Самые необычные театры, в которых непременно cтоит побывать. Жизнь и творчество А

Главная / Бывшие

На сцене созданного в 2002 году театра ставят в основном документальные пьесы молодых драматургов. Документальный жанр подразумевает любимую многими аннотацию «основано на реальных событиях». Это пьесы на злобу дня, в основу которых положены настоящие истории людей, дневники, письма и т. п. Со сцены говорят о любви, сексе, офисах, политике, убийст­­вах, гастарбайтерах, медицине — в общем, обо всем, из чего состоит наша жизнь. Будьте готовы к тому, что в спектаклях есть нецензурная лексика. В этом театре часто проходят лекции и обсуждения пьес.

Адрес: Трехпрудный пер., 11/13, стр. 1 (м. Тверская)

Цена билетов: от 500 руб.

Театр «Практика»

Экспериментальный театральный центр новой драмы был учрежден в 2005 году. А в апреле этого года его художественным руководителем стал режиссер Иван Вырыпаев. В центре ставят пьесы современных драматургов и писателей: Юрия Клавдиева, Михаила Дурненкова, Сергея Медведева, Александра Гельмана, Александра Солженицына, Владимира Сорокина и др. В театре постоянно проходят выставки, концерты, кинопоказы и т. п. Он больше похож на клуб по интересам, в котором можно бывать хоть каждый день, а не только тогда, когда есть спектакли.

Цена билетов: от 600 руб.

Театр «Уголок дедушки Дурова»

В прошлом году этому уникальному театру исполнилось сто лет. Актерами здесь числятся разные животные, среди которых: бегемоты, слоны, тигры, собаки, кошки, голуби и даже вороны. При театре существует музей и работает знаменитый аттракцион «Мышиная железная дорога», где всем заправляют белые мыши. Здание театра сохранилось до наших дней почти в том же виде, каким оно было в начале XIX ве­­ка. Парадная лестница украшена фигурами доисторических животных, которых Дуров вылепил сам. Сюда хорошо приходить всей семьей на экскурсию или спектакль.

Адрес: ул. Дурова, 4 (м. Цветной бульвар)

Цена билетов: от 400 руб.

Театр музыки и поэзии п/р Елены Камбуровой

Уже больше двадцати лет этот театр пользуется популярностью у тех, кто ценит поэзию и авторскую песню. Здесь проходят моноспектакли, литературные вечера, вечера поэзии, концерты камерной музыки, выступления джазовых коллективов и т. п. Зал очень маленький, и в некоторых спектаклях зрители оказываются практически участниками действа и могут подпевать артистам.

Адрес: ул. Б. Пироговская, 53/55 (м. Спортивная)

Цена билетов: от 600 руб.

Детский музыкально-драматический театр «А-Я»

Сюда можно приводить детей начиная с трех лет. Пьесы ставят по Остеру, Шварцу, Ураль­скому, Грибоедову, Крылову и т. д., при этом стараются выбирать не самые известные из них. Театральный зал очень маленький, малышей сажают в первые ряды, и во многих спектаклях актеры обращаются непосредственно к ним, иногда даже вовлекая их в действие.

Адрес: Петровский пер., 5, стр. 9 (м. Чеховская)

Цена билетов: от 400 руб.

«Студия театрального искусства»

Этот молодой театр создали восемь лет назад выпускники мастерской Сергея Женовача. В репертуаре — малоизвестные и прежде не инсценировавшиеся произведения классиков мировой литературы. Здесь идут «Москва — Петушки» В. Ерофеева, «Река Потудань» Платонова, «Три года» Чехова, «Мальчики» Достоевского и другие спектакли — номинанты и лауреаты премии «Золотая маска». Еще одна причина побывать в этом театре — здание, в котором он находится. В XIX веке на этом месте была золотоканительная фабрика семьи Алексеевых, в которой в 1863 году родился Константин Сергеевич Алексеев, известный всему миру под фамилией Станиславский. В 1904 году Станиславский открыл на территории фабрики театр, помещение которого сохранилось и по сей день. Именно это отреставрированное здание и занимает с 2008 года СТИ.

Адрес: ул. Станиславского, 21, стр. 7 (м. Марксистская)

Цена билетов: от 600 руб.

Театр для всей семьи «Семицветик»

Театр начал свое существование два года назад. Сюда можно приходить с детьми от двух лет. В небольшом уютном зале стульев ставят столько, сколько пришло зрителей. Почти все спектакли интерактивные, так что даже самые маленькие дети не успеют заскучать и устать. В «Семицветике» проводят и театрализованные праздники для детей. Ближайшие приурочены к Хеллоуину.

Адрес: ул. Тимирязевская, 10/12 (м. Тимирязевская)

Цена билетов: от 500 руб.

Московский государственный историко-этнографический театр

В этом году необычный театр отмечает свое 25-летие. В его репертуаре обрядовые мистерии, русские народные сказки, скоморошьи эпопеи и героико-романтические представления. В театре есть спектакли и для взрослых, и для детей. Каждый — как путешествие в машине времени.

Адрес: ул. Рудневой, 3 (м. Бабушкинская)

Цена билетов: от 100 руб.

Московский театр детской книги «Волшебная лампа»

Кукольный театр, созданный в 1989 году, основной своей задачей полагает воспитание у детей любви к чтению и литературе. Малыши встретятся с любимыми героями, известными им по книжкам: котенком Гав, Принцессой на горошине, Винни-Пухом, слоненком Хортоном и другими. Здесь часто проходят встречи с писателями и презентации новинок детской литературы.

Адрес: Сретенский б-р, 9/2 (м. Тургеневская)

Цена билетов: от 700 руб.

Театр «Человек»

В следующем году этот театр отметит сорокалетие. Здесь ставят Ионеско, Хармса, Мрожека, Бонавентуру и т. п. И спектакли эти рассчитаны на совсем небольшое число зрителей. Остаться равнодушным не получится: актеры, как сказал один критик, играют буквально на нервах!

Адрес: Скатертный пер., 23а (м. Арбатская)

Цена билетов: от 700 руб.

Московский еврейский театр «Шалом»

Американский фонд Шолома-Алейхема называл этот театр лучшим еврейским театром мира. В репертуаре спектакли на русском языке, но с элементами идиша и с еврейским колоритом — танцами и песнями. Сюда можно прийти на «Вечер соленого и малосольного анекдота», на мюзикл, на балладу и т. д.

Адрес: Варшавское ш., 71, корп. 1 (м. Нахимовский проспект)

Цена билетов: от 400 руб.

Камерный музыкальный театр им. Покровского

Уже сорок лет здесь можно слышать классические и редко исполняемые оперы. Поклонники этого вида искусства приезжают сюда со всей страны, а гастроли труппы за рубежом всегда проходят с аншлагами. Большой выбор спектаклей для детей, комических опер, опер-шуток, серьезных опер, опер-притч и опер-фантас­ма­­горий. Даже если вы не ценитель, посмотрите несколько спектаклей и обязательно побывайте на развлечении для детей и взрослых «Давайте создадим оперу».

Адрес: ул. Никольская, 17 (м. Китай-город)

Цена билетов: от 350 руб.






ОСТРОВСКИЙ

  • ОСТРОВСКИЙ

  • Александр Николаевич

  • Родился 31 марта (12 апреля н.с.)1823г. в Москве, в Замоскворечье - купеческом и мещанско-чиновничьем районе,в семье чиновника, заслужившего дворянство.



  • Мать Островского, Любовь Ивановна, урожденная Саввина, была дочерью священника.

  • Умерла в 1831 году.


  • Детские годы прошли в Замоскворечье, купеческом и мещанском районе Москвы. Получил хорошее домашнее образование, с детства изучая иностранные языки. Впоследствии знал греческий, французский, немецкий, а позже - английский, итальянский, испанский языки.


  • 1835 год – Александр Островский отдан в 1-ю Московскую гимназию.

  • 1840 год – Островский заканчивает гимназию и поступает на юридический факультет Московского Университета.


  • В 1840-43 учился на юридическом факультете Московского университета, где в то время преподавали

  • М. П. Погодин, Т. Н. Грановский,

  • П. Г. Редкин.



  • «Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов и Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр». Он, по справедливости, должен называться «Театр Островского».

  • И.А.Гончаров




  • Пьеса 10 лет находилось под арестом, потому что в ней, по словам Добролюбова, «…повержено в прах и нагло растоптано самодурами человеческое достоинство, свобода личности, вера в любовь и счастье и святыня честного труда".




  • «Гроза» (1860) - пьеса о пробуждающейся, протестующей личности, которая больше не хочет жить по законам, подавляющим личность.


  • "Лес" (1870) -- пьеса ставит вечные вопросы человеческих взаимоотношений, пытается решить проблему нравственного и безнравственного.


  • "Снегурочка (1873) -- взгляд на древний, патриархальный, сказочный мир, в котором тоже господствуют материальные отношения (Бобыль и Бобылиха).


  • «Бесприданница" (1879) -- взгляд драматурга через 20 лет на проблемы, поднятые в драме "Гроза".


  • Слушаем подготовленные учащимися индивидуальные задания


1. Говорящие фамилии

  • 1. Говорящие фамилии


  • Например, в пьесе «Гроза» нет случайных имен и фамилий. Тихоня, слабовольный пьяница и маменькин сынок Тихон Кабанов вполне оправдывает своё имя.


Говорящие фамилии

  • Говорящие фамилии


  • Образ Лазаря Елизарыча Подхалюзина из пьесы “Свои люди - сочтемся!”.

  • Владимир Даль дает ей достаточно четкое определение: «Подхалюза – пролаз, ловкий пройдоха; лукавый, скрытный и льстивый человек».


  • Бедность не порок. Без вины виноватые. В чужом пиру похмелье Грех да беда на кого не живет За чем пойдешь, то и найдешь На всякого мудреца довольно простоты. Не было ни гроша, да вдруг алтын. Не в свои сани не садись Не все коту масленница.


  • Не так живи, как хочется Правда - хорошо, а счастье лучше. Праздничный сон - до обеда Светит, да не греет Свои люди - сочтемся. Свои собаки грызутся, чужая не приставай!. Сердце не камень. Старый друг лучше новых двух Конец - делу венец


  • Необычное представление героев в афише, определяющее конфликт, который будет развиваться в пьесе


  • Специфические авторские ремарки


  • Роль декораций, представленных автором, в определении пространства драмы и времени действия


  • Фольклорные моменты в пьесах А.Н.Островского.


  • Параллельное рассмотрение сопоставляемых героев.


  • Значимость первой реплики героя


  • «Подготовленное появление", главные герои появляются не сразу, о них вначале говорят другие. Примеры.


  • Своеобразие речевой характеристики героев А.Н.Островского


  • Можно ли говорить о современности пьес Островского? Докажите свою точку зрения.

  • Почему современные театры постоянно обращаются к пьесам драматурга?

  • Почему так сложно "осовременивать" пьесы А. Н. Островского?


  • А. Н. Островский открыл незнакомую зрителю страницу, выведя на сцену нового героя - купца.


  • 2. До А.Н.Островского русская театральная история насчитывала лишь несколько имен. Драматург внес огромный вклад в развитие русского театра.


  • 3. Творчество А.Н.Островского, продолжая традиции Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, Гоголя, отличается новаторством в изображении героев, в языке персонажей и в поднятых социально-нравственных проблемах.


  • Драма "Гроза« (текст + учебник)

  • История создания,

  • система образов,

  • приемы раскрытия характеров героев.

  • Своеобразие конфликта.

  • Смысл названия.


Группа 1

  • Группа 1

  • История создания пьесы. Сообщения учащихся (домашняя работа с дополнительной литературой).


Группа 2.

  • Группа 2.

  • Смысл названия пьесы "Гроза".


Группа 3

  • Группа 3

  • Система действующих лиц пьесы


Павлович Ирина Иосифовна
преподаватель русского языка и литературы
Политехнического колледжа
г. Астаны
Казахстан
Конспект урока по дисциплине: «Русская литература» для обучающихся 1 курса колледжа
Тема: А.Н.Островский. Жизнь и творчество. Театр в жизни писателя. Драма «Гроза».
Цели:
-познакомить обучающихся с жизнью и творчеством А.Н. Островского, историей создания драмы «Гроза»; показать своеобразие и новаторство драматурга, выражающееся в отражении проблем эпохи; углубить знания о драме как одном из родов литературы, определить структурные особенности драматического произведения.
-вырабатывать умение анализировать прослушанное; развивать образное и аналитическое мышление, устную речь, творческое воображение; продолжать формировать навыки работы с источниками, дополнительной литературой;
- воспитывать культуру восприятия драматургического произведения; формировать эстетический вкус.
Тип урока: урок усвоения новых знаний с использованием технологии развития критического мышления.
Ход урока
I.Организационный этап.
1.1. Приветствие, отметка отсутствующих.
1.2. Сообщение темы, целей и задач урока.
- Сегодня на уроке познакомимся с жизнью и творчеством русского драматурга Александра Николаевича Островского и историей создания драмы «Гроза».
II.Подготовка к усвоению нового учебного материала. Фаза вызова.
2.1.Работа со словарем (индивидуальное задание)
- Так как на уроке часто будет звучать слово «драма», попрошу, пользуясь толковым словарем Ожегова большим советским энциклопедическим словарем, найти значение этого слова, назвать структурные особенности драматического произведения и составить кластер.
2.2. Прогнозирование по фотографии: Перед вами портрет Александра Николаевича Островского, написанный кистью художника Перова. Всмотритесь в него и сделайте предположение об этом человеке по его внешности, составьте психологический портрет писателя. Каким вы представляете А. Н. Островского?
«У него был типичный московский облик - в нем сразу чувствовался большой человек. Широкий лоб, умные глаза, приветливость составляли основные черты этого облика», - вспоминал художник А. Я. Головин.
«В его облике нет как будто ни капли возвышенного, романтического: покойно сидит Островский в домашней шубейке на беличьем меху, запечатленный точной кистью художника, и только глаза его - голубые, умные и острые, отнюдь не назидательные, но выпытывающие, ненасытные, доверчивые, не дающие солгать, только эти детские глаза его свидетели совершающейся в нем горячей внутренней жизни». (В.Я. Лакшин).
2.3. Прием «Верите ли вы?»: На предложенные сейчас вопросы ответьте утвердительно или отрицательно, прокомментировав свое мнение.
- Верите ли вы, что А.Н.Островский мог позволить себе ходить в русском костюме: в шароварах, в рубашке навыпуск и длинных сапогах? (да)
- Верите ли вы, что А.Н. Островский, будучи гимназистом, сам сшил себе штаны? (А.П.Чехов)
-Верите ли вы, что будучи на третьем курсе университета Александр Николаевич по собственному желанию уходит из вуза? (да)
- Верите ли вы, что первая пьеса 10 лет находилась под арестом? (да)
- Верите ли вы, что Островский получил от императора Александра III право на ежегодное пенсионное обеспечение? (да)
- Верите ли вы, что А.Н.Островский написал пьесу «Гроза» по реальным событиям? (да)
- Верите ли вы, что драматург жил в постоянном страхе остаться к сезону без новых пьес, то есть без хлеба, с огромной семьёй? (да)
- К концу занятия вы узнаете, подтвердились или нет ваши предположения.
III.Усвоение новых знаний. Фаза реализации. Словарная работа.
- Послушаем информацию о значении слова «драма» и структурных особенностях драматического произведения. (обучающийся зачитывает значение слова, демонстрирует кластер)
Драма (от греч. агата действие) - один из основных родов литературы, предназначенный для исполнения на сцене.
Цель драматического произведения - отражать жизнь в действиях (поступках и переживаниях) людей.
Структурные особенности драмы:
- литературное произведение, написанное в форме разговора действующих лиц;
- взаимоотношения людей, возникающие между ними конфликты
раскрываются через поступки героев, через их образ мысли;
- состоит из монологов и диалогов;
- авторскую речь заменяют ремарки;
- делится на акты (действия) и явления (картины);
- ориентирована на зрелищную выразительность.
К драматическим произведениям (пьесам) относятся трагедии, драмы, комедии, мелодрамы, трагикомедии и водевили.(короткая комическая пьеса, обычно с пением)
Слово учителя: Почти 50 пьес было написано Островским за его долгую литературную жизнь, среди которых были драмы, комедии, трагедии. 46 из них были поставлены при жизни драматурга. Они заняли прочное место в репертуаре многих театров.
Группа наших обучающихся провела исследование на тему «Истоки таланта А.Н. Островского». Предоставим им слово.
3.3.Сообщения обучающихся (проектная работа)
1) «Колумб Замоскворечья», (видеоролик.)
- «Нет дня в году, чтобы в 5-6 театрах не шла моя пьеса», - писал А. Н. Островский в 1871году. Эта фраза, сказанная Александром Николаевичем актуальна и для нашего времени, на сценах различных театров в разных городах в репертуарах значатся пьесы Островского, интерес к ним неиссякаем.
2). Детство и юность (слайдовая презентация)
- А.Н. Островский родился 12 апреля (31 марта) 1823 года в Москве в семье чиновника. Его дед по отцу был священником, пономарем был дед по матери.
В 1831 году, когда Островскому не было еще девяти лет, умерла его мать, Любовь Ивановна. « ... Пестрое, цветное, дикое, причудливое, странное и милое Замоскворечье вскормило Островского, напитало его душу первыми впечатлениями, осталось в памяти художника на всю жизнь... »
Отец, Николай Федорович Островский, человек острого ума, образованный (закончил духовную академию), трудолюбивый, быстро продвигался по службе и успешно занимался частной практикой: он был адвокатом, вел дела купцов. Это дало ему возможность построить в Монетчиках (Замоскворечье) собственный дом и приглашать для своих детей домашних и приходящих учителей. Во второй половине 40-х годов им приобретается четыре небольших имения. В одном из них (Щелыково, Костромской губернии) в конце 40-х годов, он и поселяется на постоянное жительство.
Отец, писавший в молодости стихи, следивший за новинками литературы, выписывал все передовые журналы. У него составилась солидная библиотека, которой пользовался Александр Николаевич. Все Островские глубоко уважали книгу. Гимназист Островский получил доступ к отцовским шкафам с книгами и сделался увлеченным и самозабвенным читателем. Его увлечение - Пушкин, Грибоедов, Гоголь.
После нескольких лет домашних занятий с учителями, в 1835 году, Александр Николаевич поступил в третий класс первой московской гимназии. Завершив в 1840 году гимназию и получив аттестат с отличием, он по настоянию отца подает в том же году прошение о принятии его на юридический факультет Московского университета.
3). Университетские годы.
Первый год университета Островский учился старательно и даже с увлечением, однако к концу второго курса он начал пропускать лекции; на весеннюю сессию 1842 года не явился. Не отмечая у студента Островского признаков усердия, факультет оставил его для повторного слушания курса.
Едва ли не все деньги, перепадающие от отца, Островский тратил теперь на театральные билеты. Не покидая театра до последнего хлопка, горячо приветствуя артистов, раскланивающихся на вызовы, Островский думал: вот где подлинная жизнь, вот где родной дом, и кафедра, и все, все, что только нужно ему.
На втором курсе начались узкоспециальные предметы, вроде римского права, не интересные Островскому. И он начал пренебрегать учебными занятиями. При переходе на третий курс Островский получил у профессора Н.И. Крылова, впрочем, как и многие другие студенты, единицу. Не стремясь к юридической карьере, Александр Николаевич воспользовался отрицательным баллом как поводом для ухода из университета. Впоследствии он вспоминал: «Я с молодости бросил все и весь отдался искусству».
Отец, не соглашаясь с намерениями сына, определил его в том же году чиновником Совестного, а в 1845 году - Коммерческого суда.
4). Годы службы в суде.
Будущему драматургу пришлось работать там, куда обращались с исками родители против детей, а дети против родителей. Суд пытался разрешить эти споры «по совести». Вскоре (опять-таки не без участия отца) Островский был переведен в более современное и солидное учреждение МОСКОВСКИЙ коммерческий суд.
Служба не увлекала Александра Николаевича, но она давала ему богатый материал для творчества. Он сам признавался: «Не будь я в такой передряге, пожалуй, не написал бы «Доходное место».
Той осенью, когда Островский поступил в совестной суд, им был закончен первый дошедший до нас рассказ: «Сказание о том, как квартальный надзиратель пускался в пляс, или от великого до смешного только один шаг». Под рассказом молодой автор впервые выставил дату: 15 декабря 1843 года. Островский всегда отмечал на рукописях день окончания работы...
5). Начало литературного пути. Первые работы.
Набросок двадцатилетнего Островского выдавал несомненный талант автора. Он начинает пробовать себя и в драматургии.
9 января 1847 года в «Московском городском листке» с успехом были опубликованы «Сцены из комедии «Несостоятельный должник».
14 февраля 1847 года Островский называл самым памятным днем в своей жизни. Утром он поставил на рукописи «Картины семейного счастья» пометку об окончании драматургического первенца, а вечером читал пьесу друзьям. Шквал поздравлений и похвал обрушился на него от друзей. 1847-1848 и половину 1849 года Островский работал над пьесой «Банкрот». Позднее пьеса получила другое название - «Свои люди сочтемся». 16 марта 1850 года журнал «Московитянин» с комедией «Свои люди - сочтемся» вышел в свет. Книжку журнала рвали из рук. Молодой Островский в короткий срок стал московской сенсацией.
Итог цензурных злоключений «Банкрота» оказался безрадостным: комедия была запрещена для сцены, и о пьесе не рекомендовано было упоминать в печати. Островский тяжело переживал свою опальностъ. Но артисты, писатели не только не отвернулись от него, но горячо выражали ему свои симпатии.
Начало литературной судьбы Островского было тесно связано с журналом «Московитянин». Но для человека, решившего зарабатывать на жизнь пером, журнал «Московитянин» был самым неподходящим на свете местом. «Адская скупость» издателя была притчей во языцах в московском литературном кругу.
В конце 1847 года он познакомился с женщиной, жившей по соседству.
Агафья Ивановна была годом или двумя старше Островского, но на брак с ней он не мог решиться - это значило бы вконец рассориться с отцом и остаться в самой черной нужде. Но Агафья Ивановна и не требовала от него ничего. Терпеливо ждала его, любила, обогревала, и чем дальше, тем труднее было ему расстаться с ней.
Так вот, невенчанной женой Островского прожила скромно и достойно бок о бок с великим драматургом восемнадцать лет Агафья Ивановна...
6)Служба театру
В начале 1850-х годов репертуар русских театров был скуден. Афиши заманивали публику на русские варианты французских водевилей. Театру был нужен драматург... Драматургу был нужен театр. А пьесы Островского продолжали свое причудливое кружение по чиновничьим кругам и с надписью «Запрещается» оседали в секретном архиве.
Автор берется написать пьесу, небольшую по объему, легкую, сценичную, которая без осложнений пройдет цензуру. Начинается работа над пьесой «Не в свои сани не садись».
14 января 1853 года состоялась премьера, На другой день вся Москва говорила о спектакле.
1853 год открыл Островскому дорогу на сцену. За драматургом шла группа молодых актеров, увлеченных его пьесами.
В августе 1853 года в Малом театре была сыграна «Бедная невеста».
Имя Островского укоренялось в репертуаре.
В 1860 году была разрешена для представления пьеса «Свои люди сочтемся». С триумфом прошла эта десятилетие назад запрещенная пьеса. Затем одна за другой были дозволены к исполнению пьесы «Воспитанница» и «Доходное место».
Казалось, положение Островского в литературе приобрело солидную устойчивость. В 1863 году он был избран членом корреспондентом Академии наук. О нем начала писать заграничная пресса,
В 1868 году он дебютировал в некрасовском журнале пьесой «На всякого мудреца довольно простоты»; затем каждый год одна за другой печатаются пьесы «Горячее сердце», «Бешеные деньги», «Лес», «Не было гроша, да вдруг алтын» и т.д. Успех пьес вернул Островскому силы.
Отцу не нравилось увлечение старшего сына театром и литературой. Но еще большее его неудовольствие вызывало то, что Александр Николаевич, полюбив простую девушку из мещанской среды, ввел ее в свой дом на правах жены. Разгневанный отец лишил сына всякой материальной помощи. Ни служба, ни литературные занятия не давали драматургу достаточных средств. Это бремя материальной необеспеченности сопровождало его на протяжении всей жизни. Пьесы шли бесплатно, автору за них не платили ни гроша!
До конца своей жизни драматург нуждался. Семья с каждым годом росла, а средств не хватало. Труд подорвал здоровье драматурга.
7). Последние годы жизни.
25 августа 1879 года Александр Николаевич писал: « 30 лет я работаю для русской сцены, написал более 40 оригинальных пьес, вот уж давно не проходит ни одного дня в году, чтобы на нескольких театрах в России не шли мои пьесы, только императорским театрам я доставил сборов более 2-х миллионов, и все-таки я не обеспечен настолько, чтобы позволить себе отдохнуть месяца два в году. Я только и делаю, что или работаю для театра, или обдумываю сюжеты вперед, в постоянном страхе остаться к сезону без новых пьес, т.е. без хлеба, с огромной семьей».
В 1867 году умерла первая жена драматурга - Агафья Ивановна, и в 1869 году он женился на артистке Московского Малого театра Марии Васильевне Васильевой. У драматурга было 4 сына и 2 дочери. Будучи нежным отцом, отличным семьянином, он стремился дать всем своим детям самое лучшее воспитание и образование.
В последний год жизни Островского под давлением общественности были официально признаны его заслуги: он был назначен заведующим репертуарной частью московских театров и руководителем театрального училища. Настало время, о котором он мог только мечтать, но в первые же дни службы он с ужасом ощутил, что взятая им на себя задача ему уже не по силам, приняться за эту работу он не успел: 14 (2) июня 1886 г. драматург скончался.
А.Н. Островский – создатель русского национального театра.
А.Н. Островский открыл незнакомую зрителю страницу, выведя на сцену нового героя – купца. Его творчество, продолжая традиции Фонвизина, Грибоедова, Гоголя, отличается новаторством в изображении героев, в языке персонажей и в поднятых социально-нравственных проблемах. В пьесах Александра Николаевича изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию.
Особенности стиля Островского.
Говорящие фамилии;
Необычное представление героев в афише, определяющее конфликт, который будет развиваться в пьесе;
Специфические авторские ремарки;
Своеобразие названий (часто из русских пословиц и поговорок);
Фольклорные моменты;
Значимость первой реплики героя;
"Подготовленное появление", главные герои появляются не сразу, о них вначале говорят другие;
За Малым театром закрепилось название «Дом Островского». Сюда он приходил ежедневно. Свои новые пьесы автор обязательно читал артистам сам, тем самым он задавал исполнителям верный тон. Островский был режиссером-постановщиком своих пьес; он распределял роли, сам проводил репетиции с актерами.
Именно здесь, у входа в Малый театр, установлен памятник А.Н. Островскому. А.Н. Островский изображен сидящим в кресле, в знакомом по портрету Перова просторном халате на беличьем меху. В руках записная книжка, карандаш. Печать глубокой сосредоточенности лежит на всем облике драматурга. Погруженный в глубокие раздумья, он каждый вечер встречает зрителей, которые приходят в «Дом Островского».
И сегодня в репертуаре театров пьесы Островского занимают значительное место. Творчество Островского получило мировое признание.
3.4.Первичная проверка понимания обучающимися нового материала. Прием «Тонкие и толстые вопросы».
- Где и в какой семье родился А. Островский?
- Куда поступил после окончания гимназии?
-Что дала служба в суде?
- Какие названия имела первая комедия Островского? (“Несостоятельный должник” – “Банкрот” - “Свои люди – сочтёмся”.)
- Какой театр называет себя “Домом Островского”? (Московский Малый театр)
- Сколько пьес отдал он театру?
- Какие проблемы ставит в своих пьесах драматург?
- За что Островского прозвали “Колумбом Замоскворечья”? (Живя в купеческом районе старой Москвы, в Замоскворечье, Островский впервые в русской литературе “открыл” “замоскворецких жителей”, за что его и прозвали “Колумбом Замоскворечья”.)
- Почему современные театры постоянно обращаются к пьесам драматурга?
- Назовите жанры драматических произведений.
- Какова цель драматического произведения? (отражать жизнь в действиях (поступках и переживаниях) людей.
3.5.Историческая основа и творческая история «Грозы». (видеоролик).
Председатель Географического общества великий князь Константин Николаевич решил организовать экспедицию с участием литераторов; цель экспедиции - изучать и описывать народные промыслы, связанные с морем, озерами или реками, приемы местного судостроения и судовождения, положение отечественного рыболовства и само состояние водных путей России, изучить и описать быт жителей России, занимающихся судовождением, о чем составить потом очерки для выпускаемого министерством “Морского сборника”.
Островскому досталась Верхняя Волга от истока до Нижнего Новгорода. И он с увлечением взялся за дело». Впечатления от экспедиции Островский записывал в дневник.
IV. Итог урока. Фаза рефлексии. Составление синквейна.
- А сейчас я предлагаю обобщить то, о чём мы сегодня говорили и составить синквейн со словами Островский и Гроза. (работа в группах, представление синквейнов).
Список используемой литературы
Лобанов М. Островский. М., 1979 (серия «ЖЗЛ»).
Островский А. Полное собрание сочинений.

Фотография: DR

Действие иммерсивного спектакля, поставленного по мотивам пьесы Генрика Ибсена «Привидения», будет происходить сразу на четырех уровнях старинного особняка XIX века в центре Москвы. Современное иммерсивное представление подразумевает полное вовлечение зрителя - каждый из них словно очутится в мире фильмов Дэвида Линча и Гильермо дель Торо, в котором на расстоянии вытянутой руки развернется мистическое действо, полное намеков и чувственных соблазнов.

Во время шоу зрители в масках, сохраняющих их анонимность, погрузятся в драматическую историю загадочных семейных отношений, где каждый из героев хранит тяжелую тайну прошлого. В каждой из 50 комнат будет разыгрываться действие, в котором два десятка актеров умело смешают энергетику современного театра и невероятную хореографию, визуальную эстетику кино и впечатляющие спецэффекты.

«Вернувшиеся» стали результатом творческого и профессионального союза режиссеров Виктора Карины и Мии Занетти из нью-йоркской театральной компании Journey Lab и российских продюсеров Вячеслава Дусмухаметова и Мигеля, режиссера и наставника шоу «ТАНЦЫ» на ТНТ.

«Иммерсивное представление такого уровня в России будет поставлено впервые. В работе над созданием шоу была чрезвычайно важна не только отдача и профессионализм команды, но и новейшие технологии работы с аудиторией и опыт моих американских коллег», - рассказывает продюсер шоу Мигель.

За музыкальное оформление шоу отвечает лидер Therr Maitz Антон Беляев, а speakeasy-бар шоу получит специальную музыкальную программу с участием российских и зарубежных артистов.

«Призраки» или «Привидения» - пьеса норвежского классика Генрика Ибсена, написанная ровно 135 лет назад, в 1881 году. Сюжет критики часто сравнивают с паутиной загадок. Некий дом готовится к большому событию - на средства вдовы почтенного капитана Альвинга должен открыться приют в память о её муже. По этому поводу собираются родственники и старые друзья, но странные события и призраки, будто вернувшиеся из прошлого, трагично меняют судьбы всех героев.

Чтобы передать атмосферу пьесы Ибсена в наше время, команда художников, декораторов и костюмеров шоу воссоздала в историческом особняке XIX века интерьер, впитавший в себя дух нордических стран.

Московская премьера сразу вызвала огромный интерес не только среди зрителей, но и у профессионального сообщества. «Вернувшиеся» стали хедлайнерами программы одного из самых престижных театральных смотров столицы - фестиваля Нового европейского театра NET.

«Одной из тем фестиваля стал иммерсивный театр - как быстро набирающий зрительскую аудиторию жанр, вчера ещё казавшийся маргинальной экзотикой. Поэтому проект, который должен стать этапным для развития этого жанра, привлёк наше внимание», - говорит арт-директор фестиваля Роман Должанский.

Адрес: Дашков переулок, дом 5 (метро «Парк культуры»)

Стоимость билета – 5000/30000 рублей

Возрастное ограничение: 18+

Официальный сайт проекта: www.dashkov5.ru

Урок литературы в 9 классе.

А. Н. Островский. Пьеса «Бедность не порок».

Цели урока :

    Выявить особенности драматургии Островского на примере разбора конфликта в комедии «Бедность не порок».

Задачи:

    Развивать у школьников умения мыслить логически: находить главное, сравнивать, обобщать, делать выводы;

    Развивать умения дискутировать на заданную тему;

    Развивать монологическую речь;

    Воспитывать правильное отношение к морально-нравственным ценностям русского менталитета;

    Воспитывать интерес и бережное отношение к русской литературе.

    Вступительное слово учителя . Сегодня нам предстоит познакомиться с драматургом Александром Николаевичем Островским и его пьесой, написанной в ранний период его творчества, «Бедность не порок». Запишите в тетради тему урока: «А. Н. Островский. «Бедность не порок». В старших классах вы будете изучать его знаменитую пьесу «Гроза». Но сейчас имя это для нас новое, поэтому несколько слов о самом драматурге.

(Сл. 2) Островский Александр Николаевич родился в 1823 году в Москве: в Замоскворечье, - в старинном купеческом и чиновничьем районе. Отец будущего драматурга, образованный и умелый судебный чиновник, а затем - известный в московских коммерческих кругах адвокат; поднимаясь по служебной лестнице, получил права потомственного дворянина, стал помещиком; понятно, что ему хотелось и сына пустить по юридической части. (Сл. 3 )Александр Островский получил неплохое домашнее образование - с детства пристрастился к литературе, владел немецким и французским языками, хорошо знал латынь, охотно занимался музыкой. Он с отличием окончил гимназию и в 1840 году без экзамена был принят на юридический факультет Московского университета. Но карьера юриста Островскому не нравилась, неодолимо влекло его к себе искусство. Он старался не пропускать ни одного спектакля: много читал и спорил о литературе, страстно полюбил музыку. В то же время сам пробовал писать стихи и рассказы.

(Сл. 4) Охладев к занятиям в университете, Островский оставил учение. Несколько лет по настоянию отца служил мелким чиновником в суде. Здесь будущий драматург насмотрелся человеческих комедий и трагедий. Окончательно разочаровавшись в судебной деятельности, Островский мечтает стать писателем. В 1867 году он совместно с братом выкупает у мачехи имение Щёлыково, в котором великий русский драматург проживал с весны до поздней осени в течение многих лет и писал свои замечательные пьесы: «Снегурочка», «Бесприданница», «Без вины виноватые» и др.

П. К сожалению, в школьной программе мало представлено драматических произведений, а ведь каждый драматург неповторим, у каждого своя манера письма, свои достоинства, но, тем не менее, только А. Н. Островского называют в мире искусства и литературы «отцом русского театра».

В связи с этим возникает вопрос… Какой? (Чем же заслужил он это звание? Каковы особенности его творчества?) Это и предстоит нам с вами сегодня выяснить.

Пропустим 2-3 строчки после указанной темы урока, допишем:

Особенности драматургии А. Н. Островского (по ходу урока будем отмечать и записывать, будьте внимательны).

О чём же писал Островский в своих произведениях?

Выступление подготовленного ученика.

Богатые, но еще вчера жившие по старинке люди и новые требования, которые властно предъявляет им современная жизнь, где миром правят власть и деньги, - вот основа комедийных конфликтов молодого Островского, да еще таких, где смешное переплетено с грустным: ведь причуды имеющих власть не только забавны, но и опасны для бедных: зависимых и угнетенных. (Сл. 5 ) Его всероссийская известность началась с комедии - «Свои люди - сочтемся!» (или «Банкрот» 1849 г.), опубликованная в журнале «Москвитянин», молодые сотрудники которого тяготели к славянофильству, проповедующему идеи национальной самобытности, сохранившейся в среде крестьянства и патриархального купечества. Пьеса имела огромный успех. Однако постановка ее были запрещена по указанию самого царя Николая 1. Цензурный запрет продержался одиннадцать лет. (Сл.6 – читает ученик). (Сл. 7) Уже в комедии «Свои люди - сочтемся!» проявились основные черты драматургии Островского: умение через семейно-бытовой конфликт показать важные общерусские проблемы, создать яркие и узнаваемые характеры. В его пьесах звучит сочная, живая народная речь. Островскому захотелось показать героев положительных, способных противостоять безнравственности и жестокости современных отношений. Именно такие, вызывающие сочувствие герои и появляются в комедии «Не свои сани не садись» (1853) (первая из пьес Островского, которая пошла на сцене) и «Бедность не порок» (1954) .(первоначальное название «Гордым бог противится»). В последующие периоды творчества Островского появляется более 50-ти оригинальных пьес, составивших целый народный театр, где перед читателем прошла история всех сословий России.

Помимо писательского творчества, А. Н. Островский успешно занимался общественной деятельностью. Он организовал Московский артистический кружок, Общество русских драматических писателей и композиторов. Но главная его заслуга – создание огромного драматического репертуара для русского театра. (Сл. 8)

Особенности :

    Показ важных общерусских проблем через семейно – бытовой конфликт;

    Яркие, узнаваемые характеры;

    Разбор конфликта пьесы.

(Сл. 9) Сегодня мы начинаем знакомство с комедией Островского «Бедность не порок».

Название. Итак, бедность не порок .

Как вы понимаете это изречение?

К какому жанру относится это выражение?

Помимо этого названия, среди пьес Островского есть ещё и такие: Свои люди – сочтёмся!, На всякого мудреца довольно простоты, Не в свои сани не садись, В чужом пиру похмелье, Старый друг лучше новых двух, Свои собаки грызутся – чужая не приставай, Не всё коту масленица, Не было гроша, да вдруг алтын, Без вины виноватые.

Из полусотни драм.произв. О. с десяток пьес названы пословицами. Больше такого вы не найдёте ни у одного писателя.

Особенность :

    Своеобразие названий.

Работа с 9 слайдом.

Чтение текста слайда.

Вы прочитали пьесу. Вы знаете, что любое драматическое произведение построено на конфликте.

Конфликт – это противоборство, столкновение, на которых построено развитие сюжета в художественном произведении.

Аня, напомни, какова основа конфликтов в пьесах молодого Островского.

Найдите в этом предложении антонимичные понятия. (патриархальный (старинный) быт – новшества).

В чём, по-вашему, Островский видит идеалы народной нравственности? (крепость семейных устоев, доверие детей к родителям, нерушимость обычаев, царящих в этой купеческой семье, цельность и ясность мировоззрения).

Чему противостоит этот мир? (новшествам, современной, так называемой «цивилизации»).

Запись в тетради (пропущенные строчки):

Конфликт комедии: Патриархальный мир народной нравственности противостоит современному миру власти и денег.

Итак, мы обозначили проблему общерусскую, которая показана через семейно – бытовой конфликт. Кто же в нём участвует?

(Сл. 10 ). Афиша . Чтение имен и фамилий действующих лиц.

Как вы объясните то, что одному из братьев Торцовых автор дал имя Любим, а другому – Гордей? Какие качества людей подсказываются именами и фамилиями – Африкан Коршунов (хищник) , Любовь, Гуслин, Разлюляев, Митя?

(Гордей – гордый, богатый купец,

Любим – любимый всеми, хороший человек, но неудачник,

Гуслин – простой, весёлый парень (от слова «гусли» - старинный народный инструмент),

Разлюляев – простой, весёлый парень (от устаревшего слова «разлюли» - потеха),

Митя –. посвящённый греческой богине земли и плодородия Деметре)

П. -Уже в афише О. скрыто прокомментировал своих героев. Каким образом?

У. – дал им говорящие имена и фамилии.

Особенность :

    Говорящие имена.

Ещё раз обращаю ваше внимание на авторское представление героев в афише.

Какое имя не вписывается в общий ряд имён? Почему? С какой целью О. таким образом указывает статус персонажей? Почему среди знакомых имен имя Гордей не вызывает положительных ассоциаций?

Особенность:

Между какими персонажами назревает основной конфликт? Почему?

(Купец Гордей Карпыч Торцов очарован фабрикантом Коршуновым, хочет жить по моде, по-новому и даже готов отдать за старика единственную дочь)

А что же мать? (Недалёкая, безвольная, нерешительная, она не может противостоять мужу)

Какова же роль Любима в этом семейном конфликте? (Разоблачает Коршунова – хищника, расстраивает свадьбу Любови и Коршунова, вступается за Любовь и Митю, помогает прозреть своему брату.)

С каких слов Любима Торцова завязывается конфликт?

Любим Карпыч (берет).Гривенник надо. Тут все серебро, мне серебра не надо. Ты дай мне еще семитку, вот и будет в настоящий такт. (Митя дает.)Вот и довольно. Добрая ты душа, Митя! (Ложится.)Брат не умеет ценить тебя. Ну, да я с ним штуку сделаю. Дуракам богатство – зло! Дай умному человеку деньги, он дело сделает. Я походил по Москве-то, я все видел, все… Большую науку произошел! А дураку лучше денег не давай, а то он заломается… фу, фу, фу, трр!… вот как брат, да как я, скотина… (Полусонным голосом.)Митя, я ночевать к тебе приду.

Митя. Приходите. Теперь контора пустая… праздники…

Любим Карпыч (засыпая). А я с братом смешную штуку сделаю. (Засыпает.)

(Сл. 11 – читать как итог ответа на вопрос)

5. Краткий обзор действий.

Задание: Распределите по действиям: экспозиция, завязка; развитие действия, кульминация; развязка.

( Сл. 12 ) 1 действие. Первый акт - это объемная, яркая, зрелищная завязка всего предстоящего действия. Это начальный момент в развитии событий, подготовленный экспозицией. Здесь читатель получает первые представления об изображаемых характерах, о конфликте между ними.

В первом акте звучат важные для развития действия слова Любима Торцова о брате: «Ему, дураку, наука нужна», «Ну, да я с ним штуку сделаю. Дуракам богатство - зло!», « А я с братом смешную штуку сделаю». Конфликт намечен. В тайном письме, адресованном Мите, обозначена и любовная интрига: «И я тебя люблю. Любовь Торцова».

П. - Как мы знакомимся с главными героями: с Гордеем Карпычем и Любимом Карпычем?

У. – О них мы слышим от других персонажей.

О Гордее от Егорушки: ругается, сердит на Любима Карпыча,

от Пелагеи: с Африканом пьёт, будто подменили его. (д. 1, явл. 3)

О Любиме от Егорушки: рассмешил всех за обедом, Гордей выгнал, Любим в отместку созорничал: стал с нищими у собора.

Особенность:

П. - С каких реплик вступают непосредственно в действие наши герои?

У. – Первая реплика Любима (увидел одних в комнате Любовь Гордеевну и Митю), закрывая лицо руками: «Стой! Что за человек? По какому виду? За каким делом? Взять под сумнение! Я, племянница! Что, испугалась? Ступай, не бойсь! Я не доказчик, а кладу всё в ящик…» (д.1, явл. 11)

Первая реплика Гордея (д.1, явл. 7), входит в комнату, где веселится молодёжь: «Что распелись! Горланят, точно мужичьё! (Мите) И ты туда ж! Кажется, не в таком доме живёшь, не у мужиков. Что за полпивная! Чтоб у меня этого не было вперёд!

П. – Что можно сказать о персонажах по их первой реплике? (Л. – шутки, прибаутки, «не доказчик»; Г. – грубит, унижает, «мужичьё» - ругательство).

Особенность:

    Значимость первой реплики героя

( Сл.13 ) Второе действие . Действие стремительно развивается, вовлекая новых персонажей, причем все они играют свою роль в ходе драмы и развитии конфликта. Атмосфера общей молодой влюбленности, праздника и веселой кутерьмы с песнями и музыкой, гаданиями, ряжеными, представлениями с медведем и козой разрушается с появлением Гордея Карпыча и Коршунова. Возможность счастья для молодых героев становится иллюзорной. «Зятюшка Африкан Савич» уверен, что у него нет повода беспокоиться, заказывает девушкам «свадьбишную» песню. Любовь Гордеевна в тревоге, подруги окружают взволнованную девушку.

П. - О каком празднике речь? Святки. Что за праздник? По каким приметам можно догадаться, что это святки?

- Почему Островский время действия пьесы соотносит со временем празднования святок?

У. – Соблюдение народно- религиозных традиций. Основным смыслом свят. периода, по народным представлениям, являлось возрождение порядка в мире и в жизни каждого человека как частице этого мира. (Традиции устного народного творчества – фольклора)

Особенность :

    Фольклорные моменты.

( Сл. 14 ) Действие третье . Конфликт драмы, столкновение действующих лиц завершается. Несмотря на то, что развязка логически вытекает из развития действия, она все-таки носит неожиданный характер: это действительно подчеркнуто счастливый конец, потому что развитие действия было драматическим. «Штука», которую придумал Любим, выручает молодую пару. Спасает эта «штука» и Гордея от разорения, которое грозило ему, породнись он с нечестным в денежных делах Коршуновым. Таким образом, развязка непосредственно связана с развитием действия во втором акте, она является заключительным моментом в развитии конфликта и интриги. Любим Торцов вмешивается в естественный ход событий, препятствует торжеству зла. Протест против сильных мира сего он облекает в броскую форму: «Хорошо тому на свете жить, у кого нету стыда в глазах».

Опять пословица!

Метко сказано, что театр Островского - речевой театр. У него в пьесах красивый, поэтически богатый язык. На самом деле у Островского поэтически говорит тот, кто в душе поэт. У Островского каждый персонаж говорит своим языком. Речь героев - важнейшее средство их характеристики. Докажем.

Чтение отрывков. (Пелагея, Любим)

Гордей Карпыч. Нет, ты вот что скажи: все у меня в порядке? В другом месте за столом-то прислуживает молодец в поддевке либо девка, а у меня фициянт в нитяных перчатках. Этот фициянт, он ученый, из Москвы, он все порядки знает: где кому сесть, что делать. А у других что! Соберутся в одну комнату, усядутся в кружок, песни запоют мужицкие. Оно, конечно, и весело, да я считаю так, что это низко, никакого тону нет. Да и пьют-то что, по необразованию своему! Наливки там, вишневки разные… а и не понимают они того, что на это есть шампанское! Ох, если б мне жить в Москве али бы в Питербурхе, я бы, кажется, всякую моду подражал.

Объясните особенности речи тех персонажей, монологи которых мы читали.

(Гордей неграмотный, считает, что образование ни к чему, главное – жить по моде.

Любим: его речи присущ элемент несомненной интеллигентности; его речь не патриархальна, не фольклорна, а принадлежит современной Островскому городской культуре; один из всех действующих лиц он употребляет какие-то обрывки иностранных фраз довольно правильно и уместно).

Особенность :

П. – Если бы я попросила вас выявить черты сходства и различия между определёнными героями пьесы, кого бы вы сопоставляли, сравнивали? Почему?

(Митя – Коршунов . Сходство: намерение жениться на Любови Гордеевне; различие: честность Мити – действия исподтишка Коршунова;

Любим Торцов – Гордей Торцов . Сходство: братья, в конце концов, Гордей прозревает, оказывается не чужд правде. Различие: Г. – самодур, ему важен внешний лоск, а не человеческая душа; Л., в молодости тоже поддавшийся на якобы обязательное поддержание статуса и прогулявший всё своё состояние, осознал, что главное в жизни не деньги, потому что можно и без денег оставаться хорошим человеком;

Любим Торцов – Коршунов . Сходство: бывшие сотоварищи. Различие: честность первого и бесчестие второго.)

Особенность :

6. Это сопоставление и будет вашим домашним заданием , а также надо ответить на вопрос: почему Любим Торцов – любимый герой Островского?

7 . Подведём итог урока.

(Сл. 15 ) - Перечислим особенности драматургии Александра Николаевича Островского:

    Показ важных общерусских проблем через семейно – бытовой конфликт

    Яркие, узнаваемые характеры;

    Своеобразие названий.

    Говорящие имена.

    Необычное представление героев в афише, определяющее конфликт, который будет развиваться в пьесе.

    «Подготовленное появление» главных героев, о них вначале говорят другие.

    Значимость первой реплики героя.

    Фольклорные моменты.

    Своеобразие речевой характеристики героев.

    Параллельное рассмотрение сопоставляемых героев.

Если позволит время, можно обсудить слова А. И. Гончарова: «Вы один достроили здание, в основании которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: « У нас есть свой, русский, национальный театр. Он по справедливости должен называться «театр Островского».

МБОУ «Калининская ООШ»

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ

В 9 КЛАССЕ

ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТУРГИИ А. Н. ОСТРОВСКОГО.

ПЬЕСА «БЕДНОСТЬ НЕ ПОРОК».

Учитель русского языка и литературы

Кадяева Ирина Алексеевна.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры