Николай васильевич гоголь. Почему городничий с такой лёгкостью поверил болтунам Бобчинскому и Добчинскому? В каких произведениях отечественной классики изображены нравы чиновничества и в чём эти произведения можно сравнить с гоголевским «Ревизором»? ЕГЭ п

Главная / Чувства

Николай Васильевич Гоголь не нуждается в представлении. Он известен, в частности, тем, что боролся с недостатками современного ему общества с помощью смеха. В 1835 году Гоголь задумал сочинить пьесу, где были бы представлены истинно русские пороки и характеры. Так в 1836 году родилась комедия "Ревизор". Главный герой ее - Хлестаков Иван Александрович. Сегодня мы поговорим о том, почему Хлестакова приняли за ревизора, большого чиновника из Петербурга. Ведь, казалось бы, истинное его положение в обществе нетрудно было разгадать.

Весть о скором прибытии ревизора

Для того чтобы ответить на вопрос о том, почему Хлестакова приняли за ревизора, необходимо обратиться к самому началу произведения. Комедия Гоголя начинается тем, что Антон Антонович, городничий, собирает вместе чиновников и говорит, что у него есть для всех "пренеприятное известие". Оказывается, вскоре должен приехать из Петербурга ревизор с проверкой. При этом неизвестно, как он будет выглядеть и когда именно собирается приехать. Эта новость, естественно, повергла в шок чиновников города N. Она внесла некоторую сумятицу в их размеренную и ленивую жизнь.

Положение дел в городе N

Следует сказать, что чиновники были мздоимцами. Каждый из них озабочен лишь тем, как бы получить больше денег. Создается впечатление, что в то время в городе N обычными вещами были расходование чиновниками городской казны и получение взяток. Даже закон был против этого бессилен.

Городничий, например, оправдывался тем, что жалование его было недостаточным. Его якобы не хватало даже на чай с сахаром. Что же касается городского судьи, тот и вовсе не считал, что является взяточником, поскольку брал не деньгами, а щенками. Отличился и почтмейстер города N. Для получения информации он вскрывал чужие письма.

Безусловно, такое безответственное отношение чиновников к служебным обязанностям в итоге привело к тому, что город пришел в запустение. Ясно, что новость о предстоящей проверке всполошила местную верхушку власти. Неудивительно, почему Хлестакова приняли за ревизора в этой суматохе.

Подготовка к прибытию ревизора

Ожидая прибытия начальства с проверкой, каждый из чиновников принялся судорожно вспоминать, что необходимо сделать. Наконец-то все они начали предпринимать попытки навести порядок в своих ведомствах. Работы было очень много. Слуги в здании суда сушили белье и развели гусей. Больные в местной больнице курили табак и носили грязную одежду. Церковь должны были построить уже давно, 5 лет назад, однако ее открытие не состоялось. Городничий велел всем говорить, что пожар разрушил это здание. Приказано было снести старый забор, находящийся возле сапожника. На его место велено было поставить макет из соломы. Городничий Антон Антонович сам, глядя на такое плачевное состояние дел, самокритично признавал, что это "скверный город".

Прибытие Хлестакова

Городские чиновники, конечно же, боялись вышестоящего начальства. Поэтому они готовы были увидеть проверяющего из столицы в любом приезжем. Вот почему чиновники Хлестакова приняли за ревизора. Когда распространился слух о том, что в гостинице города N уже давно живет какой-то неизвестный, все решили, что этот незнакомец непременно должен был быть ревизором. К тому же Хлестаков Иван Александрович (так звали гостя) прибыл из Петербурга и одет был по самой последней столичной моде. Действительно, зачем жителю столицы приезжать в уездный город? Ответ может быть лишь один: для осуществления проверки! Надеемся, вам теперь ясно, почему чиновники Хлестакова приняли за ревизора.

Встреча "ревизора" с городничим

Весьма любопытна встреча Ивана Александровича с городничим. Последний в панике надел вместо шляпы себе на голову коробку. Городничий раздавал на ходу последние поручения своим подчиненным перед встречей с важным гостем.

Комичность сцены встречи этих героев заключается в том, что оба они опасаются. Хлестакову пригрозил трактирщик, что сдаст его городничему, и его посадят в тюрьму. И вот появляется городничий... Оба героя боятся друг друга. Иван Александрович к тому же громко кричит и горячится, что заставляет его гостя трястись от страха еще сильнее. Городничий пытается дать ему взятку, чтобы задобрить, приглашает "ревизора" пожить у себя. Встретив неожиданно радушный прием, Хлестаков успокаивается. Иван Александрович сначала даже не подозревает, кем его считает городничий. Он не сразу задумывается о том, почему его приняли так тепло. Хлестаков совершенно искренен и правдив. Он оказался простодушнее, а не хитрее, ведь он не собирался сначала обманывать. Однако городничий полагает, что ревизор таким образом пытается скрыть, кто он есть на самом деле. Если бы Иван Александрович был сознательным лгуном, у него было бы намного больше шансов быть разгаданным и понятым. То, как приняли Хлестакова за ревизора, весьма показательно. Всеобщий страх не дал чиновникам и городничему открыть глаза.

Как Хлестаков в комедии "Ревизор" играл свою роль

Заметим, что и в дальнейшем Иван Александрович не растерялся. Навязанную обстоятельствами роль он исполнил великолепно. Сначала Хлестаков подумал, увидев чиновников и городничего, что они прибыли, дабы за неуплату долга за гостиницу посадить его в тюрьму. Однако затем догадался, что его приняли за какое-то высокопоставленное должностное лицо. И Иван Александрович оказался не прочь этим воспользоваться. Сначала он с легкостью взял денег в долг у каждого из городских чиновников.

Хлестаков в комедии "Ревизор" сделался уважаемым человеком и желанным гостем в любом доме. Он очаровал дочку и жену городничего, а дочке даже предложил выйти за него замуж.

Сцена вранья

Сцена вранья Ивана Александровича - кульминационный момент произведения. Хлестаков в роли ревизора, изрядно выпив, рассказывает о том, что в столице у него отличное положение. Он знаком с Пушкиным, обедает с министром, является незаменимым служащим. А в свободное от работы время Хлестаков якобы пишет музыкальные и литературные произведения.

Кажется, что из-за своего вранья он вот-вот будет разоблачен, однако местная публика ловит каждое его слово и верит во всевозможные нелепицы. Осип, слуга Ивана Александровича, оказывается единственным, кто понял совершенную Хлестаковым ошибку. Опасаясь за своего господина, он увозит его из города N.

Обман обнаруживается

Каково же пришлось городским чиновникам, когда они обнаружили, что их обманул какой-то мелкий служащий, прибывший из Петербурга! В пьесе далее завязывается драка между ними. Каждый из них стремится выяснить, кому не удалось распознать самозванца, почему Хлестакова приняли за ревизора. Однако злоключения чиновников города N на этом не заканчиваются. Ведь поступает известие о том, что приехал настоящий ревизор! Этим и завершается пьеса.

Положительный герой пьесы

Николая Васильевича нередко упрекали в том, что в его произведении отсутствуют положительные герои. Гоголь отвечал на это, что один такой персонаж все же есть - это смех.

Итак, мы ответили на вопрос: "Почему Хлестакова приняли за ревизора?" Кратко подытоживая сказанное выше, отметим, что страх - основная причина всеобщей ошибки. Именно он является двигателем сюжета в произведении Гоголя и создает ситуацию заблуждения. Именно страх лишиться теплых мест и боязнь проверки порождает в которую попали абсолютно все персонажи комедии.

Почему го­род­ни­чий с такой лег­ко­стью по­ве­рил бол­ту­нам Боб­чин­ско­му и Добчинскому?


Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

Бобчинский <...> Только что мы в гостиницу, как вдруг молодой человек...

Добчинский (перебивая). Недурной наружности, в партикулярном платье...

:Бобчинский. Недурной наружности, в партикулярном платье, ходит этак по комнате, и в лице этакое рассуждение... физиономия... поступки, и здесь (вертит рукою около лба) . много, много всего. Я будто предчувствовал и говорю Петру Ивановичу: «Здесь что-нибудь неспроста-с». Да. А Петр-то Иванович уж мигнул пальцем и подозвали трактирщика-с, трактирщика Власа: у него жена три недели назад тому родила, и такой пребойкий мальчик, будет так же, как и отец, содержать трактир. Подозвавши Власа, Петр Иванович и спроси его потихоньку: «Кто, говорит, этот молодой человек? » — а Влас и отвечает на это: «Это», — говорит... Э, не перебивайте, Петр Иванович, пожалуйста, не перебивайте; вы не расскажете, ей-богу не расскажете: вы пришепетываете; у вас, я знаю, один зуб во рту со свистом... «Это, говорит, молодой человек, чиновник, — да-с, — едущий из Петербурга, а по фамилии, говорит, Иван Александрович Хлестаков-с, а едет, говорит, в Саратовскую губернию и, говорит, престранно себя аттестует: другую уж неделю живет, из трактира не едет, забирает все на счет и не копейки не хочет платить». Как сказал он мне это, а меня так вот свыше и вразумило. «Э! » — говорю я Петру Ивановичу...

Добчинский. Нет, Петр Иванович, это я сказал: «э! »

Бобчинский. Сначала вы сказали, а потом и я сказал. «Э! — сказали мы с Петром Ивановичем. — А с какой стати сидеть ему здесь, когда дорога ему лежит в Саратовскую губернию? » Да-с. А вот он-то и есть этот чиновник.

Городничий. Кто, какой чиновник?

Бобчинский. Чиновник-та, о котором изволили получили нотацию, — ревизор.

Городничий (в страхе) . Что вы, господь с вами! это не он.

Добчинский. Он! и денег не платит и не едет. Кому же б быть, как не ему? И подорожная прописана в Саратов.

Бобчинский. Он, он, ей-богу он... Такой наблюдательный: все обсмотрел. Увидел, что мы с Петром-то Ивановичем ели семгу, — больше потому, что Петр Иванович насчет своего желудка... да, так он и в тарелки к нам заглянул. Меня так и проняло страхом.

Городничий. Господи, помилуй нас, грешных! Где же он там живет?

Добчинский. В пятом номере, под лестницей.

Бобчинский. В том самом номере, где прошлого года подрались приезжие офицеры.

Городничий. И давно он здесь?

Добчинский. А недели две уж. Приехал на Василья Египтянина.

Городничий. Две недели! (В сторону.) Батюшки, сватушки! Выносите, святые угодники! В эти две недели высечена унтер-офицерская жена! Арестантам не выдавали провизии! На улицах кабак, нечистота! Позор! поношенье! (Хватается за голову.)

Артемий Филиппович. Что ж, Антон Антонович? — ехать парадом в гостиницу.

Аммос Федорович. Нет, нет! Вперед пустить голову, духовенство, купечество; вот и в книге «Деяния Иоанна Масона»...

Городничий. Нет, нет; позвольте уж мне самому. Бывали трудные случаи в жизни, сходили, еще даже и спасибо получал. Авось бог вынесет и теперь. (Обращаясь к Бобчинскому.) Вы говорите, он молодой человек?

Бобчинский. Молодой, лет двадцати трех или четырех с небольшим.

Городничий. Тем лучше: молодого скорее пронюхаешь. Беда, если старый черт, а молодой весь наверху. Вы, господа, приготовляйтесь по своей части, а я отправлюсь сам или вот хоть с Петром Ивановичем, приватно, для прогулки, наведаться, не терпят ли проезжающие неприятностей...

Н. В. Гоголь «Ревизор»

Укажите жанр, к ко­то­ро­му от­но­сит­ся пьеса Н. В. Го­го­ля «Ревизор».

Пояснение.

Пьеса Н. В. Го­го­ля «Ревизор» от­но­сит­ся к жанру комедия. Дадим определение.

Комедия дра­ма­ти­че­ское произведение, сред­ства­ми са­ти­ры и юмора вы­сме­и­ва­ю­щее по­ро­ки об­ще­ства и человека.

В ко­ме­дии Го­голь об­ли­ча­ет ле­ни­вых и не­ра­ди­вых чиновников, ко­то­рые ме­чут­ся из-за при­ез­да «ревизора». Ма­лень­кий го­ро­диш­ко яв­ля­ет­ся ми­ни­а­тюр­ной ко­пи­ей государства.

Ответ: комедия.

Ответ: комедия

Назовите ли­те­ра­тур­ное направление, ко­то­рое до­стиг­ло рас­цве­та во вто­рой по­ло­ви­не XIX века и прин­ци­пы ко­то­ро­го нашли свое во­пло­ще­ние в го­го­лев­ской пьесе.

Пояснение.

Это ли­те­ра­тур­ное на­прав­ле­ние на­зы­ва­ет­ся реализм. Дадим определение.

Реализм - прав­ди­вое изоб­ра­же­ние ре­аль­ной действительности.

Реализм в «Ревизоре» по­ка­зан ти­пич­ны­ми ха­рак­те­ра­ми того времени: не­ра­ди­вы­ми чиновниками.

Ответ: реализм.

Ответ: Реализм

Приведенный фраг­мент пе­ре­да­ет ожив­лен­ную бе­се­ду героев. Как на­зы­ва­ет­ся дан­ная форма об­ще­ния пер­со­на­жей в ху­до­же­ствен­ном произведении?

Пояснение.

Такая форма об­ще­ния на­зы­ва­ет­ся диалогом. Дадим определение.

Диалог - раз­го­вор между двумя или не­сколь­ки­ми ли­ца­ми в ху­до­же­ствен­ном произведении. В дра­ма­тур­ги­че­ском про­из­ве­де­нии диа­лог дей­ству­ю­щих лиц - одно из ос­нов­ных ху­до­же­ствен­ных средств для со­зда­ния образа, характера.

Ответ: диалог.

Ответ: диалог|полилог

Укажите термин, ко­то­рым обо­зна­ча­ют­ся ав­тор­ские за­ме­ча­ния и по­яс­не­ния по ходу дей­ствия пьесы («перебивая», «в страхе» и т.п.)

Пояснение.

Такие ав­тор­ские за­ме­ча­ния на­зы­ва­ют­ся ремарками. Дадим определение. Ремарка — это ком­мен­та­рий автора, до­пол­ня­ю­щий со­дер­жа­ние произведения.

Ответ: ремарка.

Ответ: ремарка|ремарки

В ос­но­ве дей­ствия пьесы - про­ти­во­сто­я­ние чи­нов­ни­ков го­ро­да N и мни­мо­го ревизора. Как на­зы­ва­ет­ся противостояние, противоборство, слу­жа­щее сти­му­лом к раз­ви­тию действия?

Пояснение.

Такое про­ти­во­сто­я­ние на­зы­ва­ет­ся конфликт. Дадим определение.

Конфликт — это столк­но­ве­ние про­ти­во­по­лож­ных взгля­дов дей­ству­ю­щих лиц в эпосе, драме, в про­из­ве­де­ни­ях лиро-эпического жанра, а также в лирике, если в ней при­сут­ству­ет сюжет. Кон­фликт ре­а­ли­зу­ет­ся в сло­вес­ных и фи­зи­че­ских дей­стви­ях дей­ству­ю­щих лиц. Кон­фликт раз­во­ра­чи­ва­ет­ся бла­го­да­ря сюжету.

Ответ: конфликт.

Ответ: Конфликт

Юля Милач 02.03.2017 16:26

В тренировочных сборниках в ответах на подобные задания пишется "антитеза/контраст", что подразумевает верность обоих вариантов. Даже среди заданий на вашем сайте, в которых спрашивается одно и то же, где-то правильным ответом признаётся антитеза, а где-то контраст.

Татьяна Стаценко

Конфликт не то же, что контраст. При чём в этом задании контраст?

Сцены чте­ния пись­ма и по­яв­ле­ния Боб­чин­ско­го и Доб­чин­ско­го с из­ве­сти­ем о ре­ви­зо­ре дают ход ос­нов­ным со­бы­ти­ям пьесы. Ука­жи­те термин, обо­зна­ча­ю­щий этот этап раз­ви­тия действия.

Пояснение.

Этот этап раз­ви­тия на­зы­ва­ет­ся завязка. Дадим определение.

Завязка — событие, ко­то­рым на­чи­на­ет­ся раз­ви­тие дей­ствия в литературно-художественном произведении.

Городничий. Я при­гла­сил вас, господа, с тем чтобы со­об­щить вам пре­не­при­ят­ное известие: к нам едет ревизор.

Аммос Федорович. Как ревизор?

Артемий Филиппович. Как ревизор?

Городничий. Ре­ви­зор из Петербурга, инкогнито. И еще с сек­рет­ным предписаньем.

Аммос Федорович. Вот те на! «…»

Ответ: завязка.

Ответ: Завязка

· Ответ: деталь|детальхудожественная|художественнаядеталь

В каких про­из­ве­де­ни­ях оте­че­ствен­ной клас­си­ки изоб­ра­же­ны нравы чи­нов­ни­че­ства и в чем эти про­из­ве­де­ния пе­ре­кли­ка­ют­ся с го­го­лев­ским «Ревизором»?

Пояснение.

Нравы чи­нов­ни­че­ства - тема ак­ту­аль­ная для рус­ской клас­си­че­ской ли­те­ра­ту­ры XIX века. Тема, под­ня­тая Го­го­лем в «Ревизоре», «Шинели», бле­стя­ще раз­ви­тая им в «Мертвых душах», нашла свое от­ра­же­ние в рас­ска­зах А. П. Чехова: «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника» и другие. От­ли­чи­тель­ны­ми чер­та­ми чи­нов­ни­ков в твор­че­стве Го­го­ля и Че­хо­ва яв­ля­ет­ся взяточничество, глупость, стяжательство, не­спо­соб­ность к раз­ви­тию и вы­пол­не­нию глав­ной воз­ло­жен­ной на них функ­ции - управ­ле­нию городом, губернией, государством. Вспом­ним чи­нов­ни­ков уезд­но­го го­ро­да из «Мертвых душ». Их ин­те­ре­сы огра­ни­чи­ва­ют­ся соб­ствен­ным кар­ма­ном и развлечениями, они смысл жизни видят в чинопочитании, та­ко­вы­ми пре­ред нами пред­ста­ют и чи­нов­ни­ки в при­ве­ден­ном от­рыв­ке «Ревизора». Боб­чин­ский и Добчинский, Аммос Федорович, даже го­род­ни­чий - каж­до­му из них есть чего бояться, этот страх и не дает им рас­смот­реть ис­тин­ное лицо Хлестакова, но они су­до­рож­но пы­та­ют­ся вы­пу­тать­ся лю­бы­ми пу­тя­ми из не­при­ят­ной ситуации. В рас­ска­зах же Че­хо­ва чи­нов­ник на­столь­ко ничтожен, что готов уме­реть от бо­яз­ни перед чином по­вы­ше («Смерть чиновника»), это путь от чи­нов­ни­ка Го­го­ля к чи­нов­ни­ку Че­хо­ва - пол­ная деградация.

Пояснение.

Городничему есть чего бо­ять­ся и что скрывать. Он на­пу­ган из­ве­сти­ем от ста­ро­го при­я­те­ля о при­ез­де ревизора. Имен­но по­это­му го­род­ни­чий легко под­да­ет­ся на «провокацию» Добчинского-Бобчинского о при­ез­де ре­ви­зо­ра и верит им. Вот уж по­и­сти­не «у стра­ха глаза велики», по­это­му го­род­ни­чий и не видит оче­вид­ных вещей.

Николай Васильевич Гоголь

(1809–1852)

Комедия «Ревизор» (1835)

История создания

В8. второстепенный

В9.сатира

Городничий . Вот когда зарезал, так зарезал! Убит, убит, совсем убит!

Ничего не вижу. Вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего...

Воротить, воротить его! (Машет рукою. )

Куды воротить! Я, как нарочно, приказал смотрителю дать самую лучшую

тройку; черт угораздил дать и вперед предписание.

Жена Коробкина . Вот уж точно, беспримерная конфузия!

Аммос Федорович . Однако ж, черт возьми, господа! он у меня взял триста

рублей взаймы.

Артемий Филиппович . У меня тоже триста рублей.

Почтмейстер (вздыхает ). Ох! и у меня триста рублей.

Бобчинский. У нас с Петром Ивановичем шестьдесят пять-с на

ассигнации-с, да-с.

Аммос Федорович (в недоумении расставляет руки ). Как же это, господа?

Как это, в самом деле, мы так оплошали?

Городничий (бьет себя по лбу ). Как я - нет, как я, старый дурак? Выжил,

глупый баран, из ума!.. Тридцать лет живу на службе; ни один купец, ни

подрядчик не мог провести; мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и

плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду! Трех

губернаторов обманул!.. Что губернаторов! (махнул рукой ) нечего и говорить

про губернаторов...

Анна Андреевна . Но этого не может быть, Антоша: он обручился с

Машенькой...

Городничий (в сердцах ). Обручился! Кукиш с маслом - вот тебе обручился!

Лезет мне в глаза с обрученьем!.. (В исступлении. ) Вот смотрите, смотрите,

весь мир, все христианство, все смотрите, как одурачен городничий! Дурака

ему, дурака, старому подлецу! (Грозит самому себе кулаком. ) Эх ты,

толстоносый! Сосульку, тряпку принял за важного человека! Вон он теперь по

всей дороге заливает колокольчиком! Разнесет по всему свету историю. Мало

того что пойдешь в посмешище - найдется щелкопер, бумагомарака, в комедию

тебя вставит. Вот что обидно! Чина, звания не пощадит, и будут все скалить

зубы и бить в ладоши. Чему смеетесь? - Над собою смеетесь!.. Эх вы!..

(Стучит со злости ногами об пол. ) Я бы всех этих бумагомарак! У, щелкоперы,

либералы проклятые! чертово семя! Узлом бы вас всех завязал, в муку бы стер

вас всех да черту в подкладку! в шапку туды ему!.. (Сует кулаком и бьет

каблуком в пол. После некоторого молчания. ) До сих пор не могу прийти в

себя. Вот, подлинно, если бог хочет наказать, то отнимет прежде разум. Ну

что было в этом вертопрахе похожего на ревизора? Ничего не было! Вот просто

на полмизинца не было похожего - и вдруг все: ревизор! ревизор! Ну кто

первый выпустил, что он ревизор? Отвечайте!

Артемий Филиппович (расставляя руки ). Уж как это случилось, хоть убей,

не могу объяснить. Точно туман какой-то ошеломил, черт попутал.

Аммос Федорович . Да кто выпустил - вот кто выпустил: эти молодцы!

(Показывает на Добчинского и Бобчинского. )

Бобчинский . Ей-ей, не я! и не думал...

Добчинский. Я ничего, совсем ничего...

Артемий Филиппович . Конечно, вы.

Лука Лукич . Разумеется. Прибежали как сумасшедшие из трактира:

"Приехал, приехал и денег не плотит..." Нашли важную птицу!

Городничий. Натурально, вы! сплетники городские, лгуны проклятые!

Артемий Филиппович . Чтоб вас черт побрал с вашим ревизором и

рассказами!

Городничий . Только рыскает по городу и смущаете всех, трещотки

проклятые! Сплетни сеете, сороки короткохвостые!

Аммос Федорович . Пачкуны проклятые!

Лука Лукич . Колпаки!

Артемий Филиппович . Сморчки короткобрюхие!

Все обступают их.

Бобчинский. Ей-богу, это не я, это Петр Иванович.

Добчинский. Э, нет, Петр Иванович, вы ведь первые того...

Бобчинский . А вот и нет; первые то были вы.

(«Ревизор»)

B1. Укажите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

B2. Назовите фамилию героя, о котором упоминает Городничий.

ВЗ. Установите соответствие между тремя персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их чинами.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

B4 . Установите соответствие между тремя персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и характеристикой, данной им в пьесе. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

B5 . Речь Городничего в данной сцене сопровождается комментариями «машет рукою», «бьет себя по лбу», «грозит самому себе кулаком» и др. Как в драматургии называются подобные авторские комментарии?

B6. Городничий произносит фразу: «Чему смеетесь? - Над собой смеетесь». Как называют изречение, отличающееся краткостью, емкостью мысли и выразительностью?

B7 . Жена Коробкина не участвует в основном действии, появляется только в приведенной сцене. Как называется такой персонаж?

С1. Каким предстает Городничий в данном эпизоде и какие драматургические средства способствуют раскрытию его характера?

С2. Какие общечеловеческие пороки раскрывает Гоголь в «Ревизоре» и в каких еще произведениях русской литературы обличаются эти недостатки?

В1. Комедия

В2. Хлестаков

В5. Ремарка

В6. Афоризм

В7. Второстепенный

I. Чаще всего город, изображаемый в литературном произведении, - самостоятельный художественный образ (конкретный, собирательный или аллегориче­ский).

II. Образ города раскрывает наиболее характерные стороны жизни русской действительности изобра­жаемого периода.

1. Городские власти, чиновники, помещики, купече­ство, обыватели и другие социальные слои обще­ства;

2. Времяпрепровождение жителей города;

3. Всестороннее изображение государственного правления;

4. Всестороннее изображение всех сфер жизни горо­жан и их деятельности;

5. Подчеркивание или нарушение типизации жизни города и его жителей;

6. Городские нравы: сплетни, балы, драки и т.д.;

III. Средства раскрытия обобщенного образа города.

1. Сценический принцип;

2. "Объединительный" принцип - герои как образ города в целом;

3. Детали городского "портрета": цвета, звуки, опи­сание зданий, улиц, интерьеров и т.д.;

4. Детали городского быта.

IV. Традиции писателя в создании образа города в сво­ем творчестве и в русской литературе в целом.

С1 Как в данном эпизоде «Отцов и детей» прослеживается основной конфликт произ­ведения?

С1 Как в данном фрагменте проявляется неблагополучие семейных отношений в доме Кабановых?

С1 В чем заключается комизм «экзамена», устроенного для Митрофана?

С1 Кто из героев одерживает победу в данном «поединке»? (Свой ответ обоснуйте.)

С1 Чем внутренне выделяются Мелеховы в казачьей среде?

С1 Что имел в виду мудрец, утверждавший, что наказание Ларры - в нем самом?

С1 Почему городничий с такой легкостью поверил болтунам Бобчинскому и Добчинскому?

С1 Чем объясняется базаровская ирония по отношению к представителям старшего поколения?

С1 Как различное отношение ночлежников к Настиному рассказу отражает основной конфликт пьесы?

С1 В чем двойственность отношения автора и его героя к явлению «русского бунта»?

С1 Как в данной сцене переплетаются две темы - любовная и социальная?

С1 От чего предостерегает читателей Чехов, показывая жизненный путь доктора Стар­цева?

С1 В чём заключается сущность противоречий в душе Николая Ростова?

С1 Как в небольшом эпизоде из «Тихого Дона» отразилась трагедия Гражданской войны?

С1 С какой целью Лука рассказывает ночлежникам историю о праведной земле?

С1 Как соотносится с реальными событиями пьесы придуманный Софьей сон?

С1 Какую роль в дальнейшем развитии действия и в судьбах героев «Слова о полку Игореве» играет этот эпизод?

С1 Какое из событий романа описывается в данном фрагменте и ка­кую роль в дальнейшем развитии действия романа «Тихий Дон» играет этот эпизод?

С1 Какая идея, важная для всего произведения, получает развитие в данном фрагменте «Дикого помещика»?

С1 В чем, по-вашему, основная мысль фрагмента и как она перекли­кается с одной из главных проблем романа - проблемой поиска смысла жизни?

С1 Сформулируйте главную тему данного фрагмента и определите, какую роль в романе Ф.М.Достоевского играют выразительные описания жизни и быта героев?

С1 Что является главной темой приведенного выше фрагмента «Слова о полку Игореве» и с какой целью Автор «Слова» включает лири­ческий фрагмент в эпическое повествование о воинском походе?

С1 Какую роль дневниковые записи играют в композиции романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»?

С1 Почему принимая воинскую присягу, Григорий думает не о воин­ском долге, а о семье и какое развитие эта тема получает в романе?

С1 Какие темы, значимые для всего романа, поднимает Лермонтов в данном фрагменте текста?

С1 В чем смысл конфликта, возникшего в данном эпизоде комедии «Горе от ума»?

С2 В каких произведениях русской классики отображены взаимоотношения предста­вителей разных поколений и в чем эти произведения можно сопоставить с турге­невскими «Отцами и детьми»?

С2 Какие произведения русской классики, затрагивающие проблемы взаимоотношений поколений, близки пьесе А.Н.Островского и чем?

С2 В каких произведениях русской классики отображено столкновение невежества и просвещенности и в чем эти произведения можно сопоставить с пьесой Д.И.Фон­визина?

С2 В каких произведениях русской классики отображены идейные столкновения пред­ставителей разных поколений и в чем эти произведения можно сопоставить с тур­геневскими «Отцами и детьми»?

С2 В каких произведениях русской классики звучит «мысль семейная» и в чем эти произведения созвучны шолоховскому «Тихому Дону»?

С2 В каких произведениях отечественной классики создан образ Москвы и чем эти произведения близки предложенному фрагменту «Евгения Онегина»?

С2 В каких произведениях отечественной классики звучит тема «гордого человека» и в чем эти произведения созвучны горьковскому рассказу?

С2 В каких произведениях отечественной классики изображены нравы чиновничества и в чем эти произведения перекликаются с гоголевским «Ревизором»?

С2 Кто из отечественных писателей обращался к теме отцов и детей и в чем их по­зиция созвучна проблематике тургеневского романа?

С2 В каких произведениях русской классики изображены «книжные» героини и в чем их можно сопоставить с горьковской Настей?

С2 В каких произведениях отечественной классики авторы обращались к теме народ­ного бунта и в чем их можно сопоставить с пушкинской «Капитанской дочкой»?

С2 В каких произведениях русских писателей дан собирательный образ провинциаль­ного города и в чем он сопоставим с Калиновым?

С2 В каких произведениях русских писателей затрагивается проблема взаимоотноше­ний личности и среды и в чем эти произведения можно сопоставить с чеховским «Ионычем»?

С2 В каких произведениях русских писателей изображены герои-предприниматели и в чём этих героев можно сопоставить с чеховским Лопахиным?

С2 В каких произведениях русской классики явлены «злонравия достойные плоды» и в чём эти произведения можно сопоставить с фонвизинской пьесой?

С2 В каких произведения русской литературы герои испытывают мучительные сомнения и в чём их можно сопоставить с толстовским героем?

С2 В каких произведениях русской классики изображается судьба «маленького человека» и в чём эти произведения созвучны роману Ф.М.Достоевского?

С2 В каких произведениях русских писателей изображены картины военного времени и в чём они перекликаются с шолоховским «Тихим Доном»? (Приведите 2-3 примера с указанием авторов).

С2 В каких произведениях русской классики звучит тема социальной несправедливости и что сближает эти произведения с пьесой М.Горького? (Приведите 2-3 примера с указанием авторов).

С2 В каких произведениях русской классики описаны сны героев и в чём их можно сравнить со сном героини пьесы А.С.Грибоедова? (Приведите 2-3 примера с указанием авторов).

С2 В каких литературных произведениях судьбы героев развивают­ся на фоне масштабных исторических событий, продолжателем каких традиций русской литературы выступил М.А.Шолохов, создав роман-эпопею?

С2 Какова позиция М.Е.Салтыкова-Щедрина по отношению к геро­ям, и какие произведения русской литературы характеризуются схожим отношением авторов к действительности?

С2 Что сближает роман «Война и мир» с произведениями русской классической литературы, в которых звучит тема бессмысленно­го, жестокого предрассудка - дуэли?

С2 Что сближает роман Ф.М.Достоевского «Преступление и нака­зание» с другими произведениями русской литературы, авторы которых создают образы «униженных и оскорбленных»?

С2 Можно ли говорить о связи художественной системы «Слова о полку Игореве» с народной поэзией, и в каких произведениях русской классики присутствуют элементы образности русского фольклора?

С2 С какой проблемой романа перекликаются вопросы, заданные ге­роем самому себе в приведенном выше фрагменте, и как они соотно­сятся с проблематикой других произведений русской классики?

С2 Сопоставьте роман-эпопею М.А.Шолохова «Тихий Дон» с произ­ведениями русской классической литературы, в которых соотно­сятся темы семьи и служения Отечеству?

С2 Почему вопрос о предопределенности судьбы так занимает Печо­рина, и в каких произведениях русской классики затрагиваются подобные вопросы?

С2 Назовите известные вам русские классические комедии и опреде­лите темы, сближающие их с пьесой А.С.Грибоедова.

С3 Что придает центральному образу стихотворения художественную яркость и глу­бину?

С3 Каким предстает внутренний мир лирического героя в стихотворении С.А.Есенина?

С3 Каким предстает в стихотворении А.А.Блока «Русь» образ Родины?

С3 Каким предстает внутренний мир лирической героини стихотворения М.И.Цветаевой? (Свой ответ обоснуйте.)

С3 Как в пушкинском стихотворении соотносятся два содержательных пласта - опи­сание анчара и рассказ о гибели раба?

С3 Почему размышления B.Л.Пастернака о личности и судьбе сопровождают много­численные образы и детали, связанные с миром театра?

С3 Каким предстает внутренний мир лирического героя стихотворения Лермонтова?

С3 Какой предстает в стихотворении А.А.Блока «идеальная» возлюбленная?

С3 Что дает основание отнести рассматриваемое стихотворение С.А.Есенина к фило­софской лирике?

С3 Что дает основание отнести стихотворение «Тучи» к жанру элегии?

С3 Как меняется эмоциональное состояние лирического героя от начала к концу сти­хотворения «Незнакомка»?

С3 Что составляет внутреннюю противоречивость образа поэта в стихотворении В.В.Маяковского «Нате!»?

С3 Каким содержанием наполнен у Блока традиционный для поэзии образ весны?

С3 Каково внутреннее состояние лирического героя Пушкина?

С3 В чём драматизм звучания любовной темы в стихотворении Н.А.Некрасова?

С3 Какие злободневные и «вечные» вопросы поднимает В.В.Маяковский в своём стихотворении?

С3 Что скрывается за «спокойствием» лирической героини стихотворений А.А.Ахматовой?

С3 Какой предстаёт в некрасовском стихотворении жизнь крестьянина – труженика?

С3 Каким предстаёт духовный мир героя в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Молитва»?

С3 В чём особенность воплощения темы поэтического памятника в стихотворении С.А.Есенина?

С3 Определите тему стихотворения А.А.Фета, опираясь на выска­зывание С.Я.Маршака: «Природа у него - точно в первый день творения...».

С3 Каким настроением окрашены чувства лирического героя в сти­хотворении Ф.И.Тютчева «Полдень»?

С3 В каких образах стихотворения «Заря прощается с землею...» во­площены представления Фета о бесконечности бытия?

С3 В каких образах воплощены представления поэта о Родине и ка­кие особенности лирики С.А. Есенина позволяют называть его «поэтом истинно русским»?

С3 Назовите основные темы и мотивы стихотворения А.С.Пушкина «В поле чистом серебрится...».

С3 Каковы, по-вашему, ведущие темы или основные мотивы этого стихотворения А.С.Пушкина?

С3 Какими вам видятся основные мысли и чувства лирического ге­роя стихотворения А.А.Блока «Ветер принес издалека...»?

С3 В каких образах стихотворения А.А.Фета «Еще майская ночь» воплощено представление лирического героя о красоте окружаю­щего мира?

С3 Какие параллели можно провести между образом Гамлета и об­разом лирического героя стихотворения Б.Л.Пастернака?

С3 Можно ли назвать стихотворение С.А.Есенина «Отговорила роща золотая...» философской лирикой? Свой ответ обоснуйте.

С4 В каких произведениях русских поэтов воссоздан образ России и в чем их сходство и различие со стихотворением А.А.Блока?

С4 В каких произведениях русской лирики звучит тема жизни и смерти и в чем они перекликаются с есенинским стихотворением?

С4 В каких произведениях русских поэтов звучит тема России и в чем они созвучны стихотворению А.А.Блока?

С4 В каких произведениях русских поэтов звучит тема внутренней свободы и в чем они созвучны стихотворению М.И.Цветаевой?

С4 В каких произведениях отечественной лирики мир природы сравнивается с миром человеческих взаимоотношений и в чем эти произведения можно сопоставить с пушкинским «Анчаром»?

С4 Кто из русских поэтов близок B.Л.Пастернаку в изображении драмы героя-одиночки? (Дайте ответ с указанием произведений и обоснованием сопостав­лений.)

С4 В каких произведениях русских поэтов отображена духовная связь человека и при­роды и как эти произведения соотносятся с лермонтовским стихотворением?

С4 В каких произведениях русских поэтов раскрывается любовная тема и как эти произведения соотносятся со стихотворением А.А.Блока?

С4 Какие философские произведения русских поэтов созвучны проблематике есенин­ского стихотворения? (Свой ответ обоснуйте).

С4 Какие произведения русских поэтов, отображающие связь между внутренним ми­ром человека и природой, созвучны лермонтовским «Тучам»?

С4 В каких произведениях русской лирики представление о возвышенном и прекрас­ном связано с женским образом и в чем их сходство и отличие от стихотворения «Незнакомка»?

С4 В каких произведениях русских поэтов раскрывается тема взаимоотношений поэта и толпы и в чем эти произведения близки стихотворению В.В.Маяковского?

С4 В каких произведениях русских поэтов звучит мотив жизнеприятия и в чем эти произведения можно сопоставить со стихотворением А.А.Блока?

С4 Какие стихотворения русских поэтов близки к пушкинской элегии по своей тематике и в чём проявляется эта близость?

С4 В каких произведениях русских поэтов звучит тема любви и в чём эти произведения можно сопоставить с некрасовским стихотворением?

С4 В каких произведениях русских писателей звучат сатирические мотивы и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением В.В.Маяковского?

С4 В каких произведениях русских поэтов отображён конфликт поэта и эпохи и в чём эти произведения созвучны стихотворению А.А.Ахматовой?

С4 Что составляет главную тему «Несжатой полосы» и какие произведения русских писателей созвучны некрасовскому стихотворению?

С4 Какие герои русской классики черпают духовные силы в молитве и в чём они близки или противоположны лирическому герою лермонтовского стихотворения? (Приведите 2-3 примера.)

С4 Кто из русских поэтов обращался в своих произведениях к литературным предшественникам или современникам и в чём эти произведения созвучны есенинскому стихотворению? (Приведите 2-3 примера.)

С4

С4 Какие особенности лирической поэзии Ф.И.Тютчева позволяют называть его «мастером изображения внутреннего мира», и в сти­хотворениях каких русских поэтов можно найти описание тон­чайших состояний души?

С4 В каких произведениях русской поэзии лирический герой раз­мышляет о связи мироощущений человека и природы, и в чем эти произведения созвучны стихотворению А.А.Фета «Вечер»?

С4 Какими чувствами наполнено стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная!» и каким русским поэтам удалось создать в своих произ­ведениях образ России - Руси?

С4 Почему в творчестве А.С.Пушкина часто появляется образ доро­ги, и в каких произведениях русской литературы также звучит тема выбора жизненного пути?

С4 В чем особенность восприятия мира природы в пейзажной лирике А.С.Пушкина, и какие русские поэты обращались в своем твор­честве к теме природы?

С4 Как в стихотворениях А.А.Блока перекликается душевное состо­яние поэта и состояние окружающего мира, и что сближает его стихотворения с произведениями других русских поэтов - при­знанных мастеров интимной лирики?

С4 Какие стихотворения русских поэтов обращены к родной природе и какие мотивы сближают их со стихотворением «Еще майская ночь»?

С4 В чем видит Б.Л.Пастернак трагедию лирического героя, и какие русские поэты разрабатывали эту же тему в своем творчестве?

С4 В произведениях каких русских поэтов звучат мотивы прощания с юностью, краткости бытия и что сближает их со стихотворени­ем С.А.Есенина?

Проблемные вопросы развёрнутых высказываний на литературную тему.

С5.1 Как в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» представлен романтический конфликт мечты и действительности?

С5.2 Катерина и Варвара: антиподы или «подруги по несчастью»? (По пьесе А.Н.Остров­ского «Гроза»).

С5.3 Как в прозе М.А.Булгакова раскрывается тема «настоящей, верной, вечной люб­ви»? (По роману «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита»).

С5.1 В чем заключается драматизм судьбы Онегина? (По роману А.С.Пушкина «Евге­ний Онегин».)

С5.2 Чем объясняется внутренняя противоречивость Родиона Раскольникова? (По рома­ну Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».)

С5.3 Как в творчестве А.А.Ахматовой раскрывается тема личности и истории?

С5.1 Что дает основание рассматривать пьесу А.С.Грибоедова «Горе от ума» как траги­комедию?

С5.2 Какую роль сыграла Соня Мармеладова в судьбе Родиона Раскольникова?

С5.3 Каким предстает «русский труженик-солдат» в поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин»?

С5.1 Почему Софья, героиня комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», по выражению автора, - «девушка, сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку»?

С5.2 Как в образе Наташи Ростовой раскрывается утверждение JI.H.Толстого о том, что «сущность ее жизни - любовь»?

С5.3 В чем особенность звучания революционной темы в поэзии А.А.Блока?

С5.1 Как в изображении народа проявляется неоднозначность авторской позиции? (По поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».)

С5.2 Какую роль играет образ Кулигина в пьесе? (По драме А.Н.Островского «Гроза».)

С5.3 В чем своеобразие звучания темы поэта и поэзии в лирике Б.Л.Пастернака?

С5.1 Какова роль второстепенных персонажей в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»?

С5.2 Почему братья Кирсановы не принимают нигилистических идей Базарова?

С5.3 Каким предстает образ родного дома в лирике С.А.Есенина?

С5.1 Чем объясняется неоднозначность отношения Гринёва к «злодею» и «самозванцу» Пугачёву? (По роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка».)

С5.2 Что делает Катерину «чужой» в калиновском мире? (По драме А.Н.Островского «Гроза».)

С5.3 В чём своеобразие любовной лирики А.А.Блока?

С5.1 Каким образом в поэме «Слово о полку Игореве» выражена мысль о единении Руси?

С5.3 Кого из героев комедии А.П.Чехова «Вишнёвый сад» можно назвать «недотёпами» и почему?

С5.1 Что дало поэту основание утверждать: «…В мой жестокий век восславил я свободу»? (По лирике А.С.Пушкина).

С5.2 Как в пьесе А.Н.Островского «Гроза» соотносятся поэзия и проза жизни?

С5.3 Как в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль» отображён идеал и антиидеал человека?

С5.1 Почему так трагически завершилась дружба Онегина и Ленского в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»?

С5.2 Что придаёт сатирическим произведениям М.Е.Салтыкова-Щедрина современное звучание?

С5.3 Как в лирике А.А.Блока отобразились прошлое и настоящее России?

С5.1 Что помогает Чичикову располагать к себе «нужных» людей? (По поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»).

С5.2 Как в поэзии А.А.Фета раскрывается тема возвышенной любви?

С5.3 В чём смысл названия рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека»?

С5.1 Как в лирике В.А.Жуковского проявляются черты романтизма?

С5.2 Как в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» раскрывается тема подлинной и мнимой красоты?

С5.3 В чём схожи и чем отличаются друг от друга первая и последняя сцены пьесы М.Горького «На дне»?

С5.1 В чём причины трагического финала взаимоотношений Печорина и Грушницкого? (По роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».)

С5.2 Чего больше в проблематике произведений Н.А.Некрасова: вечного или злободневного?

С5.3 Что сближает и что различает жизненные позиции Луки и Сатина? (По пьесе М.Горького «На дне».)

С5.2 Справедливы ли слова критика Н.Н.Страхова о том, что «злоба Базарова – это только оборотная сторона его жажды любви к людям»? (По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».)

С5.3 В чём проявляется гуманизм «жестокой прозы» М.А.Шолохова? (По роману «Тихий Дон».)

С5.1 Почему история Печорина дана в виде хронологически разрозненных эпизодов жизни героя? (По роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».)

С5.2 Почему для Катерины неприемлем путь Варвары? (По драме А.Н.Островского «Гроза».)

С5.3 Что делает лирическую героиню М.И.Цветаевой «совершенно одинокой»?

С5.1 Что сближает Онегина и Печорина и в чём они различны? (По романам А.С.Пушкина «Евгений Онегин» и М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)

С5.2 Каким представляет мир природы в восприятии лирического героя поэзии Ф.И.Тютчева?

С5.3 Почему образ Луки вызывает подчас противоположные оценки читателей, зрителей и критиков? (По пьесе М.Горького «На дне».)

С5.1 Печорин: «герой времени» или «скучающий чудак»? (По роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»).

С5.2 Чем, по-вашему, объясняются причины душевного одиночества Катерины, героини драмы А.Н.Островского «Гроза»: особенностями её характера, непониманием со стороны окружающих или тем и другим одновременно?

С5.3 Подтвердите или опровергните мысль современного литературоведа о том, что рассказ И.А.Бунина «Чистый понедельник» повествует «не только об отдельном человеке» и любви, но и о России, «о её дореволюционном настоящем и возможном, желаемом будущем».

С5.1 Сострадания или осуждения заслуживает Печорин? (По роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».)

С5.2 Что такое, по мысли Л.Н.Толстого, «жизнь настоящая» и кто из героев романа «Война и мир» живёт такой жизнью?

С5.3 Почему мечта ночлежников подняться «со дна» для большинства из них оказывается несбыточной? (По пьесе М.Горького «На дне».)

С5.1 Почему судьба благоволит простосердечному Гринёву, а не расчётливому Швабрину? (По роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка».)

С5.2 В чём необычность изображения мира природы в лирике Ф.И.Тютчева?

С5.3 Почему Григорий Мелехов так и не нашёл своего места в стихии враждующих сил? (По роману М.А.Шолохова «Тихий Дон».)

С5.1 Как смысл эпиграфа к роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка» соотносится с судьбами героев произведения?

С5.2 «Себя» или «старушонку» убил Родион Раскольников? Свой ответ аргументируйте. (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».)

С5.3 Что осуждает и что прославляет в человеке Горький-романтик? (По рассказу М.Горького «Старуха Изергиль».)

С5.1 Почему комедию Д.И.Фонвизина «Недоросль», обличающую крепостническую действительность, называют «комедией воспи­тания»?

С5.2 Кого из героев романа «Война и мир» - Пьера Безухова или Анд­рея Болконского - можно считать любимым героем JI.H.Толсто­го? Свое мнение обоснуйте.

С5.3 В чем, по-вашему, особенность мироощущений лирической геро­ини стихотворений М.И.Цветаевой?

С5.1 Согласны ли вы с утверждением самого А.С.Грибоедова о том, что «в комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего чело­века»? Свое мнение обоснуйте (по пьесе А.С.Грибоедова «Горе от ума»).

С5.2 Пьеса А.Н.Островского «Гроза» - история трагической судьбы - женщины или социально-политическая драма?

С5.3 Почему чувства и переживания лирического героя ранних произ­ведений В.В.Маяковского всегда драматичны?

С5.1 Люди или нравы являются главным объектом осмеяния и обличе­ния в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»?

С5.2 Какую роль в судьбах своих детей сыграл старый князь Болкон­ский? (По роману Л.Н.Толстого «Война и мир».)

С5.3 Почему лирические произведения А.Т.Твардовского называют «стихами-раздумьями»?

С5.1 В чем, по-вашему, истинная причина взаимной неприязни Печо­рина и Грушницкого (по роману M.IO.Лермонтова «Герой нашего времени»)?

С5.1 В чем, по-вашему, смысл эпиграфа к первой главе романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»:

«И жить торопится, и чувствовать спешит».

Князь Вяземский

С5.2 Почему действие полемического, полного жизни и борьбы романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» завершается описанием сельского кладбища?

С5.3 В чем заключаются представления Луки о «правде и лжи» и почему эти представления неприемлемы для Сатина (по пьесе М. Горького «На дне»)?

С5.1 Серьезно или иронично звучит название романа М.Ю.Лермонто­ва «Герой нашего времени»? Свое мнение обоснуйте.

С5.2 Как вы понимаете смысл названия поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?

С5.3 Почему Сатин защищает Луку в споре с ночлежниками? (По пье­се М.Горького «На дне».)

С5.1 Зачем Н.В.Гоголь включает в текст поэмы «Мертвые души» историю жизни «трудолюбивого хозяина» Плюшкина (по поэме Н В.Гоголя «Мертвые души»)?

С5.2 Что, по-вашему, объединяет лирические стихотворения Ф.И.Тют­чева «Есть в светлости осенних вечеров», «Как весел грохот летних бурь», «Весенняя гроза» с поэзией А.А.Фета?

С5.1 Зачем Н.В.Гоголь включает в текст поэмы «Мертвые души» исто­рию жизни Чичикова (по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»)?

С5.2 На какие особенности поэзии Ф.И.Тютчева указывал Н.А.Не­красов, назвавший поэта «величайшим лириком на земле»?

С5.3 В чем, по-вашему, смысл выражения «жить не по лжи» (по рас­сказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор»)?

С5.1 Почему именно в финале шестой главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» звучит тема прощания автора с юностью, поэ­зией и романтизмом?

С5.2 Ф.И.Тютчев писал о природе, писал о любви, почему же его лири­ческие стихотворения в литературоведении традиционно называ­ют философской лирикой?

С5.3 В чем, по-вашему, трагедия главного героя рассказа И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»?

С5.2 Почему, изображая Кутузова в романе «Война и мир»,JI.H.Тол­стой намеренно избегает героизации образа полководца?

С5.3 О чем предупреждает читателей А.П.Чехов в своем рассказе «Ионыч»?


Городничий с такой лёгкостью поверил болтунам Бобчинскому и Добчинскому по нескольким причинам. Самой главной является страх городничего, который затмил его разум; вместо того, чтобы усомниться в словах болтунов, герой начинает думать о произошедших за время пребывания Хлестакова беспорядках в городе N: он вспоминает, что за последние две недели была «высечена унтер-офицерская жена», что «арестантам не выдавали провизии»… Боязнь того, что ревизор видел эти нарушения и доложит о них в Петербург настолько сильно повлияла на городничего, что он не мог думать ни о чём другом.

Второй немаловажной деталью является тот факт, что Хлестаков ведёт себя так же, как и должен вести себя ревизор: он отказывается платить за номер и еду, заглядывает в чужие тарелки, поселяется в самом дешёвом номере. И если читатель понимает, что герой так поступает из-за собственной бедности, то городничий с Добчинским и Бобчинским видят в этих поступках намерение найти как можно больше нарушений, происходящих в городе N.

Нравы чиновничества изображены во многих произведениях отечественной классики, одним из которых является пьеса А.С.

Грибоедова «Горе от ума». В этом произведении чиновники, как и в гоголевском «Ревизоре», изображены людьми необразованными и жаждущими получить как можно больше денег, как можно высший чин. Однако если в пьесе Н. Гоголя чиновники оказываются высмеяны и наказаны за свои пороки, то фамусовское общество остаётся не наказанным.

А.П. Чехов также изображал нравы чиновничества. Героя рассказа «Смерть чиновника», Червякова, и гоголевских персонажей, объединяет то, что они очень боятся вышестоящих чиновников. Однако если такое отношение героев «Ревизора» к начальству обосновано страхом наказания за казнокрадство и недобросовестное отношение к своим обязанностям, то Червякову, наоборот, страшно оказаться без наказания. Чеховский герой буквально не может жить без наказания за то, что он чихнул на лысину генерала Бризжалова.

Обновлено: 2018-08-14

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Почему городничий с такой лёгкостью поверил болтунам Бобчинскому и Добчинскому? В каких произведениях отечественной классики изображены нравы чиновничества и в чём эти произведения перекликаются с гоголевским «Ревизором»?

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры