Имажинисты и футуристы. Имажинизм и имажинисты - это литературно-художественное течение

Главная / Чувства

Имажинизм возник в русской литературе в первые годы после революции и был, наверное, последней из нашумевших поэтических школ в России ХХ столетия.

Литературные критики до сих пор спорят о том, следует ли помещать имажинизм в один ряд с такими модернистскими школами, как символизм, футуризм и акмеизм, которые прогремели в российской литературе и оставили большое творческое наследие. Или все же имажинистское течение стоит оставить среди числа менее популярных и значимых объединений, возникающих и исчезающих в русской поэзии ХХ века, не сумевших стать чем-то большим, чем эпигонами того же футуризма, символизма или акмеизма.

Теоретиком, общепризнанным лидером имажинистов был В. Шершеневич, который сосредоточил на некоторый период возле себя таких поэтов, как А. Мариенгоф, С. Есенин, Р. Ивнев, И. Грузинов, В. Эрлих и др.
Хоть имажинисты и отрицали, как это было уже модно тогда, принципы всех предыдущих поэтических школ, тем не менее, имажинизм имел большое сходство с футуризмом.

В основу имажинизма был поставлен образ (англ., фр. — image). Если у символистов слово в поэзии было многозначным символом, у футуристов - звуком, у поэтов-акмеистов - названием конкретной вещи, то имажинисты воспринимали слово, как метафору, а метафору - как единственно правильное орудие искусства. Иными словами, имажинисты стремились изобразить жизнь с помощью нагромождения образов. К образу поэты пытались свести все: и форму стиха, и его содержание. Более того, в своей Декларации имажинисты заявляли, что какое-либо содержание в стихе - излишне, хотя позже А. Мариенгоф высказал противоположное мнение по этому поводу.

Черты имажинизма в поэзии:
— в основе стихотворения стоял образ — воплощение формы и содержания стиха;
— поэзия воспринималась как процесс развития русского языка посредством метафоры;
— отсутствие социальных и политических тем в стихотворениях.

Имажинисты, как и футуристы прежде, пытались завоевать популярность эпатажем и скандалом, заявлениями об отречении искусства от государства, что влекло за собой немалые неприятности для самих поэтов. К тому же экстремизм и неадекватное поведение уже не впечатляли социум так, как раньше. Просуществовав несколько лет, имажинизм исчерпался, писатели рассорились между собой из-за несовпадения во взглядах, и школа распалась.

  • главенство "образа как такового"; образ – максимально общая категория, подменяющая собой оценочное понятие художественности;
  • поэтическое творчество есть процесс развития языка через метафору;
  • эпитет есть сумма метафор, сравнений и противостояний какого-либо предмета;
  • поэтическое содержание есть эволюция образа и эпитета как самого примитивного образа;
  • текст, имеющий определённое связное содержание, не может быть отнесён к области поэзии, так как выполняет скорее идеологическую функцию; стихотворение же должно представлять собой "каталог образов", одинаково читаться с начала и с конца.

Имажинизм был последней нашумевшей школой в русской поэзии ХХ века. Это направление было создано через два года после революции, но по всей своей содержательной направленности ничего общего с революцией не имело.

20 января 1919 года в Московском отделении Всероссийского союза поэтов прошёл первый вечер имажинистов. На следующий день была опубликована первая Декларация (журнал "Сирена", Воронеж, 1919, №4/5, 30 января ), в которой провозглашались творческие принципы имажинизма. Её подписали назвавшиеся "передовой линией имажинистов" поэты С.Есенин , Р.Ивнев , А.Мариенгоф и В.Шершеневич , а также художники Б.Эрдман и Г.Якулов. Так появился русский имажинизм, у которого с его английским предшественником общим было только название.

Термин заимствован у авангардистской школы англоязычной поэзии – имажизма . Это слово впервые попало в поле русских читателей в 1915 году с появлением статьи З.Венгеровой, в которой рассказывалось о лондонской поэтической группе имажистов, во главе которой стояли Эзра Паунд и Уиндем Льюис.

Одним из организаторов и признанным идейным лидером имажинистов в России был В.Шершеневич. Известный как теоретик и пропагандист имажинизма, яростный критик и ниспровергатель футуризма, начинал он именно как футурист. В состав объединения входили поэты довольно разные и непохожие. Например, критики неоднократно отмечали, что поэзия Р.Ивнева не совсем отвечает требованиям имажинистической теории. Но соратники по объединению высоко ценили стихи Ивнева, считали его своим.

В разное время в распоряжении имажинистов имелось несколько издательств: "Имажинисты", "Чихи-пихи" и "Сандро", известное литературное кафе "Стойло Пегаса" (закрылось в 1922 г.), а также журнал "Гостиница для путешествующих в прекрасном" (всего за время его существования, 1922 - 1924 гг., вышло 4 номера). За 5 лет активной деятельности имажинисты смогли завоевать громкую, хотя и скандальную славу. Постоянно проходили поэтические диспуты, где мэтры нового течения доказывали превосходство новой поэтической системы над всеми предшествующими.

Творческие разногласия имажинистов привели к делению на правое (Есенин, Ивнев, Кусиков, Грузинов, Ройзман) и левое крыло (Шершеневич, Мариенгоф, Н.Эрдман) с противоположными взглядами на задачи поэзии, её содержательную сторону, форму, образ. В 1924 году С.Есенин опубликовал в газете ("Правда", 31 августа ) письмо, в котором объявил о своём выходе из группы имажинистов. С уходом Есенина закончил своё существование официальный орган имажинистов "Гостиница для путешествующих в прекрасном".

Итог теоретической и практической деятельности имажинистов подвёл Шершеневич в статье "Существуют ли имажинисты?" (газета "Читатель и писатель", 1928, 1 февраля ). Признав, что "имажинизма сейчас нет ни как течения, ни как школы", он так объясняет его кончину: "Это произошло в силу объективных причин, лежащих вне поэзии. <...> Сущность поэзии переключена: из искусства она превращена в полемику. <...> От поэзии отнята личность. А поэзия без лиризма это то же, что беговая лошадь без ноги. Отсюда и вполне понятный крах имажинизма, который всё время настаивал на поэтизации поэзии".

История

Основные имажинистские издания

  • 1918 Альманах поэтов «Явь»
  • 1920 Сборник «Харчевня зорь»
  • 1920 Сборник «Плавильня слов»
  • 1920 Сборник «Конница бурь»
  • 1920 Сборник «Конница бурь. Сборник 2»
  • 1920 А. Мариенгоф. «Буян-остров»
  • 1920 C. Есенин «Ключи Марии»
  • 1921 В. Г. Шершеневич. «2х2=5: Листы имажиниста»
  • 1921 Львов-Рогачевский. «Имажинизм»
  • 1921 И. Грузинов. «Имажинизма основное»
  • 1921 А. М. Авраамов «Воплощение: Есенин - Мариенгоф»
  • 1921 Рюрик Ивнев. «Четыре выстрела в Есенина, Кусикова, Мариенгофа, Шершеневича»
  • 1922 Журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном», № 1
  • 1923 Журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном», № 3
  • 1924 Журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном», № 4
  • 1925 Сборник «Имажинисты»

Современные издания

Поэты-имажинисты /Сост., подг. текста, биограф. заметки и примечания Э.М.Шнейдермана. - СПб.: Пб. писатель, М., Аграф, 1997. - 536 с. (Б-ка поэта. Большая серия).

Литература

  • Архангельский В. Имажинисты /В. Архангельский// Саррабис. - 1921. - №3. - C. 3-4.
  • Васильев И. Е. Русский поэтический авангард XX века. Екатеринбург: изд-во Урал. ун-та, 1990. - 231с.
  • Захаров А. Н., Савченко Т.К. Есенин и имажинизм / А.Н. Захаров. Т.К. Савченко // Российский литературоведческий журнал. - 1997. - №11. С. 3 -40.
  • Крусанов А.В. Русский авангард. Т.2, книги 1, 2. - М.: Новое литературное обозрение, 2003.
  • Кудрявицкий А. И. «Трубами слов не воспеты…» / А. Кудрявицкий // Октябрь. - 1993. - № 9 - С. 15 - 20 .
  • Макарова И. А. Поэтика и теория русского имажинизма / И.А. Макарова // Русская литература XX века: Школы. Направления. Методы творческой работы. Учебник для студентов высших учебных заведений. - СПб., М.: Logos, Высшая школа, 2002. - С. 111 - 152.
  • Марков А. А. «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?» (Есенин и его окружение) / А.А. Марков // Диалог. - 1995. - № 9. - С. 86 - 91.
  • Мекш Э. Б. Кто основал имажинизм? / Э.Б. Мекш// Русская поэзия: год 1919-й. - Даугавпилс, 1998. - С. 103 - 115.
  • Савич О. Имажинист (1922) / О. Савич // Вопросы литературы. - 1989. - № 12. - С. 16 -23.
  • Хуттунен Т. Имажинист Мариенгоф: Денди. Монтаж. Циники. М.: Новое литературное обозрение, 2007.
  • Markov, Vladimir . Russian Imagism, 1919-1924. Bausteine zur Geschichte der Literatur bei den Slawen, 15/1. Giessen, 1980.
  • Nilsson N. The Russian imaginists. - Ann Arbor: Almgvist and Wiksell, 1970. - 75 p.
  • Ponomareff C. The image Seekers: Analysis of imaginists Poetic Theory, 1919-1924 / С. Ponomareff // The Slavic and East European journal. - 1986. -V. XII. - № 3.
  • Huttunen T. Word and Image in Russian Imaginism // The Gaze Unlimited. Helsinki, 2009.

Ссылки

Дополнительные материалы

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Имажинисты" в других словарях:

    - (от англ. imagism — образность), литературная группировка в 1919 — середине 1920 х гг., прокламировавшая примат слова образа над идеей; в Москве к «имажинистам» принадлежали, В.Г. Шершеневич, А.Б. Кусиков, и отчасти, который вместе с… … Москва (энциклопедия)

    Имажинисты - лит. группа, печатно объявившая о своем существовании в нач. 1919. Просуществовала 8 лет: до 1924 под покровительством анархистского толка ассоциации вольнодумцев, пред. к рой был С. А. Есенин, а с 1924 и до самороспуска, последовавшего в 1927,… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    - (от французского image образ) направление в литературе и живописи. Возникло в Англии незадолго до войны 1914 1918 (основатели его Эзра Поунд и Уиндгэм Люис, отколовшиеся от футуристов), на русской почве развилось в первые годы революции. Русские… … Литературная энциклопедия

    - (от лат. imagо образ) литературное течение в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов метафора, часто метафорические цепи … Википедия

    Александр Борисович Кусиков Имя при рождении: Александр Борисович Кусикян Дата рождения: 17 сентября 1896(1896 09 17) Место рождения: Армавир, Кубанская область Дата смерти … Википедия

    Кусиков, Александр Борисович Александр Борисович Кусиков Имя при рождении: Александр Борисович Кусикян Дата рождения: 17 сентября 1896(1896 09 17) Место рождения: Армавир Дата смерти: 20 и … Википедия

    Имажинизм - ИМАЖИНИЗМ. 10 го февраля 1919 года в «Советской Стране», издававшейся в Москве, был напечатан манифест «имажинистов». Поэты новой группы Вадим Шершеневич, Сергей Есенин, Александр Кусиков, А. Мариенгоф наименование свое позаимствовали из… … Словарь литературных терминов

    - (от лат. образ) лит. течение, возникшее в первые послереволюционные годы на основе худож. поисков рус. авангарда. Название восходит к англ. имажизму (1908) (Т.Э. Хьюм, Э. Паунд), знакомство с к рым в России произошло после статьи… … Энциклопедия культурологии

    Имажинизм литературное направление в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные … Википедия

Имажинизм в литературе известен каждому, кто знаком с творчеством писателей и поэтов серебряного века. Имажинизм не является столь крупный течением, поэтому его не рассматривают как отдельную составляющую литературы этого периода.

Откуда появился термин?

Имажинизм в литературе появился после того, как одна Английская авангардистская поэтическая школа стала пользоваться широкой известностью. Этот термин был заимствован именно оттуда. Эта школа стала так и называться - школа имажинизма.

В России этот термин впервые встретился после того, как в 1915 году на нашей родине услышали об имажинистах в Англии. Именно после этого в российской печати появилась статья «Английские футуристы», автором которой стала З. Венгерова. Эта публикация рассказывала своим читателям о известной английской поэтической группе, в которую входили Элиот, Хьюм, Паунд и Олдингтон.

Суть течения

Имажинизм в литературе Англии, который появился в 1910-х годах, определялся точной задачей, которую ставили перед собой его представители. Основной целью этого течения стало изображение мира именно таким, каким он представлялся в действительности. Если до этого поэты представляли читателю мир абстрактно-поэтически, то теперь они представляли его более реалистично и пессимистично.

Но главным отличием этого течения стало то, что представители имажинизма представляли публике новые и свежие идеи. Термин, произошедший от английского image, уже говорит сам за себя. Представители такого течения приложили немало усилий для того, чтобы максимально обновить поэтический язык. Эти попытки можно увидеть по образам и формам стихотворений серебряного века.

Имажинизм в русской литературе

Представителем этого течения впервые в России стал В. Шершеневич. Его книга «Зеленая улица» стала первым печатным изданием, написанным в духе имажинизма в литературе 20 века. В 1916 году писатель, несмотря на то, что еще окончательно не попрощался с футуризмом, называет себя имажинистом. Шершеневич обращает особое внимание на содержание поэтического образа. Лишь в 1918 году писатель говорит о том, что это течение гораздо шире, чем футуризм.

Только в 1919 году термин крепко закрепляется в России. С этого периода начинаются частые упоминания имажизма в литературе.

Что же такое имажинизм?

Дадим определение имажинизма в литературе - это специфическое течение литературы, которое подразумевало главенство слова, словесного образа непосредственно над идеей, которое встало на смену российскому футуризму.

Декларация представителей имажинизма

В литературе России это течение сыграло очень большую роль. Во всех энциклопедиях появились упоминания об имажинизме в литературе серебряного века. Группа поэтов, которая поддерживала это течение, в своей деятельности делала большие ставки на образность. Именно она считалась главной характерной чертой для поэзии серебряного века.

В 1919 году в одном из известных российских журналов появилась, так называемая, «декларация» всех поэтов-имажинистов. Эта декларация стала первым манифестом нового литературного течения. Поэты, которые считались приверженцами нового направления, утверждали, что для того, чтобы образ был по-настоящему стоящим, необходимо сделать его «живым».

Кроме того, имажинисты утверждали, что этот закон применим не только к литературе и поэзии, но и то, что этот закон - основа всего искусства, в общем. В декларации была описана вся программа творчества имажинистов. Особое внимание в ней уделялось образности. Именно поэтический образ стал главной частью теории имажинизма. Именно то впечатление, которое оставлял после себя созданный образ, и стало главной целью в этом литературном течении, направлении.

Два на два равно пяти

Трактат Шершеневича стал еще одним документом, который рассказывал о сути имажинизма. Писатель связывал литературу и математику как нечто схожее, имеющее много общего и, вероятно, имеющее общие истоки. По мнению Шершеневича, было абсолютно неважно понимание любого текста, кроме авторских попыток интерпретации текста. Чтобы возник образ, считал писатель, необходимо принять принцип чистого и нечистого равенства. Зачастую, это подтверждалось исключительно плотскими изображениями и образами.

Языковые требования

Имажинисты предложили публике свое видение русского языка. Представители этого течения доказывали то, что язык поэзии или поэтический, имеет сильное отличие от литературного языка. Полагалось, что у своих истоков, он отличался своей образностью. Именно поэтому имажинисты придерживались изучения поэзии у самых ее истоков. Таким методом они пытались открыть истинное значение слов, а именно - образы, которые несли слова в самом начале своего появления.

Кроме того, следует отметить, что после глубоко изучения словообразования, главной чертой имажинизма в литературе стало создание и своих - новых образов.

Стремление к истокам

Имажинисты ставили на первое место умение правильно и красиво создавать образы, а не только слова. В. Шершеневич сделал переоценку всех достижений футуристов. Особое внимание он уделил теории, которая была создана представителями футуризма. Эта теория получила название «Заумная». Писатель вывел другую концепцию «самовитого слова» (основа триады по языкознанию А. Потебни).

Шершеневич выделил в составе слова внутреннюю форму, внешнюю форму и изначальную образность. Отвергая все звуковые и письменные формы слова, имажинисты ставили на первое место именно образность слова. При этом представители имажинизма стремились к тому, что образы, которые они создают, не были повторяющимися или похожими.

Никакого единства

В вопросах поэзии, несмотря на то что существовала общность имажинистов, среди представителей данного литературного течения не было никакого единства. Те, кто были друзьями и товарищами по сфере литературной деятельности, имели абсолютно разные подходы к своему делу. Самыми яркими представителями имажинизма в русской литературе стали столь известные поэты, как Сергей Есенин, Анатолий Мариенгоф и Александр Кусиков.

Вряд ли возможно дать характеристику имажинизма в литературе кратко - это целый поэтический этап, который включал в себе огромное количество нюансов и тонкостей.

В составе школы имажинистов были поэты, которые имели абсолютно разные взгляды на теорию, обладали совершенно непохожими творческими подходами. Даже между Мариенгофом и Кусиковым можно найти гораздо больше отличий, чем сходства. Имажинизм первого наиболее руристичен, как и у Есенина, если взглянуть на некоторые произведения. Имажинизм второго, как и Шершеневича, наиболее урбанистичен в сравнении с представителями первого варианта течения.

Но если взглянуть на причины такого разделения, то можно сделать вывод: имажинизм делился еще на несколько ветвей потому, что его представители входили в разные социальные группы, поддерживали разные взгляды и имели разные понятия о мире.

Поэзия Анатолия Мариенгофа

Как уже было сказано выше, творчество поэта стало одним из примеров имажинизма в литературе. Поскольку Анатолий придерживался руристичного имажинизма, стоит сказать о том, что сам поэт принадлежал к городской интеллигенции, которая утрачивала твердую почву под ногами. Все представители такого течения, как и сам Мариенгоф, изображал картины сильного упадка и опустошенности.

Вся сущность поэта находила лишь одно пристанище - богема. Темы, которые затрагивал поэт в своих прекрасных произведениях, связаны с глубокими внутренними переживаниями. Стихотворения наполнены пессимизмом, тоской и печалью. Это можно объяснить тем, что Октябрьская революция была принята далеко не всеми, а поэты имажинисты были ярыми противниками таких изменений в государственном строе.

Имажинизм в творчестве Есенина

Если посмотреть на творчество Сергей Александровича, то можно увидеть, что в его творчестве имажинизм носит совершенно иной характер. Это можно объяснить тем, что Есенин был выходцем из деревни, где вырос в богатой семье.

Семья Сергея была образцом деревенского кулачества. Когда началась революция, Есенин стал замечать, что к его соотечественникам относятся совсем не так, как обещало государство. Это и стало главной предпосылкой к имажинизму. Все его стихотворения, которые можно отнести к литературному течению имажинизма, наполнены печалью, горечью и угнетенностью, вызванные проблемами с натуральным хозяйством. В его стихотворениях видно ту психологию обычных крестьян, которая и определяла различия между жителями деревни и города.

Полемика имажинизма

В своей работе «Листы имажиниста» Шершеневич провел ряд наблюдений, опираясь на творчество Сергея Александровича Есенина. В этой работе он высказывал свои идеи на счет улучшения всей теории имажинизма. Но кроме своих наблюдений, Шершеневич подверг серьезной критике многих поэтов-имажинистов. Кроме того, Шершеневич дал четкое определение стихотворению: это огромное количество образов, собранных воедино, но это не целостный организм. Из стихотворения можно взять один образ и заменить его десятком других, но при этом для литературной единицы не будет никакого ущерба.

С теми идеями, которые поддерживал Сергей Есенин, не соглашался и Анатолий Маренгоф. Свое мнение на этот счет он высказал в сочинении «Буян-остров». Марегноф считал, что работы поэтов-имажинистов должны быть сумеречными. Иными словами, такие произведения должны являть собой второй сорт российской поэзии, в которых нуждается публика так же сильно, как и в произведениях первого сорта. Также Маренгоф точно указывал на то, что эти произведения не играют никакой роли как в мировой, так и в отечественном, искусстве.

Сергей Есенин ответил на эти замечания своим сочинением «Быт и искусство». В этой работе поэт сделал вывод о том, что для Маренгофа и Шершеневича сам принцип имажинизма не имеет никакого значения. К такому выводу он пришел исходя из рассуждений литературных деятелей. По словам Есенина, они отказывались от принятия связи и сочетания между словами и образами.

Раскол

Таким образом, среди представителей имажинизма 20 века назрел раскол. Окончательное признание этого раскола было в 1924 году. Именно в этом году в газете «Правда» было опубликовано письмо, написанное Есениным и Грузиновым. В письме литературные деятели говорили о том, что они, как создатели общества имажинистов, вправе сообщить о роспуске своего сообщества.

Роль имажинизма

Роль имажинизма в русского литературе серебряного века нельзя недооценивать. Именно благодаря этому течению в русском языке появилось множество новых слов, которые несут определенный образ. Оценивая это обстоятельство, литературоведы ведут споры о том, стоит ли поместить течение имажинизма в один ряд с символизмом, футуризмом и прочими течениями. Скорее, верным решением будет рассмотрение этого направления, как и других, которые существовали в огромном многообразии в 1920-х годах прошлого века. При этом нельзя не учитывать тот значительный вклад в русскую литературу представители имажинизма: развитие культуры рифмования, единство лирической стихотворной композиции и многие другие достижения в области поэзии.

Имажинизм (от лат. imago - образ) – русское литературное направление начала 1920-х гг., которое провозгласило основой поэзии образность. Группа имажинистов была создана в Москве в конце 1918 под руководством эгофутуриста В. Шершеневича . Самым значительным представителем имажинизма был С. Есенин ; в группу входили также И. Грузинов, Р. Ивнев, А. Кусиков, А. Мариенгоф , М. Ройзман, Н. Эрдман.

Имажинисты объявляли своим главным принципом примат «образа как такового». Не слово-символ с бесконечным количеством значений (символизм), не слово-звук (кубофутуризм), не слово-название вещи (акмеизм), а слово-метафора с одним определенным значением является основой имажинизма. Яркость образов, по мнению этого литературного течения, должна преобладать в искусстве над осмысленностью содержания.

Имажинизм и его представители

Первая «Декларация» имажинистов была напечатана 10.2.1919 в газете «Советская страна». Имажинисты утверждали здесь, что «единственным законом искусства, единственным и несравненным методом является выявление жизни через образ и ритмику образов… Образ, и только образ <...> – вот орудие производства мастера искусства… Только образ, как нафталин, пересыпающий произведение, спасает это последнее от моли времени. Образ – это броня строки. Это панцирь картины. Это крепостная артиллерия театрального действия. Всякое содержание в художественном произведении так же глупо и бессмысленно, как наклейки из газет на картины».

В 1920 вышли в свет первые сборники имажинистов, например, «Плавильня слов». Для публикации своих многочисленных произведений они создали собственное полулегальное издательство «Имажинисты». В 1922-24 они выпустили четыре номера собственного журнала «Гостиница для путешествующих в прекрасном». Сами названия стихотворений Шершеневича, который говорил об «образе как самоцели», выражали теоретические замыслы автора, например, «Каталог образов» или «Лирическая конструкция».

Имажинисты продолжили начатую символистами дискуссию, выступая за обновление формы поэзии, однако, с несколько иными акцентами, чем у футуристов. Они выступали против идеологии в искусстве, что отчасти объяснялось их разочарованием революционном идеализме.

Главным для имажинистов были новизна, оригинальность и конкретность сравнений и метафор. Тенденция к шоковому воздействию на читателя, зачастую достигаемому с помощью отвратительных, вульгарных и непристойных образов, нашла себе параллель в распущенности, в богемном образе жизни.

Большевицкая власть, предпочитавшая лишенные лиричности публицистические стихи и признававшая истинной поэзией недолговечные пропагандистские вирши, относилась к имажинистам с подозрительностью и неприязнью.

В 1924 среди имажинистов начались разногласия; в 1927 группа распалась. В 1928 В. Шершеневич, ретроспективно анализируя имажинизм, назвал в числе важнейших работ «Буян-остров» А. Мариенгофа (1920), «Ключи Марии» С. Есенина (1919) и собственное «Дважды два пять» (1920).

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры