Смотреть что такое "Быков, Дмитрий Львович" в других словарях. Дмитрий Львович Быков (писатель): биография, личная жизнь, творчество

Главная / Развод

Во время общения с многодетной матерью из Читы.

Ольга Сережина, у которой младший ребенок перенес менингит и стал лежачим инвалидом, была выброшена из очереди на жилье и живет в разваливающемся бараке, где нет водоснабжения. Временный губернатор, увидев ее жилищные условия и услышав рыдания, сам не удержался от слез. Теперь над ним издевается вся сетевая Россия, припоминают и слезы Путина после «победы» на выборах 2012 года (кого там было побеждать-то?), да вообще оттаптываются, как могут.

Правду сказать, я хочу этого губернатора защитить и даже пожелать ему, чтобы он перестал быть врио. Классово он мне никак не близок, скорее уж поколенчески (1969 г.р.), у него стандартная постсоветская управленческая биография, и нет никаких предпосылок к тому, чтобы Забайкалье при нем расцвело. Я даже думаю, что это не от него зависит. Но в наше время и простая человеческая реакция «от них» – а «их» уже воспринимают исключительно как инопланетян – большое дело. Разумеется, они часто используют свое общение с народом исключительно для пиара, но в основе этих спонтанных реакций лежит искренний порыв. Легендарный руководитель Кабардино-Балкарии Бетал Калмыков, узнав, что одна семья живет в полуразрушенном домике и не ест ничего, кроме семечек, выгнал всех своих замов на строительство, и они за сутки отгрохали им новый просторный дом; если это пиар, то я за такой пиар.

В России не любят государственных чиновников вообще, а плачущих – особенно. Николаю Рыжкову так и не простили – он расплакался в Спитаке, увидев последствия землетрясения 1988 года, и получил кличку «Плачущий большевик». Но, по-моему, если они все равно ничего не могут сделать, пусть хотя бы плачут.

Перемены начнутся не тогда, когда рухнут запреты, произойдет демократизация или чиновники «выдавят из себя маленького Сталина», как призвал Владимир Путин на расширенной коллегии прокуратуры. И даже не тогда, когда выпустят Кирилла Серебренникова, чью участь рекомендовал смягчить сам (!) Дмитрий Киселев. Перемены произойдут, когда у «них» случатся человеческие эмоции. Агнцы не возлягут с волками, нечего им ждать. Но пусть крокодил хотя бы прослезится: его слезы лучше, чем его улыбка.

Мэр Новосибирска Анатолий Локоть утвердил решение об установке бюста Иосифа Сталина. Памятник откроют к Дню Победы.

После новозеландского теракта в городе Крайстчерче, жертвами которого оказались 49 человек, многие в России высказались в том смысле, что война есть война и мусульмане должны быть готовы отвечать за своих экстремистов. Если сегодня обстреливают Тель-Авив, завтра могут расстрелять мирных молящихся в мечети. Если Европу заселяют беженцы, пусть они знают, что в ответ начнут стрелять неонацисты. Если кто-то призывает к толерантности, то в ответ кто-то может ответить действием. Ну и так далее, в обычном сегодняшнем духе: невинных жертв, конечно, жаль, но идет война, пора привыкать и не прятаться от фронтовых сводок.

Мне все это глубоко отвратительно, и я не понимаю, откуда это взялось. Хотя на самом деле отлично понимаю: Шевчук не зря предсказал недавно, что скоро начнут преследовать за пропаганду мира. Если телевизор и пресса пять лет – да больше, чего там – зомбируют население разговорами о войне, которая уже идет и вообще является нормальным состоянием нации, – чего мы ждем, собственно? Больше того: тут в Новосибирске решили установить памятник Сталину. Пусть не памятник, а бюст. Пусть не в центре, не на площади, а во дворе обкома КПРФ в Октябрьском районе. Но все-таки памятник – после того, как в 1956 году все монументы ему были снесены, оставлен один в порядке исключения на родине вождя, в городе Гори. Это что же, мы провалились глубже пятьдесят шестого?

Да, и по некоторым оценкам – глубже 1861-го. Удивляться ли, что некоторые у нас одобряют стрельбу по безоружным в мечети, если целая мэрия Новосибирска во главе с коммунистом Локтем одобряет установку памятника человеку, при котором главным состоянием страны стал страх, при котором негласным лозунгом всех свершений было «Бабы новых нарожают», при котором ты становился либо предателем, либо соучастником и другого выбора не было? Что лучше – одобрять террориста, как сделали даже некоторые официальные пропагандисты, или через 63 года после ХХ съезда реабилитировать диктатора, после тридцати лет правления которого страна так и не оправилась? Кто аморальнее – сегодняшние идеологи русского национализма, пять лет подряд требующие дойти до Киева, или новые сталинисты, для которых любые жертвы хороши? Помнится, до апологии Брейвика, убившего в 2011 году 77 человек, все-таки никто не доходил.

И не надо говорить, что западный мир сошел с ума, если в нем на экспансию ислама отвечают стрельбой по мечетям. Поверьте, реабилитация диктатуры ничем не моральней стрельбы по мечетям или экспансии ислама. Если это пока не так заметно, не обольщайтесь.

Из-под стражи освободили заведующую детской поликлиникой Кировской клинической больницы №7 Тамару Пермякову.

Пермяковой инкриминировалась преступная халатность: она якобы не уследила за семьей 21-летней Марии Пленкиной, которая, перекрыв в квартире воду и не оставив ни крошки еды трехлетней дочери, ушла на неделю к подруге. Девочка умерла от обезвоживания. Выяснилось, что Пленкина с матерью – бабушкой девочки – не договорились, кто будет с ребенком сидеть, и когда бабушка пришла поздравить внучку с днем рождения, нашла ее уже мертвой.

История эта потрясла не только город, а всю страну – правда, результатом этого потрясения стал не духовный переворот, не стремление понять, до чего мы дошли, а новый всплеск агрессии, чуть ли не призывы к линчеванию негодной матери. Это, честно говоря, не тот случай, чтобы призывать к милосердию, но арестовывать за халатность врача местной поликлиники, которая, кстати, девочку пыталась найти и обследовать, но мать не отвечала на звонки, – это еще одно проявление все того же расчеловечивания.

Думаю, освобождению врача помогло не только вмешательство Леонида Рошаля – немедленное, слава Богу. Коллеги Тамары Пермяковой массово написали заявления об уходе. Они отказались в таких условиях выполнять свои обязанности, потому что их все это достало: и безденежье, и регулярное закрытие медицинских учреждений, и нагрузки. Они готовы лечить детей, но не готовы терпеть ситуацию, когда их делают крайними. И начались массовые заявления об уходе. И Пермякову отпустили, потому что, правду сказать, она в этой трагедии виновата меньше всех.

Это первая, по сути, масштабная акция профессиональной солидарности в России. Когда арестовали Кирилла Серебренникова, спектакли не отменялись. Когда поместили под стражу главу инвестиционного фонда Baring Vostok Майкла Калви, инвесторы не хлынули кто куда. Профсоюзы в России традиционно бессильны, но тут, видно, достало всех, и по-настоящему. И оказалось, что жить без карательных органов можно, а без педиатров никуда.

Может, хоть теперь заплечных дел мастера это поймут?

Потому что, если не поймут, профессионалы могут повторить.

Некоторые наивные люди интересуются: почему президент в федеральном послании неизменно упоминает о ракетах?

Это послание не к американцам, не к НАТО. Бояться должны не американцы, они там и так все знают больше, чем надо. Ключевое слово в послании – «суверенитет», оно же – главное понятие в современной российской политической доктрине. Другие страны могут жить без суверенитета, они подхрюкивают. Мы не можем жить без суверенитета и хрюкаем сами. Суверенитетом называется право управлять Россией, не слушаясь никаких советов и международных норм, никому в мире не давая отчета и не сообразуясь с общепринятым здравым смыслом, ибо у нас он свой. Это право подкреплено ракетами.

Тут недавно у одного политолога в фейсбуке зашел спор – политолога читают и патриоты, и здравосмыслы (будем их называть так, потому что слово «либералы» давно ничего не обозначает). Он спрашивает: а кто угрожает России? Ему объясняют: ну как же, Америка. «Запад оголтело прет на Россию» – цитирую дословно. Тут можно, конечно, подискутировать: это телевизор всех так зазомбировал или телевизор всего лишь выражает страхи и чаяния глубинного народа? Но поскольку глубинного народа никто никогда не видел, спор это бессмысленный. Тогда политолог в ответ интересуется: а когда Запад в последний раз нападал? Ну как же, объясняют ему, он поддержал нацистский государственный переворот на Украине, то есть впрямую посягнул на наши геополитические интересы. Попытался оторвать от России кусок. А на самом деле там все наши ресурсы давно поделены, только и ждут, чтобы отхватить нефть, землю и воду. Американцы предпочитают брать и не платить. А как только там поймут, что Россия не собирается сдаваться, и начнут с нами мирно торговать – так вся напряженность в мире и закончится.

Бессмысленно объяснять этим людям, что кусок у соседа отхапала как раз Россия: им нравится их картина мира, и разрушить ее непросто. Обычно такие схемы разрушаются после того, как очередная диктатура заводит страну в тупик, иногда в кровавый, а иногда в войну, иногда масштабную. А пока этого не случилось, можно сколько угодно чесать ракеты – это занятие хоть и подростковое, но приятное. Я понимаю, что такой мир уютен не для всех. Но отдельным представителям дна (их, видимо, и называют глубинным народом) комфортно жить там, где все всех ненавидят и доминирующей эмоцией является ужас. Для них и предназначается ракетная риторика.

Если Госдума, правительство либо любой другой российский орган власти решит, что ввод войск в Афганистан не был ошибкой, это логично.

Это была не ошибка системы, а именно системный подход. Ошибками системы не были ни ввод войск в Чехословакию, ни расстрел рабочих демонстраций в Новочеркасске, ни сталинские репрессии, хотя во времена ХХ съезда Сталину и пытались приписать «отдельные перегибы». Отдельной ошибкой, т.е. несистемным поведением, стала как раз оттепель, и партия эту ошибку своевременно исправила.

Афганистан был нормой, логикой существования системы. Ошибались те, кто посылал протестные телеграммы, ибо полагали, что эти протесты могут быть услышаны. Ошибался Сахаров, защищая жизни советских солдат, и об этой ошибке ему внятно сказали еще на Первом съезде народных депутатов. Империя не может не контролировать окрестное пространство, не может не конкурировать за него, не может отказаться от аргументов типа «Иначе там уже были бы американцы». Американцы были бы везде – в Праге, в Афганистане, на Украине.

Об авантюре и ошибке имели бы право говорить те, кто там погиб (но они говорить не могут), те, кто там покалечен (но такое признание обесценило бы их трагедию), или те, кто там уцелел (но тогда им нечем было бы гордиться). Очень небольшой процент «афганцев» соглашается признать советскую кампанию 1980 года проявлением старческого безумия Политбюро ЦК КПСС.

А поскольку советскому и особенно постсоветскому человеку в повседневной жизни гордиться не приходится – он часто унижен и до сих пор независимо от статуса совершенно бесправен, – он гордится участием в военной кампании, не заботясь о ее смысле . Смысл ее был в том, чтобы было чем оправдать свою жизнь; чтобы на федеральных каналах с полным моральным правом кричали: «Я убивал, и что?!» ; чтобы героизировать впоследствии участников боевых действий в Донбассе – тех легендарных участников, которых там якобы не было; и когда какой-нибудь новый Сахаров ошибется, осуждая «агрессию на Юго-Востоке Украины», его снова будут захлопывать.

Потому что его поведение как раз алогично – и будет алогично до тех самых пор, пока бесконечное сохранение имперской модели с ее идеологией и вертикалью не будет признано фатальной ошибкой.


фото: пресс-служба ЗакСобрания Санкт-Петербурга

В Петербурге собираются выбирать губернатора, выборы назначены на 8 сентября, подключились интересные люди.

Смерть Кирилла Толмацкого, более известного как Децл, отодвинула другие темы.

Над Децлом много иронизировали в зените его славы, а потом слишком легко забыли и слишком редко слушали. Между тем пионер русского рэпа замечателен не только тем, что первым начал осваивать новые темы и приемы (как раз в текстах у него далеко не было той виртуозности и сложности, какая отличает Оксимирона или Хаски): он резко порвал со всеми кузнецами своего раннего успеха, сменил имидж и начал работать под новым именем. Никто ему не мешал катиться по готовой колее, а он не захотел – и потому променял всероссийскую славу на довольно узкую, а стадионы – на клубы. И связано это было не с модой, а с личным выбором, с манией самостоятельности и независимости, то есть с очень естественным для нонконформиста поведением. Проблема в том, что таких нонконформистов, которые не хотят коммерциализировать свою независимость, в России очень мало, в том числе в тех областях, где им, казалось бы, самое место: в роке, в андеграунде, в уличной и клубной поэзии.

Я знаю очень мало людей, которые после первого успеха резко переломили бы судьбу, которые не побоялись поставить собственный рост выше прямой выгоды. Некоторые потенции в этом смысле были у Земфиры, но ее нонконформизм выражался, кажется, главным образом в резкостях по отношению к журналистам и коллегам; сейчас можно чего-то ждать от Монеточки, которая не боится меняться и не эксплуатирует одни и те же темы. В литературе вообще трудно вспомнить человека, который бы после первого успеха отважился рискнуть: вспоминается лишь пятилетнее молчание Пелевина в конце прошлого века, на пике славы, – но он это молчание давно наверстал, выпуская в год по книге и не особенно заботясь о прорыве. Децл не создал явных шедевров, хотя в последних его альбомах есть вещи очень интересные; но он не захотел вечно быть Децлом, хоть и вернулся к этому псевдониму, присобачив к нему издевательский твердый знак. Вот этот твердый знак у него был, имитировать его бессмысленно. Даже смерть его в ижевской гримерке после концерта не похожа на финал биографии избалованной звезды: есть в ней тот рок-н-ролльный героизм, о котором в мире почти забыли.

Децл умер в День сурка, и этот день сурка – вечное повторение одних и тех же слов и событий – стал главной бедой сегодняшнего мира, и России, пожалуй, в наибольшей степени. Децл с этого поезда, бегающего по кругу, соскочил – и не тогда, когда умер, а тогда, когда попробовал стать другим. За это, конечно, платишь. Но оно того стоит.

«Выпускать пар через смайлики, подменять живое дело сетевой болтовней – не просто безответственно, но архивредно». Так писал Ленин об интернете.

То есть ничего подобного Ленин, конечно, не писал. Но обязательно написал бы, одобряя так называемый закон Клишаса – принятый в первом чтении закон о распространении фейковых новостей и оскорблении власти. Этот закон окончательно перекрывает воздух любой публичной критике власти. Потому что, если захотеть, оскорбление и фейк можно увидеть даже в сетованиях на плохую погоду. Интернет, ставший сегодня единственным пространством общественной дискуссии, предполагается выжечь. И это не повод для страхов: это очень хорошо, товарищи. Это по-ленински. Люди вылезут из сети и начнут собираться сначала на кухнях, а потом на улицах.

Проблема ведь еще и в том, что в сети, как во всяком подполье, нравы неважные: отсутствие личной ответственности, виртуальность, почти гарантированная анонимность учат хамству, да вдобавок все эти разговоры ничего не меняют. Пора закрыть этот клапан, пригрозить арестом за личное мнение, штрафом – за непроверенный слух, пора поставить под контроль все формы сетевой жизни, чтобы активизировать несетевую. Кухонные и кружковые разговоры они пока прослушивать не научились, а доносчиков внедряют из рук вон непрофессионально: они колются. Пока еще дело «Нового величия», хоть и развалившееся, запугивает молодых; но будет время, когда переписываться в открытом доступе станет попросту небезопасно. И вот тогда люди начнут встречаться, сперва разговаривать, а потом и действовать.

Собственно, уроки русских революций в том и заключались: вытесняя людей из публичного пространства, вводя драконовскую цензуру и ограничивая количество университетов, власть создала ситуацию, когда общественная жизнь ушла в подполье и в конце концов взорвала все здание российской государственности. Нелегальные марксисты страшней легальных. Русская революция во многом случилась потому, что большевики с меньшевиками не могли тратить все свое время на бесконечный sratch – этим новым словом мы обогатили мировую речь. Принимая «законы Клишаса», российские власти готовят новое поколение аналитиков – уже не диванных.

И это блестяще подтверждает старую мысль о том, что в терминальной стадии любая система гениально выбирает самоубийственные шаги. А выйдя из интернета, как знать, мы и в самом деле перестанем склочничать и научимся договариваться. В реале-то оно проще.

Вызван в полицию на допрос Алексей Красовский, постановщик фильма «Праздник».

Ничего этого по идее происходить не должно. Рыбка не вовлекала в секс несовершеннолетних – по крайней мере на российской территории. Бойко арестована на Украине за пропаганду, то есть за слова, – что опять-таки никак не совмещается с представлением о свободе: она может пребывать там же, где и все российское телевидение, то есть за гранью любых этических или профессиональных критериев, – но это именно слова, отвечать на которые надо разоблачениями или фактами, но не административными мерами и иными пугалками. Наконец, фильм Красовского не содержит никаких кощунств и сделан им от начала до конца на негосударственные средства , большей частью собственные.

При этом многие ругают фильм Красовского, недовольны моральным обликом Насти Рыбки и негодуют по поводу телевизионных мнений и личных приключений Елены Бойко. Еще Борис Стругацкий замечал, что люди и социумы проверяются на терпимость к неприятному, потому что приятное и так все любят. Я не знаю, как и почему выдали Бойко: телевизионный пропагандист, поднимающийся на волне чужого цинизма, не должен ожидать от своих партнеров надежности и благородства. Там другие нравы и стимулы. Сдавать своих – вообще любимый спорт всех, для кого главным вопросом является выживание, а ценности измеряются только количественно. Но и Рыбка, и Бойко, и Красовский – жертвы внеправовых интересов и сомнительных инструментов.

Постиндустриальность у нас своеобразная: в мировом разделении труда мы производим главным образом риски, опасения и разнообразные способы коррупции, то есть в буквальном переводе – порчи.

Свободные люди не боятся слов. Напротив, с их помощью они стараются разобраться в происходящем. Если же они используют их как предлог для расправ – они стремятся в тупик, каких бы храбрых гадостей ни говорили о собственной власти.

Дмитрий Львович Быков — известный российский писатель, поэт, журналист и радиоведущий. Обладает уникальным чувством юмора и не боится выражать свое мнение, которое часто противоречит интересам политических элит. Коллег Дмитрий поражает тем, что пишет стихи с той же скоростью, что и прозу, а прозу — со скоростью речи. Эта способность позволила Дмитрию Быкову открыть новый литературный жанр – рифмованную прозу. По мнению NoNews, является одним из лучших современных русскоязычных писателей.

Гражданство: Россия
Дата и место рождения: 20 декабря 1967, Москва, Россия
Образование и ученая степень: высшее образование, Факультет журналистики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова; профессор кафедры мировой литературы и культуры МГИМО (у) МИД России.

Семья и дети:

      • Отец: Лев Иосифович Зильбертруд — детский врач-оториноларинголог, кандидат медицинских наук;
      • Мать: Наталья Иосифовна Быкова — выпускница МГПИ, учительница русского языка и литературы в школе № 1214 г. Москвы;
      • Дядя: Григорий Иосифович Зильбертруд — детский оториноларинголог, кандидат медицинских наук;
      • Жена: Ирина Лукьянова — писательница и журналист, закончила гуманитарный факультет Новосибирского государственного университета;
      • Дочь: Евгения Быкова -;
      • Сын: Андрей Быков — .

Карьера:

  • 1973 год — написал свой первый стих;
  • 1984 год — закончил школу с золотой медалью;
  • с 1985 года — работает в газете «Собеседник»;
  • 1987-1989 годы — проходил срочную службу в рядах Вооруженных сил СССР;
  • 1989–1992 годаы — был активным участником поэтического объединения «Орден куртуазных маньеристов», его стихи вошли в поэтические сборники, опубликованные орденом;
  • 1990-е годы — преподает в школе №1214 города Москвы;
  • 1991 год – окончил факультет журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова с красным дипломом;
  • с 1991 года — член Союза писателей России;
  • 1992 год — вышел первый сборник стихов Быкова;
  • 1992 год — дебютировал на ТВ в программе Киры Прошутинской;
  • 2000 год — был ведущим программы «Времечко», а также автором и ведущим еженедельной публицистической программы «Хорошо, БЫков» на канале ТВЦ;
  • с 2000 года — креативный директор «Собеседника»;
  • 2003-2004 годы — редактор газеты «Культура»;
  • 2003-2006 годы — вел мастер-класс «Журналистское мастерство» в Институте Журналистики и Литературного Творчества (ИЖЛТ);
  • 2005-2006 годы — был одним из ведущих вечернего шоу на радиостанции «Юность» (ВГТРК);
  • 2006-2008 годы — главный редактор арт-проекта «Moulin Rouge»;
  • 2010 год — вел программу «Картина маслом» на «Пятом канале»;
  • 2010 год — получил премию «Золотое перо России» от Союза журналистов России;
  • 2011-2012 годы — вышел проект «Гражданин Поэт», в котором актер Михаил Ефремов читал стихотворения Дмитрия Быкова «на злобу дня»;
  • с 2012 года - соведущий радиопрограммы Новости в классике на Коммерсантъ FM;
  • с 2015 года - ведущий радиопрограммы Один на Эхо Москвы.

Биография

Дмитрий Львович Быков родился 20 декабря 1967 года в Москве. Родители Быкова рано развелись, и его мать, учительница русского языка и литературы Наталья Иосифовна Быкова, воспитывала сына одна. Упоминал писатель и фамилию своего отца — Зильбертруд, но при этом отмечал: «Я ношу фамилию матери, потому что я горжусь моей матерью».

В 1984 году Быков окончил школу с золотой медалью и поступил на факультет журналистики МГУ (кафедра литературной критики). С 1987 по 1989 год он служил в армии, в 1991 году окончил университет с красным дипломом. В 1985 году, еще обучаясь в университете, Быков начал работать в еженедельнике «Собеседник» корреспондентом, позже стал редактором одного из отделов газеты.

С 1989 года Быков выступал одним из активных участников появившегося незадолго до этого «Ордена куртуазных маньеристов» — поэтического объединения, творчество участников которого, по мнению критиков, отличала «бездна цинизма и острой сатиры, скрытая за блестящей куртуазностью». В ордене Быков носил звание «Командора», стал соавтором нескольких опубликованных ОКМ поэтических сборников. Покинул орден летом 1992 года, однако в числе «маньеристов» он и позднее упоминался в СМИ.

Еще в 1991 году Быков стал членом Союза писателей России. По его собственным словам, он был принят в Союз по списку, составленному поэтом Андреем Вознесенским, где тот «указал фамилий пятьдесят тех, кто, по его мнению, был достоин членства в союзе, но в советские времена не мог туда попасть». Однако о существовании «поэта Быкова» классик узнал лишь накануне, когда давал Быкову интервью.

В 90-е годы Быков продолжал работать в «Собеседнике», кроме этого печатался, по собственным словам, «почти во всех московских еженедельниках и нескольких ежедневных газетах», в том числе в «Вечернем клубе», «Столице», «Общей газете», «Семи днях», «Новой газете», «Фасе», «Профиле». С 1993 года Быков публиковался в журнале «Огонек», в 1997 году стал обозревателем журнала. Кроме того, он выступал на телевидении, где дебютировал в 1992 году в программе «Пресс-клуб» Киры Прошутинской.

В 1995 году Быков вместе с писателем Александром Никоновым выпустил юмористическое первоапрельское приложение к «Собеседнику» под названием «Мать», содержавшее нецензурную лексику. В связи с этим Генпрокуратура РФ возбудила уголовное дело о хулиганстве, Быков и Никонов были взяты под стражу. Комментируя произошедшее, сотрудники «Собеседника» предположили, что причиной давления со стороны Генпрокуратуры стало опубликованное еженедельником ранее интервью с бывшим генпрокурором России Алексеем Казанником, а также критический материал о Министерстве по чрезвычайным ситуациям. В защиту журналистов была организована общественная кампания, и вскоре их выпустили под подписку о невыезде. Процесс Быкова-Никонова продолжался два года, в итоге оба были полностью оправданы.

Одновременно с занятиями журналистикой в девяностые годы Быков преподавал литературу в московской школе №1214. В 2000 году он стал креативным редактором «Собеседника», а в 2002-2003 годах работал заместителем главного редактора газеты «Консерватор». В 2003-2004 годах Быков занимал должность редактора отдела «Культура», с мая 2004 года — отдела «Общество» журнала «Огонек». В 2006 году он стал главным редактором «глянцево-политического» журнала Moulin Rouge (был закрыт в 2008 году в связи с экономическим кризисом), а с апреля 2007 по 2009 год являлся обозревателем журнала «Русская жизнь».

Быков продолжал работать на телевидении: с 2000 по 2008 год он был одним из ведущих программы «Времечко» на канале ТВЦ и, кроме того, в 2000-2003 годах вел на ТВЦ авторскую программу «Хорошо, БЫков». Работал Быков и на радио: в 2005-2006 годах он был ведущим вечернего шоу на радиостанции «Юность», а в сентябре 2006 года начал вести передачу «Сити шоу с Дмитрием Быковым» на радио Сити-FM.

В 2007 году, после долгого перерыва, Быков продолжил работать в школе: он преподавал литературу в школе «Интеллектуал», а с 2009 года — в частной школе «Золотое сечение», (по данным сайта школы, работать там он продолжал и в 2012 году). С ноября 2010 года он также читал цикл публичных лекций «Календарь», посвященный русским и зарубежным писателям.

В 2009 году Быков был ведущим программы «Рожденные в СССР» на телеканале «Ностальгия», а в мае 2011 года на том же канале начал вести программу «Колба времени». С марта 2010 по январь 2011 года на Пятом канале журналист вел ток-шоу «Картина маслом».

Рассказывая о своем неучастии в политике, Быков в одном из интервью говорил, что результат политической борьбы «предопределен, а значит, вся борьба за идею превращается в борьбу за кусок». При этом он отмечал, что он был «в августе 1991 года у Белого дома и в октябре 1993 года у московской мэрии», что, по его мнению, «с точки зрения политической и человеческой …было глупо, но с точки зрения исторической и литературной – небесполезно».

В феврале 2011 года на телеканале «Дождь» начал выходить еженедельный проект «Поэт и гражданин» Дмитрия Быкова и актера Михаила Ефремова. Автором идеи, продюсером и режиссером проекта, в рамках которого Ефремов читал стихи Быкова в жанре острой политической сатиры, выступил журналист Андрей Васильев. В марте 2011 года очередной выпуск программы, посвященный взаимоотношениям премьер-министра Владимира Путина и президента Дмитрия Медведева, не был допущен в телеэфир по цензурным соображениям, и следующие серии проекта, сменившего название на «Гражданин поэт», стали публиковаться в интернете на портале F5 и выходить в эфире радиостанции «Эхо Москвы».

В августе 2011 года Быков вместе с другими журналистами и политиками создал движение «Нах-нах: голосуй против всех», призывавшее к бойкоту декабрьских выборов в Госдуму шестого созыва, которые многие считали нелегитимными из-за отсутствия в стране политических свобод и подавления «несистемной» оппозиции. Символом движения по предложению Быкова был выбран виртуальный персонаж — поросенок Нах-Нах. После выборов, победу на которых одержала «Единая Россия» (набравшая, по официальным данным, 49,32 процента голосов), 10 и 24 декабря в российских городах прошли массовые митинги против фальсификаций при подсчете голосов. Быков, выступая на митингах в Москве на Болотной площади и проспекте Академика Сахарова, призвал приверженцев разных политических взглядов объединиться в мирной борьбе за политические перемены, которые писатель назвал неизбежными. «История поставила на нас и положила на них», — завершил Быков свое выступление на проспекте Сахарова.

В январе 2012 года Быков стал одним из учредителей Лиги избирателей, которая задумывалась как продолжение протестного движения (в число учредителей Лиги, в частности, вошли телеведущий Леонид Парфенов, блогеры Рустем Адагамов и Илья Варламов, писатель Григорий Чхартишвили (Борис Акунин), музыкант Юрий Шевчук, журналист Ольга Романова). Цель Лиги Быков обозначил как «обеспечение прозрачности выборов, широкой гласности любых нарушений». В числе целей говорил он и о попытке «противостоять пропаганде одного конкретного человека» (имея в виду выступившего кандидатом на президентских выборах 2012 года премьер-министра страны Владимира Путина — ред.). Писатель допускал, что из Лиги может быть организована новая политическая партия, выражающая интересы среднего класса. Однако другие учредители Лиги Быкова не поддержали: Парфенов и Адагамов сказали, что предпочитают оставаться вне политики, а Шевчук заявил, что покинет Лигу, если та превратится в политическую партию.

20-22 октября 2012 года состоялись выборы в Координационный совет российской оппозиции. С помощью этих выборов оппозиция намеревалась сформировать легитимный орган для переговоров с властью и разработки программы своих дальнейших действий. Быков был избран одним из 45 членов этого органа.

Быков — автор нескольких романов, в числе которых «Оправдание» (2001),»Орфография» (2003), «Эвакуатор» (2005), «ЖД» (2006), «Списанные» (2008), «Остромов, или Ученик чародея» (2010). Его перу принадлежат вышедшие в серии ЖЗЛ биографии Бориса Пастернака (2005) и Булата Окуджавы (2009) более десятка сборников стихотворений, пьес, рассказов и публицистических статей. Писал также под псевдонимами Мэтью Булл, Брэйн Даун.

За свои книги Быков получил ряд престижных литературных премий, в числе которых две премии «Национальный бестселлер» (в 2006 году за книгу «Борис Пастернак», в 2011 году за роман «Остромов, или Ученик чародея»), премия «Большая Книга» (в 2006 году также за биографию Пастернака), три премии имени братьев Стругацких (2004, 2006, 2007), а также премии «Бронзовая улитка» (2007, 2009), «Мраморный фавн» (2003, 2006, 2007, 2010), «Портал» (2008, 2011) , «Филигрань» (2007), «Полдень» (2006) и «Студенческий Букер» (2005). Быков также является обладателем журналистской премии «Золотое перо России» за 2010 год. Проект «Гражданин поэт» в 2012 году был удостоен гран-при премии «Сделано в России», организованной журналом «Сноб».

Быков женат вторым браком на писательнице и журналистке Ирине Лукьяновой, у него двое детей. Любит животных: писатель упоминал, что у него есть «собака, мышь, морская черепаха, два попугая».

Увлечения, хобби:
по словам самого Быкова, его любимое занятие в свободное время — сидеть дома;
любит животных;
дома содержит собаку, мышь, морскую черепаху и двух попугаев.

Цитаты:

Люди про Быкова

Его плодовитость стала легендарным фактом отечественной публицистики и была отражена в анекдоте, который сочинили его коллеги по цеху: «Пока ты сидел в туалете, Дмитрий Быков написал статью и заработал триста долларов».

Цитаты Быкова

«Российский народ охотно идёт вслед за любым вождём, лишь бы не думать самому».

«Россия щеляста, и потому тоталитаризм в ней невозможен».

«Я никогда не ставил своей задачей влиять на мнение россиян. Я ставлю себе задачу напоминать людям, что есть абсолютные ценности, а дальше они пусть думают сами».

«Никогда в жизни не хотел похудеть. Дискриминация толстых гораздо серьезнее, чем других меньшинств».

«отлично пишущая (искал такую двадцать семь лет, насилу нашёл, тут же набросился и женился - теперь пыль сдуваю, лишь бы сочиняла. С остальными со скуки помрёшь)», — Быков про свою жену.

«Я ужасный домосед, мне нравится сидеть дома и стучать по клавишам. Раз в год езжу на «Жигулях» в «Артек» и больше не путешествую.»

«Тимошенко из того ряда людей, что и Березовский: циничная, харизматичная и крайне эгоцентричная. Я рад, что у нас в России такого персонажа нет.»

«Я активно не люблю Борхеса, Кортасара, Селинджера, Гессе, Пинчона, Мураками, обоих Бартов, Роб-Грийе, Берроуза, Керуака и Лири. Я люблю американцев-южан от Фолкнера до Капоте. Мне не нравится весь Фаулз, кроме «Коллекционера», но нравятся Пелевин, Успенский и Лазарчук. Я никому не желаю ничего плохого, но считаю, что Бориса Кузьминского, Дмитрия Кузьмина и Вячеслава Курицына не существует в природе. Лучшими книгами, когда-либо написанными, я считаю «Уленшпигеля» де Костера, «Исповедь» блаженного Августина, «Потерянный дом» Александра Житинского, «Анну Каренину» Льва Толстого и «Повесть о Сонечке» Марины Цветаевой»

«Утверждая, что хрен редьки не слаще, я пропагандирую редьку?»

«В женщинах очень не люблю блядства - то есть любования собственной порочностью, гордости за неё. В мужчинах довольно противен мачизм, повышенное внимание к брендам, хвастовство - но это вещи простительные.»

Примечания:

Популярное:

Библиография:

Романы

  • Оправдание (2001), линейный сюжет с экскурсами, М.: издательство «Вагриус», цикл «О-трилогия», номинация на премию «Национальный бестселлер» в 2001 году и на АБС-премию в 2002 году, ISBN 5-264-00584-2.
  • Орфография (2003, 2006, 2007), М.: издательство «Вагриус», ISBN 5-264-00741-1.
  • Эвакуатор (2005), М.: издательство «Вагриус», ISBN 5-475-00099-9.
  • ЖД (2006, 2007, 2008), М.: издательство «Вагриус», ISBN 5-9697-0260-9, девять переизданий.
  • Оправдание. Эвакуатор. М., «Вагриус», 2008.
  • Списанные (2008), ISBN 978-5-91631-001-6.
  • Остромов, или Ученик чародея (2010), издательство «ПРОЗАиК», твёрдый переплёт, (768 стр.), тираж 5000 экз., ISBN 978-5-91631-120-4.
  • Орфография. - М.: ПРОЗАиК, 2010, 2011, 2013. - 736 с.
  • Оправдание. - М.: ПРОЗАиК, 2010
  • Остромов. - М.: ПРОЗАиК, 2012-768 с.
  • Списанные. - М., ПРОЗАиК, 2012., 384 с. ISBN 978-5-91631-155-6, ISBN 978-5-91631-001-6, ISBN 978-5-91631-003-X (ошибоч.)
  • Оправдание. Орфография. Остромов. - М.: ПРОЗАиК, 2011. - 992 с. ISBN 978-5-91631-106-8
  • Икс (2012), Эксмо, 288 с., 15 000 экз. ISBN 978-5-699-59749-9.
  • Эвакуатор (2012). М., ПРОЗАиК. - 336 с. ISBN 978-5-91631-154-9, ISBN 978-5-91631-087-0
  • Квартал: Прохождение. - М., АСТ, 2014-446 с.,15 000 экз. ISBN 978-5-17-082362-8

Сборники поэзии

  • Декларация независимости (1992), 52 стр, РИЦ «Палитра».
  • Послание к юноше (1994) М.: РИФ «РОЙ», (160 стр.)
  • Военный переворот (1996) М.: РИФ «РОЙ». - 208 с., 1 000 экз.
  • Отсрочка (2000) СПб.: издательство «Геликон Плюс».
  • Призывник (2003) СПб.: издательство «Геликон Плюс», ISBN 5-94278-341-1.
  • Письма счастья (2005) издательство «Геликон Плюс» (176 стр.), ISBN 5-93682-219-2.
  • Последнее время (2007) М.: издательство «Вагриус», 512 с., ISBN 978-5-9697-0370-4 , ISBN 5-9697-0178-5.
  • Отчёт (2010) М.: «ПРОЗАиК», 576 с. ISBN 978-5-91631-034-4.
  • Новые письма счастья (2010) издательство «Время», мягкая обложка, (320 стр)., тираж 3000 экз., ISBN 978-5-9691-0516-4. ,
  • На самом деле (2011), серия: «Поэзия XXI». Авторский сборник; издательство «Эксмо», твёрдый переплёт, (320 стр.), тираж 4000 экз., ISBN 978-5-699-51465-6.
  • Гражданин поэт. (2011). Азбука-аттикус. - 144 с., 25 000 экз. + DVD. ISBN 978-5-389-03165-4
  • Гражданин поэт. (2012) СПб., Азбука-аттикус. - 152 с., 80 000 экз.
  • Новые и новейшие письма счастья (2012), Время, (512 стр.), сборник стихотворных фельетонов, серия: «Поэтическая библиотека», тираж 3000 экз., ISBN 978-5-9691-0802-8.
  • Блаженство (2013), серия: «Золотая серия поэзии». Авторский сборник; издательство «Эксмо», твёрдый переплёт, (352 стр.), тираж 3000 экз., ISBN 978-5-699-62641-0.
  • Ясно. Новые стихи и письма счастья (2015), АСТ: Ред. Елены Шубиной, (284 стр.), ISBN 978-5-17-087962-5.

Другие работы (сборники статей, рассказов и пр.)

  • 66 дней. Орхидея джунглей. (1992) - под псевдонимом Мэтью Булл, издательство АСТ. Серия: «Кинороман»; ISBN 5-88196-067-X.
  • Харлей и Мальборо. Дикая Орхидея - 2. (1993) - под псевдонимом Мэтью Булл, издательство АСТ. Серия: «Кинороман»; ISBN 5-88196-114-5.
  • Блуд труда (2002, 2014) - сборник публицистических статей; СПб., «Лимбус Пресс»; ISBN 5-8370-0014-3, ISBN 978-5-8370-0481-0 (2007).
  • Как Путин стал президентом США (2005) - сборник рассказов; издательство «Ред Фиш»; ISBN 5-483-00085-4.
  • Хроники ближайшей войны (2005) - сборник публицистических статей; СПб., «Амфора»; - 512 с. ISBN 5-94278-941-X.
  • Борис Пастернак (2005) - М., Молодая гвардия, «Жизнь замечательных людей»; ISBN 5-235-02791-4.
  • Вместо жизни (2006) - сборник публицистических статей; ISBN 5-9697-0163-7.
  • ЖД-рассказы (2007, 2014) - сборник рассказов, «Вагриус». Тираж: 10 000 экз. ISBN 978-5-9697-0504-3.
  • Был ли Горький? (2008) - публицистическая книга; ISBN 978-5-17-054542-1.
  • На пустом месте (2008, 2011) - сборник публицистических статей; ISBN 978-5-8370-0534-3.
  • Булат Окуджава (2009, 2011) - М., Молодая гвардия, «Жизнь замечательных людей»; ISBN 978-5-235-03447-1.
  • Думание мира (2009, 2015) - сборник публицистических статей; СПб, Лимбус-пресс, ISBN 978-5-8370-0545-9.
  • И все-все-все (2009, 2011) - три сборника интервью, взятых Д. Быковым у известных лиц; ISBN 978-5-91631-037-5 (синий), ISBN 978-5-91631-038-2 (жёлтый), ISBN 978-5-91631-117-4 (зелёный). ,
  • Медведь (2010) - сборник пьес; М.: ПРОЗАиК, твёрдый переплёт, 272 с., 5 000 экз.; ISBN 978-5-91631-083-2.
  • Календарь. Разговоры о главном (2010) - сборник публицистических статей, М.:АСТ- Астрель, 2011 г.; ISBN 978-5-17-070384-5, ISBN 978-5-271-31273-1.
  • Прощай, кукушка (2011) - сборник рассказов; М.: «ПРОЗАиК», твёрдый переплёт, 272 с., 4 000 экз.; ISBN 978-5-91631-118-1
  • Борис Пастернак. Биография в 2-х книгах. СПб., Вита Нова, 2011. - 1 100 экз.
  • Мужской вагон (2012) - сборник из шестнадцати рассказов, при этом четыре написаны в рифму, М.: «ПРОЗАиК» (2012), ISBN 978-5-91631-158-7. «Рассказ как жанр требует чувства меры и ритма, - отметил автор, - и потому первые свои рассказы я писал в стихах: там не разлетишься».
  • Календарь-2. Споры о бесспорном (2012) - сборник публицистических статей; АСТ. - 448 с. ISBN 978-5-271-38602-2.
  • Тайный русский календарь. Главные даты (2012) - сборник публицистических статей; ISBN 978-5-271-44972-7.
  • Советская литература. Краткий курс (2012) - авторский сборник; ISBN 978-5-91631-174-7
  • Синдром Черныша. (2012) - рассказы. М.: ПРОЗАиК. - 512 с.
  • 100 книг, которые должен прочитать каждый (2013)
  • Советская литература. Расширенный курс. (2014) М., ПРОЗАиК, - 576 с., 5 000 экз. ISBN 978-5-91631-210-2, ISBN 978-5-91631-231-7
  • В мире животиков (2005) - сборник рассказов; в соавторстве с супругой Ириной Лукьяновой, в основу легла одноимённая передача, которую авторы вели 1998 году на московском радио, «где рассказывали про всяких несуществующих зверьков»; СПб., Амфора, 432 с. ISBN 5-483-00083-8.
  • Правда (2005) - в соавторстве с Максимом Чертановым, СПб.: «Амфора», ISBN 5-94278-899-5.
  • Живой (2006) - в соавторстве с Игорь Порублевым и Максимом Чертановым. СПб.: «Амфора», серия: «Смотрим фильм - читаем книгу». — 288 с., 30 000 экз. ISBN 5-367-00229-3.
  • Код Онегина (2006) - роман о найденной неизвестной ранее рукописи Пушкина (со вставками из жизни поэта Александра П. в России XXI века). Написан в соавторстве с Максимом Чертановым под псевдонимом Брэйн Даун; «Амфора», г. СПб, 2006 г., (624 стр.), ISBN 5-367-00028-2.
  • О зверьках и зверюшах (2007) - сборник рассказов; в соавторстве с Ириной Лукьяновой, СПб.: Библиополис
  • Зверьки и зверюши. (2008) — АСТ-Астрель, 512 с. ISBN 978-5-17-049396-8
  • Сигналы (2013) — в соавторстве с Валерией Жаровой. М.: Эксмо, 320 с. ISBN 978-5-699-68501-1

Медиатека



Поэт, ведущий программы "Времечко", креативный редактор газеты "Собеседник".


Родился 20 декабря 1967 в Москве. Мать - учитель русского языка и литературы. Носит фамилию матери (При моей внешности фамилию можно взять хоть Петров. Фамилия моего отца была Зильбельтруд, я этого не скрываю[...]. Мой отец с семьей не жил, и я ношу фамилию моей матери, потому что я горжусь моей матерью, которая вырастила меня одна).

Окончил факультет журналистики МГУ (кафедра литературной критики), после чего проходил срочную воинскую службу.

С 1985 года работает в еженедельнике "Собеседник". Занимал должности обозревателя, редактора отдела газеты.

Входил в Орден куртуазных маньеристов,

С 2000 года - креативный редактор "Собеседника".

Сотрудничал или печатался почти во всех московских еженедельниках и нескольких ежедневных газетах, регулярно - в "Огоньке", "Вечернем клубе", "Столице" (с 1990 по 1993 год), "Общей газете", "Семи днях" (ведущий обозреватель), "Новой газете", "Фасе", "Профиле".

С 2000 года - ведущий программы "Времечко" (пр-во телекомпании "АТВ") на канале ТВЦ. С 2000 года - автор и ведущий еженедельной публицистической программы "Хорошо, БЫков" на канале "ТВЦ".

С декабря 2002 по июнь 2003 года - заместитель главного редактора газеты "Консерватор" (главный редактор - Дмитрий Ольшанский).

В феврале 200о года был избит неизвестными. Считает, что это были сектанты.

С октября 2003 по май 2004 года - редактор отдела "Культура" журнала "Огонек", с мая 2004 - редактор отдела "Общество" журнала "Огонек".

C апреля 2007 г. - обозреватель журнала "Русская Жизнь" (издатель - Николай Левичев , главный редактор - Д.Ольшанский.

написал оду на возвращение к власти Чубайса (1996).

Написал учебник "альтернативной зоологии" "В мире животиков".

Написал в рецензии на книгу А.И.Солженицына "200 лет вместе", что она о том, как евреи делают российскую историю не вместе с русскими, а вместо них.

В эксклюзивном интервью нашему порталу учитель, журналист, писатель, поэт и гражданин Дмитрий Быков рассказал о главном производственном романе своей жизни, объяснил, почему не любит слов «супруга» и «муж», а ещё назвал самые полезные книги о семейных отношениях.

Как вы относитесь к самому институту гражданского брака с пресловутым штампом? Какой вы видите семью будущего?

Гражданский брак — понятие странное: в сущности, любой нецерковный брак — гражданский, и штамп, по-моему, особой роли не играет. Венчание — это шаг решительный, там совсем другая мера ответственности. А долголетняя семейная жизнь, думаю, ни в какой регистрации не нуждается. Депп и Паради были практически идеальной семьей, долго и хорошо прожили — и никогда, насколько я помню, не были женаты. Не думаю, что в будущем семья так уж принципиально изменится. Это самый прочный институт в человеческой истории. Как писал Джон Уиндэм в «Чоки», ничего не поделаешь, чтобы сделать одного, нужны двое. Возможна некоторая экспансия однополых браков, но это, думаю, вопрос моды.

Расскажите, пожалуйста, как и когда вы сделали предложение Ирине Лукьяновой?

По-моему, не было никакого предложения. Как-то сразу было понятно, что жить и работать надо вместе. Предложения совместно писать я ей тоже не делал -- просто в «Собеседнике» надо было писать колонку, как сейчас помню, про БГ, и Лукьянова быстро и качественно её набросала — мне осталось вписать пару абзацев, и шва не было видно. Это было на третий, что ли, день знакомства.

Вы с женой похожи или здесь приходится говорить о единстве противоположностей?

По складу ума очень похожи, по душевному складу абсолютно противоположны. То есть нам почти всегда одновременно приходят важные мысли, мы очень схожи в литературных и кинематографических вкусах (но не в музыкальных: я никогда не понимал, как можно любить Фредди Меркьюри или Scorpions, а Лукьянова, допустим, вообще не может слушать Шостаковича). Но у Лукьяновой классический сибирский характер — сдержанность, постоянство, прямота. Лукьянова очень добрая. Про себя я всего этого, к сожалению, сказать не могу. Она терпеливей и выносливей меня в разы. Она очень основательно ко всему подходит. Она любит возиться с растениями, в том числе на даче, и с животными, а я хоть и занимаюсь дачными делами, потому что это так надо, но только потому, что вообще люблю дачу и понимаю, что нельзя её запускать. Вообще у меня плохой характер. Скажу вам больше — я не считаю себя добрым. То есть в душе-то я добрый, так мне хочется думать, но на практике я раздражителен, несправедлив, отвратительно эгоистичен и т. д. Именно поэтому я стараюсь побольше сочинять и поменьше вступать в отношения с людьми. Общительность моя кажущаяся. С буквами у меня лучше получается.

Сложились ли у вас собственные семейные традиции?

Традиций никаких особенных нет, но не потому, что у нас есть теоретические убеждения на этот счёт. Всё складывается само собой: Новый год, Рождество, Пасху надо отмечать вместе. Есть круг друзей, которые бывают у нас и у которых бываем мы. Есть традиция совместных просмотров триллеров (я с сыном) и семейных комедий (Лукьянова с дочерью).

У вас с Ириной есть расхождения в вопросах воспитания детей? Что вы считаете главным в педагогике?

У меня принцип очень простой: воспитывать можно только личным примером. Мы много работаем и мало орём друг на друга — думаю, это и есть оптимальный способ воспитания. Потом, я иногда принимаюсь спорадически, судорожно наводить порядок, выбрасывать всё, что мне кажется лишним. Дети научились относиться к этому спокойно, несколько иронически. Раньше начинался бешеный рев, выхватывание каких-то мусорных драгоценностей и т. д. С тех пор я перестал воспитывать в них чистоплотность и упорядочивать их быт — мне даже нравится тонкий, сложно устроенный хаос, который они все во главе с женой устанавливают дома. Мне достаточно того, чтобы ничего лишнего не было на рабочем столе и чтобы нужные для работы книги стояли на привычных местах.

Вместе с супругой вы написали детские книги «В мире животиков» и «Зверьки и зверюши». Как происходил процесс совместного творчества?

Вот чего мы оба терпеть не можем, так это ужасного слова «супруга», в котором слышится какая-то помесь судака с белугой. И коровье слово «муууж» мне до сих пор кажется чужим. Что касается общей профессии, Марья Васильевна Розанова, крёстная нашего Андрея, говорит, что самый прочный роман — производственный. Я с этим согласен. Мне кажется, полное взаимопонимание возможно только с человеком сходных интересов — необязательно общей профессии, но близко к этому. Лукьянова больше всего боялась — это фраза из одного её письма сразу после знакомства), — что «жизнь превратится в производственное совещание». Но это, по-моему, оптимальный вариант. Совместное сочинительство всегда происходит одинаково: выдумывается история, а потом каждый записывает ту её часть, которая ему ближе. В «Зверьках и зверюшах» тоже не видно швов, но, конечно, большая часть зверьковых историй — моя, а зверюшливых — Иркина. В «Животиках» я и сам сейчас не помню, кто что написал.

Какие произведения мировой литературы вы бы порекомендовали в качестве учебников семейной жизни?

«Анну Каренину», пожалуй. «Свадебное путешествие» де Костера, вообще любимого моего писателя. Многое из Золя, хотя это по большей части отрицательные примеры. «Дорога уходит вдаль» Александры Бруштейн. Повести Сусанны Георгиевской. «Дитя эпохи» Житинского.

Фото: Максим Бурлак, Алла Козаченко, Максим Шадрин

Быков Дмитрий Львович. Журналист, поэт, прозаик, теле- и радиоведущий.

Окончил школу с золотой медалью и журфак МГУ с красным дипломом. Сразу по окончании университета Дмитрий Быков стал автором еженедельника "Собеседник", в котором работает до сих пор, занимает пост креативного редактора.

Преподаёт русский язык и литературу в средних школах Москвы для одарённых детей - "Интеллектуал" и "Золотое сечение". Дмитрий Быков - потомственный школьный учитель, его мать, Наталья Иосифовна Быкова - известный преподаватель словесности. Настоящая фамилия Дмитрия Быкова, или, вернее, его фамилия по отцу - Зильбертруд. Тот факт, что его отец - Лев Моисеевич Зильбертруд, регулярно всплывает во внутрицеховых дебатах с участием Дмитрия Львовича. Сам он, в свою очередь, любит на это отвечать, что с его внешностью можно было назваться хоть Ивановым, это никого бы в заблуждение не ввело.

Дмитрий Быков вёл курс журналистского мастерства в Институте Журналистики и Литературного Творчества - ИЖЛТ.

Публикуется как литературовед, полемист и колумнист во множестве изданий - «Вечерний клуб», «Труд», «Компания», «Новая газета», «Общая Газета», «Профиль», «Столица», «Огонёк» и т.д.

Поэт Дмитрий Быков в одном отношении, бесспорно, феноменален - он, используя выражение классика, "чемпион по стихам". Коллег Дмитрий поражает тем, что пишет стихи с той же скоростью, что и прозу, а прозу - со скоростью речи. Эта способность позволила Дмитрию Быкову открыть новый литературный жанр - рифмованную прозу.

Творческая биография Дмитрия Быкова очень разнообразна и насыщена. Его плодовитость стала легендарным фактом отечественной публицистики и была отражена в анекдоте: "пока ты сидел в туалете, Дмитрий Быков написал статью и заработал триста долларов".

С 1991-го года Дмитрий Быков - член Союза Писателей СССР.

Дмитрий Быков получил множество литературных премий. Практически каждый его роман удостоен одной или нескольких наград.

Роман-опера "Орфография" был выдвинут на премию «Национальный бестселлер», награждён Международной литературной премией им. Стругацких.

Роман "Эвакуатор" получил премию Стругацких и премию "Бронзовая улитка".

Жизнеописание "Борис Пастернак" из серии ЖЗЛ - премию "Национальный бестселлер" и "Большая книга".

Роман "ЖД" - премию Стругацких, "Большая книга", "Национальный бестселлер".

Рассказ "Отпуск" - премию "Портал".

Роман "Списанные" - премию "Бронзовая улитка".

Роман "Остромов, или Ученик чародея" - премию "Портал" и "Национальный бестселлер".

Журналистской премией "Золотое перо Росии - 2010" Дмитрий Быков награждён Союзом журналистов России по совокупности заслуг.

Быков вёл вечернее шоу на радиостанции "Юность", программу "Сити-шоу с Дмитрием Быковым" на Сити-FM, программу "Времечко" канала ТВЦ, "Картина маслом" канала Культура i , программу "Хорошо БЫков" на канале ATV, программу "Рождённые в СССР" канала Ностальгия и другие.

В 2011-12 годах был одним из авторов громкого медиапроекта "Гражданин поэт". Куплеты "на злобу дня" Быкова читает Ефремов. Проект был чрезвычайно популярен, пока все его участники не рассорились, друг друга не возненавидели и с облегчением проект не закрыли. Вот один из лучших выпусков, ставший реакцией на заявление Владимира Путина, злой, но смешной и с эстрадной точки зрения блестящий.

Дмитрий Быков женат на Ирине Лукьяновой, писательнице и журналистке.

Ирина публикуется в журналах «Ломоносов», «Карьера», «Город женщин», «Крестьянка», в газете "Собеседник". Дмитрий с Ириной написали в соавторстве книги "В мире животиков" и "Зверьки и зверюшки".

У Дмитрия Быкова и Ирины Лукьяновой двое детей.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры