Преступление и наказание. МХТ им

Главная / Чувства

Спектакль - лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая Маска»
по итогам сезона 2016-2017 года в номинации «Мужская роль второго плана» - .

«Для меня предложение поставить в Александринском театре спектакль по Достоевскому очень почетно. И я очень рад, что это происходит. Для венгров до сих пор «Преступление и наказание» – главный иностранный роман, основное произведение зарубежной литературы. Нам близки те вопросы, которые в романе подняты, и те ответы, которые здесь очень мощно и очень однозначно дает Достоевский. Это вечные вопросы существования, предназначения человека. О свободе и о вере в первую очередь. Утрата веры. Я не знаю насколько для России это актуально. На Западе это актуальнейшая проблема. Мир потихоньку стал атеистом и от этого не сделался счастливым, не нашел утешающих ответов на самые существенные вопросы. У Достоевского это так тонко написано, так многосторонне раскрыто, столько ассоциаций, разветвлений тем, что так или иначе роман касается фактически всего сущностного в человеческой жизни. Его и можно читать всю жизнь, и каждый раз он будет звучать немного иначе. Через пару лет я обязательно хочу поставить «Преступление и наказание» в Венгрии. Я считаю, что это произведение должно быть в репертуаре. Потому что это ответ театра, на все те вопросы, которые нас окружают. Правильный ответ».

Спектакль по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» – первая работа на александринской сцене одного из самых значительных режиссеров современной Восточной Европы, художественного руководителя Венгерского Национального театра .

Аттила Виднянский в 1992 году окончил режиссерский курс Театрального института им. Карпенко-Карого (Киев). В 1993-м стал основателем и художественным руководителем Венгерского театра имени Дьюлы Ийеша на Западной Украине, в закарпатском Берегове, созданного на базе венгерского курса киевского театрального института. В Венгрии его творческая биография развивается с начала нового века. В 2004 году Виднянский был назначен арт-директором Венгерской оперы в Будапеште; в 2006 – художественным руководителем Театра им. Михая Чоконаи в Дебрецене, где серьезно реформировал репертуар и организовал фестиваль, одной из главных задач которого являлось развитие современной драматургии. В июле 2013 года возглавил Национальный театр Венгрии. Петербургскому зрителю работы режиссера знакомы по Международному театральному фестивалю «Александринский», в 2014 году Национальный театр представлял в его программе спектакли «Человек летающий» и «Йоханна на костре», в 2015-ом в офф-программе фестиваля был показан фильм Аттилы Виднянского «Сын, ставший оленем. Крики из врат таинств».

Александринский театр благодарит за помощь в работе над спектаклем Анастасию Фёдорову и Андраша Козьму

Пресса о спектакле

Аттила Виднянский поставил образцовый спектакль психологического театра виртуозного актерского мастерства (сценическая традиция, начавшаяся «Братьями Карамазовыми» Немировича-Данченко). Центральной темой александринского спектакля стал вызов маленького человека, решившего исправить мир при помощи топора.

Ольга Егошина. «Я себя убил»

Виднянский вернулся к роману во всем его объеме. Классический текст бережно сохранен. На сцене звучит подчеркнуто многоголосый и многотембровый ансамбль, состоящий из сложных, ярких партий исполнителей.

Елена Омеличкина. «Преступление и наказание». Полная версия

«Преступление и наказание» Виднянский находит созвучным сегодняшнему дню: проклятые или последние вопросы не только остались, но приобрели еще большую остроту и еще большую беспощадность. Не случайно топор, которым в романе зарубил Раскольников процентщицу и ее безропотную сестру Лизавету, в спектакле обретает гомерический масштаб и зависает в пространстве над всеми без исключения действующими лицами.

Ольга Галахова. Уроки топора

…вообще в работе этого ансамбля нет ни на грош мелодрамы, герои «умозрительны» в самом благородном смысле этого слова. Холодный «умственный» Достоевский наконец-то появился на петербургских подмостках.

Наталья Скороход. Евангелие от топора

1. Петербуржцам представят "Преступление и наказание" в стиле авангард // НТВ. 8.09.2016
2. На фестивале "Александринский" представили 5-часовой спектакль "Преступление и наказание" // ТК Санкт-Петербург. 11.09.2016
3. В афише фестиваля "Александринский" - постановки из Европы и Азии // ТК Культура. 12.09.2016
4. Анна Ветлинская. Преступление и... не наказание, или Раскольников по-венгерски // Interessant. 13.09.2016
5. Лилия Шитенбург. Бал у Капернаумовых // COLTA. 15 .09.2016
6. Елена Вольгуст. Марина Дмитревская. Полифонический гул. Диалог о премьере // Петербургский театральный журнал. Блог. 16.09.2016
7. Ольга Комок. Песнь Раскольникова. "Преступление и наказание" в Александринском театре // Деловой Петербург. 23.09.2016
8. Ольга Галахова. Уроки топора. В спектакле "Преступление и наказание" вскрываются проблемы молодого поколения // Независимая газета. 26.09.2016
9. Владимир Кантор. Сон с живыми мертвецами // Санкт-Петербургские ведомости. 3.10.2016
10. Татьяна Троянская. В Александринку Аттила Виднянский пришел с Достоевским. Преступление без раскаяния // Театрал.

Получить билеты в театр мхт Чехова на грандиозный спектакль Преступление и наказание - мечта многих театралов. Мы готовы предложить вам лучшие билеты на лучшие места в зрительном зале театра, когда бы вы к нам ни обратились. С нами вы обязательно попадете на популярную постановку.

Стоимость билетов на спектакль Преступление и наказание в мхт:

Бельэтаж, амфитеатр 1500-2500руб.

Партер - 2000-5000 руб.

Продолжительность: 3 часа с 1 антрактом.

Резервирование и доставка билета входят в его стоимость.
Наличие билетов на Преступление и наказание в мхт Чехова и их точную стоимость можно уточнить по телефонам с сайта.

Известный режиссер и художественный руководитель Небольшого Драматического театра (Санкт-Петербург) Лев Эренбург к классике не равнодушен. В прошлом году поставил в МХТ имени Чехова «Вассу Железнову», в этом году репетирует «Преступление и наказание». И если тогда всех одолевало любопытство: сможет ли питерский режиссер Лев Эренбург органично вписаться в мхатовский ансамбль, сумеет ли «приручить» капризных звезд и сделать спектакль «на уровне», то сегодня сомнений ни у кого не возникает. Режиссер сможет и поставить оригинальный спектакль. Какой - увидим!

К теме «Преступления и наказания» Лев Эренбург шел постепенно. Летом, 2 июля, в День , состоялось представление выпускного курса Балтийского института иностранных языков и межкультурного сотрудничества. Курсом руководил Лев Эренбург, и он же со студентами репетировал показанный на площадке театра «Открытая сцена» дипломный спектакль «Преступление и наказание. Этюды».

В мхатовской версии спектакля роль Раскольникова будет играть Кирилл Плетнев. Следователя Порфирия, желающего понять Раскольникова, репетируют Федор Лавров и Михаил Пореченков.

Преступление и наказание в МХТ Чехова - видео

Действующие лица и исполнители:

Раскольников - Кирилл Плетнев
Порфирий -
Катерина Ивановна -
Соня - , Нина Гусева
Мармеладов - Юрий Лахин
Свидригайлов - Евгений Дятлов
Дуня - , Паулина Андреева
Пульхерия Александровна -

Ф.М.Достоевский

На суд зрителя представлен спектакль по роману Ф.М.Достоевского, сюжет которого погружает современника в пучину острейших социальных и психологических проблем. Спектакль отражает средоточие пороков и болезней общества, персонифицированных в каждом из героев романа Достоевского. Смысл нашей постановки в том, чтобы впечатление от спектакля побудило сегодняшнего зрителя заглянуть в свою душу и ответить себе, правильно ли ты живешь. Ибо самое страшное наказание за содеянное — в мучениях человеческой души.

Продолжительность спектакля: 3 ч. 15 мин с антрактом.

Режиссер-постановщик: Сергей Ковалев
Сценография и костюмы: Максим Обрезков
Композитор: Никита Широков
Балетмейстер: Мария Остапенко

Действующие лица и исполнители

Отзывы

«На этой неделе побывала на спектакле «Преступление и наказание», поставленном в Московском театральном центре «Вишневый сад» под руководством Александра Вилькина. С этим, по версии многих литературоведов, лучшим произведением Достоевского, лично у меня непростые отношения – если не брать школьную программу, это произведение разбиралось в первый год моей учебы на факультете неисчислимое количество раз. И «Введение в общую психологию», и «Социальная психология» и другие курсы не обходились без отсылок к Достоевскому и бесконечного анализа персонажей Сони, Раскольникова, Разумихина, Свидригайлова, а также социальной среды, породившей их. В какой-то момент, получив оценку по последней из работ по этой теме, я решила к ней не возвращаться – слишком тосклив и безрадостен был для меня, еще достаточно юной, Петербург Достоевского и мучительно несчастны его персонажи. И, пожалуй, не имей я сложившегося представления о об этом театре ранее, скорее всего на спектакль я бы не пошла. Аргументов для посещения спектакля у меня неожиданно набралось несколько - Сергей Ковалев, как режиссер-постановщик, я видела его уже в разных ролях на сцене, и мне интересно было увидеть его режиссерскую работу. Четкое понимание и даже уверенность в том, что я опять увижу качественную классику и сам Раскольников – актер Алексей Щукин, которого до того я наблюдала в гротесково-комических ролях и все время думала, что хорошо бы увидеть его в драматической роли, потому что это должно быть отлично. Ни один мой аргумент не оказался ложным. Спектакль – отличный. Немного впечатлений ниже: Персонажи, декорации и сам главный герой имеют удивительное визуальное сходство с серией иллюстраций к «Преступлению и наказанию» художника Дмитрия Шмаринова. Рисунки черно-белые, экспрессивные, с огромным вниманием к мелким деталям. Это мое описание подходит и к самому спектаклю в целом. Он выходит графичным и на удивление динамичным, хотя для меня, как для читателя, базовый текст Достоевского –скорее вязкая трясина, чем динамичное повествование. Вообще, идея того, что действие происходит на фоне реальных фотографий петербургских дворов-колодцев, добавляет ощущения от того самого Петербурга Достоевского, являющегося не только создателем атмосферы, но и еще одним главным героем, не менее важным, чем Раскольников. По моим ощущениям авторы спектакля в меньшей степени касаются социальной стороны «Преступления и наказания», в большей степени показывая драматическую составляющую. И я считаю, что это удачная трактовка. Раскольников (Алексей Щукин) очень понравился образ. Никакого надсадного переигрывания, верные доли интеллигентности и безумия персонажа. Четко прослеживаются основные проблемы героя - высокий интеллект и заниженная самооценка. Ну и пластика движения, конечно, оценила – в рамках припадка – отсылку к распятию. Не знаю уж, намеренно или нет, но впечатлилась. Софья Мармеладова (Елена Щукина) –помогла мне понять, как могла бы выглядеть Соня на самом деле. До этого никак не складывался книжный образ в живое воплощение. Хотя, каюсь, это не первый спектакль, просмотренный мною по этой вещи. Нежная, кроткая, но очень сильная жертвенностью своей женщина, красивая такой, очень правильной русской красотой, которую не портит алый кричащий наряд дамочки легких нравов в первых сценах спектакля. На мой скромный вкус – прекрасная актерская работа. Пульхерия Раскольникова (Ирина Новикова) – наконец-то сумела увидеть не комический, а драматический вариант работы этой чудесной актрисы. Очень жаль ее героиню, такая трагическая у нее судьба и трагизм этот ощущается от первого, до последнего появления ее на сцене. Передается и голосом, и движениями. Авдотья Раскольникова (Наталья Кабаева) – трогательный и очень живой персонаж. Не такой жертвенный и очевидно более везучий, чем Соня. Очень понравилась сцена со Свидригайловым и неудачный выстрел, как она держит пистолет будто –бы кусающуюся живую зверушку. Разумихин (Денис Кравцов) –не первый раз уже вижу актера на сцене, в очень разных ролях, каждый раз понимаю, что роль будет сыграна отлично. И в этом спектакле Разумихин вышел точно таким, как я его себе представляла. Добрый, интеллигентный, умный и тонкий персонаж. Все время ловила себя на мысли –вот такие люди и дружат с кем попало, по доброте своей, и вечно попадают в сомнительные истории по все той же неискоренимой доброте.  Мармеладов (Михаил Безобразов) – тут у меня очевидно, очарована тм второй раз.  Сколько не училась, совершенно не понимала трагичности персонажа, раздражалась на бестолковую слабость его и алкоголизм, считая их следствием его самовлюбленности и основной причиной трагической судьбы жены и дочери. Совсем другую фигуру играет актер. Монолог его и сцена смерти вызывают совершенно иные мысли и реакции. Не раздражаешься, а сочувствуешь персонажу. Блестящая работа. Порфирий Петрович (Игорь Бровин) – в программке нет актера дублирующего состава. И это правильно. Потому что другим этого героя я теперь представить не смогу. Глубокий, умный, тонкий аналитик. Каждое движение к месту. Блестящая работа. Можно вкладывать в учебник и предлагать к изучению юным гражданам. Свидригайлов (Рифат Сафиулин) – и тут я очарована. Опять!!! Потому что за столько лет знакомства с персонажем никто до того не добивался моего полного и безоговорочного сочувствия этому персонажу и попыток найти оправдания его сомнительным делам, так как это получилось в этом спектакле. Аплодировать не успела – пыталась заснять поклон. Потому пишу тут – Браво! Амалия Ивановна (Мария Остапенко) – как всегда чудесна, как всегда в своем амплуа – блестяще играет эксцентричных особ с небольшим количеством текста, добиваясь не словами, а пластикой и вескостью произносимого того, чтобы начать симпатизировать героине и хотеть видеть ее чуть чаще, чем она появляется.  Катерина Мармеладова (Людмила Кожевникова) – много раз уже о ней писала, но то что и как сыграно конкретно в этой роли. Особенно, в сцене сумасшествия героини – по-моему это очень удачно. Хорошо знаю эту сцену, ее текст, но это действительно блестящая и одна из самых мощных работ актрисы, которые я успела увидеть. Опять мои состоящие из буковок искренние аплодисменты. Некто он же автор (Павел Архипов) - отличная идея ввести Достоевского и текст «от автора» как зримого персонажа, отчасти участника всех событий. Эдакого голоса «страшненькой сказочки для взрослых». Это делает действие более выпуклым. И придаёт размышлениям автора больший вес. Фактурная внешность актера, и очень идущий ему костюм очевидно радуют глаз. Так же, как и присутствие его на сцене, но очень несколько раз расстроилась оговоркам –этот текст, безусловно сложный, хотелось бы слушать без купюр – это важно для понимания. Но думаю, история ситуативная. И ее возможно не повторить. Потому в целом ни в коем случае не мешающая моим высоким оценкам и работы актера и самого спектакля в целом. В остальных ролях были замечены, уже знакомые мне Александр Савельев, Мария Малкова, Георгий Марченко, Виктор Бочков. Но их было прискорбно мало. И потому я просто порадуюсь появлению знакомых лиц и пониманию того, что в этом спектакле, пусть и в небольших ролях заняты замечательные актеры. На мой взгляд – это отличная постановка всем известной классики. И снова десять из десяти. Спасибо! »

«Сегодня впервые посетила ваш театр. Мои эмоции не передать словами. Очень симпатичный театр. Спектакль просто супер, удивительная игра актёров. Огромное спасибо всем сотрудникам театра. »

«Благодарим всех создателей и актёрский состав за доставленное удовольствие. "Преступление и наказание" очень серьёзное, философское, заставляющее думать произведение. Честно говоря, я беспокоилась, как воспримут постановку мои внучки. Им 14 и 16 лет. Старшая уже прочитала это бессмертное произведение с большим интересом, ей очень понравилось. Мои опасения были напрасны. Мы все были в восторге! И режиссёрская работа, и игра актёров, и лаконичные, но очень ёмкие декорации - всё органично и оставляет неизгладимое впечатление. Большое спасибо за такой прекрасный спектакль! »

«Добрый день!Была на спектакле(13.04.18) второй раз,ходила ещё в театр Джигарханяна и была приятно удивлена абсолютно классическим прочтением произведения.Сейчас это крайне редко.Вчера уже пришла со старшим ребёнком - спектакль очень понравился!!!Актеры замечательные!Как поняли из программки играют два состава и в прошлый раз я видела другой,но все хороши!Раскольников,Соня,Дуня,Свидригайлов,Порфирий можно перечислять бесконечно,но...одно но актёр играющий Автора сильно выбивается из общего настроя спектакля,даже как-то обескураживает...такое чувство,что его занесло с улицы.Но за спектакль огромное Вам спасибо!Сыну очень понравилось!»

«Здравствуйте. Я заядлый театрал вчера посетила МТЦ "Вишневый Сад" и присутствовала на спектакле "Преступление и наказание". МТЦ всегда радует постановками. Мне очень приятно, что режиссеры не отходят от классики и не вносят свою видение произведения или модерн. Вчера же я просто отдохнула душой, сидя в удобном кресле, наслаждаясь игрой потрясающих актеров, исполняющих произведение любимого автора. Я думаю не только я, но Федор Михайлович остался доволен спектаклем. Порфирий Петрович, Соня, Родион, Аркадий Иванович, Семен Захарович... просто живые сошли со страниц книги, которую я читала лет 20 назад. Наши современные дети, к сожалению, не читают книг, поэтому не пожалейте времени и денег, сводите их в театр. Сходите с ними сами. Вам будет о чем поговорить с ними после спектакля. Очень рекомендую всем любителям классического театра этот спектакль!»

Уважаемые зрители! У вас есть возможность приобрести электронные билеты без ограничений.
За двое суток до начала мероприятия бронирование билетов не осуществляется (бронь действует 20 минут).


Спектакль Аттилы ВИДНЯНСКОГО
Сценография и костюмы Мария ТРЕГУБОВА, Алексей ТРЕГУБОВ
Художник по свету заслуженный деятель искусств России Дамир ИСМАГИЛОВ
Музыкальный руководитель заслуженный артист России Иван БЛАГОДЁР
Ассистент режиссёра Антон ОКОНЕШНИКОВ
Помощник режиссёра – Лана ИВАНОВА
Выпускающий продюсер Татьяна КАЛИНИНА

Спектакль по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» - первая работа на александринской сцене одного из самых значительных режиссеров современной Восточной Европы, художественного руководителя Венгерского Национального театра Аттилы Виднянского. Аттила Виднянский в 1992 году окончил режиссерский курс Театрального института им. Карпенко-Карого (Киев). В 1993-м стал основателем и художественным руководителем Венгерского театра имени Дьюлы Ийеша на Западной Украине, в закарпатском Берегове, созданного на базе венгерского курса киевского театрального института. В Венгрии его творческая биография развивается с начала нового века. В 2004 году Виднянский был назначен арт-директором Венгерской оперы в Будапеште; в 2006 - художественным руководителем Театра им. Михая Чоконаи в Дебрецене, где серьезно реформировал репертуар и организовал фестиваль, одной из главных задач которого являлось развитие современной драматургии. В июле 2013 года возглавил Национальный театр Венгрии. Петербургскому зрителю работы режиссера знакомы по Международному театральному фестивалю «Александринский», в 2014 году Национальный театр представлял в его программе спектакли «Человек летающий» и «Йоханна на костре», в 2015-ом в офф-программе фестиваля был показан фильм Аттилы Виднянского «Сын, ставший оленем. Крики из врат таинств».

"Для меня предложение поставить в Александринском театре спектакль по Достоевскому очень почетно. И я очень рад, что это происходит. Для венгров до сих пор «Преступление и наказание» - главный иностранный роман, основное произведение зарубежной литературы. Нам близки те вопросы, которые в романе подняты, и те ответы, которые здесь очень мощно и очень однозначно дает Достоевский. Это вечные вопросы существования, предназначения человека. О свободе и о вере в первую очередь. Утрата веры. Я не знаю насколько для России это актуально. На Западе это актуальнейшая проблема. Мир потихоньку стал атеистом и от этого не сделался счастливым, не нашел утешающих ответов на самые существенные вопросы. У Достоевского это так тонко написано, так многосторонне раскрыто, столько ассоциаций, разветвлений тем, что так или иначе роман касается фактически всего сущностного в человеческой жизни. Его и можно читать всю жизнь, и каждый раз он будет звучать немного иначе. Через пару лет я обязательно хочу поставить «Преступление и наказание» в Венгрии. Я считаю, что это произведение должно быть в репертуаре. Потому что это ответ театра, на все те вопросы, которые нас окружают. Правильный ответ". Аттила Виднянский

Действующие лица и исполнители:
Родион Романович Раскольников – Александр ПОЛАМИШЕВ
Пульхерия Александровна, его мать – заслуженная артистка России Мария КУЗНЕЦОВА
Дуня, его сестра – Василиса АЛЕКСЕЕВА
Порфирий Петрович заслуженный артист России Виталий КОВАЛЕНКО
Свидригайлов – Дмитрий ЛЫСЕНКОВ
Семен Захарович Мармеладов – народный артист России, лауреат Государственной премии России Сергей ПАРШИН
Катерина Ивановна, его жена Виктория ВОРОБЬЁВА
Соня, его дочь – Анна БЛИНОВА
Разумихин – Виктор ШУРАЛЁВ
Лужин – Валентин ЗАХАРОВ
Лебезятников – Иван ЕФРЕМОВ
Алёна Ивановна – заслуженная артистка России Елена НЕМЗЕР
Лизавета – заслуженная артистка России Елена ЗИМИНА
Амалия Людвиговна – Юлия СОКОЛОВА
Миколка – Николай БЕЛИН
Девушка – Маргарита АБРОСЬКИНА
Дети Мармеладовых: Илья АНДРЕЕВ, Дагмар АРСЕНЬЕВА, Элеонора ВЕТЛИНСКАЯ, Эльза РОНИС, Софья РУДЫКА, Илья ЩАНЦЕВ
В массовых сценах заняты студенты РГИСИ (курс И.И. Благодёра): Т имур АКШЕНЦЕВ, Надежда АЛЕКСЕЕВА, Алексей ГАРАЩЕНКОВ, Николай ГОРЛОВ Алексей ДВОЕГЛАЗОВ, Сергей ДЕНИСОВ, Саид ДЖАУДЕХ, София ДУНАЕВА, Дарья ЗАХАРО, Любовь ИВАНОВА, Владимир МАЛИКОВ, Дария МАЛЮШЕНКОВА, Анна СТЕПАНОВА, Иван СУПРУН, Максим ЯКОВЛЕВ

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры