Толстого 'Петр Первый'. Роман А.Н.Толстого "Петр Первый"

Главная / Развод

июля 29 2015

А. Н. Толстой начинает работу над романом «Петр I» в 1929 году, «когда трещит и рушится старый мир». Однако созданию романа предшествовала длительная работа Толстого над целым рядом произведений, отразивших интерес писателя к Петровской эпохе и послуживших подготовительным этапом для написания романа «Петр Первый». В 1917-1918 годах были написаны очерк «Первые террористы», рассказы «Наваждение» и «День Петра». вспоминал позднее об этих первых своих попытках подойти к изображению Петра: «В самом начале Февральской революции я обратился к теме Петра Великого: должно быть, скорее инстинктом художника, чем сознательно, я искал в этой теме разгадки русского народа и русской государственности…» В 1928-1929 годах Толстой снова возвращается к этой теме.

Он пишет историческую пьесу о Петре - трагедию «На дыбе». В ней значительно расширя-, ется круг изображаемых исторических лиц и событий (показывается столкновение Петра с царевичем Алексеем, превращения Марты Скав-ронской в русскую императрицу и др.). В «На дыбе» Толстой, по его собственному признанию, «еще не совсем освободился от идеалистических тенденций в обрисовке эпохи». Неоднократно говорил он также и о том, как Петра долгое время не складывался в его сознании с полной ясностью: «На «Петра» я нацеливался давно. Я видел все пятна на его камзоле, я слышал его голос, но Петр оставался для меня загадкой в историческом тумане».

Одной из задач романа писатель считал попытку изобразить становление личности в истории. Весь ход повествования должен был доказать взаимовлияние личности и эпохи, подчеркнуть прогрессивное значение преобразовательных действий Петра, их закономерность и необходимость. Кроме того, одной из задач является «выявление двигающих сил эпохи» - разрешение проблемы народа. Идейный замысел романа нашел соответствующее выражение во всем построении произведения.

Толстой писал: «Исторический не может писаться в виде хроники, в виде истории. Нужна прежде всего композиция, архитектоника произведения. Что это такое, композиция? Это прежде всего установление центра, центра зрения. В моем романе центром является фигура Петра I». Итак, в центре повествования Толстого - Петр.

В романе Толстой рисует процесс становления личности Петра, формирование его характера под воздействием исторических обстоятельств. « , - писал Толстой, - является функцией эпохи, она вырастает на плодородной почве, но, в свою очередь, крупная, большая личность начинает двигать события эпохи». Скука Преображенского дворца приводит Петра в слободу, к простым людям. Учителем Петра становится .

Азовский поход приводит его к мысли о необходимости создания флота, «нарвская конфузил» - к реорганизации армии. Петр активно вмешивается в жизнь, изменяет ее. Толстой оценивает общий характер вмешательства Петра в исторический процесс: действия Петра целенаправленны, спокойны, решительны, исходят из реальности. Петр сравнивается с Софьей, с Голицыным, и доказывается его исключительность в деле преобразований. Но роман не становится биографией Петра. Еще раз подчеркнем, что Толстому важна эпоха, формирующая исторического деятеля, ее движение.

Создается многоплановая композиция, дающая возможность показать жизнь самых различных слоев населения России. В романе представлены крестьяне, солдаты, стрельцы, купцы, бояре, дворяне, действие разворачивается в различных местах: в Кремле, в избе Ивашки Бровкина, в Немецкой слободе, Москве, Азове, Архангельске, Нарве и т. д. Сюжетную основу романа составляют важнейшие события в жизни страны, само движение эпохи: восстание стрельцов, правление Софьи, крымские походы Голицына, азовские походы Петра, стрелецкий бунт и т. д. Однако отбор событий продиктован задачей показать становление личности в истории, иными словами, объяснить, как события воздействуют на формирование личности Петра. Роман очень динамичен, и динамичным его делает острота основных конфликтов: между самодержавием и народом и между старым и новым («мужик с поротой задницей кое-как ковырял постылую землю»).

Первая глава романа знакомит читателей с бытом и нравами старой Москвы, с настроениями разных групп людей. В экспозиции книги писатель показывает историческую необходимость преобразований. Иван Бровкин: «Того подай, этого подай… Тому заплати, этому заплати… Но - прорва, - эдакое государство!

Разве ее напитаешь? От работы не бегаем, терпим… Ох, ребята, лучше я убегу, зверь меня в лесу заломает, смерть скорее, чем это озорство…

» Волков: «Все народы живут в богатстве, в довольстве, одни мы нищие…» Купец: «Они одно знают - выхолащивать деньги в казну, а как эти деньги доставать - им все равно. Последнюю рубаху сними - отдай. Как враги на Москве».

Собрав такие высказывания, Толстой задумался: кто может встать во главе преобразований? Используя прием контраста, противопоставляя сцены с Петром сценам с Софьей, Иваном и Голицыным, Толстой приходит к выводу: только Петр I. Уже в первой книге большое значение приобретают массовые сцены, изображающие противоречия между народом и правительством. Вторая , по свидетельству Толстого, «более монументальна, более психологична». Она начинается с изображения «неохотно» пробуждающейся Москвы и кончается картиной строящегося Петербурга.

Тут меньше исторических событий, больше психологических характеристик. Новое врывается в быт (семья Бровкиных). Третья книга посвящена борьбе за Юрьев и Нарву. Толстой писал: «В ней будет показана законодательная деятельность Петра I, его новаторство в области изменений уклада русской жизни…» Даются описания Запада: Польши, Голландии, Франции.

Книга начинается с описания Москвы, причем оно дается по контрасту со 2-й книгой: Москва опустевает, затихает, центр перемещается в Петербург. В третьей книге описываются победы над Карлом XII, ставится проблема культурного развития России. Толстой изображает Петровскую эпоху в постоянной динамике движения.

Это выражается в показе изменения жизни страны, быта людей. Велика тут роль вымышленных персонажей, которые не всегда эпизодичны, а чаще всего тесно связаны с жизнью Петра (Бровкины). Особенностью композиции книги является наличие авторских отступлений, в которых даются обобщенные характеристики и взгляд на прошлое с позиций современности. В заключение нельзя не сказать о том, что, помимо архивных документов и литературных источников, Толстой широко использовал в романе и фольклорный материал. В нем множество фольклорных образов и мотивов.

То мелькнет пословица, поговорка, острая народная шутка; то послышится отзвук народной песни или ; есть описания старинных обрядов. Обращаясь к фольклору, Толстой пытался показать богатый внутренний мир all soch 2005 русского человека. Некоторые исторические песни, как, например, песни о завоевании Азова, о строительстве Воронежского флота, о строительстве Ладожского канала, об основании на Неве новой столицы, дали писателю возможность отразить отношение народных масс к событиям петровского царствования, помогли осмыслить общий характер эпохи, уяснить роль изображаемых им событий и исторических лиц. Интересный отпечаток наложил фольклор и на общий склад повествования, местами необычайно близкий к народной речи. Работе над языком своего исторического романа Толстой придавал большое значение.

Еще в 1929 году в одной статье он подробно рассказывал о том, как старинные судебные документы XVII века оживили его интерес к народному языку, привели его к широкому использованию богатств живой народной речи. «В конце 16-го года покойный историк В. В. Калмаш, узнав о моих планах писать о Петре I, снабдил меня книгой. Это были собранные профессором Новомбергским пыточные записи XVII в. - так называемые дела «Слова и дела…». И вдруг моя утлая лодчонка выплыла из непроницаемого тумана на сияющую гладь… Я увидел, почувствовал - осязал: русский …

Язык чистый, простой, точный, образный, гибкий, будто нарочно созданный для великого искусства». Изучая документальные материалы, отмечая наиболее типичные для языка XVII-XVIII веков выражения и слова, писатель стремился найти и зафиксировать прежде всего те слова и обороты речи, которые помогали ему передать колорит страны, но в то же время могли быть понятны и близки современному читателю.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Роман А. Н. Толстого «Петр I» . Литературные сочинения!

Роман А.Н.Толстого Петр Первый

Шемякина Людмила

11 кл.


Роман А.Н.Толстого " Петр Первый " А.М.Горький назвал " первым

в нашей литературе настоящим историческим романом ", " книгой -

надолго ".

Отразивший одну из интереснейших эпох в развитии России -

эпоху коренной ломки патриархальной России и борьбы русского

народа за свою независимость, роман А.Н.Толстого " Петр Первый"

всегда будет привлекать читателей своим патриотизмом, необыкно-

венной свежестью и высоким художественным мастерством.

Этот роман знакомит читателя с жизнью России конца XVII -

начала XVII века, рисует борьбу новой молодой России, стремя-

щейся к прогрессу, с Россией старой, патриархальной, цепляющейся

за старину, утверждает неодолимость нового. " Петр Первый "- это

огромное историческое полотно, широчайшая картина нравов, но

прежде всего - это, по словам А.С.Серафимовича, книга о русском

характере.

Личность Петра и его эпоха волновали воображение писателей,

художников, композиторов многих поколений. От Ломоносова до на-

ших дней тема Петра не сходит со страниц художественной ли-

тературы. К ней обращались Пушкин, Некрасов, Л.Толстой, Блок и др.

Свыше двадцати лет волновала тема Петра и Алексея Толстого:

рассказ " День Петра " был написан в 1917 году, последние гла-

вы его исторического романа " Петр Первый " - в 1945. Не сразу

сумел А.Н.Толстой глубоко, правдиво и всесторонне нарисовать Пет-

ровскую эпох, показать характер петровских преобразований.

" На Петра я нацеливался давно, еще с начала февральской

революции, - писал А.Н.Толстой.- Я видел все пятна на его кам-

золе,- но все же Петр торчал загадкой в историческом тумане ".

Об этом свидетельствуют и его рассказ " День Петра ", и тра-

гедия " На дыбе " (1928).

Характерно, что к Петровской эпохе А.Н.Толстой обратился в

1917 году; в далеком прошлом пытался он найти ответы на му-

чившие его вопросы о судьбах родины и народа. Почему именно

к этой эпохе обратился писатель? Петровская эпоха - время пре-

образовательных реформ, коренной ломки патриархальной Руси- вос-

принималась им как нечто напоминавшее 1917 год.

В рассказе " День Петра " Толстой стремился показать Петра

Первого своевольным помещиком, который хочет изменить жизнь род-

ной страны. " Да, полно,- пишет он, хотел ли добра России царь

Петр? Что была Россия ему, царю, хозяину, загоревшемуся досадой

и ревностью: как это его двор и скот, батраки и все хозяй-

ство хуже, глупее соседского? " Отрицательное отношение к Петру

и его преобразовательской деятельности связано было, как пола-

гают исследователи, с неприятием и непониманием А.Н.Толстым в

1917 году Октябрьской революции.

В пьесе " На дыбе " дана более широкая характеристика вре-

мени Петра и его окружения. Эпоха дается по-прежнему в мрач-

ных тонах. Через ряд эпизодов проходит мотив трагического оди-

ночества Петра. Он одинок в своей огромной стране, ради кото-

рой " живота не жалел "; народ против преобразователя. Одинок

Петр и в среде своих " птенцов ": Меньшиков, Шафиров, Шаховской-

все лгуны и воры. Одинок Петр и в своей семье - ему изменяет

Екатерина. Несмотря на то, что в трагедии " На дыбе " (на ды-

бу поднята Петром вся Русь) Петр нарисован уже большим го-

сударственным деятелем, он по-прежнему оставался для Толстого

загадкой - отсюда и утверждение писателем бесперспективности его

преобразовательской деятельности и изображение краха всех его

многолетних трудов. Стихия побеждает Петра, а не наоборот, как

у Пушкина в поэме " Медный всадник ".

Одним из лучших произведений советской литературы на истори-

ческую тему стал "превосходный", по словам А.М.Горького, роман

А.Н.Толстого "Петр Первый".

Начало работы над этим романом совпадает с событиями, важ-

ными в жизни нашей страны. 1929 год - год исторического перелома.

Именно в это время Толстой снова обращается к изображению

Петровской эпохи. Он ощущает перекличку далекого Петровского,

"когда трещит и рушится старый мир", с нашим временем, чув-

ИДЕЙНЫЙ ЗАМЫСЕЛ РОМАНА "ПЕТР ПЕРВЫЙ"

1. Прежде всего писателю нужно было определить, что будет

для него основным в романе, и с этих позиций отбирать соот-

ветствующий материал в трудах историков, исторических документах,

мемуарах. Этим основным для Толстого, по его словам, явилось

"становление личности в эпохе". Об этом он говорил и в беседе

с коллективом редакции журнала "Смена": "Становление личности

в исторической эпохе - вещь очень сложная. Это одна из задач

моего романа".

2. Иначе решается Толстым и вопрос о петровских преобразованиях. Весь

ход повествования, вся система художественных образов должны

были подчеркнуть прогрессивное значение преобразовательских меро-

приятий, их историческую закономерность и необходимость.

3. Одной из важнейших задач было для Толстого "выявление

двигающих сил эпохи" - разрешение проблемы народа, его истори-

ческой роли во всех преобразованиях страны, наконец, изображение

сложных взаимоотношений Петра и народа.

Таковы основные задачи, к разрешению которых Толстой смог

подойти лишь в конце 20-х годов. Идейный замысел романа нашел

соответствующее выражение в композиции произведения, во всех ее

компонентах.

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ РОМАНА

"Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде

истории... Нужна прежде всего, как и во всяком художественном

полотне, - композиция, архитектоника произведения. Что это такое -

композиция? Это прежде всего установление центра, центра зрения

художника... В моем романе центром является фигура Петра I."

Итак, в центре повествования Толстого - Петр, формирование его

личности. Однако роман не стал пусть и мастерски написанной

биографией Петра. Почему? Толстому важно было показать не только

Петра как большого исторического деятеля, но и эпоху, которая

способствовала формированию этого деятеля.

Становление личности Петра и изображение эпохи в ее истори-

ческом движении определило композиционные особенности романа.

Толстой не ограничивается изображением жизни и деятельности

своего героя, он создает многоплановую композицию, что дает ему

возможность показать жизнь самых различных слоев населения России,

жизнь народных масс. Все классы и группы русского общества

представлены в романе: крестьяне, солдаты, стрельцы, ремесленники,

дворяне, бояре. Россия показана в бурном потоке исторических

событий, в столкновении общественных сил.

Поражает широкий охват событий Петровской эпохи, разнообразие

созданных персонажей.

Действие переносится из бедной крестьянской избы Ивашки Бров-

кина на шумные площади старой Москвы; из светлицы властной,

хищной царевны Софьи - на Красное крыльцо в Кремле, где малень-

кий Петр становится очевидцем жестокой расправы стрельцов с Мат-

веевым; из покоев Натальи Кириловны в Преображенском дворце -

в Немецкую слободу, оттуда в выжженные южным солнцем степи,

по которым медленно двигается войско Голицина; из Троицко-Сер-

гиевской лавры, куда ночью из Преображенского дворца бежал

Петр, - в Архангельск, под Азов, за границу.

Первые главы романа рисуют ожесточенную борьбу за власть между

двумя боярскими группами - Милославскими и Нарышкиными, представляю-

щими старую, боярскую, допетровскую Русь. Ни ту, ни другую

группу не интересовали ни интересы госсударства, ни судьба народа.

Толстой почеркивает это почти однотипными замечаниями, оценивающими

правление одних и других. " И все пошло по-старому. Ничего не

случилось. Над Москвой, над городами, над сотнями уездов...

кислые столетние сумерки - нищета, холопство, безделье" (после

победы Милославских); но вот победили Нарышкины - "...стали ду-

мать и править по прежнему обычаю. Перемен особенных не случилось"

Это понимает и сам народ: "Что Василий Голицын, что Борис -

одна от них радость".

Толстой показывает, что народ играет решающую роль и в тех

событиях, которые разыгрываются в Кремле. Только при поддержке

народа Нарышкиным удается сломить Милославских и т. д. Недовольство

народа своим положением проявляется в ряде массовых сцен.

Примерно с четвертой главы первой книги Толстой показывает,

как все более обостряются отношения между возмужавшим Петром

Петр станоновится самодержавным правителем и со свойственной ему

решительностью, преодолевая сопротивление боярства, начинает борьбу

с византийской Русью. "Упиралась вся Россия,- пишет Толстой. Страшились

перемен, "ненавидели быстроту и жестокость нововводимого не только

боярство, но и поместное дворянство, и духовенство, и стрельцы:

"Стал не мир, а кабак, все ломают, всех тревожат... Не живут -

торопятся... В бездну катимся..." Сопротивлялся и народ - "мало

было прежней тяготы - волокли на новую непонятную работу - на

судостроительные верфи в Воронеже". Бегство в леса дремучие,

на Дон - ответ народа на все тяготы жизни в период правления

Первая книга кончается жестоким подавлением Петром стрелецкого

мятежа. Ее финал лучше прочесть вслух:"Всю зиму были пытки и

казни... Ужасом была охвачена вся страна. Старое забилось по

темным углам. Кончалась византийская Русь. В мартовском ветре

чудились за балтийскими побережьями призраки торговых кораблей".

Вторая книга, по словам самого Толстого "более монументальна,

более психологична", она рассказывает о том как сдвинулась с

места Русь - начинается с изображения "неохотно" пробуждающейся

Москвы, кончается картиной строящегося Петербурга.

Монументальность романа проявляется не в изображении больших

событий крупным планом, а в изображении строительства новой

России. Борьба старого и нового становится определяющей в

развитии действия романа. Толстой показывает в каких сложных

условиях возникает молодая Россия, какие трудности пришлось пре-

одолевать Петру на пути преобразования Руси.

Во второй книге по сравнению с первой изображено меньше

исторических событий, действие концентрируется вокруг подкотовки

к Северной войне, ее начал "нарвская конфузия", лихорадочная

деятельность по укреплению обороны, строительство заводов, первые

успехи в войне со шведами - взятие Нотебурга, выход к устью

Невы и основание города-крепости, которую решено было назвать

Питербурх.

Большое место отведено в этой книге психологическим характе-

ристикам. Каждый из эпизодов частной и общественной жизни помогает

ярче представить ту или иную сторону эпохи Петра, его преобра-

зований (например, описание жизни семей Буйносовых и Бровкиных

и др.) Толстой показывает как новое врывается в быт, рушит старые

устои.Прогрессивный характер петровских преобразований подчеркивается

Толстым в изображении общего оживления страны, в появлении вокруг

Петра новых людей идущих в ногу со временем и понимающих

нужды Росии. Среди них и выходцы из народной среды: Меньшиков,

семья Бровкиных, Федосей Скляев, Воробьев.

"Птенцы гнезда Петрова", люди энергичные, воспитаные Петром,

противопоставлены старому московскому боярству - Буйносову, Лыкову

и другим, изображенным Толстым с иронией. Боярство внешне смирилось,

но продолжало ненавидеть Петра и его нововведения.

Во второй книге с еще большей силой звучит мотив социального

протеста народа. Раздражение звучит и в разговоре мужиков в кабаке

на Варварке, и в поведении мухиков, в их недобрых взглядах,

в выкриках, в открытой ненависти крестьян к помещикам и боярам.

Толстой показывает глухо бурлящий в народе протест, который должен

был вылиться в восстание на Дону под предводительством Булавина.

Чтоб жить " по воле, а не по указу государеву", люди бегут в

леса. Движение раскольников, хотя и реакционое по своей сути,

является одной из форм протеста против усилившегося гнета в

период правления Петра.

В устье Невы заложен город-крепость. Желанное море теперь отсюда -

подать рукой, началось преобразование армии для решительной победы

над шведами и возвращения исконо русских земель - Юрьева и Нарвы.

Третья книга романа посвящена борьбе за Юрьев и Нарву.

" Третья книга - писал сам Толстой,- самая главная часть романа о

Петре, она относится к наиболее интересному периоду жизни Петра.

В ней будет показана законодательная деятельность Петра, его нова-

торство в области изменений уклада русской жизни, поездки царя за

границу, его окружение, общество времени. В третьей части будут даны

картины не только русской жизни, но и Запада того времени - Франции,

Польши, Голландии. Все основные задачи, которые я ставил, приступая к

роману, будут осуществлены в этой части."

Третья книга, как и вторая, начинается с описания Москвы. Прошло не

книге показана неторопливая, во многом косная жизнь в столице, и, хо-

тя обитатели ее чувствуют, что назревают большие события, что жить

становится все тревожнее, тем не менее жизнь города течет пока по-

прежнему. В третьей книге Москва предстает иной: крутые перемены про-

изошли в ее жизни. Новое ворвалось в жизнь, изменило привычное ее

теченние. Нет больше челяди у боярских дворов, " ворота закрыты наглу-

хо, на широком дворе - тихо, людишки взяты на войну, боярские сыновья

или зятья в полках унтер-офицерами либо усланы за море, недоросли

отданы в школы." Чувствуется, что жизнь уходит в новую столицу - Пе-

Третья книга - это книга о блестяще одержанных победах русскими над

войсками Карла XII. В ней поставлена проблема культурного развития Рос-

сии, проблема формирования новой интеллигенции. Особенно ярко показан

образ молодой России, победившей в нелегкой борьбе.

Однако и в этой книге не ослабевает, а, наоборот, звучит с новой си-

лой социальный конфликт - рост противоречий между Петром и народом.

Книга осталась, к сожалению, незавершенной.

" Человека,- писал А.Н.Толстой,- равно как исторический отрезок времени -

можно понять только диалектически - в движении, в борьбе, в противоречии".

Так он изображает Петровскую эпоху - в движении, в борьбе нового со

В тексте нет указаний на определенные даты, нет ссылок на числа, ме-

сяцы, и все-таки движиние времени ощущается во всем: в том, как растет

и мужает Петр, как изменяется жизнь страны в целом и Москвы в част-

ности, как новое, с трудом воспринимавшееся ранее, прочно входит в быт

людей. Изменяется внешность людей, их характеры, жизнь, судьба. (Семья Бров-

киных и князь Буйносов). Стремительный бег времени проявляется в общем

оживлении жизни страны, в том, как " представители одних слоев поднимают-

ся быстро вверх, другие не в силах поспеть за бурным темпом событий

и оказываются отброшенными резко назад".

В романе Толстого, в каждой строчке его чувствуется биение пульса большой страны, движение народа, который с честью выходил из всех суровых испытаний: и в созидательном труде и в борьбе добывал славу своей родине.

А.С.Макаренко восхищался бодрым звучанием романа Толстого: " Самое главное и самое прекрасное, что есть в книге, - это живое движение живых людей...-это здоровое и всегда жизнерадостное движение русского народа".

Продолжая традиции русской реалистической литературы, А. Н. Толстой создает роман “Петр I”, в котором органически сочетаются историческая правда (факты, события, подлинные герои) и художественный вымысел. В судьбе вымышленного героя, рядового человека изображаемой эпохи, выражаются ее основные конфликты, дух общественной борьбы, содержание идейной жизни. Писатель достоверно передает дух того далекого времени.
Личность Петра оказалась столь значительной в истории России, что сама по себе воздействовала на эпоху. Петр становится центром приложения действующих сил, оказывается во главе борьбы между поместным дворянством и нарождающейся буржуазией. Эпохе нужен был такой человек, как Петр, и он сам искал применения своим силам.
Действие романа разворачивается на огромном географическом пространстве: это Россия от Архангельска до Черного моря, от западных ее рубежей до Урала; это и европейские города, где побывал Петр. Повествование охватывает целую эпоху, ограниченную деятельностью главного героя романа - Петра. Писатель показывает Петра на протяжении двадцати пяти лет.
В романе изображены основные события того времени: восстание в Москве в 1682 году, правление Софьи, поход русской армии в Крым, бегство Петра в Троице-Сергиеву лавру, борьба за Азов, путешествие Петра за границу, стрелецкий бунт, война со шведами, основание Петербурга. Объективная судьба главного героя определила построение романа. Однако еще до появления Петра мы вглядываемся в картины жизни допетровской Руси. Историческая неизбежность преобразований очевидна. Страна как будто замерла в ожидании коренных изменений в жизни. Это ощущается прежде всего в глухом недовольстве крестьян, мелкопоместного дворянства, бояр, стрелецких отрядов. Возникает вопрос о том, кто же сможет осуществить ожидаемые в обществе грандиозные преобразования. Ни Софья, ни царевич Иван, ни Василий Голицын не способны на это. В связи с этим интересно в романе противопоставление Василия Голицына Петру. Просвещенный мечтатель, Голицын в своих произведениях об идеальном государственном и общественном устройстве предвосхитил многие идеи Петра. На этом фоне писатель рисует Петра, растущего и мужающего в играх потешного полка в глухом уголке загородного Преображенского дворца. Автор показывает, как история сама выбирает Петра, как объективные обстоятельства формируют те качества его личности, которые необходимы деятелю, влияющему на ход исторических событий.
Писатель воспроизводит жизненные связи и противоречия всех классов общества. Крестьяне, бояре, купцы, оппозиционные стрельцы, раскольники и солдаты, духовенство и придворные Петровского времени оживают под пером замечательного художника. В центре повествования - Петр и его ближайшие соратники: князь Ромодановский, купцы Бровкин, Елгу-лин, адмирал Головнин, Александр Меншиков, Лефорт и другие. Но из поля зрения А. Н. Толстого не выпадает и рядовой человек, человек труда. Писатель показывает творческий гений русского народа, без которого были бы невозможны никакие преобразования. Воспроизводя живой облик Петровской эпохи, автор не ограничивается обобщающими картинами жизни народа. Роль народа в Петровских преобразованиях раскрыта в романе значительно глубже. В калейдоскопе многочисленных персонажей не теряются образы простых людей из народа, умельцев, тружеников. Их золотые руки, смекалка, тонкое художественное чутье создавали чудеса техники и искусства, вбивали первые сваи для будущей российской столицы.
А. Н. Толстой показывает вольнолюбие русского человека, который чтит память Степана Разина, не склоняет головы перед угнетателями. Крестьяне, например, роптали и на самого царя, собирались в разбойничьи шайки и уходили в леса, присоединялись к раскольникам, в поисках воли бежали на Дон. Но было в отношении народа к царю и что-то другое: ропща и осуждая государя - “мироеда”, “антихриста”, - простые люди видели в нем необыкновенного царя-реформатора, не по-царски трудолюбивого, пытливого, простого в общении, отважного в бою. Не случайно писатель сводит своих героев из народа с Петром. Эти встречи и разговоры государя с людьми труда приоткрывают читателю его отношение к своему собственному народу. Голос народа звучит в авторской речи. В широком эпическом размахе повествования о России эпохи Петра I ощущается позиция писателя-рассказчика, который говорит от лица народа, оценивает прошлое с его точки зрения.
Именно эта позиция красноречиво свидетельствует о том, что рассказ о Петре и его времени в романе - эта справедливый и объективный суд народа над историей. Правдивое изображение роли народа в коренных преобразованиях русской жизни при Петре I и запоминающиеся портреты героев, многочисленные эпизоды и массовые сцены создают неповторимую картину Петровской эпохи.

Текст сочинения:

А. Н. Толстой начинает работу над романом Петр I в 1929 году, когда трещиҭ и рушиҭся старый мир. Однако созданию романа предшествовала длительная работа Толстого над целым рядом произведений, отразивших интерес писателя к Петровской эпохе и послуживших подготовительным этапом для написания романа Петр Первый.
В 19171918 годах были написаны очерк Первые террористы, рассказы Наваждение и День Петра. Писатель вспоминал позднее об эҭих первых своих попыҭках подойҭи к изображению Петра: В самом начале Февральской революции я обратился к теме Петра Великого: должно быть, скорее инстинктом художника, чем сознательно, я искал в этой теме разгадки русского народа и русской государственности...
В 19281929 годах Толстой снова возвращается к этой теме. Он пишет историческую пьесу о Петре трагедию На дыбе. В ней значительно расширя-, ется круг изображаемых исторических лиц и собыҭий (показывается столкновение Петра с царевичем Алексеем, история превращения Марҭы Скав-ронской в русскую императрицу и др.).
В пьесе На дыбе Толстой, по его собственному признанию, еще не совсем освободился от идеалистических тенденций в обрисовке эпохи. Неоднократно говорил он также и о том, как образ Петра долгое время не складывался в его сознании с полной ясностью: На Петра я нацеливался давно. Я видел все пятна на его камзоле, я слышал его голос, но Петр оставался для меня загадкой в историческом ҭумане.
Одной из задач романа писатель считал попыҭку изобразить становление личности в истории. Весь ход повествования должен был доказать взаимовлияние личности и эпохи, подчеркнуть прогрессивное значение преобразовательных действий Петра, их закономерность и необходимость. Кроме того, одной из задач является выявление двигающих сил эпохи разрешение проблемы народа.
Идейный замысел романа нашел соответствующее выражение во всем построении произведения.
Толстой писал: Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде истории. Нужна прежде всего композиция, архитектоника произведения. Что это такое, композиция? Это прежде всего установление центра, центра зрения. В моем романе центром является фигура Петра I.
Итак, в центре повествования Толстого Петр. В романе Толстой рисует процесс становления личности Петра, формирование его характера под воздействием исторических обстоятельств.
Личность, писал Толстой, является функцией эпохи, она вырастает на плодородной почве, но, в свою очередь, крупная, большая личность начинает двигать собыҭия эпохи.
Скука Преображенского дворца приводиҭ Петра в слободу, к простым людям. Учителем Петра становиҭся жизнь. Азовский поход приводиҭ его к мысли о необходимости создания флота, нарвская конфузил к реорганизации армии.
Петр активно вмешивается в жизнь, изменяет ее. Толстой оценивает общий характер вмешательства Петра в исторический процесс: действия Петра целенаправленны, спокойны, решительны, исходят из реальности. Петр сравнивается с Софьей, с Голицыным, и доказывается его исключительность в деле преобразований. Но роман не становиҭся биографией Петра. Еще раз подчеркнем, что Толстому важна эпоха, формирующая исторического деятеля, ее движение. Создается многоплановая композиция, дающая возможность показать жизнь самых различных слоев населения России. В романе представлены крестьяне, солдаты, стрельцы, купцы, бояре, дворяне, действие разворачивается в различных местах: в Кремле, в избе Ивашки Бровкина, в Немецкой слободе, Москве, Азове, Архангельске, Нарве и ҭ. д. Сюжетную основу романа составляюҭ важнейшие собыҭия в жизни страны, само движение эпохи: восстание стрельцов, правление Софьи, крымские походы Голицына, азовские походы Петра, стрелецкий бунҭ и ҭ. д. Однако отбор собыҭий продиктован задачей показать становление личности в истории, иными словами, объяснить, как собыҭия воздействуюҭ на формирование личности Петра.
Роман очень динамичен, и динамичным его делает острота основных конфликтов: между самодержавием и народом и между старым и новым (мужик с поротой задницей кое-как ковырял постылую землю).
Первая глава романа знакомиҭ читателей с бытом и нравами старой Москвы, с настроениями разных групп людей. В экспозиции книги писатель показывает историческую необходимость преобразований.
Иван Бровкин: Того подай, этого подай... Тому заплати, этому заплати... Но прорва, эдакое государство! разве ее напитаешь? Оҭ работы не бегаем, терпим... Ох, ребята, лучше я убегу, зверь меня в лесу заломает, смерть скорее, чем это озорство...
Волков: Все народы живуҭ в богатстве, в довольстве, одни мы нищие...
Купец: Они одно знаюҭ выхолащивать деньги в казну, а как эҭи деньги доставать им все равно. Последнюю рубаху сними отдай. Как враги на Москве.
Собрав такие высказывания, Толстой задумался: кто может встать во главе преобразований? Используя прием контраста, противопоставляя сцены с Петром сценам с Софьей, Иваном и Голицыным, Толстой приходиҭ к выводу: только Петр I.
Уже в первой книге большое значение приобретаюҭ массовые сцены, изображающие противоречия между народом и правительством.
Вторая книга, по свидетельству Толстого, более монументальна, более психологична. Она начинается с изображения неохотно пробуждающейся
Москвы и кончается карҭиной строящегося Петербурга. Туҭ меньше исторических собыҭий, больше психологических характеристик. Новое врывается в быҭ (семья Бровкиных).
Третья книга посвящена борьбе за Юрьев и Нарву. Толстой писал: В ней будет показана законодательная деятельность Петра I, его новаторство в области изменений уклада русской жизни... Даюҭся описания Запада: Польши, Голландии, Франции. Книга начинается с описания Москвы, причем оно дается по контрасту со 2-й книгой: Москва опустевает, затихает, центр перемещается в Петербург.
В третьей книге описываюҭся победы над Карлом XII, ставиҭся проблема кульҭурного развиҭия России.
Толстой изображает Петровскую эпоху в постоянной динамике движения. Это выражается в показе изменения жизни страны, быта людей. Велика ҭуҭ роль вымышленных персонажей, которые не всегда эпизодичны, а чаще всего тесно связаны с жизнью Петра (Бровкины).
Особенностью композиции книги является наличие авторских отступлений, в которых даюҭся обобщенные характеристики и взгляд на прошлое с позиций современности.
В заключение нельзя не сказать о том, что, помимо архивных документов и литературных источников, Толстой широко использовал в романе и фольклорный материал. В нем множество фольклорных образов и мотивов. То мелькнет пословица, поговорка, острая народная шуҭка; то послышиҭся отзвук народной песни или сказки; есть описания старинных обрядов. Обращаясь к фольклору, Толстой пытался показать богатый внутренний мир all soch русского человека.
Некоторые исторические песни, как, например, песни о завоевании Азова, о строительстве Воронежского флота, о строительстве Ладожского канала, об основании на Неве новой столицы, дали писателю возможность отразить отношение народных масс к собыҭиям петровского царствования, помогли осмыслить общий характер эпохи, уяснить роль изображаемых им собыҭий и исторических лиц. Интересный отпечаток наложил фольклор и на общий склад повествования, местами необычайно близкий к народной речи.
Работе над языком своего исторического романа Толстой придавал большое значение. Еще в 1929 году в одной статье он подробно рассказывал о том, как старинные судебные докуменҭы XVII века оживили его интерес к народному языку, привели его к широкому использованию богатств живой народной речи.
В конце 16-го года покойный историк В. В. Калмаш, узнав о моих планах писать о Петре I, снабдил меня книгой. Это были собранные профессором Новомбергским пыточные записи XVII в. так называемые дела Слова и дела.... И вдруг моя уҭлая лодчонка выплыла из непроницаемого ҭумана на сияющую гладь... Я увидел, почувствовал осязал: русский язык... Язык чистый, простой, точный, образный, гибкий, будто нарочно созданный для великого искусства.
Изучая документальные материалы, отмечая наиболее ҭипичные для языка XVIIXVIII веков выражения и слова, писатель стремился найҭи и зафиксировать прежде всего те слова и обороты речи, которые помогали ему передать колориҭ страны, но в то же время могли быть понятны и близки современному читателю.

Права на сочинение "Роман А. Н. Толстого Петр I" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

Фото 1 из презентации «Пётр Первый Толстого» к урокам литературы на тему «А.Н.Толстой»

Размеры: 128 х 92 пикселей, формат: png. Чтобы бесплатно скачать фотографию для урока литературы, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа фотографий на уроках Вы также можете бесплатно скачать всю презентацию «Пётр Первый Толстого» со всеми фотографиями в zip-архиве. Размер архива - 150 КБ.

Скачать презентацию

А.Н.Толстой

«Годы жизни Толстой Л.Н.» - Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными. Война и свобода. 19 мая 1910 г. Бурная жизнь юношеского периода. Литературное наследие. Единственное сохранившееся изображение. Религиозные настроения, доходившие до аскетизма, чередовались с кутежами, картами, поездками к цыганам.

«Литература Толстой» - Кровавое воскресенье. Учитель русского языка и литературы АСОШ № 2 Михеева О. В. 1853-1856. Каково жизненное кредо Л. Толстого? Урок литературы по теме. Свидетелем каких исторических событий был Толстой? Парижская коммуна. 1904-1905. 9 января 1905г. Л.Н.Толстой (1828-1910). Русско-японская война. Какие правила составил для себя молодой Л. Толстой?

«Биография Алексея Толстого» - Получил хорошее домашнее образование. работу выполнила Братчикова Алена. Александр Михайлович. Родился 24 августа (5 сентября н.с.) в Петербурге в знатной дворянской семье. Алексей Толстой. братья Жемчужниковы. Алексей Константинович Толстой. Похоронен в Ницце на Русско кладбище Кокад. Алексей Михайлович.

«Толстой После бала» - Другие люди… Выполнил:ученик 8 класса Сартаков Дмитрий. Характер полковника. В своем рассказе Л.Н. Толстой обвиняет в лицемерии полковника общество. Совсем другое дело после бала. На лице не осталось ни одной милой, добродушной черты. Другая музыка… Полковник на балу. Сцена после бала. История создания.

«Лев Николаевич Толстой» - Толстой любил физические упражнения. Толстой родился в имении Ясная Поляна. Граф Лев Николаевич Толстой – потомок двух знатных дворянских родов. Известно, что Толстой умер не в Ясной Поляне. Лев Николаевич Толстой (1828-1910). Написал новую «Азбуку». Создал книги для чтения. Любил продолжительные прогулки, превосходно ездил верхом.

«Рассказ Толстого После бала» - В первоначальных редакциях рассказ имел следующие названия: "Дочь и отец", "А вы говорите". Недоволен. Почему писатель отдал предпочтение заглавию "После бала?". Заключение. В описаниях. В рассказе выделяются следующие основные части: В языковых средствах. В системе образов.

Всего в теме 10 презентаций

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры