Силин сергей - смерть и двоечник. Рояль в сугробе Истории смешные и поучительные

Главная / Любовь

Силин Сергей - Смерть и двоечник

К каждому человеку рано или поздно приходит Смерть. Пришла она однажды и к Задирашкину. По случаю.

Случай был такой. Задирашкин лежал в постели с температурой, слабый и незадиристый, даже хулиганить не мог – болел гриппом.

Присела Смерть возле него на постель и спрашивает:
– Ты почему до сих пор заявление не написал?

– Какое заявление? – хрипит Задирашкин.

– Какое, какое… О смерти. Пиши скорее, мне некогда.

– А у меня ручки нет, – привычно отвечает Задирашкин.

– А-а, ручки нет! ладно. Тебе с какой пастой: синей, черной, фиолетовой? А может, ты напоследок желаешь красно-зеленой побаловаться?

Оранжевую хочу! – шепчет Задирашкин.

– Пожалуйста.

Открыла Смерть «дипломат», достала из него набор ручек, нашла нужную.

– А у меня тетрадки нет, – говорит Задирашкин.

– А мне тетрадка и не нужна, – говорит Смерть. – Заявление на большом листе бумаги писать положено. А еще лучше на бланке. Вот на этом!

И дает Задирашкину свой фирменный бланк.

А чтобы писать удобнее было, под голову ему толстую энциклопедию «Религии мира» подкладывает, а под бланк – книгу «Жизнь после смерти» с иллюстрациями.

– Пиши!

Делать нечего, стал Задирашкин писать заявление о смерти:
"Заивление"

Но Смерть ошибку в слове сразу увидела, схватила листок, порвала на мелкие кусочки и говорит:
– Без ошибок пиши!

И дала Задирашкину новый бланк.

"Заевление"

– написал Задирашкин и опять не угадал.

Опять выхватила Смерть у него листок, опять порвала на мелкие кусочки. Да как затопает ногами, как закричит:
– Неправильно пишешь! Пиши снова!

Подумал, подумал Задирашкин и вывел:
"Зоявление"

Ну, тут Смерть совсем из себя вышла.

– Смеяться надо мной вздумал?…

– Что вы, тетенька, – шмыгает носом Задирашкин. – Нисколечко я над вами не смеюсь. Двоечник я, а может, уже и второгодник. Правильно ни одного слова написать не могу. Пожалейте! Возьмите меня без заявления!

– Ишь чего захотел! – говорит Смерть. – Без заявления не положено! В общем так. Сначала писать как следует научись, а потом меня жди!

И дверью хлопнула.

Может, и вернулась бы когда-никогда, но на беду Замарашкин через два дня выздоровел. А насчет того, чтобы писать как следует, так он об этом с тех пор и думать боится...

===============================================


Сергей Васильевич Силин родился в 1955 году в селе Обвинск Карагайского района Пермской области. Его мама была учительницей русского языка и литературы, отец работал в милиции. Детство будущий писатель провел в деревне. В школьные годы любил читать сказки, фантастику, научную литературу. Занимался борьбой, прыгал на лыжах с трамплина. Затем работал на пермских заводах слесарем, сборщиком, фрезеровщиком, был корреспондентом многотиражной газеты ППО «Моторостроитель», корреспондентом городского радио, где делал детские передачи «Засонька» и «Четвероногая ворона». Заочно окончил филологический факультет Пермского госуниверситета. Преподавал в школе русский язык и литературу, работал педагогом в различных детских центрах, вел авторские спецкурсы РТФ (Развитие Творческой Фантазии): с детьми младшего возраста – «Как писать смешно», со старшеклассниками и лицеистами – «Основы журналистики».

Впервые юмористические рассказы для взрослых и детские сказки Силина увидели свет в 1982 году. С тех пор несколько сотен юмористических рассказов опубликованы в десятках региональных и центральных изданиях: «Литературной газете», «Литературной России», журналах «Огонек», «Уральский следопыт», «Красная Бурда», юмористических газетах «Авось», «Веселуха» и.т. д.

Сказки для детей печатались в журналах «Колобок», «Костер», «Пионер», «Трамвай», «Куча мала», «Ералаш», «Дошкольное воспитание», «Кукумбер», «Тошка», в газете «Семья». Кстати, о приложении к «Семье», «Маленькой тележке»: долгие годы ее «нагружал» Олег Кургузов, у которого Сергей Силин был одним из самых любимых авторов. Не зря же в одном интервью в список писателей, с которыми хотелось бы дружески побеседовать «под зеленой лампой», Кургузов включил Силина. То же можно сказать о других составителях сборников, редакторах журналов, разбирающихся в литературе. Не случайно в сборнике, представляющем авангард современной детской литературы, – «Новые сказки», составленном Львом Яковлевым, произведения Силина занимают почетное место. Рассказы и сказки писателя вошли также в коллективные сборники «Клуб 12 стульев», «Классики», «Маме дорогой», а также в сборник современной российской сказки «101 рассказ для маленьких и больших детей», выпущенный в 2001 году в Белграде на сербском языке.

Среди книг последних лет: книга сказочных повестей «Дело двойников» (2001), сборники сказок – «Торт на колесиках» (2001), «Похититель золотых яблок» (2002), «Алик против терминатора» (2002), волшебная юмористическая повесть «Сыщики из преисподней» (2004). Известно также, что более десяти сказочных повестей лежат в ящике стола, ждут своего часа.

Творческое кредо Сергея Силина выражено так: «Источниками сюжетов многих моих сказок являются русские народные сказки, фольклор, славянская мифология. Считаю обязательным наличие в сказках хорошего динамичного сюжета, познавательного и воспитательного элементов. Авторские сказки, как и сказки народные, должны нести в себе установки здорового отношения к жизни, в них не должно быть грубости, они должны показывать варианты поведения в социуме и пути решения жизненных проблем, оставлять заряд хорошего настроения и бодрости, развлекая, учить думать».

О причудливости фантазии писателя, об умении строить увлекательный сюжет, о чувстве языка и, я бы сказала, своеобразном интонационном гипнозе, который не позволяет отрываться от текста и заманивает в глубь таких по-настоящему серьезных проблем, с которыми нынешние дети редко встречаются на книжных страницах, долго рассуждать не стану. Приведу конкретный пример – начало истории под названием «Чудо-сад»:

«Однажды я заглянул в зеркало и понял, что облысел. На моей голове не было ни единого волоска.

– О-ля-ля! – сказал я себе и поспешил купить газету. В нынешних газетах полно всяких объявлений. Конечно же, я без труда нашел нужное.

МАЛОЕ ВОЛШЕБНО-СКАЗОЧНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «ЛУКОШКО» ПОСТАВЛЯЕТ СЕМЕНА ВОЛОС…».

Заинтригованы? Возьмите «Кукумбер», № 9 за 2005 год и дочитайте эту юмористическую сказочку. А при чем тут дети, я сейчас скажу: когда на голове у героя вырос яблочный сад с Золотыми Яблоками, все окрестные мальчишки и девчонки были щедро ими одарены. Другими проблемами нашей жизни, наших людей, Сергей Силин озадачит вас в каждой из своих умопомрачительно веселых историй. Что меня поражает больше всего – его умение под таким углом зрения посмотреть на действительность (в том числе и сказочную!), так изменить ракурс, что сама эта выдумка доставляет радость и вызывает восторг.

Ольга Корф

Публикации:

Новости Лукоморья (#2 2007)
Сказки детей города Перми и его окрестностей (#1 2007)
Случай с Людоедом (#7 2006)
Чудо-сад (#9 2005)
Загадочный разговор (#10 2005)
Бантик-бабочкой (#5 2004)
Марфуша и водяной (#5 2003)
Ангел Сява (#4 2003)
Червяк Второй (#2 2003)
Вирус супердоброты (#10 2003)
Самая любимая (#8 2002)
Слонолет (#4 2002)
Шапки в лесу (#7 2001)
Смерть и двоечник (#5 2001)

Сергей Васильевич Силин родился 26 августа 1955 года в селе Обвинск Карагайского района Пермской области. Его мама была учительницей русского языка и литературы, отец работал в милиции.

Детство будущий писатель провел в деревне. В школьные годы любил читать сказки, фантастику, научно-популярную литературу. Увлекался спортом – борьбой и лыжами.

Узнал множество профессий. По словам самого автора, он «работал санитаром на скорой помощи, станочником на заводах, учителем русского языка и литературы в школе, педагогом в детских центрах, воспитателем в детских лагерях, корреспондентом газет и радио, охранником, спасателем, журналистом».

С. В. Силин закончил филологический факультет Пермского государственного университета. Первые публикации появились в 1982 году. В журнале «Нева» была напечатана его сказка «Звездочка». В том же году появились публикации сказок в газете «Литературная Россия» и первые юмористические рассказы в газете «Вечерняя Пермь».

Сегодня у С. В. Силина более десятка авторских и коллективных книжек. А опубликованных сказок и рассказов в региональных и центральных периодических изданиях несколько сотен. Его произведения печатались в журналах «Колобок», «Костер», «Пионер», «Трамвай», «Куча мала», «Ералаш», «Кукумбер», «Тошка» и др. Не случайно произведения Сергея Силина включены в сборник, составленный Львом Яковлевым и представляющий авангард современной детской литературы, – «Новые сказки». Известно также, что более десяти сказочных повестей лежат в ящике стола, ждут своего часа.

Сергей Силин работает на стыке жанров юмористической сказки и фантастки. Литературный критик О.Корф говорит «о причудливости фантазии писателя, об умении строить увлекательный сюжет, о чувстве языка и о своеобразном интонационном гипнозе, который не позволяет отрываться от текста и заманивает вглубь таких по-настоящему серьезных проблем, с которыми нынешние дети редко встречаются на книжных страницах».

Творческое кредо Сергея Силина выражено так: «Источниками сюжетов многих моих сказок являются русские народные сказки, фольклор, славянская мифология. Считаю обязательным наличие в сказках динамичного сюжета, познавательного и воспитательного элементов. Авторские сказки, как и сказки народные, должны нести в себе установки здорового отношения к жизни, в них не должно быть грубости, они должны показывать варианты поведения в социуме и пути решения жизненных проблем, оставлять заряд хорошего настроения и бодрости, развлекая, учить думать».

Важную роль в успехе детской книги играет ее оформление. По словам С. Силина, он любит работать «с теми художниками-иллюстраторами, кто чувствует текст и добавляет к моему юмору свой. Получается суперкнижка. Автору и художнику важно мыслить и чувствовать созвучно». Как очень удачную он отмечает работу с художниками А. Гурьевым («Торт на колесиках»), А.Лукьяновым («Похититель золотых яблок»).

О своем творчестве Сергей Силин говорит так: «Мне нравится быть веселым писателем-сказочником, потому что в сказке можно все. В сказке у меня даже главные герои руки не моют, а Торты на колесиках сами собой приезжают на дни рождения. Еще мне нравится доставлять радость другим и удивляться самому себе. Придумаешь иногда что-нибудь, а потом удивляешься: «Ну, надо же такое придумать, елки зеленые!.. И откуда что берется?..».

Книги С. В. Силина, которые хранятся в фондах
ПКДБ им. Л. И. Кузьмина:

Алик против Терминатора: сказки / худож. С. Лемехов. – Москва: Дрофа, 2002. – 80 с. : ил. – (Сказки нашего двора).

Дело двойников: сказочные детективные повести / худож. Е. Силина. –Москва: Дрофа, 2001. – 158 с. : ил. – (Детский детектив).

Куда пропал файл? : рассказ // Горшочек, вари! : сказки, рассказы, стихотворения, загадки и скороговорки / сост. Р. Е. Данкова; худож. : А. Гоголев, В. Долгов и др. – Москва, 2012. – С. 51-53. : ил.

Похититель золотых яблок: сказочные детективные повести / худож. А. Лукьянов. – Москва: Дрофа, 2002. – 158 с. : ил. – (Детский детектив).

Прекратите грызть перила! : [сборник] / [худож Е. Блинова]. – Москва: Эгмонт, 2009. – 94, с. : ил. – (Школа прикола).

Сыщики из преисподней: [сказочная повесть]. – Москва: РОСМЭН-Пресс, 2004. – 224 с. – (Наше фэнтези).

Торт на колесиках: сказки / худож. А. Гурьев. – Москва: Дрофа, 2001. – 79 с. : цв. ил. – (Сказки нашего двора).

Чемодан для непоседы: рассказ // Если бы я стал вдруг папой… : рассказы и стихи / худож. : В. Долгов, Е. Кузнецова и др. – Москва, 2013. – С. 38-43. ил. – (Библиотечка детской классики).

Статьи о творчестве С. В. Силина:

Смешная чертовщина: в московском издательстве «Росмэн» издана книга пермского писателя С. Силина «Сыщики из преисподней // Пермские новости. – 2004. – 3 сент. (№ 36). – С. 9.

Сайты с произведениями С. Силина:

Библиография книг С. В. Силин: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www.knigo-poisk.ru/persons/in/17207 .

Библиография публикаций С. В. Силина: [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

Сергей Селин – это талантливый актер, сыгравший за свою карьеру во многих интересных фильмах. Его роли запоминаются, его персонажам хочется сопереживать. Именно поэтому вот уже много лет наш сегодняшний герой является по-настоящему родным для миллионов телезрителей в разных уголках СНГ. Но каким человеком Сергей Селин является вне съемочной площадки? Как развивалась его карьера до легендарной роли Дукалиса, и какой стала после? Пролить свет на неизвестные подробности жизни известного актера мы попытаемся сегодня.

Ранние годы, детство и семья Сергея Селина

Будущий актер появился на свет в городе Воронеж 12 марта 1961 года. С самых ранних лет он отличался бойким характером, а потому слыл в своем районе первым хулиганом. Его прекрасно знал местный участковый, а потому приводы в районный участок для него всегда были чем-то заурядным и обыденным.

Весьма примечательно, что после очередной хулиганской выходки Сергея Селина даже поставили на учет в детскую комнату милиции. Интересно, мог ли кто-нибудь тогда предположить, что непоседливый мальчуган однажды сам станет милиционером. Пускай и только киношным…


В какой-то момент, видя, что сын идет по наклонной, родители Сергея Селина решили направить его неуемную энергию в более мирное русло и записали его в местный оркестр. Здесь он научился отлично играть на ударных и духовых инструментах, а также впервые почувствовал в себе неуемную тягу к искусству. В скором времени наш сегодняшний герой начал заниматься еще и в театральном кружке. В этот период он начал часто выходить на сцену, мечтая, что однажды поступит в театральный ВУЗ и станет настоящим актером.

Актер Сергей Селин: путь к сцене

Ведомый мечтой о большой сцене, былой хулиган отправился на прослушивание в Московский театральный институт, однако провалил экзамены. После этого была долгая служба в армии, где наш сегодняшний герой участвовал практически во всех постановках местной самодеятельности. Он играл на трубе, выходил на сцену в качестве актера и, слыша бурные аплодисменты, думал о том, что со второй попытку уж точно сможет поступить в театральный.

трезвый образ жизни - актёр Сергей Селин

Однако все вышло несколько иначе. Вторая попытка поступления в театральный ВУЗ (на этот раз ЛГИТМиК) оказалась не лучше первой. А потому уже очень скоро Сергей Селин начал терять надежду. Вернувшись в Воронеж, он поступил в местный технологический институт, но проучился здесь недолго.

Подождав два года, наш сегодняшний герой оставил ВУЗ и вновь решился отправиться на экзамены театрального института. С третей попытки желанная высота ему все-таки покорилась. Сергей Селин стал студентом ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии, а параллельно с этим устроился дворником, дабы хоть как-то обеспечить себя деньгами.

Карьера актера Сергея Селина

В 1987-м году талантливый молодой актер получил, наконец, заветную корочку театрального ВУЗа и стал выступать в ленинградских театрах. Сниматься в кино наш сегодняшний герой начал несколько позже – в 1990-м году. Дебютной ролью для Сергея Селина стал фильм «Бакенбарды», в котором актеру досталась эпизодическая роль.

Впоследствии воронежский актер начал сниматься и в других российских фильмах. Весьма примечательно, что в начале девяностых ему преимущественно доставались роли милиционеров, охранников, заключенных, палачей и прочих неоднозначных личностей.

Сергей Селин. Судьба человека с Борисом Корчевниковым

Первая по-настоящему яркая роль пришла к актеру в 1997-м году. Именно тогда фактурный актер был утвержден на роль милиционера Дукалиса в сериале «Улицы разбитых фонарей». Данный проект очень скоро приобрел культовый статус и стал одной из самых популярных телевизионных лент своего времени. Вместе с успехом сериала известность пришла и к Сергею Селину. Весьма примечательно, что небезызвестный Дукалис, по опросам телезрителей, до сих пор является самым популярным и узнаваемым персонажем того телепроекта.

Сергей Селин - Дукалис

Впоследствии наш сегодняшний герой еще неоднократно возвращался к ролям милиционеров, оперативных сотрудников и прочих блюстителей порядка. Играть же самого Дукалиса актеру доводилось еще в двух разных телевизионных сериалах («Убойная сила» и «Опера»). Он работал вместе с такими актерами, как Константин Хабенский ,Андрей Федорцов,Алексей Нилов, Борис Клюев. Вернуться к роли оперативника, но уже под своим собственным именем, Сергею Селину довелось также в сериале «Литейный, 4», который вышел на экраны в 2007-м году и снимается и поныне.


Что касается других ролей нашего сегодняшнего героя, то в этом контексте стоит отметить тот факт, что актер прекрасно уживается как в комедийных, так и в драматических проектах. Он снимался в военных фильмах «Тихая застава» и «Русский перевод», играл в комедийных лентах «С Новым годом! С Новым счастьем!» и «Выкрутасы» и даже успел поучаствовать в нескольких лирических картинах («Выбор моей мамочки» и др.).

Однако все же наибольшая популярность пришла к Сергею Селину вместе с ролями служителей правопорядка. Именно эти актерские работы принесли нашему сегодняшнему герою Орден Дружбы (2011) и звание Заслуженного артиста Российской Федерации (2006).

Весьма примечательно, что однажды актер даже поучаствовал в записи песни «Ты меня не достанешь», в которой рассказывалось о сложной доле российских милиционеров.

Сергей Селин сегодня

В настоящее время в производстве находится сразу пять новых фильмов с участием Селина. Наиболее примечательными из них являются ленты «Трасса» и «Братаны-4», в которых актеру достались ведущие роли.

Пермский писатель Сергей Васильевич Силин Выполнил: Ваганов Дмитрий

Сергей Васильевич Силин Родился 26 августа 1955 года на Урале, в Пермской области. Его мама была учительницей русского языка и литературы, отец работал в милиции. Детство будущий писатель провел в деревне. В школьные годы любил читать сказки, фантастику, научно-популярную литературу. Увлекался спортом – борьбой и лыжами. Узнал множество профессий. По словам самого автора, он «работал санитаром на скорой помощи, станочником на заводах, учителем русского языка и литературы в школе, педагогом в детских центрах, воспитателем в детских лагерях, корреспондентом газет и радио, охранником, спасателем, журналистом».

С. В. Силин закончил филологический факультет Пермского государственного университета. Первые публикации появились в 1982 году. В журнале «Нева» была напечатана его сказка «Звездочка». В том же году появились публикации сказок в газете «Литературная Россия» и первые юмористические рассказы в газете «Вечерняя Пермь». Сегодня у С. В. Силина более десятка авторских и коллективных книжек. А опубликованных сказок и рассказов в региональных и центральных периодических изданиях несколько сотен. Его произведения печатались в журналах «Колобок», «Костер», «Пионер», «Трамвай», «Куча мала», «Ералаш», « Кукумбер », « Тошка » и др. Не случайно произведения Сергея Силина включены в сборник, составленный Львом Яковлевым и представляющий авангард современной детской литературы, -- «Новые сказки». Известно также, что более десяти сказочных повестей лежат в ящике стола, ждут своего часа.

Жанр Сергей Силин работает на стыке жанров юмористической сказки и фантастики. Литературный критик О.Корф говорит «о причудливости фантазии писателя, об умении строить увлекательный сюжет, о чувстве языка и о своеобразном интонационном гипнозе, который не позволяет отрываться от текста и заманивает в глубь таких по-настоящему серьезных проблем, с которыми нынешние дети редко встречаются на книжных страницах».

Творчество Творческое кредо Сергея Силина выражено так: «Источниками сюжетов многих моих сказок являются русские народные сказки, фольклор, славянская мифология. Считаю обязательным наличие в сказках динамичного сюжета, познавательного и воспитательного элементов. Авторские сказки, как и сказки народные, должны нести в себе установки здорового отношения к жизни, в них не должно быть грубости, они должны показывать варианты поведения в социуме и пути решения жизненных проблем, оставлять заряд хорошего настроения и бодрости, развлекая, учить думать».

Роль Важную роль в успехе детской книги играет ее оформление. По словам С. Силина, он любит работать «с теми художниками-иллюстраторами, кто чувствует текст и добавляет к моему юмору свой. Получается суперкнижка. Автору и художнику важно мыслить и чувствовать созвучно». Как очень удачную он отмечает работу с художниками А.Гурьевым («Торт на колесиках»), А.Лукьяновым («Похититель золотых яблок»).

О своем творчестве … О своем творчестве Сергей Силин говорит так: «Мне нравится быть веселым писателем-сказочником, потому что в сказке можно все. В сказке у меня даже главные герои руки не моют, а Торты на колесиках сами собой приезжают на дни рождения. Еще мне нравится доставлять радость другим и удивляться самому себе. Придумаешь иногда что-нибудь, а потом удивляешься: «Ну надо же такое придумать, елки зеленые!.. И откуда что берется?..».

Сергей Силин

В гостях у Сергея Силина

Спасибо за внимание!

В книгу известного детского писателя, редактора журнала «Простоквашино» Сергея Силина вошли смешные рассказы и юмористическая повесть. В основе их знакомая каждому и всё же такая непредсказуемая, бурная, весёлая школьная жизнь.

Для читателей среднего школьного возраста.

Рояль в сугробе

1. Был случай

В один прекрасный школьный день Светлана Михайловна предложила выпускать классную интернет-газету с бумажным вариантом.

Бумага - вчерашний день! - сказал Толик Востриков.

Ничего не вчерашний! - возразила Аня Гаврилова. - У меня папа работает в многотиражке. Так она на бумаге выходит, и её весь завод читает. А в Интернете их газету днём с огнём не найти. Все нормальные газеты на бумаге выходят, ты их просто не читаешь!

Очень нужно! - хмыкнул Востриков. - Лучше бы дали каждому по странице на школьном сайте. Или форум открыли. А то ни форума, ни чата!.. И на уроках мобильниками пользоваться нельзя. Где справедливость?

А как газету на бумаге делать? - не понял Лёша Семечкин. - Печатными буквами на бумаге писать будем?

Сначала всё делаем на компьютере, - пояснила Светлана Михайловна. - А потом распечатаем её на принтере. Из газеты мы будем знать, что интересного происходит в классе.

Мы и так знаем!

Газета будет давать более полную информацию. И не только для нас, а для всех. Мы первый класс в школе, у которого появится своя газета. А главное, все, кто хотят стать журналистами, писателями и просто научиться писать, будут печатать в ней свои произведения. А бумажную газету мы будем раздавать родителям на собраниях. Представляете, как им будет приятно узнать о ваших успехах из прессы и прочитать ваши размышления о жизни!

Мы что, ещё и после уроков размышлять будем? - удивился самый задиристый мальчик в классе Саня Фокин. - А жить когда? Не, я так не играю…

Я хочу! - подняла руку Аня Гаврилова. - Я учусь рисовать на компьютере в детском центре. А макет мне папа поможет сделать.

Художник и дизайнер уже есть! - обрадовалась Светлана Михайловна. - Кто хочет стать корреспондентом?

Класс потрясённо молчал. Почти все мечтали стать бизнесменами, футболистами, автогонщиками и победительницами конкурсов красоты. А простыми корреспондентами…

А давайте школьное телевидение откроем! - предложила Оля Красавина.

Такой возможности нет.

В этот момент дверь в класс открылась и в щель просунулась голова старшеклассника с веснушками на носу.

О, Вован! - толкнул Тимку в бок сосед по парте. - Наверное, опять чего-нибудь натворили…

Светлана Михайловна посмотрела на юношу, который подавал ей знаки, и сказала:

Оставляю вас на пять минут. Прошу вести себя тихо. Надеюсь, когда вернусь, с редактором вы определитесь.

И она вышла из класса.

Я бы согласилась, но мне некогда, - вздохнула Оля Красавина. - У меня музыкальная школа. Вот вы сейчас все по домам разбежитесь, а у меня занятия по сольфеджио до глубокой ночи. Даже удивительно, когда я уроки делать успеваю!..

Ты всё время себя хвалишь! - заметила Аня.

Потому что я себя люблю, ценю и уважаю!

Вот выберем редактора, он всё про тебя напишет! - сказал Фокин. - Может, ты только говоришь, что на сольфеджио ходишь, а сама играешь на барабане военные марши!

А кого мы выберем редактором? - спросил Толик Востриков.

Илюшу можно, - предложила Оля. - Он про меня плохого не напишет. А про Фокина правду напишет. Да, Илюша? Ты про меня будешь только хорошее писать?

Не, я редактором не пойду, - сказал Илья Добрынин, самый сильный мальчик в классе. - Я спортивным обозревателем пойду. И писать буду только про спорт.

Какой ты невоспитанный! - поджала губы Оля. - Что ж, культура будет моей!

У меня не получится, - растерялась Нина, оторвав глаза от книжки. - Я добродушная и тихая. А журналист должен быть вредным и пронырливым.

Как я, - сказал Лёша Семечкин, и сам засмеялся тому, что сказал. А за ним засмеялись и другие.

А давайте Лёшу выберем! - предложил Илья. - У него бабушка знаете какие пирожки печёт! Пальчики оближешь!

Меня нельзя! - испугался Лёша.

При чём здесь пирожки? - возмутилась Аня. - Мы редактора выбираем, а не пирожки!

Какая разница? Мы же ему помогать будем. Придём в гости, газету делать, проголодаемся. А пирожки помогут. И вообще, редактор должен хорошо питаться, чтобы быстро бегать.

Если он будет питаться, то как он будет быстро бегать? - спросила Аня, и все задумались, хотя ненадолго, потому что думать долго времени не было. Процесс размышления прервал Толик Востриков.

Надо Костика выбрать, - сказал он. - У него четверка по русскому!

Костик не годится, - не согласилась Оля. - Он стеснительный. Видите, даже сейчас покраснел! Хотя я ничего такого и не сказала.

Он краснеет потому, что у него кровообращение хорошее! - заступился за Костика его друг Павлик. - Между прочим, Александр Македонский в свои войска брал только тех солдат, которые умели краснеть. А ты краснеть не умеешь!..

Я не краснею, потому что буду артисткой, - ответила Оля. - А артисткам стесняться только по роли положено. В телесериалах.

Надо такого редактора выбрать, у которого есть совесть! - сказала Аня. - А то он напишет неправду, потом его за школой поколотят. Сразу без редактора останемся. Вы только о себе думаете! А надо и о других помнить.

Она встала и внимательно всех осмотрела.

В этот момент в класс вернулась Светлана Михайловна.

Ну как? Выбрали?

Ответом ей была тишина.

Предлагаю выбрать редактором… Тиму! - сказала Аня.

Точно! - согласился Павлик. - Редактор обязательно в очках должен быть!

У него даже смартфона нет! - заметил Боря Гусаков, оторвав наконец глаза от своего айфона.

Человек ценен совестью, умом и делами, а не тем, во что одет и что у него в багажнике, - сказала Светлана Михайловна. - И перестань, пожалуйста, играть на уроках со своим мобильником, а то скоро в приставку к нему превратишься. Был уже случай…

С кем? - сразу заинтересовался Толик.

А вот об этом я расскажу корреспонденту газеты, который захочет взять у меня интервью. Тим, ты что скажешь?

Согласен, - заулыбался Тимка. - Мне интересно попробовать. Только нужно голосование провести. Чтобы совсем справедливо было.

Совсем справедливо не бывает, - пробурчал Гусаков, но на него даже внимания не обратили.

За то, чтобы редактором классной газеты стал Тимка, проголосовали все, кроме Гусакова.

2. Мама не чекинется

Тимка был так устроен, что всё делал быстро. Сначала делал, потом думал, затем переделывал. И поэтому за ужином честно сказал родителям, что ему необходим айфон.

Зачем? - удивилась мама. - У тебя же есть мобильник.

Меня выбрали редактором газеты, - пояснил Тимка, наворачивая салат. - Мне теперь без Интернета нельзя. Откуда я новости черпать буду? И с корреспондентами связь нужно будет держать. Они мне чекиниться будут.

Что значит «чекиниться»? - не поняла мама.

Сигналы посылать, где они находятся. Например, корреспондент едет на автобусе мимо моего дома и посылают мне чекин, сигнал. Я на своём айфоне вижу, в каком автобусе он едет. Выбегаю из дома и сажусь точно в этот автобус. Или корреспондент выполнял задание и заблудился в незнакомом месте. Он посылает мне чекин. Я беру карту, смотрю, где он находится, и сообщаю ему, в какую сторону нужно идти. Очень удобно. И ты нам с папой чекины посылать будешь, если захочешь.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры