Билеты на Высоцкий. Рождение легенды

Главная / Чувства
  • Дата проведения: 25.07.2018 Среда
  • Начало: 19:00
  • В ролях: Сергей Безруков.
  • 25 июля 2018 года, в день памяти Владимира Высоцкого на сцене концертного зала «Крокус Сити Холл» состоится спектакль «Высоцкий. Рождение легенды» в постановке Сергея Безрукова. В основу спектакля легли воспоминания современников, малоизвестные факты жизни Высоцкого, фрагменты из писем и дневников. Создатели спектакля далеки от мысли представить театральный байопик о жизни Высоцкого, но пытаются ответить на вопрос: как рождается легенда?

    "Этот спектакль - дань памяти великому таланту, гению - Владимиру Семёновичу Высоцкому, его исповедальному творчеству...Большинство из тех, кто будет читать и петь Высоцкого в нашем спектакле - молодые люди, которые родились и выросли после смерти Высоцкого и после развала СССР. Для меня было важно, чтобы они пропустили через себя Высоцкого...В этом, мне кажется, неразрывная связь, преемственность поколений: если мы не разорвём эту ниточку, стихи Высоцкого будут читать и через сто лет".

    Образ самого Владимира Высоцкого и его литературного "альтер эго" в спектакле создали сразу несколько артистов: это и юный Саша Беляев, и Александр Тютин, Антон Соколов (сыгравший также отца), Александр Фролов, конечно, Сергей Безруков и основной исполнитель - Дмитрий Карташов, очень убедительный и точный в этой сложной роли.

    Любимых женщин - Людмилу Абрамову и Марину Влади воплотила Вера Шпак, а полные нежности и трепетной откровенности песни "Люблю тебя сейчас, не тайно - напоказ..." и "Я несла свою Беду", можно сказать, открыли цикл любовной лирики Владимира Высоцкого.

    Как и у многих поэтов, биография Высоцкого написана в его песнях и стихах. В исполнении актеров Московского Губернского театра прозвучат самые знаменитые из них, отмечая заметные вехи его жизни: «Я не люблю», «Моя цыганская», «Баллада о любви», «Мой черный человек», «Лирическая», «Я несла свою беду», «07», «Кони привередливые», «На Большом Каретном» и многие другие. Песни Высоцкого исполняются в спектакле в разных жанрах: от классического бардовского исполнения под гитару и оркестровых аранжировок в стиле 70-х годов прошлого века - до абсолютно нового рок-звучания.

    «Петь его песни нелегко, потому что есть потрясающее авторское исполнение, - признается Безруков. - Самое главное - проживать эти песни, потому что Владимир Семенович был артистом, и он сам не просто пел, а проживал их. Так же и его стихи нельзя просто декламировать - это монологи самого автора, предельно исповедальные, порой на разрыв. Мне кажется, что в нашем спектакле его песни зазвучат по-новому. В финале несколько его произведений исполняются как рок-композиции, - для меня было очень важно, чтобы Высоцкий прозвучал как наш современник. В этом и есть его величина: он современен всегда».

    Спектакль о Владимире Семеновиче «Высоцкий. Рождение Легенды» в КЗ «Крокус Сити Холл» создан при участии Дома Высоцкого на Таганке

    Режиссер-постановщик - Сергей Безруков

    Ассистент режиссера по музыкальной части - Светлана Медведева

    Ассистент режиссера - Евгений Гомоной

    Сценарий - Андрей Щеткин

    Музыкальный руководитель - Светлана Медведева

    Евгения Фомина отзывы: 6 оценок: 8 рейтинг: 6

    "Поэты ходят пятками по лезвию ножа - И режут в кровь свои босые души!"

    25 января 2017 года в день рождения Владимира Высоцкого в Московском Губернском театре состоялась премьера спектакля "Высоцкий. Рождение легенды". Режиссёр Сергей Безруков сказал о своей постановке так: "Этот спектакль - дань памяти великому таланту, гению - Владимиру Семёновичу Высоцкому, его исповедальному творчеству...Большинство из тех, кто будет читать и петь Высоцкого в нашем спектакле - молодые люди, которые родились и выросли после смерти Высоцкого и после развала СССР. Для меня было важно, чтобы они пропустили через себя Высоцкого...В этом, мне кажется, неразрывная связь, преемственность поколений: если мы не разорвём эту ниточку, стихи Высоцкого будут читать и через сто лет". И актёры во главе с Сергеем Безруковым представили такой спектакль, в котором каждый стал создателем творческого портрета Владимира Высоцкого, и сам он, казалось, незримо присутствовал при этом - так воедино переплетались демонстрируемые фотографии, кадры теле-и кинозаписей с происходящим в этот вечер в Губернском театре. Над сценой - театральные афиши Театра на Таганке, справа и слева натянуты белые паруса, в центре сцены - вращающийся круг грампластинки, с фотопортретов (жизнь, роли, кинопробы) смотрит Владимир Высоцкий.
    Невозможно, на мой взгляд, вместить, втиснуть Высоцкого и его творчество в огороженные "красными флажками" рамки - хоть в жанровые, хоть хронометража, потому что он сам вне любых рамок, и поэтому спектакль стал именно таким - в нём соединились ключевые эпизоды биографии: начиная с воспоминаний о раннем детстве, драматическом расставании родителей, жизни в новой семье отца...; вехи творческого пути и собственно произведения: стихотворения и песни, каждая из которых стала маленьким спектаклем в спектакле.
    Вот под "Балладу о детстве" на сцене оживает скрупулёзно воссозданная и узнаваемая атмосфера многонаселённой послевоенной коммуналки, звучат трогательные воспоминания мамы (её образ очень тонко воплощён Валерией Ланской). "Баллада о любви" стала прекрасной и поэтичной историей любви и расставания отца и матери будущего поэта.
    Образ самогО Владимира Высоцкого и его литературного "альтер эго" в спектакле создали сразу несколько артистов: это и юный Саша Беляев, и Александр Тютин, Антон Соколов (сыгравший также отца), Александр Фролов, конечно, Сергей Безруков и основной исполнитель - Дмитрий Карташов, очень убедительный и точный в этой сложной роли.
    Любимых женщин - Людмилу Абрамову и Марину Влади воплотила Вера Шпак, а полные нежности и трепетной откровенности песни "Люблю тебя сейчас, не тайно - напоказ..." и "Я несла свою Беду", можно сказать, открыли цикл любовной лирики Владимира Высоцкого.
    Прозвучали песни из кинофильмов, широко и менее известные произведения военной и спортивной тематики, песни шуточные и сатирические. Каждая была представлена как отдельная история и показано оригинально, с интересными находками и ассоциациями.
    Про шуточные и хулиганские) песни Владимира Семёновича "Диалог у телевизора", "Милицейский протокол", "Утренняя гимнастика" и "Песня о сентиментальном боксёре" хочется сказать отдельно - блестяще сыгранные Степаном Куликовым, Михаилом Шиловым и Натальей Шклярук (и их "группой поддержки")) они вызвали дружный хохот и громкие аплодисменты всего зала. Спасибо! Это было великолепно!
    Про исполнение Сергеем Вершининым "Куплетов Бенгальского", положивших начало песням Высоцкого из кинофильмов, можно сказать им же спетыми словами: "Блеск и изыск".
    Постановка "Высоцкий. Рождение легенды" ясно показала всю невероятную многогранность Высоцкого-человека и творческой личности. Он считал себя прежде всего поэтом, и именно в стихотворениях на первый план выходит тематика философских размышлений о жизни и своём месте в ней, о проблеме выбора и компромисса, преодолении себя и обстоятельств.
    В спектакле отражён и тот факт, что обожаемый народом как бард и актёр, Высоцкий на официальном уровне считался фигурой идеологически опасной и подозрительной, не был признан как поэт, не публиковался. Некая комиссия чиновников "от культуры", лица которых уродливо искажены полумасками-носами, на высоком уровне решает вопрос: пустить или не пустить политически и творчески неблагонадёжного Высоцкого к жене во Францию, не нанесёт ли это вред советской стране?
    В самом начале спектакля, обращаясь с экрана в зал, и словно приглашая зрителей и слушателей к откровенному диалогу, Владимир Высоцкий песней "Я не люблю" чётко и ясно формулирует свои жизненные принципы, и в дальнейшем эта тема раскрывается прозвучавшими со сцены песнями "Охота на волков", "Корсар", "Чужая колея", "Банька по-белому", "Спасите наши души", стихотворениями "Маски", "Мой чёрный человек в костюме сером", "И снизу лёд, и сверху...", "Когда я отпою и отыграю..."...
    Спектакль представил нам разного Высоцкого и дал осознание того, что правильное понимание всех граней его таланта и творческого наследия возможно лишь при серьёзном философском подходе к его произведениям.
    В тот вечер в Губернском театре мы увидели, как параллельно с течением земной жизни, рождалась легенда по имени "Владимир Высоцкий". И эта легенда продолжает жить, потому что несмотря на прошедшие 37 лет после смерти Владимира Семёновича, его мысли, слова, чувства, заложенные в стихотворные и песенные строки, абсолютно современны и актуальны, и являются бесценным материалом для нас сегодняшних.
    В финальной части спектакля прозвучали песни, созданные Высоцким 40-50 лет назад (!), они были исполнены в рОковой аранжировке и вызвали настоящее потрясение. "Парус", "Кони привередливые"... А спетые Сергеем Безруковым "Охота с вертолётов", "Моя цыганская" и "Канатоходец" просто повергли зал в состояние самого настоящего транса. Считающий, что петь Высоцкого нужно только на разрыв, как последний раз, не думая о том, выдержат ли связки и сердце, Сергей именно так и спел эти песни: будто цунами накрыло зал во время его исполнения, и кровь пульсировала в такт песен и звучащего голоса. Во время песни "Канатоходец":

    "...Посмотрите - вот он
    без страховки идет.
    Чуть правее наклон -
    упадет, пропадет!
    Чуть левее наклон -
    все равно не спасти...
    Но замрите,- ему остается пройти
    не больше четверти пути!.."
    Сергей, балансируя руками, пошёл по краю сцены и в буквальном смысле рухнул с неё подобно сорвавшемуся с каната герою! Зал не смог сдержать вскрика, люди повскакивали с мест... Чернота, всё замерло...
    "И сегодня другой
    без страховки идет.
    Тонкий шнур под ногой -
    упадет, пропадет!
    Вправо, влево наклон -
    и его не спасти...
    Но зачем-то ему тоже нужно пройти
    четыре четверти пути!"
    Ну кто бы ещё так смог прожить эту песню, как это сделал Безруков?!
    В конце спектакля, когда на сцену вышли все артисты, с экрана прозвучали слова, сказанные в фильме "Высоцкий. Спасибо, что живой": "Я благодарен вам... Господи, пусть им будет хорошо...". Спектакль, завершившийся песней "На Большом Каретном" шёл почти четыре часа, но при этом было абсолютное ощущение, что если бы Сергей Безруков сказал: "А давайте ещё споём?" - зрители бы хором прокричали: "Да! Да! Да!". "Вот и ответ", как говорится.
    Спасибо за спектакль, ставший признанием в любви великому человеку и поэту Владимиру Семёновичу Высоцкому. Спасибо Сергею Витальевичу, всем актёрам, музыкантам, создателям спектакля за прекрасную игру, прекрасные голоса, за то, что спето всё было от души и пропущено через собственное сердце, за это ни с чем не сравнимое ощущение жизни и правды на сцене. С Премьерой вас, дорогие Губернцы! Долгой и счастливой жизни спектаклю "Высоцкий. Рождение легенды"! С 79-ым Днём рождения Владимира Семёновича всех нас!
    "Когда я отпою и отыграю,
    Где кончу я, на чём - не угадать?
    Но лишь одно наверное я знаю:
    Мне будет не хотеться умирать!..
    Я перетру серебряный ошейник
    И золотую цепь перегрызу,
    Перемахну забор, ворвусь в репейник,
    Порву бока - и выбегу в грозу!"

    В спектакле Губернского театра сегодня в День памяти в Крокус Сити Холле Безруков будет играть Высоцкого без грима.
    Как совершенно полно и полно до Совершенства открыт Актер Творчеству Поэта, его Потоку, Предназначению и Нерву.
    И жилы так же набухают!
    Он проживает его так,что возникает ощущение,что стихи приходят,рождаются
    сейчас и через него, сияют из его клеток и выходят, как солнце, как Дыхание
    Поэта, а не читаются или поются с чужих слов.Таких Мастеров, несмотря на великую актерскую школу у нас больше пока нет. Сергей Шакуров когда-то
    мощно и прекрасно играл поэта-воина Сирано в спектакле Б.Морозова, Юрский -
    Импровизатора в "Маленьких трагедиях"М.Швейцера, но это счастливейшие
    редчайшие актерские удачи в работах о Поэтах.
    Ролану Быкову, пульсировавшему Пушкиным и своими прекрасными
    стихами,сыграть не дали. Сам Высоцкий незабываемо проживал Гамлета и
    Хлопушу сквозь призму-или,точнее, кровью и голосом сердца
    Шекспира,Пастернака и Есенина, немыслимо обнаженно читал-исповедовался в
    "Гул затих..." Пастернака.
    "Пушкина" в постановке Безрукова я показывала 29-летней женщине,которая с 9
    лет росла в Германии.Пробило все пробки,включило в клетки целительную мощь
    русской культуры Показывала приятельнице, которая была под влиянием
    интернет-травли Безрукова. Предвзятость после его Пушкина как дождем смыло.
    Что говорить про людей после его спектаклей, которые стоят с самым поражающе глубоким, вычищенным от сует выражением на лицах - от чувства со-Присутствия Пушкина,со-Присутствия Высоцкого в общем Потоке Любви и Постижения.
    Сергей Безруков задействует школу переживания, выкладывается так,что мать за него волнуется (как узнаем в прессе) и школу представления, когда возможно полное перевоплощение(Чичиков,гоголевский Поприщин).
    Пока "профессионалы" сколь могли долго заминали при жизни значение Высоцкого для русской поэзии, народ его чувствовал,дарил ему в ответ свою Любовь, жил им, как Пушкиным, развивал свою культуру, свою нравственную
    культуру, свою душу благодаря ему. Бродский- в и-нете это есть-назвал то, в чем
    Высоцкого в поэтическом мастерстве не заменят, и,может,не превзойдут. И планка поэтического ремесла - в лучшем смысле качества ткани стихов - начала
    повышаться у всех одаренных пишущих людей в России после впечатляющих
    разработок Высоцкого в составной рифме на концах строк(Встарь ищи - товарищи,тяжело шаги-те же лошади)Ни другую,не менее великолепную,звукопись,ни ритм, ни интенсивнейшую драматургию песен,как ролей,ни огромнейшее духовное значение Высоцкого мы сейчас пока не рассматриваем.
    Люди Театра всеми собой питают драгоценные для нас образы,из себя самих
    иссекают драгоценнейшие алмазы лучших со-Бытий нашей жизни,лучших ее
    катарсисов Весь спектакль Высоцкий.Рождение легенды.", весь Театр и его оркестр, каждый из создателей, каждый сантиметр действия, каждая мизансцена, декорации, свет, великолепное сценическое раскрытие всех тем творчества
    Владимира Высоцкого в исключительно талантливой постановке - все поднято
    театральными подвижниками во главе с Сергеем Безруковым быть достойным Играть Высоцкого!
    Если у Табакова в его Табакерке выросли
    Безруков,Смоляков,Машков,Миронов,то и Табаков, и Авангард Леонтьев,и педагоги Школы-Студии МХАТ - великие педагоги! Низкий им поклон!
    Кстати, об Андрее Смолякове. Фильм "Спасибо,что живой!" надо смотреть не ради несправедливо закованного в маску и муку Безрукова, а из-за смоляковской
    роли-КГБ-шника, которого п р е о б р а ж а е т общение с жизнью и смыслами Высоцкого. Его роль в этом фильме - это поистине неоцененный шедевр! Когда Безрукова в интервью до выхода фильма о Высоцком пытались "расколоть", не он ли-исполнитель, он отвечал загадочно: "В этом фильме все играют
    Высоцкого". Естественно, теперь видно, что более всех этим славен противник поверженный и тем возрожденный: благодаря своему отказу служить злу он испытывает торжество Духа в себе, счастье, окрыленность. КГБ- шник,уничтоживший материалы, добытые на службе, - чтобы ценой карьеры,свободы и,может,жизни не дать погубить Поэта. Роль его "по плодам" - совершенно христианская. Встреча героя и антигероя происходит на пике саспенса (нарастающего напряжения) по законам современного кино. Развязка американышам и не снилась-в традициях русской духовной культуры: Преображение, а не убийство антигероя! Антигерой становится героем духа. Как святые - из раскаявшихся разбойников.Какие перспективы были у работника КГБ,намеренно развалившего дело?
    В уникальной постановке Губернского Театра Безруков, развивая достижения и
    традиции своей театральной школы, далеко превзошел и любимовские, но и современные поэтические спектакли, представляя ХХI веку любимейшего
    народом Человека и Творца, включая в горячее волнующее Действо и тех, кто Поэта не забывал, и поколение, родившееся после Здесь верится,что и у них он войдет в состав крови!

    25 января 2018 года исполнилось 80 лет Владимиру Высоцкому. В этот юбилейный день Московский Губернский театр представил музыкальный спектакль «Высоцкий. Рождение легенды» в постановке Сергея Безрукова на сцене Кремлевского дворца.

    Спектакль был создан год назад и впервые сыгран 25 января, в день 79-летия Высоцкого. С первых же показов постановка пользуется невероятным успехом у зрителей – билеты на первые спектакли разлетались буквально за сутки, едва успев поступить в продажу. Вот и сейчас, уже за неделю до показа на главной сцене страны с залом вместимостью более 6 тысяч, билетов было недостать – как когда-то и на концерты и спектакли самого Владимира Семеновича.

    Кремлевский дворец – необычный выбор для показа музыкального спектакля драматического театра, но есть в этом своя, красивая драматургия, о чем рассказал со сцены Сергей Безруков:
    «На своих концертах Высоцкий говорил: «Пожалуйста, включите свет в зале, у нас ведь не такой концерт, как в Кремле, туда меня еще не пускают…» Московский Губернский театр поставил задачу – 80- летие Высоцкого отметить в Кремле. Нас пустили ».

    Отпраздновать 80-летие поэта на спектакль в Кремлевский дворец пришли почетные гости: статс-секретарь, заместитель министра культуры Российской Федерации Александр Журавский , губернатор Московской области Андрей Воробьев , советник губернатора Московской области по культуре Нармин Ширалиева , министр культуры Московской области Оксана Косарева , представители правительства РФ и Московский области, министерств, ведомств.

    Пришел на спектакль и близкий друг Высоцкого — предприниматель, золотопромышленник Вадим Туманов , которому Владимир Семенович посвятил песни «Был побег на рывок» и «В младенчестве нас матери пугали…». Нелегкая судьба Туманова легла в основу книги Владимира Высоцкого и Леонида Мончинского «Чёрная свеча». К слову, Туманов уже смотрел эту постановку Московского Губернского театра и остался под большим впечатлением от спектакля и от актеров: «Спектакль чудесный, очень интересные актеры, разные лица, прекрасный народ, я давно не видел так много прекрасных личностей сразу, совершенно точно », — сказал он. Сергей Безрукова объявил со сцены о его присутствии на спектакле, и весь зал приветствовал Вадима Туманова аплодисментами.

    В финале спектакля, чтобы подчеркнуть современность творчества Высоцкого, его самые популярные песни прозвучали в стиле рок в исполнении Сергея Безрукова, Веры Шпак и Михаила Шилова, а Андрей Исаенков прочитал стихотворение «Из дорожного дневника» в стиле рэп.

    «Чего только не говорили о Высоцком, и при жизни, и после, но как говорил Булат Окуджава: «Говорят, что грешил, что не к сроку свечу затушил. Как умел – так и жил, а безгрешных не знает природа». Главное – это что человек оставил после себя. После Высоцкого осталось более 600 песен, которые благодаря современному звучанию не теряют своей актуальности и по сей день» , — подчеркнул режиссер спектакля Сергей Безруков.

    Владимир Высоцкий, его личность, его творчество и сегодня, как полвека назад, продолжает волновать, потрясает и объединяет людей. Среди самых трогательных моментов этого вечера — когда весь огромный много тысячный зал как один поднялся, чтобы почтить память поэта, а на финальных поклонах вместе с артистами дружно подпевал песне «На Большом Каретном».

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры