Соединительные "о" и "е" в сложных словах. Сложные слова в русском языке: соединительные гласные

Главная / Развод

Тема урока: Сложные слова. Соединительные гласные о и е в сложных словах.

Цели: знать способы образования сложных слов, условие выбора соединительных гласных О и Е; развивать орфографическую зоркость, коммуникативные умения, интерес к предмету; воспитывать чувство дружбы, коллективизма, умение вести учебный диалог

Оборудование: презентация, карточки.

Ход урока:

I. Организационный момент

Вступительное слово

Ребята, прежде чем начать урок, посмотрели друг на друга, улыбнулись.

Я желаю всем вам удачи, чтобы наш урок был добрым, светлым

II. Актуализация знаний

Задача: Настроить учащихся на восприятие нового материала, повторить материал о способах образования слов.

Задание : Прочитайте стихотворение «Веселые стихи» и расскажите, как образуются слова в русском языке.

Как растут слова

Как-то много лет назад
Посадили странный сад .
Не был сад фруктовым -
Был он только словом.

Это слово - слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло -
Стало много новых слов.

Вот из сада
Вам рассада .
Вот еще посадки рядом.
А вот садовод .
С ним садовник идет.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
(А. Е. Измайло в)

III Работа над новой темой .

1.Видео «Сложные слова в русском языке»

2. Определение темы урока. Запись в тетради числа и темы урока Сложные слова. Соединительные гласные о и е в сложных словах.


- Какова же тема нашего урока?

Слова пешеход, электровоз, пароход, самолет – сложные слова. Они образуются:

сложением целых слов: школа-интернат ;

основ слов с соединительной гласной: пароход;

части основы слова с целым словом: детсад;

сокращенных основ: театр юного зрителя – ТЮЗ .

В сложных словах соединительная о пишется после твердых согласных, а соединительная е – после мягких согласных, шипящих и ц .

Например: нефтепровод, самолёт, птицелов.

Мы выяснили, какие слова называются сложными, узнали, что при образовании сложных слов участвуют две соединительные гласные О и Е.

Есть ещё и буква И, выступающая в этой роли, но с нею мы встретимся, когда займемся именами числительными, например: шестилетки, так что остались О и Е . Они и будут сегодня гостями нашего урока.

(Слова записаны на доске)

Верхолаз←верх, лазить

Нефтепровод ← нефть, проводить
Пешеход ← пеший, ходить
Овощерезка ← овощи, резать
Птицефабрика ← птица, фабрика

3.Подготовка к восприятию темы. Задание: отгадать загадки

Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет.
Что такое? (САМОЛЁТ)

По волнам плывёт отважно,
Не сбавляя ход.
Лишь гудит машина важно,
Что такое? (ПАРОХОД)

Каждый день выходит утром
В повседневный свой поход.
Знать все правила обязан
На дорогах … (ПЕШЕХОД)

Как называется такой способ образования слов?
- Предположите, как могут называться такие слова?

4.Работа с учебником Упражнение 5 Стр.75 Из каждой пары слов составьте сложное слово, запишите, подчеркните соединительную гласную о или е. Объясните свой выбор.5.Задание: К данным словам подберите антонимы, объясните выбор соединительной гласной.

Ленивый ученик – трудолюбивый.

Серьезный юноша – легкомысленный.

Однообразное движение – многообразное.

Враждебное отношение – дружелюбное.

6.Физмнутка

7. Задание:

К словам левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Запишите сложное слово, обозначив графически выбор соединительной гласной.

правильно

проводить


8.Кроссворд

(Каждый ученик получает карточку с кроссвордом и заполняет самостоятельно).

1. Специалист по разведению садов.
2. Локомотив с паровым двигателем.
3. Канал для выхода дыма из трубы.
4. Русская народная игра-пляска.
5. Лес, поваленный бурей.
6. Бесплановое, стихийное совершение какого-нибудь дела, работы.
7. Огнестрельное оружие.

9. Словарная работа

МЕНЕДЖЕР – это специалист, который занимается организацией производства или коммерческой деятельностью, организацией внешнетор­говых операций; ведет коммерческие переговоры.

10. Игра «Менеджер по закупкам»

Представьте себе, что вы - менеджер по закупкам. Составьте список транспортных средств, в названии которых были бы соединительные гласные о - е.

Представьте себе, что вы – менеджер на бирже труда. Составьте список необходимых нашему аулу, району профессий, занятий, в которых бы были соединительные гласные е-о

11. «Немой диктант». Напишите названия по картинкам

12. Творческая работа.

Задание: заменить слова одним сложным словом. (Выполните устно).

(чаепитие)

помогать взаимно

(взаимопомощь)

любить труд

(трудолюбие)

люди одной фамилии

(однофамильцы)

тот, кто ходит пешком

(пешеход)

старший класс

(старшеклассник)

13. Работа с карточками. Проверь себя

Пар…ходство

Растен…водство

Олен…водство

Басн…писец

Власт…любие

Кон...водство

Песн...пение

Прав...писание

Язык...знание

Стал...вар

Гряз…лечение

Хлеб...резка

Газон...косилка

Птиц...лов


IV . Закрепление темы

Оперативный контроль.

Тест “Верные и неверные высказывания”.

Я произношу утверждения, если вы согласны с ним – хлопайте в ладоши, не согласны – топайте ногами.

1. Сложные слова – это все длинные слова.

2. Если первый корень оканчивается на твёрдый согласный, то пишем соединительную гласную –О-.

3. После букв – Ж – и – Ш – пишется – О-.

4. Слова, у которых 2 корня, называются сложными.

5. В словах садовод, водолаз – соединительная гласная –О-.

6. Если первый корень оканчивается на мягкий согласный, то пишем соединительную гласную -Е-.)

VI. Подведение итогов.

Выставление оценок.

Домашнее задание: Сочинить загадки, в которых отгадки – сложные слова

Примеры сложных слов (с двумя корнями) с соединительными гласными е, о?

    Перечислять всем обычные повседневные слова не интересно, поэтому приведу не просто примеры, а слова, выдуманные, например, поэтом Маяковским. Некоторые из них успешно вошли в наш с Вами язык.

    Итак, соединительная буква О:

    • голоштанный
    • дрыгоножество (поясню - это о Кшесинской, тогда смысл слова сразу станет ясен)
    • задолицая (в контексте со словом полиция, очень удачно, не правда ли?)
    • крикогубый
    • златоустейший

    Соединительная Е:

    • сердцелюдый

    Многие писатели придумывали собственные слова, но большинство таких слов у Маяковского - рождены в муках, выстраданы, они придают эмоциональность и экспрессивность его произведениям.

    Однако не могу не упомянуть еще одно слово. Его придумал Салтыков-Щедрин. Очень подходящее для нашего времени - благоглупость .

    Слово птицЕлов образовано от птица и ловить;

    Слово лесОзаготовка образовано от лес и заготовка;

    Слово морозОстойкий образовано от мороз и стойкий;

    Слово овощЕхранилище образовано от овощ и хранилище;

    Слово листОпад образовано от лист и падать;

    Слово землЕтрясение образовано от земля и трясение;

    Слово дымОход образовано от дым и ходить;

    Слово языкОзнание образовано от язык и знание;

    Слово лесОстепь образовано от лес и степь;

    Слово ледОход образовано от лед и ходить;

    Слово рыбОлов образовано от рыба и ловить;

    Слово птицЕфабрика образовано от птица и фабрика.

    Слова с соединительной гласной -о-:

    латиноамериканский, североморской, западноуральский, тмноволосый, свекловод, коротковолосый, беломраморный, вертолет, газопровод, чугунолитейщик, механосборочный, сернокислый, низкосортный, паровоз, восточнославянский, чернобровый, островерхий, бледнолицый, узкоглазый, лесостепной, водопроводчик, хлеборезка, сенозаготовка, соковыжималка, законодатель, самооценка, газобаллон.

    Слова с соединительной гласной -е-:

    жизнелюбие, кровенаполнение, нефтепровод, землеройка, землечерпалка, дальневосточный, дружелюбный, грязелечебница, пылесборник, кашеварить, овощевод, тысячерублевка, синеглазый, древнерусский, тысячелетие, землетрясение, картофелеуборочный, сталевар, коневод, камнедробилка.

    Примеры сложных слов с соединительной гласной -е-

    1. КашЕ вар (каша + варить)
    2. ПтицЕ лов (птица + ловить)
    3. ПешЕ ход (пеший + ходить)
    4. ДождЕ мер (дождь + мерить)
    5. ПылЕ сос (пыль + всасывать)
    6. ПтицЕ лов (птица + ловить)
    7. ПтицЕ фабрика (птица + фабрика)
    8. НефтЕ провод (нефть + проводить)
    9. ОвощЕ хранилище (овощ + хранить)
    10. ПутЕ шествие (путь + шествовать)

    Примеры сложных слов с соединительной гласной -о-

    1. СамО вар (сам + варить)
    2. ВодО пад (вода + падать)
    3. ЛедО кол (лд + колоть)
    4. ЯзыкО вед (язык + ведать)
    5. СнегО пад (снег + падать)
    6. ВертО лт (вертикально + летать)
    7. СтеклО рез (стекло + резать)
    8. БетонО мешалка (бетон + мешать)
    9. ЗверО лов (зверь + ловить)
    10. ДомО сед (дома + сидеть)
  • птицелов

    мясорубка

    хлебопечь

    картофелечистка

    кораблекрушение

    перелесок

    мышеловка

    домохозяйка

    самосвал

    снегопад

    цветовод

    скалолаз

    водоворот

    головокружение

    бетономешалка

    каменоломня

    Солнцестояние, домостроение, садоводческий, ранозаживляющее, болеутоляющее, кораблестроение, человеколюбие, благодарность, краеугольный, пылесос, взаимопонимание, законопослушный, видеоролик, самозабвенный.

    Гласная буква Е соединяет такие сложные слова:

    птицелов,

    цветопередача,

    телепередача,

    телемост,

    птицефабрика,

    вездеход,

    солнцестояние,

    кофеварка,

    землетрясение,

    царедворец.

    А соединительная гласная буква О есть в словах:

    железобетонный,

    железнодорожный,

    пароварка,

    свиноферма,

    книгоноша,

    газосварка,

    сахарозаменитель.

    Примеры сложных слов (с двумя корнями) с соединительными гласными е:

    • мышеловка;
    • мореплаватель;
    • пешеход;
    • грязелечение;
    • пылесос;
    • овощехранилище;
    • сталевар;
    • кораблекрушение;
    • нефтепровод;
    • птицелов;
    • птицефабрика;
    • землемер.

    • свежемороженый;
    • кашевар;
    • птицелов.

    Примеры сложных слов (с двумя корнями) с соединительными гласными о:

    • скороход;
    • самовар;
    • атомоход;
    • снегоочиститель;
    • самолет
    • кубометр;
    • звездопад;
    • новостройка;
    • короед;
    • трудолюбие;
    • водопровод
    • лесозаготовка;
    • однофамильцы;
    • взаимопомощь;
    • вертолет
    • электрополотер.

    На самом деле слов, которые образуется из двух простых с помощью соединительных гласных очень много. Выбирайте практически любое простое, обозначающее объект и прибавляйте к нему слово, обозначающее действие, и вы получите из него сложное.

  • Слова с двумя корнями с соединительной гласной -е,-о, встречаются в сложных именах существительных. Такие слова пишутся слитно.

    Например- пароход,электросварка, водохранилище.Здесь соединительная гласная -о.

    Она пишется после основ на твердый согласный.Сюда же можно отнести слова

    Соединительная гласная -е.Пишется после основ на согласный мягкий, шипящий и ц (пешеход, сердцебиение,земледелие, метеосводка и т. д.)

    Есть исключение, после основы на мягкий согласный может быть и гласная -о.Например, -коновязь, (хотя конь), дальномер,(хотя даль).Написание таких слов, чаще всего, устанавливается по словарю.

    Соединительная гласная Е (примеры слов):

    вездЕход,

    вездЕсущий,

    камнЕломня,

    солнцЕстояние.

    Соединительная гласная О (примеры слов):

    фотОаппарат,

    автОколонна,

    бетонОмешалка,

    светОдиод,

    электрОпила,

    тестОмешалка,

    Урок русского языка в 6 классе.

    Учитель: Егорова

    Альбина Всеволодовна,

    Учитель русского языка

    И литературы МБОУ

    «СОШ№24» г. Чебоксары

    Тема: «Соединительные гласные O-Е в сложных словах »

    Цель:

    1. повторить основные способы образования слов;
    2. познакомить со способом образования слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных;
    3. научить выбирать соединительные гласные o-е в сложных словах;
    4. воспитать интерес к слову, показать изобразительные возможности словообразования.

    Ход урока

    1.Повторение уже известных обучающимся способов образования слов

    Дайте связный ответ на вопрос: « Какие основные способы образования слов в русском языке вы знаете? Проиллюстрируйте свой ответ примерами».

    Ребята, я хочу вам привести высказывание известного детского писателя К.И.Чуковского:

    «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла». Согласны ли вы с ним? Попробуйте доказать на примерах точку зрения Чуковского.

    Действительно, приставка может до неузнаваемости изменить смысл даже очевидно однокоренных слов. Например: взнос, поднос, перенос, донос, износ, вынос и т.д.

    Образуйте от данных слов новое слово при помощи данных приставок и суффиксов. Запишите слова и разберите их по составу:

    Исходное слово

    Приставка

    суффикс

    Ехать

    Раз-

    Ся

    Закон

    Пара

    На-

    Ник

    Грызть

    Ок

    Граница

    По-

    Ник

    Тайна

    Река

    За-

    2.Постановка цели урока:

    Работа с таблицей:

    Внимательно рассмотрите таблицу. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет на уроке речь? Как бы вы сформулировали проблему, над которой мы будем сегодня работать? Определите цели сегодняшнего урока.

    (Учитель обобщает ответы детей)

    3. Объяснение новой темы

    В чем особенность слов, включенных в таблицу? (Все они имеют 2 корня)

    С помощью каких гласных они соединяются? Как вы думаете, от чего зависит выбор гласной –о и –е?

    Что вы можете сказать о словах, представленных в третьей колонке? Почему они стоят отдельно?

    Что бы вы записали на первой строчке таблицы?

    Дополните таблицу своими примерами.

    Вывод : Соединительная гласная –О пишется после твердых согласных. Не подчиняются правилу согласные –ж,- ш,-ц , после которых пишется соединительная гласная –е.

    После основы на мягкий согласный, после шипящих и –ц пишется соединительная гласная – е.

    4.Тренировочные упражнения

    Творческий диктант

    Замените словосочетания одним сложным словом, подчеркните согласную, от которой зависит выбор соединительной гласной.

    Помогать взаимно (взаимопомощь)

    Любить труд (трудолюбие)

    Люди одной фамилии (однофамильцы)

    Тот, кто ходит пешком (пешеход)

    Тот, кто варит сталь (сталевар)

    Заготовка леса (лесозаготовка)

    Приспособление для ловли мышей (мышеловка)

    Лечение грязями (грязелечение)

    Жук, который ест кору (короед)

    Тот, который плавает в море (мореплаватель)

    5.«Отгадай загадку»

    Ребята, мы с вами продолжим словарный диктант, только слова вы должны записать сами. Запишите слово, которое является отгадкой загадки.

    1. Заурчу, закричу, под небеса улечу (вертолет, самолет).

    2.Хвостом пьет, а клювом отдает (водопровод).

    3.Он с хоботом резиновым, желудком парусиновым, а загудит его мотор -глотает он и пыль, и сор (пылесос).

    4. У меня который год ежик в комнате живет.

    Если пол намазать воском, он натрет его до лоска (электрополотер).

    5.Сверху дыра, снизу дыра, а в середине огонь да дыра (самовар).

    6.Чудо дворник перед нами, загребущими руками за одну минуту сгреб преогромнейший сугроб (снегоочиститель).

    7.Летит птица-небылица, а внутри народ сидит, меж собою говорит (самолет).

    8. На что ни взглянет этот глаз- все на картинке передаст (фотоаппарат).

    «Найди себе пару»

    - Ребята, а сейчас мы с вами поиграем. Каждый из вас получит листок, на котором написано то или иное слово. Ваша задача - найти себе пару и создать сложное слово при помощи соединительной гласной .

    (В таблице приведена примерная группа слов, которые раздаются детям)

    Вода

    О

    Падать

    Гром

    Отводить

    Земля

    Мерить

    Корабль

    Крушение

    Край

    Ведать

    Лед

    Колоть

    Лес

    Рубить

    Нефть

    Провод

    Огонь

    Тушить

    Пешком

    Ходить

    Птица

    Ферма

    Рыба

    Ловить

    5.Изобразительные возможности словообразования

    Писатели часто используют известные словообразовательные способы для создания своих, их называют авторскими словами. Например, известный писатель Салтыков-Щедрин, которого вы знаете по его сказкам, создает обличительные слова, необходимые для сатирического изображения современного ему общества: ерундоносная братия, ежоворукавичный смысл, пенкосниматели и т.д.

    Современные писатели активно используют возможности словообразования. Прочитаем стихотворение Матусовского, в котором поэт образует новые слова по типу слова разнотравье (цветущие луга).

    Кто бы мог еще тягаться

    С этой зеленью лесной?

    Лето все свои богатства

    Рассыпает предо мной.

    По достоинству отметить

    Мы покуда не смогли

    Разнотравье, разноцветье,

    Разнолесье всей Земли.

    Никогда нам не наскучит,

    Никогда не надоест

    Разнокрасье, разнозвучье,

    Разногрозье этих мест.

    Молодых берез соседство,

    Одиноких вязов грусть

    Принимаю прямо к сердцу,

    Что-то выронить боюсь.

    Мята, кашка, медуница

    Здесь теснятся на лугу.

    Вот уж нам пора расстаться,

    Да никак я не могу.

    Став старее, что ни год я,

    Ощущаю все сильней

    Разнозлачье, разноплодье,

    Разноптичье летних дней.

    Выпишите из текста сложные слова, распределяя их в две колонки. На какие группы вы их разделите?

    Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт для создания образа летнего дня.

    6.Рефлексия

    С каким новым способом образования слов мы сегодня познакомились?

    Отчего зависит выбор соединительной гласной?

    7. Объяснение домашнего задания

    Я предлагаю вам заняться словотворчеством. Придумайте свои сложные слова на тему «Зима».


    «Медвежанская ООШ»

    Соединительные о,е в сложных словах

    6 класс

    Учитель 1 категории: Жаркова Ирина Александровна

    2016г.

    Русский язык 6 класс дата: 21.11.2016

    Урок № 53

    Тема урока «Соединительные о и е в сложных словах»

    Цель урока: Формирование грамотности, создание условий для овладения обучающимися знаниями о правописании соединительных О и Е в сложных словах
    Задачи: обучающие: анализировать случаи правописания соединительных о - е в сложных словах;
    развивающие: развивать речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы, развивать умения самоконтроля;
    воспитательные: совершенствовать навыки этичного межличностного общения, воспитывать бережное отношение к слову.
    Планируемые результаты Предметные:
    - знать условие выбора букв о – е в сложных словах;
    - уметь находить изучаемую орфограмму; уметь выбрать нужную букву и обосновать выбор; уметь использовать в речи и на письме слова на изученную орфограмму
    Личностные:
    - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
    - определять общие для всех правила поведения;
    - определять правила работы в парах;
    - оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);
    - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
    Метапредметные: Регулятивные УУД:
    - определять и формулировать цель деятельности на уроке;
    - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану;
    - высказывать свое предположение на основе учебного материала;
    - отличать верно выполненное задание от неверного;
    - осуществлять самоконтроль;
    - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
    Коммуникативные УУД:
    -слушать и понимать речь других;
    - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
    -владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.
    Познавательные УУД:
    - ориентироваться в учебнике, тетради;
    - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
    - проводить анализ учебного материала;
    - проводить классификацию, указывая на основание классификации;
    - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

    Базовый учебник : Баранов М.Т., Ладыженская Т. А. Тростенцова Л.А.. Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2016.

    Тип урока: урок открытия новых знаний
    Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая
    Необходимое техническое оборудование : компьютер, проектор, презентация
    Основные понятия темы: сложные слова, способ словообразования, морфема, корень, основа, твердый согласный, мягкий согласный

    Ход урока

      Организационный момент. Мотивация.

    Проверка готовности к уроку

    Проверь, дружок,

    Готов ли ты начать урок?

    Всё ль на месте?

    Всё ль в порядке?

    Книжка, ручка и тетрадка?

    Проверили? Садитесь!

    С усердием трудитесь!

    Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок русского языка? (интересный, познавательный, плодотворный, развивающий)

    Сегодня у нас урок не простой, мы сегодня будем исследователями. Нашей исследовательской лаборатории предстоит сделать очередное научное открытие. Чтобы ваши исследования прошли успешно, недостаточно одного учителя, необходима и ваша помощь.

    Какими должны быть на уроке ученики? (активными, внимательными, помогать друг другу)

    Результаты своей работы будем заносить в лист контроля. Подпишите его.

    ____________________________(Ф.И.)

    - Ребята, сегодня мы продолжаем работать по разделу «Словообразование».

    Выявление восприятия. И начнем мы нашу работу исследователей с загадок. Я читаю загадки, вы отгадываете, ответы записываем у доски. (картинки вывешиваются на доску)

    Хоть заманчив он на вид,

    но однако ядовит.

    Знают люди с давних пор:

    Несъедобен (МУХОМОР)

    Смело в небе проплывает,
    Обгоняя птиц полёт.
    Человек им управляет.
    Что такое? (САМОЛЁТ)

    Есть у нас квартире робот,

    У него огромный хобот,

    Любит робот чистоту

    И гудит, как лайнер «ТУ».

    Он охотно пыль глотает.

    НЕ болеет, не чихает. (ПЫЛЕСОС)

    Каждый день выходит утром
    В повседневный свой поход.
    Знать все правила обязан
    На дорогах … (ПЕШЕХОД)

    И на земле, и на снегу

    Я зверя выследить могу

    По следу лапок и копыт.

    На то и есть я …(СЛЕДОПЫТ)

    По волнам плывёт отважно,
    Не сбавляя ход.
    Лишь гудит машина важно,
    Что такое? (ПАРОХОД)

    2. Актуализация знаний.

    Но сначала вспомним изученное.

    Ребята какие слова мы с вами записали? (сложные

    Какие слова называются сложными?

    Сложными называются слова, состоящие из 2-х(реже 3-х) корней.

    Работа с сигнальными карточками.

    Я называю слова и утверждаю, что они сложные. Если я права – поднимите правую руку.

    Хлебница, хлеборезка. Пылесос, пылища, синеглазый, синеватый, музыкант, водовоз, варенье, сталевар, жизнелюб, огородник.

    3. Открытие новых знаний.

    1. Постановка проблемы.

    Какие слова вызвали затруднения? Почему? Какую гласную нужно вставить?

    Итак, можно ли ошибиться в выборе соединительной гласной?

    2. Определение темы.

    Сформулируйте тему урока.

    Правописание соединительных гласных О и Е в сложных словах.

    Открываем тетради, записываем сегодняшнее число, «классная работа» и тему урока « Соединительные о-е в сложных словах»

    3. Постановка цели урока.

    Исходя из проблемы урока, сформулируйте, пожалуйста, цель нашего исследования.

    Научиться правильно писать сложные слова, не ошибаться в выборе соединительной гласной.

    4. Поиск решения проблемы

    Продолжим наше исследование. Обратимся к словам на доске.

    Внимательно рассмотрите слова. Найдите закономерность: когда в сложных словах пишется соединительная гласная О, а когда Е.

    Если у обучающихся возникли трудности, можно обратить их внимание на согласную перед соединительной гласной.

    Попробуйте сформулировать правило выбора соединительной гласной.

    В сложных словах после твердой согласной пишется О, а после мягких согласных, шипящих и Ц – Е.

    Откройте учебники и сравните свое правило с правилом в учебнике на стр. 112. Верно ли мы сформулировали вывод исследования?

    Историческая справка: появление е после твёрдых шипящих и ц исторически оправдано: шипящие ж, ш и ц были в древнерусском языке мягкими и отвердели лишь в XIV – XV в., когда употребление О//Е было уже прочной традицией.

    5. Переработка и преобразование полученной информации.

    Составление схемы (работа в парах)

    На следующем этапе исследования, работая в парах, попробуйте схематически (без слов) записать данное правило.

    Когда работа будет закончена, несколько пар могут продемонстрировать полученные схемы на доске.

    Пример схемы

    [ц]

    Сильный ученик. Составление алгоритма

    Что же мы должны сделать, чтобы правильно определить выбор соединительной гласной в сложном слове? Составим алгоритм.

    1. Определить, что это сложное слово, как образовано.

    2. Определить, какой согласный звук стоит перед гласным.

    3. В соответствии с правилом выбрать подходящую соединительную гласную букву.

    Читает правило в стихотворной форме:

    Этих гласных только две:

    Буква О и буква Е.

    Коли тверд согласный звук,

    Буква О подходит тут.

    Если мягок этот звук,

    Букву Е пишите тут.

    6. Закрепление. Работа у доски

    Работа с учебником. Упражнение 215. Работают по цепочке, образовывают сложные слова. Проговаривают условия выбора изучаемой орфограммы, обозначают графически. Составляют сложные предложения.
    Рефлексия.
    - Сложно было выполнить задание?
    - О чем нужно помнить, чтобы правильно выполнить задание?

    7. Физминутка.

    «Найди себе пару»

    Ребята, а сейчас мы с вами поиграем. Каждый из вас получит карточку, на котором написано слово. Ваша задача - найти себе пару и создать сложное слово при помощи соединительной гласной. Объяснить правописание.

    Книга любовь

    Пыль сосать

    Земля мерить

    Вода падать

    Лёд колоть

    Лес рубить

    Рыба ловить

    Составить предложения со сложными словами.

    8. Выполнение заданий дифференцированного характера.

    1 уровень

    Прочитайте текст. Подчеркните сложные слова. Вставьте пропущенные буквы

    Плывёт в море пар…ход. Вода в море синяя, а палуба белая. Очень красиво, когда в синем море плывёт белый тепл…ход.

    Но вот в северных морях появился лед…кол «Сибирь» - гордость русских мор…ходов. Палубы и все надстройки у лед…кола оранжевые.

    В снег…пад и в солнечную погоду белое судно трудно заметить среди льдов. А за лед…колом идёт караван судов. Вот для чего ему яркий цвет.

    2 уровень

    Замените словосочетания одним сложным словом

    Пить чай, помогать взаимно, любить труд, люди одной фамилии, любить свободу, резать овощи, описывать жизнь, качать воду.

    3 уровень

    Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Исключите слова по одному из цепочки по самостоятельно найденному признаку так, чтобы осталось одно слово. Причину исключения каждого слова обоснуйте

    Мяс…рубка, птиц…фабрика, выпускник, пар…возы, земл…делие, сад…вод.

    9. Распределить слова в 2 столбца в зависимости от соединительной гласной.

    Мясорубка, путешествие, общепринятый, теплолюбивый, слабовольный, картофелечистка, птицефабрика, широкоплечий, грушевидный, паровозы, единодушие, земледелие.

    10. Итог. Самостоятельная работа по перфокарте в парах. Взаимопроверка.

    На карточке написаны слова. По вертикальной полосе написаны гласные О и Е, листок отгибается.

    Карточки

    вод..провод

    земл..трясение

    гром..отвод

    вод..мерка

    земл..делие

    дожд..мер

    жизн..описание

    груз..подъемник

    картофел..копалка

    каш..вар

    книг..печатание

    корабл..строение

    лед..ход

    машин..строение

    нефт..провод

    овц..водство

    пар..ходство

    растени..водство

    ча..питие

    басн..писец

    власт..любие

    кон..водство

    песн..пение

    чест..любие

    вод..пой

    язык..знание

    стал..вар

    гряз..лечение

    хлеб..резка

    газон..косилка

    птиц..лов

    пеш..ход

    овощ..хранилище

    черн..морец

    сад..водство

    птиц..фабрика

    газ..провод

    прав..писание

    олен..водство

    лед..кол

    11. Итоги урока

    Какова была тема исследования?

    Сделайте вывод: как выбрать написание соединительной гласной в сложном слове?

    Вы замечательно потрудились, каждый из вас поработал в полную силу.

    Оценка устных ответов учителем

    Приём незаконченного предложения

    Сегодня я узнал …
    Мне было трудно …
    Теперь я могу …
    Я приобрёл …
    Я научился …

    Я благодарю вас за работу на уроке. Благодарить – дарить благо, добро. Давайте делать добро, дарить благо друг другу и жить так, чтобы у вас всегда был смысл в жизни.

    Поставьте себе общую оценку за урок.

    Домашнее задание.

    1. Выучить правило на с.119 п. 41

    2. На выбор:

    а) упр. 217;

    б)составить диктант для соседа на изученное правило.

    Спасибо за внимание!

    Рис. 2. Николай Добронравов ()

    Сложные слова называют людей по профессии.

    Полководец - водит за собой полки, корни полк-, вод-,

    баснописец - пишет басни, корни басн-, пис-,

    пчеловод - разводит пчёл, корни пчел-, вод-,

    водопроводчик - проводит воду, корни вод-, вод-, приставка про-,

    сталевар - варит сталь, корни стал-, вар-,

    птицелов - ловит птиц, корни птиц-, лов-, первый корень оканчивается на ц , пишем е .

    Послушайте текст, определите, сколько сложных слов встретилось.

    Москву основал князь Юрий Долгорукий. Москва сначала была деревянной крепостью, огороженной частоколом из брёвен. Дубовые стены Кремля сменились белокаменными. Тогда-то Москва и получила имя на все времена - белокаменная. А ещё златоглавая, с золотыми головами, куполами храмов. Чистопрудный бульвар - одна из старых улиц в центре Москвы.

    Долгорукий - долгие руки, корни долг-, рук-,

    частокол - забор из тесно вбитых кольев, корни част-, кол-,

    белокаменная - построена из белого камня, корни бел-, камен-,

    златоглавая - с золотыми головами, корни злат-, глав-,

    Чистопрудный - чистые пруды, корни чист-, пруд-.

    Вот так составили транскрипции сложных слов:

    На месте букв соединительных гласных О, Е орфограмма: буква на месте безударного гласного звука.

    Почему так называется птичка? Горихвостка так названа за свой хвост. Он рыжего цвета и всё время дрожит. Поэтому кажется, что хвост вспыхивает огоньком, как будто горит. (см. Рис.3)

    Рис. 3. Горихвостка ()

    Рыба краснопёрка очень красива. Спина у неё зелёная, на боках золотистая чешуя с коричневой каёмкой по бокам. Глаза оранжевые, губы жёлтые. Прозвище своё рыбка получила за окраску плавников. (По Н. Осипову) (см. Рис.4)

    Рис. 4. Краснопёрка ()

    Растёт травинка, прямая, крепкая, а на конце её зелёная щёточка вверх торчит. Так выглядит лисохвост. Конечно, такой хвостик даже для лисёнка маловат, а всё ж на хвостик похож. (см. Рис.5)

    Рис. 5. Лисохвост ()

    Водомерка - так назвали насекомое, которое быстро бегает по воде, как будто хочет измерить расстояние. (см. Рис.6)

    Рис. 6. Водомерка ()

    Сложное слово, состоящее из двух корней гор- и хвост-. Однокоренные слова: гореть, хвостик.

    Сложное слово, состоит из двух корней: красн- и пёр-. Однокоренные слова: красный, перья.

    Корни лис-, хвост-. Родственные слова: лиса, хвостик.

    Корни вод-, мер-. Вода, измерить.

    На уроке вы узнали, что слова, имеющие два корня, называются сложными. Чаще всего корни в сложных словах соединяют буквы гласных о или е. Эти буквы называются буквами соединительных гласных. Буква о пишется после твёрдых согласных, е - после мягких согласных и непарных твёрдых: ж, ш, ц. Например, лежебока, пешеход, птицелов.

    1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
    2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
    3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
    4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
    5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
    6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
    1. Rus.1september.ru ().
    2. Gramma.ru ().
    3. 5klass.net ().
    4. School-collection.edu.ru ().
    5. Oldskola1.narod.ru ().
    • Реши орфографические задачи.

    Пар_возный, лист_пад, каш_вар, сыр_ежка, одн_коренные, посуд_мойка, бел_гривые, кос_лапый, сам_дельный, земл_трясение.

    • Найди сложные слова, покажи их строение.

    …Летают и пляшут стрекозы,

    Весёлый ведут хоровод.

    А. Толстой

    Знают люди с давних пор:

    Несъедобен мухомор.

    В. Жульжин

    • Прочитай отрывок из рассказа В. Астафьева. Найди сложные слова, дай описание их значения и выдели корни.

    Мухтар был мастью и статью вылитый Трезор, но характером от него отличался. Если Трезор хитроват и увалень, то брат его был трудолюбив, строг, сердит и потому сидел на цепи. И горька была ему, вольному, стремительному, быстроногому, такая жизнь.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры