Был ли Базаров героем своего времени? (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

Главная / Чувства

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» (1862) стал новаторским в отношении разработки нового типа героя – демократа-разночинца . Автору удалось угадать веяние эпохи, отразив исторический процесс 60-х гг. XIX в . – конфликт демократов-разночинцев и дворян.

Главный герой романа – Евгений Базаров – является единственным представителем «детей» в произведении. Свое «любимое детище » Тургенев наделяет демократическим обликом и явно неаристократическим происхождением («лицо длинное и худое», «красная рука», простая и небрежная одежда), невероятной трудоспособностью (анатомия, составление гербариев, чтение) и природным обаянием и дружелюбием (простые люди принимают его за своего – «свой человек, не барин »). У Базарова свой - не совсем традиционный – взгляд на многие вещи, но и в уме, начитанности и природной смекалке ему нельзя отказать. Всем этим Евгений вызывает брезгливое отношение к себе холеного аристократа Павла Кирсанова.

Спор между Кирсановым и Базаровым становится сюжетным центром романа и обнаруживает идейную непримиримость взглядов дворян и разночинцев. В сцене спора Базаров со всей мощью раскрывает идеи своего воинствующего демократизма: презрительно говорит об «аристократишках», гордится своим нигилизмом , отрицая все традиционное – самодержавие, крепостничество, религию. У Евгения есть своя цель – очищение места от старого во имя нового. Несмотря на всю революционность и даже агрессивность своей позиции, Базаров любит народ, гордится своим «простым» происхождением. Позиция Базарова небездоказательна – напротив, она основана на логике и фактах, что и заставляет Кирсанова признать свое поражение. Духовное превосходство нигилиста еще более очевидно в сцене дуэли Базарова с Павлом Кирсановым.Противостояние «Базаров-Кирсанов» выходит за рамки сюжетного элемента, приобретая идеологическое значение борьбы «демократизм – аристократизм».

Несмотря на свою мощность и основательность, образ Базарова во многом противоречив: он отрицает первозданность и совершенство природы («природа – не храм, а мастерская») , эстетическое и идейное наследство искусства («Рафаэль гроша медного не стоит» ). Автор подчеркивает, что эти крайности были присущи самому демократическому движению, поэтому небезосновательно перенесены на героя.

На поверку же базаровский нигилизм оказывается надуманным и искусственным: герой не выдерживает традиционного для Тургенева испытания любовью – любовь Базарова превращается в гордое и молчаливое страдание. Не проходит мимо Базарова и истинное дружеское чувство: он искренне пытается понять Аркадия, помочь ему разобраться в себе. Привлекает в Базарове и его нежная любовь к старикам родителям. Не могут не потрясти мужество и сила духа героя перед лицом смерти.

Тургеневский Базаров стал исторически достоверным героем : автор показал весь трагизм судеб людей, пролагающих новые пути.

Успешного изучения литературы!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Роман «Отцы и дети» был написан в 1861 году. В нем Иван Сергеевич Тургенев стремился показать особенности русского общества конца 50-х годов XIX столетия и конфликт того времени. Произведение отражает эпоху, предшествующую отмене крепостного права в России, когда страна была уже расколота на два противоборствующих лагеря. Один состоял из либерально настроенных дворян, старых аристократов, второй – из молодежи, революционных демократов-разночинцев. Представителем последнего течения в романе выступает Евгений Базаров, ярый нигилист. Это довольно противоречивый, но интересный персонаж, отрицающий все духовное, что нельзя «потрогать руками». Что делает Базарова героем своего времени в романе Тургенева, и какого персонажа можно отнести к такой категории? Безусловно, здесь важно умение отражать в своем характере основные черты той эпохи. Насколько удалось писателю передать всю трагичность и важность личности Базарова, можно судить по следующим критериям.

Необходимость радикальных перемен не вызывала сомнений ни у кого из представителей общества того времени. Однако оба лагеря понимали их совершенно по-разному. Демократические взгляды молодежи были несколько более радикальными, что отражалось во всех сферах жизни общества и вызывало главный конфликт. В кризисной обстановке того далекого времени в России резко обострились отношения двух поколений, их споры о жизни, народе, религии, искусстве и общественном строе в целом. В то же время зародилось понятие нигилизма, отрицания всего, что не имело каких-либо конкретных доказательств или фактов.

Образ Базарова занимает центральное место в романе и является наиболее интересным, сложным и противоречивым. Сюжетная линия произведения выстроена таким образом, что главный герой постоянно находится в центре событий, а другие персонажи сгруппированы вокруг него и помогают более четко отразить особенности его характера. Тургенев показывает читателю Базарова как волевую, трудолюбивую, целеустремленную личность. Однако, будучи человеком в возрасте, сам писатель оценивает Евгения с позиции «отцов» и разделяет его взгляды и суждения не в полной мере. Это можно утверждать исходя из того, что в романе главный персонаж постоянно попадает в довольно сложные ситуации. Автор словно дает возможность читателю составить собственное мнение о Базарове. Он подчеркивает его душевную силу, принципиальность, твердость характера, умение отстаивать свои убеждения и добиваться желаемого.

Следует сказать, что Евгений является наиболее демократичным персонажем всего романа. В отношении крестьян и слуг он чужд высокомерия и прямолинеен, в нем нет пафоса или гордыни. Тургенев описывает его как простого парня, далекого от аристократических замашек людей того времени. Об этом говорит и его незамысловатая манера одеваться, красная кожа рук, не знавшая модных перчаток. Это человек, который, несмотря на свой молодой возраст, уже прошел школу лишений, сложностей и постоянной работы. Писатель показывает Базарова как активного, самостоятельно мыслящего и независимого малого: он много работает и всего в жизни привык добиваться своим трудом. Обучение в университете он оплачивал сам, не взяв у родителей ни копейки, да и сейчас содержит себя самостоятельно.

Негативной чертой героя является отрицание им всего того, что ему не дано понять. Он не признает искусство, поэзию, потому что не видит в них смысла, равнодушен к красоте природы, считая, что это всего лишь «мастерская», где человек может и должен работать. Евгений не ценит талант и труд других людей, занимающихся духовным развитием, что нельзя считать правильным, поскольку искусство делает жизнь яркой и красочной. Однако хоть Базаров и относит себя к демократам-разночинцам, все отрицающим, но главный смысл его жизни состоит в работе. Он постоянно находится в поиске чего-то нового, экспериментирует, «режет лягушек» и проводит опыты, находится в поисках новых идей, ведь Евгений – врач и он лечит людей. Он признает только естественный жизненный опыт.

Ну и, конечно же, главный герой романа остается верен себе, у него слова не расходятся с действиями. Другие персонажи Ситников, Кирсанов и Кукшина противопоставлены автором образу Базарова. На фоне ярого нигилиста они выглядят жалкой пародией, что еще больше подчеркивает зрелость ума Евгения, глубину его суждений и открытую ненависть к рабству и барству.

Заканчивая сочинение, хочется отметить, что смерть героя подчеркивает трагизм его жизни. Евгений осознает тщетность своего существования и задается вопросом, насколько важен и нужен он был России. В своем образе Базаров отразил основные черты, ошибки и заблуждения той эпохи, что дает право называть его героем своего времени.

План

1. Вступление.

2. Нигилизм Базарова.

3. Демократические взгляды главного героя.

4. Образованность Евгения Базарова.

5. Вывод.

Многие авторы в своих произведениях пытались изобразить персонажей с чертами характера и поведением, которые были свойственны большинству людей той эпохи. Примерами героев своего времени могут стать Григорий Печорин и Евгений Онегин. Этот список может пополнить и имя Евгения Базарова. Почему он тоже герой своего времени?

Во-первых, герой — нигилист. Его взгляд на мир особенно ярко выражается в разговорах. Он, как и многие представители молодёжи пятидесятых годов девятнадцатого столетия, отрицает авторитет и мастерство гениев («Рафаэль гроша медного не стоит, а русские художники и того меньше») и сомневается во всём, что было доказано ранее. Также герой не верит в красоту и любовь. Ему непонятно, откуда во взгляде красавицы могла появиться загадочность: «Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду?» Он не желает доверять кому-либо и привык полагаться только на себя и собственные знания и опыт.

Во-вторых, Базаров — разночинец. Он придерживается прогрессивных демократических взглядов на жизнь и не признаёт идеи либералов и консерваторов. Герой презирает «аристократишек», что выражается в его спорах с Павлом Петровичем. Желание Базарова отменить крепостное право также выдаёт в нём представителя интеллигенции пятидесятых годов 19 века.

В-третьих, у героя хорошее образование. Базаров знает не только биологию и химию, но и другие науки, может поддержать разговор практически на любую тему. Герой использует умения и навыки, чтобы лечить людей. Он не представляет свою жизнь без труда, поэтому даже на отдыхе в усадьбе Кирсановых проводит опыты и исследует строение организма лягушек. Герой смеётся над романтиками и считает, что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

Все эти идеи описывают Базарова как яркого представителя молодёжи того времени. Анализируя образ Базарова, можно сделать вывод, что он — герой своего времени. Черты характера героя, его высказывания и представления о жизни — всё это делает Базарова похожим на типичного молодого человека пятидесятых годов девятнадцатого столетия.

БАЗАРОВ - ГЕРОЙ СВОЕГО ВРЕМЕНИ. Исторически сложилось так, что 50-е годы выдвигают новое течение - разночинство. После подав­ления восстания декабристов, николаевских репрессий, идеалисти­ческой эпохи 40-х годов наступает период действия. В 60-е годы происходит отмена крепостного права, обостряется борьба либера­лов с демократами. Не последнюю роль в обществе играет и подъем естественных наук, надежды на разумное устройство мира.

Базаров - разночинец. Разночинцы - люди из разных сосло­вий. Это студенты, земские врачи, журналисты, литераторы. Ленин писал о том времени: «…Оживление демократического движения в Европе… требование политических реформ всей печатью и всем дворянством, распространение по всей России «Колокола», могучая проповедь Чернышевского… студенческие беспорядки - при таких условиях самый осторожный и трезвый политик должен был при­знать революционный взрыв вполне возможным и крестьянское восстание опасностью весьма серьезной».

Тургенев хотел создать образ человека нового типа, способного сменить пассивных дворян Рудина и Лаврецкого, время которых прошло. Писарев писал, что у Печориных есть воля без знания, у Рудиных знание без воли, а в Базарове есть и знание и воля. База­ров критикует бездействие поколения 40-х годов. Он отрицает ста­рые принципы либералов-дворян, критикует аристократизм и бар­ство, «стремится расчистить место для новой будущей жизни». Тур­генев не верит в перспективность позиций Базарова. Тургенев как бы относит себя к «отцам» и оценивает Базарова с точки зрения «отцов». Он специально ставит Базарова в сложные ситуации, чтобы читатель мог сам оценить Базарова. Тургенев, выделяя ха­рактерные черты, пишет, что у Базарова есть воля, целеустремлен­ность, незаурядный ум, а главное - трудолюбие.

Я придерживаюсь отрицательного направления в силу ощуще­ний. Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен, и баста! Отчего мне нравится химия? Отчего ты любишь яблоки? Тоже в силу ощу­щения - это все едино. Глубже этого люди никогда не проникнут. Не всякий тебе это скажет; да и я в другой раз тебе этого не скажу». Базаров - нигилист, он отрицает искусство, красоту при­роды, любовь.

«- В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отри­цаем.

Все? Все. Как? Не только искусство, поэзию… но и… страшно вымол­вить. Все, - с невыразимым спокойствием повторил Базаров».

Базаров отрицает любовь, но, увидев Одинцову, он поступается своими принципами и поддается романтическому чувству. После неудачи с Одинцовой он начинает ухаживать за Фенечкой, чтобы компенсировать себе эту неудачу, но ведь Фенечка нравится и Павлу Петровичу, и Николаю Петровичу. И в этой ситуации Турге­нев противопоставляет поколения 40-х и 60-х годов. Это чувство долга перед братом у Павла Петровича и противоположное чувству Базарова. Одна из главных линий романа - это отношение Базаро­ва к народу. Если Павел Петрович презирает народ, то Базаров счи­тает себя частицей народа. «Мой дед землю пахал. Спросите любого из ваших мужиков, в ком из нас - в вас или во мне - он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете». Ба­заров гордится своим происхождением.

Так же интересно отношение Базарова к природе. Он говорит: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Турге­нев отрицает этот тезис Базарова и не случайно в эпилоге описыва­ет могилу Базарова, где цветут красивые деревья, зеленеют расте­ния. Тургенев пишет о красоте, о поэтичности, об искусстве.

Образ Базарова Тургеневу подсказала сама жизнь. В некоторых изречениях Базарова прослеживаются мысли Добролюбова, Черны­шевского, русских естествоиспытателей. Базаров говорит: «Мы дей­ствуем в силу того, что мы признаем полезным», а у Чернышевско­го - «…только то, что полезно для человека вообще, признается за истинное добро».

В эту эпоху было немало людей, подражавших Базарову. В ро­мане это Ситников и Кукшина. Они только поддаются модному те­чению, и поэтому все их действия и высказывания смешны. Писа­рев писал, что базаровщина - болезнь времени, подобно холере, и ее невозможно остановить.

Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» был написан в 1861 году и заслуженно считается одним из самых известных и ярких произведений великого русского писателя. Знаменитого романиста своей эпохи отличало уникальное умение распознавать героев своего времени, видеть их с первого взгляда, чувствовать отношение общества к этим героям и его настроение. Не исключением в этом отношении является и роман «Отцы и дети». В тот период времени, когда писался роман, в России отмечалось ожесточенное общественно-политическое противостояние между либерально настроенными дворянами и разночинцами-демократами. И те и другие прекрасно понимали, что в стране назрела необходимость проведения реформ, но обе стороны совсем по-разному видели эти реформы. Демократически настроенное молодое поколение выступало за коренные изменения в стране, в то время, как либералы видели решение проблем в проведении постепенных реформ. На почве этого в стране и произошел раскол, участниками которого стали демократично настроенная революционная молодежь и либеральная буржуазия. И. С. Тургеневу удалось достаточно верно и подробно рассмотреть процессы, происходящие в обществе и отразить их в своем произведении. В романе «Отцы и дети» писатель решил обратить свое внимание на начало политического противостояния – конец 50-х годов XIX столетия. Если быть более точным, то действие романа происходит в 1859 году.

Главный герой этого выдающегося произведения русской литературы Базаров, вне всякого сомнения, является выдающейся личностью, которая вобрала в себя все лучшие черты прогрессивной молодежи. Он был образованным и отличался широкими познаниями в различных науках, он привык трудиться не покладая рук и не представляет своей жизни без труда, который позволяет ему быть самостоятельным и независимым. Несмотря на то, что иногда разговоры и поведение Базарова имели все признаки чрезмерного самолюбия и гордости, он является настоящим героем своего времени. В образе Базарова писатель объединил все наиболее значимые черты передовых людей середины XIX столетия, которые в большинстве своем были ярыми материалистами.

Споры Базарова и Павла Петровича Кирсанова достаточно ярко выражают их взгляды на жизнь и сложившуюся в современном обществе политическую ситуацию. Основное направление всех их споров – это характеристика дворянства и обсуждение принципов аристократизма, отношение к искусству и нигилизму. По словам Павла Петровича, основная миссия в дальнейшем развитии страны возлагается на аристократов, в то время, как Базаров полностью отрицал те надежды, которые его оппонент возлагал на дворянство. Как известно, именно в спорах рождается истина, и, расписывая их во всех подробностях, автор предоставляет читателям возможность составить свое собственное мнение и определиться со своим отношением к героям романа.

Уже с первых минут знакомства мы видим, что Базаров – достаточно сильная личность, что позволяет ему не отступать от своих принципов при любых обстоятельствах. Однако в дальнейшем автор подвергает героя своего времени серьезным испытаниям. После того, как Базарова охватывает чувство любви, он начинает понимать, что реальные жизненные обстоятельства намного сложнее всех его теорий. И поскольку герой все-таки не может потерпеть поражения даже в любви, чтобы избежать унижения, ему приходится оставить Анну Сергеевну в покое и уехать.

Утратив весь смысл своей жизни, потеряв уверенность в справедливости своей теории, потерпев крах в любви, Базаров в конце романа умирает. Но, умирая, он еще раз показывает нам недюжинную силу своей натуры. Именно эта сила делает Базарова героем своего времени, человеком новой эпохи, о котором общество тогда и не помышляло, человеком, во многом нужным своей стране и своему народу. Он и сегодня необходим России как сильная личность, как человек, в котором живы все человеческие ценности и вековая мораль.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры