Моцарт австрия. Вольфганг Амадей Моцарт: краткая биография

Главная / Чувства

Вольфганг Амадей Моцарт появился на свет в Зальцбурге 27 января 1756 года. Его отцом стал композитор и скрипач Леопольд Моцарт, работавший в придворной капелле графа Сигизмунда фон Штраттенбаха (князя-архиепископа зальцбургского). Матерью прославленного музыканта стала Анна Мария Моцарт (в девичестве Пертль), происходившая из семьи комиссара-попечителя богадельни небольшой коммуны Санкт-Гильген.

В общей сложности в семье Моцартов родились семь детей, однако большинство из них, к сожалению, скончались еще в юном возрасте. Первым ребенком Леопольда и Анны, которым удалось выжить, стала старшая сестра будущего музыканта Мария Анна (родные и близкие с детства называли девочку Наннерль). Примерно через четыре года на свет появился Вольфганг. Роды были крайне тяжелыми, и врачи долго опасались, что для матери мальчика они окажутся фатальными. Но через некоторое время Анна пошла на поправку.

Семья Вольфганга Амадея Моцарта

Оба ребенка Моцартов с ранних лет демонстрировали любовь к музыке и прекрасные к ней способности. Когда отец начал учить Наннерль играть на клавесине, ее младшему братику было всего около трех лет. Однако доносившиеся во время уроков звуки так взволновали маленького мальчика, что с тех пор он нередко подходил к инструменту, нажимал на клавиши и подбирал приятно звучащие созвучия. Более того, он даже мог проиграть фрагменты музыкальных произведений, которые слышал до этого.

Поэтому уже в четырехлетнем возрасте Вольфганг начал получать от отца свои собственные уроки игры на клавесине. Впрочем, разучивание менуэтов и пьес, написанных другими композиторами, достаточно скоро наскучило ребенку, и в возрасте пяти лет к этому виду занятий добавилось сочинение юным Моцартом своих собственных небольших пьес. А в шесть лет Вольфганг освоил скрипку, причем практически без посторонней помощи.


Наннерль и Вольфганг никогда не ходили в школу: Леопольд дал им отличное домашнее образование. При этом юный Моцарт всегда с большим рвением погружался в изучение любого предмета. К примеру, если речь шла о математике, то после нескольких усердных занятий мальчика буквально все поверхности в комнате: от стен и пола до полов и стульев – быстро покрывались меловыми надписями с цифрами, задачами и уравнениями.

Путешествие по Европе

Уже в шестилетнем возрасте «чудо-ребенок» играл настолько хорошо, что мог давать концерты. Прекрасным дополнением к его вдохновенной игре стал голос Наннерль: пела девочка просто прекрасно. Леопольд Моцарт был настолько впечатлен музыкальными способностями своих детей, что решил отправиться с ними в продолжительные гастроли по различным европейским городам и странам. Он надеялся, что это путешествие принесет им большой успех и немалую прибыль.

Семейство побывало в Мюнхене, Брюсселе, Кельне, Маннгейме, Париже, Лондоне, Гааге, нескольких городах Швейцарии. Поездка затянулась на многие месяцы, а после непродолжительного возвращения в Зальцбург – и на годы. В течение этого времени Вольфганг и Наннель давали концерты ошеломленной публике, а также посещали оперные театры и выступления прославленных музыкантов вместе со своими родителями.


Юный Вольфганг Моцарт за инструментом

В 1764 году в Париже были изданы первые четыре сонаты юного Вольфганга, предназначенные для скрипки и клавира. В Лондоне мальчику повезло некоторое время поучиться у Иоганна Христиана Баха(младшего сына Иоганна Себастьяна Баха), который моментально отметил гениальность ребенка и, будучи виртуозным музыкантом, дал Вольфгангу множество полезных уроков.

За годы скитаний «чудо-дети», у которых и без того от природы было далеко не самое крепкое здоровье, достаточно сильно устали. Утомились и их родители: к примеру, во время пребывания семьи Моцартов в Лондоне Леопольд сильно заболел. Поэтому в 1766 году вундеркинды вместе со своими родителями вернулись обратно в родной город.

Творческое становление

В четырнадцатилетнем возрасте Вольфганг Моцарт стараниями отца отправился в Италию, которая была поражена талантом юного виртуоза. Приехав в Болонью, он успешно принимал участие в своеобразных музыкальных соревнованиях филармонической академии наряду с музыкантами, многие из которых годились ему в отцы.

Мастерство молодого гения настолько впечатлило Боденскую академию, что его избрали академиком, хотя обычно этот почетный статус присваивали только самым успешным композиторам, возраст которых составлял не менее 20 лет.

После возвращения в Зальцбург композитор с головой ушел в сочинение разноплановых сонат, опер, квартетов, симфоний. Чем старше он становился – тем более смелыми и оригинальными были его произведения, они все меньше походили на творения музыкантов, которыми Вольфганг восторгался в детстве. В 1772 году судьба свела Моцарта с Йозефом Гайдном, который стал его главным учителем и самым близким другом.

Вскоре Вольфганг получил работу при дворе архиепископа, как и его отец. У него появилось большое количество заказов, но после смерти старого епископа и приезда нового обстановка при дворе стала гораздо менее приятной. Глотком свежего воздуха для молодого композитора стала поездка в Париж и крупные немецкие города в 1777 году, которую у архиепископа выпросил для своего одаренного сына Леопольд Моцарт.

В то время семья столкнулась с достаточно сильными финансовыми трудностями, и потому поехать с Вольфгангом смогла только мать. Подросший композитор снова давал концерты, но его смелые сочинения не были похожи на классическую музыку тех времен, да и подросший мальчик больше не вызывал восторга одним своим видом. Поэтому на этот раз публика приняла музыканта с гораздо меньшим радушием. А в Париже скончалась мать Моцарта, изнуренная продолжительной и безуспешной поездкой. Композитор вернулся в Зальцбург.

Расцвет карьеры

Несмотря на проблемы с деньгами, Вольфганг Моцарт уже давно был недоволен тем, как с ним обращался архиепископ. Не сомневаясь в своем музыкальном гении, композитор негодовал по поводу того, что работодатель расценивает его, как слугу. Поэтому в 1781 году он, наплевав на все законы приличия и уговоры родных, принял решение оставить службу у архиепископа и переехать в Вену.

Там композитор познакомился с бароном Готтфридом ван Стивеном, который в те времена был покровителем музыкантов и располагал большой коллекцией творений Генделя и Баха. По его совету Моцарт попробовал создавать музыку в стиле барокко, дабы обогатить свое творчество. Тогда же Моцарт попытался получить должность преподавателя музыки для принцессы Вюртембергской Элизабет, однако император предпочел ему учителя пения Антонио Сальери.

Пик творческой карьеры Вольфганга Моцарта пришелся на 1780-ые годы. Именно тогда она написал свои самые известные оперы: «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта», «Дон Жуан». Тогда же была написана и популярная «Маленькая ночная серенада» в четырех частях. В то время музыка композитора была крайне востребована, и он получал за свою работу самые большие гонорары в жизни.


К сожалению, период небывалого творческого подъема и признания для Моцарта продлился не слишком долго. В 1787 году умер его горячо любимый отец, а вскоре его жена Констанция Вебер заболела язвой голени, и на лечение супруги понадобились немалые деньги.

Ухудшила ситуацию и смерть императора Иосифа II, после которой на престол взошел император Леопольд II. Он, в отличие от своего брата, не был поклонником музыки, потому рассчитывать на расположение нового монарха композиторам того времени не приходилось.

Личная жизнь

Единственной супругой Моцарта стала Констанция Вебер, с которой он познакомился в Вене (в первое время после переезда в город Вольфганг снимал жилье у семейства Веберов).


Вольфганг Моцарт и его жена

Леопольд Моцарт был против женитьбы своего сына на девушке, так как видел в этом стремление ее семьи найти для Констанции «выгодную партию». Тем не менее, свадьба состоялась в 1782 году.

Жена композитора шесть раз была беременна, но немногие дети этой четы пережили младенческий возраст: выжили только Карл Томас и Франц Ксавер Вольфганг.

Смерть

В 1790 году, когда Констанция вновь отправилась на лечение, а финансовое состояние Вольфганга Моцарта стало еще более невыносимым, композитор решил дать несколько концертов во Франкфурте. Прославленного музыканта, чей портрет на тот момент стал олицетворением прогрессивной и безмерно красивой музыки, приветствовали на «ура», однако сборы от концертов оказались слишком малы и не оправдали надежд Вольфганга.

В 1791 году у композитора случился небывалый творческий подъем. В это время из-под его пера вышла «Симфония 40», а незадолго до смерти – незавершенный «Реквием».

В том же году Моцарт сильно заболел: его мучила слабость, ноги и руки композитора распухли, а вскоре он стал изнемогать и от внезапных приступов рвоты. Смерть Вольфганга наступила 5 декабря 1791 года, ее официальная причина – ревматическая воспалительная лихорадка.

Впрочем, и по сей день некоторые полагают, что причиной смерти Моцарта стало отравление известным в те времена композитором Антонио Сальери, который, увы, был вовсе не так гениален, как Вольфганг. Отчасти популярность этой версии продиктована соответствующей «маленькой трагедией», написанной . Однако никакого подтверждения этой версии на настоящий момент найдено не было.

  • Настоящее имя композитора звучит как Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus (Gottlieb) Mozart, однако он сам всегда требовал, чтобы его называли Вольфганг.

Вольфганг Моцарт. Последний прижизненный портрет
  • Во время большого гастрольного путешествия юных Моцартов по Европе семейство оказалось в Голландии. Тогда в стране шел пост, и музыка была запрещена. Исключение сделали только для Вольфганга, посчитав его талант божьим даром.
  • Моцарт был похоронен в общей могиле, где располагалось еще несколько гробов: настолько тяжелым было финансовое положение семьи в то время. Поэтому точное место захоронения великого композитора неизвестно до сих пор.

Прогулки по Вене - 2

Вена и музыка для меня неразделимы. Она ассоциируется у меня со словами столица вальсов, Муза таких прославленных композиторов, как Моцарт, Бетховен, Шуберт, Штраус…

Какой город восторженный Моцарт в письмах своему отцу называл лучшим городом мира? Вену. В каком городе Бетховен сменил 68 квартир? В Вене. По дорожкам какого парка, под управлением смычка скрипки Страдивари в руках Короля Вальсов, самозабвенно кружились красивые пары? В Городском парке Вены. В каком городе мира на Центральном Кладбище есть почётный полукруг, где похоронены великие композиторы? Несомненно, в Вене. Возле какого памятника даже цветы выложены в форме скрипичного ключа? Однозначно, возле памятника Моцарту в Императорском парке в Вене.

Вот он, Моцарт в городском саду.

Начнем с Моцарта

В Вене сохранился всего один дом, где жил Моцарт. Дом Моцарта -Mozarthaus Vienna mit Mozartwohnung (Wien, Domgasse 5). Найти этот дом просто: за апсидой собора св. Штефана на Stefanspl пройти в арку дома 5а. Открыт ежедневно с 10 до 19 часов. Цена билетов: 9 евро, с венской картой — 7 евро. Есть также комбиированные билеты с посещением Дома Музыки и других музеев, входящих в Исторический музей Вены.

В этом доме Моцарт жил с 1784 по 1787. Всего 4 больших, 2 маленьких комнаты и кухня. В этом доме была написана опера «Женитьба Фигаро», поэтому дом также называют Дом Фигаро. Содержание этого дома обходилось Моцарту в 460 гульденов в год! В то время как его отец зарабатывал 400 гульденов в год в Зальцбурге.
В этой квартире началась дружба Моцарта с великим Гайдном, который признавал и ценил талант Моцарта даже когда все его поклонники отвернулись от него.

Подробнее: www.mozarthausvienna.at/

Если быть честным, то я ожидал от этого музея большего. Увидел чисто выбеленные стены, документы, картины.

Я, правда приоткрыл для себя тайну Моцарта. Моцарт для меня всегда был загадкой.

В детстве Моцарт мог часами сидеть над цифрами, точно завороженный, испещряя ими тетрадки, стулья, столы. Вольфганг мог бы стать великим математиком или физиком. Но его отец Леопольд решил иначе. Его сын будет только великим композитором! Если понадобится, Леопольд будет голодать и не спать по ночам. Но когда придет время, он потребует, чтобы сын вернул ему долги.

Вольфганг стал поистине первым великим европейцем. Первым во всем. В детстве он был приглашен в Ватикан и обласкан самим Папой Римским. Повзрослев, попросил отставки у зальцбургского архиепископа и стал первым независимым музыкантом, самостоятельно зарабатывающим деньги на жизнь.

С первых дней жизни в Вене Моцарт стал членом масонской ложи. В музее есть подлиный автограф Леопольда и Амадея Моцарта на акте о вступлении в массонскую ложу.

Загадка ещё и в том, почему великого Моцарта (а великим его уже при жизни признали!) похоронили как бедняка, в спешке, в общей могиле, так что уже через несколько лет никто не мог точно указать даже точное место, где похоронен великий Моцарт... Невольно напрашивается версия, что сильные мира сего очень желали в 1791 году, чтобы никто не смог потом найти могилы Моцарта. И им удалось осуществить свой замысел...

Моцарт действительно был отравлен. Он был масоном, и есть версия что в последней своей опере "Волшебной флейте" он раскрыл секреты масонов и был убит массонами, или врагами масонства. Скорее всего, сильные мира сего не желали, чтобы им мешал Моцарт. Они не признавали гениальность Моцарта.

Гений в искусстве, в любви - один из нас, он с легкостью обнародовал чужие тайны. Но главную свою тайну - формулу счастья и бессмертия - навсегда унес с собой. Хочу познакомить Вас с интересным фильмом, который приоткрывает тайную завесу над обликом Моцарта.

За свою жизнь Моцарт написал более 600 произведений, из них 58 симфоний. Полный архив произведений Моцарта Вы можете найти

Музей Моцарта мне не очень понравился. Я не ощутил в нем "духа Моцарта". Там была одна небольшая экспозиция под названием "Женщины в жизни Моцарта". Но.... Давайте вместе почитаем что наши люди об этом пишут. Вот, что пишет на эту тему в Новом венском журнале Екатерина Пирова

Моцарт был невысокого роста, слегка неказистый, бледный и не очень симпатичный, зато веселый, сердечный и импульсивный. Несмотря на его внешнее несовершенство, ему рукоплескала вся Европа. Вращаясь в аристократическом обществе, он флиртовал со многими знатными дамами. Однако женщин, сыгравших существенную роль в судьбе влюбленного в музыку Вольфганга Амадея, было совсем немного.


Естественно, первой важной женщиной в жизни Вольфганга была его мать Анна Мария Моцарт, в девичестве Пертль.

Мать Моцарта была очень общительной, жизнерадостной женщиной. Она любила, когда ее окружали друзья, соседи, дети, собаки и кошки - и чем больше их было, тем лучше. Она охотно и часто сочиняла стихи, и ее вовсе не смущало, что они получались плохими и нескладными. Она обожала розыгрыши и не стеснялась крестьянских бранных слов и крепких выражений.

Она родилась неподалеку от Зальцбурга в деревне Санкт-Гильден, которая находится на северо-западном берегу озера Вольфгангзее.

Санкт-Гильген часто называют «Деревней Моцарта» (Mozart-Dorf). Хотя сам великий композитор никогда в городке (или деревушке?) не был, все же связь между Санкт-Гильгеном и В.-А.Моцартом существует. С 1716 по 1724 год должность окружного судьи в Санкт-Гильгене занимал Вольфганг Николаус Пертль. В 1720 году у него и его жены Евы Розины родилась дочь Анна Мария Вальбурга, вышедшая затем замуж за зальцбургского композитора Леопольда Моцарта.

Нам удалось побывать в Санкт-Гильгене здесь с Ирочкой несколько лет назад. Посмотрите несколько памятных фотографий этих мест.





Сестра Моцарта Наннерль была старше Вольфганга на четыре года. Она была талантливой пианисткой и все свое детство провела в поездках по Европе вместе с семьей. Анна Мария, как и Моцарт, была вундеркиндом, однако отец всегда выдвигал младшего сына на передний план. А Наннерль приходилось оставаться в тени своего гениального брата. Несмотря на это, между детьми Моцартов не было конкуренции, брат и сестра всегда очень искренне любили друг друга. Наннерль была тихой, скромной и домашней, постоянно заботилась о Вольфганге и отце. Когда ей исполнилось 33 года, Анна Мария вышла замуж за юриста Иоганна Баптиста Франца фон Берхтольда цу Зонненбург, вместе с которым поселилась в доме матери в Санкт-Гильгене. У супругов родилось трое детей. После смерти мужа в 1801 году она снова вернулась в Зальцбург, где зарабатывала себе на жизнь уроками игры на фортепьяно.


Мария Анна Текла была двоюродной сестрой Моцарта. Он ее называл ласково «Bäsle» - кузиночкой. В 1777 году, незадолго до кончины матери Моцарта, они вместе побывали в Аугсбурге, где между Вольфгангом и его молодой кузиной завязалась озорная и крайне крепкая дружба.

Алоизия Вебер

В 1777 году Моцарт побывал в немецком городе Мангейме. Там он по уши влюбился в певицу Алоизию Вебер. 16-летняя Алоизия была дочерью театрального суфлера и переписчика нот Фридолина Вебера, который делал все возможное, чтобы прокормить свое семейство. Еще бы! У него подрастали четыре дочери, и две из них уже достигли возраста на выданье. Госпожа Вебер стремилась побыстрее пристроить своих девочек, и не просто так, а повыгоднее, и потому любой молодой человек, появлявшийся в их доме, рассматривался как потенциальный жених. О зяте-звезде супруги Вебер и не мечтали, но судьба распорядилась именно так. Чистый и нежный голос Алоизии, как и она сама, пленили Моцарта. Он сразу же понял, что перед ним девушка его мечты - именно на такой музыкант захотел жениться и провести с ней остаток своих дней. Для нее он написал несколько блестящих концертных арий, предвкушая, что Алоизия станет его женой и будет петь в его будущих операх. Влюбленный Вольфганг даже сочинил музыку для своей свадебной церемонии.

Он, наивный, уже строил планы на будущее, позабыв спросить благословения у своего честолюбивого и строгого отца. Леопольд не задумывался о возрасте своих детей, когда он безжалостно в течение долгих лет заставлял их колесить по всей Европе от одного концертного зала к другому. Сейчас же он посчитал сына слишком незрелым для брака. Он гневно писал Вольфгангу: «Вместо того, чтобы тратить время на женщин, лучше занимайся своей дальнейшей карьерой». Леопольд приказал Моцарту немедленно уехать в Париж - подальше от Мангейма и возлюбленной. Пришлось послушаться отца. Вольфганг с тяжелым сердцем покинул Алоизию. А девушка не теряла времени даром: совместные выступления с Моцартом, его пьесы раскрыли перед ней двери желанных салонов, она стала известной певицей.

После Парижа Моцарт в пух и прах разругался с зальцбургским архиепископом. Поговаривали даже, что священнослужитель выставил Вольфганга за дверь в буквальном смысле при помощи хорошего пинка под зад. Тогда Моцарт подался в Вену, где поселился у госпожи Вебер, к тому времени перебравшейся в имперскую столицу. Она с радостью сдала ему комнату и окружила заботой и вниманием. Ему, недавно потерявшему мать, как раз это и было необходимо. Здесь Моцарт с ужасом узнал, что его возлюбленная Алоизия, ставшая актрисой придворного венского театра, не дождалась его и вышла замуж за другого. Тогда Вольфганг всю свою нереализованную любовь и нежность перенес на ее младшую сестру, Констанцу.

Констанца Моцарт, урожденная Вебер

В истории музыки не было еще ни одной женщины, в адрес которой литераторы, искусствоведы и музыканты излили бы столько желчи, сколько досталось Констанце Моцарт. Какими только эпитетами ее не награждали: глупая пустышка, присосавшаяся к гению; неверная, развратная кокетка, развлекавшаяся с мужчинами на венских курортах, в то время как ее муж боролся за выживание семьи; радостная и предприимчивая вдова, извлекавшая выгоду из торговли рукописями Моцарта, ни разу за 18 лет не посетившая могилу мужа. Ей даже приписывали соучастие в убийстве собственного супруга.Но это не так.

Она была младше Моцарта на шесть лет и влюбилась в него при первой же встрече, а он, увлеченный ее сестрой, этого даже не заметил. После болезненного разрыва с Алоизией именно Констанца оказалась рядом с отвергнутым музыкантом. Наконец-то пришел ее звездный час. Между девушкой и Моцартом разгорелся бурный тайный роман. Отец Моцарта Леопольд долго не давал своего благословения на брак сына с необразованной и далекой от музыки девушкой. Но, в конце концов, 4 августа 1782 года 26-летний Моцарт обвенчался с Констанцией в соборе Св. Стефана. Их счастливый брак длился девять лет.

Незадолго до свадьбыкомпозитор написал комическую оперу «Похищение из сераля», ставшую первым произведением национальной австрийской оперы. В год брака Моцарта настигла невероятная слава, даже император был в восторге от его музыки. После свадьбы молодые стали жить отдельно. Моцарт по-настоящему был счастлив. Супруги идеально подходили друг другу. Констанца не была тихой домохозяйкой, она оказалась темпераментной и веселой, как и сам Вольфганг.

Напряженная работа отбирала у Моцарта много сил. Если он куда-нибудь уезжал, то писал жене теплые и нежные письма почти каждый день. Вот одно из них: «Моя любимая женушка, я пользуюсь возможностью, чтобы написать тебе, моя дорогая. Как поживаешь? Так же часто думаешь обо мне, как я о тебе? Каждую минуту я смотрю на твой портрет и плачу от счастья и печали. Береги себя ради меня и будь здорова, любимая! Прощай, целую тебя нежно-нежно миллион раз. Навеки твой, пока смерть не разлучит нас».

Несмотря на эти любовные послания, Констанца ревновала мужа к каждой юбке. Вольфганга всегда окружали очаровательные дамы, а фрау Моцарт, истощенная болезнями и частыми неудачными родами, стала терять свою девичью свежесть. Моцарт пытался успокоить жену, он писал ей из поездок: «Не мучь ни себя, ни меня излишней ревностью! Умоляю! И ты увидишь, какими довольными мы станем! Лишь умное, ровное поведение женщины может возложить узы на мужчину. Пойми это!»

Поговаривали, что и Констанца иногда поглядывала в сторону других мужчин. После очередных родов она отправлялась в Баден, где в компании кавалеров восстанавливала силы и два раза в год лечилась от хронических запоров. В одной из таких поездок в Баден летом 1791 года Констанцию сопровождал красавец Франц Ксавьер Зюсмайр. Он был последним учеником Моцарта, а также другом и бывшим учеником Сальери. Вольфганг очень ревновал супругу к нему и не скрывал этого в своих письмах, адресованных ей. А Констанция тем временем ревновала мужа к его ученице Магдалене Хофдемель. В июле 1791 года у Констанции родился очень симпатичный малыш, которого она назвала в честь Зюсмайра - Франц Ксавьер, чтобы позлить мужа. И тут же злые языки стали упрекать ее в супружеской измене, усиленно намекая маэстро на то, что Франц Ксавьер на самом деле не его сын.

Из шести детей, родившихся у Констанции, выжили лишь два сына - Карл Томас и Франц Ксавьер.

В роковом 1791 году Моцарту исполнилось 35 лет. Его карьера достигла своего апогея, он наконец завершил «Волшебную флейту» - свою самую успешную оперу. В конце ноября Моцарт сильно заболел. У него начались бредовые состояния, головокружения, обмороки, рвота. Он сильно исхудал, а руки и ноги опухли так, что практически не шевелились. 5 декабря он умер. Констанца тем временем восстанавливала свои силы после шестых родов в Бадене. На следующий же день состоялись похороны Моцарта.

Историки склонны считать, что перечень возлюбленных гения был длинным. К ним причисляют пражскую певицу Йозефу Душек, берлинскую исполнительницу Генриетту Бараниус - фаворитку Фридриха Вильгельма II, британское сопрано Нэнси Сторейс, венских певиц Барбару Герл и Анну Готтлиб, а также дочь некого господина Мундбекена, которая из-за несчастной любви ушла в монастырь.

Поговаривали, что у Моцарта был роман и с его ученицей Магдаленой, супругой его приятеля-масона Франца Хофдемеля. Эти шуры-муры или просто сплетни привели к трагедии: на следующий день после смерти Моцарта Хофдемель набросился с бритвой на свою 23-летнюю беременную жену и тяжело ранил ее, а затем перерезал себе горло. Тогда же по Вене поползли слухи, что Хофдемель узнал о романе своей жены и отравил своего соперника Моцарта, чтобы потом убить свою супругу исебя самого. Стоит ли верить в реальность приписываемых гению романов? Сказать сложно. Остается верить самому Моцарту, который до брака с Констанцией в одном из писем отцу признался: «Всевышний даровал мне талант не для того, чтобы я погубил его из-за жены и прожил бездеятельно свою молодую жизнь. Я только начинаю жизнь, должен ли я ее себе портить? Я определенно ничего не имею против брака, но сейчас он явился бы для меня только злом. И ничем иным. Если бы мне пришлось жениться на всех тех, с кем я потешался, то у меня с легкостью могло бы быть 200 жен».

Во льфганг Амаде й [дэ ] Мо царт (Wolfgang Amadeus Mozart, 1756–1791) - австрийский композитор. Обладал феноменальным музыкальным слухом и памятью. Выступал как клавесинист-виртуоз, скрипач, органист, дирижёр, блестяще импровизировал. Занятия музыкой начал под руководством отца - Л. Моцарта. Первые сочинения появились в 1761. С 6-летнего возраста с триумфом гастролировал в Германии, Австрии, Франции, Великобритании, Швейцарии, Италии. В 1765 в Лондоне исполнены его 1-е симфонии. В 1770 Моцарт некоторое время брал уроки у Дж. Б. Мартини и был избран членом Филармонии, академии в Болонье. В 1769–81 (с перерывами) состоял на придворной службе у архиепископа в Зальцбурге как концертмейстер, с 1779 как органист. В 1781 переехал в Вену, где создал оперы «Похищение из сераля», «Свадьба Фигаро»; выступал в концертах («академиях»). В 1787 в Праге Моцарт закончил оперу «Дон Жуан», тогда же получил назначение на должность «императорского и королевского камерного музыканта» при дворе Иосифа II. В 1788 создал 3 наиболее известные симфонии: Es-dur, g-moll, C-dur. В 1789 и 1790 выступал с концертами в Германии. В 1791 Моцарт написал оперу «Волшебная флейта»; работал над реквиемом (закончен Ф. К. Зюсмайром). Моцарт был одним из первых композиторов, избравших необеспеченную жизнь свободного художника. Моцарт наряду с Й. Гайдном и Л. Бетховеном является представителем венской классической школы, одним из основоположников классического стиля в музыке, связанного с разработкой симфонизма как высшего типа музыкального мышления, законченной системы классических инструментальных жанров (симфония, соната, квартет), классических норм музыкального языка, его функциональной организации. В творчестве Моцарта универсальное значение получила идея динамичной гармонии как принципа видения мира, способа художественного преобразования реальности. Одновременно в нём нашли развитие качества новых для того времени психологической правдивости и естественности. Отражение гармонической целостности бытия, ясность, светоносность и красота сочетаются в музыке Моцарта с глубоким драматизмом. Возвышенное и обыденное, трагическое и комическое, величественное и грациозное, вечное и преходящее, общечеловеческое и индивидуально -неповторимое, национально-характерное предстают в сочинениях Моцарта в динамическом равновесии и единстве. В центре художественного мира Моцарта - человеческая личность, которую он раскрывает как лирик и одновременно как драматург, стремясь к художественному воссозданию объективной сущности человеческого характера. Драматургия Моцарта основана на раскрытии многоплановости контрастных музыкальных образов в процессе их взаимодействия. В музыке Моцарта органично претворён художественный опыт разных эпох, национальных школ, традиций народного искусства. Большое воздействие оказали на Моцарта итальянские композиторы 18 в., представители мангеймской школы, а также старшие современники Й. Гайдн , М. Гайдн, К. В. Глюк , И. К. и К. Ф. Э. Бахи. Моцарт ориентировался на созданную эпохой систему типизированных музыкальных образов, жанров, выразительных средств, подвергая их вместе с тем индивидуальному отбору и переосмыслению. Стиль Моцарта отличается интонационной выразительностью, пластической гибкостью, кантиленностью, богатством, изобретательностью мелодии, взаимопроникновением вокального и инструментального начал. Моцарт внёс огромный вклад в развитие сонатной формы и сонатно -симфонического цикла. Моцарту свойственно обострённое чувство тонально-гармонической семантики, выразительных возможностей гармонии (использование минора, хроматизмов, прерванных оборотов и др.). Фактура произведений Моцарта отличается разнообразием сочетаний гомофонно-гармонического и полифонического склада, форм их синтеза. В области инструментовки классическая уравновешенность составов дополняется поиском различных тембровых комбинаций, персонифицированной трактовкой тембров. Моцарт создал свыше 600 произведений различных жанров. Важнейшая сфера его творчества - музыкальный театр. Творчество Моцарта составило эпоху в развитии оперы. Моцарт освоил практически все современные ему оперные жанры. Для его зрелых опер характерны органичное единство драматической и музыкально -симфонической закономерностей, индивидуальность драматургических решений. Учитывая опыт Глюка , Моцарт создал свой тип героической драмы в «Идоменее»; в «Свадьбе Фигаро» на базе оперы-буффа пришёл к реалистической музыкальной комедии характеров. Зингшпиль Моцарт превратил в философскую сказку-притчу, проникнутую просветительскими идеями («Волшебная флейта»). Многоплановостью контрастов, необычным синтезом оперно-жанровых форм отличается драматургия оперы «Дон Жуан». Ведущие жанры инструментальной музыки Моцарта - симфонии, камерные ансамбли, концерты. Симфонии Моцарта довенского периода близки бытовой, развлекательной музыке того времени. В зрелые годы симфония приобретает у Моцарта значение концепционного жанра, складывается как произведение с индивидуализированной драматургией (симфонии D-dur, Es-dur, g-moll, C-dur). Симфонии Моцарта - важный этап в истории мирового симфонизма. Среди камерно-инструментальных ансамблей выделяются по значению струнные квартеты и квинтеты, скрипичные и фортепианные сонаты. Ориентируясь на достижения Й. Гайдна , Моцарт разработал тип камерно-инструментального ансамбля, отличающийся утончённостью лирико-философской эмоции, развитым гомофонно-полифоническим складом, сложностью гармонического языка. В клавирной музыке Моцарта отражены черты нового исполнительского стиля, связанного с переходом от клавесина к фортепиано. Сочинения для клавира, главным образом концерты для фортепиано с оркестром, дают представление об исполнительском искусстве самого Моцарта с присущей ему блестящей виртуозностью и вместе с тем одухотворённостью, поэтичностью, изяществом. Моцарту принадлежит большое число произведений других жанров, в т. ч. песен, арий, бытовой музыки для оркестра и ансамблей. Из поздних образцов наиболее известна «Маленькая ночная серенада» (1787). Хоровая музыка Моцарта включает мессы, литании, вечерни, оффертории, мотеты, кантаты, оратории и др.; среди выдающихся сочинений: мотет «Ave verum corpus», реквием.

Сочинения: Оперы - Митридат, царь понтийский (1770), Луций Сулла (1772, обе - Милан), Мнимая садовница (1775), Идоменей (1781, обе - Мюнхен), Похищение из сераля (1782), Свадьба Фигаро (1786, обе - Вена), Дон Жуан (1787, Прага), Так поступают все (1790, Вена), Милосердие Тита (1791, Прага), Волшебная флейта (1791, Вена) и др.; балетная музыка; оратории и кантаты; мессы; реквием (не окончен); для оркестра - симфонии, в т. ч. D-dur (Haffner, 1782), C-dur (Linzer, 1783), D-dur (Prager, 1786), Es-dur (1788), g-moll (1788), C-dur (1788); серенады, дивертисменты, кассации; концерты для инструментов с оркестром - около 30 для фортепиано (d-moll, 1785; A-dur, c-moll, 1786; B-dur, 1791, и др.), для скрипки (5), для кларнета (A-dur, 1791), для валторны (4); камерно -инструментальные ансамбли - 6 струнных квинтетов (в т. ч. g-moll, 1787), свыше 20 струнных квартетов (в т. ч. 6 квартетов, посвящённых Й. Гайдну, 1782–85, и др.), трио; церковные сонаты, духовые дивертисменты; для фортепиано и скрипки - сонаты (свыше 30), вариации; для фортепиано - сонаты (19 - в 2 руки, 5 - в 4 руки), вариации, менуэты, рондо, фантазии; хоры; песни, арии и вокальные ансамбли; вокальные каноны и др.

Соглашение об обработке персональных данных

Правила сайта

Текст соглашения

Настоящим я предоставляю согласие на обработку ООО «Медиа Трэвел эдвертайзинг» (ИНН 7705523242, ОГРН 1127747058450, юридический адрес: 115093, г. Москва, 1-ый Щипковский пер., д. 1) моих персональных данных и подтверждаю, что давая такое согласие, я действую своей волей и в своем интересе. В соответствии с ФЗ от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» я согласен предоставить информацию, относящуюся к моей личности: мои фамилия, имя, отчество, адрес проживания, должность, контактный телефон, электронный адрес. Либо, если я являюсь законным представителем юридического лица, я согласен предоставить информацию, относящуюся к реквизитам юридического лица: наименование, юридический адрес, виды деятельности, наименование и ФИО исполнительного органа. В случае предоставления персональных данных третьих лиц, я подтверждаю, что мною получено согласие третьих лиц, в интересах которых я действую, на обработку их персональных данных, в том числе: сбор, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление или изменение), использование, распространение (в том числе, передача), обезличивание, блокирование, уничтожение, а также осуществление любых иных действий с персональными данными в соответствии с действующим законодательством.

Согласие на обработку персональных данных дается мною в целях получения услуг, оказываемых ООО «Медиа Трэвел эдвертайзинг».

Я выражаю свое согласие на осуществление со всеми указанными персональными данными следующих действий: сбор, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление или изменение), использование, распространение (в том числе, передача), обезличивание, блокирование, уничтожение, а также осуществление любых иных действий с персональными данными в соответствии с действующим законодательством. Обработка данных может осуществляться с использованием средств автоматизации, так и без их использования (при неавтоматической обработке).

При обработке персональных данных компания ООО «Медиа Трэвел эдвертайзинг» не ограничена в применении способов их обработки.

Настоящим я признаю и подтверждаю, что в случае необходимости компания ООО «Медиа Трэвел эдвертайзинг» вправе предоставлять мои персональные данные для достижения указанных выше целей третьему лицу, в том числе и при привлечении третьих лиц к оказанию услуг в указанных целях. Такие третьи лица имеют право на обработку персональных данных на основании настоящего согласия и на оповещение меня о тарифах услуг, специальных акциях и предложениях сайта. Информирование осуществляется по средствам телефонной связи и/или по электронной почте. Я осознаю, что проставление знака «V» или «X» в поле слева и нажатие кнопки «Продолжить», либо кнопки «Согласен» ниже текста настоящего соглашения, означает мое письменное согласие с условиями, описанными ранее.


Согласен

Что такое персональные данные

Персональные данные - контактная информация, а также информация идентифицирующая физическое лицо, оставленная пользователем на проекте.

Для чего необходимо согласие на обработку персональных данных?

152-ФЗ «О персональных данных» в ст.9 п.4 указывает на необходимость получения «письменного согласия субъекта персональных данных на обработку своих персональных данных». В том же законе разъясняется, что предоставленная информация является конфиденциальной. Деятельность организаций, осуществляющих регистрацию пользователей без получения такого согласия является незаконной.

Ознакомиться с законом на официальном сайте Президента РФ

Вспоминая свое путешествие в Австрию, невозможно ни рассказать о Зальцбурге , городе, где родился Вольфганг Амадей Моцарт. Тем более, что в этом году отмечается (причем не только в Австрии, но и по всей Европе) 250-летие со дня рождения этого гениального композитора.

В Зальцбурге с незапамятных времен добывалась соль, отсюда и название города Salzburg - «Город Соли».

Зальцбург расположен в северо-восточной части одноименной провинции Зальцбургерланд, в австрийских Альпах на высоте 425 м над уровнем моря, на границе с Германией, в состав которой он входил на протяжении более тысячелетия, в 300 км от австрийской столицы, так что наш переезд из Вены в Зальцбург занял более 4 часов…

Нашу экскурсию по городу мы начали с улицы с интересным названием Paris-London Strasse, что в переводе означает «улица Парижа и Лондона»…

Основная часть памятников расположена в старом городе на левом берегу реки Зальцах. Многие из достопримечательностей города неразрывно связаны с именем великого композитора.

На улице Getreidegasse сохранился дом № 9 (Mozarts Geburtshaus), желтое здание с развивающимся австрийским флагом, здесь в 1756 году родился Моцарт . На площади Marktplatz - другой дом Моцарта, дом № 8, где жила семья Моцартов с 1773 по 1780 года. В комнатах бывшей квартиры семьи Моцарта на втором этаже оборудован музей, посвященный жизни и творчеству композитора.
В самом центре Зальцбурга, ну, конечно же,наМоцартплатц в 1842 г. был установлен знаменитый памятник Моцарту работы скульптора Людвига фон Шванталера. По соседству с ним находится мост Моцарта.

О Моцарте напоминает также венский садовый павильончик, принадлежавший либреттисту композитора Шиканедеру. Здесь великий музыкант работал над «Волшебной флейтой». В 1873 году павильончик был подарен Зальцбургу, и сегодня его можно увидеть за садом Мирабель, на Шварцштрассе (Schwarzstrasse).

О великом композиторе ныне напоминают и выставляемые на всеобщее обозрение в витринах кондитерских магазинов конфеты «Моцарт», а также множество кафе и ресторанов, названных в честь Моцарта.

Возможно, благодаря его имени великого композитора город также прославился как место проведения многочисленных фестивалей. Так что по истине Зальцбург - город Моцарта!

О других достопримечательностях Зальцбурга.

Один из символов Зальцбурга - крепость Хоензальцбург (Hohensalzburg), которая возвышается на городом. Ee история начинается в XI веке, когда возникло деревянное укрепление, а затем появились и каменные стены, в течение шести следующих веков крепость непрерывно расширялась и перестраивалась, приобретая грозный и неприступный вид. С неё открывается великолепный вид на город. Попасть в крепость можно либо на фуникулере, который поднимается на высоту 120м над рекой Зальцах, либо пешком по лестнице.

Крепость состоит из дворца, возведенного в романском стиле, жилых помещений, которые образуют сегодня центральную часть верхних этажей, а также многочисленных пристроек и церкви. За массивными суровыми крепостными стенами скрываются княжеские покои и прекрасные залы, интерьер которых относится к красивейшим светским интерьерам поздней готики.

Особо знаменит Зальцбургский Кафедральный собор (Dom, собор Св. Руперта), построенный в 1614 году в честь основателя города на месте более ранней церкви (1181 г.), сгоревшей при пожаре в 1598 г. Собор расположен в самом центре города - на площади Резидентцплатц.

В купели этого собора был крещён Вольфганг Амадей Моцарт. До сих пор здесь хранится старинная бронзовая чаша, в которой он был крещен. Западный фасад собора окружает Соборная площадь, на которой находится колонна Св.Марии.

Совсем рядом находится древний монастырь Св. Петра , основанный в VII, примечательный теперь более своим старым Кладбищем (Petersfriedhof St.-Peter-Bezirk) почти у подножия горы, где, кстати, снова вспоминая о Моцарте, находится могила его сестры - Наннерль.

Чуть дальше - Церковь Св. Петра, где всегда в день смерти Моцарта звучит его «Реквием». Во дворе монастыря в одноименном ресторанчике, говорят, не раз сиживал великий…нет, на этот раз не Моцарт… Гете и писал своего «Фауста».

А вообще, в Зальцбурге, помимо шикарных построек эпохи барокко и просторных площадей, есть множество узеньких извивающихся средневековых улочек, упирающихся в крутые склоны «местных гор» и свято хранящих дух того времени. По ним когда-то прогуливались прекрасные дамы в шикарных нарядах из свиты австрийских монархов (Зальцбург также был летней резиденцией), здесь торговали лавочники, проносились экипажи и, стуча башмачками по мощеным улицам, спешил прославить свой родной городок маленький Моцарт. А сейчас здесь полно туристов, спешащих осмотреть все достопримечательности за раз и непременно купить в качестве сувенира коробочку конфет или ликер «Моцарт»…

Пройдя по мосту через реку Зальцах, мы легко попадаем в другую часть города. Здесь интересен парк и дворец Мирабель , известный своим великолепным (так по крайней мере говорят!) мраморным залом бракосочетаний.

Свою историю дворец ведет с 1606 года, когда князь-архиепископ Вольф Дитрих из рода Медичи строил для своей возлюбленной Саломеи Альт дворец Альтенау. После смерти князя и изгнания за пределы княжества его фаворитки, дворец получает название Мирабель, исейчас здесь размещается муниципалитет Зальцбурга.

Окружающий его парк с мраморными скульптурами, причудливыми цветочными композициями, о которых говорит разметка на газонах в феврале месяце, и фонтанами был разбит примерно в 1690 году. В забавном «Саду Гномов» загадывают, шепча на ухо понравившемусягному, свое самое заветное желание.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры