Группы здоровья детей рекомендации. Распределение детей по группам здоровья

Главная / Чувства

Физкультура — обязательный предмет в школьной программе. У родителей сомнений в необходимости данного предмета, как правило, не возникает. Ведь детям, целый день находящимся за партой, совсем не помешает немного подвигаться.

Физкультура — это комплекс физических упражнений, способствующий здоровому развитию ребенка. Спортивные занятия для большинства детей полезны, однако некоторым школьникам (по состоянию здоровья) запрещены интенсивные физические нагрузки. Именно поэтому, все дети, которые готовятся пойти в школу, в обязательном порядке проходят полное медицинское обследование. На основании результатов этого обследования в медкарте будущего ученика появляется запись о принадлежности его к определенной медгруппе для занятий физкультурой.

Любая медицинская группа здоровья требует периодического подтверждения. Некоторые родители путают понятия «ЛФК» и «группы здоровья». Им не совсем понятно, в чем их различие. Поэтому мы решили внести некоторую ясность в данный вопрос. Занятия по лечебной физкультуре может проводить только врач ЛФК, а урок физкультуры с учениками из спецгрупп проводит школьный учитель, который предварительно проходит необходимую подготовку. В ходе подготовки он изучает оздоровительные методики, учится составлять индивидуальные спортивные программы для детей, страдающих определенными заболеваниями. Обучение проходит в специализированных Центрах ЛФК.


Классификация медицинских групп здоровья у детей по физкультуре — таблица

Как классифицируются группы здоровья по физкультуре

Группа здоровья Характеристика группы
Основная Группа для физически здоровых детей, не имеющих никаких отклонений и учеников с некоторыми функциональными нарушениями. Однако, по заключению медиков, эти нарушения не в состоянии за собой повлечь каких-либо последствий. При осмотре у ребенка не было зафиксировано отставаний в физическом развитии.

Основная группа подразумевает занятия по обычной программе. Учащиеся сдают нормы и тесты индивидуальной физподготовки, могут заниматься в секциях, принимать участие в соревнованиях.

Дополнительная В таких группах занимаются:

— ослабленные дети;

— уч-ся, состоящие в группе риска по заболеваемости;

— дети, имеющие хронические заболевания, но эти заболевания находятся в стадии длительной ремиссии.

Дополнительная группа предполагает строгое дозирование любых физических нагрузок, а также полное исключение некоторых движений. Например, резких наклонов, прыжков.

Школьники, занимающиеся по программе дополнительной группы, не могут принимать участие в спортивных соревнованиях, сдавать нормы и тесты по физподготовке.

Специальная А, В По программам группы «А» занимаются:

— дети с врожденными пороками;

— с хроническими заболеваниями в анамнезе;

— с явными нарушениями физического развития.

Школьники, в медкартах которых проставлена эта группа, могут заниматься физкультурой только по специальным оздоровительным программам. Программы разрабатываются индивидуально. Как правило, такие программы запрещают или ограничивают силовые и скоростные упражнения, но разрешают не слишком подвижные игры на воздухе, ежедневные прогулки и занятия адаптивной физкультурой. В большинстве школ учащиеся с этой группой здоровья занимаются отдельно от класса. Учителя должны проходить специальную подготовку в Центрах ЛФК.

В подгруппе «В» занимаются учащиеся:

— с хроническими заболеваниями в острой фазе;

— с врожденными пороками на стадии обострения.

Дети, относящиеся к этой группе, занимаются только лечебной физкультурой под контролем врача ЛФК. Комплексы упражнений подбирает врач.

Чтобы ребенка перевести в группу «В» нужно пройти комиссию КЭК и получить соответствующую справку. Этот документ выдается на определенный комиссией срок.
Справка является освобождением от физ-ры в школе.

Как определить, какая группа здоровья по физкультуре у ребенка?

Критерии оценки:

  • Наличие функциональных нарушений.
  • Хронические заболевания. Стадия развития болезни на настоящий момент.
  • Состояние основных систем детского организма.
  • Слаженность работы иммунной системы.
  • Гармоничное развитие ребенка в соответствии с его возрастом.

Группа здоровья определяется в медучреждении.

  1. Для определения комплексной оценки ребенок должен пройти обследование у всех «узких» специалистов. Некоторым детям дополнительно назначается консультация аллерголога. Например, если у ребенка в анамнезе есть диагноз «Дерматит».
  2. Затем, нужно пройти исследования и сдать все анализы, назначенные ребенку специалистами. Только после этого, можно обращаться к своему участковому врачу. Как правило, будущие ученики диспансеризацию проходят в детском саду, там же им и определяется соответствующая группа. Учащимся старшего возраста группа определяется на основании результатов диспансеризации, которую они должны проходить ежегодно.

Иногда неопытные врачи перестраховываются и пишут в справке группу, которая не соответствует состоянию здоровья ребенка. На первый взгляд незначительная ошибка нередко становится непреодолимым препятствием для поступления в престижные школы. Поэтому нижерасположенная таблица поможет родителям убедиться в правильном решении врача. В случае разногласий, родители всегда смогут оспорить результаты, обратившись за консультацией к главному врачу медучреждения.

Если в ходе диспансеризации ни один из «узких» специалистов не отметил отклонений в развитии ребенка, то в справке должна быть проставлена основная группа.

Заболевания у ребенка и группа здоровья

Заболевание Группа здоровья по физкультуре
Простудные заболевания чаще четырех раз за год. Слишком длительный процесс восстановления (более месяца).
В анамнезе поставлен диагноз « », имеется излишний вес, анализ крови показал анемию, туберкулиновая проба положительная (реакция Манту, проба Пирке). Вторая группа – дополнительная.
Окулист определили близорукость . Дополнительная группа.
Хронические заболевания , находящиеся в стадии длительной ремиссии. Дополнительная группа.
Хр. заболевания в стадии компенсации и врожденные пороки развития. Специальная группа «А»
Хр. заболевания в острой форме, врожденные пороки в стадии субкомпенсации . Специальная группа «В»

Основная группа здоровья по физкультуре — допуски и запреты

Уч-ся, относящиеся к основной группе, здоровы и не имеют никаких отклонений в физическом развитии. Они занимаются по обычной школьной программе, могут посещать любые секции, сдавать нормы, принимать участие в спортивных соревнованиях.

Дополнительная группа здоровья по физкультуре в школе

Данная группа позволяет заниматься физкультурой в школе вместе со всем классом. Однако интенсивность упражнений в этой группе отличается. Учитель подбирает специальные комплексы спортивных упражнений в соответствии с рекомендациями врача. Все ограничения указываются в медкарте уч-ся.

Например, одному ребенку нельзя посещать бассейн, другому – запрещено кувыркаться и резко наклоняться, третьему – не рекомендуется прыгать или бегать на длительные дистанции. В справке указывается срок ее действия. После чего, ребенок переводится в основную группу. Для участия в соревнованиях, для сдачи норм ГТО – требуется разрешения врача.

Специальная группа «А» и «В» по физкультуре в школе

  1. Уроки физкультуры для учащихся из группы «А» проводятся отдельно от всего класса.
  2. Занятия с ними проходят по специально разработанным индивидуальным программам. Однако им предоставляется возможность вместе с классом посещать теоретические занятия по физической культуре, делать доклады и писать рефераты.
  3. Спецгруппы предполагают занятия с подготовленными учителями физ-ры, прошедшими обучение в центрах ЛФК.
  4. Комплекс упражнений для детей разрабатывается строго в соответствии с медицинскими рекомендациями.
  5. Все упражнения делаются на специальных ковриках.
  6. Учащиеся не могут принимать участие в спортивных мероприятиях, но их присутствие в качестве болельщиков поощряется.
  7. Им нельзя заниматься в спортивных секциях.

Особенности занятий детей в спецгруппе «В» по физкультуре:

  1. Ученики, у которых в справке указана группа «В», полностью освобождаются от уроков физкультуры в школе, они занимаются только в медучреждениях.
  2. Занятия проходят по индивидуальным программам и под строгим контролем врача ЛФК.
  3. Таким ученикам разрешается посещать лишь теоретические занятия по этому предмету, проходящие в стенах школы.
  4. Врач ЛФК разрабатывает необходимый им комплекс упражнений. Эти упражнения можно выполнять и дома.
  5. Врач ЛФК консультирует родителей и выдает им нужные рекомендации.

Отметки

Многих родителей волнует вопрос: «Как будут ставиться оценки по физкультуре детям, которые вынуждены заниматься в дополнительной или специальной группе?» С учащимися из основной группы вопросов не возникает. Ведь они получают отметки на основании результатов сдачи нормативов. Многие родители даже не предполагают, что на сегодняшний день существуют учебники по физической культуре. Раньше таких учебников не издавали. Чаще всего, выставляя оценки, учителя просят детей из дополнительной и специальной группы написать реферат, сделать доклад, провести презентацию, посвященную ЗОЖ. Кроме того, физрук, оценивая ученика, ориентируется на его посещаемость теоретических занятий. Ученик совсем без отметки по этому предмету остаться не может.

А нам остается пожелать вашим деткам здоровья и отличных спортивных результатов.

Наверняка многим из нас доводилось слышать фразу: “У вашего ребенка 3 группа здоровья, - или, - данный человек второй группы ”. Однако мало кто задумывался о том, что же это за группа, и что она означает.

Что это такое?

Что же подразумевается под термином группы здоровья?

Группа здоровья - условный термин, совокупность различных показателей внутренней среды организма, позволяющая судить о состоянии его здоровья и своевременно предугадать и принять соответствующие меры по оказанию необходимой медицинской помощи.

Она выставляется в результате прохождения плановых профосмотров. У детей за ее определение отвечает участковый педиатр, у взрослых - терапевт.

Решение принимается сугубо врачом в результате анализа частоты обращаемости за медицинской помощью, исходя из наличия сопутствующих заболеваний, тяжести состояния.

Со временем состояние организма может изменяться, что требует ежегодного обследования с целью уточнения группы.

У детей выделяется 5 групп здоровья, в то время как группы здоровья взрослых - 3. На основании чего же можно определить, насколько здоров ребенок, и какие критерии обязательно следует учитывать?

Критерии здоровья

Определение группы происходит согласно утвержденным Всемирной организацией здравоохранения критериям.

Медицинские группы здоровья определяются по следующим признакам:


Группа здоровья определяется исходя из всех вышеуказанных признаков. Обычно для ее определения используется совокупность полученных данных, но сама степень выставляется по наиболее тяжелой патологии. Например, ребенок может быть здоров по всем параметрам, но после перенесенной травмы имеет значительные отклонения в состоянии нервной системы. В результате этого ему будет выставлена пятая группа.

Первая группа

Данная группа здоровья обычно выставляется детям, не имеющим никаких отклонений со стороны здоровья, без врожденных пороков или дефектов развития. Такие дети имеют соответствующее своему возрасту физическое и духовное здоровье и развитие. Выставляется детям до 17 лет включительно (после этого состояние группы здоровья характеризуется по критериям, присущим взрослому человеку).

Проходят медосмотры такие дети в установленные сроки и согласно нормативным документам в полном объеме.

У взрослых же первая группа выставляется лицам, у которых в результате комплексного врачебного обследования не выявлено никаких патологий со стороны здоровья, отсутствуют хронические заболевания. Такие люди не нуждаются в диспансерном наблюдении. Кроме того, у данных людей отсутствуют факторы риска, либо их влияние крайне незначительно.

Вторая группа

2 группа здоровья у детей является наиболее распространенной. К ней относятся, так же как и в первой группе, здоровые дети, однако с наличием риска развития хронических заболеваний. Условно у детей младшего возраста данная группа подразделяется на подкатегории “А” и “Б”.

Для детей подкатегории "А" характерно наличие отягощенного биологического анамнеза (хронические заболевания у родителей, имеющие высокий риск наследования), социального (неблагополучная семья), но по всем остальным критериям они ничем не отличаются от здоровых детей.

Подгруппа Б характеризуется наличием “риска”: часто болеющие дети, дети, имеющие аномалии или отклонения в физиологическом развитии.

2 группа здоровья у взрослых проявляется высоким суммарным риском развития сердечно-сосудистого заболевания, сопровождающегося наличием факторов риска и относительно положительными результатами обследования (не установлено ни одно хроническое заболевание).

Третья группа

Она объединяет детей, у которых имеется документально подтвержденное наличие хронической патологии в стадии компенсации (редкие обострения, нетяжелое течение заболевания в момент обострения, достаточно быстрое развитие ремиссии, наличие функциональных отклонений только в одной системе органов).

Кроме того, в данную группу относят и тех детей, у которых имеются некоторые физические недостатки или нарушения, возникшие вследствие проведенных операций или перенесенных травм, в результате которых у ребенка имеется некоторое затруднение в деятельности, однако не ограничивающее их обучение или повседневную деятельность.

У взрослых же определение третьей группы здоровья обычно означает, что имеются предпосылки или достоверные данные о наличии хронического процесса, сопутствующие факторы риска, обуславливающие развитие патологии и значительно влияющие на жизнедеятельность, а также значительный риск развития тяжелых сопутствующих заболеваний. Лица данной группы подлежат диспансерному наблюдению и нуждаются в оказании специализированной медицинской помощи.

Четвертая группа здоровья

Ее выставляют детям, имеющим тяжелую хроническую патологию или врожденный анатомический дефект, находящийся в стадии субкомпенсации (т.е. пораженный орган или их система способны оказывать влияние и на другие системы органов). Характерны частые обострения основного заболевания, сопровождающиеся ухудшением самочувствия в остром периоде и сохранением такового в период ремиссии в течение долгого времени. Немаловажным является и наличие ограничения в обучении и труде (отличается от третьей степени затруднениями больше в области быта, чем обучения), а также в самообслуживании.

Такие дети нуждаются в поддерживающей терапии, практически постоянном контроле со стороны родственников. При своевременно принятых мерах по устранению недостатков возможно улучшение состояния и перевод ребенка в 3 или во вторую группу.

При ухудшении состояния ребенок переводится в 5 группу.

Группа инвалидности

Такое название носит пятая, самая тяжелая группа здоровья у детей. Ее характерными признаками является наличие тяжелого хронического заболевания в состоянии декомпенсации, редкими периодами ремиссии и довольно частыми обострениями. Периоды ухудшения состояния протекают довольно тяжело, что значительно сказывается на состоянии ребенка.

У этих детей имеется значительное нарушение трудоспособности и быта, что предусматривает постоянный контроль за их состоянием со стороны опекуна, лечение в течение длительного времени, зачастую не приносящее результатов.

Переход из пятой группы здоровья детей в другие осуществляется довольно редко (только в результате перенесенных операций с благоприятным исходом).

В данной группе находятся дети-инвалиды. Обучение и восстановление их социальной функции происходит в специализированных учреждениях.

Поведение с представителями различных категорий

1-3 группы здоровья детей практически не требуют вмешательства извне, помимо принятия показанных препаратов или процедур по основному заболеванию. Такие люди и дети могут самостоятельно себя обслуживать. Кроме того, у них не утрачена способность к познанию и обучению, что также способствует их скорейшему выздоровлению, реабилитации и переходу из текущей группы в первую.

Что касается представителей четвертой и пятой групп, то здесь все обстоит значительно сложнее. Данным детям необходим патронаж со стороны медицинских работников, постоянный уход и помощь в обучении.

Организуются и специальные реабилитационные группы для детей, у которых имеется 4 или 5 группа здоровья. Занятия построены таким образом, что дети общаются с другими страдающими детьми, выполняют упражнения, способствующие улучшению состояния. Немаловажным является и фактор доверия, которое складывается между врачом и пациентами.

Содержание

Условные категории состояния психического и физического развития детей называются группами здоровья. Такое распределение помогает определить необходимость, масштаб лечебных и профилактических мероприятий. Группы здоровья детей и подростков определяют уровень физической нагрузки, особенности рациона. В некоторых случаях необходимо установить ограничения для занятий той или иной деятельностью.

Что такое группа здоровья

Медицинское обозначение, которое применяется для анализа состояния организма ребенка, называется группой здоровья. Для того чтобы отнести состояние здоровья к одной из категорий, проводится профилактический врачебный осмотр, ряд инструментальных, лабораторных исследований, обследование психологом или психиатром. Для причисления ребенка к определенной категории во время диспансеризации (медосмотра) его осматривает медицинская комиссия, состоящая из окулиста, оториноларинголога, хирурга, кардиолога, невропатолога.

Окончательный вердикт о присвоении той или иной категории выносит врач-педиатр на основании заключений узких специалистов, после чего заносит данные в карту пациента. Оценка состояния физического и психического состояния необходима для определения объема дальнейшего оказания медицинской помощи. Иногда детям требуется особый домашний уход или в специализированных учреждениях под контролем квалифицированного персонала.

Критерии определения

Классификация критериев состояния организма, на основании которых проходит установление группы здоровья детей, разнообразна и подразумевает шесть основных принципов, согласно которых и принимается решение об определении категории. К ним относят:

  • физическое здоровье, развитие;
  • наличие генетических патологий;
  • развитие органов, систем;
  • сопротивляемость организма внешним факторам;
  • психическое, психологическое состояние.

Физическое здоровье и развитие

В этот критерий входят основные физические характеристики – вес, рост, окружность головы, груди, пульс, гармоничность, пропорциональность развития тела. С развитием малыша врачи отслеживают, когда он начал поднимать, держать головку, улыбаться, садиться, ползать, ходить и говорить. Существует таблица и шкала норм, в которой по месяцам отражены все навыки, которыми должен владеть ребенок в том или ином возрасте. При наличии отклонений необходимо исследовать, диагностировать их характер, определить, имеются ли осложнения, как сильно они отразятся на дальнейшей жизни.

Наследственность

При осмотре новорожденного педиатр должен провести тщательный опрос родителей на предмет наличия в семье заболеваний, которыми страдают кровные родственники. С помощью генетических исследований, которые будущие мамы делают в период беременности, определяют риск развития наследственных патологий у ребенка. В данный критерий входят не только генетические заболевания, но и ход родов, течение гестации, развитие малыша в первые недели жизни.

Развитие систем и органов

На протяжении первых лет жизни младенца происходит основное развитие, становление всех органов и систем в организме, их рост, «настройка». Для оценки развития организма назначают ультразвуковое исследование (УЗИ), общие анализы крови, мочи, функциональные пробы и другие обследования. Особое внимание медработники уделяют сердечно-сосудистой, нервной, мочеполовой системе, пищеварительному тракту.

Сопротивляемость организма внешним инфекциям и факторам

Подверженность ребенка простудным заболеваниям (ОРЗ) или болезненность – один из основных критериев оценки работы организма. Если маленький пациент часто болеет (более 3–4 раз в течение года), то это означает несостоятельность иммунитета. Для уточнения диагноза следует назначить дополнительные клинические обследования для выявления причины такого состояния, в соответствии с которыми может быть присвоена определенная категория.

Психологическое и психическое развитие ребенка

Оценку неврологического и психологического состояния малыша проводят психолог и невролог. После собеседования и осмотра выявляется наличие отклонений. При обследовании учитывается речь малыша, его реакции на родителей, игрушки, картинки и других детей, наличие беспокойства, плаксивости, капризов. Врач-невролог исследует рефлексы (коленный, локтевой, реакции на хлопок). У грудничков определяют наличие рефлекса спонтанного ползания, сосания, хватания.

Распределение детей по группам здоровья

Большое значение в распределении детей по группам здоровья имеет осмотр узких специалистов, генетические и инструментальные исследования. Необходим тщательный сбор анамнеза для выявления генетических патологий, определения частоты заболеваемости инфекционными патологиями. Одним из ключевых факторов является определение уровня психического и интеллектуального развития пациента. Основные критерии распределения указаны в таблице.

Группа здоровья

Гармоничность развития

Наличие хронических патологий

Функциональное состояние систем, органов

Резистентность, реактивность

Соответствует возрасту.

Отсутствуют.

Без отклонений.

Редкие (не чаще 1-2 раз в год), легко протекающие заболевания.

Нормальное физическое развитие или избыток массы тела первой степени. Нервно-психическое развитие соответствует возрасту или имеет незначительные отклонения.

Отсутствуют.

Имеются незначительные функциональные изменения.

Редкие, нетяжелые по характеру течения простудные заболевания без выраженного ухудшения общего состояния и самочувствия.

Дефицит или избыток массы тела первой или второй степени, низкий рост, нервно-психическое развитие соответствует возрасту или незначительно отстает.

Имеются хронических заболеваний в стадии компенсации или субкомпенсации.

Имеются функциональные отклонения.

Продолжительные острые респираторные заболевания с последующим затяжным периодом выздоровления, восстановления (вялость, повышенная возбудимость, нарушения сна, аппетита, субфебрилитет)

Четвертая.

Нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела первой, второй или третьей степени, непропорциональное телосложение, низкий рост, нервно-психическое развитие нормальное или отстает

Имеются тяжелые хронические патологии в стадии декомпенсации.

Изменение функций пораженных органов, выраженные проявления заболевания.

Дефицит или избыток массы тела второй или третьей степени, низкий рост, нервно-психическое развитие значительно отстает от нормы.

Имеется тяжелая хроническая патология или врожденный порок, приводящий к инвалидности.

Выраженные изменения функций пораженных органов, систем.

Частые обострения основного хронического заболевания.

Характеристика и виды

Каждая категория здоровья маленьких детей, школьников, подростков имеет свои особые характеристики. Согласно приказу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), по стандартам выделяют 5 групп развития и здоровья. Ребенку присваивается та или иная категория на основании результатов квалифицированной медицинской комиссии. Во время развития ребенка его группа может меняться под влиянием внешних и внутренних факторов.


Первая

К этой категории относятся полностью здоровые малыши, подростки, которые не имеют никаких заболеваний, особенностей строения тела и функционирования. Их физическое и психическое здоровье полностью соответствуют нормативным измерениям. Согласно статистике, первая группа здоровья у детей составляет только 10%. Учитывая отсутствие патологий, дети, причисленные к этой категории, все равно должны проходить профилактические осмотры в полном объеме в поликлинике.

Вторая

Самая распространенная – вторая группа здоровья у детей. У малыша имеются несущественные отклонения в развитии, снижена иммунная защита организма. Отсутствуют серьезные дефекты развития, хронические патологии. Может отмечаться небольшая задержка в физическом развитии: избыточная или недостаточная масса тела, сниженная острота зрения и др.

Третья

Малыши и подростки, имеющие хронические заболевания в стадии компенсации с редкими обострениями относятся к третьей группе. Пациенты этой категории, как правило, имеют нормальное физическое развитие, но у них могут быть выявлены незначительные отклонения. Третья группа здоровья у ребенка часто сопровождается отклонениями от нормы нервно-психических показателей.

Четвертая

Маленькие пациенты, подростки с хроническими патологиями в стадии декомпенсации, обострения или в неустойчивой ремиссии относятся к четвертой категории. Кроме того, сюда относят малышей с осложнениями после травм, хирургических операций. У таких деток зачастую нервно-психическое и физическое развитие сильно отстаем от нормы, им необходимо постоянное наблюдение и поддерживающее лечение.

Пятая

Представителями этой категории здоровья являются пациенты с тяжелыми сочетанными хроническими патологиями (ремиссии редкие или отсутствуют) с присоединением серьезного отставания в физическом, психическом развитии. У таких детей поражена не одна система органов, а сразу несколько. Нередко присоединяются значительные осложнения (потеря возможности двигаться, говорить и т.д.). Детям этой группы присваивается статус «ребенок-инвалид».

Физическая и социальная активность детей из разных групп здоровья – рекомендации врачей

В зависимости от группы здоровья детей для них лечащим врачом даются особые рекомендации по образу жизни, двигательной активности, форме обучения, социальной деятельности. Они направлены на улучшение или поддержание состояния здоровья малыша. Ознакомьтесь подробнее с методическими рекомендациями, разработанными для различных категорий здоровья:

  1. Первая и вторая группы. Допускается любой вид деятельности и нагрузки. Занятия физкультурой, учебная нагрузка формируются по общей программе, без ограничений. Все спортивные нормативы могут быть выполнены без вреда здоровью, рекомендуется посещение дополнительных секций, участие в олимпиадах, соревнованиях, дополнительная закалка организма. Запрет на ту или иную деятельность может быть наложен врачом в индивидуальном порядке.
  2. Третья группа. Для каждого вида деятельности необходима консультация врача для установления определенных ограничений. Занятия физкультурой реализуются по специально разработанным программам, участие в спортивных состязаниях ограничивается, т.к. существует высокий риск обострения заболевания или травм. Рекомендуется регулярное профилактическое и коррекционное лечение в оздоровительных лагерях, санаториях.
  3. Четвертая группа. Режим активности значительно ограничен, доктором формируется специальный дневной режим, в котором отдыху, сну, отводится длительное время, для обучения создаются варианты индивидуальных, дистанционных программ. Необходимы занятия лечебной физкультурой (ЛФК), проведение физиотерапии.
  4. Пятая группа. Физическая, умственная активность ребенка значительно ограничены, режим дня сопровождается лечебными процедурами, физиотерапией. Необходим постоянный контроль деятельности взрослыми.

Видео

Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

Дата добавления: 2010-04-01

Так называемый оздоровительно-коррекционный блок включает в себя шесть основных задач или шесть основных направлений:

1.Укрепление резервов здоровья ребенка.
2.Формирование личностных установок ребенка на здоровый образ жизни.
3.Психологическая помощь ребенку.
4.Физическое и психическое развитие.
5.Организация рационального здорового питания.
6.Экологическое, нравственное, культурно-гигиеническое воспитание ребенка.

Эти направления оздоровительных и коррекционных мероприятий могут и должны применять родители дома. Вот тогда в триединстве – медики - педагоги и родители - можно действительно добиться сохранения и укрепления здоровья детей.

Если рассматривать возможности дошкольных учреждений, то все эти задачи решаются в комплексе медицинскими работниками, воспитателем по физической культуре, психологом и педагогами детского сада. Поэтому этим направлениям будет посвящено по одной статье отдельно.

Давайте сегодня побеседуем о первой задаче и первом направлении в оздоровительно – коррекционной работе с детьми.

Укрепление резервов здоровья ребенка.

Как вы уже знаете, каждый ребенок проходит разностороннее обследование и комплексную оценку развития с определением группы здоровья. На основании результатов обследования, выделяют четыре группы здоровья детей.

Такая классификаций групп здоровья детей является основной в детских дошкольных учреждениях.

Первая группа здоровья (Д1) – это здоровые дети. По статистическим данным на сегодняшний день к этой группе здоровья относится 9 % детей.
Вторая группа здоровья (Д2) – это дети, которые имеют дефекты осанки, плоскостопия, пищевую аллергию, заболевания желудочно-кишечного тракта, поражения центральной нервной системы, тубинфицированность, заболевания лор-органов, нарушение зрения (потеря остроты зрения до 30%), компенсирующий кариес, часто болеющие простудными заболеваниями. Количество таких детей составляет около 70 %.

Третья группа здоровья (Д3) – это дети с декомпенсирующим кариесом, нарушением зрения (потеря остроты зрения выше 30%), тубвиражом. Количество таких детей составляет около 4 %.

Четвертая группа здоровья (Д4) – это дети с нейросенсорной тугоухостью и количество таких детей около 6 %.

Какая группа детей нуждается в коррекционной и реабилитационной помощи?

Конечно, это дети второй группы здоровья. У детей этой группы здоровья есть реальные шансы укрепить его и перейти в первую группу.

Около 20% детей второй группы здоровья – это часто болеющие дети (ЧБД). Вероятность заболеть для этих детей одинаковая во все времена года, потому что сопротивляемость организма у них снижена.
Детям этой группы необходимы постоянные двигательные упражнения, которые будут активизировать обмен веществ. Хороший эффект дает гигиенический и лечебный массаж со стимуляцией биологически активных точек.

Обязательными элементами стиля жизни в семье с такими детьми должны быть ежедневные закаливающие процедуры, лечебная и дыхательная гимнастика и фитотерапия для повышения иммунологичекого статуса.

К большому сожалению, до 40 % детей-дошкольников имеют нарушение осанки. Средства массовой информации систематически сообщают миру, что дефицит движений в режиме современных детей и повышенное статическое напряжение во время обучения являются реальной угрозой для здоровья детей и их физического развития.
Дети этой группы нуждаются в лечебной гимнастике, специально организованном режиме жизнедеятельности и обучения и обязательных профилактических процедурах.

Более 40 % детей страдают плоскостопием . Уплотнение свода стопы приводит к плоскостопию. Детям этой группы необходимы консультации врачей-ортопедов, лечебная физкультура и строгое выполнение комплекса гигиенических мероприятий.

Современный мир страдает аллергией. Дети этой группы страдают от пищевой аллергии и аллергии, которая беспокоит органы обоняния (запах, пыльца, шерсть и т.д.).
Для устранения пищевой аллергии в питании детей необходимо соблюдать элиминационную диету. Поэтому постепенно в детских садах вводится диетический стол.

Около 10% детей страдает заболеваниями лор-органов. Мофрофункциональные изменения (гипертрофия аденоидов и мендалин), хронические заболевания (хронический тонзиллит, гайморит, аденоидит), которые выявляются в носоглотке, способствуют частым заболеваниям детей.
Поэтому ежедневными процедурами для таких детей должны стать полоскания, промывания пазух, т.е. всевозможные виды лечебно-профилактических мероприятий.

Теперь понятно, почему разрабатываются комплексные системы оздоровления для каждой группы детей.
Родители должны знать, что комплексная система оздоровления ребенка – это целостная, последовательная взаимообусловленность лечебно-оздоровительных мероприятий.

Важная роль в профилактике и оздоровлении детей принадлежит родителям. Именно в семье родители ежедневно могут закреплять и контролировать выполнение назначений медиков и педагогов.

Мало научить ребенка. Важно его мотивировать в применении полученных полезных знаний.

Кто лучше родителей поможет своему ребенку справиться с этой непростой задачей?

Понравилась эта статья?

Каждый участковый педиатр ведёт медицинскую карту ребёнка, изучая которую можно обнаружить, что данного малыша относят к первой, второй, третьей, четвертой или пятой группе . Это разделение несет в себе информацию о состоянии здоровья малыша на текущий момент, а в некоторых случаях и о событиях, предшествующих его рождению.

Что это

Не все родители знают, что такое группа здоровья, и зачем она нужна. Разделение деток по группам здоровья облегчает работу педагогам и врачам. С их помощью можно точнее определить условия, в которых маленький человек будет обучаться, заниматься укрепляющей или оздоравливающей физкультурой, питаться.

У всех детей разное состояние здоровья, и на основании этого каждому ребёнку участковый педиатр присваивает такую группу. Это деление по категориям здоровья показывает, нужны ли ребенку какие-либо ограничения в чём-либо, вплоть до помещения в специальное заведение. Исходя из группы здоровья, указанной в детской медицинской карте, подбирается необходимая малышу диета или вид физкультурных занятий.

Первичное распределение деток по категориям здоровья осуществляется участковым педиатром, который наблюдает малыша с . За также ведут наблюдение невропатологи, хирурги, ортопеды, психиатры. При присвоении группы здоровья учитываются комплексные результаты осмотра малыша у других специалистов, в том числе сдаются анализы, проводятся возрастные тесты.

Знаете ли вы? Крис Нолан - ирландец, с рождения болеющий детским церебральным параличом. Был абсолютно неподвижен долгие годы. Благодаря матери, которая верила в возможность его исцеления, и искала пути к этому, было найдено лечение. После проведенного лечения Нолан смог двигать шейными мышцами. Это дало ему возможность освоить печатную машинку и человек, который не сказал в жизни ни единого слова, стал знаменитым поэтом. Первый сборник его стихов был опубликован к пятнадцатилетию автора. Со временем поэзия Криса Нолана заняла место в одном ряду с такими знаменитыми поэтами, как Джойс, Китс и Йейтс.

Первоначально младенца определяют в какую-либо категорию вскоре после рождения, обычно при выписке молодой мамы из роддома. В дальнейшем присвоенная группа здоровья может меняться и подвергаться корректировке после каждого посещения участкового педиатра. Если у ребёночка нет видимых отклонений в здоровье, то запись в медицинской карточке понадобится только при подаче документов в детский сад, а позже - в школу.

Как проходит оценка

Чтобы отнести малыша к какой-либо из групп, нужно правильно и всесторонне оценить состояние его здоровья и умственного развития.

Для этого специалист после обследования ребёнка должен ответить на такие вопросы:

  • есть ли дефектные отклонения в умственном и физическом развитии;
  • часто ли болеет, есть ли хронические болезни;
  • нормально ли работают внутренние органы и системы организма;
  • соответствует ли возрасту развитие нервной системы;
  • насколько высок иммунитет к вирусным заболеваниям.
До достижения года педиатр направляет маму с младенцем на обследование к таким докторам:
  • хирургу и ортопеду;
  • офтальмологу и ЛОРу;
  • кардиологу и невропатологу;
  • стоматологу.

Если в процессе обследования доктор заметит в развитии младенца, он делает об этом соответствующую запись в медицинской карте и маленькому пациенту назначают дополнительные обследования и анализы. При необходимости в процесс обследования включаются доктора другой медицинской специализации.

Для предварительного определения группы здоровья новорождённого принимаются во внимание:

  • были ли патологии во время внутриутробного развития младенца;
  • были ли осложнения в процессе , и как протекала ;
  • наследственные заболевания по линии отца и матери;
  • болел ли ребенок в ;
  • соответствует ли развитие стандарту.

Основные группы здоровья ребенка и их характеристика

Группы здоровья детей имеют определенные характеристики, где учитываются такие показатели: развитие ребенка (нервно-психическое и физическое), наличие у него хронических заболеваний или их полное отсутствие. Причисление к любой из групп может носить временный характер, через некоторое время ребёнка могут перевести в другую категорию.
Какие факторы могут повлиять на произведенную оценку состояния ребенка педиатром:

  • если ребенок в момент обследования был болен;
  • то, как работает сердечно-сосудистая, нервная и другие системы организма;
  • работа внутренних органов (почек, печени, сердца, поджелудочной железы и прочее);
  • физическое развитие ( , окружность головы);
  • психическое развитие (умеет ли , кушать и прочее);
  • сопротивляемость вирусным заболеванием (частота и продолжительность болезни).
Совокупность этих показателей позволяет педиатру отнести ребенка к одной из пяти групп здоровья.

Первая

К этой группе относят деток, которые мало подвержены болезням (статистика берется за 12 месяцев). Наблюдение за такими малышами показывает: ребенок не имеет хронических заболеваний, у него нет отклонений от возрастной нормы в развитии моторике, росте. Правильно развиваются и функционируют внутренние органы, наблюдаемый ежемесячно прибавляет в весе.
Очень важно своевременное развитие нервной системы и психики. Опытный педиатр легко различает, вызвана некоторая заторможенность ребёнка особенностями характера или же присутствуют проблемы в нервно-психическом развитии. Каждый маленький пациент обязательно проходит обследование у невропатолога. Если невропатологом замечены отклонения от нормы, то с малышом начинают общаться другие доктора (психолог и ). Это малое отклонение и такие детки нормально растут и развиваются, просто у крохи есть незначительная потребность во внимании медиков.

Знаете ли вы? Словосочетание «физическая культура» было изобретением англичан и впервые появилось на страницах английских газет в конце XIX века. В Россию это понятие пришло задолго до революции и приобрело чрезвычайную популярность в обществе и в государственных общеобразовательных учреждениях, где было введено как отдельная дисциплина.

Если у ребёнка присутствует небольшой дефект, который не мешает человеку жить, а его организму функционировать, то его отнесут к первой группе здоровья. Например, у крохи слишком крупные или сильно оттопыренные ушки, это небольшое отклонение от нормы не мешает ему хорошо слышать, не требует хирургического вмешательства и не влияет на его здоровье в худшую сторону.

Вторая

Если ребенка отнесли ко 2-й группе здоровья, то это значит, что у малыша есть отклонения от существующих стандартов в работе какого-либо органа. Такие патологии имеют неорганическое происхождение, то есть это не новообразование или воспалительный процесс, а сбой в функционировании внутренних органов или одной из систем (сердечно-сосудистой и других).
Толчок к развитию таких патологий может дать нарушение биохимии в организме человека, у малыша начинает плохо работать иммунная система, он плохо адаптируется к новым условиям. Зачастую причина начинающихся нарушений в работе организма - это быстрый рост маленького человека, за которым не успевает перестраиваться сердечно-сосудистая система. Скорый рост увеличивает массу тела и объем большого круга кровообращения, организм пока не перестроился, и сил для этого у ребенка нет.

Одним из показателей того, что ребенка нужно отнести ко второй группе здоровья, являются частые (чаще четырех раз в год) вирусные и простудные болезни. Ребёнок становится ослабленным, на выход из болезни и восстановление сил ему нужно продолжительное время, намного большее, чем нужно для ребёнка его возраста. Кроха на долгое время теряет аппетит, становится вялым и сонным. После простуд у таких детей часто бывают осложнения: болят , плохо работает желудок и кишечник.

У малышей, относящихся ко второй группе нет патологий в том, как развивается (или они совсем незначительные), нет аномалий и пороков в развитии внутренних органов, нет хронических болезней.
Педиатры разделяют вторую группу здоровья на две подкатегории:

  1. Группа А - у ребёночка нет никаких явных и скрытых отклонений в развитии, но в семье есть случаи появления детей с дефектами развития; если маме малыша на момент родов было ; была патология беременности или родов; в этих родах появились на свет два или более ребенка; или переношенная беременность; отклонения в ту или иную сторону в массе тела новорождённого. Группа А может быть присвоена, если мама или еще не рожденный малыш были инфицированы вирусным заболеванием или младенец долго восстанавливался после операции, болезни и других тяжелых состояний.
  2. Группа Б - при родовспоможении ребёночек получил поражение центральной нервной системы, которые привели к небольшим отклонениям от нормы в развитии психики. У крохи могут быть шумы в сердце, содержание в крови ниже нормы, сбои в работе желудка и желудочно-кишечного тракта.
Деткам из второй группы здоровья медицинские работники уделяют чуть больше внимания, чем их сверстникам из первой группы. Постоянный контроль снижает шанс упустить из виду развитие какой-либо патологии.

Третья

Если вашему чаду присвоили 3-ю группу здоровья, то это значит, что ребёнок находится в состоянии компенсации. Классификация по группам здоровья нужна для того, чтобы не только отметить присутствующие у ребенка болезни, но и зафиксировать тяжесть их развития.
Эта категория является маячком для медиков, что у крохи есть хроническая болезнь или патологии в развитии, но такие болезни нечасто обостряются и легко протекают, просто облегчаются лекарствами или другими способами.

У деток из этой категории могут присутствовать отклонения в развитии, однако эти отклонения не станут препятствием к нормальному образу жизни и не сильно ограничат возможности малыша. Развитие психики и физического состояния обычно находится в пределах нормы или чуть-чуть отстает от неё. Дети из третьей группы здоровья прекрасно себя чувствуют в обществе других малышей, легко и быстро адаптируются в социуме.

Характерные особенности для этой группы:

  • чрезмерно малый вес ребёнка (первая-вторая ступень);
  • недостаточный ;
  • слабые мышцы тела.
Диагноз «третья группа» снимается, и ребёнок переводится во вторую группу (с указанием, что ребёнок болел), если закончились сроки установленного педиатрического наблюдения. Такие случаи наиболее часты для пациентов с нарушением работы почек, с или . После проведённого лечения в дальнейшем показывают, что организм работает нормально, и детки просто «перерастают» эти заболевания.
Болезни, относящиеся к 3-й группе:
  • хронический ;
  • хронический дуоденит;
  • хронический ;
  • заикание;

Важно! Если ребёночка отнесли к третьей категории, то это совершенно не значит что на его здоровье можно поставить крест, главное - ходить вовремя на прием к специалисту, серьёзно относиться к его рекомендациям - и постепенно здоровье крохи придёт в норму. Эту категорию не присваивают деткам, у которых есть неизлечимые заболевания, но для того чтобы ребенок поправился, родители должны обеспечить ему любовь, заботу и уход. Невнимание со стороны родителей может служить толчком к развитию уже имеющихся патологий в худшую сторону.

Родителей часто заботит, может ли их чадо заниматься физкультурой, если у них в медицинской карте стоит третья группа здоровья. Такие малыши занимаются физкультурой, но не на общих основаниях. По рекомендации лечащего врача ребенка направляют на лечебную физкультуру или в специальные группы, где учитывают особенности в здоровье маленького пациента.

Четвертая

Категория объединяет ребят, у которых присутствуют сложные врождённые патологии в развитии (осложняющие человеческую жизнь). Такие патологии сказываются не только на изначально больных органах и системах, но и негативно воздействуют на другие органы. Иногда у таких деток одновременно присутствует целый «букет» хронических болезней, обострение которых протекает с осложнениями, они плохо лечатся и после них ребёнок долго восстанавливает силы.

Сюда же относят малышей, находящихся в состоянии ремиссии после тяжелой болезни и вынужденных постоянно принимать медицинские препараты. Дети, у которых остались последствия после травм и операционных вмешательств, испытывают некоторые ограничения в интеллектуальных и физических нагрузках.
В социуме такие дети чувствуют себя неуютно, их болезнь сказывается на характере и физических возможностях, на восприятии мира. Одновременно с этим их психика и нервная система может развиваться абсолютно нормально, но в некоторых случаях и здесь может присутствовать патология в развитии (от малой до критической). Для деток 4-й группы обычен недостаток мышечной массы и веса тела, часто им необходимо жить в специальных интернатах, в которых предусмотрены все условия для жизни таких малышей.

Знаете ли вы? Существует Международный день борьбы за права инвалидов, его проводят пятого мая. Впервые эта дата было ознаменована тем, что в 1992 году люди с ограниченными возможностями в семнадцати странах Европы одновременно провели марши протеста против дискриминации людей с инвалидностью. Они настаивали на равноправии инвалидов с другими гражданами. С тех пор подобные митинги и марши проводятся в этот день во многих странах.

Если ребёнок вполне может жить дома, для него нужна постоянная поддерживающая терапия:

  1. Регулярное прохождение курсов лечебно-профилактической физкультуры.
  2. Прием рекомендованных медицинских препаратов.
Какие болезни свойственны четвёртой группе:
  • гипертоническая болезнь;
  • тиреотоксикоз;
  • прогрессирующий .

Если вашему ребенку медики установили четвёртую группу здоровья, то это вовсе не рекомендация к тому, чтобы определить своего кроху в специализированный интернат.
Но прислушаться к советам врачей родителям всё же стоит: больному ребенку не всегда идет на пользу общество здоровых сверстников, может развиться комплекс неполноценности. Малыш понимает, что он отличается от других детей, не может бегать как они или же запоминать новые стихи, не понимает условий игры. Такие чувства не идут на пользу психическому здоровью и самооценке ребенка, ведь даже взрослого можно «заклевать» насмешками.

Занимаясь со специально подготовленными педагогами, малыш не чувствует своей проблемы, легче учится, и, вполне возможно, через несколько лет сможет обучаться со здоровыми детками.

Знаете ли вы? Сара Бернар - выдающаяся актриса начала XX века, служившая эталоном художественного вкуса и актерского мастерства даже для такого гениального режиссера, как К.С. Станиславский. Ближе к концу своей театральной карьеры повредила ногу, которую пришлось ампутировать. Несмотря на пошатнувшееся здоровье, Бернар и не подумала оставить сцену, а во время Первой мировой войны выезжала с концертами на фронт. Знаменитая актриса была награждена орденом Почетного легиона.

Пятая

К этой категории относят деток с самыми серьезными заболеваниями и отклонениями (физическими, психическими и умственными). У таких детей обычно есть хронические заболевания в постоянной стадии обострения, они находятся на инвалидности или вскоре ее получат. У таких маленьких пациентов больны многие (или все) внутренние органы и системы организма, их болезни постоянно находятся на пике активности, их родители по этому поводу обращаются к помощи медиков более десяти раз в год. Помимо общей слабости организма, у таких пациентов нередко развивается умственная отсталость, но случаются и исключения.
Патологии в развитии бывают не только врождёнными, к пятой группе дополнительно относят:

  • деток с онкологическими диагнозами;
  • малышей после сложных калечащих операционных вмешательств;
  • перенесших тяжелые травмы или болезни.

Дети с 5-й группой здоровья не посещают детские сады или школы, им нужно индивидуальное домашнее обучение. Если родители не могут обеспечить ребенку с ограниченными возможностями специального ухода и обучения, то его переводят на постоянное место жительства в специализированный интернат. В таких интернатах предусмотрена медицинская помощь, постоянный надзор и опека обученного персонала. Детки этой категории здоровья зачастую не адаптированы в обществе, особенно самые маленькие - ведь большая часть их жизни проходит в стационарах больниц.

Знаете ли вы? Стивен Уильям Хокинг - знаменитый физик, лауреат Нобелевской премии, который занимается изучением фундаментальных законов развития Вселенной, в том числе квантовой космологией и гравитацией. В возрасте 21 года врачи поставили ему диагноз «боковой амиотрофический склероз» в неизлечимой форме. Почти 30 лет Хокинг находится в состоянии почти полного паралича, сейчас у него может двигаться только щека. С ее помощью он управляет компьютеризированным инвалидным креслом, за него говорит компьютер. Несмотря на всё это Стивен Хокинг является одним из самых выдающихся ученых Земли, ему присвоено двенадцать ученых званий, широко издаются его научные работы.

Подведем итог: сравнительная таблица

Для распределения по категориям у педиатров существует сравнительная таблица групп здоровья у детей. Ориентируясь по такой таблице, легче соотнести характеристики здоровья того или иного ребенка с показателями, свойственными одной из групп.
Из всего вышеизложенного становится ясно, что разделение деток по группам здоровья имеет конечную цель - правильно подобрать подходящие для маленького человека методы умственного и физического воспитания, определить верный режим дня, исходя из индивидуальных особенностей, определить границы физических нагрузок. Всё это направлено на то, чтобы ни в коем случае не навредить малышу. Распределение на группы здоровья действительно до наступления совершеннолетия человека (до 18 лет), после чего его здоровье выходит из поля деятельности педиатрии и им занимаются медики других направлений.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры