Итальянский язык, италия, самостоятельное изучение итальянского языка. Балкон Джульетты — достопримечательность Вероны Музей в доме Капулетти

Главная / Чувства

Истинную силу поэзии нельзя недооценивать. Каждый год тысячи туристов со всего мира устремляются в самый романтичный город Италии, чтобы своими глазами увидеть балкон дома, на котором стояла юная Джульетта, когда Ромео признавался ей в любви. Однако мало кто задумывается о том, что известные всем и каждому персонажи могли и вовсе не существовать, а быть лишь плодом богатого воображения Шекспира. Тем не менее, история любви молодой пары живет в сердцах людей, даже несмотря на ее трагический конец.

Дом Джульетты (Casa di Giulietta) на протяжении долгого времени принадлежал семье делл’ Капелло (dell Capello) (признайте, что фамилия главной героини шекспировской пьессы Капулетти весьма созвучна с фамилией владельцев дома, где она якобы жила). Щит фамильного герба до сих пор можно увидеть в арке, ведущей во внутренний дворик дома Джульетты. Само здание было возведено в 13 веке. В 1930-х годах оно подверглось серьезной реставрации: были обновлены окна, двери и, разумеется, знаменитый балкон.

Как попасть внутрь, время работы, билеты

Увидеть главную часть дома Джульетты (балкон, разумеется) можно из внутреннего дворика, где трагически погибшей героине Шекспира установлена бронзовая статуя. Неизвестно откуда появилось поверье, согласно которому удача появится у каждого, кто потрет правую грудь бронзовой девушки. Поэтому не удивляйтесь, что правая сторона «Джульетты» значительно светлее ее других участков тела. На стенах маленького дворика можно заметить и многочисленные граффити и надписи, что не может не огорчить всех почитателей памятников культуры.

В самом здании разместился небольшой музей. Экспонаты, выставленные здесь, датируются 16 и 17 веками и все относятся к известной пьесе Шекспира. В музее представлены также кадры, костюмы и декорации из фильмов, посвященных известной истории любви двух юных сердец. Все комнаты Дома Джульетты отделаны старинными фресками потрясающей красоты, а также обставлены старинной мебелью и антикварными изделиями.

Если вы хотите избежать очередей и толп туристов, запланируйте посетить Дом Джульетты рано утром или вечером. За вход во внутренний дворик плата не взимается, однако чтобы попасть в музей вам придется отдать некоторую сумму.

Совет от ИТАЛИЯ ДЛЯ МЕНЯ: для гостей отеля Il Sogno Di Giulietta доступ в дворик предоставлен круглосуточно, а из окон многих номеров открывается вид на балкон Джульетты.

  • Адрес Дома Джульетты: Via Cappello, 23, 37121 Verona
  • Режим работы музея в Доме Джульетты:
  • Стоимость входного билета: 6 евро, по – бесплатно

Гробница Джульетты

Помимо Дома Джульетты в Вероне есть еще один памятник, посвященный главной героине шекспировской пьесы. В подвале монастыря капуцинов находится мраморный саркофаг. Именно здесь, в (Tomba di Giulietta), разыгралась трагическая финальная сцена. На территории монастыря есть также маленькая капелла, где, как говорят, влюбленная пара обвенчалась. Часто туристы оставляют на саркофаге любовные записки, и если на них есть обратный адрес, смотрители гробницы Джульетты обязательно на них отвечают.

  • Адрес гробницы Джульетты: Via Luigi da Porto, 5
  • Режим работы: со вторника по воскресенье с 08:30 до 19:30, в понедельник с 13:30 до 19:30
  • Стоимость входного билета: 4,5 евро

Чтобы написать письмо Джульетте вам не обязательно отправляться в Верону. Как это сделать читайте ниже.

Как написать письмо Джульетте

Из года в год Джульетте приходят тысячи писем из разных стран, авторы которых хотят излить героине пьесы свою душу или спросить совета в делах сердечных. Кто пишет, желая рассказать о своих переживаниях, а кто-то поведать все перипетии своей истории любви. Вот уже на протяжении нескольких десятков лет волонтеры отвечают на письма всех желающих от имени Джульетты. Вы тоже можете спросить мнения шекспировской героини на мучающий вас вопрос в делах амурных. Все, что вам нужно для этого – написать письмо и отправить его по адресу «Club di Giulietta Via Galilei, 3 371 133 Verona Italia». Если же вы ленитесь выходить из дома на почту, вы можете написать послание Джульетте (и Ромео!) на электронный ящик, перейдя на сайт www.julietclub.com

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Герб города Верона


Герб провинции Верона

"Две равно уважаемых семьи
В Вероне, где встречают нас событья,
Ведут междоусобные бои
И не хотят унять кровопролитья."
(перевод Б.Пастернака)
Что перевел Пастернак - и так все знают.


Отправляемся из гостиницы. Дождик достаточно сильный.
В Вероне дождик стихнет, изредка только будет накрапывать.


Проезжая мимо Венеции попали в пробку. Эту коневозку то мы обгоняли, то она обгоняла нас.


На реке Адидже обычно видны отмели. А тут из-за дождей речка полноводна и бурлива.


Гид Лаура рассказала, что в этом время обычно уже жарко.


Дом Ромео. Сейчас - частный дом.


Захоронения рода Скалигеров.

Куда Шекспиру со своими страстями до реальных событий. Кровная вражда Монтекки и Капулетти - это детский лепет в сравнении с кровожадностью рода Скалигеров (делла Скалла), правившего Вероной. Однажды члены рода во время примирительного пира вспороли друг другу животы так, что кровь потекла на улицу.
Но именно этот род навечно прославлен - главный оперный театр мира, "Ла Скала", носит их имя. Дело в том, что Беатриче, дочь Мастино Делла Скала, была выдана замуж за миланского герцога. В ее честь была построена церковь "Санта Мария делла Скала". За ветхостью ее впоследствии разобрали и на этом месте в 1776-1778 построили театр, получивший свое название по разобранной церкви.
Мерлоны (зубцы) в виде ласточкина хвоста наверху означает, что крепость принадлежит партии гибеллинов, сторонникам императора "Священной Римской империи". Два рога - две власти, власть папы и власть императора. У гвельфов, сторонников папы, зубцы прямоугольные. Один выступ - одна власть, власть папы. По словарю Даля МЕРЛОН - муж. простенок бруствера, батареи, часть насыпи или стены промеж двух амбразур, бойниц. Одинаковые выступы с равными просветами (бойницами), завершающие крепостную стену, называют зубцами или мерлонами.
Наш Кремль, похоже, строили архитекторы-гибеллины: Марко Руффо (Марк Фрязин), Антонио Джиларди (Антон Фрязин), Пьетро Антонио Солари (Петр Фрязин), Алоизо ди Каркано (Алевиз). Фрязин (устар.) - итальянец. Ну, это шутка конечно, ведь гибеллины полностью были разгромлены в 1289 г., задолго до строительства Кремля. Проще всего предположить, что такие зубцы выглядят нарядно, потому такой элемент и был выбран для строительства. Кроме того, над стенами русских крепостей ВСЕГДА строили деревянный навес, и выемка в зубце могла быть использована для установки стропила. Хотя у отреставрированных русских крепостей такой способ крепления не используется.


В статье "Стены «Древнего Кремля» совсем не древние" приводится фотография Новгородского кремля, доказывающая, что стропило лежит на зубце. Присмотритесь - стропило проходит над зубцом.


А это другая фотография Новгородского детинца. Тут и присматриваться не надо. Стропила кровли опираются на бревно, лежащее вдоль зубцов. Новгородский детинец - синоним Новгородского кремля.


Ярославский кремль. Стропила кровли опираются на бревно, лежащее вдоль зубцов. Мощные зубцы ярославского кремля разделяют лишь узкие бойницы, зубцы практически слились в единое целое.


Опять Новгородский детинец - зубцы прямоугольные.

Из-за навеса верх зубца не был виден снаружи. Двускатная деревянная кровля на стенах Московского Кремля сгорела в великий Троицкий пожар и больше не восстанавливалась. Троицкий пожар в Москве случился на праздник Троицы 29 мая (9 июня) 1737 года и охватил почти весь город. Со звонницы Ивана Великого упали колокола; тогда же, по преданию, был повреждён Царь-колокол.


Современный Кремль.
С внутренней стороны стены на всем своем протяжении расчленены арками, на которые опирается боевой ход. Ширина боевого хода - от 2 до 4 м. Его ограждает с внешней стороны парапет и зубцы (мерлоны), с внутренней - только парапет, покрытый белокаменными плитами. Высота парапета около 1.1 арш. Между башнями Угловой Арсенальной и Троицкой (у Арсенала) парапета нет, только зубцы. На всем своем протяжении стены снабжены по бокам боевого хода желобом, а по внешнему полю трубами для стока воды. Зубцы имеют толщину 65-70 см, их высота 2-2.5 м. Каждый зубец состоит из ствола (собственно мерлона) и раздвоенной в виде "ласточкиного хвоста" головки, которая придает зубцам столь всем знакомый и легко узнаваемый вид. Каждый зубец сверху покрыт белокаменной плитой. Головка зубца слегка выдвинута (на 1 вершок) наружу. В стволе зубцов сделаны бойницы, причем сплошные зубцы чередуются с зубцами с бойницами. Высота амбразуры от 1 до 1.5 аршин, ширина с внутренней стороны - 5-10 вершков, к наружной стороне ширина уменьшается до 3-4 вершков.


На стороне обращенной к Москве-реке каждый зубец имеет по боевому отверстию, расположенному поочередно - одно внизу, другое на уровне груди. В древности стены были покрыты деревянной кровлей, предохраняющей от дождя сами стены и служащей также для укрытия их защитникам. Сейчас верх стены покрыт специальным составом, не допускающем попадания влаги (это привело бы к разрушению кладки). http://www.vidania.ru/temple/temple_moscow/moskovskii_kreml.html

Большинство крепостей на Руси в XI-XII вв были деревянными, они представляли собой бревенчатые срубы рубленные «в обло». В верхней части стены устраивали боевой ход прикрытый бревенчатым бруствером. Такие устройства назывались – забралами. Если передняя стенка забрала была выше человеческого роста, то для удобства защитников делали особые скамейки, называвшиеся - кровати. Сверху забрало прикрывали кровлей, чаще всего двухскатной. Музей дерева, http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006343.

Забрал с кроватью. По В. Ласковскому

В.В. Косточкин. Русское оборонное зодчество конца XIII - начала XVI веков. 1962 г.
http://www.russiancity.ru/books/b78c.htm#c4b
Кремли Руси конца XV - начала XVI в. сооружались московскими строителями, которые ранее работали в Москве в содружестве с итальянскими зодчими и строили кремли с учетом новых технических требований.
Вверху крепостные стены всегда имели боевой ход.
Участок стены 1330 г. в Изборске показывает, что боевой ход крепостных стен первой половины XIV в. был прикрыт с внешней стороны глухим парапетом высотой около 90 см. Боевых отверстий в парапете, очевидно, не было.


Лицевая сторона зубцов стены Новгородского кремля.
Стены Порховской крепости 1387 г., сохранившиеся хотя и с большими утратами своих верхов, но все же в первоначальном виде, парапета уже не имеют. Здесь вместо парапета существовало ограждение в виде глухих, видимо ровных вверху, широких зубцов с промежутками между ними.
В конце XV в., когда в Москве при участии итальянских зодчих строился новый кремль, характер зубцов крепостных стен изменился. Они стали делаться более узкими, с двумя полукружиями наверху и седловиной между ними, в результате чего приобрели форму, напоминающую ласточкин хвост. Позднее такие зубцы стали неотъемлемой принадлежностью почти всех русских крепостей. Двурогие зубцы, венчавшие стены крепостей, как бы говорили о боевом единстве крепостей. Характерные для многих оборонительных сооружений, выстроенных в разных местах страны и в более позднее время, такого рода зубцы были как бы символом Руси. Их четкая форма образно говорила о неразрывной связи различных укрепленных пунктов со столицей государства и свидетельствовала о сплоченности русских земель.

Короче, никакого отношения к Московскому Кремлю гибеллины не имеют. Архитекторы применили яркий фортификационной элемент, потерявший политическую окраску, типичный для Италии. Во время боя стрельцы закрывали промежутки между зубцами деревянными щитами и стреляли через щели. "Что не зубец, то стрелец", - говорили в народе.

Знать и богатые торговцы итальянского города обычно принадлежали противоборствующим партиям.


Ратушная площадь (Пьяцца деи Синьори).
Ренессансные лождии дель Консильо.


В это отверстие в стене (рот) бросали доносы.


Внутренний дворик дома Джульетты.
На счастье в любви, как считают туристы, надо подержаться за правую грудь статуи Джульетты.

Ромео (одет монахом)
Я ваших рук рукой коснулся грубой.
Чтоб смыть кощунство, я даю обет:
К угоднице спаломничают губы
И зацелуют святотатства след.


Безответная залапанная Джульетта, бедняжка.


(http://romeo-juliet.newmail.ru) Согласно архивным документам в 1667 году Каппелло продали часть строения с ныне несуществующей башней семье Риззарди. С тех пор здание сменило множество хозяев: Фаиллер, Руга, Де Мори... Есть также сведения о том, что постройка использовалась какое-то время в качестве постоялого двора. К началу 20 века пресловутый дом находился в плачевном состоянии. В 1907 году он был выставлен на аукцион и куплен Городом для устройства в нём музея шекспировской легенды. Однако на протяжении почти трёх десятилетий, по ряду причин, дом находился всё в том же жалком состоянии. После 1936 года, на волне популярности фильма Джорджа Кьюкора "Ромео и Джульетта" и по инициативе Антонио Авена, в здании начались бурные реставрационно-преобразовательные работы, с целью придания ему более романтичного, соответствующего легенде, вида.
Балкон Джульетты является реконструкцией, осуществлённой в 1930-х годах. Вопрос о том, находился ли упоминающийся в легенде балкон в этом или в каком-либо другом месте данного средневекового строения, остаётся открытым. Нынешний весьма успешно служит заменой тому, что мог быть здесь века назад - ведь здание переходило от владельца к владельцу и частично меняло свой внешний вид на протяжении долгого времени (напомним, что исчезла даже такая значительная его деталь как башня). Для создания фронтальной стенки балкона была использована подлинная резная плита 14 века (возможно, прежде она была частью древнего саркофага) боковые стенки также сделаны из старинного материала.

23 апреля 1964 года газета L" Arena, по поводу четырёхсотлетия со дня рождения Шекспира, задалась вопросом, не должен ли город Верона выполнить обещание, данное синьором Монтекки отцу нежной девушки, погибшей во имя любви: "Я воздвигну в честь твой дочери статую из чистого золота, и пока имя Вероны существует, никакой образ в ней не будет столь ценным, как памятник верной и честной Джульетте".
Предложение было принято Lions Club Ost, одним из основателей которого в 1956 году был инженер Эудженио Джованни Морандо, граф Кустодзы. Очевидно, дело было не в том, чтобы принять слова старого Капулетти буквально, в частности, в отношении материала, из которого статуя должна быть выполнена. В данном случае было бы достаточно и бронзового изображения, чтобы впоследствии оно смогло стать самым притягательным, после "el deolon de San Piero" (большого пальца у статуи Святого Петра), объектом многих прикосновений, как отмечает Джулио Тамассиа, руководитель Клуба Джульетты. Скульптор Нерео Костантини предложил свою работу безвозмездно, а расходы по отливке статуи оплатил Lions Club. Скульптор был представлен графом Морандо, который уже давно посещал его ателье, иногда в сопровождении своей супруги Луизы. "Вот моя Джульетта. Твоя жена воплотится в статуе моей Джульетты", - сказал однажды скульптор, долго рассматривая молодую женщину, ростом 1.65 м., с длинными, собранными в хвост, волосами и каштановыми глазами, искрящимися золотыми песчинками. "Нерео считал, что моя внешность соответствует образу веронской красавицы", - говорит сегодня госпожа Морандо. Несмотря на то, что в 1968 году статуя была уже практически готова, не нашлось никого, кто выразил бы желание заказать статую Джульетты у скульптора, создавшего её совершенно добровольно. Коммуна Вероны не проявила никакой заинтересованности в том, чтобы статуя была установлена перед Домом Джульетты. Только спустя годы и благодаря старанию Клуба Джульетты скульптура заняла своё постоянное место во дворике Дома шекспировской героини."
"Я была совсем молодой, когда Нерео Костантини попросил меня позировать ему для статуи Джульетты. Помню, что я позировала пять-шесть раз в его студии в Сан Проколо. Я была очень тоненькой - "стебелёк", как говорил обо мне адвокат Серджио Ломброзо, у меня были белокурые волосы (по правде говоря, от природы они были более тёмными, но я их подкрашивала), и я носила "конский хвост". Подруга скульптора, Иоланда, была довольно пухленькой и не подходила для изображения Джульетты, поэтому для этой цели он предпочёл меня."
Надо сказать, что статуя была окончена задолго до 8 апреля 1972 года и до её сегодняшнего местонахождения она хранилась в зале апартаментов маршала Радетски, в дворце Форти (говорят, что директору городских музеев Личиско Маганьято она не нравилась, но, возможно, это просто сплетни).


Вход в дом Джульетты. Все стены покрыты надписями.


В городе тротуары из мрамора. Из мрамора даже решетки для стока воды.


Арена ди Верона. Оперный театр в древнем амфитеатре, третьем по величине.
Монументальная "Аида" эффектно смотрится на фоне древних стен.


Театральный реквизит около Арены ди Верона.


Зеленые насаждения в старом городе только в таком виде.


Городок Монтекатини Терме.

Мороженое в Италии - фруктовое. Стоимость от 2 до 3,5 евро зависит от размера стаканчика и от материала стаканчика (вафельный или картонный). В витрине лежат лотки с мороженым сортов 20. Продавец может соорудить вам шарик из мороженого нескольких сортов, но я не видела, чтобы заказывали более 3. Судя по-всему вкус создается "ароматизаторами, идентичными натуральным". Пломбира не наблюдала.

«Нет повести печальнее на свете
чем повесть о Ромео и Джульетте»

Нет повести печальнее и романтичнее, чем история двух любящих, бьющихся в унисон, сердец. И хоть в реалиях современной Вероны не осталось места для фамильной вражды, атмосфера здешних улочек пронизана духом вечного шекспировского сюжета, а памятные места, связанные с канувшими в лету событиями, тщательно оберегаются властями и горожанами.

Считается, что старинный дворец, расположенный на виа Арке Скалигере, принадлежал когда-то семейству Монтекки, однако родовое гнездо Ромео так и не стало музеем, поэтому полюбоваться средневековым зданием можно лишь снаружи. А вот Дом Джульетты – тот, что на улице Виа Капелло – гостеприимно распахивает двери для всех посетителей, неравнодушных к истории влюбленных.


Вход во дворец «Casa di Giulietta » украшает мраморная скульптура-шляпа – герб дворянского семейства Даль Капелло. Почему шляпа? Да потому что именно так в переводе с итальянского звучит слово «капелло». Бывшее жилище нежной и романтичной представительницы рода Капулетти за минувшие века сменило десятки хозяев и даже, как утверждает история, на протяжении какого-то времени выполняло функции постоялого двора.

Дом был построен в XIII веке и, в самом деле, принадлежал семейству Даль Каппелло, которые стали прототипом клана Капулетти в известной трагедии. В пользу этого говорит фасад здания, украшенный мраморной шляпой - гербом семейства Даль Каппелло, ведь с итальянского каппелло - шляпа. В 1667 году Каппелло продали строение семье Риззарди, которые использовали его в качестве постоялого двора.

Собственно, дальнейшая история Дома Джульетты, вплоть до XX столетия, ничем не примечательна. Строение медленно приходило в упадок, пока в 1907 году с аукциона хозяева не продали его городским властям, пожелавшим устроить в нем музей. Работы по восстановлению начались не сразу, до 1936 года дом оставался в плачевном состоянии. Однако новая волна интереса к шекспировскому сюжету, возникшая после выхода на экраны кинофильма «Ромео и Джульетта» Джорджа Кьюкора, заставила власти взяться за реставрацию с удвоенной энергией. Здание отремонтировали и придали ему соответствующий истории юных влюбленных романтический вид.

Внутреннее убранство составляют старинные фрески, средневековая мебель, изделия из керамики. Помещения украшают многочисленные эскизы из фильмов «Ромео и Джульетта» и даже реквизиты из экранизаций, вроде брачного ложа влюбленных.

Входная арка была оформлена в готическом стиле, а окна второго этажа украсили изящные трилистники. Интерьер XIV столетия удачно дополняет бронзовая статуя, возведенная во внутреннем дворике, служившем некогда садом семейству Капулетти: хрупкая фигурка Джульетты – плод работы веронского мастера Нерео Костантини. Прикосновение к скульптуре обещает сказочную удачу в любви, поэтому многочисленные туристы до блеска отполировали девичью грудь – самую выдающуюся часть памятника.

В этом же дворике можно увидеть каменный балкончик – знаменитое место встреч несчастных возлюбленных. Материалом для этого сооружения послужил «современник» шекспировских героев – настоящая резная плитка XIV века. Поцеловаться под этим балконом – значит скрепить отношения крепкими узами негасимой любви, поэтому сюда так стремятся попасть счастливые пары со всех точек планеты. Стены дома обильно украшают романтические записки и роспись а-ля граффити – многочисленные сердечки с именами влюбленных.

В 1968 году кинематографисты вновь обратились к бессмертному сюжету - Франко Дзаффирелли снял собственную версию «Ромео и Джульетты», вследствие чего поток туристов к Дому Джульетты увеличился в несколько раз.

В 1972 году во дворе Дома появилась бронзовая статуя Джульетты работы веронского скульптора Нерео Костантини, прикосновение к правой груди которой, согласно бытующей среди туристов легенде, приносит удачу в любви.

В 1997-ом году был открыт для посетителей Балкон в Доме Джульетты, для сооружения которого использовали настоящую резную плиту XIV века. Внутри дома с 2002 года разместилось нечто вроде мини-музея: фотографии и эскизы из фильмов «Ромео и Джульетта» Кьюкора и Франко Дзаффирелли, костюмы актеров, брачное ложе Ромео и Джульетты - реквизит из экранизации.

16 сентября каждого года в доме 23 по улице Виа Капелло – праздник, День рождения вечно юной шекспировской героини. По традиции, это празднование становится частью проходящего в Вероне средневекового фестиваля. День святого Валентина тоже не проходит незамеченным: в одном из залов старинного дворца чествуют авторов самых нежных посланий в адрес Джульетты. А свадебные обряды, проведенные здесь, будто освещают весь грядущий путь молодоженов ярким светом вечной любви.

Среди веронцев и гостей города возникло поверье, согласно которому влюбленные, поцеловавшиеся под балконом Джульетты, всегда будут вместе. С некоторых пор появилась традиция проводить свадебные церемонии в Доме Джульетты: молодожены, одетые в костюмы Ромео и Джульетты, получают брачный сертификат, подписанный Монтекки и Капулетти, подтверждающий законность их брака. Стоимость такой церемонии для итальянцев - 700 евро, для иностранных граждан - в два раза больше…

Вернемся все-таки к Дому Джульетты и остановимся на его архитектуре. В очаровательном дворике входящего встречает сама Джульетта, точнее ее бронзовая статуя, о которой уже упоминалось выше. Дальше глаза вошедшего останавливаются на резном балконе из камня, известном как Балкон Любви.

Дальше из внутреннего дворика можно попасть в сам Дом, который после открытия тяжёлой двери, как будто переносит посетителя в эпоху Средневековья благодаря интерьеру со сводами. С этого первого помещения по лестнице, которая находится слева, можно попасть на верхние этажи.

Через покои второго этажа можно попасть на балкон, открывающий вид сверху на знакомый уже дворик. Комната с балконом создана по мотивам знаменитой картины Францеско Айеца «Прощание Ромео с Джульеттой», написанной в 1823 году.

Поднявшись еще на один этаж выше, посетитель Дома Джульетты оказывается в просторном зале с камином, в котором семья Капулетти устраивала балы и маскарады. Именно тут Ромео и впервые увиделись.

Предпоследний этаж Дома порадует поклонников фильма Дзеффирелли, вышедшего в 1968 г., ведь тут с 2002 года хранятся костюмы Ромео и Джульетты, их брачное ложе, и семь эскизов режиссёра к фильму.


Дом Джульетты — музей памяти прославленной истории любви – совсем не пустует, его залы и комнаты заполняют численные посетители. Надписи, которые оставляли влюбленные на наружных стенах Дома Джульетты, не приносили пользы зданию, поэтому в 2005 году после очередной очистки стен запретили здесь оставлять надписи. Теперь для записок есть отведенное место — стены со специальным покрытием под сводами арки, которая ведет во двор с улицы. Также для желающих обратиться к Ромео и Джульетте, в Доме есть специальный компьютер. В комнате верхнего этажа установлены мониторы, которые оправлены в корпуса дизайна, подходящего по духу к интерьеру Дома Джульетты.


В одном из старинных домов итальянского города Верона есть замечательный балкон. Называется он балкон Джульетты и является, пожалуй, самым знаменитым балконом в мире.

Этот дом построен в 13-ом веке и принадлежал семье Капелло. Если верить легенде, семья Капелло была праобразом семья Капулетти из трагической пьесы Уильяма Шекспира.

Для влюбленных туристов, которые посещают Верону, остановка в доме со знаменитым балконом Джульеты стала чуть ли не обязательным этапом их путешествия. Никого не волнует тот факт, что эти два персонажа были просто придуманы Шекспиром, а сам балкон был сооружен только в 1930-х годах. И, если вы в поисках места для запоминающейся и оригинальной фотографии, то это место вам подходит просто идеально!

Древняя Верона — безусловно, очень романтический город. И кажется, что он создан именно для того, чтобы помечтать и представить, как юная Джульетта ждёт на этом самом балконе своего возлюбленного Ромео. Именно поэтому влюбленных романтиков так и тянет на этот балкон Джульетты.

Перед домом, находящимся по улице виа Капелло 23, можно часто встретить пары, которые любуются на балкон, под которым Ромео ждал любимую. И, собственно, какая разница, что на самом деле балкон появился на этом месте лишь через 350 лет после того, как был написан этот великий литературный шедевр. Потому как для этих людей гораздо интереснее эмоции, которые они испытывают, глядя на этот романтичный балкон и вспоминая весьма трагическую историю этой молодой влюбленной пары.

Балкон Джульетты сегодня

На сегодняшний день можно остановиться во дворе этого знаменитого дома и полюбоваться на бронзовую статую Джульетты и дать своей собственной Джульетте обнять и поцеловать вас. Но, вероятно, вы задумались, что если Джульетта жила в этом доме, то где же жил ее возлюбленный? Так вот недалеко от этого известного дома на улице виа Arche Scaligere, 4 стоит дом, который назвали в качестве дома Ромео. Сейчас это является частным владением, поэтому кроме таблички,вывешенной на его стене и подтверждающей это, нет ничего что бы могло об этом напомнить. Нам остается только верить в это.

К настоящему времени дом Джульетты стал своего рода музеем. Все выставленные фрески, картины, керамическая посуда являются настоящими предметами антиквариата 16-го и 17-го веков. Однако на самом деле ни одна из этих вещей не принадлежала никогда потомству Капулетти. Но, наверное, более важна сама идея, что Джульетта помахала рукой своему Ромео с этого балкона.

А на сегодняшний день балкон Джульетты является, пожалуй, самым подходящим и романтическим местом для проведения свадебных церемоний молодоженам. Хочется верить и надеяться, что это сделает молодоженов еще более счастливыми.

Самая удачная мистификация в туристическом мире — это дом Джульетты в Вероне. Средневековый дом семьи Капелло не имеет никакого отношения к известной шекспировской истории, но никого это не смущает.

На заветном балконе Джульетты, фото Roger Cable

Дом был построен в XIII веке. Выглядит он таким древним, словно его со средних веков и не ремонтировали. Однако уже в ХХ веке строение было реконструировано, стилизовано под готику. Началось всё с выхода в 1936 году культового фильма Кьюкора «Ромео и Джульетта».

Дом, действительно, принадлежал семье Даль Капелло, которую считают прообразом Капулетти из шекспировской пьесы. Мраморный герб в виде шляпы, расположенный на фасаде, якобы полностью подтверждает факт проживания в доме семьи Капелло (cappello – «шляпа» по-итальянски). О том, что жила здесь Джульетта, повествует мемориальная табличка над входом. Капелло свой дом в семнадцатом веке продали, и до XX века он менял хозяев. В 1936 году за него, наконец, взялись власти Вероны – после выхода фильма нельзя было упускать шанс.

Двор дома, фото attilio47

Дом Джульетты сегодня

Входную арку сделали стрельчатой; окна оформили в виде трилистников. Внутренний двор обустроили в стиле романтической готики – в полном соответствии с атмосферой фильма. Балкон Джульетты, на мой взгляд, выглядит аутентичным, однако он тоже – новодел. Его построили с нуля, а для ограждения была использована настоящая плита средневековой усыпальницы. Вход на балкон сейчас платный. Сочетание темы любви и трезвого коммерческого расчёта в этом музее слегка удивляет, но не уменьшает романтического настроя туристов.

Над интерьером дома здорово поработали реставраторы и декораторы. В нём создан мини-музей, посвящённый экранизации 1936 года. Статуя Джульетты установлена во дворе. Бронзовая фигура юной итальянки порядком отполирована: все хотят приобщиться к тайне вечной любви. Существует и другая примета – пара, которая поцеловалась под легендарным балконом, всегда будет вместе.

Время работы музея

ВТ-ВС: 08:30 — 19:30,
ПН: 13:30 — 19:30.

Войти во дворик можно бесплатно, экскурсия по особняку — €6.

Как добраться

Ехать автобусом 70, 71, 96, 97 до остановки P.za Viviani 10.

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры