Наталья осипова личная жизнь. Известная русская балерина, мировая знаменитость наталья осипова

Главная / Психология

Балерина Дата рождения 18 мая (Телец) 1986 (33) Место рождения Москва Instagram @nataliaosipova86

Наталья Осипова - знаменитая артистка балета, в репертуаре которой числятся партии Жизели, Джульетты, Золушки, Авроры и Сильфиды. Известная балерина блистала на сценах Михайловского балетного театра, а также Лондонской Королевской Оперы, Американского, Нью-Йоркского «Метрополитен», Баварской Государственной Оперы и Ковент Гарден.

Биография Натальи Осиповой

Будущая прима-балерина родилась в Москве. Маленькая собиралась связать свою жизнь со спортом и с пяти лет ходила на спортивную гимнастику. Карьеру перечеркнула травма позвоночника, которую она получила в семь лет. После реабилитации тренер предложил родителям девочки записать ее в балетную студию.

После окончания большой Московской хореографической академии Наталья примкнула к рабочей труппе Большого театра. Еще до дебюта в 2004 году Осипова была награждена Гран-при Международного балетного конкурса в Люксембурге. Ценители охарактеризовали ее выступления как нечто особенное, глубоко индивидуальное и не всегда присущее классическому балетному исполнению. Визитной карточкой балерины Натальи Осиповой стали высокие «летящие» прыжки и особый лирический стиль танца.

Наставниками Осиповой были блестящие хореографы Марина Леонова, Марина Кондратьева, Кеннет Макмиллиан, Уэйн Макгрегор. По признанию примы, большую роль в ее успешной карьере сыграло наставничество и мудрое руководство директора Большого театра Алексея Ратманского. Гастролируя с труппой в США и Европе, прима завоевала любовь и признание зарубежного балетного сообщества.

В номинации «классический балет» Наталью Осипову признали лучшей балериной в 2007 году. В 2008-м ей досталась «Золотая маска» за партию в балете «Комната наверху» (Ф. Гласс), в 2009-м - спецпремия за партию Сильфиды от жюри «Золотая маска». За 8 лет занятий балетом Наталья получила 12 наград и премий от международных хореографических ассоциаций.

В 2009 году балерина стала сотрудничать с Нью-Йоркским балетным театром. Она год проработала приглашенной актрисой до того, как туда устроился ее бывший директор А. Ратманский. На протяжении последующего года Осипова дебютировала в театрах Ла Скала (Дон Кихот), Гранд Опера (Щелкунчик) и Лондонской Королевской Опере (Корсар).

В 2010 году Наталья снялась в документальном автобиографическом фильме «Я балерина». Через несколько месяцев она присоединилась к коллективу Михайловского театра, став прима-балериной. В 2012 году Осипова трижды танцевала в Лондонском Королевском театре «Лебединое озеро». Осипова удостоилась чести быть единственной иностранной звездой, участвовавшей в спектакле по случаю юбилея королевы Англии Елизаветы Второй.

После сезона в разъездах в 2013 году балерина решила полностью посвятить себя работе в Лондонском театре и переехала в Англию. По ее признанию, Ковент-Гарден - восхитительное место для творчества и самореализации. После полученной на сцене травмы (2015), танцовщица два месяца посвятила реабилитации. В 2016 году Осипова совместно с Сергеем Полуниным участвовала в постановках театра Садлерз Уэллс.

Главные российские суперзвезды мирового балета

Главные российские суперзвезды мирового балета

Главные российские суперзвезды мирового балета

Сергей Полунин: «Внутренне я ощущаю себя как главный герой фильма «Пьянь» - сумасшедший, свободный и разрушительный»

Личная жизнь Натальи Осиповой

Во время работы в Большом театре Наталья завязала роман с коллегой Иваном Васильевым. Он был недолгим. В 2010 году, после громкого расставания, Осипова покинула Россию и длительное время не заводила серьезных отношений.

Со скандально известным танцором, неформалом Сергеем Полуниным Наталья познакомилась во время работы в Королевском театре в Лондоне. Проникнувшись его тягой к современному танцу, прима решила сменить направление своего творчества. Пара участвовала в четырех совместных постановках. По отзывам международных критиков, выступления выглядели блекло, жалко и недостаточно темпераментно, но это не охладило настойчивости Натальи.

Очень уж много на "Сплетнике" всяких "Изумрудовных".) Захотелось сделать пост про настоящую балерину.

Открыла эту балерину три года назад, на концерте к открытию отремонтированного "Большого театра". Просто шикарно она там танцевала, с таким драйвом и такой невероятной техникой! Потом она учавствовала в проекте Первого канала "Балеро" с Романом Костомаровым, и заняла там второе место. Я думаю у неё большое будущее. И муж у неё кстати, Иван Васильев, тоже шикарный танцор.

Биография, фото и видео.

Ната́лья Петро́вна О́сипова- род. 18 мая 1986, Москва. С пятилетнего возраста занималась спортивной гимнастикой, но в 1993 году получила травму, и занятия спортом пришлось прекратить. Тренеры порекомендовали родителям отдать дочь в балет. Обучалась в Московской государственной академии хореографии (класс ректора Марины Леоновой). После окончания в 2004 году вошла в балетную труппу Большого театра, дебютировав 24 сентября 2004 года. C 18 октября 2008 года — ведущая солистка, с 1 мая 2010 года — прима-балерина Большого театра. Репетировала под руководством народной артистки СССР Марины Кондратьевой.

В 2007 году на гастролях Большого театра в Лондоне на сцене театра Ковент Гарден балерина была тепло встречена британской публикой и получила Британскую Национальную премию в области танца, присуждаемую Сообществом критиков (Critics" Circle National Dance Awards ) за 2007 год — как лучшая балерина в разделе «классический балет».

В 2009 году, по рекомендации Нины Ананиашвили, стала приглашённой балериной Американского балетного театра (Нью-Йорк), выступив на сцене нью-йоркской Метрополитен-опера в заглавных партиях балетов «Жизель» и «Сильфида»; в 2010 году вновь принимала участие в спектаклях АБТ на сцене Метрополитен-оперы в партиях Китри в балете «Дон Кихот», Джульетты в балете «Ромео и Джульетта» Прокофьева (хореография К. МакМиллана), Авроры в «Спящей красавице» Чайковского (постановка К. МакКензи; партнер Дэвид Холберг).

В 2010 году состоялись дебюты в Гранд Опера (Клара в «Щелкунчике», Балерина в «Петрушке») и Ла Скала (Китри в «Дон Кихоте»), выступление в Лондонской королевской опере (Медора в «Корсаре»).

В 2011 году исполнила партию Катарины в балете «Укрощение строптивой» на музыку Д. Скарлатти (хореография Дж. Крэнко) с балетом Баварской государственной оперы. Дважды принимала участие в международном балетном фестивале «Мариинский», исполнив партии Китри в балете «Дон Кихот» и Жизели в одноименном балете.

С декабря 2012 года — приглашенная солистка Лондонского Королевского балета, станцевав в этом качестве три «Лебединых озера» с Карлосом Акостой. В том же октябре она — единственная приглашенная балерина среди штатных артистов Королевской труппы — участвовала в гала-концерте в честь бриллиантового юбилея королевы Елизаветы II.

В настоящее время вместе является прима-балериной American ballet theatre .

В апреле 2013 года Наталья Осипова заключила постоянный контракт с лондонским Royal Ballet .

С мужем, Иваном Васильевым.


Наталья Осипова входит в пятерку лучших балерин мира, сумевших покорить знаменитые европейские сцены. Карьера девушки развивалась стремительно, в 24 года Наташа уже была примой Большого театра. В последнее время балерина работала в Европе и Америке, но в 2017 году решила поработать на родине, и не где-нибудь, а в провинциальной Перми. Туда позвала ее роль .

Детство и юность

Наташа родилась в семье москвичей в 1986 году. Когда девочке исполнилось 5 лет, родители отвели ее на спортивную гимнастику, однако отношения с этим направлением не сложились. Точку в спортивной биографии поставила тяжелая травма спины. Тренеры посоветовали попробовать силы в танцах, так Наташа оказалась в балете.

За плечами Осиповой Московская академия хореографии. Из стен учебного заведения девушка попала прямиком в труппу легендарного Большого театра, на сцену которого впервые вышла осенью 2004 года.

Балет

Столичная публика влюбилась в юную балерину. Ценители балета не переставали восхищаться блестящими прыжками-полетами, лиричностью образа и совершенной техникой исполнения. Наташе в первом же сезоне стали доверять сольные партии. В Большом актриса продержалась семь лет.


В 2007 году Наталья Осипова в рамках грандиозных гастролей впервые выступила на сцене знаменитого лондонского Ковент-Гардена. Зрители тепло приняли балерину, которая получила к тому же Британскую национальную премию в номинации «классический балет». А год спустя родной театр удостоил талантливую девушку титула ведущей танцовщицы.

Наташа примерила образы Китри в постановке «Дон-Кихот», Сильфиды в одноименном балете, Медоры в «Корсаре». Бурю восторгов вызвала партия Жизель. Впрочем, блестящее исполнение объяснимо, ведь этот образ у Осиповой самый любимый из всех, которые довелось воплотить. Журналистам девушка признавалась, что, каждый раз выходя на сцену, старалась передать эмоции и переживания волшебной сказки.


Весной 2010-го балерина достигла вершины карьеры в Большом театре, став его примой. Одновременно на танцовщицу сыпались предложения от руководителей иностранных храмов Мельпомены. Особо настойчивым оказался Американский балетный театра, по приглашению Наталья несколько раз блистала в нью-йоркской Метрополитен-опере, танцуя в «Жизель» и «Сильфиде».

В 2011 году российских фанатов балета удивила новость о том, что Осипова вместе с партнером покинули Большой. Звездная пара отправилась в Санкт-Петербург, где Наталью назначили примой Михайловского театра.


Позже актриса рассказала прессе, что в Москве ее «передержали в молодых», репертуар застыл на одном месте – девушке не хотелось оставаться вечной Китри. А в петербургском театре поле для раскрытия потенциала оказалось шире. Танцовщица перевоплощалась в Одетту в «Лебедином озере», Джульетту в «Ромео и Джульетте», принцессу в «Спящей красавице».

С каждым годом звезда Осиповой разгоралась все ярче. Вскоре девушку пригласили в Лондонский Королевский балет (Ковен-Гарден), в 2012 году она уже выступила на грандиозном концерте в честь 60-летия правления . Приглашенная солистка успела станцевать три «Лебединых озера», партнером по работе стал Карлос Акоста. В будущем театр подписал с артисткой постоянный контракт.


За короткий срок Наталья сумела стать мировой знаменитостью, выступая с лучшими труппами планеты на сценах Милана, Берлина, Парижа, Нью-Йорка. Стала примой American ballet theatre. Плюс ко всему, Наталья Осипова – обладательница россыпи наград. В ее копилке «Золотая маска», премия Леонида Мясина, приз «Benois de la dance», Гран-При Международной балетной премии «Dance Open».

Было время, когда Наталья изменила классическому балету. Девушка пробовала силы в современном танце.

Личная жизнь

Поклонники балета любовались красивым романом, который разгорелся между Натальей Осиповой и Иваном Васильевым чуть ли не с момента окончания хореографической академии. Фанаты были убеждены, что пара обязательно отправится под венец, однако их настигло разочарование. Прима Большого театра и Васильев расстались. Причиной послужила влюбленность молодого человека в танцовщицу Марию Виноградову, которая в дальнейшем стала его супругой.


В итальянском театре «Ла Скала» на репетиции постановки «Жизель» Наталья познакомилась с уже известным актером балета . До этого мужчина на светских мероприятиях успел засветиться с коллегой по цеху Юлией Столярчук, но однажды поклонники вдруг заметили на руке танцора татуировку-надпись «Наталья». Позднее пара призналась на лондонской пресс-конференции, что у них любовь.


Впервые звезды балета вместе появились на сцене в 2016 году, исполнив партии Бланш и Стэнли в спектакле «Трамвай «Желание». В мае 2017 года поползли слухи, что актеры балета расстались, якобы Наталья предпочла Сергею неизвестного дирижера, хотя в «Инстаграме» пара по-прежнему публиковала совместные фото.

Журналисты в каждом интервью не забывают интересоваться личной жизнью актрисы, но Осипова на сей счет не многословна. В одной из последних бесед с представителями прессы отметила:

«Мы очень хорошо общаемся, у нас по-прежнему хорошие и даже замечательные отношения».

Наталья Осипова сейчас

В 2017 году на официальном сайте Пермского оперного театра появилась радостная новость о том, что Наталья становится его примой. Это было решение Осиповой. Представителям СМИ девушка рассказала, что однажды вечером подумала – давно не танцевала «Ромео и Джульетту», спектакль, работа в котором приносит актрисе огромное удовольствие. Перебрав все мировые театры, нигде не обнаружила постановки, только в российской провинции. Звонок балерины такой величины удивил и несказанно обрадовал Алексея Мирошниченко, руководителя Пермского балета.


Первым спектаклем Осиповой в качестве примы стал спектакль «Щелкунчик», вернее, его оригинальная версия. В нетривиальной постановке авторы постарались передать глубину и трагичность музыки . Примечательна работа также тем, что в отличие от оригинала имеет счастливый конец. 1 февраля 2018 года премьера «Щелкунчика» состоялась в московском Государственном Кремлевском Дворце. Наталья танцует в спектакле с актером Никитой Четвериковым.

Весной звезда балета выступала в Мариинском театре в роли царицы Мехменэ Бану в спектакле «Легенда о любви». С хореографом Владимиром Варнавой готовит к августовской премьере в Америке «Золушку», после постановка приедет в Россию.

Трейлер фильма «Танцовщик»

26 мая на «Первом канале» состоялся показ документального фильма о Сергее Полунине «Танцовщик». Исследование жизни танцора представил режиссер Стивен Кантор, объединив семейную хронику, архивные материалы и интервью с друзьями и близкими. Наталья Осипова тоже поучаствовала в создании ленты.

Партии

  • Испанская невеста, «Лебединое озеро»
  • Мари, «Щелкунчик»
  • Царица Мехменэ Бану, «Легенда о любви»
  • Анна Андерсон, «Анастасия»
  • Жизель, «Жизель»
  • Сильфида, «Сильфида»
  • Медора, «Корсар»
  • Эсмеральда, «Эсмеральда»
  • Принцесса Аврора, «Спящая красавица»
  • Джульетта, «Ромео и Джульетта»
  • Лауренсия, «Лауренсия»
  • Китри, «Дон Кихот»
  • Эгина, «Спартак»
  • Жар-птица, «Жар-птица»
  • Кармен, «Кармен-Сюита»

Российская артистка балета Наталья Осипова родилась в 1986 году в Москве. Она в детстве не помышляла о балете, отдавая предпочтение спорту, а именно – гимнастике. Но весьма серьезная травма спины, полученная в 1993 году, заставила внести коррективы в планы на жизнь – теперь о спортивной карьере было нечего и думать, но «зарывать в землю» способности девочки было жаль… тренер советовал родителям отдать дочь в балетное училище. Таким образом, приход Н.Осиповой в балет был почти случайным, но много лет спустя балерина признавалась: если б можно было начать жизнь с начала, она снова пришла бы в балет.

В Московской государственной академии хореографии Наталья Осипова становится ученицей М.Леоновой. Ей нравилось уже в десятилетнем возрасте осознавать, что у нее есть профессия, а в восемнадцать лет ощущать себя сложившимся человеком, знающим, для чего он работает. Академию хореографии Наталья Осипова окончила в 2004 году, исполнил на выпускном спектакле партию Одетты – это выступление раскритиковали нещадно, тем не менее, выпускница была принята в Большой театр. Начинала она в качестве артистки кордебалета, но уже в течение первого театрального сезона ей было доверено исполнение восьми сольных партий.

На первый взгляд, телосложение Натальи Осиповой не вполне подходило для успеха в балете – в особенности это касалось ног, но этот недостаток балерина сумела превратить в достоинство: именно «неидеальные» ноги обеспечили великолепный прыжок – невесомый, летящий, с зависанием в воздухе. Этим прыжком, а также ярким темпераментом и безупречной техникой балерина покорила зрителей. В 2007 году Н.Осипова во время английских гастролей Большого театра была восторженно приняла лондонской публикой. Газета «The Guardian» советовала жителям британской столицы любой ценой попасть на спектакль с ее участием, даже если для этого придется украсть билет или отнять его у кого-нибудь с боем. Во время этих гастролей Н.Осипова удостоилась Британской национальной премии в номинации «Классический балет», а в 2008 году стала в Большом театре ведущей танцовщицей.

Под руководством балетного педагога М.Кондратьевой Н.Осипова подготовила немало партий: Китри, Медора, Сильфида … Но большинство ролей, которые она получала – за исключением разве что Китри – неизменно порождали недоумение окружающих: «Эта партия – не для Осиповой», тем не менее, балерина своими выступлениями каждый раз опровергала подобные суждения. Так было и с Сильфидой, и с Авророй в, и с Гамзатти в «Баядерке», а также с партией, которая стала для балерины особенно любимой – с заглавной ролью в .

Эту роль дал Н.Осиповой балетмейстер А.Ратманский, поверивший в нее. На протяжении всей сценической истории произведения у каждой балерины, исполнявшей заглавную роль в нем, была особая Жизель, и Н.Осипова тоже интерпретировала образ по-своему. По признанию балерины, ей хотелось, чтобы зритель увидел не красивую сказку, а историю с настоящими чувствами и переживаниями, поэтому в своей трактовке образа она склонялась не в сторону романтики, а в сторону реалистичности, воспринимая балет как воплощение драматического образа, а не как возможность удивить публику эффектными техническими приемами.

Жизель Н.Осипова танцевала не только в Большом театре – когда она пришла как приглашенная артистка в Американский балетный театр, дебютной партией ее стала именно эта роль в балете . Ее партнером на там спектакле был Д.Холберг, с которым она выступала и в других спектаклях – в частности, в «Спящей красавице» в постановке К. МакКензи. После выступления Натальи Осиповой с Д. Холбергом в Большом театре этот американский танцовщик стал особенно известным в России.

Большой театр дорог Н.Осиповой, но настало время, когда она почувствовала, что наиболее интересные партии она там уже исполнила, нового репертуара, который мог бы дать возможность творческого развития, не предвидится. И балерина решает покинуть Большой театр. Одновременно с нею ушел из театра ее партнер И.Васильев.

Покинув Большой театр, балерина не желала покидать Россию, в 2011 году она приходит в Михайловский. Танцовщицу привлекло то, что в этом театре, который всегда был как бы «в тени» Мариинского, было много возможностей для развития – по ее словам, здесь «бурлила жизнь, были новаторы, ставились новые интересные балеты».

С 2012 году Н.Осипова – приглашенная артистка, а с 2013 – прима-балерина Лондонского Королевского балета. Партии для нее создают ведущие английские балетмейстеры – У.МакГрегор, К.Уилдон, А.Мариотт. В 2014 году Н.Осипова и И.Васильев представили трехактный спектакль «Соло для двоих», созданный тремя современными хореографами – и, Охадом Нахарином и Артуром Питой. Позднее партнером балерины становится .

Классический балет Н.Осипова считает своеобразным уходом от реальности: «Человек прикасается к прекрасному – и хоть ненадолго забывает о тяжелых проблемах». В противоположность этому, танец современный «тащит действительность на сцену». По мнению балерины, оба направления равноценны: «Кому-то нужна сказка, кому-то – удар по самому больному», – говорит она. Сполна проявив себя в «сказке» классического балета, Н.Осипова в 2015 году обращается к современному танцу. В этой ипостаси она предстает в спектаклях «Qutb» Сиди Ларби Шеркауи, «Молчаливое эхо» Рассела Малифанта, «Беги, Мэри, беги» Артура Питы.

Музыкальные Сезоны

Все права защищены. Копирование запрещено

Наталья Осипова в своем поколении самая известная российская балерина в мире. Уже первый спектакль выпускницы Московской академии хореографии стал сенсацией. Осипову позвали в Большой, но передержали "в молодых", не давая расширить репертуар.

Вероятно, она бы так и осталась вечной Китри из "Дон Кихота", но вместе с партнером Иваном Васильевым балерина хлопнула дверью и ушла в труппу петербургского Михайловского театра, а потом и в Ковент-Гарден. Уже в Лондоне прима Королевского балета Наталья Осипова стала мировой балетной звездой. "РГ" узнала, как она попала в Пермь, чтобы выступить в роли Маши в "Щелкунчике", новой постановке театра.

Наталья, как вас из Лондона в Пермь занесло?

Наталья Осипова: Это была моя инициатива! Сидела однажды вечером и подумала: что-то давно я не танцевала "Ромео и Джульетту" Кеннета Макмиллана - он из тех спектаклей, от которых я получаю огромное удовольствие. Спонтанно позвонила Дэвиду Холбергу, обидно, что при таком замечательном партнерстве мы всего три раза "Ромео и Джульетту" станцевали. Стали думать: в Лондоне спектакль не шел, в Америке не шел, ни в Ла Скала, ни в Мюнхене. А потом пробила по сети - Макмиллан идет в Пермь! И написала Леше (экс-солист Мариинского театра, художественный руководитель Пермского балета Алексей Мирошниченко).

Вот прямо так, без агента, спонтанно?

Наталья Осипова: Они сначала не поверили, позвонили и переспросили, я ли Наташа. А когда поверили, подключили Теодора Курентзиса и MusicAeterna, раз уж спектакль будет в Перми. В последний момент у Холберга случилась травма, но мне уже поздно было отступать. К тому же я редко бываю в России и родители обрадовались, что я проездом в Пермь заскочу к ним в Москву. В итоге станцевала два спектакля, получив большое удовольствие от хореографии и от работы с открытыми добрыми людьми. Вот и стали обсуждать, чего бы еще такого сделать.

Потом была "Жар-птица" на Дягилевском фестивале?

Наталья Осипова: Умудрилась выучить ее в свои выходные: репетиции в Ковент-Гарден расписаны надолго вперед, и нельзя нарушать нормы. Так же станцевала в Перми Жизель.

Российская балерина, прима Королевского балета Наталья Осипова стала мировой балетной звездой. Фото: РИА Новости

Маша в "Щелкунчике" - это детская мечта или балеринский must have?

Наталья Осипова: Нет, я о Маше не мечтала, и когда мне не давали ее танцевать в Большом, даже не расстраивалась. Потом станцевала в Парижской опере в редакции Нуреева, репетировала с прекрасным педагогом Лораном Илером, ныне руководителем МАМТа. Когда смотришь, и то пробирает, а уж когда танцуешь, тем более. На Чайковского я отзываюсь.

Пермский "Щелкунчик" в постановке Алексея Мирошниченко новый, появился только месяц назад. Что в нем особенного?

Наталья Осипова: В Ковент-Гарден идет версия Питера Райта, хоть и с отсылкой к оригинальной хореографии Льва Иванова конца позапрошлого века. А Леша Мирошниченко так заразительно рассказывал про драму в музыке Чайковского, которая должна раскрыться. Я загорелась. В Пермской Маше на самом деле смысл острее, драматичнее, финал открыт и дает варианты. У Мирошниченко героиня не маленькая играющая в куклы девочка, а девушка, она уже многое чувствует и готова понять, какие поступки не стоит совершать. Она догадывается, что неверные шаги могут разрушить жизнь. И что любовь хрупка, разбить ее ничего не стоит. Мне такая идея очень близка. Я даже вспоминала свою первую любовь, когда любое резкое слово могло быть катастрофой. Так и в спектакле - Маша только задумалась, нужен ли ей принц, и тут же его теряет. Это очень ложится на музыку финального адажио.

Но ведь все видели под эту музыку счастливый конец?

Наталья Осипова: Да, это непривычно и поперек стандартов, но я всегда за вещи, которые больше трогают. Пусть чувств будет больше, а уж зрители решат, что для них лучше.

После сложившихся отношений с пермским балетом не возникли ли планы танцевать и с другими российскими театрами?

Наталья Осипова: Через три недели у меня "Легенда о любви" в Мариинском театре, танцую сильную царицу Мехменэ Бану. Кажется, я соскучилась по мощи российских спектаклей.

Значит, скоро все-таки ждать вас в Большом?

Наталья Осипова: Было приглашение от Владимира Урина, но выступления не состоялось по моей вине. Может быть, поменяется ситуация, ко мне все замечательно относятся, официально пригласили участвовать в конце мая в концерте в честь юбилея Мариуса Петипа.

Я о Маше не мечтала, и когда мне не давали ее танцевать в Большом, даже не расстраивалась

А спектакль? У вас давние контакты с руководителем балетной труппы Махаром Вазиевым?

Наталья Осипова: Пока не складывается, хотя у нас действительно теплые отношения. Понимаете, мне приятно самой выбирать, что танцевать. В Мариинке я выбрала "Легенду...", в Мюнхене "Укрощение строптивой". Впереди в Ковент-Гарден "Манон Леско" с Дэвидом Холбергом и "Жизель", которую мы не исполняли вместе лет пять, и премьера "Лебединого озера" Лиама Скарлетта.

Ждать сольные программы?

Наталья Осипова: Да, люблю хореографию, которую ставят прямо сейчас. С продюсером Сергеем Даниляном договорились сделать с хореографом Владимиром Варнавой "Золушку", представим ее в августе в Америке и потом привезем в Россию. На сентябрь запланировала свой вечер современных хореографов, пять авторов, и мне наконец поставит 15-минутный дуэт Алексей Ратманский. В конце станцую "Умирающего лебедя".

Наталья Осипова: Я бы не назвала это сарказмом, может, все будет вполне всерьез. Дань тому, что я люблю в танце, - возможность выразить саму себя.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры