Почему пушкинский музей называется пушкинским. Государственный музей Пушкина, Пречистенка: описание, история, интересные факты и отзывы

Главная / Чувства

Парадоксов в нашем мире много, и один из них заключается в том, что музей изобразительных искусств в Москве носит имя великого поэта А.С. Пушкина. Такая ситуация вызывает массу вопросов. Почему именно в честь поэта, а не одного из художников, ведь ими земля русская тоже нисколько не обделена? Случайно так вышло, или было задумано специально? Собираются ли в будущем менять название этого заведения?

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина носить именно такое название. Он фигурирует с конца 19 века, и за период существования переименовывался неоднократно.

История создания музея Пушкина


Ученый – историк И. В. Цветаев

Идея создания этого музея принадлежит Ивану Владимировичу Цветаеву, отцу Марины Цветаевой. И задумка была осуществлена, Россия получила новый доступный для народа музей учебно-образовательного типа, базой для которого стал Кабинет изящных искусств и древностей, который присутствовал ранее в Московском университете. Было выстроено отдельное сооружение, для музея собрали его первые коллекции – это было осуществлено на средства от частных пожертвований и на личные деньги учредителей.

Многие люди охотно передавали средства на создание этого музея – 150 тысяч рублей было получено от душеприказчиков Варвары Алексеевой, вдовы одного из купцов. Взамен она просила только назвать музей в честь Александра III, чтобы заведение обязательно носило его имя. Эта просьба не была условием, она поступила от дарительницы устно. Музей открыли в 1912 году, в честь этого было проведено торжество. Заведение получило свое изначальное имя в честь Александра III, а на открытие приехала императорская семья во главе с Николаем II.

Как появилось современное название музея?


Во времена революции и после нее музей не мог сохранить свое прежнее имя. Его переименовали в 1923 году по идейным соображениям. На этот год музей теряет свою принадлежность к университету и становится Государственным музеем изящных искусств. Пушкинским же он стал в 1937 году, тогда была годовщина гибели поэта. Культурная и общественная политика того времени, а также мнение отдельных чиновников поспособствовали тому, чтобы заведение получило именно такое название.

Имя музея сохранилось по сегодняшний день, большинство россиян, и даже зарубежных туристов знают, что заведение называется ГМИИ им. Пушкина. Даже уточнять не обязательно – если говорят, что в Пушкинском открылась какая-либо выставка, значит, речь идет именно об этом учреждении. Несмотря на всю парадоксальность, и даже неуместность этого названия, оно плотно прижилось и стало на данный момент уже общепринятым. И даже если произойдет переименование, в народе наверняка сохранится изначальное название, новое рискует не прижиться.

Почему не музей Цветаева?


Многие люди полагают, что музей разумно было бы назвать Цветаевским, в честь его основателя. Это вполне закономерное утверждение, но правды ради стоит отметить, что этого человека здесь не забыли. Помимо идеи основания самого музея он раздумывал над возможностью создания целого «мусейного городка», и задуманный проект в наши дни начали реализовывать на Волхонке.

Интересный факт: имя Цветаева носит корпус ГМИИ им. А.С. Пушкина под названием Учебный художественный музей. Его можно посетить, направившись по адресу улица Чаянова, 15. А еще музей выдает премию Цветаева. На территории музея имеется также бюст основателя, и с него начинают каждую экскурсию. Основатель учреждения отнюдь не забыт.

Будет ли музей переименовываться?

Разумеется, что в раннесоветскую эпоху музей не мог носить имена царей, но также он не мог носить и имя Цветаева. Необходимо было подчеркнуть, что он стал народным достоянием, поэтому его переименовали. Сегодня же все чаще возникают споры о том, стоит ли оставлять заведению его прежнее имя, или разумнее будет восстановить историческую справедливость, назвать музей цветаевским в честь основателя. Но также многие люди настаивают на необходимости сохранить устоявшееся название, к которому за десятилетия все привыкли. В конце концов, основную часть своей истории музей провел под именем Пушкина. Вопрос пока стоит на обсуждении, и каков будет результат – неизвестно.

Таким образом, музей не носил имя великого поэта изначально, современное название пришло к нему с переименованием в ранний советский период в силу политики и мировоззрений, которые тогда господствовали. Сегодня все привыкли называть этот музей пушкинским, и парадоксальность этого наименования уже мало кто отмечает в силу привычки. Возможно, в будущем музей действительно переименуют. А может быть, этого не будет. Ведь переименовывать его уже бессмысленно, люди в России и за рубежом привыкли к устоявшемуся за десятилетия названию.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Начнем с того, что Музей переименовывали несколько раз.

В конце XIX века Музей изящных искусств задумывался Иваном Владимировичем Цветаевым как учебно–образовательный и публичный музей, созданный на основе Кабинета изящных искусств и древностей Московского университета.

Строительство здания и сбор коллекции шли, главным образом, на средства учредителей Музея и частных жертвователей. Так, 150 тысяч рублей выделили из капиталов купеческой вдовы Варвары Алексеевой ее душеприказчики, симпатизировавшие Цветаеву и его начинанию. Единственным условием пожертвования было присвоение будущему музею имени императора Александра III - в этом они ссылались на устную просьбу своей доверительницы.

В 1912 году состоялось торжественное открытие Музея изящных искусств имени Александра III в присутствии императора Николая II и членов монаршей семьи.

С ноября 1923 года Музей был выведен из подчинения университету и стал Государственным музеем изящных искусств. Имя Александра Сергеевича Пушкина было присвоено Музею в 1937 году, в годовщину трагической гибели поэта. Причинами переименования послужили исторические события, особенности проводимой в то время культурной и общественной политики, а также мнения отдельных чиновников.

Сегодня название ГМИИ им. А.С. Пушкина полностью закреплено в памяти посетителей музея, как в России, так и за рубежом. Если вы слышите или читаете фразы «Я был в Пушкинском», «В Пушкинском открылась выставка…», вы сразу же понимаете, о каком именно музее идёт речь.

Название ГМИИ им. А.С. Пушкина давно устоялось, было принято обществом и сегодня воспринимается им как единое целое. Пушкинский музей – это бренд, исторически сложившаяся реальность, которую было бы очень сложно разрушать насильственным вмешательством.

Тем не менее, основатель музея ни в коем случае не забыт. Именно Ивану Владимировичу Цветаеву принадлежит идея создания «мусейского городка». Сейчас в ГМИИ им. А.С. Пушкина реализует проект создания Музейного городка в районе Волхонки.

Помимо этого, один из корпусов ГМИИ им. А.С. Пушкина – Учебный художественный музей (улица Чаянова, 15) – носит имя Ивана Владимировича Цветаева. Также в нашем музее также учреждена Премия имени Цветаева. Ну и, наверно, стоит упомянуть, что каждая обзорная экскурсия по Главному зданию начинается около бюста Цветаева и краткого рассказа о зарождении музея.

Вероятно, во многом правы те, кто считает, что по справедливости Музей должен бы носить имя И.В. Цветаева, своего основателя. В то же время есть и противоположные мнения. Возможно, в будущем, при проведении опроса общественного мнения, при коллективном решении культурного сообщества о переименовании Музея, ему может быть присвоено имя Ивана Владимировича.

31 мая 2017 года Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина отметил 105-летие со дня основания. По этому случаю Esquire собрал 10 фактов о музее.

1. В музей привозили «Джоконду»

В 1974 году в Пушкинском выставляли легендарную «Джоконду» Леонардо Да Винчи — и это, к слову, был последний раз, когда картина покидала Лувр, чтобы отправиться за границу. Тогда на шедевр пришли посмотреть 300 тысяч человек. Впрочем, это не предел — рекорд посещаемости музея зафиксировали семь лет спустя.

2. Шестьсот пятьдесят тысяч человек на одной выставке

Столько посетителей посмотрели в ГМИИ им. Пушкина выставку «Париж — Москва. 1900 — 1930», организованную в 1981 году. Экспозиция включала в себя оригиналы работ Малевича и Кандинского, Пикассо и Матисса — неудивительно, что она привлекла такое внимание.

3. Коллекции музея эвакуировали на три года

С 1941-го по 1944-й фонды Пушкинского вывозили в Новосибирск и Соликамск, чтобы они не пострадали от бомбежек. Но этой участи, увы, не удалось избежать самому зданию — в ходе авианалетов оно лишилось части крыши. Кое-где выбоины от осколков немецких бомб сохранились до сих пор — например, в верхней части западного фасада музея, со стороны Малого Знаменского переулка.

Школьники в ГМИИ им. А.С. Пушкина, начало 1950-х

4. Некоторое время Пушкинский служил постоянной экспозицией подарков Сталину

В 1949 году в музее развернули «выставку подарков Иосифу Виссарионовичу Сталину от народов СССР и зарубежных стран». Экспозиция была приурочена кк 70-летию вождя, заняла сразу несколько залов (число подарков шло на десятки тысяч) и была, фактически, постоянной: она продлилась до самой смерти Сталина в 1953 году.

5. Более миллиона человек ежегодно

Проходят через многочисленные залы Пушкинского.

6. До революции здесь выставлялись исключительно скульптуры

В основном — гипсовые копии античных статуй и мозаик. Музей создавался на основе Кабинета изящных искусств и древностей Московского университета, его первым директором был историк, археолог и искусствовед Иван Цветаев. Он лично заказывал слепки античных фигур в зарубежных мастерских. Единственными представленными подлинниками были экспонаты из внушительной коллекции египтолога Владимира Голенищева. Она насчитыывала более 6 000 предметов, привезенных ученым лично с раскопок в Египте.

Картины в музее появились только после революции, когда их конфисковали из частных коллекций и национализировали. Также фонды музея пополнились после Великой Отечественной — в них попали картины из Дрезденской галереи и западноевропейских музеев.

7. Семьсот тысяч единиц хранения

Столько предметов искусства содержат фонды музея. Постоянно выставлены всего несколько процентов.

8. Подготовка выставки, как правило, начинается за несколько лет до ее открытия

Всего в музее проходит около 30 выставок в год. Особенно крупные проекты проходят 3−4 раза в год. Стоимость их подготовки редко укладывается в 1 млн. евро.

9. Музей дважды менял название

Открывшийся как Музей изящных искусств имени императора Александра III при Императорском Московском университете, он стал Государственным музеем изобразительных искусств в 1932. А пять лет спустя, в связи со столетием со смерти Александра Сергеевича Пушкина, ему присвоили имя поэта.

10. На торжественном открытии музея присутствовал император Николай II лично

И даже видео есть:

Адрес: Москва, ул. Волхонка, 12

«Быть в Москве и не посетить музей имени Пушкина — преступление против искусства!», — скажут вам многие ценители. Действительно, каждый грамотный и образованный человек должен хоть раз увидеть это собрание художественных ценностей.

Почему музей им. Пушкина?

Александр Сергеевич был, пожалуй, самой значимой персоной не только в русской литературе и поэзии. Это величественная фигура, которая сыграла роль для формирования искусства целого государства. Музей изобразительных искусств им. Пушкина собрал в себе экспонаты от времен до нашей эры и до практически современного выставочного материала века двадцатого. В принципе отношения непосредственно к великому писателю музей западноевропейского искусства (как его еще называют) не имеет никакого. Разве только тот факт, что сам Александр Сергеевич был частью искусства Российской империи в ХІХ веке. Однако нареканий или возмущений именно это название выставочного зала не вызывает ни у кого.

История создания музея

  • Построение грандиозной галереи не было быстрым и легким делом. Пушкинский музей изобразительных искусств обязан своим основанием профессору Московского университета Цветаеву Ивану Владимировичу (вместе с тем его знали как историка, доктора римской словесности и теоретика искусств). Строительство галереи такого уровня было делом всей жизни научного деятеля. Именно Иван Владимирович стал первым руководителем учреждения, но скончался очень быстро после открытия своего детища.

Именно по задумке Цветаева была собрана такая шикарная экспозиция. А начиналось все с разговоров и мечтаний просвещенной интеллигенции и бедной русской аристократии. Все понимали, что найти помещение и собрать выставочный фонд – дело очень сложное, требующее немалых усилий, в том числе и финансового характера. Именно потому было решено просить помощи у предпринимательской прослойки Москвы. Ведь именно в их руках в начале ХХ века были сосредоточены достаточные суммы для возведения помещений музея. Но задумка имела грандиозные масштабы и требовала применить талант самых утонченных и изысканных мастеров-архитекторов тогдашней современности.

Большая заслуга Цветаева в том, что именно благодаря его дипломатическому таланту удалось собрать на одной площадке финансовые потоки промышленников, талант архитекторов и опытные руки строителей. Строительство галереи растянулось на целых 14 лет.

Выставочный фонд музея

Пушкинский музей объявил сбор экспонатов еще с момента начала строительства основных зданий. Позже коллекция уже отстроенных выставочных залов пополнилась:

  • созданными русскими мастерами копиями античных скульптур из гипса;
  • сотворенными подобным образом архитектурными фрагментами;
  • полотнами постимпрессионистов и импрессионистов из Франции, что переданы музею из собраний Морозова, Щукина;
  • выставочными фондами Эрмитажа, что передались во времена СССР;
  • экспонатами из частных коллекций русской аристократии.

В наши дни Пушкинский музей в Москве возле станции метро » Кропоткинская» по улице Волхонка, в доме 12 принимает выставки по обмену с других стран мира. Стоит ли говорить, что местные жители и гости города стоят в очередях с желанием посетить эту знаменитую галерею. И дело тут не в имени учреждения, даже не в количестве экспонатов. Дело в духе и атмосфере, что царят в музее, в желании хоть на несколько часов приобщится к прекрасному.

Фото: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва









Похожие Архитектурный памятник

Адрес: Москва, Красная площадь, 1 Каждый музей по-своему интересен и очень важен, ведь он преподносит людям частичку прошлого нашей великой страны. Количество экспонатов, демонстрируемое во всех уголках...

Идея создать в Москве музей изящных искусств существовала с начала XIX века. Свои проекты в разное время предлагали видные российские деятели: Зинаида Волконская в 1831 году, Карл Герц в 1858 году, Николай Исаков в 1864 году, однако создан он был только на рубеже XIX и XX веков.

Первый в своём роде

Московские музеи второй половины XIX века не были похожи на современные галереи. Во-первых, чаще всего это были частные коллекции, ограниченные бюджетом и вкусами их владельцев. Во-вторых, размешались они обычно в помещениях, которые первоначально строились не для того, чтобы в них проходили выставки, и не всегда хорошо для этого подходили. Ну и в-третьих, вход на выставки был открыт далеко не для всех: первый в полной мере общедоступный художественный музей в России был открыт только в 1885 году, и не в столичном Петербурге или Москве, а в провинции. Им стал Радищевский музей в Саратове, открытый художником А. П. Боголюбовым , внуком писателя.

Отцы-основатели

Пушкинский музей существует благодаря двум людям: Юрию Нечаеву-Мальцову и Ивану Цветаеву.

Иван Цветаев — знаменитый учёный-историк, археолог, филолог и искусствовед, отец поэтессы Марины Цветаевой — стал главным организатором и вдохновителем проекта музея изящных искусств. О необходимости строительства такого музея он выступил с речью на съезде русских художников и любителей художеств, созванном по случаю дарения Москве картинной галереи братьев Третьяковых. Был объявлен конкурс на лучший проект музея, в котором победил архитектор Р. Клейн , который, в свою очередь, использовал проект архитектора-самоучки П. Бойцова. Однако строительство началось только после того, как Цветаев познакомился с миллионером Юрием Нечаевым .

Иван Цветаев, основатель музея. Работа не позже 1913 года. Фото: Commons.wikimedia.org / Карл Андреевич Фишер

Юрий Нечаев был русский фабрикантом, дипломатом, владельцем крупнейших в России стекольных заводов. И до строительства музея он был известен в Москве и за её пределами как щедрый меценат. Например, он субсидировал издание журнала «Художественные сокровища России», редакторами которого состояли Александр Бенуа и Адриан Прахов , основал в 1885 году во Владимире Техническое училище имени И. С. Мальцова, одно из лучших в Европе по техническому оснащению (ныне Владимирский авиамеханический колледж), при строительстве Исторического музея во Владимире пожертвовал стекло для изготовления музейных витрин, построил храм Св. Георгия в Гусь-Хрустальном.

В строительство музея изящных искусств в Москве Нечаев вложил два из 2,6 миллиона рублей — баснословные по тем временам деньги.

Пушкинский музей перед открытием. 31 мая 1912 года. Фотография К. А. Фишера/Commons.wikimedia.org

Колонны из Норвегии

Первый камень нового музея был заложен в 1898 году, и началось строительство, длившееся 13 лет. Клейн был отправлен в длительную командировку в европейские страны, чтобы изучить опыт создания иностранных музеев.

В те времена не было таких сложных систем освещения, которые мы видим сегодня в музеях, и предполагалось, что рассматривать произведения искусства посетители будут при дневном свете, а в тёмное время суток музей будет закрыт. В. Г. Шухов создал для музея уникальные стеклянные перекрытия. Их конструкция была уникальна, как и многие другие проекты Шухова: благодаря использованию стяжек, ему удалось создать лёгкую и в то же время прочную стеклянную арку.

300 рабочих, нанятых Нечаевым-Мальцовым, добывали на Урале белый мрамор особой морозоустойчивости. Однако вскоре выяснилось, что изготовить 10-метровые колонны в России не удастся. Тогда меценат заказал их в Норвегии, а доставлялись они сначала морем на пароходе, а потом на баржах по рекам до самой Москвы. Также Нечаев оплатил оформление центральной парадной лестницы разноцветными породами венгерского мрамора, изготовление двадцатиметрового фриза — копии мозаичных панно собора Святого Марка в Венеции и многие другие богатые детали интерьера музея.

Благодаря использованию стяжек, Владимиру Шухову удалось создать лёгкую и в то же время прочную стеклянную арку. Фото: Commons.wikimedia.org

Античный храм

Здание было оформлено, как огромный античный храм, что соответствовало его назначению: первоначально предполагалось, что здесь будет размещаться вторая в России после Эрмитажа коллекция оригиналов и слепков греческой скульптуры. Цветаев понимал, что без понимания античного искусства невозможно понять европейское, которое является его продолжением. Гипсовые слепки и другие копии заказывали с 1890-х годов в зарубежных мастерских по формам, снятым непосредственно с оригиналов. В некоторых случаях копии делались впервые.

Музей был назван в честь императора Александра III и сразу после открытия получил огромную популярность: в будни его посещало 700-800 человек, а по воскресеньям и праздникам — до двух с половиной тысяч — неслыханные по тем временам цифры. Среди посетителей было больше всего преподавателей и учащихся гимназий и университетов, Высших женских курсов, художников.

ГМИИ им. Пушкина. Фото: РИА Новости / Юрий Абрамочкин

Революция, война и высокое искусство

В 1924 году музей был выведен из подчинения университету и стал называться Государственным музеем изящных искусств. Его коллекции пополнились картинами из национализированных частных коллекций, усадеб, музеев Ленинграда, Кремля, расформированного Румянцевского музея, музея иконописи и живописи И. С. Остроухова, а также из Исторического музея, Третьяковской галереи. В 1937 году музею было присвоено имя А. С. Пушкина.

Огромная работа была проведена служащими музея в 1941-1944 годах, когда большая часть фондов была вывезена в Новосибирск и Соликамск. Здание музея пострадало во время бомбардировок: была разбита часть стеклянной крыши, и в течение трёх лет музей стоял под открытым небом. В верхней части западного фасада музея до сих пор остались выбоины от осколков немецких бомб.

Выставка подарков Сталина

Экспозиция была вновь открыта 3 октября 1946 года. После войны в Пушкинский музей поступила большая часть картин из Дрезденской галереи. Также из Германии был привезён знаменитый Клад Приама. Впоследствии собрание Дрезденской галереи было возвращено в Германию, однако некоторые ценности из западногерманских музеев и частных коллекционеров до сих пор находятся здесь.

Ставшие визитной карточкой «Пушкинского» картины Ренуара, Ван Гога, Моне, Дега, Сезанна, Матисса и Пикассо появились в его коллекции только в 1948 году в связи с закрытием Государственного музея нового западного искусства. В то же время коллекция музея пополнились 300 живописными и 80 скульптурными произведениями западноевропейских и американских мастеров 2-й половины XIX - 1-й трети ХХ веков.

С 1949 по 1953 год в залах музея не проходили выставки художественных произведений, а разместился музей подарков Сталину.

Во второй половине XX века в музее особое внимание уделялось научной работе. В 1951-1973 годах работники музея участвуют в регулярных экспедициях в Северное Причерноморье и на территорию древнего Эребуни совместно с Институтом археологии АН Армянской ССР и Государственным Эрмитажем. Часть добытых памятников уратского искусства и культуры пополнила музейные коллекции.

Новое время

В 1985 году в музее был создан отдел частных коллекций: предметом изучения впервые стали не просто отдельные произведения, а коллекции. Экспозиция отдела открылась для посетителей в отреставрированном здании на Волхонке в 1994 году. С 1980 года в музее проходит музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера», созданный по инициативе Святослава Рихтера и директора музея Ирины Антоновой. В настоящее время «Пушкинский» насчитывает 670 тысяч экспонатов, среди которых скульптуры, графика, памятники археологии, художественные фотографии.

В 2009 году конкурс на реконструкцию музея выиграл известный британский архитектор Норман Фостер, который предложил объединить отдельные здания на Волхонке и в прилегающих переулках в один большой комплекс с общим наземным и подземным пространством. Реализация проекта Фостера не началась, в том числе из-за протестов градозащитников, которые были против сноса исторической застройки рядом с музеем. В августе 2013 года принадлежащая архитектору компания Foster + Partners вышла из проекта реконструкции ГМИИ имени Пушкина.

ГМИИ им. Пушкина, 2014 год. Фото: РИА Новости / Владимир Астапкович

Будущее «Пушкинского»

10 апреля 2014 года в Москве был объявлен конкурс на развитие музея, который должен будет включать в себя, помимо выставочных площадей, также кинозалы, кафе, лектории и многое другое. После реконструкции общая площадь музея увеличится с 49 тыс. кв. м до 105 000 тыс. кв. м.

По словам президента музея Ирины Антоновой, реконструкция позволит организовать множество новых выставок из тех работ, которые в данный момент находятся в хранилищах, а сама идея нового музея наиболее полно отвечает задумке Ивана Цветаева.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры