Воздействие природы на человека аргументы из литературы. Аргументы на тему «Природа» для сочинения ЕГЭ

Главная / Развод
  • Люди забыли, что природа – это их дом.
  • Люди, обладающие высокими нравственными качествами, защищают природу.
  • Любовь к природе делает человека чище.

Аргументы

1. Герой стихотворения Н.А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» во время весеннего наводнения спасает тонущих зайцев, собирает их в лодку, двух заболевших вылечивает. Лес для него - дом, и о тех, кто живет в нем, дед Мазай заботится, оберегает. Такое отношение - урок любви к природе, любви бережной и разумной

2. В произведении Б.Л. Васильева “Не стреляйте в белых лебедей" главный герой, Егор Полушкин, заботится о всем живом. Часто он становится объектом насмешек, потому что окружающие не поддерживают его взглядов на мир. Егор Полушкин, прокладывая трубу, решает обогнуть муравейник, что вызывает смех и осуждение со стороны людей. Когда герой нуждается в деньгах, он узнает, что население может получать вознаграждение за моченое лыко. Однако даже в непростой ситуации герой не может решиться на уничтожение живого, в то время как его двоюродный брат ради наживы губит целую рощу. Сын Егора Полушкина отличается такими же нравственными качествами: Колька отдает свой дорогой подарок (спиннинг, о котором мечтал каждый) Вовке для спасения щенка, которого мальчик хотел замучить. Сам главный герой оказывается убит злыми и завистливыми людьми за желание защищать природу.

3. В рассказе Василия Макаровича Шукшина «Старик, солнце и девушка» мы видим изумительный пример отношения к родной природе, окружающей нас. Старик, герой произведения, каждый вечер приходит в одно и то же место и смотрит, как заходит солнце. Рядом находившейся девушке-художнице он комментирует ежеминутно меняющиеся краски заката. Каким неожиданным было для героини открытие, что дед-то, оказывается, слепой! Уже более 10 лет! Как надо любить родную землю, чтобы помнить в течение десятилетий ее красоту!!!

Аргументы для сочинения по русскому языку.
Природа. Часть 1.
Проблема природы, отношения к природе, животным, борьбы с миром природы, вмешательства в мир природы, красоты природы, влияния природы на характер человека.

Человек царь природы или часть? Чем опасно потребительское отношение к природе? К чему может привести борьба человека с миром природы? (В.П. Астафьев «Царь-рыба»)

Астафьев рассказывает нам поучительную историю о талантливом рыбаке, который обладает природным чутьем, полезным для рыбалки. Однако этот герой также промышляет и браконьерством, истребляя рыбу без счета. Своими действиями герой наносит непоправимый урон природе. Причина этих действий отнюдь не голод. Утробин действует так из жадности.
В одну из таких вылазок на крючок браконьера попадается огромная рыба. Жадность и честолюбие мешает рыбаку позвать на помощь брата, он решает вытянуть огромного осетра во что бы то ни стало. Со временем Игнатьич начинает уходить под воду вместе с рыбой. В его душе случается переломный момент, где он просит прощения за все свои грехи перед братом, перед невестой, которую обидел. Поборов жадность, рыбак зовет на помощь брата.
Игнатьич меняет свое отношению к природе, когда чувствует как рыба «плотно и бережно жалась к нему толстым и нежным брюхом». Он понимает, что рыба жмется к нему, потому что боится смерти так же, как и он. Он перестает видеть в этом живом существе только инструмент для наживы. Когда герой осознается свои ошибки, его ожидает освобождение и очищение души от грехов.
В конце повести мы видим, что природа простила рыбака, дала ему новый шанс на искупление всех грехов.
Борьба Игнатьича и царь-рыбы - метафора сражения человека и природы, которое происходит каждый день. Разрушая природу, человек обрекает себя на исчезновение. Причиняя вред природе, человек лишает себя среды существования. Вырубая леса, уничтожая животных, человек обрекает себя на вымирание.
В этом произведении также ставится вопрос: может ли человек считать себя царем природы. И Астафьев дает ответ: нет, человек – часть природы, притом не всегда лучшая. Только забота о природе может сохранить жизненный баланс, бесчисленное истребление того, что дарует нам окружающий мир, может привести только к гибели. Гордыня человека, возомнившего себя «царем природы», ведет только к разрушению.
Нужно любить окружающий нас мир, существовать в мире и согласии с ним, уважая каждое живое существо.

Сочинение в ЕГЭ - один из самых трудных этапов для будущего студента. Как правило, тестирование части «А» не представляет никаких проблем, однако сложности с написанием сочинения возникают у многих. Так, одной из самой распространённых проблем, которые освещаются в Едином государственном экзамене, является проблема бережного отношения к природе. Аргументы, их чёткий подбор и объяснение - главная задача школьника, сдающего экзамен по русскому языку.

Тургенев И. С.

Роман Тургенева «Отцы и дети» по сей день пользуется высокой популярностью как среди юного поколения, так и среди их родителей. Именно здесь затрагивается проблема бережного отношения к природе. Аргументы в пользу затрагиваемой тематики выглядят следующим образом.

Основная мысль произведения в области охраны окружающего мира звучит так: «Люди забывают о том, где они родились. Они забывают о том, что именно природа и есть их первоначальный дом. Именно природа позволила рождение человека. Несмотря на столь глубокие доводы, каждый человек не обращает должного внимания на окружающую среду. А ведь все усилия должны быть направлены на её сохранение в первую очередь!»

Отношение Базарова к природе

Главной фигурой здесь выступает Евгений Базаров, которого не волнует бережное отношение к природе. Аргументы этого человека звучат следующим образом: «Природа является мастерской, а человек здесь работник». Трудно поспорить со столь категоричным высказыванием. Здесь автор показывает обновлённый разум современного человека, и, как видите, ему это отлично удалось! Сейчас бережное отношение к природе, аргументы в пользу защиты окружающей среды актуальны в обществе как никогда!

Тургенев в лице Базарова представляет на рассмотрение читателю нового человека и его разум. Он испытывает полное равнодушие к поколениям и всем тем ценностям, которые способна дать человечеству природа. Он живёт настоящим моментом, не думает о последствиях, его не волнует бережное отношение человека к природе. Аргументы Базарова сводятся лишь к необходимости воплощения собственных честолюбивых желаний.

Тургенев. Взаимосвязь природы и человека

В вышеназванном произведении также затрагивается проблема взаимосвязи человека и бережного отношения к природе. Аргументы, которые приводятся автором, убеждают читателя в необходимости проявления заботы к матери-природе.

Базаров полностью отвергает все суждения об эстетической красоте природы, о её неописуемых пейзажах и дарах. Герой произведения воспринимает окружающую среду как инструмент для работы. Полной противоположностью предстаёт в романе друг Базарова - Аркадий. Он с отдачей и восхищением относится к тому, что дарит человеку природа.

В данном произведении ярко освещается проблема бережного отношения к природе, аргументы в пользу позитивного или негативного отношения к среде определяются поведением героя. Аркадий с помощью единения с ней залечивает душевные раны. Евгений же, напротив, стремится избегать любого контакта с миром. Природа не дарит положительных эмоций тому человеку, который не чувствует душевного равновесия, не относит себя к частичке природы. Здесь автором подчёркивается плодотворный духовный диалог как с самим собой, так и в отношении с природой.

Лермонтов М. Ю.

В произведении «Герой нашего времени» затрагивается проблема бережного отношения к природе. Аргументы, которые приводит автор, касаются жизни молодого человека по фамилии Печорин. Лермонтов показывает тесную взаимосвязь между настроением главного героя и природными явлениями, погодой. Одна из картин описывается следующим образом. Перед началом дуэли небо казалось голубым, прозрачным и чистым. Когда же Печорин смотрел на мёртвое тело Грушницкого, то и «лучи не грели», и «небо стало тусклым». Здесь ярко прослеживается связь внутренних психологических состояний с природными явлениями.

Совсем иначе здесь затрагивается проблема бережного отношения к природе. Аргументы в произведении показывают, что природные явления зависят не только от эмоционального состояния, но и становятся невольными участниками событий. Так, гроза является причиной встречи и длительного свидания между Печориным и Верой. Далее Григорий отмечает, что «здешний воздух способствует любви», имея в виду Кисловодск. Подобные приёмы показывают бережное отношение к природе. Аргументы из литературы ещё раз доказывают то, что данная сфера жизненно необходима не только на физическом уровне, но и уровне духовном и эмоциональном.

Евгений Замятин

Яркий роман-антиутопия Евгения Замятина также показывает бережное отношение к природе. Сочинение (аргументы, цитаты из произведения и так далее) должно быть подкреплено достоверными фактами. Так, описывая литературное произведение под названием «Мы», важно обратить внимание на отсутствие естественного и природного начала. Все люди отказываются от разнообразной и обособленной жизни. Красоты природы заменяются искусственными, декоративными элементами.

Многочисленные аллегории произведения, а также страдания нумера «О» говорят о значимости природы в жизни человека. Ведь именно такое начало способно сделать человека счастливым, подарить чувства, эмоции, помочь испытать любовь. Здесь показывается невозможность существования выверенного счастья и любви по «розовым карточкам». Одной из проблем произведения является неразрывная взаимосвязь природы и человека, без которой последний будет несчастен всю оставшуюся жизнь.

Сергей Есенин

В произведении «Гой ты, Русь моя родная!» Сергей Есенин затрагивает проблему природы родных мест. В данном стихотворении поэт отказывается от возможности побывать в раю, лишь бы остаться и посвятить жизнь родному краю. Вечное блаженство, как высказывается Есенин в произведении, можно обрести лишь на родной русской земле.

Здесь ярко выражается чувство патриотизма и любви к природе. Родина и природа - неразрывно связанные и существующие только во взаимосвязи понятия. Само осознание того, что сила природы может ослабевать, приводит к крушению естественного мира и человеческой природы.

Использование аргументов в сочинении

Если вы используете аргументы из художественных произведений, необходимо соблюдать несколько критериев подачи информации и изложения материала:

  • Предоставление достоверных данных. Если вы не знаете автора или не помните точного названия произведения, лучше вообще не указывать подобных сведений в сочинении.
  • Подавать информацию грамотно, без ошибок.
  • Важнейшим требованием является лаконичность излагаемого материала. Это значит, что предложения должны быть максимально ёмкими и короткими, предоставляющими полную картину описываемой ситуации.

Только при соблюдении всех вышеперечисленных условий, а также достаточных и достоверных данных, вы сможете написать такое сочинение, которое подарит вам максимальное количество экзаменационных баллов.

Человек и природа: созвучие или диссонанс.

Проблема потребительского отношения к природе

⁠аргументы к сочинению

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

⁠Другие сочинения по теме на нашем сайте:

⁠ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мы должны понимать, что наша судьба напрямую связана с судьбой природы.

противопоставляет двух героев: любящего природу Акима, и Гогу Герцева, для которого природа – источник наживы, поэтому Гога, не задумываясь, истребляет её богатства. И природа отвечает: Гога трагично умирает. Астафьев прямо говорит нам, что расплата за потребительское, бездушное отношение к природе неминуема.

представлена история взаимоотношений старого рыбака и его кормильца - моря. Хемингуэй подчеркивает единение главного героя и природы. Глаза его были голубые, как море, а руки мозолисты, тверды и в трещинах, как сама земля. Хотя он и зарабатывает себе на жизнь рыбной ловлей, делает он это с благодарностью и уважением. Поймав рыбу, он просит у неё прощения. Именно такое благородное отношение к окружающему миру и есть самое естественное и правильное, потому что мы его неотъемлемая часть. Мы живы благодаря щедрости природы. Но не только за щедрость мы должны благодарить природу, но, в первую очередь, за то, что она будит в человеческих душах все самое лучшее: любовь, веру, надежду, заботу, доброту, сострадание и многое другое.
является история об изменении привычного уклада жизни людей в связи со строительством огромных промышленных комплексов. Но в первую очередь это история о полном неуважении к земле и отрыве от её истоков. Люди используют природные богатства, строят заводы, плотины и электростанции и даже не благодарят за это. А ведь любое вмешательство в мир природы требует ответственного подхода и ответной заботы. Иначе получится, что

Почему люди не понимают, что делая хуже земле, они и себя обрекают на смерть? Смерть не столько физическую, сколько духовную. По мнению Распутина, люди, утрачивая связь с природой, перестав любоваться её красотой и гармонией, перестав получать эмоциональную поддержку от неё и перестав благодарить её за дары, оскудевают душой и черствеют. Именно это и произошло с главной героиней рассказа - Пашутой. Новая жизнь,

мир, в котором приходится выживать, а не жить, - всё это привело её к тому, что она тоже забывает о такой

А душа, лишённая красоты и чистоты, перестает чувствовать. Это хорошо понимала мать Пашуты, Аксинья Егоровна, которая ни за что не хотела уезжать из своей деревни, хотя силы уже не позволяли ей жить там одной.

показаны два подхода по отношению к природе: уважительный и потребительский. Воплощены они в образах главного героя – Егора Полушкина и его двоюродного брата Фёдора Ипатовича Бурьянова. Бурьянов, несмотря на то, что сам работает егерем в заповеднике, не стесняется незаконно вырубать там лес, возить на рыбалку и охоту туристов, обдирать на лыко липовую рощу. Для него главное – собственная выгода. Не таков Егор Полушкин, хотя его и прозвали Бедоносцем (потому что не может «урвать», халтурить, работать без сердца, а значит, частенько сидит без работы и денег), он человек очень совестливый, природа для него - что-то очень родное, то, что нельзя обидеть. Поэтому и траншею он роет так, чтоб не трогать муравейник, попавшийся на дороге, а позднее, став лесничим вместо Бурьянова, ухаживает за заповедными лесом и озером, как за родными детьми (стихи вместо запретительных надписей, указательные столбы в виде фигур животных, лебеди, купленные в Москве, чтобы озеро вновь называлось Лебяжьим, а не Чёрным). И погибает Егор там же, на озере, защищая его от браконьеров.

«Марсианские хроники». Р. Брэдбери

Радужные представления многих читателей о гостеприимности чужих планет, полностью перечеркивает своим видением проблемы американский фантаст Рэй Брэдбэри. Автор настойчиво предупреждает, что неуловимые обитатели иных миров не горят особым желанием встречать на своей территории незваных гостей. Тем же, кто все же решится переступить эту границу во что бы то ни стало, писатель рекомендует приготовиться к череде разочарований, поскольку им придётся столкнуться с совершенно другим миром, живущим по непонятным нам законам.

«Царь-рыба». В. Астафьев

В этом произведении известный русский писатель знакомит нас со своим отношением к извечному нравственно-философскому вопросу взаимоотношений человека и окружающего его одушевленного мира. Он напоминает об огромной ответственности, которая возложена на нас самой природой, и призывает всеми силами стремиться к выстраиванию гармонии своего внутреннего мира с гармонией мира, существующего рядом с нами.

«Все лето в один день». Р. Брэдбери

Далекая и загадочная Венера. Автор погружает нас в свои представление о возможных условиях существования первых переселенцев с нашей планеты в этом чуждом и совершенно непонятном им мире. Речь идет о детях, которые посещают венерианскую школу. Все они одного возраста, и живут единственным ожиданием появления на небосклоне Венеры долгожданного солнца. Светило появляется здесь всего один раз в семь лет, и дети девятилетнего возраста совершенно не помнят, как оно выглядит. Исключение составляет единственная девочка по имени Марго, которая прибыла на планету позже других и еще не успела забыть, что такое Солнце, и как оно выглядит с Земли. Между ней и другими ребятами складываются напряженные и непростые отношения. Они просто друг друга не понимают. Но время идет, и день появления Солнца приближается. Оно порадует обитателей дождливой планеты своим присутствием в течение часа, а затем опять скроется на долгие семь лет, так что для юных обитателей Венеры, этот день – событие, которое по своей торжественности и значимости не может сравниться ни с чем.

«Маленький принц». Антуан де Сент-Экзюпери

Аллегорическая повесть французского летчика Антуана де Сент-Экзюпери знакомит нас с весьма трогательным персонажем. Это мальчик, который занят очень серьезным и ответственным делом – он посещает различные планеты, и таким образом познает окружающий мир. Своими умозаключениями он щедро делится с читателем и открывает нам свое детское видение и отношение ко всему, с чем ему приходится сталкиваться. Юный путешественник ненавязчиво напоминает людям, что именно на них возложена ответственность за жизнь всего, что их окружает – «Мы в ответе за тех, кого приручили», а забота о планете, на которой мы живем — безусловная и ежедневная обязанность каждого человека.

«Дедушка Мазай и зайцы». Н. Некрасов

Маленькая деревушка, которую описывает знаменитый поэт, находится в лесной глуши костромской губернии. Ежегодно весенние паводки превращают это дивное место в «Русскую Венецию» — под водой оказывается треть всей территории, а лесные обитатели в ужасе мечутся в поисках спасительных островков суши. Главный герой этого произведения, Дед Мазай, проплывая на своей лодке по затопленному лесу, увидел сбившихся в кучу, и дрожащих от страха и холода зайцев. Беззащитные зверушки, видимо, не ожидали, что их бедственное положение привлечет чье-либо внимание, но когда старый охотник начал пересаживать их в лодку, чтобы выпустить в более безопасном месте, они хоть с недоверием и опаской, но приняли помощь от незнакомого им человека. Эта история напоминает каждому из нас, что нельзя безучастно наблюдать за бедственным положением братьев наших меньших, и, по возможности, оказывать посильную помощь тем, кто в ней остро нуждается.

«Плаха». Ч. Айтматов

Роман известного киргизского писателя, является предупреждением, адресованным каждому из нас. Мытарства и трагическая судьба главного героя этого произведения Авдия, открывают читателю тот огромный пласт нерешенных нравственных вопросов, которые изменили наше отношение к жизни и окружающим до неузнаваемости. В романе ярко высвечиваются противоречия персонажей, которые чувствуют себя ответственными за все, и тех, для кого совесть и нравственность стали лишней обузой. Параллельно с развитием основного сюжета, автор ненавязчиво погружает нас в жизнь обыкновенной волчьей семьи. По всей видимости, такой прием выбран им не случайно – естественная и, по своей сути, безгрешная жизнь хищников противопоставляется той грязи, которою переполнены взаимоотношения между людьми.

«Человек, который сажал деревья». Ж. Жионо

Эта повесть о Человеке с большой буквы. Всю свою жизнь он посвятил превращению безжизненной пустыни в цветущий оазис. Своей ежедневной работой в течение многих лет, он вселял надежду в сердца людей, живущих рядом с ним. Тысячи посаженных главным героем деревьев, принесли счастье десяткам тысяч окружающих, которые потеряли, казалось бы, последнюю надежду выжить в этом жестоком мире.

«О всех созданиях — больших и маленьких». Дж. Хэрриот

С легким юмором и огромной любовью, автор, который по своей основной профессии был ветврачом и занимался лечением животных, знакомит нас с домашними животными, которых мы встречаем ежедневно, но не знаем абсолютно ничего ни о них самих, не об их отношении к нам.

«Три билета до Эдвенчер». Дж. Даррелл

Повесть известного путешественника, натуралиста и обладателя редкого дара великолепного рассказчика Дж. Даррелла, знакомит нас с уникальной природой Южной Америки и погружает читателей в мир своих впечатлений от экспедиции на этот континент. Литературное наследие этого исследователя предоставило возможность миллионам людей разного возраста совершенно по-иному воспринять мир, который их окружает, и почувствовать себя сопричастными его проблемам и радостям. Автор в увлекательной и легкой манере рассказывает о жизни редких животных — о боксерских поединках дикобразов, ежедневном времяпровождении ленивцев, о процессе появления на свет уникальных рептилий и земноводных, и о массе других интересных вещей познавательного характера. Вы познакомитесь с тяжелым и опасным трудом спасателей диких животных и значительно расширите свои познания о мире, существующем в непосредственной близости к человеку, но живущему по законам, понятным только ему.

«Не стреляйте в белых лебедей». Б. Васильев

Уже само название этой повести, содержит в себе призыв к людям остановиться и крепко задуматься о своем отношении к дикой природе и жизни вообще. Это крик отчаяния, который не может оставить никого равнодушным. Сюжет повествования захватывает читателя с первых минут и не отпускает до самой развязки. Мы сопереживаем героям этой повести, вникаем в секреты их мироощущения и хотя бы на время становимся похожими на них. Автор пытается прочертить ту неуловимую границу между добром и злом, обращаясь к судьбам своих персонажей и их повседневному отношению к миру живой природы.

«Рассказы о животных». Э. Сезон-Томпсон

Э. Сезон-Томпсон один из немногих авторов, который своей манерой повествования и глубокими размышлениями погружает своих читателей в мир своих личных отношений ко всему живому. Он трогательно и с детской непосредственностью общается с дикими и домашними животными, с полной уверенностью в том, что они прекрасно понимают и воспринимают каждое слово, и лишь по вполне понятным причинам не могут ничего сказать в ответ. Он разговаривает с ними как с неразумными детьми, которым доступен лишь один язык общения – язык привязанности и любви.

«Арктур — гончий пес». Ю. Казаков

Каждая собака, как и человек, обладает своим индивидуальным характером и нравом. Арктур, по мнению автора, был уникален в этом отношении. Пес проявлял к своему хозяину необыкновенную возвышенную привязанность и преданность. Это была настоящая любовь животного к человеку. Собака готова была без всяких раздумий пожертвовать собою ради него, но некая звериная скромность и внутренний такт, не позволяли ей выразить свои чувства в полной мере.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры