Какие сказки богатырские. Былины о русских богатырях

Главная / Чувства

Сказки о русских богатырях

© Аникин В. П., обр. текста, 2015

© Оформление ООО Издательство «Родничок», 2015

© ООО «Издательство АСТ», 2015

* * *

Никита Кожемяка

В старые годы появился невдалеке от Киева страшный змей. Много народа из Киева потаскал в свою берлогу, потаскал и поел. Утащил змей и царскую дочь, но не съел её, а крепко-накрепко запер в своей берлоге. Увязалась за царевной из дому маленькая собачонка. Как улетит змей на промысел, царевна напишет записочку к отцу, к матери, привяжет записочку собачонке на шею и пошлёт её домой. Собачонка записочку отнесёт и ответ принесёт.

Вот царь и царица пишут царевне: узнай-де от змея, кто его сильней. Стала царевна змея допытывать и допыталась.

– Есть, – говорит змей, – в Киеве Никита Кожемяка – тот меня сильней.

Как ушёл змей на промысел, царевна и написала к отцу, к матери записочку: есть-де в Киеве Никита Кожемяка, он один сильнее змея. Пошлите Никиту меня из неволи выручить.

Сыскал царь Никиту и сам с царицею пошёл его просить выручить их дочку из тяжёлой неволи. В ту пору мял Кожемяка разом двенадцать воловьих кож. Как увидел Никита царя, – испугался: руки у Никиты задрожали, и разорвал он разом все двенадцать кож. Рассердился тут Никита, что его испугали и ему убытку наделали, и, сколько ни упрашивали его царь и царица пойти выручить царевну, не пошёл.

Вот и придумал царь с царицей собрать пять тысяч малолетних сирот – осиротил их лютый змей, – и послали их просить Кожемяку освободить всю русскую землю от великой беды. Сжалился Кожемяка на сиротские слёзы, сам прослезился. Взял он триста пудов пеньки, насмолил её смолою, весь пенькою обмотался и пошёл.

Подходит Никита к змеиной берлоге, а змей заперся и брёвнами завалился.

– Выходи лучше на чистое поле, а не то я всю твою берлогу размечу! – сказал Кожемяка и стал уже брёвна руками разбрасывать.

Видит змей беду неминучую, некуда ему спрятаться, вышел в чистое поле. Долго ли, коротко ли они билися, только Никита повалил змея на землю и хотел его душить. Стал тут змей молить Никиту:

– Не бей меня, Никитушка, до смерти! Сильнее нас с тобой никого на свете нет. Разделим весь свет поровну.

– Хорошо, – сказал Никита. – Надо же прежде межу проложить, чтобы потом спору промеж нас не было.

Сделал Никита соху в триста пудов, запряг в неё змея и стал от Киева межу прокладывать, борозду пропахивать. Глубиной та борозда в две сажени с четвертью. Провёл Никита борозду от Киева до самого Чёрного моря и говорит змею:

– Землю мы разделили – теперь давай море делить, чтобы о воде промеж нас спору не вышло.

Стали воду делить – вогнал Никита змея в Чёрное море, да там его и утопил.

Сделавши святое дело, воротился Никита в Киев, стал опять кожи мять, не взял за свой труд ничего. Царевна же воротилась к отцу, к матери.

Борозда Никитина, говорят, и теперь кое-где по степи видна. Стоит она валом сажени на две высотою. Кругом мужички пашут, а борозды не распахивают: оставляют её на память о Никите Кожемяке.

Иван-царевич и Белый Полянин

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. У этого царя было три дочери и один сын, Иван-царевич. Царь состарился и помер, а корону принял Иван-царевич. Как узнали про то соседние короли, сейчас собрали несчётные войска и пошли на него войною.

Иван-царевич не знает, как ему быть. Приходит к своим сёстрам и спрашивает:

– Любезные мои сестрицы! Что мне делать? Все короли поднялись на меня войною.

– Ах ты, храбрый воин! Чего убоялся? Как же Белый Полянин воюет с бабой-ягою – золотой ногою, тридцать лет с коня не слезает, роздыху не знает?

Иван-царевич тотчас оседлал своего коня, надел сбрую ратную, взял меч-кладенец, копьё долгомерное и плётку шелквую и выехал против неприятеля.

Не ясен сокол налетает на стадо гусей, лебедей и на серых утиц, нападает Иван-царевич на войско вражее. Не столько мечом бьёт, сколько конём топчет. Перебил всё воинство вражее, воротился в город, лёг спать и спал трое суток беспробудным сном.

На четвёртые сутки проснулся, вышел на балкон, глянул в чистое поле – короли больше того войск собрали и опять под самые стены подступили.

Запечалился царевич, идёт к своим сёстрам.

– Ах, сестрицы! Что мне делать? Одну силу истребил, другая под городом стоит, пуще прежнего грозит.

– Какой же ты воин! Сутки воевал да трое суток без просыпа спал. Как же Белый Полянин воюет с бабой-ягою – золотой ногою, тридцать лет с коня не слезает, роздыху не знает?

Иван-царевич побежал в белокаменные конюшни, оседлал доброго коня богатырского, надел сбрую ратную, опоясал меч-кладенец, в одну руку взял копьё долгомерное, в другую – плётку шелковую и выехал против неприятеля.

Не ясен сокол налетает на стадо гусей, лебедей и на серых утиц, нападает Иван-царевич на войско вражее. Не столько сам бьёт, сколько конь его топчет. Побил рать-силу великую, воротился домой, лёг спать и спал непробудным сном шесть суток.

На седьмые сутки проснулся, вышел на балкон, глянул в чистое поле – короли больше того войск собрали и опять весь город обступили.

Идёт Иван-царевич к сёстрам.

– Любезные мои сестрицы! Что мне делать? Две силы истребил, третья под стенами стоит, ещё пуще грозит.

– Ах ты, храбрый воин! Одни сутки воевал да шестеро без просыпа спал. Как же Белый Полянин воюет с бабой-ягою – золотою ногою, тридцать лет с коня не слезает, роздыху не знает?

Горько показалось то царевичу. Побежал он в белокаменные конюшни, оседлал своего доброго коня богатырского, надел сбрую ратную, опоясал меч-кладенец, в одну руку взял копьё долгомерное, в другую – плётку шелковую и выехал против неприятеля.

Не ясен сокол налетает на стадо гусей, лебедей и серых утиц, нападает Иван-царевич на войско вражее. Не столько сам бьёт, сколько конь его топчет. Побил рать-силу великую, воротился домой, лёг спать и спал непробудным сном девять суток.

На десятые сутки проснулся, призвал всех министров и сенаторов.

– Господа мои министры и сенаторы! Вздумал я в чужие страны ехать, на Белого Полянина посмотреть. Прошу вас судить и рядить, все дела разбирать по правде.

Затем попрощался с сёстрами, сел на коня и поехал в путь-дорогу. Долго ли, коротко ли – заехал он в тёмный лес. Видит – избушка стоит, в той избушке стар человек живёт. Иван-царевич зашёл к нему.

– Здравствуй, дедушка!

– Здравствуй, русский царевич! Куда Бог несёт?

– Сам я не ведаю, а вот подожди, соберу своих верных слуг и спрошу у них.

Старик выступил на крылечко, заиграл в серебряную трубу – и вдруг начали к нему со всех сторон птицы слетаться. Налетело их видимо-невидимо, чёрной тучею всё небо покрыли. Крикнул стар человек громким голосом, свистнул молодецким посвистом:

– Слуги мои верные, птицы перелётные! Не видали ль, не слыхали ль чего про Белого Полянина?

– Нет, видом не видали, слыхом не слыхали.

– Ну, Иван-царевич, – говорит стар человек, – ступай теперь к моему старшему брату – может, он тебе скажет. На, возьми клубочек, пусти перед собою: куда клубочек покатится, туда и коня направляй.

Иван-царевич сел на своего доброго коня, покатил клубочек и поехал вслед за ним. А лес всё темней да темней. Приезжает царевич к избушке, входит в двери. В избушке старик сидит – седой, как лунь.

– Здравствуй, дедушка!

– Здравствуй, Иван-царевич! Куда путь держишь?

– Ищу Белого Полянина, не знаешь ли, где он?

– А вот погоди, соберу своих верных слуг и спрошу у них.

Старик выступил на крылечко, заиграл в серебряную трубу – и вдруг собрались к нему со всех сторон разные звери. Крикнул им громким голосом, свистнул молодецким посвистом:

– Слуги мои верные, звери порыскучие! Не видали ль, не слыхали ль чего про Белого Полянина?

– Нет, – отвечают звери, – видом не видали, слыхом не слыхали.

– А ну, рассчитайтесь промеж себя: может, не все пришли.

Звери рассчитались – нет кривой волчицы. Старик послал искать её. Тотчас побежали гонцы и привели её.

– Сказывай, кривая волчица, не знаешь ли ты Белого Полянина?

– Как мне его не знать, коли я при нём завсегда живу: он войска побивает, а я мёртвым трупом питаюсь.

– Где же он теперь?

– В чистом поле на большом кургане, в шатре спит. Воевал он с бабой-ягою – золотой ногою, а после бою залёг на двенадцать суток спать.

– Проводи туда Ивана-царевича.

Волчица побежала, а вслед за нею поскакал царевич.

Приезжает он к большому кургану, входит в шатёр – Белый Полянин крепким сном почивает.

Давным-давно жил один человек, не богатый не бедный. У него было три сына. Все трое красивые, подобно месяцу, грамоте обучались, уму-разуму набирались, с плохими людьми не знались.

Старшему Тонгуч-батыру был двадцать один год, среднему Ортанча-батыру - восемнадцать лет, а младшему Кенджа-батыру - шестнадцать.

Однажды отец позвал сыновей к себе, усадил, приласкал каждого, погладил по голове и сказал:
-Сыновья мои, я не богат, имущества, что останется после меня, вам надолго не хватит. Большего от меня не ждите и не надейтесь. Воспитал я в вас три качества: во-первых, вырастил вас здоровыми - вы стали сильными: во-вторых, дал вам в руки оружие - вы стали искусными копнами; в третьих, научил вас ничего не бояться - вы стали храбрыми. Еще я вам даю три завета. Слушайте и не забывайте их: будьте честными - и будете жить спокойно, не хвастайтесь - и не придется вам краснеть от стыда; не ленитесь - и будете счастливыми. А обо всем остальном позаботьтесь сами. Приготовил я вам трех коней: вороного, буланого и серого. Сумы ваши наполнил съестными припасами на неделю. Счастье у вас впереди. Отправляйтесь в путь-дорогу, поезжайте посмотреть свет. Не познав света, вы не сможете выйти в люди. Идите ловите птицу счастья. Прощайте, сыновья мои!

Сказав так, отец встал и ушел.

Стали братья собираться в дорогу. Утром рано сели на коней и пустились в путь. Целый день ехали братья и уехали далеко-далеко. К вечеру решили отдохнуть. Слезли с коней, поели, но, прежде чем лечь спать, договорились так:

Место здесь пустынное, нехорошо, если все уснем. Поделим ночь на три стражи и будем по очереди охранять o покой спящих.

Сказано - сделано.

Сперва стал дежурить старший брат Тонгу ч, а другие легли спать. Долго сидел Тонгуч-батыр, играя мечом и посматривая при лунном свете во все стороны… Стояла тишина. Все было словно сном. Вдруг со стороны леса послышался шум. Тонгуч обнажил меч и приготовился.

Недалеко от того места, где остановились братья, было логовище льва. Почуяв запах людей, лев поднялся и вышел в степь.

Тонгуч-батыр был уверен, что справится со львом, и, не желая беспокоить своих братьев, побежал в сторону. Зверь погнался за ним.

Тонгуч-батыр обернулся и, ударив льва мечом по левой лапе, нанес ему рану. Раненый лев бросился на Тонгуч-батыра, но тот опять отскочил и со всего размаху ударил зверя по голове. Лев упал мертвый.

Тонгуч-батыр сел верхом на льва, вырезал из его шкуры узкую полоску, подпоясался ею под рубашкой и, как ни в чем не бывало, вернулся к спящим братьям.

Затем в свою очередь на стражу встал средний брат Ортанча-батыр.

В его дежурство ничего не случилось. За ним встал третий брат Кенджа-батыр и охранял покой своих братьев до рассвета. Так прошла первая ночь.

Утром братья снова тронулись в путь. Ехали долго, проехали много и вечером остановились у большой горы. У подножья ее стоял одинокий развесистый тополь, под тополем из земли пробивался родник. Около родника была пещера, а за ней жил царь змей, Аждар-султан.

Богатыри не знали о царе змей. Спокойно привязали они коней, почистили их скребницей, задали им корму, а сами сели ужинать. Перед тем как ложиться спать, они решили дежурить, как и в первую ночь. Сначала стал на дежурство старший брат Тонгуч-батыр, за ним пришел черед среднему брату Ортанча-батыру.

Ночь была лунная, царила тишина. Но вот послышался шум. Немного спустя из пещеры выполз Аждар-султан с головой, как- корчага, с длинным, как бревно, туловищем к пополз к роднику.

Не захотел Ортанча-батыр тревожить сон братьев и побежал в степь, подальше от родника.

Почуяв человека, Аждар-султан погнался за ним. Ортанча-батыр отскочил в сторону и ударил царя змей мечом по хвосту. Закружился на месте Аждар-султан. А богатырь изловчился и ударил его по спине. Тяжело раненный царь змей бросился на Ортанча-батыра. Тогда богатырь последним ударом покончил с ним.

Затем он вырезал из его шкуры узкую полоску, подпоясался ею под рубашкой и, как ни в чем не бывало, вернулся к братьям и сел на свое место. Пришла очередь дежурить младшему брату Кенджа-батыру. Утром братья опять отправились в путь.

Долго ехали они через степи. На закате солнца подъехали к одинокому холму, слезли с коней и расположились отдыхать. Разожгли костер, поужинали и опять стали.дежурить по очереди: сначала старший, потом средний, наконец очередь дошла до младшего брата.

Сидит Кенджа-батыр, охраняя сон своих братьев. Не наметил он, что огонь в костре погас.

Нехорошо оставаться нам без огня - подумал Кенджа-батыр.

Взобрался он на вершину холма и стал смотреть вокруг. Вдалеке время от времени мигал огонек.

Кенджа-батыр сел на коня и поехал в ту сторону.

Долго он ехал и, наконец, доехал до одинокого дома.

Слез Кенджа-батыр с коня, тихонько на цыпочках подошел к окну и заглянул внутрь.

В комнате было светло, а на очаге в котле варилась похлебка. Вокруг очага сидело человек двадцать. У всех были мрачные лица, вытаращенные глаза. Видно, эти люди замышляли что-то недоброе.

Кенджа подумал:

Ого, здесь собралась шайка разбойников. Оставить их и уйти - не дело, не подобает поступать так честному человеку. Попробую-ка я схитрить: присмотрюсь, войду к ним в доверие, а потом сделаю свое дело.

Он открыл дверь и вошел. Разбойники схватились за оружие.

Господин, - сказал Кенджа-батыр, обращаясь к атаману разбойников я ничтожный ваш раб, родом из далекого города. До сих пор я занимался мелкими делами. Давно я уже хотел пристать к какой-нибудь шайке, вроде вашей. Я услышал, что ваша милость.находится здесь, и поспешил к вам. Не смотрите, что я молод. Одна надежда на вас, что вы меня примете. Я знаю немало разных сноровок. Умею рыть подкопы, умею высматривать и разведывать. Я пригожусь в вашем деле.

Так умело повел разговор Кенджа-батыр.

Атаман шайки ответил:
- Хорошо сделал, что пришел.

Приложив руки к груди, Кенджа-батыр поклонился и сел около огня.

Похлебка поспела. Поели.

В ту ночь разбойники решили ограбить шахскую казну. Поужинав, все сели на коней и поехали.

Кенджа-батыр тоже отправился с ними. Спустя немного времени они подъехали к дворцовому саду, слезли с коней и стали советоваться, как пробраться во дворец.

Наконец они сговорились так: сначала через стену перелезет Кенджа-батыр и разведает, спит ли стража. Потом остальные по одному перелезут через стену, спустятся в сад и там соберутся, чтобы сразу ворваться во дворец.

Разбойники помогли Кенджа-батыру взобраться на стену. Батыр спрыгнул, походил по саду и, обнаружив, что стража спит, нашел арбу и подкатал ее к стене.

Потом Кенджа-батыр взобрался на арбу и, высунув голову из-за стены, сказал: Самое удобное время.

Атаман велел разбойникам одному за другим перелезать через стену.

Едва только первый разбойник лег животом на забор и, нагнув голову, приготовился слезать на арбу, Кенджа-батыр размахнулся да как хватит мечом по шее, так и покатилась голова вора.

Слезай, - приказал Кенджа-батыр, протянул тело вора и сбросил его вниз.

Короче говоря, Кенджа-батыр порубил головы всем разбойникам, а потом отправился во дворец.

Тихонько прошел Кенджа-батыр мимо спящей стражи в зал с тремя дверями. Здесь дежурили десять девушек-прислужниц, но они тоже спали.

Никем не замеченный, Кенджа-батыр вошел в первую дверь и очутился в богато украшенной комнате. На стенах были развешаны расшитые пунцовыми цветами шелковые занавески.

В комнате на серебряной кровати, окутанной белой тканью, спала красавица, прекраснее всех цветов на земле. Тихонько приблизился к ней Кенджа-батыр, снял с ее правой руки золотой перстень и положил его в карман. Потом он вернулся назад и вышел в зал.

Ну-ка, осмотрим вторую комнату, какие там тайны? - про себя сказал Кенджа-батыр.

Открыв вторую дверь, он очутился в роскошно убранной комнате, украшенной шелками, расшитыми изображениям птиц. Посредине, на серебряной кровати, окруженная десятком девушек-служанок, лежала красивая девушка. Из-за нее спорили месяц и солнце: у кого из них она взяла свою красоту.

Кенджа-батыр тихонько снял с руки девушки браслет и положил в карман. Затем вернулся назад и вышел в тот же аил.

Теперь нужно пройти в третью комнату, - подумал он.

Здесь украшений было ещё больше. Стены были убраны малиновым шелком.

На серебряной кровати, окруженная шестнадцатью красивыми девушками-служанками, спала красавица. Девушка была так прелестна, что даже сама царица аисзд, прекрасная утренняя звезда, готова была служить ей.

Кенджа-батыр тихонько вынул из правого уха девушки полотую серьгу и положил ее в карман.

Кенджа-батыр вышел из дворца, перелез через забор, гол на коня и поехал к братьям.

Братья еще не просыпались. Так Кенджа-батыр сидел до шри, играя мечом.

Рассвело. Богатыри позавтракали, оседлали коней, сели верхом и отправились в путь.

Немного спустя они въехали в город и остановились в караван-сарае. Привязав коней под навесом, они пошли в чайхану и уселись там, чтобы отдохнуть за чайником чая.

Вдруг на улицу вышел глашатай и объявил:
- Имеющие уши да слушают! Сегодня ночью во дворцовом саду кто-то отрубил головы двадцати разбойникам, а у шахских дочерей пропало по одной золотой вещи. Наш шах пожелал, чтобы весь народ от мала до велика помог объяснить ему непонятное событие и указать, кто тот герой, который совершил такой богатырский поступок. Если у кого в доме есть приезжие из других городов и стран, надо немедленно привести их во дворец.

Хозяин караван-сарая предложил своим гостям явиться к шаху.

Братья поднялись и не спеша отправились во дворец.

Шах, узнав, что они чужестранцы, приказал отвести их в особую комнату с богатым убранством, а визирю поручил выведать у них тайну.

Визирь сказал:
- Если спросить прямо, они, может быть, и не скажут.

Лучше оставим их одних и подслушаем, о чем они будут говорить.

В комнате, где сидели братья, кроме них, никого не было. Вот перед ними расстелили скатерть, принесли разные кушанья. Братья принялись за еду.

А в смежном покое молча сидели шах и визирь и подслушивали.

Нам дали мясо молодого барашка, - сказал Тонгуч-батыр, - но он, оказывается, был выкормлен собакой. Шахи не брезгуют и псиной. А я вот чему удивляюсь: от бекмеса дух идет человеческий.
- Верно, - промолвил Кенджа-батыр. - Все шахи кровопийцы. Нет ничего невероятного, если в бекмес подмешана человеческая кровь. Меня тоже удивляет одна вещь: лепешки на подносе уложены так, как может укладывать только хороший пекарь.

Тонгуч-батыр сказал:
- Должно быть, так оно и есть. Вот что: нас позвали сюда, чтобы узнать, что случилось в шахском дворце. Конечно, нас будут спрашивать. Что мы скажем?
- Мы не будем лгать, - сказал Ортанча-батыр. Мы скажем правду.
- Да, пришла пора рассказать обо всем, что мы видели за три дня в дороге, - ответил Кенджа-батыр.

Тонгуч-батыр стал рассказывать, как он сражался со львом в первую ночь. Потом он снял с себя тесьму из львиной шкуры и бросил перед братьями. Вслед за ним Ортанча-батыр тоже рассказал о случившемся во вторую ночь и, сняв с себя тесьму из шкуры царя змей, показал се братьям. Затем заговорил Кенджа-батыр. Рассказав, что произошло в третью ночь, показал братьям взятые им золотые вещи.

Тут шах и визирь узнали тайну, но они не могли понять, что сказали братья про мясо, бекмес и лепешки. Поэтому они сначала послали за пастухом. Пришел пастух.

Говори правду!- сказал шах. - Барашка, что ты прислал вчера, кормила собака?
- О государь!- взмолился пастух. - Если жизнь мне сохраните, я расскажу.
- Прошу тебя, говори правду, - сказал шах.

Пастух рассказал:
- Зимою у меня околела овца. Жаль мне стало ягненочка, и отдал я его собаке. Та и выкормила его. Вчера я прислал как раз этого барашка, потому что других, кроме него, у меня не осталось, всех уже ваши слуги забрали.

Затем шах велел позвать садовника.

Говори правду, - сказал ему шах, - разве в бекмес

подмешана человеческая кровь?

О государь мой, - ответил садовник, - было одно событие, если жизнь мне сохраните, я расскажу вам всю правду.
- Говори, пощажу тебя, - сказал шах.

Тогда садовник рассказал:
- Прошлым летом кто-то повадился каждую ночь воровать оставленный для вас самый лучший виноград.

Я залег в винограднике и стал караулить. Смотрю, кто-то идет. Я с размаху ударил дубинкой по голове. Потом вырыл глубокую яму под виноградной лозой и зарыл тело. На следующий год лоза разрослась и дала такой урожай, что винограда было больше, чем листьев. Только вкус у винограда оказался немного другой. Свежего винограда я вам не посылал, а сварил бекмес.

Что же касается лепешек, то их укладывал на поднос сам шах. Оказывается, отец шаха был пекарем.

Шах вошел к богатырям в комнату, поздоровался и сказал:
- Все, что вы рассказали, оказалось правдой, и поэтому вы мне еще больше понравились. У меня к вам просьба, дорогие гости-богатыри, выслушайте ее.
- Говорите, - сказал Тонгуч-батыр, - если подойдет

нам ваша просьба, мы исполним ее.

Есть у меня три дочери, а сыновей нет. Останьтесь здесь. Я бы выдал за вас своих дочерей, устроил бы свадьбу, созвал бы весь город и сорок дней угощал бы всех пловом.
- Говорите вы очень хорошо, - ответил Тонгуч-батыр, - но как же мы можем жениться на ваших дочерях, когда мы не шахские дети, да и отец наш совсем не богат.

Ваше богатство добыто царствованием, а мы воспитаны в труде.

Шах настаивал:
- Я - властелин страны, а вас воспитал ваш отец трудом своих рук, но раз он отец таких богатырей, как вы, то чем же он хуже меня? На самом деле он богаче меня.

А теперь я - отец девушек, перед которыми плакали влюбленные шахи, могущественные властелины мира, - стою перед вами и плача, умоляя, предлагаю вам своих дочерей в жены.

Братья согласились. Шах устроил пир. Пировали сорок дней, и молодые богатыри стали жить в шахском дворце. Шах больше всех полюбил младшего зятя Кенджа-батыра.

Однажды шах прилег отдохнуть в холодке. Вдруг из арыка выползла ядовитая змея и уже собиралась укусить шаха. Но подоспел Кенджа-батыр. Он выхватил меч из ножен, разрубил змею пополам и отбросил в сторону.

Не успел Кенджа-батыр вложить меч обратно в ножны, шах проснулся. В его душу запало сомнение. Он уже недоволен тем, что я выдал за него свою дочь, - подумал шах, - ему все мало, оказывается, он замышляет убить меня и сам хочет стать шахом.

Шах пошел к своему визирю и рассказал ему о случившемся. Визирь давно уже затаил вражду к богатырям и ждал только удобного случая. Он стал наговаривать шаху.

Не спрашивая у меня совета, вы выдали за каких-то

проходимцев любимых дочерей. А вот теперь ваш любимый зять хотел вас убить. Смотрите, с помощью хитрости он все равно погубит вас.

Шах поверил словам визиря и приказал:
- Посадил, Кенджа-батыра в тюрьму.

Кенджа-батыра посадили в тюрьму. Опечалилась, загрустила молодая принцесса, жена Кенджа-батыра. Целыми днями она плакала, и ее румяные щеки поблекли. Однажды она бросилась отцу в ноги и стала просить его, чтобы он освободил своего зятя.

Велел тогда шах привести Кенджа-батыра из тюрьмы.

Вот вы, оказывается, какой коварный, - сказал шах. - Как же вы решились убить меня?

В ответ Кенджа-батыр рассказал шаху историю попугая.

История попугая

Когда-то жил шах. У него был любимый попугай. Шах так любил своего попугая, что не мог жить без него ни одного часа.

Попугай говорил шаху приятные слова, развлекал его. Однажды попугай попросил:

o У меня на родине, в Индии, есть отец и мать, братья и сестры. Давно я живу в неволе. Теперь я прошу вас отпустить меня на двадцать дней. Я слетаю на родину, шесть дней туда, шесть дней обратно, восемь дней побуду дома, нагляжусь на мать и отца, на братьев и сестер.

Нет, - отвечал шах, - если я тебя отпущу, ты не вернешься, и мне будет скучно.

Попугай стал уверять:
- Государь, я даю слово и сдержу его.
- Ну ладно, коли так, я отпускаю тебя, но только на две недели, - сказал шах.
- Прощайте, как-нибудь обернусь, - обрадовался попугай.

Он перелетел из клетки на забор, распрощался со всеми и полетел на юг. Шах стоял и смотрел ему вслед. Он не верил, что попугай вернется.

Попугай в шесть дней долетел до своей родины - Индии и разыскал родителей. Бедняжка радовался, порхал, резвился, перелетал с горки на горку, с ветки на ветку, с с деревца на деревце, купаясь в зелени лесов, побывал в гостях у родных и знакомых и не заметил даже, как прошло два дня. Настала пора лететь опять в неволю, в клетку. Тяжело было попугаю расставаться с отцом и матерью, братьями и сестрами.

Минуты веселья сменились часами печали. Повисли крылья. Быть может, удастся еще раз прилететь, а может быть, и нет.

Собрались родные, знакомые. Все жалели попугая и советовали не возвращаться к шаху. Но попугай сказал:
- Нет, я дал обещание. Могу ли я нарушить свое слово?
- Эх, - сказал один попугай, - когда ты, видел,

чтобы цари выполняли свои обещания? Если б твой шах был справедлив, разве он держал бы тебя четырнадцать лет в заключении и только на четырнадцать дней выпустил на волю. Разве ты появился на свет, чтобы жить в неволе? Не выпускай из рук свободы ради того, чтобы доставить кому-нибудь развлечение! Лютости у шаха больше, чем милости. Неразумно и опасно быть близко к царю и тигру.

Но попугай не послушался советов и собрался улетать. Тогда заговорила мать попугая:
- В таком случае я дам тебе совет. В наших местах растут плоды жизни. Кто скушает хотя бы один плод, тот сразу превращается в молодого, старик снова становится юношей, а старуха - молодой девушкой. Отнеси ты шаху драгоценные плоды и попроси, чтобы он тебя отпустил на волю. Быть может, в нём проснется чувство справедливости и он даст тебе свободу.

Все одобрили совет. Тотчас же принесли три плода жизни. Попугай распрощался с родными и знакомыми и полетел на север. Все смотрели ему вслед, затаив в сердце большие надежды.

Попугай в шесть дней долетел до места, вручил шаху подарок и рассказал, какое свойство имеют плоды. Шах обрадовался, обещал освободить попугая, отдал один плод жене, а остальные положил в пиалу.

Визирь затрясся от зависти и злости и решил повернуть дело по-иному.

Пока вы не кушайте плоды, принесенные птицей, давайте-ка сначала их испытаем. Если они окажутся хорошими, их съесть никогда не поздно, - сказал визирь.

Шах одобрил совет. А визирь, улучшив момент, впустил сильного яда в плоды жизни. Затем визирь сказал:
- Ну, теперь давайте испытаем.
- Принесли двух павлинов и дали им поклевать плоды. Оба павлина тут же издохли.
- Что было бы, если б вы их съели?- сказал визирь.
- Я тоже умер бы!- воскликнул шах. Он выволок из клетки бедняжку-попугая и оторвал ему голову. Так бедняга-попугай получил от шаха награду.

Вскоре шах разгневался на одного старика и решил его казнить. Шах велел ему съесть оставшийся плод. Как только старик съел его, у него сразу выросли черные волосы, прорезались новые зубы, глаза заблестели молодым блеском и он принял вид двадцатилетнего юноши.

Понял царь, что напрасно погубил попугая, но было поздно.

А теперь я расскажу о том, что случилось, пока вы

спали, - сказал в заключение Кенджа-батыр.

Он пошел в сад, принес оттуда рассеченное пополам туловище змеи. Шах стал просить извинения у Кенджа-батыра. Кенджа-батыр сказал ему:
- Господин, разрешите мне с братьями поехать домой в свою страну. С шахами невозможно жить в добре и мире.

Сколько шах ни умолял, ни упрашивал, богатыри не согласились.

Мы не можем быть придворными людьми и жить во дворце шаха. Мы будем жить своим трудом, - сказали они.
- Ну, тогда пусть дочери мои останутся дома, - сказал шах.

Но дочери заговорили наперебой:
- Мы не расстанемся с мужьями.

Молодые богатыри вернулись к отцу вместе со своими женами и зажили счастливой жизнью в довольстве и труде.


В разделе сайта Русские народные былины вы сможете познакомиться с лучшими образцами песенного эпоса русского народа, такими как русские былины о богатырях, исторические сказания и балладные песни. В отличии от народных сказок, былины повествуют о реальных событиях, отображённых в литературной красочной форме. Герои былин - это своеобразное олицетворение духа народного, который не склоняется перед страшными врагами, посягнувшими на землю родную.

Include("content.html"); ?>

В русских былинах с помощью поэтической формы нашли своё отражение историческое мудрое мышление и сознание народа, сердечная преданность Родине, беспрекословная любовь к родной земле, к труду, к близким и родным людям. Также древние былины отображают обличение врагов, посягающих на Русь и разоряющих города и села. В глубоком смысле былины заложено осуждение злодейств как врагов так и земляков, которые порой оказывались предателями. В сюжете былины мы так же можем увидеть осмеяние человеческих пороков и низменных поступков.

Русские народные былины - настоящий кладезь русского фольклора, который и по сей день не теряет своей актуальности.

Русские былины читать

Богатыри - былинные защитники Земли Русской, «супергерои» русского народа на протяжении многих веков. Вспомним главных.

1. Илья Муромец. Святой богатырь

Илья Муромец канонизирован русской православной церковью, это главный русский богатырь. Илья Муромец является главным героем не только русских былин, но и, например, германских эпических поэм XIII века. В них его тоже зовут Ильей, он тоже богатырь, тоскующий по своей родине. Встречается Илья Муромец и в скандинавских сагах, в них он, ни много ни мало, кровный брат князя Владимира.

2. Бова Королевич. Лубочный богатырь

Бова Королевич долгое время был самым популярным в народе богатырем. Лубочные сказки о «пречюдном богатыре» выходили сотнями изданий с XVIII по XX века. Пушкин написал «Сказку о царе Салтане», частично заимствовав сюжет и имена героев сказок о Боев Королевиче, которые ему читала няня. Более того, даже сделал наброски поэмы «Бова», но смерть помешает ему закончить произведение.

Прототипом этого витязя был французский рыцарь Бово де Антон из знаменитой поэмы-хроники Reali di Francia, написанной в XIV веке. В этом отношении Бова совсем уникальный богатырь - заезжий.

3. Алеша Попович. Младшенький

«Младшенький из младших» богатырей, а посему и набор качеств у него не столь «суперменский». Ему даже не чужд порок: хитрость, эгоизм, корыстолюбие. То есть с одной стороны он отличается смелостью, но с другой - горделив, спесив, бранчив, задорен и груб.

4. Святогор. Мегабогатырь

Мегабогатырь. Но богатырь «старого мира». Великан, старший богатырь величиною с гору, которого даже земля не держит, лежит на горе в бездействии. Былины рассказывают о его встрече с тягой земной и смерти в волшебной могиле.

На Святогора перенесены многие черты библейского богатыря Самсона. Сложно определить точно его древнее происхождение. В сказаниях народа богатырь-ветеран передаёт свою силу Илье Муромцу, богатырю христианского века.

5. Добрыня Никитич. Богатырь со связями

Добрыню Никитича часто соотносят с летописным Добрыней, дядей князя Владимира (по другой версии племянник). Его имя олицетворяет суть «мягкосердия богатырского». Добрыня имеет прозвание «млад», при огромной физической силе «мухи не обидит», он защитник «вдов и сирот, несчастных жен». Добрыня также «артист в душе: мастер петь и играть на гуслях».

6. Дюк Степанович. Богатырь-мажор

Дюк Степанович приезжает в Киев из условной Индии, за которой, по мнению фольклористов, в данном случае скрывается Галицко-Волынская земля, и устраивает в Киеве марафон хвастовства, проходит испытания от князя, и продолжает хвастать. В итоге Владимир узнает, что Дюк действительно очень богат и предлагает ему гражданство. Но Дюк отказывается, потому что «если продать Киев и Чернигов да купить бумаги для описи Дюкова богатства, то не хватит бумаги».

7. Микула Селянинович. Богатырь-пахарь

Микула Селянинович - богатырь аграрий. Встречается в двух былинах: о Святогоре и о Вольге Святославиче. Микула – первый представитель земледельческого быта, могучий крестьянин-пахарь.
Он силен и вынослив, но домоседлив. Всю свою силу он вкладывает в земледелие и семью.

8. Вольга Святославович. Богатырь маг

Сторонники «исторической школы» в изучении былин полагают, что прототипом былинного Вольги был князь Всеслав Полоцкий. Также Вольгу соотносили с Вещим Олегом, а его поход в Индию - с походом Олега на Царьград. Вольга - непростой богатырь, он обладает способностью к оборотничеству, умеет понимать язык зверей и птиц.

9. Сухман Одихмантьевич. Оскорбленный богатырь

По мнению Всеволода Миллера, прототипом богатыря был псковский князь Довмонт, правивший с 1266 по 1299 год.

В былине киевского цикла Сухман едет добывать князю Владимиру лебедь белую, но по дороге вступает в схватку с татарским полчищем, ставящим калиновы мосты на реке Непре. Сухман побеждает татар, но в бою получает раны, которые заклеивает листочками. Вернувшись в Киев без белой лебеди, он рассказывает князю о бое, но князь ему не верит и заточает Сухмана в темницу до выяснения. На Непру отправляется Добрыня и узнает, что Сухман не лгал. Но уже поздно. Сухман чувствует себя опозоренным, отклеивает листочки и истекает кровью. Из его крови начинается река Сухман.

10. Дунай Иванович. Трагический богатырь

По былинам о Дунае, именно из крови богатыря началась река с одноименным названием. Дунай - богатырь трагический. Он проигрывает своей жене Настасье в соревнованиях по стрельбе из лука, случайно попадает в нее при попытке отыграться, узнает, что Настасья была беременна и натыкается на саблю.

11. Михайло Потык. Верный муж

Фольклористы расходятся во мнениях, с кем нужно соотносить Михайло Потыка (или Потока). Корни его образа находят и в болгарском героическом эпосе, и в западноевропейских сказках, и даже в монгольском эпосе «Гэсэр».
По одной из былин, Поток со своей женой Авдотьей Лебедью Белой дает зарок о том, что кто бы из них ни умер первым, второго закапывают рядом в могилу живым. Когда умирает Авдотья, Потока закапывают рядом в полном вооружении и на коне, о сражается с драконом и оживляет его кровью жену. Когда он сам умирает, Авдотью закапывают вместе с ним.

12. Хотен Блудович. Богатырь-жених

Богатырь Хотен Блудович ради свадьбы с завидной невестой Чайной Часовой сначала побивает девятерых её братьев, затем целое войско, нанятое будущей тещей. В итоге богатырь получает богатое приданое и выступает в былине как богатырь «который хорошо женился».

13. Василий Буслаев. Рьяный богатырь

Самый удалой герой новгородского былинного цикла. Его необузданный нрав приводит к конфликту в новгородцами и он отчаянно буянит, бьется об заклад, что побьет всех мужиков новгородских на Волховском мосту и почти выполняет обещанное - пока его не останавливает мать.
В другой былине он уже зрелый, идет в Иерусалим замаливать грехи. Но Буслаев неисправим - он снова принимается за старое и нелепо гибнет, доказывая свое молодчество.

14. Аника воин. Богатырь на словах

Аникой воином и сегодня называют человека, который любит хвастать своей силой вдалеке от опасности. Необычное для русского былинного богатыря, имя героя скорее всего взято из византийского сказания о герое Дигенисе, который там упоминается с постоянным эпитетом anikitos .
Аника воин в стихе хвастает силой и обижает слабых, его устыжает за это сама смерть, Аника бросает ей вызов и погибает.

15. Никита Кожемяка. Змееборец

Никита Кожемяка в русских сказках - один из главных героев-змееборцев. Прежде чем вступить в схватку со Змеем он разрывает 12 шкур, тем самым доказывая свою легендарную силу. Кожемяка не только побеждает Змея, но ещё и запрягает его в соху и пропахивает землю от Киева до Черного моря. Обронительные валы под Киевом получили свое имя (Змиевы) как раз из-за деяний Никиты Кожемяки.

Сейчас идет информационная война в киноиндустрии и от этой пищи для души зависит, какие ценности будут в приоритете у детей и родителей, будем ли помнить корни или обнулимся (а свободное место пустым не бывает). Фильмы про богатырей — это истории о том, за что боролись и погибали, как жили и находили выход из трудных ситуаций наши прадеды.

Во времена СССР наши режиссеры сняли много замечательных сказок по мотивам народных былин и сказаний. Золотой период фильмов о богатырях пришелся на 50-80-е годы. Начинали развивать это направление два талантливых режиссера — А. Роу и А. Птушко . На смену им пришли Г. Васильев и М. Юзовский , которые продолжили снимать сказки в традициях богатырей.

Если сравнивать количество снятых художественных фильмов-сказок и мультфильмов в Советском Союзе, то их количество было примерно равным.

А вот в современной России за последние 20 лет снято больше десятка запоминающихся полнометражных мультфильмов про богатырей (отдельные о каждом богатыре и вместе о трех богатырях , «Князь Владимир «, «Иван-царевич и серый волк » и другие), а фильмов всего несколько.

Истории о трех богатырях уже стали брендом и продолжают регулярно выпускаться каждый год. В этом году не исключение и в декабре выйдет новая история . Им, кстати, посвятил песню народный любимец Игорь Растеряев.

Теперь самое время перейти исключительно к фильмам-сказкам.

Осенью 2017 года как раз ожидаются с нетерпением две премьеры: «Легенда о Коловрате» и «Последний богатырь»:

* Легенда о Коловрате (2017, реж. И.Шурховецкий)

Имя Евпатия Коловрата стало легендой. Он не побоялся выйти один с небольшим отрядом против целого войска хана Батыя. Мужество, с которым он дрался с превосходящими силами монголо-татар, восхитило Батыя и он произнес фразу, что если бы в его войске были такие воины, он бы никогда не знал поражений.

* Последний богатырь (2017, реж. Д.Дьяченко)

Как бы вы почувствовали себя, если бы осознали, что оказались в сказке? Наверное, удивились?! Герой этого фильма попал из Москвы в параллельную реальность — волшебную страну Белогорье, в которой обосновались все известные нам сказочные персонажи.

Фильм снят на киностудии Диснея и получился очень зрелищным, насыщенным спецэффектами. Само по себе это удивительно, ведь отношения между нашими странами сегодня более, чем прохладные. Видимо, деньги и волшебный сюжет творят невозможное.

Герою предстоит сражаться на настоящих мечах и повстречать на своем пути весь сказочный пантеон – от Кащея с Бабой-Ягой, до Лиха одноглазого с Водяным.

К выходу фильма для поклонников жанра готов еще один, действительно крутой, сюрприз — книга Натальи Будур «От Лукоморья до Белогорья. Секреты русской сказки».

Книга Натальи Будур — От Лукоморья до Белогорья. Секреты русской сказки

Книга не имеет аналогов на русском рынке и раскрывает секрет героев русских сказок и ее смело можно назвать жемчужиной для домашней коллекции. Книга станет проводником к сказочному царству и навигатором по всем персонажам, населяющих ее просторы. Рассмотреть оформление страниц этого яркого издания поближе можно на Лабиринте .

Прежде, чем назвать основные русские богатырские фильмы-сказки, еще небольшое отступление, а точнее музыкальная пауза. В последнее время в России чувствуется возрождение интереса к истокам славянской древней культуры в молодежной среде. Это заметно по популярным песням, манере петь и даже одеваться. Например, порадовали группы «Отава Ё » и «Нейромонах Феофан» . Чего стоит драм последнего «Притоптать» , когда ноги в пляс идут сами.

Ниже расположилась обещанная подборка лучших русских фильмов о богатырях, среди которых всего два фильма, снятых в 2000-е годы, а остальные вошли в золотой фонд советского кино.

И небольшое пояснение, как в список попали сказки, в которых нет былинного богатыря, а точнее есть их последователи, которые взяли меч в руки против старых врагов (в сказке «Там, на неведомых дорожках» против, освобожденного из заточения, Кащея, выступил школьник Митя). Обязательный атрибут фильмов про богатырей — это присутствие злых сил, в лице Кащея или врагов, нападающих на Родину, с которыми ему приходится сражаться.

А как быть, если былинные времена прошли и старые враги, затаившиеся на время или новые задумают напасть на нас вновь? Об этом как раз и часть фильмов из этой подборки — о тех, кто пришел на смену богатырям, когда зло снова пытается вернуться в мир людей.

ТОП-10: Русские фильмы-сказки о богатырях:

1. Реальная сказка (2011, реж. А.Мармонтов)

Богатыри когда-то одолели зло, однако прошли века и оно вернулось в наш мир. Старые знакомые — Кощей, Баба-Яга и иже с ними вошли в нашу ускорившуюся жизнь, надели на себя личины и стали одними из людей. И не смотря на то, что сегодня любой ребенок читает сказки и знает, где искать смерть Кащея, этого оказывается мало. Если с тобой надежный друг и ты веришь в чудо, то добро победит. Этот фильм нужно дать посмотреть подросткам, которые уже оторвались от мечтательного детства и шагнули во взрослый мир.

2. Книга мастеров (2009, реж. В.Соколовский)

Это, пожалуй, первая попытка возродить детскую сказку после распада СССР. И первый фильм, где спецэффекты помогала ставить киностудия Диснея. Если не заниматься сравнением с голливудским кино и смотреть глазами ребенка, то получилась очень интересное сочетание известных сказочных персонажей и выглядят они по-современному.

3. Раз, два, горе, не беда (1988, реж. М. Юзовский)

Современный взгляд на проблемы в царстве тридевятом. Царь предложил деньги и дочь солдату Ивану в награду за победу над драконом, а тот отказался. Так Иван попал в немилость у царя и был изгнан со двора и службы. В это время к царской дочери приехал свататься заморский король. Но они не договорились и дело дошло до войны. И вместо сказочного зла король решил напугать царя огромным Карбарасом. Однако тот, выйдя из-под контроля, начал уничтожать всех, не деля на чужих и своих. Солдат Иван, без обид на царя, пришел на выручку и вместе с помощью изобретения своего друга Данилы сумел одолеть механическое чудище.

4. Василий Буслаев (1982, реж. Г.Васильев)

Василий Буслаев был сыном знатного человека в Великом Новгороде, но это не мешало ему дружить с простыми людьми. Наделен он был силой богатырской и когда злой враг, ни кого не щадящий, напал на родину, он собрал дружину и дал достойный отпор, вернувшись героем на родину.

5. Там, на неведомых дорожках (1982, реж. М. Юзовский)

История обычного школьника Мити, который поехал передать гостинец бабушке на каникулах, а оказался в волшебном царстве. Где столкнулся с Кощеем, Соловьем и Лихом одноглазым. Находчивость вместе с волшебством и помощью Василисы Премудрой помогли одолеть Кащея и его помощников. Удивительные получились каникулы.

6. Финист — ясный сокол (1975, реж. Г.Васильев)

Жил на Руси Финист, был он пахарь, возделывал землю, а когда враг нападал, он имея силу богатырскую и сердце доброе, всегда одерживал верх и изгонял ворогов. Задумали темные силы извести его. Хитростью заманили его к себе и обратили в чудище, наложив заклятие. А расколдовать его сможет только девушка, что полюбит его в таком обличии.

7. Руслан и Людмила (1972, реж. А.Птушко)


Эта экранизация пушкинской поэмы стала самой кассовой в Советском Союзе за всю историю и последней работой мэтра киносказки Александра Птушко. Фильм, снятый 50 лет назад, и сегодня производит сильнейшее впечатление на детей и взрослых — поражают воображение музыка, декорации, костюмы, батальные сцены.

(1956, реж. А.Птушко)


В этом фильме словно оживают былинные богатыри Васнецовских картин — Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. Вот уж поистине богатырская черта — не помнить обид, когда родине угрожает враг. Не верится, что сказка, снятая 60 лет назад, может сегодня дать фору многим фильмам со спецэффектами. Фильм отреставрировали в начале 2000-х годов и он снова заиграл красками.

9. Кащей Бессмертный (1944, реж. А.Роу)


Классика высшей пробы, снятая во время Великой Отечественной, показывает высоту духа русского народа в борьбе за свою любимую родину и родных людей. Былинный богатырь Никита Кожемяка проникает в логово Кащея, который разорил русскую землю и выкрал любимую Марью, наказывает злодея и освобождает невесту.

10. Василиса Прекрасная (1939, реж. А.Роу)

Идя большими шагами назад, снова вертится на языке — фильму почти 70 лет, он не цветной и вообще выглядит устаревшим. В этом скрыт один секрет. Кто погрузится в фильм, ощутит настоящую атмосферу Древней Руси, сказочного быта былинных времен и людей, преданных своей Родине, искренне любящих своих близких и готовых жертвовать за них. Здесь вход в настоящую сказку и волшебство.

P.S. *** Два богатыря *** (1989)

Закончить подборку киносказок хочется оригинальным мультфильмом. Он был снят в последние годы существования Советского Союза, так сказать, старая школа. Необычный сюжет про русского богатыря и казахского Батыра, где каждый ехал спасать свою невесту, а в итоге… Много доброго юмора и необычная развязка.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры