Венец мужества - скромность. Венец мужества - скромность Что значит пословица венец мужества скромность

Главная / Развод

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду.

Скромность - знаменитейшее достоинство, если ты знаменит.

Если у вас есть мечта, не сидите просто так. Поверьте, что вы сможете преуспеть, наберитесь мужества и переверните все камни на пути, но превратите мечту в реальность.

Страсть - как спуск с горы: стоит набраться мужества, и уже не остановишься. Но вот любовь - как подъём в гору: пока карабкаешься, приходится переносить боль и трудности.

Терпение - это вовсе не состояние скота, который всё терпит. Это не унижение человека - совсем нет. Это не компромисс со злом - ни в коем случае. Терпение - это есть умение сохранять невозмутимость духа в тех обстоятельствах, которые этой невозмутимости препятствуют. Терпение - это есть умение идти к цели, когда встречаются на пути различные преграды. Терпение - это умение сохранять радостный дух, когда слишком много печали. Терпение есть победа и преодоление, терпение есть форма мужества - вот что такое настоящее терпение.

Без дисциплины не имеет значения, насколько ты хорош, ты ничто! Когда-нибудь ты встретишь крутого парня, который выдержит самые твои лучшие удары. И будет продолжать наступать, потому что он сильный. Не лишайся силы духа и мужества. Это время, когда дисциплина вступает в игру.

2017-04-27

Взятая в качестве заголовка арабская пословица, по моему мнению, лучше всего соответствуют личности Султана Сосналиева. Человеком, органично сочетавшим в себе два качества - большое мужество и чрезвычайную скромность, таким он останется в нашей памяти. А благородство и честь были в его крови от рождения.
Заслуженному летчику СССР, герою Абхазии, генерал-лейтенанту Султану Сосналиеву 23 апреля 2017 года исполнилось бы 75 лет…
По призванию он был и стал воином и полководцем, тем, кого кабардинцы называли «дзэпщ» - буквально «князь войска». Личность такого масштаба в полной мере проявляется в переломные, судьбоносные моменты истории. Одним из таких моментов для абхазов и адыгов стала война за свободу и независимость Абхазии, начавшаяся в августе 1992 года.
Когда решается судьба страны, очень важным является единодушие, готовность и стремление народа к отстаиванию своей независимости, но не менее важным является наличие лидеров. Думается, народу Абхазии, по воле Всевышнего, повезло - Владислав Ардзинба как политический лидер и Султан Сосналиев как военный руководитель оказались не только достойными сынами своего народа, но и лидерами.
Султан был профессиональным военным. Теоретическая подготовка и практический командный опыт были получены им за годы службы в Советской Армии. Но одно дело - командовать воинскими подразделениями большого государства, и другое - организовать вооруженное сопротивление малочисленного народа, не имевшего на момент войны ни армии, ни вооружения.
Командующий грузинской армией Каркарашвили заявил, что потеря ста тысяч солдат - приемлемая цена, которую он готов заплатить за военную победу и решение абхазской проблемы. Для малочисленного же стотысячного абхазского народа потеря и сотни молодых жизней - невосполнимая, тяжелая утрата.
Разрабатывающему планы военных операций и командующему своими земляками Султану было нелегко посылать их в бой, понимая, что решать широкомасштабные задачи без потерь невозможно. Всегда чувствовалось его отеческое отношение к землякам и то, как он переживал гибель молодых ребят. Султан предпочел бы сам, как рядовой солдат, воевать на передовой. Но это мог делать каждый, но далеко не каждый смог бы сделать то, что сделал он. У противника было многократное превосходство в живой силе, технике и вооружении, ими командовали профессиональные военные. За короткий срок - менее полугода - военным руководством Республики Абхазия была организована настоящая регулярная армия со всеми родами войск, управлением и налаженным взаимодействием подразделений.
Безусловно, войну выиграл народ. Но у военной победы много составляющих. Одна из них - талант полководца, стратегическое и тактическое мышление, которыми обладал Сосналиев. Мнение о Султане и уважение к нему людей были очень высоки, но ему не нравилось, когда превозносили его достижения.
Султан был простым в общении. Несмотря на то, что большая часть его жизни прошла за пределами Кабарды, он был носителем лучших национальных традиций. Друзья вспоминают, что к нему невозможно было заглянуть в гости на минутку. Он был непреклонен и не отпускал их просто так. Сразу же накрывался стол, застольная беседа заканчивалась далеко за полночь. При этом, несмотря на возраст и занятость, он ничем не выказывал, что эти, может быть, в чем-то обременительные, национальные обычаи тяготят его. Его гостеприимство было искренним, а интерес к проблемам людей неподдельным. Даже если его гости были молоды, а Султан по возрасту годился им в отцы, это не мешало ему общаться с ними уважительно, на равных, и все это очень ценили.
Уважение земляков к нему было таково, что они считали его своим командующим, как во время войны, так и после, таким человеком, каким в старину были настоящие князья для своих воинов - «уорков», готовых идти за ними и на жизнь, и на смерть. Он обладал всеми качествами, которыми в старину славилась черкесская аристократия: воспитанностью, благородством, мужеством, человечностью, самообладанием и сдержанностью в самых трудных ситуациях, готовностью прийти на помощь слабому, защитить честь и достоинство.
И еще одно качество, о котором хотелось бы сказать, - это своеобразное чувство юмора, присущее только Султану. Всегда немногословный, иногда он мог обронить лишь фразу, но она сразу вызывала у всех, нет, не смех, а улыбку.
Говорят, что многие великие полководцы знали по именам своих солдат, у них было глубоко личное отношение к своим воинам. Такое отношение было характерно и для Султана. Ему были небезразличны судьбы конкретных людей. Уже после окончания войны приходилось часто бывать в семьях добровольцев, на мероприятиях, посвященных памяти погибших. Султан всегда находил время и считал своим долгом поддержать людей не только в радости, но и в горе.
Будучи скромным, порядочным человеком, Султан избегал политики в смысле получения какой-либо власти. К тому же политика зачастую связана с «подковерной» борьбой, интригами, беспринципностью, когда цель оправдывает любые средства. В то же время он не отказывался от общественной деятельности, если считал, что она принесет пользу. Многие убеждены, что после смерти Юрия Хамзатовича Калмыкова у адыгов не было более достойной кандидатуры на пост президента Международной черкесской ассоциации, чем кандидатура Султана Сосналиева. Такие люди являются совестью нации. Они должны представлять народ, быть его лидерами - официальными или неформальными.
Увы, Султана Асламбековича не стало в ноябре 2008-го. Но он навсегда останется в памяти народной.
Говорят, что история имеет свойство повторяться. В многовековой истории абхазо-адыгского народа были страницы, повествующие о том, как в тяжелые часы братские народы приходили друг другу на помощь. Инал, родоначальник адыгских князей, похоронен в Абхазии в верховьях реки Бзыбь. Несколько столетий назад, в XV веке, князь Инал пришел в Абхазию со своим войском на помощь своим родственникам и союзникам - князьям Ачба и Чачба и разгромил армию их врагов. Символично, что Султан Сосналиев - один из потомков Инала...
Подготовила
Л. Абидокова.

И вот прочитана последняя страница романа…

Прочитана последняя страница политического романа Александра Чаковского "Победа", книга поставлена на полку, и мы, читатели, остаемся наедине со своими мыслями, впечатлениями, раздумьями.

Два маяка на пути человечества обозначают хронологические границы романа: международная конференция в Потсдаме летом 1945 года и Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, завершившееся 1 августа 1975 года в Хельсинки.

В свете нашего славного юбилея - 40-летия великой Победы - эти две международные встречи выглядят особенно значительно: ведь от каждой из них История повела, можно сказать, особый счет времени, особые страницы летописи человечества.

Совещание в Хельсинки, его работа, его влияние на судьбу планеты - вот та высота, с которой предлагает нам автор "Победы" окинуть заинтересованным, обеспокоенным взглядом мир, в котором мы живем сегодня. И чтобы лучше его понять, необходимо вспомнить прошлое, точнее даже - вновь пережить его, как это делает один из героев романа Михаил Воронов.

Глазами героев романа мы, читатели, видим не только давние и недавние события - мы всматриваемся в лицо нашей планеты, волнуемся за ее судьбу, тревожимся за ее будущее.

От Потсдама до Хельсинки по прямой, проложенной на карте, - всего лишь около двух тысяч километров, политическое же расстояние от Потсдамской до Хельсинкской конференции вобрало в себя сложнейшие международные события, накал которых порою невероятно опасно убыстрял или замедлял течение жизни на всей нашей Земле.

От художника требуются и большая творческая смелость, и высокое мастерство, чтобы взяться за создание произведения о событиях, глубоко волнующих человечество. Где истоки такой смелости, решительности, поистине большевистской страстности? Для того чтобы увидеть их, надо вновь обратиться взглядом в прошлое, которое для А. Б. Чаковского никогда не станет просто миновавшим временем - оно всегда будет с ним.

Хочется подчеркнуть - речь идет именно об истоках, о корнях, из которых произросли современные мысли и представления. Конечно, время вносит свои, порою очень противоречивые коррективы в творчество каждого писателя, однако настоящее без прошлого напоминает, скажем так, дом без фундамента.

Писательский труд и в современном мире, в котором очень многие виды творчества (научного, например) все более приобретают коллективный характер, остается сугубо индивидуальным делом. И строки написанного неравнодушным, беспокойным писателем, словно светом далекой звезды, так или иначе освещены его жизнью, продиктованы его судьбою.

Встречаясь в последние годы по литературным и журналистским делам с Александром Борисовичем Чаковским, я всегда пытался увидеть мысленно, представить тот путь, которым он шел к лучшим, вершинным своим произведениям.

Автор "Блокады", "Победы", "Неоконченного портрета" знаком читателям не только по своим произведениям, но и по телевизионным передачам, переписке, многочисленным встречам - да мало ли какими возможностями располагают современные средства массовой информации для того, чтобы сократить дистанцию между писателями и читателями! Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, депутат Верховного Совета СССР Александр Борисович Чаковский вот уже много лет с большой энергией занимается многогранной литературной и общественно-политической деятельностью.

И сегодня, пожалуй, уже сложно представить его юным комсомольцем далеких лет, только-только делающим первые шаги и в литературе, и в жизни вообще.

Но попытаемся все-таки увидеть предвоенную Москву, пройдем через проходную известного в 30-е годы "Электрозавода".

Я начинал, - рассказывал впоследствии А. Чаковский, - с подручного электромонтера… Написал книжку. Она имеет глубоко поэтическое название - "Как Термичка изгоняла брак". А сверху было напечатано: "Рабочий электрозавода А. Чаковский". Гордился я этой книжкой больше, чем всем моим теперешним собранием сочинений.

Пусть простится автору этих слов вполне понятное преувеличение. Главное ведь в другом - в рабочем начале биографии, в таком же начале творчества. И образ рабочего, романтика заводского труда так или иначе будут повторяться, звучать в каждой его книге. У них, этих, героев, много общего - это люди прямые, честные, убежденные, порою резкие, грубоватые, всегда очень верные, надежные. Именно на таких, как говорится, держится мир.

Уже успев многое, очень многое повидать и изведать, Александр Борисович впоследствии скажет:

Самыми яркими периодами моей жизни, то есть такими, которые наложили отпечаток на все последующие годы, были первая пятилетка и война. События первой пятилетки, - наш завод, где я работал, первым в стране выполнил ее за два с половиной года, - вошли в мою плоть и кровь. Именно тогда, сознательно или бессознательно, в душе моей вырабатывались критерии отношения к людям, понятия добра и зла, если хотите.

Именно тогда в сердце моем запечатлелись образы, воплощающие в себе эти понятия. С тех пор прошли десятилетия. Но нет ни одной написанной мною книги, в которой так или иначе не участвовал бы тот мой далекий опыт.

Предвоенные годы проносились стремительно. Он неистово, как и все, что делал в своей жизни, учился - какое-то время на вечернем отделении Юридического института, в Литературном институте имени А. М. Горького, в аспирантуре Московского института философии и литературы. Как будто предчувствуя, что вскоре наступит время, когда он вынужден будет проходить поистине огневые университеты, экзамены свинцом, блокадой, передовыми линиями войны, А. Чаковский, кажется, успевал все: бегать на лекции, сотрудничать в газете и журналах, писать литературные портреты Анри Барбюса, Нексе и Гейне.

Эти дни для него были действительно яркими… И не только потому, что принесли первые скромные успехи на литературном поприще, но прежде всего потому, что стали временем познания себя и своей страны.

Потом судьба подарит ему участие во многих выдающихся событиях современности - высших форумах партии, международных встречах и конференциях, встречах мастеров культуры. И первоосновой всего, что будет впоследствии, станут именно эти скромные дни энергичного вторжения в мир.

Но если он стремился познать жизнь, то и она шла ему навстречу. Ф. И. Панферов предложил А. Чаковскому работу в "Октябре".

Днем - в журнале, вечером - в Литинституте, ночью - за письменным столом… Обычный для начинающего писателя ритм, режим? Конечно, особенно если писатель верит в свои силы, если он полон решимости не "сойти с дистанции", не покинуть прямую трудную дорогу ради соблазнов уютных боковых тропинок.

Справедливо говорят: характер лучше всего видится в зеркале трудностей. Думается, что настоящему писателю, даже если имя его известно всей стране, всегда нелегко. Непросто было и Александру Чаковскому искать свое место в литературном строю, формировать свое представление о роли писателя в современном мире. Эти поиски сурово и строго скорректировала война. И она же указала молодому писателю его место в боевом строю - на передовой, там, где решались судьбы страны и мира.

1941 год стал для А. Чаковского значительным и суровым. В его партийном билете в графе "год вступления в КПСС" значится именно эта дата. И в рядах ленинской партии он встретил тяжелейшее испытание для нашего народа - Великую Отечественную войну.

Свыше тысячи литераторов направил Союз писателей СССР на фронт. И одним из этой тысячи, одним из миллионов коммунистов, взявших в руки оружие, чтобы сокрушить гитлеровские полчища, был Александр Чаковский. Ему только-только исполнилось двадцать восемь лет - юность уходила, наступал возраст зрелости. И идеалы юности, и зрелость убеждений - все это теперь проверялось огнем и свинцом. Он стал военным корреспондентом "Фронтовой правды", газеты Волховского фронта. Пути-дороги фронтовых корреспондентов известны - А. Чаковский прошел по ним сполна. Они пролегли через блокадные дни и ночи Ленинграда, обогатив сердце и душу немыслимыми для мирного времени образами, чувствами, надеждами и мечтами.

Конечно же, писатель еще не знал, не предвидел, что впоследствии он создаст произведения, в которых будет запечатлен облик мира, пришедшего на смену войне, который будет так и называться - послевоенным.

А тогда шла война, и у нее были свои законы, суровые и беспощадные. А. Чаковский жил по этим законам, много раз бывал в блокадном Ленинграде, всматривался в его разрушенные дома, дышал дымом пожарищ. Он знал, что дома будут отстроены, пожары потушены и на их месте тоже вырастут дома, или поднимутся скверы, или раскинутся площади. А вот лица ленинградцев - солдат и моряков, женщин и детей, стариков и рабочих… Их надо было запомнить, запечатлеть в памяти навсегда, ибо именно они сливались в коллективный портрет осажденного героического города.

"Это было в Ленинграде" - так он назвал свою первую повесть о ленинградцах в блокаду. Эта повесть создавалась, когда огненное кольцо блокады еще не было разжато. А. Чаковский закончил ее в 1944-м и, оказавшись в силу ряда случайностей, которыми богата война, в Москве, отнес ее на суд к А. Фадееву.

Кстати, сохранился фотоснимок: А. Чаковский и А. Фадеев в блокадном Ленинграде, оба молодые, очень строгие, - идут тяжелые бои, - и виднеются вдали разрушенные здания. Руины видны и на том ленинградском снимке, где Александр Чаковский снят один… Он будет видеть, помнить это всю свою жизнь - боль Ленинграда.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры