В чем заключается конфликт фамусова и чацкого. Основные причины конфликта чацкого с фамусовским обществом

Главная / Развод

В произведении встречаются люди разного общества от Фамусова и Хлёстовой до крепостных слуг. Представителем передового, революционно настроенного общества является Александр Андреевич Чацкий, ему противопоставлено консервативное фамусовское общество, в которое входит и старшее поколение (Скалозуб, Хрюмина) , и молодёжь (Софья, Молчалин) . Члены фамусовского общества ценят человека только по происхождению, богатству, а так же положению в обществе. Идеалами для них служат такие люди, как Максим Петрович, надменный вельможа и «охотник поподличать» . Все характерные черты чинопочитания того времени ярко выражены в образе Молчалина: он молчалив, боится высказывать свое мнение, ищет расположение у всех, чей чин выше его собственного, ради того, чтобы стать важным чиновником, он готов на многое. Для Чацкого главным человеческим качеством является богатый духовный мир. Он общается с теми, кто ему действительно интересен и не заискивает перед гостями дома Фамусова. Цель жизни для Павла Афанасьевича и ему подобных – карьера и обогащение. Кумовство – обычное явления в их кругах. Светские люди служат не на благо государства, а ради личной выгоды, это подтверждает заявление полковника Скалозуба: Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы; Об них как истинный философ я сужу: Мне только бы досталось в генералы. Чацкий же не желает служить «лицам» , именно ему принадлежит высказывание: «Служить бы рад, прислуживаться тошно» . Александр Андреевич – прекрасно образованный человек. Он три года провел за границей, что изменило его мировоззрение. Чацкий – носитель новых, революционных идей, но именно всё новое и прогрессивное пугает фамусовское общество, а источник «вольномыслия» эти люди видят в просвещении: Ученье – вот чума, ученость – вот причина, Что нынче пуще, чем когда Безумных развелось людей, и дел, и мыслей. Общество увидело в Чацком человека, перечащего основным моральным устоям, именно поэтому слух о его сумасшествии так быстро распространился, и никому не составило труда в него поверить. Фамусов из самого светлого и чистого чувства сумел извлечь выгоду: для своей дочери он избрал в мужья Скалозуба, который «и золотой мешок, и метит в генералы» . Понятно, что при таком отношении, о настоящей любви говорить не приходится. Чацкий много лет сохранял искренние чувства к Софье. Вернувшись в Москву, он надеялся на взаимность, но Софья оказалась под сильным влиянием общества её отца, а также, начитавшись французских романов, она нашла себе «и мужа-мальчика, и мужа-слугу» Молчалина, а он, в свою очередь, с помощью Софьи собирался получить очередной чин: И вот любовника я принимаю вид В угодность дочери такого человека Единственный раз мнения Фамусова и Чацкого совпадают в вопросе о влиянии иностранцев на Россию, но у каждого на то свои причины. Чацкий говорит, как истинный патриот, он противник «пустого, рабского, слепого подражанья» иностранцам, ему противно слушать речь людей фамусовского общества, где господствовало «смешенье языков: французского с нижегородским» . Фамусов негативно относится к иностранцам лишь потому, что он отец, и его дочь может ненароком выйти замуж за какого-нибудь француза. В столкновении с фамусовским обществом Чацкий терпит поражение, но он остается непобежденным, так как понимает необходимость борьбы с «веком минувшим» . Он верит, что будущее принадлежит его собратьям по духу.

А. С. Грибоедов написал свою комедию в тот период, когда в русском обществе наиболее обозначилось противостояние приверженцев старых устоев жизни и представителей передового дворянства, выступающих за немедленное переустройство общества. Это противостояние отражено в комедии на примере столкновения “века нынешнего” и “века минувшего”, воплощенного в лице Фамусова и его гостей. Комедия в силу своей актуальности сразу же завоевала большой успех у современников, не менее актуальна она и сейчас, так как пороки, высмеянные Грибоедовым, находят свое место и в наше время, и они вряд ли исчезнут в будущем.

Произведение начинается как обыкновенная любовная комедия, и трудно предположить, что наряду с любовным конфликтом найдет место и общественный.

Начало общественному конфликту, выраженному в противостоянии “века нынешнего” и “века минувшего”, положено монологом Фамусова (“Вот то-то, все вы гордецы!”). Этот монолог - ответ Фамусова на фразу Чацкого: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. Старый барин рассказывает о своем дяде Максиме Петровиче, вельможе в случае, который, чтобы продвинуться по служебной лестнице, готов был играть роль шута. Этот пример вызывает у Чацкого негодование. Он хочет служить “делу, а не лицам”. С этого момента начинает развиваться противостояние двух эпох русской жизни.

Представителем “века нынешнего” в комедии является Александр Андреевич Чацкий. Он приезжает в дом к Фамусову, чтобы просить руки его дочери Софьи. Получив отказ и совет “поди-тка послужи”, Чацкий начинает обличать устои и порядки московского общества. Он презирает чинопочитание, преклонение перед чинами, богатством, всем иностранным. Русский народ он считает “умным и бодрым” и открыто высказывает свое неприятие крепостного права, обличая жестокость крепостников в монологе “А судьи кто?..”

Главным же представителем “века минувшего” является Фамусов. Он типичный для того времени “начальник казенного места”. Его нисколько не интересует дело, которым он занимается. У него свой подход к делам: “Подписано, так с плеч долой”. Эта фраза подчеркивает халатное отношение чиновника к своим обязанностям. Он ценит в людях только чин и богатство, поэтому и ищет для своей дочери богатого жениха. На примете у него Скалозуб: “И золотой мешок, и метит в генералы”. И Фамусова нисколько не беспокоит, что тот беспросветно глуп и “слова умного не выговорил сроду”. Фамусов не признает книг и необходимость образования, так как считает их источниками вольнодумства.

Чацкий и Фамусов по-разному относятся и к крепостному праву. Фамусов, ярый его защитник, считает, что все должно оставаться по-прежнему. Он презрительно и грубо относится к своим слугам, называя их Петрушками, Фильками, Фомками. Чацкий же, напротив, в своем гневном монологе “А судьи кто?..” обличает крепостное право и приводит ужасающие факты обращения крепостников со своими слугами. Это и “Нестор негодяев знатных”, и помещик-балетоман, и любитель театра, который “сам толст, его артисты тощи”.

Кульминация общественного конфликта происходит на танцевальном вечере в доме Фамусова, где собираются все самые яркие представители “века минувшего”. Они приехали, чтобы повеселиться, завести полезные знакомства, найти выгодную партию для своих дочерей. А тут им помешал Чацкий со своими обличительными речами. Консервативное общество не может принять идеи передового дворянина и выставляет против него оружие - сплетню, объявляет его сумасшедшим.

Чацкий - единственный сценический персонаж “века “нынешнего”, но он не одинок, его единомышленниками являются внесценические персонажи - двоюродный брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской, профессора Пединститута, “упражняющиеся в расколах и безверьи”.

Развязка общественного конфликта вынесена за рамки пьесы. Вопреки симпатиям автора, фамусовское общество одержало победу, но Чацкий не сломлен, он одержал моральную победу над миром патриархального дворянства, застывшего в своем развитии. Мирная, спокойная жизнь фамусовского общества кончилась. Это может служить первым признаком того, что на смену “веку минувшему” идет “век нынешний”.

Янв 28 2011

Комедия «Горе от ума» была закончена Грибоедовым в тысяча восемьсот
двадцать четвертом году. Сразу же запрещенная цензурой, она при жизни
автора ни разу не появилась ни в печати, ни на сцене. Но рукопись комедии
переписывалась от руки, и списки распространялись по России. К моменту
первых театральных постановок «Горе от ума» зрители знали текст комедии
наизусть. «Горе от ума», как политическая , сразу же была воспринята
правильно и получила высокую оценку декабристов. Прочитаны первые страницы …Стало ясно: все в доме Фамусова ждут человека, так заинтересовавшего меня. Кто он? Почему только о нем и говорят в этом доме? Почему Лиза, горничная, вспоминает о нем как о человеке веселом, остроумном, а Софья, дочь Фамусова, и слышать не хочет о Чацком?А в последствии я убеждаюсь в том, что и Фамусов раздражен и встревожен. Почему? Все эти вопросы мне необходимо разрешить. Комедия с
первых же страниц заинтересовала меня.

Итак, выясняется, что Чацкий, рано оставшийся сиротой, жил в доме
своего опекуна Фамусова,друга отца, и воспитывался вместе с его дочерью,
получив прекрасное домашнее образование у иностранных гувернеров. «Привычка
вместе быть день каждый неразлучно» связало их детской дружбой. Но вскоре
юноше Чацкому стало уже «скучно» в доме Фамусова, где отсутствовали
серьезные умственные интересы, и он «съехал», то есть стал жить отдельно,
самостоятельно, приобрел хороших друзей, серьезно занялся науками. В эти
годы его дружеское расположение к Софье становится серьезным чувством. Но и
любовь к девушке не отвлекала его от стремления к знаниям, к изучению
жизни. Он отправляется «странствовать». Прошло три года …И вот наш герой
снова в Москве, в доме Фамусова. Он спешит увидеть Софью, которую страстно
любит. И такая искренность, такая любовь и радость от встречи с любимой
девушкой слышны в его голосе! Он оживлен, весел, остроумен, красив! Чацкий
весь переполнен радостью жизни и не знает, что его ожидает беда: ведь
Софья-то любит не его, а секретаря своего отца, хитрого лжеца Молчалина.

Чацкий и не подозревает, как изменилась Софья за время его
отсутствия, он доверяется ей, как в дни ранней юности. А Софья не только не
любит его, но даже готова возненавидеть за колкие слова в адрес Молчалина.
Она способна на лож, притворство, сплетни, лишь бы сделать больно,
отомстить Чацкому. В шутливых, язвительных репликах Чацкого она не может
почувствовать боль человека, истинно любящего свою Родину. Чацкий и Фамусов
встречаются как близкие люди. Но в скоре мы убеждаемся в том, что между
ними постоянно происходят столкновения.

В доме Фамусова Чацкий знакомится со Скалозубом, возможным
претендентом на руку Софьи. Именно здесь между Фамусовым, защитником
самодержавно-крепостнических порядков, и Чацким, патриотом, защитником
«свободной жизни», выразителем идей декабристов, новых представлений о
человеке и его месте в обществе, возникает и разгорается напряженная
идейная борьба. Спор между ними идет о достоинстве человека, его ценности,
о чести и честности, об отношении к службе, о месте человека в обществе.
Чацкий язвительно критикует крепостнический произвол, цинизм и
бездушие «отцов отечества», их жалкое преклонение перед всем иностранным,
их карьеризм, яростное сопротивление движению вперед, к лучшей жизни.
Фамусов боится таких людей, как Чацкий, так как они посягают на тот
строй жизни, который является основой благополучия для Фамусовых.
Самодовольный крепостник поучает «нынешних гордецов», как надо жить, ставит
в пример подхалимов и карьеристов типа Максима Петровича.

Могли бы в подобном случае промолчать, скажем, Белинский, Рылеев,
Грибоедов? Вряд ли! Вот почему мы так естественно воспринимаем
обличительные монологи и реплики Чацкого. Герой негодует, презирает,
издевается, обвиняет, при этом мыслит вслух, не обращая внимания на то, как
к его размышлениям отнесутся окружающие.
Чацким владеет кипучая страсть борца за справедливое общество. Он
хочет довести врагов до «белого каления» и высказать свою правду.
Гнев и обиды гражданина придают ему энергию.

Читая комедию, я все больше и больше восхищаюсь тем, как
выразительно Грибоедов сопоставил Чацкого и его соперников. Чацкий вызывает
у меня сочувствие и уважение, признание его благородных поступков. Мне
близки и дороги его высказывания в адрес мира крепостников.

Светская толпа, умело изображенная пером Грибоедова, -
олицетворение, подлости, невежества, косности. К этой толпе можно отнести,
на мой взгляд, и Софью, которую так любит наш герой. Ведь это она наносит
ему предательский удар: сочиняя сплетню о сумасшествии Чацкого. Я понимаю,
что ей хотелось отомстить за его насмешки по отношению к Молчалину. Но
нельзя же быть такой жестокой и бесчеловечной! Ведь она представительница
прекрасного пола и вдруг…. такая подлость! Выдумка о сумасшествии
Чацкого распространяется с молниеносной быстротой. Никто не верит, но все
повторяют. Наконец эта сплетня доходит до Фамусова. Когда гости начинают
перечислять причину сумасшествия Чацкого, раскрывается еще один смысл этой
фразы: по их мнениям сумасшедший - значит «вольнодумец». Все пытаются
установить причину сумасшествия. Хлестова говорит: «Чай, пил не по
летам»,но Фамусов твердо уверен:

Ученье - вот чума,
Ученость – вот

причина….
Затем предлагаются различные меры борьбы с «безумием». Полковник
Скалозуб, самовлюбленный, тупой полковник палочной муштры, враг свободы и
просвещения, мечтающий о чине генерала, говорит:

Я вас обрадую: всеобщая молва,
Что есть проект на счет лицеев, школ, гимназий;
Там будут лишь учить по-нашему: раз, два;
А школы сохранят так: для больших оказий.

А Фамусов, как бы обобщая высказанные суждения о просвещении, говорит
Уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы да сжечь.

Таким образом, Чацкий признан сумасшедшим за свое свободомыслие. Он
ненавистен реакционному обществу как идейный враг, как передовой
свободолюбивый . И общество принимает меры, чтобы обезвредить его, -
возводит на него гнусною клевету. Вскоре Чацкий услышал сплетню о своем
сумасшествии. Ему больно, горько, но это не так глубоко его волнует, как
то, кого же любит Софья, почему она так холодна к нему.

И вдруг происходит неожиданное разрешение этих вопросов. Чацкий
оказался свидетелем случайно подслушанного разговора между Молчалиным и
горничной Лизой. Молчалин признается девушке в любви, но смело горничная
намекает ему на свадьбу с барышней, Софьей, стыдит Молчалина. И тут
Молчалин «снимает маску»: он признается Лизе, что «в Софье Павловне нет
ничего завидного», что влюблен он в неё « по должности», « который кормит и
поит, а иногда и чином подарит». Гнев и стыд терзают Чацкого: «Вот я
пожертвован кому!». Как он обманулся в Софье! Его счастливый соперник -
Молчалин, низкий лицемер и обманщик, «глупец», «услужник знаменитый»,
убежденный в том, что «в его лета», в его чине «не должно сметь своё
суждение иметь », но должно, «угождая всем, и награждения брать и весело
пожить».

И Софья направлявшаяся на свидание к Молчалину, услышала
случайно его откровенное признание Лизе. Она удивлена, оскорблена,
унижена! Ведь она его так любила, идеализировала этого ничтожного человека! Какую жалкую роль сыграла Софья в его жизни! Но девушка находит в себе
силы, чтобы навсегда отказаться от заблуждений, оттолкнуть ползающего у её
ног Молчалина, но защитить и оправдать себя перед Чацким она не может.
Чацкому нанесена еще одна рана: он узнает, что нелепая сплетня о его
безумии принадлежит Софье. Нет, он это не сможет никогда простить ей, так
как считает и её представительницей Фамусовского общества, враждебного ему.
Чацкий решил навсегда уехать из Москвы. Почему? Покидая «мучителей толпы, в
любви предателей, в вражде неутомимых», он намеревается «искать по свету,
где оскорбленному есть чувству уголок ».

А Софья? Ведь так возможно было примирение с ней! Но Чацкий,
причислив её к миру своих врагов, убежден, что «другой найдется
благонравный низкопоклонник и делец». Может быть, прав наш герой. Ведь
Софья, воспитанная в духе ненависти ко всему прогрессивному, новому, не
принесла бы человеку, имеющему определенное мнение о крепостном
праве, просвещении, службе. Недаром декабристы видели в Чацком своего
единомышленника.

Мне, признаюсь, жаль Софью, потому что она не плохая девушка не
безнравственная, но, к сожалению, оказалась жертвой той лжи, которая
характерна для фамусовского общества, погубившего её.
Комедия «Горе от ума» вошла в сокровищницу нашей национальной
культуры. Она и сейчас не утратила своей нравственной и художественной
силы. Нам, людям нового поколения, понятно и близко гневное, непримиримое
отношение Грибоедова к несправедливости, подлости, лицемерию, которые так
часто встречаются и в нашей жизни.

Главный герой комедии учит нас быть непримиримыми ко всему низкому и
пошлому, учит быть честными, добрыми и принципиальными.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » О конфликте Чацкого с фамусовским обществом. . Литературные сочинения!

На вопрос почему не избежна столкновение чацкого и фамусова? Грибоедов горе от ума заданный автором Невропатолог лучший ответ это Чацкий клеился к Софье. А Софья - дочь Фамусова. Они неизбежно должны были пересечься.
Фамусовскому обществу, твёрдо хранившему традиции «века минувшего» , противопоставлен Александр Андреич Чацкий. Это передовой человек «века нынешнего» , точнее, того времени, когда после Отечественной войны 1812 года, обострившей общественное самосознание русского народа, стали возникать и развиваться тайные революционные кружки, политические общества. Чацкий в литературе 20-х годов XIX века - это самый яркий образ «нового человека» , положительного героя, декабриста по взглядам, общественному поведению, нравственным убеждениям, по всему складу ума и души.
Сын покойного друга Фамусова, Чацкий вырос в его доме, в детстве воспитывался и учился вместе с Софьей под руководством русских и иностранных учителей и гувернёров. Рамки комедии не дали возможности Грибоедову подробно рассказать, где учился дальше Чацкий, как он рос и развивался. Мы знаем только, что он человек образованный, занимается литературной работой («он славно пишет, переводит») , что он был на военной службе, имел связи с министрами, три года был за границей (очевидно, в составе русской армии) . Пребывание за границей обогатило Чацкого новыми впечатлениями, расширило его умственный кругозор, но не сделало его поклонником всего иностранного. От этого низкопоклонства перед, Европой, столь типичного для фамусовского общества, предохранили Чацкого присущие ему качества: подлинный патриотизм, любовь к родине, к её народу, критическое отношение к окружающей его действительности, независимость взглядов, развитое чувство личного и национального достоинства.
Возвратившись в Москву, Чацкий нашёл в жизни дворянского общества ту же пошлость и пустоту, которые характеризовали её и в старые годы. Он нашёл тот же дух нравственного угнетения, подавления личности, который царил в этом обществе и до войны 1812 года.
Столкновение Чацкого - человека с волевым характером, цельного в своих чувствах, борца за идею - с фамусовским обществом было неизбежно. Это столкновение принимает постепенно всё более ожесточённый характер, оно осложняется личной драмой Чацкого - крушением его надежд на личное счастье; его выпады против дворянского общества становятся всё более резкими.
"Главная роль, конечно, -роль Четкого, без которого не было комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов". И. А. Гончаров Нельзя не согласиться с Гончаровым, что фигура. Чацкого определяет конфликт комедии - конфликт двух эпох. Он возникает потому, что в обществе начинают появляться люди с новыми взглядами, убеждениями, целями. Такие люди не лгут, не приспосабливаются, не зависят от общественного мнения. Поэтому в атмосфере низкопоклонства и чинопочитания появление таких людей делает их столкновение с обществом неизбежным. Проблема взаимопонимания "века нынешнего" и "века минувшего" была актуальна для времени создания Грибое- довым комедии "Горе от ума", актуальна она и в наши дни. Итак, в центре комедии - конфликт между "одним здравомыслящим человеком" (по оценке Гончарова) и "консервативным большинством". Комедия Грибоедова рассказывает о горе человека, и горе это исходит от его ума. Ибо умных людей реакционеры считали вольнодумцами. Именно на этом основано внутреннее развитие конфликта Чацкого и окружающей его фамусовской среды, конфликта между "веком нынешним" и "веком минувшим".


В «Горе от ума» А.С.Грибоедов показывает мировоззренческий конфликт веков – «нынешнего» и «минувшего». Действующие лица вышедшей в 1961 году комедии, за исключением Чацкого, представляют собой «прошлое».

Ярым защитником «века минувшего» выступает Фамусов, который воплотил в себе типичные черты косного столичного общества. Он чувствует себя зависимым от мнения аристократии, от статуса и финансов.

Ему присущи чинопочитание, лесть и угождение, позволяющие расположить собеседника. Такими же характерными особенностями обладает все «фамусовское общество», отвергающее образованность и ученость. Праздному дворянству проще поверить в сумасшествие Чацкого, нежели прислушиваться к прогрессивным речам. Они не желают менять взгляды и традиционный уклад жизни.

«Век нынешний» Грибоедов представил в образе Чацкого. Взгляды отсутствовавшего три года в Москве молодого человека соответствуют вызовам времени. Новый представитель дворянской молодежи прямолинеен, обладает критическим умом, высмеивает преклонение перед всем иностранным.

Чацкий патриотичен: «служить бы рад», но «делу, а не лицам», ему претит «прислуживаться» перед напыщенными чинами. Страстными речами он обличает существующие устои. Ни в имении Фамусова, ни в обществе не находит герой понимания. Такая ситуация вызывает горькую усмешку, ведь здравомыслящему человеку сложно сохранить рассудок в подобном окружении. В итоге Чацкий покидает столицу, не видя смысла в противостоянии с московским обществом: «Пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок!».

Автор раскрыл в комедии не только конфликт поколений, но и красочно изобразил суть непонимания между живущими по разным разным принципам современниками. Минувшее время прочно держится за жизнь, порождая себе подобных. Однако в образе Чацкого мы видим, что наступает эпоха перемен.

Обновлено: 2017-02-01

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры