"собор парижской богоматери" как романтический исторический роман. Роман В.Гюго «Собор Парижской богоматери»

Главная / Развод

«Il est venu le temps des cathédrales»… песня из ставшего столь популярным мюзикла «Notre-Dame de Paris» принесла славу не только исполнителям, но и пробудила интерес всего мира к роману Виктора Гюго, и к самому грандиозному собору Франции Собору Парижской Богоматери.

Собор, воспетый Виктором Гюго в его одноименном романе, считается главным духовным центром Парижа, а многие называют его «сердцем» города. Возвышаясь над Парижем, собор привлекает не только своим великолепием, но и многочисленными тайнами, о тайнах Собора Парижской Богоматери слагаются легенды. Но обо всем постепенно.

История собора

На месте нынешнего Нотр-Дама в 4 веке располагалась церковь Святого Себастьяна, а недалеко от нее находился храм Божьей Матери. Однако в XII в. Оба эти здания пришли в плачевное состояние, и парижский епископ Морис де Сюлли принял решение, возвести на их месте новый собор, который по его замыслу должен был превзойти по своей грандиозности все соборы мира.

Скульптура Мориса де Сюлли на церкви в Сюлли-сюр-Луар.

И уже в 1163 году после благословения Папы Александра III был возложен первый камень в фундамент будущего собора. Стоит отметить, что были и противники строительства Нотр-Дама, епископ Бернар, выступал с всевозможными протестами, говоря о том, что строительство данного здания слишком дорого обойдется казне города, в то время, как в городе царил голод. Но папа Александр III не слушал никого и по легенде сам возложил первый камень в строительство храма.

Vicente Carducho. El papa Alejandro III consagra a Antelmo de Chignin como obispo de Belley (1626-1632)

Строительство Собора Парижской Богоматери длилось практически два века. Над его обликом трудился не один десяток знаменитых архитекторов, но наибольший вклад в создании столько многоликого собора внесли Жан де Шель и Пьер де Монтрей.

Статуя Жана де Шелль в парке его родного города Шелль, деп. Сена и Марна

Пьер де Монтрёй

Строительство завершилось в 1345 году, за 170 лет романский стиль уступил место первенства готическому, что не могло не отразиться в облике Нотр-Дама де Пари, стены собора украсила своеобразная игра контуров и теней, и ему не было аналогов во всем мире.

Собор стал центром всех значимых событий страны. 18 августа 1572 года в соборе состоялось венчание Маргариты Валуа с Генрихом Наваррским. Но поскольку Генрих был гугенотом, то в собор его не пустили и поэтому всю церемонию он находился за дверями здания, а невеста, старалась запомнить всю церемонию, чтобы потом передать ее супругу. Спустя 6 дней после этого странного бракосочетания, гугеноты были перерезаны католиками при «Варфоломеевкой ночи». Через несколько десятков лет Генрих Наваррский произнес, ставшую позже крылатую фразу, «Париж стоит мессы» и перешел в католичество, и стал королем Франции.

Прибытие Наполеона Бонапарта в Нотр-Дам Собор для своей коронации в качестве императора.

Шарль Персье (1764-1838), Пьер Франсуа Леонар Фонтен (1762-1853)

Coronation of Napoleon I at Notre-Dame Cathedral in Paris.

Charles Percier (1764-1838), Pierre François Léonard Fontaine (1762-1853)

Коронация Наполеона,Жак-Луи Давид

Но собор не всегда был в почете. В XVII в. При царствовании Людовика XIV гробницы и витражи собора были разрушены. Во времена французской революции Конвент планировал стереть с земли великий Нотр-Дам, революционное правительство поставило условия для парижан, собрать «энную сумму» в помощь революции, и тогда собор будет спасен.

Деньги были собраны, но это якобинцы не сдержали свое обещание до конца. Колокола собора были переплавлены в пушки, гробницы и надгробные плиты были перелиты в пули и картели. По распоряжению Робеспьера у статуй иудейских царей были снесены головы. В соборе был оборудован винный склад. И только после термидорианского переворота собор был снова передан церкви. Но он находился в очень плачевном состоянии.

В 1831 г. благодаря публикации романа Виктора Гюго собор снова стал центром внимания властей. И в 1832 году была создана комиссия по реставрации здания.

Убранство Собора Парижской Богоматери

Длина собора составляет 130 метров, высота башен - 69 метров, вместительность около 9000 человек.

Фасады Собора Парижской Богоматери богато украшены скульптурами. Они являются одними из лучших скульптур средневековья. Скульптуры рассказывают нам историю от грехопадения до Страшного суда.

Апсида

Крыши и шпиль

Порталы

Галери де Руа

Тимпанов

Апостолы

Денис Парижа

Святой Стефан

Экклесия и синагога

Адам

В убранстве собора доминирует серый цвет, это цвет камня из которого сложены стены. В соборе очень мало окон и как в любом готическом храме здесь нет настенной живописи. Единственным источником света служат витражи, но свет, проникающий сквозь многочисленные витражи, наполняет храм разнообразными оттенками. Эта игра света придает собору особую феерическую красоту и некую таинственность.

Терновый венец Иисуса Христа

В соборе хранится одна из величайших реликвий христианства - Терновый венец Иисуса Христа. Он проделал путь от Иерусалима в Константинополь. До 1063 года он хранился в Иерусалиме, в 1063 году он был перевезен в Константинополь. Затем воины-крестоносцы захватили Византию.

«Ecce Homo», Корреджо

Византия находилась в разграбленном состоянии, местные князья нуждались в деньгах, и Бедуин II стал распродавать реликвии. Так терновый венец был выкуплен Людовиком IX.

Людовик IX Святой (Эль Греко, Лувр)

В 1239 году Терновый венец был доставлен в Париж. По приказу Людовика он был помещен в специально построенную часовню., где он и находился до французской революции. В эпоху революции часовня была разрушена, но венец удалось спасти, и в 1809 году он был помещен в Собор Парижской Богоматери, где и находится по сегодняшний день.

Терновый венец в соборе Нотр-Дам де Пари

Реликварий тернового венца в Нотр-Дам де Пари

Вместе с Терновым венцом в соборе находится и гвоздь с креста, на котором был распят Иисус Христос. Другой гвоздь можно увидеть в соборе города Карпантра. Еще два гвоздя находятся в Италии.

Издавна гвозди являются спором историков, сколько же их было три или четыре? Но на этот вопрос ответ не найден по сегодняшний день.

Дьявольский соблазн

Нотр-Дам овеян легендами. Одна из таких легенд связана с воротами перед входом в собор. Они настолько великолепны, что трудно поверить, что их мог сотворить человек. Легенда гласит, что их автором был кузнец по имени Бискорне, который по заказу канонника Нотр-Дама, согласился выковать ворота, достойные величию собора. Бискорне боялся не оправдать доверие канонника, и решил он обратиться за помочью к дьяволу, пообещав отдать душу за великолепную работу.

Портал Богоматери Портал Страшного судаПортал Святой Анны

Ворота для собора были настоящим шедевром, ажурные переплетенья сочетались с фигурными замками. Но вот беда, замки на воротах не мог открыть даже кузнец, они не поддавались никому, только после окропления святой водой они поддались. Бискорне не мог объяснить происходящего, он потерял дар речи, а спустя несколько дней умер от неизвестного недуга. И унес одну из тайн Собора Парижской Богоматери с собой в могилу.

Гаргульи и химеры собора Нотр-Дам-де-Пари

Кто хоть раз видел собор не мог не обратить внимания на множество фигур на соборе. Но зачем же они «украшают» здание храма? Являются ли они просто декоративным элементом, или они наделенными какими-то мистическими способностями?

Химер давно считаются безмолвными стражами собора. Считалось, что по ночам химеры оживают и обходят свои владения, бережно охраняя покой здания. На самом деле по замыслу создателей собора химеры олицетворяют человеческий характер и многообразие настроений: от меланхолии до злобы, от улыбки до слез. Химеры настолько «очеловечены»,что стали казаться живыми существами. И существует предание, что если смотреть на них в полумраке очень долго, то они «оживают». А если сфотографироваться рядом с химерой, то на фотографии человек кажется каменным изваянием.

Химеры

Но это всего лишь легенды. Кстати, химеры не всегда «украшали» собор, они появились на Нотр-Даме только во время реставрации, т.е. в средние века их не было в храме. На сегодняшний день полюбоваться гротескными фигурами можно посетив Галерею химер. Попасть на галерею можно, пройдя 387 ступеней северной башни, откуда еще открывается прекрасный вид на Париж. Одна из самых известных химер Нотр-Дама - это Стрикс.

Гаргульи

С французского языка gargouille переводится, как желоб или водосточная труба. Таким образом, чудовища не что иное, как водосточные трубы, отводящие потоки дождевой воды от крыши и стен собора.

Гаргульи

Собор Парижской Богоматери настолько разнообразен и многолик, что каждый год привлекает огромное количество туристов. Каждое воскресенье можно посетить католическую мессу, и услышать самый большой орган Франции, услышать необыкновенное звучание шеститонного колокола (именно к этому колоколу Квазимодо питал особую любовь.

Сочинение

Крупнейшим произведением Виктора Гюго, относящимся к этому периоду его деятельности, является «Собор Парижской богоматери».

Нередко пишут о том, что народ в этом романе Гюго - забубённая голь, даже и не народ, а деклассированные элементы средневекового общества, сила только разрушительная. Утверждая это, обыкновенно забывают о самой важной особенности характеристики народа в «Соборе Парижской богоматери» - о том, что он выведен как грозная сила, обладающая вместе с тем огромным чувством справедливости, человечностью, благородством, которого нет ни у Феба де Шатопер, ни у священника Фролло, ни тем более у Людовика XI, остервенело бросающего на подавление поднявшегося «Двора Чудес» своих стрелков, рыцарей, жандармов. Нельзя сказать, что эпоха Людовика XI - создателя единой французской монархии - отражена в этом романе с достаточной полнотой. Но что Гюго правильно показал многие из бесчеловечных средств, которыми осуществлялось сколачивание единой французской монархии, это не подлежит сомнению.

Период с середины 20-х и до середины 30-х гг. может считаться первым - значительным периодом творческого развития Гюго, в течение которого уже созданы глубоко своеобразные художественные произведения, по праву привлекшие к Гюго внимание всей Европы.

Особенно сложными в развитии творчества Гюго были ближайшие затем годы - от середины 30-х гг. до революции 1848 г. Этот период иногда принято считать периодом кризиса Гюго, что доказывается ссылкой на отсутствие значительных новых произведений, которые были бы равны по силе предыдущим или обозначали бы какой-то сдвиг писателя, переход к новым темам. Действительно, в эти годы написано немало слабых произведений, среди которых особенно показательна драма «Бургграф», заслуженно резко оцененная Белинским в специальной рецензии, посвященной постановке этой драмы в одном из петербургских театров. Многочисленные, образцы поэтического творчества Гюго в эти годы также не представляют особого интереса и далеки от тех высоких достижений Гюго-поэта, которые еще будут впереди.

Но одним из фактов, свидетельствующих о том, что развитие писателя не остановилось, что в нем медленно, но верно укрепляюсь критическое отношение к господству буржуазии уже не к его монархической форме, а к его сущности, рос протест против угнетения и эксплуатации, против власти чистогана, - одним из таких фактов является работа над первым вариантом романа «Отверженные».

Этот первый вариант существенно отличается от романа «Отверженные», написанного в 60-х гг. и пользующегося таким заслуженным успехом у читателя. Но и в нем налицо критика буржуазного строя, резкое противопоставление положения имущих классов и угнетаемых, эксплуатируемых народных масс, прямое отражение противоречий между трудом и капиталом, к уяснению которых двигался Гюго. Поскольку творчество писателя закономерно рассматривать не как некое нагромождение материалов, а как процесс, в котором развиваются определенные тенденции, постольку мы вправе считать, что работа над первым вариантом «Отверженных» - наиболее ценный момент этого второго периода развития Гюго, подготавливающий искусство Гюго-романиста 60-х гг.

Важно решить вопрос о начале третьего этапа в творчестве художника. Датировать ли..его 1851-м годом, годом изгнания Гюго, годом начала его борьбы против Второй империи, или, изучив его деятельность в годы республики, фиксировать переход к этому этапу уже в обстановке событий 1848 г.?

Хотя Гюго и был склонен идеализировать Вторую республику, но задолго до декабрьских событий он вступил в борьбу с буржуазной реакцией, осуществлявшей. планомерное наступление на общедемократические свободы, завоеванные в 1848 г. Герцен в «Былом и думах» первый подметил начало роста его демократических настроений, приходящееся именно на годы Второй республики, когда Гюго все глубже изучает положение народных масс Франции и со все большей страстностью стремится - противостоять напору реакции - на сей раз реакции буржуазной,. выросшей после расправы с рабочими в наглую и агрессивную политическую силу. Переход Гюго на позиции активной демократической деятельности, направленной в защиту интересов широких масс Франции, в том числе интересов рабочего класса, хотя бы в рамках буржуазной республики, намечается именно в эти годы.

В эти годы начинается и борьба Гюго за мир: он выступает в 1849 г. с протестом против войны, убеждая народы Европы в возможности успешного исхода борьбы против милитаризма. К декабрьским событиям Гюго пришел уже с некоторым опытом политической борьбы против буржуазной реакции, с некоторой закалкой, которую он получил в событиях 1850 г.; особенно важно подчеркнуть то обстоятельство, что 1849- 1850 гг. в жизни Гюго были периодом, когда началось и его непосредственное, широкое общение с народными массами.

Только этим и можно объяснить мужественное поведение Гюго в дни переворота и после него: писатель уже вступил на путь активного противодействия бонапартизму и пошел но нему все дальше, несомненно чувствуя за собой поддержку и любовь тех народных масс Франции, которые оценили но достоинству его отношение к перевороту 2 декабря, «Гюго под пулями встал во весь свой рост»,- писал об этом Герцен. Поэтому начало третьего этапа творческого развития Гюго уместно отнести к 1849 - 1850 гг., а не к годам, последовавшим за декабрьским переворотом.

В своих выступлениях 1849 - 1850 гг. против буржуазной реакции Гюго накануне переворота уже отражал демократический протест против диктатуры буржуазии, нараставший в широких народных массах Франции и прежде всего - в рядах рабочего класса.

Другие сочинения по этому произведению

Эсмеральда героиня романа «Собор Парижской богоматери» Характеристика образа Эсмеральды Образ собора «Парижской Богоматери» как символ эпохи Эсмеральда - характеристика литературного героя

Собор Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris) — это прекрасный, известный во всем мире католический храм, расположенный в самом центре Парижа. Нотр — Дам де Пари является одним из самых узнаваемых символов столицы Франции.

Собор расположен на востоке острова Сите. собора поражает своей двойственностью: с одной стороны — ярко выражена мощная энергетика романского стиля, и с другой стороны — используются новые веяния в того времени — готический стиль, который придает собору остроугольные вытянутые формы, подчеркивая простоту и изящество конструкции.

Характерные особенности.

Собор Парижской Богоматери поражает своими размерами и величием. Так, длина сооружения составляет 130 метров, высота храма достигает 35 метров, а ширина здания равно 48 метров. При этом поражают размеры одного из колоколов — вес колокола Эммануэль, расположенного в южной башне, составляет целых 13 тонн, а вес только одного языка этого колокола равен 0,5 тонны.

Сооружения отличается мощностью и величием. По вертикали он разделен пилястрами на три части, а в горизонтальном направлении — на три яруса галерей. В самом нижнем ярусе храма расположены три глубоких портала:

  • слева — портал Богородицы;
  • в центре — портал Страшного Суда;
  • справа — портал Анны.

Во внутреннем оформлении собора настенная живопись не используется. Практически единственным цветным украшением собора являются витражные окна, поражающие своей красотой и великолепием. Они отбрасывали разноцветные блики от солнечного света, и наполняли собор фантастическим, божественно красивым освещением.

В соборе проводятся богослужения, на которые собирается все население города. В нем проводятся торжественные церемонии, разыгрываются мистерии — предшественники театрализованных зрелищ. заключаются торговые договора и даже читаются лекции студентам. В Парижском соборе заседали Генеральные штаты — первый французский парламент.

В 1163 году на острове Сите в историческом центре Парижа король Людовик IX заложил основу нового собора французской столицы — Нотр — Дам де Пари — Собор Парижской Богоматери. Его строительство продолжалось в несколько этапов, с 1163 года по 1345 год;

  • 1182 год — была построена восточная часть собора.
  • 1200 год — западная часть собора.
  • XIII век — на протяжении практически половины столетия шло оформление западного фасада собора и создание его скульптурных композиций.

Таким образом, строительство собора продолжалось вплоть до XIV века. Величественно возвышаются над площадью могучие башни — невысокие бефруа, украшенные шпилем. Ниже расположен верхний ярус собора из прозрачного кружева декоративной аркады, еще ниже — средний ярус с огромны круглым окном — » розой».

Витражи собора.

Витраж » Северная роза» был остеклен в 1255 году, и по своему диаметру достигает около 13 метров. Это великолепное огромное витражное окно поражало своей красотой и отлично подобранной цветовой гаммой. В центре витража — изображение Богоматери с Младенцем, окруженное восьмью лепестками. Наружная сторона витража » Северной розы» довольно неплохо сохранилась, потому что была менее подвержена температурным и атмосферным воздействиям.

Витраж » Южная роза» был создан в 1260 году. В диаметре витраж также достигает практически 13 метров и состоит из 85 отдельных витражных панно, выполненных из фрагментов. Снаружи витражное окно выполнено в виде узорчатой решетки, изображающей собой цветок. Однако внешняя часть подверглась воздействию атмосферных явлений и поэтому ее реставрировали уже в наши дни.

Под ними расположена так называемая » Галерея Королей», на которой расположены 28 статуй, изображающих древних иудейских королей. Внизу широко раскрываются двойные дверные входы, перспективные порталы, украшенные резным орнаментом и скульптурами. Изогнутые дуги стрельчатых арок исполнены динамического напряжения.

Собор построен из камня серовато — желтого цвета. Внутри собора — торжественный полумрак. Сквозь огромные резные окна, украшенные витражами, проникает солнечный свет, окрашенный в разные цвета. Интерьер собора поражает изысканностью и великолепием. Там происходят богослужения.

Огромные тонкие ребра с трех сторон окружили сооружение. Центральный неф завершается высокой двускатной крышей, покрытой позеленевшей медью. Это величественное сооружение в и на сегодняшний день поражает своей красотой.

Строительство Нотр-Дам-де-Пари началось в 1163 году, в период правления Людовика VII. Первый камень в фундамент был заложен папой Александром III. Однако это место не пустовало никогда. До появления католического собора здесь находилась базилика Святого Стефана, первая христианская церковь Парижа. А ещё раньше – храм Юпитера, выполненный в галло-римском стиле. Базилика стояла на его фундаменте. Инициатором строительства собора в восточной части острова Сите на Сене был епископ Морис де Сюлли.

Строительство и реставрация

Возведение шло долго и поэтапно, а каждый шаг отражал какой-то определённый период культуры средневековой Франции. Датой завершения всех построек считается 1345 год. Правда, при Людовике XIII, в 1708-1725 годы, был полностью изменён соборный хор. А в годы Французской Революции, в июле 1793 года, Конвент заявил о необходимости убрать с лица земли символы всех царств, в результате чего все статуи королей, в том числе и в соборе Парижской Богоматери , были обезглавлены. Сам же он в тот момент имел статус Храма Разума.

Это стало причиной реставрации, которая проводилась в XIX веке. Несмотря на коронацию в соборе Наполеона и его супруги Жозефины, всё находилось в состоянии упадка. Уже почти приняли решение о сносе всех построек, но в 1831 году вышел в свет роман Виктора Гюго с одноимённым названием. Им писатель вдохновил французов на сохранение старой архитектуры и, в частности, этого собора. Было принято решение о масштабной реставрации, которая началась в 1841 году под руководством Виолле-ле-Дюка. Характерно, что в тот момент реставраторы не ставили перед собой цель восстановить именно тот собор, который был до начала революции. Появились новые элементы – галерея химер и шпиль высотой 23 метра. А также были снесены примыкающие постройки, в результате чего образовалась современная площадь перед собором.



_

Особенности собора

Представляет собой сложную архитектурную композицию. Самой старой постройкой является Портал Святой Анны, который расположен в правой части комплекса. Портал Страшного Суда находится в центре, его возведение относится к 1220-1230 годам. Северный портал Богоматери построен в XIII веке. Он расположен слева. Южный портал храма также возведён в XIII веке. Это трансепта, а посвящена она Святому Стефану, считающемуся первым мучеником христианства. В южной башне расположен колокол Эммануэль, который весит 13 тонн, а его язык – 500 кг.

Фасад храма, обращённый к площади, отличается легендарной величественностью. По вертикали он разграничен выступами в стене, а по горизонтали его делят галереи. В нижней части и находятся три упомянутых выше портала. Над ними же расположена и аркада со статуями царей древней Иудеи. По католической традиции, изнутри стены не содержат никаких росписей или орнаментов, а единственными источниками освещения в дневное время являются стрельчатые окна с витражами.

Собор Парижской Богоматери в наши дни...

В настоящее время собор находится в государственной собственности, а католическая церковь имеет постоянное право на совершение богослужений. В нём размещена кафедра архиепархии Парижа. Сам же архиепископ проводит литургии только в особенно торжественных случаях, иногда – в воскресные дни. В обычные дни ответственность за богослужение лежит на ректоре, которого назначает архиепархия. По простым дням недели и в субботу в соборе совершают по четыре мессы и проводится одна вечерня. В воскресный день – пять месс, а также утреня и вечерня.

В соборе установлен самый большой орган Франции. В нём 110 регистров и более 7400 труб. Играют на органе титульные органисты. По традиции, каждый из них участвует в службах в течение трёх месяцев в году.

Наряду с такими храмами, как в Барселоне, Покровский собор в Москве, собор Святой Софии в Стамбуле, собор Святого Марка в Венеции, Миланский собор, собор Святого Петра в Риме, Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, известен во всём мире и привлекает тысячи туристов.

ХХI век внёс свою печальную лепту в историю собора - пожар практически уничтожил постройку ХII века. О восстановлении и реставрации заговорили люди в разных странах мира, готовые прийти на помощь и поучаствовать в этом процессе, выражая свою любовь и уважение к труду тех, кто был причастен к возведению этого мирового архитектурного шедевра.

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово



Выставка макетов «Мировые архитектурные шедевры» представляет гостям этнографического парка миниатюрные копии зданий, находящихся под охраной ЮНЕСКО. Экспозиция расположена на втором этаже павильона Улицы Мира «Вокруг Света», над площадью Дружбы народов. Здесь вы можете полюбоваться пирамидами Гизы и японским дворцом Химэдзи, китайским «запретным городом» Гугун и ацтекской пирамидой Солнца, баварским замком Нойшванштайн и французским Шато-Шамбор, индийским храмом Махабодхи и римским Пантеоном, лондонским Тауэром и Московским Кремлём. Миниатюрные макеты сделаны из высококачественного полимерного материала китайскими мастерами по специальному заказу ЭТНОМИРа.

Приезжайте знакомиться с миром в ЭТНОМИР!

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры