Символика тамплиеров: в объяснениях дефицита нет. Крест Тамплиеров – мистический символ и мощный талисман

Главная / Развод

Крест Тамплиеров – это символ Ордена бедных рыцарей Христа или Храма. Более известное его название – это Орден рыцарей тамплиеров. Он был знаменит своей борьбой за христианские ценности и уничтожением тех, кто не желал принимать данную веру. Орден в свое время получил благословение Папы для освобождения гроба Господня. Рыцари, которые принадлежали к нему, стали известны своими Крестовыми походами и жестокими расправами над людьми другой веры. До сих пор у данного Ордена имеется большое количество последователей.

Крест Ордена тамплиеров считается одним из самых таинственных символов. Несмотря на то, что его использовали в качестве символики рыцари Христа, своими корнями он уходит далеко во времена язычников. Сегодня Крест тамплиеров применяется в основном в качестве талисмана. В данной статье мы расскажем об истории его возникновения, значении и правилах использования.

До сих пор доподлинно неизвестно, как возник данный крест. Однако многие историки утверждают, что его корни тянутся к кельтам. Дело в том, что этот символ представляет собой четыре одинаковых луча, которые заключены в окружность. Благодаря этим лучам он приобрел еще одно свое название – это Лапчатый крест. Именно такая символика и была присуща кельтам.

Мнение других историков состоит в том, что данный символ возник во времена язычников тогда, когда христианская вера даже еще не зародилась.

Одна версия гласит, что он был взят в качестве альтернативы символов язычников и традиционному христианскому кресту. Считалось, что таким образом люди легче примут новую веру и откажутся от преклонения старым богам.

Другая версия говорит о том, что крест был позаимствован у язычников как символ безграничной веры в Бога, почитания и преклонения ему.

В наше время тамплиерскую символику не всегда связывают с христианской верой. Крест этого ордена используют в качестве амулета даже атеисты. Дело в том, что этот символ приобрел и другие значения, а какие именно, об этом мы расскажем далее.

Значение креста тамплиеров

Считается, что основное значение Креста тамплиеров – это защита от злых сил. Дело в том, что такой символ способен притянуть негативную энергетику, преобразовать ее в положительную энергетику и только после этого отпустить ее. Поэтому его зачастую используют для защиты от сглаза, порчи, дурной молвы и сплетен. Также этот амулет оберегает владельца от людей со злыми намерениями.

Помимо этого, Крест тамплиеров благодаря своей форме способен делиться положительной энергетикой со своим владельцем. Он дарует владельцу жизненные силы, что особенно актуально для людей старшего поколения. Помимо этого, у человека, носящего данный символ, повышается работоспособность, и он становится активнее.

Крест тамплиеров используется для проведения различных обрядов и ритуалов. Дело в том, что он содержит в себе пентаграмму, которая наделена магическими свойствами. Именно она и позволяет использовать крест в данных целях.

Тамплиерский крест притягивает удачу, везение и счастье. Считается также, что с его помощью можно повысить свое благосостояние. Помимо этого, он помогает человеку выбрать верную дорогу по жизни и не свернуть с правильного пути.

Как правильно носить амулет

Крест тамплиеров, как и любой подобный символ, нужно носить таким образом, чтобы его не могли увидеть окружающие. Первое время его следует надевать так, чтобы он соприкасался с телом. Это поможет энергетике амулета слиться с энергетикой владельца. Первые две недели амулет снимать не рекомендуется. Это активирует его магические свойства, и он начнет «работать» в полную силу. После этого с ним можно будет расставаться, но на не слишком продолжительное время, в противном случае возникшая связь исчезнет.

Помимо этого, изображение этого креста можно повесить на стены жилья или над входной дверью. Тогда он дарует защиту каждому члену семьи. Помимо этого, он «отведет глаза» людям со злыми намерениями. Также он защитит дом от пожара и ограбления.

Можно сделать татуировку с изображением Креста тамплиеров. Тогда ее владелец получит сильный талисман, который будет защищать его до конца жизни. Энергетика тату сразу сливается с энергетикой человека, следовательно, амулет моментально начинает «работать». Чаще всего изображение наносится на предплечья или грудь, но можно сделать татуировку на спине. Не рекомендуется выполнять ее на ногах, поскольку это будет считаться неуважением, которое проявлено к данному символу. Следовательно, такая татуировка не будет «работать» в качестве талисмана.

Крест тамплиеров – это один из самых сильных амулетов, которые дают человеку надежную защиту от злых сил и любого злого колдовства. Его можно носить и мужчинам, и женщинам. Детям его использовать не рекомендуется, поскольку амулет имеет слишком мощную энергетику, которую не в силах принять детский организм.

«Антипятикнижие»

К часто неправильно интерпретированным символам Тамплиеров принадлежит Антипятикнижие , поставленная на голову пентаграмма . Этот символ находится в самых различных местах, где орден Тамплиеров оставил за собой следы.
Его толкование простое, на некоторых изображениях, где есть буквы G, E, L, N. D , даже доказуемо. Написаны налево, что указывает на древнееврейский язык.

Буквы обозначают: Бытие (1-я книга Моисея), Исход (2-я книга Моисея), Левит (3-я книга Моисея), Числа (4-я книга Моисея), Второзаконие (5-я книга Моисея). Эти пять книг Моисея составляют «Пятикнижие» (от penta «пять» ).

Тамплиеры под влиянием катаров и следов Маркиона хотели с помощью тайного знака в виде «перевернутой» пентаграммы сигнализировать отвержение Пятикнижия, пяти книг Моисея и Ветхого Завета.

Исключены из отвержения Ветхого Завета были книги пророков, которые в некоторых кругах Тамплиеров считались сфальсифицированными, но не неправильными сами по себе.

Везде, где можно видеть пентаграмму , она означает сама по себе отвержение Ветхого Завета. Это действовало особенно в тех кругах Тамплиеров, которые ссылались на то, что у них находились оригиналы писем апостола Павла. Даже в сегодняшнем Ветхом Завете еще можно четко увидеть борьбу Павла с Ветхим Заветом. Он не хотел видеть его никаким образом в действии. Именно от Павла исходит высказывание: «Христос избавил нас от проклятия (Моисеева) Закона» . Кто видел этот знак, пентаграмму , и знал его значение, тот знал, что он в этом месте имел дело с братьями по духу.

Как свидетельствует упомянутый «Справочник» , как минимум образованные Тамплиеры имели представление о том, как потусторонний мир пронизывает этот. Но такой ясный взгляд на вещи был для большинства людей времен средневековья скорее исключением.

В отличие от античности и эпохи познания, средневековье много потеряло в знаниях и зрелости. Средневековая религиозность была наверняка наивной только до определенной степени – возможно, в смысле Парцифаля Рихарда Вагнера, который базировался на Вольфраме фон Эшенбахе. И только в духовных тайных союзах зрело снова старое знание.

Для благородного рыцаря как «чистого простеца» (как Парцифаля) не было ничего, чего нельзя было себе представить, ведь в Божьей власти все возможно. Любое чудо могло случиться в любое время в любом месте.

Тогда не спрашивалось, может ли существующий только в этом мире символ появиться в потустороннем, так как он мог волшебным способом проецироваться, о чем Тамплиеры тогда думали в узком кругу. Но магическое воздействие, которое предписывалось пентаграмме, как простому амулету, не состоялось.

Но наверняка в это воздействие верили многие Тамплиеры . Поэтому этот символ был тогда более распространен, чем это представлено сегодня, предположительно в Средней, Западной и Южной Франции, а также на севере и востоке Иберийского полуострова. Знаком, который собой излучал власть, перевернутая пентаграмма никогда не была.

Таким образом, символ перевернутой пентаграммы ни у высокообразованных, вооруженных тайным знанием, ни у более поздних участников тайных союзов не играл достойной упоминания роли.

Он был сигналом для посвященного человека этого мира, но для связи с потусторонним миром это ничего не значило. И так как инквизиции тем временем было известно, что перевернутая пентаграмма являлась «символом ереси» , его просто не стоило дальше использовать.
В совремменой популярной эзотерике пентаграмма продается по ошибке как символ «Бафомет». По-другому это назвать и нельзя, так как в этом нет и малейшего указания. Это безобразие восходит на все еще распространенную ошибку мага Элифаса Леви (Альфонса Луи Константа). (Он, собственно не был евреем, а использовал фамилию Леви как творческий псевдоним.

Из племени Леви выходили в древнем Израиле священники). Леви ошибочно считал «Бафометом» символическое Тамплиерское изображение экклесии, церкви, падшим ангелом с головой сатаны (некоторые также называют «Бафометом» ).

(здесь детально)

Из этого он потом сделал известного монстра с головой козла. Над этой чепухой можно смеяться, если считать его неопытным . Но, основываясь на этом безобразии в ранние времена пентаграмму открыли для себя разные «сатанисты» ,

не зная, что этот знак обозначает как раз отход от сатаны и кровавых жертвоприношений.

Но в известной мере есть нечто такое, что не исправить ни хорошим советом, ни вылечить никакой таблеткой. Как действительно выглядел и что он выражал, в кругах (наше дело) знают, и нам здесь не следует повторять.

В галерее мы показываем графику, которая не является оригиналом, но воспринимается как типичное изображение Антипятикнижия .

История рождения, расцвета и падения рыцарей Ордена тамплиеров, или «рыцарей-храмовников», является, пожалуй, одной из самых романтичных легенд мира, в котором мы живем.

Сколько бы ни прошло времени, сколько бы веков не покрыло седой пылью барельефы на могилах мучеников Ордена, сколько бы не было прочитано книг и сколько бы раз любители истории не произносили имя великого Жака де Молэ – все равно, по-прежнему, романтики и фантазеры, ученые и мистификаторы в разных странах все так же собирают рюкзаки, чтобы отправиться в поход за «золотом тамплиеров». Кто-то всерьез изучает карты рудников и приисков, обыскивает руины замков и расчерчивает пути тамплиеров в Европе, кто-то ищет свое «сокровище» на страницах бестселлеров, стремясь его обрести путем литературной славы.

И никому из нас – ни фантазерам, ни ученым, не дано узнать, «как это было» - на самом деле. Нам остаются лишь исторические хроники и воспоминания современников, документы Инквизиции и по сею пору иногда всплывающие письма и старинные свитки из личных архивов благородных семей Европы.

Кто-то придает истории тамплиеров религиозную окраску, кто-то светскую. Мы же попробуем для себя открыть правду – настолько, насколько это возможно сквозь гущу веков.

Франсуа Мариус Гранье. «Папа Гонорий II, предоставляющий официальное признание ордену тамплиеров».

«Рыцари храма»

Вскоре после удачного исхода Первого Крестового Похода и утверждения на земле Палестины Христианского Иерусалимского Королевства – первого военного государства, населенного, в основном, европейскими рыцарями, на Святую Землю хлынул поток паломников, привлеченных утопической идеей безопасной жизни среди христианских святынь. Орды народа, странствующие «по земле Иисуса», естественно, привлекали к себе не только внимание мусульман, разгневанных захватом исконно своих территорий и городов, но и их месть – страшную и бескомпромиссную. Местность, по которой проходили маршруты паломников, была наводнена грабителями и убийцами. Дорога к Священному городу стала смертельно опасной для пилигримов.

Европейские монархи были довольны исходом Крестового Похода – миссия выполнена, Святая Земля практически очищена. Оставшиеся мусульманские поселения они считали всего лишь досадной помехой на пути светлого христианского мира, и надеялись на то, что рыцари, которым были обещаны щедрые земельные наделы, постепенно эту помеху устранят. А тем временем, Иерусалимское королевство начало потихоньку пустеть – рыцари стремились домой, к своим семьям и родовым гнездам, и никакие награды не могли остановить большинство из них. Как же быть в таком случае с паломниками, ежедневно подвергающимся насилию, разграблению, убийствам?.. Они нуждались в охране.

Первый, в истории Ордена Тамплиеров, Великий Магистр - Гуго де Пейен Вот что пишет об этом в 1119 году епископ Вильгельм Тирский, некоторое время возглавлявший Церковь Иерусалимского Государства: «Некоторые знатные люди рыцарского происхождения, преданные Богу, религиозные и богобоязненные, заявили о своем желании провести всю жизнь в целомудрии, послушании и без имущества, предав себя господину Патриарху на служение по примеру регулярных каноников». Несколько рыцарей высокого происхождения, испросив благословения у Короля и Церкви, вызвались принять на себя заботы по охране паломников и всех христиан, которые в больших количествах передвигались по Святой Земле. Для этого, ими был основан духовно-рыцарский орден «Нищих Рыцарей», светская основа которого была уравнена и гармонизирована с основами церковными. То есть, братья-храмовники, вступая в орден, не принимали на себя монашеского сана, но духовно и физически, по сути, ими становились.

Возглавил Орден один из его основателей, знатный шампанский рыцарь Гуго де Пейен, ставший первым в истории Ордена Великим Магистром. И вот, перед королем и Патриархом Иерусалимским, Гуго и восемь его преданных командиров - Готфрид де Сен-Омер, Андре де Монбар, Гундомар, Годфрон, Рораль, Жоффруа Битоль, Нивар де Мондезир, и Аршамбо де Сен-Эньян принесли клятву защищать христиан, странствующих или нуждающихся в помощи, до последней капли крови, а так же принесли три монашеских обета.

Ради абсолютной исторической справедливости, автору статьи хотелось бы отметить, что, по сути, основание подобного ордена стало явлением Печать Ордена Тамплиеровабсолютно беспрецедентным, на многие века опережавшим свое время. В данном случае, это объединение рыцарей не было еще одним монашеским орденом, не было некой духовной организацией - в сущности, они организовывали первую из знакомых нам сегодня «неправительственных некоммерческих организаций», ради пропаганды идеи и сбора средств. Пропаганда идеи - необходимости существования подобного ордена – состояла в уже осуществляющейся успешной защите паломников, а сбор средств – а как же без этого?.. Ведь сами тамплиеры были необыкновенно бедны – вплоть до того, что на двух рыцарей приходилась одна лошадь. В последствие, когда влияние храмовников распространилось весьма обширно, они создали печать, в память о былых днях Ордена – печать эта изображает двух всадников на одном коне.

В течение долгих десяти лет храмовники вели совершенно нищенское существование, соблюдая устав ордена Святого Августина Блаженного, за неимением собственного. Так бы и продолжалось, если бы Король Иерусалимский Балдуин II «Прокаженный», в некоторой степени, оскорбленный лично таким бедственным положением дел подопечного ему ордена, не отправил бы Гуго де Пейена к Папе Гонорию II с требованием инициировать Второй Крестовый поход, мотивируя его необходимость наглостью мусульманских воинов, продолжавших совершать вылазки на территорию вновь образованного государства.

Балдуин вообще был весьма благосклонно настроен к ордену «бедных рыцарей» - он даже предоставил им, не имевшим никакого собственного имущества, церковь в своем дворце к югу от развалин Храма Соломонова, чтобы они могли там собираться на молитву. Именно этот факт послужил точкой отсчета формирования того ордена, который знаком нам по описаниям сегодня: «Храм» (фр.temple), дал людям повод называть рыцарей «те, что у Храма», «храмовники». Об официальном имени – «Нищие рыцари» никто и никогда больше не вспоминал.

Де Пейен, в сопровождении небольшого количества товарищей, объехал практически всю Европу, не только уговорив государей собрать войска для Крестового Похода, но и попутно взымая немногочисленные и неохотные пожертвования. Кульминацией этой поездки стало присутствие Гуго де Пейена и рыцарей-тамплиеров на Великом Церковном Соборе во французском городе Труа – и присутствие это было обусловлено личной просьбой Папы Римского.

Это было полезно, и Де Пейен, как глава Ордена, понимал всю важность выступления на Соборе – хорошее выступление могло обеспечить поддержку Церкви, а поддержка Церкви – поддержку глав разных стран. Де Пейен говорил долго и красноречиво, завораживая эту избалованную и зашоренную церковную аудиторию картинами прекрасного нового, христианского мира, который возьмет свой исток у трона Иерусалима. Отцы Собора, покоренные его выступлением, обратились к присутсвующему там же Бернарду Клервосскому, который не стал скрывать своих явных симпатий к тамплиерам, с просьбой написать для нового ордена Устав, которым все бы были довольны. Так же отцы Церкви так же оказали рыцарям великую честь, повелев носить всегда белые с черным одежды, украшенные красным крестом. Тогда же, был создан и прототип первого боевого знамени тамплиеров, названного Боссеан.
Аббат из Клерво, принадлежащий к ордену Цистерцианцев, привнес этот воинственный дух и в Устав Храмовников, впоследствии названный Латинским. Бернард писал: «Солдаты Христа ни в малейшей степени не боятся ни того, что совершают грех, убивая врагов, ни опасности, угрожающей их собственной жизни. Ведь убить кого-либо ради Христа или желать принять смерть ради Него не только совершенно свободно от греха, но и весьма похвально и достойно».

В 1139 году Папа Иннокентий II издает буллу, по которой тамплиерам, к тому времени, уже превратившимся в довольно многочисленный, небедный орден, давала им значительные привилегии, такие как учреждение должности капеллана, освобождение от уплаты десятины и разрешение строить часовни и иметь свои кладбища. Но самое главное – желая иметь собственных защитников, Папа подчинил Орден единственному лицу, себе, возложив на магистра и его капитул полную ответственность за политику и управление орденом. Это означало абсолютную свободу для тамплиеров. А абсолютная свобода приносит абсолютную власть.

Это событие открыло перед Нищими Рыцарями все пути мира и стало новой главой в их истории – главой невиданного расцвета.

Золотой век Ордена

Манашеская одежда Ордена ТамплиеровИзначально, вся братия Ордена, делилась, согласно Уставу, на две категории: «рыцари» - или «братья-шевалье», и «служители» - или «братья-сержанты». Сами эти звания говорят о том, что в первую категорию принимались только рыцари благородного происхождения, во вторую же мог поступить любой мужчина не благородного происхождения, без всякой надежды со временем стать «братом-шевалье». Великому Магистру, который не являлся выборной фигурой – каждый Магистр еще при жизни должен был выбрать своего преемника – обладал практически неограниченной властью управления Орденом, которая была дарована Папой. Изначально, тамплиеры были категорически против вступления в ряды братьев священников, но, тем не менее, спустя некоторое количество десятилетий, с момента его образования, в рядах храмовников появился даже некий особый класс братьев-монахов, что было весьма удобно и даже целесообразно: монахи не могли проливать крови, к тому же, отправляли службы в собственных церквях Ордена.

Поскольку к членству в Ордене не допускались женщины, женатых рыцарей в Орден так же принимали неохотно, ограничивая их в выборе цветов для одежды. Так, например, женатые рыцари были лишены права носить белые одежды, как символ физической чистоты и «безгреховности».

Семьи женатых тамплиеров, после вступления ее главы в Орден, ждала незавидная участь по линии наследования. В том случае, если женатый брат отходил в иной мир, все его имущество, согласно «Договору о вступлении», поступало в общее орденское владение, а жена должна была в короткий срок покинуть имение, чтобы не искушать своим видом рыцарей и послушников Ордена. Но поскольку тамплиеры были известными благотворителями, то вдова и близкие члены семьи усопшего, всегда получали полную финансовою поддержку от казначеев Ордена (как правило, светских, «наемных» фигур) до конца жизни.

Благодаря такой политике членства, в скором времени Орден тамплиеров уже обладал огромными владениями не только в Святой Земле, но и в странах Европы: Франции, Англии, Шотландии, Фландрии, Испании, Португалии, Италии, Австрии, Германии, Венгрии.

Справка: Средневековый замок Тампль (Tour du Temple) сохранился до нашего времени только на страницах исторических документов, на старинных картинах и гравюрах. Парижский «храм» рыцарского ордена был разрушен согласно указу Наполеона I в 1810 году.

Католический орден Бедных Рыцарей Христа в 1119 г. был основан на Святой земле Палестины. После захвата Иерусалима египтянами религиозные члены ордена покинули Палестину. К тому времени они обладали огромными богатствами и обширными землями в Европе. Значительная часть монахов-рыцарей происходила из французских дворянских родов.

В 1222 г. был построен парижский Тампль. Замок, окружённый глубоким рвом, считался неприступным. Внутри крепостных стен возвышались семь башен, стояла готическая церковь с двумя апсидами и стрельчатыми проёмами. Вдоль стен просторного клуатра находились казармы и конюшни.

Весной 1306 г. в Париж прибыл Великий Магистр тамплиеров – убелённый сединами Жак де Моле. Его сопровождали шестьдесят рыцарей Ордена. Процессия въехала в столицу на лошадях и мулах. Священники везли прах магистра-предшественника Моле – Гийома де Боже. Была перевезена в Париж и казна тамплиеров.

Резиденцией Магистра ордена стала Главная башня Тампля. В это мощное сооружение можно было добраться только по подъёмному мосту с крыши казармы. Мост приводился в движение сложными механизмами. В считанные мгновения он поднимался, опускались тяжёлые ворота, падали кованые решётки, и Главная башня становилась недосягаемой с земли. В башне жил Великий Магистр, подотчётный только Капитулу.

Капитул Ордена тамплиеров заседал в замковой церкви. Посреди главного коридора храма была установлена винтовая лестница, ведущая в крипту. Каменные плиты крипты скрывали усыпальницу Магистров; на одном из уровней тайного подземелья хранилась казна Ордена.

Так же, именно тамплиеров принято считать родоначальниками банковского дела – именно казначеям Ордена принадлежит идея обычных и «дорожных» чеков. Самое интересное состоит в том, что такая схема до сих пор является, можно сказать, «классикой» современного банкинга. Оцените ее красоту, простоту и практичность: наличие подобных чеков избавляло путешественников от необходимости перевозить золото и драгоценные камни с собой, ежеминутно опасаясь нападения разбойников и гибели. Вместо этого, обладатель ценностей мог явиться в любую «комтурию» Ордена и внести в ее казну все эти вещи, получив взамен чек, за подписью Главного Казначея (!!!) и отпечатком … собственного пальца(!!!), чтобы после этого со спокойной душой отправиться в путь с небольшим кусочком кожи. Так же, за операции с чеком, Орден брал небольшой налог – при обналичивании ценностей, указанных в чеке!.. Задумайтесь на одну минуту, не напоминает ли это Вам современные банковские операции?.. Если же обладатель чека мог исчерпать свой лимит, но нуждаться в деньгах, Орден выдавал ему таковые, в счет последующего погашения. Существовала и высокоразвитая система того, что сегодня мы бы назвали «бухгалтерским учетом»: два раза в год все чеки отсылались в главную комтурию Ордена, где их детально подсчитывали, подводили казенный баланс и архивировали. Не гнушались рыцари и ростовщичеством, или, если угодно, «банковским кредитованием» - любой обеспеченный человек мог получить ссуду под десять процентов, в то время как евреи-ростовщики или государственные кассы давали под сорок процентов.

Обладая настолько развитой банковской структурой, в скорости, тамплиеры стали необходимы и Двору. Так, например, в течение двадцати пяти лет, два казначея Ордена – Гаймар и де Милли – надзирали за казной французской монархии, исполняя при этом, по просьбе Филиппа II Августа, функции министра финансов, то есть, практически управляя страной. Когда на престол взошел Людовик IX Святой, Французская казна полностью была перенесена в Тампль, оставаясь там так же и при его преемнике.

Таким образом, «нищие рыцари» в сравнительно короткое время приобрели статус крупнейших финансистов Европы и Стран Востока. В числе их должников ходили абсолютно все слои населения – от простых горожан до августейших особ и отцов Церкви.
Благотворительность

Особенное место в списке дел Ордена занимают так же рационализаторская и благотворительная деятельность.

Поскольку тамплиеры были не только самым богатым из всех существующих орденов, но и самым привлекательным для новых братьев в плане возможностей, под его покровительством работало много выдающихся умов и талантов своего времени.

Тамплиеры, не скупясь, тратили огромные суммы на развитие наук и искусств, на меценатскую поддержку художников, музыкантов, поэтов. Но все же, солдаты остаются солдатами, и основной сферой интересов храмовников было развитие таких областей, как геодезия, картография, математика, физические науки, строительные науки, мореплавание. К тому времени, Орден уже давно располагал собственными, не подконтрольными власти королей верфями, портами, собственным современным и сверх-оснащенным флотом – довольно упомянуть, что на всех его кораблях были магнитные (!!!) компасы. «Морские тамплиеры» активно занимались коммерческими грузо - и пассажироперевозками, перевозя паломников из Европы в Иерусалимское Королевство. За это они получали щедрое вознаграждение и церковную поддержку.

Не менее активно, тамплиеры занимались и строительством дорог и церквей. Качество проезда в Средние века, можно было бы охарактеризовать, как «сплошной грабеж, помноженный на отсутствие дорог» - если Вы паломник, будьте уверены, что Вас ограбят не только разбойники, но и государственные сборщики налогов, имеющие пост у каждого моста, на каждой дороге. И тамплиеры, к неудовольствию властей, эту проблему решили – они занялись активным строительством прекрасных дорог и крепких мостов, которые охраняли их собственные отряды. С этим строительством связан так же и один «финансовый феномен», являющийся, по серкам Средник веков, и вовсе нонсенсом – за проезд рыцари не взимали налогов, ни одной монеты!.. Так же, менее чем за сто лет, Орденом по всей Европе были построены не менее 80 больших соборов и не менее 70 церквей, монахи же, населявшие эти церкви и соборы, полностью состояли на обеспечении тамплиеров.

Простой народ не просто был расположен к храмовникам – люди глубоко ценили благородство этих воинов. В самые тяжелые времена, когда случался голод и цены на меру пшеницы составляла гигантскую сумму в тридцать три су, тамплиеры кормили в одном только месте до тысячи человек, не считая ежедневных трапез для нуждающихся.

Моле, Жак де. Последний Великий магистр ордена

Начало конца

Сцена крестового похода рыцарей Ордена ТамплиеровИ все же, основным призванием тамплиеров, по-прежнему оставалось рыцарство, в особенности – войны с мусульманами, которые продолжались на Святой Земле. На эти войны и уходили основные средства и ресурсы Ордена. В этих войнах, храмовники преуспевали – известно, что тамплиеров и госпитальеров мусульманские воины боялись настолько, что султан Саллах ад Дин даже принес клятву «Очистить свою землю от этих поганых орденов».

Французский монарх Людовик VII, который возглавлял со своим войском Второй Крестовый поход, позже писал в своих заметках, что тамплиеры оказали ему огромную поддержку, и он даже не может представить, что бы ждало его войска, не будь с ними храмовников.

Однако не все европейские монархи были такого высокого мнения о надежности и преданности тамплиеров. Так, например, многие царственные персоны настаивали на том, что с сарацинами должен быть заключен мир, и вот, в 1228 году, Фридрих II Барбаросса этот договор заключил.

Тамплиеры были в ярости – согласно этому договору, сарацины обязывались передать Иерусалим христианам. Великий Магистр Ордена посчитал это огромной стратегической ошибкой – ведь Иерусалим находился практически в блокаже, окруженный мусульманскими территориями. Но Фридрих, который тамплиеров не любил – по многим причинам, и богатство Ордена была не последней из них – предпочел пойти на открытый конфликт, обвинив рыцарей в измене. Тамплиеры ответили ему угрозами, после которых Фридрих пришел в такой испуг, что в ближайшее же время свернул свои войска и покинул Святую Землю. Но отбытие Барбароссы не отменило заключенного договора, и ситуация из плохой прекратилась в бедственную.

Можно сказать, что Седьмой поход, под предводительством неопытного в тактических и политических вопросах короля Франции Людовика Святого, вбил последний гвоздь в крышку гроба христианского Королевства. Людовик, не имеющий опыта в восточном регламенте, со своей стороны расторг договор, который с трудом был заключен Великим Магистром Тамплиеров с султаном Дамаска – основного оплота сарацинов. Последствия этого необдуманного шага тут же стали весьма ощутимы – мусульманская армия, не удержимая ничем, одерживала одну победу за другой, и потери среди иерусалимских рыцарей были огромны. Христиане теряли город за городом, и даже были вынуждены с позором сдать Иерусалим – после длительной осады и жестокого боя.

Весной 1291 года сарацинский султан Килавун со своими войсками осадил город Агра, который являлся на тот момент последний оплот рыцарства в Палестине. По воспоминаниям современников, бой был воистину страшен, а численное превосходство – на стороне мусульман. Сарацины смели защиту и ворвались в город, учинив зверскую резню, в которой погиб Великий Магистр тамплиеров.

Оставшиеся в живых тамплиеры и госпитальеры скрылись в башне своей резиденции, где им удавалось некоторое время оказывать сопротивление врагу, но мусульмане, которые не могли их оттуда «достать», придумали способ решить все разом. Они начали одновременно подкапывать и разбирать башню, что и привело к ее обрушению. Она упала, погребя под собой и рыцарей, и сарацинов.

Все эти события в один момент закрыли эту главу истории христианского рыцарства, поставив точку в повести об Иерусалимском Королевстве.

Филипп IV Красивый (король Франции)

Падение ордена

С падением Святого Королевства, положение тамплиеров стал незавидным. Обладая все той же мощью – и численной, и финансовой, они потеряли главную цель, в которой и была заключена суть его существования: охрана и защита Иерусалима.

Европейские монахи и Церковь, для которых необходимость в Ордене более не была насущной, возлагали на них ответственность за падение христианского королевства – и это не смотря на то, что именно благодаря тамплиерам ему удалось просуществовать столь долго. Храмовников начали обвинять в ереси и предательстве, в том, что они собственноручно отдали Гроб Господень сарацинам и отреклись от Бога, и не смогли сохранить главную ценность христианского мира – землю, по которой ступали ноги Иисуса.

Особенно положение Ордена не устраивало французского монарха Филиппа IV Красивого, который правил страной, как абсолютный тиран и не намерен был терпеть чьего-то вмешательства в дела короны. К тому же, Филипп был обременен огромным количеством долгов Ордену. Вместе с этим, Филипп был умен, и прекрасно осознавал то, что тамплиеры – мощнейшая, богатая военная организация, не подотчетная никому, кроме Папы Римского.

Тогда Филипп решил действовать не силой, но хитростью. Он от своего имени написал прошение Великому Магистру Жаку де Мола, в котором просил принять его в почетные рыцари. Де Мола, считавшийся одним из мудрейших политиков и стратегов своего времени, это прошение отклонил, понимая, что Филипп стремится со временем занять пост Великого Магистра, чтобы сделать казну Ордена своей собственной.

Филипп был взбешен отказом, поклялся любым способом прекратить существование Ордена, раз уж ему не удается его завоевать. И такая возможность ему в скором времени представилась.

Последний Великий Магистр Ордена Тамплиеров Жак де Мола.

Бывший тамплиер, «брат-шевалье», изгнанный тамплиерами за убийство своего же брата, находясь в государственной тюрьме за другие преступления, в расчете на снисхождение, сознался в грехах против веры, которые якобы совершал, будучи в Ордене, вместе с другими братьями.

Король немедленно начал следствие против Ордена, оказывая как можно более агрессивное давление на Папу Римского с требованием отказать тамплиерам во всех привилегиях. Он издал самостоятельный указ, разосланный во все провинции с указанием «тамплиеров всех хватать, подвергать их аресту и отнимать их имущество в казну».

13 октября 1307 года, практически все члены Ордена, не успевшие укрыться или обремененные семьями, были застигнуты войсками Филиппа и подвергнуты арестам, имущество было конфисковано.

Согласно доступным сегодня протоколам допросов Инквизиции, тамплиеров обвиняли в отречении от Господа, оскорблении Креста, ереси, мужеложстве, поклонении некой «Бородатой Голове», являющейся одной из ипостасей демона Бафомета. Подвергнутые страшным пыткам, многие рыцари признались практически во всем, и вот, Папа издал буллу о том, что все европейские монархи должны начать аресты тамплиеров по всем странам, а так же изымать в пользу казны и Церкви имущество – и их собственное, и имущество Ордена, а так же земель. Эта булла положила начало судебным процессам в Германии, Италии, Англии, на Пиренейском полуострове и на Кипре, где находилась вторая по величине после парижской, резиденция Великого Магистра.
После длительного, всеевропейского следствия, пыток и унижений, в 1310 году возле монастыря святого Антония под Парижем, на костер взошли 54 рыцаря, которые нашли в себе силы отказаться от показаний, данных ими под пытками. Филипп Красивый праздновал победу – папской буллой от 5 апреля 1312 года, Орден Храма был официально упразднен и прекратил свое существование.

Приговор Великому Магистру Ордена, Жаку де Молэ, был вынесен лишь в 1314 году – Филипп хотел в полной мере насладиться унижением человека, некогда могущественного настолько, что мог смело игнорировать его пожелания. Перед судом, Великий Магистр, а так же приор Нормандии Жоффруа де Шарне, визитатор Франции Гуго де Пейро и приор Аквитании Годфруа де Гонвиль полностью признали обвинения и покаялись в совершенных злодеяниях, вследствие чего, церковный суд по инициативе Папы, заменил смертную казнь для них на тюремное заключение. Историки считают, что со стороны Магистра это был политический ход – суд над тамплиерами проходил публично. Выслушав приговор, де Молэ и де Шарнэ публично отреклись от предыдущих признаний, вырванных под пытками. Великий Магистр Жак де Молэ заявил, что предпочтет смерть заключению, унижающему его достоинство и гордость воина. В тот же вечер, костер поглотил и их.

И вот так, в кострах и пытках, унижении и клевете, закончилась уникальная история великого Ордена нищих рыцарей Христовых – элефанта, побежденного мышью. Так пал гигант, который не могли сломить войны и поражения, но сломила алчность.

Церковь Ордена Тамплиеров (Темпл), Лондон, Великобритания

ЗНАКИ ОТЛИЧИЯ РЫЦАРЕЙ-ТАМПЛИЕРОВ

В 1099 году крестоносцы заняли Иерусалим, и в Палестину сразу же хлынуло множество паломников, устремившихся поклониться святым местам. Через двадцать лет, в 1119 году небольшая группа рыцарей, возглавляемых Хуго де Пайеном, дала обет посвятить себя их защите, для чего требовалось создать религиозную организацию. Рыцари принесли обеты бедности, целомудрия и послушания Иерусалимскому Патриарху Гормонду де Пикиньи и примкнули к монахам Святого Гроба Господня, жившим по уставу Святого Августина. Иерусалимский король Балдуин II выделил им для проживания место, неподалеку от которого по преданию находился Храм Соломона. Рыцари называли его Храмом Господним - по-латыни «Tamplum Domini», отсюда и произошло второе название рыцарей-храмовников - тамплиеры. Полное же название Ордена - «Бедные рыцари Христа и Соломонова храма».

В первые годы своего существования Орден состоял всего из девяти рыцарей, поэтому не привлекал к себе внимания ни на Востоке, ни на Западе. Храмовники действительно жили бедно, о чем свидетельствует одна из самых первых печатей Ордена, на которой изображены два рыцаря, скачущих на одной лошади. Братство рыцарей-храмовников первоначально было создано для охраны дороги, по которой совершалось паломничество из Яффы в Иерусалим, и вплоть до 1130-х годов тамплиеры не принимали участия ни в одном сражении, какой бы грозной ни была опасность. Таким образом, в отличие от рыцарей-госпитальеров, ведавших на Святой земле приютами и больницами, «Бедные рыцари Христа и Соломонова храма» посвятили себя исключительно защите паломников. Охрана завоеванных земель была делом непростым, не хватало воинов для отпора мусульманам, что уж было говорить об охране прибывающих в массовом количестве пилигримов. Тем более что в течение 9 лет со дня основания Ордена новых членов в него не принимали.

Поначалу Орден тамплиеров напоминал своего рода частный кружок, объединенный вокруг графа Шампанского, так как все девять рыцарей были его вассалами. Чтобы их братство признали в Европе, рыцари снарядили туда миссию. Король Балдуин II обратился с письмом к аббату Бернару из Клерво, чтобы тот упросил римского папу Гонория II утвердить устав для жизни и деятельности Ордена тамплиеров. Для рассмотрения ходатайства Ордена о даровании им собственного устава римский папа выбрал Труа - главный город Шампани. На соборе в Труа 13 января 1129 года присутствовало множество отцов Святой церкви, среди которых были папский легат Матье, епископ Ордена Святого Бенедикта, множество архиепископов, епископов и аббатов.

Аббат Бернар Клервосский не смог прибыть на собор в Труа, но он написал устав для Ордена тамплиеров, основываясь на уставе Цистерианского ордена, который в свою очередь повторял уставные положения бенедиктинцев. Аббат Бернар в честь рыцарей-храмовников написал и трактат «Хвала новому рыцарству», в котором приветствовал «монахов по духу, воинов по оружию». Он до небес превозносил добродетели тамплиеров, объявлял цели Ордена идеалом и воплощением всех христианских ценностей.

Орден храмовников создавался как чисто монашеская, а не рыцарская организация, так как монашество считалось ближе стоящим к Богу. Но аббат Бернар сумел оправдать деятельность рыцарских орденов, примирив воинское дело со служением Богу. Он заявлял, что рыцари - это Божье воинство, которое отличается от мирского рыцарства. Божьим воинам необходимы три качества, быстрота, острое зрение, чтобы на них не напали врасплох, и готовность к бою.

По уставу рыцарь Ордена тамплиеров - это мужчина, который в состоянии носить оружие, владеть им и избавлять землю от врагов Христовых. У них должны быть коротко острижены борода и волосы, чтобы можно было свободно глядеть вперед и назад. Тамплиеры облачались в одежды белого цвета, которые надевались поверх рыцарских доспехов, и в белую мантию с капюшоном. Такие плащи, по возможности, предоставлялись всем братьям-рыцарям зимой и летом, чтобы их могли распознать все, кто провел жизнь в темноте, так как их долг - посвятить свои души Творцу, ведя светлую и чистую жизнь. И никому, кто не относился к вышеупомянутым рыцарям Христа, не дозволялось иметь белый плащ. Лишь тот, кто оставил мир тьмы, будет примирен с Создателем знаком белых одежд, который означает чистоту и совершенное целомудрие - целомудрие сердца и здоровье тела.

С 1145 года левую сторону плаща рыцарей стал украшать красный восьмиконечный крест - крест мученичества и символ борцов за церковь. Этот крест, как знак отличия, был дарован Ордену тамплиеров папой Евгением III с исключительными правами на его геральдику. В соответствии с обетом бедности рыцари не носили никаких украшений, и воинское снаряжение их было очень скромным. Единственным дозволенным предметом, дополнявшим их одеяние, была овчина, которая одновременно служила подстилкой для отдыха и плащом в непогоду.

После собора в Труа тамплиеры разъехались по всей Европе, чтобы завербовать в Орден новых рыцарей и основать командорства на континенте. Аббат Бернар стал жарким поборником и пропагандистом тамплиеров, призывал всех влиятельных особ дарить им земли, ценности и деньги, направлять в Орден молодежь из хороших семей, чтобы оторвать юношей от греховной жизни ради плаща и креста тамплиеров. Поездка рыцарей-храмовников по Европе имела ошеломляющий успех: братья начали получать земли и поместья, на нужды Ордена жертвовалось золото и серебро, быстро росло число воинов Христовых.

К концу 1130 года братство окончательно сформировалось уже как военно-монашеская организация с четкой системой иерархии. Все члены Ордена разделялись на три категории: братья-рыцари, братья-капелланы и братья-сержанты (оруженосцы); последние носили плащ черного или коричневого цвета. Существовали также слуги и ремесленники, и каждая категория братьев имела свои права и обязанности. Во главе Ордена тамплиеров стоял Великий магистр, права которого частично ограничивались орденским Капитулом. В отсутствие Магистра его заменял сенешаль - второе должностное лицо Ордена. За ним следовал маршал, ведавший всеми военными делами братства, и т. д. Иерархическая лестница рыцарей-тамплиеров насчитывала до 30 ступеней.

Для посвящения в рыцари нужно было быть знатного происхождения, не иметь долгов, не быть женатым и т. д. В служении тамплиеров сочеталось строгое монашеское послушание с постоянным риском получить увечье или погибнуть в битве на Святой земле и за Святую землю, что искупало любой земной грех. От каждого рыцаря-тамплиера требовалось беспрекословное повиновение старшим; устав строго регламентировал обязанности рыцаря и перечислял наказания за разного рода провинности и отклонения от аскетического образа жизни. А так как Орден стал подчиняться только римскому папе, в нем существовали свои кары за проступки, вплоть до смертной казни. Рыцари не могли охотиться и играть в азартные игры, в часы досуга они должны были сами чинить свою одежду и каждую свободную минуту молиться.

Рыцарь без разрешения не должен был удаляться от лагеря дальше, чем слышен звук голоса или сигнал колокола. Когда дело шло к бою, глава Ордена брал знамя и выделял 5-10 рыцарей, которые окружали его для охраны штандарта. Эти рыцари должны были рубиться с противником вокруг знамени и не имели права ни на минуту покинуть его. Командир имел обернутое вокруг копья запасное знамя, которое он разворачивал, если с главным знаменем что-нибудь случалось. Поэтому он не мог пустить в ход копье с запасным знаменем, даже если это было необходимо ему для защиты. Пока развевается знамя, рыцарь не мог покинуть поле битвы под угрозой позорного изгнания из Ордена.

Знамя тамплиеров представляло собой полотнище, верхняя часть которого была черного цвета, а нижняя - белого. Черная часть знамени символизировала греховную, а белая - непорочную части жизни. Оно называлось «бо сан», что одновременно было и боевым кличем тамплиеров. Словарь старофранцузского языка определяет значение слова «beausant» как «лошадь темной масти в белых яблоках». Смысл слова «beau» в наши дни обычно сводится к понятиям «прекрасное», «красота», но в Средние века его значение было гораздо шире «благородство» и даже «величие». Поэтому боевой клич тамплиеров означал «К величию! К славе!».

Иногда на знамени вышивался орденский девиз «Non nobis, Domine, non nobis, sed Nomini Tuo da gloriam» («Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему!»). Встречались тамплиерские знамена и в виде военного штандарта, разделенного по вертикали на девять белых и черных полос. Предположительно в 1148 году в битве при Дамаске впервые был развернут штандарт с красным орденским крестом в центре.

Следуя обету бедности, Гуго де Пайен все дарованное имущество и богатства передал Ордену, и все другие братства последовали его примеру. Если вновь поступающий в Орден послушник не имел никакого имущества, ему все равно полагалось принести «приданое», пусть даже и весьма символическое. Тамплиер не мог иметь в собственности ни денег, ни какого-либо другого имущества, даже книг; добытые трофеи тоже шли в распоряжение Ордена. В орденском уставе говорилось, что рыцари должны быть скромны как дома, так и на поле сражения, и послушание высоко ценится у них. Они приходят и уходят по знаку наставника, они надевают ту одежду, которую он им дает, и ни от кого другого не принимают ни платья, ни пищи. Они избегают излишества как в том, так и в другом, и заботятся только об удовлетворении скромной потребности. Обет бедности соблюдался очень строго, и если у тамплиера после смерти все же находили деньги или что-либо иное, его исключали из Ордена и запрещали хоронить по христианскому обычаю.

Однако через век после создания Ордена богатство храмовников поражало воображение современников. Они владели землями, домами в городах, укрепленными замками и поместьями, разнообразным движимым имуществом и неисчислимым количеством золота. Но пока тамплиеры копили богатства и скупали в Европе земли, дела крестоносцев в Палестине шли все хуже и хуже, и после захвата Иерусалима султаном Салах-ад-Дином им пришлось уйти отсюда. Эту потерю храмовники восприняли довольно спокойно, ведь их земельные владения в Европе были огромны, а богатства велики. Особенно сильны позиции тамплиеров были во Франции, так как значительная часть рыцарей происходила из среды французского дворянства. Кроме того, к этому времени они были уже настолько опытны в финансовых делах, что нередко возглавляли казначейства в государствах.

Во Франции, казалось бы ничто не угрожало благополучию Ордена, но наступило время царствования короля Филиппа IV Красивого, всю свою жизнь посвятившего созданию единого и могущественного государства. И в его планах совсем не было места Ордену тамплиеров, во владениях которого не действовали ни королевские, ни общецерковные законы. Филипп Красивый возбудил против тамплиеров инквизиционное дознание, и через 10 месяцев после начала арестов в Париже «признания» подсудимых рыцарей были собраны и направлены римскому папе Клименту V. Папа назначил 15 заседаний Вселенского собора, который должен был состояться в Вене для решения ряда общих вопросов, обсуждения планов нового крестового похода и определения дальнейшей судьбы Ордена тамплиеров.

Однако участники собора проявили нерешительность, а сам папа Климент V высказывался с такой неохотой, что и пять месяцев спустя вопрос о судьбе храмовников не был решен. Окончательное решение этого вопроса могло склониться и к осуждению, и к оправданию тамплиеров, а этого Филипп Красивый уж никак не мог допустить.

Многие историки считают, что римский папа был полностью покорен воле французского короля, однако изучение материалов Собора показывает, что папа мог настоять и на своем - слить рыцарей-тамплиеров и рыцарей-иоаннитов в новый Орден. Поэтому Климент V и не хотел, чтобы распущенный Орден тамплиеров был полностью заклеймен как еретический. В начале апреля 1312 года папа издал очередную буллу, которой распускал Орден тамплиеров без упоминания выдвинутых против него обвинений.

Освобожденные из заключения тамплиеры могли вступить в Орден иоаннитов, но таких случаев было очень мало. Более 6 лет продолжалось преследование тамплиеров во Франции. В Англии же и Шотландии рыцари были своевременно предупреждены, а в странах Пиренейского полуострова и вовсе оправданы.

Из книги Индейцы Великих равнин автора Котенко Юрий

Знаки отличия Как и в европейских армиях, у индейцев существовали свои знаки отличия. Кроме одежды, регалий различных военных обществ и головных уборов из перьев, существовало множество деталей и тонкостей, указывающих на военное и общественное положение индейца.

Из книги Курс русской истории (Лекции XXXIII-LXI) автора Ключевский Василий Осипович

Отличия крестьянства от холопства Законодательное признание податной ответственности землевладельцев за своих крестьян было завершительным делом в юридической постройке крепостной неволи крестьян. На этой норме помирились интересы казны и землевладельцев,

Из книги Рыцари автора Малов Владимир Игоревич

автора Ионина Надежда

Знаки отличия рыцарей-тамплиеров В 1099 году крестоносцы заняли Иерусалим, и в Палестину сразу же хлынуло множество паломников, устремившихся поклониться святым местам. Через двадцать лет, в 1119 году небольшая группа рыцарей, возглавляемых Хуго де Пайеном, дала обет

Из книги 100 великих наград автора Ионина Надежда

Знаки отличия США времен войны за независимость Конец XVIII века был периодом бурных общественных переворотов как в Старом Свете, так и в Новом. Незадолго до начала Великой французской революции разразилась упорная борьба между Англией и ее североамериканскими колониями,

Из книги 100 великих наград автора Ионина Надежда

Знаки отличия французского Движения Сопротивления В начале Второй мировой войны Франция потерпела тяжелое поражение. На полях сражений пали тысячи ее сыновей, две трети территории страны были оккупированы фашистской Германий, только южная часть страны находилась под

Из книги Чаша и клинок автора Айслер Риан

Глава 3 СУЩЕСТВЕННЫЕ ОТЛИЧИЯ: КРИТ Доисторические времена - как гигантская головоломка, в которой больше половины фрагментов утеряно или сломано. Полностью ее собрать невозможно. Но восстановить далекое прошлое гораздо больше мешает даже не это, а общепринятые взгляды,

Из книги Первая мировая война 1914-1918. Кавалерия Российской Императорской гвардии автора Дерябин А И

ТРУБЫ И ЗНАКИ ОТЛИЧИЯ ЧАСТЕЙ ГВАРДЕЙСКОЙ КАВАЛЕРИИ Кавалергардский полк имел 15 Георгиевских труб с надписью «КАВАЛЕРГАРДСКАГО ПОЛКА», пожалованных 30 августа 1814 г. за отличия в походах 1813–1814 гг., а также серебряные литавры Кавалергардии 1724 г., выданные полку 21 апреля

автора Ионина Надежда

ЗНАКИ ОТЛИЧИЯ США ВРЕМЕН ВОЙНЫ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ Конец XVIII века был периодом бурных общественных переворотов как в Старом Свете, так и в Новом. Незадолго до начала Великой французской революции разразилась упорная борьба между Англией и ее североамериканскими колониями,

Из книги 100 великих наград автора Ионина Надежда

ЗНАКИ ОТЛИЧИЯ ФРАНЦУЗСКОГО ДВИЖЕНИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ В начале Второй мировой войны Франция потерпела тяжелое поражение. На полях сражений пали тысячи ее сыновей, две трети территории страны были оккупированы фашистской Германий, только южная часть страны находилась под

Из книги История людей автора Антонов Антон

25. Знаки отличия Изобретение одежды - одна из многих тайн человеческой истории. Установить, при каких обстоятельствах появилась одежда и что послужило тому причиной, не представляется возможным, и противоречащие друг другу версии не подкрепляются убедительными

Из книги Наследие тамплиеров автора Ольсен Оддвар

Винсент Зубрас. «Хартия Лармения и правопреемственность современных рыцарей тамплиеров» В противоположность заявлениям «официальных историков» (а они всего лишь повторяют то, что внушала Римская церковь периода крестовых походов), рыцари тамплиеры не прекратили свое

Из книги Двор российских императоров. Энциклопедия жизни и быта. В 2 т. Том 2 автора Зимин Игорь Викторович

Из книги Тамплиеры и ассассины: Стражи небесных тайн автора Вассерман Джеймс

Приложение 2 Книга рыцарей тамплиеров Похвала новому рыцарству (Liber ad milites Templi: De laude novae militae)Гуго де Пейену, рыцарю Христа и Великому магистру воинов христовых, от Бернара, скромного аббата монастыря в Клерво, с пожеланием побед.Если только я не ошибаюсь, мой дорогой Гуго,

Из книги Творческое наследие Б.Ф. Поршнева и его современное значение автора Вите Олег

Характерные отличия Главным отличием тоталитарной надстройки от ее средневекового аналога был характерный сдвиг в определении своей роли «генерального штаба восстания».Средневековая церковь, как сказано выше, провозглашала себя штабом будущего восстания, начало

Из книги Человек третьего тысячелетия автора Буровский Андрей Михайлович

Глава 2. Анатомические отличия от предков Еще не мужчина тот, кто не испытал любви, войны и голода. Французская поговорка XVI века Голодноватая история человечества – Что такое праздник? – спросили одну маленькую девочку.– Это когда дают пирожные, – ответил ребенок

Тамплиерский крест, значение которого на данный момент представляет собой обширную тему для научных дискуссий, вероятно, появился задолго до того, как на земле появилось само понятие «христианства». Конструктивно Тамплиерский крест (фото ниже) представляет собой обыкновенный равнолучевой крест. При этом у символа, разумеется, еще в Средние века существовало множество вариантов стилизации.

К примеру, Тамплиерский крест на рыцарской котте очевидно несколько отличался от Тамплиерского креста на официальной печати ордена. Так или иначе, но каноническое изображение креста не вызывает сомнений, а вот что действительно интересно, так это цветовая гамма знака.

Считается, что Тамплиерский крест (значение цветового тона, разумеется, также весьма важно) исконно был красным. Собственно, все картинки Тамплиерского креста, дошедшие до нас благодаря средневековым гравюрам и полотнам художников более поздних эпох, изображают рыцарей ордена Храма как раз в белых коттах с ярко-красными равнолучевыми крестами. В данном контексте семантика красного цвета очевидна, это готовность пролить кровь во имя своей веры. Ведь нужно отметить, что орден Тамплиеров до сих пор является одной из наиболее спорных духовно-рыцарских организаций средневековой Европы. Тамплиеры к началу XIV века сосредоточили в своих руках власть, с которой не смог бы (даже при большом желании) поспорить даже сам Папа Римский. Кроме того, трудно переоценить военные заслуги ордена. Но это, как говорится, тема другого разговора.

Тамплиерский крест, значение которого может быть рассмотрено с принципиально разных точек зрения, по некоторым версиям мог иметь черный цвет (на подобие креста Тевтонских рыцарей), но эта гипотеза все же выглядит менее вероятной. Нужно отметить, что аксессуары с Тамплиерским крестом (в оригинале – Tatzenkreuz) использовались рыцарями повсеместно, начиная с гравировки на навершиях клинков и заканчивая характерными формами литых элементов на боевых поясах. Иными словами, Тамплиерский крест не зря именуется именно так, широкое распространение этому знаку придали именно члены данного ордена, который за каких-то три века своей славной истории сосредоточил в своих руках поистине чудовищное влияние и власть.

Тамплиерский крест (значение знака не трактуется однозначно) у самих Тамплиеров, вероятно, являлся образом распятия, при этом красный цвет мог олицетворять кровь, пролитую Христом за народы всего мира. Также, как уже было сказано, красный цвет мог указывать на готовность до последней капли крови защищать свои идеалы. Стоит сказать, что в некоторых средневековых источниках красные кресты (в частности – интересующий нас Тамплиерский крест) называются «огненными крестами». Что в этом контексте может означать Тамплиерский крест? Значение символа здесь весьма размыто, ведь огонь – символ, имеющий достаточно много вариантов толкования. Это и символ очищения, и символ разрушения, и символ хаоса. При этом не будем забывать, что в соответствии с некоторыми апокрифическими текстами (в частности – Книга Еноха) Небесный Престол Бога состоит из чистого огня (в противовес логову Дьявола в девятом круге ада, где властвует вечный холод). В тоже время огонь – символ Солнца, апофеоз его испепеляющей силы, мощи, которая не только питает все живое, но (при необходимости) легко может обратиться карающим мечом.

Так или иначе, но Тамплиерский крест, значение которого действительно могло разниться в зависимости от конкретной культуры или религиозно-этической системы, представляет собой достаточно универсальный знак. Подобные изображения мы обнаруживаем на всех континентах, и зачастую история этих символов насчитывает тысячи лет. И в этом нет ничего удивительно, ведь четыре луча креста – универсальный символ гармонии, который также может рассматриваться как указание на единство четырех стихий природы (Огонь, Вода, Воздух и Земля). В нумерологии число 4 – символ земного базиса, основания, трехмерного мира, от которого мы отталкиваемся в процессе своего развития, не только конкретно физического, но и духовного.

Вообще, Тамплиерский крест в этом смысле представляет собой достаточно спорный символ. Таковым был и сам орден, именем которого сегодня мы называем данный символ. Тамплиеры являлись католической организацией, однако лидеры ордена являлись людьми в высшей степени просвещенными, и для них, вероятно, религия была скорее ограничивающим фактором. Существует множество легенд о том, что Тамплиеры нашли Святой Грааль, Копье Судьбы, Книгу Тота (которую впоследствии зашифровали в картах Старшего аркана Таро) и множество других артефактов древности, далеко не все из которых, скажем так, относились к христианскому миру. Некоторые из этих мифов наши свое подтверждение, другие были опровергнуты, насчет третьих споры ведутся по сей день. Данный материал не ставит своей целью изучение подлинной истории ордена Рыцарей Храма. Но этот момент, а именно – связь ордена с тайными эзотерическими доктринами, пришедшими из «дохристианских» времен, очень важен в проекции на значение Тамплиерского креста.

Сегодня аксессуары с Тамплиерским крестом представляют собой норму, хотя почти никто не знает исконной семантики этого сакрального знака, хотя бы приблизительно. Тамплиерский крест (фото и древние изображения этого знака не трудно найти в сети) действительно обладает определенной, скажем так, энергетикой. «Пламенеющий крест» выглядит по-настоящему красиво, благородно, он внушает уважение, говорит о силе и вере своего обладателя. Как минимум, так его себе представляли тамплиеры. Хотя, конечно, существуют чисто канонические трактовки. Например, можно предположить, что четыре луча Тамплиерского креста – указание на высшие христианские добродетели (благоразумие, справедливость, воздержания и духовная сила). Так или иначе, но этот символ (а точнее – те, кто сделал его своим отличительным знаком) действительно изменил мировую историю. Хотя… много ли мы знаем? Пожалуй, немного, но порой понимание лежит вовсе не в области знаний, а в области интуитивных, быть может даже подсознательных эмоций, глубинных образов. И в этом смысле Тамплиерский крест (значение которого мы все же представляем себе весьма относительно), вероятно, будет будоражить фантазию еще многих и многих поколений.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры