В каком году женился шекспир. История английской литературы

Главная / Измена жены

Уильям Шекспир - один из величайших драматургов мира. До наших дней дошли пьесы, сонеты, поэмы английского классика. Есть версия, что не обо всех сочинениях, созданных этой легендарной фигурой, известно человечеству. Кроме того, в биографии драматурга немало белых пятен. В сегодняшней статье пойдет речь о ранних годах поэта. Расскажем также и о городе, где родился Шекспир.

Семья

Уильям Шекспир появился на свет в 1564 году. Точная дата его рождения неизвестна. По мнению некоторых исследователей, это 23 апреля. К слову сказать, именно в этот день, в 1616 году, великий драматург ушёл из жизни. Отец поэта был ремесленником, при этом большую часть своей жизни занимал значимые общественные должности. Например, несколько лет был олдерменом, то есть членом муниципального совета в городе, где родился Шекспир. Церковь отец будущего драматурга не посещал, за что, согласно законам того времени, был вынужден платить внушительные штрафы.

Мать Уильяма принадлежала к старинному саксонскому роду. Всего в семье было восемь детей. Уильям появился на свет третьим.

Образование

В населённом пункте, где родился Шекспир, в XVI веке было две школы. Первая - грамматическая. Ученики в этом заведении приобретали хорошие знания латыни. Вторая - школа короля Эдуарда VI. Мнения историков о том, какую из них окончил драматург, разделились. Школьных журналов и каких-либо документов не сохранилось. А потому точных сведений относительно образования Шекспира, к сожалению, нет.

Что ещё известно о великом драматурге?

Сведения о том, где родился Шекспир и где прошли его ранние годы, можно считать достоверными. Что же касается более позднего периода в его биографии, то здесь существуют лишь предположения. Впрочем, есть информация о жене и детях поэта. В 1582 году Шекспир женился. Его избранница была на восемь лет старше. Вскоре у них родилась дочь, которую нарекли Сьюзен. Тремя годами позже на свет появились близнецы, один из которых скончался в возрасте одиннадцати лет.

Попытки исследователей узнать о том, что происходило в 80-х в творческой жизни Шекспира, не принесли никаких плодов. Этот период они назвали " потерянными годами" . Один из исследователей полагал, что драматург именно тогда покинул город, где родился.

Шекспир вынужден был уехать, дабы спастись от преследования представителей закона. Быть может, написал несколько непристойных баллад, в результате чего приобрёл доброжелателей. Есть другие версии относительно событий, которые происходили в этот период в жизни будущего драматурга (свои великие произведения он тогда еще не написал). Так или иначе, город, где родился, Шекспир покинул в конце восьмидесятых XVI столетия .

Пришло время назвать населенный пункт, который неизменно упоминается в жизнеописании драматурга. Где родился Уильям Шекспир? Что это за город? Чем он примечателен?

Родной город поэта

Где родился Шекспир? Страну может назвать каждый. Знаменитый драматург, произведения которого на протяжении нескольких столетий ставят театральные режиссеры по всему миру, на свет появился в Великобритании. Родной город Уильяма Шекспира - Стратфорд-апон-Эйвон. Находится он в графстве Уорикшир .

Стратфорд-апон-Эйвон расположен в тринадцати километрах от Уорика и в тридцати пяти от Бирмингема. Сегодня в этом городе проживает чуть более двадцати тысяч человек. Во времена Шекспира - примерно полторы тысячи. Известен город, конечно, прежде всего благодаря Уильяму Шекспиру.

Стратфорд-апон-Эйвон основан в конце XIX века. Его название имеет староанглийские корни. В 1196 году английский король даровал городу разрешение на проведение еженедельных ярмарок. А вскоре Стратфорд стал торговым центром.

Во времена Шекспира одним из видных общественных деятелей в городе был человек по имени Хью Клоптон . Он провёл масштабные работы по благоустройству Стратфорда . Именно Клоптон заменил деревянный мост на каменный, который стоит и по сей день. Он также вымостил дороги и реставрировал местную церковь.

На протяжении долгого времени во главе города стояли представители рода Флауэров . Когда-то они разбогатели благодаря пивоваренному бизнесу, основанному ещё в начале XIX столетия . Должность мэра занимали представители четырех поколений семьи Флауэров . А их пивоварня долгое время оставалась крупнейшим предприятием в Стратфорде . Благодаря одному из членов этого уважаемого семейства здесь был построен Королевский шекспировский театр.

Много лет в Стратфорде-на-Эйвоне провела писательница Мария Корелли , которая немало сделала для восстановления его исторического облика.

Главная достопримечательность Стратфорда

Самым интересным историческим местом в этом городе является, конечно, дом, где родился Шекспир. Более того, это здание можно назвать одной из самых посещаемых достопримечательностей во всей Великобритании. В доме на Хенли-стрит Шекспир родился, провёл детство, отрочество, юность и первые годы супружеской жизни.

На протяжении нескольких веков здание является местом паломничества поклонников выдающегося поэта и драматурга. Причём среди них в разное время встречались люди довольно известные. На стене дома, например, можно видеть автограф самого Вальтера Скотта. Здесь же присутствует и надпись, оставленная Томасом Карлейлем .

Оставлять автограф на стенах - один из видов вандализма. Но только в том случае, если автор подобных заметок не Вальтер Скотт или любой другой знаменитый прозаик. Несколько слов, оставленных автором " Айвенго" , придали ещё большую историческую ценность зданию, в котором 450 лет назад на свет появился создатель " Отелло" , " Ромео и Джульетты" , " Гамлета" и более ста пятидесяти сонетов.

Дом-музей

Здание , конечно, давно переоборудовано в музей. Внутри находится мастерская отца Уильяма Шекспира. Он был известным перчаточником в Стратфорде . На заднем дворе небольшая пристройка, которая раньше использовалась для хранения шкур и других материалов, необходимых в ремесле Шекспира-старшего.

Вероятно, родители Уильяма держали лошадей и кур. Кроме того, выращивали овощи, фрукты. Сад, который раскинулся вблизи этой старинной постройки, представляет собой живописную картину, но как выглядела эта часть Хенли-Стрит в XVI столетии , можно лишь догадываться.

Уильям Шекспир

Творчество великого английского писателя Уильяма Шекспира имеет всемирное значение. Шекспировский гений дорог всему человечеству. Мир идей и образов поэта-гуманиста поистине огромен. Всемирное значение Шекспира - в реализме и народности его творчества.

Уильям Шекспир родился 23 апреля 1564 г. в Стратфорде-он-Эйвон в семье перчаточника. Будущий драматург учился в грамматической школе, где преподавали латинский и греческий языки, а также литературу и историю. Жизнь в провинциальном городе давала возможность тесного общения с народом, от которого Шекспир усвоил английский фольклор и богатство народного языка. Какое-то время Шекспир был младшим учителем. В 1582 г. он женился на Анне Хэтевей; у него было трое детей. В 1587 г. Шекспир уехал в Лондон и вскоре стал играть на сцене, хотя большого успеха как актер не имел. С 1593 г. он работал в театре Бербеджа в качестве актера, режиссера и драматурга, а с 1599 г. стал пайщиком театра «Глобус». Пьесы Шекспира пользовались большой популярностью, хотя его имя мало кто знал в то время, ибо зритель обращал внимание прежде всего на актеров.

В Лондоне Шекспир познакомился с группой молодых аристократов. Одному из них, графу Саутгемптону, он посвятил свои поэмы «Венера и Адонис» (Venus and Adonis, 1593) и «Лукреция» (Lucrece, 1594). Кроме указанных поэм им написаны сборник сонетов и тридцать семь пьес.

В 1612 г. Шекспир оставил театр, перестал писать пьесы и вернулся в Стратфорд-он-Эйвон. Шекспир умер 23 апреля 1616 г. и был похоронен в родном городе.

Недостаточность сведений о жизни Шекспира послужила поводом для возникновения так называемого шекспировского вопроса. Начиная с XVIII в. некоторые исследователи стали высказывать мысль о том, что шекспировские пьесы были написаны не Шекспиром, а другим человеком, который хотел скрыть свое авторство и опубликовал свои произведения под именем Шекспира. Но Теории, отрицающие авторство Шекспира, несостоятельны. Они возникли на основе недоверия к тем преданиям, которые служили источником биографии Шекспира, и на основе нежелания видеть гениальную одаренность в человеке демократического происхождения, не кончавшем университета. То, что известно о жизни Шекспира, вполне подтверждает его авторство.

Творческий путь Шекспира делится на три периода.

Первый период
Первый период приблизительно приходится на 1590-1594 годы.

По литературным приёмам его можно назвать периодом подражательности: Шекспир ещё весь во власти своих предшественников. По настроению этот период сторонники биографического подхода к исследованию творчества Шекспира определяли как период идеалистической веры в лучшие стороны жизни: «С увлечением наказывает молодой Шекспир порок в своих исторических трагедиях и с восторгом воспевает высокие и поэтические чувства - дружбу, самопожертвование и в особенности любовь» (Венгеров).

Хроники: «Генрих VI» и «Ричард III» (тетралогия); «Ричард II», «Генрих IV» (2 части), «Генрих V» (цикл); «Король Джон»

Наиболее характерным для этого периода жанром явилась веселая, светлая комедия: Комедии: «Укрощение строптивой», «Два веронца», «Бесплодные усилия любви», «Сон в летнюю ночь», «Венецианский купец», «Виндзорские проказницы», «Много шума из ничего», «Как вам это понравится», «Двенадцатая ночь».

Трагедии: «Тит Андроник», «Ромео и Джульетта».

В трагедии «Тит Андроник » Шекспир в полной мере отдал дань традиции современных ему драматургов удерживать внимание зрителей нагнетанием страстей, жестокостью и натурализмом.

Жанр хроники возник до Шекспира. Это пьеса на сюжет из национальной английской истории. Англия – безусловный лидер Европы, происходит рост национального самосознания, пробуждается интерес к прошлому.

Шекспир в хрониках выявил закономерности движения истории. Его пьесы нельзя представить вне хода исторического времени. Он является наследником мистериальной драмы. В мистерии средневековья все очень пестро и динамично. У Шекспира тоже – нет трех единств, происходит смешение высокого и низкого (Фальстаф). Всеохватность и универсальность драматургического мира Шекспира происходит из мистериального театра средневековья.

Шекспир в хрониках выявляет исторические противоречия. Земная история не заканчивается и неизвестно, когда закончится. Время реализует цели через противодействия, борьбу. Хроники не о короле (именем которого названа хроника), а о времени его правления. Шекспир первого периода не трагичен, все противоречия Шекспира – часть гармоничного и осмысленного мира.

Жанр комедии у Шекспира .

В комедиях первого периода есть свой магистральный сюжет: любовь – часть природного целого. Природа является владыкой, она одухотворена и прекрасна. В ней нет ничего безобразного, она гармонична. Человек ее часть, значит, он тоже прекрасен и гармоничен. Комедия не привязана ни к какому историческому времени.

В своих комедиях Шекспир использует не сатиру (осмеяние социальных пороков), а юмор (смех над комическими противоречиями, возникающими из-за неоправданных претензий на значительность в частной, а не в гражданской жизни). В его комедиях зла нет, есть лишь отсутствие гармонии, которая восстанавливается всегда.

^ Второй период:

Трагедии: «Юлий Цезарь», «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет», «Антоний и Клеопатра», «Кориолан», «Тимон Афинский».

Трагикомедии: «Мера за меру», «Троил и Крессида», «Конец – делу венец».

Трагедии имеют свой магистральный сюжет: герой испытывает потрясение, он делает для себя открытие, которое меняет его представление о мире. В трагедиях возникает зло как активная самостоятельная сила. Это ставит героя перед выбором. Схватка героя – борьба со злом.

Около 1600 года Шекспир создаёт «Гамлета». Шекспир сохранил сюжет известной трагедии мести, но всё внимание перенёс на духовный разлад, внутреннюю драму главного героя. В традиционную драму мести был введён герой нового типа. Шекспир опередил своё время: Гамлет не привычный трагический герой, осуществляющий мщение ради Божественной справедливости. Приходя к выводу, что одним ударом невозможно восстановить гармонию, он переживает трагедию отчуждения от мира и обрекает себя на одиночество. По определению Л. Е. Пинского, Гамлет - первый «рефлектирующий» герой мировой литературы.

В распадающемся космосе трагедий вместе с людьми страждут стихии. Трагической судьбе Лира вторят катастрофы, охватившие природу и весь миропорядок. Мирозданье в «Макбете» извергает из своих глубин жуткие фигуры ведьм, воплощение низменных начал природы, силы враждебной всему сущему, исполненной коварства и двусмысленности: «Добро есть зло, зло есть добро».

^ Третий период:

Фантастические драмы: «Перикл», «Цимбелин», «Буря», «Зимняя сказка»

Хроника: «Генрих VIII».

В пьесах последнего периода тяжёлые испытания сопровождаются радостью избавления от бедствий. Клевета уличается, невинность оправдывает себя, верность получает награду, безумие ревности не имеет трагических последствий, любящие соединяются в счастливом браке.

В поздних драмах Шекспира, в самой великой из них – в «Буре», метафора «мира-театра» испытывает новое – последнее превращение. Ренессансная идея «мира-театра» смыкается с барочным образом «жизни-сна». Мудрец и маг Просперо на своем волшебном острове устраивает представление, все роли в котором разыграны бесплотными летучими духами, а сам спектакль сродни фантастическому сновидению.

Но, повествуя об иллюзорности бытия, обреченного смерти, Шекспир не говорит о его бессмысленности. Миром в этой пьесе правит царственный мудрец, демиург этой вселенной. Поэтическое пространство пьесы образовано противостоянием и борьбой двух контрастных мотивов – «бури» и «музыки». Буре природных стихий и эгоистических страстей противостоит музыка вселенской гармонии и человеческого духа. «Буря» в пьесе укрощена «музыкой», делается ей подвластна.

СОНЕТЫ ШЕКСПИРА

Вершиной английской поэзии эпохи Возрождения и важнейшей вехой в истории мировой поэзии явились сонеты Шекспира (1592-1598, опубликованы в 1699 г.).

Исследователи сонетов распадаются на два главных направления: одни всё в них считают автобиографическим, другие, напротив того, видят в сонетах чисто литературное упражнение в модном стиле, не отрицая, впрочем, автобиографического значения некоторых подробностей. В основе автобиографической теории лежит совершенно правильное наблюдение, что сонеты - не простое собрание отдельных стихотворений. Каждый сонет заключает в себе, конечно, нечто законченное, как цельное выражение одной какой-нибудь мысли. Но если читать сонет за сонетом, то несомненно видно, что они составляют ряд групп и что в пределах этих групп один сонет как бы является продолжением другого.

Сонет - стихотворение из 14 строк. В сонетах Шекспира принята следующая рифмовка: abab cdcd efef gg, то есть три катрена на перекрестные рифмы, и одно двустишие (тип, введённый поэтом графом Сурреем, казнённым при Генрихе VIII). Художественное совершенство в выражении глубоких философских идей неотделимо от сжатой, лаконичной формы сонета. В трех катренах дано драматическое развитие темы, часто с помощью контрастов и антитез и в форме метафорического образа; заключительный дистих представляет собой афоризм, формулирующий философскую мысль темы.

Всего Шекспиром было написано 154 сонета, и бо́льшая их часть была создана в 1592-1599 годах. Впервые они были напечатаны без ведома автора в 1609 году. Два из них были напечатаны ещё в 1599 году в сборнике «Страстный пилигрим». Это сонеты 138 и 144 .

Весь цикл сонетов распадается на отдельные тематические группы :

  • Сонеты, посвящённые другу: 1 -126
  • Воспевание друга: 1 -26
  • Испытания дружбы: 27 -99
  • Горечь разлуки: 27 -32
  • Первое разочарование в друге: 33 -42
  • Тоска и опасения: 43 -55
  • Растущее отчуждение и меланхолия: 56 -75
  • Соперничество и ревность к другим поэтам: 76 -96
  • «Зима» разлуки: 97 -99
  • Торжество возобновлённой дружбы: 100 -126
  • Сонеты, посвящённые смуглой возлюбленной: 127 -152
  • Заключение - радость и красота любви: 153 -154

Так, первые 26 сонетов убеждают какого-то молодого, знатного и очень красивого юношу жениться, чтобы его красота не пропала и продолжала жить в его детях. Ряд сонетов прославляет этого юношу за то, что он оказывает поэту просвещённое покровительство, в другой группе идут горькие сетования на то, что другие поэты завладели покровительством высокого патрона. В отсутствие поэта покровитель завладел его возлюбленной, но он это ему прощает. Обращение к знатному юноше заканчивается в 126-м сонете, после чего начинает фигурировать смуглая дама, с чёрными как смоль волосами и чёрными глазами. Эта бездушная кокетка изменила поэту и завлекла его друга. Но кто же такой вельможный юноша и кто бездушная кокетка? Тут-то и начала работать фантазия исследователей и, перемешивая достоверное с полнейшим произволом.

Сонет 126 нарушает канон - в нём всего лишь 12 строк и иной рисунок рифмы. Иногда его считают разделом между двумя условными частями цикла - сонетов, посвящённых дружбе (1-126) и обращённых к «смуглой леди» (127-154) . Сонет 145 написан четырёхстопным ямбом вместо пятистопного и отличается по стилю от остальных.

К концу XVI в. сонет стал ведущим жанром в английской поэзии. Шекспировские сонеты по своей философской глубине, лирической силе, драматизму чувства и музыкальности занимают выдающееся место в развитии искусства сонета того времени. Сонеты Шекспира - это лирическая исповедь; герой повествует о жизни своего сердца, о своих противоречивых чувствах; это - страстный монолог, гневно обличающий лицемерие и жестокость, царившие в обществе, и противопоставляющий им непреходящие духовные ценности - дружбу, любовь, искусство. В сонетах раскрывается сложный и многогранный душевный мир лирического героя, живо откликающегося на проблемы своего времени. Поэт возвеличивает духовную красоту человека и вместе с тем изображает трагизм жизни в условиях того времени.

Мастерством правдивого лирического портрета отличается изображение смуглой леди в 130-м сонете. Шекспир отказывается от манерных, эвфуистических сравнений, стремясь нарисовать реальный облик женщины:

Ее глаза на звезды не похожи,

Нельзя уста кораллами назвать,

Не белоснежна плеч открытых кожа,

И черной проволокой вьется прядь.

С дамасской розой, алой или белой,

Нельзя сравнить оттенок этих щек.

А тело пахнет так, как пахнет тело,

Не как фиалки нежный лепесток.

(Пер. С. Маршака)

Среди сонетов, в которых высказываются важнейшие общественные идеи, выделяется 66-й сонет. Это - гневное обличение общества, основанного на низости, подлости и коварстве. В лапидарных фразах названы все язвы несправедливого общества. Лирический герой так сильно переживает открывшуюся перед ним страшную картину торжествующего зла, что начинает призывать смерть. Сонет, однако, заканчивается проблеском светлого настроения. Герой вспоминает о любимой, ради которой он должен жить:

Все мерзостно, что вижу я вокруг,

Но жаль тебя покинуть, милый друг!

Средствами языка и стиля великолепно передана вся сила переживаний взволнованного героя. Величию человека, который благодаря своим духовным поискам и неустанному творческому горению способен обрести бессмертие, посвящен 146-й сонет.

Над смертью властвуй в жизни быстротечной,

И смерть умрет, а ты пребудешь вечно.

Многообразные связи душевного мира лирического героя с различными сторонами общественной жизни того времени подчеркнуты метафорическими образами, основанными на политических, экономических, юридических, военных понятиях. Любовь раскрывается как реальное чувство, поэтому отношения любящих сравниваются с социально-политическими отношениями того времени. В 26-м сонете появляются понятия вассальной зависимости (vassalage) и посольских обязанностей (ambassage); в 46-м сонете - юридические термины: «ответчик отвергает иск» (the defendant doth that plea deny); в 107-м сонете- образ, связанный с экономикой: «любовь, как аренда» (the lease of my true love); во 2-м сонете - военные термины: «Когда сорок зим поведут осаду твоего чела и пророют глубокие траншеи через поле твоей красоты...» (When forty winters shall besiege thy brow, And dig deep trenches in the beauty"s field...).

Сонеты Шекспира музыкальны. Весь образный строй его стихов близок музыке.

Поэтический образ у Шекспира близок также образу живописному. В словесном искусстве сонета поэт опирается на открытый художниками Ренессанса закон перспективы. 24-й сонет начинается словами: Мой глаз гравером стал и образ твой Запечатлел в моей груди правдиво. С тех пор служу я рамою живой, А лучшее в искусстве - перспектива.

Ромео и Джульетта.

трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта» (1595), ставшие навсегда символом прекрасной, но трагической любви двух юных существ, разделенных непоправимо вековой враждой семейных кланов, к которым они принадлежат: Монтекки (Ромео) и Капулетти (Джульетта). Эти имена упоминаются еще в «Божественной комедии» Данте. Впоследствии сюжет о двух влюбленных многократно разрабатывался в итальянской литературе эпохи Возрождения; имена Ромео и Джульетты впервые возникают в «Истории двух благородных любовников» Луиджи да Порто (ок. 1524), где действие происходит именно в Вероне. От да Порто сюжет перешел к другим писателям, в частности к Маттео Банделло (1554), чья новелла послужила основой для поэмы Артура Брука «Ромео и Джульетта» (1562), которая, в свою очередь, и стала главным, если не единственным, источником шекспировской трагедии. Однако, как и всегда, в старые мехи Шекспир влил новое вино. Брук, изображая своих влюбленных героев не без сочувствия, склонен все же к тягучему морализаторству и проповеди покорности, умеренности и смирения перед враждебными обстоятельствами. Для него любовь Ромео и Джульетты если и не грех, то во всяком случае некая чрезмерность и заблуждение, за каковые их постигает заслуженная кара. Совсем иначе подошел к этой истории Шекспир. Его ренес-сансный идеал великой любви, оказывающейся выше семейных предрассудков, выше вековой ненависти, казалось бы непреодолимо разделяющей двух юных отпрысков враждующих кланов, - и сегодня воспринимается абсолютно современно, без скидок на те четыре столетия, что отделяют нас от момента создания пьесы. Действие шекспировской трагедии уложено в пять дней, за которые происходят все события пьесы: от начальной - и роковой! - встречи Ромео и Джульетты на балу в доме Капулетти до их печальной гибели в фамильном склепе Капулетти. Шекспировские герои очень юны, однако глубина поразившего их чувства делает их не по годам взрослыми. Впрочем, в этом смысле они достаточно разные. Ромео в начале пьесы наивен, он томно мается от влюбленности в некую Розалинду. (В отличие от Брука, делающего ее активным действующим лицом и выстраивающим вокруг нее и Ромео длительное действие, Шекспир не выводит ее на сцену вовсе.) Вокруг Ромео целая компания таких же, как и он, юношей (Меркуцио, Бенволио), и он проводит св ое время так, как положено в его годы: праздно шатаясь, томно вздыхая и ничего не делая. Джульетта же с самого начала, с первого своего явления поражает не только чистотой и очарованием расцветающей юности, но и недетской глубиной, трагическим ощущением бытия. Она взрослее Ромео. Он же, полюбив Джульетту, постепенно осознает, сколь все происходящее между ними серьезно и непросто и сколько препятствий на их пути, и как бы дорастает до нее, превращаясь из заурядного юного ловеласа в страстно любящего и готового на все ради этой любви «не мальчика, но мужа». Любовь Ромео и Джульетты не просто нарушение семейных запретов - это открытый вызов, брошенный ими вековой традиции ненависти - той ненависти, с которой на протяжении многих поколений рождались и умирали многочисленные Монтекки и Капулетти, на которой зиждились чуть ли не государственные устои Вероны. Потому так страшит всех безоглядность и глубина охватившего Ромео и Джульетту чувства, потому так стараются их разлучить. Ибо их любовь, их союз подрывает основы, нарушает то, чего нарушать нельзя. Несмотря на свою юность и беззаботность, несмотря на всю мальчишескую лихость Ромео и девчоночью непосредственность Джульетты, они практически с самого начала знают предначертанность финала. «Душа моя полна предчувствий мрачных!» - говорит Джульетта, глядя вслед уходящему в изгнание Ромео. Мощь и запредельность их страсти, окончательность принятого ими решения и безоглядная решимость на все, в том числе и на смерть, потрясают даже того, кто, казалось бы, их понимает и не только им сочувствует, но и всячески способствует, - отца Лоренцо: «Таких страстей конец бывает страшен, // И смерть их ждет в разгаре торжества». Герцог Веронский, видит страшную сцену. В фамильном склепе Капулетти лежат мертвые тела Ромео, Джульетты и Париса. Вчера еще молодые люди были живы и полны жизни, а сегодня их унесла смерть. Трагическая гибель детей примирила, наконец, семейства Монтекки и Капулетти. Но какой ценой достигнут мир! Правитель Вероны делает горестное заключение: «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео Джульетте». Кажется, и двух дней не прошло с тех пор, как герцог возмущался и грозил Ромео «жестокой расплатой», когда были убиты Тибальт и Меркуцио. Мертвых не покараешь, надо было наказать хотя бы одного оставшегося в живых. Теперь герцог, искренне сожалея о случившемся, по-прежнему стоит на своем: «Одних - прощенье, кара ждет других». Кого он обирается миловать, кого наказать? Неизвестно. Монарх высказался, выразил свою волю в назидание живущим. Правительственными мерами он не смог предотвратить трагедию, а теперь уж, когда она свершилась, его строгость ничего не изменит. Герцог надеялся на силу. С помощью оружия он хотел пресечь беззаконие. Он полагал, что страх перед неминуемой карой остановит Монтекки, поднявшего руку на Капулетти, и Капулетти, готового броситься на Монтекки. Что же, закон был слаб или герцог не смог им воспользоваться? Шекспир верил в возможности монархии и не рассчитывал ее развенчивать. Еще была жива память о войне Алой и Белой роз, принесшей стране столько опустошений. Поэтому драматург старался показать хранителя закона авторитетным человеком, не бросающим слова на ветер. Если иметь в виду авторский замысел, то наше внимание должно привлечь соотнесение борьбы патрицианских семей с интересами государства. Необузданность, своеволие, мстительность, ставшие принципами жизни Монтекки и Капулетти, осуждены жизнью и властью. Собственно, в этом заключается политико-философский смысл тех сцен, в которых действует герцог. Сюжетное ответвление, на первый взгляд не столь уж существенное, позволяет осмыслить глубже сражение за свободную жизнь и права человека, которые ведут Ромео и Джульетта. Трагедия обретает масштабность, глубину. Пьеса противится распространенному мнению, будто она представляет собой трагедию любви. Напротив, если иметь в виду любовь, то она торжествует в «Ромео и Джульетте». «Это пафос любви, - писал В. Г. Белинский, - потому что в лирических монологах Ромео и Джульетты видно не одно только любование друг другом, но и торжественное, гордое, исполненное упоения признание любви, божественного чувства» . Любовь - главная сфера жизнедеятельности героев трагедии, это критерий их красоты, человечности. Это знамя, поднятое против жестокой косности старого мира.

Проблематика «Ромео и Джульетты» Основу проблематики «Ромео и Джульетты» составляет вопрос о судьбе молодых людей, вдохновленных утверждением новых высоких возрожденческих идеалов и смело вступивших в борьбу за защиту свободного человеческого чувства. Однако решение конфликта в трагедии определяется столкновением Ромео и Джульетты с силами, охарактеризованными достаточно четко в социальном плане. Эти силы, препятствующие счастью молодых влюбленных, связаны со старыми моральными нормами, которые находят свое воплощение не только в теме родовой вражды, но и в теме насилия над человеческой личностью, которое и приводит в конце концов героев к гибели.

Любящий Ромео терпелив. Он не станет сгоряча ввязываться в дуэль: она может кончиться смертью одного или даже обоих участников боя. Любовь делает Ромео рассудительным, по-своему мудрым. Обретение гибкости не происходит за счет потери твердости и стойкости. Когда становится ясно, что мстительного Тибальта не остановить словами, когда разъяренный Тибальт набрасывается, подобно зверю, на добродушного Меркуцио и убивает его, Ромео берет оружие. Не из мстительных побуждений! Он уже не прежний Монтекки. Ромео карает Тибальта за убийство. Что ему еще оставалось делать? Любовь требовательна: человек должен быть борцом. В трагедии Шекспира мы не обнаруживаем безоблачной идиллии: чувства Ромео и Джульетты подвергаются суровому испытанию. Ни Ромео, ни Джульетта ни на минуту не задумываются, чему отдать предпочтение: любви или ненависти, по традиции определяющей отношения Монтекки и Капулетти. Они слились в едином порыве. Но индивидуальность не растворилась в общем чувстве. Не уступая своему любимому в решительности, Джульетта более непосредственна. Она совсем еще дитя. Мать и кормилица точно устанавливают: осталось две недели того дня, когда Джульетте исполнится четырнадцать лет. В пьесе неподражаемо воссоздан этот возраст девочки: мир поражает ее своими контрастами, она полна смутных ожиданий. Джульетта не научилась скрывать своих чувств. Чувств этих три: она любит, она восхищается, она горюет. Ей не знакома ирония. Она удивляется тому, что можно ненавидеть Монтекки только потому, что он Монтекки. Она протестует. Когда кормилица, знающая о любви Джульетты, полушутя советует ей выйти замуж за Париса, девочка сердится на старушку. Джульетте хочется, чтобы все были постоянны, как она. Чтобы все достойным образом оценили несравненного Ромео. Девочка слышала или читала о непостоянстве мужчин, и она вначале отваживается сказать об этом любимому, но тут же отвергает всякую подозрительность: любовь заставляет верить в человека. И эта детскость чувств и поведения тоже преображается в зрелость - не один Ромео взрослеет. Полюбив Ромео, она начинает разбираться в человеческих отношениях лучше, чем ее родители. По мнению супругов Капулетти, граф Парис - отличный жених для их дочери: красив, знатен, обходителен. Они вначале полагают, что Джульетта с ними согласится. Для них ведь важно одно: жених должен подойти, он должен соответствовать неписаному кодексу порядочности. Дочь Капулетти возвышается над сословными предрассудками. Она предпочитает умереть, но не выйти замуж за нелюбимого. Она, не колеблясь, свяжет себя супружескими узами с тем, кого полюбит. Таковы ее намерения, таковы ее действия. Увереннее становятся поступки Джульетты. Девочка первой заводит разговор о бракосочетании и требует, чтобы Ромео, не откладывая дела в долгий ящик, на следующий же день стал ее супругом. Красота Джульетты, сила ее характера, гордое осознание правоты - все эти черты полнее всего выражены в отношении к Ромео. Чтобы передать напряжение высоких чувств, найдены высокие слова: Да, мой Монтекки, да, я безрассудна, И ветреной меня ты вправе счесть.


Похожая информация.


Не сохранилась точная дата появления на свет будущего талантливого писателя. Считают, что он родился в Стратфорд-на-Эйвоне в апреле 1564 года. Доподлинно известно, что 26 апреля он был окрещён в местной церкви. Его детство прошло в многодетной состоятельной семье, он был третьим ребёнком среди семи братьев и сестёр.

Юношеская пора

Исследователи жизни и творчества Шекспира предполагают, что своё образование он получал сначала в грамматической школе Стратфорда, а потом продолжал обучение в школе короля Эдуарда Шестого. В восемнадцатилетнем возрасте он обзаводится семьёй. Его избраннице становится беременная девушка по имени Энн. В семье писателя было трое детей.

Жизнь в Лондоне

В 20-летнем возрасте Шекспир покидает родной город, перебирается в Лондон. Там его жизнь складывается нелегко: чтобы заработать средства, он вынужден соглашаться на любую работу в театре. Затем ему доверяют играть небольшие роли. В 1603 году на сцене театра появляются его пьесы и Шекспир становится совладельцем труппы под названием «Слуги короля». Позже театр получает название «Глобус», перебирается в новое здание. Материальное состояние Уильяма Шекспира становится гораздо лучше.

Литературная деятельность

Первая книга писателя была издана в 1594 году. Она принесла ему успех, деньги и признание. Несмотря на это, писатель продолжает работу в театре.

Литературное творчество Шекспира можно условно разделить на четыре периода.

На раннем этапе он создаёт комедии и поэмы. В это время им написаны такие произведения, как «Два веронца», «Укрощение строптивой», «Комедия ошибок».

Позже появляются романтические произведения: «Сон в летнюю ночь», «Венецианский купец».

Самые глубокие философские книги появляются в третьем периоде его творчества. Именно в эти годы Шекспир создаёт пьесы «Гамлет» , «Отелло», «Король Лир».

Последние произведения мастера характеризуются отточенным слогом и изящным поэтическим мастерством. «Антоний и Клеопатра», «Кориолан» являются вершиной поэтического искусства.

Оценка критиков

Интересным фактом является оценка произведений Уильяма Шекспира критиками. Так Бернард Шоу считал Шекспира устаревшим писателем по сравнению с Ибсеном. Лев Толстой неоднократно выражал сомнение в драматургическом таланте Шекспира. И всё-таки талант и гениальность великого классика неоспоримый факт. Как говорил известный поэт Т. С. Элиот: «Пьесы Шекспира всегда будут современными».

В рамках краткой биографии Шекспира невозможно подробно рассказать о жизни писателя и проанализировать его произведения. Для того чтобы оценить личность и творческое наследие, необходимо читать произведения и знакомиться с трудами литературоведов о жизни и творчестве Уильяма Шекспира.

- вершина английского возрождения и высший синтез традиций общеевропейской культуры

ВСТУПЛЕНИЕ

1. Краткая характеристика эпохи Возрождения

2. Возрождение в Англии

3. Отличительные черты мировоззрения эпохи Возрождения

4. Краткая характеристика творчества В. Шекспира

5. Образно-тематический анализ цикла “Сонеты”

6. Диалектический характер сонетной формы:

а) классический сонет;

б) шекспировский сонет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

"Душа нашего века, чудо нашей сцены, он принадлежит не одному веку, но всем временам", - писал о Шекспире его младший современник, английский драматург Бен Джонсон. Шекспира называют крупнейшим гуманистом эпохи Позднего Возрождения, одним из величайших писателей мира, гордостью всего человечества.


Представители многих литературных школ и течений в разные времена обращались к его творчеству в поисках актуальных нравственных и эстетических решений. Бесконечное разнооб-разие форм, рождающееся под столь мощным влиянием так или иначе носит прогрессивный характер, будь то цитаты в сатирической "Опере нищих" Джона Гея или страстные строки в политических трагедиях Вит-торио Альфьери, образ "здоро-вого искусства" в трагедии Иогана Гёте "Фауст" или демократи-ческие идеи, выраженные в статье-манифесте Франсуа Гизо, обост-ренный интерес к внутреннему состоянию личности у английских романтиков или "вольное и широкое изображение характеров" в "Борисе Годунове" Александра Пушкина...

Этим, наверное, и можно объяснить феномен "бессмертия" творческого наследия Шекспира – бесспорно великий поэтический дар, преломляющий острейшие нравственные конфликты, сокрытые в самой природе человеческих отношений, воспринимается и переосмысливается каждой последующей эпохой в новом, свойственном лишь данному моменту аспекте, оставаясь при этом продуктом (если можно так выразиться) своей эпохи, впитавшим весь опыт предыдущих поколений и реализовавшим накопленный ими творческий потенциал.

Доказать, что творчество Шекспира является вершиной английского Возрождения и высшим синтезом традиций общеевропейской ренессансной культуры (не претендуя при этом н а лавры Георга Брандеса, достаточно обширно и значительно представившего эту тему в своем труде "Вильям Шекспир" (1896 г.)) я, пожалуй, возьмусь на примере его УСонетовФ, как жанра, родившегося в преддверии рассматриваемой эпохи и именно в период Ренессанса, да и в последующем XVII столетии, переживавшем пору наивысшего расцвета.

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Возрождение (Ренессанс), период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной ЕвропыИталии XIV – XVI вв., в других странах конец XV -- начало XVII вв.), переходный от средневековой культуры к культуре нового времени.

Отличительные черты культуры Возрождения: антифеодализм в своей основе, светский, антиклериканский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к культурному наследию античности, как бы "возрождение" его (отсюда название).

Возрождение возникло и ярче всего проявилось в Италии, где уже на рубеже XIII – XIV вв. его предвестниками выступили поэт Данте, художник Джотто и другие. Творчество деятелей Возрождения проникнуто верой в безграничные возможности человека, его воли и разума, отрицанием католической схоластики и аскетизма (гуманистическая этика). Пафос утверждения идеала гармоничной, раскрепощенной творческой личности, красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как к высшему началу бытия, ощущение цельности и стройной закономерности мироздания придают искусству Возрождения большую идейную значительность, величественный героический масштаб.

В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения – общественные здания, дворцы, городские дома. Используя арочные галереи, колоннады, своды, купала, архитекторы (Альберти, Палладио в Италии; Леско, Делорм во Франции и др.) придали своим постройкам величественную ясность, гармоничность и соразмерность человеку.

Художники (Донателло, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан и др. в Италии; Ян ван Эйк, Брейгель в Нидерландах; Дюрер, Нитхардт – в Германии; Фуке, Гужон, Клуэ во Франции) последовательно овладевали отражением всего богатства действительности – передачей объема, пространства, света, изображением человеческой фигуры (в том числе и обнаженной) и реальной среды – интерьера, пейзажа.

Литература Возрождения создала такие памятники непреходящей ценности как "Гаргантюа и Пантагрюэль" (1533 – 1552 гг.) Рабле, драмы Шекспира, роман "Дон Кихот" (1605 – 1615 гг.) Сервантеса и т.д., органически соединившие в себе интерес к античности с обращением к народной культуре, пафос комического с трагизмом бытия. Сонеты Петрарки, новеллы Бокаччо, героическая поэма Аристо, философский гротеск (трактат Эразма Роттердамского "Похвала Глупости", 1511), эссе Монтеня – в разных жанрах, индивидуальных формах и национальных вариантах воплотили идеи Возрождения.

В музыке, проникающейся гуманистическим мироощущением, развивается вокальная и инструментальная полифония, появляются новые жанры светской музыки – сольная песня, кантата, оратория и опера, способствующие утверждению гомофонии.

В эпоху Возрождения были сделаны выдающиеся научные открытия в области географии, астрономии, анатомии. Идеи Возрождения способствовали разрушению феодально-религиозных представлений и во многом объективно отвечали потребностям зарождающегося буржуазного общества.

ВОЗРОЖДЕНИЕ В АНГЛИИ

В Англии эпоха Возрождения началась несколько позже, чем, к примеру, в Италии, и у нее были здесь свои важные отличия.

Время это было в Англии трудным и кровавым. Внутри страны шла тяжелая борьба с теми, кто не хотел, чтобы она освободилась от влияния Ватикана. Идеи Возрождения утверждались в борьбе. Англия воевала с Испанией, оберегавшей во всей Европе власть католицизма.

Естественно, первыми, кто стал выражать в книгах мысли и чувства нового времени, были гуманисты. Они не могли говорить лишь о том, как прекрасно быть человеком – они видели страдания простых англичан. В начале XVI в. появилась книга первого великого гуманиста Англии Томаса Мора "Утопия". В ней описывался вымышленный остров Утопия – общество будущего, где царят справедливость, равноправие, изобилие. Книга Томаса Мора оказала огромное влияние не только на его современников, но и на развитие коммунистических идей в будущем.

Сильнее всего идеи Возрождения в Англии воплотились на сценах театров. В английском театре работала большая группа талантливых драматургов – Грин, Марло, Кид и др. Их обычно называют предшественниками Шекспира, творчество которого вобрало в себя и развило все лучшее, что было в их произведениях.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Начиная с XV в. происходит целый ряд изменений в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы, знаменующих начало рассматриваемого периода. Социально-экономические изменения (появление условий для формирования современных европейских наций и современного буржуазного общества, зарождение основ для позднейшей мировой торговли и перехода ремесла в мануфактуру и т.д.) сопровождались существенными переменами в умонастроениях. Процесс секуляризации обуславливает самостоятельность по отношению к церкви всех областей культурной и общественной жизни, включая науку, философию и искусство.

В рассматриваемую эпоху в философии появляется новая "возрожденческая" трактовка бытия, закладываются основы новоевропейской диалектики.

Осознавая себя как возрождение античной культуры, античного способа мышления и чувствования и противопоставляя себя, тем самым, средневековому христианству, эпоха Возрождения все же возникла как итог развития средневековой культуры. Важнейшей отличительной чертой мировоззрения Ренессанса оказывается его ориентация на искусство. Если в центре внимания античности была природно-космическая жизнь, в средние века – бог и, связанная с ним идея спасения, то в эпоху Возрождения в центре оказывается человек.

Такой силы и власти над всем существующим человек не чувствовал ни в античности, ни в средние века. Ему не нужна милость бога, без которой он, как полагали в средние века, не мог бы справиться с недостатками своей "греховной сущности". Он сам теперь – творец. Творческая деятельность, таким образом, приобретает в эпоху Возрождения своего рода сакральный характер – с ее помощью он созидает новый мир, создает красоту, творит самого себя. Именно эта эпоха дала миру ряд выдающихся индивидуальностей, обладавших ярким темпераментом, всесторонней образованностью, сильной волей, целеустремленностью, огромной энергией.

Изощренный художественный вкус везде распознавал и подчеркивал своеобразие и уникальность каждого индивидуума, не учитывая, что самоценность индивидуальности означает абсолютизацию эстетического подхода к человеку, в то время как личность – категория скорее нравственно-этическая. Таковы герои Шекспира – отличительные черты личности (способность распознавать добро и зло, поступать в соответствии с этим различением и нести ответственность за свои поступки), как мне кажется, подменяются чисто эстетическими критериями (как и чем герой отличается от всех остальных, насколько оригинальны его поступки). Примеры тому мы можем без труда найти в каждом из шекспировских произведений.

е случайно, на мой взгляд, расцвет сонета пришелся именно на эпоху Возрождения Ц антропоцентрическое мышление этого периода, ренессансная трактовка диалектики способствовала появлению выдающихся творческих личностей, дала мощный прогрессивный толчок как науке, так и искусству.

УИЛЬЯМ ШЕКСПИР
(1564-1616)

Творчество Шекспира, является наивысшим достижением европейской литературы эры Возрождения. Если мощная фигура «Данте» обозначает собой начало Ренессанса, эта гигантская фигура Шекспира венчает его конец и венчающий его в истории мировой культуры. Наследство его заполучила мировое значение, повлияла на творчество бессчетных живописцев мирового значения и сохраняет свою актуальность до нашего времени.

Наилучшие театры мира постоянно включают в собственный репертуар его пьесы, а ролью Гамлета грезит разве что не каждый актер.

Не глядя на мировой резонанс драматургию поэзии Шекспира, про него самого известно не так и много. Хрестоматийные данные такие. Родился Шекспир 23 апреля 1564 г. в Стрэтфорде-на-Эйвоне в семье ремесленника и торговца. Обучался в местной грамматической школе, где изучали родной язык, также греческий и латинский так как единственным учебником — была Библия. По одним данным школу не окончил, так как отец через денежные отягощения забрал Уильяма к себе ассистентом. По другим же, после окончания школы был даже ассистентом школьного учителя.

В восемнадцатилетнем возрасте женился на Энн Хэтауэй, которая была на восемь лет старше него. Через три года после свадьбы покинул Стратфорд. 1-ые его печатные произведения возникают исключительно в 1594 году. Биографы подразумевают, что за этот период он некое время был актером странствующей труппы, D 1590 г. работал в разных театрах Лондона, а с 1594 вступил в лучшую лондонскую труппу Джеймса Бербеджа. С момента постройки Бербеджем театра «Глобус», другими словами с 1599 г. и до 1621 г. жизнь его связана с этим театром, пайщиком, актером и драматургом которым он является. Семья его все это время оставалась в Стрэтфорде, куда он возвращается, прекратив театральную и творческую деятельность, и где погибает 23 апреля (в день собственного рождения) 1612 года в возрасте 52-х лет.

Его драматургическая и поэтическое наследство, согласно «шекспировскиму канону» (первого полного издания произведений Шекспира, осуществленного в 1623 г.) состоит из 37 драм, 154 сонетов и 2-ух поэм — «Венера и Адони» и «Обесславленная Лукреция». Все драматические произведения Шекспира написаны белоснежным стихом с внедрением прозы. Сочетание стихов и прозы является соответствующей чертой шекспировской драматургии, обусловленной как художественным материалом, так и эстетическими задачками.

Творчеству непревзойденного драматурга и блестящего мастера сонета посвящены тысячи книжек. Любопытно, что на долю только одной, по сей день нерешенной задачи, приходится более 4500 работ. И неувязка эта, как ни удивительно, касается конкретно авторства шекспировских произведений: кто же их создатель — сам Уильям Шекспир либо кто-то другой. На сей день насчитывается 58 претендентов, среди которых такие имена, как философ Фрэнсис Бэкон, лорды Саутгемптон, Рэтленд, граф Дерби и даже царица Елизавета.

Более суровые сомнения относительно шекспировского авторства вызывает то, что Уильям нигде не обучался, не считая грамматической школы, и нигде не бывал за пределами Великобритании. В то же время шекспировские произведения поражают непревзойденным художественным мастерством, масштабностью мышления и философской художественной глубиной проникновения в важнейшие задачи бытия. Они свидетельствуют не только лишь о гениальности их создателя, да и о энциклопедизме его познаний, которым не обладал ни один из его современников. Словарь Шекспира насчитывает свыше 20 тыс. слов, в то время как у Френсиса Бэкона только 8 тыс, у Виктора Гюго — 9 тыс.

Свидетельствуют они и о том, что он знал французский, итальянский, греческий, латинский языки, был отлично знаком с древней мифологией, произведениями Гомера, Овидия, Плавта, Сенеки, Монтеня, Рабле и многих других. К тому же Шекспир свободно ощущал себя в британской истории, юриспруденции, риторике, медицине, тонкостях придворного этикета, в жизни и привычках авторитетных лиц. Подавляющее большая часть этих познаний в те времена могла быть получена исключительно в институтах, в каких, как понятно, Шекспир никогда не обучался.

Но кто бы не стоял за этим всемирно известным именем, бесспорным является тот факт, что шекспировские произведения в собственной совокупности с необыкновенной силой выразительности отобразиили всю палитру ренессансных раздумий и эмоций — от беспрекословного восхваления человека, способного подняться силой собственного духа и разума на уровень богоподобного сотворения, до глубочайших разочарований и колебаний в божественности его природы. В связи с этим творческий путь Шекспира обычно делят на три периода.

К первому периоду (1590-1600) относят драмы-хроники (9), комедии (10), катастрофы (3), обе поэмы — «Венера и Адонис» (1592), «Опороченая Лукреция» (1593) и сонеты (1953-1598).

Хроники, из которых Шекспир начал своё творчество, были пользующимся популярностью жанром у его предшественников и современников, так как они отвечали на обостренный энтузиазм публики к собственной истории и политическим заморочкам современности в период напряженной борьбы Великобритании с Испанией. Одна за одной возникают драмы-хроники, особенность которых является умение драматурга масштабно отрисовывать эру живыми и колоритными красками, сочетая соц. фон с судьбой определенных персонажей: «Генрих VI, часть 2» (1590), «Генрих VI, часть 3» (1591), «Генрих VI, часть 1» (1593), «Ричард НИ» (1594), «Ричард II» (1595), «Повелитель Джон» (1596), «Генрих IV, часть 2» (1597), «Генрих IV, часть 2» (1598) и «Генрих V» (1598).

Наряду с хрониками Шекспир пишет целый ряд комедий: «Комедия ошибок» (1592), «Укрощение супротивной» (1593), «2-ух веронцев» (1594), «Напрасные усилия любви» (1594), «Сон в летнюю ночь» (1595), «Венецианский негоциант» (1596), «Много шума из ничего» (1599), «Виндзорские затейницы» (1598), «Как вам это нравится» (1599) и «Двенадцатая ночь» (1600), также три катастрофы: «Тит Андроник» (1593), «Ромео и Джульетта» (1594) и «Юлий Цезарь» (1598).

Общий нрав произведений этого периода можно найти как оптимистичный, окрашенный веселым восприятием жизни во всем его многообразия, верой в торжество разумного и хорошего. Гуманистическим пафосом отмечены также поэмы и сонеты, которые открывают реалистичностью собственной поэтики новый шаг в развитии поэзии Ренессанса. Сонеты Шекспира образуют сюжетный цикл, построенный на развитии отношений между поэтом, другом и «смуглой леди». В сонетах стает непростой и обеспеченный мир ренессансного человека с его всеобъятным взором на мир, активным отношением к жизни, богатством духовных эмоций и переживаний.

2-ой период творчества Шекспира (1601-1608 гг.) отмечен углублением поэта в анализ катастрофических противоречий человека, которые со всей силой проявились под конец Ренессанса. Даже три комедии, написанные в это время, («Троил и Крессида» (1602); «Конец венчает дело» (1603); «Мера измерения» (1603) несут на себе печать катастрофического мировосприятия. Драматургический гений Шекспира проявился конкретно в трагедиях этого периода: «Гамлет» (1601), «Отелло» (1604), «Повелитель Лир» (1605), «Мак бет» (1606), «Антоний и Клеопатра» (1607), «Кориолан» (1607), «Тимон Афинский» (1608).

Квинтэссенцией катастрофического мироощущения этих произведений может служить сонет № 66, написанный существенно ранее.

И, в конце концов, 3-ий, романтичный период, который обхватывает 1609 — 1612 года. В это время он создает четыре трагикомедии, либо романтические драмы: «Перикл»(1609), «Цимбелин»(1610), «Зимняя притча» (1611); «Буря» (1612) и историческую-драму «Генрих VIII» В трагикомедии царствует атмосфера сказочно-фантастического, в их добро и справедливость всегда одолевают силы зла. Так «правитель драматических поэтов» (В. Белинский) до последнего собственного произведения остается верен светлым эталонам гуманистического искусства Ренессанса.

Посреди именитых трагедий Шекспира большей популярностью на протяжении веков пользуются «Ромео и Джульетта» и «Гамлет».

Катастрофа «Ромео и Джульетта» была написана посреди 90-х годов, в 1-ый, так именуемый, оптимистичный период его творчества, более пропитана ренессансным пафосом веры в человека и его бескрайние способности. В центре катастрофы, как и в написанных в это время комедиях, история светлого, романтически возвышенного и самозабвенной любви 2-ух молодых героев, которая разворачивается на фоне давнешней кровавой вражды меж их семьями — Монтекки и Капулетти.

Любовь, которая появляется между Ромео, представителем дома Монтекки, и Джульеттой, представительницей дома Капулетти, изображена Шекспиром как красивая, хорошая и положительная сила, которая способна сломать анти гуманную вражду старенького мира. Любовь пробуждает у Ромео и Джульетты высочайшие чувства, она духовно обогащает их и заполняет трепетным чувством красоты жизни. Шекспир создает один из величайших гимнов любви.


© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры