Похороны матрены матренин двор. Характеристика Матрены («Матренин двор» А

Главная / Чувства

Год: 1959 Жанр: рассказ

1959 год. Александр Солженицын пишет рассказ «Матренин двор», который опубликуют лишь в 1963 году. Суть сюжета текста произведения в том, что – Матрена, главная героиня живет как все в то время. Она одна. Пускает к себе в избу квартиранта-рассказчика. Она никогда не жила для себя. Вся ее жизнь – это помощь кому-либо. В финале произведения рассказано о нелепой смерти Матрены.

Главная мысль замечательного произведения А.И.Солженицына «Матренин двор» в том, что автор акцентирует внимание читателя на укладе жизни деревни, но этот уклад заключает в себе духовную бедность и моральное уродство людей. Жизненная правда Матрены – праведничество. Солженицын задается вопросом: «Что же передолит на весах жизни?» Наверное, именно по этой причине первоначально рассказ был назван «Не стоит село без праведника».

Читать краткое содержание Матренин двор Солженицына по главам

Глава 1

Автор-рассказчик в 1956 году возвращается из «мест не столь отдаленных» в Россию. Его никто не ждет, и торопиться ему ни к чему. У него возникает большое желание быть учителем где-нибудь в таежной глубинке. Ему предлагают поехать в Высокое Поле, но там ему не поглянулось, и он добровольно попросился в местечко «Торфпродукт».

На самом деле – это село Тальново. В этом населенном пункте автор на рынке встретил добрую женщину, которая помогла ему найти кров. Так он стал квартирантом Матрены. У Матрены в избе жили мыши, тараканы да колченогая кошка. А еще на табуретках стояли фикусы, и они тоже были членами семьи Матрены.

Ритм жизни Матрены был постоянен: она вставала в 5 утра, потому что не надеялась на часы (им было уже около 27 лет), кормила козу и готовила завтрак квартиранту.

Матрене рассказали, что вышел указ, согласно которому можно получать пенсию. Она стала добиваться пенсии, но контора была далеко, а там, то печать не в том месте, то справка устарела. В общем, все не получалось.
В целом в Тальново жили люди в бедности. И это несмотря на то, что село окружали торфяники. Но земли принадлежали тресту, и чтобы не замерзнуть зимой, люди были вынуждены воровать торф и прятать его в укромных местечках.

Матрену часто просили односельчане о помощи на приусадебном участке. Она никому не отказывала и оказывала помощь с удовольствием. Ей нравился рост живых растений.

Раз в 6 месяцев подходила очередь Матрены кормить пастухов, и это мероприятие вгоняло Матрену в большой расход. Сама она питалась скудно.

Ближе к зиме Матрене насчитали пенсию. Соседки стали ей завидовать. Матрена справила себе новые валенки, пальто из старой шинели и 200 рублей спрятала на похороны.

Наступило Крещение. В это время к Матрене пришли ее младшие сестрицы. Автора удивило, что до этого они к ней не приходили. Матрена, получив пенсию, стала радостней и можно сказать «душой расцвела». Единственное омрачение было, что в церкви кто-то забрал ее ведерко со святой водой, и она осталась и без ведра и без воды.

Глава 2

Всех соседок Матрены интересовал ее постоялец. Она же в силу своей старости пересказывала их вопросы ему. Рассказчик поведал Матрене, что был в тюрьме. Матрена тоже не особо охотно о своей жизни рассказывала. О том, что вышла замуж, что детей родила 6, но все они в младенчестве умерли. Муж с войны не воротился.

Как-то раз к Матрене пришел Фаддей. Он просил за своего сына перед рассказчиком. Вечером автор узнает, что Фаддей – брат умершего мужа Матренушки.

В этот же вечер разоткровенничалась Матрена, рассказала как любила Фаддея, как вышла замуж за его брата, как Фаддей вернулся из плена и она повинилась перед ним. Как Фаддей позже женился на другой девушке. Эта девушка родила Фаддею шестерых деток, а Матрены ребятишки не заживались на этом свете.

Потом, по словам Матрены, началась война, муж пошел воевать и больше не вернулся. Тогда Матрена взяла племянницу Киру и воспитывала ее целых 10 лет, пока девочка не повзрослела. Так как у Матрены было слабое здоровье, то она рано задумывалась о смерти, соответственно написала завещание и в нем отсулила горницу-пристрой Кире.

Кира приезжает к Матрене и рассказывает о том, что чтобы получить землю в собственность надо на ней построить что-нибудь. Вот и Фаддей начал уговаривать Матрену, чтобы пристрой перевезти к Кире в село. Матрена долго сомневалась, но все-таки решилась. Тогда Фаддей с сыновьями начали отделять горницу от избы.

Погода была ветреная и морозная, поэтому горница в разобранном виде пролежала у избы Матрены довольно долго. Матрена горевала, да еще и кошка ко всему впридачу пропала.

В одиен прекрасный день автор пришел домой и увидел, как Фаддей грузит на сани горницу, чтобы перевезти ее на новое место. Матрена решила проводить горницу. Поздно ночью автор услышал голоса и узнал страшную весть, что на переезде паровоз налетел на вторые сани и сын Фаддея и Матрена погибли.

Глава 3

Рассвело. Привезли тело Матрены. Идут приготовления к похоронам. Сестры ее горюют «от людей». Только Кира грустит искренне, да жена Фаддея. На поминках старика не было – он пытался доставить сани с досками и бревнами домой.

Матрену похоронили, избу ее забили досками, а рассказчик был вынужден переехать в другой дом. Вспоминал он Матренушку всегда добрым словом да с лаской. Новая хозяйка всегда осуждала Матрену. Рассказ заканчивается словами: «Все мы жили рядом с ней, и не поняли что она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит ни село. Ни город. Ни вся земля наша».

Александр Исаевич Солженицын «Матренин двор»

Картинка или рисунок Матренин двор

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Железников Путешественник с багажом

    Пионер Сева Щеглов всю жизнь живет в совхозе. Поскольку совхоз считался лучшим на Алтае, Сева получает путевку в «Артек». Мальчик считает, что не достоин этой путевки, потому что он много врет окружающим и дает обидные прозвища. Но отказаться он не может

  • Краткое содержание Кто виноват? Герцен

    Произведение классика состоит из двух частей и представляет собой один из первых русских романов социально-психологической тематики.

  • Краткое содержание Домострой Сильвестра

    Это сборник основ уклада жизни любого православного человека. В нем дается понятие семьи, как малой церкви, о мирском строении и жизни праведной. Содержаться наставления для каждого члена семьи и на каждый случай.

  • Краткое содержание Зверобой, или Первая тропа войны Купера

    Произведение «Зверобой, или Первая тропа войны», написанное американским классиком приключенческой литературы Джеймсом Фенимором Купером, является первым романом из пяти о кровавой истории завоевания Америки белыми людьми.

  • Жуковский

    В.А. Жуковский является одним из создателей русского романтизма, который в произведениях автора проявлялся в виде переработок творений зарубежных писателей.

Александр Солженицын писал только о том, что сам прочувствовал и понял. Идея известного рассказа появилась во время проживания писателя в деревни у некой Матрёны, которая и стала прототипом главной героини. Вот только художественный образ получился более трагическим. Таким образом, писатель воплотил свою идею рассказа, заострив внимание на проблемах современного ему общества.

В судьбе Матрёны было много трагических моментов: разлука с любимым, известие о пропаже мужа, потеря всех детей. Но такая судьба была распространенной в военные и послевоенные времена. Вся страна переживала подобные трагические моменты.

Личная трагедия в жизни главной героини появляется после ее согласия отдать Кире горницу. Несмотря на то, что отделять горницу от дома было опасным, женщина это делает, ведь ее любовь к Кире и чувство вины перед бывшим возлюбленным Фаддеем были важнее. В результате такого самоотверженного поведения становится жертвой жадности и жестокости окружающих.

Автор намекает, что в трагической судьбе героини виноваты не только ее близкие люди и соседи, но и государственная система послевоенного времени. Заботы со стороны государства простой народ не ощущал. Крестьяне даже не имели паспортов, что напоминало об их бесправности. Многим не платили зарплату и пенсию. Из рассказа мы знаем, что Матрёна еле выживала, ведь ей так и не насчитали пенсию. И когда она, спустя много лет, добилась ее, ей завидовала вся деревня.

Люди тяжело трудились в колхозе ради идеализированного общего блага, тогда как их личные интересы не учитывались. Не разрешено было пользоваться тракторами для частных перевозок даже рабочим колхоза. Это толкало людей на хитрость, и некоторые втайне пользовались техникой. Но редко тайное приводит к счастливому концу.

Так договаривается с водителем, который тайно берет колхозный трактор, чтобы перевезти горницу. Но человек, согласившийся нарушить закон, оказался, конечно же, неблагополучным. Он выехал ночью, да еще и пьяным, что приводит к трагедии на железной дороге. Матрёна, которая помогала перевозить свою горницу, оказывается замкнутой между санями и пьяным трактористом – и в результате ее сбивает поезд. Эта была роковая случайность, которую подсознательно предвидела героиня. Она всегда очень боялась поездов.

Причины трагического конца Матрёны различны. Во-первых, в какой-то мере она сама виновата, ведь ее самоотверженность, уступчивость позволяют другим пользоваться ее добротой. Во-вторых, ее окружение, которое не понимало женщину, а только пользовалось ее бескорыстием и наивностью. В-третьих, бюрократическая система, которая не учитывала интересов простого народа. Все это привело к тому, что последняя праведница в деревне имеет такую трагическую судьбу.

Тема: «Трагическая судьба героини в рассказе А.И. Солженицына "Матренин двор"»

Цели:

обучающая: чтение и анализ художественного текста, выявление авторской позиции через раскрытие образа главной героини рассказа.

развивающая: пробуждение творческого потенциала учащихся (через побуждение их к размышлениям, осмыслению прочитанного, обмену мнениями).

воспитательная: расширение представлений учащихся о А.Солженицыне – писателе, публицисте, историке; развитие потребности в чтении, воспитание чувства сопереживания, уважения к людям труда и правды.

Оборудование: медиопрезентация, портрет А.Солженицына, картины художников о русской деревне, эпиграфы, определения, рисунки.

Литература :

    Н. Локтионова «Не стоит село без праведника». К изучению рассказа А. Солженицывна «Матренин двор».– Литература в школе, № 3, 1994 г., стр. 33-37

    А. Солженицын «Жить не по лжи!» – Литература в школе № 3, 1994г., стр. 38-41.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент:

1) Запись числа, темы. Мы продолжаем работу по изучению творчества А.И. Солженицына. Александр Исаевич Солженицын – писатель, публицист, поэт и общественный деятель, академик Российской академии наук, лауреат Нобелевской премии в области литературы.

II. Изучение нового материала:

Сегодня в центре нашего внимания рассказ «Матренин двор». Написанный в 1959 году, в начальном периоде творчества писателя, этот рассказ дает яркое представление о Солженицыне – художнике слова и о послевоенном периоде жизни в деревне. (Слайд 1)

2) Выберите и запишите эпиграф урока из числа предложенных ( . Слайд 2):

3) Сегодня мы знакомимся с героями рассказа А. Солженицына. Рассказ А.Солженицына «Матренин двор» находится у истоков русской деревенской прозы второй половины ХХ века. Попробуем в ходе анализа данного рассказа раскрыть его смысл и попытаемся ответить на вопрос: «В чем же состоит «тайный внутренний свет» прочитанного рассказа?» (Слайд 3)

1) Дома вы прочитали рассказ и размышляли о прочитанном по предложенным вопросам и заданиям.
Обратимся к определению жанра.
Рассказ – это…(Слайд 4. )

2) В своих рассказах А. Солженицын в предельно сжатой форме, с потрясающей художественной силой размышляет над вечными вопросами: судьба русской деревни, положение простого человека-труженика, взаимоотношения людей и др. В. Астафьев назвал «Матренин двор» «вершиной русской новеллистики». Сам Солженицын однажды заметил, что к жанру рассказа он обращался нечасто, «для художественного удовольствия». Итак, в основе рассказа обычно – случай, раскрывающий характер главного героя. По этому традиционному принципу строит свой рассказ и Солженицын. Через трагическое событие – гибель Матрены – автор приходит к глубокому пониманию ее личности. Лишь после смерти «выплыл передо мною образ Матрены, какой я не понимал ее, даже живя с нею бок о бок». Трагической судьбе Матрены и будет посвящена основная часть нашей работы. Приглашаю Вас к открытому обсуждению, свободному обмену мнениями о прочитанном рассказе. (Приложение3).

III. Беседа на выявление восприятия:

Посмотрите на репродукцию картины художника В.Попкова «Старость». Мысленно погрузитесь в жизнь Российской деревни. Попробуйте охарактеризовать идею картины, что вас затронуло, о чем подумалось?
(
Картина об одиночестве, привычке работать не покладая рук. На картине изображена опрятная, строгая старая женщина. Стилизованный интерьер, в котором нет ни единой лишней детали, свидетельствует не столько о быте, сколько о мифопоэтической идее дома, в котором главное место занимает печь (тепло) и дверь, ждущая хоть кого-нибудь, способного скрасить одиночество. Фигура хозяйки с тусклым, обращенным внутрь, в душу (и через нее к нам и ко всему миру) взглядом олицетворяет идею сохранения в большом враждебном мире «огонька», защищенного угла, в котором может спастись человек, заплутавший в метелях ненастного времени.)

Какие проблемы легли в основу данного рассказа?
( Безрадостныйуклад деревенской жизни, судьба деревенской русской женщины, послевоенные трудности, бесправное положение колхозника, сложные взаимоотношения родственников в семье, истинные и мнимые нравственные ценности, одиночество и старость, душевная щедрость и бескорыстие, судьбы послевоенного поколения др .) (Слайд 5)

IV. Анализ рассказа:

1) Нарисуйте словесный портрет Матрены.
Писатель не дает подробного, конкретного портретного описания героини. Подчеркивается лишь одна портретная деталь – «лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка Матрены. Автор с симпатией относится к Матрене: «От красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное окошко сеней, теперь укороченных, – и грел этот отсвет лицо Матрены», «У тех людей лица хороши, кто в ладах с совестью своей». Речь Матрены плавная, певучая, исконно русская, начинающаяся «каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек в сказках». Смысловое богатство «неправильностей» Матрениной речи.(Слайд 5)

2) Опишите окружающую обстановку, в которой живет Матрена, ее мир?
Живет Матрена в темноватой избе с большой русской печью. Это как бы продолжение ее самой, частичка ее жизни. Все здесь органично и естественно: и шуршащие за перегородкой тараканы, шорох которых напоминал «далекий шум океана», и колченогая, подобранная из жалости Матреной кошка, и мыши, которые в трагическую ночь гибели Матрены так метались за обоями, как будто сама Матрена «невидимо металась и прощалась тут, с избой своей». Это любимые Матреной фикусы. Что «заполонили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой». Те самые фикусы. Что спасала однажды Матрена при пожаре, не думая о скудном нажитом добре, «испуганной толпой» замерли фикусы в ту страшную ночь, а потом навсегда были вынесены из избы…
Эта художественная деталь помогает нам лучше понять образ главной героини рассказа. Матренин двор – некий остров посреди океана лжи, который хранит сокровища народного духа.
( Слайд 6)

3) Как в рассказе складывается понимание о нелегком жизненном пути героини?
«Колотнаяжитенка» Матрены разворачивается перед нами постепенно. По крупицам, обращаясь к разбросанным по всему рассказу авторским отступлениям и комментариям, к скупым признаниям самой Матрены, складывается рассказ о нелегком жизненном пути героини. Много горя и несправедливости пришлось ей хлебнуть на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский, не всякому мужику посильный труд в деревне, тяжелая немочь – болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из нее все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки. Но удивительное дело! Не обозлилась на этот мир Матрена, сохранила чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет ее лицо.
Таким образом, жила она бедно, убого, одиноко – «потерянная старуха», измотанная трудом и болезнью. (слайд 8)

4) Какое верное средство было у Матрены, чтобы сохранять доброе расположение духа?
Автор пишет: «у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа – работа». За четверть века в колхозе наломала спину себе она изрядно: копала, сажала, таскала огромные мешки и бревна. И все это – «не за деньги, за палочки трудодней в замусоленной книжке учетчика». Тем не менее, пенсии ей не полагалось, потому что работала не на заводе – в колхозе. И на старости лет Матрена не знала отдыха: то хваталась за лопату, то уходила с мешками на болото накосить травы для своей грязно-белой козы, то отправлялась с другими бабами воровать тайком от колхоза торф для зимней растопки. Зла на колхоз Матрена не держала. Более того – по первому же указу шла помогать колхозу, не получая, как и прежде, ничего за работу. Да и любой дальней родственнице или соседке не отказывала в помощи, «без тени зависти» рассказывала постояльцу о богатом урожае картошки у соседки. Никогда не была ей работа в тягость, «ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда». (слайд 9)

5) Как же относились к Матрене соседи по деревне, родственники?
Как складывались ее отношения с окружающими? Что общего в судьбе рассказчика и Матрены? Кому рассказывают герои о своем прошлом?
Сестры, золовка, приемная дочь Кира, единственная в деревне подруга, Фаддей – вот те, кто был наиболее близок Матрене. Родные почти не появлялись в ее доме, опасаясь, по-видимому, что Матрена будет просить у них помощи. Все хором осуждали Матрену. Что смешная она и глупая, на других бесплатно работающая, вечно в мужичьи дела лезущая (ведь и под поезд попала, потому что хотела подсобить мужикам, протащить с ними сани через переезд). Правда, после смерти Матрены, тут же слетелись сестры, «захватили избу, козу и печь, заперли сундук ее на замок, из подкладки пальто выпотрошили двести похоронных рублей». Да и полувековая подруга – «единственная, кто искренне любил Матрену в этой деревне», – в слезах прибежавшая с трагическим известием, тем не менее, уходя, не забыла забрать с собой вязаную кофточку Матрены, чтоб сестрам она не досталась. Золовка, признававшая за Матреной простоту и сердечность, говорила об этом «с подозрительным сожалением». Нещадно пользовались все окружающие Матрениной добротой, простодушием и бескорыстием. Неуютно и холодно Матрене в родном государстве. Она одинока внутри большого общества и, что самое страшное, – внутри малого – своей деревни, родных, друзей. Значит, неладно то общество, система которого подавляет лучших. Вот об этом – о ложных нравственных основаниях общества – бьет тревогу автор рассказа.
Матрена и Игнатьич (рассказчик) о своем прошлом рассказывают друг другу. Их сближает неустроенность и сложность жизненных судеб. Только в избе Матрены герой ощутил нечто родственное своему сердцу. И одинокая Матрена почувствовала доверие к своему постояльцу. Героев роднит и драматизм их судьбы и многие жизненные принципы. Особенно их родство сказывается в речи. Язык рассказчика предельно близок к народному языку, литературный в своей основе, он наполнен выразительными диалектизмами и просторечиями (
цельно-обмокнутое, лопотно, доброжилая, доточно, менело, беспрритульная и пр.) Нередко в речи автора попадаются слова, подслушанные у Матрены. (слайд 10)

6) Что вы можете сказать о жизненных устоях деревни, об отношениях между ее жителями? На каких основах зиждется изображенная Солженицыным социальная система? Какими красками нарисованы в рассказе Фаддей Миронович и родня Матрены? Как ведет себя Фаддей, разбирая горницу? Что движет им?
Об этом нам рассказывает герой-рассказчик, которого судьба забросила в это странное место под названием – Торфопродукт. Уже в самом названии произошло дикое нарушение, искажение исконных русских традиций. Здесь «стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса». Но потом их вырубили, свели под корень, над чем председатель соседнего колхоза свой колхоз возвысил, получив звание Героя Социалистического Труда. Из отдельных деталей складывается воедино целостный облик русской деревни. Постепенно произошла тут подмена интересов живого, конкретного человека интересами государственными, казенными. Уже не пекли хлеба, не торговали ничем съестным – стол стал скуден и беден. Колхозники «до самых белых мух все в колхоз, все в колхоз», а сено для своих коров приходилось набирать уже из-под снега. Новый председатель начал с того, что обрезал всем инвалидам огороды, и огромные площади земли пустовали за заборами. Гжет трест, показывающий с сводках обильную добычу торфа. Лжет руководство железной дороги, не продающее билеты в пустые вагоны. Лжет школа, борющаяся за высокий процент успеваемости. Долгие годы жила Матрена без рубля, а когда надоумили ее добиваться пенсии, она уже и не рада была: гоняли ее с бумагами по канцеляриям несколько месяцев – «то за точкой, то за запятой». А более опытные соседи подвели итог ее мытарствам: «Государство – оно минутное. Сегодня, вишь, дало, а завтра отымет». Все это привело к тому, что произошло искажение, смещение самого главного в жизни – нравственных устоев и понятий. Как получилось, горько размышляет автор, «что добром нашим, народным или моим, странно называет язык имущество наше. И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо». Жадность, зависть друг к другу и озлобленность движут людьми. Когда разбирали Матренину горницу, «все работали, как безумные, в том ожесточении, которое бывает у людей, когда пахнет большими деньгами или ждут большого угощения. Кричали друг на друга, спорили».

7) Так ли прощались с Матреной?

Значительное место в рассказе А.И. Солженицын отводит сцене похорон Матрены. И это не случайно. В доме Матрены в последний раз собрались все родные и знакомые, в чьем окружении прожила она свою жизнь. И оказалось, что уходит Матрена из жизни, так никем и не понятая, никем по-человечески не оплаканная. Даже из народных обрядов прощания с человеком ушло настоящее чувство, человеческое начало. Плач превратился всвоего рода политику, обрядные нормы неприятно поражают своей «холодно-продуманной» упорядоченностью. На поминальном ужине много пили, громко говорили, «совсем уже не о Матрене». По обычаю пропели «Вечную память», но «голоса были хриплы, розны, лица пьяны, и никто в эту вечную память уже не вкладывал чувства». Самая страшная фигура в рассказе – Фаддей, этот «ненасытный старик», потерявший элементарную человеческую жалость, обуреваемый единственной жаждой наживы. Даже на горницу «легло проклятие с тех пор, как руки Фаддея ухватились ее ломать». В том, что он сегодня такой, есть и доля вины самой Матрены, ведь не дождалась она его с фронта, похоронила в мыслях раньше времени – и обозлился Фаддей на весь белый свет. На похоронах Матрены и сына он был мрачен одной тяжкой думой – спасти горницу от огня и от Матрениных сестер.
После гибели Матрены герой-рассказчик не скрывает своего горя, но ему становится по-настоящему страшно, когда, перебрав всех жителей деревни, он приходит к выводу, что Фаддей был в деревне не один такой. А вот Матрена – такая – была совершенно одна. Гибель Матрены, разрушение ее двора и избы – грозное предупреждение о катастрофе, которая может случиться с обществом, утратившим нравственные ориентиры. (слайд 11)

8) Есть ли в гибели Матрены некая закономерность, или это стечение случайных обстоятельств?


Известно, что у Матрены был реальный прототип – Матрена Васильевна Захарова, жизнь и смерть которой легли в основу рассказа. Всем повествованием автор убеждает. Что смерть Матрены неизбежна и закономерна. Ее гибель на переезде приобретает символический смысл. В этом виден некий символ: уходит из жизни именно Матрена-праведница. Такие всегда виноваты, такие всегда расплачиваются, даже не за свои грехи. Да, смерть Матрены – это некий рубеж, это обрыв еще державшихся при Матрене нравственных связей. Возможно, это начало распада, гибели нравственных устоев, которые крепила своей жизнью Матрена. (слайд 12)

9) В чем заключается смысл этого рассказа, его основная идея?
Первоначальное название (авторское) рассказа –
«Не стоит село без праведника» . А Твардовский предложил ради возможности опубликовать рассказ более нейтральное название – «Матренин двор». Но и в этом названии таится глубокий смысл. Если оттолкнуться от широких понятий «колхозный двор», «крестьянский двор», то в этом же ряду будет и «Матренин двор» как символ особого устройства жизни, особого мира. Матрена, единственная в деревне, живет в своем мире: она устраивает свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив свою душу и внутреннюю свободу. По-народному мудрая, рассудительная, умеющая ценить добро и красоту, улыбчива и общительная по нраву, Матрена сумела противостоять злу и насилию, сохранив свой «двор». Так логически выстраивается ассоциативная цепочка: Матренин двор – Матренин мир – особый мир праведника, мир духовности, добр, милосердия. Но гибнет Матрена – и рушится этот мир: растаскивают по бревнышку ее дом, с жадностью делят ее скромные пожитки. И некому защитить Матренин двор, никто даже не задумывается, что с уходом Матрены уходит из жизни что-то очень ценное и важное, не поддающееся дележу и примитивной житейской оценке». Все жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, «Не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». (слайд13)

10) Какова позиция автора, если рассматривать шире, в контексте всего его творчества?
Рассказ во многом автобиографичен. После освобождения из лагеря Солженицын едет в среднюю Россию работать учителем, где и встречается с Матреной. Судьба его нелегка. Рассказчик – человек трудной судьбы, за плечами которого война и лагерь. Об этом свидетельствуют художественные детали (упоминание о том, что «ел я дважды в сутки, как на фронте», о лагерной телогрейке, о неприятных воспоминаниях, «когда ночью приходят к тебе громко и в шинелях» и др.) Не случайно он стремится «затесаться и затеряться в самой нутряной России», обрести покой и тот душевный лад, который утрачен им в его многотрудной жизни и который, по его мнению, сохранился в народной среде. В избе Матрены герой ощутил нечто родственное своему сердцу. Нередко автор прибегает к прямым оценкам и комментариям. Все это придает рассказу особую доверительность и художественную проникновенность. Автор признает, что и он, породнившийся с Матреной, никаких корыстных интересов не преследующий, тем не менее ее так до конца и не понял. И лишь смерть раскрыла перед ним величественный и трагический образ Матрены. И рассказ – это своего рода авторское покаяние, горькое раскаяние за нравственную слепоту всех окружающих, включая его самого. Он преклоняет голову перед человеком бескорыстной души, но абсолютно безответным, беззащитным, придавленным всей господствующей системой. Солженицын становится «в оппозицию не столько к той или иной политической системе, сколько к ложным нравственным основаниям общества». Он стремится вернуть вечным нравственным понятиям их глубинное, исконное значение. Рассказ в целом, несмотря на трагизм событий, выдержан на какой-то очень теплой, светлой, пронзительной ноте, настраивает читателя на добрые чувства и серьезные размышления.

(слайд 14)

11) В чем же заключается «тайный внутренний свет» этого рассказа?
Есть у З. Гиппиус стихотворение, которое написано раньше изображаемых в нашем рассказе событий, и написано оно по другому поводу, но попробуйте соотнести его содержание с нашим рассказом, надеюсь, это поможет вам сформулировать собственные рассуждения при писании небольшой творческой работы. (слайд 15, приложение 7)

V. Закрепление нового материала.

Творческая работа учащихся: «Тайный внутренний свет» рассказа «А.Солженицына «Матренин двор» и мои впечатления от прочитанного. (приложение4)

VI. Итог урока : Давайте послушаем друг друга (выдержки из творческих работ учащихся)

VII. Домашнее задание : Прочитать рассказ А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и подумать, какая мысль объединяет эти два произведения.

Рассказ Солженицына - это отображение русской действительности 50-ых годов 20 столетия, когда властвовал тоталитарный режим. Трудно было жить тогда простому народу. Особенно трагичной часто была женская доля. И поэтому автор делает главным персонажем женщину.

– главная героиня, престарелая женщина, живущая в глухой деревне. Жизнь там далека от идеала: тяжкий труд, отсутствие благ цивилизации. Но для женщины это не важно, она видит смысл жизни в помощи другим людям. И работы она не боится – всегда помогает вскопать чужой огород, или работает в колхозе, тогда как сама отношения к нему не имеет.

Образ героини удивляет своей чистотой. А ведь этой женщине пришлось многое преодолеть: и войну, и потерю детей. Но она осталась верной своим принципам, не озлобилась, а наоборот стала еще открытие для людей. Матрёна – уникальна, ведь таких бескорыстных людей, как она, почти не осталось, по мнению автора.

Бескорыстием героини часто пользовались окружающие. Они просили о помощи, а когда получали, что хотели, то ещё и насмехались над ее простодушием. Односельчане считали Матрёну глупой, ведь не могли понять ее искренних порывов.

Самое ужасное, что корыстным оказался и давний возлюбленный Матрёны, Фаддей, с которым в молодости они хотели пожениться. Это был статный с виду старичок, но душа его почернела, как и его борода.

Используя чувство давней вины Матрёны перед ним за то, что она вышла замуж за его брата, он решил извлечь для себя выгоду. Как-то оно пришел к ней в дом с требованием отделить от избы горницу и отдать приемной дочери Кире. Вначале старушка возмутилась, ведь отделять горницу от всей избы – не безопасно, может разрушиться весь дом. Но Фаддей настаивал на своем. Матрёна в результате согласилась, ведь чувствовала вину перед ним и очень любила Киру.

После согласия Матрёны отделить горницу, и с сыновьями взялись перевозить бревна. Вызвалась им помочь и Матрёна. Так вот собственноручно помогала героиня разрушать свой дом. И хотя он был ей дорог, но Фаддей и Кира были дороже. Ради них она решилась даже подойти к железной дороге, которую всегда опасалась и, как оказалось, не зря. Ведь сани с бревнами застряли на дороге - и Матрёну задавил поезд. Так глупо заканчивается все для последней праведницы этой деревни.

Матрёна всегда жила по принципу: ни добра, ни труда своего не жалеть для других. Но ее усилий так и не оценили. Трагический финал еще раз подчеркивает очерствелость общества. Александр Солженицын хотел показать, насколько уникальной чертой является добродетельность и то, что люди разучились ее уважать.

Взаимоотношения героини и окружающих носят практичный характер со стороны окружающих и бескорыстный со стороны Матрёны.

Летом 1956 г. на сто восемьдесят четвёртом километре от Москвы по железнодорожной ветке на Муром и Казань сходит пассажир. Это - рассказчик, судьба которого напоминает судьбу самого Солженицына (воевал, но с фронта «задержался с возвратом годиков на десять», то есть отсидел в лагере, о чем говорит ещё и то, что, когда рассказчик устраивался на работу, каждую букву в его документах «перещупали»). Он мечтает работать учителем в глубине России, подальше от городской цивилизации. Но жить в деревне с чудесным названием Высокое Поле не получилось, поскольку там не пекли хлеба и не торговали ничем съестным. И тогда он переводится в посёлок с чудовищным для его слуха названием Торфопродукт. Впрочем, оказывается, что «не всё вокруг торфоразработки» и есть ещё и деревни с названиями Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово...

Это примиряет рассказчика со своей долей, ибо обещает ему «кондовую Россию». В одной из деревень под названием Тальново он и поселяется. Хозяйку избы, в которой квартирует рассказчик, зовут Матрёна Васильевна Григорьева или просто Матрёна.

Судьба Матрёны, о которой она не сразу, не считая её интересной для «культурного» человека, иногда по вечерам рассказывает постояльцу, завораживает и в то же время ошеломляет его. Он видит в её судьбе особый смысл, которого не замечают односельчане и родственники Матрёны. Муж пропал без вести в начале войны. Он любил Матрёну и не бил её, как деревенские мужья своих жён. Но едва ли сама Матрёна любила его. Она должна была выйти замуж за старшего брата мужа - Фаддея. Однако тот ушёл на фронт в первую мировую войну и пропал. Матрёна ждала его, но в конце концов по настоянию семьи Фаддея вышла замуж за младшего брата - Ефима. И вот внезапно вернулся Фаддей, бывший в венгерском плену. По его словам, он не зарубил топором Матрёну и её мужа только потому, что Ефим - брат ему. Фаддей так любил Матрёну, что новую невесту себе подыскал с тем же именем. «Вторая Матрёна» родила Фаддею шестерых детей, а вот у «первой Матрёны» все дети от Ефима (тоже шестеро) умирали, не прожив и трёх месяцев. Вся деревня решила, что Матрёна - «порченая», и она сама поверила в это. Тогда она взяла на воспитание дочку «второй Матрёны» - Киру, воспитывала её десять лет, пока та не вышла замуж и не уехала в посёлок Черусти.

Матрёна всю жизнь жила как бы не для себя. Она постоянно работает на кого-то: на колхоз, на соседей, выполняя при этом «мужицкую» работу, и никогда не просит за неё денег. В Матрёне есть огромная внутренняя сила. Например, она способна остановить на бегу несущуюся лошадь, которую не могут остановить мужчины.

Постепенно рассказчик понимает, что именно на таких, как Матрёна, отдающих себя другим без остатка, и держится ещё вся деревня и вся русская земля. Но едва ли его радует это открытие. Если Россия держится только на самоотверженных старухах, что же будет с ней дальше?

Отсюда - нелепо-трагический конец рассказа. Матрёна погибает, помогая Фаддею с сыновьями перетаскивать через железную дорогу на санях часть собственной избы, завещанной Кире. Фаддей не пожелал дожидаться смерти Матрёны и решил забрать наследство для молодых при её жизни. Тем самым он невольно спровоцировал её гибель. Когда родственники хоронят Матрёну, они плачут, скорее, по обязанности, чем от души, и думают только об окончательном разделе Матрёниного имущества.

Фаддей даже не приходит на поминки.

Пересказал

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры