Основы фотографии: диафрагма, выдержка и светочувствительность - треугольник экспозиции. Значение диафрагмы и его влияние на качество фотографии

Главная / Чувства

При поломке той или иной техники многие задавались вопросом, какой сервисный центр выбрать. Сейчас список фирм, которые занимаются ремонтом довольно большой и не перестает пополняться. Поэтому выбор довольно велик.

В этой статье я попробую дать несколько советов, на что нужно (или не нужно) обращать внимание при сдаче техники в ремонт. Ведь от правильного выбора напрямую зависит количество потраченных Вами денег, времени и нервов.

1. Не стоит обращать внимание на респектабельность помещения для приема техники, количества персонала и прочие мелочи. За лишние квадратные метры приходится платить аренду, а девочкам-приемщицам нужно платить зарплату. Так что и цены на услуги нужно несколько завысить. Конечно, бывают и исключения, но их мало. Я не призываю здавать свой любимый ноутбук или принтер в полуподвальное помещение непонятному человеку, который и мастер, и приемщик и директор фирмы. Но небольшую фирму, в которой на приемке работает один, но толковый человек, не нужно отметать сразу.

2. Уточните, платите ли Вы за диагностику, если мастер не смог отремонтировать устройство или же Вы отказались от ремонта. Требование оплатить диагностику в случае отказа вполне нормально, мастер тратил свое время на работу с Вашей техникой. Я, например, не беру плату за диагностику только, если я не могу отремонтировать устройство или ремонт стоит более половины цены нового.

3. Уточните, оплачиваете ли Вы запчасти, заказанные мастером, в случае, если вещь отремонтировать не удалось. Если да - бегите из этого сервиса. Вы не должны оплачивать ошибки мастера, только потому, что он не правильно определил поломку и заказал не ту запчасть.

4. Не лишнее будет поинтересоваться максимальными сроками ремонта. Так же оговорите, что бы с Вами связались и озвучили полную стоимость до начала ремонта. Иначе Вы рискуете получить счет, например, 80% от цены нового устройства. А, поскольку ремонт окончен, доказать что либо будет очень сложно.

5. Внимательно прочтите квитанцию о приеме в ремонт. Если Вы оговорили одни условия, а в квитанции указаны другие - Ваши устные договоренности не имееют никакой силы. Также уделите внимание описанию дефекта, внешнего вида и комплектации устройства. Если что-то указанно неверно - это даст возможность сервисному центру вернуть устройство не в той комплектации, в которой Вы его сдавали, с механическими повреждениями или с другим дефектом. Например Вы здавали ноутбук с дефектом "Нет звука", а в квитанции указано "Не работает". Сервисный центр может отдать Вам Ваш ноутбук, который уже не включается.

6. Не лишним будет попросить список запчастей и их стоимость до начала ремонта и сравнить с ценами в нете. При этом наценка до 40 процентов допускается. Многие запчасти поставляются без гарантии или могут быть повреждены во время установки. Так же нужно учитывать стоимость доставки. Поэтому некоторый запас по стоимости СЦ должен оставлять. А вот если цены отличаются в 2-3 раза - стоит задуматься.

Так же можно глянуть отзывы в интернете про конкретный сервис или узнать, какие сервисные центры есть в Вашем регионе. Например вбить в поиск "Ремонт принтеров в Минске". Только не забывайте, негатив будет обязательно. Нужно оценивать не наличие негатива, а его количество.

В любом случае - делайте правильный выбор и удачи Вам!

Приветствую Вас, уважаемые посетители. Довольно часто меня спрашивают - как продлить жизнь картриджу или печатающей головке Canon.

Сразу оговорюсь, в первую очередь, речь идет о струйных картриджах для принтеров Canon. Таких, как CL-511, PG-510, CL-446, PG-445, CL-441, PG-440 и других. То есть мы говорим об обычных струйных принтерах и МФУ, которые имеют два картриджа. Например MP280, MP230, MG2440, E404, MG3540 и прочих. Но это, так же, применимо и к принтерам Canon, использующим печатающую головку и чернильницы.

Давайте разберемся, как происходит печать у этих принтеров. Сразу предупреждаю, принцип печати я изложу очень упрощенно.

В картридже есть абсорбер - губка, в которой находятся чернила. Из этой губки они подаются в сопла (дюзы). Дюзы - это трубки очень малого диаметра. В каждой трубке находится по одному или нескольким термоэлементам. Во время печати термоэлементы нагреваются, чернила закипают (получается пузырек воздуха) и "выстреливают" на бумагу. Повторяю, я описал очень упрощенно.

А что произойдет, если чернила в дюзах не окажется? Термоэлементы все равно нагреются. А чернила в соплах еще используется как охладитель. Произойдет перегрев - трубки (сопла) деформируются и/или часть термоэлементов выйдет из строя.



После чего картридж будет печатать плохо некоторыми цветами, или не будет печатать вообще.

Думаю, ответ на вопрос "Как продлить жизнь картриджу?" очевиден - необходимо следить за тем, что бы в нем всегда были чернила.

А как быть тем, кто заправляет картриджи? Ведь после первой заправки он уже не показывает уровень чернил. Есть простое правило. Если Вам нужно распечатать что-либо, но Вы не уверены, что Вам хватит чернил - . Хуже не будет. А, возможно, этим вы его спасете.

Если Вы ожидаете, что благодаря этому совету, Ваш картридж будет работать вечно - то Вы ошибаетесь. Он обязательно сгорит. Почему? Да потому что, по мнению производителя, он одноразовый (утверждение не касается печатающих головок, использующих чернильницы). Основная задача производителя сделать так, что бы он гарантированно отпечатал чернила, залитые с завода, а потом, как можно быстрее вышел из строя. Да, производитель хочет делать бизнес на расходных материалах, ему тоже кушать хочется:)

Но, надеюсь, эта статья поможет вашему картриджу проработать дольше:)

Данная статья о том, что такое диафрагма фотоаппарата, прежде всего, посвящена новичкам в фотографии, но так же будет полезна и для умелых фотографов.

Что такое диафрагма?

Чтобы , необходимо четко знать главные положения в фотографии, а именно: , диафрагма (), . Эта фото статья полностью посвящена одному из важнейших параметров фотосъемки - диафрагме.

Это размер (диаметр) отверстия, с помощью которого в объективе фотокамеры можно действовать на характеристики и качество прежде всего неподвижного изображения.

Отверстие , о котором идет речь, изменяется с помощью лепестков внутри объектива (см. рисунок ниже).

Самый сложный для начинающих фотолюбителей, желающих знать, как научиться профессионально фотографировать, момент состоит в том, что величины, в которых измеряется диафрагмы - это обратные значения относительного отверстия объектива. То есть, чтобы увеличить количество проходящего светового потока, необходимо увеличивать это отверстие (диаметр), это значит надо «приоткрыть» диафрагму, а именно выставить меньшее числовое значение диафрагмы.

Резюмируем: чем больше число диафрагмы, тем меньше пройдет света через объектив. Чем меньше это число, тем больше света пропустит объектив. То есть всё наоборот. Большая диафрагма обозначается меньшим числом. Меньшая диафрагма (меньше дырка для света) - большим числом диафрагмы.

Что с цифрами происходит в реальности. Чтобы световой поток сократить в два раза, нужно вдвое уменьшить отверстие диафрагмы, диаметр при этом меняется в (корень из двух - вспоминаем геометрию) 1,41 раза. Используемые диафрагменные значения связаны именно с диаметром отверстия в объективе (создаваемым лепестками), поэтому выходит ряд чисел, каждое из которых в 1,4 раза больше предыдущего:

f/1,4; f/2; f/2,8; f/4; f/5,6 и т.д.

Таким образом, к примеру, меняя диафрагму со значения f/2 на f/2,8 ослабляет поток света в два раза.

Для чего нужна диафрагма фотоаппарата?

Это характеристика, которая влияет сразу на два свойства изображения: светосилу (количества света, проходимого внутрь фотоаппарата) и глубину резкости (расстояние от камеры между ближней и дальней границами, предметы в котором находятся в фокусе, то есть четко видны и не размыты).

Физически диафрагма фотоаппарата - это описание диаметра открытого отверстия внутри объектива. Мы упоминали выше, что диафрагма фотоаппарата - это тонкие металлические лепестки, находящиеся по кругу вдоль обода объектива. В момент съемки они могут закрывать поток света, соединяясь и образовывать малый диаметр.

Чем качественнее объектив, тем лепестков таких больше и на изображении можно отличить ровные края и угловатые края размытых световых точек:

Качество размытия - это лишь качество объектива. Чтобы показать, как работает диафрагма фотоаппарата , приведу пример серии фотографий:

Слева: закрытая диафрагма. В резкости почти весь кадр: от края стаканчика до стола.

Справа: открытая диафрагма. В резкости только содержимое стаканчика, а все, что отдаляется, плавно выходит из зоны глубины резкости.

Как количество света зависит от диафрагмы фотоаппарата?

Чем больше открыты лепестки объектива камеры, тем больше света проходит на светочувствительный элемент ( или пленку). В дневное светлое время суток можно легко регулировать и контролировать диафрагму фотоаппарата, не волнуясь за то самое количество света.

Но! Когда общая освещённость снимаемого объекта мала, ваша фотография может получиться темной, если закрыть диафрагму фотоаппарата. Вы скажете, что можно увеличить (чувствительность). Верно. Но у чувствительности есть , которые могут вам помешать при обработке и печати фотографии. Вы ответите: увеличиваем . Также верно для того случая, если вы запаслись штативом, чтобы при выдержке более 1/125 ваш кадр содержал какие-нибудь резкие детали.

Мы разобрались, что же из себя представляет экспозиция и слегка прошлись по трем основным параметрам фотографии — диафрагме , светочувствительности (ISO) и выдержке . Теперь же рассмотрим подробнее один из них – диафрагму, освоив работу с которой вы получите наверное один из самых художественных и красивых инструментов фотографии.

Что же такое диафрагма?

Итак, как мы уже отмечали, диафрагма в фотоаппарате регулирует размер отверстия в объективе в момент съемки. Когда вы нажимаете кнопку спуска на фотоаппарате, отверстие открывается, пропуская свет к светочувствительному элементу вашей камеры, в частности, к матрице, если у вас цифровой фотоаппарат. И именно значение диафрагмы, указанное вами при съемке или установленное автоматически фотоаппаратом, регулирует размер “ ”. И это один из тех случаев, когда размер имеет значение 🙂

Судите сами:

На первой верхней фотографии диафрагма очень открыта и вы видите только передний бампер первой машинки, окошко уже размыто и не в фокусе, а о том, что там дальше на заднем плане приходится только догадываться. На следующей фотографии (правой верхней) диафрагма тоже считается открытой и вы видите, что вторая и последующие машинки размыты, но первая уже больше в фокусе и «размытость» начинается где-то с заднего колеса.

Закрываем диафрагму еще больше: на нижнем левом фото третья и последующие машинки уже размыты, однако их очертания более четкие, нежели на первой фотографии. И на самом последнем фото диафрагма закрыта максимально — это не значит, что она закрыта совсем, иначе как бы мы получили изображение? Просто размер дырки минимален, и вот все машинки в ряд в фокусе и стройненько видны.

Диафрагма фотоаппарата на английском называется Aperture или f-stop — этот термин может часто вам встречаться, и обозначается «f/ » и цифрой, которая и будет показывать степень открытости/закрытости диафрагмы.

Схема размеров диафрагмы фотоаппарата: чем меньше значение, тем больше открыта диафрагма и наоборот

Итак, на данном этапе достаточно просто запомнить, что чем меньше цифра рядом с f/, тем более размыт будет фон, т.е. диафрагма открыта, и чем больше эта цифра, тем более четким будет фон, т.е. диафрагма будет закрытой.

Почему же диафрагма является одним из наиболее художественных инструментов в фотографии? Потому что, регулируя значение именно диафрагмы и фокусируясь на нужном объекте, фотограф сам выбирает, на чем акцентировать внимание зрителя и как бы приковывает взгляд к тому, что хочет подчеркнуть в фотографии. Посмотрите на разницу этих двух фотографий. Какая из них красивее и выразительнее? Куда вы посмотрели в первую очередь?

Пример фотографии цветка с открытой и закрытой диафрагмой

С открытой диафрагмой обычно очень выразительными получаются фотографии цветов, бабочек и прочей насекомой живности, портреты людей, с размытым задним фоном, или когда необходимо выделить одного человека на фоне остальных.

Диафрагма — устройство в объективе, которое дозирует количество света. Для большего понимания пример из жизни. Когда люди смотрят на солнце — они щурятся, то есть уменьшают щель, через которую проходит свет. Если бы люди не щурились, солнце бы сожгло своим сильным светом сетчатку глаза. Ну а ночью, нужно наоборот, открывать глаза по шире, чтобы захватить побольше света. Большие глаза имеют те животные, которым нужно хорошо видеть ночью.

Часто диафрагму называют еще светосилой или апертурой . На самом деле диафрагма отвечает только за геометрическую светосилу. А за общую светосилу объектива отвечает не только диафрагма, но и процент отражения и пропускания света, падения диафрагменного числа при фокусировке, процент поглощения света фильтром. Согласитесь, светосила объектива с одной и той же диафрагмой будет разной при разных светофильтрах. Апертура (лат. apertura — отверстие). Апертурой называют от того, что апертурный угол напрямую зависит от ступени закрытия диафрагмы.

Какая она, диафрагма?

Обычно, под диафрагмой понимают изменяющееся круглое отверстие в объективе. Отверстие открывается и закрывается с помощью лепестков. Лепестки в таком случае называют лепестками диафрагмы . От количества и округленности лепестков диафрагмы зависит то, на сколько будет само отверстие круглым. Чем скругление отверстия диафрагмы сильней — тем лучше. Профессионалы часто диафрагму называют просто «дыркой», так как это действительного, своего рода дырка.

На что влияет диафрагма:

  1. На количество света, который может пропустить объектив за какое-то время.
  2. На управление глубиной резко изображаемого пространства (ГРИП)
  3. На яркость и цветовую насыщенность изображения
  4. На качество изображения, в особенности на его резкость

Влияние на ГРИП

Как оказалось, диафрагма влияет не только на количество света, но и на глубину резкости. Чем больше значение диафрагмы — тем меньшая глубина резкости. Чем меньше значение диафрагмы — тем больше глубина резкости. Это один из основных приемов в фотографии для управления точкой внимания на фото. Очень важно иметь возможность управления ГРИП для портретов, где нужно акцентировать внимание именно на человеке. Макро фотографы прекрасно знают что такое ГРИП, им приходиться снимать на очень сильно закрытых диафрагмах чтобы увеличить глубину резкости. Вообще, там где пишут про ГРИП, пишут и про размытый фон.

Предварительный просмотр глубины резкости

Обычно, современные камеры имеют возможность наводиться на резкость при полностью открытой диафрагме. Когда делается снимок, автоматика камеры закрывает диафрагму до установленного значения. Чтобы посмотреть как будет выглядеть изображения при закрытой диафрагме, иногда можно воспользоваться репетиром диафрагмы. Это позволяет без снимка посмотреть в видоискатель (оптический или электронный) как будет выглядить картинка, когда камера закроет диафрагму. На камерах Nikon у которых имеется Live View, функция Live View автоматом закрывает диафрагму до указанного значения перед включением этого самого Live View.

Диафрагмирование для улучшения картинки

Под диафрагмированием понимают просто изменения значения диафрагмы. С помощью управления диафрагмой можно добиться от объектива более резкого изображения. В основном, самое резкое изображение достигается где-то на средних значениях диафрагмы того или иного объектива. На самом большом значении диафрагмы объективы страдают хроматическими аберрациями и виньетированием. На очень маленьких диафрагмах объективы страдают потерей резкости от дифракции. Также, при закрытии (уменьшении диафрагмы) повышается не только резкость, но и контраст снимка. Большая диафрагма позволяет проводить визирование через оптический видоискатель без особых проблем, так как объектив дает много света и через глазок хорошо видно весь кадр. Визировать с диафрагмой ниже 5.6 через оптический видоискатель можно только при хорошом освещении. Также, снимки с бОльшей диафрагмой могут казаться более яркими и насыщенными — такой эффект связан с более плавными переходами на снимках темных областей в светлые.

Боке и диафрагма связаны навек

Диафрагма очень сильно влияет на рисунок боке. Наилучшее боке для объектива достигается на максимально открытой диафрагме. При этом само физическое отверстие максимально круглое. При закрытии диафрагмы лепестки диафрагмы вместо круга образуют разные многогранники. Эти многогранники отчетливо видно в зоне нерезкости. Очень часто такие многогранники называют гайками, шайбами и циркулярными пилами .

Так как в дешевых объективах присутствует малое количество лепестков диафрагмы, обычно не больше 5-6, то в зоне нерезкости появляются фигуры точь-в-точь напоминающие «гайки». Ценятся те объективы, которые на закрытых диафрагмах дают правильные круглые светящиеся пятна в зоне нерезкости, например, к ним можно отнести старые советские Таир-11А или Юпитер-37А. В новых объективах очень редко можно встретить большое количество лепестков диафрагмы, но сейчас делают более скругленные лепестки, которые даже при малом их количестве, дают красивый рисунок.

Диафрагма в камерах телефонов и других маленьких устройствах

Диафрагма, это механическая часть объектива, ее нельзя сделать программно. Почти во всех телефонах нет диафрагмы. Во многих мыльницах тоже нет диафрагмы. Как же быть? Обычно камера в таких устройствах дозирует количество света только выдержкой и вариацией значения ISO, а само значение диафрагмы постоянно зафиксировано на максимальном значении. Для примера, на моей Nokia 7610 указано, что F2.8, потому камера всегда снимает на F2.8.

Как настроить диафрагму в фотоаппарате?

В камерах за диафрагму отвечает число F . Оно показывает в сколько раз диаметр относительного отверстия меньше фокусного расстояния объектива, записывается это как F1/1,4 или F1/5,6. Часто, на объективах или камерах указывается только одно диафрагменного число, например 1,4 или 16,0, часто буковку F опускают. Проще всего настроить диафрагму в режиме приоритета диафрагмы. Обозначается такой режим обычно как А или AV. Чтобы легко запомнить, можно просто произнести: диАфрагмА — значит нужно включать режим А. Почему А — от слова апертура, что есть синоним слова диафрагма.

Светлые и темные — быстрые и медленные объективы

От максимального значения диафрагмы зависит то, на сколько объектив можно будет использовать в плохих условиях освещенности. Светлыми называют объективы с большой диафрагмой, обычно, значение F должно быть ниже 2.8. То есть объективы с максимальными диафрагмами F1.4, F1.8, F2.0, F2.2, F2.5, F2.8 называют светосильными или просто светлыми. Все что ниже F1.4 называют супер светосильными. К супер светосильным объективам можно отнести Nikon 50mm F1.2.

Так как диафрагма влияет на скорость выдержки, то объективы точно так делят на быстрые и медленные. Под быстрым объективом понимают то, что с его помощью можно снять изображение с короткой выдержкой. А под медленным, то, что с его помощью можно снять фото с длинной (медленной выдержкой). Если зафиксировать значение ИСО, то именно от диафрагмы зависит выдержка , и чем светлее объектив, тем он быстрее. И чем темнее объектив, тем он медленней.

Разница в светосиле

Обычно, разницу в значениях диафрагмы и других фотографических переменных меряют в стопах. При изменении диафрагмы на один стоп выдержка изменится в два раза. Также, при изменении диафрагмы на один стоп можно вместо выдержки изменить ISO в два раза. Очень важное замечание, что разница в значениях диафрагмы не линейная, а квадратичная. Возьмем две диафрагмы F5,6 и F2,8, казалось бы, разница именно светосилы составляет 5,6/2,8=2 раза, но это не верно. На светосилу влияет площадь окружности диафрагмы, а не диаметр. Число F связано только с диаметром. Для подсчета разницы в площадях нужно брать квадраты диаметров. Потому получается, что разница в светосиле при диафрагмах F5.6 и F2.8 составляет (5,6*5,6)/(2,8*2,8)=4 раза. Вот такая вот хитрость.

Как это запомнить? Есть два выхода, либо делить квадраты чисел F, либо сначала делить, а потом возводить в квадрат. Зачем я утомляю Вас расчетами — а потому, что часто фотолюбители не имеют представления про то, во сколько раз объектив «светлее» или «темнее» другого объектива.

Золотое правило:

Диафрагма и выдержка связаны золотым правилом. Чтобы сохранить правильную экспозицию при одинаковых ИСО нужно либо закрыть диафрагму и увеличить выдержку. Либо, наоборот, открыть диафрагму и уменьшить выдержку.

Закрыть, открыть, увеличить уменьшить — не нужно путаться

Все очень просто. Закрыть или уменьшить диафрагму — означает повысить число F. Была диафрагма F2.8, когда ее закрыли, она стала F5.6, закрыли еще сильней, она стала F16.0 и т.д. Например, встречается фраза «прикрыл дырку на два стопа», расшифровывается как сделал число F большим и уменьшил площадь отверстия в 4 раза. Главное не запутаться, когда диафрагма открывается, число F уменьшается. А когда диафрагма закрывается — число F увеличивается. Например, была диафрагма F32.0, когда ее открыли, она стала F8.0, когда открыли еще сильней, она стала F5.6.

Что делать — ничего не понятно

Если у Вас зеркалка, переверните камеру задом наперед, чтобы вы смотрели в объектив, нажмите кнопку спуска (сделайте снимок) и Вы увидите как дырочка в объективе закроется и откроется — вот так и работает диафрагма.

Выводы

Диафрагма — это дозатор светового потока, который влияет на экспозицию, ГРИП, яркость и качество изображения. Вообще, если не поснимаете с разными диафрагмами, не узнаете толком что это такое.

Материал любезно предоставлен коллегами сайта "Радожива" Спасибо им за это.

  • Что представляют собой режимы A (Av), S (Tv) и M, определение каждого;
  • В каких ситуациях стоит выбирать каждый из них и почему;
  • Некоторые преимущества режимов (Av) и S (Tv) по сравнению с ручной настройкой;
  • Некоторые преимущества ручной настройки и примеры ситуаций, когда это единственный возможный вариант.

Ручные режимы съемки, какие они?

Ручной режим (M) : этот режим дает вам полный контроль над тремя параметрами настройки камеры, определяющими экспозицию (известными как треугольник экспозиции) – чувствительность ISO, диафрагма и скорость затвора. В руководстве мы остановимся на каждом из параметров.

Приоритет диафрагмы (А на Nikon, Av на Canon) : этот режим дает вам возможность управлять двумя параметрами настройки, а именно ISO и диафрагмой. Камера автоматически определит соответствующую скорость затвора, чтобы обеспечить вас правильной экспозицией.

Приоритет выдержки (S на Nikon, Tv на Canon) : данный режим так же дает вам возможность управлять двумя параметрами настройки экспозиции, но на этот раз это ISO и скорость затвора. Камера автоматически определит значение диафрагмы, подходящее для ваших настроек.

Есть и другие факторы, которые влияют на результат, а именно - экспозамер, который используется и компенсация экспозиции. На этом мы остановимся чуть позже.

Как решить, какой режим использовать?

Я использую режим приоритета диафрагмы и приоритета выдержки чаще, чем какой-либо другой. Принимая решение о том, какой из них лучше выбрать, следует учитывать то, что вы снимаете, при каких внешних условиях и какого эффекта хотите достичь:

  • Выбирать режим приоритета диафрагмы следует тогда, когда вы хотите контролировать глубину резкости (DOF) . Так, например, если вы создаете портрет с красивым боке, то установите апертуру, на значение f2.8 или f1.8. Выбирать режим приоритета диафрагмы следует не только при создании приятного размытого фона, но и в случаях, когда, наоборот, требуется сделать четкий снимок, выбрав значение диафрагмы f11 или меньше.
  • Отдать предпочтение режиму приоритета выдержки следует тогда, когда вам важно контролировать движение объекта , то есть, либо сделать объект съемки очень четким во время движения, либо наоборот качественно размыть его. Таким образом, фотографируя спортивные мероприятия, концерты или дикую природу, когда важна четкость, значение скорости затвора следует установить на значение, хотя бы, 1/500. Фотографируя движение воды, или машины в ночное время суток, интервал выдержки нужно выбирать значительно больше, как минимум 2-5 секунд.
  • Есть несколько случаев, когда наилучшим вариантом будет съемка в ручном режиме. Так, если вы делаете ночной портрет или пейзаж, работаете в студии, или делаете HDR снимок с использованием штатива, так же в некоторых случаях, когда используется вспышка (например, когда работая в темной комнате, вам все-таки хочется немного сохранить естественное освещение).

Вот некоторые примеры изображений, сделанные с помощью каждого из режимов, описанных выше.

Снимок, сделанный в режиме приоритета диафрагмы


Снимок, созданный в режиме приоритета выдержки


Снимок, сделанный в ручном режиме, в темное время суток

Вещи, о которых не стоит забывать

ISO: помните, что при выборе любого режима вы по-прежнему настраиваете чувствительность ISO самостоятельно.

Выбирать чувствительность нужно основываясь на том, при каком освещении вы снимаете. Допустим, снимая при ярком солнечном свете лучше установить значение 100 ISO или 200 ISO. Если это пасмурный день, или, вы снимаете в тени, то значение лучше установить на 400 ISO. Для съемки в помещении с плохим освещением значение нужно поставить больше 800 ISO, в зависимости от обстоятельств. Значения выше 3200 ISO устанавливаются в особых случаях, например, если вы снимаете объект в движение без использования штатива и при этом, уровень освещения низкий. Использование штатива позволяет ставить более низкие значения ISO, так как риск сделать смазанный кадр сводится практически к нулю.

Проверьте скорость затвора в режиме приоритета диафрагмы.

Если камера определяет значение скорости затвора самостоятельно, это еще не значит, что вам удастся сделать качественный снимок, поэтому лучше лишний раз проверить, какую скорость установил ваш фотоаппарат. Да, в основном проблем не возникает, но если вы настроили фотокамеру и установили чувствительность 100 ISO, при диафрагме f16 в темной комнате, то снимать вы будете с довольно медленной выдержкой, и если штатив не используется, то кадр, скорее всего, выйдет размытым. Поэтому, следите за тем, что бы выдержка была установлена верно, для этого можно использовать следующее правило - 1/фокусное расстояние = скорость затвора. То есть, если вы снимаете на расстоянии 200 метров, то выдержка должна быть 1/200. Зная это правило, вы сможете подкорректировать свои настройки ISO и диафрагмы таким образом, что бы выдержка автоматически установилась на то значение, которое подойдет лучше всего.


Снимок, сделанный в ручном режиме с HDR

Следите за уведомлениями с предупреждением о неправильной экспозиции в режимах S и A.

Ваша камера довольно умная, но она может работать только в пределах своих собственных ограничений. Поэтому иногда вы можете получать сообщения о том, что выходите за пределы тех параметров, когда возможно установить верные значения автоматических настроек. Такое сообщение будет отображаться в виде мигающего предупреждения в видоискателе. Вот примеры таких случаев, как в режиме приоритета выдержки, так и приоритета диафрагмы.

Сценарий № 1. Режим приоритета диафрагмы. Допустим, вы решили установить значения ISO 800 и F1.8 в яркий солнечный день, в результате камера сообщит вам, что кадр слишком светлый. Фотоаппарат не может установить соответствующее значение выдержки (самое быстрое). Если вы все-таки сделаете фото, то убедитесь в том, что оно переэкспонировано, о чем камера вас и предупреждала. Выберите более низкое значение ISO или поставьте меньшую диафрагму и попробуйте еще раз, пока предупреждение не исчезнет.

Сценарий № 2. Режим приоритета выдержки. Допустим, съемка происходит в темной комнате с настройками ISO 400 и 1/1000 сек., в данном случае камера не сможет установить верное значение диафрагмы, об этом вы будете уведомлены через сообщение в видоискателе. Для устранения этой проблемы необходимо выбрать низкую скорость затвора и, вероятно, большее значение чувствительности ISO, такое, что б предупреждение исчезло.


Изображение создано в ручном режиме во время ночной фотосъемки

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры