Сочинение-описание картины Васнецова «Богатыри» Современники о картине «Богатыри». Сочинение по картине богатыри васнецова История написания шедевра

Главная / Развод

В. Васнецов написал картину «Иван Царевич на сером волке» в 1889 году. Он известный художник, который проиллюстрировал многих героев из русских былин и сказок.

Картина кажется нам волшебной: настолько реалистично прорисованы все детали: начиная от веток и травы на переднем плане картины и до одиноко стоящего дерева за дымкой тумана. На картине преимущественно преобладают тёмные тона, которые завораживают и придают таинственность пейзажу.

Особую сказочность придают картине белые цветы, которые усыпали ветви чёрного дерева, справа от волка. Эта цветущая яблоня как символ жизни в их судьбе, знак веры и надежды на будущее.

На центральном плане расположился злой волк, который, вытащив язык, убегает от погони. Мы видим его силу, зверскую мощь с которой он бежит вперёд, преодолевая сухие деревья на своём пути. Взгляд волка устремлён вперёд, он и не думает возвращаться. На нем сидит насторожившийся Иван, держа рукой испуганную Елену. Волк является символом преданности, мы видим, что ради Царевича он преодолеет любые преграды, лишь бы он остался в живых.

Иван одет в роскошный золотой кафтан с голубым поясом и в оранжевую шапку с мехом, за плечами у него меч - все эти детали одежды характерны для героя русских сказок. По его взгляду видно, что он высматривает погоню, переживает за Елену. Царевич в любой момент готов достать меч из ножен и пуститься в бой за сердце прекрасной дамы.

Елена в голубом платье с золотыми оборками прислонилась к Ивану. Ее пшеничные волосы развеваются на ветру, что показывает нам динамику картины. Видно, что путь их неблизкий, от усталости она приняла такую позу, при этом сложив спокойно руки у себя на коленях. Она полностью доверяет Ивану, в ее глазах нет беспокойства.

На заднем плане изображены по-настоящему сказочные деревья: они разных оттенков, от коричневого до чёрного, мох на них кажется изумрудным, искрящимся. Слева поваленная еловая ветвь. Тонкая дымка тумана связывает сказочный лес между собой, за которой уже ничего не разглядеть. Это значит, что назад пути нет.

Проанализировав картину становится ясно, что Васнецов творил не только используя сюжеты русских сказок, но и добавлял символику, которая позволяет нам прочувствовать душевное состояние героев, раскрыть атмосферу того времени. Смотря на картину, возникает ощущение полного присутствия, как будто ты сам побывал в этой сказке, пережил сюжет вместе с героями, окунулся в их сказочный мир.

По картине Васнецова «Аленушка», можно ознакомиться с биографией автора, узнать предысторию создания шедевра, после этого изучить описание пейзажа, героини. Тогда письменная работа будет обстоятельной и интересной.

Биография художника

Виктор Михайлович Васнецов родился 3 мая 1848 года в в селе Лопьял. С 1858 по 1862 годы получал образование в духовном училище, затем окончил Вятскую духовную семинарию. Мальчик постигал азы художественного ремесла с педагогом по изобразительному искусству гимназии Н. Г. Чернышевым. Затем, переехав в Петербург, с 1867 по 1868 год Виктор берет уроки живописи у И. Н. Крамского в Рисовальной школе. В 1868 году он поступает в Академию художеств, которую заканчивает в 1873 г.

В 1869 году Васнецов начинает выставлять свои экспозиции, с 1893 года Виктор Михайлович действительный член Академии художеств.

В своем творчестве В. М. Васнецов использует разные жанры. Начинает он как художник бытовых сюжетов, создав картины «Военная телеграмма», «Балаганы в Париже», «С квартиры на квартиру», «Книжная лавочка». Затем главным направлением его творчества становятся былинно-исторические темы. В этом жанре художник написал картины: «Иван-Царевич на сером волке», «Витязь на распутье», «Богатыри», «Алёнушка».

Если школьнику зададут написать Васнецова «Алёнушка», можно начать с краткой биографии автора, затем рассказать, когда была создана эта картина. Художник написал ее в 1881 году. На ней изображена Алёнушка, Васнецов нарисовал не только облик девушки, передал ее душевное состояние, но и при помощи природных пейзажей дал понять зрителю настроение картины.

История написания шедевра

Виктор Михайлович приступил к работе над полотном в 1880 году. Картина В. М. Васнецова «Аленушка» начала создаваться в Абрамцево, на берегу у пруда в Ахтырке. Если сравнить природные абрамцевские пейзажи с художественной картиной на сказочную тему, можно найти много общих черт, это береговая линия, темные воды, деревья, кусты.

Именно в таких условиях и грустит главная героиня полотна. Художник рассказывал, как родилась идея написания картины. С детства он знал сказку «О сестрице Алёнушке и братце Иванушке». Однажды, гуляя по Ахтырке, живописец встретил девушку с распущенными волосами. Она поразила воображение творца, так говорил сам Виктор Васнецов. «Аленушка», - подумал он. Девушка была полна тоски и одиночества.

Под впечатлением этой встречи художник нарисовал этюд. Если присмотреться к нему, видно, что именно эта девочка стала главной героиней картины. Те же большие печальные глаза, под ними, которые показывают, что юное создание не высыпалось, так как нужно было рано вставать, тяжело работать.

Сюжетная линия картины

Сочинение по картине Васнецова «Аленушка» можно начать и с рассказа о сюжете. Как было сказано выше, полотно было создано под впечатлением сказки, абрамцевских пейзажей и встречи с молодой крестьянкой.

После этого можно перейти к рассказу о том, кто изображен на картине - Аленушка. Васнецов нарисовал молодую девушку, которая сидит на большом камне, на берегу пруда. Она отрешенно смотрит на воду, взгляд полон грусти и печали. Быть может, она глядит на водную гладь и думает, когда же ее любимый брат, превращенный в козленочка, снова станет мальчиком. Но пруд безмолвен, не дает ответа на сокровенный вопрос.

Описание главной героини

Девчушка одета в простую русскую одежду, она босая. На ней - кофта с короткими рукавами и Из-под него виднеется нижняя сорочка. Именно так одевались на Руси крестьянки. В этой сорочке ложились спать или иногда купались в жару. Так была одета и Аленушка, Васнецов изобразил героиню известной сказки с немного растрепанными волосами. Видимо, девочка провела довольно долгое время на берегу пруда, глядя в водную бездну.

Она, не отрываясь, смотрит перед собой, покорно опустив голову на руки. Хочется, чтобы, наконец, злые чары развеялись, Алёнушка воспаряла духом и ушла домой в хорошем настроении. Но сумрачные краски картины не дают возможности надеяться на это.

Пейзаж

Ученик может продолжить создавать сочинение по картине Васнецова «Аленушка» описанием природы. Она играет в сюжете не последнюю роль и помогает понять его драматичность. Окружающий пейзаж, как и девочка, полон грусти и печали, он сумрачный.

На заднем плане мы видим еловый лес, он написан темно-зелеными красками, что придает ему таинственный вид.

От темной глади воды веет холодом, видно, что пруд настроен по отношению к ребенку недоброжелательно. Немного оптимистических ноток вносят в водный пейзаж зеленые листья камыша, которые расположены недалеко от героини. Алёнушку окружают и дружелюбные осинки, они тоже добавляют немного радужных красок. Когда набегает легкий ветерок, их листья шуршат, будто бы говоря девочке, чтобы она не печалилась, что все будет хорошо. Все это передал при помощи масляных красок и холста В. М. Васнецов.

«Аленушка», сочинение, заключительная часть

Если сочинение задали ученикам младших классов, они расскажут о своем видении картины, а в конце работы поведают, что будет дальше. Пусть заключение станет радужным, как и в сказке. Алёнушка со временем встретит любимого человека, выйдет за него замуж. Козленочек вновь превратиться в Иванушку, и все будут жить в мире, любви и согласии!

Очень часто художники используют в своих картинах мотивы русского народного творчества. Особую популярность этот прием набирает в девятнадцатом веке, когда жил и художник Виктор Васнецов. Он яркий представитель художественной живописи, в основе которой лежали фольклорные мотивы. Они и стали основной темой творчества Виктора Михайловича.
Известно, что Виктор Васнецов написал много картин, которые не только сохранились до нашего времени, но и стали настоящими шедеврами. Чаще всего в его полотнах находили отражение русские народные сказки и былины Руси. Такие необычные картины, имеющие определенный сказочный или былинный сюжет и сделали из художника Васнецова признанного мастера не только в нашей стране, но и на мировом уровне.

Интересна история его великолепной картины «Богатыри». Известно, что он ее писал на протяжении тридцати лет. А началась она с того, что неожиданно для самого себя художник, находясь под впечатлениями от былин, подошел к полотну и сделал небольшой набросок карандашом, даже не представляя еще в тот момент, что из этого может получиться. Но позднее он опять вернулся к этому наброску карандашом, внимательно его рассмотрел и, обдумав все тщательно, решил дополнить его некоторыми деталями. Но они совсем не испортили то, что уже было на полотне, а лишь сделали ее настоящим целостным монолитом художества, в которой так ярко проявилась любовь к родной русской земле. В картине отчетливо читается, как восхищен ее автор русским духом вольности, единства и тех могучих сил, которые таятся в русском человеке.

На картине Виктора Васнецова изображены три богатыря, которые стали настоящими былинными героями, прославили свою родную землю. Художник изобразил их тогда, когда они едут дозором по своему родному краю, осматривая все ли тихо и спокойно на их родной земле. Молодые люди остановились, они не только отдыхают, но и внимательно осматривают местность, чтобы понять, нет ли врага на русской земле, не пытается ли кто-нибудь нарушить покой русских людей, которым живется вольно и хорошо. Эти три богатыря смотрят внимательно и в любую минуту они готовы вступить в бой, чтобы защитить свой народ и свою землю, ведь русская земля должна жить спокойно и свободно. И ответственность за это они взяли на себя.

Три сильных богатыря долго скакали по полю и вот они остановились, зорко всматриваясь вперед, они внимательно вслушиваются в звуки природы, пытаясь увидеть или услышать любую опасность. Их оружие всегда готово к бою. Самый старший из них - это Илья Муромец. Художник его на своей картине поместил в центр. Он грузно сидит на своем вороном и смелом жеребце. Его приятная борода уже понемногу становится седой, а это значит, что с каждой такой серебряной прядью он становится умнее и мудрее. Левой рукой он держит булаву, которая хоть и тяжелая, но совершенно не мешает богатырю. Он легко поднимает руку с булавой, приставляет ко лбу и внимательно всматривается вдаль. Он смотрит в ту сторону, где совсем недавно слышался какой-то шум, но теперь почему-то там опять все спокойно. Другой рукой Илья придерживает своего резвого коня и копье. Его нога вытянута из стремени, чтобы в любой момент быть готовым к отражению атаки и для вступления в сражение.

Даже конь у Ильи Муромца изображен художником по-особенному. Ухо лошади тоже внимательно прислушивается к тому, что происходит вокруг, он слышит лучше, чем его хозяин. Но лошадь еще и смотрит в ту сторону, где раздавался недавно шум. А сколько сил ему нужно, чтобы скакать с богатырем, который всегда находится в полном боевом снаряжении!

Слева от могучей лошади светло-серого окраса с белой гривой, которая принадлежит Илье Муромцу, стоит прекрасный и белогрудый конь. На нем уверенно сидит Добрыня Никитич. Видимо, он тоже услышал шум, а, может быть, даже первым, так как уже успел вытащить свою саблю и даже снял щит, переместив из постоянного места ношения на плече к груди. У его лошади густая и прекрасная грива, которая даже, несмотря на то, что заплетена в косу, все-таки развивается на ветру. Окрас лошади второго богатыря светло-серый. И эта лошадь тоже слышит неприятный шум.

Третий богатырь - это Алеша Попович. Он изображен художником как красивый и мужественный молодой человек с большими прекрасными глазами и черными роскошными бровями. У молодого богатыря по хитрому выражению можно увидеть, что он расслаблен и пока еще не чувствует никакой опасности, так как его щит находится все еще за плечами, хотя рука уже и лежит на тетиве. И конь его отличается от остальных, так как имеет рыжий окрас. Лошадь молодого богатыря тоже чувствует какой-то шум, поэтому наклонила голову и, прислушиваясь, готовиться к сражению.

Три смелых и отважных богатыря остановились в поле, которое уютно раскинулось среди холмов. Где-то на горизонте это поле встречается с седым горизонтом. А по хмурому небу плывут огромные облака. Видно, что богатыри уже давно и много скакали и теперь аз их плечами остались овраги, холмы, большие и маленькие, и перелески. Можно увидеть на полотне, что самые опасные места, где мог пробраться неприятель, смелые люди уже проехали. И вот теперь, выехав из темного и густого леса, они остановились на поле, где очень много камней, степной травы, желтой и редкой, и елочек, которые пока совсем еще маленькие.

Но природа вокруг богатырей суровая, пасмурная, хмурая, словно она желает о чем-то предупредить своих защитников. Совсем неожиданно начинает дуть и ветер, небо с каждой минутой становится все мрачнее, словно оно готовится к дождю. Васнецов использует темные и тусклые краски для описания природы, словно она ожидает чего-то нехорошего и недоброго. Да и богатыри уже ждут, перестали беседовать и прислушиваются к каждому шороху. Эти три мужественных человека охраняют русскую землю, будут делать все, чтобы отразит натиск любого врага.

Картина Виктора Васнецова всегда всем нравиться, так как она вселяет в человека уверенность о безопасности и защите. Такое полотно говорит о том, что у нашей страны есть прекрасное будущее, так как земля русская рождает таких богатырей. А вот стойкость и мужество русского человека, его непобедимость, лишь только становиться сильнее.

На картине Виктора Васнецова «Богатыри» изображены три русских богатыря, о которых складывали былины на Руси – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Герои земли русской запечатлены, судя по всему, в момент, когда, обходя дозором границы, они остановились, чтобы осмотреться. За их могучими спинами, над холмами, собираются тучи, олицетворяя угрозу со стороны врагов. Порывы ветра развевают гривы и хвосты лошадей, на которых восседают добры молодцы. В природе чувствуется тревожное ожидание. Чувствуется тревога и во взглядах двоих богатырей, Ильи и Добрыни.

Герои русских эпосов, былин – люди выдуманные. Но они очень похожи на людей обычных, они не великаны и не монстры, у них в руках нет никаких спасительных волшебных предметов, а только обычное оружие. Наши богатыри олицетворяют лучшие качества русского народа: его патриотизм, готовность к любым испытаниям, мужество и волю к победе. А то, что героев трое, должно говорить о том, что только вместе можно одолеть любого противника. Несмотря на то, что каждый из героев способен справиться с кем угодно, и об этом как раз говорится в былинах, все-таки художник показывает, что сила наша – в единстве.

Илья Муромец – главный среди троих. Он вышел из народа, из крестьянской семьи. Тридцать лет и три года накапливал он силищу свою богатырскую. За его плечами – огромный опыт и славные победы. Он уже не молод, но полон сил. Он мудр, как старец. Решителен, непобедим. Илья широк в плечах, а весу в нем – гораздо больше 100 килограммов. От сурового взгляда Муромца любой задрожит. Зорко вглядывается он в даль. Он вооружен тяжелой булавой и копьем. Крепко сидит он в седле на вороном коне-тяжеловозе. На нем простая кольчуга и островерхий шлем.

Его брат по оружию Добрыня Никитич тоже обладает недюжинной силой. Он тоже не знает поражений, тоже наделен мужеством и храбростью, но происхождением он отличается от Муромца. Добрыня – княжеский сын. Его кольчуга, щит и меч выдают богатое происхождение. Конь у него белой масти, это тоже признак благородного происхождения седока.

А Алеша Попович – из духовного сословия. Он самый молодой из богатырей, у него даже еще нет бороды. Его взгляд – это взгляд юноши, а не закаленного боями воина. Однако и он, облаченный в сияющие латы и вооруженный луком и стрелами, в бою храбр и искусен. Кроме того, он смекалист и хитер. Рыжий конь Алеши, видимо, так же горяч, как его хозяин.

Богатыри у Васнецова все разные – и по происхождению, и по характеру, и по одежде, и по вооружению, даже кони у них разной масти. Мне кажется, художник намеренно это подчеркнул. Возможно, он хотел показать, что какими бы разными ни были русские люди, у них есть качества, которые их объединяют: это их любовь к родине, их сила и стойкость, особенно в тяжелую для страны годину.

Глядя на богатырей, можно быть абсолютно уверенными в том, что защита Отечества – в надежных руках.

В. М. Васнецов написал множество картин. Одной из самых лучших и знаменитых картин являются «Богатыри». Над ней он работал около десяти лет.

В центре - самый сильный и мудрый из богатырей, Илья Муромец на вороном коне. Глядят вдаль глаза ясные его, сорокапудовая палица свободно свисает с поднятой руки, в другой Илья держит длинное копьё. Густую бороду уже слегка тронула седина.

По правую руку Ильи Муромца восседает на своём коне Добрыня Никитич. Уже вынимает он меч из ножен золочёных, а сапоги сафьяновые в бока скакуну доброму упираются. Богатые доспехи так и сверкают на солнце.

По левую сторону Алёша Попович на своём добром коне. Молод и хитёр богатырь, в руках лук тугой, за плечами стрелы калёные. Но не только воин Алёша Попович - на боку у него гусли. В краткие минуты отдыха Алёша радует побратимов весёлыми звонкими песнями.

Стоят они втроём на заставе, а за плечами у них Русь родимая, охранять которую богатырским долгом повелено. Но собираются уже над ними бурые тучи: это надвигаются войска поганые...

В. М. Васнецов воссоздал в своей картине собирательный образ русского воина. Мне всегда приятно вновь увидеть его произведения искусства.

Под редакцией G.M.Kaite

Виктор Михайлович Васнецов - знаменитый русский художник-передвижник, автор жанровых картин, лирических и монументально-эпических полотен на тему русской истории, народных былин и сказок. Одним из наиболее известных произведений Васнецова является картина "Богатыри".

Художник изобразил на картине трех былинных богатырей - Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. Они стоят в конном дозоре, оберегая Русь от нашествия врагов -кочевников.

Каждого из персонажей картины Васнецов наделил характером, каждому придал индивидуальные черты. Вот в центре Илья Муромец, в кольчуге и шлеме, вооруженный железной палицей, копьем и щитом. Из-под рук* зорко всматривается богатырь в степные просторы. Могуч Илья Муромец, могуч его вороной конь. Справа от Ильи - любимец русского народа Добрыня Никитич. Он одет очень нарядно: у него узорчатый шлем, шитые сапоги, сверкающие доспехи, червленый щит, меч. Богатырь нетерпеливо сжимает рукоятку меча: быть бранной потехе! Слева от Ильи самый младший из трех богатырей - Алеша Попович. Юный богатырь держит наготове лук, снаряженный стрелой. Но не только воин Алеша Попович - на боку у него гусли. В краткие минуты отдыха Алеша радует побратимов веселыми звонкими песнями.

В образе трех богатырей Васнецов воплотил извечную мечту русского народа о непобедимом и справедливом защитнике. Множество былин сложено об Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. Каждый, кто читает их, по-разному представляет себе героев-богатырей. И только огромный талант Виктора Михайловича Васнецова позволил нам как бы воочию увидеть мужественных бесстрашных богатырей, образы которых с такой художественной силой воплощены в русском фольклоре.

Виктор Михайлович Васнецов - знаменитый русский художник-передвижник, автор жанровых картин, лирических и монументально-эпических полотен на тему русской истории, народных былин и сказок. Одним из наиболее известных произведений Васнецова является картина "Богатыри". все права защищены 2001-2005 Художник изобразил на картине трех былинных богатырей - Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. Они стоят в конном дозоре, оберегая Русь от нашествия врагов-кочевников. Каждого из персонажей картины Васнецов наделил характером, каждому придал индивидуальные черты. Вот в центре Илья Муромец, в кольчуге и шлеме, вооруженный" железной палицей, копьем и щитом. Из-под рук зорко всматривается богатырь в степные просторы. Могуч Илья Муромец, могуч его вороной конь. Справа от Ильи - любимец русского народа Добрыня Никитич. Он одет очень нарядно: у него узорчатый шлем, шитые сапоги, сверкающие доспехи, червленый щит, меч. Богатырь нетерпеливо сжимает рукоятку меча: быть бранной потехе! Слева от Ильи самый младший из трех богатырей - Алеша Попович. Юный богатырь держит наготове лук, снаряженный стрелой. Но не только воин Алеша Попович - на боку у него гусли. В краткие минуты отдыха Алеша радует побратимов веселыми звонкими песнями. В образе трех богатырей Васнецов воплотил извечную мечту русского народа о непобедимом и справедливом защитнике. Множество былин сложено об Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. Каждый, кто читает их, по-разному представляет себе героев-богатырей. И только огромный талант Виктора Михайловича Васнецова позволил нам как бы воочию увидеть мужественных бесстрашных богатырей, образы которых с такой художественной силой воплощены в русском фольклоре.

Copyright 2002-2005 StaLs.ru All RIghts Reserved. design by brovkin.ru

Виктор Михайлович Васнецов – почитатель русской старины. В его творчестве старая Русь с ее легендами, преданиями, летописями занимает значительное место. По мнению многих исследователей творчества этого знаменитого художника, картина «Богатыри» является одной из самых значительных. Создавалось полотно более двадцати лет. Сам В.М. Васнецов говорил, что богатыри были его «творческим долгом, обязательством перед родным народом».

Центральное место на картине занимают три богатыря: Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. В свойственной ему манере, Васнецов прописывает малейшие детали. Композиция картины продумана до мелочей. Взгляд зрителя в первую очередь обращается на Илью Муромца, который нарисован в центре. Этот былинный герой занимает одно из важнейших мест в русских былинах.

Лицо этого умудренного опытом богатыря сурово. Он внимательно вглядывается вдаль, приложив руку ко лбу. На ней висит палица, в другой руке зажато копье. Фигура Ильи Муромца поражает мощью. Под стать седоку и конь. От богатыря веет силой. Это надежный страж земли русской. В тоже время есть что-то в герое мягкое и ласковое, доброе, свойственное открытой русской душе.

Не таков Алеша Попович. В лице самого младшего из богатырей видна хитринка, лукавинка. Это веселый балагур, шутник. Но в любой момент веселость слетит с лица героя, и он ринется в бой на защиту родной земли. Его рука крепко держит лук, а на боку наготове колчан со стрелами.

Тревожен окружающий богатырей пейзаж. Ветер треплет гривы коней, пригибает к земле ковыль. Облака собираются в грозовые тучи. Кони настороженно пригнули головы, лишь конь Добрыни Никитича вскинул ее, почуяв опасность. Но стражи наготове. Добрыня Никитич слегка вынул меч из ножен. Его взгляд направлен в ту же сторону, что и взгляд Ильи Муромца. Богатыри надежно хранят покой родных просторов. Никакая сила им не страшна.

Недавно мне довелось познакомиться с гениальным полотном Васнецова «Богатыри». На этой картине изображены три былинных богатыря, которые с давних пор защищали родную землю. Они смотрят внимательно по сторонам, чтобы вовремя отбить атаку врага. Их орудие всегда наготове, а кони нетерпеливо взрывают землю копытами. Богатыри облачены в доспехи, которые плотно облегают их крепкие, мужественные тела. От этого полотна веет мужественностью и надежностью, что вселяет веру в счастливое будущее.

Чтобы подчеркнуть значимость богатырей, автор поместил их в чистое поле. За спиной виднеются холмы и бескрайние просторы земли русской, которую тысячелетиями охраняют эти бравые ребята. Под ногами ярко зеленеет трава, а местами попадаются редкие елки. Они еще не выросли, но со временем станут большими и красивыми деревьями. При создании этого полотна художник использовал сочетание светлых и темных красок, чтобы показать, что добро победит.

Картина мне понравилась своей сильной энергетикой. Кажется, что богатыри вот-вот сойдут с картины - и пойдут наводить порядок на родных просторах.

artsoch.ru. Сочинения по картинам

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры