Биография генделя по муз литературе. Гендель Георг Фридрих - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

Главная / Чувства

Биография Генделя свидетельствует о том, что он был человек большой внутренней силы и убежденности. Как говорил о нем Бернард Шоу: «Вы можете презирать кого и что угодно, но вы бессильны противоречить Генделю». По мнению драматурга, даже закоренелые атеисты теряли дар речи при звуках его музыки.

Детство и юные годы

Георг Фридрих Гендель появился на свет 23 февраля 1685 года, его родители проживали в Галле. Отцом будущего композитора был цирюльник-хирург, жена которого выросла в семье священника. Ребенок очень рано начал интересоваться музыкой, однако в раннем детстве на его увлечения обращали не так много внимания. Родители полагали, что это лишь детские забавы.

Первоначально мальчика отдали в классическую школу, где будущий композитор смог воспринять некоторые музыкальные понятия от своего наставника Преториуса. Будучи истинным знатоком музыки, он и сам сочинял оперы для школы. В числе первых педагогов Генделя оказался и органист Кристиан Риттер, который дал мальчику уроки игры на клавикордах, и придворный капельмейстер Давид Пооле, нередко бывавший в доме.

Талант юного Генделя был оценен по достоинству после случайной встречи с герцогом Иоганном Адольфом, и судьба мальчика сразу же начала резко меняться. Большой поклонник музыкального искусства, услышав замечательную импровизацию, уговорил отца Генделя дать сыну соответствующее образование. В результате Георг стал одним из учеников органиста и композитора Фридриха Цахау, пользовавшегося большой известностью в Галле. В течение трех лет он учился сочинительству музыки, а также овладел навыками свободной игры на нескольких инструментах - освоил скрипку, гобой и клавесин.

Начало карьеры композитора

В 1702 году Гендель поступил в Галльский университет, а вскоре получил назначение органиста в Галльский кальвинистский собор. Благодаря этому юноша, отец которого к тому времени скончался, смог зарабатывать на жизнь и обрел крышу над головой. Одновременно Гендель преподавал теорию и пение в протестантской гимназии.

Годом позже молодой композитор принимает решение о переезде в Гамбург, где тогда располагался единственный в Германии оперный театр (город даже называли «немецкой Венецией»). Примером для подражания для Генделя тогда стал руководитель оркестра театра Райнхард Кайзер. Гендель, поступивший в коллектив в качестве скрипача и клавесиниста, разделял мнение о том, что в операх предпочтительнее использовать итальянский язык. В Гамбурге Гендель создает свои первые произведения - оперы «Альмира», «Нерон», «Дафна» и «Флориндо».

В 1706 году Георг Гендель по приглашению великого принца Тосканского Фердинандо де Медичи приезжает в Италию. Проведя в стране около трех лет, он написал знаменитый «Dixit Dominus», в основу которого вошли слова 110 псалма, а также оратории «La resurrezione» и «Il trionfo del tempo». Композитор становится популярным в Италии, публика воспринимает его оперы «Родриго» и «Агриппина» очень тепло.

Гендель в Англии

Период с 1710 года и до конца жизни композитор проведет в Лондоне, куда отправится в качестве капельмейстера принца Георга (позже он станет королем Великобритании и Ирландии).

Ежегодно создавая по несколько опер для Королевской музыкальной академии, Королевского театра, театра «Ковент-Гарден», композитор был вынужден менять места работы - воображению великого музыкального деятеля было тесно в существовавших тогда рамках последовательной структуры оперы seria. Кроме того, Генделю постоянно приходилось вступать в разногласия с вельможами. В результате он постепенно переключился на сочинение ораторий.

Весной 1737 Гендель пережил удар, из-за которого у него частично парализовало правую руку, а позже начали замечать помрачения рассудка. Но композитору удалось в течение года восстановиться, однако оперы он больше не создавал.

За девять лет до кончины Гендель совершенно ослеп по воле рокового случая и был вынужден провести эти годы во тьме. 7 апреля 1759 года композитор прослушал концерт, во время которого исполнялась созданная им оратория «Мессия», и это стало последним выходом мастера, имя которого славилось по всей Европе. Спустя неделю, 14 апреля, Георг Фридрих Гендель покинул этот мир. Согласно его последней воле, похороны состоялись в Вестминстерском аббатстве. Траурная церемония была организована с пышностью, как у самых значительных государственных мужей Англии.

Содержание статьи

ГЕНДЕЛЬ, ГЕОРГ ФРИДРИХ (Händel, Georg Friedrich) (1685–1759), немецкий композитор, бóльшую часть жизни работавший в Англии; наряду с И.С.Бахом – крупнейший представитель эпохи барокко в музыке и, по общему мнению, одна из величайших фигур в истории мирового музыкального искусства. Оратория Генделя Мессия (Messiah ) – в числе всемирно любимых и популярных произведений, но Мессия – лишь один из многочисленных шедевров этого необычайно одаренного и плодовитого музыканта.

ЖИЗНЬ

Ранние годы.

Георг Фридрих Гендель родился 23 февраля 1685 в Галле (Саксония). Отец, уже немолодой врач-хирург, был сначала против музыкальных занятий сына, но когда мальчику исполнилось восемь лет, он разрешил ему в течение трех лет изучать игру на органе под руководством местного органиста. В январе 1702, после смерти отца, Гендель поступил на юридический факультет университета родного города, но уже через месяц был назначен органистом в кафедральный собор. В следующем году он распростился с Галле и отправился в Гамбург, где стал сначала скрипачом, а затем клавесинистом в Гамбургской опере, в то время единственном оперном театре Германии. В Гамбурге Гендель сочинил Страсти по Евангелию от Иоанна (Passion nach dem Evangelium Johannes ), в 1705 там была поставлена его первая опера Альмира (Almira ). За ней вскоре последовали Нерон (Nero ), Флориндо (Florindo ) и Дафна (Dafne ). В 1706 он уехал в Италию и оставался там до весны 1710, живя во Флоренции, Риме, Неаполе и Венеции и сочиняя итальянские кантаты и оратории, католическую церковную музыку и оперы. Гендель познакомился с А.Корелли, А. и Д.Скарлатти и другими ведущими итальянскими композиторами, удивив их своей виртуозной игрой на разных инструментах; пребывание в Италии усилило обозначившуюся ранее склонность Генделя к итальянскому музыкальному стилю.

Поездки в Англию.

В июне 1710 Гендель сменил А.Стеффани на посту придворного капельмейстера курфюрста Ганноверского Георга, испросив предварительно отпуск для поездки в Англию. Осенью того же года он отправился в Лондон, где сразу по прибытии в течение четырнадцати дней сочинил оперу Ринальдо (Rinaldo ), поставленную 24 февраля 1711.

Через полгода Гендель вернулся в Ганновер, но весной 1712 вновь оказался в Англии, где написал еще несколько опер и посвятил королеве Анне Оду на день рождения , а в честь заключения Утрехтского мира написал Te Deum (1713). Однако в 1714 королева скончалась, и ей наследовал Георг Ганноверский, который был весьма сердит на Генделя за его самовольную задержку в Англии.

Прощение было даровано после исполнения Музыки на воде (Water Music ) – сюрприза, приготовленного Генделем к путешествию короля на лодке по Темзе из Уайтхолла в Лаймхауз одним из августовских вечеров 1715. (Рассказ о прощении Генделя некоторые считают легендой, поскольку известно, что музыка Генделя звучала во время другого королевского плавания в июле 1717.) Король утвердил годовой пенсион в 200 фунтов, дарованный композитору королевой Анной, и в январе 1716 Гендель сопровождал монарха при его посещении Ганновера; тогда же было создано последнее произведение композитора на немецкий текст – поэму о Страстях Господних Б.Х.Броккеса, использованную также И.С.Бахом в его Страстях по Иоанну .

По возвращении в Лондон (1717) Гендель поступил на службу к герцогу Чандосскому и руководил концертами в герцогском дворце Каннонс под Лондоном; там же был создан ряд англиканских антемов (церковных песнопений), пастораль Ацис и Галатея (Acis and Galatea ) и маска (развлекательное представление) Аман и Мордехай (Haman and Mordechai , первая редакция оратории Эсфирь , Esther ).

Оперный композитор.

Служба Генделя у герцога совпала с периодом, когда в Лондоне не давали итальянскую оперу, но в 1720 оперные представления возобновились в Королевской музыкальной академии, которая была основана годом ранее при участии представителей английского дворянства и под руководством Генделя, Дж.М.Бонончини и А.Ариости. Гендель отправился в Европу в поисках певцов и возвратился с новой оперой – Радамисто (Radamisto ). Академия просуществовала девять сезонов, в течение которых Гендель поставил несколько лучших своих опер – например, Флориданте (Floridante ), Оттон (Ottone ), Юлий Цезарь (Giulio Cesare ), Роделинда (Rodelinda ). В феврале 1726 Гендель стал гражданином Британии. После кончины короля Георга I (1727), он сочинил 4 коронационных антема для его наследника. В 1728 Музыкальная академия обанкротилась, не в силах соперничать с только что поставленной в Лондоне оригинальной остросатирической Оперой нищего Гея и Пепуша, имевшей колоссальный успех. Тем не менее Гендель не захотел признать себя побежденным и вместе со своим деловым партнером Хейдеггером начал борьбу: он собрал новую оперную труппу и устроил представления сначала в Королевском театре, потом в театре «Линкольнс Инн Филдз» в «Ковент-Гардене». Поскольку ему пришлось во время Великого поста исполнять Эсфирь без сценической постановки (1732), он на следующий год сочинил ораторию Дебора (Deborah ) специально для великопостного периода, когда нельзя было давать оперу. Генделевская антреприза имела сильного соперника в лице оперной труппы, которой в пику отцу-королю покровительствовал принц Уэльский. В этот период здоровье композитора ухудшилось, и в 1737 ревматизм, переутомление и плачевное финансовое положение доконали Генделя, покинутого к тому же своим компаньоном. Композитор заключил перемирие с кредиторами и отправился принимать горячие ванны в Ахен.

Оратория.

1737 – поворотный пункт в жизни Генделя. Он вернулся с курорта бодрым и окрепшим. Но хотя он возобновил партнерство с Хейдеггером и с 1738 по 1741 антреприза поставила в Королевском театре еще несколько генделевских опер (в частности, Дейдамию , Deidamia , последнюю оперу композитора), внимание Генделя отныне обратилось на другой жанр – английскую ораторию, которая не требовала ни сцены, ни дорогостоящих итальянских певцов.

28 марта 1738 Гендель показал в театре «Хеймаркет» программу, которую он назвал Ораторией (на самом деле это была смешанная программа из сочинений разных жанров), и она принесла композитору доход примерно в тысячу фунтов, что позволило ему заплатить все долги. К этому времени уже существовали Эсфирь , Дебора и Аталия (Athalia ), но пока это были лишь разрозненные образцы нового жанра. Отныне, начиная с Саула (Saul ) и Израиля в Египте (Israel in Egypt , 1739), Гендель стал сочинять оратории с той же регулярностью, с какой ранее создавал итальянские оперы. Самая известная оратория – Мессия (1741) была сочинена в три недели и впервые исполнена 13 апреля 1742 в Дублине. За ней последовали Самсон , Семела , Иосиф и Валтасар . Летом 1745 Гендель пережил второй серьезный кризис, как финансовый, так и связанный с ухудшением здоровья, но сумел оправиться от него и отметил подавление восстания якобитов созданием пастиччо под названием Оратория к случаю (Occasional Oratorio ). Еще одной ораторией, связанной с якобитским восстанием, стал Иуда Маккавей (Judas Maccabaeus , 1747), который современники воспринимали как слегка прикрытую библейским сюжетом хвалебную оду спасителю Англии, «мяснику» Камберленду (Уильяму Огастесу, герцогу Камберлендскому). Иуда Маккавей – лучшая оратория Генделя; при первом же исполнении произведение оказалось настолько соответствующим общему настроению, что Гендель сразу стал национальным героем, причем героем всего народа, включая не только дворянство, но и средний класс. В 1748–1750 он порадовал своих поклонников целой серией шедевров – Александр Балус (Alexander Balus ), Иисус Навин (Joshua ), Сусанна (Susanna ), Соломон (Solomon ) и Теодора (Theodora ), из которых не все прошли с тем успехом, которого заслуживали. В 1749 Гендель сочинил Музыку фейерверка (Fireworks Music ) для празднества по поводу заключения в Ахене мирного договора, положившего конец войне за Австрийское наследство; сам фейерверк не слишком удался, но музыка Генделя имела большой успех.

Последние годы, слепота и смерть.

Летом 1750 Гендель в последний раз посетил Германию. Вернувшись в Англию, он начал работу над ораторией Иевфай (Jephtha ), но почувствовал, что зрение ему отказывает. Ему трижды делали операции, но в январе 1753 Гендель ослеп окончательно. Однако он не сидел сложа руки, а с помощью преданного друга Дж.К. Смита сочинил свое последнее большое пастиччо Триумф Времени и Правды (Triumph of Time and Truth , 1757), материал для которого был заимствован, в основном, из ранней итальянской оратории Генделя Il Trionfo del Tempo (1708), а также из других прежде созданных сочинений. Гендель продолжал играть на органе и дирижировать концертами. Так, 6 апреля 1759, за неделю до смерти, он руководил исполнением Мессии в театре «Ковент-Гарден». Гендель скончался 14 апреля, а 20 апреля был похоронен в Вестминстерском аббатстве; его гроб провожало около трех тысяч человек, и на погребении пел сводный хор аббатства, собора св. Павла и Королевской капеллы.

ТВОРЧЕСТВО

Оперы.

Самый ценный вклад Генделя в сокровищницу мирового искусства – это его английские оратории, но тем не менее необходимо прежде всего обратиться к его итальянским операм. С 1705 по 1738 композитор уделял этому жанру подавляющую часть своей творческой энергии.

Оперы Генделя – не просто концерты в костюмах, сочиненные лишь для того, чтобы модные в то время певцы-кастраты (мужские сопрано и альты) и примадонны могли продемонстрировать свою виртуозность. Верно, что в генделевских операх преобладают арии da capo в традиционной трехчастной форме (А–B–А) и многие из подобных арий являются памятниками золотого века итальянской музыки и написаны в стиле А.Скарлатти, прямым преемником которого и являлся Гендель. Но генделевские арии редко бывают «чистой» музыкой: каждая ария рисует индивидуальный характер в той или иной ситуации, и сумма арий создает цельный драматический образ. Гендель обладал удивительным умением создавать драматический характер в пределах одной арии (например, жалоба Поппеи Bel piacere в Агриппине ) и достигал блестящих результатов, нарушая условную форму, например, вводя речитативную сцену Цезаря перед арией da capo Клеопатры V"adoro pupille в Юлии Цезаре . Та же форма арии дает простор для живописной и неординарной оркестровки, включающей как обычный, так и сценический оркестры. Гармоническое письмо Генделя тоже может быть весьма выразительным и оригинальным. Иногда в кульминационных моментах – таких, как сцена смерти Баязета в Тамерлане или сцена сумасшествия в Орландо , – Гендель отходит от простого чередования речитативных диалогов с ариями и сочиняет настоящую драматическую сцену.

Оратории.

Драматургические приемы, выработанные в опере, Гендель перенес в свои оратории. Они отличаются от его опер отсутствием актерской игры и декораций; употреблением английского языка вместо итальянского; свободным введением хоров. Чаще всего в ораториях используются религиозные сюжеты из Ветхого Завета, но музыка здесь скорее драматическая, нежели церковная, а в ряде случаев (например, в Семеле и Геркулесе ) сюжеты вовсе не связаны с христианством.

Мессия на первый взгляд вполне соответствует расхожему представлению о генделевской оратории как о череде речитативов, арий, хоров и т.д., и все же это сочинение стоит особняком, что обусловлено уже сюжетом: Мессия повествует о Рождестве, Страстях и Воскресении Иисуса, но не средствами прямого пересказа евангельских событий, а разного рода аллюзиями. По единогласному мнению, Мессия – один из шедевров мировой музыки, и все же вряд ли стоит, как это часто делается, превозносить данное произведение, забывая о других генделевских ораториях. Израиль в Египте – еще одна выдающаяся оратория: ее особенность – в исключительном преобладании хоров и столь же исключительном числе «заимствований» из музыки других авторов. Вообще генделевские «заимствования» и адаптации чужого материала – от отдельных тем до целых частей – неоднократно становились предметом обсуждения. Иногда Гендель берет чужую тему для того, чтобы дать толчок собственной фантазии, причем он непременно вносит в нее идущие на пользу изменения. Однако случай Израиля в Египте (а он не единичен) требует особого объяснения, поскольку заимствований здесь так много, что дело доходит едва ли не до обвинений в плагиате. Э.Дж.Дент высказал предположение, что усиленное пользование чужим материалов в сочинениях конца 1730-х годов явилось следствием душевного недуга, который преследовал Генделя в эти годы.

Другие хоровые жанры.

Жанровый диапазон хоровой музыки Генделя весьма широк: от двух циклов немецких пассионов (где Гендель наиболее близко соприкасается со стилем И.С.Баха) и английских серенат (жанра, близкого к опере) и од (восхитительная пастораль Ацис и Галатея , блестящее и живописное Празднество Александра , Alexander"s Feast , и прочее) до итальянских камерных кантат для сольных голосов, дуэтов и трио (один-два номера из этой музыки стали впоследствии весьма популярными частями Мессии His yoke is easy и For unto us ). Церковную музыку композитора имеет смысл разделить на три категории, весьма различающиеся по стилю. Первая категория – несколько ранних католических псалмов, в основном сочиненных в Италии; среди них лучший – псалом 110 Dixit Dominus . Вторая категория – музыка англиканской церкви, созданная по поводу крупных исторических событий: таковы «деттингенский» Te Deum , четыре великолепных антема на коронацию Георга II и глубоко прочувствованный погребальный антем The ways of Zion do mourn на смерть королевы. Третья категория состоит из одиннадцати менее монументальных т.н. Чандосских антемов (по имени герцога Чандосского) скорее напоминающих по форме немецкие церковные кантаты, нежели любой из видов английских антемов.

Инструментальные произведения.

Инструментальные произведения Генделя обладают многочисленными достоинствами, но все же уступают по качеству его хоровым опусам. Вершины камерно-инструментального творчества композитора – его сонаты ор. 1 для солирующих инструментов (флейты, гобоя или скрипки с basso continuo) и трио-сонаты (ор. 2), выполненные в итальянском стиле, но несомненно генделевские по духу. Трио-сонаты (ор. 5) более поверхностны и во многом состоят из заимствований ранней музыки. Равным образом второй цикл органных концертов представляет собой в основном транскрипции; немало транскрипций также в превосходном первом цикле органных концертов и в третьем цикле, которые были напечатаны, соответственно, под опусами 2 и 7. Эти концерты, исполнявшиеся самим автором как интерлюдии во время представления ораторий, вышли под названием Концерты для клавесина или органа , и действительно, играть их на клавесине даже удобнее, чем на органе современной конструкции (т.е. клавесин предпочтительнее, если не доступен барочный орган). Ранние концерты для оркестра (ор. 3) тоже неровны по качеству. Главный шедевр инструментального творчества композитора – монументальный цикл из 12 кончерти гросси для струнных (напечатан в 1740, ор. 6); рядом с ним можно поставить только некоторые фрагменты Музыки на воде .

Наиболее слабая часть инструментального наследия Генделя – его клавесинная музыка. Восемь сюит (Suites de pieces pour la Clavecin ), опубликованные в 1720, и Шесть фуг или фантазий для органа или клавесина (Six Fugues or Voluntarys for the Organ or Harpsicord ), появившиеся в 1735, – безусловно, достойны имени их автора, хотя генделевские «вольные», квазиимпровизационные фуги все же уступают чеканным по форме фугам И.С.Баха. Поздние сюиты и многочисленные мелкие пьесы в целом находятся на периферии творчества композитора.

Как и Бах, Гендель отличался консерватизмом. Так, его оперы целиком относятся к жанру неаполитанской оперы начала 18 в. Гендель дожил до эпохи, в которой тон задавали мангеймские симфонисты, К.Ф.Э.Бах и молодой Гайдн, но в его творчестве почти не слышны следы их влияния, в то время, как, например, его старший современник К.Граупнер (1683–1760), писавший сначала барочные оперы для гамбургского театра, к середине 18 в. стал автором многочисленных симфоний нового типа. Новое у Генделя, как и у Баха, всегда было ярко индивидуальным и никак не было связано с веяниями музыкальной моды. Например, неповторимая английская оратория – в полной мере создание Генделя. Устаревший уже при жизни композитора стиль Генделя не оказал непосредственного воздействия на музыкальный процесс. Прошло тридцать лет, прежде чем Моцарт открыл для себя Генделя и переоркестровал Мессию , и около сорока лет, прежде чем Гайдн пошел генделевским путем в оратории Сотворение мира .

Гендель Георг Фридрих (1685 – 1759)

Родился Гендель в Галле (Германия). Его отец был придворным лекарем-цирюльником. Он мечтал дать сыну образование юриста, а на музыкальные способности мальчика особенного внимания не обращал. Но одаренность Георга заметил курфюст Галле – герцог Саксонский и настоял, чтобы отец все же отдал сына в руки лучшего музыканта города Ф. Цахова, который в течение нескольких лет прививал Генделю музыкальный вкус, знакомил с разными музыкальными стилями, отрабатывал композиторскую технику. Он видел в нем большой потенциал. И ученик его не подвел. В одиннадцать лет он уже стал известен в стране как музыкант и композитор. Но ему еще предстояло выполнить волю покойного отца – стать юристом. Юноша поступает в Галльский университет (1702) и изучает право. Но одновременно служит органистом в храме, сочиняет музыку, преподает пение. Его влечет опера, и он едет в Гамбург, в котором есть оперный театр, соперничающий с французскими и итальянскими театрами, поступает в оркестр, где играет на нескольких музыкальных инструментах. Здесь он в своей стихии. Директор театра – Р. Кайзер – оперный композитор, И. Маттезон – певец, композитор и литератор – замечают талантливого юношу, сотрудничают с ним, помогают и оказывают большое влияние на формирование будущего великого композитора. Первые оперы «Альмира» и «Нерон» были, конечно, поставлены в Гамбурге (1705).

Окрыленный успехом он едет в Италию (театр Кайзера закрылся из-за банкротства), где посещает театры Флоренции, Неаполя, Венеции, учится, впитывая в себя впечатления от итальянского оперного искусства. Через несколько месяцев он уже настолько изучил эту новую для себя стилистику, что пишет оперу «Родриго» (1707) и ее ставит Флорентийский театр. Спустя два года в Венеции успешно стартует его вторая итальянская опера «Агриппина». Взыскательные итальянцы восторженно принимают оперы композитора. Так он становится знаменитым. Его принимают в Аркадскую академию, где он на равных с такими корифеями как А. Корелли, Б. Марчелло, А. Скарлатти, итальянские аристократы наперебой делают музыканту заказы для своих домашних театров. В 1710-ом маэстро приглашают в Англию, где он получает английское гражданство и живет до конца своих дней. Здесь начинается настоящий расцвет его таланта и славы. Творчество гения поднимает английскую музыку на необыкновенную мировую высоту.

В 1720-ом немецкий композитор становится руководителем Академии итальянской оперы и Лондонского оперного театра, где ставятся его новые шедевры в итальянском стиле: «Радамист» (1720), «Оттон» (1723), «Юлий Цезарь» (1724), «Тамерлан» (1724), «Роделина» (1725), «Адмет» (1726). Благородство образов, напряженный трагизм кульминаций, психологизм характеров – все превосходило известную доселе стилистику итальянской оперы.



Гендель Г. Ф.

(Hдndel) Георг Фридрих (23 II 1685, Галле - 14 IV 1759, Лондон) - нем. композитор.

Большую часть своей жизни (почти 50 лет) прожил в Англии. Родился в семье цирюльника-хирурга. Его учителем был композитор и органист Ф.В. Цахау. В 17 лет Г. занял место органиста и муз. руководителя собора в Галле. С этого времени определилось неизменное тяготение Г. к серьёзному иск-ву и синтезу хора и инстр. музыки, к-рый являлся традицией нем. музыки. Однако композитору были чужды религиозные интересы. Тяготение к светской, особенно театр., музыке заставило его в 1703 переехать из Галле в Гамбург - единственный в то время город, где существовал нем. оперный т-р. В Гамбурге Г. создал оперы "Альмира" и "Нерон" (пост. 1705). Однако Гамбургская опера распалась (для экономически отсталой, феодальной Германии время нац. оперной школы ещё не наступило), и в 1706 Г. уехал в Италию, жил во Флоренции, Риме, Неаполе, Венеции и завоевал славу первоклассного композитора. Он написал оперы "Родриго" (1707), "Агриппина" (1709), оратории, пасторальную серенаду "Ацис, Галатея и Полифем" (1708), камерные кантаты, дуэты, терцеты, псалмы. В Италии Г. стал известен как выдающийся исполнитель на клавире и органе (состязался с Д. Скарлатти). С 1710 Г. придв. капельмейстер в Ганновере (Германия). В том же году приглашён в Лондон, где в нач. 1711 с большим успехом была поставлена его опера "Ринальдо". В 1710-е гг. Г. работал попеременно в Лондоне и Ганновере, в 1717 окончательно порвал с Германией и в 1727 принял англ. подданство. В 1720 Г. возглавил оперное предприятие в Лондоне (Королевская муз. академия). Здесь он испытал сильное противодействие разл. слоёв англ. общества. Против Г. подняли кампанию аристократич. круги, находившиеся в оппозиции к королю (оказывавшему покровительство Г.) - представителю ганноверской династии. Враждовавший с королём принц Уэльский организовал т. н. Великосветскую оперу и вместе с др. представителями знати поддерживал конкурировавших с Г. модных итал. композиторов, авторов поверхностно-виртуозных опер. Независимый характер Г. осложнял его отношения с двором. Кроме того, высшее духовенство чинило препятствия конц. исполнению библейских ораторий Г. С др. стороны, тот жанр оперы, в к-ром работал Г. в Англии, - итал. опера-сериа - был чужд англ. бурж.-демократич. публике и по своим условным антично-мифологич. сюжетам, и по иноземному языку. Передовая публицистика (Дж. Аддисон, Дж. Свифт и др.) нападала на Г., критикуя в его лице реакц. эстетику антинациональной придв. аристократич. оперы. В 1728 в Лондоне была поставлена "Опера нищих" (текст Дж. Гея, музыка Дж. Пепуша) - бурж. комедия с многочисл. вставками из нар. песен и популярных арий. Эта пьеса с ярко выраженной политич. направленностью заключала в себе и сатиру на аристократическую оперу. Осн. удар был направлен против Г., как наиболее прославленного композитора-"итальянца". Шумный успех "Оперы нищих" усилил нападки на Г. и привёл к краху руководимое им оперное предприятие, а сам Г. был разбит параличом. По выздоровлении Г. вновь возвратился к энергичной творч. и организаторской деятельности, писал и ставил оперы, устраивал спектакли и концерты, но терпел одно поражение за другим (в 1741 провалилась его последняя опера "Дейдамия"). В 1742 с энтузиазмом была принята в Дублине (Ирландия) оратория "Мессия". Однако в Лондоне исполнение "Мессии" и ряда др. последующих ораторий Г. вызвало новую волну травли со стороны великосветского общества, подвергшую Г. глубокой душевной депрессии (1745). В том же году в судьбе композитора наступил крутой перелом. В Англии началась борьба против попытки реставрации династии Стюартов, Г. создал "Гимн добровольцев" и "Ораторию на случай" - призыв к борьбе с нашествием армии Стюартов. Эти патриотические произв. и особенно воинственно-победная героическая оратория "Иуда Маккавей" принесли Г. широкое признание. Восторженно были встречены и последующие его оратории. Г. нашёл новую, демократичную аудиторию. Смерть Г. в 1759 английский народ воспринял как потерю национального композитора.
Ограниченность англ. бурж. культуры, не сумевшей создать предпосылок к развитию нац. оперы высокого стиля, заставила Г., всю жизнь тяготевшего к т-ру, после долгой борьбы отказаться от этого жанра. Его итал. оперы-сериа (всего Г. написал св. 40 опер) обнаруживают непрерывные целеустремлённые поиски драматич. стиля и обладают большим мелодич. богатством, силой эмоц. воздействия музыки. Однако в целом этот жанр сковывал реалистич. устремления композитора. В сер. 30-х гг. Г. обратился к вок.-симф. жанру оратории, не связанной со сценическим действием. Ей он почти полностью посвятил последнее десятилетие своей активной творч. деятельности (1741-51). В ораториальном творчестве - главное историч. значение Г. На материале библейских преданий и их преломлении в нац. англ. поэзии (Дж. Мильтон) композитор создал полные эпического величия и драматич. силы картины нар. бедствий и страданий, борьбы за освобождение от гнёта поработителей. Проникнутые духом нар. патриотизма, грандиозные творения Г. отразили демократич. стремления англ. народа и по своему общему идейному смыслу и эмоц. характеру не принадлежат к культовому иск-ву. Г. рассматривал свои оратории как светские произведения концертного типа и решительно восставал против исполнения их в церквах. Более поздняя практика исказила намерения Г., трактуя его народные музыкальные трагедии как духовную музыку.
Г. глубоко преобразовал ораторию, создав новый тип монументального вок.-оркестрового произв., отличающегося единством драматургич. замысла. В центре оратории Г. - нар. массы, её герои и вожди. Активная роль народа определила ведущее значение хора. Зап.-европ. светская музыка до Г. не знала такого огромного по масштабу и по мощи выразительности хора. Разнообразие драматургич. функций хора, красота и полнота аккордового и полифонич. звучания, гибкие, свободные и вместе с том классически завершённые формы сделали Г., наряду с И. С. Бахом, непревзойдённым в западноевроп. музыке классиком хорового письма. Воспитанный на традициях нем. полифонии - хоровой, органной, оркестровой, Г. в своём ораториальном творчестве претворил также традиции англ. хоровой культуры (Г. с первых лет своей деятельности в Англии писал хоровые антемы - англ. псалмы типа кантат, изучал нар. многоголосную музыку а творчество Г. Пёрселла). Г. развил в ораториях лучшие элементы своей оперной музыки. Мелодический стиль Г., поражающий "гениальным расчётом на самые драматические струны человеческого голоса" (А. Н. Серов), доведён им в ораториях до высокой степени выразительности. Демократич. направленность ораториального творчества Г. определила его общедоступность как в отношении сюжетов, знакомых широкой аудитории, и нар. языка, так и в отношении музыки, отличающейся особой рельефностью и ясностью развития. В ораториях Г. проявились оперно-драматич. тенденции ("Самсон", 1741; "Иевфай", 1752, и др.), эпические ("Израиль в Египте", 1739; "Иуда Маккавей", 1747, и др.), иногда лирические ("Жизнерадостный, задумчивый и сдержанный", 1740, по Дж. Мильтону), но во всех них ощущаются свойственные Г. оптимизм, топкое чувство красоты, любовь к жанровому, конкретному, изобразительному началам. Оратории Г. создавались на основе либретто, вольно трактующих легенды из Ветхого завета. Только "Мессия" написана на подлинный евангельский текст. Всего Г. написал ок. 30 ораторий.
Среди обширного инстр. наследия Г., включившего почти все совр. композитору жанры, выделился созданный им вид инстр. музыки для исполнения на открытом воздухе и представляющий собой красочные сюиты для больших оркестровых составов с особо активной ролью духовых инструментов ("Музыка на воде", ок. 1715-1717; "Музыка фейерверка", 1749). Значительны по глубине содержания и мастерству форм оркестрово-ансамблевые концерты (форма "кончерто гроссо") и новый, введённый Г. жанр органных концертов (в сопровождении оркестра или ансамбля), написанных в подчёркнуто светском, празднично блестящем стиле. Г. принадлежат также сюиты для харпсихорда (англ. разновидность клавесина), сонаты и трио-сонаты для разл. инструментов и др. сочинения. Творчество Г. не нашло продолжения в самой Англии, где для этого не было ни идейных, ни муз. творч. стимулов. Но оно оказало сильное влияние на развитие западноевроп. классич. музыки эпохи бурж. просвещения и Великой франц. революции (К. В. Глюк, Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Керубини, Э. Мегюль, Л. Бетховен). Г. высоко ценили передовые русские музыканты. В. В. Стасов называл Г., как и И. С. Баха, "колуссом новой музыки".
Основные даты жизни и деятельности
1685. - 23 II. В среднегерманском городе Галле в семье придв. саксонского цирюльника-хирурга Георга Г. родился сын Георг Фридрих.
1689. - Г. самоучкой освоил игру на клавесине, вопреки протестам отца, наметившего для сына карьеру юриста.
1692-93. - Поездка с отцом в резиденцию саксонского курфюрста и в г. Вейсенфельс, где Г. играл в церкви на органе.
1694. - Начало занятий музыкой с композитором и органистом Ф. В. Цахау (изучение генерал-баса, композиции, игры на клавесине, органе, скрипке, гобое).
1695. - Первые муз. сочинения: 6 сонат для духовых инструментов.
1696. - Поездка в Берлин. - Первое выступление в качестве клавесиниста и аккомпаниатора во время придворных концертов.
1697. - Возвращение в Галле. - Создание ряда кантат и пьес для органа.
1698-1700. - Занятия в городской гимназии.
1701. - Знакомство с композитором Г. Ф. Телеманом. - Замещение должности органиста в кальвинистском соборе в Галле.
1702. - Поступление на юридич. ф-т ун-та в Галле. - Одноврем. Г. получает должность органиста и музыкального руководителя в соборе. - Преподаёт пение и теорию музыки в протестантской гимназии.
1703. - Переезд в Гамбург. - Знакомство с композитором И. Маттезоном. - Работа в оркестре оперного т-ра в качестве 2-го скрипача и клавесиниста.
1704. - 17 II. Исполнение первой оратории Г. - "Страсти по Евангелию от Иоанна".
1705. - 8 I. Постановка первой оперы Г. - "Альмира" в Гамбургском оперном т-ре. - 25 II. Постановка там же второй оперы Г. - "Нерон". - Покинул оркестр в связи с тяжёлым материальным положением т-ра.
1706. - Поездка во Флоренцию (Италия).
1707. - Во Флоренции исполнена первая итал. опера Г. - "Родриго". - Поездка в Венецию, знакомство с Д. Скарлатти.
1708. - В Риме знакомство с А. Корелли, А. Скарлатти, Б. Паскуини и Б. Марчелло. - Поездка в Неаполь.
1710. - Поездка в Ганновер. - Начало работы в качестве придв. капельмейстера. - Осенью поездка в Лондон, через Голландию.
1711. - Опера Г. "Ринальдо" поставлена в Лондоне с большим успехом. - Возвращение в Ганновер.
1712. - Поздней осенью вторая поездка в Лондон.
1716. - Поездка в Ганновер (июль) в свите короля Георга. - Возвращение в Лондон в конце года.
1718. - Г. руководит домашним оркестром графа Карнарвона (впоследствии герцога Чендосского) в замке Кеннон (близ Эджуэра).
1720. - Назначение Г. муз. директором Королевской муз. академии в Лондоне. - Поездка Г. в Германию для набора в оперу певцов.
1721-26. - Кульминационный период творч. деятельности Г. как оперного композитора.
1727. - Г. получил англ. подданство и звание композитора музыки Королевской капеллы.
1728. - Успех "Оперы нищих" (текст Дж. Гея, музыка Дж. Пепуша) содействовал краху оперного предприятия Г.
1729. - Г. получил должность муз. руководителя во вновь созданной Королевской муз. академии. - Поездка в Италию с целью ознакомления с новыми операми и набора певцов; посещение Флоренции, Милана, Венеции, Рима и др. - Возвращение в Лондон.
1730-33. - Новый подъём творчества Г. - Поездка в Оксфорд на фестиваль своих произв.
1736. - Дирижирует 15 концертами из своих сочинений.
1737. - Крах оперного т-ра, руководимого Г. - Душевная депрессия, тяжёлая болезнь композитора (паралич).
1738. - Опубликованы концерты Г. для арпсихорда или органа.
1741. - XI. Поездка в Дублин (Ирландия) для выступления с концертами.
1742. - 13 IV. Первое исполнение оратории "Мессия" в Дублине. - Возвращение в Лондон (в августе).
1744. - Г. берёт в аренду Королевский т-р в Лондоне.
1745. - В связи с финансовыми затруднениями Г. закрывает т-р. - Душевная депрессия и тяжёлая болезнь Г. - Исполнение "Гимна добровольцев".
1746. - Исполнение "Оратории на случай", в к-рой Г. призывал англичан к борьбе с нашествием армии Стюартов.
1747. - Исполнение оратории "Иуда Маккавей" в честь победы над армией Стюартов. - Г. становится нац. героем страны. - Знакомство с прибывшим в Англию К. В. Глюком; выступление вместе с ним с исполнением своих произв.
1751. - Последняя поездка в Голландию и Германию. - Потеря зрения.
1752. - Неудачная операция глаз. - Полная слепота.
1754. - Г. с помощью Смитса переделывает и дополняет ранее созданные произв. - Принимает участие в концертах, играя на органе или чембало.
1756. - Тяжёлое депрессивное состояние композитора.
1757. - Исполнение оратории "Триумф Времени и Правды" (отдельные номера).
1759. - 30 III. Г. последний раз руководит исполнением "Мессии" в театре "Ковент-Гарден". - 14 IV. Смерть Г. в Лондоне.

Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .

На юридический факультет университета все-таки пришлось поступить: это была последняя воля умирающего отца. Но связь с музыкой уже никогда не прерывалась: он подрабатывает органистом, учителем пения. Но небольшой город Галле скоро стал «мал» Генделю, и он уезжает в Гамбург. Скоро и Гамбург становится тесен для творчески планов юного композитора, и Гендель отправляется в Италию. Там он пишет свои оперы, которые с успехом ставятся во многих итальянских городах.

Тут нужно понимать: для итальянцев опера — это больше чем опера. Это их детище, их слава, их великая любовь. То, что они признали «чужака», означало то, что этот приезжий немец писал музыку, которая вполне соответствовала их требовательному, взыскательному и даже несколько избалованному вкусу.

Но Гендель через три года переезжает в Англию (проведя некоторое время в Ганновере), впоследствии принимает подданство и остается там уже до конца своей жизни. Георг Гендель стал исключительно востребован при королевском дворе. Там же, по легенде, родилась его «Музыка на воде» — по случаю лодочной прогулки английского короля Георга Первого по Темзе.

Бороться с огромным влиянием, которая имела в Англии, было трудно. Генделя ждало банкротство, поскольку конкуренции с итальянцами в Англии композитор не выдерживал. Гендель обращается к жанру оратории («Самсон», «Иуда Маккавей», «Геракл», «Валтазар», «Эсфирь», «Израиль в Египте» и другие).

Георг Гендель был (и остается) кумиром англичан. Надо сказать, что по странному до сих пор необъяснимому обстоятельству, Англия в истории музыки не является чем-то особенно выдающейся. В эпоху барокко работал Генри Пёрселл, уже в 20 веке — Бенджамен Бриттен. Больше за всю историю композиторов с мировыми именами Англия не знала. Понятно, что немец Гендель, будучи гениальным композитором, стал для английской музыки значительным явлением.

Георг Гендель начал слепнуть (как и Бах). После того как наступила полная слепота, он еще продолжал диктовать ноты специальным переписчикам. Умер Гендель 14 апреля 1759 года, был с почестями похоронен в Вестминстерском аббатстве — как выдающийся гражданин страны. По завещанию, около 20000 фунтов (огромная сумма для того времени) были розданы друзьям композитора и отданы на благотворительные цели. Таким был великий композитор Георг Фридрих Гендель.

«Музыка на воде» и «Мессия» — самые знаменитые произведения Генделя (одно — светское, одно — церковное). Я даже не боюсь сказать, что самые популярные, поскольку эту музыку можно услышать где угодно: не только в концертных залах, но и как фрагменты киномузыки в художественных фильмах и так далее.

«Музыка на воде»

Эта музыка сопровождала короля Георга Первого во время его прогулки по Темзе. С этим королем Георг Гендель был знаком давно — еще по Ганноверу, там он состоял на службе у курфюрста Георга Людвига — последний и стал тем самым королем Англии. Обязанности свои в Ганновере при будущем короле Гендель выполнял не слишком ревностно. Георг-король и Георг Гендель снова «встретились» уже в Лондоне, надо сказать, что король сменил гнев на милость в отношении композитора.

Для того чтобы музыка была слышна на всем протяжении реки и ровным акустическим фоном по Лондону, Гендель использовал приемы, характерные для «военной музыки». За королем шла баржа с 50 играющими музыкантами.

«Музыка на воде» — это три сюиты, каждая состоит из нескольких частей. Написана она для оркестра, музыка разнообразная, включает в себя много популярных в то время танцев (менуэты, бурре). Многое из этой музыки сохраняет популярность и по сей день. Она представлена и в масс-культуре. Одна из мелодий «Музыки на воде» стала заставкой телекомпании Anglia Television, другие слышны в рекламных роликах и даже кулинарных шоу. «Музыку на воде» использовал в своем мультфильме Уолт Дисней и ряд кинорежиссеров в своих картинах.

«Мессия»

Одно из самых знаменитых произведений Георга Генделя — оратория «Мессия». Мессия в христианской традиции — это Иисус Христос. Текст для оратории был взят, естественно, библейский, в английском переводе. Свое грандиозное произведение Гендель написал за 24 дня. Он вообще сочинял очень быстро, что никак не умаляет достоинств его музыки.

Оратория — один из жанров, который родился в эпоху . Истоки этого жанра уходят в глубь Средневековья, к духовным представлениям с музыкой (XII-XIII века). Оратория — крупное многочастное произведение для оркестра, хора и солистов — изначально на религиозный текст. Правда, уже у Генделя можно встретить светские оратории. В любом случае, ораторию можно назвать концертным видом духовной драмы.

В этой духовной драме нет «видимого» действия, это не опера с актерами-певцами, своим сюжетом и драматургией. Тем сложнее задача написания музыки: ведь все происходящее нужно передать строго музыкальными средствами. Вот и представьте себе, какой мощью должна обладать музыка, чтобы своими средствами передать то, что следует из библейского текста. Нужно передать все: и «звуки войны», и героику, и плач, и скорбь, и созерцание. Сила оратории в том, что ее музыка часто приобретала общегражданский смысл. Так случилось с ораториями Генделя.

Не случайно, наверное, при исполнении «Аллилуйя» (одна из частей «Мессии») во многих странах до сих пор принято вставать.

К тому времени условность границ церковной и светской музыки стала еще заметней. Самые выдающиеся произведения, написанные для церковной службы, становились неотъемлемой частью светской жизни общества. Музыка остается музыкой. Кстати, средства от исполнения «Мессии» Гендель завещал использовать на вспоможение нуждающимся.

В «Мессии» Генделя три большие части, разделенные на сцены. Там есть и пророчества, и крестные муки, и вознесение, и Судный день, и прославление. Структуру оратории те, кому интересно, могут посмотреть в Интернете. Те же, кто будет частично слушать, могут обратить внимание на специфический музыкально-живописный язык. Мелодия поднимается там, где в тексте слово «гора» («mountain»), она «искривляется» на слове «crooked» («кривой»), идет по «мелодическим равнинам» на слове «plain» («гладкий, ровный»). Но можно послушать просто как музыку, хотя бы несколько частей «Мессии», для того чтобы иметь представление, что же это за знаменитая оратория.

С первого же исполнения оратория Генделя начала свое победное шествие по Европе. Исполнена она была во всех странах, с тех пор этот процесс не прерывается. Сейчас дом, в котором Гендель работал в Лондоне над «Мессией», стал музеем — английским. Музей Генделя есть и в его родном городе — Галле, в Германии.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры