноги отказали ему. Мересьева преследовали дикие звери, а еще он боялся наткнуться на немцев - это значило бы для него верную смерть.

В нелегком пути Алексея поддерживали воспоминания о доме, о матери и любимой девушке. А еще он думал о немцах, которые могут все это уничтожить: «Не пускать, не пускать их дальше! Драться, драться с ними, пока есть силы…»

И вот наконец, почти отчаявшись, герой добрался до деревни. Старик Михайло привез летчика к себе в избу, но выхаживала его вся деревня. Люди несли все, что у них было - сухую ягоду, молоко, курицу. Они не пожалели последнее, лишь бы русский солдат выздоровел.


Колхозник сельскохозяйственной артели Валдайского р-на Новгородской области Михаил Вихров, приютивший у себя раненного и обессилевшего А. П. Маресьева.

Фото А. Фридляндского, июнь 1952 г.

Дед Михайло относился к Алексею как к своему сыну. Он прикладывал все силы, чтобы Мересьев встал на ноги. И именно он рассказал другу героя, летчику Дегтяренко, о своем «трофее».

В выздоровлении героя принимали участие многие люди - Дегтяренко, профессор госпиталя, комиссар. Благодаря им герой, несмотря на ампутированные ноги, нашел в себе силы жить.

Самый тяжелый эпизод повести - это описание состояния героя перед операцией. Мересьев не мог смириться с тем, что он станет инвалидом. Но строгий и суровый профессор сказал, что это неизбежно. Алексей долго готовил себя к операции. Но когда объявили, что будут резать, он «зарыдал бесшумно и сильно, уткнувшись в подушку, весь сотрясаясь и дергаясь. Всем стало жутко».

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры