Сравнение платона каратаева и тихона щербатова. Сочинение на тему: образ партизана тихона щербатого (л

Главная / Развод

В романе, насчитывающем 559 действующих лиц, большое место уделено изображению крестьянства. Но показано оно своеобразно. В годы создания романа крестьянская проблема стояла особенно остро. Однако Толстой, идя вразрез с революционной крестьянской демократией, затушёвывает остроту классовых противоречии между крестьянством и помещиками. В романе нет ни жестоких бар, ни несчастных слуг. Бунт в Богучарове возникает как-то стихийно, случайно и объясняется особым характером богучаровских крестьян, живших долгое время без барина, и тем, что вообще было мало помещиков в этой местности. Прокламации французов, призывавшие жителей остаться в своих деревнях, ходили среди крестьян этих мест. Но вспыхнувший на этой почве «бунт» принимает чисто пассивный характер и выражается лишь в отказе крестьян дать Марье Волконской лошадей для выезда её из имения. Подавляют «бунт» всего три человека. И тут же Толстой рассказывает о внезапном переломе в настроении крестьян. «Бунтари» не только выполняют всё требуемое от них, но весело, с улыбками и особой заботливостью укладывают на подводы барские вещи.

Выступая с таким антиисторическим изображением картин крепостного быта и предупреждая возможные упрёки критики. Толстой прямо заявляет: «Я знаю, в чём состоит этот характер времени, которого не находят в моём романе,-это ужасы крепостнического права, закладывание жён в стены, сечение взрослых сыновей, Салтычиха и т, п., и этот характер того времени, который живёт в нашем представлении, я не считаю верным и не желаю выразить».

Толстой чрезвычайно высоко ставит земледельческий труд, считая, что он морально очищает человека. В крестьянстве он видел особый мир, сближение с которым может оздоровить человека из привилегированных классов. И в романе Толстой освещает крестьян с морально-психологической, а не с классовой стороны. Образ Каратаева должен был наиболее полно воплотить все лучшие черты русского крестьянства, как его понимал Толстой. Пьер Безухов встречается с Каратаевым в исключительно тяжёлых условиях, в бараке для военнопленных, куда его привели после расстрела французами ни в чём не повинных русских людей. Пьер сам только что, благодаря счастливой случайности, избежал смерти. Бессмысленность и жестокость происшедшего разрушили в душе Пьера убеждение в благоустройстве мира. «Он чувствовал, что возвратиться к вере в жизнь-не в его власти». В этот момент душевной катастрофы Пьер и встречается с Платоном, Первое впечатление от Каратаева было впечатление благообразия и простоты, своеобразной душевной гармонии. При первом же вопросе Каратаева к Пьеру «такое выражение ласки и простоты было в певучем голосе, что... у Пьера задрожала челюсть, и он почувствовал слезы». Когда он на другой день увидел Каратаева, «первое впечатление чего-то круглого подтвердилось вполне. Он восхищается Каратаевым».

У Каратаева личное, индивидуальное заслонено «роевым». слитностью с крестьянским миром, в котором автор не желает видеть сложности классовых противоречий. Непротивленство подчёркнуто и характером пословиц и поговорок, которыми полна речь Каратаева: «Не нашим умом, а божьим судом»; «Рок головы ищет»; «Наше счастье, дружок, как вода в бредне: тянешь - надулось, а вытащишь - ничего нету».

В образе Каратаева Толстой пытался воплотить черты идеализируемого им патриархального крестьянства. Между тем «каратаевщина» в патриархальном крестьянстве была одной из причин, тормозивших демократическое освободительное движение в России. Толстой не хотел видеть, что часть крестьянства активно боролась против помещиков, даже выступала с оружием в руках.

Каратаев олицетворяет в романе только некоторую часть русского крестьянства. Следует подчеркнуть, что простой народ, солдаты не склонны восхищаться Каратаевым: они относятся к нему снисходительно, добродушно - и только.

Победой над Наполеоном русская армия обязана была не Каратаевым, а таким народным героям, как Тихон Щербатый. Тихон Щербатый-крестьянин из отряда Денисова, предстаёт перед нами человеком богатырской силы. Мастер на все руки, он «одинаково верно, со всего размаха, раскалывал топором брёвна и, взяв топор за обух, выстрагивал им тонкие колышки и вырезывал ложки».

Обладающий живой народной смёткой, расторопный и изворотливый, он отличается той достаточной хитрой чудаковатостью, которая служит объектом постоянных шуток в отряде Денисова. Внешне спокойный и уравновешенный, Щербатый непримирим к врагам родной земли, он днём и ночью выслеживал французов, уничтожал и забирал их з плен. «Тихон, сначала исправлявший чёрную работу раскладки костров, доставления воды, обдирания лошадей и т. п., скоро оказал большую охоту и способность к партизанской войне. Он по ночам уходил на добычу и всякий раз приносил с собой платье и оружие французское, а когда ему приказывали, то приводил и пленных». Умело используя приёмы и формы партизанской борьбы, Щербатый проявляет замечательный героизм и беззаветную отвагу.

В образе Щербатого ярко отражены та народно-патриотическая устремлённость, тот героизм, которые противостоят каратаевскому смирению и покорности. Именно в образе этого бесстрашного, находчивого партизана, страстно ненавидящего врага и всю свою богатырскую силу, удаль, находчивость, выносливость отдающего делу защиты родины, воплощены в романе лучшие типические черты характера русского крестьянина-воина.

Образ Наполеона

Кутузову как носителю русской народной мысли и народного чувства противостоит в романе Наполеон. Толстой развенчивает этого полководца и выдающегося исторического деятеля. Рисуя внешний облик Наполеона, автор романа говорит, что это был «маленький человек» с «неприятно-притворной улыбкой» на лице, с «жирной грудью», «круглым животом» и «жирными ляжками коротеньких ног». Толстой показывает Наполеона как самовлюблённого и самонадеянного властителя Франции, упоённого успехом, ослеплённого славой, приписывающего своей личности движущую роль входе исторических событий. Даже в маленьких сценах, в малейших жестах чувствуется, по мнению Толстого, безумная гордость Наполеона, его актёрство, самомнение человека, привыкшего верить, что каждое движение его руки рассыпает счастье или сеет горе среди тысяч людей. Раболепие окружающих вознесло его на такую высоту, что он действительно верил в свою способность изменять ход истории и влиять на судьбы народов.

В противоположность Кутузову, не придающему решающего значения своей личной воле, Наполеон выше всего ставит себя, свою личность, считает себя сверхчеловеком. «Только то, что происходило в его душе, имело интерес для него. Всё, что было вне его, не имело для него значения, потому что всё в мире, как ему казалось, зависело только от его воли». Слово «я» - любимое слово Наполеона. В Наполеоне подчёркнуты эгоизм, индивидуализм и рассудочность-черты, отсутствующие у Кутузова, народного полководца, думающего не о своей славе, а о славе и свободе отечества.

Противоречия Толстого

Раскрывая идейное содержание романа, мы уже отмечали своеобразие в трактовке Толстым отдельных тем романа. Так, мы уже говорили, что Толстой, идя вразрез с революционной крестьянской демократией, затушёвывает в романе остроту классовых противоречий между крестьянством и помещиками; раскрывая, например, беспокойные мысли Пьера Безухова о тяжёлом положении крепостных рабов, он в то же время рисует картины идиллических взаимоотношений помещиков и крестьян в имении и доме Ростовых. Мы отмечали также черты идеализации в образе Каратаева, своеобразие трактовки роли личности в истории и т. п.

Чем объяснить эти особенности романа? Источник их нужно искать в мировоззрении Толстого, отражавшем противоречия его времени.

Толстой был великий художник. Роман его «Война и мир» - один из величайших шедевров мирового искусства, гениальное произведение, в котором широта эпического размаха сочеталась с изумительной глубиной проникновения в душевную жизнь людей. Но Толстой жил в России в переходную эпоху, в эпоху ломки общественных и экономических устоев жизни, когда страна переходила от феодально-крепостнического строя к капиталистическим формам жизни. Бурно протестуя, по словам Ленина, «против всякого классового господства». Толстой, помещик и аристократ, нашёл выход для себя в переходе на позиции патриархального крестьянства. В. И. Ленин в своих статьях о Толстом с замечательной глубиной вскрыл все противоречия, какие сказались в мировоззрении и творчестве Толстого в связи с переходом его на позиции патриархального крестьянства. Противоречия эти не могли не отразиться и в художественной структуре романа «Война и мир». Толстой, великий реалист и протестант, в конечном счёте одержал победу над Толстым, религиозным философом, и создал произведение, не имеющее себе равного в мировой литературе. Но читая роман, мы всё же не можем не почувствовать противоречий мировоззрения его автора.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФОРМА РОМАНА

Композиция романа

В связи с этим в романе раскрываются два основных конфликта. Первый-борьба России с армией Наполеона. Кульминационным моментом этого конфликта является Бородинская битва, развязкой его - изгнание Наполеона из России. Второй конфликт-борьба передового дворянства (Андрея Болконского и Пьера) с консерватизмом правительственных сфер и общественного быта. Она находит своё выражение в мучительных идейных поисках Андрея и Пьера. Кульминационный момент этого конфликта - спор Пьера Безухова с Николаем Ростовым, развязка - вступление Пьера в тайное общество.

Широко изображён в произведении социально-исторический и семейно-бытовой фон эпохи: перед читателем проходят разнообразные картины военной жизни, от царского двора и генерального штаба до партизанского отряда, и жизни частной, семейной, от рождения до смерти. В громадной галерее образов показаны представители различных классов и социальных групп, дано художественное отражение социальных потрясений, которые характеризовали жизнь России и Запада первой четверти XIX в. И хотя в центре романа лежит хроника жизни трёх дворянских фамилий - Ростовы с, Болконских и Безуховых, но сквозь историю их жизни ярко. выступает вся эпоха в её существенных, характерных, типических сторонах* Ясно ощущаются те сдвиги в общественной жизни России, которые закономерно вели её к революционному движению декабристов; эпоха подготовки 14 декабря 1825 г. выступает перед читателем художественно наглядно. Неразрывная связь между судьбами отдельных людей и обществом, в котором они живут, выделяется в романе с предельной ясностью и художественным совершенством.

Основной приём композиции романа-антитеза. Её полюсы-Наполеон и Кутузов, воплощающие диаметрально противоположные философско-нравственные принципы. Все основные персонажи распределены между этими полюсами, тяготея то к одному, то к другому. Контрастно противостоят Петербург и деревья, бюрократическое светское дворянство и поместное, живущее в своих усадьбах. Большое внимание Толстой уделяет изображению переломов, переворотов в общественной жизни. Он обладал необычайной.способностью рисовать те перемены, которые происходят в человеке под влиянием переломов в социальной жизни. Вот отчего в «Войне и мире» одно из центральных мест занимает история исканий, разочарований и новых поисков своего места в жизни любимых героев писателя - Андрея Болконского и Пьера Безухова. Государственная система России того времени тормозила развитие жизни, задерживала прогрессивное движение страны, держала народ в рабстве и нищете. В таких условиях наиболее умные и образованные люди, естественно, вставали в оппозиционное отношение к правящим кругам. "Вынужден был замкнуться в своём поместье умный и деятельный старик Болконский; его сын, князь Андрей, переходит от разочарования к разочарованию. И на службе в штабах, в Петербурге, он убеждается, что честный и одарённый человек не может активно участвовать в политической и общественной жизни России. То же разочарование выпадает и на долю Пьера Безухова, который ни в светской жизни, ни в масонстве, ни в филантропии не находит удовлетворяющей его деятельности; только в эпилоге романа писатель рисует его удовлетворённым, "нашедшим свой путь в жизни - путь члена тайного общества, борющегося против социального зла.

То обстоятельство, что эти искания и разочарования характеризуют таких непохожих по характеру людей, как Андрей Болконский и Пьер Безухов, убедительно говорит о том, что тут дело не в характере человека, а в социальной обстановке. Разочарования и искания Болконского и Безухова отражают то умственное движение, те настроения и душевные сомнения, которые толкнули лучшую часть русского дворянства к организации тайных обществ и привели к восстанию 14 декабря 1825 г.

Реализм Толстого

Горький говорил о Толстом, что произведения его «написаны со страшной, почти чудесной силой». Эта сила изображения жизни определяется непревзойдённым реализмом творчества Толстого.

Рисуя сочными, многоцветными красками русскую действительность, Толстой в то же время выступает в роли судьи фальшивых сторон жизни, безбоязненно срывая «все и всяческие маски» с людей и жизни. Достаточно указать на изображение ужасов войны в романе «Война и мир», на рассуждение Андрея Болконского о сущности войны (в главе XXV третьего тома романа) и характеристику великосветского общества в романе, чтобы понять «страшную» разоблачающую силу реализма Толстого.

Приём разоблачения, свойственный Толстому, выражается, в частности, в том, что он любит называть вещи «своими именами». Так, маршальский жезл он называет в романе «Война и мир» просто палкой, а пышную церковную ризу в романе «Воскресение» - парчовым мешком.

Стремлением Толстого к реализму объясняется и то, что Толстой беспристрастно указывает недостатки в характере даже любимых героев. Он не скрывает, например, что Пьер Безухов с головой бросался в безудержный разгул, что Наташа изменила князю Андрею и т. п.

Стремление к глубочайшей жизненной правде вплоть до «срывания всех и всяческих масок» - основная черта художественного реализма Толстого.

Тот же глубочайший реализм мы видим в приёмах психологического анализа Толстого.

Лев Толстой - один из величайших художников-психологов в мировой литературе.

Главная особенность Толстого как художника-психолога заключается, по определению Чернышевского, в том, что «его интересует самый процесс и едва уловимые явления этой внутренней жизни, сменяющиеся одно другим с чрезвычайной быстротой и неистощимым разнообразием».

Толстой сам говорит о привлекательности для художника задачи написать такое произведение, в котором душевная жизнь героев была бы изображена во всей её сложности, противоречивости и многообразии. Ему кажется очень важным «ясно показать текучесть человека, что он, один и тот же, то злодей, то ангел, то мудрец, то идиот, то силач, то бессильное существо».

«Текучесть человека», динамика характера, «диалектика души» - вот то, что стоит в центре внимания Толстого-психолога.

Как в жизни всё изменяется, развивается, движется вперёд, так и душевная жизнь его героев даётся как сложный процесс, с борьбой противоречивых настроений, с глубокими кризисами, со сменой одних душевных движений другими. Герои его и любят, и страдают, и ищут, и сомневаются, и заблуждаются, и верят. Один и тот же герой у Толстого знает и прекрасные порывы ввысь, и тонкие, нежные и душевные движения, и срывы, и падения в бездну низких, грубых, эгоистических настроений. Он, выражаясь словами Толстого, предстаёт перед ними то как злодеи, то как ангел.

Этот приём изображения «текучести человека» мы можем найти в любом романе Толстого. Душевная жизнь Пьера Безухова, как мы уже видели, полна противоречий, исканий и срывов. Долохова мы знаем как циника и бесшабашного гуляку - и в то же время в душе этого человека мы находим самые нежные, трогательные чувства к матери. Стоит вспомнить образы Андрея Болконского, Пьера Безухова и Наташи Ростовой, и нам станет ясно, с каким художественным мастерством Толстой изображает «диалектику души» своих героев, сложность и «текучесть» человеческого характера.

Самые приёмы изображения героев у Толстого очень разнообразны, и многогранны, и неповторимы.

Главные герои романа Л. Н. Толстого «Война и мир» - представители дворянского сословия. Однако автор стремится нарисовать картину русской жизни во всей ее полноте, поэтому в повествовании появляются и персонажи из простонародья - Тихон Щербатый и Платон Каратаев. Оба героя, как русские национальные типы и выразители духовной сущности русского характера, дороги Толстому, каждый по-своему.
В образе Щербатого выражено активное начало русского духа, показана способность народа бесстрашно вести борьбу против захватчиков. Тихон - воплощение народа-богатыря, поднявшегося па защиту Отчизны.
Каратаев же воплощает близкую писателю идею о «непротивлении злу насилием». Писатель ценит в этом герое и проявление «всего русского, доброго и круглого», всех тех качеств, которые, по Толстому, составляли нравственную основу русского народа, русского крестьянства. Патриархальность, незлобивость, смирение и религиозность - черты, без которых, по Толстому, немыслим душевный склад русского крестьянина.
Тихон Щербатый олицетворяет в романс ту «дубину народной войны», которая поднялась и «со страшной силой гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие». «Непротивленец» Платон Каратаев - другой тип национального характера, другая сторона «мысли народной».
Тихон - «самый полезный и храбрый человек» в партизанском отряде Денисова: «Никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов». Щербатый занимал в отряде Денисова особое, исключительное место: «Когда надо было сделать что-нибудь особенно трудное... все указывали, посмеиваясь, на Тихона». По ночам он уходил из отряда и добывал все, что было необходимо для товарищей, для общего дела: оружие, одежду, а когда ему приказывали, доставлял и пленных. Тихон не боялся никакой работы. Он хорошо владел топором («как волк владеет зубами»), ловко, со всего размаху, раскалывал бревна. Если надо, топор в его руках превращался в грозное оружие. В этом персонаже воплощаются богатырские силы народа, его находчивость, дух товарищества, удаль.
Важная особенность Тихона - способность не падать духом, не унывать ни при каких обстоятельствах, неистребимое чувство юмора. Эта черта делает Щербатова всеобщим любимцем в отряде: «...он был шут всех казаков, гусаров», причем «сам охотно поддавался этому чипу». Вероятно, некоторые черты Тихона (например, его жестокость) могли быть осуждены писателем, если бы речь шла о мирном
времени. Но в критический момент истории, когда решается вопрос о будущем России, о судьбе всех русских людей (Отечественная война 1812 года), деятельность таких, как Щербатый, спасительна и для страны, и для народа.
Каждому из героев Толстой даст яркую портретную и речевую характеристику. От всего облика Тихона вест ловкостью, уверенностью, силой. Забавная и выразительная особенность его внешности - недостаток зуба (за это Тихона и прозвали Щербатым). Его язык пронизан юмором, грубоватой шуткой. Внешность Платона также своеобразна. Ему за пятьдесят лет, но в его облике все сохранилось в целости: ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, все было круглое - и лицо, и плечи, и спина, и живот. Все имело вид какой-то сонливости, мягкости.
Если Тихон беспощаден к врагу, то Каратаев любит всех людей, в том числе и французов. Другие важные черты в Каратаеве - дух правдоискательства, душевная ясность, любовь к труду: «Он все умел делать, не очень хорошо, но и недурно».
Платон - яркий выразитель философии терпения, характерной для русского крестьянства и обусловленной своеобразием русской истории и культуры. Эта жизненная философия отразилась и в пословичной мудрости, которая часто звучит в напевной речи Платона: «Рок головы ищет», «Час терпеть, а век жить». Подчас, кажется, что он прикрывает философией терпения свою беспомощность, неспособность к активному сопротивлению обстоятельствам. Каратаев словно начисто лишен индивидуального сознания, во всякое время он опирается на веками складывавшиеся в народной среде мировоззренческие стереотипы: «Где суд, там и неправда», «От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся», «Не нашим умом, а Божьим судом».
В отличие от Каратаева, Щербатый не вспоминает о Боге, рассчитывая только на себя - на свою силу, смекалку, душевную бодрость. Щербатый бывает резким, а если того требуют обстоятельства - и жестоким. Этими чертами он отличается от Платона, который во всем стремится видеть «торжественное благообразие». Щербатый, испытывая патриотическое чувство и ненависть к захватчикам, идет на них с топором. Платон же готов скорее «безвинно напрасно пострадать», чем пролить кровь человеческую, даже если это кровь врага.
Каратаев и Щербатый - две ипостаси единого целого. Спасение для России состоит, по Толстому, в синтезе этих двух начал - кротости, смирения и миролюбия, с одной стороны, и энергии, воли, способности к активному действию - с другой. Познав правду Каратаева, Пьер в эпилоге романа идет именно таким путем.

Образы Платона Каратаева и Тихона Щербатова в романе «Война и мир» (2 вариант)

Роман "Война и мир" Толстого - это произведение, в котором рассказывается о значимых событиях в истории нашей страны, о нравах, идеалах и взглядах различных слоев общества, о важных сторонах жизни народа. В романе-эпопее воссоздан целый исторический период. В нем представлены судьбы народов и отдельных людей. Герои этого романа оказываются в водовороте масштабных событий. При этом истинная ценность каждого персонажа определяется тем, насколько он вовлечен в них, насколько чувствует ответственность за происходящее.

"Люди, как реки"

Человеческая жизнь предстает перед читателями во всем ее многообразии и полноте. В этот огромный поток впадают многочисленные ручьи. Толстой говорил: "Люди, как реки". Этим писатель подчеркивал сложность и многогранность человеческой личности, а также непрерывное ее движение. Место и роль этой личности в жизни страны, в ее истории, во взаимоотношениях с русским народом - вопросы, которые ставит Лев Николаевич в "Войне и мире". Неприметные участники войны и деятели истории, карьеристы и лучшие представители своего времени проходят перед нами. В романе насчитывается более 500 действующих лиц. Множество различных характеров и типов создал Толстой. Он показал нам, что масса людей является настоящим творцом истории.

Ценность простых людей

Писатель считал, что не воля того или иного определяет путь развития страны, а духовная жизнь простых людей - партизан, рядовых солдат и офицеров, то есть тех, от действий которых зависит исход сражений. Автора восхищает и глубоко трогает проявление патриотизма в простых людях. Он считает, что любовь к родине выражается не убийством детей во имя спасения отечества, не пышными фразами или иными неестественными действиями, а проявляется просто, незаметно, поэтому всегда приводит к сильным результатам. его представлен ниже) убежден, что война имеет народный характер. порождает чувство мести, которым было наполнено в тяжелые дни 1812 года сердце каждого человека. Крупным планом писатель рисует Тихона Щербатого, мужика-партизана из отряда Денисова, в котором он является "самым полезным и храбрым человеком".

Характерная черта внешности Тихона Щербатого, род занятий

Этот крестьянин, выходец из села Покровское, безусловно, самый нужный человек в своем отряде. Следует отметить, что его внешняя характеристика выразительна и забавна. У героя имеется недостаток внешности, из-за которого он и получил свое прозвище, - у него нет одного зуба. Это придает Щербатому неунывающий и хитроватый вид.

Тихон Щербатый умеет делать все исправно и легко. Он без труда достает воду, раскладывает костры, обдирает коней для еды, готовит пищу, делает Однако основным занятием этого героя, конечно же, является военное дело.

Борьба с врагом как призвание Щербатого

Оставшись у Денисова, Тихон сначала выполнял всю черную работу. Он ухаживал за лошадьми, раскладывал костры. Однако оказалось, что Тихон Щербатый способен на большее. И он стал уходить по ночам на добычу, принося французское оружие и одежду, по приказу порой приводил и пленных. Через некоторое время героя зачислили в казаки. Лев Николаевич отмечает, что Тихон Щербатый всегда ходил пешком, однако не отставал при этом от кавалерии. Он носил с собой мушкетон, но больше для смеха. Настоящим оружием этого героя были топор и пика, которыми Щербатый владел в совершенстве, "как волк зубами".

Он отдает борьбе с врагом все свои силы, выносливость и смекалку. Щербатый по природе своей является тружеником земли, который создан для мирной жизни. Однако с необыкновенной естественностью этот герой вдруг превращается в защитника родины. Автор воплощает в его образе дух народа-мстителя, удаль и находчивость русских крестьян.

Проявление жестокости

Тихон Щербатый отправляется на врага с топором в руках. И не потому, что его кто-то заставляет защищать родину, а под влиянием ненависти к непрошенным гостям и большого патриотизма. Эти чувства так сильны в нем, что Тихон, добродушный по натуре, порой становится жестоким. Тогда французы представляются ему не людьми, а исключительно врагами своей родины.

Отношение товарищей к Щербатому

Образ Тихона Щербатого еще полнее раскрывается читателю в том, как о нем отзываются его товарищи по оружию. Чувствуется, что они восхищаются этим героем, уважают его. В их грубоватых словах слышна даже своеобразная ласка: "ну ловок", "эка шельма", "экая бестия".

Подвижность героя

Необходимо сказать и о том, что движения Щербатова быстры и ловки. Впервые он предстает перед читателем бегущим. Мы видим, как Тихон "бултыхнулся" в воду, затем "выбрался на четвереньках" из речки и "побежал дальше". Этот герой весь в действии, в порыве. Динамична даже его речь. Также следует отметить, что в произведении "Война и мир" Тихон Щербатый отличается способностью не терять чувство юмора в любых обстоятельствах.

Предлагаем теперь ознакомиться со двух героев - Платона Каратаева и Тихона Щербатого. Это поможет вам глубже понять роль последнего в произведении.

Платон Каратаев и Тихон Щербатый

Лев Николаевич Толстой, рисуя образ народного мстителя, показывает, что он отличается не только смелостью, энергией, решимостью, ненавистью к врагу. Ему присущ также великий гуманизм. В романе "Война и мир" "дух простоты, доброты и правды" олицетворяет солдат по имени Платон Каратаев. Герой этот является полной противоположностью Щербатому. Если Тихон Щербатый в романе беспощаден к врагу, то Платон любит всех людей, включая и французов. Тихон грубоват, а его юмор порой сочетается с жестокостью. Платон Каратаев везде хочет найти "торжественное благообразие". И его внешний облик, и "нежно-певучая ласка" в голосе, и характер его речей, которые полны раздумий о людях и жизни - все отличает этого героя от Щербатого.

Тихон Щербатый в романе "Война и мир" не вспоминает о боге. Он надеется лишь на себя, на собственную ловкость и силу. А Платон Каратаев постоянно думает о боге. Речь его наполнена пословицами. В некоторых из них слышны отголоски протеста крестьян против несправедливого общественного устройства (пример - "где суд, там и неправда"). Однако сам Платон не относится к числу тех, кто привык активно вмешиваться в течение жизни, несмотря на то, что в нем заметен дух правдоискательства, характерный в целом для русского крестьянства.

Платон Каратаев, так же как и Тихон Щербатый, в романе "Война и мир" является патриотом. Однако его очень трудно представить сражающимся. Дело не в его робости, а в том, что Платон не ощущает ненависти к врагу.

Щербатый - русский богатырь

В двух во многом разных образах Лев Николаевич Толстой создает единый емкий образ народа, своего рода единство духа. И Платон Каратаев, и Тихон Щербатый каждый по-своему вносят вклад в общее дело. Оба героя не просто осуществляют практические действия, участвуя в борьбе. Их роль более значима - они несут такие качества, как нравственная красота, теплота души и доброта. В романе "Война и мир" Тихон Щербатый, характеристика которого была нами рассмотрена, выражает активное начало души русского человека. Он символизирует способность русского народа смело бороться с захватчиками. Этот герой - воплощение богатырской силы, поднявшейся на защиту родины от врагов.

Щербатый и Петя Ростов

Следует отметить, что функция Тихона Щербатого в произведении не ограничивается олицетворением мужества и силы простого русского мужика. Личность его, как и многих других "проходных" персонажей произведения, служит для усиления характеристики главных героев. Догадавшись, что Щербатый убил человека во время своей вылазки за "языком", Петя Ростов ощущает сильную неловкость, хотя это чувство продолжается недолго. Автор отмечает, что Петя, сидя за одним столом с партизанами, пребывал в состоянии детской восторженной любви ко всем людям. Он хотел сделать каждому приятное, поэтому угощал всех изюмом, присланным из дома. Смерть Пети Ростова подчеркивает слабость наивных мальчиков-дворян и жестокое величие "Тихонов". После его смерти Долохов холодно сказал о Ростове: "Готов". Денисов, подъехав к его телу, вдруг вспомнил, как Петя Ростов говорил: "Отличный изюм, берите весь".

Итак, Тихон является собирательным образом народа, олицетворяющим его лучшие черты. Ему свойственны бесстрашие и самопожертвование во имя победы над захватчиками. На этом завершаем анализ образа Тихона Щербатого.

Главные герои романа Л. Н. Толстого “Вой-па и мир” – представители дворянского сословия. Однако автор стремится нарисовать картину русской жизни во всей ее полноте, поэтому в повествовании появляются и персонажи из простонародья – Тихон Щербатый и Платон Каратаев. Оба героя, как русские национальные типы и выразители духовной сущности русского характера, дороги Толстому, всякий по-своему.

В образе Щербатого выражено активное начало русского духа, показана способность народа бесстрашно вести борьбу против захватчиков. Тихон – воплощение народа-богатыря, поднявшегося па защиту Отчизны.

Каратаев же воплощает близкую писателю идею о “непротивлении злу насилием”. Писатель ценит в этом герое и проявление “всего русского, доброго и круглого”, всех тех качеств, которые, по Толстому, составляли нравственную основу русского народа, русского крестьянства. Патриархальность, незлобивость, смирение и религиозность – черты, без которых, по Толстому, немыслим добросердечный склад русского крестьянина.

Тихон Щербатый олицетворяет в романс ту “дубину народной войны”, которая поднялась и “со страшной силой гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие”. “Непротивленец” Платон Каратаев – другой тип национального характера, другая сторона “мысли народной”.

Тихон – “самый полезный и храбрый человек” в партизанском отряде Денисова: “Никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов”. Щербатый занимал в отряде Денисова особое, исключительное место: “Когда надо было сделать что-нибудь особенно трудное… все указывали, посмеиваясь, на Тихона”. По ночам он уходил из отряда и добывал все, что было нужно для товарищей, для общего дела: оружие, одежду, а когда ему приказывали, доставлял и пленных. Тихон не боялся никакой работы. Он хорошо владел топором (“как волк владеет зубами”), ловко, со всего размаху, раскалывал бревна. Если надо, топор в его руках превращался в грозное оружие. В этом персонаже воплощаются богатырские силы народа, его находчивость, дух товарищества, удаль.

Важная особенность Тихона – способность не падать духом, не унывать ни при каких обстоятельствах, неистребимое чувство юмора. Эта черта делает Щербатова всеобщим любимцем в отряде: “…он был шут всех казаков, гусаров”, причем “сам охотно поддавался этому чипу”. Вероятно, некоторые черты Тихона (например, его жестокость) могли быть осуждены писателем, если бы речь шла о мирном

времени. Но в критический момент истории, когда решается вопрос о будущем РФ, о судьбе всех русских людей (Отечественная махаловка 1812 года), дело таких, как Щербатый, спасительна и для страны, и для народа.

Каждому из героев Толстой даст яркую портретную и речевую характеристику. От всего облика Тихона вест ловкостью, уверенностью, силой. Забавная и выразительная особенность его внешности – недостаток зуба (за это Тихона и прозвали Щербатым). Его язык пронизан юмором, грубоватой шуткой. Внешность Платона также своеобразна. Ему за пятьдесят лет, но в его облике все сохранилось в целости: ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, все было круглое – и лицо, и плечи, и спина, и пузо. Все имело вид какой-то сонливости, мягкости.

Если Тихон беспощаден к врагу, то Каратаев любит всех людей, в том числе и французов. Другие важные черты в Каратаеве – дух правдоискательства, душевная ясность, любовь к труду: “Он все умел совершать, не очень хорошо, но и недурно”.

Платон – ослепительный выразитель философии терпения, характерной для русского крестьянства и обусловленной своеобразием русской истории и культуры. Эта жизненная философия отразилась и в пословичной мудрости, которая часто звучит в напевной речи Платона: “Рок головы ищет”, “Час терпеть, а век жить”. Подчас, кажется, что он прикрывает философией терпения свою беспомощность, неспособность к активному сопротивлению обстоятельствам. Каратаев словно начисто лишен индивидуального сознания, во всякое час он опирается на веками складывавшиеся в народной среде мировоззренческие стереотипы: “Где суд, там и неправда”, “От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся”, “Не нашим умом, а Божьим судом”.

В отличие от Каратаева, Щербатый не вспоминает о Боге, рассчитывая только на себя – на свою силу, смекалку, душевную бодрость. Щербатый бывает резким, а если того требуют обстоятельства – и жестоким. Этими чертами он отличается от Платона, который во всем стремится видеть “торжественное благообразие”. Щербатый, испытыва
я патриотическое чувство и ненависть к захватчикам, идет па них стопором. Платон же готов скорее “безвинно напрасно пострадать”, чем пролить кровь человеческую, более того если это кровь врага.

Каратаев и Щербатый – две ипостаси единого целого. Спасение для РФ состоит, по Толстому, в синтезе этих двух начал – кротости, смирения и миролюбия, с одной стороны, и энергии, воли, способности к активному действию – с другой. Познав правду Каратаева, Пьер в эпилоге романа идет аккурат таким путем.

Тихон Щербатый - простой мужик, самостоятельно начавший войну с французами. Он объяснял Денисову: «Миродеров точно два десятка побили, а то мы ничего не делали...» Оставшись у Денисова, Тихон сначала делал всю черную работу: раскладку костров, уход за лошадьми, но оказалось, что он способен на большее. По ночам он уходил на добычу, принося платье и оружие французское, а когда приказывали, то приводил и пленных. Вскоре он был зачислен в казаки. Он всегда ходил пешком, но не отставал от кавалерии. Мушкетон он носил с собой больше для смеха, а оружием его были пика и топор, которым он владел «как волк зубами».

Тихон не просто овеществляет силу и мужество «простого русского мужика». Он, как и многие другие «проходные» герои романа, усиливает характеристику главных героев. Петя Ростов, догадавшись, что Тихон во время вылазки за языком убил человека, чувствует себя очень неловко. Хотя это продолжается недолго. Сидя за столом вместе с партизанами, «Петя находился в состоянии восторженной, детской любви ко всем людям». Он старался сделать всем приятное и угощал всех присланным из дома изюмом. Смерть Пети подчеркивает жесткое величие «Тихонов» и слабость наивных дворянских мальчиков. «Готов», - холодно сказал о Пете Долохов. Денисов подъехал к телу мальчика. «Я привык что-нибудь сладкое. Отличный изюм, берите весь», - вспомнилось ему».

Образ Платона Каратаева самодостаточен сам по себе. Что стоит хотя бы его рассказ о купце, которого несправедливо осудили за убийство. И в то же время Каратаев играет важнейшую роль в формировании характера Пьера Безухова. Известно, что для Каратаева «жизнь не имела смысла как отдельная жизнь, она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал». Каратаев живет в полном согласии со своим окружением. Он сливается с ним, как капля с океаном.

Для Пьера же после сцены расстрела рушится мир. «Мир завалился на глазах и остались одни бессмысленные развалины». Возвращает его к жизни именно Платон Каратаев. Его особый дар любви лечит душу Пьеру. Пройдя через испытания плена, познав органичность с миром, свойственную Каратаеву, Пьер понимает, что все несчастья не от недостатка, а от излишка. Этот излишек может быть не только материальным, но и духовным. Обремененный духовными излишками цивилизации, человек становится наблюдателем, анализирующим свою жизнь, что иссушает душу.

Думая о Каратаеве, Пьер по странной ассоциации вспомнил своего учителя географии. Тот показывал ему глобус, живой, колеблющийся шар. Вся его поверхность состояла из капель. Эти капли двигались, то сливаясь, то разделяясь. «Вот он, Каратаев, вот разлился и исчез», - подумал Пьер, проснулся и увидел собаку Каратаева. «Пьер уже готов был понять, что Каратаева убили...»

В театральном искусстве есть выражение: играть артиста. Другие артисты своим поведением усиливают, оттеняют роль героя. Этим же приемом с большим мастерством пользуется Лев Толстой. Каратаев, Щербатый не только усиливают характеристики других героев, они олицетворяют весь русский народ, с мощной народной силой и высокими чувствами.

«Русские, умиравшие наполовину, сделали все, что можно сделать и должно было сделать для достижения достойной народа цели, и не виноваты в том, что другие русские люди, сидевшие в теплых комнатах, предполагали сделать то, что было невозможно...», - пишет Толстой, добавляя: «Историки, писавшие об этом событии, писали историю прекрасных чувств и слов разных генералов, а не историю событий...».

Именно потому, что роман насыщен образами таких людей, как Каратаев, Щербатый, можно уверенно сказать - это не роман, описывающий, какие события происходили с людьми, как они жили и боролись, это роман о том, что случилось с народом, как изменялось народное самосознание. Именно народ победил в этой войне, именно народ стал носителем главных духовных ценностей. Народная масса, состоящая из Платонов и Тихонов.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры