Эмма Стоун: голливудская отличница. Интервью с эммой стоун Эмма стоун интервью на английском

Главная / Чувства

Интервью и фотосессия для журнала Interview состоялось еще в мае месяце, как раз накануне кинофестиваля в Каннах. Эмма Стоун , уроженка знойного Скоттсдейла, штат Аризона, и звезда нового фильма Вуди Аллена "Иррациональный человек", рассказывает своему кумиру Дайан Китон о готовности пробовать неожиданные и сложные роли и о том, как выживать в аризонской пустыне. Фотографом выступил Крейг МакДин (Craig McDean), а стилистом Элин Сван (Elin Svahn).


ЭММА СТОУН / EMMA STONE

ИНТЕРВЬЮ ДЛЯ INTERVIEW RUSSIA

ЭММА СТОУН: Дайан, рада, что именно ты сегодня будешь задавать мне вопросы. Ты ведь тоже как-то давала интервью этому журналу?

КИТОН: Да, в 1987-м, и даже снималась для обложки. Тогда как раз выходил фильм «Преступления сердца», где я играла с Сисси Спейсек и Джессикой Лэнг. И в том разговоре я сказала журналисту: "Лучший способ получить то, что ты хочешь, - не говорить об этом никому, в том числе себе”». Согласна?

СТОУН: (Смеется.) Знаешь, мой мозг по-другому устроен - я всегда знаю, чего хочу.

КИТОН: Ой, а я стараюсь не признаваться себе в собственных амбициях, иначе чувств

о вины загрызет.

СТОУН: Почему?

КИТОН: Ну потому что мне всегда кажется, будто я прошу слишком много. И еще потому, что если чего-то сильно желать, точно ничего не получишь. Есть такое наказание за чрезмерное хотение.

СТОУН: Это психологический защитный механизм срабатывает. У меня он прямо противоположный: если я знаю, чего хочу, - все в порядке, если не знаю или не уверена - земля уходит из-под ног. Так что для меня главное - предельно точно формулировать свои мысли и желания.

КИТОН: На обложке Interview в 2012-м ты выглядишь убийственно сексуально. Во взгляде ни капли страха перед камерой. Кажется, будто ты готова к любой роли. Ты действительно так в себе уверена?

СТОУН: Боже! Конечно нет.

КИТОН: Окей, задам вопрос иначе: ты ощущаешь готовность к большим ролям?

СТОУН: Скорее не к большим, а к неожиданным или сложным. Раньше я боялась пробовать новое. Перед каждым серьезным испытанием переживала, что вот сейчас опозорюсь на весь мир. А теперь спокойно принимаю любой вызов. Это началось после того, как я сыграла Cалли Боулз в бродвейском мюзикле «Кабаре». Слушай, Дайан! Ты же начинала карьеру на Бродвее, поэтому наверняка меня поймешь: в этом что-то есть, когда каждый вечер ты выходишь на сцену и рассказываешь историю от начала до конца, а не фрагмент за фрагментом, как это происходит на съемках кино. Правда, здорово?

СТОУН: То есть тебе ближе съемочная площадка?

КИТОН: Совершенно верно. Мне нравится, что в ходе съемки можно сделать несколько дублей, и ни один не будет похож на другой, и заранее неизвестно, что выйдет в итоге. Единственное, что кажется мне интересным в живом выступлении, - это пение. Ты поешь?

СТОУН: Ну, я не певица.

КИТОН: Вот поэтому это реально весело - петь на сцене.

СТОУН: Да уж, обхохочешься. Особенно если восемь раз в неделю надо исполнить в общей сложности 40 песен. Я постоянно теряла голос после выступлений.

КИТОН: Ясно. Тогда поговорим о внешности. В интервью для Interview в 2012 году ты сказала, что, когда люди становятся популярными, они словно замораживают себя во времени. Стараются всегда выглядеть, как в тот период, когда были на пике успеха и славы. Мне понравилось это наблюдение, но я понять не могу, что заставило тебя задуматься об этом?

СТОУН: Дайан, это точно мои слова? Наверное, я их где-то вычитала. (Смеется.) Сама я точно до этого не додумалась бы, подобные переживания мне пока не знакомы. Хотя я не раз встречала таких людей.

КИТОН: Должна признаться, я из их числа. Я через это проходила. Знаешь, сложно не цепляться за то, что сделало тебя знаменитым. Сложно измениться и двигаться вперед, получать новый опыт, расти и оставить позади ту, прошлую, себя.

СТОУН: Почему тебе было нелегко?

КИТОН: Мне было 30, когда вышла мелодрама «Энни Холл». Она перевернула мою жизнь с ног на голову, и мне пришлось принять эти изменения. Но тебя, я думаю, не коснется риск застрять в одном образе. Тебе всего 26 лет, но ты уже состоявшаяся кинозвезда.

СТОУН: Мне так приятно это слышать, спасибо!

КИТОН: А еще в том интервью меня поразил твой рассказ о первом воспоминании чувства счастья: когда в сезон муссонных дождей вы с отцом сидели на крыльце террасы и смотрели на грозу. Тебе было четыре или пять. Для меня такие воспоминания бесценны.

СТОУН: Боже, как ты все это запомнила?!

КИТОН: Просто мне это понравилось. (Улыбается.) А правда, что твоя любимая часть фильма - финал?

СТОУН: Правда. Даже самое посредственное кино можно спасти хорошей концовкой. И наоборот.

КИТОН: И у какой картины самый лучший финал?

СТОУН: У «Огней большого города» Чарли Чаплина. Могу бесконечно пересматривать его на YouTube и плакать. (Улыбается.) По сюжету герой Чаплина - бродяга, влюбленный в слепую цветочницу. Однажды в газете он читает про доктора, который может вернуть зрение с помощью операции. Операция дорогая, несколько тысяч долларов. Тогда бродяга участвует в боксерском поединке, выигрывает деньги и оставляет их цветочнице. Разумеется, не называя своего имени. В финале главный герой идет по городу. Он не видел свою возлюбленную несколько месяцев. Дети на улице плюют на него, издеваются. И тут выходит она. У нее теперь свой цветочный магазин. Девушка подходит к бродяге, прикалывает ему на лацкан цветок и касается его руки. И узнает эту руку, помнит, какая она на ощупь. Она держит его руку и смотрит на него. Он выглядит совсем не так, как она представляла. Он тоже пристально смотрит ей в глаза - и в этом взгляде столько любви! Девушка спрашивает: «Вы?» Бродяга кивает и говорит: «Теперь вы можете видеть?» - «Да». Она улыбается - и все. Титры. Это. Самый. Красивый. Финал.

КИТОН: А ты красиво рассказываешь. Эндрю Гарфилд как-то сказал про тебя: «Работать с Эммой - как нырять в ледяную бурлящую реку, где не можешь достать до дна. (Стоун смеется.) Она спонтанная. Пугающая. Живая. Только так и нужно играть на сцене и в кино». О таких словах актриса может только мечтать.

СТОУН: Просто Эндрю - законченный лирик. (Смеется.) Он про все так говорит. Хотя, конечно, у меня от таких слов сердце в пятках, спина в мурашках, а самооценка взлетает до небес.

КИТОН: Могу себе представить.

СТОУН: Да, в душе Эндрю поэт. Прямо Уильям Уордсворт. (Обе смеются.)

КИТОН: В общем, я за вас рада, ребята. Вы друг друга достойны.

СТОУН: Ты мне сегодня столько комплиментов сделала!

КИТОН: Я стараюсь видеть в людях их многогранность и считаю, что некая спонтанность, самобытность делает человека красивым.

КИТОН: Ну наконец-то! (Смеются.) А какие еще черты характера ты считаешь красивыми?

СТОУН: Честность с собой и окружающими. Принятие себя.

КИТОН: Ага, похоже на то, что я читала о тебе в «Википедии».

СТОУН: (Смеется.) Интересно, что еще там про меня пишут?

КИТОН: Что ты родилась в Скоттсдейле, штат Аризона. Что очень любишь маму. И тут мы тоже похожи: обе с Запада, обе привязаны к матерям. Ну и, кроме того, в «Википедии» написано, что ты жила в гольф-клубе Camelback, которым владеют твои родители.

СТОУН: А это уже вранье. На самом деле наш дом просто-напросто находился в районе его 16-й лунки. В Аризоне всегда так: ты живешь или в паре миль от какого-нибудь гольф-клуба, или непосредственно на его территории. Хотя что я объясняю, ты же бывала в Аризоне. Любишь нашу пустыню?

КИТОН: Обожаю!

СТОУН: А я в детстве буквально умирала от этой сумасшедшей засухи. Я не против жаркой погоды, но пусть хотя бы изредка идет дождь. Иначе такое чувство, что пляшешь на раскаленной сковородке. Вечно потная, волосы растрепанные, и кажется, эта адская жара вот-вот тебя прикончит.

КИТОН: В такую погоду я всегда думаю: и как только людям могло прийти в голову поселиться в этой местности?

СТОУН: Хотя пара плюсов все же есть. Например, аризонские закаты. Прямо дух захватывает. А когда оказываешься посреди пустыни, наступает полное умиротворение.

КИТОН: Я тебя поняла: дадим Аризоне шанс!

In the last decade or so, as the big top Hollywood circus has seemingly consolidated itself around the tent poles of the scatological comedy and the superhero melodrama of teen-boy dreams, even the most talented leading ladies have to make do with slight, sexy tomboy parts or girl-next-door roles. It"s slim pickings-repeatedly demonstrating how down to hang and talk sports or make toilet jokes with the fellas they are, but also, oh wait, she is actually a fiery sex pot if and when we care to take notice. But, at only 26 years of age, Emma Stone has become one of the most singular and dynamic stars in movies by shaking the dust off of these traps and filling them with a magnetism and verve all her own.

In dude-heavy fare, from her first part in Superbad (2007) to the brain-eating comedy Zombieland (2009) and the basso profundo noir Gangster Squad (2013), Stone lights up her scenes with where-the-party-at ebullience. Interrupting the regularly scheduled bro fest, she arrives-all Catwoman eyes and loose limbs; so restless she seems to blur at her edges-like someone expecting to hear a punch line and ready to roar in appreciation. Playing Gwen Stacy, across from her real-life (former?) flame Andrew Garfield, in the most recent Amazing Spider-Man movies, Stone cuts through the noise and CGI, and the underwrittenness of her part, with a warmth that could power Electro. Playing, essentially, the Great Man"s Daughter in last year"s Macy"s Thanksgiving Day Parade of outsize theatricality, Birdman, Stone provided much needed ballast with a candid, quick-focus performance-and was justly nominated for an Academy Award for her troubles.

When given a little more room to roam, as she was in the underrated coming-of-age comedy Easy A (2010) and in Woody Allen"s Magic in the Moonlight (2014), or as part of a well-matched ensemble (2011"s The Help and Crazy, Stupid, Love; and in what looks to be director Cameron Crowe"s return to greatness, Aloha, out this month), Stone is still more winning. To see her live, whether hosting SNL or in a lip-synching contest with Jimmy Fallon on The Tonight Show, is perhaps to understand why. In real time, in front of real people, Stone"s seemingly fearless appetite for the stage and unaffected embrace of the spotlight is utterly disarming. Where other "personalities" can seem to be playing themselves, Stone"s presence lacks pretense altogether. Her gleeful ready-and-willingness doesn"t come from desperation, doesn"t plead for approval; her performances are infectious and affecting precisely because they so clearly communicate how much fun she is having in giving them.

As the Scottsdale native, and star of the forthcoming Woody Allen movie Irrational Man, tells her hero, and the ultimate Allen muse, Diane Keaton, that will to perform has always been with her, ever since she was a little girl being baked to death in the Arizona heat.

DIANE KEATON: So, Emma.

EMMA STONE: Yes ...

KEATON: I was on the cover of Interview magazine for this movie Crimes of the Heart , with Sissy Spacek and Jessica Lange. And in that interview, I said, "The best way of getting something is not to let anyone know you want it-including yourself." Do you say things like that to yourself in order to just not feel guilty about being so successful and ambitious?

STONE: Well, you know what? What"s strange about the way my brain functions is that the only thing that has ever made me feel calm is knowing clearly what I want. You don"t admit to yourself what you want?

KEATON: Well, I tried not to because I felt really guilty about wanting them.

KEATON: Because it just seemed like it was asking too much. And if I admitted that I wanted it, it would go away. It would be punishment, you know, for having the want.

STONE: I feel the opposite. Isn"t that weird? But that just has to be some psychological mechanism that keeps you safe, somehow, in yourself. I feel safer when I know what I want. When I don"t know what I want, I feel like I"m flailing through the universe. I need to get better at the not being clear about things.

KEATON: Well, maybe not. Maybe you"re fine the way you are. Now, your 2012 cover photograph for Interview is startlingly sexy. You seem to stare out at the world unafraid. And you seem to be ready for everything an actress can play. Is that the way you feel?

KEATON: Do you feel ready? Ready to take on these great roles?

STONE: I feel more ready than I ever have to do something incredibly different and challenging and scary. I think because I just played Sally Bowles . You know, because you started on Broadway, there"s something about having to go up and do it every night, no matter how you"re feeling, having to tell the whole arc of a story and not just scene by scene the way that you do on film. I feel more like I understand acting in a different way. It"s totally different when you"re shooting something. But only in the past six months to a year have I felt like I can really try these different things. I think I was really scared of that for a long time. And if something was really challenging, I thought that I was just going to fall on my face and embarrass myself. I"m just less scared of that now, of failing.

KEATON: Really the opposite of me. I can think of nothing worse than telling a story all the way through, to an audience of people alive before me, sitting in a theater. To me, the fragments are the most exciting.

STONE: Do you like to do a lot of takes?

KEATON: Oh, yeah. I like to just keep doing them because I never know what then"s going to happen and I have the freedom to try things. And I just like the fragmented version of life. Telling a full story just seems too serious. The only thing that is interesting to me about performance is singing. Do you sing?

STONE: Well, I"m not a singer.

KEATON: See, that would be fun, the singing part.

STONE: Oh, it"s a blast. But singing eight times a week, 40 songs total, is incredibly demanding. To live as a singer is incredibly demanding. I was losing my voice all the time.

KEATON: I want to go back to that photograph. You"re so beautiful in it, and it tells me you are a chameleon. There are many yous in your photographs. I think that"s a great thing to have, this ever changing appearance. In that interview, with Cameron Crowe, you said something that really resonated with me. You said that people become frozen in the time when they become successful because that"s when their whole life experience kind of galvanized. They became successful for being that person at that time. And they really have to fight in order to grow past that. That"s just a remarkable remark. What made you even think of that?

STONE: Did Cameron say that or did I say that? Well, jeez. Maybe I read it somewhere. There"s no way I came up with that, because I hadn"t experienced that at that point. But now I"ve seen people that have been famous or successful for a very long time who can still get stuck in that. It"s like they"re staying at the age in which people ...

KEATON: Liked them the best.

STONE: Right. The universally accepted version of yourself.

KEATON: You can"t do that, though. Even if you try.

STONE: You can speak to that much more than I can. You certainly haven"t done that, and you"ve been well known for a very long time.

KEATON: Well, the fact that you"ve thought of it at age ... 23, 24?

STONE: I don"t know if I thought of it.

KEATON: It really struck me because I"ve been through that: How long are you going to hold on to what it was that made people drawn to you in the first place? And how do you change and move on with your life and have different experiences and grow and let it go?

STONE: Has that been challenging for you?

KEATON: In some ways. I was 30, I think, when Annie Hall happened for me. And that changed my life, completely, from that day forward. And so I had to take on those challenges. But for you ... I mean, you"re a huge movie star, and you"re only 26. It"s just ridiculous, what you have to grapple with. Now, in that same interview, you also said that your first memory of pure happiness was sitting on the screened-in back porch with your dad during monsoon season in Arizona, eating circus peanuts and watching a storm. You were maybe 4 or 5. And to me this memory is something that"s universal, mysterious yet simple.

STONE: Absolutely. The greatest thing about that memory-and I can only hope that other people have that same experience-is that it is of love before love ever got complicated. It is just the purest form of love that doesn"t need to be explained. And if you"re lucky enough to have had that with a parent, or with both of your parents, that"s a life-changing feeling. So with all the things that have happened in my family or with friends or in love relationships over the years, to be able to go back to a memory where I"m just watching a monsoon and eating these circus peanuts, it"s a touchstone kind of memory to have in your life.

KEATON: We"re fortunate. I feel that same way, and particularly in things related to my family.

STONE: It"s really special.

KEATON: You once said that your favorite thing about movies is the ending. And all your favorite movies have really great endings that you"ve loved. Can you tell me your favorite ending?

STONE: My favorite ending of all time is in City Lights , the Charlie Chaplin movie. I just watch the ending of that movie alone on YouTube and cry. I think any even mediocre movie can be saved by a great ending. And vice versa. A great movie with the wrong ending can just tank the whole thing. So in City Lights, Chaplin is the Tramp. He"s in love with this blind flower girl who sells flowers on the street. And one day he buys a flower from her and she hears a door slam. She thinks that he"s left and that he"s left her with all of this change. She begins to believe that he"s this rich man and he kind of, you know, keeps this alive. She thinks he"s a millionaire. But he"s the tramp and has no money. So one day he reads in the paper that there"s a doctor doing eye surgery. And I think it"s $5,000 for the surgery. He enters this boxing competition and he leaves her this money to get her eye surgery. And she doesn"t know who he truly is. And so in the end, in the last five minutes, he"s walking down the street and he hasn"t seen her for months. A bunch of kids are spitting spitballs at him and making fun of him. And she comes out. He sees her in a window. She owns a flower shop now. And she comes out of the store and she pins a little flower on his lapel and she feels his hand. And she knows his hand because she was blind before. And she"s just feeling his hand and looking at him because he looks so different than I"m sure she thought he would look. And he is staring at her in this way that you"ve just never seen-someone with so much love in their eyes. And she says, "You?" And he nods. And he says, "You can see now?" And she says, "Yes, I can see now." And he smiles, and then it just fades out. It"s the most beautiful thing. I think Woody loves that movie too.

KEATON: Oh, he does.

STONE: The end of Manhattan feels like that ending.

STONE: Our tastes are pretty similar. Based on your book and what I"ve seen on your Pinterest board.

KEATON: Oh my God.

STONE: The more unique the better. When you feel that a person is being true to how they want to look or what their face is, I think there"s something about the acceptance of oneself that I can feel from people. That tends to be what I"m attracted to.

KEATON: And I think that that would fit with this. I know about you; I read about you on Wikipedia. You were born in Scottsdale, Arizona.

KEATON: And of course you love your mother deeply. So I thought, "Well, we do have that in common: the West and our mothers." Yet, I think that your story is very different. Because in Wikipedia it says that you lived on the grounds of the Camelback golf course.

STONE: This is why we can"t trust Wikipedia.

KEATON: It"s not true?

STONE: We did live on the 16th hole of the Camelback golf course. But it once said on Wikipedia that my parents owned the golf course, which could not be further from the truth. But if you"re in Arizona, you"re at least within a couple miles of, if not on, a golf course.

KEATON: I also read that you were home-schooled for two years.

STONE: That"s true.

KEATON: At which time, listen to this, this cracked me up, you appeared in 16 productions at the Valley Youth Theatre, including Alice in Wonderland and The Princess and the Pea. I"ve just been going, "Wow, this girl!" Now listen, really, Emma, come on, how on earth did you develop such passion? And really, how did you have this strong work ethic in those early years on the golf course or wherever the hell you were being home-schooled? Appearing in 16 productions! This is some story. Even then, you knew.

STONE: I definitely did know that I really liked to perform. That was definitely clear to me. While taking my correspondence courses at home, I was absolutely obsessed, and I remain pretty obsessed to this day, though hopefully in a more grown-up way.

KEATON: So when your dream came true and you became this big movie star actress, did you feel a kind of responsibility to the people who gave you your stardom in a way, like your fans? I mean, what is your relationship to your fans?

STONE: I don"t feel any different from anyone. I am such a diehard fan-as you of all people should know. I know what it is to be a fan. But I don"t think I"ve ever really considered the idea of having fans. I think I"m always sort of ducking that, thinking it"s more about the work, the project itself, than me, in particular, that"s speaking to people. So I"ve never really taken it all that personally, as if it has something to do with me. Maybe that"s unwise. But when someone comes up to you and says something truly heartfelt about work you"ve done, that means a lot.

KEATON: Your story captures me. The setting as well. It"s so great. It"s so really perfect for me. The heat and the dryness of the air.

STONE: Do you love the desert?

KEATON: Ugh, I love it.

STONE: See, I struggle with the desert. Having grown up in Arizona, I struggle with the dryness. I love the heat but I don"t like the dryness. And I"ve only recently realized that I love the heat. Because at the time I thought heat and dryness went hand-in-hand. And now humidity and heat, oh God, I love it.

KEATON: You like the East Coast summer?

STONE: Oh, I love it because you feel alive. You don"t feel like you"re being baked alive. You"re sweating and your hair looks terrible and you"re just ... Like in New Orleans, it"s a sexy heat. Whereas in Arizona it"s heat with a murderous intent. Like, why would anyone settle here kind of heat. But there"s nothing like the sunsets. And there"s nothing like the kind of peace that you get in the middle of the desert too. I think I should give it another chance now.

__________________________________

Специально для / britishboyfriends.blogspot.com . При полном или частичном копировании информации получение разрешения и активная ссылка на блог обязательны. Please credit if you use

Всеволод Смирнов

Эмма, когда вы готовились к фильму о Человеке-пауке, пришлось перечитывать комиксы или смотреть мультики об этом герое?


Эмма Стоун

Во время подготовки я, в основном, читала комиксы, потому что считаю их более информативными, чем те же мультсериалы. Ведь именно они лежат в основе всей истории. Но в детстве я не читала много комиксов - кино всегда было для меня на первом месте. Каждый день сразу после школы я бежала в ближайший кинотеатр.


«С Марком Уэббом удивительно интересно работать».

Всеволод Смирнов

Какие впечатления остались от съёмок?


Гвен Стейси стала первой настоящей любовью Питера Паркера


Эмма Стоун

На съёмках проектов такого масштаба, как правило, ничего сверхъестественного на площадке не происходит. С точки зрения актёрской игры вся работа выполняется по такому же принципу, как и в небольших картинах. Мы прекрасно сработались с Эндрю Гарфилдом и Рисом Ивансом. Я получила большой опыт. На съёмках было много отличных людей, много трюков и спецэффектов. Всё это затягивает с головой!


Всеволод Смирнов

У Человека-паука есть несколько девушек в комиксе. Вы исполняете роль Гвен Стейси, наверное, лучшей из них. Но, как вы считаете, какая из девушек супергероя важнее для него самого?


Эмма Стоун

Я не знаю, какая девушка имеет наибольшее значение для Человека-паука, но Гвен Стейси всегда будет для него номер один во всём. Она первая любовь Питера Паркера, появившаяся задолго до Мэри Джейн Уотсон. То, что с ней потом произошло, во многом повлияло на отношения Питера Паркера с Мэри Джейн. В новом фильме мы затронули только самое начало истории, в дальнейшем её линия получит развитие.


«Любовь Гвен Стейси делает Человека-паука настоящим героем».


В фильме Эмма Стоун играет отличницу, а в прошлом году она получила номинацию на премию «Золотой глобус» за роль в комедии «Отличница легкого поведения»


Всеволод Смирнов

В сцене, когда Питер Паркер приглашает Гвен на первое свидание, всё выглядит очень естественно. Сколько дублей понадобилось для такого эффекта?


Эмма Стоун

Тут надо вспоминать. Каждый раз мы пробовали изобразить эмоции наших героев немного по-другому, чтобы это было похоже на настоящие чувства, возникшие у подростков. Сказать по правде, когда я отвечала на вопрос, то поняла, что не помню, сколько было дублей, но будем считать, что как минимум два.


Всеволод Смирнов

В фильме герой Риса Иванса превращается в ужасного Ящера, получается, что его персонаж содержит два характера. Вам не обидно, что Гвен ни в кого не превращается?


Эмма Стоун

Да нет, что вы! (Смеётся) Я в восторге от своей героини. Гвен Стейси, на мой взгляд, связующее звено в сюжете. На протяжении всего фильма Гвен остаётся верной своим чувствам и верной самой себе. Вначале она не знает секрет Питера Паркера, но я не считаю, что он её обманывает. Это можно назвать ложью во спасение.


Всеволод Смирнов

В моменте, когда вы убегаете от Ящера, что вы себе представляли, чтобы выглядеть напуганной?


Эмма Стоун

Рис Иванс удивительный актёр! Он специально написал небольшую историю, которая должна была меня напугать. Во время съёмок он мне постоянно её напоминал. Это забавно звучит, но мне было по-настоящему страшно.

«Рис Иванс в образе Ящера по-настоящему меня напугал».

Всеволод Смирнов

Как вы думаете, может ли женщина быть Человеком-пауком?

Эмма Стоун

Да, такое вполне возможно. Существует даже версия комиксов, где Человек-паук - женщина.


Эмма Стоун призналась, что всегда слышала о России только хорошее

Всеволод Смирнов

Вы сказали, что в «Новом Человеке-пауке» у вас была пара экшн-сцен. Как вы с ними справились?

Эмма Стоун

Не знаю, как мне удалось не умереть от страха. К счастью, у нас была целая команда каскадёров, которые не только выполняли большую часть трюков, но и следили за нами, как личные телохранители. С одной стороны работать над трюками безумно страшно, но с другой - очень весело. Прыгать с большой высоты и раскачиваться на тросах в воздухе здорово, поверьте мне на слово.

Всеволод Смирнов

В фильме ваша героиня ходит в очень коротких юбках, в реальной жизни в научных колледжах так одеваются?

Эмма Стоун

(Смеётся) Честно говоря, понятия не имею. Я училась в традиционной школе, там мы носили одинаковую форму. Но в комиксах всё совсем по-другому. Если вы хотите узнать, ношу ли такие короткие юбки и в жизни, то - нет.

«Главное в жизни – стремление к чему-то новому».

Всеволод Смирнов

Правда, что вы собираетесь стать продюсером и ваш первый проект - фильм Little White Сorvette?

Эмма Стоун

Да. Для меня это абсолютно новый опыт, но перед тем, как начать карьеру актрисы, я хотела заниматься именно продюсированием. Если говорить о причинах, то здесь всё очень просто. Я очень люблю кино. Актёрской работой это не ограничивается. Всегда нужно к чему-то стремиться. Я с радостью принимаю участие во всей работе над фильмами. Меня полностью захватывает процесс их создания.

Своей лучезарной улыбкой и звонким смехом американская актриса ЭММА СТОУН покорила и любителей легких комедий и молодежных сериалов, и поклонников интеллектуального кино. А ее прекрасное чувство юмора отметили все, кто следил за последней церемонией «Оскар»

Фотография: Steve Erle/Corbis Outline/FOTO S.A.

В этом году режиссеры премии «Оскар» возложили на юную Эмму ответственную миссию: в паре с Беном Стиллером девушка объявляла лауреатов в номинации за лучшие визуальные эффекты. Прежде чем назвать имя победителя, Стоун устроила целое юмористическое представление, переиграв самого Стиллера. Когда же тот попытался умерить пыл молодой актрисы, Эмма припомнила ему то, что человеку, явившемуся на одну из прошлых церемоний в образе героя из «Аватара», с синим хвостом, лучше бы самому помолчать. Над шутками и колкими замечаниями Эммы смеялся весь зал. Несмотря на то что для актрисы это был дебют на церемонии «Оскар», со своей миссией она справилась отлично.

Эмма, о «Прислуге», последнем фильме с твоим участием, положительно отзывались критики, картина была номинирована на «Оскар». Одна из главных тем картины - расизм. Скажи, ты что-нибудь знала о расовой сегрегации, когда приступала к съемкам?
Конечно, мне рассказывали об этом родители, да и в школе учителя не раз поднимали эту тему. События, которые разворачиваются в фильме, вполне реальны. Это был очень тяжелый, я бы даже сказала, смутный период в истории США. И я уверена, что пережитки той системы до сих пор существуют. К счастью, факт избрания нынешнего президента доказывает, что в сознании людей произошли положительные изменения. Пятьдесят лет назад Барака Обаму совершенно точно не избрали бы.

Ты из Аризоны, где до сих пор действует закон об эмигрантах. Что ты думаешь о подобных законах?
Вы на меня не обидитесь, если я не стану рассуждать на политические темы? (Улыбается .) Я не уверена в том, что достаточно хорошо во всем этом разбираюсь, боюсь сболтнуть какую-нибудь глупость.

В фильме лишний раз подтверждается мысль о том, что без движения за гражданские права расовая дискриминация процветала бы до сих пор.
Понимаете, движение за гражданские права указало нам на конкретные недостатки политической системы, на несправедливость, которая царила в то время в нашей стране. Слава богу, были люди, у которых хватило мужества бороться против всего этого, и они были готовы столкнуться со всеми трудностями и препятствиями на своем пути. История, рассказанная в фильме, - лишнее подтверждение того, чего можно достичь, если хотя бы один человек восстанет против системы. Человек может найти союзников, и тогда все вместе они добьются положительных результатов, пусть даже сами они думают, что их слишком мало, чтобы быть услышанными.

Насколько мне известно, ты очень хотела получить роль Скитер. Расскажи, что заставило тебя, молодую девушку, так сильно мечтать о роли борца за справедливость?
Мне нравилась и сама Скитер, и история в целом. Мне было очень интересно поработать с таким количеством прекрасных актрис. Это история о женской храбрости и мужестве. Моя героиня делает только то, что считает нужным, она не боится быть белой вороной среди своих однотипных подружек… Скитер слушает свое сердце, она вдохновляет и других героинь, помогая им обрести храбрость духа. А вообще знаете, Скитер не мученица. Многое она делает по эгоистичным причинам. Просто она по-человечески относится ко всем людям, независимо от цвета кожи. Может, это прозвучит банально, но моя героиня многому меня научила. Так что я очень рада, что у меня была возможность сыграть такой «сочный» характер.

На эту роль претендовали многие актрисы. Скажи честно, тебя раздражает конкуренция?
Я совершенно спокойно отношусь к конкуренции, это же часть моей профессии. Я даже не могу себе представить, как можно злиться на человека из-за того, что какая-то роль досталась ему или ей, а не тебе. Мы же не сами выбираем себе роли, это решение других людей. Но если честно, я немало слез пролила из-за того, что роль, к которой я стремилась, в итоге досталась другой актрисе.

И много у тебя было ролей, которые, по твоему мнению, были как будто созданы специально для тебя?
А как же! Конечно, таких было очень много.

В этом фильме практически отсутствуют мужские персонажи. Это какая-то дань феминистскому движению?
Да, это женская история. Она рассказывается от лица женщин, но это не делает фильм феминистским. Мне кажется, мы рассказываем истории человеческих жизней. Просто так получилось, что большинство ролей - женские. 50-е годы прошлого века - это время мужчин, женщинам тогда в основном отводилась роль домохозяек. Скитер не совсем вписывается в общие рамки того времени. Она слишком самостоятельная и современная.

Эмма, давай попробуем абстрагироваться от твоего персонажа. Представь, что ты сама оказалась в том времени. Как бы ты себя вела?
Знаете, мне очень хочется верить в то, что я поступила бы так же, как Скитер. Я думаю, что мне бы захотелось помочь униженным женщинам. Мне трудно сказать, хватило ли бы у меня храбрости на всё это. Признаться, такие вопросы ставят меня в тупик. Я сама себе частенько задаю похожие вопросы: а что было бы, если бы у меня были другие родители; а что было бы, если бы я родилась в другом веке… Я не знаю. Возможно, я была бы такой же. Кто знает.

А ты никогда не думала о том, что стала актрисой именно для того, чтобы найти ответы на все эти вопросы?
(Улыбается. ) Возможно. Знаете, какая моя любимая цитата? «Если бы вы знали историю человека, вы бы полюбили его». Я думаю, что каждый человек уникален и в целом достоин любви. Я не понимаю концепцию ненависти. Попробую объяснить: если бы вы знали обо всех испытаниях, которые выпадают на долю человека начиная с самого его рождения, то вы бы поняли, почему он стал тем, кем стал, почему он совершил те или иные поступки. Моя профессия дает возможность исследовать характеры людей. И неважно, играю ли я реального человека, чего я еще не делала, или же вымышленного персонажа. Это очень интересно.

Неужели ты способна принять людей со всеми их недостатками?
Я всегда стараюсь найти индивидуальный подход к человеку. Мне интересно изучать человеческие души. Я не понимаю людей, которые говорят что-то вроде «я его ненавижу» или «он плохой человек». Я не верю в то, что кто-то действительно может быть настолько плохим. Возможно, эти «плохие» люди просто ошиблись или их не так воспитали… Я не могу, глядя на ребенка, сказать, что у него злое выражение лица, например. Как это вообще возможно?

Эмма, сейчас ты очень известная актриса. Скажи, как люди на улицах реагируют на тебя? Они же думают, что очень хорошо тебя знают, раз видели пару фильмов с твоим участием.
Да, это достаточно странно, когда ты заходишь в ресторан, а тебе говорят: «О, Эмма, ты опять рыженькая!» (Смеется .) Я этих людей никогда в жизни не видела! Конечно, это немного пугает.

Говорят, сразу после кастинга для фильма «Эта – дурацкая – любовь» Райан Гослинг сказал: «Мы должны ее взять». Чем ты его сразила?
(Смеется .) Перед пробами у меня пропал голос. За ночь до кастинга я была на «Оскаре», а потом мы поехали на вечеринку к Мадонне. Можете себе представить?! Я была сама не своя от счастья. А утром я проснулась совершенно без голоса. Я вам клянусь, я ничего такого не делала на вечеринке. (Смеется.) У меня не было выбора, и я пошла на кастинг. Я им честно призналась, что голоса у меня нет и я могу говорить только шепотом. И мы с Райаном говорили вот так (имитирует хриплый голос), а потом он поднял меня на руки, и мы изобразили фрагмент из «Грязных танцев». Вот как-то так всё и было.

Не каждый в твоем возрасте получает приглашение на вечеринку Мадонны. Что там было такого особенного?
Абсолютно всё! Например, там была Опра (телеведущая Опра Уинфри - Прим. ОК! )… Даже не буду больше перечислять. Когда я была маленькой девочкой, я думала о том, что было бы, если бы все эти люди, которых я видела по телевизору, вдруг оказались в одно время в одном месте? Вот тогда бы я оторвалась! (Смеется .)

Читайте полностью интервью с Эммой Стоун в журнала OK! №13

Эмма Стоун

Кадр из фильма "Бердмэн"

Forbes назвал Эмму Стоун самой высокооплачиваемой актрисой в мире. Правда, разговаривая с ней, забываешь, что перед тобой мировая знаменитость - с виду обычная девчонка, которая когда-то сбежала из Аризоны, чтобы прославиться в Голливуде. И ей это удалось. Сначала мы заметили Эмму в подростковых комедиях, потом она стала новой пассией Человека-паука, а теперь за ее плечами «Ла-Ла Ленд» (за роль в котором она получила свой первый «Оскар»). Только мало кто знает, что для покорения Голливуда ей сначала пришлось справиться с самой собой - победить маниакальную тревожность и склонность к паническим атакам.

Эмма, привет! Так непривычно видеть тебя без фирменного рыжего цвета волос. Расскажи, что случилось? Ты перекрасилась ради роли или он тебе просто надоел?

Нет, это скорее возвращение к истокам: я на самом деле блондинка. В первый раз сменить цвет волос меня уговорил продюсер Джудд Апатоу для роли в «SuperПерцах». Это было в 2007 году. На кастинге я вообще была брюнеткой. Джудд зашел в комнату, бросил на меня взгляд и сказал: «Эту сделайте рыжей, нужна изюминка». А теперь меня по-другому и не воспринимают. (Cмеется.)

- Насколько я знаю, ты сейчас живешь в Нью-Йорке. А почему не в Лос-Анджелесе, как в «Ла-Ла Ленде»?

Раньше я обожала Лос-Анджелес, даже называла его домом, но теперь как-то к нему охладела. Тяжело жить там, где люди делят одну мечту. То же самое можно сказать и про Вашингтон: все работают во власти и только о ней и говорят, больше никаких тем, ни одной свежей мысли - как болото. В то время не было кучи альтернативных способов заявить о себе, все просто ходили на прослушивания. Это теперь можно снять короткометражку и запустить ее в социальных сетях или сделать ролик на YouTube. Вариантов стало множество, но поначалу Лос-Анджелес был просто клоакой: сплошные актеры, которые не знают, куда себя пристроить. Поэтому я переехала. В Нью-Йорке можно спокойно пойти в театр вечером или поужинать с друзьями. К примеру, недавно была у Дженнифер Лоуренс. Мы смотрели «Фокус-покус» с Бэтт Мидлер и Сарой Джессикой Паркер. Старье, конечно, зато отлично провели время.

Кадр из фильма «Новый Человек-паук»

- Почему ты вдруг переключилась на мюзиклы? Ведь изначально в твоей фильмографии ими даже не пахло.

Знаешь, в Нью-Йорке есть то, чего нет в Лос-Анджелесе - это Бродвей. Когда мне было лет девять, мы с мамой поехали смотреть «Кабаре». Денег хватило только на стоячие места, но я была в восторге. Так что нет ничего удивительного в том, что через несколько лет меня снова занесло на сцену «Кабаре», правда, уже в качестве актрисы. Рецензии были неожиданно блестящие, Daily News даже написала, что я сверкала на сцене. И вот в зале оказался режиссер Дэмиэн Шазелл. Его «Одержимость» как раз недавно взяла три «Оскара», и теперь он искал актрису для нового проекта - романтического мюзикла, где все, понятное дело, будут радостно петь и танцевать. Ну и я со своим «Кабаре» пришлась очень к месту. Дэмиэн потом сказал мне, что хотел актрису с комедийными способностями, но в то же время способную быть ранимой и нежной, показывать сильные эмоции. Кстати, изначально он планировал на главные роли Эмму Уотсон и Майлза Теллера. Но Уотсон «отдалась» Диснею, а переговоры с Теллером ничем не кончились, поэтому он обратил внимание на меня. Мы ужинали с Дэмиэном на День благодарения в 2014 году в Бруклине и обсуждали «Ла-Ла Ленд».

- Еще один мюзикл? Не испугалась?

Я тогда все еще играла в «Кабаре», и, честно говоря, идея сняться в еще одном мюзикле казалась мне просто безумной. После «Кабаре» я вообще думала, что больше никогда не буду петь и танцевать на сцене. Но Дэмиэн настаивал. Он снова встретился со мной в гримерке перед шоу, привез демозаписи, рассказал, как он представляет себе каждый номер, ну и, конечно, «вишенкой на торте» стало то, что он ведет переговоры с Райаном Гослингом. Я снималась с ним уже два раза - в «Этой дурацкой любви» и в «Охотниках на гангстеров». Не буду врать, я просто обожаю работать с Райаном. Он один из моих лучших друзей - кажется, что с ним можно преодолеть все. А тут еще Дэмиэн добавил, как ему нравится идея взять на роли двух актеров, которые уже снимались вместе, как в золотой век мюзиклов, когда Джинджер Роджерс и Фред Астер были самой любимой экранной парой. Дэмиэн хотел добавить в фильм «химии», а у нас с Райаном ее хоть отбавляй. Ну и мое сердце растаяло.

Кадр из фильма "Бердмэн"

Сердца академиков тоже растаяли: целых четырнадцать номинаций на «Оскар» и, конечно же, ! Как ты ее восприняла?

Это было потрясно, что скрывать. Но вообще я про «Оскар» даже не думала, победа стала сюрпризом. Тем более что помимо меня номинировались Изабель Юппер, Натали Портман и Мэрил Стрип. Я больше болела за них. Да и теперь стараюсь не думать о том, что у меня есть эта статуэтка. Намного важнее двигаться вперед и не прикидывать все время, за какую роль тебя снова наградят. Просто выбирать проекты по душе.

- Давай вернемся немного к тому, как все начиналось. Расскажи о своей семье.

Мы обитали вчетвером: я, мой младший брат, папа и мама. Папа работал подрядчиком, а мама была домохозяйкой. Не шиковали, но и копейки не считали. В основном жили на кредиты. Когда мне было восемь, бизнес отца неожиданно пошел в гору. Ничего принципиально не изменилось, но мы все задышали как-то свободней. Родители воспитали нас с братом в лютеранской вере и очень поддерживали во всем, многое разрешали. К примеру, могли сказать: «Если выпьешь на вечеринке, набери - мы тебя заберем». К слову, меня зовут Эмили, а не Эмма. Но потом, когда мы проверили списки Гильдии актеров, оказалось, что Эмили Стоун там уже есть, пришлось стать Эммой.

Кадр из фильма "Война полов"

На шоу Стивена Кольбера ты призналась, что с семилетнего возраста страдаешь от панических атак. Удалось ли тебе их победить?

Да, все верно. Хотя мое детство было довольно тихим и спокойным, я выросла очень тревожным ребенком - все время просчитывала на тридцать шагов вперед и доходила до худшего варианта развития событий, так начиналась паническая атака. Когда мне было семь, мне показалось, что дом горит. Я прямо ощущала запах дыма и гари. Это не было галлюцинацией, просто в груди сдавило, я не могла дышать, казалось, что сейчас умру. Это была, наверное, первая моя паническая атака. Но тревожность не покидала меня никогда. Я десятки раз интересовалась у мамы, какие у нас планы на день, когда она подвезет меня до школы или где будет сама, что мы будем есть на обед и всякое такое. Было просто тошнотворно. Я не могла пойти в гости и порой даже просто выйти за порог дома. В итоге в девятилетнем возрасте родители решили отправить меня к психотерапевту, и это очень помогло. Я тогда написала книгу «Я больше, чем моя тревога», она и сейчас со мной. Еще я нарисовала маленького зеленого монстра, который сидит у меня на плече и нашептывает в ухо всякие нелепицы. И каждый раз, когда я доверяю ему, он растет. Если постоянно прислушиваться к нему, монстр меня раздавит. Но если отвернуться и просто его не замечать, он побормочет еще немного, а затем исчезнет. Недавно я начала сотрудничать с Child Mind Institute. Эта организация помогает детям бороться с психологическими расстройствами. Мне хочется рассказать им, что я пережила на собственном опыте, как научилась контролировать свои эмоции, хотя я до сих пор очень мнительна.

- Что тебе больше всего помогло?

Как выяснилось, актерские курсы стали для меня лучшим способом победить монстра. Погружаясь в иллюзорный мир, я перестаю выдумывать глупости в реальном. Я начала выступать в молодежном театре, делала импровизации. Мне кажется, импровизация - это антипод тревожности. Именно зарисовки позволили мне меньше беспокоиться о трудностях в настоящей жизни и научили общаться с другими людьми. Думаю, родители тоже заметили, как благотворно на меня повлияла актерская игра.

Кадр из фильма "Ла-Ла Ленд"

- А как ты справляешься сейчас? Не переживаешь ли перед интервью?

Конечно, публичность добавила стресса в мою жизнь. После «Отличницы легкого поведения» я поняла, что по-настоящему известна, ко мне стали подходить на улице. Это поначалу пугало, но постепенно я научилась справляться со страхом, так что панических атак больше не было. И встречи с журналистами меня тоже уже сильно не пугают. Перед каждым интервью я минут пять глубоко дышу и привожу мысли в порядок, чтобы не нервничать. Вообще интервью - это что-то вроде психотерапии для меня, разница только в том, что твои ответы запишут и где-то напечатают. Мне бы хотелось как-нибудь самой провести интервью и почувствовать, как это - разбирать другого человека по косточкам. (Улыбается.)

- Как ты перебралась в Голливуд, уже решив проблемы с паническими атаками? Помогала ли тебе семья?

Мне было четырнадцать. Я как раз сидела на уроке истории и вдруг подумала, а почему бы не переехать в Лос-Анджелес и не попробовать стать актрисой. Знаю, звучит дико. И ведь надо было еще убедить родителей, что моя идея не полный бред! В общем, я приехала домой и создала презентацию в PowerPoint под названием «Проект Голливуд». Позвала маму с папой в спальню и показала им свой план, по которому мы с мамой переезжаем в Голливуд, где я перехожу на домашнее обучение и хожу на прослушивания, а папа остается здесь и занимается своим бизнесом. Я была в шоке, когда они согласились! Нормальные родители лишь махнули бы рукой, но мои уже были приучены к логичности моего странного мышления. Ведь в двенадцать лет я создала другую презентацию, в которой доказала, что мне стоит перейти на домашнее обучение. Тогда они тоже приняли мои доводы. Так что сразу после моего пятнадцатого дня рождения в 2004 году мы с мамой собрали вещи и перебрались на ранчо Ла Бри в Голливуде. Изначально мы планировали остаться на пилотный сезон, чтобы я ходила на прослушивания для сериалов. Три месяца я только этим и занималась, но ничего не вышло. Меня уже хотели отправить обратно домой, но я решила остаться - даже устроилась в кондитерскую для собак. Да-да, для собак! Параллельно снялась в эпизодах «Малькольм в центре внимания» и «Медиума». Ничего серьезного, но на плаву кое-как держалась. Заодно я познакомилась с Дагом Уолдом, который до сих пор работает моим
менеджером.

- Когда же пришел успех?

Это случилось в 2007 году, когда мне было девятнадцать. В «SuperПерцах» мне досталась роль пассии персонажа Джоны Хилла. Роль была крошечная, но меня наконец заметили. Видимо, не зря Джудд Апатоу перекрасил меня в рыжий. Предложения посыпались как из рога изобилия, в основном это были комедии: «Призраки бывших подружек», «Добро пожаловать в Zомбилэнд» и, наконец, «Отличница легкого поведения». Главная роль в комедии - это был мой бенефис! В то время я познакомилась с кучей людей, которые теперь являются большими звездами. Тогда они только начинали, как и я. В это время я и переехала в Нью-Йорк, в Голливуде стало как-то тесновато.

На съемках «Нового Человека-паука» ты встретила Эндрю Гарфилда, и ваша любовная история перетекла с экрана в реальную жизнь. Как так вышло?

Мы познакомились еще на кастинге. Эндрю утверждает, что глаз от меня не мог отвести. Типа любовь с первого взгляда и всякое такое. Ради того, чтобы быть вместе, мы разорвали свои прошлые отношения: я тогда встречалась с Кираном Калкином, а Эндрю - с Шэнон Вудвард. Скрывались от папарацци как могли, но долго свой роман в секрете не удержали. Только в 2012 году мы решились вместе появиться на красной дорожке, до этого нас разве что пару раз ловили на улице. Потом мы снимались в продолжении «Человека-паука» и уже более открыто появлялись на публике, но через пять лет все же начались сложности. Мы то сходились, то расходились.

Вы казались идеальной парой. Прости, пожалуйста, за такой нескромный вопрос, но почему вы все-таки расстались?

Наверное, я была отчасти виновата в нашем разрыве. Все же пять лет - большой срок, и Эндрю уже хотел двигаться дальше, заводить семью и детей. А я пока не была готова к такому шагу. Но я по-прежнему очень тепло отношусь к нему и готова поддержать во всем, хотя мы уже не вмес-те больше двух лет.

Эмма Стоун в "Иррациональном человеке" играет студентку, которая увлекается своим преподавателем

Кадр из фильма "Иррациональный человек"

Давай поговорим о твоем последнем проекте - «Войне полов», где ты сыграла теннисистку Билли Джин Кинг, а Стив Каррел - теннисиста Бобби Ригса. Матч между ними был огромным событием.

Это случилось сорок четыре года назад. Бобби Ригсу было тогда пятьдесят пять, а Билли Джин всего двадцать девять, но уже тогда она была ракеткой номер один в женском теннисе. И вдруг этот шовинист предложил ей межполовой матч (понятно, чтобы унизить женщин и показать, что им место только в спальне и на кухне). Вот только он просчитался - Билли Джин сделала его в трех сетах. Матч смотрели двадцать девять миллионов человек. Это стало событием национального масштаба и началом больших перемен. Так что Билли Джин по праву считается одной из главных фигур, борющихся за равноправие.

- Ты впервые играла реального человека. Встречалась с Билли Джин лично?

Да, мы даже ходили вместе на теннисные матчи US Open. Весь матч я слушала ее едкие комментарии, другой комментатор был просто не нужен. Тем более что рядом с нами никто не сидел, так что все досталось одной мне. (Смеется.) Это было просто супер! Кстати, перед тем как сыграть Билли Джин, я вообще не занималась никаким спортом. Это мой брат был квотербеком в школьной команде, я же не умела ничего.

- Но ты же готовилась? Или все делали дублеры?

Что ты, у нас был целый тренировочный лагерь! Куча тренеров следили, чтобы я не облажалась на площадке. К тому же Билли Джин как-то сказала мне: «Когда выходишь на корт, паника остается позади. Сейчас время шоу». Мне это очень помогло справляться с тревожностью. Плюс я читала статьи того времени, смотрела ее интервью и матчи. Не хотелось провалиться в таком важном проекте.

- Чему ты научилась у Билли Джин Кинг?

Думаю, основный посыл ее феминизма - это равноправие. Она любит мужчин и женщин совершенно одинаково. Все дело в равном уважении и одинаковом отношении. Когда мы осознаем, что человек перед нами больше похож на нас, чем отличается, становится намного проще его понять. Это может быть сложно, учитывая, что все мы воспитывались по-разному, но стоит принять: равноправие - это основополагающая вещь. Мы все люди, и все стремимся к своим мечтам. Иногда проигрываем, иногда выигрываем, но всегда делаем все от нас зависящее. И не нужно быть идеальным, чтобы быть великим. Вот что больше всего вдохновило меня в выступлениях Билли Джин того периода и чему нужно следовать и сейчас. Она была очень храброй, говоря о таких вещах, когда место женщины действительно было лишь на кухне и в спальне. Теперь только в наших силах не дать ее словам затихнуть.

Эмма Стоун по большей части снималась в комедиях. Ее прославил фильм «Отличница легкого поведения». За него Эмма была номинирована на «Золотой глобус» и отмечена премией MTV Movie Awards как лучшая комедийная актриса. Блеснула она и в новой саге о Человеке-пауке. Так что получение серьезной роли в драме «Охотники на гангстеров» удивило многих. Героиня Эммы — подружка жестокого гангстера Микки Коэна (Шон Пенн). Она сводит с ума полицейского (Райан Гослинг) и кружит голову сразу нескольким рос­кошным мужчинам. В обычной жизни Эммы также кипят страсти. В 2011 году Джим Кэрри разместил в YouTube видеообращение к актрисе, в котором признался ей в любви, желании заняться с ней сексом и завести нескольких «пухленьких, веснушчатых детишек». Стоун отшутилась: «Я была большим фанатом Джима Кэрри. Теперь не знаю: должна ли я быть польщена или искать защиты от него в суде? Наверное, все же польщена». А позже дописала: «Никогда не получала так много писем и звонков… Это как секс-видео, просочившееся в Интернет и в котором я даже не участвовала. Джим всегда был для меня идолом, вероятно, он валяет дурака». Кэрри не замедлил с ответом: «Да, мой месседж Эмме Стоун был розыгрышем, но самое смешное, что все, что я сказал, — правда».

В том же году Стоун свела с ума «нового Человека-паука» Эндрю Гарфилда. «Работа с Эммой была особенной. В этой девушке есть какая-то легкость и при этом глубина, серьезность. Она из тех актрис, в которых есть что-то магическое, волшебное, с ней хочется быть рядом», — говорил Гарфилд, который влюбился в Эмму чуть ли не с первого дня съемок. Их роман продолжается по сей день.

А теперь ходят слухи, что Эмма вскружила голову и красавцу Райану Гослингу — бойфренду Евы Мендес. Стоун снималась с ним в картине «Эта — дурацкая — любовь», а позже — «Охотники на гангстеров». Актриса ут­­­вер­­ждает, что Райан «просто член ее команды, близкий по духу человек­».

Зато в фильме между их героями кипит настоящая страсть. Помимо криминальных разборок, жарких поцелуев, зрителей ждут роскошные виды Города ангелов. «Мы демонстрируем Лос-Анджелес в лучший период его развития: послевоенное изобилие, миллионы людей переезжают в Южную Калифорнию», — рассказывал режиссер картины Рубен Флейшер.

— Эмма, фильм «Охотники на гангстеров» — своеобразное любовное послание Лос-Анджелесу. Как у тебя складываются отношения с этим городом?

— Непросто. С одной стороны, я прожила здесь шесть лет, у меня тут друзья. Мы с мамой приехали в Лос-Анджелес, когда мне было 15. Мы ходили на все кастинги. А папа, оставшись до­ма в Аризоне, работал на нас. Хотел дать мне возможность осуществить мечту и стать актрисой. Деньги, конечно, не решают всего, но играют не­маловажную роль. Долгое время у меня ничего не получалось. А потом вдруг пригласили в фильм «SuperПерцы» — и понеслось… В целом Калифорния прекрасна, но я не люблю гламур, которого здесь в избытке. В Нью-Йорке, куда я переехала из Лос-Анджелеса, жить легче. Там люди не зацикливаются на всей этой сфере развлечений. Попробуйте в Лос-Анджелесе найти человека, который не имеет отношения к производству фильмов. В этом городе каждый второй — актер, режиссер, сценарист, журналист, фотограф, декоратор и т. д. Да еще и папарацци сидят по кустам и делают из твоей жизни сериал длиною в годы. Актеры теряют ощущение реальности — им приходится постоянно играть на публику, даже когда они идут в магазин.

— То есть тебе не нравится шумиха вокруг собственной персоны? Красивые наряды, вспышки камер, публикации в газете?

— Да нет, я бы не сказала. Дело не в этом. Мне нравится выходить на красные дорожки. Я не люблю пристального внимания к себе в обычной жизни. Когда о тебе постоянно пишут, говорят, можно вовсе потерять голову. А актер должен видеть и понимать реальную жизнь. Мне всего 29 лет.

— Кстати, на красных ковровых дорожках ты всегда выглядишь потрясающе.

— О, это все исключительно заслуга моего стилиста Петры Флэннери.

— Но повседневные-то наряды выбираешь сама?

— Да-да. В одежде я немного копирую Дайану Китон (голливудская актриса, лауреат премии «Оскар». — Прим. «ТН»). В 1970-е она носила свитер поверх футболки, джинсы. Такой мальчишеский образ.

— Но как ты пережила промотур фильма «Новый Человек-паук»? Каждый день вы представляли фильм в новом городе, и ты то и дело блистала в новом наряде!

— Не напоминай! Такой уставшей я не чувствовала себя никогда. Девять премьер за две недели — это все равно что сыграть девять свадеб. Чересчур даже для людей, которые любят подобные торжества. А уж для меня — тем более.

— В фильме «Охотники на гангстеров» ты работала с Шоном Пенном. Каково это?

— Шон меня просто потряс. Я удивляюсь, как легко он может погрузиться в роль и так же легко из нее выйти. Он не остается тем самым парнем из фильма между дублями. Раз — роль, раз — снова сам Шон.

— Что может сделать тебя счастливой?

— Хороший вопрос. Работа. Любое творчество. Хм, комедийное телешоу «SNL» делает меня счастливой. Хорошие люди делают меня счастливой. Да, пожалуй, вот те составляющие, которые мне нужны для счастья.

— Как ты обычно проводишь выходные?

— О, это зависит от многого. Нам, актерам, повезло в том плане, что мы активно работаем, а потом какое-то время можем ничего не делать. И вот тогда ты встречаешься с людьми, которых давно не видел, путешествуешь. А в последнее время я подсела на документальные фильмы. Пересмотрела кучу лент.

А еще очень много времени провожу в Интернете. Просто черная дыра какая-то — засасывает тебя все глубже и глубже. (Улыбается.)

— А про себя в Интернете читаешь?

— Бывает. Столько нового о себе узнаешь.

— А телевизор смотришь?

— Практически нет. Люблю телесериал «New Girl» (комедия о взаимоотношениях мужчины и женщины. — Прим. «ТН»).

— Почему быть актрисой круто для тебя?

— Ты получаешь удовольствие от того, что делаешь. Вот это самое лучшее в моей профессии: зарабатывать деньги любимым делом. Я знаю тысячу людей, которые занимаются тем, что ненавидят. И это их убивает.

Эмма Стоун

Семья: отец — Джефф, глава строительной компании; мать — Криста, домохозяйка; брат — Спенсер (22 года)

Карьера: снималась в фильмах и сериалах: «Медиум», «Счастливчик Луи», «SuperПерцы», «Мальчикам это нравится», «Призраки бывших подружек», «Эта — дурацкая — любовь», «Прислуга», «Новый Человек-паук» и др.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры