Показать скрипичный ключ. Изучаем основы нотной грамоты

Главная / Чувства

) приведём более полный список существующих ключей. Напомним, что ключ указывает место определённой ноты на нотном стане. Именно от этой ноты отсчитываются все остальные ноты.

Группы ключей

Несмотря на обилие возможных ключей, их все можно разделить на 3 группы:

Также есть «нейтральные» ключи. Это ключи для партий барабанов, а также для гитарных партий (так называемая табулатура - см. статью «Табулатура» [читать ]).

Итак, ключи:

Ключи «До» Картинка Пояснение
Сопрановый или Дискантовый ключ Один и тот же ключ имеет два названия: Сопрановый и Дискантовый. Помещает ноту «До» первой октавы на нижнюю линию нотного стана.
Этот ключ располагает ноту «До» первой октавы на одну линию выше, чем Сопрановый ключ.
Указывает ноту «До» первой октавы.
Снова указывает расположение ноты «До» первой октавы.
Баритоновый ключ Располагает ноту «До» первой октавы на верхней линии. Смотрите дальше в ключах «Фа» Баритоновый ключ.
Подробнее про Баритоновый ключ

Различное обозначение Баритонового ключа не меняет расположение нот на нотном стане: Баритоновый ключ группы «Фа» указывает ноту «Фа» малой октавы (она расположена на средней линии нотного стана), а Баритоновый ключ группы «До» - ноту «До» первой октавы (она на верхней линии нотного стана). Т.е. при обоих ключах расположение нот остаётся неизменным. На рисунке ниже приводим звукоряд от ноты «До» малой октавы до ноты «До» первой октавы в обоих ключах. Обозначение нот на схеме соответствует принятому буквенному обозначению нот (), т.е. «Фа» малой октавы обозначена, как «f», а «До» первой октавы обозначена как «c 1 »:

Рисунок 1. Баритоновый ключ группы «Фа» и группы «До»

Для закрепления материала предлагаем вам поиграть: программа покажет ключ, а вы определите его название.

Программа доступна в разделе «Тест: музыкальные ключи »

В данной статье мы показали, какие ключи существуют. Если вы хотите узнать подробное описание по назначению ключей и как ими пользоваться, обратитесь к статье «Ключи» ().

Ключ (музыка)

Ключ (итал. chiave, от лат. clavis - ключ) в музыкальной нотации - знак, указывающий местоположение ноты (то есть высотной позиции) F, или G, или С на нотном стане . Относительно этой, ключевой, ноты рассчитываются все остальные ноты (то есть высотные позиции) на одном и том же нотоносце.


Различают три основных типа ключей: ключ «соль», ключ «фа» и ключ «до», символ каждого из которых представляет собой несколько изменённое изображение рукописных латинских букв G, F и C соответственно.

Использование ключей

На пяти линейках нотного стана (и между ними) можно разместить 11 различных по высоте нот. Используя добавочные линейки , количество записываемых нот можно довести до 20 и более. С другой стороны, общий диапазон звучания различных голосов и инструментов в музыке составляет около восьми октав (например, на фортепиано - 52 ноты), но диапазон каждого из голосов или инструментов, как правило, гораздо у́же, и ноты удобнее располагать так, чтобы середина диапазона соответствовала центру нотного стана. Следовательно, необходим знак, показывающий используемый диапазон нот для данного голоса (тесситуру).

Центральный элемент ключа указывает на расположение его основной ноты на линейке. В некоторых случаях над или под ключом размещается цифра 8 , обозначающая сдвиг вверх или вниз на октаву.

Ключ «соль»

Произошёл от латинской буквы G , обозначающей ноту «соль ». Центральная завитушка ключа обозначает размещение ноты «соль» первой октавы .

Скрипичный ключ

Скрипичный ключ является самым распространённым ключом. Скрипичный ключ помещает «соль» первой октавы на вторую линейку нотного стана.

В скрипичном ключе пишутся ноты для скрипки (отсюда название), губной гармоники , большинства деревянных духовых инструментов, части медных духовых, ударных инструментов с определённой высотой звука и других инструментов с достаточно высоким звучанием. Для партий правой руки при игре на фортепиано чаще всего тоже используется скрипичный ключ. Женские вокальные партии сегодня также записывают в скрипичном ключе (хотя в прошлые века для их записи применяли особый ключ). Партии тенора записываются также в скрипичном ключе, но исполняются на октаву ниже написанного, что обозначается восьмёркой под ключом.

Старофранцузский ключ

Альтовый ключ

Альтовый ключ помещает «до» первой октавы на среднюю линейку. В альтовом ключе пишутся партии для альтов и тромбонов , иногда вокальные партии.

Теноровый ключ


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Ключ (музыка)" в других словарях:

    Ключ инструмент для открывания замка. Гаечный ключ, разводной ключ инструмент для откручивания болтовых соединений. Ключ (криптография) информация, используемая алгоритмом для преобразования сообщения при шифровании или расшифровании. Ключ… … Википедия

    МУЗЫКА и Лермонтов. Музыка в жизни и творчестве Л. Первыми муз. впечатлениями Л. обязан матери. В 1830 он писал: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал; ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы… … Лермонтовская энциклопедия

    Ключ от спальни … Википедия

    Музыка Словакии фольклорная музыка словаков и авторские произведения словацких композиторов. Содержание 1 Традиционная словацкая музыка 2 Классическая музыка Словакии … Википедия

    The Music of Erich Zann Жанр: Литература ужасов

    Музыка Эриха Цанна The Music of Erich Zann Жанр: Литература ужасов Автор: Говард Филлипс Лавкрафт Язык оригинала: Английский Год написания: 1921 год Музыка Эриха Цанна (англ. The Music of Erich Zann) … Википедия

    Музыка Кубы очень интересна и самобытна, она впитала в себя много местных мотивов и классическую аранжировку. Вопрос о происхождении одного из наиболее известных кубинских музыкальных стилей пачанги до сих пор не ясен. Традиционно… … Википедия

Скрипичный ключ в привычном для нас виде появился в шестнадцатом веке, когда родилась инструментальная музыка. Но предыстория его началась на рубеже первого и второго тысячелетия нашей эры. Тогда монах-бенедиктинец Гвидо из города Ареццо в итальянской провинции Тоскана придумал, как записывать музыку с помощью нот. Для обозначения звука нужно было изобрести какой-то символ.

Ноты в их теперешнем начертании - заслуга исключительно Гвидо д’Ареццо. После него система записи музыки совершенствовалась, но основы заложил именно этот монах. В начале строки он записывал ноту, с которой начиналась мелодия. Литера G, обозначающая ноту «соль», послужила прообразом скрипичного ключа.

В чем же его функция? На пяти линейках можно разместить одиннадцать Скрипичный ключ указывает, на какой линейке (второй снизу) находится «соль» первой октавы. Диапазона нот, расположенных на этих пяти линейках при записи с помощью скрипичного ключа, вполне достаточно для большинства музыкальных инструментов. Однако не для всех это подходит. Есть инструменты очень низкого и, напротив, очень высокого звучания. Если записывать мелодию для них, придется наносить добавочные линейки. Они могут быть снизу или сверху. При чтении мелодии с листа это очень неудобно. Для того чтобы записывать музыку для разных инструментов, скрипичный ключ оказался мало приспособлен. Поэтому и были придуманы еще несколько знаков такого рода. Это басовый, альтовый, теноровый и некоторые другие ключи.

В чем разница между ними? указывает, где располагается нота «фа» малой (следующей вниз от первой) октавы. Она находится на второй сверху линейке. Баритон немного выше баса, поэтому ту же ноту баритоновый ключ размещает на средней линейке. Альтовый символ на эту же черту размещает ноту «до» первой октавы. Почему так происходит? Дело в том, что альт выше баритона или тенора.

Всего сейчас в практике используются одиннадцать ключей. В прошлом их было значительно больше, но в процессе развития этого большинство из них за ненадобностью отпали. Для записи самого высокого (в музыкальном смысле) звучания используется сопрановый или дискантный ключ. Он располагает ноту «до» первой октавы на первую линейку снизу.

Скрипичный ключ не подходит и для записи партий Для этого применяется особый «нейтральный» символ. Ведь для понятие высоты звука ничего не значит. Здесь главное - ритм и громкость. Он записывается в двух вариантах.

В первом случае это две толстые параллельные вертикальные черты, упирающиеся концами во вторую и четвертую линейки нотного стана, а во втором - вытянутый прямоугольник, немного не доходящий до крайних линий.

Популярность скрипичного ключа как музыкального символа вызвала даже моду на татуировку. Среди музыкантов он считается олицетворением творчества и указывает на принадлежность обладателя модного тату к людям искусства. А вот на «зоне» наколка «скрипичный ключ» может иметь совсем другое значение. Она доставит человеку, неосмотрительно сделавшему себе тату в виде этого музыкального символа, много неприятностей. Как правило, его накалывают гомосексуалистам.

Однако мнение преступного сообщества относительно этой татуировки окончательно не устоялось. Поэтому, в зависимости от места нанесения и графических нюансов, скрипичный ключ может означать еще и то, что его обладатель на воле вел веселую, разгульную жизнь. Однако цена ошибки в этом случае слишком велика, поэтому все больше обитателей мест заключения предпочитает не связываться с сомнительной татуировкой.

) приведём более полный список существующих ключей. Напомним, что ключ указывает место определённой ноты на нотном стане. Именно от этой ноты отсчитываются все остальные ноты.

Группы ключей

Несмотря на обилие возможных ключей, их все можно разделить на 3 группы:

Также есть «нейтральные» ключи. Это ключи для партий барабанов, а также для гитарных партий (так называемая табулатура - см. статью «Табулатура» [читать ]).

Итак, ключи:

Ключи «До» Картинка Пояснение
Сопрановый или Дискантовый ключ Один и тот же ключ имеет два названия: Сопрановый и Дискантовый. Помещает ноту «До» первой октавы на нижнюю линию нотного стана.
Этот ключ располагает ноту «До» первой октавы на одну линию выше, чем Сопрановый ключ.
Указывает ноту «До» первой октавы.
Снова указывает расположение ноты «До» первой октавы.
Баритоновый ключ Располагает ноту «До» первой октавы на верхней линии. Смотрите дальше в ключах «Фа» Баритоновый ключ.
Подробнее про Баритоновый ключ

Различное обозначение Баритонового ключа не меняет расположение нот на нотном стане: Баритоновый ключ группы «Фа» указывает ноту «Фа» малой октавы (она расположена на средней линии нотного стана), а Баритоновый ключ группы «До» - ноту «До» первой октавы (она на верхней линии нотного стана). Т.е. при обоих ключах расположение нот остаётся неизменным. На рисунке ниже приводим звукоряд от ноты «До» малой октавы до ноты «До» первой октавы в обоих ключах. Обозначение нот на схеме соответствует принятому буквенному обозначению нот (), т.е. «Фа» малой октавы обозначена, как «f», а «До» первой октавы обозначена как «c 1 »:

Рисунок 1. Баритоновый ключ группы «Фа» и группы «До»

Для закрепления материала предлагаем вам поиграть: программа покажет ключ, а вы определите его название.

Программа доступна в разделе «Тест: музыкальные ключи »

В данной статье мы показали, какие ключи существуют. Если вы хотите узнать подробное описание по назначению ключей и как ими пользоваться, обратитесь к статье «Ключи» ().

Слово «ключ» и правда неслучайно, этот знак действительно - ключ. Но только не от двери, а, скорее, к шифру. Этот шифр - запись нот, потому что записывать их можно по-разному.

Что такое ноты?

Ноты – это графические обозначения для звуков определенной высоты, которые группируются и записываются в особой – октавной — системе. Дело в том, что музыкальные звуки, частота (да, ее в Герцах измеряют) которых различается ровно в 2 раза, звучат для нашего уха очень похоже. Как повторение одного – только на разной высоте. Расстояние (интервал) между ними называется октавой. Поэтому весь диапазон музыкальных звуков делят на участки, которые тоже называются октавы. Схожие в каждом участке звуки - ноты - имеют одинаковые названия: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. И следующая после си нота – до, только на октаву выше. И так далее.

Нотный стан - это те самые 5 линеек, на которых и между которыми последовательно записываются ноты. Таким образом, максимально можно записать 11 нот. Но ноты, в отличии от линеек, не кончаются. И даже добавив пару или тройку дополнительных мини-линеечек для отдельных нот, мы не охватим ВСЕ возможные ноты всех октав. А главное - на разных инструментах можно взять ноты только определенных октав, не выше и не ниже. То же и с человеческим голосом. Значит, нужно определить, какой именно нам нужен диапазон и писать в нем - ведь сами по себе линейки нотного стана ничего не значат, пока мы не зададим исходную точку отсчета. Необходимо указать КЛЮЧЕВУЮ ноту, от которой будут отсчитываться все остальные.

Для этого и нужен ключ. Именно он определяет «кодировку» - какой линейке соответствует «главная» нота, а значит, и как относительно нее расположены другие. И вариантов может быть много - как и музыкальных ключей. Их символы кажутся замысловатыми, однако в них есть смысл: центральный элемент каждого ключа указывает на эту самую «начальную» ноту.

Любимый всеми (и нами) скрипичный ключ — это ключ «соль»: его завиток огибает вторую линейку нотного стана, на которой в скрипичном ключе и располагается соль первой октавы. А значит, под этой второй линейкой будет фа, а над ней - ля. В скрипичном ключе удобно записывать ноты для скрипки, женского вокала, духовых, некоторых ударных и правой руки фортепиано (но не всегда). Просто потому, что это достаточно высокие звуки и скрипичный ключ подходит: он охватывает Первую и Вторую октавы. Это диапазон среднего человеческого голоса (и скрипки). Традиционно партии тенора (мужской высокий голос) и гитары тоже записываются в скрипичном ключе, только исполняются на октаву ниже.

Еще есть ключи «фа» - басовый, например. В нем пишутся партии второй руки для фортепиано, виолончели и фагота - партии в Большой и Малой октаве, то есть низкие звуки. Его «завиток» и две точки помещают ноту фа Малой октавы на четвертую линейку нотного стана. Если его сдвинуть на одну линейку вниз, получится баритоновый ключ: в нем фа, соответственно, расположена на третьей линейке.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры