Леонид Винцкевич: «Джаз – это пример объединения культур. Леонид винцкевич и николай винцкевич - "фive songs" Парадокс

Главная / Чувства
Пианист Леонид Винцкевич (р. 01.04.1949, Курск) - заслуженный артист Российской Федерации, арт-директор ежегодного фестиваля Российского фонда культуры "Джазовая провинция".
Отец Леонида Винцкевича был профессиональным музыкантом, играл на скрипке. Мать работала врачом-хирургом, но также увлекалась музыкой, пела. Сам Леонид начал играть на фортепиано с семи лет.
Леонид Винцкевич закончил Курское музыкальное училище (в выпускной программе играл с оркестром училища Второй фортепианный концерт Сергея Рахманинова), в 1968 г. поступил в Казанскую консерваторию. Его любимые композиторы - Мусоргский, Скрябин, Прокофьев, Берг, Мессиан. В годы учебы в консерватории Леонид совершенствовался не только в мастерстве пианиста: в качестве вольного слушателя он посещал занятия по композиции, дружил со студентами композиторского факультета и был первым исполнителем их новых сочинений (особенно тесные творческие отношения связывали его с казанским композитором Алексеем Руденко). Параллельно с серьезными занятиями академической музыкой он интересовался джазом. В конце 60-х он был среди самых постоянных слушателей передачи Аркадия Петрова "Радиоклуб Метроном", выходившей тогда по пятницам на радиостанции "Юность". В Курске, а затем в Казани Леонид записывал на магнитофон каждый выпуск программы и внимательнейшим образом переслушивал все, что там передавалось. Благодаря радио он узнал о бурной джазовой жизни в СССР, услышал игру тогдашних лидеров советского джаза - Георгия Гараняна, Константина Носова, Геннадия Гольштейна, Германа Лукьянова , Романа Кунсмана... Больше всего ему нравился Игорь Бриль , особенно его произведения с использованием русской мелодики.
После окончания консерватории Леонид Винцкевич вернулся в Курск, стал солистом Курской филармонии (в этом качестве он остается и сейчас). В 1974 г. в СССР началось создание первых государственных джазовых учебных заведений - эстрадно-джазовых отделений музыкальных училищ. В числе первых 20 городов, где создавалось такое отделение, был и Курск, и Леонид принял в его организации активное участие. Поскольку опыт организации (учебные программы, организация учебного процесса, методика преподавания) отсутствовали, создателям джазовых отделений со всей страны помогали москвичи, у которых такой опыт был - ведь еще в 1967 г. начала работать джазовая студия при ДК "Москворечье" (ныне - Московский колледж импровизационной музыки). Двое из преподавателей студии, Герман Лукьянов и Игорь Бриль, а также теоретик Юрий Чугунов и др., консультировали и Винцкевича. Помимо чисто педагогического опыта, Лукьянов и Бриль оказали влияние на Леонида и своим вниманием к русской музыке (у обоих, особенно у Лукьянова, в тот период было много произведений с использованием музыкального языка русского фольклора). Примерно в это же время Винцкевич случайно (на гибкой пластинке звукового журнала "Кругозор") услышал записи фольклорного хора села Фощеватово Белгородской области. Музыканта поразил гармонический и ритмический строй этих песен, он перенес их фрагменты на нотную бумагу, стараясь постичь природу ритмической организации фольклорного пения, сходной по восприятию с джазовым драйвом. Результатом обобщения всех этих влияний стали первые авторские композиции Леонида Винцкевича ("Леший", "Осенняя песнь", "Бурлацкая", "Полынь-трава"), которые он показал на джазовых фестивалях в Фергане (Узбекистан) и Куйбышеве (ныне Самара) в 1978 г. В 1979 выступил на фестивале в Таллинне в составе трио (Сергей Винцкевич - бас-гитара, Николай Адамов - барабаны). С этим же трио в том же году играл на "Московской джазовой неделе". Газета "Комсомольская правда" об этом выступлении писала: "Группа играет с нервом, хорошим задором. Острые, колкие гармонии, энергичное развитие мелодического материала, легко распознаваемые черты русской песенности, подголосочной полифонии..." Воссоединение трио произошло в 1998 г. на курской части фестиваля "Джазовая провинция-98" - братья Винцкевичи (Леонид - фортепиано и Сергей - бас-гитара) и барабанщик Николай Адамов играли часть своей программы конца 70-х, а затем к ним присоединился сын Леонида - Николай (сопрано- и альт-саксофоны), в последние годы ставший заметной фигурой среди молодых московских джазменов (он учится в Российской академиии музыки им. Гнесиных).
С 1981 г. Винцкевич отказался от ритм-секции и стал выступать соло либо же в дуэте с московским саксофонистом Владимиром Коновальцевым. В этом дуэте Винцкевич проработал до 1984 г., пока Коновальцев не организовал в Москве собственный квинтет, не оставлявший ему времени на другие проекты.
Тогда же, в 1984 г., Леонид встретился на джазовом фестивале в Свердловске (ныне - Екатеринбург) с эстонским тенор-саксофонистом Лембитом Саарсалу. Сыграв однажды вместе, музыканты создали дуэт, существующий до сих пор.
(р. 08.06.1948) - один из ведущих джазовых музыкантов Эстонии, заслуженный артист Эстонской республики. Леонид Винцкевич говорит о нем: "Саарсалу - любопытнейшая индивидуальность. Это прежде всего не "болтливый" музыкант. Нот играет мало, но каждая на месте. У него абсолютно отсутствует джазовая риторика, вся эта любовь к показной технике, пустой пассажистике. Он может сыграть два-три звука и так заинтриговать слушателя, что тот будет сидеть затаив дыхание... Это преимущественно спонтанный музыкант, лучшие идеи которого приходят на сцене, во время выступления. Поэтому с ним лучше не репетировать, а ограничиться какими-то общими схемами. Тут мы с ним расходимся: я люблю обдумывать вещь, покопаться в ней, повертеть туда и обратно мелодию, чтобы понять, что с ней делать дальше... Он интересный композитор, хотя опять же органически неспособен долго потеть, выдумывая музыку. Она у него рождается как-то на одном дыхании. Мы играем несколько нравящихся мне вещей Саарсалу. Мне чрезвычайно дорого стремление Лембита использовать в музыке элементы эстонского фольклора..." (Цитируется по: Арк. Петров. Джазовые силуэты. Москва, "Музыка", 1996).
Осенью 1984 г. дуэт Винцкевич-Саарсалу выступал на джазовом фестивале в Праге. В 1985 - на двух фестивалях в Восточной Германии (Jazzbuehne в Берлине и Jazztage в Лейпциге). В 1986 - на North Sea Jazz Festival (Гаага, Нидерланды), где вместо положенных тридцати минут благодаря теплому приему слушателей отыграли сто двадцать.
В 90-е гг. Леонид Винцкевич регулярно выступал с Лембитом Саарсалу в Германии, где в разных составах ими было записано три CD. Четвертый, также выпущенный в Германии, был записан в Москве в трио с американским гитаристом Джоном Стоуэллом, с которым Леонид и Лембит познакомились на Хэмптоновском фестивале.
Среди музыкальных проектов Леонида Винцкевича второй половины 90-х - работа с фольклорным хором "Росстань" (Курск), участие в записях "Джазового проекта братьев Ивановых " (альбомы "Black In Jazz", где Леонид участвовал в одном треке, и "I Love You", где дуэт Винцкевич-Саарсалу поддерживает контрабасист Андрей Иванов и барабанщик Дмитрий Севастьянов , а в одном треке на фортепиано играет ученик Леонида - пианист Михаил Иванов). В 1997 г., после первой "Джазовой провинции", на ныне не действующей московской радиостанции "Ракурс " в прямом эфире программы "Московский свинг" Леонид Винцкевич и Лембит Саарсалу показали авторскую программу под названием "Эстонский ветер", в исполнении которой приняли участие Андрей Иванов (контрабас) и Олег Юданов (барабаны), бывший участник легендарной новоджазовой группы "Архангельск".
Несколько раз дуэт Винцкевич-Саарсалу принимал участие в фестивале Лайонела Хэмптона (The Lionel Hampton Jazz Festival). Первое выступление дуэта на фестивале (1989) сопровождалось неожиданностью - на сцену внезапно вышел сам Лайонел Хэмптон, которому тогда был 81 год, и присоединился к дуэту со своим вибрафоном (он делает это в очень редких случаях, когда музыка гостей фестиваля ему особенно нравится). И это при том, что фестиваль исключительно традиционный, свинговый, а в игре Винцкевича и Саарсалу все-таки проглядывали более современные ноты... Позднее журнал "Down beat" писал об этом выступлении: "Два музыканта из Советского Союза показали, что стиль Эрролла Гарнера (традиция!) и стиль Сесила Тейлора (авангард!) нисколько не противоречат друг другу". Музыканты ежегодно играли на этом фестивале до 1993 г. В феврале 1999 г. состоялось шестое выступление Винцкевича и Саарсалу в Москве, штат Айдахо, где проходит этот ежегодный фестиваль; вместе с ними присутствовал и весьма успешно выступал сын Леонида, саксофонист Николай Винцкевич. В 2001-м Леонид и Лембит вновь посетили фестиваль (где не только выступали на основной сцене, но и дали несколько мастер-классов вместе с валторнистом Аркадием Шилклопером ; кроме того, Леонид выступил в качестве партнера знаменитого певца Кевина Махагани на его мастер-классе. Леонид и Лембит в этот приезд в США сделали запись музыки директора фестиваля Лайонела Хэмптона, д-ра Линна Скиннера; в настоящее время идут переговоры об издании этой записи в России.

В настоящее время основной проект Леонида Винцкевича - его дуэт с сыном, саксофонистом Николаем Винцкевичем. Дуэт записал и выпустил на лейбле Landy Star Jazz альбом под названием "Фive Song" (2001).

ЛЕОНИД ВИНЦКЕВИЧ И НИКОЛАЙ ВИНЦКЕВИЧ - "Фive Songs"
Landy Star Jazz, 2001
"Эту программу отец и сын Винцкевичи, пианист и саксофонист, обкатывали год. Винцкевич-старший предстает в этой записи не просто зрелым мастером (не только как пианист, мастер полистилистической, по-монковски угловатой, по-рахманиновски гармонически богатой импровизации, но в первую очередь как композитор), а одним из самых интересных джазовых мыслителей в России, у которого и фортепианное мастерство, и редкое чувство формы, и поразительная эмоциональная динамика работают на просто-таки симфоническом уровне. Винцкевич же младший (Николай) впервые, пожалуй, проявляет себя не просто сильным саксофонистом, но мыслящим, чутким музыкантом, прекрасным партнером - мыслящим даже не вслед автору, а навстречу ему."

Фестиваль "Джазовая провинция"

В 1997 г. Леонид Винцкевич впервые провел Курский джазовый фестиваль под названием "Джазовая провинция" - к проведению фестиваля подключился Российский фонд культуры. В 1998 г. "Джазовая провинция-98" превратилась в первый в европейской части России передвижной фестиваль, за конец мая - начало июня посетивший 8 городов: Курск, Орел, Тула, Тамбов, Воронеж, Липецк, Белгород, Москва.
В 1999 г. II фестиваль "Джазовая провинция-99" несколько изменил и расширил географию: две фестивальные бригады, встречаясь в Курске и Москве, двигались, с одной стороны, по маршруту Калуга-Брянск-Орел-Липецк-Тамбов, с другой - Белгород-Волгоград-Саратов-Пенза. Одиннадцать городов, восемнадцать концертов, свыше полутысячи участников - такой была "Джазовая провинция-99", проходившая при поддержке Российского фонда культуры, фирмы "Содружество" и компании

Николай Винцкевич - один из самых ярких джазменов молодого поколения. Выпускник джазового факультета Российской Академии музыки им.Гнесиных по классу профессора А.Осейчука. Лауреат премии Московской ассоциации джазовых журналистов "Джаз Ухо-98" в номинации "Музыкант, заслуживающий более широкого признания". Труженик, артистичный и обаятельный музыкант, саксофонист, чей талант признали мировые звезды джаза, с которыми Николаю привелось выступать на одной сцене: Льюис Нэш, Грэди Тэйт, Санти Дебриано, Билл Шарлап, Майк Эллис, Слайд Хэмптон, Кенни Баррел, Ким Назарян, Джей Эшби, Игорь Бутман и многие другие. Ник - постоянный участник джазовых фестивалей - Music”(Москва), ”Московская осень”, “Джаз в саду Эрмитаж” (Москва), “Stroom-jazz (Украина), “Русская музыка вчера, сегодня и завтра” (Англия), “Российский джаз на Днепре”, “Jazz maratonas Nida” (Литва)... Неожиданно для джазовой публики встал на стезю композиторства и... необычайно преуспел в новом качестве! Его альбомы последних лет практически полностью состоят из композиций Николая и вызывают неизменный интерес и признание слушателей: «Songs from the Black Earth»(2007), «Vive L`Аmour» (2011), «Russian Ornament» (2013).

- Вы играли на одной сцене с многими великими джазовыми музыкантами. Встреча с кем из них оставила самые сильные впечатления? Чему Вы у них научились? Может быть, возникали какие-то непростые ситуации?

Lionel Hampton!!! в мой первый приезд в США 1999 г мне было 23 и он сказал что хочет меня послушать, я думал это будет в одной из аудиторий его школы (Lionel Hampton Music School) Moscow Idaho но он захотел меня услышать на сцене его фестиваля а это огромный стадион и каждый день на фестиваля приходит 10000 людей (три дня идет фест) и вот я играю две пьесы в компании легендарного барабанщика Grady Tate, пианиста Bill Sharlap и басиста Santi DeBriano, вот такой крутой состав поддержал мое выступление! Хэмптону понравилось мое выступление, он говорит через день: "Будешь играть с моим Биг Бэндом в качестве солиста!". А я тогда по-английски еще не разговаривал. И вот дневная репетиция, играем "Perdido" - весь оркестр и сам маэстро у вибрафона! Я солирую, сыграл три квадрата, думаю - наверно, достаточно, а он каждый раз по окончанию квадрата говорит: "One more". И так длилось минут 20! Это был незабываемый опыт в моей жизни - прикоснутся к Легенде такого масштаба как LH !!! он стал моим крестным отцом в джазе!

Lionel Hampton introduces Nick Vintskevich:

- Ваш основной инструмент - саксофон. Почему выбор был именно таким? Это только Ваше решение?

Это было неизбежно, так как мой отец Леонид Винцкевич много лет играл в дуэте с двумя прекрасными саксофонистами. Володя Коновальцев (играл в первом составе "Аллегро") несколько лет выступал в дуэте с отцом. Жаль, не было записано ни одного диска этого дуэта, остались только концертные любительские записи. И позже – саксофонист Лембит Саарсалу из Эстонии, этот дуэт просуществовал 20 лет и был успешным (два альбома на фирме "Мелодия" и четыре альбома в Германии: один дуэтный, трио с американским гитаристом John Stowell, квартетом и трио с немецкой певицей Jutta Glaser в стиле этно-фолк). У отца с Лембитом были гастроли по Европе и Скандинавии, а в 1989 г они стали первыми советскими джазменами, официально приглашенными на гастроли в США самим Лайонэлом Хэмптоном (Lionel Hampton), c которым они играли десятки раз! Первые уроки по саксофону мне давал Владимир Коновальцев, позже Лембит Саарсалу, а потом я оказался в руках Александра Осейчука в Гнесинке, и там уже все было очень серьезно! Я получил от Осейчука прекрасное образование и рад, что попал именно к этому Мастеру, Педагогу и Саксофонисту!

- На чем (марка, возраст, история) Вы играете сегодня? Какой характер у Вашего саксофона?

Саксофоны: альт Selmer mark 6 и сопрано Yanagisawa. Про характер моего сакса трудно ответить, со стороны это видно лучше. Кто-то говорит про мой альт - "жесткий Paul Desmond", про сопрано, когда играю smooth - то "Grover", а когда в квартете Vintskevich-Taylor - "Joe Farrell". А самое главное, все чаше я слышу от разных людей, что у меня появляется характерный узнаваемый стиль и для меня это САМОЕ ВАЖНОЕ!!! Быть не похожим на других!

- Как от исполнительства Вы перешли к сочинению музыки? кто из мира музыки Вас вдохновляет? Чей композиторский опыт Вам интересен сегодня, кто Вас восхищает?

Действительно много лет я фокусировался только на занятиях на саксофоне (особенно в Гнесенке), но потом стал проводить время у фортепьяно и смотреть аккорды, различные последовательности, анализировать, разбирать песни и композиции. И как-то, в один момент начал писать свое. Композиторов, которые меня вдохновляют, очень много: от Led Zeppelin до Antonio Carlos Jobim, от Ravel до Herbie Hancock! Спасибо им - без их музыки мир был бы скучным и неинтересным, это лекарство от депрессии!!!

- Как родилась идея альбома “Vive L’amour”, в чем она состоит? Самая важная - для Вас - композиция на этом диске? Кто принимал участие в записи?

Идея альбома родилась давно, около восьми лет назад. К тому времени я стал много сочинять, получались красивые мелодии и я решил, что из них можно сделать хорошие песни. Так все и началось. Несколько первых песен спел JD Walter , очень хороший певец из NYC. У отца был с ним большой тур по Финляндии и позже мы пригласили его на фестиваль «Джазовая Провинция». В один из его приездов в Россию мы начали работу в студии Евгения Шарикова, прекрасного бас-гитариста и саунд-продюсера. Евгений внес большой вклад в создание этого альбома, диск стал нашим с ним общим детищем!

Еще несколько песен спела удивительная певица с сильной энергетикой и прекрасным тембром - Eve Cornelious (она известна по выступлениям в группе Roy Hargrove, Chucho Valdes и многих других). Ив Корнелиус тоже родом из Нью-Йорка, а близкое знакомство с ней состоялось на фестивале "Джазовая Провинция", ведь мы первыми пригласили ее на гастроли в Россию!

И третья участница записи - знаменитая Kim Nazarian, солистка прославленной группы NY Voices лауреат премии Grammy! C ней знакомство было неожиданным. Мы с отцом выступали в США на фестивале Хамптона, давали дневные мастер-классы. После нашего выступления к нам неожиданно подошел именитый тромбонист Jay Ashby и спрашивает, насколько мы заняты следующим утром. Мы были свободны, и он попросил нас принять участие в его мастер-классе, который собирался провести вместе с трубачом Claudio Roditi. Утром мы приняли участие в этом удивительном мастер-классе, где речь шла о бразильской боссанове, как ее следует правильно играть и как аккомпанировать (участвовали рояль и три духовых). После класса разговорились, я рассказал Jay, что сейчас работаю над альбомом песен. И тут он говорит, что у него жена - певица, а вокалистов всегда интересует новый материал, поэтому он хотел бы послушать несколько наших композиций. Чуть позже, днем Jay Ashby пригласил нас в комнату с роялем, где мы с отцом сыграли мои мелодии, в том числе и ту, которая в дальнейшем стала песней Vive Lamour. Именно на ней Джэй заострил внимание, заметив, что ее надо обязательно показать жене. Тут я поинтересовался, как ее имя и, услышав в ответ "Kim", спросил, не из группы ли она NY Voices? И действительно, так оно и было!

Позднее у нас прошел совместный тур с Kim & Jay по России, где Кim показала первые наброски к этой песне. Потом мы ее записали на их крутой студии в Питсбурге! Jay Ashby играл на перкашн и был со-продюсером. А на барабанах играл фантастический Joel Taylor, отец на клавишных, Евгений Шариков и Kip Reed - бас гитары. Песня VIve Lamour в 2012 продержалась два месяца в TOP 10 в штате Colorado (CША) на Aspen Beat Public Radio: она была на третьей строчке в апреле и на восьмой в мае!!! Альбом получился сильным, а песни Vive Lamour и Maybe стали настоящими Хитами!!!

- За что Вы больше всего признательны своей семье? Что для Вас значит быть частью знаменитой музыкальной династии? Это ведь и ответственность, и неизбежные рамки - и в жизни и в творчестве... Как Вы с этим уживаетесь и какие у Вас дальнейшие планы?

Рад, что родился именно в этой семье, в семье музыкантов! Я засыпал на коленях у отца, когда он занимался на рояле, часами разучивая концерты Рахманинова. С детства в доме бывали лучшие музыканты страны от Олега Лундстрема до Игоря Бутмана ! Думаю, у нас побывали почти все))) Не в жизни, не в творчестве рамок пока нет, надеюсь - и не будет. Бывают разногласия и даже серьезные, но в споре рождается истина. Именно так и происходит в нашем случае.

Месяц назад на Butman music вышел наш новый альбом "Russian Ornament", записанный с нашими постоянными партнерами-музыкантами барабанщиком Joel Taylor и басистом Kip Reed, с которыми мы играем вместе уже более 7 лет. Альбом сделан совместно с фолк-хором "Ростань", на диске есть треки как только с квартетом, так и с хором, получился такой этно-фьюжн!

Сейчас идет работа над новым альбомом в духе "Vive Lamour", в записи принимают участие потрясающие музыканты: вокалистка Kim Nazarian, гитарист Mike Miller (известный по работе c такими титанами как Chick Corea Electric Band 2 и Gino Vanelli) и, конечно, мой отец Леонид Винцкевич, Joel Taylor и Kip Reed! И есть еще одно очень знаменитое имя человека, который принял участие в записи этого альбома. Но о нем вы узнаете позже, это сюрприз!)))

Vintskevich - Taylor quartet "Groto"s Pillow"

Ник и Леонид Винцкевичи: 7 лет Butman Music


Джаз - почти всегда - ломка стереотипов, попытка проплыть против течения. О том, каково быть джазменом в России, корреспонденту "РГ" рассказали известные музыканты, отец и сын Леонид и Николай Винцкевичи .

Российская газета: Леонид Владиславович, в СССР джаз был под негласным запретом. Потом запреты сняли, но это направление по-прежнему не пользуется широкой популярностью. Почему?

Леонид Винцкевич: Когда мы играли джаз в СССР, то думали: "Если эту музыку разрешить официально, она будет звучать повсеместно". Когда запрет был снят, оказалось, что слушателей больше не стало. Ведь в СССР джаз был не просто музыкой, а формой политической оппозиции. Ему остались преданы лишь истинные ценители.

РГ: Вы играли в лучших залах мира, в том числе и на родине джаза - в Америке. Не было ли желания покинуть СССР, а потом Россию, чтобы жить там, где ваше искусство востребовано?

Леонид: Честно говоря, таких мыслей не было - никогда не представлял себя вне России. Я просто любил это искусство и никогда не надеялся, что смогу заниматься им официально. Тем более - зарабатывать деньги. Даже мечтать об этом было нельзя. Поэтому для меня поездки на крупнейшие джазовые фестивали Европы и Америки, возможность играть на одной сцене с теми, кого я боготворил, - из разряда чудес…

РГ: А почему вы не переехали в Москву, а остались в Курске?

Леонид: Я для себя на этот вопрос ответил так: не важно, где жить. Важно, где играть. Безусловно, в Москве больше возможностей. Однако само присутствие в столице не дает повода чаще играть в ее залах.

К тому же мне всегда нравилось ломать стереотипы. Например, придумать в Курске "Джазовую провинцию" - международный фестиваль, куда вот уже 15-й год съезжаются мировые звезды… Когда-то это казалось сумасшедшей идеей. Теперь - стало нормой. К тому же я люблю свой родной город и принимаю его со всеми плюсами и минусами…

Николай Винцкевич: …Главный из которых - отсутствие спроса на нашу музыку. Как и на музыкальное искусство вообще. Впрочем, не только в Курске, но и во всей стране. Качественной музыки, кроме классики и джаза, у нас нет. О чем можно говорить, если звезды выступают под фонограмму? А если попросить их спеть живьем перед слушателями, люди спросят: "А кто это такой вообще?"

РГ: Николай, насколько я знаю, у вас был опыт выступлений с российскими поп-звездами?

Николай: Когда я учился на первом курсе Гнесинки, мне нужно было на что-то жить в столице. Поэтому я работал с некоторыми поп-звездами. Но потом понял - лучше недоедать, чем иметь дело с этими людьми. Представьте: весь концерт идет под фонограмму, а мне говорят: "Играй на саксофоне поверх, создавай ощущение живого выступления!" Я не буду называть имен, они там все такие, за исключением единиц.

РГ: Не обидно, что эти люди имеют статус "звезд", а вы известны в узких кругах?

Николай: Когда играешь в лучших залах мира с людьми, которые сегодня делают джазовую историю, когда эти люди ценят твое творчество, подобных комплексов не возникает.

Леонид: Гораздо хуже, на мой взгляд, когда ты называешься "звездой", не имея для этого никаких оснований. Лично для меня это страшно.

РГ: Что, на ваш взгляд, нужно, чтобы в России возник спрос на музыку как искусство? И появилась индустрия, об отсутствии которой вы говорите?

Леонид: Должна быть государственная политика в области культуры. И она обязательно должна быть связана с просветительством. Мы уже потеряли много времени и, может быть, несколько поколений. Грустно, если в России забудут, что здесь родились Шостакович, Прокофьев, Рахманинов. Факт, что сегодня мне мало кто назовет последних лауреатов конкурса им. П. И. Чайковского. А ведь этот конкурс - одна из святынь русской культуры.

РГ: Как в этой ситуации чувствует себя новое поколение музыкантов?

Николай: В Москве и Питере у нас по-прежнему серьезная школа классической музыки и джаза. Но сейчас остро встает вопрос: а кто будет преподавать после того, как уйдут мэтры? Большинство учеников, которые могли бы их заменить, уезжают на Запад. Те, кто остается, вряд ли пойдут работать за копеечную зарплату преподавателя.

Леонид: О чем можно говорить, если в Московской консерватории - лучшем музыкальном учебном заведении мира - концертмейстер, работая на полставки, получает… две тысячи рублей!
Как результат - выпускники Гнесинки, помыкавшись в столице, где на джаз спрос небольшой, едут в Европу и Америку. Потому что даже маленькая зарплата там - это все равно другие деньги.

РГ: Леонид Владиславович, вы неоднократно говорили, что искусство не может быть на самоокупаемости. Насколько остро стоит вопрос финансирования проектов для вас?

Леонид: Остро. И это занимает львиную долю моего времени. Постоянно решаю какие-то административные, организационные вопросы - от гастрольных графиков до поиска спонсоров. К счастью, находятся энтузиасты джаза, которые готовы помогать. Комитет культуры Курской области и администрация Курска делают многое, чтобы "Джазовая провинция" была. И это дорого стоит на фоне безразличия минкульта и Российского Фонда культуры, который до последнего года был учредителем этого фестиваля.

Но я не жалуюсь. Главное - жизнь подарила мне возможность играть то, что люблю, для тех, кого люблю.

Досье "РГ"

За свою 30-летнюю джазовую карьеру Леонид Винцкевич принял участие во многих престижных международных джазовых фестивалях Европы и Америки. Выступал с такими мастерами джаза, как Лембит Саарсалу, Элвин Джонс, Лайонел Хэмптон, Кевин Махогани, Валерий Пономарев, Эвелин Уайт, Джон Стоуэлл, Конрад Хервиг, Эва Корнелиус, Дэвид Фризер, Юта Глазер, Ярмо Хеккала. Он руководитель российско-американского квартета, арт-директор международного джазового фестиваля "Джазовая провинция", который ежегодно проходит в 13-18 городах России.

Николай Винцкевич - один из самых ярких представителей молодого поколения российских джазовых музыкантов. В 1999 году Лайонел Хэмптон - легенда мирового джаза - удостоил 23-летнего русского саксофониста чести сыграть дуэтом на закрытии собственного фестиваля в Америке. Николай Винцкевич выступал с такими известными джазовыми исполнителями, как Льюис Нэш, Грэди Тэйт, Санти Дебриано, Билл Шарлап, Майк Эллис, Даниэль Морено, Барри Уиджелл, Игорь Бутман, Алексей Кузнецов. Сегодня он играет в квартете Леонида Винцкевича, принимает участие в проекте Visional of sound солистов ансамбля "Арсенал".

24 марта в областной филармонии состоится программа «Vive l"amour!» («Да здравствует любовь!»). Куряне услышат и хорошо известные композиции Николая Винцкевича, и новые пьесы. Обязательно прозвучит песня «Vive l"amour!», попавшая в американские хит-парады. В Курске ее исполнит удивительная джазовая вокалистка из США Дебора Девис. За подробностями мы обратились к Леониду и Николаю Винцкевичам.

«Сын плохо учился в школе. У нас это семейное»

Застать Николая в Курске сложно. Вот и на этот раз он только что вернулся из Штатов – в Калифорнии записывал новый альбом.

– Кому первому показываете свои новые пьесы?

– В 95% случаев отцу. Но бывает, что записываю в Америке пьесы, которые он еще не слышал. Для него это становится сюрпризом, когда начинаем репетировать.

– Раньше даже споры возникали насчет музыки Николая, – улыбается Леонид Владиславович. – Поначалу говорил, что ту или иную вещь я играть не буду! А потом понял, что это неправильно – нельзя оценивать его музыку своими эстетическими мерками. Сейчас тем более, когда сын проявил себя не только как талантливый саксофонист, но и композитор.

Заниматься музыкой Николай стал, чтобы не печалить отца. «Поступив в музыкальную школу, я учился не особенно старательно, – вспоминает Николай. – Сесть за уроки было мукой. Отец, видя такое отношение, очень расстраивался. Тогда я решил: буду заниматься по часу в день – с меня не убудет, а папа останется доволен». При этом музыка в жизни маленького Коли была всегда.

«Он слушал очень много классики! – говорит Леонид Владиславович. – Года в 2–3 он еще толком говорить не умел, но всегда просил поставить пластинки, показывая пальчиком на классические, джазовые записи. А когда я садился за рояль, чтобы выучить произведения Чайковского, Сен-Санса, Коля забирался ко мне на колени и засыпал. Это тоже было частью образования. При этом не могу сказать, что судьба сына была предопределена, хотя наша семья музыкальная, и у нас дома часто были в гостях знаменитые музыканты: Олег Лундстрем, Игорь Бутман и многие звезды джаза. Лет с 15–16 я стал выпускать сына на одну площадку со звездами. Это был своего рода педагогический прием: решил, что сцена покажет – достоин он ее или нет. И все равно жена очень переживала, какое будущее ждет сына, поскольку в школе он очень плохо учился. Я же был спокоен – видел, что у парня есть голова на плечах. Это у нас, видимо, семейное. Я тоже в школе скучал до 8-го класса, а потом перевелся в вечернюю, где практически не появлялся».

– Из всех предметов более-менее интересны мне были лишь география и история, – улыбается Николай, вспоминая школьные годы. – Постоянно, сидя за партой, я отстукивал ритм или что-нибудь мурлыкал под нос. Учителя часто вызывали к доске: «Винцкевич, выйди и громко спой нам, что ты там бормочешь!» А когда задавали вопрос по теме, честно признавался, что ничего не знаю. Но это не помешало поступить в академию имени Гнесиных. Уже на первом курсе окончательно понял, что свяжу жизнь с музыкой.


– Тогда же вы стали активно сотрудничать со многими российскими поп-звездами...

– Было такое, но недолго. Понял – лучше не доедать, чем иметь дело с отечественным шоу-бизнесом. Весь концерт идет под фонограмму, а мне говорят: «Играй на саксофоне поверх, создавай ощущение живого выступления!» К тому же музыканты нашей эстрады в 90% случаев играют на уровне первокурсников Гнесинки!

– Я сказал ему тогда: будешь продолжать с ними сотрудничать, лучше бросай саксофон, – говорит Винцкевич-старший. – Просто если этим продолжать заниматься, то встает вопрос другого рода, но никак не музыкальных завоеваний.

«Хэмптон сказал: «Привози сына, послушаю»

Выбор был сделан в пользу джаза. «Впервые я поехал на джазовый фестиваль в США в 1999 году, когда мне было 23, – вспоминает Николай. – До этого легенда мирового джаза Лайонел Хэмптон сказал отцу: «Привози сына, послушаю». И я отправился в Америку, будучи свято уверен, что сыграю несколько пьес мэтру в какой-нибудь аудитории, он послушает и вынесет свой вердикт. Но Хэмптон заявил: «Будешь играть на открытии фестиваля, а через день с моим биг-бэндом». Я волновался, как никогда в жизни – выступать на большой сцене с мегазвездами перед 10-тысячной аудиторией! (Николай скромно умолчал, что тогда же Лайонел Хэмптон удостоил его чести сыграть дуэтом на закрытии фестиваля – авт.). Была еще одна проблема – я по-английски тогда совсем не говорил. Если на сцене все было более-менее ясно – музыкальная терминология интернациональна, то в быту приходилось туго. Вернувшись домой, первым делом взялся за английский».

– Перед Николаем на том фестивале выступала Дайана Кролл, – продолжает Леонид Винцкевич. – Только представьте: каково выходить на сцену после многократной обладательницы премии «Грэмми»? Считаю, что Хэмптон, открывший Куинси Джонса, Джона Колтрейна и Наткин Коула, является крестным отцом Николая в музыке. Это, конечно, чудо, которое произошло с нами. По поводу поездки в Штаты, каждый джазмен обязан побывать в стране, где эта музыка родилась. Именно там можно найти ответы на вопросы, мучающие тебя как музыканта: в правильном ли направлении двигаюсь, тем ли занимаюсь? Услышать мнение именитых музыкантов и критиков – дорогого стоит. Также нужно понимать, если, например, Хэмптон, послушав тебя, скажет: «Нет», значит, нужно вернуться домой и больше никогда не играть джаз. Такого с нами не случилось. Наоборот, мы начали понимать, что все делаем правильно. А ведь когда-то я и мечтать не мог о поездке в США! Однажды летел из Голландии в Россию и разговорился с мужчиной, чьей конечной целью была Япония. Он признался, что отправляется в Страну восходящего солнца на несколько лет, чтобы изучать древнюю игру го (что-то вроде наших крестиков и ноликов). И я подумал – неужели настанет время, когда я смогу полететь в Африку изучать африканские ритмы? И вот это время пришло. Границы открыты.

При этом у отца и сына и мысли не было уехать не то что из России, из Курска. «Не важно, где жить, важно, где играть», – уверены они.

– Но вы же не станете спорить с тем, что джаз в России – не самая популярная музыка.

– А джазу и не нужно становиться массовым, – говорит Винцкевич-старший. – Хотя то, что звучит по радио и ТВ – трагедия страны, признак массового бескультурья! Но не все так плохо. Ежегодный фестиваль «Джазовая провинция» показывает, что Курск – джазовый город. Может, дело в том, что стало модно ходить на концерты джазовых музыкантов? Что ж – это неплохо. Сейчас для «Провинции» стало нормой участие лауреатов «Грэмми», топовых фигур нашего жанра. Несколько лет назад такое было сенсацией, а сейчас – практически норма. Да и участникам фестиваля интересно выступать в российских городах. Когда к нам приезжают звезды мирового джаза, мы их ни от чего не оберегаем. Я даже их предупреждаю – вы увидите не глянцевую туристическую Россию из окна хорошего отеля Москвы, а реальную жизнь с реальными людьми. Это нравится нашим гостям, и они готовы приезжать каждый год!

Вверх — Отзывы читателей (1) — Написать отзыв — Версия для печати

Эти люди сделали себя сами. За это, и за их искусство, уважаю их очень давно. Единственное, чего не хватает нашей стране — так это таких настоящих мужиков — асов а своем деле.



Выскажите своё мнение о статье

Имя: *
E-mail:
Город:
Смайлики:

31.03.2018

Винцкевич Леонид Владиславович

Российский Музыкант

Леонид Винцкевич родился 1 апреля 1949 года в городе Курск. Начал играть на фортепиано с семи лет. Окончил Курскую музыкальную школу № 1, затем - Курское музыкальное училище, где учился у педагогов Н.Л.Киреевской и Л.Я.Упориной. В 1968 году поступил в Казанскую консерваторию по классу фортепиано. По своей инициативе посещал занятия по композиции. Дружил со студентами композиторского факультета и был первым исполнителем их новых сочинений. Параллельно с занятиями академической музыкой интересовался джазом. В конце 60 годов постоянно слушал передачи Аркадия Петрова «Радиоклуб Метроном», на радиостанции «Юность».

По окончании консерватории Винцкевич возвращается в родной город и становится солистом Курской филармонии. Таковым остается и поныне. В 1974 году в СССР началось создание первых государственных джазовых учебных заведений - эстрадно-джазовых отделений музыкальных училищ. В числе первых 20 городов, где создавалось такое отделение, был и Курск, и Леонид принял в его организации активное участие. Поскольку опыт организации отсутствовали, создателям джазовых отделений со всей страны помогали москвичи, у которых такой опыт был - ведь еще в 1967 году начала работать джазовая студия при ДК «Москворечье». Двое из преподавателей студии, Герман Лукьянов и Игорь Бриль, а также теоретик Юрий Чугунов и другие, консультировали и Винцкевича.

Помимо чисто педагогического опыта, Лукьянов и Бриль оказали влияние на Леонида и своим вниманием к русской музыке. Примерно в это же время Винцкевич случайно услышал записи фольклорного хора села Фощеватово Белгородской области. Музыканта поразил гармонический и ритмический строй этих песен, он перенес их фрагменты на нотную бумагу, стараясь постичь природу ритмической организации фольклорного пения, сходной по восприятию с джазовым драйвом.

Результатом обобщения всех этих влияний стали первые авторские композиции Леонида Винцкевича, которые он показал на джазовых фестивалях в Фергане и Куйбышеве в 1978 году С 1978 года приступил к активной концертной деятельности, участвуя в джазовых фестивалях, проводившихся в те годы на всей территории бывшего СССР. В 1979 выступил на фестивале в Таллинне в составе трио. С этим же трио в том же году играл на «Московской джазовой неделе». Газета «Комсомольская правда» об этом выступлении писала: «Группа играет с нервом, хорошим задором. Острые, колкие гармонии, энергичное развитие мелодического материала, легко распознаваемые черты русской песенности, подголосочной полифонии…»

В 1984 году, Леонид встретился на джазовом фестивале в Свердловске с эстонским тенор-саксофонистом Лембитом Саарсалу. Сыграв однажды вместе, музыканты создали дуэт, существующий до сих пор. Несколько раз дуэт Винцкевич-Саарсалу принимал участие в фестивале Лайонела Хэмптона. Первое выступление дуэта на фестивале сопровождалось неожиданностью - на сцену внезапно вышел сам Лайонел Хэмптон, которому тогда был 81 год, и присоединился к дуэту со своим вибрафоном. И это при том, что фестиваль исключительно традиционный, свинговый, а в игре Винцкевича и Саарсалу все-таки проглядывали более современные ноты… Позднее журнал «Down beat» писал об этом выступлении: «Два музыканта из Советского Союза показали, что стиль Эрролла Гарнера и стиль Сесила Тэйлора нисколько не противоречат друг другу».

Музыканты ежегодно играли на этом фестивале до 1993 года В феврале 1999 года состоялось шестое выступление Винцкевича и Саарсалу в Москве, штат Айдахо, где проходит этот ежегодный фестиваль; вместе с ними присутствовал и весьма успешно выступал сын Леонида, саксофонист Николай Винцкевич. В 2001 Леонид и Лембит вновь посетили фестиваль на его мастер-классе. Леонид и Лембит в этот приезд в США сделали запись музыки директора фестиваля Лайонела Хэмптона, д-ра Линна Скиннера.

... читать ещё >

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры