Почему в XXI веке «Третий закон Кларка» не работает.

Главная / Чувства

Третий закон Кларка гласит: «Любая достаточно развитая технология неотличима от магии». То же самое можно сказать о многочисленных научных феноменах. Хотя внутренний учёный и повторяет нам непрестанно, что всему на свете есть рациональное и логичное объяснение, мы продолжаем видеть в некоторых явлениях самое настоящее волшебство. Некоторые из них являются просто обманом зрения, другие объясняются изощрёнными химическими или биологическими процессами, а иные помогают лучше понять физические законы, которые лежат в основе Вселенной.

Феномен иллюзии цвета

Найдите маяк в видео и внимательно смотрите на него, не переводя взгляд. Через несколько секунд море и небо станут синими, маяк — белым, а остров — коричневым. Но одно только движение глаз, и всё вдруг становится чёрно-белым. Неужели на картинку наложено какое-то заклятие?!

Скорее всего, вы уже сталкивались с подобными иллюзиями раньше. То, как они нас запутывают, может многое рассказать о человеческом восприятии.


На самом деле никаких цветов не существует. Всё многообразие красок, которые мы видим — результат обработки мозгом световых волн разной длины. Другими словами, ничто красное не является на самом деле красным, это мы его так воспринимаем.

Различать цвета нам позволяют рецепторы-колбочки трёх разных видов на сетчатке глаза. Они отвечают за оттенки красного, синего и зелёного. Когда какие-либо из этих рецепторов «пресыщены» своим цветом, они «устают» и перестают работать. Это означает, что глаза на какое-то время теряют возможность видеть определённые оттенки. Вместо «уставших» колбочек начинают работать оставшиеся. В результате мы видим цвета, противоположные тем, за которые отвечают неработающие рецепторы: зелёный вместо красного, синий вместо жёлтого и так далее. Никакой магии: механизм зрения остаётся неизменным, и «кажущиеся» цвета не менее реальны, чем «настоящие», потому что и те и другие существуют только у нас в голове. Как тут не вспомнить Билла Сайфера, утверждающего, что реальность — это всего лишь иллюзия?

Видео: Иллюзия зрительного восприятия

Мгновенное оледенение

Мало кто знает, что способностями самой королевы Эльзы при желании может овладеть каждый. Положите бутылку дистиллированной воды в морозилку, она должна замёрзнуть как минимум до -8 °C. Осторожно достаньте сосуд, а затем, отбросив всякую осторожность, ударьте им о твёрдую поверхность. Вода в нём превратится в лёд прямо у вас на глазах.

Как это работает? Мы знаем, что вода замерзает при температуре 0 °C, но на самом деле это правило применимо только для обычной воды с частичками разных примесей. Кристаллики льда не могут сформироваться сами по себе, они всегда нарастают вокруг чего-то. В дистиллированной воде нет никаких посторонних частиц, поэтому она может достигать низких температур, не замерзая при этом. Встряхивание бутылки при ударе об стол вызывает появление крошечных пузырьков воздуха, вокруг которых тут же начинают нарастать кристаллы льда, что и вызывает быстрое оледенение.

Видео: Как заставить воду в бутылке мгновенно заледенеть

Невесомое маховое колесо

В этом видео автор канала Veritasium Дерек Мюллер бросает вызов гравитации, с лёгкостью поднимая над головой маховое колесо весом 19 килограмм, прикреплённое к концу стального стержня. В обычных условиях это практически невозможно, если вы, конечно, не Тор, но когда груз на конце стержня быстро вращается, меняется расстановка действующих на него сил.

На самом деле маховик, конечно, не нарушает законы гравитации. В физике наблюдаемое явление носит название «прецессия гироскопа». Примером гироскопа может служить юла или же конструкция, подобная той, которую нам демонстрируют в видео. Теперь о прецессии. Когда груз вращается на стержне, он обладает моментом количества движения (другое название — момент импульса). При воздействии на конструкцию какой-либо силы (например, когда мы толкаем её в определённом направлении) создаётся момент силы, под влиянием которого момент импульса вращающегося объекта изменяется, и направление его вращения становится перпендикулярно направлению действия силы (толчка). Поэтому маховое колесо на видео кажется экспериментатору невесомым, хотя фактически его масса остаётся неизменной.

Видео: Парень, поднявший тяжеленное маховое колесо

Слова-призраки

Включите видео. Не имеет значения, будут ли на вас надеты наушники, главное, чтобы аудио проигрывалось в режиме стерео. Дожидаться полуночи и зажигать свечи необязательно.

Сначала вы будете слышать две звуковые дорожки, наложенные одна на другую, но через некоторое время начнёте различать в этом шуме те или иные слова и фразы. Вот список того, что вы можете услышать:


  • No way;

  • Nowhere;

  • Randall;

  • Rainbow;

  • Over and over and over;

  • Hangover;

  • Bueno;

  • No no no no no (с жужжанием между словами);

  • В одном наушнике: love me love me love me love me;

  • В другом наушнике: no way no way no way no way.

Обратите внимание, что когда вы фокусируетесь на каком-либо слове или словосочетании из списка, оно магическим образом начинает звучать в аудио. В основе этой иллюзии лежит стремление мозга находить известные ему последовательности в любом хаотичном потоке информации. По той же самой причине нам кажется, что облака похожи на предметы и животных, а также будто на подгоревшем тосте изображён лик Иисуса. Подобные аудиозаписи можно считать звуковым аналогом теста Роршаха.

Видео: Аудиозапись с меняющимися словами

Превращение из гусеницы в бабочку

Процесс метаморфоза напоминает магию даже при наблюдении со стороны, а уж то, что происходит внутри загадочного кокона, иначе как чудом не назовёшь.

Многие думают, что гусеница прячется в свой кокон лишь для того, чтобы отрастить крылья и несколько пар тонких лапок. На самом деле метаморфоз имеет больше общего не со спонтанным отращиванием конечностей, а с отливкой металлов. Тело гусеницы внутри кокона превращается в своего рода органический клей из протеинов. В нём плавают клетки имагинального диска, которые (подобно стволовым) могут образовывать любые ткани. Из них и выстраивается новое тело насекомого, отличающееся по структуре от тела гусеницы.

Удивительнее всего то, что бабочка, формирующаяся из клея, обладает памятью о своей прошлой жизни в форме гусеницы. Опыты показали, что гусеницы, приученные избегать определённых запахов, продолжают их избегать и после того, как становятся бабочками. Возникает закономерный вопрос: где же, чёрт возьми, у них располагается память?

То, что происходит внутри кокона, ещё удивительнее, чем кажется снаружи

Бесовские маятники

Эта завораживающая демонстрация волновой динамики выглядит как магия или действие какой-то хитрой программы. На самом деле, маятники здесь самые обыкновенные, а разгадка кроется в старых добрых законах физики.

Основное значение имеет длина нитей, на которых подвешены грузики. Маятник на самой длинной нити совершает 51 колебание в минуту, следующий — 52 колебания, и так по возрастающей до последнего, висящего на самой короткой нити и раскачивающегося 65 раз в минуту.

Из-за этих различий маятники движутся не синхронно. Хотя алгоритм движения абсолютно одинаков, каждый из них находится на своём «шаге» (раскачивается в ту или иную сторону или замирает). По прошествии 60 секунд они вновь выстраиваются в одну линию, и цикл повторяется.

Видео: Завораживающие колебания маятников

«Жуткая» квантовая запутанность

Квантовая запутанность явно не относится к трюкам, которыми можно развлечь друзей на вечеринке, но её сходство с магией неоспоримо. Чего стоит одно только странное название этого феномена.

Если вкратце, то квантовая запутанность — это нечто среднее между телепатией и телепортацией. Когда две частицы образуются в результате одного и того же процесса, например, атомного распада, между ними появляется мистическая связь, благодаря которой они обмениваются информацией друг о друге. Это означает, что, зная состояние одной из них, можно без осуществления измерений с точностью описать состояние второй, даже если они находятся на разных концах галактики.


Эйнштейн называл такое явление «жутким дальнодействием», потому что, по всей видимости, такие частицы способны обмениваться информацией на скорости, превышающей световую, а это совершенно невозможно. Ведь тогда получается, что они каким-то образом узнают о состоянии друг друга без обмена данными.

Квантовая запутанность (как и вся квантовая механика в целом) до сих пор заставляет учёных недоумевать. На сегодняшний день она лучше всего подходит под определение магии.

Квантовая запутанность — научный феномен, который по праву можно считать синонимом волшебства

Большинство рассмотренных загадочных явлений находят объяснение в рамках биологии, психологии и физики. Некоторые из них, правда, до сих пор приводят учёных в замешательство, но есть все основания надеяться, что и эти тайны будут в скором времени разгаданы.


Любая достаточно развитая технология неотличима от магии March 21st, 2016


Третий закон Кларка гласит: «Любая достаточно развитая технология неотличима от магии». То же самое можно сказать о многочисленных научных феноменах. Хотя внутренний учёный и повторяет нам непрестанно, что всему на свете есть рациональное и логичное объяснение, мы продолжаем видеть в некоторых явлениях самое настоящее волшебство. Некоторые из них являются просто обманом зрения, другие объясняются изощрёнными химическими или биологическими процессами, а иные помогают лучше понять физические законы, которые лежат в основе Вселенной.

Феномен иллюзии цвета

Найдите маяк в видео и внимательно смотрите на него, не переводя взгляд. Через несколько секунд море и небо станут синими, маяк — белым, а остров — коричневым. Но одно только движение глаз, и всё вдруг становится чёрно-белым. Неужели на картинку наложено какое-то заклятие?!

Скорее всего, вы уже сталкивались с подобными иллюзиями раньше. То, как они нас запутывают, может многое рассказать о человеческом восприятии.



На самом деле никаких цветов не существует. Всё многообразие красок, которые мы видим — результат обработки мозгом световых волн разной длины. Другими словами, ничто красное не является на самом деле красным, это мы его так воспринимаем.


Различать цвета нам позволяют рецепторы-колбочки трёх разных видов на сетчатке глаза. Они отвечают за оттенки красного, синего и зелёного. Когда какие-либо из этих рецепторов «пресыщены» своим цветом, они «устают» и перестают работать. Это означает, что глаза на какое-то время теряют возможность видеть определённые оттенки. Вместо «уставших» колбочек начинают работать оставшиеся. В результате мы видим цвета, противоположные тем, за которые отвечают неработающие рецепторы: зелёный вместо красного, синий вместо жёлтого и так далее. Никакой магии: механизм зрения остаётся неизменным, и «кажущиеся» цвета не менее реальны, чем «настоящие», потому что и те и другие существуют только у нас в голове. Как тут не вспомнить Билла Сайфера, утверждающего, что реальность — это всего лишь иллюзия?

Видео: Иллюзия зрительного восприятия

Мгновенное оледенение

Мало кто знает, что способностями самой королевы Эльзы при желании может овладеть каждый. Положите бутылку дистиллированной воды в морозилку, она должна замёрзнуть как минимум до -8 °C. Осторожно достаньте сосуд, а затем, отбросив всякую осторожность, ударьте им о твёрдую поверхность. Вода в нём превратится в лёд прямо у вас на глазах.

Как это работает? Мы знаем, что вода замерзает при температуре 0 °C, но на самом деле это правило применимо только для обычной воды с частичками разных примесей. Кристаллики льда не могут сформироваться сами по себе, они всегда нарастают вокруг чего-то. В дистиллированной воде нет никаких посторонних частиц, поэтому она может достигать низких температур, не замерзая при этом. Встряхивание бутылки при ударе об стол вызывает появление крошечных пузырьков воздуха, вокруг которых тут же начинают нарастать кристаллы льда, что и вызывает быстрое оледенение.

Видео: Как заставить воду в бутылке мгновенно заледенеть

Невесомое маховое колесо

В этом видео автор канала Veritasium Дерек Мюллер бросает вызов гравитации, с лёгкостью поднимая над головой маховое колесо весом 19 килограмм, прикреплённое к концу стального стержня. В обычных условиях это практически невозможно, если вы, конечно, не Тор, но когда груз на конце стержня быстро вращается, меняется расстановка действующих на него сил.

На самом деле маховик, конечно, не нарушает законы гравитации. В физике наблюдаемое явление носит название «прецессия гироскопа». Примером гироскопа может служить юла или же конструкция, подобная той, которую нам демонстрируют в видео. Теперь о прецессии. Когда груз вращается на стержне, он обладает моментом количества движения (другое название — момент импульса). При воздействии на конструкцию какой-либо силы (например, когда мы толкаем её в определённом направлении) создаётся момент силы, под влиянием которого момент импульса вращающегося объекта изменяется, и направление его вращения становится перпендикулярно направлению действия силы (толчка). Поэтому маховое колесо на видео кажется экспериментатору невесомым, хотя фактически его масса остаётся неизменной.

Видео: Парень, поднявший тяжеленное маховое колесо

Слова-призраки

Включите видео. Не имеет значения, будут ли на вас надеты наушники, главное, чтобы аудио проигрывалось в режиме стерео. Дожидаться полуночи и зажигать свечи необязательно.

Сначала вы будете слышать две звуковые дорожки, наложенные одна на другую, но через некоторое время начнёте различать в этом шуме те или иные слова и фразы. Вот список того, что вы можете услышать:


  • No way;

  • Nowhere;

  • Randall;

  • Rainbow;

  • Over and over and over;

  • Hangover;

  • Bueno;

  • No no no no no (с жужжанием между словами);

  • В одном наушнике: love me love me love me love me;

  • В другом наушнике: no way no way no way no way.

Обратите внимание, что когда вы фокусируетесь на каком-либо слове или словосочетании из списка, оно магическим образом начинает звучать в аудио. В основе этой иллюзии лежит стремление мозга находить известные ему последовательности в любом хаотичном потоке информации. По той же самой причине нам кажется, что облака похожи на предметы и животных, а также будто на подгоревшем тосте изображён лик Иисуса. Подобные аудиозаписи можно считать звуковым аналогом теста Роршаха.

Видео: Аудиозапись с меняющимися словами

Превращение из гусеницы в бабочку

Процесс метаморфоза напоминает магию даже при наблюдении со стороны, а уж то, что происходит внутри загадочного кокона, иначе как чудом не назовёшь.

Многие думают, что гусеница прячется в свой кокон лишь для того, чтобы отрастить крылья и несколько пар тонких лапок. На самом деле метаморфоз имеет больше общего не со спонтанным отращиванием конечностей, а с отливкой металлов. Тело гусеницы внутри кокона превращается в своего рода органический клей из протеинов. В нём плавают клетки имагинального диска, которые (подобно стволовым) могут образовывать любые ткани. Из них и выстраивается новое тело насекомого, отличающееся по структуре от тела гусеницы.

Удивительнее всего то, что бабочка, формирующаяся из клея, обладает памятью о своей прошлой жизни в форме гусеницы. Опыты показали, что гусеницы, приученные избегать определённых запахов, продолжают их избегать и после того, как становятся бабочками. Возникает закономерный вопрос: где же, чёрт возьми, у них располагается память?

То, что происходит внутри кокона, ещё удивительнее, чем кажется снаружи

Бесовские маятники

Эта завораживающая демонстрация волновой динамики выглядит как магия или действие какой-то хитрой программы. На самом деле, маятники здесь самые обыкновенные, а разгадка кроется в старых добрых законах физики.

Основное значение имеет длина нитей, на которых подвешены грузики. Маятник на самой длинной нити совершает 51 колебание в минуту, следующий — 52 колебания, и так по возрастающей до последнего, висящего на самой короткой нити и раскачивающегося 65 раз в минуту.

Из-за этих различий маятники движутся не синхронно. Хотя алгоритм движения абсолютно одинаков, каждый из них находится на своём «шаге» (раскачивается в ту или иную сторону или замирает). По прошествии 60 секунд они вновь выстраиваются в одну линию, и цикл повторяется.

Видео: Завораживающие колебания маятников

«Жуткая» квантовая запутанность

Квантовая запутанность явно не относится к трюкам, которыми можно развлечь друзей на вечеринке, но её сходство с магией неоспоримо. Чего стоит одно только странное название этого феномена.

Если вкратце, то квантовая запутанность — это нечто среднее между телепатией и телепортацией. Когда две частицы образуются в результате одного и того же процесса, например, атомного распада, между ними появляется мистическая связь, благодаря которой они обмениваются информацией друг о друге. Это означает, что, зная состояние одной из них, можно без осуществления измерений с точностью описать состояние второй, даже если они находятся на разных концах галактики.



Эйнштейн называл такое явление «жутким дальнодействием», потому что, по всей видимости, такие частицы способны обмениваться информацией на скорости, превышающей световую, а это совершенно невозможно. Ведь тогда получается, что они каким-то образом узнают о состоянии друг друга без обмена данными.


Квантовая запутанность (как и вся квантовая механика в целом) до сих пор заставляет учёных недоумевать. На сегодняшний день она лучше всего подходит под определение магии.

Квантовая запутанность — научный феномен, который по праву можно считать синонимом волшебства

Большинство рассмотренных загадочных явлений находят объяснение в рамках биологии, психологии и физики. Некоторые из них, правда, до сих пор приводят учёных в замешательство, но есть все основания надеяться, что и эти тайны будут в скором времени разгаданы.

«Шестерни воображения вязнут в избытке знания».

Артур Кларк

Английский писатель-фантаст.

Юный Артур Кларк рос в тяжёлых условиях и нашёл для себя новый мир - фантастику и увлёкся изучением космоса и идеями космических полётов.

Во время Второй мировой войны он участвовал в разработке радарной системы для военных.

В 1945 году Артур Кларк предложил в статье идею системы спутников связи на геостационарных орбитах, что позже было осуществлено.

В 1956 году Артур Кларк переехал жить на Цейлон (Шри-Ланка).

В 1962 году в книге: Черты будущего / Profiles of the Future, Артур Кларк сформулировал так три закона :

Первый закон Кларка: Если заслуженный, но пожилой учёный заявляет, что нечто возможно - он, скорее всего, прав. Если же он заявляет, что это невозможно - он, скорее всего, ошибается.

Второй закон Кларка: «Единственный путь обнаружения пределов возможного состоит в том, чтобы отважиться сделать шаг в невозможное.

Третий закон Кларка: «Любая достаточно развитая технология неотличима от магии».

Приведём иллюстрацию:

«Например, глава физического отделения Гарвардского университета Джон Троубридж сказал в 1880 году - через год после рождения , - что все важнейшие открытия в физике уже сделаны. Лорд , сыгравший ведущую роль в определении строения атома, высмеял идею о возможности получения энергии из этого источника, сказав в 1933 году: «Тот, кто заявляет, что превращения атома могут служить источником энергии, бредит».

Объясняя свой закон, Артур Кларк указал, что «старый» в науке не значит пожилой в обычном понимании. В физике и математике, например, каждый, кому за тридцать, уже «старый». В других науках эта граница «старения разума» может быть сдвинута к сорока годам. После пятидесяти учёный «ни на что не годен, кроме совещаний, и его следует держать подальше от лаборатории».

Кларк заявил, что он «скромно решил ограничиться» тремя законами, «поскольку обошёлся тремя законами», но другие продолжили его работу. Третий закон был расширен и получил название Закон Джонса (хотя никому не известно, кто этот Джонс):

«Каждый, у кого за плечами большой вклад в любой сфере деятельности, становится препятствием прогресса в этой сфере - причём тем большим, чем более весомым был его вклад» (Артур Блох «Полный Мэрфи», 1991 г.)

Но , размышляя о своих героических попытках дезавуировать широко распространенную веру в астрологию, летающие тарелки и так далее, признаваясь, что ему «уже слегка за тридцать и было тридцать довольно долгое время», дополнил Кларка.

Следствие к закону Кларка. Когда публикой завладевает идея, дезавуированная известным, но «старым» учёным, когда публика с рвением и страстью поддерживает эту идею, то известные, но «старые» учёные в конечном итоге, вероятно, правы («Скептический исследователь», весна 1979 года)».

Хью Роусон, Неписаные законы жизни, М., «Эксмо», 2002 г., с. 144-146.

С 1962 года Артур Кларк , по причине болезни, был прикован к инвалидному креслу.

«Колоритный пример - публикация в журнале «Техни-ка - молодёжи» в 1984-м, году романа известного английского фантаста Артура Кларка «2010: Одиссея-2» (продол-жение его романа «2001: Космическая одиссея», экранизированно-го Стэнли Кубриком ).

Роман был посвящён не только космонавту Леонову (это можно!), но и , отбывавшему в это время ссылку в Горьком: его имя редакции пришлось убрать.

Хуже всего (для редакции, конечно) было то, что писатель всем членам экипажа советского космического корабля присвоил име-на известных правозащитников, находившихся тогда в политиче-ских лагерях: , Ивана Ковалёва, Леонида Терновского, Миколы Руденко, Анатолия Марченко и священника Глеба Якунина (они названы только по фамилиям), хорошо известных западной общественности, требовавшей их освобождения.

Самое примечательное, что роман спокойно прошёл главлитовскую цензуру, не увидевшую в нём никакого подвоха. Лишь после выхода второй его части разразился скандал; тираж второго номера был конфи-скован, публикация романа прекращена, Василий Захарченко, известный историк и популяризатор науки, отдавший несколько десятков лет жизни журналу, уволен с должности главного ре-дактора, многим объявлены строгие выговоры. Не был принят во внимание тот факт, что запрещённые имена не были известны не только членам редколлегии, но и самим цензорам.

ЦК ВЛКСМ, ко-торому подчинялся журнал, выпустил специальное постановление «Об ошибочной публикации в журнале «Техника-молодёжи», в котором потребовал «усилить бдительность» и т.п.

Это поста-новление отменено было в 1991 году как «необоснованное, при-нятое в условиях административного давления на печать». Жур-нал вернулся к публикации этого романа Артура Кларка только в 1995 году».

Блюм А.В., От неолита до Главлита. Достопамятные и занимательные эпизоды из истории российской цензуры от Петра Великого до наших дней. Собраны по архивным и литературным источникам, СПб, «Искусство России», 2009 г., с. 224-225.

В 1998 году за заслуги перед литературой английская королева Елизавета II возвела Артура Кларка в рыцарское достоинство.

«Давно разменявший девятый десяток «оракул из Шри-Ланки» кажется отшельником только на первый взгляд. Писатель никогда не баловал журналистов подробностями своей личной жизни (пресса, как водится, их домысливает сама - например, сравнительно недавно лондонская The Sunday Mirror обвинила 80-летнего писателя в педофилии, что осталось недоказанным; в связи со скандалом принц Чарльз даже отложил свою поездку на Шри-Ланку для вручения сэру Артуру рыцарских регалий - по просьбе самого Кларка), зато научную и литературную ведёт открыто.

Его окружённое стеной поместье-убежище на берегу океана представляет собой вполне реальную ячейку той самой «глобальной деревни», появление которой Кларк предвидел одним из первых. Это своего рода медийный центр, мощная компьютерная рабочая станция и радиообсерватория «в одном флаконе». Первую телевизионную «тарелку» Кларк получил в подарок от индийского правительства в 1975 году, и с тех пор в саду у его дома вырос целый лес антенн. С их помощью писатель участвует в разного рода международных форумах и получает со всего мира самую оперативную научную информацию, ежемесячно выплачивая по счетам телекоммуникационных компаний более $1000 .

Жилище Артура Кларка набито техническими игрушками, а голова - прогнозами, что придёт им на смену. Таким образом, подтверждается справедливость придуманной знаменитым писателем и футурологом автоэпитафии: «Он так и не вырос, хотя никогда не переставал расти».

Знаковые люди: Сб. / Составитель А. Соловьев, М., «Коммерсантъ»; СПб, «Питер», 2007 г., с. 263

«В 1999 году Артур Кларк опубликовал новый сборник предсказа-ний до 2100 года. Ни одно из предсказаний, сделанных на период до 2010 года, не сбылось, в том числе не найдена внеземная жизнь, нет запрета на ядерные испытания, не изобретён вечный источник энергии. Скорее всего, Кларк, явно больше влюбленный в космос, чем в электронику, просто описал желаемые события ».

Турчин А.В., Батин М.А., Футурология. XXI век: бессмертие или глобальная катастрофа?, М., «Бином. Лаборатория знаний», 2013 г., с. 37.

«Действительно, сравнивая прогнозы Клар-ка на 1960 - 2000 годы с реальными достижениями за этот период, мы видим, что некоторые предсказания пока не сбылись (так, управляемый термоядерный синтез остается делом будущего), зато другие осуществились даже в более ранние сроки. Например, появ-ление «всемирной библиотеки» Кларк относил на 2000 год, а реаль-ный Интернет возник раньше.

Весьма характерно и то, что, согласно Артуру Кларку , в конце XXI века не только будет достигнуто технологическое бессмертие, но начнет-ся настоящее освоение Вселенной: 2070 - 2080 г.г. - околосветовые скорости и первые межзвездные полеты, 2090 г. - астроинженерия. В физике в этот период будут осуществлены эксперименты по «раз-рушению пространства-времени», что в более отдаленном будущем, возможно, откроет пути к перемещениям или, по крайней мере, к передаче информации «быстрее света».

Комментируя таблицу Кларка, пишет:

«Волнующим является вопрос о принципиальной воз-можности бессмертия для каждого индивидуума челове-ческого общества. В отличие от Кларка, мы понимаем под этим не способность данного индивидуума жить вечно (что явно бессмысленно), а существенное продление его жиз-ни, скажем, в десятки и даже сотни раз. Такая перспекти-ва, особенно в связи с возможностью создания искусст-венных разумных существ, нам представляется вполне ре-альной».

И заключает: «К 2100 году возможности челове-чества перерастут скромные земные ресурсы. Очень похо-же, что между XXI и XXII веками человечество вступит в качественно новый период своего развития, связанный с широким выходом в Космос и перестройкой последнего».

Но те, кто живёт сейчас, не могут и не хотят ждать целое столе-тие. Большинство людей проблемы Космоса волнуют мало, зато проблема бессмертия уже вызывает у них нетерпение. Биологию, медицину упрекают в том, что они до сих пор не могут продлить жизнь человека, пусть не в десятки и сотни раз, как писал , но хотя бы в полтора - два раза. И, поскольку наиболее ярки-ми в глазах общества были в последнее время достижения в области электроники и информатики, здесь возникло своего рода «голо-вокружение от успехов». Надежды на бессмертие стали связывать именно с этой сферой науки и техники».

Оскотский З.Г., Гуманная пуля. Книга о науке, политике, истории и будущем, СПб, Изд-во НИИ химии СПбГУ, 2001 г., с. 205-206.

Артуром Кларком :
  1. Когда уважаемый, но пожилой учёный утверждает, что что-то возможно, то он почти наверняка прав. Когда он утверждает, что что-то невозможно, - он, весьма вероятно, ошибается.
  2. Единственный способ обнаружения пределов возможного состоит в том, чтобы отважиться сделать шаг в невозможное.
  3. Любая достаточно развитая технология неотличима от магии .

История происхождения

Первый из трёх законов, изначально называвшийся просто «закон Кларка», был сформулирован автором в его книге «Черты будущего» (англ. Profiles of the Future ) (1962) . Утверждение, ныне называемое вторым законом, также впервые было упомянуто в этом издании, однако «вторым законом» Кларк назвал его только в последующей редакции своей книги в 1973 году. В этом же издании Кларк сформулировал третий закон, который сегодня известен более остальных. В очередной редакции той же своей книги, сделанной в 1999 году, Кларк добавил четвёртый закон: «Для каждого эксперта существует аналогичный эксперт с противоположной точкой зрения» (буквально «… равный и противоположно направленный эксперт» , что является аллюзией на третий закон Ньютона).

Ссылки на законы Кларка

Законы Кларка часто цитируются в других произведениях. Так,

Примечания

Напишите отзыв о статье "Три закона Кларка"

Ссылки

  • (списки некоторых следствий из законов)

Отрывок, характеризующий Три закона Кларка

– Да, я был, – отвечал Пьер. – Завтра будет опять сражение… – начал было он, но Наташа перебила его:
– Да что же с вами, граф? Вы на себя не похожи…
– Ах, не спрашивайте, не спрашивайте меня, я ничего сам не знаю. Завтра… Да нет! Прощайте, прощайте, – проговорил он, – ужасное время! – И, отстав от кареты, он отошел на тротуар.
Наташа долго еще высовывалась из окна, сияя на него ласковой и немного насмешливой, радостной улыбкой.

Пьер, со времени исчезновения своего из дома, ужа второй день жил на пустой квартире покойного Баздеева. Вот как это случилось.
Проснувшись на другой день после своего возвращения в Москву и свидания с графом Растопчиным, Пьер долго не мог понять того, где он находился и чего от него хотели. Когда ему, между именами прочих лиц, дожидавшихся его в приемной, доложили, что его дожидается еще француз, привезший письмо от графини Елены Васильевны, на него нашло вдруг то чувство спутанности и безнадежности, которому он способен был поддаваться. Ему вдруг представилось, что все теперь кончено, все смешалось, все разрушилось, что нет ни правого, ни виноватого, что впереди ничего не будет и что выхода из этого положения нет никакого. Он, неестественно улыбаясь и что то бормоча, то садился на диван в беспомощной позе, то вставал, подходил к двери и заглядывал в щелку в приемную, то, махая руками, возвращался назад я брался за книгу. Дворецкий в другой раз пришел доложить Пьеру, что француз, привезший от графини письмо, очень желает видеть его хоть на минутку и что приходили от вдовы И. А. Баздеева просить принять книги, так как сама г жа Баздеева уехала в деревню.
– Ах, да, сейчас, подожди… Или нет… да нет, поди скажи, что сейчас приду, – сказал Пьер дворецкому.
Но как только вышел дворецкий, Пьер взял шляпу, лежавшую на столе, и вышел в заднюю дверь из кабинета. В коридоре никого не было. Пьер прошел во всю длину коридора до лестницы и, морщась и растирая лоб обеими руками, спустился до первой площадки. Швейцар стоял у парадной двери. С площадки, на которую спустился Пьер, другая лестница вела к заднему ходу. Пьер пошел по ней и вышел во двор. Никто не видал его. Но на улице, как только он вышел в ворота, кучера, стоявшие с экипажами, и дворник увидали барина и сняли перед ним шапки. Почувствовав на себя устремленные взгляды, Пьер поступил как страус, который прячет голову в куст, с тем чтобы его не видали; он опустил голову и, прибавив шагу, пошел по улице.
Из всех дел, предстоявших Пьеру в это утро, дело разборки книг и бумаг Иосифа Алексеевича показалось ему самым нужным.

Блестящий писатель-футурист Артур Кларк известен благодаря трем законам, которые он сформулировал, и прежде всего благодаря третьему закону, который гласит, что «любая достаточно развитая технология неотличима от магии». Однако в современном обществе этот закон теряет свою актуальность.

Кларк был разносторонним человеком - писателем, изобретателем, философом. Но прежде всего - он футурист, будучи которым он с надеждой смотрел вперед, и это наполняло смыслом его идеи.

Это можно понять из его трех законов:

  1. Когда уважаемый, но пожилой ученый утверждает, что-то возможно - он почти наверняка прав. Когда он утверждает, что-то невозможно - он, весьма вероятно, ошибается.
  2. Единственный способ обнаружения пределов возможного состоит в том, чтобы отважиться сделать шаг в невозможное.
  3. Любая достаточно развитая технология неотличима от магии.

Итак, третий закон. Вспомним, как обстояло дело с технологиями несколько столетий назад. Каждый изобретатель, который «дружил» с наукой, рисковал прослыть колдуном и быть сожженным на костре. Но время идет, и знания, накопленные человечеством, растут в геометрической прогрессии. Если показать телевизор человеку, который никогда его не видел, он, возможно, будет ошеломлен увиденным, но, скорее всего, поймет, что при наличии определенных знаний и материалов это вполне возможно собрать.

По правде говоря, даже технически подкованный человек вряд ли представляет до каждой детали, из чего состоит та или иная технологическая новинка. Точно так же воспринимаются нами искусственное сердце или сложнейший ускоритель частиц. Или, например, уличный маг показывает чудеса левитации. Это может быть впечатляюще, но вряд ли кто-то сочтет фокусника волшебником. Неизвестно, как он это делает, подумаете вы, но я уверен, что при современных технологиях это возможно.

Верить в магию людей всегда заставляла мысль «я так не умею» или «я не знаю, как это происходит». Современный человек мыслит шире: «я так не умею, но могу научиться» или «я не знаю, как это происходит, но при желании можно найти ответ». Вот почему Третий закон Кларка в нашем мире не актуален.

Добровольный читательский взнос на поддержание проекта

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры