Урока: «Малые жанры фольклора. Конспект урока на тему "малые жанры фольклора" Технологическая карта занятия малые жанры фольклора пословицы

Главная / Развод

КОУ «Средняя школа №1 (очно-заочная» г. Омска

Конспект урока « Малые жанры фольклора »

Учителя: Савельева Любовь Изосимовна, Тарасова Татьяна Ивановна

Предмет, класс

Литература, 5 класс

Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях», автор Т.Ф.Курдюмова. – М.: «Дрофа», 2011

Программа

Программа по литературе для образовательных учреждений - V-IX классы – под редакцией

Т.Ф. Курдюмовой. - М.: Дрофа, 2011

Тема урока

Малые жанры фольклора

Урок по счёту

В КТП №11, в теме «Устное народное творчество (фольклор)» - №8

Тип урока

Урок – усвоение новых знаний учащимися

Технология

Личностно – ориентированного обучения.

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, раздаточный материал, иллюстрация.

Методы, используемые на уроке

    объяснительно-иллюстративный (анализ произведений; ответы на вопросы. работа с таблицей, иллюстрацией, материалом презентации)

    частично - поисковый (самостоятельная работа; ответы на вопросы теста)

Цель урока

Расширить и углубить сведения об устном народном творчестве, дать сведения о малых жанрах фольклора, познакомить с жанрами малого фольклора, их особенностями.

Задачи урока:

1) Обобщить и расширить знания об устном народном творчестве, дать сведения о малых жанрах фольклора.

2) Произвести краткий анализ произведений малых жанров фольклора, выявить их особенности.

3 ) Сосредоточить внимание учащихся на значимых художественно – изобразительных особенностях малых жанров фольклора, научить их видеть особенности каждого вида.

4 ) Формировать умение работать с материалом учебника, самостоятельно находить необходимый материал, систематизировать его, обобщать и делать выводы.

5 ) Развивать познавательную активность учащихся; повысить мотивацию учащихся к учебной деятельности через использование ИКТ.

6) Ориентировать учащихся на формирование чувства любви к родному языку и русской литературе, их особенностям, создание творческой атмосферы, основанной на самоуважении и взаимоуважении.

Характеристика учебной группы 5 а класса

Открытый урок по теме «Малые жанры фольклора» был дан в 5 а классе для учителей вечерних школ закрытого типа.

В 5 а классе 13 обучающихся, класс набран первый год. По результатам стартовой проверки выявлено, что только трое из них владеют навыками осознанного чтения. Они работают на занятиях более активно и плодотворно, могут давать относительно полные ответы на поставленный вопрос, умеют определять с помощью учителя проблему текста и организовывать свою деятельность самостоятельно.

Остальные обучающиеся обладают средними или ниже средних способностями. Эти учащиеся могут односложно отвечать на вопросы, не всегда их ответы полные и основательные. Затруднения вызывают те вопросы, которые требуют логического мышления, знания содержания произведений.

В целом же, состояние учебной деятельности в процессе урока удовлетворительное. Каждый из обучающихся старается выполнять требования учителя, учится анализировать и пересказывать текст. Особую трудность вызывает то, что в классе для 80% обучающихся русский язык не является родным.

Домашние задания в средней школе №1 с очно-заочной формой обучения не предусмотрены. Именно поэтому обучающимся в процессе урока необходимо давать как можно больше сведений. На уроке учитель неоднократно обращается к основной проблеме, в течение всего урока направляет учащихся, разъясняет не только задания, но и значение многих слов, которые в других классах не требуют разъяснения; урок построен так, что обучающиеся выполняют небольшие по объёму, но значимые для изучения темы задания. Кроме того, по учебному плану школы на изучение литературы в 5 классе отводится 1,5 часа, что также обязывает строить уроки чётко, логично, использовать как можно больше учебного материала.

Структурные элементы урока, цели

Деятельность учителя

Работа учащихся

Приложение№1 (30 слайдов)

Организационный этап

Приветствие

Знакомство с оборудованием и материалами к уроку. Учитель обеспечивает положительную обстановку на уроке: психологический настрой, привлекает внимание обучающихся к предстоящей учебной деятельности, выражает надежду на то, что все они активно включатся в учебную деятельность.

Подготавливаются к занятию.

Мотивация учебной деятельности

Подготовленный учащийся:

Издавна люди замечали смешное, странное, разумное или неразумное в действиях и поступках других, в различных явлениях жизни, это точно характеризовали короткими высказываниями, которые запоминались, передавались из поколения в поколение и дошли до нашего времени. Например, англичане говорят, что «дым родной страны яснее от огня чужбины» , итальянцы - «не верь, что за морем на виноградной лозе сосиски растут» , вьетнамцы - «чтобы быть человеком - учись неустанно» , шведы - «не натрудишь рук - не натрудишь и зубов» .

Учитель: Вы видите, что многие народы употребляют похожие выражения. Сегодня и мы почерпнём мудрости из бездонного колодца, имя которой - устное народное творчество.

Каким другим словом называют устное народное творчество?

Слушают сообщение, отвечают на вопрос учителя

Устное народное творчество – это фольклор.

Слайд №1

Актуализация знаний

1. Экспресс-опрос:

Литература - это...

Есть такие виды литературы …

Фольклор - это...

Примеры произведений устного народного творчества

Выполняют мини – тест (в тетрадях)

Множество любых письменных текстов.

Проза, лирика, драма.

Устное народное творчество

Сказки, былины, народная драма.

Слайд №2

Создание проблемной ситуации

Целеполагание

Послушайте:

В кузовочке лежали грибочки:

Кому –гриб,

Кому – два,

Кому – три –

Приходилось ли вам слышать подобные тексты?

Как они называются?

Чем они отличаются от сказок, былин?

Какие короткие выражения вы знаете?

Дополнение учителя: Правильно. А ещё есть потешки, загадки, скороговорки. Все они маленькие по объёму, все являются жанрами фольклора. И возникли они в глубокой древности.

Итак, какова тема урока?

Запишите её в тетради.

Надеюсь, вы согласны, что, такие образные и яркие, хотя и небольшие тексты украшают нашу речь и всю русскую литературу.

А теперь попробуйте сформулировать ЦЕЛИ нашего урока:

А теперь мы с вами поиграем: послушайте небольшие тексты: о чём в них говорится? -Что это за жанр?

1. Под крышей - четыре ножки,
Под крышей - суп да ложки.
2.Бьют его рукой и палкой -
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут.
3. Наклонилась над рекой -
Уговор у них такой:
Обменяет ей река
Окунька на червяка.

Почему вы так решили?

Учащиеся: - Да, приходилось.

Это считалки. (Записывают в тетради)

Они очень короткие.

Пословицы, поговорки, частушки.

Малые жанры фольклора.

Записывают в тетрадях тему урока.

Формулируют цели урока (по алгоритму, который на уроках усваивается учащимися)

Обобщить и расширить сведения об устном народном творчестве,

Узнать о малых жанрах фольклора, познакомиться с малыми жанрами фольклора, их особенностями.

Это загадки, это тоже жанр фольклора.

Мы их отгадали.

Слайд №3

Слайд №4

Слайд №5

Слайд №6

Обращение к имеющимся знаниям обучающихся

А как строятся загадки? По каким принципам?

Что такое иносказание?

Что называется метафорой? Так что, какие художественно-изобразительные средства используются в загадках?

Иносказание – это выражение, заключающее в себе скрытый смысл

Метафора – это слово или выражение, употребляемое в переносном значении.

При образовании загадок используются иносказания и метафоры.

Слайд № 7

Творческая работа с опорой на имеющиеся знания

Учитель: -Прочитайте загадку. Отгадайте её.

Придумайте свою загадку о тех предметах, которые вы видите в классе или за окном.

Учитель выслушивает различные загадки, совместно с учащимися оценивает работу.

Отгадывают загадку.

Придумывают свои загадки, зачитывают их, принимают участие в оценке ответов.

Слайд №8

Самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы

Развитие навыков самостоятельного познания

Обращение к имеющимся у обучающихся сведений и расширение знаний

Извлечение готовых знаний из материалов презентации и оформление их .

Развитие умения выразительного и беглого чтения текста

Вопросы и задания:

Запишите номера пословиц и номера поговорок, которые вы видите на слайде, в таблицу (работа в тетрадях).

Из скольких частей состоит пословица, а из скольких поговорка?

- Антитеза используется в пословицах или поговорках? (+)

Какое выражение построено как незаконченная мысль, но содержит намек на вывод: пословица или поговорка? (+)

Что вы ещё узнали о пословицах и поговорках?

Один учащийся работает с толковым словарём (задание даётся заранее), находит объяснение слову ТАВТОЛОГИЯ

Выполните задание №1 к разделу «Пословицы и поговорки», данное в учебнике на странице 59.

Распределите заголовки к каждой группе пословиц: «Слово», «Природа», «Трудолюбие и лень», «Крестьянская работа», «Любовь к Родине», «Образование», «Семья».

Назовите пословицы каждой группы.

Определите значение пословиц:

Написано пером, не вырубишь топором.

Вешний день год кормит.

Терпение и труд всё перетрут.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Век живи – век учись.

Любовь да совет, так и нуждочки нет.

Выслушивание учителем и учащимися различных точек зрения.

1.Беседа: Какой жанр устного народного творчества самый любимый и у взрослых, и у детей? Почему?

Какие виды сказок существуют?

Отгадайте название сказки, данной на слайде.

К какому виду она относится?

2. Чтение слов Аксакова о сказке. Что вы ещё можете сказать об этом жанре фольклора?

3. Блиц – турнир по сказкам.

    1. Что делили мужик с медведем на вершки и корешки?

2.Какие птицы помогали Бабе-Яге украсть Иванушку?

3.Что надо крикнуть в чистом поле, чтобы прискакал конь?

4.Какой новый вид транспорта изобрёл Емеля?

5.Какую пословицу повторяют герои перед трудным заданием?

6.Что обычно произносит Баба-Яга, когда кто-нибудь приходит к ней в гости?

7.Назовите магическое число в русских сказках.

8.Какой новый способ рыбалки изобрела Лиса?

9.Какие реки текут в сказках?

10.Где живёт сказочный царь?

Просмотрите слайды №17-25, дополните свои записи в тетрадях названиями малых жанров фольклора (учителю помогает представить материал слайдов заранее подготовленный учащийся).

Дайте краткую характеристику каждого приведённого вида.

Что общего вы могли заметить у них?

Прочитайте данные в учебнике скороговорки, выберите одну из них, определите её тему и бегло прочитайте выбранную скороговорку.

Решают вопросы и задания

Заполняют таблицу.

Пословицы:1,2

Поговорки: 3,4

Пословица: 2

Поговорка: 1 (в таблицу)

Ставят + (в пословицах)

Поговорка (+)

Проверка выполненного теста и выставление оценок на поля тетради.

Критерии оценки:

«5» -5 -6 правильных ответов; «4» - 4 правильных ответа; «3» - 3 правильных ответа;

«2» - один-два правильных ответов.

У пословиц есть вывод, мораль, поучительный смысл. Они отличаются ритмичностью.

Для поговорок характерны: метафоричность, гипербола, сравнение, тавтология

Тавтология – неоправданный повтор слов (запись слова в тетради)

Работают самостоятельно, определяют темы каждой группы пословиц.

Называют пословицы.

Определяют значение пословиц, устно объясняют значение каждой предложенной пословицы.

Они интересные, поучительные, разные по содержанию.

Виды сказки: волшебная, бытовая, о животных.

«Колобок». Бытовая. О животных.

В сказке отразилась жизнь народа.

Сивка- Бурка.

Утро вечера мудренее.

Русским духом пахнет.

Молочные.

В тридевятом царстве.

Просматривают слайды, производят записи.

Делают вывод:

Есть ещё такие жанры фольклора, как:

пестушки,

скороговорки,

прибаутки,

Дают краткую характеристику каждого вида произведений устного народного творчества.

Устная природа бытования.

Народность содержания.

Множество вариантов.

Коллективность творчества.

Работа с учебником, выразительное беглое чтение скороговорки вслух.

Слайды № 11,12

Слайды № 13,14

Слайды № 15

Слайды № 16

Слайды № 17-28

Слайды № 29

Этап получения дополнительной информации

Целостное осмысление полученной информации. Обобщение материала и выводы.

Рефлексия. Выслушивание различных точек зрения.

Контроль.

Учащиеся знакомятся с краткой информацией о творчестве В.И. Даля, о работе над толковым словарём (фонозапись).

В один из осенних дней 1859 года в Москве на Пресне поселился вышедший в отставку петербургский чиновник Владимир Иванович Даль. Событие это привлекло внимание окружающих разве только количеством заносимых в дом бумажных кип. Немногие знали тогда, что необыкновенный чиновник этот всю свою сознательную жизнь собирал то, что нельзя ни пощупать, ни на стенку повесить, ни спрятать в карман. То, что слышится повсюду и никому в отдельности не принадлежит. Собирал Владимир Иванович…слова, а также пословицы и поговорки.

Сначала он делал это почти бессознательно. Первое слово, например, записал в дороге, когда юношей, только окончив Морской корпус, ехал служить к Черному морю. «Замолаживает!» - сказал ямщик, глядя на заволакивающееся тучами небо. Когда будете листать «Толковый словарь живого великорусского языка», обратите внимание на это слово. С него то все и началось. Первое из двухсот тысяч!

Словарь Даля называют энциклопедией русской народной жизни первой половины XIX века. Из него можно узнать, что крестьянин сеял, как строил дом, какие употреблял сельскохозяйственные орудия, что носил, какие у него были праздники и обычаи. Собрано Далем огромное количество пословиц и поговорок. По его словарям можно изучать историю жизни русского народа.

Ответьте на вопрос:

    О чём мы с вами говорили сегодня на уроке?

    Что нового и интересного вы узнали?

    Нужны ли эти знания нам сегодня?

    Достигли ли мы поставленных целей?

Анна Дронина
Конспект занятия «Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки»

Схема конспекта занятия .

Аттестуемый педагог Дронина Анна Владимировна Предмет фольклор

Возраст детей : 10-11 лет

Тема занятия : «Малые жанры фольклора . Пословицы и поговорки »

Цель занятия : Формирование знаний о малых жанрах фольклора : пословицами и поговорками .

Задачи :

обучающие : повторить малые жанры фольклора ; объяснить поучающий смысл пословиц и поговорок ; показать сходство и различие двух жанровых форм .

развивающие : развитие речи у детей через комментированное чтение пословиц , написание письменных ответов на поставленные вопросы, сочинение мини-рассказов.

воспитательные : воспитание интереса к фольклорным традициям русского народа.

Оборудование : сборники пословиц и поговорок ; словарь литературоведческих терминов; распечатки пословиц , поговорок , оформленные на доске.

ИКТ : презентация «Малые жанры фольклора »

Этапы работы Содержание этапа

(заполняется педагогом)

1. Организационный момент

Цель : организация детей на занятии , мотивация детей на получение нового материала

Игра «Подари тепло другу»

Предлагаю повернуться лицом друг к другу. Одни раскрывают свои ладошки, а другие накрывает их своими ладонями. Посмотрите ласково в глаза друг другу так, чтобы ваши ладошки потеплели. Вы почувствовали тепло рук? Теперь каждый по очереди скажет несколько слов друг другу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели еще больше. А теперь пожелайте друг другу чего-нибудь хорошего.

Чего вы желали друг другу? (ответы слушателей)

Настроение улучшилось? Тогда начинаем!

2. Актуализация знаний для изучения нового учебного материала,

Цель : выявление знаний детей по данной теме

Методы и приемы : проблемный, информативный

Презентацию готовит творческая группа из 3 человек.

В презентации на каждом слайде отгадка на загадку. (На доске дом с пустыми окошками. В них дети должны будут написать жанры малых форм фольклора ).

Сегодня на занятии мы отравимся в заочное путешествие по стране «Фольклор »

Ребята, обратите внимание на доску, что вы увидели? Находится этот дом на улице «Жанровая » . Что за «жильцы» живут здесь. Давайте заселим жильцов в наш дом.

В каждое окошко мы напишем жанры фольклора , которые знаем. Назовите их.

(колыбельные песни, потешки, пестушки, заклички, приговорки, считалки, дразнилки, скороговорки, небылицы, пословицы , поговорки , загадки и т. д.)

Хорошо, названия жанров вы знаете , а теперь мы проверим, как вы сможете определить, к какому виду малых жанров фольклора относятся приведённые тексты.

Презентация «Малые жанры фольклора »

1) От топота копыт пыль по полю летит (скороговорка) .(1 слайд)

2) Зимою греет,

Весною тлеет,

Летом умирает,

Зимой оживает (снег) . (загадка) (2 слайд)

3) Киса, кисонька, коток,

Киса - серенький хвосток,

Приходи, киса, ночевать,

Приди Васеньку качать… (колыбельная песня(3 слайд)

4) Матушка – репка,

Уродись крепка,

Капуста - виласта.

Будь пудаста! (закличка) (4 слайд)

5) А у нас во дворе

Поросёнок рылся

И нечаянно хвостом

К небу прицепился. (небылица) (5 слайд)

6) Ехали, ехали

В лес за орехами,

По кочкам, по ямкам,

Бух, и провалились. (потешка)

7) Скачет галка по ельничку(6 слайд)

Бьёт хвостом по березничку.

Наехали на галочку разбойнички,

Сняли они с галки синь кафтан.

Не в чем галочке по городу гулять,

Плачет галка, да негде взять… (прибаутка) (7 слайд)

8) Потягунчики, порастунчики!

Роток – говорунюшка,

Руки – хватунюшки,

Ноги – ходунюшки. (пестушка) (8 слайд)

9) Мышка, мышка,

На тебе зуб костяной,

А мне дай стальной. (приговорка) (9 слайд)

10) Раз, два – упала гора,

Три, четыре – прицепило,

Пять, шесть – бьют шерсть,

Семь, восемь – сено косим,

Девять, десять – деньги весить. (считалка) (10 слайд)

11) Ласковое слово слаще мёда. (пословица ) (11 слайд)

12) Обманули дурака

На четыре кулака,

На пятое – стуло,

Чтоб тебя раздуло!

На шестое - колесо,

Чтоб тебя разнесло. (дразнилка) (12 слайд)

13) Семь пятниц на неделе. (поговорка ) (13 слайд)

4. Цель : ознакомление детей с формами фольклора : пословицами и поговорками , выявить сходство и различие

Методы : беседа, творческое задание в группе, метод сравнения, поисковый, игровой

Цель : формирование способности анализировать, выделять главное и применять полученные знания на практике.

Методы и приемы : активный диалог, театрализация, работа в парах и групповая Основной этап. Изучение нового материала :

1. Вводная беседа

Ребята, сегодня на занятии мы с вами подробно познакомимся с жанрами пословиц и поговорок . Вот скажите, какие пословицы и поговорки вы знаете ? (Ответы детей)

Какие пословицы спрятались вот на этих рисунках? (рисунок)

А когда так говорят?

О какой пословице идет речь вот на этой картинке? А когда ее используют?

(Примерные ответы :

1. «Знал бы, где упасть, соломки постелил» - если случайно упадёшь, поскользнешься.

2. «Видит соринку в чужом глазу, а в своём бревна не замечает» - о навязчивых нравоучениях, замечаниях постороннего человека.

3. «Семеро одного не ждут» - об опоздавшем.

3. Сравнительный анализ :

Ребята, давайте с вами определим, в чём заключаются сходство и различие между пословицами и поговорками . (заполнение таблицы в результате объяснения)

«Сходства и различия пословиц и поговорок » (использование интерактивной доски)

Пословица Поговорка

Сходство

Краткость

Ритмичность

Рифмованность

Отражение народной мудрости

Различие

Законченное суждение Нет законченного суждения : она лишь его часть

Выражение мысли, к которой народ пришёл через вековой опыт Образ, замещающий обычное слово : «Лыку не вяжет» вместо «пьян»

Всегда поучительна, из каждой следует вывод, который полезно принять к сведению Часто является средством речевой характеристики человека

Игра : «Хлопни-топни»

Закрепление учебного материала.

4. Игровая пауза.

Дети делятся на группы (по цвету) . Каждая группа получает пословицу в «разобранном виде» (на отдельных карточках написаны слова) . Команды должны составить пословицу и попробовать её изобразить, а другие отгадать.

1. Без труда не выловишь и рыбки из пруда.

2. Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.

3. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

4. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

5. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Сочинение мини-рассказов. (Работа в парах)

Сегодня на занятии , мы с вами познакомились с жанрами пословиц и поговорок . Теперь мы будем учиться употреблять их в речи.

Сейчас, каждая пара получит часть текста. Где вы должны будете определить, пословиц или поговорка встречается в нем .

А затем каждая пара попробует сочинить небольшой рассказ, используя известные вам пословицы и поговорки .

И так сойдёт.

У нас в деревне, на соседней улице, жил мальчишка. Звали его Ванька. Но так звала его только мать, а все вокруг называли «И так сойдёт» . Чтобы его не попросили, делал всё спустя рукава, лишь бы побыстрее. А когда Ваньку спрашивали : «Что ж ты, Вань, так плохо сделал то?» Он всегда отвечал : «И так сойдёт!»

Да вот только дела Ваня делать не спешил. Ходит, бывало, мать пол дня за ним, прежде чем он что-нибудь поможет. «Вань, надо дров в баню натаскать, огурцы полить…» , - уговаривает мать. «Работа не волк, в лес не убежит» , - отвечал сын и шёл по своим делам.

Однажды ребята собрались в лес за грибами, ну и Ванька за ними увязался. Только к лесу подошли, как в кустах кто-то зафыркал. Ванька со страха бросился бежать, да споткнулся и упал. Мальчишки глянули, а это ёжик оказался. Он бедный тоже со страха от Ванькиного крика весь в комок сжался.

Ваньке стыдно стало, покраснел, а мальчишки смеются : «Эх, ты, «И так сойдёт» ! Волков бояться, в лес не ходить!»

Чтение нескольких работ

5. Рефлексивно-оценочный этап

Цель : формулирование вывода

Методы и приемы : оценочный, Подведение итогов :

Ребята, с чем мы сегодня познакомились на уроке?

Было ли занятие для вас интересным ?

Что нового вы для себя узнали?

Испытали ли вы, ребята, какие-нибудь трудности на сегодняшнем занятии ? С чем они связаны?

Какая информация сегодня на занятии была новая ?

6. Задание на дом

Цель : нацеливание детей на применение новых знаний в жизни

Метод : частично-поисковый Сделать подбор пословиц по одному ключевому слову : друг, вода, радость, книга, жизнь.

Малые жанры фольклора- пословицы и поговорки Учитель русского языка и литературы Копылова Елена Ивановна ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 6». ТАДЖИКИСТАН.


Устное народное творчество. Фольклор. Фольклор - народное творчество совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта англ. folk – народ, lore – мудрость, знание


Малые жанры фольклора – небольшие по размеру фольклорные произведения. Колыбельная песня Пестушка Потешка Прибаутка Закличка Приговорка Считалка Скороговорка Загадка


А какие малые жанры фольклора вы ещё не назвали? Пословица Краткое изречение, которое даёт оценку явлению, событию, человеку. Пословица выражает законченную мысль. Поговорка Часть вашего предложения, которая делает ярче и выразительнее вашу речь. Часть вашего суждения.


Пословицы о пословицах ПОСЛОВИЦА НЕ ДАРОМ МОЛВИТСЯ. ПОСЛОВИЦА ПРАВДУ ВСЕМ ГОВОРИТ. ПОСЛОВИЦА ВЕК НЕ СЛОМИТСЯ. ГЛУПАЯ РЕЧЬ – НЕ ПОСЛОВИЦА. КРАСНА РЕЧЬ ПОСЛОВИЦЕЙ. ОТ ПОСЛОВИЦЫ НЕ УЙДЁШЬ.


Тематические группы пословиц Любовь к Родине Глупа та птица,которой своё гнездо не мило. На чужой сторонушке рад своей воронушке. Русский не с мечом, ни с калачом не шутит. Грамота и обучение Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Грамоте учиться – вперёд пригодится. Век живи – век учись.


Трудолюбие и лень Терпение и труд всё перетрут. Лёжа хлеба не добудешь. Маленькое дело лучше большого безделья. Земля и крестьянская работа. Пашню пашут – не руками машут. Каково волокно, таково и полотно. Чья земля, того и хлеб.


Семья Любовь да совет, так и нуждочки нет. Муж да жена- одна душа. От хозяина чтобы пахло ветром, а от хозяйки- дымом. Природа и приметы Снег глубок- год хорош. Вешний день год кормит. Март глубок да мокрый май-будет каша и каравай.


Слово Слово не воробей, вылетит не поймаешь. Скажешь - не воротишь, напишешь - не сотрёшь, отрубишь –не приставишь. О дружбе Старый друг лучше новых двух. Друзья познаются в беде. От хорошего братца можно ума набраться.


Задание 1. Продолжите пословицы. Тот труда не боится,… За всё берётся,… Нужно наклониться,… За всё браться- Не за своё дело не берись, а … Суди о людях не по словам, а… Не сиди сложа руки, …


Задание 2. Включите поговорки в предложения. Бить баклуши; брать быка за рога; как снег на голову; семь пятниц на неделе; без году неделя; лёгок на помине; выйти сухим из воды.


Задание 3. Подберите пословицы- синонимы. Без заботы и репу не вырастишь.

Предмет : литература Класс : 5

Тип урока : урок закрепления и совершенствования ЗУН и СУД

Технологическая карта

Тема

Малые жанры фольклора. Детский фольклор.

Цели:

Цели:

Обучающая: знание малых фольклорных жанров, их отличительных особенностей; причин возникновения и создания малых жанров фольклора

Развивающая: развитие интереса к детскому фольклору, истории русского народа.

Воспитательная: воспитание уважения к истокам культуры своего народа

Основные понятия

Фольклор

Этап урока, цель

Задания для учащихся

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты УУД

I . Самоопределение к деятельности

Работа над формулировкой темы:

Что необходимо знать?

Что должны уметь? Что для этого надо повторить?

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Озвучивает тему и цель урока.

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Слушают, пытаются участвовать в объяснении ситуации затруднения и формулировке проблемы урока. Составляют план и последовательность действий

Личностные: учащиеся определяют

цель урока для себя

II . Проверка д\з

Вопросы

Задает

Отвечают

Личностные: делают выводы, исправляют ошибки

III . Формулирование темы урока, постановка цели

Что такое фольклор?

(устное народное творчество, в переводе с английского обозначает "народная мудрость",

"народное знание".)

Как вы понимаете эти три ключевых слова:

устное народное творчество

Выдвигает проблему.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Участвуют в организованной учителем совместной деятельности, отвечают на мини-вопросы учителя

Регулятивная: выбирают наиболее эффективные способы решения поставленной

задачи в зависимости от

конкретных условий,

составляют план и

последовательность действий

Коммуникативная: умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать

недостающую информацию

IV . Изучение нового

Просмотр презентации

Какие жанры фольклора вы знаете?

Запись в тетрадь жанров детского фольклора

Чтение детского фольклора

Спрашивает

Просит

Размышляют, приводят примеры

Читают, записывают

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Коммуникативные: строят устные высказывания

V . Закрепление нового

Называют особенности детского фольклора, ищут подтверждения своим выводам в статье учебника

Просит назвать известные примеры детского фольклора

Приводят примеры

Личностные: осуществляют контроль своей деятельности

Регулятивные: учатся самостоятельно добывать информацию

VI .Актуализация и пробное учебное действие

Обучающиеся продолжают пословицы:

Семь раз отмерь…

Родная земля и в горсти…

Родина – мать, умей…

Старый друг…

Задаёт проблемный вопрос:

К каким выводам о роли фольклора в нашей современной жизни вы пришли? Почему?

Побуждает к мышлению. К высказыванию собственного мнения

Высказывают своё мнение

Личностные: с помощью пословиц развивают устную речь

Регулятивные:

знакомятся с устным жанром детского фольклора, развивают память

Коммуникативные: учатся высказывать собственное мнение

VII . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Вспомнить считалочку, записать

Вспоминают, записывают, читают считалочку

Личностные:

имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме.

Регулятивные: планируют необходимые действия

Коммуникативные: осуществляют индивидуальную деятельность

VIII . Рефлексия

Игра «Что я знаю – кто быстрей»

Назовите прибаутки

Как называются короткие стишки, которые выкликали, участвуя в обрядах календарного цикла? (кто веселее прочитает закличку)

Продолжи

-«Улитка, улитка высуни рога…» ,

«Божья коровка, полети на небко…»

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Высказывают свое мнение.

Личностные:

развивают устную речь, развивают память, артистические способности

Коммуникативные: развивают умение слушать других

IX . Д/З- 2 мин

Определяем дальнейшие цели по данной теме, записываем д/з.

Дает: комментарий к домашнему заданию;

Запись д/з: найти и записать считалочки (кто больше)

Источники:

Н.В.Егорова. Литература 5 кл. Поурочные разработки, М.: Вако, 2011

Литература. 5 класс. Учеб. в 2 ч./В.П.Полухина, В.Я.Коровина и др., М.: Просвещение, 2015

Урока: «Малые жанры фольклора» - страница №1/1

Тема урока: «Малые жанры фольклора»

(загадки, заклички, пословицы, потешки, скороговорки, считалки, песни)

Цель деятельности педагога : создать условия для повторения, обобщения и систематизации знаний учащихся малых жанров фольклора, как одним из литературных жанров и как средством развития у них интереса к чтению и потребности в нем.

Задачи:

Образовательная:

Работать над формированием представления о разнообразии фольклорных жанров, их назначении и основных признаках.

Развивающие:

Способствовать развитию умений выявлять и различать малые жанры устного народного творчества;

Развивать навык использования их по назначению в различных ситуациях, создавать мотивацию к самостоятельному сочинению своих «маленьких» произведений на основе фольклорных.

Воспитательные:

Ввести детей в мир народного искусства, как источника обогащения и читательского опыта, и способности понимать силу слова;

Формировать любовь к Родине с помощью фольклорных произведений;

Способствовать воспитанию в детях эстетических чувств.

Планируемые результаты (УУД):

Личностные : применяют правила делового сотрудничества: проявляют терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику (соучастнику) конкретной деятельности;

метапредметны е:

регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей; планируют свои совместные действия;

познавательные – повторяют, расширяют, систематизируют и обобщают свои знания о малых жанрах фольклора; выделяют особенности каждого жанра, формулируют ответы на поставленные вопросы, применяют способы решения творческой задачи;

коммуникативные – используют конструктивные способы взаимодействия с окружающими, умение работать в группах;

предметные : учатся осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (пословицы, загадки, скороговорки, песни, небылицы, заклички, считалки).

Ход урока

Организационный момент

Пожалуйте, гости дорогие!

На сегодняшний урок

В расписной наш теремок

(дети проходят каждый в свою группу, тихо садятся )

Мотивация

Посмотрите внимательно вокруг, что вас обрадовало, а может быть насторожило в убранстве нашего кабинета?

(много старинных предметов, которыми пользовались раньше в крестьянских семьях)

Какому народу принадлежат они все? (русскому)

Значит и разговор сегодня пойдет о русском, о народном.

Скажите, а какое сейчас время года? (зима)

Верно, ребята, зима. А вы знаете, что в старые времена на Руси был такой обычай, когда поздней осенью был собран весь урожай, а в закрома засыпано зерно, собирались жители все вместе коротать долгие осенние да зимние вечера, устраивались посиделки, вечерки.

За окном трескучий мороз, злой ветер, вьюга, а в избе в печи дрова потрескивают, тепло да уютно. Смотришь, кто за прялкой сидит, кто узор вышивает, кто из глины лепит, кто ложки из дерева вырезает. Как говорится – «От скуки бери дело в руки». Так и веселили друг друга. То песню затянут, то шуткой перебросятся, загадки загадывают. Вот и вы сейчас отгадайте мои загадки:

Как зовут меня, скажи:

Часто прячусь я во ржи,

Скромный полевой цветок,

Синеглазый?..

На травинке солнце бьётся,

С ветерком на небо рвётся.

Но совсем не горячи

Солнца белые лучи.

Цветёт он майскою порой,

Его найдёшь в тени лесной:

На стебельке, как бусы в ряд,

Цветы душистые висят.

О чем идет речь в загадках? (о цветах)

Сегодня мы с вами вспомним и смастерим еще один необычный цветок, который называют «живым». У этого цветка вместо лепестков - пословицы, загадки, скороговорки, песни, небылицы, заклички, считалки.

- Как их можно назвать одним словом? (фольклор)

Действительно, это малые жанры устного народного творчества, или фольклор. В этих произведениях отражена народная мудрость.

Давайте и мы сегодня устроим посиделки, где постараемся почувствовать красоту и глубину этих небольших произведений.

Для того, чтобы вам было интересно работать на уроке, каждый из вас занял свое место в одной из четырех групп. Надеюсь, что в конце нашего урока мы тоже соберем богатый урожай знаний и умений, так как вам предстоит большая работа. Итак, ребята, в счастливый путь по дорогам народного творчества!

Каждая группа получает от меня задания, которые вы должны вместе прочитать, обсудить и выполнить.

А какие правила работы в группе вы знаете?

Правильно, будьте внимательны, слушайте друг друга, помогайте, дополняйте ответы товарищей, работайте сообща. Каждое выполненное задание дополнит наш цветок лепестком.

Работа в группах

(дети получают задания, обсуждают и выполняют, записывают жанр произведения на лепестке)

1 группа 1 задание:

Собери правильно предложения. Выразительно прочти их. Назови жанр, к которому они относятся. Объясни их значение.

Старый друг всё перетрут.

Пословицы

Пословица - яркое и образное произведение малого жанра. Пословица воспитывает, поучает, наставляет на правильные поступки, высмеивает человеческие слабости. На пословицах и поговорках воспитывались ваши мамы и папы, бабушки и дедушки.

Какие пословицы вы знаете?

2 группа – 1 задание:

Ребята, так что же такое загадка?

Загадки

Загадки - это великое сокровище человечества. Они собрали в себе и мудрость, и знания. Не случайно в сказках герои так часто загадывают загадки. Загадка – это задачка, которую надо решить, отгадать. Мудрость была в почете всегда.

3 группа – 1 задание:

Ехал Грека через реку,

Видит Грека - в реке рак,

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Греку цап.

Отвори, Варвара, ворота,

У двора на траве коли дрова.

Скороговорки

Скороговорка - это специально подобранная фраза, которую очень трудно проговорить. Скороговорки учат говорить, правильно произносить слова. Раньше этот жанр так и назывался "чистоговорки". Авторы скороговорок стремились к тому, чтобы ребенок учился правильно произносить слова, с удовольствием.

Скороговорка - веселая школа. Вот как об этом написано у одного поэта:

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

4 группа 1 задание:

Выразительно прочитайте произведения. Определите жанр.

(спеть песню)

Баю-баюшки-бай-бай -

Маша, Маша, засыпай.

Крепче глазки закрывай,

Поскорее засыпай.

Глазки-глазки закрывай -

Баю-баю-баю-бай.

Скажите, а когда люди поют?

На какие группы можно разделить песни? (аудиозапись)

Песни

У каждого народа есть колыбельные, хороводные, свадебные и другие песни. Их поют у колыбели ребенка, на праздниках и в дни печали. Эти песни живут в народе много-много лет.

Физминутка «Бояре»

-Бояре, а мы к вам пришли?

Молодые, а мы к вам пришли.

- Бояре, а зачем пришли?

Молодые, а зачем пришли?

- Бояре, нам невеста нужна,

Молодые, нам невеста нужна.

- Бояре, а какая вам мила?

Молодые, а какая вам мила?

- Бояре, нам вот эта мила.

Молодые, нам вот эта мила.

1 задание для всего класса:

Выразительно прочти произведение, определи его жанр.

Лиса по лесу бежала,

Лиса хвост потеряла.

Ваня в лес пошёл,

Лисий хвост нашёл.

Лиса рано приходила,

Ване ягод приносила,

Её хвост отдать просила.

Небылицы

Это выдуманные истории, которые созданы не для того, чтобы обмануть кого-то. Напротив. Небылицу можно назвать сказкой, вымыслом, враньем. Очень часто в небылицах автор сообщает о том, где он бывал, что видел и с кем разговаривал, хотя понятно, что это неправда.

2 задание:

Выразительно прочитайте произведения. Определите жанр.

Солнышко, снарядись!

Красное, покажись!

Выйди из-за тучи,

Дам орехов кучу!

Заклички

Заклички – небольшие детские песенки. Все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, а также времена года: весна, лето, осень, зима – живут в закличке как живые существа.

3 задание:

Внимательно прочитайте произведения. Определите жанр.

Вышли мыши как-то раз

Посмотреть который час.

Раз-два-три-четыре,

Мыши дернули за гири.

Тут раздался страшный звон -

Разбежались мыши вон.

Считалки

Считалки возникли очень давно. Никто не хотел выполнять опасную и трудную работу. Вот тут-то и придумали считалку. Так что в древности считалка играла серьезную роль, она была близка заклинанию.

- Ребята, а вы знаете считалки?

Первичное закрепление. Рефлексия.

В самом начале урока я говорила вам о том, что мы тоже будем собирать урожай, поэтому будьте внимательны. Каждый возьмет из моей корзинки лист, на котором написано произведение, прочтет его и определит жанр, а затем положит в этот замечательный мешок.

2. Была репа важная,

Дивилась бабушка каждая.

3. Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышко,

Красно ведрышко.

5. Закутан ребенок в сто пеленок.

6. Морозушка-Мороз!

Не тяни домой за нос,

Не стучи, не балуй,

А на окнах рисуй!

8. Ваня-Ваня, простота

Купил лошадь без хвоста.

Поехал жениться,

Привязал корытце.

Корытце ломается,

Жена улыбается.

9. Купила бабуся бусы Марусе

10. Век живи - век учись.

11. Баю-баю, баю-бай,

И у ночи будет край.

А покуда детвора

Спит в кроватках до утра.

13. Шышел-мышел,

Взял, да вышел.

Молодцы ребята, богатый урожай мы собрали. Но зима только начинается, поэтому впереди нас ждут морозы, метели, сугробы. Очень хочется, чтобы все были здоровы, поэтому я предлагаю вам смастерить обереги.

Что вы знаете об оберегах, какие они бывают?

Каждый из вас сейчас сделает куклу - лихорадку, они и будут оберегать и защищать нас долгую зиму. Посмотрите внимательно на последовательность их изготовления, прочтите и приступайте к работе, помогайте друг другу.

(звучит музыка)

Надеюсь наши куклы помогут и нам и всем тем, кого мы любим, жалеем, уважаем.

Итог урока.

Наш урок подошел к концу.

Вспомните и назовите то, что мы делали на сегодняшнем уроке (вспомнили и повторили малые жанры фольклора, создали «живой цветок», лепестки, которого это малые жанры, смастерили обереги для здоровья и силы).

Я хочу поблагодарить вас всех за урок, молодцы, работали очень хорошо.

Те ребята, кому все было понятно и урок понравился, поднимите красные цветы.

Ребята, у которых задания вызвали затруднения, поднимите синие цветы.

(сделать вывод)

Домашнее задание

Ребята, прочтите задания и выберете то, что вам интересно.

Дифференцированные задания.


  1. Сочинить произведение малого жанра фольклора.

  2. Выучить наизусть произведения.

  3. Нарисовать иллюстрацию к произведению.

  4. Смастерить куклу-оберег.

Аннотация

Обучение осуществляется по программе «Начальная школа 21 века»

4 часа в неделю.

Урок - закрепление

Описание урока

Учащиеся работают над повторением и обобщением изученного материала о фольклоре. В уроке рассказывается о малых жанрах русского народного творчества. В работу включены аудио записи песен. На каждом из этапов урока учащиеся повторяют особенности малых жанров фольклора, что позволяет формировать навыки выразительного чтения, развивают мышление, устную речь.

Описание мультимедиа компонентов

Компьютер, ресурсы Интернета, программа Microsoft Office Word, программа Microsoft Power Point.

Методическая записка с обоснованием инновационного подхода к процессу обучения

Целью инновационного подхода к учебному процессу является развитие у учащихся возможностей осваивать новый опыт на основе целенаправленного формирования творческого и критического мышления, поэтому инновации в обучении так широко применяются.

Урок построен на основе личностно – ориентированной технологии обучения.

Литература

Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. Т.И.Тарабарина

Русский фольклор: основные жанры и персонажи. Издательство: Университетская книга, Логос, 2007 г. С.И. Селиванова

Русский фольклор. – Москва, 1938 г. Учпедгиз. Ю. М. Соколов.

В здоровом теле - один раз отрежь.

Старый друг всё перетрут.

Терпенье и труд лучше новых двух.

Семь раз отмерь, здоровый дух.

Всех на свете обшивает, а сама не надевает.

Какой это мастер на стекла нанес и листья, и травы, и заросли роз?

Светит, сверкает, всех согревает.

Крашеное коромысло над рекою повисло.

Ехал Грека через реку,

Видит Грека - в реке рак,

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Греку цап.

Отвори, Варвара, ворота,

У двора на траве коли дрова.

Баю-баюшки-бай-бай -

Маша, Маша, засыпай.

Крепче глазки закрывай,

Поскорее засыпай.

Глазки-глазки закрывай -

Баю-баю-баю-бай.

Лиса по лесу бежала,

Лиса хвост потеряла.

Ваня в лес пошёл,

Лисий хвост нашёл.

Лиса рано приходила,

Ване ягод приносила,

Её хвост отдать просила.

Солнышко, снарядись!

Красное, покажись!

Выйди из-за тучи,

Дам орехов кучу!

Вышли мыши как-то раз

Посмотреть который час.

Раз-два-три-четыре,

Мыши дернули за гири.

Тут раздался страшный звон -

Разбежались мыши вон.


  1. Кто приходит, кто уходит, все ее за ручку водят.
2. Была репа важная,

Дивилась бабушка каждая.

Одним днем не обойдешь кругом.

3. Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышко,

Красно ведрышко.

4. Белые бараны били в барабаны.


  1. Закутан ребенок в сто пеленок.
6. Морозушка-Мороз!

Не тяни домой за нос,

Не стучи, не балуй,

А на окнах рисуй!

7. Азбука - к мудрости ступенька.

8. Ваня-Ваня, простота

Купил лошадь без хвоста.

Поехал жениться,

Привязал корытце.

Корытце ломается,

Жена улыбается.

9. Купила бабуся бусы Марусе

10. Век живи - век учись.

11. Баю-баю, баю-бай,

И у ночи будет край.

А покуда детвора

Спит в кроватках до утра.

12. Глаза страшатся, а руки делают.

13. Шышел-мышел,

Взял, да вышел.

14. Листья падают с осин, мчится в небе острый клин

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры