Сильва. Оперетта Московская

Главная / Развод

«Да здравствует любовь», она же «Княгиня чардаша», она же «Сильва», она же «Дитя шантана», она же, наконец, «Королева чардаша» - одна из лучших оперетт Имре Кальмана сегодня отмечает 100-летие!

Кальману был тридцать один год, он уже обрел композиторское имя, когда венские либреттисты Бела Йенбах и Лео Штейн предложили ему немецкое либретто «Да здравствует любовь» («Es lebe die Liebe»). Пьеса эта, при соответствующей музыке, должна была соединить в себе все лучшее из того, что завоевал Легар и что успел уже сделать Кальман.
В ней была сильная, притом вполне правдивая драматическая коллизия, обаятельный женский образ, богатые возможности развернуть мелодию. Кальмана увлекла гуманистическая идея оперетты: любовь сметает различие сословий и рангов.

Сочинение музыки пошло быстро и 17 ноября 1915 года в венском «Иоганн Штраус-театре» состоялась триумфальная премьера «Княгини чардаша», которая затем шла два года подряд ежедневно. Толпы венцев ежевечерне штурмовали кассы театра, и казалось, что страстные любовные мелодии Сильвы и Эдвина заглушают залпы пушек первой мировой войны.

Сценическую судьбу «Сильвы» можно без преувеличения назвать блестящей. В Вене оперетта выдержала 2000 спектаклей, а в Берлине, где главную роль играла знаменитая Фрицци Массари, спектакль шел ежедневно в течение двух лет. «Сильва» начала свое триумфальное шествие, которое продолжается по сей день.

В репертуаре «Московской оперетты» «Сильва» появлялась 5 раз.

1928 - «Сильва»
Пьеса Б.Травского.
Постановка Г.Ярона и К.Грекова.

1941 - «Сильва»
Пьеса Г.Ярона.
Постановка Г.Ярона.

1956 - «Сильва»
Пьеса Л.Штейна и Б.Иенбаха. Русский текст В.Михайлова и Д.Толмачева.
Постановка Г.Ярона.

1982 - «Королева чардаша»
Пьеса И.Беккефи и Д.Келлера. Перевод Ю.Шишмонина. Стихи В.Михайлова и Д.Толмачева.
Постановка Ю.Петрова.

2004 - «Сильва»
Пьеса В.Михайлова и Д.Толмачева .
Постановка И. Гулиевой

Легендарная «Сильва» не сходит со сцены Театра Оперетты на протяжении 90 лет и, несомненно, отпразднует здесь свой столетний московский юбилей. Оперетта появилась на свет в Вене 1915 года, в разгар Первой Мировой, и имела оглушительный успех по обе стороны фронта. Развеселая и озорная «Сильва» по сей день остается жемчужиной репертуара ведущих музыкальных театров мира.

О спектакле

В центре сюжета – классический мезальянс. Очаровательная звезда варьете Сильва и молодой аристократ Эдвин любят друг друга, но разве может князь жениться на женщине низкого происхождения? Чванливые родители Эдвина вне себя от гнева, они уже подыскали сыну достойную невесту и свадьба вот-вот состоится. Оказавшись втянутыми в водоворот событий, герои проходят через интриги, ревность и страдания, чтобы в финале доказать – настоящая любовь выше любых сословных предрассудков.

Оперетта «Сильва», она же «Королева Чардаша» была впервые поставлена в России в 1916 году. Ее название и имена некоторых героев были заменены на «менее немецкие», чтобы избежать ассоциации с тогдашним противником. Огромной популярностью пользовалась постановка Григория Ярона – она просуществовала в репертуаре Театра Оперетты около сорока лет и выдержала более полутора тысяч спектаклей.

Грандиозный успех «Сильвы» был достигнут благодаря ее беззаботному, праздничному, игривому настроению, подобного которому трудно встретить даже в легком опереточном репертуаре. Музыкальное оформление Кальмана пронизано зажигательными ритмами канкана и венгерского чардаша.

Создатели и артисты

Музыка – Имре Кальман, венгерский композитор, автор всемирно известных оперетт «Принцесса цирка», «Баядера», «Герцогиня из Чикаго».

Режиссура – Инара Гулиева, заслуженная артистка России, режиссер спектаклей «Мистер Икс», «Джентльмен удачи», «Графиня Марица».

Хореография – Борис Барановский, главный балетмейстер театра, заслуженный деятель искусств РФ.

Декорации – Владимир Арефьев, многократный лауреат премии «Золотая Маска», оформил более 150 спектаклей в России и за рубежом.

Роли исполняют: Елена Зайцева, Светлана Криницкая, Павел Иванов, Максим Катырев, Светлана Варгузова, Ольга Белохвостова.

Билеты на оперетту «Сильва» в Москве

Наше агентство предлагает вам купить билеты на «Сильву» и другие спектакли Театра Оперетты. С 2006 года мы являемся вашим надежным проводником в культурной жизни столицы. Почему стоит заказывать билеты именно у нас?

  • Возможность сделать заказ по телефону и онлайн.
  • Бесплатная курьерская доставка в Москве и Санкт-Петербурге.
  • Оплата наличными, картой, банковским переводом.
  • Оперативная информационная поддержка клиентов.
  • Скидки при заказе 10 и более билетов на одно мероприятие.

Посетите спектакль «Сильва» в Театре Оперетты и окунитесь в атмосферу праздника и беззаботного веселья. Великолепная музыка и динамичные перипетии в изысканном антураже эпохи модерн сделают ваш вечер по-настоящему незабываемым.

«Виват, Оперетта!» Наше время можно назвать эпохой ремейков: переснимаются фильмы, перепеваются песни. Не отстал от этой тенденции и Московский Академический театр оперетты - внес режиссерско-художественные коррективы в классику оперетты Имре Кальмана «Сильва». Можно ничего не знать об оперетте, но не знать величайшее творение - «Сильву» невозможно. Мне есть с чем сравнивать это новое «прочтение». Я выросла на великолепных спектаклях Новосибирских театров Оперы, Балета и Музыкальной комедии. Я видела музыкальные спектакли театров Санкт-Петербурга, Свердловска, прекрасного театра оперетты Урала в «закрытом Свердловске-44». В то время за качеством спектакля следили театральные критики, перед премьерой комиссия просматривала спектакль, следя за качеством и целостностью литературно-музыкального материала, отсекая наносную временем пошлость. Я живу в Москве и часто посещаю классические музыкальные, балетные спектакли и мюзиклы. Возможно, в 13-й или 15-й раз за 76 лет жизни, я пришла 18 января 2015 г. на оперетту И.Кальмана «Сильва» с началом в 13 часов! Несомненная удача для зрителей московской области и единственная возможность не опоздать на последнюю электричку после вечерних спектаклей. Каждый театр имеет своего зрителя, а его количество определяется достойной статуса театра афишей, высокообразованным, с внутренней творческой культурой художественным руководством и талантливой труппой. Московского интеллигентного зрителя театр постепенно теряет, зал заполняется гостями города. Назначение театра - воспитывать художественный вкус у молодых москвичей и новоприезжих, а не опускаться до уровня периферии, обделенной отсутствием театральной культуры. Внося в ткань спектаклей плоские шутки и сомнительные мизансцены, театр получает гарантированные аплодисменты части зала, но теряет лицо жизнерадостной Дамы - Оперетты. Не буду называть фамилии, поделюсь своим впечатлением о спектакле: нелепая сцена в княжеской усадьбе с намеренным обрушением шатра, бессмысленно-бесконечная перекатка тумб-столов по планшету. Какая режиссерская находка - мизансцена князя и княгини вокруг корзинки с бутылками, лежащими на травке княжеской усадьбы!.. (Это - не о нынешних-ли князьях?) А блестящий офицер - князь Эдвин озабочен многочисленными пробежками через всю сцену, напоминая бестолковую суету по казарме рядового перед увольнительной. Походка, жестикуляция, элементы туалета дам походят более на подружек обслуживающего персонала усадьбы, чем на общество, прибывшее во дворец князя по случаю обручения его сына Эдвина и графини Стасси. Режет слух тембр голоса камеристки, нелепая не по эпохе ширма с поступательным вектором -«туда-сюда»… Внешний вид и манеры родовитого князя больше напоминают хозяйского ловчего или конюшего. Выход певички-цыганочки Сильвы «верхом на блюде» на фоне задника, заимствованного, вероятно, из египетских декораций спектакля «Антоний и Клеопатра» был бы «находкой» для «Орфеума»…1915 года. Классику жанра спасает блестящий актерский состав исполнителей ролей Сильвы, Эдвина, Стасси, Цецилии и Бони. Хорош «простак» Бони, актер имеет хореографическую подготовку, но и здесь нужна мера в количестве достойных похвалы вертикальных и горизонтальных шпагатов. Великолепную визитную карточку театра - спектакль-обозрение «Большой канкан» с лучшими сценами из оперетт, со старыми милыми сердцу декорациями, подвижными фурами-павильонами сохранили, но внесли в 1-й акт подвесное разноцветие люминесцентных колеблющихся ламп, никоим образом не вписывающихся в сцены из хороших советских оперетт. Огромной афишей обладает жанр музыкальной комедии. Где прекрасные спектакли: «Свадьба в Малиновке» и «Бабий бунт», «Женитьба гусара» и «День чудесных обманов», «Баядера» и «Цыганский барон»? Денег в «директорском кармане» не много, но в Москве сегодня есть меценаты, которые не позволят сойти с высокого венского пьедестала Её Величеству - классической Оперетте. Людмила Владимировна Афанасьева.

Людмила Афанасьева

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры