Музыкальная грамота для начинающих детей. Изучаем основы нотной грамоты

Главная / Любовь

Основы нотной грамоты – то, с чего начинаются серьёзные занятия музыкой. В этой краткой статье не будет ничего лишнего, только простые основы нотной грамоты.

Нот всего семь, их названия каждому знакомы с детства: до ре ми фа соль ля си . Этот ряд из семи основных нот может быть продолжен их повторением в любом направлении – прямом или обратном. Каждое новое повторение данного ряда будет называться октавой .

Два важнейших измерения, в которых существует музыка – пространство и время . Именно это и отражено в нотной записи: компонент пространства – звуковысотность, компонент времени – ритм .

Ноты записываются специальными значками в виде эллипсисов (овалов). Для отображения высоты звучания используется : чем выше звучит нота, тем выше её расположение на линейках (или между линейками) нотоносца. Нотоносец состоит из пяти линеек , которые считаются снизу вверх.

Для того чтобы записать точную высоту звука нотами используются ключи – специальные знаки, которые указывают ориентиры на нотоносце. Например:

Скрипичный ключ означает, что за точку отсчёта берётся нота соль первой октавы, которая занимает вторую линейку.

Басовый ключ означает, что за точкой отсчёта становится нота фа малой октавы, которая записывается на четвёртой линейке.

Альтовый ключ означает, что нота до первой октавы записывается на третьей линейке.

Теноровый ключ говорит о том, что нота до первой октавы записывается на четвёртой линейке.

Это наиболее употребительные в музыкальной практике ключи – далеко не каждый музыкант умеет свободно читать ноты во всех этих ключах, чаще всего средний музыкант владеет двумя-тремя ключами. Подробнее о том, как запомнить ноты в скрипичном и басовом ключе вы можете узнать из специального тренинга, который даёт ощутимые результаты после проработки всех упражнений. Кликните для ознакомления.

Как правило, основы нотной грамоты объясняют на примере скрипичного ключа. Посмотрите, как это выглядит, и пойдём дальше.

Время в музыке измеряется не в секундах, а в долях , однако по тому, как они равномерно чередуются в своём движении, их можно сравнить с течением секунд, с равномерными ударами пульса или колокола. Быстрота или медленность смен долей определяется общей скоростью движения музыки, называемой темпом . Длительность каждой доли в секунду можно вычислить опытным путём, используя песочные часы или секундомер и – специальный прибор, который даёт точное число одинаковых ударов-долей в минуту.

Для записи ритма в нотах отображаются длительности каждой ноты. Графическое выражение длительности относится к изменениям вида значка – он может быть закрашенный или не закрашенный, иметь штиль (палочку) или хвост. Каждая длительность занимает определенное число долей или их частей:

Как уже было сказано, доли организуют музыкальное время, но не все доли играют в этом процессе одинаковую роль. В широком смысле доли разделяются на сильные (тяжёлые) и слабые (лёгкие). Сильные доли можно сравнить с ударениями в словах, а слабые доли, соответственно, с безударными слогами. И вот что интересно! В музыке ударные и безударные слоги (доли) чередуются так же, как и в стихотворных размерах. И даже само это чередование называется не иначе как размер, только в стихосложении ячейка размера называется стопой, а в музыке – тактом .

Итак, такт – это время от одной сильной доли до следующей сильной доли. Размер такта имеет числовое выражение, напоминающее дробь, в которой «числитель» и «знаменатель» будут указывать на параметры такта: числитель – сколько долей, знаменатель – какой нотой по длительности эта доля может быть измерена.

Размер такта указывается один раз в начале произведения после ключей. Размеры бывают простыми и сложными. Естественно, те, кто начал изучать основы музыкальной грамоты, в первую очередь знакомятся с простыми размерами. Простые размеры – это двух и трёхдольные, сложные – это те, которые составлены (сложены) из двух или нескольких простых (например, четырёхдольные или шестидольные).

Что важно понимать? Важно понимать, что размером определена точная «порция» музыки, которую можно «запихать» в один такт (ни больше и ни меньше). Если размер такта 2/4, то это значит, что в такте уместится только две четвертные ноты. Другое дело, что эти четвертные могут, как дробиться на восьмушки и шестнадцатые ноты, так и объединяться в половинные длительности (и тогда одна половинная нота займет весь такт).

Ну вот, на сегодня достаточно. Это ещё не вся нотная грамота, но действительно хорошая основа. В следующих статьях вы узнаете много нового, например, о том, что такое диез и бемоль, в чём различие записей музыки вокальной и инструментальной, как расшифровываются «знаменитые» аккорды Am и Em и.д. В общем, следите за обновлениями, пишите свои вопросы в комментариях, делитесь материалом с друзьями в контакте (используйте социальные кнопки внизу страницы).

Представьте яркие краски природы! Красный цвет неба в час захода солнца. Оранжевый цвет апельсиновых садов. Желтые тюльпаны. Зелень хвойных лесов. Высь голубого неба. Отражение гор в синеве озера. Нежное облако фиолетовых кустов сирени.

Цветные ноты для малышей

А музыкальные знаки однообразного черного цвета. Как научить ребенка нотам, если вид этих значков не вызывает совершенно никакого интереса? Просто надо добавить немного волшебства! Почему бы не сделать их цветными?! О том, как связаны музыкальные знаки и цвет,а также о том, как быстро выучить ноты - сегодня вам расскажет музыкальная фея Дома музыки.

Чтобы лучше понимать музыку, научиться петь, нужно понимать, как она устроена. Ну а для этого стоит познакомиться с основами языка музыки - с нотами. Значит, и детям, и взрослым хорошо бы для начала выучить название нот на нотном стане. Но давайте сначала чуть-чуть затронем историю музыкальных знаков.

Символы для записи музыки были изобретены в 11-ом веке. Сначала ноты были квадратными, и было всего 4 линейки. Но потом изображение нот поменялось. Начиная с 18 века, стали рисовать ноты в виде овальных значков на нотном стане из 5-ти линеек. Более подробно об истории появления нот вы можете прочесть в нашей статье “ ”.

Почему лучше использовать цветные ноты для малышей? Если вы обращали внимание, как пишутся ноты, то знаете, что обычно они имеют скучный черно-белый вид. Малышам при изучении музыкальной грамоты непросто воспринимать схематическое изображение звуков на линейках. А цвет нот может облегчить эту задачу. Поэтому для детей младшего возраста создали специальную методику.

Как действует эта разноцветная методика?

Существует несколько каналов восприятия информации, и зрительный канал - один из самых сильных. Поэтому, когда используются цветные ноты, малышам проще понять принцип схематической записи нот и быстрее их выучить.

Какого цвета ноты

Мир музыкальных звуков - волшебный! Яркие краски радуги постарались, и ноты стали цветными! Давайте посмотрим, какие же цвета соответствуют каждой ноте:

До - красного цвета;
ре - оранжевого;
ми - желтого;
фа - зеленого;
соль - голубого;
ля - синего;
си - фиолетового .


Семь нот - семь цветов. Вам это ничего не напоминает? Да, конечно - это ноты по цветам радуги!

Кто придумал соединить музыку и цвет


Честно говоря, я не нашла точных данных об авторе, который придумал методику цветных нот для обучения детей. Многие присваивают себе это замечательное изобретение. Но известно, что с давних времен были музыканты с так называемым цветным слухом. Они видели или, правильнее сказать, чувствовали определенные цвета при звучании разных тональностей и аккордов.

Кто же объединил цвета и музыку? Есть сведения, что композитор Александр Скрябин стал первым, кто расположил ноты по цветовому спектру. Семь нот - семь цветов радуги. Все гениальное - просто! Постепенно цветные ноты стали использовать для обучения музыкальной грамоте детей по всему миру.

Задействуем правое полушарие мозга при изучении нот

Соответствие нот цветам радуги используется во многих странах для обучения детей музыке. При использовании этого метода включается ассоциативный способ восприятия информации, и скучная нотная грамота превращается в увлекательную цветную игру. Причем здесь правое полушарие мозга? Дело в том, что именно правое полушарие отвечает за воображение, интуицию и творческие способности. Когда при обучении ребенка используются цветные ноты, идет активная работа именно правого полушария. В результате малыш просто помнит или даже видит перед глазами цвет, а не схематичное изображение нотного знака.

Изучение нот с детьми при помощи цветов

Существует несколько разных вариантов записи цветных нот. Самый простой - это обычная запись нот на нотном стане, просто вместо черных нот используются цветные.

Но есть и другие варианты. Например, используют только цветовые поля: вертикальные или горизонтальные, без линеек. Посмотрите, какой необычный нотный стан с машинками мы сделали с участниками Дома музыки!

А еще существует методика, при которой запись идет в схематичной форме при помощи цветных кружочков, которые находятся на одной линии или соединяются в узоры.

Насколько это удобно и правильно? Сложно судить, но лично мне ближе вариант игровой цветной записи, но все же на привычных 5 линейках.

Цветная клавиатура в помощь юному музыканту


Методика цветных нот используется не только для изучения основ нотной грамоты, но также для обучения малышей игре на пианино. На клавиатуре очень много клавиш, и все они только черные и белые. Как же найти нужную ноту? Помогите ребенку и покажите расположение нот на пианино при помощи цветов. Для этого возьмите полоски семи цветов радуги и наклейте их на клавиши, начиная с ноты «до» первой октавы.

Этот способ помогает быстро выучить расположение нот на пианино. Также данная методика помогает задействовать разные виды памяти и делает процесс обучения максимально наглядным. Да и цветные клавиши выглядят для малыша гораздо веселее и привлекательнее.

Цветные ноты для малышей: в чем их преимущества


И еще один важный момент, на который я бы хотела обратить ваше внимание. Когда мы изучаем ноты с малышами в игровой форме, используя сказочные образы, обозначение нот цветами, мы активно развиваем правое полушарие мозга, которое отвечает за воображение, креативность, интуицию и творческие способности.

Игры с цветными нотами позволяют задействовать ассоциативный способ восприятия информации. В результате малыш просто помнит или даже видит перед глазами цвет, а не схематичное изображение нотного знака.

Цветные ноты - это не только способ освоить нотную грамоту, это эффективный и интересный способ развития интеллекта ребенка!

Но что же делать дальше? Как играть с цветными нотами?

Приходите на уникальный Музыкальный Квест Дома музыки « «, и мы будем в веселых, музыкальных играх с нотками развивать наших малышей.

Описание материала : Одним из ключевых приемов, которым можно заинтересовать, захватить, заставить проникнуть в тему беседы любую аудиторию, как взрослую, так и детскую, является история, сказка, притча. Захватить внимание детей, вызвать интерес к теме беседы легче всего с помощью сказки. Тогда дети, проникнув в «сказочную страну», сидят, затаив дыхание, и слушают.

Наша, совместно с дочерью Ксенией сочиненная сказка, поможет освоить малышам 6-8 лет нотную грамоту, да и просто подружиться с музыкой и ее волшебными звуками.

Цель: Актуализация знаний детей по теме «Ноты»

Задачи: Вызвать у детей интерес к теме. Помочь освоить нотную грамоту.

Помочь понять, что мелодия состоит из отдельных нот. Учить выделять из мелодии отдельные звуки. Познакомить с понятиями «высокие и низкие голоса», учить определять на слух высокие и низкие звуки.

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки.

Учить «чувствовать» музыку, определять и передавать характер музыки в двигательных импровизациях или с помощью картинок-образов зверей и птиц.

Закреплять полученные ранее знания.

Предварительная работа: Прослушивание музыкальных произведений, музыкальные и двигательные импровизации, знакомство с нотным станом и написанием нот на линеечках.

Итак……

В одной сказочной нотной стране жили-были ноты. У каждой нотки было свое имя. Нотки, как и дети, были нотки мальчики, которые очень любили лазать по лесенкам, как и все мальчишки на всем белом свете, а были и нотки девочки. Они, как и все девчушки-хохотушки, очень любили наряжаться. Нарядов было много, и поэтому их папа Король Скрипичный Ключ построил для них великолепный дворец. Для каждой девочки была устроена отдельная комната, но… об этом чуть позже.

Мальчиков звали так: ДО, МИ, СОЛЬ и СИ. Собрались они однажды на прогулку в парк, а там стояла высокая лесенка. ДО был самый младший из всех братьев, и смог забраться только на самую низкую ступеньку, стоящую на земле (дополнительную). Он стоял там и радовался: «Вот какой я ловкий!» А мальчики постарше, МИ, СОЛЬ и СИ, решили устроить соревнование: кто же заберется выше всех. Самым ловким оказался СИ, он забрался на третью ступеньку. СОЛЬ чуть пониже, на вторую, а МИ только на первую. «Ура, я выиграл,- прокричал СИ,- я выше всех». ДО не обиделся на брата, а сказал, что он, стоя на своей дополнительной ступеньке, видит червячков на земле. МИ тоже не расстроился, ведь со своей первой ступеньки он увидел, как мама возвращается с работы. СОЛЬ со своей второй ступеньки увидел самую красивую на свете птичку.

А что тебе там видно, СИ?

Мне с третьей ступеньки видны облака и небо!

В это же самое время, девочки выбирали себе комнаты.

Я буду жить внизу на первом этаже!- сказала РЕ,-не люблю лесенки, и поселилась под первой линейкой.

Тогда я займу второй этаж, между первой и второй линейками,- сказала ФА,- мне очень нравится смотреть в окно на наш чудесный яблоневый сад, а снизу и сверху его не разглядеть.

Ну тогда третий этаж мой,-сказала ЛЯ,-мне очень нравится подниматься по лесенкам. И поселилась между второй и третьей линейками.

Вот так дружно жили-поживали веселые нотки и до сих пор живут, хотите проверить, тогда отправляйтесь в сказочную нотную строну. А веселые ребятки-нотки будут ждать вас в своих домиках.

ДО - на дополнительной линеечке.

РЕ - под первой линеечкой.

МИ - на первой линеечке.

ФА - между первой и второй линеечками.

СОЛЬ - на второй линеечке.

ЛЯ - между второй и третьей линеечками.

СИ - на третьей линеечке.

До скорой встречи в сказочной стране!

Сказку можно рассказать в любое время суток, хоть на ночь. Зато утром можно нарисовать нотки и их домики, а можно и поиграть.

Дидактическая игра «Высоко - низко»

Для игры понадобится лист бумаги с нарисованным нотным станом (пять линеечек) и небольшие овалы из черной цветной бумаги.

Взрослый или играет на фортепиано высокие либо низкие ноты, или просто поет любые ноты,высокие либо низкие. Ребенок догадывается высоко или низко забрались мальчики нотки и выставляет овалы на нотный стан, соответственно высоко или низко.

А еще по нотному стану могут «гулять» картинки с изображением зверей: медведи, зайчики, волки, птички.Каждый зверь под «свою» песенку.

Пять линеек нотной строчки

Мы назвали нотный стан,

И на нем все ноты-точки

Разместили по местам.

А теперь и вы, ребята, вспомните, где живут нотки и разместите их по своим домикам.

На первом занятии педагогу необходимо научить ребят различать шумовые и музыкальные звуки. Наглядно показать на иллюстрациях или карточках изображение шумовых звуков, постепенно подвести обучающихся к самостоятельному пониманию того, что такое музыкальный звук. Обучающимся предлагают выучить стихи В.Д. Королевой:

Все на свете дети знают,
Звуки разные бывают:
Журавлей прощальный клёкот,
Самолёта громкий рокот,

Гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре,
Стук колес и шум станка,
Тихий шелест ветерка.

Это звуки – шумовые.
Только есть ещё другие;
Не шуршания, не стуки –
Музыкальные есть звуки.

Три регистра в музыке

Дети дошкольного возраста мыслят образно, поэтому у них хорошо развито воображение. Познание окружающего мира, в который они входят, неразрывно связано с глубоким погружением в мир сказок и игрушек, любимый ими всей душой. Нельзя прерывать этой связи полностью, когда ребёнок переступит порог класса. Любимая игрушка способна оживить урок, помочь в усвоении нового материала, например, при изучении регистров. Разница между высокими, средними и низкими звуками усваивается быстрее, если её проиллюстрировать при помощи машинки, куклы, зайчика, попугая.

При изучении темы педагог показывает, как устроено фортепиано, заостряет внимание на различии высокого, среднего и низкого регистров. При этом невольно у ребёнка голос низкого «толстого» звука ассоциируется с толстой струной, а высокого «тонкого» – со струной тонкой. Следовательно, ребёнок не только слышит, но и видит, почему голоса клавиши становятся всё выше «тоньше», когда рука педагога, исполняя отдельные звуки, движется по клавиатуре вправо. И наоборот, звуки становятся ниже «толще», когда педагог играет те же звуки в обратном направлении.

Движение мелодии вверх и вниз

Педагог исполняет правой рукой звукоряд поочерёдно вверх и вниз (можно использовать звукоряд, короткие мотивы, отдельные звуки). Левая рука, в которой он держит игрушку, движется над клавиатурой в ту же сторону, что и правая, но соответственно звукам, или поднимаясь, или опускаясь. Педагог может играть звукоряд, а ученик в это время с помощью игрушки показывает направление движения звуков. При повторении этой темы педагог играет звукоряд без игрушки. Ученик, стоя спиной к клавиатуре, отгадывает: с горки или на горку идет машина, с нижней веточки наверх, или наоборот летит попугай.

Длинные и короткие звуки

Объяснение этой темы происходит в форме игры, поэтому усваивается детьми легко и быстро. Если хлопнуть в ладоши так, чтобы они отскочили друг от друга, как от горячей печки получится короткий звук. На что похож этот звук? Он похож на звук падающих капель дождя, стук копыт – другие примеры дети додумают сами. При изучении длинных звуков, разводим ладоши медленно в стороны, как бы «натягиваем резиночку» и одновременно тянем звук. Как только дыхание закончилось, звук прекратился – значит, «резиночка порвалась», ладоши резко хлопают. Они вернулись к короткому звуку.

Нота и нотоносец

Понятия: нотоносец, ноты и скрипичный ключ связанные между собой. Поэтому педагог может объяснять их ребенку поэтапно. Ноты представляются как знаки, с помощью которых обозначаются музыкальные звуки. Педагог ставит цель показать ученикам, как выглядят знаки-ноты, и где они пишутся: на линейках, между линейками, над ними и под ними. Понятие «нотоносец» следует дополнить другим названием – «нотный стан», т.е. линейки, куда «становятся» ноты. Нотные линейки считаются снизу вверх, так, как мы считаем этажи у дома.

Скрипичный ключ

Педагог должен объяснить детям, что ключ называют скрипичным потому, что он как бы ведает теми нотами, у которых звучание такое же высокое, как у скрипки. Скрипичный ключ пишется вначале каждой нотной строчки. Обучающиеся у доски осваивают написание скрипичного ключа. Параллельно педагог рассказывает сказку «О добром волшебнике Скрипичном ключе»: У скрипичного ключа в музыкальном городке все ноты знали свои места. Только одна нота была невнимательная. Из-за своих ошибок она много плакала, от слез стала соленой. Ей дали имя «соль», а чтобы она не забыла свое место на нотном стане, скрипичный ключ зацепился хвостиком за вторую линеечку. В последующем обучающиеся учат по одной нотке на каждом занятии, закрепляя эти знания выкладыванием нот на индивидуальных карточках с изображением нотного стана, на фланеллеграфе. Разучивается стихотворение о звукоряде и нотах:

Семь ступенек есть на свете
ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.
Ты запомни их названье
И в тетрадку занеси.
Если ноты спеть подряд
Это будет з в у к о р я д..

Штрихи, нюансы (динамические оттенки)

Каждая песня может исполняться с разной силой звучности или, как говорят музыканты, с разными динамическими оттенками: тихо, громко, не очень громко и т.д. Динамические оттенки помогают лучше раскрыть содержание произведения. Педагог показывает детям две иллюстрации: одна черно-белая, другая ярко раскрашенная и предлагает детям назвать самую красивую. Дети называют яркую картинку. Педагог говорит, что в музыке тоже есть свои краски. К ним относятся: регистр, ключ, темп и динамика. Динамические оттенки обозначаются итальянскими словами. Слово «фортепиано» состоит из двух частей: форте – громко, пиано – тихо. Благодаря оттенкам любая музыка звучит выразительно. Существуют знаки для обозначения отрывистых звуков (стаккато) и знаки для обозначения протяжных звуков (легато). Акценты – это способы выделения отдельных нот в звучании музыки.

Мажорный и минорный лад

Эта тема сложна для объяснения дошкольникам. Сказка «Два брата» («Музыка в сказках» Е.А. Королевой) облегчает ее восприятие. У русского народа много пословиц и поговорок, связанных со словом «лад». Например: сядем рядком, да поговорим ладком, с кем мир да лад, так тот мне брат. Про певцов хорошего хора часто говорят: как они ладно поют. Слово "лад" означает согласие, порядок, мир. В музыке это слово означает слаженность музыкальных звуков, звуки находятся в согласии друг с другом. Каждое музыкальное произведение имеет какой-то определенный лад. Лады в музыке бывают разные, но чаще всего встречаются мажорный и минорный. Характер мажорного лада – светлый, уверенный, твердый. Характер минорного лада – мягкий, с оттенком грусти.

Мажор и горюшка не знает.
Минор все время унывает.

Длительности

В объяснении этой сложной темы неоценимую помощь могут оказать музыкально-дидактические игры, фланеллеграф, карточки, настольное музыкальное лото и др. Красочно оформленные музыкально-дидактические игры вызывают у детей эмоциональный отклик, который помогает лучше запомнить тему. Использование карточек и фланеллеграфа помогает закрепить теоретические знания наглядно с помощью картинок. Одновременно дети могут учить стихи (не больше двух четверостиший). Дети любят сказки, поэтому возможно использовать музыкальные сказки во всех темах теоретического раздела.

Например : Одна девочка любила слушать звуки, в соседней квартире жила семья и девочка узнавала по шагам, кто идёт:

медленно – старый дедушка:
Если нота белая – это нота целая.
(Карточка с рисунком валенок);

размеренно – уставший отец с работы:
Разделим ноту целую на половинки белые
Палочкой отметив, чтоб с той не спутать этих
(Карточка с папиными сапогами);

Чётко – мама с покупками:
В каждой ноте половинки
По две чёрных четвертинки
(Карточка с туфлями на каблуках);

Быстро – мальчик из школы:
В каждой четвертушке
По две восьмушки
Палочки и точки,
На палочках крючочки.
(Карточка с ботинками.)

№ Занятия

Тема занятия

Цель

Музыкальные и шумовые звуки

научить детей различать шумовые и музыкальные звуки

Высокие и низкие звуки

Клавиши и клавиатура

познакомить детей с клавишами и клавиатурой

Октавы

усвоить расположение октав на клавиатуре

Ноты и нотоносец

раскрыть поэтапно содержание понятий, связанных между собой: нотоносец, ноты, ключ

Скрипичный ключ

познакомить детей со скрипичным ключом

Ноты

познакомить детей с конкретными названиями нот

Такт и тактовая черта

объяснить детям, что такое такт и тактовая черта

Длительности нот

помочь детям усвоить соотношения длительностей нот и счёта

Нота с точкой

объяснить детям, что означает нота с точкой

Размер

на основе полученных знаний о длительностях нот, познакомить детей с музыкальным размером

Паузы

познакомить детей с понятием паузы

Штрихи

научить детей различать музыкальные штрихи: стаккато и легато

Динамические оттенки

запомнить динамические оттенки, как своеобразные музыкальные краски

Мажорный и минорный лады

познакомить детей с музыкальными ладами: мажорным и минорным

Занятие 1

Музыкальные и шумовые звуки

Цель:

  • научить детей различать шумовые и музыкальные звуки.

В стихотворной форме умышленно объясняются шумовые звуки, а музыкальные упоминаются только в конце.

Все на свете дети знают,

Звуки разные бывают:

Журавлей прощальный клёкот,

Самолёта громкий рокот,

Гул машины во дворе,

Лай собаки в конуре,

Стук колёс и шум станка,

Тихий шелест ветерка.

Это звуки – шумовые.

Только есть ещё другие:

Не шуршания, не стуки –

Музыкальные есть звуки.

Задание 1 . Подвести ребёнка к самостоятельному пониманию того, что такое музыкальный звук. По слуху определить, где – шумовые звуки, а где – музыкальные.

Занятие 2.

Высокие и низкие звуки

Цель:

  • научить различать высокий и низкий регистры

Пояснительная записка

Дети дошкольного возраста мыслят образно, у них хорошо развито воображение. Познание окружающего мира, в который они входят, неразрывно с глубоким погружением и в мир сказочный, игрушечный, любимый ими всей душой. Любима игрушка способна оживить занятие, помочь в усвоении нового материала. Разница между высокими и низкими звуками усваивается быстрее, если её проиллюстрировать при помощи машинки, куклы, зайчика, попугая.

1. Объяснение темы

Педагог, показывая, как устроено фортепиано, заостряет внимание на различии высокого и низкого регистров. При этом невольно у ребёнка голос низкого «толстого» звука ассоциируется с толстой струной, а высокого – с «тонкой» струной. Ребёнок не только слышит, но и видит, почему голоса клавиши становятся всё выше, «тоньше», когда рука педагога, исполняя отдельные звуки, движется по клавиатуре вправо (в сказке «Про девочку Нину» так движется кошка).

Сказка про девочку Нину, кошку Мурку и пианино

Жила-была на свете одна девочка. Звали её Нина. Кто-то подарил ей пианино на День рождения, а она играть на нём не умела: вот и давай стучать по клавишам, перепугала даже Мурку-кошку. Рассердилась Нина и спать пошла. Уснула Нина, и приснился ей удивительный сон:

Будто дома она да кошка,

И сидят они у окошка.

А за спиной: «Бум! Бум!»

Обернулась Нина, услышав шум,

Видит – пианино шагает,

Крышку, как рот открывает,

А под крышкой клавиши в ряд,

Словно зубы торчат.

Вот-вот сердитое пианино

Проглотит девочку Нину.

Ой, как же она испугалась! Хотела убежать, да не может.

Но тут кошка на клавиши – прыг!

И чудо случилось вмиг.

Мурка по клавишам идёт,

А пианино поёт, поёт.

Мурка неслышно ступает,

А пианино ей ласково отвечает.

Тут второе чудо случилось –

Кошка вдруг говорить научилось:

«Мяу, всё тебе расскажу.

Хочешь, секрет покажу!» -

Нине она говорит

И заглянуть в пианино велит.

Сама же хвостом виляет,

Клавиши лапками нажимает.

Налево Мурка пойдёт –

А если повернёт правее –

Звуки всё выше, нежнее.

В пианино как заглянула Нина, так и ахнула: к каждой клавише молоточек приделан, а сзади целый ряд струн, да все разные!

А струн коротких и тонких,

А чем толще, длиннее струна –

Тем ниже звучит она.

Клавишу Мурка нажимает –

Молоточек по струне ударяет:

Струна звенит, поёт,

Думает девочка Нина:

«Совсем не странное пианино.

Надо только его не бить,

Кулаками по нему не колотить,

А бережно клавиши касаться –

Вот оно и не будет кусаться».

Тут наступило утро, и сон прервался. Нина встала, ласково дотронулась до клавиш. В ответ послышались добрые голоса струн.

P.S: И наоборот, звуки становятся ниже, “тоньше», когда педагог играет те же звуки в обратном направлении.

2. Закрепление материала

а) Педагог исполняет правой рукой звукоряд, поочерёдно вверх и вниз (кроме звукоряда, по усмотрению педагога, можно воспроизвести короткие (звуки) мотивы, отдалённые звуки и т.п.). Левая рука его, в которой он держит игрушку, движется над клавиатурой в ту же сторону, что и правая, но соответственно звукам: или поднимаясь, или опускаясь.

б) Педагог играет звукоряд. В это время ученик с помощью игрушки показывает направление движения звуков.

3. Повторение

Игрушка здесь не участвует. Педагог играет звукоряд. Ученик, стоя спиной к клавиатуре, отгадывает: с горки или на горку едет машина (идёт кукла), с верхней веточки на нижнюю или наоборот летит попугай.

Закрепить пройденный материал детям поможет задание 2 .

Занятие 3.

Клавиши и клавиатура

Цель:

  • познакомить детей с клавишами и клавиатурой.

Чтобы этот непростой материал был преподнесён детям в занимательной, интересной форме, используем стихи и рисунки.

Чудеса тут, да и только!

Вот ведь клавиш разных сколько!

А имён лишь семь у них.

Как же мне не спутать их?

Видишь чёрных клавиш ряд?

Их то две, то три подряд,

Лишь две чёрненьких нажмёшь,

Между ними ре найдёшь.

Слева – до , а справа – ми,

По порядку их нажми:

До, ре, ми .

Рядышком теперь, смотри,

Видишь, чёрных клавиш три?

От них слева фа живёт,

Песенку свою поёт.

Возле фа – соль, ля сидят

И вдвоём на си глядят.

Ну, а си совсем несложно,

Очень просто найти можно:

Справа от трёх чёрных клавиш

Дома ты её застанешь.

А теперь произнеси:

До, ре, ми, фа, соль, ля, си,

Друг за дружкой их сыграй

И тихонько повторяй:

До, ре, ми, фа, соль, ля, си .

Только си ты назовёшь –

Рядом снова до найдёшь.

Если мы от до ушли,

До другого до дошли –

Значит целую ОКТАВУ

Вместе мы с тобой прошли.

Ну-ка, быстро, раз, два, три,

Это слово повтори: ОКТАВА .

Чудеса тут, да и только!

Хоть здесь клавиш разных столько –

Знаю я, как их зовут,

Знаю, где они живут.

Усвоить на практике местонахождение клавиш детям помогут

задания 3 и 4 .

Занятие 4.

Октавы

Цель:

  • усвоить расположение октав на клавиатуре.

Пояснительная записка

Полезно использовать карточки с изображениями животных из задания 2, те которые помогли в изучении регистров. Для этого их надо расположить на клавиатуре в следующем порядке:

  1. Субконтроктава – слон
  2. Котроктава – слонёнок
  3. Большая октава – медведь
  4. Малая октава – медвежонок
  5. Первая октава – кошка
  6. Вторая октава – котёнок
  7. Третья октава – мышка
  8. Четвёртая октава – мышонок

Задания 5 – 6.

Для закрепления материала используется задание 7 , где вводится понятие – до второй октавы.

Занятие 5.

Ноты и нотоносец

Цель:

  • раскрыть поэтапно содержание понятий, связанных между собой: нотоносец, ноты, ключ.

Пояснительная записка

Чтобы усвоение нового материала было более твёрдым, в данной теме сведения о ключе не упоминаются, а раз так, то и ноты объясняются пока просто как знаки, с помощью которых обозначаются музыкальные звуки. Позже, после знакомства детей со скрипичным ключом, будет рассказано о конкретных названиях нот.

При такой последовательности изучения нот педагог ставит цель показать детям, как выглядят знаки-ноты и где они пишутся – на линейках, между линейками, под ними и над ними.

В это же время даются и начальные представления о длительности нот – задание 8 . Объяснить детям, что звуки бывают долгими и короткими, можно на примере какой-либо песни. Для этого необходимо, чтобы дети пропели несколько её строк, одновременно отхлопывая в ладоши ритмический рисунок мелодии.

Надёжней усвоить этот материал поможет задание 9 .

Понятие «нотоносец», о котором дети узнают из стихотворения, следует дополнить другим названием нотоносца – нотный стан.

Вот пятиэтажный дом.

Проживают знаки в нём.

Нотоносец дом зовут,

Знаки-ноты в нём живут.

(Показать иллюстрацию дома с нотами)

Занятие 6.

Скрипичный ключ

Цель:

  • познакомить детей со скрипичным ключом.

Пояснительная записка

После знакомства детей со «Сказкой о мудрой сове», педагог должен пояснить: ключ называют «скрипичным» потому, что он как бы ведает нотами, у которых звучание такое же высокое, как и у скрипки.

Сказка о мудрой сове

Жила в лесу очень мудрая и добрая сова. Всем лесным жителям та сова помогала. И вот…

Как-то прилетела к ней птичка – серенькая невеличка,

Плакать, вздыхать начала и речь такую повела:

– Добрая сова, помоги, от беды меня убереги.

Все знают, что я пою каждое утро песенку свою.

Я с ней солнышко встречаю,

Ему проснуться помогаю,

Но сегодня злые пауки

Спрятали все ноты в сундуки.

И сундуки те на замок закрыли,

А ключи от замков в земле зарыли,

Без песенки я жить не могу.

Как солнышку теперь помогу?

– Не горюй, я выручу тебя из беды, - успокоила сова птичку. Взяла она ветку, начертила на земле нотоносец и начала на нём что-то рисовать, приговаривая:

Я сначала нарисую закорючку вот такую,

На верхушке закруглю,

Ой, какой-то вышел гусь,

Я чуть-чуть его боюсь.

Нет! Я сделаю вот так:

Чтобы был не гусь, а знак,

Быстро линию прямую

Жирной точкой завершу я.

Вот и вышел ключ отличный,

А зовётся он скрипичный .

И второе имя есть,

Напишу его я здесь: ключ соль.

Запомни, птичка – серенькая невеличка,

Он называется так потому,

Что начало завиточка

На второй рисуют строчке, –

Как раз на той самой второй строчке, где пишется нота соль первой октавы. Бери, птичка, этот ключик и лети к паукам сундуки открывать. Как только подлетишь к ним, послушай сначала, в котором из них твои нотки звучат, тогда тот сундук и отпирай.

Поблагодарила птичка – серенькая - невеличка добрую сову и полетела за своими нотами.

Вот так помогла сова птичке вернуть её песенку.

Написание скрипичного ключа дети могут освоить, выполняя задание 10 . Пьесу «Народная прибаутка» сначала следует играть 3-им пальцем правой руки, а затем 3-им пальцем левой руки.

Занятие 7.

Ноты

Цель:

  • познакомить детей с конкретными названиями нот.

Чтобы пьесы исполнять,

Ноты нужно твёрдо знать.

Вот – до, ре Вот ля и си

Выучи названия нот и где каждая живёт.

Есть у радуги семь красок,

А у музыки семь нот.

Только кто же без подсказок

Эти ноты разберёт?

Будто капельки похожи,

Различить мы их не можем.

Вот что: ноты все украсим,

Словно радугу раскрасим.

И запомним сразу мы,

Где тут фа , а где тут ми .

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Облегчит усвоение этого материала задание 11 .

Сказка про петушка

(Прочитай сказку, называя ноты вместо пропущенных слогов).

Жил да был петух на свете

чего хорош был Петя!

Утром солнце лишь проснётся,

Петя гом вст пенётся,

Песню звонкую споёт

И гу ть на луг идёт

мо ма, мо сада,

Мо сломанной ограды,

Погу ет и вернётся,

За дела свои возьмётся.

Приведёт в порядок м,

Печь затопит, а потом

Сходит Петя в огород.

Там,горох сорвёт,

Да нако т колосков –

Вот уж завтрак и готов.

Чистый ртучек наденет,

На столе он скатерть сменит,

Поставит, угощенья.

Ай, да, Петя! Заг денье!

Тут друзья в окно стучат.

– Заходите, я вам рад!

Занятие 8.

Такт и тактовая черта

Цель:

  • объяснить детям, что такое такт и тактовая черта.

Пояснительная записка

К этой теме не требуется дополнительных комментариев, так как материал в заданиях 12 – 15 изложен довольно полно. Для закрепления темы дана «Перемена»: соотнеся изображение комнат в доме с изображением нотоносца, дети сосчитают количество комнат в доме и легко определят количество «комнат – тактов» на нотоносце.

Занятие 9.

Длительности нот

Цель:

  • помочь детям усвоить соотношения длительностей нот и счёта.

Пояснительная записка

При изучении этой темы дети испытывают определённые трудности. Чтобы облегчить усвоение данного материала, предлагается сказка «Дружная семья».

Как известно, у детей и взрослых динамика разная (дети намного подвижней взрослых). На основе данного принципа и построена эта сказка: в ней восьмые ноты названы ребятами, четвертные – мамами и папами, половинные – бабушками, а целая – прабабушкой. Всё это наглядно объясняет соотношение длительности и счёта.

Дружная семья

Жила-была дружная семья:

Прабабушка, две бабушки

Мамы с папами

И ребятишки

Они часто все вместе ходили в парк на прогулку. И вот однажды, чтобы веселей было гулять, придумали ребята себе занятие: считать свои шаги. Аллея в парке была длинная, им приходилось делать много шагов, а считать они умели только до четырёх.

Думали они, думали, как им удлинить счёт, и придумали: после каждой цифры 1,2,3,4 решили ребята добавлять букву «и». Сказано – сделано.

По дороге бегут ребятишки

И считают шаги шалунишки,

А выходит у них вот так:

Видишь, как быстро они бегут.

Мамы с папами их услыхали

И шаги свои вмиг сосчитали:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раз и, два и, три и, четыре и

Вот у них и получилось!

Ну, и бабушки, чтоб не отстать,

Вот так:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раз и, два и, три и, четыре и

Тут прабабушка тихо сказала:

– А я тоже шаги сосчитала:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раз и, два и, три и, четыре и

Ой, как медленно шла она!

Гуляли они, гуляли,

И пошли домой отдыхать.

Значит, сказку пора кончать.

P.S.: Не следует на начальном этапе обучения огорчаться из-за того, что дети иногда вместо конкретного названия длительности ноты (например, половинная) называют её «бабушкой». В этом случае важно попросить ребёнка вспомнить настоящее название длительности данной ноты. От употребления и того, и другого названия длительностей («бабушка», половинная) постепенно можно перейти к использованию только настоящего названия.

После ознакомления с предложенным материалом через чтение сказки переходим к заданиям 16 – 18 – всё это и составит занятие.

Занятие 10.

Нота с точкой

Цель:

  • объяснить детям, что означает нота с точкой.

Пояснительная записка

Стихи и задание 19 облегчат детям усвоение этой довольно непростой темы. Но для того, чтобы этот материал воспринимался проще, полезно на начальном этапе у точки подрисовать штиль так: или так:

Занятие 11.

Размер

Цель:

  • на основе полученных знаний о длительностях нот, познакомить детей с музыкальным размером.

Пояснительная записка

Тема не требует дополнений. Для лучшего усвоения материала полезно использовать задание 20 – «Музыкальное лото».

Занятие 12.

Паузы

Цель:

  • познакомить детей с понятием паузы.

Пояснительная записка

Для знакомства с понятием паузы предлагается сказка «Неразлучные друзья». Читая её, следует заострить внимание детей на том, что паузы в музыке надо так же слушать и считать, как и ноты.

Неразлучные друзья

Жил-был на свете мальчик Коля.

Учился он в музыкальной школе,

И была у него книжка.

И вот однажды ночью, когда Коля уснул, случилось такая история.

Только часы двенадцать пробили,

Вдруг эту книжку быстро открыли.

И кто бы вы думали, её открыл?

Ноты!

Да-да, ноты – невелички,

Которые жили на первых страничках.

Заплакали они, загоревали,

Что-то друг другу рассказывать стали.

Потом побежали по книжке без оглядки,

Только засверкали пятки.

Далеко убежали от нотоносца родного,

Остановились на одной странице, смотрят,

А место им незнакомо.

Какие-то знаки навстречу идут,

Спрашивают у нот: «Как очутились вы тут?»

Ноты наперебой рассказывать стали:

Ох, вы знаете, мы чуть совсем не пропали.

Мальчик, который занимается по этой книжке,

Заставляет нас петь без передышки.

Вы бы только знали,

Как мы устали!

Ведь нельзя же нам всё время звучать,

Должны и мы иногда отдыхать.

Посмотрите, что с нами случилось,

Какая беда приключилась:

Половинная нота, бедная,

Стала ужасно бледная.

Целая так долго пела,

Что даже вся поседела.

Четвертная нота почернела от работы.

А мы, ноты восьмые, весёлые, озорные,

До того пели, старались,

Выслушали их знаки незнакомые и говорят:

Ну, об этом не стоит горевать,

Слёзы горючие проливать.

Мы как раз знаки молчания,

Обозначаем перерыв в звучании.

Паузы нас зовут.

Вот мы все тут.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Целая пауза Половинная Четвертная Восьмая

Раз и, два и, три и, четыре и. Раз и, два и Раз и Раз

Вот и познакомились мы с вами, ноты.

Теперь вы по-другому запоёте.

Забирайтесь к нам на нотоносец,

Будем вместе жить,

Больше не о чем вам тужить.

Станем мы с вами неразлучными друзьями.

Обрадовались нотки, забрались к паузам и стали жить - поживать, горя не знать.

Обращение к «забавным картинкам» поможет детям быстро и прочно запомнить, как выглядят паузы. Им легко вообразить, что целая пауза, как табличка, висит на линейке; половинная, будто сундучок на полке, лежит на линейке; четвертная похожа на змейку; а восьмая напоминает фигуристку.

Занятие 13.

Штрихи

Цель:

  • научить детей различать музыкальные штрихи: стаккато и легато.

Пояснительная записка

Тема наглядно раскрывается в стихах и рисунках, приведённых в задании 27 . Необходимо выучить:

Точка над нотой и точка под нотой,

Скажи-ка нам, точечка, кто ты?

Знайте, ребята, зовусь я стаккато ,

Плясать заставляю я ноты.

Стаккато – коротко, отрывисто.

Лига

Ой, дуга, какая тут!

Как, скажи, тебя зовут?

Лига называюсь я.

И запомните, друзья,

В пьесах роль моя важна,

Нотам очень я нужна

Для того, чтоб их учить

Плавной поступью ходить.

Ну, а поступь та, ребята,

Называется легато .

Легато – плавно, связно .

Занятие 14.

Динамические оттенки

Цель:

  • запомнить динамические оттенки, как своеобразные музыкальные краски.

Пояснительная записка

Усвоению темы помогут рисунки и прослушивание пьесы Д.Г. Тюрка «Я так устал» в разной манере исполнения из задания 28 .

Первый раз педагог играет невыразительно, ровным звуком, а второй раз – точно выполняя все динамические оттенки для того, чтобы дети отдали предпочтение не монотонному, а красочному исполнению, полностью раскрывающему смысл пьесы.

После этого можно перейти непосредственно к знакомству с названиями и назначениями динамических оттенков. Распределение цветовой яркости красок на палитре будет способствовать лучшему восприятию сути динамических оттенков.

Занятие 15.

Мажорный и минорный лады

Цель:

  • познакомить детей с музыкальными ладами: мажорным и минорным.

Пояснительная записка

Известно, насколько эта тема сложна для объяснения маленьким детям и как трудно они воспринимают её. Сказка «Два брата» облегчит её восприятие.

ДВА БРАТА

В давние-давние времена в сказочной стране под названием Звукляндия правил король Дин-дон-Седьмой. Больше всего на свете он любил спать да скучать.

Бывало сядет он на свой трон и скучает.

От скуки ногами поболтает,

От скуки прикажет печенье подать,

А солдатам песню запевать.

Солдаты были у него необычные –

Все, как один, певцы отличные.

И за это, кстати сказать,

Стал Дин-Дон их Звуками звать.

Споют Звуки королю одну песню, другую,

Король захрапит, и Звуки тоже на боковую.

Спят себе до утра.

Утром встанут, крикнут: «Ура!»

Король проснётся, с боку на бок повернётся,

И всё заново начнётся:

Скука, печенье, солдатское пение.

От этой жизни Звуки до того обленились,

Что петь как следует совсем разучились.

Король был ужасно огорчён.

Даже скучать перестал он.

Заставляет их петь и так, и сяк,

А они не хотят никак.

Но вот однажды прибыли в Звукляндию из далёкой страны Ладии два брата – Лада. Один был весёлый плясун-хохотун, другой грустный, задумчивый. Весёлого звали МАЖОР , а грустного – МИНОР . Мажор и Минор о беде короля узнали и решили помочь ему.

Во дворец явились,

Королю, как положено поклонились.

Здравствуй, Дин-Дон, – говорят. –

Хотим послушать твоих солдат.

А ну, – скомандовал Звукам король, –

Запевать все изволь!

Раз, два! Раз, два!

Запели Звуки, кто в лес, кто по дрова.

Не выдержали этой музыки братья,

Давай, – говорят, – Дин-Дон, мы тебе поможем,

Из звуков твоих песню ладную сложим.

Выстроил Мажор Звуки в ряд –

Получился ЗВУКОРЯД .

Скомандовал им Мажор: «На тон, полутон рассчи-и-тайсь!»

Звуки быстренько рассчитались:

Тон, тон, полутон,

Тон, тон, тон, полутон.

Запевай! – скомандовал Мажор. Звуки запели:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Все мы дру - жно вста – ли в ряд, по – лу – чил - ся зу – ко - ряд.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Не про – стой ма – жор – ный, ра – дост – ный, за – дор – ный!

Закончили Звуки петь – шагнул вперёд Минор. Скомандовал: «На тон, полутон рассчи – и – тайсь!». Звуки сразу почему – то загрустили, нехотя рассчитались:

Тон, тон, полутон,

Тон, тон, полутон,

Тон, тон.

Запевай! – скомандовал Минор. Звуки запели.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мы ми – нор – ный зву – ко – ряд груст – ных зву – ков длин – ный ряд

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пес – ню груст – ну – ю по – ём и сей – час мы за – ре – вём.

С тех пор наступил порядок в Звукляндии.

Дин-Дон по-другому жить стал,

Под новую музыку спать перестал.

Загрустит он – Минор явится,

Захочет веселиться – Мажор появится.

Стали Звуки жить ладно,

И песни зазвучали складно!


© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры