~какая бывает роса на траве~.

Главная / Чувства


























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • ознакомить детей с творчеством Л.Н. Толстого, формировать умение прогнозировать содержание по названию, показать на примерах отличие текста описания, повествования и рассуждения.
  • развивать навыки словесного рисования;
  • развивать речь, воображение, внимание.
  • прививать внимательность, навык наблюдения за окружающим миром, формировать умение видеть прекрасное в обычном

Оборудование: Презентация к уроку

Ход урока

I. Организационный момент.

Приготовились к уроку. Приветствуем друг друга улыбкой. И с хорошим настроением начнем урок чтения.

Что мы будем делать на уроке (Слайд 2 ):

II. Разминка. (Слайд 3)

Надо речью управлять.

лето, утро, роса, алмаз, листок, шарик

Как вы понимаете слово алмаз?

Сегодня мы на уроке постараемся разобраться со словом алмаз и увидеть настоящие алмазы. Хотите?

Скажите, а кто видел алмазы?

Итак, нас объединяет проблема, интерес, и желание получить ответ на поставленный вопрос: где можно найти алмазы? А значит - настоящее исследование! (Слайд 4)

III. Постановка цели. Актуализация знаний.

Итак, у нас урок литературного чтения. Мы начинаем разговор об алмазах. Как вы думаете, какова стилистика текста, рассказывающего про алмазы?

Дети: это может быть художественный текст или научный текст.

1. Закрепление знаний сведений из биографии писателя

А творчество какого писателя мы стали изучать? (указать на портрет писателя). (Слайды 5, 6)

Расскажите, что вы знаете из биографии Льва Николевича Толстого?

Какие произведения Л.Н. Толстого вы ещё знаете? ("Как меня в лесу застала гроза", "Старый дед и внучек", "Корова", "Лгун", "Прыжок", "Акула", "Филиппок", "Лев и собачка", "Осел и лошадь", "Лев и мышь":

Назовите стиль произведений этого замечательного писателя?

2) Закрепление знание произведений писателя

Узнайте отрывки, из каких произведений прозвучат? (Работа по карточкам в парах)

  • №1, №10, №15 - "Как меня в лесу застала гроза"
  • №2, №13 - "Корова"
  • №3 - "Лгун"
  • №4, №8 - "Старый дед и внучек"
  • №5, №9, №12, №14 - "Акула"
  • №6, №11 - "Филиппок"
  • №7 - "Лев и собачка"

У нас самопроверка, проверьте свой ответ и тот, который вы видите на экране.

Всё правильно? (Слайд 7)

Назовите стиль произведений Льва Николаевича Толстого? (художественный)

К какому типу текста относятся эти отрывки? Что такое текст-повествование? (Слайд 8)

(Открыть таблицу на доске)

IV. Новый материал

Существуют и другие типы текстов. А какие в этом нам помогут разобраться произведения Л.Н. Толстого. Есть удивительный вопрос. Отвечая на него, мы как бы рисуем словами предмет, и сразу же в воображении возникает этот предмет. Давайте проверим это. Вот, например, вы видели когда-нибудь росу?

Словесное рисование детьми

Где можно ещё узнать что-нибудь о росе? (из книг, из словарей, из энциклопедий)

Как называется стиль текста в справочной литературе?

Воспользуйтесь словарями в классе, прочитайте про росу. (Самопроверка Слайд 9)

А вот какой увидел росу Лев Николаевич

Чтение учителем произведения "Какая бывает роса на траве".

  • Понравилась ли вам описание росы?
  • Какие чувства у вас вызвало это произведение?
  • С какой целью Толстой написал его?

Первичное чтение детьми вслух.

Вы слушали, как я читаю. Скажите, какой из текстов вам понравился больше: научный текст на слайде, дающий описание росы или текст, написанный Львом Николаевичем Толстым? (Слайд 9)

Дети высказывают своё мнение и говорят о том, что понравился текст Л.Н. Толстого.

Словарная работа с непонятными словами. (Слайд 10)

Кто может объяснить значение этих слов?

Ульяна: Я знаю, что алмаз - это красивый драгоценный камень.

Ты права, правильно

Маша: Мохнатый - это как мой щенок дома, он мохнатый и пушистый, мягкий, у него такая шерсть, что хочется гладить и гладить. И мама говорит, что наш Бим мохнатый.

Егор: Это щенок у тебя мохнатый, а тут про листья рассказ, на них же шерсть не растёт. Разве нет?

Маша: Но ведь и на листочках есть ворсинки, и они кажутся мохнатенькими.

Егор, посмотри, и вы, ребята, посмотрите, у нас в классе на подоконнике стоят цветы. Вот, например, замечательный цветок - герань. Рассмотрите листья этого растения. Видите, на листочках мелкие ворсинки, конечно, это не шерсть животного, но тем не менее благодаря этим ворсинкам такой листок можно назвать мохнатым. А вот фикус, есть у него на листочках ворсинки? У фикуса листочки мохнатые? Уверена, что вы разобрались со значением слова "мохнат".

А что такое бархат?

Лиза: Это, наверное то, из чего делают бархатную бумагу.

Лиза, ты не совсем права, бархат - это ткань, она мягкая и приятная на ощупь. Вспомните свои ощущения, когда вы гладите бархатную бумагу.

Итак, с непонятными словами разобрались. Перейдём к произведению Л.Н. Толстого. Прочитайте его ещё раз в полголоса и, работая в паре, найдите как писатель описывает росу. Зачитайте найденные фрагменты.

Дети читают, работая в парах. (подготовка к выборочному чтению)

Ангелина: в траве видны алмазы.

Соня: переливаются на солнце разными цветами - и жёлтым, и красным, и синим.

Люда: блестят на солнце

Понравилась ли вам описание росы? Почему?

Люда: Мне понравилось, потому что это красиво.

Я предлагаю вам полюбоваться с помощью нашей презентации алмазами в траве (Слайды 12-19 )

Скажите, а как вы думаете, как Лев Николаевич Толстой относится к росе, к тем капелькам, которые он увидел на траве?

Дима: Я думаю, что они ему очень нравятся, потому что они красивые.

Лиза: Я думаю, что он ими восхищается.

Почему вы так решили?

Лиза: Я так думаю, потому что он очень красиво описал росу на листьях.

Посмотрите, у вас в учебнике на этой же странице есть слова в словаре, прочитайте их. Подходят ли эти слова к этому произведению?

Возьмите карточку о росе, которую вы читали в начале урока, можно ли по этому тексту определить отношение автора к написанному?

Как называется текст, в котором чувствуется отношение автора?

Ваня: Такой текст называется художественным.

Правильно, молодец, Ваня! А если это художественный текст, то автор обязательно использует средства художественной выразительности, чтобы показать нам красоту, передать свои чувства и переживания.

Лиза: Я нашла в этом тексте сравнение: листок, как бархат

Умница, Лиза.

Ваня: Здесь ещё есть скрытое сравнение - в траве видны алмазы. Там на самом деле не алмазы, а росинки.

Правильно, Ваня. А кто запомнил, как называется скрытое сравнение?

Лиза: Это эпитет

(Слайд 20)

Правильно, Лиза. А мы продолжаем работать над текстом. Определите жанр этого художественного произведения (Слайд 21) , не забывайте, что свой ответ обязательно надо обосновать.

Маша: Я думаю, что это рассказ, а так как в нём рассказывается и описывается, какая роса - то это рассказ - описание

Учитель: Молодец, Маша, ты своим ответом опередила мой следующий вопрос. Как вы думаете, какой вопрос я бы задала? Проверьте себя. (Слайд 22)

IV этап. Подведение итогов.

Задачи этапа: провести анализ и дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Методы и приёмы: словесный метод.

Форма организации деятельности: фронтальная.

Учитель: Итак, наш урок подходит к концу, давайте вспомним, какие цели мы перед собой ставили? (Слайд 23)

С чем или с кем мы сегодня познакомились?

Яна: Мы познакомились с произведением Льва Николаевича Толстого "Какая бывает роса на траве"

Учитель: Что мы читали на уроке?

Люда: Мы читали рассказ из учебника и на карточках

Учитель: А что мы исследовали?

Ваня: Мы исследовали и анализировали рассказ-описание "Какая бывает роса на траве"

Учитель: Молодцы, вы всё правильно сказали. У меня к вам только один вопрос: зачем же Лев Николаевич Толстой написал свой рассказ? Какова цель написания этого рассказа?

Выслушиваются ответы детей, и появляется (слайд 24).

Дима: Я только не пойму, почему росу сравнивают с алмазом, это не правильно, роса мокрая, и если дотронуться, то пальцы намочишь, а алмаз твёрдый. Они с одной стороны похожи, потому что блестят на солнце, а с другой стороны - не похожи.

Работа над возникшей коллизией.

Ребята, Дима прав, он сегодня очень наблюдательный, что же, получается, что писатель ошибся?

Егор: Они же блестят.

Лиза: Я думаю, что алмаз и роса не могут быть полностью похожи, писатель просто вспомнил, что ещё, кроме росы, красиво блестит на солнце и вспомнил про алмаз.

Правильно, Лиза, молодец, именно блеск на солнце подтолкнул писателя сравнить такие два непохожих предмета, именно этот признак приклеек внимание писателя.

Очень хочется задать вам сегодня необычное домашнее задание, оно сегодня творческое и каждый выбирает задание по своим силам и возможностям. I уровень задания более сложный, рассчитан больше на самостоятельную подготовку, он более трудный. II уровень полегче, он рассчитан на работу в учебнике. Каждый из вас выберет своё задание. Согласны? (Слайд 25)

Опрос детей и каждый выбирает домашнее задание.

Спасибо за урок. Урок закончен.

Наверно трудно найти человека, который бы не знал что такое роса. Вспомните прошлое лето на даче. Просыпаетесь рано-рано, как только первые лучи солнца коснутся земли. Выглядываешь в окно и замираешь от восторга. Яркие солнечные лучи радужно сверкают в капельке воды, которая повисла на зеленой траве, листьях деревьев, поверхности разных предметов. Тишина невероятна. Только неожиданное дыхание утреннего ветерка колышет стебельки травы, принуждая капельки росы сверкать игривой радугой.

Сказочное явление природы. А как образуется роса? Еще из школьной поры помним, что роса образуется в случае, когда влажный теплый воздух попадает на охлажденную поверхность. Температура поверхности должна быть такой, чтобы заставить водяную пару конденсироваться, превращаться в капельки. Когда наступает безоблачная ночь, поверхность земли начинает охлаждаться, отдавая дневное тепло. На протяжении ночи температура земной поверхности медленно снижается и достигает так называемой «точки росы». Еще одно обязательное условие — безветренная погода.

Наибольшая роса образуется в тропиках. Там приземный слой воздуха всегда насыщен водяной парой. А в течение ночи, земная поверхность интенсивно охлаждается, и подавляющая часть влаги активно конденсируется. В пустыне утренняя роса часто бывает основным источником воды для всех живых существ. У жителей пустыни — бедуинов, существуют специальные, испытанные тысячелетиями, приемы добывания воды.

Наверно вы заметили, что на растениях капелек росы значительно больше, чем на окружающих предметах. Почему? Ведь температура воздуха вокруг одинакова. Оказывается, блестящие капельки воды на траве и листьях это не только конденсат. Большое количество влаги на растениях создано самими растениями. Таким способом растения борются с высокой дневной температурой. Испаряющаяся на протяжении дня вода будет охлаждать растение.

Роса на растениях это смесь воды и сока растения . В ней сконцентрированы те же компоненты, что и в самом растении. Поэтому роса, за народными верованиями, имеет чрезвычайные лечебные свойства. Помните народные сказки, в которых девушки, чтобы сохранить красоту умывались утренней росой. Известная всем Ванга рекомендовала летом ходить босиком по росистой траве, особенно это важно для детей. Она считала, что утренняя роса насыщена целебными веществами, которые выделяют растения. Исследование официальной медицины подтверждают эти утверждения. Кроме лечебных свойств роса на траве является замечательным синоптиком. Интенсивная утренняя роса свидетельствует о замечательном солнечном дне. Нет росы — жди дождя.

Л. Н. Толстой писал не только для взрослых людей. Он хотел, чтобы ребятишки узнавали мир. Для детей писатель создавал рассказы-описания и познавательные истории.

Школа в Ясной Поляне

Молодой Лев Николаевич у себя в имении в 1850 году первый раз открыл школу для крестьянских ребятишек. Он видел, что дети тянулись к знаниям, но учиться им было негде. Однако Толстой считал, что в глухих деревнях «спрятаны» новые Ломоносовы и просто одаренные дети - будущее страны.

Севастопольская кампания не позволила ему долго заниматься с крестьянскими ребятишками. Вернувшись, он вновь открывает школу, стараясь, чтобы детям было в ней интересно. Пробуя и ошибаясь, он нащупывает пути развития детей.

Однажды он попросил написать своего ученика, как его учили до яснополянской школы, и в каждой строчке нехитрого рассказа встречались слова «били» и «кричал». Читая труды педагогов и философов своего времени, путешествуя за границей, везде Л. Толстой искал образцы для подражания. Но ничего не нашел.

По своим собственным правилам он вновь начинает учить детей азбуке, арифметике, закону Божьему, старясь, чтобы детям было интересно. Занятия проводились в классах и на природе. Дети просто не желали уходить домой, так сильно они тянулись к знаниям. Однако власти сочли действия графа опасными. В 1862 году школу пришлось закрыть. Но рассказы для детей писатель продолжал создавать.

Перед нами маленький шедевр - «Какая роса бывает на траве». Несколько предложений были написаны с огромным трудом. Л. Толстой подбирал самые точные слова. Результат получился поразительный и очень яркий.

Что можно увидеть в огромном мире

Солнечным утром можно встретить росу на траве и пройти мимо нее. Писатель остановился, внимательно к ней пригляделся и увидел, какая роса бывает на траве. Ее видели многие, но мало кто был так внимателен к ней. У Толстого получился поэтический рассказ.

Объяснение слов, которые использует писатель

Автор называет росу алмазами, потому что она на солнце сияет, как драгоценный камень. Какими цветами она сверкает? Желтым, красным, синим. Цвета радуги собрались в маленьких блистающих и переливающихся капельках. При помощи этих слов он передает необыкновенную красоту росы.

Бархат - это мягкая пушистая ткань, которую делают из шелка. Он красивый и приятный на ощупь. С ним писатель сравнивает мохнатый листок. Почему? Каждый может, подумав, ответить на этот вопрос. Многие видели такие листочки. С одной стороны, они плотные, а с другой - нежные и мягкие. Растение называется мать-и-мачеха. Оно растет везде. Если приложить к щеке одну сторону, то она нежная, как мать, а другая грубая, как мачеха. Не только эта трава обладает такими качествами. Если задуматься, то можно вспомнить и другие разновидности.

В маленьком рассказе-стихотворении «Какая роса бывает на траве» Толстой сумел рассказать не только о росе, но и о траве.

На какие вопросы отвечают слова, которыми пользуется автор

Писатель сравнивает росу с алмазами и шариками. Сравнение - это слово, которое может ответить на вопрос «как». К нему можно применить наречие «точно» или прилагательное «подобный». Кроме сравнений, он использует эпитеты и метафоры. Утро у него «солнечное», шарик росы «светлый». Вот какая роса бывает на траве.

С чем сравнивается листок? Из рассказа видно, что с чашечкой и бархатом. Это метафоры.

Какое настроение у автора от увиденного?

С удивлением и восторгом видит Толстой, какая бывает роса на траве. Ему хочется передать свои чувства маленькому читателю, чтобы тот прошелся по траве и осторожно попробовал на вкус круглую росинку. Если аккуратно сложить листочек трубочкой и поднести его ко рту, в него скатится самый вкусный напиток на свете - крошечная росинка.

Какие выводы можно сделать

Мы прочитали художественный рассказ, поэтическое описание росы и травы. Вместе с автором мы увидели их красоту и испытали радость открытия необыкновенного в привычном.

Конспект урока

Дата: 18.02.2015 Класс: 2 «А»

Предмет: Литературное чтение

Тема: Понятие об описании. Л.Толстой «какая бывает роса на траве».

Цель: п ознакомить детей с творчеством Л.Н. Толстого, формировать умение прогнозировать содержание по названию, показать на примерах отличие текста описания, повествования и рассуждения.

Задачи:

Формировать навык беглого, осознанного чтения;

- Развивать творческую активность учащихся, воспитывать любовь к чтению, работать над выразительностью, учить читать вдумчиво; развивать речь, воображение, внимание.

Прививать внимательность, навык наблюдения за окружающим миром, формировать умение видеть прекрасное в обычном;

Воспитывать трудолюбие, внимательность, бережное отношение к природе, доброту,

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, видеофрагменты, презентация;

Ход урока

I. Организационный момент.

Приготовились к уроку. Приветствуем друг друга улыбкой. И с хорошим настроением начнем урок чтения.

II. Проверка домашнего задания

Выразительное чтение стихотворения «Малютка верблюжонок» стр.120.

Чтение пословиц о животных.

(просмотр видеофрагмента о животных)

Ребята, чему учит стихотворение?

Как мы должны относиться к животным?

Почему, писатели, поэты призывают нас к хорошему, доброму отношению км животным?

III. Постановка цели. Актуализация знаний.

Сегодня, мы познакомимся с вами с рассказом Льва Николаевича Толстого.

Расскажите, что вы знаете из биографии Льва Николевича Толстого?

Какие произведения Л.Н. Толстого вы ещё знаете? ("Как меня в лесу застала гроза", "Старый дед и внучек", "Корова", "Лгун", "Прыжок", "Акула", "Филиппок", "Лев и собачка", "Осел и лошадь", "Лев и мышь":

Рассказ о жизни и творчестве писателя. (по слайду.)

Что нового вы узнали о писателе?

Какой это был человек?

Почему Л.Н. Толстой много трудился, и не боялся никакой работы?

(рисование солнышко-открытия)

Назовите стиль произведений этого замечательного писателя?

Назовите стиль произведений Льва Николаевича Толстого? (художественный)

К какому типу текста относятся эти отрывки? Что такое текст-повествование?

Повествование

Что произошло?

Что случилось?

Рассказывает о событии, явлении природы.

IV. Новый материал

Существуют и другие типы текстов. А какие в этом нам помогут разобраться произведения Л.Н. Толстого. Есть удивительный вопрос. Отвечая на него, мы как бы рисуем словами предмет, и сразу же в воображении возникает этот предмет. Давайте проверим это. Вот, например, вы видели когда-нибудь росу?

Словарь:

1. Роса - атмосферная влага, осаждающаяся при охлаждении мельчайшими водяными каплями.

2 . Роса – маленькие капли влаги, оседающие на растениях, почве при наступлении утренней, или вечерней прохлады. (Словарь С. И. Ожегова)

«Просмотр видеофрагмента роса»

(Слайд)

Как Л.Н.Толстой назвал свой рассказ?

«Какая бывает роса на траве».

V. Первичное чтение учителем стр. 121

Понравилась ли вам описание росы?

- Какие чувства у вас вызвало это произведение?

Подумайте, с какой целью Толстой написал этот текст?

Чтобы привлечь наше внимание к окружающему нас миру

Чтобы мы с вами заинтересовались, а ОТКУДА БЕРЁТСЯ РОСА?

VI. Самостоятельное чтение учащимися

Сможете теперь ответить на вопрос автора, какая бывает роса на траве?

(как алмаз, желтого, красного, синего цвета, как шарик светлый)

VII. Повторное чтение текста по «цепочке».

Словарная работа.

С чем сравнивает Л. Н. Толстой капельки росы? (С алмазами)

(Слайд 17) Алмазы - прозрачные драгоценные камни.

А с чем сравнивается мохнатый пушистый листок? (С бархатом)

Бархат (словарь Ожегова) - плотная шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом.

Какие еще сравнения вы нашли в тексте? (Слайд 18)

Определите тип этого текста (описание)

Учитель на доске вывешивает таблицу:

« Текст - описание-изображение предмета, явления, его признаков. Вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?»

Найдите в тексте слова, которые выбрал автор, чтобы передать свою радость при виде необыкновенной красоты, найдите и зачитайте.

(Слайд 19) (Алмазы блестят, переливаются разными цветами;

Листок внутри мохнат и пушист, как бархат…- это метафоры)

Какие изобразительные средства использует автор?

(Сравнения, метафоры)

Можно ли из текста понять, отношение автора к данному явлению, подтвердите словами из текста.

своими чувствами с читателями: «росинка эта вкуснее всякого

напитка кажется»)

VIII. Чтение текста из энциклопедии о росе про себя.

Перечитайте текст, постарайтесь передать своё отношение к увиденной картине.

(Дети читают и приходят к выводу, что чувства передать трудно, так как нет отношения автора.)

Это два текста описания, но они различаются между собой. В тексте- описании в энциклопедии мы встретили слова и выражения свойственные научной и деловой речи, получили точные сведения об этом явлении, не увидели отношения автора. В рассказе Толстого используются изобразительные средства языка, мы видим отношение автора.

Какие названия вы бы могли дать этим текстам - описаниям, к каким стилям они относятся?

IX. Обобщение

Составление синквейна

    Существительное – роса

    2 прилагательных – утренняя, алмазная

    3 глагола – блестит, сверкает, перекатывается, переливается

    Предложение из 4 слов – Роса блестит крупными алмазами

X . Подведение итога урока

Приклейте свою капельку росы под тем солнышком, которое соответствовало вашему настроению на уроке. Выставление оценок.

Домашнее задание

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры