Икона божией матери изборская в чем помогает. Святыни изборска

Главная / Чувства

На расстоянии 260 км. от Даугавпилса, а от Латвийского города Алуксне и вовсе менее 80 км. находится Российский город Изборск. Это маленький городишка с населением 800 человек . Однако первое упоминание о городе было уже известно в 862 году от Рождества Христова!

1903—1904 году Николай Константинович Рерих со своей женой совершили поездку по древнерусским городам, изучая памятники зодчества, фрески и иконы. Посетив Изборск, художник был заворожён красотой здешних мест. Здесь он написал несколько картин в числе которых «Башни» и «Крест на Труворовом городище». Главное место занимал Изборск в творчестве местного художника Павла Дмитриевича Мельникова. Более 200 работ, посвящённых родному городу, остались после его смерти.

В 1920 году Изборск был даже Прибалтийским городом и вместе с Печорами входил в состав Эстонии и только после войны в 1945 году город был передан РСФСР.

Но даже для сегодняшних туристов и поломников, кто оказывается в Изборске, того красота и история этой частицы России захватывает в расплох и все признаются, что не ожидали здесь встретить такую красоту и уголок столь древней и не тронутой временем истории. Экскурсий здесь практически не бывает, а люди попадают проездом в Псковь, Печоры или Таллинн и каждый кто проезжает эти места, обещает вернуться чтобы провести здесь целый день.

Х отя формально Изборск — небольшое село, по духу и ауре это город. Маленький, но древний и гордый. Здесь есть компактный исторический центр с островерхими деревянными домами, амбарами и заборами из дикого камня почти как в крепости. Есть вполне сельские предместья. И полное ощущение живой истории.

Обычная с виду подсобка вдруг оказывается часовней XVIII века с покоряющимся внутри средневековым крестом, а советскую водонапорку легко принять за крепостную башню. Тяжелые полуразрушенные башни крепости видны почти отовсюду, нависая над крышами. Внизу — просторная Мальская долина.

И во всем этом удивительный скандинавский дух. Здесь будто слышишь звон мечей и кольчуг, пение рога, свист стрел. Впрочем, несмотря на шум древних боев, нынешний Изборск выглядит очень миролюбиво и к туристам доброжелателен.

В Изборске имеется своя крепость. Разумеется, в России были и более старые каменные крепости, даже X-XI веков, но бесконечные войны обязывали постоянно их перестраивать и совершенствовать, поэтому сохранность Изборска уникальна.

Изборская крепость с ее стенами из дикого камня, толстыми башнями и бурьяном на гребнях напоминает скалу-останец.

Построенная в 1330-е годы на мысе Жеравья гора, она сохранилась в почти изначальном виде. Насквозь средневековый облик заставляет вспомнить Айвенго и Робина Гуда.

Но даже в архаичной Изборской крепости архаичностью облика выделяется башня Луковка внутри линии стен — это донжон XII-XIII веков, построенный в тогда еще деревянной крепости.

Названия прочих башен: Талавская, Плоскушка, Вышка, Рябиновка, Темнушка, Колокольная. Площадь территории, огороженной крепостными стенами, составляет 2,4 га, общая протяжённость каменных стен доходит до 850 метров, толщина стен до 3 метров.

За пределами крепости в Изборске целых три церкви. Одна из них — Рождества Богородицы начала XVIII века — хорошо видна с главной улицы по пути от автостанции в крепость. Она стоит на дне оврага, и в ее облике угадывается дальний отголосок псковской школы, к Новому времени порядком упростившейся и растерявшей изящество.

Церковь Сергия и Никандра в овраге около крепости построена в начале XVIII века и явно сохраняет следы псковской архитектурной школы. Она очень проста, по сути — дом с главкой над двускатной крышей, звонницей над входом и апсидой. Но вид очень архаичный — больше похоже на Средневековье.

По дороге из крепости в Труворово городище можно отчетливо услышать плеск льющейся воды. Это Словенские ключи, бьющие из скальной стены на дне долины. Даже не ключи, а водопады высотой в человеческий рост. Всего их двенадцать — отсюда и второе название: ключи Двенадцати Апостолов.

Находятся недалеко от Изборской крепости на береговой террасе Городищенского озера, иногда назывались ключами Двенадцати апостолов. Первое письменное упоминание об этих источниках относится к семнадцатому веку. В «Книга Большому чертежу» о первом географическом описании земли Русской сказано что: «От Пскова в тридцати верстах к западу, город Изборск стоит на Словенских ключах». Бьют ключи не менее тысячи лет. Это источники карстово-трещинного типа. Забор воды осуществляется на территории трёх-четырёх километров. Проходя через известняк и слои глины, вода фильтруется, очищается, но в ней остается много кальция и минеральных солей. Минерализация воды достаточно велика, как и мощность источников, ежесекундно выбрасывающих до четырёх литров воды. Однако, происхождение ключей куда более старое. Св. Серапион Изборский, живший в XVI веке изображается на иконе стоящим недалеко от двенадцати источников.

С христианством мирно уживается язычество — считается, что вода каждого родника исцеляет определенные болезни: тут есть «сердечный», «глазной», «кожный» и другие ключи. Чистая холодная вода стекает в Городищенское озеро, где прямо у берега обитают лебеди, иногда остающиеся в Изборске и на зиму.

Ключи носят имя князя Словена — летописного основателя Изборска; город же назван в честь его сына Избора.
Необходимо умыться в каждом ключе) для сохранения вечной молодости. И еще рядышком с мая по сентябрь можно увидеть много лебедей) Но в январе 2013 года областной Роспотребназдор проверил качество воды в изборских источниках. Взятые пробы показали бактериальное загрязнение и несоответствие воды гигиеническим требованиям по микробиологическим показателям. Роспотребнадзор запретил употреблять воду из Словенских ключей без кипячения, а также заглатывать воду из водоемов при проведении водных процедур. Несмотря на это, администрация музея-заповедника "Изборск" до сих пор не разместила соответствующие информационные плакаты вблизи источников, подвергая опасности здоровье многочисленных туристов и паломников..

Никольская церковь на Городище поставлена в 1650-е как «сестра» Никольского собора в крепости; Изборск не зря называли «Город Николы».

Облик храма очень средневековый и очень псковский, на белых стенах — черные кресты. За апсидой — почти отвесный провал к Городищенскому озеру: место на круче, окруженной оврагами, было выбрано что надо. Минус у него был только один: очень уж тесной оказалась эта неприступная площадка, большой крепости не построить.
С городища открываются дальние виды на холмы Мальской долины и совершенно былинная аура.


Изборск имеет свои святыни, например чудотворную Изборскую икону Богородицы.

Эта икона правильно называется Корсунская Богоматерь Изборская . Её день памяти 4 апреля . Находилась в Николаевском соборе пригорода Изборска Псковской области и помещался в иконостасе главного придела, по левую сторону царских врат. В рукописном сказании о бывшем от этой иконы чуде сама она названа «пядничной», потому что изображение ее по ширине равно старинной русской мере — «пяди», или 4 вершкам, и что на иконе Божия Матерь изображена по перси. «Глава Ее слегка склонилась в левую сторону к Богомладенцу, Который Своим немного приподнятым ликом приник к лику Пречистой Матери, охватил Ее шею правой рукой и левую простер к Ее правому плечу. Свежесть красок, ясность и отчетливость изображения изумительны! Икона кажется написанной в самое недавнее время, а между тем никто не помнит, чтобы живопись обновлялась; не видно этого и из церковных документов. Местные жители рассказывают, что никому не удается воспроизвести вполне точную копию: список всегда резко отличается от подлинника сухостью изображения ». Далее известна такая история 1657 г., «великое и преславное чудо Богоматере» во псковском Изборске, когда «во святый и великий пост, на шестой немели, во вторник, месяца марта 17 день пришедше нощию погании немцы к Печерской обители на посад и пожгоша весь посад той, и в той день много кровопролития сотвориша». И вот некая посадская вдовица Евдокия, у которой в доме и находилась пядничная икона Пресвятой Богородицы, принесла Образ в Изборск. «Того же марта 22 день, в неделю цветную (Ваий)», молясь пред Иконой, та вдовица вместе с дочерью Фотинией, «абие видеша знамение страшно и ужаса исполнено, — показашася от тоя иконы от образа Пречистыя Богоматере из обою оку слезы текуща ». Эти богородчиные «слезные потоки от обою очию» видели потом прихожане в соборной церкви Святителя Николая Мирликийского, где икона была выставлена . Тогда же молитвами Богородицы «град Избореск избавлен бысть от нашествия татар», а Образ перенесли на две недели во Псков.

Из крепости хорошо видно место, похожее на Священную рощу: круглый, обособленный лесок на краю Мальский долины. Возможно, это и была Священная роща — ведь на городище за ней Изборск стоял задолго до Крещения Руси.

Ныне в рощице огромное, старое и очень таинственное кладбище, обведенное оградой из дикого камня. Среди тысяч могил выделяется гигантский (более двух метров) каменный крест, поставленный явно в Средние века. Молва зовет его Труворовым крестом — в память о легендарном варяге, брате Рюрика, «севшем» в Изборск. Впрочем, крест поставлен в XV веке, и хотя ему больше пятисот лет, от Трувора его отделяет больше веков, чем от нас.

Беленькая Корсунская часовенка стоит у Талавского захаба — «черного хода» в крепость со стороны Труворова городища. По контрасту с древними башнями смотрится очень эффектно. У часовни очень необычная для России дата постройки — 1929 год — ведь Печорский район, он же Сетумаа или Петсеримаа, между двумя мировыми войнами находился в составе Эстонии.


Изборск славен природой и пейзажами.

У отворота к крепости с главной улицы нельзя не заметить двухэтажный деревянный дом с островерхой крышей. Это особняк местного купца Белянина, построенный в 1885 году и имевший довольно богатую историю, — так, в составе Эстонии здесь находилось русское патриотическое общество. Экспозиция музея небольшая, но насыщенная: археология, история, реплики средневекового оружия, самовары, вышивка... Отдельная экспозиция посвящена сету — православным эстонцам, сохранившим немало пережитков язычества. На заднем дворе музея — небольшая этнографическая экспозиция: предметы крестьянского быта, повозки и даже целый каменный дом.

Главный собор города, Никольский. В 1966 году в Изборске снимался фильм Андрей Рублёв.

Проезжая по Псковскому шоссе из Пскова в Печоры, обратите внимание на расположенный рядом с Изборском мелиорационный холм, на котором не так давно воздвигли десятиметровый деревянный крест и назвали его Холмом славы (кроме шуток). Рядом с ним так же недавно построенная часовня Державной Божией Матери. Часовня всегда закрыта, но над её входом можно увидеть очень красивую мозаичную икону.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою Изборская О Всесвятая Владычице, молимся Твоему благосердию, щедроты Твоя прияти людем Твоим и достоянию Твоему, стани Молитвенница к рождшемуся из Тебе Богу нашему, да поможет нам, конечно погибающим, да измет ны от напастей неисцельных. Зриши, Владычице, коликими слезами потопляеми есмы, умилостивися убо и не отрини нас до конца. Вскую, Царице, лице Твое отвращаеши и забываеши нищету нашу и печаль нашу, расточи належащий на ны страх и трепет, утиши подвигшийся на ны гнев Божий, и пагубу укроти, и сущия посреде нас распри и мятежи умири, и тишину и мир подаждь рабом Твоим благодеянием, и, сия приложивше, проповедаем всегда Твоя чудеса, чающе дойти Твоими молитвами вечныя жизни, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Яко звезда пресветлая, возсия во граде Изборске образ честный Твой, Богородице Дево, от негоже иногда из обою очию течаху слезы, яко струя, егоже тогда видевше народи изборстии, мужи и жены с чады, с плачем моляхуся к нему, мы же, взирающе умильно, сице глаголем: о Пресвятая Владычице Богородице, не забуди нас, грешных раб Своих, молящихся Христу, Богу нашему, спастися нам.

Заступнице христианом усердная и Предстательнице граду нашему Изборску непостыдная, не презри моления нас, грешных, якоже иногда от Твоего честнаго образа слезы источила еси из обою очию, молящися прилежно, но предвари, яко Блага, на помощь нашу, верно к Тебе припадающих, услыши наша моления, Богородице, избави нас от нахождения поганых, от всякаго зла, ускори же на молитву нашу и потщися на умоление, заступающи присно, Богородице, чтущих Тя и вопиющих Ти: радуйся, Дево, христианом похвало.

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

Описания иконы

Икона Корсунская Изборская (Изборская Псковская) - описание
Источник: Сайт "Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы", автор - Валерий Мельников
Является изводом КОРСУНСКОЙ иконы Пресвятой Богородицы. Прославилась в 1657 году во время нашествия шведов на Псковскую землю. Сорок дней в Никольской церкви псковского городка Изборск молились верующие перед иконой Пресвятой Богородицы, и всё это время из Её очей текли слёзы. По окончании сорокадневного молебна шведы покинули окрестности Пскова.

Описание иконы Пресвятой Богородицы Корсунская Изборская (Изборская Псковская)
Икона Корсунской Богоматери Изборская. Находился в Николаевском соборе пригорода Изборска Псковской области и помещался в иконостасе главного придела, по левую сторону царских врат. Егор Поселянин отмечает, что в рукописном сказании о бывшем от этой иконы чуде сама она названа «пядничной», потому что изображение ее по ширине равно старинной русской мере - «пяди», или 4 вершкам, и что на иконе Божия Матерь изображена по перси. «Глава Ее слегка склонилась в левую сторону к Богомладенцу, Который Своим немного приподнятым ликом приник к лику Пречистой Матери, охватил Ее шею правой рукой и левую простер к Ее правому плечу. Свежесть красок, ясность и отчетливость изображения изумительны! Икона кажется написанной в самое недавнее время, а между тем никто не помнит, чтобы живопись обновлялась; не видно этого и из церковных документов. Местные жители рассказывают, что никому не удается воспроизвести вполне точную копию: список всегда резко отличается от подлинника сухостью изображения». Далее[...]

Описание иконы Корсунская Изборская (Изборская Псковская) из книги Е. Поселянина
Источник: Книга "Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон"
Этот образ Богоматери находится в Николаевском соборе пригорода Изборска Псковской губернии и помещается в иконостасе главного придела, по левую сторону царских врат. В рукописном сказании о бывшем от этой иконы чуде сама икона названа «пядничной», потому что изображение ее по ширине равно старинной русской мере - «пяди», или 4 вершкам. На иконе Божия Матерь изображена по перси. Глава Ее слегка склонилась в левую сторону к Богомладенцу, Который Своим немного приподнятым ликом приник к лику Пречистой Матери, охватил Ее шею правой рукой и левую простер к Ее правому плечу. Свежесть красок, ясность и отчетливость изображения изумительны! Икона кажется написанной в самое недавнее время, а между тем никто не помнит, что-бы живопись обновлялась; не видно этого и из церковных документов. Местные жители рассказывают, что никому не удается воспроизвести вполне точную копию: список всегда резко отличается от подлинника сухостью изображения. Икона украшена сребропозлащенной ризой, украшенной же[...]

(22 марта / 4 апреля)

Пред иконой Пресвятой Богородицы Изборская молятся об исцелении душевных и телесных страстей, об избавлении от нашествия иноплеменных, об избавлении от всякого зла.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою Изборская

О Всесвятая Владычице, молимся Твоему благосердию, щедроты Твоя прияти людем Твоим и достоянию Твоему, стани Молитвенница к рождшемуся из Тебе Богу нашему, да поможет нам, конечно погибающим, да измет ны от напастей неисцельных. Зриши, Владычице, коликими слезами потопляеми есмы, умилостивися убо и не отрини нас до конца. Вскую, Царице, лице Твое отвращаеши и забываеши нищету нашу и печаль нашу, расточи належащий на ны страх и трепет, утиши подвигшийся на ны гнев Божий, и пагубу укроти, и сущия посреде нас распри и мятежи умири, и тишину и мир подаждь рабом Твоим благодеянием, и, сия приложивше, проповедаем всегда Твоя чудеса, чающе дойти Твоими молитвами вечныя жизни, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4
Яко звезда пресветлая, возсия во граде Изборске образ честный Твой, Богородице Дево, от негоже иногда из обою очию течаху слезы, яко струя, егоже тогда видевше народи изборстии, мужи и жены с чады, с плачем моляхуся к нему, мы же, взирающе умильно, сице глаголем: о Пресвятая Владычице Богородице, не забуди нас, грешных раб Своих, молящихся Христу, Богу нашему, спастися нам.

Кондак, глас 8
Заступнице христианом усердная и Предстательнице граду нашему Изборску непостыдная, не презри моления нас, грешных, якоже иногда от Твоего честнаго образа слезы источила еси из обою очию, молящися прилежно, но предвари, яко Блага, на помощь нашу, верно к Тебе припадающих, услыши наша моления, Богородице, избави нас от нахождения поганых, от всякаго зла, ускори же на молитву нашу и потщися на умоление, заступающи присно, Богородице, чтущих Тя и вопиющих Ти: радуйся, Дево, христианом похвало.

Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

Корсунская икона Божией Матери не одно столетие почиталась прихожанами. К сожалению, о Корсунском образе сейчас приходится говорить в прошедшем времени — тридцать лет назад его украли, и ныне на его месте находится копия. Но кто знает, может, эта еще вернется в эти стены?

С Корсунской иконой Божией Матери в Изборске связано множество легенд

Есть, например, такой рассказ. Один изборянин томился в плену, и однажды ему явился образ Богородицы на простой доске стола; Пресвятая велела взять его с собой и бежать. Побег удался. Вернувшись на родину, бывший пленник отдал образ знакомой вдовице Евдокии. Ей-то и было открыто, что не простую икону принес он, а чудотворную. Подтверждения не заставили себя долго ждать. Осаждаемый все время врагами, приграничный Изборск только успевал отражать нападения. В середине XVII века, во время одной из осад, изборяне сорок дней молились в Никольском соборе перед Корсунской иконой. Сорок дней мироточил образ, а потом неприятель отступил. С тех пор иконе стали воздавать «честь и невозбранное поклонение».

Чудодейственная сила Корсунской иконы Божией Матери

Позже, уже в XX столетии, икона снова неоднократно доказывала свою чудодейственную силу. Так, один местный купец, бывший морской офицер Л. Костенко-Радзиевский, был столь потрясен внезапным исцелением своей супруги от неизлечимой болезни (та неустанно перед тем молилась чудотворной), что на собственные средства возвел часовню в честь этой иконы. На восточной и западной стенах часовни и сейчас можно обнаружить фрагменты древнего креста из одного из местных могильников, а также закладной крест. И еще — купец постарался сделать так, чтобы постройка не выбивалась из архитектурного ансамбля всей крепости, а дополняла бы его. И ему это прекрасно удалось — едва ли неосведомленный человек примет миниатюрную, традиционно-русскую Корсунскую часовенку за памятник прошлого столетия. Выглядит она, словно испокон веков стояла у подножия Талавской башни.

Утрата Корсунской иконы Божией Матери

В лихие 80-е годы прошлого века случилась беда — великая изборская святыня пропала. Ее украли, причем, как рассказывал один из местных священников, вынесли, разобрав трубу. Позже безбожные злоумышленники похитили из Никольского собора все серебряные ризы с образов, унесли даже икону святителя Николая из алтаря. «Мира нет среди прихожан, — объяснял знаменитый старец Псково-Печерского монастыря отец Иоанн (Крестьянкин), отвечая на вопрос, почему нечестивцы дерзают прикасаться к святыням. — Чтобы в общем горе всех примирить, иногда Господь дает такие испытания». И точно — горе словно объединило всех изборян: сообща молились они об обретении драгоценных реликвий, и через две недели икону святителя Николая обнаружили под Новгородом.

Корсунский образ, правда, до сих пор не обретен, но его копию подарил храму отец — он любил приезжать сюда помолиться. И теперь, как и прежде, каждый снова может поклониться Корсунской иконе Божией Матери.

Изборская

икона Божией Матери


Изборская икона Божией Матери

Изборская икона Божией Матери была принесена из посада в городскую крепость благочестивой вдовой Евдокией во время осады немцами г. Изборска в 1657 году, на 6-й неделе Великого поста. Чудесное знамение истечения слез из очей Пресвятой Богородицы на этой иконе, которое видели Евдокия и ее дочь Фотиния, повторилось и было засвидетельствовано причтом соборного храма во имя святителя Николая Чудотворца, куда перенесли икону из дома Евдокии. По распоряжению архиепископа Псковского и Изборского Макария (1649—1664), перед чудот­ворной иконой в течение сорока дней совершались молебны. Молитвами Пресвятой Богородицы г. Изборск был избавлен от нашествия инопле­менников.
В том же 1657 году, во время Петрова поста, по указанию архиепи­скопа Макария, чудотворная икона была принесена в Псков, в соборный храм во Имя Святой Троицы. Две недели она пребывала здесь, после чего, украшенная богатым окладом, была возвращена в Изборск.
Через несколько лет, по благосло­вению архиепископа Псковского и Изборского Арсения (1665 —1681), было установлено празднование в честь иконы, совершаемое 22 марта.
Местное празднование Изборской иконе Божией Матери совершается в Никольском соборе в г. Изборске. На иконе Пресвятая Богородица изобра­жена слегка склоненной к Богомладенцу Иисусу, Который прильнул к Ее лику, охватив шею Пречистой Девы правой рукой, а левую простирая к Ее плечу. На сребропозлащенной ризе имелась следующая надпись: «Возоб­новлена Александром и Настасьей Каменногородскими 1833 года июля 5 дня».

http://iconsv.ru/
*
====================

«Изборской» иконы Божией Матери. Тропарь, глас 4.

Яко звезда пресветлая, возсия во граде Изборске/ образ честный Твой, Богородице Дево,/ от негоже иногда из обою очию течаху слезы, яко струя,/ егоже тогда видевше, народи изборстии,/ мужи и жены с чады, с плачем моляхуся к нему,/ мы же, взирающе умильно, сице глаголем:/ о Пресвятая Владычице Богородице,/ не забуди нас, грешных раб Своих,/ молящихся Христу, Богу нашему, спастися нам.
Кондак, глас 8.
Заступнице христианом усердная/ и Предстательнице граду нашему Изборску непостыдная,/ не презри моления нас, грешных,/ якоже иногда от Твоего честнаго образа/ слезы источила еси из обою очию, молящися прилежно,/ но предвари, яко Блага, на помощь нашу,/ верно к Тебе припадающих,/ услыши наша моления, Богородице,/ избави нас от нахождения поганых, от всякаго зла,/ ускори же на молитву нашу и потщися на умоление,/ заступающи присно, Богородице, чтущих Тя и вопиющих Ти:/ радуйся, Дево, христианом похвале.
*
====================

Тропарь, глас 4:

Яко звезда пресветлая, возсия во граде Изборске / образ честный Твой, Богородице Дево, / от негоже иногда из обою очию течаху слезы, яко струя, / егоже тогда видевше, народи изборстии, / мужи и жены с чады, с плачем моляхуся к нему, / мы же, взирающе умильно, сице глаголем: / о Пресвятая Владычице Богородице,/ не забуди нас, грешных раб Своих, / молящихся Христу, Богу нашему, спастися нам.

Кондак, глас 8:

Заступнице христианом усердная/ и Предста­тельнице граду нашему Изборску непостыдная, / не презри моления нас, грешных, / якоже иногда от Твоего честнаго образа / слезы источила еси из обою очию, молящися прилежно, / но предвари, яко Блага, на помощь нашу, / верно к Тебе припадающих, / услыши наша моления, Богородице, / избави нас от нахождения поганых, от всякаго зла, / ускори же на молитву нашу и потщися на умоление, / заступающи присно, Бого­родице, чтущих Тя и вопиющих Ти: / радуйся, Дево, христианом похвало.
*
=======================

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры