Важнейшие особенности средневековой культуры. рассмотреть христианское сознание как основу средневекового менталитета

Главная / Измена жены

Период Средневековья в Западной Европе это стремление воссоздать порядок после распада могущественной некогда . Вернуть мир из хаоса во всех сферах жизни, как материальной, так и моральной. Формируется новый человек и новое мировоззрение и происходит это под эгидой христианской церкви. Христианская религия с ее основным постулатом душеполезности пропитывает всю жизнь человека средневековья. Поэтому средневековой Европы формируется, развивается и существует на основе христианской и под ее пристальным присмотром. Все подчинено единой задаче – как можно преданней служить Богу и тем самым уберечь свою душу от греховности.

Основные черты культуры Средневековья

В литературе, архитектуре, живописи, музыке все подчинено одной идее – служение Богу. Но христианская религия пришла на смену язычеству, поэтому в церковных обрядах сосуществовали новые образы и сюжеты со старинными, привычными для простого народа. Всей культуре средневековья присуща каноничность. Невозможно было изобретать или привносить что-то свое, любое отступление от религиозных канонов объявлялось еретичеством. Церковь отказывала человеку в праве на индивидуальность, он не должен был быть личностью, так как был созданием Бога. Поэтому для средневековой культуры, особенно на раннем периоде, присуща анонимность.

Человек – божья тварь, он не может быть автором, он только исполняет волю создателя. В соответствии с такой концепцией средневековую культуру характеризует наличие символов и аллегорий. Символизм проявляется в соединении духовного и материального. Это наглядно просматривается в архитектурных формах храмов и церквей. Крестовокупольные храмы и базилики передают форму креста, роскошь внутреннего убора напоминают об обещанном богатстве жизни в раю. Тоже происходит и в живописи. Голубой цвет – это символ чистоты, духовности, божественной мудрости. Изображение голубя символизирует Бога. Виноградная лоза символизирует искупительную жертву Христа. Цветок лилии становится синонимом чистоты Богоматери. Сосуд с водой символизирует Крещение, а поднятая рука становится символом клятвы. Колючие, ядовитые растения и вызывающие отвращение и брезгливость животные служат в качестве аллегории для изображения или описания адских существ, служителей темных, злобных, дьявольских сил Сатаны.

Введение
1.Ментальные основы и характерные черты западноевропейской средневековой культуры
2. Европейская культура раннего средневековья
3. Европейская культура зрелого и позднего средневековья
4. Культура Византии: этапы и тенденции развития
Заключение
Список использованной литературы

Введение

В конце V в. на развалинах Западной Римской империи начал зарождаться новый культурно-исторический тип европейского общества. Самоопределившаяся еще в IV в. Восточная Римская империя (Византия) пошла по собственному культурно-цивилизационному пути, который обрек ее на своеобразную замедленную архаизацию и стагнацию. Но, несмотря на разные пути формирования общественно-политических систем, между средневековой Западной Европой и Византией существовало бесспорное сходство, основанное на господстве феодальных отношений и христианства. Последнее, однако, внутренне раскололось на восточное православие и западный католицизм (формально раскол был закреплен в 1054 г.).

Появление двух христианских конфессий углубило экономическое, политическое и духовное размежевание между Византией и Западом. В новой Европе в течение средних веков быстрее шел процесс образования народностей, формировались разнообразные мировоззрения, складывались отдельные субкультуры и культурные центры, художественные школы, направления, стили. Борьба между стремлением к христианскому единству и тягой к национальной самостоятельности стала отличительной особенностью западной культуры средних веков. Византия находилась как бы в стороне от этой борьбы.

В истории культурного развития средневековой Западной Европы принято выделять периоды раннего средневековья (V–X вв.), зрелого средневековья (XI–XIII вв.) и позднего средневековья (XIV–XV вв.). В Италии и Нидерландах позднему средневековью соответствуют завершающий этап Проторенессанса и Раннее Возрождение, что объясняется неравномерностью развития экономики и других институтов цивилизации в различных странах Европы.

1. Ментальные основы и характерные черты западноевропейской средневековой культуры

Духовной основой средневековья, отразившейся на всех сферах жизни, стало христианство. Оно обусловило главную особенность средневековой культуры – теоцентризм. Система официальных ценностей в эту эпоху определялась верой в триединого Бога. Божественный мир – вершина космической и социальной иерархии. Природа, общество, человек рассматривались как единое целое, поскольку считались божьими творениями. Смысл жизни средневекового человека заключался в обнаружении знамений Творца всего сущего в своей душе и окружающей действительности.

Еще одна важная особенность средневекового мировосприятия – спиритуализм. Земной, природный мир представлялся лишь отражением небесного и заполнялся таинственными духами и мистическими энергиями. Это нацеливало на постоянный поиск путей установления контакта с Богом.

В средневековой культуре не осталось места для античной гармонии духа и тела. В официальной догматике материальное, телесное противопоставлялось духовному и трактовалось как нечто низменное. Такой взгляд повлиял на формирование нового представления о человеке. Он, с одной стороны, заключал в себе образ и подобие Бога, с другой – выступал как носитель плотского начала. Человек подвержен дьявольским искушениям, и они испытывают его волю. Жизнь проходит между ослепительной бездной благодати и черной бездной погибели. Только постоянное совершенствование духовного начала и жертвенное служение Богу способны помочь человеку избежать адских мучений.

Обостренная чувствительность, граничащая с экзальтацией, обусловила важную особенность средневекового менталитета. Духовность связывалась не с рациональной деятельностью, а с напряженной эмоциональной жизнью, экстатическими видениями и чудесами, воображаемыми явлениями потустороннего мира.

Другая важная черта средневекового мировосприятия – символизм, преодолевавший античную установку на созерцание чувственно-материальной формы. Человек стремился к тому, что находилось по ту сторону последней, – к чистому божественному бытию. При этом потенциально любая вещь с необходимостью представлялась, прежде всего, его знаком, образом, символом, который не смешивал привнесенный смысл и земную вещь, но предполагал их общее божественное происхождение.

Итак, вещи-символы обладали способностью отражать божественную реальность, но в разной степени. Из этой идеи вытекала следующая особенность средневековья – иерархизм. Природный мир и общественная реальность здесь были глубоко иерархичны. Место явления или предмета в универсальной иерархии связывалось со степенью их близости к Богу.

Данными особенностями средневекового мировосприятия определялась и художественная культура, главное место в которой занимали атрибуты христианского культа. Целью художественного творчества того времени являлось не эстетическое наслаждение как таковое, а обращение к Богу. Впрочем, Фома Аквинский и некоторые другие религиозные философы представляли Бога и как источник вселенской гармонии и идеальной красоты. Неотъемлемый атрибут средневекового искусства, проявившийся особенно в зрелом и позднем средневековье, – монументализм. Он отражал величие Бога, перед лицом которого человек уподоблялся песчинке. Средневековому искусству свойственен тот же символизм. Религиозно-художественное произведение в целом и любой его элемент рассматривались как знаки сверхъестественной реальности.

Средневековая архитектура являла собой своеобразный синтез искусств, объединявшихся вокруг духовного центра – собора, воплощавшего в себе Небесный Иерусалим, Царство Христово, Вселенную.

Использование в художественных произведениях символов – «следов» непрекращающегося божественного промысла – обусловило каноничность и аллегоризм средневекового искусства. Художники должны были заострять внимание на духовном содержании образов, прибегая к условностям и стилизации, обращаясь к аллегориям и ассоциациям. Таким образом, расшифровывались и представлялись в виде наглядно представленных канонизированных моральных формул смыслы сакральных символов.

Важная черта средневекового искусства – умозрительность, уводившая от мирского, чувственного начета. Бесплотность тел, отсутствие интереса к конкретно-чувственным деталям на иконе не отвлекали внимание от духовного постижения Бога. То же и в духовно возвышенной музыке, которая освобождала от власти повседневности.

2. Европейская культура раннего средневековья

В период раннего средневековья западноевропейская культура и цивилизация познала фазы кризиса и подъема. Это было время сложного, вначале робкого и подражательного, а затем все более уверенного, самостоятельного поиска целостной системы ценностей, норм, идеалов, совершаемого на перекрестке христианских, варварских и античных традиций.

Начиналась новая эпоха в условиях глубокого тотального кризиса, разразившегося после падения Западной Римской империи. Средневековое общество обретало свой путь в обстановке экономического и политического хаоса, среди обломков культуры разрушенного античного мира. Уменьшилось количество городов, которые недавно определяли качественное своеобразие античной культуры. Выживали и медленно росли преимущественно по берегам больших рек города и городские резиденции королей. В экономике этого времени господствовали натуральное хозяйство и аграрная экономика, начинался рост крупной земельной собственности. Торговые связи отдельных местностей осуществлялись главным образом по рекам и редко становились устойчивыми. Жители обменивались самыми необходимыми товарами или предметами роскоши (соль, вино, масло, дорогие ткани, пряности). Расчет с использованием денег был затруднен из-за их дефицита в обращении. Золотые монеты чеканились в основном для поддержания власти сюзеренов.

Раннее средневековье сохранило также и некоторые культурные формы, созданные античностью (прежде всего, Римом). В наступившую эпоху образование служило в первую очередь средством для обеспечения богослужебной практики и управления государством. Некоторые дисциплины, в частности риторика, полностью изменили свой смысл. В раннем средневековье последняя стала областью скорее письменного, чем устного слова, практикой искусного составления деловых документов, а не искусством красноречия. Математика преимущественно формировала навыки счета и решения задач и менее всего связывалась с познанием сущности мира, как в Древней Греции.

Зарождавшееся средневековое богословье, тем не менее, обращалось к античным авторам. Христианство вынуждено было отстаивать свои идеалы, обращаясь к культуре с глубоко развитой системой интеллектуальных традиций – со своей онтологией, гносеологией, логикой, с развитым искусством полемики. Впоследствии патристика, тяготевшая к гармоничному синтезу христианской идеи откровения и философской традиции античного рационализма, сменилась схоластикой (XI–XIV вв.), основная проблематика которой была связана сугубо с христианским вероучением.

В религиозном искусстве раннего средневековья преломлялись элементы художественного стиля варваров – фольклорные мотивы, орнаментализм, фантастичность образов и т.п.

Подчеркнутым динамизмом отличался «звериный стиль», в котором стилизованные изображения животных сочетались со спиралевидным растительным орнаментом. Изображение людей получило распространение в конце VII в. (рельеф из Хорнхаузена). Среди сохранившихся архитектурных построек того времени заслуживают внимания гробница Теодо- риха в Равенне (достроена в 20-е гг. VI в.) – образец примитивного подражания римской архитектуре – и дворцовая капелла в Ахене (788–805).

3. Европейская культура зрелого и позднего средневековья

Для Европы XI столетие стало временем отсчета нового культурного подъема. Укрепление внешних границ западного мира и снижение жестокости внутренних конфликтов делали жизнь более безопасной, что позволяло переключиться на совершенствование сельскохозяйственных технологий, укрепление торговли, развитие ремесел. Ускоренными темпами происходил рост городов, сопровождавшийся имущественной и социальной дифференциацией общества. В XI–XIII вв. окончательно оформились основные черты средневековой культуры и зародились первые ростки будущего новоевропейского культурного типа.

Одной из характерных особенностей культуры этого периода стало противоречие между раздробленностью, дивергенцией в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни, с одной стороны, и объединительным пафосом идеальных образов общественного устройства, предлагавшихся религиозными мыслителями, – с другой. В социальной сфере идеал единого христианского общества уживался с функционированием самостоятельных социальных групп, сословий.

В становлении средневекового города решающую роль сыграли подъем сельского хозяйства, рост цехов и ремесленных корпораций, формирование купеческого сословия. В средневековых городах сходились крупные торговые пути, а окружающие плодородные равнины давали избыток сельскохозяйственной продукции. Экономической прерогативой городов было ремесленное, а затем и мануфактурное производство. Благодаря городам развивалась денежная система. В период зрелого и позднего средневековья в образовавшихся государствах преобладал тип торговли, ориентировавшийся в основном на местный рынок и местные источники товаров. Но зарождались и внешние торгово-экономические связи.

Таким образом, на рубеже XIII в. уже не монастыри и рыцарские замки, а города определяли экономическое и культурное развитие Европы. В XIV–XV вв. в нем усилились демократические тенденции.

Образование. Новое отношение к миру, постепенно складывавшееся в городской среде, не могло не отразиться на интеллектуальной культуре, в которой появлялось все больше светских элементов. В городах были созданы новые формы образования: платные начальные светские школы и университеты. Первый университет в Европе появился в XII в. в Париже на базе школ аббатств св. Женевьевы и св. Виктора.

Школу в городе могли открыть цех, гильдия, а то и просто частное лицо. Главное внимание здесь уделялось не церковному вероучению, а грамматике, математике, риторике, естествознанию, праву. И важно то, что обучение в школах велось на родном языке.

Университеты, возникшие в XII–XIV вв., дали еще больший импульс распространению образования, лишив церковь монополии в этой сфере. Деятельность университетов имела три важных культурных следствия. Во-первых, она породила профессиональное сословие ученых, которые получили также право на преподавание истин Откровения. В итоге наряду с церковной и светской властью появилась власть интеллектуалов, воздействие которой на духовную культуру и социальную жизнь все более усили- „алось. Во-вторых, университетское братство утверждало формы светской культуры и новый смысл понятия «благородство», заключающийся в аристократизме ума и поведения. В-третьих, в рамках средневековых университетов вместе с формированием установки на рациональное постижение теологической премудрости появлялись зачатки научных знаний.

Литература. Литература зрелого и позднего средневековья отражала творчество различных социальных слоев общества и народностей и потому была чрезвычайно многообразна.

Большое распространение по-прежнему имела церковная религиозно-дидактическая (жития святых, притчи, проповеди) и назидательная (example – поучительные примеры, занимательные истории) литература. Особое место в церковной литературе занимал жанр видений – истории об общении человека, в том числе и простого мирянина, с потусторонними силами.

Еще в X в. во Франции начала складываться поэтическая традиция жонглеров – бродячих певцов-музыкантов, знакомых, как с традициями латинской литературы, так и с героическим эпосом. На XI–XIII вв. приходится расцвет рыцарской лирической поэзии, воспевавшей могучую нравственную силу любви и воинские подвиги. Наибольшую роль в ее становлении сыграли южнофранцузские трубадуры, в стихах которых уживались традиции народной и античной поэзии. Огромной популярностью пользовались рыцарские романы – большие поэтические произведения на национальных языках, навеянные чаще всего народными героическими эпосами.

Архитектура и изобразительное искусство. В период зрелого средневековья появились два ведущих стиля, отразившие изменения в ценностных ориентациях средневекового человека, – романский и готический. Господствующим видом искусства в этот период являлась архитектура.

В средневековой культуре XI–XII вв. сложился романский стиль. Он унаследовал формы древнеримской и раннехристианской архитектуры. Для романской пластики характерны монументальная обобщенность форм, отклонение от реальных пропорций, экспрессивность поз и жестов священных персонажей.

Романские культовые сооружения представляли архитектонический монументальный стиль в архитектуре. Здесь формировались основные приемы скульптурных и живописных изображений, нормы и правила построения художественных образов, заданные церковной эстетикой. Светское романское искусство развивалось в замках феодалов, которые отвечали одновременно требованиям обороны, жилья и представительства, как в планировке, так и в привязке к местности (крепость Каркасон в Провансе, XII–XIII вв.).

В монастырских комплексах ведущая роль принадлежала храму. Скульптура в простых по своей конструкции романских храмах находилась как внутри, так и снаружи – на фасаде в обрамлении портала.

Романское изобразительное искусство было подчинено архитектуре. Живописные изображения, создававшиеся преимущественно в технике фрески, представляли собой выразительные цветовые композиции, иконописные сюжеты, придававшие интерьеру внушительную торжественность. Изредка культовые темы в живописи дополнялись фольклорными мотивами (фрески церкви Сен Савен Гартам, Франция).

Со второй половины XII в. в искусстве средневековой Европы началось становление готического стиля. Термин «готика» появился в эпоху Возрождения и происходит от наименования племени «готы», островерхие жилища которых напоминали крутые скаты готических соборов. Период готики оказался более сложным, а сам стиль стал изысканным и декоративным в сравнении с романским. Он определялся главным образом культурой городов, постройки которых утрачивали оборонительное значение. Развивалось светское строительство (ратуши, крытые рынки, госпитали, жилые дома). Под воздействием нового мировосприятия формировались основные особенности готического искусства. Оно вплотную приблизилось к человеку. В изображениях Христа подчеркиваются человеческие черты, облик «грозного Судьи» сменяется образом «страдающего рога». Готический человек находился в эмоционально напряженных отношениях с воображаемой сферой. В культуре того времени проснулся интерес к красоте реального мира, земным чувствам и переживаниям.

Главным конструктивным новшеством готической архитектуры явились стрельчатая арка (две обращенные друг к другу под острым углом дуги) и стрельчатый свод на нервюрах (соединение каменных ребер распорами). Они увеличивали высоту грандиозного сооружения и позволяли перекрывать пространства любого плана.

В разных государствах готический стиль имел свои яркие особенности, связанные с зарождением национальных художественных школ. Самые крупные из них – французская, немецкая и английская.

Развитие пластики в эпоху готики было неразрывно связано с зодчеством. Скульптура усиливала эмоциональное восприятие архитектуры, содействовала изобразительному воплощению не только религиозных чувств и верований, но и обоготворенной человеком природы.

Главенствующая роль здесь принадлежала круглой пластике и рельефу. Готическая скульптура – неотъемлемая часть собора. Она включалась в архитектурную композицию и разнообразила ее облик.

Готика предложила новые принципы синтеза искусств, позволившие полнее отразить эмоционально обостренное восприятие человеком связи небесного и реального миров, обращение к земному. Она создала необходимые предпосылки для возникновения гуманистической культуры Возрождения.

4. Культура Византии: этапы и тенденции развития

Крупным средневековым культурно-цивилизационным центром была Византия, возникшая в 395 г. на территориях восточных провинций Римской империи. Столицей Восточной Римской империи, отделившейся, от Западной, стал Константинополь (ныне Стамбул), основанный в 330 г. императором Константином. Государство просуществовало до 1453 г., когда Константинополь был захвачен турками. Византия на этапе становления лучше, чем западные территории Европы, сохранила и существенно видоизменила традиции античной культуры. Мало затронутая нашествиями варваров, она приняла от Рима форму централизованного государства с императором и церковью во главе. Развитие культуры Византии в гораздо большей степени, чем в странах Западной Европы, контролировалось государством. Для Византии характерны замедленный ход культурных преобразований и позднее оформление феодальных отношений. Вплоть до VII в. здесь сохранялись модифицированные ценностные основания позднеантичной культуры и цивилизации. Правление Юстиниана (527–565) отмечено в истории как грандиозная попытка вернуть былое величие Рима, преемницей которого считала себя империя Ромеев – Византия.

В IV–VII вв. уже вполне проявилось своеобразие религии Византии с ее отчетливо выраженным философски-созерцательным отношением к христианским канонам. Для византийской цивилизации характерно органичное слияние светской и религиозной власти в лице императора, символизировавшего единое управленческое начало. Возникшее в Западной Европе противостояние светской (императорской) власти духовной (папской) временами перерастало в открытые конфликты. Церковная же организация Византии целиком регламентировалась государством и находилась в полном подчинении у императора.

Литература ранней Византии носила двойственный характер, причудливо сочетая в своей основе христианское миропонимание с постантичным пафосом гражданственности и разумного выбора. Среди церковной литературы особую популярность получил жанр жития.

Мощный подъем искусства ранней Византии был связан с правлением Юстиниана. В крупных городах, прежде всего в Константинополе, велось интенсивное строительство. Возводились триумфальные арки, дворцы, сооружались акведуки, термы, ипподромы, цистерны для хранения воды. Однако основная роль в архитектуре принадлежала культовым зданиям – храмам и монастырским комплексам. В архитектуре V–VII вв. применялись два типа храмов: базиликалъный и крестово-куполъный. Храм Святой Софии в Константинополе (532– 537) – жемчужина византийской архитектуры – удачно сочетает обе архитектурные формы.

Изобразительное искусство и архитектура V–VII вв. сочетали церковные и светские жанры. Упор делался на монументальные творения. Одновременно действовало несколько местных художественных школ, формировавших на основе поучений Священного Писания систему живописных изображений, в дальнейшем канонизированных церковью. Главная задача состояла в том, чтобы изображать не единичное явление, не чувственный мир, а его идею, одновременно максимально приближаясь к божественному прототипу.

VIII в. – первая половина IX в. стали временем испытаний для Византийской культуры и цивилизации, которая пересматривала свое отношение к античному наследию. Сокращались свободные ремесленные и торговые корпорации, упразднялась наемная армия, резко сократилось количество городов. Потеряло актуальность переписывание античных книг, и лишь немногие интеллектуалы еще поддерживали традиции античной образованности. Сфера образования переживала упадок (закрылась даже патриаршая школа при храме Святой Софии), резко снизилась грамотность населения. Одновременно возвышалась роль патриархов, христианская церковь стремилась погасить последние очаги язычества.

Литература этого периода носила преимущественно церковный характер. Самым популярным оставался житийный жанр, включавший наряду с собственно религиозными повествованиями разрозненные естественнонаучные, географические и исторические сведения. В апологетической гимнографии доминировал канон с его торжественной статичностью и витиеватостью.

Вторая половина IX – XIII в. – период ослабления императорской власти и усиления позиций земельной аристократии.

Экономика. К середине X в. в Византии окончательно сложились феодальные отношения. В отличие от Запада они базировались в первую очередь на закабалении крестьян государством. Одновременно мелкое общинное землевладение поглощалось крупными феодальными поместьями, которые соперничали с централизованной системой государственной власти. В Византии XI–XII вв., несмотря на рост ремесел и торговли, так и не появились города западного типа с новым развитым самоуправлением и свободными ремесленными цехами. Цеховое производство в крупных городах жестко контролировалось государством.

Мировоззрение того времени сочетало в себе угасающие идеалы патриотизма, эмоционально-мистическую и одновременно философско-рассудочную религиозность. Возобновился интерес к античному наследию, вновь переписывались труды древних авторов. Возродилось светское образование соответственно античному образцу. В IX в. открылась высшая школа в Константинополе, которой руководил крупнейший ученый того времени Лев Математик.

Литература. Во второй половине IX – XIII вв. получили распространение различного рода систематизированные обзоры.

Архитектура и изобразительное искусство. В отмеченный период произошло дальнейшее обогащение стиля архитектуры. Ведущая роль традиционно принадлежала культовому зодчеству с его большими монастырскими комплексами и величественными храмами.

Со второй половины IX в. большие перемены коснулись церковной живописи: она все более очеловечивалась, но претендовала на пробуждение универсальных духовных переживаний, выражаемых посредством символических образов. Лаконизм композиционного построения, сдержанность цветового решения, соразмерность архитектуре отличают живопись IX–XIII вв. Именно в это время сложилась система канонических изображений в храмах.

После опустошительных походов крестоносцев, разрушивших Константинополь, в XIII в. начался заключительный этап развития культуры Византии. Его связывают с правлением династии Палеологов (1267–1453). Искусство этого времени характеризуется экспрессией и филигранной проработкой образов (мозаики церкви Кахрие Джами в Константинополе).

В 1453 г. Византия была завоевана Турцией, но созданные ее мастерами типы культовых построек, системы фресковых росписей и мозаик, иконопись, литература получили распространение и развитие в искусстве стран Западной Европы, южных и западных славян, Древней Руси, Беларуси и Закавказья.

Заключение

Итак, средние века в Западной Европе – время напряженной духовной жизни, сложных и трудных поисков мировоззренческих конструкций, которые могли бы синтезировать исторический опыт и знания предшествовавших тысячелетий.

В эту эпоху люди смогли выйти на новую дорогу культурного развития, иную, чем знали прежние времена. Пытаясь примирить веру и разум, строя картину мира на основе доступных им знаний и с помощью христианского догматизма, культура средних веков создала новые художественные стили, новый городской образ жизни, новую экономику, подготовила сознание людей к применению механических приспособлений и техники.

Вопреки мнению мыслителей итальянского Возрождения, средние века оставили нам важнейшие достижения духовной культуры, в том числе институты научного познания и образования. В их числе следует назвать, прежде всего, университет как принцип. Возникла, кроме того, новая парадигма мышления, дисциплинарная структура познания без которой была бы невозможна современная наука, люди получили возможность думать и познавать мир гораздо более эффективно, чем прежде. Даже фантастические рецепты алхимиков сыграли свою роль в этом процессе совершенствования духовных средств мышления, общего уровня культуры.

Произошедшая в XX в. переоценка значения средневековой культуры подчеркивает ее особенную роль в деле создания облика нравственного поведения христианина. И сегодня специалисты справедливо отмечают в этой культуре истоки многих мировоззренческих и интеллектуальных установок, характерных для более поздних эпох, предпосылки для обновления способов познания и эстетического преображения мира. Культура европейского средневековья выработала и закрепила многие ценности, смыслы, формы жизни и творчества, которые нашли свое перевоплощение в последующие столетия.

Список использованной литературы

  1. Культурология. Учебное пособие / Под редакцией А.А. Радугина. – М., 2001.
  2. Кононенко Б.И. Основы культурологии: Курс лекций. — М., 2002.
  3. Петрова М.М. Теория культуры: Конспект лекций. – СПб., 2000.
  4. Самохвалова В.И. Культурология: Краткий курс лекций. – М., 2002.
  5. Эренгросс Б.А. Культурология. Учебник для вузов / Б.А. Эренгросс, Р.Г. Апресян, Е. Ботвинник. – М.: Оникс, 2007.

Средневековая европейская культура охватывает период с момента падения Римской империи до момента активного формирования культуры эпохи Возрождения. Делится на 3 периода: 1. 5-10 в Раннее средневековье; 2. 11-13 век – Классическое; 3. 14-16 – Позднее.

Суть к-ры – христианство, самосовершенствование человека. Родина христианства – Палестина. Возникло в 1 в н.э. Это учительская религия – Иисус Христос. Символ – крест. Борьба между светлыми и темными силами постоянно, в центре – человек. Он был создан господом, чтобы являть его тварный образ, жить с ним в единстве, владеть всем миром, выполняя в нем роль первосвященника.

Появление термина «Средние века» связано с деятельностью итальянских гуманистов XV-XVI вв., которые введением этого термина стремились отделить культуру своей эпохи - культуру Ренессанса - от культуры предшествующих эпох. Эпоха средневековья принесла с собой новые экономические отношения, новый тип политической системы, а также глобальные изменения в мировоззрении людей.

Вся культура раннего Средневековья имела религиозную окраску. Социальная структура имела три основные группы: крестьяне, священнослужители и воины.

Крестьяне были носителями и выразителями народной культуры, которая складывалась на основе противоречивого соединения дохристианского и христианского мировоззрений. Светские феодалы монополизировали право на военное дело. Понятие воина и знатного человека сливалось в слове «рыцарь». Рыцарство превратилось в замкнутую касту. Но с появлением четвертого социального слоя - горожан - рыцарство и рыцарская культура пришли в упадок. Ключевым понятием рыцарского поведения было благородство. Исключительная ценность для средневековой культуры в целом принесла деятельность монастырей.

Развитие средневекового искусства включает в себя следующие три этапа:

дороманское искусство (V-Xвв.),

романское искусство (XI-XII вв.),

готическое искусство (XII-XV вв.).

Античные традиции давали импульсы для развития средневекового искусства, однако в целом вся средневековая культура формировалась в полемике с античной традицией.

Темные века 5-10в – разрушение античной к-ры, утеряна письменность, церковь давила на жизнь. Если в античности человек – герой, творец, то сейчас – низшее существо. Смысл жизни – служение богу. Наука – схоластика, связана с церковью, это доказательство бытия бога. Церковь господствовала над умами людей, боролась с инакомыслием. Особое место у городской лит-ры – сатирические бытовые сцены. Героический эпос «Песнь о Роланде», «Беовульф», «Сага об Эрике рыжем», роман «Тристан и Изольда». Поэзия: Бертран Деборн и Арно Даниэль. Рождается тв-во жонглеров, бродячих актеров. Осн жанры театры: драма, комедия, моралите. Архитектура основные стили: А. Романский – стилизация, формализм, узкие окна, пример – собор Нотрдамм в Пуатье, Б. Готика – высокие стрельчатые окна, витражи, высокие колонны, тонкие стены, здания устрамлялись в небо, пример – Вестминское аббадство в Лондоне. Пламенеющая готика (во Франции) – тончайшая резьба по камню. Кирпичная готика – характерна для Сев. Европы.

    Общая характеристика культуры Византии.

Византия – это восточная Римская империя. Первоначально основным центром была колония Византий, затем им стал Константинополь. В Византию входили территории: Балканского п-ова, Малая Азия, Месопотамия, Индия с Палестиной и др. Просуществовала эта империя с 4 в до н.э. – сер 15 века, пока не была разрушена турками-сельджуками. Она наследница греко-римской культуры Культура противоречива, т.к. пыталась совместить идеалы античнoсти и христианства.

Периоды 4-7 вв. - ранний период (формирование византийской культуры и ее расцвет); 2-ая пол. 7 в. - 12 в. средний (иконоборчество); 12-15 поздний (начался с нашествия крестоносцев, завершился падением Константинополя). В. - наследница греко-римской культуры. Однако византийская культура складывалась так же под влиянием эллинистической культуры Средиземноморья, восточных культур. Доминировала греческая. Все это опиралось на христианскую религию.

В культуре по-прежнему сохранялась верность традициям, канонам, определяемым религиозными традициями. В образовании сохранялись античные формы.

Античная традиция преобладала в искусстве раннего периода, христианство еще только начинало вырабатывать собственную символику и иконографию, формировать собственные каноны. Архитектура наследовала римские традиции. Преобладание живописи над скульптурой, воспринимаемой как искусство языческое.

CVIв. возникала, собственно, культура средневековая. ВVIв. при императоре Юстиниане происходит расцвет византийской культуры.

Новые традиции храмового строительства - соединение базилики с центрической постройкой. Параллельно идея многоглавия. В изобразительном искусстве преобладали мозаика, фреска, икона.

Перелом и поворот связан с периодом иконоборчества (VIIIв.). Существовала некая двойственность в отношении к изображению бога. Императорская власть поддержала иконоборцев (ради власти). В этот период был нанесен урон изобразительному искусству. Иконоборчество вышло далеко за рамки проблемы христианской изобразительности. ВIXв. иконопочитание было восстановлено. После этого начинается второй расцвет.

Увеличивается культурное влияние на другие народы. Русь. Складывается крестово-купольная архитектура храмов. В Xв. искусство эмали достигает своего наивысшего уровня.

X-XIвв. характеризуются двойственностью. Расцвет культуры и упадок государственности. Византия теряет свои территории. Раскол церкви, крестовые походы. После этого начинается византийское возрождение.

    Византия и Западная Европа: два пути культурного развития. Католицизм и православие.

Рассмотрим отличия католицизма и православия .

Общая характеристика

Вселенское Православие (православие- т.е. «правое» или «правильное», дошедшее без искажений) - это собрание поместных Церквей, которые имеют одинаковые догматы и сходное каноническое устройство, признают таинства друг друга и находятся в общении. Православие состоит из 15-ти автокефальных и нескольких автономных Церквей.

В отличие от православных церквей, римский католицизм отличается, прежде всего, своей монолитностью. Принцип организации этой Церкви более монархический: она имеет видимый центр своего единства - Папу Римского. В образе Папы сосредотачивается апостольская власть и учительный авторитет Римско-Католической Церкви.

Само название католической церкви буквально означает по-гречески «соборная», однако в интерпретации католических теологов понятие соборности, столь важное в православной традиции, заменяется понятием «вселенскости» то есть количественной широты влияния (действительно, римско-католическое исповедание распространено не только в Европе, но и Северной и Южной Америках, в Африке и Азии).

Христианство, возникшее как религия низших классов, к концу III в. довольно широко распространилось по всей империи.

Все стороны жизни определяло православие, сформировавшееся в IV – VIII вв. н.э. Христианство родилось как единое универсальное учение. Однако с разделением Римской империи на Западную и Восточную (Византия) в 395 г. постепенно наметилось разделение христианства на два направления: восточное (православие) и западное (католицизм). Папы римские уже с конца VI в. не подчинялись Византии. Им покровительствовали франкские короли, а позже – германские императоры. Византийское и западно-европейское христианство расходились все дальше, переставая понимать друг друга. Греки окончательно забыли латынь, а Западная Европа не знала греческого. Постепенно начали различаться ритуалы богослужения и даже основные догматы христианской веры. Несколько раз Римская и греческая церкви ссорились и снова мирились, но сохранить единство становилось все труднее. В 1054г. для переговоров о преодолении разногласий в Константинополь приехал римский кардинал Гумберт. Однако вместо ожидаемого примирения произошел окончательный раскол: папский посланник и патриарх Михаил Кируларий предали друг друга анафеме. Причем этот раскол (схизма) остается в силе до сих пор. Западное христианство постоянно менялось, для него характерно наличие разных направлений (католицизм, лютеранство, англиканство, баптизм и т.п.), ориентация на социальную реальность.
Православие провозгласило верность древности, неизменность идеалов. В основу православного вероучения положены Священное писание (Библия) и Священное предание.

Подлинным главой византийской церкви был император, хотя формально он таковым не являлся.

Православная церковь жила напряженной духовной жизнью, что обеспечило необычайно яркий расцвет византийской культуры. Византия всегда оставалась центром своеобразной и воистину блестящей культуры. Византии удалось распространить православное вероучение, принести проповедь христианства другим народам, особенно широко славянам. Прославились в этом праведном деле просветители Кирилл и Мефодий, братья из Салоники, которые создали на основе греческого алфавита первые славянские азбуки - кириллицу и глаголицу.

Основной причиной разделения общехристианской церкви на западную (римско-католическую) и восточную (восточно-кафолическую, или греко-православную) являлось соперничество между римскими папами и константинопольскими патриархами за главенство в христианском мире. Впервые разрыв имел место около 867 (ликвидирован на рубеже 9-10 вв.), вновь произошёл в 1054 (см. Разделение церквей ) и был завершен в связи с захватом крестоносцами в 1204 Константинополя (когда из него вынужден был выехать польский патриарх).
Являясь разновидностью христианской религии,Католицизм признаёт её основные догмы и обряды; в то же время он имеет ряд особенностей в вероучении, культе, организации.
Организация католической церкви отличается строгой централизацией, монархическим и иерархическим характером. По вероучению Католицизм , папа римский (римский первосвященник) - видимый глава церкви, преемник апостола Петра, истинный наместник Христа на земле; его власть выше власти Вселенских соборов .

Католическая церковь, как и православная, признаёт семь таинств , но в отправлении их имеются некоторые различия. Так, католики совершают крещение не путем погружения в воду, а обливанием; миропомазание (конфирмация) совершается не одновременно с крещением, а над детьми не моложе. 8 лет и, как правило, епископом. Хлеб для причастия у католиков пресный, а не квасной (как у православных). Брак мирян нерасторжим, даже если один из супругов уличен в прелюбодеянии.

    Дохристианская культура восточных славян. Принятие Русью христианства. Язычество и христианство на Руси.

В конце V - середине VI века началось великое переселение славян на юг. Освоенная славянами территория - открытое пространство между Уральскими горами и Каспийским морем, - через которые непрерывным потоком вливались в южнорусские степи волны кочевых народов.

До образования государства жизнь славян была организована по законам патриархального или родового быта. Всеми вопросами в общине управлял совет старейшин. Типичной формой славянских поселений являлись небольшие деревни - в один, два, три двора. Несколько поселков объединялись в союзы («верви» «Русской Правды»). Религиозные верования древних славян представляли собой, с одной стороны, поклонение явлениям природы, с другой - культ предков. У них не было ни храмов, ни особого сословия жрецов, хотя были волхвы, кудесники, которые почитались служителями богов и толкователями их воли.

Главные языческие боги: Дождь-бог; Перун - бог грома и молнии; мать-земля тоже почиталась как некое божество. Природа представлялась одушевленной или населенной множеством мелких духов.

Местами языческого культа на Руси были святилища (капища), где происходили моления и жертвоприношения. В центре капища находилось каменное или деревянное изображение бога, вокруг него жгли жертвенные костры.

Вера в загробный мир заставляла вместе с покойником класть в могилу все, что могло ему пригодиться, в том числе и жертвенную пищу. При похоронах людей, принадлежащих к социальной верхушке, сжигали их наложниц. У славян существовала оригинальная система письма - так называемая узелковая письменность.

Договор, заключенный Игорем с Византией подписали и воины-язычники и "Крещеная Русь", т.е. христиане занимавшее высокое положений в Киевском обществе.

Ольга, управлявшая государством после смерти своего мужа, также приняла крещение, что считается историками тактическим ходом в сложной дипломатической игре с Византией.

Постепенно христианство приобретало статус религии.

Около 988 г. киевский князь Владимир крестился сам, крестил свою дружину и бояр и под страхом наказаний заставил креститься киевлян и всех русских вообще. Формально Русь стала христианской. Погасли погребальные костры, угасли огни Перуна, но долго еще в деревнях встречались остатки язычества.

Русь стала перенимать византийскую культуру.

От Византии русская церковь переняла иконостас, однако она изменила его увеличив размер икон, увеличив их количество и заполнив ими все пустоты.

Историческое значение Крещения Руси заключается в приобщении славяно-финского мира к ценностям христианства, создание условий для сотрудничества Руси с другими христианскими государствами.

Русcкая церковь стала силой, объединяющей разные земли Руси, культурную и политическую общность.

Язычество - феномен духовной культуры древних народов, в основе которой лежит вера во многих богов. Яр­ким образцом язычества является «Слово о полку Игореве. Христианство - одна из трех мировых религий (буддизм и ислам), названа по имени ее основателя Христа.

    Древнерусское искусство.

Важнейшим событием IX в. является принятие Русью христианства. До принятия христианства, во второй половине IX в. была создана братьями Кириллом и Мефодием - Славянская письменность на основе греческого алфавита. После крещения Руси она была положена в основу древнерусской письменности. Они перевели на русский язык Священное писание.

Русская литература родилась в первой половине XI в. Ведущую роль играла церковь. Литература светская и церковная. Существовала в рамках рукописной традиции. Материалом пергамент - телячья кожа. Писали чернилами и киноварью, используя гусиные перья. В XI в. на Руси появляются роскошные книги с киноварными буквами и художественными миниатюрами. Переплет их оковывался золотом или серебром, украшался драгоценными камнями (Евангелие (XI в.) и Евангелие (XII в.). Кириллом и Мефодием были переведены на старославянский. книги Священного Писания. Вся древнерусская литр делится на переводную и оригинальную. Первые оригинальные сочинения относятся к концу XI - началу XII вв. («Повесть временных лет», «Сказание о Борисе и Глебе»). Жанровое разнообразие - летописание, житие и слово. Центральное место - летопись, ее занимались монахи, специально обученные. Древнейшая «повесть временных лет». Другой жанр житие - жизнеописания знаменитых епископов, патриархов, монахов - «агиография», Нестор «2 жития первых христианских мучеников Бориса и Глеба», «житие игумена Феодосия». Еще один жанр Поучение - «Поучение Владимира мономаха». Торжественное красноречие - «слово о законе и благодати» Илариона.

Архитектура. С приходом христианства начинается строительство церквей и монастырей (монастырь Киево-Печерский сер. XI в. Антоний и Федосий Печерские, Ильинский подземный монастырь в толще Болдинской горы). Подземные монастыри были очагами исихии (молчальничество)на Руси.

В конце X в. на Руси началось каменное строительство (989 г. в Киеве Десятинная церковь Успения богородицы). В 30-е годы XI в. были построены каменные Золотые ворота с надвратной церковью Благовещения. Выдающимся произведением зодчества Киевской Руси стал Софийский собор в Новгороде (1045 - 1050 гг.).

В Киевской Руси были высоко развиты ремесла: гончарное, металлоо6раоотка, ювелирное и др. В 10в появляется гончарный круг. К середине XI в. относится первый меч. Ювелирная техника была сложной, изделия Руси пользовались большим спросом на мировом рынке. Живопись - Иконами, фресками и мозаикой. Музыкальное искусство - церковное пение, светская музык. Появились первые древнерусские актеры-скоморохи. Существовали былинные сказители, они рассказывали былины под звучание гуслей.

    Русская культура: характерные черты. Особенности русского национального менталитета.

На долю русской нации выпали величайшие исторические ис­пытания, но также и величайшие взлеты духовности, отражением которых и стала русская культура. Русским на протяжении XVI- XIX веков выпало создать величайшую в истории планеты держа­ву, включавшую в свой состав геополитическое ядро Евразии.

На рубеже XIX и XX веков Российская империя занимала огромную территорию, включая 79 губерний и 18 областей, населенных десятками народов различ­ных, вероисповеданий.

Но для вклада любого народа в сокровищницу мировой культуры решающую роль играют не численность или роль в политической истории, а оценка его достижений в истории цивилизации, определяемых уровнем материальной и духовной культуры. «О мировом характере культуры народа мож­но говорить в том случае, если она выработала систему ценностей, имеющих всечеловеческое значение... Несомненно, мировой харак­тер имеет также и культура русская в той форме ее, как она была выработана до большевистской революции. Чтобы согласиться с этим, стоит только вспомнить имена Пушкина, Гоголя, Тургенева, Толстого, Достоевского или имёна Глинки, Чайковского, Мусоргс­кого, Римского-Корсакова, или ценность русского сценического искусства в драме, опере, балете. В науке достаточно упомянуть имена Лобачевского, Менделеева, Мечникова. Красота, богатство и выработанность русского языка дают ему несомненное право счи­таться одним из мировых языков».

Для здания любой национальной культуры главной несущей опо­рой является национальный характер, духовность, интеллектуаль­ный склад (менталитет) данного народа. Характер и менталитет эт­носа формируются на ранних стадиях его истории под воздействи­ем природы страны, её геополитического положения, определен­ной религии, социально-экономических факторов. Однако сформи­ровавшись, они сами становятся определяющими для дальнейшего развития национальной культуры и национальной истории. Так было и в России. Неудивительно, что споры о национальном харак­тере русских, о русском менталитете являются первичными в дис­куссиях как о судьбах нашего Отечества, так и о характере русской культуры.

Основные черты русского менталитета:

    Русский человек одарен и трудолюбив. Ему свойственна наблюдательность, теоретический и практический ум, природная смекалка, изобретательность, творчество. Русский народ – большой труженик, созидатель и творец, обогатил мир великими достижениями культуры.

    К числу основных, глубинных свойств русского народа относится свободолюбие. История России – это история борьбы русского народа за свою свободу и независимость. Для русского народа свобода превыше всего.

    Обладая свободолюбивым характером, русский народ многократно одерживал победу над захватчиками и добивался больших успехов в мирном строительстве.

    Характерные черты русских людей – это доброта, гуманность, склонность к покаянию, сердечность и душевная мягкость.

    Терпимость - одна из характерных особенностей русского народа, ставшая буквально легендарной. В русской культуре терпение и умение переносить страдания – это способность к существованию, способность ответить на внешние обстоятельства, это основа личности.

    Русское гостеприимство общеизвестно: “Хоть не богат, а гостям рад”. Для гостя всегда готово лучшее угощение.

    Отличительной чертой русского народа является его отзывчивость , умение понимать другого человека, способность интегрироваться с культурой других народов, уважать ее. Особое внимание русские уделяют отношению к соседям: “Худое дело обидеть соседа”, “Близкий сосед лучше дальней родни”.

    Одной из глубинных черт русского характера является религиозность, это отражается с древнейших времен в фольклоре, в пословицах: “Жить – Богу служить”, “Сильна божья рука – эти пословицы говорят о том, что Бог всемогущий, и помогает верующим во всем. В представлении верующих Бог – идеал совершенства, он и милосерден, и бескорыстен, и мудр: “У Бога милости много”. У Бога щедрая душа, он рад принимать любого человека, который обращается к нему, его любовь неизмеримо велика: “Кто к Богу, к тому и Бог”, “Кто добро творит, тому Бог отплатит”.

    Средневековое искусство. Христианство и искусство.

В западной художественной культуре первые два значительные направления отличаются в эпохе средневековья.

1) Первое направление романское искусство(10-12вв.) Понятие "романский" происходит от слова "римский", в архитектуре культовых зданий романская эпоха заимствовала основополагающие принципы гражданской архитектуры. Романское искусство отличалось простотой, величественностью.

Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного характера архитектуре: монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных местах, господствуя над местностью. Церкви украшались росписями и рельефами, в условных, экспрессивных формах выражавшими могущество Бога. Вместе с тем полусказочные сюжеты, изображения животных и растений восходили к народному творчеству. Высокого развития достигли обработка металла и дерева, эмаль, миниатюра.

В противовес восточному центрическому типу, на Западе развился тип храма, называемый базиликой. Важнейшим отличием романской архитектуры является наличие каменного свода. Ее характерными признаками также являются толстые стены, прорезанные маленькими окнами, призванные воспринимать распор от купола, если таковой имеется, преобладание горизонтальных членений над вертикальными, в основном, циркульные и полуциркульные арки. (Либмургский собор в Германии, Аббатство Мария Лаах, Германия, Романские церкви в Валь-де-Бой)

2) Второе направление - Готическое искусство. Понятие готика происходит от понятия варварский. Готическое искусство отличалось своей возвышенностью, готическим соборам было присуще стремление ввысь и характерен богатый наружный и внутренний декорум. Готическое искусство отличалось мистическим характером, богатым и сложным символическим рядом. Наружная система стен, большую площадь стены занимали окна, мелкая детализация.

Готическая архитектура зародилась во Франции в XII в. В стремлении максимально разгрузить пространство интерьера готические строители придумали систему вынесенных наружу аркбутанов (наклонных опорных арок) и контрфорсов, т.е. готическую каркасную систему. Теперь пространство между травеями заполнялось тонкими стенами, покрытыми "каменным кружевом" или цветными витражами в виде стрельчатых арок. Колонны, поддерживающие теперь своды, стали тонкими и собранными в пучки. Главный фасад (классический пример - Собор в Амьене) обрамлялся по бокам обычно 2-мя башнями, не симметричными, а слегка отличающимися друг от друга. Над входом, как правило, красуется огромное витражное окно-роза. (Собор в Шартре, Франция; Собор в Реймсе, Фр; Собор Парижской Богоматери)

Влияние церкви, пытавшейся подчинить себе всю духовную жизнь общества, определило облик средневекового искусства Западной Европы. Основным образцом средневекового изобразительного искусства были памятники церковной архитектуры. Главной задачей художника было воплощение божественного начала, а из всех чувств человека отдавалось предпочтение страданию, ибо, по учению церкви, это - очищающий душу огонь. С необычной яркостью средневековые художники изображали картины страданий и бедствий. За время с XI по XII в. в Западной Европе сменились два архитектурных стиля - романский и готический. Романские монастырские церкви Европы очень разнообразны по своему устройству и украшению. Но все они сохраняют единый архитектурный стиль, церковь напоминает крепость, что естественно для бурного, тревожного времени раннего средневековья. Готический стиль в архитектуре связан-с развитием средневековых городов. Главный феномен искусства готики - ансамбль городского собора, который был центром общественной и идейной жизни средневекового города. Здесь не только исполнялись религиозные обряды, но происходили публичные диспуты, совершались важнейшие государственные акты, читались лекции студентам университетов, разыгрывались культовые драмы и мистерии.

    Романский и готический - два стиля, два этапа в развитии европейской архитектуры.

В архитектуре Средневековья господствовали два основных стиля: романский (в период раннего Средневековья) и готический - с XII в.

Готика, готический стиль (от итал. gotico-готы)-художествен­ный стиль в западноевропейском искусстве XII-XV вв. Возник на основе народных традиций германцев, достижений романской куль­туры и христианского мировоззрения. Проявился в строительстве кафедральных соборов со стрельчатой крышей и связанным с ним искусством каменной и деревянной резьбы, скульптуры, витражей, получил широкое распространение в живописи.

Романский стиль (фр. готап от лат. romanus - римский) - сти­левое направление в западноевропейском искусстве X-XII вв., берущее свое начало в древнеримской культуре; в архитектуре Р. стиль характеризуется использованием в зданиях сводчатых и арочных конструкций; простых строгих и массивных форм кре­постного характера. В декоре крупных соборов применялись эк­спрессивные многофигурные скульптурные композиции на темы Нового Завета. Отличается высоким уровнем развития обработки металла, дерева, эмали.

Романская архитектура. В феодальной аграрной Европе того времени рыцарский замок, монастырский ансамбль и храм были главными типами архитектурных сооружений. Возникновение укрепленного жилища властителя было порождением феодальной эпохи. Деревянные цитадели в XI веке стали сменяться каменными донжонами. Это были высокие прямоугольные башни, служившие сеньору и домом и крепостью. Ведущую роль стали играть башни, соединенные стенами и сгруппированные на наиболее уязвимых участках, что позволяло вести борьбу даже немногочисленному гарнизону. Квадратные башни сменились круглыми, которые обеспечивали лучший радиус обстрела. В состав замка были включены хозяйственные сооружения, водопровод и цистерны для сбора воды.

Новое слово в искусстве западного средневековья было сказано во Франции в середине XII века. Современники назвали новшество «французской манерой», потомки стали именовать готикой. Время восхождения и расцвета готики - вторая половина XII и XIII век - совпало с периодом, когда феодальное общество достигло апогея в своем развитии.

Готика как стиль была порождением совокупности общественных изменений эпохи, ее политических и идейных устремлений. Готика внедрялась как символ христианской монархии. Собор был важнейшим общественным местом города и оставался олицетворением «божественной вселенной». Во взаимоотношении его частей находят сходство с построением схоластических «сумм», а в изображениях - связь с рыцарской культурой.

Сущность готики - в сопоставлении противоположностей, в способности объединить абстрактную идею и жизнь. Важнейшим достижением готической архитектуры стало выделение в здании строительного каркаса. В готике изменилась система кладки ребристого свода. Ребра теперь не завершали возведение свода, а предшествовали ему. Готический стиль отрицает тяжеловесные, похожие на крепости романские соборы. Атрибутами готического стиля стали стрельчатые арки и стройные башни, возносящиеся к небу. Готические соборы - грандиозные сооружения.

Готическая архитектура была единым целым с подчиненной ей скульптурой, живописью, прикладными искусствами. Особенный акцент делался на многочисленные статуи. Пропорции статуй были сильно удлиненными, выражение лиц одухотворенное, позы благородные.

Готические соборы предназначались не только для богослужений, но и для общественных собраний, праздников, театральных действий. Готический стиль распространяется на все сферы жизни человека. Так в одежде становятся модными туфли с загнутыми носами и конусообразные шляпы.

    Средневековая наука и образование в Западной Европе.

Схемы образования в средневековой Европе основаны на принципах античной школьной традиции и учебных дисциплинах.

2 этапа: начальный уровень включал грамматику, диалектику и риторику; 2 й уровень - изучение арифметики, геометрии, астрономии и музыки.

В начале 9 в. Карл Великий распорядился открыть школы каждой епархии и монастыре. Стали создавать учебники, в школы открыли доступ мирянам.

В 11 в. появляется приходские и кафедральные школы. Из-за роста городов внецерковное образование стало важным фактором культуры. Оно не контролировалось церковью и давало больше возможностей.

В 12-13в. появляются университеты. Они состояли из ряда факультетов: аристократического, юридического, медицинского, богословского. Христианство определило специфику знания.

Средневековое знание - не систематизировано. Теология или богословие было центральным и универсальным. Зрелое средневековье внесло вклад в развитие естественно-научного знания. Появляется интерес к медицине, получены химические соединения, приборы и установки. Роджер Бэкон - англ. философ и естествоиспытатель, считал возможным создание летающих и двигающихся аппаратов. В поздний период появляются географические труды, уточненные карты и атласы.

Богосло?вие , или теоло?гия - совокупностьрелигиозныхдоктриносущностиибытииБога. Богословие возникает исключительно в рамках такогомировоззрения

Христианство - одна из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом), названа по имени ее основателя Христа.

Инквизиция - в католической церкви XIII-XIX вв. церковно-полицейское учреждение для борьбы с ере­сью. Судопроизводство велось тайно, с применением пыток. Еретики обычно приговаривались к сожжению на костре. Инквизиция особен­но свирепствовала в Испании.

Коперник предложил гелиоцентрическую систему построения планет, по которой центром Вселенной являлась не Земля (что соответствовало церковным канонам), а Солнце. В 1530 году он завершил свой труд "Об обращении небесных сфер", в котором излагал эту теорию, но, будучи искусным политиком, публиковать его не стал и таким образом избежал обвинения в ереси со стороны инквизиции. Еще более ста лет книга Коперника тайно расходилась в рукописях, а церковь делала вид, что о ее существовании не знает. Когда же Джордано Бруно на публичных лекциях стал этот труд Коперника популяризировать, смолчать не смогла.

До начала XIX века инквизиционные трибуналы вмешивались буквально во все сферы деятельности человека.

В XV веке испанская инквизиция казнила математика Вальмеса только за то, что тот решил уравнение невероятной сложности. А это, по мнению церковных властей, было "недоступно человеческому разуму".

Действия инквизиции отбросили медицину на тысячелетия назад. На протяжении столетий католическая церковь противилась хирургическому вмешательству.

Святая инквизиция не могла обойти своим вниманием историков, философов, писателей и даже музыкантов. Те или иные проблемы с церковью были у Сервантеса, Бомарше, Мольера и даже у Рафаэля Санти, писавшего многочисленных мадонн и под конец жизни назначенного архитектором собора Святого Петра.

Термин «Средние века» был введен гуманистами около 1500 г. Так они обозначали тысячелетие, отделявшее их от «золотого века» античности.

Средневековая культура делится на периоды:

1. V в. н.э. - XI в. н. э. - раннее средневековье.

2. Конец VIII в. н.э. - начало IX в. н.э.- каролингское возрождение.

З. ХI - ХIII вв. - культура зрелого средневековья.

4. ХIV- ХУ вв. - культура позднего средневековья.

Средние века - это период, начало которого совпало с отмиранием античной культуры, а конец - с ее возрождением в Новое время . К раннему Средневековью относят две выдающиеся культуры - культуру Каролингского возрождения и Византию . Они дали начало двум великим культурам - католической (западно-христианской) и православной (восточно-христианской).

Средневековая культура охватывает более тысячелетия и в социально-экономическом отношении соответствует зарождению, развитию и разложению феодализма. В этом исторически длительном социокультурном процессе развития феодального общества вырабатывался своеобразный тип отношений человека к миру, качественно отличающий его как от культуры античного общества, так и от последующей культуры Нового времени.

Термин «Каролингское возрождение» описывает культурный подъем в империи Карла Великого и в королевствах династии Каролингов в VIII-IX вв. (в основном на территории Франции и Германии). Он выразился в организации школ, привлечении к королевскому двору образованных деятелей, в развитии литературы, изобразительного искусства, архитектуры. Господствующим направлением средневековой философии стала схоластика («школьное богословие»).

Следует обозначить истоки средневековой культуры :

Культура «варварских» народов Западной Европы (так называемое германское начало);

Культурные традиции Западной Римской империи (романское начало: мощная государственность, право, наука и искусство);

Крестовые походы значительно расширили не только экономические, торговые контакты и обмены, но и способствовали проникновению в варварскую Европу более развитой культуры арабского Востока и Византии. В самый разгар крестовых походов арабская наука стала играть огромную роль в христианском мире, способствуя подъему средневековой культуры Европы XII в. Арабы передавали христианским ученым греческую науку, накопленную и сохраненную в восточных библиотеках, которая жадно впитывалась просвещенными христианами. Авторитет языческих и арабских ученых был настолько силен, что ссылки на них были в средневековой науке почти обязательными, им порой приписывали свои оригинальные мысли и выводы христианские философы.

В результате длительного общения с населением более культурного Востока европейцами были восприняты многие достижения культуры и техники византийского и мусульманского мира. Это дало сильный толчок для дальнейшего развития западноевропейской цивилизации, что нашло отражение прежде всего в росте городов, усилении их экономического и духовного потенциала. Между X и XIII вв. произошел взлет в развитии западных городов, и образ их изменился.

Возобладала одна функция - торговая, оживившая старые города и создавшая чуть позже функцию ремесленную. Город стал очагом ненавистной сеньорам хозяйственной деятельности, что привело, в известной мере, к миграции населения. Из разнообразных социальных элементов город создавал новое общество, способствовал становлению нового менталитета, заключавшегося в выборе жизни деятельной, рациональной, а не созерцательной. Расцвету городского менталитета благоприятствовало появление городского патриотизма. Городское общество сумело создать ценности эстетические, культурные, духовные, придавшие новый импульс развитию средневекового Запада.

Романское искусство, бывшее выразительным проявлением ранней христианской архитектуры, на протяжении XII в. стало преображаться. Старые романские храмы стали тесными для умножавшегося населения городов. Нужно было сделать церковь просторной, полной воздуха, экономя при этом дорогое пространство внутри городских стен. Поэтому соборы вытягиваются вверх, часто на сотни и более метров. Для горожан собор был не просто украшением, но и внушительным свидетельством мощи и богатства города. Наряду с ратушей собор был центр и средоточие всей общественной жизни.

В ратуше сосредоточивалась деловая, практическая часть, связанная с городским управлением, а в соборе кроме богослужения читались университетские лекции, происходили театральные представления (мистерии), иногда в нем заседал парламент. Многие городские соборы были так велики, что все население тогдашнего города не могло бы его заполнить. Соборы и ратуши возводились по заказу городских коммун. Из-за дороговизны строительных материалов, сложности самой работы храмы возводились порой в течение нескольких столетий. Иконография этих соборов выражала дух городской культуры.

В ней деятельная и созерцательная жизнь искала равновесия. Огромные окна с цветными стеклами (витражами) создавали мерцающий полумрак. Массивные полукруглые своды сменились стрельчатыми, реберными. В сочетании со сложной опорной системой это позволило сделать стены легкими, ажурными. Евангельские персонажи в скульптурах готического храма приобретают изящество куртуазных героев, кокетливо улыбающихся и "утонченно" страдающих.

Готика - художественный стиль, преимущественно архитектурный, достигший наибольшего развития в строительстве легких остроконечных, устремленных ввысь соборов со стрельчатыми сводами и богатым декоративным убранством, - стала вершиной средневековой культуры. В целом это было торжество инженерной мысли и сноровки цеховых ремесленников, вторжение в католический храм светского духа городской культуры. Готика связана с жизнью средневекового города-коммуны, с борьбой городов за независимость от феодального сеньора. Как и романское искусство, готическое распространилось по всей Европе, лучшие же его творения созданы в городах Франции.

Изменения в архитектуре повлекли изменения в монументальной живописи. Место фресок заняли витражи. Церковью были установлены каноны в изображении, но даже через них давала себя знать творческая индивидуальность мастеров. По своему эмоциональному воздействию сюжеты росписей витражей, переданные с помощью рисунка, стоят на последнем месте, а на первом - цвет и вместе с ним свет. Большого мастерства достигло оформление книги. В XII-XIII вв. рукописи религиозного, исторического, научного или поэтического содержания изящно иллюстрируются цветной миниатюрой .

Из богослужебных книг самыми распространенными становятся часословы и псалтыри, предназначенные главным образом для мирян. Понятие о пространстве и перспективе для художника отсутствовало, поэтому рисунок схематичен, композиция статична. Красоте человеческого тела в средневековой живописи никакого значения не придавалось. На первое место выступала красота духовная, нравственный облик человека. Вид обнаженного тела считался грешным. Особое значение во внешнем облике средневекового человека придавалось лицу. Средневековая эпоха создала грандиозные художественные ансамбли, решила гигантские архитектурные задачи, создала новые формы монументальной живописи и пластики, а главное - являла собой синтез этих монументальных искусств, в которых стремилась передать полную картину мира.

Перемещение центра тяжести культуры от монастырей к городам особенно отчетливо проявилось в области образования. В течение XII в. городские школы решительно опережают монастырские. Новые учебные центры, благодаря своим программам и методике, а главное - набору преподавателей и учеников, очень быстро выходят вперед.

Вокруг самых блестящих преподавателей собирались слушатели из других городов и стран. В результате этого начинает создаваться высшая школа - университет . В XI в. в Италии был открыт первый университет (г. Болонья, 1088 г.). В XII в. университеты возникают и в других странах Западной Европы. В Англии первым был университет в Оксфорде (1167), затем - университет в Кембридже (1209). Крупнейшим и первым из университетов Франции был Парижский (1160).

Учеба и преподавание наук становится ремеслом, одним из многочисленных видов деятельности, которые специализировались в городской жизни. Само название университет происходит от латинского "корпорация". Действительно, университеты были корпорациями преподавателей и студентов. Развитие университетов с их традициями диспутов, как главной формой образования и движения научной мысли, появление в XII-XIII вв. большого количества переводной литературы с арабского и греческого стали стимулами интеллектуального развития Европы.

Университеты явили собой сосредоточение средневековой философии - схоластики. Метод схоластики заключался в рассмотрении и столкновении всех аргументов и контраргументов какого-либо положения и в логическом развертывании этого положения. Старая диалектика, искусство спора и аргументации получают необыкновенное развитие. Складывается схоластический идеал знания, где высокий статус приобретает рациональное знание и логическое доказательство, опиравшееся на учение церкви и на авторитеты в различных отраслях знаний.

Мистицизм, имевший существенное влияние в культуре в целом, в схоластике принимается очень осторожно, только в связи с алхимией и астрологией . До ХШ в. схоластика была единственно возможным путем совершенствования интеллекта потому, что наука подчинялась богословию и служила ему. Схоластам принадлежала заслуга разработки формальной логики и дедуктивного способа мышления, а их метод познания являлся не чем иным как плодом средневекового рационализма. Самый признанный из схоластов, Фома Аквинский, считал науку "служанкой богословия". Несмотря на развитие схоластики, именно университеты становились центрами новой, нерелигиозной культуры.

Одновременно с этим шел процесс накопления практических знаний, которые передавались в виде производственного опыта в ремесленных мастерских и цехах. Здесь было сделано много открытий и находок, подаваемых пополам с мистикой и магией. Процесс технического развития выразился в появлении и применении ветряных мельниц, подъемников для строительства храмов.

Новым и чрезвычайно важным явлением было создание в городах нецерковных школ: это были частные школы, материально от церкви не зависящие. С этого времени идет быстрое распространение грамотности в среде городского населения. Городские нецерковные школы становились очагами свободомыслия. Рупором таких настроений стала поэзия вагантов - бродячих поэтов-школяров, выходцев из низов. Особенностью их творчества была постоянная критика католической церкви и духовенства за алчность, лицемерие, невежество. Ваганты считали, что эти качества, обыкновенные для простого человека, не должны быть присущи святой церкви. Церковь, в свою очередь, преследовала и осуждала вагантов.

Важнейший памятник английской литературы XII в. - знаменитые баллады о Робин Гуде , который и поныне остается одним из самых известных героев мировой литературы.

Развивалась городская культура . В стихотворных новеллах изображались распутные и корыстолюбивые монахи, туповатые крестьяне-вилланы, хитрые бюргеры («Роман о Лисе»). Городское искусство питалось крестьянским фольклором и отличалось большой цельностью и органичностью. Именно на городской почве появились музыка и театр с их трогательными инсценировками церковных легенд, поучительными аллегориями.

Город способствовал росту производительных сил, которые дали толчок к развитию естествознания . Английский ученый-энциклопедист Р. Бэкон (XIII в.) считал, что знание должно опираться на опыт, а не на авторитеты. Но зарождавшиеся рационалистические идеи сочетались с поисками учеными-алхимиками "эликсира жизни", "философского камня", со стремлениями астрологов предсказать будущее по движению планет. Ими же параллельно делались открытия в области естественных наук, медицины, астрономии. Научные поиски постепенно способствовали изменению всех сторон жизни средневекового общества, подготавливали возникновение "новой" Европы.

Для культуры Средних веков характерен:

Теоцентризм и креационизм;

Догматизм;

Идейная нетерпимость;

Страдальческое отречение от мира и тяга к насильственному всемирному преобразованию мира в соответствии с идеей (крестовые походы)

Культура европейского средневековья охватывает период с IV века по XIII века. Началом ее принято считать правление Константина Великого (306–337), при котором христианство превратилось в официальную религию и стало культурообразующим фактором, основанием новой культуры. Христианство выступало как учение оппозиционное античному миру. Спор между языческой культурой и духом христианства продолжался весь средневековый период. Это были два противоположных строя мысли, два мировосприятия. Вместе с тем, христианство, решая задачи мировоззренческого и догматического оформления, не могло не обратиться к античному наследию, прежде всего, философии Платона и Аристотеля. Есть еще одна составляющая средневековой культуры Европы – культура «варварских» народов, христианизация которых происходила позже. Мифология, сказания, героический эпос, декоративно-прикладное искусство этих народов также вошли в систему образов европейской культуры. Европейская цивилизация, в конечном счете, складывается на основе античных образцов, христианских ценностей и «варварский» культуры. С самого начала европейская христианская культура включала в себя две части: латино-кельтско-германский запад и сирийско-греко-коптский восток, а их центрами были соответственно Рим и Константинополь.

Христианство выступило как религия нового типа. Воспринимая идею единого Бога из иудаизма, христианство доводит идею личностного понимания Абсолюта до состояния, которое выражается в двух центральных догматах: Триединство и Воплощение. Основные догматы христианства оформляются в IV–V веках на Никейском (325 г.), Константинопольском (381 г.) и Халкидонском (451 г.) соборах, где особое внимание уделялось проблеме Троицы и христологической проблеме. В результате этих дискуссий утвердился Символ веры, содержащий основные положения христианского вероучения.

Христианство обращено ко всем людям и народам. Оно впервые было вероисповедным единством людей: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христе крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного, нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3. 26-28). Христианство упростило и гуманизировало культ, исключив практику жертвоприношений. Христианство отказалось от жесткой регламентации поведения людей и оставляло место для свободы выбора, но взамен появляется идея личной ответственности человека за свои поступки.

Жизнь человека получила новый смысл и направленность. Противопоставляется жизнь «по духу» и «по плоти», утверждается идеал духовного возвышения. Христианский человек активно участвует во вселенской битве добра и зла. Более строгими становятся и требования к нравственной жизни: оценке отныне подлежат не только поступки, но и мысли человека. Этому вопросу уделяется серьезное внимание в Нагорной проповеди Христа (Мф. 5. 27-28). Христианство открывает сложность внутреннего мира человека, его личность. Христианство осуждает насилие, провозглашает ценность духовной любви. Человек научился делать из себя то, чем он не был раньше. Он – венец творения, со-творец Богу, его образ и подобие. Актом социализации в новой культуре становится крещение, иными словами человек из существа «природного», Homo naturalis превращается в Homo christianus.


Изменился и сам образ божества. В христианстве Бог – абсолютная духовная сущность, которая творит мир и управляет им. Но главное – он представляет собой нравственный образец. Вочеловечение Бога свидетельствует о его сострадании и любви к людям. Чрезвычайно важным в христианстве становится понятие благодати – возможности спасения каждого человека и помощи Бога в этом спасении.

Существенные изменения претерпела картина мира средневекового человека. В основе ее лежит теоцентризм - представление о единствемироздания, центром которого является Бог. Идея Бога выступает основной регулятивной идеей, сквозь призму ее рассматриваются все аспекты человеческого существования, социальности, само существование мира его пространственно-временного развертывание. Теоцентризм обусловливает целостность средневекового миросозерцания, недифференцированность отдельных его сфер. Единство тварного мира выражается в соотнесении микрокосма – человека и макрокосма – Вселенной.

Восприятие пространства и времени (хронотоп ) является очень важной характеристикой культуры и существенно варьируется в различных культурах. В мифологической культуре восприятие времени было циклическим. Время в античности – постоянно возобновляемое циклическое время, вечный круговорот, оно и несет новое и постоянно схожее. Переход от язычества к христианству меняет всю структуру временных представлений . В ее основе лежит разделение, и даже противопоставление времени и вечности. Вечность – атрибут Бога. А время – принадлежит ли оно человеку? В христианстве время – характеристика тварного мира, но его течение целиком зависит от воли Творца. Оно обладает следующими характеристиками: линейность, необратимость, конечность, направленность. Время отделяется от вечности, оно имеет начало и конец (сотворение мира и Страшный суд). Время структурировано – история делится на события до рождества Христова и после рождества. Внутри этого важнейшего деления времен выделяются отрезки, связанные с событиями библейской истории. Эта схема исторического параллелизма разрабатывалась в трудах Августина, Исидора Севильского, Беды Достопочтенного, Гонория Августодунского. Главной точкой человеческой истории становится воплощение Господне. Время и вечность являются соответственно атрибутами Града земного и Града Божьего. Исторические факты наделяются в связи с этим религиозным значением, а смысл истории выступает в обнаружении Бога. Христианская история приобрела свою классическую форму во 2-ой половине XII века – в труде Петра Коместора «Схоластическая история».

Для средневековой культуры характерно пессимистическое восприятие времени. Уже в первоначальном христианстве развивается эсхатологизм , ощущение конца времен и ожидание скорого второго пришествия Христа и Страшного суда. Страшный суд рисуется как конец времени астрономического («И небо скрылось, свившись как свиток…») и времени исторического. В Откровении называются четыре зверя, заключенных в круг – они символизируют четыре уже свершившихся земных царства и означают конец земной истории, земного времени. В Средневековье можно обнаружить немало текстов, в которых воспеваются «былые» времена, а современность рассматривается как упадок.

Вместе с тем, средневекового человека интересует все, что связано с категорией времени. Любимым чтением становятся хроники, жития святых. Для знатных сеньоров и рыцарей важной была длина родословной, история родов и династий, древность геральдической символики.

В конце средневековой эпохи европейской истории было сделано одно из самых замечательных изобретений европейской цивилизации – механические часы (XIII век). Они означали совершенно новый способ понимания бытия человека во времени, характерный для перехода от аграрной цивилизации к городской культуре.

Механические часы наглядно демонстрировали, что время обладает собственным ритмом, протяженностью, не зависящей от его религиозных или антропоморфных смыслов. Время было осознано как огромная ценность.

Категории пространства претерпели при переходе к средневековью не менее значительное изменение. Как и в восприятии времени, основой пространственной модели в Средневековье является библейская картина мира. Средневековье восприняло античную традицию делить землю на три части – Европу, Азию, Африку, но отождествило каждую с определенным библейским пространством. Основополагающим становится деление обитаемого мира на две части – мир христианский и нехристианский. Постепенно расширялись границы христианского мира, однако в средние века христианство оставалось по преимуществу европейским явлением. Замкнутый на земле, христианский мир открывался вверх. Основная пространственная структура – верх–низ, Небо–земля – приобретает смысл восхождения от греха в святости, от погибели к спасению. Пространство приобретает иерархическую структуру, а его доминантой становится вертикаль. Подлинной, высшей реальностью обладал не мир явлений, а мир божественных сущностей, что нашло воплощение в преобладании плоскостных изображений, либо в приеме обратной перспективы. Обратная перспектива служила средством изображения не реального, но символического.

Воплощением системы христианских ценностей становится пространство храма. «Символом вселенной был собор, структура которого мыслилась во всем подобной космическому порядку; обозрение его внутреннего плана, купола алтаря, приделов должно было дать полное представление об устройстве мира, Каждая его деталь, как и планировка в целом, была исполнена символического смысла. Молящийся в храме созерцал красоту божественного творения». Все пространство храма глубоко символично: числовая символика, геометрическая, ориентация храма по сторонам света и т. п. Динамизм внутреннего пространства храма включает в себя два основных аспекта – вход и выход, восхождение и спуск. Вход и двери обладают своим смыслом. Чередование открытости и закрытости врат также имеет глубокое значение и выражает ритм Универсума. Арки перспективного портала зрительно напоминают радугу – знак завета между Богом и людьми. Круглая розетта над порталом символизирует Небо, Христа, Деву Марию, центрического храма и образ Горнего Иерусалима. В плане христианский храм имеет форму креста, древнего символа, который в христианстве приобретает новый смысл – распятия как искупительной жертвы и победы над смертью.

Все эти пространственные смыслы объединяются одним главным назначением – служить дорогой к Богу. Понятия пути, странствия весьма характерно для средневековой культуры. Человек средневековья – странник, ищущий царства Божия. Движение это и реально и умозрительно. Оно реализуется в паломничестве, крестном ходе. Пространство средневекового города с его длинными, извилистыми и узкими улочками приспособлено к религиозной процессии, шествию.

В пространстве готического собора особую роль приобретает свет. Свет (claritas) – чрезвычайно значимая категория средневековой культуры. Различается свет физического мира и свет сознания. Свет – символ Бога, знак его присутствия в этом мире, самая высшая и чистая сущность, поэтому он соотносится с понятиями красоты, совершенства, блага. Такой свет воспринимается не глазами, а посредством интеллектуального видения.

Следует иметь в виду дуализм средневекового мышления, ощущение двух планов бытия – реального и духовного. Существованию двух градов – земного и небесного – посвящен один из основных трудов Августина «О граде Божьем». Любой феномен средневековой культуры обладал символическим значением, обрастал многими смыслами, точнее четырьмя основными смыслами: историческим или фактическим, аллегорическим, нравоучительным и возвышенным.

Стремление к победе духа над телом породило такой феномен как монашество (от греч. Monachos – одинокий, отшельник). Стремление к высшей форме служению Богу соединялось с отречением от мира, особенно после того, как христианство начинает встраиваться в существующий мир, устанавливать связи со светской властью, которую прежде отвергала. Монашество зарождается в Египте, Палестине, Сирии, затем уже приходит в Западную Европу. Сложились два типа монашеской организации: особножитный (отшельнический) и киновитный (монашеская община). Оформление идеологии монашества связано с именем Феодора Студита. Монашество не оставалось неизменным, менялись его принципы, цели, устав. Устав и принципы монашеской жизни в различных вариантах были разработаны Василием Великим, Бенедиктом Нурсийским, Флавием Кассиодором, Домиником, Франциском Ассизским. Постепенно монастыри становятся крупными культурными центрами, включая в свою структуру библиотеки, книжные мастерские, школы.

В поздней средневековой европейской культуре необходимо отметить такую ее важную черту, как зарождение и развитие срединных форм культуры. Раннее христианство жестко противопоставляло святость и греховность, рожденное от Духа и рожденное от плоти. Появление идеи Чистилища означало сглаживание противоположностей и признание мирского служения Богу наряду с монашеской аскезой, т.е. вариативность приемлемых форм христианского поведения. Культура христианского средневековья, будучи целостной в своих универсалиях, расслаивается. Она включает в себя рыцарскую, ученую и народную культуру. В позднем средневековье оформляется как самостоятельный пласт культура бюргеров – горожан. Особую роль в культуре средневековья с развитием феодальных институтов начинают играть отношения вассалитета и корпоративные связи. Корпорации формируют стандарты мироотношения и поведения человека, систему ценностей и структуру сознания.

Еще одно социально-культурное различие людей средневековой эпохи было связано с отношением к учености. Народная культура – культура простецов, «illiterari», культура «безмолвствующего большинства» (по определению А.Я. Гуревича), включала в себя много мифологических элементов. Учеными языками средневековья были латынь и греческий – развитые литературные языки, изумительные инструменты мышления.

До X–XIII веков овладение грамотой в Европе было далеко не частым явлением, даже сомнительным с точки зрения христианства. К XIII веку ученые люди стали обычным делом, началось даже перепроизводство людей умственного труда, из которых формировалась ученое вагантство.

Была в средневековье одна проблема, волновавшая любого человека, независимо от его сословия и рода деятельности – мысль о смерти и посмертной судьбе. Она оставляла человека один на один с Богом, обнаруживала индивидуальность его судьбы. Именно эта мысль порождала высокий эмоциональный уровень средневековой культуры, ее страстность. Чтобы облегчить это бремя, человек смеется. Смеховая, карнавальная культура является второй, оборотной, но необходимой стороной средневековой культуры.

Средневековая культура проговаривала себя языком не только религиозных символов, но и художественных образов, причем грань между ними была весьма тонкой. Художественными языками средневековья были романский и готический стили. Массивные романские сооружения выражали суровую силу духовного мира людей. Готика начинает развиваться в XIII веке, в ней нарастает декоративность и эстетизм, появляются элементы городской, светской культуры.

Средневековая культура содержит в себе много парадоксов: ее целостность сочетается с дифференциацией различных пластов культуры, в ней соединяются свобода и зависимость, благочестие и колдовство, прославление учености и ее осуждение, страх и смех. Она прошла несколько этапов развития, изменилась в своих формах и сохранила неизменным свой дух. Непосредственность отношения к жизни, органическое ее переживание – таково было мироощущение человека в этой культуре, человека, сохраняющего свою целостность, неразорванность своего сознания, полноту бытия.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры