Легкие пейзажи маслом этюды. Быстрые этюды

Главная / Чувства

Когда начинается художник? Каждый в свое время. Художник в естественной обстановке формируется под воздействием окружения: родителей, учителей, общества. Окружение - источник творчества, пробуждения таланта.

Творческая индивидуальность у каждого формируется по-разному. Потому невозможно определить порог, отделяющий мастера от ученика. Иногда это лишь одна ступенька, а порой их множество. Овладение мастерством у одного происходит почти мгновенно, у другого совершается долго и незаметно.

История живописи пестрит разнообразием примеров раннего художественного развития и, наоборот, сравнительно позднего. Обычно талант проявляется в атмосфере искусства, но нередко исходит из среды, искусству чуждой. Большинство художников, чьи имена на слуху, получили академическое образование, другие живописцы прилежно учились, но не в академиях. А некоторые освоили живописную грамоту самостоятельно.

Каждому истинному художнику присущ конкретный набор качеств, без которых он не может состояться: любовь к природе, жажда знаний.

К чему такое многословное введение?

Покопавшись в старых папках, обнаружил несколько сохранившихся этюдов с поры ученичества, написанных маслом. Интересно оглянуться на пару десятков лет назад и вспомнить свои ощущения, получаемые от работы.

Каждый этюд - учебный, быстрый (не более 15 минут) набросок в красках того или иного состояния природы. На доле этюдов - пейзаж: вечер, закат, ночь. Писать их, естественно, приходилось без освещения. Например, ярко освещенные окна крыльца написаны в кромешной темноте открытыми красками буквально на ощупь.

Сканер, к сожалению, не смог передать красочность правильного цвета. Все самые темные участки он представил как сплошную черную заливку без цвета.

Художник начинается именно с таких этюдов "на состояние". Мы - студенты живописного отделения - писали их сотнями с единственной целью - "набить" руку и глаз, используя цвет и самую широкую кисть.

Относительно дневных этюдов, если живопись покажется мазней, рекомендую прищурить глаза, и посмотреть, как плоское пространство пейзажа раскладывается на свет и тень. Совершенно неважно, насколько техничен и детализирован учебный этюд. Важно лишь верное отношение света к тени. В этом и состоит суть работы на пленэре, а вовсе не в намерении намалевать огромное количество пейзажей на продажу.

Но, в дополнение и опровержение предыдущего абзаца, скажем, что лучшие и достойные продажи этюды, конечно же, давно проданы. Все представленное здесь суть оставшееся.

Тэг: Станковая живопись

Я показала свой компактный набор для быстрых зарисовок акварелью (о длительных — на следующей неделе напишу), теперь пришел черёд рассказать про этюды маслом. Тут тоже все зависит от задач: для больших работ я беру треногу Mabefи переноску для холстов, для многочисленных коротких этюдов — я использую маленький подольский этюдник с ножками, немного переделав его под себя, а вот это — прогулочный вариант. Есть немного времени, выскочила в парк и сделала этюд. Или отправилась с друзьями на пикник и пока все плед расстилают, помидорки нарезают — быстро запечатлела момент. Поехала маме Репино показать: она вдоль берега прогуливается, я — живописую. А это рисовала в обеденный перерыв 🙂

Еще такой вариант можно назвать городским. Питер в сезон — это толпы туристов. Согласитесь, мало кому нравится работать, когда несколько человек стоят за спиной и дышат в затылок, спрашивают о чем-то, советуют… Концентрироваться на задаче ну просто невозможно. Я не только про рисование, я про любую работу. В живописи художник тоже решает задачи: как передать свет, где лучше поместить куст, как увести внимание будущего зрителя вглубь работы. Будущего! Но в процессе рисования не все готовы «обнажаться» и показывать «закулисье», ход своих мыслей. И хоть тыщу раз говорят, надо привыкать рисовать в толпе, но не получается! Надо же с чего-то начать. Привыкать) Я начинаю, а в питерский турсезон и продолжаю с ящиком Jullian.

Самое главное преимущество — он не привлекает к себе внимание так, как обычный этюдник с ножками. Встаешь на шумной улице с треногой и всееее, ты герой! С тобой «пилят» селфи, снимают твои эскизные каракули, спрашивают почему тут желтый, рассказывают свои истории…. ох:((((Стараюсь создать себе на пленэре максимально комфортные условия. Про лайфхаки . С ящиком Jullian все проще: нужно всего лишь прихватить стульчик и сесть спиной к дому или, к примеру, в Летнем саду прижаться к кустам. Этюдник на коленях открыла и — вперед! Холст на картоне 25х35 см скрыт от посторонних глаз, встать сзади невозможно, заглянуть очень сложно (нужна шея как у жирафа). А если еще и одежду подобрать серо-бежево-зеленую, то можно легко слиться с окружением 🙂 Минимум зевак и максимум концентрации на процессе.

Большой и жирный плюс подобных этюдников — подготовка к живописи не занимает много времени. Нужно просто открыть крышку и выдавить краски (заранее делать это не люблю, во многих тюбиках присутствует отслоившееся жидкое масло, пока добираешься до места, некоторые краски съезжают). Устала или толпа туристов меня все же достала, закрыла крышку и ушла.

Вес ящика 2,5 кг. Габариты: 42 х 29 х 9 см. Внутри — отделения с металлическим покрытием легко очищаются от масла, которое все вокруг себя пачкает))) Сделан французами идеально. Не стала брать Россию или Китай, т.к. люблю вещи, которые сделаны качественно, с умом. Когда все замочки мягко защелкиваются, а крышка надежно фиксируется в правильном положении (причем сама, без всяких винтиков), сам чемоданчик сделан из бука, ровно(!) покрыт лаком, удобная кожная ручка. Ну в общем, вы меня понимаете 🙂 есть всякие штуки, которыми мы пользуемся часто и если они продуманы до мелочей, то это — отдельный кайф.

Что там внутри?

  • Холст на картоне 25х35 или можно купить большой картон и разрезать на нужные размеры
  • Палитра (при закрытии ящика она плотно фиксируется крышкой)
  • Бумажные платочки (если испачкалась, то они под рукой)
  • Тряпка (вытираю кисти)
  • Мастихины (одним пишу, другим — чищу палитру)
  • Маленькие тюбики с масляной краской в косметичке (не люблю, когда они при ходьбе мотаются по ящику и гремят)
  • Пакеты (для мусора)
  • Масленка
  • Коробочка с канцелярскими кнопками (перед работой я их сразу вставляю в картон, после рисования ставлю картонку лицом к крышке, т.о.кнопки защищают крышку от краски на этюде. Не кладу этюд лицом к палитре, т.к. не счищенные краски могут съехать на написанный этюд). Как выглядят сами кнопки — см.на фото в начале заметки. Также переношу несколько этюдов: в каждый нужно воткнуть кнопки по углам, сложить этюды друг на друга и уложить в ящик.
  • В пластиковой бутылочке (это от геля для душа из какого-то отеля) — льняное масло или тройник (на нем обычно и пишу)
  • Кисти

Ах, да! Про минусы забыла сказать! Сидя получается только одна точка зрения: горизонтальной плоскости открывается мало и если меня привлекут ажурные тени от деревьев на уходящей вдаль аллее, то надо или брать треногу или искать другой сюжет.

В остальном сплошные плюсы. И еще! Когда дома пишу картину на большом холсте в несколько сеансов, то храню в ящике палитру с уже выдавленными красками, чтобы не засыхали.

Покупала пару лет назад в Арт-квартале и вынесла мозг бедному консультанту, который мне пару часов показывал разные ящики: мы вставляли внутрь разный картон, высчитывали сколько этюдов войдет, укладывали кучу кистей, взвешивали, открывали и закрывали. Но так и надо. Я перепробовала все, убедилась, что этюдник мне на 100% подходит и ушла довольная. Ни разу не пожалела. Так что, мучайте консультантов)

Вопросы? Про что забыла написать?

UPD. Спасибо большое за вопросы в инстаграме ! Появились дополнения.

Картонка, увы, никак не крепится, но быстрые этюды я пишу жидко, в один тонкий слой. Обычно при пастозном или экспрессивном письме холст ходуном ходит) Поэтому я и разделяю свои комплекты по задачам: основательная живопись — этюдник с ножками или тренога, быстрая живопись — ящик Jullian.

Как у меня не пачкается обратная сторона этюда от красок на палитре? Да, забыла уточнить, что обычно выдавливаю совсем немного масла для этюда, пишу жидко. Кнопки вставляю так, чтоб они вышли с другой стороны и тогда маленькие ножки защищают этюд от масла. Нет, палитра не поцарапалась) Не знаю почему) Хорошее покрытие, наверное. Оно и чистится легко. Если масла много выдавила, то картонку кладу пластиковыми ножками к палитре. Если совсем-совсем много, то беру металлическую коробочку из-под леденцов и перекладываю остатки туда. А когда ездила в Выборг на этюды и писала много (в ящик больше 2х не войдет), то использовала бумажный плотный пакет из какого-нибудь бутика-магазина и туда складывала 4-5 этюдов с этими кнопками. Несла отдельно.

Процесс творчества и результат тесно связаны с мировоззрением художника. В создаваемой им картине участвуют его мысли, чувства, фантазия, мастерство, отношение к изображаемому.Художник всегда ищет наиболее выразительное решение своего замысла, обдумывает сюжет, композицию. Образы, возникающие в его воображении, имеют объективное происхождение, рождены зримыми свойствами реальности и обладают своими конкретными формами. Поэтому живописец, воплощая свой замысел, обращается к тем свойствам предметов и явлений, которые он воспринимает зрительно. Только при наличии зрительной достоверности изображенного можно выразить определенные чувства, мысли, вызвать соответствующие переживания у зрителя, ассоциативные представления которого связаны с предметным миром. В хорошем пейзаже зритель увидит не только материальные предметы, но и естественную игру света и цвета, серебристый блеск росы или переливы красок в утреннем небе. Такое изображение вызывает в памяти забытые впечатления, заставляет работать воображение, приводит в действие мысли и чувства, связанные с прошедшими переживаниями, с прежним опытом. С особенностями этого ассоциативного восприятия и связано эмоциональное и эстетическое воздействие произведений живописи.

Не следует думать, что автор картины, стремясь добиться зрительной достоверности живописи, должен механически копировать облик изображаемого. Для учебной работы характерны прежде всего познавательность, углубленное и всестороннее изучение натуры. Нередко учебные этюды бывают излишне «засушены», «дробны», «протокольны», похожи друг на друга не только в сюжетно- тематическом плане, но и в техническом исполнении. Все это вполне естественно, и «сухость», робость учебной работы нельзя считать признаками ее слабости или отсутствия у автора творческого дарования.

В то же время и вольное отношение учащегося к задачам этюда, некая «лихость» не являются признаками творчества, как иногда считают. Учебные работы бывают недостаточно эмоциональны, свежи и оригинальны, потому что они еще несовершенны в художественном отношении, так как учащиеся еще не имеют опыта, мастерства, не знают всего разнообразия средств для решения учебной задачи или воплощения замысла. Только с опытом придет свободное творческое овладение натурой и ее законами, а также техническое совершенство.

Речь идет о том, чтобы в учебных работах последовательно и четко решались поставленные учебно-воспитательные задачи и во взаимосвязи с этим у учащихся воспитывались и развивались творческие дарования.

Основная часть

Умение видеть и передавать на плоскости трехмерные формы и цвет предметов составляют суть грамоты живописи. Эта грамота приобретается главным образом в упражнениях с натуры. Чем больше художник пишет этюдов с натуры, тем острее становится у него ощущение колорита, гармонии красок и ритма линий. В результате постоянных упражнений в изображении с натуры натюрмортов, пейзажей, головы и фигуры человека развивается наблюдательность, вырабатывается умение подчеркивать существенное, отбрасывать второстепенное, выражать свои эмоции, вызванные красотой окружающей природы, многообразием жизни.

Путь к мастерству начинается с изучения теоретических основ живописи и систематического выполнения практических упражнений. Без знания законов живописи практическая работа учащихся ведется в слепую и профессиональное совершенствование замедляется.

Изображать - это прежде всего рассуждать. Приступая к живописи, надо хорошо продумать свою задачу, ясно определить свою цель.

Еще Леонардо да Винчи говорил, что «те, кто влюбляются в практику без науки, подобны корчим, выходящим в плавание без руля и компаса, ибо они никогда не могут быть уверены, куда идут. Практика всегда должна быть построена на хорошей теории, и без нее ничто не может быть сделано хорошо в случаях живописи».

Как написать этюд маслом

(на сайте в скором времени планируется бесплатный просмотр видео «Уроки живописи масляными красками»

Хотелось бы описать, как я применяю на практике вышеописанные материалы и методы работы. Для примера выбран пейзаж «Конец лета».

В конце лета - начале осени листья на деревьях желтеют, трава приобретает различные цвета. Тени от деревьев становятся более холодными, с фиолетовым оттенком. Ближе к горизонту,из-за голубого неба, деревья, растительность кажутся более холодными, чем в жаркое летнее время. Осень - это то время, когда нельзя пропускать ни дня без живописи на пленере. Два-три часа работы масляными красками в день для меня лично превращаются в минуты полного душевного равновесия, покоя и гармонии с природой.

Для написания этого этюда мне понадобился обработанный желатином и акриловым грунтом холст, предварительно наклеенный на планшет. Подмалевок решил сделать темперными красками, поэтому запасся необходимыми материалами для масляной и темперной живописи. Из черной бумаги по размерам заготовленного холста сделал видоискатель. Кроме этюдника, для полного комфорта, взял с собой раскладной стул и зонтик.

Выбрав с помощью видоискателя наиболее привлекательный вид пейзажа, оценив композицию и тональные отношения будущего этюда, я приступил к работе.

Чтобы написать портрет маслом по фото () понадобиться предварительный, точный рисунок карандашом. В моем случае построение композиции и предварительного рисунка на холсте можно выполнить тонкой колонковой кистью №2 и прозрачной, охристой темперной краской. При помощи видоискателя определил, что главной в этюде будет растительность. Исходя из этого, линию горизонта расположил выше середины холста. Для того чтобы подчеркнуть перспективу пейзажа, а также для сбалансированности композиции, наметил уходящую вдаль дорогу.

Перед тем, как приступить к подмалевку темперной краской, мысленно провёл подготовительную работу.

1.Внимательно рассмотрел тональные отношения пейзажа.

2. Установил самые светлые и насыщенные по тону места.

3. Определил, какие цвета будут преобладать в этюде на переднем, среднем и дальнем планах.

Во избежание ошибок в дальнейшем тональном построении работы, я начинаю подмалевок с самых насыщенных фрагментов картины в независимости натюрморт ли это, или человеческая фигура. Далее пишу от самого темного к светлому. Часто случается так, что белый грунт холста является наиболее минимальным по насыщенности местом в этюде. В таких случаях грунту придаю теплый или холодный оттенок, в зависимости от обстоятельств и места написания картины (в аудитории или на пленере).

В пейзаже «Конец лета» оптимальным решением стало выполнение подмалевка, начатое с деревьев дальнего плана. Дело в том, что растительность и поверхность земли дальнего плана отчетливо выделялись фиолетово-голубой полосой и имели светлый тон, приближенный к небу. Используемые краски: небесная голубая, кадмий фиолетовый, неаполитанская красно-фиолетовая, белила цинковые и титановые в пропорции 1:1.

Над деревьями у горизонта небо имело охристо-красноватый оттенок и стало самым светлым по тону элементом картины. Используемые краски: охра золотистая московская, кадмий красный светлый, белила. Такой контраст теплых и холодных оттенков на горизонте обозначил границу между деревьями и небом.

Приведу отрывки из заметок Д. Констебля о небе: «Пейзажист, у которого небо не является одной из важнейших частей композиции, пренебрегает лучшим своим помощником… Небо - очень трудная задача, как в смысле композиции, так и в смысле исполнения. При всем его блеске оно не должно выступать вперед, а должно лишь вызывать представление о бесконечной дали. Это не относится, конечно, к редким явлениям природы или случайным эффектам освещения, которые всегда привлекают особое внимание…»

Переходя к среднему плану, я использовал более контрастные и насыщенные тона для деревьев и другой растительности. Учитывая воздушную перспективу, написал тень и свет более теплыми красками. Используемые краски для тени: кадмий фиолетовый, небесная голубая, умбра жженая, кадмий красный светлый . Краски, используемые для света: охра желтая, охра золотистая московская, кадмий красный, кадмий желтый лимонный, белила титановые .

На ближнем к зрителю плане трава и дорога немного светлее и теплее, нежели тон деревьев. Здесь были использованы такие краски, как охра желтая , охра золотистая московская, кадмий красный, кадмий желтый лимонный, кармин, английская красная, белила.

Такой подмалевок уже придавал будущему этюду воздушную перспективу и определял колорит работы.

После того, как темперная краска подсохла, я приступил к живописи маслом.

На этой стадии работы мне предстояло:

1.«Подчеркнуть» объем листвы и стволов близстоящих деревьев.

2.Подготовить первый план как основу для следующего.

3.Детально прописать второй план этюда.

4.Добавить, при помощи лессировок, различные оттенки в нужных местах этюда.

Вслед за подмалевком темперными красками продолжил этюд маслом с деревьев дальнего плана. Тени деревьев придал размытый контур смесью красок. Используемые краски: виноградная черная, белила, небесно-голубая; свет показал с помощью лимонно- желтой, белил и небесно-голубой красок.

Щетинной кистью №16 написал небо, применяя, так называемую, растяжку от теплого (у горизонта) тона к холодному и от светлого к темному, с целью придания ему объема. Используемые краски: небесная голубая, голубая - «ФЦ», кадмий фиолетовый, виноградная черная, белила. Прописывая небо, наносил красочный слой в диагональном направлении.

Как описывалось выше, в картине не должно быть двух одинаковых мазков (см. методы масляной живописи). Поэтому мною использовались кисти различного размера (в соответствии с фрагментами работы).

Свет на первом и втором плане этюда был исполнен пастозными мазками, с использованием мастихина.

Придав объем стволам деревьев и растительности на втором плане, я приступил к деталям.

На заключительной стадии работы мне оставалось лишь прописать более тщательно тонкие ветви деревьев, траву и участки дороги тонкой колонковой кистью (№2).

Успех в творческой деятельности обеспечен, в первую очередь, тому художнику, который в упорном желании создать произведение искусства, преодолевает, несмотря на различные трудности, любые барьеры и препятствия на своем жизненном пути. Вспомните Винсента Ван Гога… Ведь этот художник (и не только он) доказал, что человек своим упорством и желанием достичь поставленной цели способен на очень многое.

Однажды известному скульптору Микеланджело задали вопрос: «Как получаются у вас такие замечательные скульптуры?», на что он ответил: - «Я беру камень и отсекаю всё в нём ненужное». В живописи приблизительно так же. По аналогии, следует всего лишь положить нужный тон краски на соответствующее ему место холста… Так художник сможет передать свои чувства и мысли, открывая зрителю новую реальность. Но для того, чтобы знать как, какой и куда положить тон краски, нужно много работать и развиваться, изучать и любить живопись.

Самый лучший учитель для живописца - это природа, и никто не сможет научить большему, чем она. Учителя, преподаватели только направляют, подсказывают и учат начинающего художника основам живописи, делятся собственными наблюдениями. Где бы вы ни находились, что бы ни чувствовали, и каким бы ни было ваше настроение, всегда старайтесь замечать в окружающей вас действительности то, что, на первый взгляд, кажется неинтересным для обычного человека. Наблюдайте и сравнивайте тональные отношения неба и земли, цвета дальнего плана и переднего. Делайте быстрые наброски с натуры каждый день и ни в коем случае не уничтожайте их впоследствии. Даже, в том случае, если некоторые из них не получились такими, какими Вы их видите в идеале.

Попробуйте представить себя в роли натуралиста, который исследует явления природы, повадки животных; физиономистом, изучающим особенности строения и мимики лица людей в попытки угадать, определить черты их характера.

Художник должен отображать на холсте свое время и при этом уметь самовыражаться, для чего необходима постоянная его открытость окружающему миру.

Больше обращайте свое внимание на людей, которые окружают Вас: пантомимика, мимика, стиль одежды (делайте быстрые наброски).

Для расширения собственного профессионального кругозора старайтесь посещать как можно больше выставок и музеев, изучайте репродукции великих живописцев, читайте различную литературу.

Этюд. Значительное место в творчестве Малютина занимала этюдная живопись.

Этюды его можно разделить на два вида. Одни-длительные: они создавались по натуре, с тщательной проработкой форм за два-четыре часа и предназначались главным образом для жанровых произведений. К ним относятся, например, следующие: «Подпасок к картине «Пастух с подпаском» (1893, ГТГ), «Избушка› к картине «Сельская ярмарка» (1907, ГТГ), «Мальчик” к картине «Дед и внучка» (1932, ВЦСПС), «Арбузы» к картине «Обед артели» (1934, ГТГ).

Эти этюды выполнены на грунтованном мелкозернистом, плотном льняном холсте. Пастозно стертые краски Малютин энергично наносит корпусными, фактурно выраженными мазками, выразительно лепящими формы.

Ко второму виду этюдов принадлежат 15-20-минутные этюды-“нашлепки”, выполнявшиеся художником на натуре во время его частых поездок в Подмосковье, на север России, в Крым и другие места нашей Родины.

Монастырь в Истре

В этих этюдиках стандартных размеров (9Х15 сантиметров) Малютин преследовал двоякую цель. Для него это была, во-первых, постоянная тренировка руки и глаза на натуре, а во-вторых, в этюдах-“нашлепках” художник искал нужные ему цветовые отношения.

Размер 9х15 сантиметров точно соответствовал маленькому этюднику (подарок К. Коровина). обычно сопутствовавшему Малютину во время его поездок на натуру. Собираясь идти писать этюды, Малютин брал с собой только маленький этюдник. С другими этюдииками он работать на натуре не любил. Выдавив на палитру нужные ему краски, он брал в карман белила и кисти и шел писать.

Основным материалом для этих этюдов служили пластинки прочной, трехслойной, хорошо выдержанной фанеры, толщиной от 1,5 до 2,5 миллиметра. В редких случаях на фанеру наклеивался грунтованный мелкозернистый холст (этюд «Избушка», 1925, собрание О. С. Малютиной).

Приемы кладки красок в маленьких, быстро написанных этюдах отличались исключительным разнообразием. То это была очень тонкая, полулессировочная (довольно жидко разведенными красками) кладка красок в этюде «Алабино. Ручей» с включением в отдельных местах в живописно-красочный слой фактуры фанеры; то более пастозно написанный этюд «Скоротово» (1936) с полулессировочной кладкой красок дальнего плана и массивными, корпусно положенными на небе, рельефными, сильно выраженными мазками (облака); то энергичная кладка короткими, широкими мазками средней густоты красок, четко лепящих формы в “Крестьянском дворике” (1911) ; то широко проложенные во всю длину этюда продольные фактурно выраженные мазки (небо и вода) в сочетании с очень пастозными и рельефными мелкими мазками первого плана (берег и камни) в этюде «Крым. Море» (1925).

Некоторые этюды отличаются массивной кладкой эмалеподобной красочной густой пасты, резко положенной мелкими мазками (этюд “Дерево. Крым” (1925).

Малютин мастерски использовал в этюде фактурную поверхность фанеры. Живопись в этюде «Крым. Пляж» (1925) выполнена таким образом, что фактура фанеры, чуть протертой серой краской (оставившей на ней следы в виде многочисленных черточек), превосходно передает песчаный берег пляжа. Лишь на дальнем плане несколькими мазками голубой краски и белил выразительно переданы вода и пена прибоя. Сидяшая на пляже женская фигура намечена несколькими легко положенными мазками венецианской красной и черной.

Свои этюды Малютин писал всегда щетинными кистями различных номеров.

Этюд. Художник Малютин С.В.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры