А.Романов («Винтаж»): Что такое хит? Это стопроцентно угадываемая история! Плетнева о скандальном уходе из "винтажа" и дележке денег Алексей романов и анна плетнева встречаются.

Главная / Чувства

Бывшая солистка «Винтажа» и одна из самых сексапильных певиц отечественной эстрады Анна Плетнева рассказала в откровенном интервью о причинах ухода из группы.
«Плохая девочка» завила, что ее расставание с Алексеем Романовым было мирным, а не скандальным с дележкой денег, как о том судачили.

По словам эффектной брюнетки, никакой драмы или конфликта в момент ее прощания с «Винтажем» не было. Коллеги по коллективу отнеслись с пониманием к решению Анны выступать сольно. «Когда стало известно, что я ушла из группы, у меня начали спрашивать: „Что случилось? Не поделили деньги?“ А мне даже нечего было ответить. Видимо, за все эти годы я так и не смогла стать человеком из шоу-бизнеса, потому что не сумела придумать скандала», – с улыбкой отметила Плетнева.
Алексей Романов, создавший вместе с исполнительницей «Винтаж», отреагировал на ее заявление об увольнении по собственному желанию на удивление спокойно. «Он ответил мне только одно: „Слава богу, что ты сама это предложила: я не знал, как сказать тебе то же самое“. Он чувствовал, что мне становится тесно в рамках группы и я готова идти дальше, – объяснила экс-солистка „Винтажа“. – В этой ситуации он повел себя как друг, а не как коллега».
Всегда выступающая в эротичных нарядах 39-летняя Плетнева пообещала, что и дальше останется «плохой девочкой». «Этот сценический образ был выбран мною осознанно. К счастью, нам с Лешей никто не диктовал, как надо себя вести, как одеваться и что петь, – мы были сами себе продюсеры. Не могу сказать, что сольная певица Аня Плетнева будет сильно отличаться от солистки группы „Винтаж“ Ани Плетневой, потому что это тоже была я», – подчеркнула звезда.

Однако кое-какие коррективы в свою внешность певица внесла. «Конечно, будут изменения, иначе зачем было тогда уходить из группы? У меня есть много серьезных песен, которые я не исполняла на концертах раньше, и мне хочется, чтобы их услышали. Это не значит, что я теперь буду петь исключительно лирические баллады, превращусь в этакую Аллу Борисовну Пугачеву и стану правильной. Нет, я все равно останусь хулиганкой и „плохой девочкой“, – цитирует исполнительницу журнал HELLO!..


К слову, ранее Плетнева впервые призналась журналистам, что в юности сходила с ума по Владимиру Преснякову. При этом на тот момент любимую женщину артиста, певицу Кристину Орбакайте, в качестве соперницы Анна не воспринимала. „Увидела его по телевизору и влюбилась, несмотря на то что была брутальна в музыкальных пристрастиях, слушала питерский рок - Цоя, “Наутилус Помпилиус», ну и The Doors, Бьорк. Попса меня не интересовала. Но появился Володя, и я перестала есть, спать и дышать без его музыки, – вспоминает артистка. – Кристину Орбакайте в качестве соперницы не воспринимала, она казалась мне временным явлением в жизни Преснякова. Интуиция не подвела".

Алексей всегда очень выборочно и неохотно общался с прессой. С января этого года вообще хранил молчание, иногда выкладывая посты в Instagram – в основном об истории написанных им хитов или поздравления с премьерами друзей. А вопросы у публики накопились, судя по комментариям в соцсетях.

Мне кажется, Романоф стал ещё продуктивнее. Вопреки или благодаря сложившимся обстоятельствам – не знаю. Я, воспользовавшись дружбой, попытался это выяснить. Возможно, на некоторые вопросы, интересующие поклонников, мне удалось получить ответы. А возможно, композитору Алексею Романоф просто интереснее двигаться вперёд. Судите сами.

— Зрителям интересно, что у тебя нового, чем ты занят в настоящий момент? Что ожидает слушателей в ближайшее время?

— У меня появилось больше времени, которое я могу уделять разным артистам. А не писать песни между гастролями. Я много работаю. Например, с Лолитой над песней «Раневская», второе название «Похороните меня за плинтусом». Мы никуда не торопимся, не спешим. Мы в процессе записи. Хотим, чтобы было идеально.

Также с моей школьной подругой Олей Орловой, с которой у меня скоро выйдет EP «Здравствуй, это я», в который войдёт несколько моих песен, а также песни Игоря Майского и Максима Фадеева.

Я написал новую песню для Ани Семенович – «Я хочу быть с тобой», которая скоро появится на радио и в интернете. Оля и Аня — разные артистки, обе — бывшие солистки группы «Блестящие». Мы друзья, мы все «из одного гнезда» и всегда друг друга поддерживали.

Конечно, я рад, что снова работаю с Зарой. Мы записали совсем новую песню, созданную специально для неё. Называется «Мир вашему дому». Надеюсь, что уже летом она появится в качестве сингла.

Появилось несколько новых артистов, очень разноплановых. Мои друзья принесли мне стихи восемнадцатилетней девушки, я был поражен глубиной мысли. Сравнить могу только разве лишь со стихами моей любимой Евы Польны. Я сразу написал несколько песен. Сейчас мы попробовали сделать несколько демо-записей и я доволен результатом. Девушку зовут Карина Назарова. Она очень талантлива и мы начали сотрудничество – и как соавторы, и Карина пробует себя в качестве певицы.

Конечно же, остаются заявленные ранее «Банго и Страйк». Я продолжаю продумывать детали проекта, написал две песни. Артёма я отправил в спортзал «сушиться», худеть. И на уроки вокала. А Сергей отпросился на несколько месяцев в Китай. Я был не против, в модельном бизнесе он пока зарабатывает гораздо больше, чем в музыке. Но в середине мая мы собираемся в студии и доводим до ума первую песню, которую тут же выпустим в свет. Мне очень нравится, то, что получается!

Ну и конечно мы продолжаем работу с Алексом Малиновским. Записываем его первый альбом.

— Недавно вышла песня проекта Agaya, которую ты написал. Расскажи о твоей роли в этой истории.

— Этот проект выделяется тем, что это – совершенно космическая девушка, не от мира сего! Очень интересный персонаж, человек. Мне крайне интересно с ней общаться. У меня лежала песня «Игра», написанная ещё с Александром Сахаровым. Я долго думал, кто её может спеть. И я случайно поставил ей в качестве примера, как бы я хотел видеть её проект. Agaya была поражена, ей очень понравилось. С ней записано несколько песен, которые выйдут в скором времени.

— Ты понимаешь, что я не могу не спросить о ситуации с Анной Плетнёвой. Тем более, ты не давал никаких комментариев прессе. Были только размытые безинформативные посты в соцсетях.

— Я не давал комментариев потому, что, даже спустя определённое количество времени, это по прежнему остаётся личным делом двух людей. Которые прошли огромный отрезок жизни вместе. Сделали большую работу, внесли серьёзный вклад в российскую поп-музыку. Вместе. Которые по-настоящему жили этим, гордились созданным, боролись за своё место под солнцем. Ввиду обстоятельств я стараюсь не вспоминать о случившемся. Я думаю о наших успехах, их было много. Думаю, так правильно. Сейчас у меня нормальное, стабильное эмоциональное состояние. Я перестал переживать и расстраиваться. У меня наладился чёткий режим моей работы.

— Так будет какая-то конкретика о причинах разрыва?

— Мне не нравится слово «разрыв».

— «Развод», «расставание»? Как ты данную ситуацию для себя позиционируешь?

— Это решение Анны Плетнёвой. На тот момент я был готов забыть все разногласия и продолжать сотрудничество. Я призывал прекратить все взаимные претензии, срочно собраться, выдохнуть и продолжить работать вместе. Это было моё слово. Но решение было не за мной. Причину я озвучивать не буду, не хочу. Не считаю её серьёзной. Но так сложилось. Из моих уст это выглядело бы обвинением, а я не хочу никого ни в чём публично обвинять. Всё произошло, факты – данность и с этим уже ничего не поделаешь. Повторюсь: я был готов продолжать работать. Я все 11 лет честно и достойно делал это, искренне любил своего артиста и мне кажется, это было заметно всем. И без этой любви, безусловно, взаимной с Аниной стороны, мы бы не добились каких-то результатов. Потому, что начинали мы очень трудно. Мы вместе прошли огромное количество преград и препятствий, что было крайне ценно для её и для моего опыта. У меня нет ни единой претензии по нескольким причинам. Первая: я уважаю юриспруденцию и закон. Вторая: я сам дурак – наша работа была основана на дружеских и человеческих отношениях, у нас не было юридически заверенных договоров друг с другом. Я привык верить людям. Сейчас, с позиции времени и опыта, буду все отношения с начинающими и продолжающими артистами оформлять юридически.

Возможно, фраза «Талант должен быть голодным» в мою нынешнюю ситуацию вписывается отлично. Благодаря резким изменениям в моей жизни, с января месяца я написал больше 40 песен. Давно я так много не создавал. Я – человек, который пытается найти что-то хорошее даже в самом плохом, перенаправить мысль. На данный момент я абсолютно спокоен.

— Давай резюмируем чисто для поклонников: дальнейшее сотрудничество с Анной Плетнёвой для тебя невозможно?

— Я понимаю чувства поклонников, но им тоже стоит понять нас. Всё-таки, помимо чувств есть два живых человека, которые кардинально по-разному видят ситуацию. Мнения всегда два, я этого не отрицаю, я рассказываю лишь то, как всё это вижу я. Многие друзья, комментаторы в сети говорили, что нам надо помириться. Но мы и не ссорились! Просто обстоятельства сложились таким образом, что я не вижу для себя возможности сотрудничества, даже на коммерческой основе.

— Соответственно, вопрос: твоё сотрудничество с новым коллективом «Винтаж» также завершено?

— Это прекрасные, замечательные девушки! Мне очень жаль, что больше не буду с ними работать, на сегодняшний день их продюсером является Анна Плетнёва. Я бы с удовольствием забрал их к себе, но это невозможно.

— А сотрудничество с «Velvet Music»?

— С этой компанией я больше не сотрудничаю.

— Что будет с песнями с заявленного альбома «VVV», который, как я знаю, был практически написан?

— На данный момент я живу совсем другими вещами. Очень многое категорически поменялось. Соответственно, планы, озвученные ранее, уже неосуществимы. Там осталось много хороших песен, альбом был собран. Дальнейшую судьбу песен я буду решать сам, но позднее. Пока ничего не могу сказать. По той причине, что я пока не вижу артистов, которые могли бы их спеть. Как только артисты появятся – песни сразу будут выпущены. Например, Agaya будет петь песню «В неволе вольная птица», которая была заявлена в первой редакции плей-листа альбома. Также я очень люблю песню «Огромное сердце» и ищу исполнителя для неё. Эта песня совершенно точно должна быть услышана.

— Ты упоминал людей, которые тебя поддержали.

— Их не так много и я им безумно благодарен. Это близкие мне люди, которые прониклись всей ситуацией и морально меня тянули всё это время. Это Лолита Милявская и Роман Емельянов. Мне без них было бы очень сложно. Они всячески вели меня морально, говорили очень много добрых дружеских слов. Также Зара, которая поддержала меня не только словом, но и делом, она попросила меня написать ей несколько песен для нового альбома. А занятость для творческого человека – это самое главное. И поэт Михаил Гуцериев, который прислал мне много своих новых стихов, также понимая первостепенность занятости. Многие его стихи оказались мне близки и я написал на них музыку. С Артуром Вафиным мы практически каждый день были на рабочей связи. Я ушёл с головой в творчество и пытался каждый день что либо создавать, не отвлекаться от процесса. Я очень благодарен, они меня вытянули из неправильного состояния, практически из депрессии.

— При твоём композиторском и продюсерском опыте и репутации – не пора ли всё таки открыть свой продюсерский центр?

— Ты не первый, кто задаёт мне этот вопрос. Я противник офисов, персонала, изображения видимости деятельности. Знаешь, очень многие снимают офис, сажают секретаря, печатают визитные карточки… А я привык просто действовать! Альбом группы «Винтаж» «Sex» был сделан на коленке на втором этаже не отапливаемой дачи. Мне не нужен был для этого офис или визитка. Или PR-агент. Я прекрасно понимаю, что надо куда-то расти. Возможно, это во что-то выльется, предложения подобного рода мне поступают. От разных больших серьёзных людей. Я пока не принял решения по поводу своего ПЦ. Основой такого центра должны быть артисты и песни. Когда у меня будет достаточно количество одного и другого и возникнет необходимость в создании ПЦ, я его организую. Пока мне комфортно работать самому, со своими соавторами, партнёрами, друзьями.

— То есть, эта тема пока в «подвешенном состоянии»?

— Если честно, такой центр мне просто не нужен! Потому, что «Продюсерский центр Алексея Романоф» — это и есть Алексей Романоф. Для этого мне не нужна атрибутика. Те, кто хотят работать со мной, это делают.

— По сути, за последнее время ты – самый продуктивный и востребованный композитор.

— Возможно. Наверно. Я не знаю.

— Я знаю. Я разговариваю со многими артистами и они говорят, что мечтали бы с тобой работать.

— Мне от этого только приятно. Когда я работаю с артистами, я по-особенному, по-своему чувствую каждого. Наверно, поэтому есть хороший результат. Все эти годы я отношусь так к каждой песне. Если мне что-то не нравится, я просто не продолжаю делать эту песню.

— Тормознуть или отказаться от сотрудничества, если не получается?

— Отказаться от одной идеи и взяться за другую. Отказа от сотрудничества у меня не было ни разу. Я привык доводить дело до конца. Я просто не показывал артистам песни, которыми я был не доволен.

Меня немного смущают набранные сейчас скорости. Я никогда в таком темпе не работал. Но я понимаю, что я вынужден это делать. Чтобы продолжать развиваться.

— Так может, это и в моральном плане хорошо?

— Конечно! Я сам себя занимаю. Это держит меня на плаву, нет места ненужным эмоциям.

— Ну, мы-то часто общаемся и могу сказать, что настрой у тебя более чем позитивный! И у тебя достаточно чёткие перспективы, цели и планы.

— Наверно, идеально было бы сделать несколько своих собственных проектов. Но для этого нужны силы и поддержка. Я пока не вижу на рынке никого, с кем бы я мог плотно сотрудничать. Кроме компании «ZION». Возможно, мы выпустим с Ириной Щербинской несколько песен. Я очень уважаю её, она профессионал. Считаю, что «ZION» — одна из немногих достойных компаний, оставшихся сейчас. Они большие молодцы.

— В течение, практически, всего пары недель вышло сразу 2 трека артистов лейбла «Black Star», в которых цитируется твоя музыка. Твоё отношение к этому и как тебе результат?

— Наверно, кто нибудь на моём месте срочно побежал бы за адвокатом, а лучше за двумя, учитывая, что это «Black Star». Но я безумно рад, что это в принципе это происходит. Это говорит о том, что какой-то вклад в российскую поп-музыку я всё-таки сделал. И я от этого счастлив! У Миши Марвина с Эммой М это случилось невольно. Там совсем маленький кусочек из песни «Ева» и мне это приятно. Мне глубоко симпатичны оба артиста и эта песня – «Перемотай» — мне очень нравится. У меня есть серьёзные подозрения, что песня станет хитом. Я им желаю большого успеха. И если вдруг им поможет этот мой маленький кусочек, я буду самым счастливым композитором на свете.

С Вандером Филом и песней «Ты – Венера, я – Земля» немного другая тема. Он использует, помимо текста, кусочек фонограммы всё из той же «Евы». И тут я невольно являюсь соавтором этой песни. Несколько лет назад сам Вандер Фил писал мне. Я перенаправил его в компанию «Velvet», которой я всецело доверял. Сам я не вёл никаких переговоров. «Velvet» в чём-то не очень чётко составили договор. Поэтому в самое ближайшее время я переподписываю договор с Вандером Филом без каких либо денег. Я на это готов. И уж точно не собираюсь играть в «злого дядьку», это не мой метод. Я хочу, чтобы музыка звучала. Тем более, песня мне нравится. Я знаю, сколько это парень ждал, когда с ним заключит контракт «Black Star» — на мой взгляд, одна из самых успешных компаний на рынке сейчас, я восторгаюсь ими с точки зрения продуктивности и качества выпускаемого контента.

— То есть, как композитор ты доволен?

— Мне нравится, что происходит цитирование. Я рад этому. Я ведь сам очень люблю на основе каких либо сэмплов делать новые песни. Так было с «Евой», так было с песней «Pinanero» группы «Pet Shop Boys», на основе которой была создана песня «Огни большого города» Мити Фомина. Но я всегда очищал права, делал это официально, юридически оформлено, я платил деньги.

— Собираюсь в очередной раз пристать к тебе с вопросом о сольном исполнении тобой песен. Ну, правда, этот вопрос интересует многих!

— Знаешь, тут и хочется, и колется. Всё-таки, я очень верю в то, что сцена – дело молодых. Ей богу, не хочу себя переоценивать. Хотя, конечно, мне ужасно приятно, когда мне делают комплименты те же артисты, кому я показываю демо в своём исполнении с новыми песнями. Понимаешь, есть люди, которые рождены быть артистами, которые без сцены не могут, не мыслят себя без публики. А я не артист. Мне кажется, я там, на сцене, себя всего уже давным – давно отдал. В группе «Амега», в группе «Винтаж». Мне кажется, что когда ничего, кроме раздражения, выход на сцену у тебя не вызывает – на неё не стоит выходить. Как бы люди не просили. Как бы твоему ego не хотелось бы этого.

И потом, для такой публичности нужно быть очень толстокожим человеком. А я весь свой ресурс толстокожести уже использовал. Я очень остро реагирую на любую критику. На мнения людей, которые идут, просто так бросают слова и проходят дальше. Есть два блистательных примера поющих композиторов в мире: Sia и Земфира.

— Давай как-то красиво и жизнеутверждающе закончим наше интервью. У тебя действительно много поклонников, обратись к ним.

— Я хочу поблагодарить всех людей, которые так или иначе принимали и принимают участие в моей жизни. Неважно: позитивное, негативное, нейтральное – они всё равно участвуют. Всё равно являются зрителями этого спектакля. Я правда им искренне благодарен. Я постараюсь оправдать надежды многих людей и продолжить на каком-то новом для себя уровне свою творческую деятельность. Безусловно, моя музыка уже не будет прежней и люди должны быть к этому готовы. Движение вперёд и новые ретрансляторы. Любые изменения, даже если они печальны, всё равно к лучшему. Они заставляют идти дальше. Возможно, благодаря этому моё видение и моя музыкальная история начнут свой новый круг. Судя по песням, которые уже есть, это именно так. Я всегда питался эмоциями артистов. Я благодарен людям, которые поверили в меня, как в автора и поверили в мои песни. Я благодарен каждому артисту, который пел и поёт мои песни. Спасибо!

Анна Юрьевна Плетнёва

Анна Юрьевна Плетнёва (родилась 21 августа 1977, Москва, СССР) — российская певица, солистка российской поп-группы «Винтаж».Бывшая солистка российской поп-группы «Лицей» (1997—2005 гг.).

Анна Плетнева родилась 21 августа 1977 года. В детстве Аня была безумно влюблена во Владимира Преснякова-младшего. Была его фанаткой, ходила на все концерты. Однажды ее брат достал его автограф. И девочка пять лет спала с ним под подушкой, пока эта бумажка не превратилась в пыль. Каждую ночь она представляла себе, как они вместе поют на одной сцене.

Прошло много времени, Анна стала артисткой, и как-то они с Владимиром полетели вместе на гастроли. Правда, к тому моменту ее девичья любовь прошла. Она подошла к нему в самолете и рассказала, как сильно его любила. И в этот же вечер они вместе стояли на сцене и пели "Зурбаган".

В группу "Лицей" Аня пришла в августе 1997 года, после увольнения из группы Лены Перовой. Дебют группы состоялся в 1991 в программе "Утренняя звезда" с песней АВВА - One of us. Первая песня на русском языке "Субботний вечер" (музыка А. Макаревича, cлова С. Андреева) прозвучала в 1992 в программе "Музобоз". Первый альбом группы "Домашний арест" выпустила фирма "Синтез рекордс" в том же году.

Группа "ЛИЦЕЙ" в 1994 получила премию "Серебряный микрофон" на конкурсе "Хит-парад Останкино", признана лучшей группой года по итогам программы "Музыкальный экзамен" (Санкт-Петербург). В 1995 - премия "Овация" в номинации "Открытие года", лауреат конкурса "Песня 95". В 1996 альбом "Открытый занавес" вошел в десятку наиболее продаваемых компакт-дисков фирмы "Союз". Композиция А. Макаревича "Осень" получила премию "Стопроцентный хит" от журнала "Алла" (май 1996) и продержалась в хит-парадах более полугода.

Анна Плетнева была бессменной участницей коллектива на протяжение 8 лет и постепенно пришла к выводу, что созрела для сольной карьеры. Все закончилось оранжевой революцией на Украине. Ане позвонили утром и сказали, что вылет в 6 утра - концерт в поддержку Януковича... или Ющенко. Она ответила, что не полетит.

Отказавшись от агитационного тиражирования, Плетнева собственноручно подписала аттестат об окончании Лицея. После восьми лет обучения, Аня поняла, что достаточно брать уроки, ушла в свободное плавание и превратилась в "Кофе с дождем".

Если считать "Лицей" школой шоу-бизнеса, можно сказать, что у певицы три высших образования (два других - скульптора и преподавателя эстрадно-джазового вокала - были получены параллельно с лицейской деятельностью). "Лицей" был продюсерским проектом и постоянно присутствующее марионеточное состояние не приносило Анне никакого чувства самореализации. Восемь лет кропотливой работы, в « в стенах» « Лицея», научили её многому,а именно: она теперь владеет гитарой и собственным телом, изучив технику каратэ; пишет песни о любви и познаёт её в жизни во всех самых сказочных и невероятных проявлениях, разбирается в людях, любит и ненавидит, не скрывая свои чувства и эмоции, знает цену многим вещам и отношениям. Подобно птице, выпорхнувшей из клетки, она готова к «свободному полёту», только теперь узнав вкус свободы... с таким захватывающим, необузданным и головокружительным чувством полёта...

Двигаясь вперед, Плетнева записывает сингл "Девять с половиной недель", автором которого становится давний закулисный приятель Алексей Романоф, после чего осознает, что "Кофе" - лишь транзитная остановка.

Уйти от лицейского прошлого удалось, но прекращать поиск собственной индивидуальности было бы преждевременным. Аня вдумчиво и последовательно встречается с музыкантами, разговаривает с аранжировщиками, знакомится с композиторами... пока, наконец, не приходит к выводу, что ходить за три моря совершенно не обязательно.

Она создает новый проект под названием "Винтаж", в который, кроме самой певицы, вошли Алексей Романоф (экс-солист коллектива "Амега", известный музыкальной аудитории как композитор и автор песен, исполняемых Алсу, Юлей Савичевой, группой "Непара" и другими популярными исполнителями) и танцовщица Мия.

Релиз первого альбома группы "Винтаж" под названием "Криминальная любовь" состоялся 27 ноября 2007 года. А в апреле 2008 года группа презентовала скандальный видеоклип "Плохая девочка" с участием актрисы Елены Кориковой.

После записи композиции и съемок клипа "Плохая девочка" творческое сотрудничество группы "Винтаж" и актрисы Лены Кориковой продолжилось в виде совместных концертных выступлений.

Летом 2003 года Анна Плетнева вышла замуж и забеременела. Ездила на гастроли на большом сроке и отыгрывала по семь концертов за ночь. Рожать поехала буквально со сцены, на 40-вой неделе, с гитарой на огромном животе.

Родившуюся девочку назвали Варварой. По словам Плетневой, ее бывший муж "оказался ребенком и был совершенно не готов к появлению дочери". Сразу после рождения Варечки он покинул семью.

Анна очень переживала этот разрыв. Но встретила свою судьбу, когда меньше всего ожидала. Вот как о своем избраннике по имени Кирилл вспоминает сама певица:

"Мы встретились с ним 15 лет назад в одном московском клубе. Он меня заметил, подошел и попросил телефон. А я дала ему неправильный номер и забыла о нем. Прошло три года. Кирилл за это время успел жениться и стать отцом. Он разводился с женой, когда мы встретились вновь. Но я опять проигнорировала его, да и он был не склонен к новому роману. Прошло ровно 10 лет. Мы летим в Днепропетровск: 7 утра, "Домодедово". Я в тот момент рассталась с отцом Вари и осталась одна с ребенком. И хотя разошлись мы по моей инициативе, мне было дико тяжело. Я так переживала, что похудела на 10 килограммов, все время плакала. В автобусе, который везет нас к самолету, ко мне подходит Кирилл со своим другом: "Привет, ты меня помнишь?" Я отвечаю, что помню, лишь бы он отвязался. Весь полет Кирилл простоял над нами. А потом каким-то образом он заставил меня заполнить за него таможенную декларацию. И когда я расписывалась за него, Кирилл сказал: "Давай-давай, тренируйся".
Приезжаем в гостиницу, а мне там говорят: "Девушка, ваш номер уже занят. Не могли бы вы вместе с Настей пожить, а то у нас больше нет свободных номеров". Оказывается, Кирилл заплатил кому нужно и поселился в моем забронированном номере. Поселились. Я звоню на ресепшн и спрашиваю, как мне позвонить в Москву. Мне отвечают: "Сейчас, секундочку". Через минуту заходит Кирилл и протягивает мне мобильный телефон. Вот такие поступки он совершал."

Влюбленные долго не решались жить вместе, не зная как Варя воспримет появление нового "папы". Но все прошло хорошо. Анна Плетнева и Кирилл Сыров узаконили свои отношения и певица родила еще одну девочку - Марусю. Говорят, когда бывший муж узнал об этом, то рвал на себе волосы, но было поздно...

Сейчас Анна Плетнева счастливая жена и мама троих детей.

Один из московских богатеев сделал Анне Плетневой, солистке группы "Винтаж", непристойное предложение - побыть в роли новогоднего подарка для его малолетнего ребенка. Судя по всему, самому креативщику запал в память клип группы на песню "Одиночество любви", в котором Анна примерила на себя кукольный образ.

Поэтому новогодний сценарий олигарх расписал примерно так: за несколько минут до боя курантов девушка должна спрятаться в коробке с бантом, дождаться в ней телевизионного поздравления президента, а после - выпорхнуть, к великой радости малолетнего отпрыска (или его отца, что скорей всего). Помимо прочего, Анна должна была спеть и песенку. Разумеется, не "винтажовскую, со строчками: "Миром правит секс", "Ева, я любила тебя" или "И ты уже решил, что будет делать все наверняка плохая девочка". А самую что ни на есть винтажную - "В лесу родилась елочка".

От поступившего предложения (можно предположить, не дешевого) Плетнева отказалась.
- Думаю, с детскими песенками в новогодннюю ночь лучше меня справятся все-таки дед Мороз со Снегурочкой, - заявила она. - А я предпочту свой привычный образ.
Анна Плетнева, интервью

В минувшую пятницу, 27 ноября, группа «Винтаж», известная своими откровенными видеоклипами, нагрянула в Омск. И не одна, а с «Сексом», так называется последний альбом мальчико-девочкового трио. В состав коллектива ныне входят солистка, бывшая участница группы «Лицей» Анна Плетнева, композитор, экс-участник группы «А-мега» Алексей Романов и танцовщица Светлана Романова. Ступив на омскую землю, ребята подивилась природной аномалии, свалившейся на наш город – весь день шел дождь, к вечеру сменившийся снегом. Среди омичей даже появилась шутка, что группа привезла с собой столичную непогоду. Приезд участников проекта «Винтаж» был обставлен с излишней помпой, анонсировался на всю страну, что заставило поклонников теряться в догадках, где же все-таки будет выступать коллектив – в Москве или в Омске. Но все эти неприятности ничуть не расстроили «Винтажей», и они с удовольствием пообщались с корреспондентом РИА «Омск-Информ». Анна Плетнева и Алексей Романов оказались активными собеседниками, а вот Светлана Романова помалкивала, сославшись на усталость после концерта.

Ребята, как вам наша погодка? Успели познакомиться с Омском?

Анна Плетнева: - Погода шикарная, чувствуется приближение Нового года. Честно говоря, город не посмотрели, поскольку не было времени. Сначала у нас были съемки на радиостанции, а потом мы поехали в гостиницу отсыпаться перед концертом. Нам говорили, что Омск очень красив, но мы успеем увидеть только ночной город. И попробовать, чем у вас здесь кормят. У нас сумасшедший график гастролей, поэтому между перелетами видим только гостиницы, в которых спим. Но мы не жалуемся, а радуемся.

Группа называется «Винтаж». А сами вы любите вещи в этом стиле?

Алексей Романов: - Мы сами винтажные. Нам больше 20-ти лет, и мы неплохо сохранились. Надеемся, что все же не перейдем в разряд «сэконд-хэнда». Кстати, несколько винтажных вещиц мы используем на концертах. Это косая куртка, купленная мной в 1992 году, и пиджак от Джанни Версаче, приобретенный при жизни кутюрье. Их носят наши танцоры во время исполнения песни «Мальчик».

Ваших поклонников восхищают формы Анны Плетневой. Занимаетесь спортом, ведете здоровый образ жизни?

Анна Плетнева: - Не делаю ничего специально. У нас такая насыщенная концертная жизнь, что не остается времени на опустошение холодильника. Тем более что последние два года мы активно занимались «Сексом», в хорошем смысле этого слова. Вот и весь мой фитнес.

Анна, раз уж разговор коснулся вас, то продолжим. Вы снимались для мужского глянцевого журнала в откровенном виде. Планируете ли повторить опыт?

Действительно, было, и даже дважды. После этого решила поставить точку. Поняла, что такие фотосессии не для меня. Тем более что все девушки похожи. Предлагаю всем мужским журналам взять одно тело и подставлять головы артистов. Мне кажется, и сами мужчины это понимают и теряют интерес к отфотошопленным замыленным женским формам.

Вопрос ко всем. Ваши раскрепощенные сценические образы отличаются от вас реальных?

Анна Плетнева:- Безусловно. Многие наши поклонники, впервые увидев нас, начинают причитать: «Какие же вы маленькие, щуплые, что же вас недокармливают!»

Мы стараемся в каждой новой песне быть разными. За что недоброжелатели обвиняют нас в излишнем душевном и телесном обнажении.

Как вам удалось уговорить Елену Корикову на соучастие в вашем самом первом клипе «Плохая девочка»?

Алексей Романов: - В качестве кандидатур на эту роль мы первоначально рассматривали Анну Седокову, Веру Брежневу, и Татьяну Навку. Анна Седокова, казалось бы, согласилась, но в какой-то момент выключила все телефоны, и мы ее попросту не нашли. А Вера Брежнева сказала: «Кто такие «Винтаж»? Отстой!». Наученные горьким опытом, мы выуживали Лену Корикову из дома, присылая за ней на съемки такси. И она блестяще справилась с задачей. Она рискнула и выпила шампанского. Нелегко таким звездам сделать первый шаг.

Анна Плетнева: - Клип был полнейшей импровизацией. Мы выперлись в стразах и не знали, что делать. Но потом раскрепостились.

Планируете ли со своим новым альбомом объехать другие города России?

Алексей Романов: - Диск «Секс» - совершенно новый, сумасшедший этап в нашей жизни. И мы бы с удовольствием поделились своими эмоциями с как можно большим количеством людей. Но не всякий организатор осилит наш приезд. Кроме нас, на сцене выступает еще 15 человек танцоров, и это не предел. В Москве на презентации «Секса» было 70 танцоров. Прибавьте к этим расходам свет и звук. Согласитесь, большие затраты.

Анна Плетнева: - Но мы не оставляем надежду устроить масштабные гастроли ближе к маю. Потому что, все, о чем мы мечтаем, сбывается. Сейчас готовим две огромные фуры с декорациями, и поедем. А еше хотим смонтировать фильм о нашей группе, чем тоже занимаемся.

А какие еще ваши мечты сбывались?

Анна Плетнева: - Я в детстве была поклонницей Владимира Преснякова и мечтала спеть с ним дуэтом. А когда стала певицей, осуществила задуманное.

Алексей Романов: А я мечтал заключить контракт с компанией «Сони». Когда мы записывали наш первый альбом «Криминальная любовь», это произошло. Но сколько нервов они нам попортили!

Ваш последний диск называется «Секс». Не слишком ли эпатажно, особенно если учесть, что ваши поклонники - подростки 11-15 лет?

Анна Плетнева: А что плохого? Пусть подростки лучше думают о сексе, чем о наркотиках и алкоголе. Тем более, что в нашем исполнении секс – это совсем не пошло.
01.12.2009 http://www.omskinform.ru/

Ещё интервью

Экс-солистка группы «Лицей», а ныне участница трио «Винтаж» Анна Плетнева вытеснила с вершин хит-парадов самых ярких персон шоубизнеса. Эротический клип «Плохая девочка» получил почетную награду MTV в номинации «Секс». В интервью «ЖГ» Аня призналась, что плохая девочка живет в ней с самого детства.

Значок октябренка меняла на жвачку

– Аня, чем вас успел порадовать январь?

– Замечательными праздниками, которые я провела по большей части в труде. Отдыхать некогда. Сейчас у меня такое волнующее состояние – последний этап работы над альбомом, который будет называться «Секс». Так что круглые сутки я занимаюсь сексом в студии – вместе с моим коллегой Алексеем Романовым.

– Какое провокационное название...

– Да, без провокаций мы не можем. «Секс» – потому что секс в каждой песне. Скоро вы сами все услышите.

– Как часто вы фантазируете на интимные темы?

– Чаще, чем среднестатистическая женщина, жизнь которой не связана с творчеством. Сейчас такой период, что о сексе я думаю постоянно.

– «Плохая девочка» так стремительно завоевала хит-парады. Почему, как считаете?

– Секрет успеха – в музыке, а слова – это стёб над сегодняшним днем, представлениями о дороге к успеху. Мол, достаточно раздеться – и все получится. А в клипе «Одиночество любви» мы прошлись на тему силиконовых барышень: там есть момент, когда Заза Наполи вынимает грудь и дарит ее мне. К счастью, мне это не нужно.

– Не думали перекраситься в блондинку?

– Мне ужасно хочется, но боюсь, что на меня навесят известный ярлык. Откуда пошло, что блондинки недалекие? Наверно, Пэрис Хилтон виновата.

– У Пэрис Хилтон тоже имидж плохой девочки.

– Плохая девочка живет в каждой из нас. А если говорить о клипе, кто же не мечтает побывать в самых смелых образах для наших любимых мужчин? Я с детства плохая девочка. Я была жуткая хулиганка. Однажды меня забрали в милицию, когда я в Коломенском парке пыталась поменять на жвачку свой значок октябренка. Чуть из школы не выгнали.

Год проигрывала в казино всю зарплату

– Зато сейчас можете позволить себе миллион жвачек. На что тратите гонорары?

– Я шопоголик, обожаю ходить по магазинам одежды. Желание тратить подкрепляет тот факт, что мне есть куда это все носить. Я Лев по гороскопу, натура увлекающаяся, но сейчас стараюсь себя сдерживать. А ведь у меня был период, когда всю зарплату спускала в казино. Проигрывала все заработанное на концертах! Длилось это год. Вот, раскрыла вам свою тайну (улыбается).

– Тогда уж и любовную раскройте.

– В любви я не одинока. Согласна с утверждением: когда женщина не любит, она просто существует. Я влюбилась давно и надолго, чего и всем желаю. Причем в моей жизни любовь приходила, когда я ее совсем не ждала, была абсолютно разочарована в мужчинах.

– Какой мужчина вас увлечет?

– Я не замечаю мужчину до того момента, пока он не готов ради меня броситься с двенадцатого этажа (смеется). Если он уже безумно любит, тогда обращу внимание. Я не сторонница мнения, что женщина должна проявлять инициативу. Чтобы привлечь внимание мужчины, нужно просто на него не смотреть. Он подумает: «А что это она на меня не смотрит?» Надо притворяться равнодушной, ведь мужчине нужны победы.

– Сколько человек за прошлый год признались вам в любви?

– Не так уж и много. Я стала более закрыта и более недоступна, наверное. Некоторые мужчины боятся со мной общаться. Это странно, ведь я не меняюсь уже лет двадцать.

Раздеваясь, получаю от этого удовольствие

– Вас легко удивить?

– Очень легко. Достаточно неожиданного букета роз или слова, чтобы я растаяла и обратила внимание на человека. Как любой женщине, хочется слов, и как можно больше (смеется). Мне встречались очень романтичные мужчины. Недавно удивил поклонник, который живет в Нижнем Новгороде. Мы на протяжении многих лет общаемся. И вот приехала я в Нижний, выступила, еду обратно. Представляете, на каждой остановке мне приносили букеты роз! Проводницы злились, ведь была ночь, и розы пришлось складывать в их купе – некуда было девать. Это, безумно приятно и очень романтично. Еще был случай, который меня поразил. Во время концерта из гримерки украли все мои вещи, а в самый разгар шоу на сцену кинули мужские трусы. Подозреваю, что это вор-фетишист решил подарить мне свои на память (улыбается).

– У вас такие откровенные костюмы. Вам нравится раздеваться перед камерой? Можете назвать себя эксгибиционисткой?

– Да, могу. Есть парочка камер, перед которыми я бы с удовольствием разделась. Потому что мне нравится результат. Когда это красиво, я получаю эстетическое удовольствие. Мне кажется, артисты по натуре все немножко эксгибиционисты.

– Правда, что вы занимались каратэ?

– Да, и эти знания мне очень пригодились. Я стала совершенно по-другому смотреть на мир. В темном переулке смогу себя защитить, хотя со службой безопасности мне спокойнее.

– Вы скульптор по образованию. Можете на досуге что-нибудь слепить?

– Могу, но этим надо заниматься серьезно. В свое время слепила трехметровую статую Достоевского и успокоилась. Много предложений поучаствовать в различных конкурсах. Но сейчас не до этого. Потом.

– На «Песне года» с Аллой Борисовной успели познакомиться?

– Я с ней познакомилась, будучи совсем ребенком. Выступала в «Останкино» на подтанцовках у разных артистов. Подошла к ней и сказала: «Я вас люблю». Она меня погладила по головке и покровительственно произнесла: «Ну, деточка, будешь работать, как я, и все у тебя получится». Кажется, ее слова начинают сбываться…

Cetre’ стали свидетелями радостного события - воссоединения группы "ВИНТАЖ", которое случилось 01 ноября в клубе “Red”.

В ночном заведении состоялся сольный концерт прославленных трендсеттеров российской сцены - группы "Винтаж". Более трех лет поклонники коллектива не собирались вместе на многотысячных площадках, чтобы в унисон подпевать абсолютным суперхитам группы, ставшей уже легендарной не только в России, но и далеко за ее пределами!

Еще задолго до того, как слово "хайп" прочно осело в головах миллионов, «Винтаж» умело воплощали в жизни и на сцене все свои самые смелые идеи, вызывая восторг многочисленных слушателей и повергая в шок музыкальную общественность.

После объявления в 2017 году о разрыве отношений между Анной Плетнёвой и Алексеем Романовым, поклонники группы были потрясены. Их возмущение и отчаяние вылилось в соцсети. Артистов обвиняли, жалели, поддерживали, любили и ненавидели...

Немногие понимали, что "Винтаж" подошёл к рубежу, требующему жестких перемен. Отношения музыкантов прервались на год. Они не встречались, не разговаривали и не поддерживали никаких контактов. Год потребовался каждому из них, чтобы освободиться от всего, что затягивало в дыру взаимных претензий и обид. Год, чтобы обнулиться и вновь начать движение вперёд.

Анна Плетнева: «Настал момент, когда мы сделали всё: собрали все награды, были на первых местах всех чартов! Мы дошли до самой вершины и не понимали, куда двигаться дальше! Тогда мы и «похоронили» себя в клипе «Немного рекламы»… Я была инициатором порвать эти отношения, мне пришлось поступить жестко, хотя это было очень тяжело во всех смыслах, ведь мы стали больше, чем родными… Прошёл год, и мы снова решили быть вместе, раны затянулись, всё словно обнулилось. Теперь я точно знаю, что иногда надо просто расстаться, чтобы потом начать всё сначала…».

В феврале 2018 года поклонники с восторгом встретили новый трэк "Белая", который вышел с титрами Анна Плетнева "Винтаж", автор Алексей Романоф. «Разделить имя Анны Плетневой и «Винтаж» невозможно. Они срослись, стали единым» – написали музыканты в пресс-релизе к новой композиции. Не заставила себя ждать и следующая совместная композиция «Воскресный ангел».

Но несмотря на то, что возродившийся творческий тандем Романова и Плетневой уже принес первые результаты, официальное воссоединение музыкантов состоялось вчера, 1 ноября в клубе Red, где они вновь вместе вышли на сцену. Это был единственный концерт, так как Алексей больше не планирует участие в концертных выступлениях группы, ограничиваясь работой в студии и созданием новых супер-хитов. Единственный раз зрители смогли увидеть «Винтаж» таким, каким знали его все эти годы, и услышать все самые известные песни группы и, конечно, абсолютно новые треки!

По словам эффектной брюнетки, никакой драмы или конфликта в момент ее прощания с "Винтажем" не было. Коллеги по коллективу отнеслись с пониманием к решению Анны выступать сольно. "Когда стало известно, что я ушла из группы, у меня начали спрашивать: "Что случилось? Не поделили деньги?" А мне даже нечего было ответить. Видимо, за все эти годы я так и не смогла стать человеком из шоу-бизнеса, потому что не сумела придумать скандала", – с улыбкой отметила Плетнева.

ПО ТЕМЕ

Алексей Романов, создавший вместе с исполнительницей "Винтаж", отреагировал на ее заявление об увольнении по собственному желанию на удивление спокойно. "Он ответил мне только одно: "Слава богу, что ты сама это предложила: я не знал, как сказать тебе то же самое". Он чувствовал, что мне становится тесно в рамках группы и я готова идти дальше, – объяснила экс-солистка "Винтажа". – В этой ситуации он повел себя как друг, а не как коллега".

Всегда выступающая в эротичных нарядах 39-летняя Плетнева пообещала, что и дальше останется "плохой девочкой". "Этот сценический образ был выбран мною осознанно. К счастью, нам с Лешей никто не диктовал, как надо себя вести, как одеваться и что петь, – мы были сами себе продюсеры. Не могу сказать, что сольная певица Аня Плетнева будет сильно отличаться от солистки группы "Винтаж" Ани Плетневой, потому что это тоже была я", – подчеркнула звезда.

Однако кое-какие коррективы в свою внешность певица внесла. "Конечно, будут изменения, иначе зачем было тогда уходить из группы? У меня есть много серьезных песен, которые я не исполняла на концертах раньше, и мне хочется, чтобы их услышали. Это не значит, что я теперь буду петь исключительно лирические баллады, превращусь в этакую Аллу Борисовну Пугачеву и стану правильной. Нет, я все равно останусь хулиганкой и "плохой девочкой", – цитирует исполнительницу журнал HELLO! .

К слову, ранее Плетнева впервые призналась журналистам, что в юности сходила с ума по Владимиру Преснякову. При этом на тот момент любимую женщину артиста, певицу Кристину Орбакайте, в качестве соперницы Анна не воспринимала. "Увидела его по телевизору и влюбилась, несмотря на то что была брутальна в музыкальных пристрастиях, слушала питерский рок - Цоя, "Наутилус Помпилиус", ну и The Doors, Бьорк. Попса меня не интересовала. Но появился Володя, и я перестала есть, спать и дышать без его музыки, – вспоминает артистка. – Кристину Орбакайте в качестве соперницы не воспринимала, она казалась мне временным явлением в жизни Преснякова. Интуиция не подвела".

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры