Анюта балет краткое. Либретто и сценарный план Белинского - Васильева

Главная / Чувства

Анюта: Анна Анюта (фильм, 1982) Анюта (балет) Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответс … Википедия

Анюта (фильм, 1982) - У этого термина существуют и другие значения, см. Анюта. Анюта … Википедия

Анюта (фильм - Анюта (фильм, 1982) Анюта Жанр Фильм балет Режиссёр А. Белинский, В. Васильев В главных ролях Е. Максимова, В. Васильев, Г. Абайдулов … Википедия

АНЮТА (1982) - АНЮТА, СССР, Ленфильм, 1982, цв., 71 мин. Фильм балет. По мотивам рассказа А.П.Чехова «Анна на шее». В ролях: Екатерина Максимова (см. МАКСИМОВА Екатерина Сергеевна), Владимир Васильев (см. ВАСИЛЬЕВ Владимир Викторович), Гали Абайдулов (см.… … Энциклопедия кино

Балет - (франц. ballet от итал. balletto и позднелат. ballo танцую) вид сценич. иск ва, передающий содержание в танцевально муз. образах. Эволюционировал на протяжении 16 19 вв. в Европе от развлекат. интермедий до содержат. спектаклей. В 20 в.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

АНЮТА - 1982, 71 мин., цв., тво. жанр: фильм балет. реж. Александр Белинский, Владимир Васильев, сц. Александр Белинский (по мотивам рассказа Антона Чехова “Анна на шее”), опер. Генрих Маранджян, худ. Белла Маневич, комп. Валерий Гаврилин, зв. Эдуард … Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918-2003)

БАЛЕТ И ТАНЕЦ - в кино. Первые попытки зафиксировать танец на плёнке были сделаны на заре кинематографа. Ещё в 1894 Т. А. Эдисон снял на кинетоскопе фильм «Танец змеи», а в 1899 Ж. Мельес запечатлел фрагмент из балета «Золушка». Попытки включить танец в… … Кино: Энциклопедический словарь

Фильм-балет - Фильм балет это особый жанр кинематографического искусства, комбинирующий художественные средства этого искусства с художественными средствами собственно балета. В отличие от экранизации балета, представляющей собой фиксацию сценической… … Википедия

Телевизионный балет - (телебалет) жанр телевизионного искусства, представляющий собой синтез достижений современной хореографии и выразительных средств телевидения; является разновидностью телевизионного спектакля. Содержание 1 История жанра … Википедия

Анна - Анна: Анна женское имя. Значение имени благодать. Анна день русского календаря, отмечаемый 9 (22) декабря. Содержание 1 В Библии 2 Персоналии … Википедия

Книги

  • Великая литература на великой балетной сцене. Большой театр. 21 век , Фетисова Елена Васильевна. В настоящем фотоальбоме представлены четыре балета из современного репертуара Большого театра, вдохновленные литературной классикой, -`Анюта`,`Онегин`,`Укрощение строптивой`,`Герой нашего… Купить за 2135 грн (только Украина)
  • Великая литература на великой балетной сцене Большой театр 21 век , Фетисова Е.. В настоящем фотоальбоме представлены четыре балета из современного репертуара Большого театра, вдохновленные литературной классикой, - "Анюта", "Онегин", "Укрощение строптивой", "Герой нашего…

Анюта: Анна Анюта (фильм, 1982) Анюта (балет) Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответс … Википедия

Анюта (фильм, 1982) - У этого термина существуют и другие значения, см. Анюта. Анюта … Википедия

Анюта (фильм - Анюта (фильм, 1982) Анюта Жанр Фильм балет Режиссёр А. Белинский, В. Васильев В главных ролях Е. Максимова, В. Васильев, Г. Абайдулов … Википедия

АНЮТА (1982) - АНЮТА, СССР, Ленфильм, 1982, цв., 71 мин. Фильм балет. По мотивам рассказа А.П.Чехова «Анна на шее». В ролях: Екатерина Максимова (см. МАКСИМОВА Екатерина Сергеевна), Владимир Васильев (см. ВАСИЛЬЕВ Владимир Викторович), Гали Абайдулов (см.… … Энциклопедия кино

Балет - (франц. ballet от итал. balletto и позднелат. ballo танцую) вид сценич. иск ва, передающий содержание в танцевально муз. образах. Эволюционировал на протяжении 16 19 вв. в Европе от развлекат. интермедий до содержат. спектаклей. В 20 в.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

АНЮТА - 1982, 71 мин., цв., тво. жанр: фильм балет. реж. Александр Белинский, Владимир Васильев, сц. Александр Белинский (по мотивам рассказа Антона Чехова “Анна на шее”), опер. Генрих Маранджян, худ. Белла Маневич, комп. Валерий Гаврилин, зв. Эдуард … Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918-2003)

БАЛЕТ И ТАНЕЦ - в кино. Первые попытки зафиксировать танец на плёнке были сделаны на заре кинематографа. Ещё в 1894 Т. А. Эдисон снял на кинетоскопе фильм «Танец змеи», а в 1899 Ж. Мельес запечатлел фрагмент из балета «Золушка». Попытки включить танец в… … Кино: Энциклопедический словарь

Фильм-балет - Фильм балет это особый жанр кинематографического искусства, комбинирующий художественные средства этого искусства с художественными средствами собственно балета. В отличие от экранизации балета, представляющей собой фиксацию сценической… … Википедия

Телевизионный балет - (телебалет) жанр телевизионного искусства, представляющий собой синтез достижений современной хореографии и выразительных средств телевидения; является разновидностью телевизионного спектакля. Содержание 1 История жанра … Википедия

Анна - Анна: Анна женское имя. Значение имени благодать. Анна день русского календаря, отмечаемый 9 (22) декабря. Содержание 1 В Библии 2 Персоналии … Википедия

Книги

  • Великая литература на великой балетной сцене. Большой театр. 21 век , Фетисова Елена Васильевна. В настоящем фотоальбоме представлены четыре балета из современного репертуара Большого театра, вдохновленные литературной классикой, -`Анюта`,`Онегин`,`Укрощение строптивой`,`Герой нашего… Купить за 2135 грн (только Украина)
  • Великая литература на великой балетной сцене Большой театр 21 век , Фетисова Е.. В настоящем фотоальбоме представлены четыре балета из современного репертуара Большого театра, вдохновленные литературной классикой, - "Анюта", "Онегин", "Укрощение строптивой", "Герой нашего…

В двух действиях. Либретто А. Белинского и В. Васильева (по рассказу А. П. Чехова «Анна на шее»). Балетмейстер В. Васильев .

Фильм-балет «Анюта» с Екатериной Максимовой в роли Анны, имевший большой успех во всём мире, получил приз «Интервидения» и был удостоен Государственной премии РСФСР.

Балет «Анюта» был поставлен уже после выхода фильма, в 1986 году. Это было новое произведение, впервые получившее свою жизнь в театре «Сан-Карло» (Неаполь, Италия), а затем и на сцене Большого театра СССР (31 мая 1986).

Действующие лица:

  • Анюта
  • Петр Леонтьевич
  • Братья Анюты: Петя, Андрюша
  • Модест Алексеевич
  • Артынов
  • Студент
  • Его сиятельство
  • Девушка
  • Офицеры, щеголи, цыганки

После смерти жены учитель провинциального город­ка Петр Леонтьевич остается с тремя детьми: взрослой до­черью Анной и младшими сыновьями Петей и Андрюшей.

Тоскуя по безвременно ушедшей жене, Петр Леонть­евич все чаще прикладывается к графинчику с водкой.

Пожилой чиновник Модест Алексеевич сватается к Анне Петровне. Она соглашается на брак с ним, надеясь тем самым вырваться из серой, однообразной, полуголодной жизни и спасти от нищеты свою семью.

Анюта расстается со своей первой любовью - бедным студентом - и переезжает в дом Модеста Алексеевича. Очень скоро она понимает, что блага, на которые рассчиты­вала,- мираж: муж скуп, холоден, практичен и не намерен помогать родственникам жены.

Наступает Рождество, а вместе с ним и праздничный бал, на котором Анюта покоряет своей молодостью, умом и красотой присутствующих мужчин.

Все наперебой стараются завоевать внимание и сим­патию молодой жены Модеста Алексеевича. Богатый барин Артынов, офицеры и, наконец, сам его сиятельство увлечены Анной Петровной. Они готовы все сделать для того, что­бы угодить ей. От успеха, такого неожиданного и скоропа­лительного, у Анюты кружится голова.

Внимание и любовь высшего общества провинциаль­ного городка заставляют ее забыть обо всем: о ненавистном, тупом и глупом, как ей уже кажется, муже, о спивающем­ся отце, о несчастных братьях, живущих впроголодь, о не­давно еще любимом студенте.

Модест Алексеевич сразу же понимает, какую выго­ду можно извлечь из достоинств своей жены и поощряет «амуры» супруги.

Карьера и положение в обществе для него выше дру­гих интересов. Очень скоро он получает орден Святой Анны и с нетерпением ожидает новых милостей от покровителей своей жены.

Петр Леонтьевич объявляется несостоятельным дол­жником. У него описывают немногое оставшееся имущество и его самого с детьми выгоняют на улицу в морозную пред­новогоднюю ночь.

Реферат на тему:

Анюта (балет)



План:

    Введение
  • 1 История создания
  • 2 Действующие лица
  • 3 Либретто и сценарный план Белинского - Васильева
  • 4 Сценическая жизнь
    • 4.1 Премьера в Неаполе
    • 4.2 Большой театр
    • 4.3 Постановки в других городах России
  • Примечания

Введение

Анюта - балет в двух актах на музыку Валерия Гаврилина. Либретто Александра Белинского и Владимира Васильева по рассказу А. П. Чехова «Анна на шее» .


1. История создания

Этот балет - первый в истории случай, когда хореографическое произведение переносится с экрана на сцену, а не наоборот, что происходило неоднократно. Телевизионной фильм-балет «Анюта», придуманный и поставленный сценаристом и режиссёром Александром Белинским в 1982 году имел заслуженный успех не только на родине, но и в Европе. Изящно задуманная история на тему рассказа «Анна на шее» А. П. Чехова родилась у Белинского когда он услышал Вальс, написанный ленинградским композитором Валерием Гаврилиным.

"Александр Белинский давно хотел снять телевизионный балет по Чехову, долго «ходил вокруг» «Скверного анекдота», а потом как-то раз услышал вальс Валерия Гаврилина и понял, что это настоящий «чеховский вальс». Вот так, не от литературы, а от музыки родился замысел фильма, хотя в основе его были использованы мотивы рассказов Антона Павловича Чехова, большей частью - «Анна на шее»… Для «Анюты» Александр Аркадьевич вместе с Володей подбирал музыку буквально по кусочкам из разных произведений Валерия Гаврилина."

Екатерина Максимова

«Обычно экранизация произведения следует вслед за её театральным воплощением. Но вот редкий случай: телефильм „Анюта“, имевший большой успех у нас и за рубежом, получивший приз „Интервидения“ и удостоенный Государственной премии РСФСР, обрёл новую жизнь в театре Неаполя, а затем и на сцене Большого театра СССР.»

Александр Белинский

Именно успех фильма-балета заставил Владимира Васильева задуматься о переносе постановки на сцену. Станиславом Горковенко была добавлена музыка, расширены хореографические номера и в 1986 году родился новый балет, обречённый на долгую сценическую жизнь не только из-за прославленных первых исполнителей и превосходного музыкального материала, но и благодаря компактности спектакля и удобству адаптации заглавной партии для любой балерины.


2. Действующие лица

  • Анюта
  • Петр Леонтьевич
  • Модест Алексеевич
  • Артынов
  • Студент
  • Его сиятельство
  • Девушка
  • Два офицера
  • Четыре щеголя
  • Три цыганки

3. Либретто и сценарный план Белинского - Васильева

Действие

Сцена Действующие лица Действие Описание действия
Действие первое Первая картина Лейтмотив спектакля - настоящий «чеховский вальс» Гаврилина
Интерьер церкви. Пётр Леонтьевич, Анюта, Петя и Андрюша, священник, служка, чиновники, горожане Отпевание матери Анюты. После смерти жены учитель провинциального городка Пётр Леонтьевич остается с тремя детьми - взрослой дочерью Анной и младшими сыновьями Петей и Андрюшей.
Вторая картина
Комната. Пётр Леонтьевич Тоска. Воспоминание о былом счастье. Тоскуя по безвременно ушедшей жене, Пётр Леонтьевич все чаще прикладывается к графинчику с водкой.
Третья картина
Бульвар провинциального городка. Осень. Горожане, мелкопоместные дворяне, чиновники, офицеры, Артынов, студент, молоденькая девушка, Анюта, Пётр Леонтьевич, Петя и Андрюша, Модест Алексеевич. Предложение руки и сердца Пожилой чиновник Модест Алексеевич сватается к Анне Петровне. Она соглашается на брак с ним, надеясь вырваться из серой, однообразной полуголодной жизни и спасти от нищеты свою семью.
Четвёртая картина
Департамент Модест Алексеевич и его подчиненные, его сиятельство Бумажная волокита, гимн бюрократии. «Тема чиновников» Гаврилина - оркестровое сочинение «Государственная машина».
Пятая картина
Опустевший бульвар. Вечер. Шарманщик, его жена, дворник, Петр Леонтьевич, слушающий. Студент. Анюта. Прощание со студентом Анюта расстается со своей первой любовью - бедным студентом. Звучит тема: «Мелодия умершей молодости».
Шестая картина
Бульвар. «Веселье во хмелю» Цыганки, кумушки. Чиновники, молодые горожанки. Модест Алексеевич, Анюта, Петя, Андрюша, Петр Леонтьевич, Артынов, офицеры Свадебное шествие Унылая процессия на фоне смеха и веселья.
Седьмая картина
Анюта. Пётр Леонтьевич Отчаяние и безысходность Анюты. Размышления Модеста Алексеевича. Приход Петра Леонтьевича с детьми. Радость Анюты. Отход ко сну. Анна переезжает в дом Модеста Алексеевича. Очень скоро она понимает, что благо, на которое она рассчитывала, - мираж: муж скуп, холоден, практичен и не намерен помогать родственникам жены. Ежедневные прогулки с интригами, сплетнями, пересудами и внешней респектабельностью.
Восьмая картина
Комната. Ночь. Сон Модеста Модест Алексеевич, Анюта, чиновники Странные видения Модеста Алексеевича Ему снится «вручение ордена Святой Анны».
Девятая картина
Комната. Утро. Анна Пробуждение Анны. Сюрприз для Анны (?)
Действие второе Десятая картина
Бал в дворянском собрании Артынов. Анна. Дворяне, чиновники, Пётр Леонтьевич Жарко. Шумно. Весело. Вальс с Артыновым. Цыганский танец. Тарантелла . Внимание его сиятельства. Пересуды. Пьяный Петр Леонтьевич. Подобострастный Модест Алексеевич. Насмешка над Петром Леонтьевичем. Счастливая и опьяневшая от вина и успеха Анюта. Спотыкающийся Петр Леонтьевич. Наступает рождество, а вместе с ним и праздничный бал, на котором Анюта покоряет своей молодостью, умом и красотой присутствующих мужчин. Все наперебой стараются завоевать внимание и симпатию молодой жены Модеста Алексеевича. Богатый барин Артынов, офицеры и, наконец, сам его сиятельство увлечены Анной Петровной. Они готовы все сделать для того, чтобы угодить ей. От неожиданного и скоропалительного успеха у Анюты кружится голова. Модест Алексеевич сразу же понимает, какую выгоду можно извлечь из успеха своей жены, и поощряет «амуры» супруги. Внимание и любовь высшего общества провинциального городка заставляют ее забыть обо всем: о ненавистном и тупом, как ей уже кажется, муже, спивающемся отце, несчастных братьях, живущих впроголодь, недавно еще любимом студенте.
Одиннадцатая картина
Комната в доме Модеста Алексеевича Анюта. Визитеры: офицеры, чиновники, Артынов, его сиятельство Возвращение с бала. Сон Анюты. Пробуждение. Воспоминания о прежней любви. Награждение Модеста Алексеевича орденом святой Анны
Двенадцатая и Тринадцатая картина
Департамент. Свершилось! Модест Алексеевич и его подчиненные, Его Сиятельство Поздравления подчиненных. Гимн раболепству. Вариация Модеста. Карьера и положение в обществе для него выше других интересов. Очень скоро он получает орден святой Анны и с нетерпением ожидает новых милостей от покровителей своей жены.
Четырнадцатая картина
Комната Петра Леонтьевича Судебный исполнитель, грузчики, Петр Леонтьевич, Петя, Андрюша Вечер. Вынос имущества. В последний раз любимая мелодия молодости на стареньком фортепиано. Петр Леонтьевич объявляется несостоятельным должником. У него описывают немногое оставшееся имущество, а его самого с детьми выгоняют на улицу в морозную предновогоднюю ночь.
Пятнадцатая картина
Бульвар. Каток. Анюта. Офицеры, Артынов, его сиятельство, горожане Предновогодняя ночь. Сухо. Морозно. Весело. Шумно. Возбужденная Анюта. Офицеры, Артынов, его сиятельство вьются вокруг Анюты. Студент с молодой девушкой. Катающаяся молодежь. Прогуливающиеся горожане. Шумная толпа вслед за Анютой покидает каток. Лед пустеет. Появляется Петр Леонтьевич с детьми. Мимо них проносятся в праздничном веселье горожане, Артынов, офицеры, его сиятельство, Модест Алексеевич… и Анна, их милая Анюта… Идет снег.

4. Сценическая жизнь

4.1. Премьера в Неаполе

Художник-постановщик Белла Маневич, дирижёр Станислав Горковенко

  • Анюта - Екатерина Максимова
  • Модест Алексеевич - Гали Абайдулов
  • Артынов - Ф. Д’ Альберо
  • Студент - А. Д’ Алоя
  • Его сиятельство - А. Салернитано

4.2. Большой театр

Художник-постановщик Белла Маневич, дирижёр Александр Лавренюк

  • Анюта - Екатерина Максимова
  • Петр Леонтьевич - Владимир Васильев
  • Модест Алексеевич - Михаил Цивин
  • Артынов - Михаил Лавровский
  • Студент - Валерий Анисимов
  • Его сиятельство - Александр Грещенко

Дирижёр Павел Сорокин

  • Анюта - Галина Степаненко, (затем А. В. Тагирова, А. С. Яценко, Н. Г. Ананиашвили, С. А. Лунькина, Н. А. Капцова, М. А. Рыжкина)
  • Петр Леонтьевич - Владимир Моисеев, (затем А. А. Меланьин)
  • Модест Алексеевич - Александр Петухов, (затем Г. П. Янин, М. Ю. Шарков)
  • Артынов - Марк Перетокин, (затем И. М. Рыжаков, А. Шпилевский)
  • Студент - Тимофей Лавренюк, (затем И. М. Рыжаков, М. Е. Валукин)
  • Его сиятельство - Андрей Ситников, (затем А. Е. Лопаревич)

4.3. Постановки в других городах России

Оригинальную постановку 1986 года Владимир Васильев неоднократно переносил в различные театры:

  • 1986 - Рижский театр оперы и балета
  • 1987 - Челябинский театр оперы и балета
  • 1989 - Казанский театр оперы и балета, возобновление запланировано 23 июня 2011 года
  • 1990 - Пермский театр оперы и балета
  • 29 мая 1993 - Омский музыкальный театр
  • 10 февраля 1995 - Ижевский театр оперы и балета
  • 25 января 2008 - Воронежский театр оперы и балета
  • 25 июня 2009 - Красноярский театр оперы и балета

Художник-постановщик В. Вольский, художник по костюмам Р. Вольский, музыкальный руководитель и дирижёр А. Чепурной; Анюта - А. Оль, Пётр Леонтьевич - В. Васильев, Модест Алексеевич - В. Гукленков, Артынов - Д. Зыков, Студент - К. Литвиненко, Его Сиятельство - И. Климин.

1986 года Место первой постановки

История создания

Этот балет - первый в истории случай, когда хореографическое произведение переносится с экрана на сцену, а не наоборот, что происходило неоднократно. Телевизионный фильм-балет «Анюта» , придуманный и поставленный сценаристом и режиссёром Александром Белинским в 1982 году, имел заслуженный успех не только на родине, но и в Европе. Изящно задуманная история на тему рассказа «Анна на шее» А. П. Чехова родилась у Белинского , когда он услышал Вальс, написанный ленинградским композитором Валерием Гаврилиным .

Именно успех фильма-балета заставил Владимира Васильева задуматься о переносе постановки на сцену. Станиславом Горковенко была добавлена музыка, расширены хореографические номера и в 1986 году родился новый балет, обречённый на долгую сценическую жизнь не только из-за прославленных первых исполнителей и превосходного музыкального материала, но и благодаря компактности спектакля и удобству адаптации заглавной партии для любой балерины.

Действующие лица

  • Анюта
  • Петр Леонтьевич
  • Модест Алексеевич
  • Артынов
  • Студент
  • Его сиятельство
  • Девушка
  • Два офицера
  • Четыре щеголя
  • Три цыганки

Либретто и сценарный план Белинского - Васильева

Действие

Сцена Действующие лица Действие Описание действия
Действие первое Первая картина Лейтмотив спектакля - настоящий «чеховский вальс» Гаврилина
Интерьер церкви. Пётр Леонтьевич, Анюта, Петя и Андрюша, священник, служка, чиновники, горожане Отпевание матери Анюты. После смерти жены учитель провинциального городка Пётр Леонтьевич остается с тремя детьми - взрослой дочерью Анной и младшими сыновьями Петей и Андрюшей.
Вторая картина
Комната. Пётр Леонтьевич Тоска. Воспоминание о былом счастье. Тоскуя по безвременно ушедшей жене, Пётр Леонтьевич все чаще прикладывается к графинчику с водкой.
Третья картина
Бульвар провинциального городка. Осень. Горожане, мелкопоместные дворяне, чиновники, офицеры, Артынов, студент, молоденькая девушка, Анюта, Пётр Леонтьевич, Петя и Андрюша, Модест Алексеевич. Предложение руки и сердца Пожилой чиновник Модест Алексеевич сватается к Анне Петровне. Она соглашается на брак с ним, надеясь вырваться из серой, однообразной полуголодной жизни и спасти от нищеты свою семью.
Четвёртая картина
Департамент Модест Алексеевич и его подчиненные, его сиятельство Бумажная волокита, гимн бюрократии. «Тема чиновников» Гаврилина - оркестровое сочинение «Государственная машина».
Пятая картина
Опустевший бульвар. Вечер. Шарманщик, его жена, дворник, Петр Леонтьевич, слушающий. Студент. Анюта. Прощание со студентом Анюта расстается со своей первой любовью - бедным студентом. Звучит тема: «Мелодия умершей молодости».
Шестая картина
Бульвар. «Веселье во хмелю» Цыганки, кумушки. Чиновники, молодые горожанки. Модест Алексеевич, Анюта, Петя, Андрюша, Петр Леонтьевич, Артынов, офицеры Свадебное шествие Унылая процессия на фоне смеха и веселья.
Седьмая картина
Анюта. Пётр Леонтьевич Отчаяние и безысходность Анюты. Размышления Модеста Алексеевича. Приход Петра Леонтьевича с детьми. Радость Анюты. Отход ко сну. Анна переезжает в дом Модеста Алексеевича. Очень скоро она понимает, что благо, на которое она рассчитывала, - мираж: муж скуп, холоден, практичен и не намерен помогать родственникам жены. Ежедневные прогулки с интригами, сплетнями, пересудами и внешней респектабельностью.
Восьмая картина
Комната. Ночь. Сон Модеста Модест Алексеевич, Анюта, чиновники Странные видения Модеста Алексеевича Ему снится «вручение ордена Святой Анны ».
Девятая картина
Комната. Утро. Анна Пробуждение Анны. Сюрприз для Анны (?)
Действие второе Десятая картина
Бал в дворянском собрании Артынов. Анна. Дворяне, чиновники, Пётр Леонтьевич Жарко. Шумно. Весело. Вальс с Артыновым. Цыганский танец. Тарантелла . Внимание его сиятельства. Пересуды. Пьяный Петр Леонтьевич. Подобострастный Модест Алексеевич. Насмешка над Петром Леонтьевичем. Счастливая и опьяневшая от вина и успеха Анюта. Спотыкающийся Петр Леонтьевич. Наступает рождество, а вместе с ним и праздничный бал, на котором Анюта покоряет своей молодостью, умом и красотой присутствующих мужчин. Все наперебой стараются завоевать внимание и симпатию молодой жены Модеста Алексеевича. Богатый барин Артынов, офицеры и, наконец, сам его сиятельство увлечены Анной Петровной. Они готовы все сделать для того, чтобы угодить ей. От неожиданного и скоропалительного успеха у Анюты кружится голова. Модест Алексеевич сразу же понимает, какую выгоду можно извлечь из успеха своей жены, и поощряет «амуры» супруги. Внимание и любовь высшего общества провинциального городка заставляют её забыть обо всем: о ненавистном и тупом, как ей уже кажется, муже, спивающемся отце, несчастных братьях, живущих впроголодь, недавно ещё любимом студенте.
Одиннадцатая картина
Комната в доме Модеста Алексеевича Анюта. Визитеры: офицеры, чиновники, Артынов, его сиятельство Возвращение с бала. Сон Анюты. Пробуждение. Воспоминания о прежней любви. Награждение Модеста Алексеевича орденом святой Анны
Двенадцатая и Тринадцатая картина
Департамент. Свершилось! Модест Алексеевич и его подчиненные, Его Сиятельство Поздравления подчиненных. Гимн раболепству. Вариация Модеста. Карьера и положение в обществе для него выше других интересов. Очень скоро он получает орден святой Анны и с нетерпением ожидает новых милостей от покровителей своей жены.
Четырнадцатая картина
Комната Петра Леонтьевича Судебный исполнитель, грузчики, Петр Леонтьевич, Петя, Андрюша Вечер. Вынос имущества. В последний раз любимая мелодия молодости на стареньком фортепиано. Петр Леонтьевич объявляется несостоятельным должником. У него описывают немногое оставшееся имущество, а его самого с детьми выгоняют на улицу в морозную предновогоднюю ночь.
Пятнадцатая картина
Бульвар. Каток. Анюта. Офицеры, Артынов, его сиятельство, горожане Предновогодняя ночь. Сухо. Морозно. Весело. Шумно. Возбужденная Анюта. Офицеры, Артынов, его сиятельство вьются вокруг Анюты. Студент с молодой девушкой. Катающаяся молодежь. Прогуливающиеся горожане. Шумная толпа вслед за Анютой покидает каток. Лед пустеет. Появляется Петр Леонтьевич с детьми. Мимо них проносятся в праздничном веселье горожане, Артынов, офицеры, его сиятельство, Модест Алексеевич… и Анна, их милая Анюта… Идет снег.

Сценическая жизнь

Премьера в Неаполе

  • Анюта - Екатерина Максимова
  • Петр Леонтьевич - Владимир Васильев
  • Модест Алексеевич - Гали Абайдулов
  • Артынов - Ф. Д’ Альберо
  • Студент - А. Д’ Алоя
  • Его сиятельство - А. Салернитано

Большой театр

  • Анюта - Екатерина Максимова
  • Петр Леонтьевич - Владимир Васильев
  • Модест Алексеевич - Михаил Цивин
  • Артынов - Михаил Лавровский , (затем Борис Ефимов)
  • Студент - Валерий Анисимов
  • Его сиятельство - Александр Грещенко

Спектакль прошёл 67 раз, последнее представление 2 апреля 1994 года .

  • Анюта - Галина Степаненко , (затем А. В. Тагирова, А. С. Яценко , Н. Г. Ананиашвили , С. А. Лунькина , Н. А. Капцова , М. А. Рыжкина)
  • Петр Леонтьевич - Владимир Моисеев , (затем А. А. Меланьин)
  • Модест Алексеевич - Александр Петухов , (затем Г. П. Янин , М. Ю. Шарков)
  • Артынов - Марк Перетокин , (затем И. М. Рыжаков , А. Шпилевский)
  • Студент - Тимофей Лавренюк , (затем И. М. Рыжаков , М. Е. Валукин)
  • Его сиятельство - Андрей Ситников , (затем А. Е. Лопаревич)

Постановки в других городах России и СССР

Оригинальную постановку 1986 года Владимир Васильев неоднократно переносил в различные театры:

  • - Рижский театр оперы и балета
  • 23 декабря -

Художник-постановщик Б. Маневич, дирижёр А. Чернушенко; Анюта - Ирина Ушакова, Пётр Леонтьевич - Владимир Жданов, Модест Алексеевич - Александр Клековкин

  • - Казанский театр оперы и балета , возобновление 23 июня года
  • - Пермский театр оперы и балета
  • 29 мая - Омский музыкальный театр
  • 10 февраля - Ижевский театр оперы и балета
  • 12 февраля - Челябинский театр оперы и балета - возобновление

Дирижёр В. А. Мирошниченко; Анюта - Татьяна Сулейманова, Пётр Леонтьевич - Александр Седельников, Модест Алексеевич - Сергей Тараторин, Артынов - Эдуард Сулейманов, Студент - Андрей Субботин

  • 25 января - Воронежский театр оперы и балета
  • 25 июня - Красноярский театр оперы и балета

Художник-постановщик Виктор Вольский, художник по костюмам Рафаил Вольский, музыкальный руководитель и дирижёр А. Чепурной; Анюта - Анна Оль, Пётр Леонтьевич - Владимир Васильев , Модест Алексеевич - В. Гукленков, Артынов - Д. Зыков, Студент - К. Литвиненко, Его Сиятельство - И. Климин

  • 22 апреля - Самарский театр оперы и балета

Балетмейстер-постановщик - Владимир Васильев . Дирижер-постановщик - Виктор Куликов. Художник-постановщик - Виктор Вольский. Художник по костюмам - Рафаил Вольский. Художник по свету - Ильдар Бедердинов.

Библиография

  • Сурикова Г. Второе рождение «Анюты» // Челябинский рабочий .-1997.-12 февраля
  • Б. А. Львов-Анохин. "Анюта" на экране и на сцене // Владимир Васильев. - М: Центрполиграф, 1998. - С. 271-284. - 430 с. - 5000 экз. - ISBN 5-218-00373-5.
  • Е. С. Максимова. Васильев. "Свои" спектакли // . - М: АСТ-Пресс, 2004. - С. 210-212. - 344 с. - (Звезды балета). - 5000 экз. - ISBN 5-462-00061-8.
  • Иванов В. Чеховская Анюта обрела новый дом // Самарские известия .-2011.-27 апреля

Напишите отзыв о статье "Анюта (балет)"

Примечания

Отрывок, характеризующий Анюта (балет)

Когда перепуганная мама спросила – а как же доктор? Женщина, спокойно посмотрев ей в глаза, ласково ответила, что по её мнению, маме уже давно пора рожать живых (!) детей... И начала мягко и осторожно массировать маме живот, как бы понемножку готовя её к «скорому и счастливому» деторождению... И вот, с лёгкой руки этой чудесной незнакомой акушерки, около шести часов утра, у мамы легко и быстро родился её первый живой ребёнок, которым, на своё счастье, и оказалась я.
– А ну, посмотри-ка на эту куколку, мама! – весело воскликнула акушерка, принося маме уже умытый и чистенький, маленький кричащий сверток. А мама, увидев впервые свою, живую и здоровую, маленькую дочь... от радости потеряла сознание...

Когда ровно в шесть часов утра доктор Ингелявичус вошёл в палату, перед его глазами предстала чудесная картинка – на кровати лежала очень счастливая пара – это была моя мама и я, её живая новорожденная дочурка... Но вместо того, чтобы порадоваться за такой неожиданный счастливый конец, доктор почему-то пришёл в настоящее бешенство и, не сказав ни слова, выскочил из палаты...
Мы так никогда и не узнали, что по-настоящему происходило со всеми «трагично-необычными» родами моей бедной, настрадавшейся мамы. Но одно было ясно наверняка – кому-то очень не хотелось, чтобы хоть один мамин ребёнок появился живым на этот свет. Но видимо тот, кто так бережно и надёжно оберегал меня всю мою дальнейшую жизнь, на этот раз решил не допустить гибели ребёнка Серёгиных, каким-то образом зная, что в этой семье он наверняка окажется последним...
Вот так, «с препятствиями», началась когда-то моя удивительная и необычная жизнь, появление которой, ещё до моего рождения, готовила мне, уже тогда достаточно сложная и непредсказуемая, судьба....
А может, это был кто-то, кто тогда уже знал, что моя жизнь кому-то и для чего-то будет нужна, и кто-то очень постарался, чтобы я всё-таки родилась на этой земле, вопреки всем создаваемым «тяжёлым препятствиям»...

Время шло. На дворе уже полностью властвовала моя десятая зима, покрывшая всё вокруг белоснежным пушистым покровом, как бы желая показать, что полноправной хозяйкой на данный момент является здесь она.
Всё больше и больше людей заходило в магазины, чтобы заранее запастись Новогодними подарками, и даже в воздухе уже «пахло» праздником.
Приближались два моих самых любимых дня – день моего рождения и Новый Год, между которыми была всего лишь двухнедельная разница, что позволяло мне полностью насладиться их «празднованием», без какого-либо большого перерыва...
Я целыми днями крутилась «в разведке» возле бабушки, пытаясь разузнать, что же получу на свой «особый» день в этом году?.. Но бабушка почему-то не поддавалась, хотя раньше мне никогда не составляло большого труда «растопить» её молчание ещё до своего дня рождения и узнать какой такой «приятности» я могу ожидать. Но в этом году, почему-то, на все мои «безнадёжные» попытки, бабушка только загадочно улыбалась и отвечала, что это «сюрприз», и что она совершенно уверена, что он мне очень понравится. Так что, как бы я ни старалась, она держалась стойко и ни на какие провокации не поддавалась. Деваться было некуда – приходилось ждать...
Поэтому, чтобы хоть чем-то себя занять и не думать о подарках, я начала составлять «праздничное меню», которое бабушка в этом году разрешила мне выбирать по своему усмотрению. Но, надо честно сказать, это не была самая лёгкая задача, так как бабушка могла делать настоящие кулинарные чудеса и выбрать из такого «изобилия» было не так-то просто, а уж, тем более – поймать бабушку на чём-то невыполнимом, было вообще делом почти что безнадёжным. Даже самым привередливым гурманам, думаю, нашлось бы, чем у неё полакомиться!.. А мне очень хотелось, чтобы на этот раз у нас «пахло» чем-то совершенно особенным, так как это был мой первый «серьёзный» день рождения и мне впервые разрешалось приглашать так много гостей. Бабушка очень серьёзно ко всему этому отнеслась, и мы сидели с ней около часа, обсуждая, что бы такое особенное она могла бы для меня «наворожить». Сейчас, конечно же, я понимаю, что она просто хотела сделать мне приятное и показать, что то, что важно для меня – точно так же важно и для неё. Это всегда было очень приятно и помогало мне чувствовать себя нужной и в какой-то степени даже «значительной», как если бы я была взрослым, зрелым человеком, который для неё достаточно много значил. Думаю, это очень важно для каждого из нас (детей), чтобы кто-то в нас по-настоящему верил, так как все мы нуждаемся в поддержании нашей уверенности в себе в это хрупкое и сильно «колеблющееся» время детского созревания, которое и так почти всегда являет собой бурный комплекс неполноценности и крайнего риска во всём, что мы пытаемся пробовать, пытаясь доказать свою человеческую ценность. Бабушка это прекрасно понимала, и её дружеское отношение всегда помогало мне без боязни продолжать мои «сумасшедшие» поиски себя в любых попадавшихся жизненных обстоятельствах.
Наконец-то закончив составлять вместе с бабушкой свой «деньрожденческий стол», я отправилась на поиски папы, у которого был выходной день и который (я почти была в этом уверена) находился где-то в «своём углу», за своим любимым занятием...
Как я и думала, уютно устроившись на диване, папа спокойно читал какую-то очень старую книгу, одну из тех, которых брать мне пока ещё не разрешалось, и до которых, как я понимала, я пока что ещё не доросла. Серый кот Гришка, свернувшись тёплым калачиком у папы на коленях, от избытка переполнявших его чувств довольно жмурился, вдохновенно мурлыча за целый «кошачий оркестр»... Я подсела к папе на краешек дивана, как делала очень часто, и тихонечко стала наблюдать за выражением его лица... Он был где-то далеко, в мире своих дум и грёз, следуя за ниточкой, которую, видимо очень увлечённо плёл автор, и в то же время, наверняка уже расставлял получаемую информацию по полочкам своего «логического мышления», чтобы потом пропустить через своё понимание и восприятие, и уже готовенькую отправить в свой огромный «мысленный архив»...
– Ну и что же мы там имеем? – потрепав меня по голове, тихо спросил папа.
– А наша учительница сегодня сказала, что никакой души вовсе нет, а все разговоры о ней – это просто выдумки священников, чтобы «подорвать счастливую психику советского человека»... Почему они лгут нам, пап? – на одном дыхании выпалила я.
– Потому, что весь этот мир, в котором мы здесь живём, построен именно на лжи... – очень спокойно ответил отец. – Даже слово – ДУША – понемногу уходит из оборота. Вернее – его «уходят»... Смотри вот, раньше говорили: душещипательный, душа в душу, душегрейка, душераздирающий, душевный, открыть душу, и т.д. А теперь это заменяется – болезненный, дружно, телогрейка, отзывчивый, потребность... Скоро в русском языке совсем души не останется... Да и сам язык стал другой – скупой, безликий, мёртвый... Знаю, ты не заметила, Светленькая, – ласково улыбнулся папа. – Но это только потому, что ты уже родилась с ним таким, каким он является сегодня... А раньше он был необычайно ярким, красивым, богатым!.. По-настоящему душевным... Теперь уже и писать иногда не хочется, – папа на несколько секунд умолк, думая о чём-то своём и тут же возмущённо добавил. – Как я могу выразить своё «я», если мне присылают список (!), какие слова можно употреблять, а какие являются «пережитком буржуазного строя»... Дикость...
– Тогда, что – лучше учиться самому, чем ходить в школу? – озадачено спросила я.
– Нет, мой маленький человек, в школу идти нужно. – И не дав мне возможности возразить, продолжил. – В школе тебе дают «зёрна» твоего фундамента – математику, физику, химию биологию, и т.д., которым дома тебя учить у меня просто не нашлось бы времени. А без этих «зёрен», к сожалению, ты не сможешь вырастить свой «умственный урожай»... – папа улыбнулся. – Только сперва ты обязательно должна будешь эти «зёрнышки» хорошенько «просеять» от шелухи и гнилых семян... А какой уж потом получится твой «урожай» – будет зависеть только от тебя самой... Жизнь сложная штука, видишь ли... И не так-то просто иногда бывает держаться на поверхности... не уходя на дно. Но деваться-то некуда, правда же? – папа опять потрепал меня по голове, он был почему-то грустным... – Вот и думай – быть ли одной из тех, кому говорят, как тебе надо жить или быть одной из тех, которые сами думают и ищут свой путь... Правда, за это бьют по головушке весьма основательно, но зато, ты всегда будешь носить её гордо поднятой. Вот и думай хорошенько, перед тем как решишь, что тебе больше нравится...
– А почему, когда я говорю в школе то, что думаю, учительница называет меня выскочкой? Это так обидно!.. Я никогда не стараюсь первой отвечать, наоборот – предпочитаю, когда меня не трогают... Но если спрашивают, я же должна ответить, правда, ведь? А им почему-то очень часто мои ответы не нравятся... Как же быть, пап?
– Ну, это, опять же, тот же самый вопрос – хочешь ли быть сама собой или хочешь говорить то, что от тебя требуется и жить спокойно? Ты, опять же, должна выбирать... А не нравятся твои ответы потому, что они не всегда совпадают с теми, которые у них уже подготовлены, и которые всегда для всех одинаковы.
– Как это – одинаковые? Я ведь не могу думать, как они хотят?.. Люди не могут думать одинаково?!
– Ошибаешься, моя Светлая... Именно это-то они и хотят – чтобы все мы думали и действовали одинаково... В этом-то вся мораль...
– Но это неправильно, пап!.. – возмутилась я.
– А ты посмотри повнимательнее на своих школьных друзей – часто ли они говорят не то, что написано? – я смутилась... он был опять же, как всегда, прав. – Это потому, что их родители учат их быть всего лишь примерными и послушными учениками и получать хорошие отметки. Но они не учат их думать... Возможно, потому, что не очень-то думали сами... Или может ещё потому, что в них уже слишком глубоко вжился страх... Вот и шевели своими извилинками, моя Светленькая, чтобы найти для себя то, что является для тебя более важным – твои отметки, или твоё собственное мышление.
– А разве можно бояться думать, пап?.. Ведь наших мыслей никто не слышит?.. Чего же тогда бояться?
– Слышать-то не услышат... Но каждая созревшая мысль формирует твоё сознание, Светленькая. А когда твои мысли меняются, то меняешься с ними и ты... И если мысли у тебя правильные, то они могут очень и очень кому-то не понравиться. Далеко не всем людям нравится думать, видишь ли. Очень многие предпочитают сваливать это на плечи другим, таким как ты, а сами остаются лишь «исполнителями» чужих желаний на всю свою оставшуюся жизнь. И счастье для них, если те же «думающие» не бьются в борьбе за власть, потому что тогда в игру идут уже не настоящие человеческие ценности, а ложь, бахвальство, насилие, и даже преступление, если они хотят избавиться от думающих с ними «невпопад»... Поэтому, думать может быть очень опасно, моя Светлая. И всё зависит лишь от того, будешь ли ты этого бояться или предпочтёшь страху свою человеческую честь...
Я взобралась к папе на диван и свернулась рядом с ним калачиком, подражая (очень этим недовольному) Гришке. Рядом с папой я всегда чувствовала себя очень защищённо и умиротворённо. Казалось, ничто плохое не может до нас добраться, как и ничто плохое не может со мной случиться, когда я нахожусь рядом с ним. Чего, конечно же, нельзя было сказать про взъерошенного Гришку, так как он тоже обожал проводимые с папой часы и не выносил, когда кто-либо в эти часы вторгался... Он шипел на меня очень недружелюбно и всем своим видом показывал, что лучше бы мне было поскорее отсюда убраться... Я рассмеялась и решила оставить его спокойно наслаждаться таким дорогим для него удовольствием, а сама пошла чуточку поразмяться – поиграть на дворе с соседскими ребятами в снежки.
Я считала дни и часы, оставшиеся до моего десятого дня рождения, чувствуя себя уже почти что «совсем взрослой», но, к своему большому стыду, была не в состоянии ни на минуту забыть мой «деньрожденческий сюрприз», что, конечно же, ничего положительного к той же самой моей «взрослости» не прибавляло...
Я так же, как и все дети на свете, обожала подарки... И теперь целыми днями гадала, что же это такое могло быть, что, по мнению бабушки, с такой уверенностью должно было мне «очень понравиться»?..
Но ждать оставалось не так уж долго, и очень скоро полностью подтвердилось то, что делать это очень даже стоило…
Наконец-то наступившее, моё «деньрожденческое» утро было холодным, искристым и солнечным, как и подобало в настоящий праздничный день. Воздух «лопался» от холода цветными звёздочками и буквально «звенел», заставляя пешеходов двигаться быстрее обычного... У всех нас, выходя на двор, захватывало дух, и от «всего живого» вокруг буквально валил пар, смешно делая всех похожими на разноцветные паровозы, спешащие в разных направлениях...
После завтрака я уже просто не могла усидеть на месте и ходила «хвостом» за мамой, ожидая, когда же уже наконец-то увижу свой долгожданный «сюрприз». К моему величайшему удивлению, мама пошла со мной к соседскому дому и постучалась в дверь... Несмотря на то, что наша соседка была очень приятным человеком, какое отношение она могла иметь к моему дню рождения – для меня оставалось загадкой...
– А, наша «праздничная» девочка пришла! – открыв дверь, весело произнесла соседка. – Ну, пойдёмте, Пурга вас ждёт.
И тут у меня буквально подкосились ноги... Пурга (или вернее – по-литовски, Пуга) была изумительно красивой соседской лошадкой, на которой мне очень часто разрешалось кататься верхом. И я её просто обожала!.. В этой чудесной лошади было красиво всё – и внешний вид, и её чуткая «лошадиная» душа, и спокойный, надёжный характер. По моему понятию, она вообще была самой красивой и самой чудесной на свете лошадью!.. Она была серебристо-серого цвета (что ещё называлось – седой), со снежно-белым длинным хвостом, вся «усыпана» светло-серыми и белыми яблоками. Когда я приходила, она всегда здоровалась, тыкаясь своим удивительно мягким носом мне в плечо, как бы говоря:
– Ну, вот я какая хорошая, возьми меня кататься!!!
У неё была очень красивая морда, очень изящная, с огромными, мягкими, добрыми глазами, которые, казалось, понимали всё. И было бы просто «преступлением» её не любить...
Несмотря на то, что наш двор был очень большим, и в нём всегда было полно всякой домашней «живности», коня мы не могли держать по той простой причине, что его не так-то просто было купить. Арабский жеребец стоил для нас (по тогдашним меркам) очень дорого, потому что мой папа в то время работал в газете намного меньше часов, чем обычно (так как, по общему согласию семьи, был занят писанием пьес для русского драматического театра), и поэтому, большими финансами мы в тот момент не располагали. И хотя это было уже подходящее время для меня по-настоящему учиться конской езде, единственная возможность это делать была проситься иногда выезжать на прогулку с Пургой, которая почему-то меня тоже очень любила и всегда с удовольствием выезжала со мной кататься.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры