Раймонд Лодж выходит на связь. Артур форд жизнь после смерти, как об этом было рассказано джерому эллисону

Главная / Чувства

Как и следовало ожидать, этот опыт оказывает глубокое влияние на отношение переживших его людей к физической смерти, особенно тех из них, которые не думали, что есть что-либо после смерти. В той или иной форме все эти люди высказывали одну и ту же мысль, - что они больше не боятся смерти. Это, однако, требует пояснения. Во-первых, определенные виды смерти очевидно представляются нежелательными и, во-вторых, никто из опрошенных мной людей не ищет смерти, не желает ее. Все они чувствуют, что у них есть определенные задачи в этой физической жизни и все они, вероятно, согласились бы со словами одного человека, который говорил мне: "Я должен еще довольно много сделать в этой жизни, прежде чем уйти из нее". Например, все они безусловно отвергают самоубийство, как средство возвращения в ту реальность, в которой они побывали во время своего опыта. Просто теперь состояние смерти не представляется чем-то страшным, угрожающим. Давайте посмотрим несколько отрывков, в которых объясняется такое отношение к смерти:

1. "Я полагаю, что этот опыт что-то определил в моей жизни. Я был ребенком, мне было всего десять лет, когда это произошло, но и сейчас, то есть на протяжении всей моей жизни, я сохранил абсолютное убеждение в том, что есть жизнь и после смерти. У меня нет и тени сомнения в этом. Я не боюсь умереть. Некоторые люди, которых я знаю, так боятся этого, так запуганы. Я всегда улыбаюсь про себя, когда слышу людей сомневающихся в посмертном существовании или говорю им: "Когда умрете - увидите". Про себя думаю: "Они действительно не знают этого". В моей жизни мне пришлось пережить много всевозможных приключений. Однажды я был под угрозой револьвера, приставленного к моему виску. Но это не очень испугало меня, потому что я думал: "Ну что ж, если я действительно умру, если они убьют меня, я знаю, что я все равно буду жить где-то в другом месте".

2. "Когда я был маленьким мальчиком, я бывало боялся смерти. Я просыпался по ночам, плакал и устраивал истерики. Мои мать и отец вбегали в мою комнату, чтобы узнать, что произошло. Я говорил им, что не хочу умирать, но я знаю, что это случиться со мной и просил их, чтобы они, если это возможно, спасли меня… Моя мать успокаивала меня, говоря: "Нет, просто это путь по которому мы все пойдем, все с этим встретимся". Она говорила, что все мы должны идти туда в одиночку, и когда придет время все мы должны сделать это хорошо. Спустя много лет после того, как моя мать умерла, я говорил о смерти с моей женой. Я по-прежнему боялся этого, я не хотел, чтобы она приходила.

Но после этого опыта я не боюсь смерти. Это ощущение исчезло. Я больше не чувствую себя ужасно на похоронах. Я даже в каком-то смысле рад за умерших, потому что знаю, где находятся те, которые умерли.

Я верю в то, что Господь послал мне этот опыт, чтобы я таким образом узнал о смерти. Конечно, мои родители успокаивали меня, но Господь показал мне это, чего они конечно сделать не могли. Теперь я не обсуждаю эту проблему, но я знаю об этом и совершенно спокоен".

3. "Теперь я не боюсь умереть. Это не значит, что смерть для меня желанна или что я хочу умереть прямо сейчас. Я не хочу этого, потому что я полагаю, что должен жить здесь. Но я не боюсь смерти, потому что я знаю куда пойти после того как оставлю этот мир, так как я уже был там раньше".

4. "Последнее, что сказал мне свет перед тем, как я вернулся в свое тело обратно к жизни, - было, если выразить это кратко, - "я вернусь к тебе". Он говорил мне, что сейчас я буду возвращен обратно к жизни и буду жить, но будет время, когда мы с ним снова встретимся, и что тогда я действительно умру. Так что я знаю, что снова встречусь с этим светом и с этим голосом, но я не могу сказать, когда это произойдет. Я думаю, что это будет очень похоже на то, что я пережил, но все будет лучше, так как я теперь знаю, что меня ожидает и я не буду так смущен как тогда. И все же я не думаю, что мне захочется вернуться туда в ближайшее время. Я хочу еще многое сделать в этом мире".

Как видно из приведенных примеров, основная причина из-за которой смерть перестает быть чем-то устрашающим, заключается в том, что человек, переживший подобный опыт, уже не сомневается в том, что жизнь не прекращается со смертью тела. Причем, для такого человека это уже не абстрактная возможность, а факт из его собственного опыта.

Давайте рассмотрим концепцию "аннигиляции", которую мы обсуждали в самом начале книги. Согласно этой концепции смерть представляется в виде "засыпания" либо "забывания". Люди пережившие "смерть" решительно отвергают такое сравнение. Они предлагают аналогии, согласно которым смерть есть переход из одного состояния в другое, или выход сознания на более высокий уровень бытия. Одна женщина, которая видела своих родных, явившихся встретить ее во время ее "смерти", сравнивает смерть с "возвращением домой". Другие говорят, что смерть подобна какому-то приятному событию, например, пробуждению, окончанию школы или освобождению из тюрьмы.

1. "Некоторые говорят, что мы не употребляем слова "смерть" потому, что мы всегда стремимся избежать ее. Что касается меня, то это совершенно неверно. Я думаю, что если бы вы пережили то же самое, что и я, то вы бы сердцем знали, что нет другой такой же прекрасной вещи как смерть. Вы просто переходите из одного состояния в другое, как, скажем, из школы в колледж".

2. "Жизнь подобна тюремному заключению. Но в этом состоянии мы просто не понимаем, какой тюрьмой является для нас наше тело. Смерть подобна освобождению, выходу из тюрьмы. Это пожалуй самое лучшее с чем я мог бы ее сравнить".

Даже те люди, которые придерживались до этого тех или иных традиционных взглядов на природу посмертного существования, после своего столкновения со смертью в каком-то смысле начинают к этому относиться по-другому. Я не встретил ни одного человека, который в своем рассказе описывал распространенную мифологическую картину посмертного бытия. Ни один не упоминал о небесах, изображаемых на карикатурах, с жемчужными вратами, улицами, вымощенными золотом, и крылатыми ангелами, играющими на арфах. Так же ничего не говорилось об адском пламени и чертях с вилами.

Так что в большинстве случаев модель посмертной награды - наказания отсутствовала или отвергалась даже теми, кто до этого обычно думал в рамках таких понятий. К своему великому изумлению они обнаруживали, что даже тогда, когда в присутствии светящегося существа демонстрировались их несомненно ужасные и грешные поступки, они не чувствовали с его стороны никакой ярости или гнева, а только одно понимание и даже юмор.

Одна женщина рассказывает, что во время этого "фильма" о ее жизни в присутствии светящегося существа, она видела несколько сцен, во время которых она не проявила любви, а один лишь эгоизм. Тем не менее, она говорит: "Его (т. е. света) отношение к этим эпизодам, когда мы дошли до них, просто сводилось к тому, что те события были для меня уроком".

Вместо упомянутой нами старой модели многие как-будто приходят к новой модели, к новому пониманию существа потустороннего мира. Согласно этому новому взгляду, тот мир есть не односторонний суд, а, скорее, совместное развитие в направлении максимального самораскрытия, самореализации. Развитие души, особенно в отношении духовных способностей к любви и познанию, не прекращается со смертью тела. Напротив, оно продолжается и по другую сторону нашего бытия, возможно вечно или, во всяком случае, в течение какого-то периода, причем с такой углубленностью, о которой мы можем только догадываться, "как бы сквозь тусклое стекло". (1 Кор. 13, 12).

ПОДТВЕРЖДЕНИЯ

Естественно возникает вопрос, - имеются ли какие-либо другие свидетельства, независимые от описаний, даваемых людьми, пережившими смерть, которые подтверждали бы реальность того, что мы называем опытом смерти. Многие люди сообщают о том, что когда они были вне своего тела, они видели события, совершающиеся в физическом мире.

Подтверждаются ли какие-нибудь из этих сообщений другими свидетелями, в отношении которых известно, что они присутствовали рядом. В отношении довольно большого числа случае на этот вопрос можно ответить абсолютно утвердительно - "да!" Более того, описания событий, которые содержатся в свидетельствах людей, переживших вне телесный опыт, отличаются весьма большой точностью. Несколько докторов говорили мне, что они просто не в состоянии понять, каким образом пациенты не имеющие никаких медицинских знаний, могли так детально и правильно описать процедуру реанимации, тогда как врачи проводившие реанимацию точно знали, что пациенты мертвы.

В нескольких случаях пациенты рассказывали мне о том, с каким изумлением встречали врачи и другие люди их рассказы о том, что происходило вокруг, пока они были "мертвы". Так, например, одна девушка рассказывала, что пока она была мертва и находилась вне своего тела, она прошла в другую комнату, где она увидела свою старшую сестру, которая плакала и шептала: "О, Кэтти, пожалуйста, не умирай!" Позже, ее сестра была крайне удивлена, когда Кэтти рассказала ей, где она ее видела и что та (сестра) говорила в это время. В двух следующих отрывках описываются сходные события.

1. "После того, как все уже было позади, доктор сказал мне, что мое положение в самом деле было безнадежным. Я сказала ему: "Да, я знаю об этом". Он сказал: "Ну откуда ты можешь знать?" На это я отвечала: "Я могу рассказать вам все, что происходило". Он не поверил мне и я стала рассказывать все как было с того момента, когда я перестала дышать и до того времени, когда я как бы ходила вокруг по палате. Он был буквально шокирован, когда узнал, что я знаю обо всем, что случилось. Он совершенно не знал, что сказать, но после он еще несколько раз приходил ко мне и расспрашивал меня об этом".

В этой последней своей статье он отсылал читателей к той важнейшей работе в интересовавшей его сфере, которая проводилась в то время: «Я питаю высочайшее уважение к терпеливым исследованиям господ Майерса, Ходгсона и Хайслопа». Чтобы достичь цели, поставленной нами в этой главе, – помочь подготовить наш ум, сформированный на материалистических принципах и привыкший к языку естественных наук, к пониманию тех возможностей, которые наука ещё в полной мере не исследовала, нам лучше всего последовать совету Уильяма Джеймса и обратиться к этим названным вехам развития парапсихологических исследований.

Джеймс Хайслоп был профессором Колумбийского университета и одним из основателей Американского общества психических исследований (АОПИ), созданного в 1906 году; он умер в 1920 году. Доктор Хайслоп добился значительного развития методики и техники психических исследований, его работы пролили новый свет на понимание парапсихических явлений. Доктор Ричард Ходгсон – один из членов Британского общества психических исследований (БОПИ) – был известен тем, что безжалостно разоблачал мошенничество и обман в сфере парапсихологии. Настроенный чрезвычайно скептически, он настаивал на самой скурпулёзной проверке всего, что представлено нашему вниманию как факт, прежде чем пытаться убедить в чём-то научный мир. Ходгсон некоторое время руководил американским филиалом БОПИ; вскоре после его смерти (1905) этот филиал и стал ядром нового Американского общества (АОПИ). Вклад Фредерика Майерса – особенно его широкие исследования условий, в которых существует жизнь после смерти, – настолько огромен, что для рассказа о нём потребуется отдельная глава. Здесь же мы только отметим, что Майерс, эссеист и учёный, занимавшийся в Кембридже античной классикой, был одним из основателей Британского общества психических исследований и впоследствии его президентом.

С другими деятелями этой пионерской исследовательской организации мы встретимся позднее, во время нашего путешествия в иную сферу бытия, поэтому сейчас я могу их только представить. Наиболее выдающиеся из них – Генри Сидгвик, профессор философии Кембриджского университета и первый президент БОПИ; Эдмунд Герней, профессор психологии в Кембридже и в прошлом президент БОПИ; Артур Конан Дойл, британский врач, ставший впоследствии писателем и мировой знаменитостью как создатель Шерлока Холмса; сэр Оливер Лодж, один из наиболее выдающихся британских физиков, получивший рыцарское достоинство за свои замечательные работы в области исследования атома и теории электричества. Тяжёлая утрата, понесённая Лоджем, потеря им сына Раймонда в то самое время, когда сэр Оливер вёл самые интенсивные исследования в области парапсихологических явлений, привела в конце концов к тому, что наука получила первый в XX веке подробный рассказ, описывающий вступление личности в другую сферу бытия и утверждение человека в мире, существующем за смертью.

В книге сэра Оливера Лоджа «Раймонд», в которой рассказывается об установленной экстраординарной связи с сыном после его гибели, а также в материалах специалистов БОПИ, анализирующих и оценивающих этот рассказ, большое место отводится методам и технике парапсихических исследований. Для этого есть веские причины.

Какие именно слова бесспорно доказывают, что информация, принятая медиумом для передачи сэру Оливеру, исходила от сына Лоджа Раймонда и ни от кого другого? В какой степени эти сообщения могли оказаться «загрязнёнными» со стороны телепатического, медиумистического или какого-либо другого влияния? Возможно ли, чтобы Раймонд во время сеансов в одном случае пребывал в полусонном состоянии, а в другом – в состоянии полного бодрствования? Поскольку Раймонд не был получившим специальную подготовку учёным, то переданные им описания мира, в котором человек существует после смерти, могли оказаться просто его субъективными впечатлениями; но тогда какие научные выводы можно сделать на основе его впечатлений относительно фундаментальной структуры потустороннего мира и свойственных ему видов энергии?

Все эти вопросы, конечно, для учёных имеют жизненно важное значение. К ним мы позже ещё вернёмся. А сейчас мне хотелось бы остановиться главным образом на самом вступлении личности человека в потусторонний мир, на том, как ею это ощущается. Я рассматриваю информацию Раймонда в качестве спонтанного, субъективного выражения прямого опыта, как информацию почти абсолютно «чистую», то есть не загрязнённую никакими влияниями и помехами, как информацию, обладающую определённой ценностью для тех из нас, кто более склонен познавать жизнь через собственный опыт, чем анализировать её. Поэтому в рассказе, к которому перехожу, я опущу технические пояснения исследователей и как бы «предоставлю слово» самому Раймонду.

Раймонд Лодж, младший офицер Британских вооружённых сил во Франции во время первой мировой войны, был убит в бою в сентябре 1915 года. В это время его отец, сэр Оливер Лодж, был занят проведением цикла парапсихологических исследований, которым он теперь посвящал большую часть своего времени. В этом случае он работал «анонимно» (то есть не раскрывал своего подлинного имени и званий) с тремя медиумами: миссис Кэтрин Кеннеди (она была «медиумом-автоматистом», в состоянии транса она неосознанно для себя, автоматически воспроизводила послания в письменном виде); миссис Глэдис Осборн Леонард, работавшей как в состоянии транса, так и с помощью спиритической доски, но с Лоджем она в основном работала как трансмедиум, и мистером А. Ваут-Питерсом, трансмедиумом. В это же время – о чём вы также узнаете позже – наибольшую активность в общении с миром живых проявлял Фредерик Майерс, скончавшийся в 1901 году; Майерс тогда часто выходил через медиумов на связь со своими друзьями, оставшимися жить на земле. Первое предвестие о смерти Раймонда пришло от Майерса в сообщении, известном как «послание Фавна».

Раймонд Лодж был убит 14 сентября 1915 года во Фландрии, ему шёл тогда двадцать шестой год. Больше чем за месяц до смерти Раймонда, 8 августа 1915 года, во время сеанса знаменитого американского медиума миссис Леонор Пайпер в Гринфилде (штат Массачусетс) было записано короткое послание от Майерса к Лоджу. Его обычным порядком переслали Лоджу по международной сети обмена данными в области парапсихологии, создавшейся к тому времени между учёными. Через медиума говорил доктор Ричард Ходгсон (он умер в 1905-м). Вот его послание: «Послушайте, Лодж, хотя мы и не вместе, как бывало раньше, но это не совсем так: мы всё-таки можем общаться. Майерс говорит, что вам выпала роль поэта, а он будет действовать за Фавна. За Фавна… Верролл это поймёт».

Сейчас хорошо известно, что Майерс, будучи выдающимся специалистом в классической филологии, часто облекал свои послания в форму ассоциаций и отсылок к греческой и римской поэзии и другим работам античных классиков, то есть к той области знаний, которая почти наверняка неизвестна среднему медиуму; так послания Майерса оберегались от возможных «загрязнений», и личность их «автора» устанавливалась вне всяких сомнений. Под «Верролл» имелась в виду миссис Артур У. Верролл, вдова известного кембриджского учёного, специалиста по античной классике, и сама компетентный специалист в этой области. Она сразу же определила, на что ссылается Майерс и смысл этой отсылки. В «Одах» римского поэта Горация есть эпизод, в котором говорится о том, как поэт смог уберечься от падающего дерева – ему помог бог Фавн, «хранитель поэтов». Это могло означать, что Лоджа вскоре должен постигнуть некий удар, а Майерс собирается сделать всё, что сможет, исполняя роль хранителя.

В парапсихических исследованиях, проводимых сэром Оливером Лоджем, ему помогала вся его семья. Но первый сеанс, в котором участвовал член семьи Лоджа, состоялся 25 сентября 1915 года – одиннадцать дней спустя после гибели Раймонда. На сеансе у медиума миссис Леонард присутствовала инкогнито жена сэра Оливера – леди Лодж. Медиум миссис Леонард, таким образом, не знала её настоящего имени и отношения к Раймонду. Никаких попыток установить контакт с Раймондом не предпринималось. И тем не менее мать получила следующее послание от «умершего» сына: «Скажи отцу, что я встретил здесь нескольких его друзей». На вопрос матери, не может ли он назвать кого-нибудь из них по имени, последовал ответ: «Да, Майерса». Спустя два дня на сеансе с этим же медиумом присутствовал сэр Оливер Лодж, опять-таки «анонимно». Контролёр миссис Леонард, Феда, объявив, что Раймонд находится в контакте с ней, сказала: «Он говорит, что ему там трудно, но у него много добрых друзей, которые ему помогают… Он знает, что его ожидает здесь большая работа, как только он будет немного больше готов к ней. Он иногда сомневается, будет ли он на это способен. Но ему говорят, что он сможет. У него хорошие учителя и наставники. Он показывает мне букву «М»… говорит, что чувствует, что у него теперь два отца… Прежний и другой… День или два назад он почувствовал, что его сознание уже больше не подавлено. Он чувствует себя сейчас легче и лучше, последние дни. Сначала он был потерян. Не мог собраться с силами. Но это продолжалось недолго, ему повезло. Ему вскоре всё объяснили, и он понял, где находится».


С другими деятелями этой пионерской исследовательской организации мы встретимся позднее, во время нашего путешествия в иную сферу бытия, поэтому сейчас я могу их только представить. Наиболее выдающиеся из них - Генри Сидгвик, профессор философии Кембриджского университета и первый президент БОПИ; Эдмунд Герней, профессор психологии в Кембридже и в прошлом президент БОПИ; Артур Конан Дойл, британский врач, ставший впоследствии писателем и мировой знаменитостью как создатель Шерлока Холмса; сэр Оливер Лодж, один из наиболее выдающихся британских физиков, получивший рыцарское достоинство за свои замечательные работы в области исследования атома и теории электричества. Тяжёлая утрата, понесённая Лоджем, потеря им сына Раймонда в то самое время, когда сэр Оливер вёл самые интенсивные исследования в области парапсихологических явлений, привела в конце концов к тому, что наука получила первый в XX веке подробный рассказ, описывающий вступление личности в другую сферу бытия и утверждение человека в мире, существующем за смертью.

В книге сэра Оливера Лоджа «Раймонд», в которой рассказывается об установленной экстраординарной связи с сыном после его гибели, а также в материалах специалистов БОПИ, анализирующих и оценивающих этот рассказ, большое место отводится методам и технике парапсихических исследований. Для этого есть веские причины.

Какие именно слова бесспорно доказывают, что информация, принятая медиумом для передачи сэру Оливеру, исходила от сына Лоджа Раймонда и ни от кого другого? В какой степени эти сообщения могли оказаться «загрязнёнными» со стороны телепатического, медиумистического или какого-либо другого влияния? Возможно ли, чтобы Раймонд во время сеансов в одном случае пребывал в полусонном состоянии, а в другом - в состоянии полного бодрствования? Поскольку Раймонд не был получившим специальную подготовку учёным, то переданные им описания мира, в котором человек существует после смерти, могли оказаться просто его субъективными впечатлениями; но тогда какие научные выводы можно сделать на основе его впечатлений относительно фундаментальной структуры потустороннего мира и свойственных ему видов энергии?

Все эти вопросы, конечно, для учёных имеют жизненно важное значение. К ним мы позже ещё вернёмся. А сейчас мне хотелось бы остановиться главным образом на самом вступлении личности человека в потусторонний мир, на том, как ею это ощущается. Я рассматриваю информацию Раймонда в качестве спонтанного, субъективного выражения прямого опыта, как информацию почти абсолютно «чистую», то есть не загрязнённую никакими влияниями и помехами, как информацию, обладающую определённой ценностью для тех из нас, кто более склонен познавать жизнь через собственный опыт, чем анализировать её. Поэтому в рассказе, к которому перехожу, я опущу технические пояснения исследователей и как бы «предоставлю слово» самому Раймонду.

Раймонд Лодж, младший офицер Британских вооружённых сил во Франции во время первой мировой войны, был убит в бою в сентябре 1915 года. В это время его отец, сэр Оливер Лодж, был занят проведением цикла парапсихологических исследований, которым он теперь посвящал большую часть своего времени. В этом случае он работал «анонимно» (то есть не раскрывал своего подлинного имени и званий) с тремя медиумами: миссис Кэтрин Кеннеди (она была «медиумом-автоматистом», в состоянии транса она неосознанно для себя, автоматически воспроизводила послания в письменном виде); миссис Глэдис Осборн Леонард, работавшей как в состоянии транса, так и с помощью спиритической доски, но с Лоджем она в основном работала как трансмедиум, и мистером А. Ваут-Питерсом, трансмедиумом. В это же время - о чём вы также узнаете позже - наибольшую активность в общении с миром живых проявлял Фредерик Майерс, скончавшийся в 1901 году; Майерс тогда часто выходил через медиумов на связь со своими друзьями, оставшимися жить на земле. Первое предвестие о смерти Раймонда пришло от Майерса в сообщении, известном как «послание Фавна».

Раймонд Лодж был убит 14 сентября 1915 года во Фландрии, ему шёл тогда двадцать шестой год. Больше чем за месяц до смерти Раймонда, 8 августа 1915 года, во время сеанса знаменитого американского медиума миссис Леонор Пайпер в Гринфилде (штат Массачусетс) было записано короткое послание от Майерса к Лоджу. Его обычным порядком переслали Лоджу по международной сети обмена данными в области парапсихологии, создавшейся к тому времени между учёными. Через медиума говорил доктор Ричард Ходгсон (он умер в 1905-м). Вот его послание: «Послушайте, Лодж, хотя мы и не вместе, как бывало раньше, но это не совсем так: мы всё-таки можем общаться. Майерс говорит, что вам выпала роль поэта, а он будет действовать за Фавна. За Фавна… Верролл это поймёт».

В прошлом году я прочитал в одной из русских статей на интернете краткое упоминание о книге английского физика Оливера Лоджа "Раймонд, или жизнь после смерти", написанной в 1916 году.

Меня это заинтересовало, и я прочитал упомянутую книгу.
Но сначала - о самом авторе.

Сэр Оливер Лодж (Sir Oliver Lodge, 1851 - 1940гг) был известным английским физиком, изобретателем и писателем конца ХIX - начала ХX веков.

Упомянутая книга, полное название которой "Раймонд или жизнь и смерть: с примерами доказательств сохранения памяти и привязанности после смерти" ("Raymond or Life and Death: With Examples of the Evidence for Survival of Memory and Affection after Death”), была опубликована в 1916 году и посвящена памяти одного из его сыновей, Раймонда, ушедшего добровольцем на I Мировую Войну и погибшего там в 1915 году, а также предполагаемому общению с ним после его гибели...

Существует много всевозможной литературы, посвященной спиритическому общению с духами умерших и т.п.
Упомянутая же книга заинтересовала меня тем, что она была написана известным ученым, который подошел ко всему с использованием научной методологии, насколько это было возможно.

При этом Оливер Лодж проводил много проверочных "бесед", когда речь шла об информации, событиях и т.д., которые были известны только ему и его сыну Раймонду, но не медиуму или кому-либо еще из присутствующих.

Результаты таких экспериментов часто были очень убедительными, более того, он иногда получал от Раймонда такую информацию, которая даже ему не была известна во время общения с умершим, но которая подтверждалась позже...

При этом использовались традиционные "спиритические" методы общения - с помощью различных медиумов - посредников, а также таких распространенных средств, как "столоверчение" и "автоматическое" письмо.

Оливер Лодж включил в свою книгу только часть "бесед" с Раймондом - те, что не носили очень личного характера и т.п.
Дальше я приведу часть таких примеров из книги.

Медиум сообщает О. Лоджу, что Раймонд ожидает поблизости, он выглядит очень довольным.
Ему не терпится рассказать о том месте, где он сейчас живет, хотя он пока и не понимает, как оно выглядит таким "твердым".

Он недавно наблюдал за прибытием в этот мир различных людей, а также то, какой эффект это производит на них.
Раймонд также говорит, что у него здесь намного больше дел, чем в их старой, "земной проекции".

Ему не хотелось бы покидать отца и мать, а также своих братьев и сестер, но в его новом мире очень интересно.
Раймонд говорит, что он очень хотел бы, чтобы все они пришли туда хотя бы на один день и оказались все вместе.

Временами еще живущие оказываются в его мире, но ничего не помнят об этом.
В частности, все его ближайшие родственники уже бывали у него в ночное время, то есть во время сна, но это очень трудно для них что-либо вспомнить об этом проснувшись.

Как сказали там Раймонду, если живущий человек будет помнить такие посещения "того мира", то это будет слишком большой нагрузкой для его мозга.
Такое двойственное существование повлияет на их "дневную" жизнь.
Поэтому память о таких контактах блокируется.

Здесь я вижу большую аналогию с тем, что сообщается многими современными "контактерами" и людьми, "похищавшимися" пришельцами.
Это особенно интересно, потому что в то время, в начале ХХ века, такие истории еще не были частью распространенного фольклора.

Они также говорят о том, что наше состояние "измененного сознания", т.е. пребывание в "мире сновидений", является на самом деле более реальным, чем "дневное", бодрствующее состояние...

Но продолжим о книге.
Раймонд говорит, что никогда не видел, чтобы у кого-то шла кровь.
На вопрос, есть ли у него уши и глаза, он отвечает, что - да, и у него точно такие же, как и прежде, ресницы, брови, язык и зубы.

Он также говорит, что вместо плохого зуба, бывшего у него раньше, у него сейчас есть хороший.
Раймонд говорит, что знал одного человека, который в прошлой жизни потерял руку, но сейчас она у него есть.

Когда тот человек только оказался в "астрале", то рука у него отсутствовала, однако несколько позже она стала постепенно отрастать, пока не выросла полностью.

Раймонд отмечает, что при этом он говорит о людях, у которых конечности были потеряны за много лет до их смерти.
Что же касается конечностей, потерянных на войне, то есть при гибели людей, то они появляются здесь сразу...

Однажды Раймонду сказали, что если кто-то во время гибели был разорван на куски, что случается на войне, то для "духовного тела" требуется некоторое время, чтобы все тело вновь "собралось" вместе, так как это требует определенной концентрации исчезнувшей при гибели определенной части "энергетической субстанции".
При этом "дух" не разорван на части, конечно, но все же это имеет определенный эффект.

На вопрос о сожженных телах, Раймонд отвечает следующее.

Если они сожжены в результате несчастного случая, то "они" знают об этом на этой стороне и отделяют "дух" первым.
Тот, кого здесь называют "дух-доктор", приходит туда и помогает.

Но тела не должны быть сожжены преднамеренно. У нас иногда большие проблемы с людьми, которых кремировали слишком скоро после смерти, и этого не должно делаться.

О. Лодж спрашивает его, а что если тело становится "плохим", т.е. начинает разлагаться?
Раймонд отвечает: когда тело начинает разлагаться, "дух" из него уже вышел. Если хотя бы часть "духа" остается в теле, то разложения не происходит.

Затем, как представляется, это тело обретает свою прежнюю форму само по себе, или же что-то "встречает" его и помогает обрести такую форму.
Раймонд говорит, что "они" формируют дубликаты тела, оставшегося позади. И это очень интересно.

Таким образом, говоря современным языком, это нечто вроде клонирования бывшего тела на основании информации, сохранившейся в "матрице сознания", "душе" или той же ДНК.
При этом, из каких-то других материалов...

Или же это просто "воссоздание" тела в другой, "виртуальной" реальности? - Но об этом позже.

Раймонд, в частности, говорит, что сразу после "прибытия" он захотел костюм, как в прошлой жизни, и "они" предоставили его ему.
Хотя большинство людей носит там нечто вроде белых халатов (или балахонов).

Отвечая на очередной вопрос отца, Раймонд говорит, что там есть мужчины и женщины. Хотя, как ему представляется, относятся они друг к другу отлично, чем в прошлой жизни, но по-прежнему имеют подобные чувства между собой, которые проявляются по-другому.

Как представляется, продолжает Раймонд, дети здесь не рождаются.
Чтобы иметь детей, люди "посылаются в физические тела".

Чувство любви между мужчинами и женщинами существует, но оно другого качества, чем между двумя женщинами или двумя мужчинами, или же между ближайшими родственниками.

Раймонд говорит, что у него там не бывает чувства голода. Но у некоторых оно сохраняется и им дается что-то, по виду напоминающее земную еду.
"Прибывшим" пытаются предоставить то, что они хотят.

Например, один новоприбывший захотел сигару. Раймонд думал, что ее он уж точно не получит, но, как оказалось, там есть всевозможные "лаборатории", которые могут производить все, что угодно.
Не из "твердой" материи, а из других, "местных" субстанций.

Однако, как кажется, любители таких вещей, как сигары и т.п., не получают от них полного удовлетворения, и постепенно от этого отвыкают...
В первое же время многие хотят там привычные вещи - мясо, спиртное, и они получают все это. Но потом, довольно скоро, как бы отвыкают.
Правда, Раймонд слышал о пьяницах, которые продолжают там пить в течение месяцев и даже лет, но сам их не видел.

Он говорит, что хочет, чтобы живущие люди представляли себе, что все это здесь так же естественно, как и на "земном уровне".

Раймонд говорит, что дом, в котором он живет, выглядит построенным из кирпича. Но из чего сделаны эти "кирпичи", он пока не знает (напомню, что он сам там совсем недавно...).
Кто-то ему говорил, что они сделаны из чего-то, "восходящего" от земного "уровня", которое принимает твердую форму после того, как оказывается в их мире.

В любом случае, говорит Раймонд, они выглядят, как кирпичи, и такиe же на ощупь, когда он дотрагивается до них.
Он видел там и другие разные материалы, например, гранит.

Раймонд говорит, что-то постоянно поднимается от нашего земного "уровня", практически невидимое - "в атомах".
Но когда оно попадает в "этер", оно приобретает другие качества, и из этого можно делать "твердые" вещи.
Надо понимать, что "твердые" - это для их мира, но не для нашего...

Раймонд продолжает, что все мертвое имеет запах, и из этого "запаха" у них производятся дубликаты той формы, которую они имели прежде, чем стать "запахом".
Например, даже старое дерево имеет запах, отличный от молодого.

На вопрос отца, видел ли он звезды, Раймонд отвечает, что да. Они выглядят, как и на Земле, только он чувствует себя ближе к ним. Не совсем буквально ближе - просто они выглядят яснее.

Что пока является мистикой для Раймонда, так это то, что чередование дня и ночи не выглядит таким регулярным, как на Земле.

Что касается Солнца, то оно всегда кажется примерно одной и той же теплоты, и он не чувствует жары или холода там, где находится.
Ему никогда не становится жарко при свете солнца - не потому, что оно излучает меньше тепла, а потому, что у него теперь другое тело, которое по-другому ощущает температуру.

Когда же Раймонд приходит в контакт с чем-то на земном "уровне", во время "бесед", например, через медиума, то он может немного чувствовать холод или тепло.
Если же он появляется на земном "уровне" просто посмотреть на что-либо, то он этого не чувствует.

Во время одной из бесед с отцом Раймонд говорит, что сейчас он уже ни за что не хотел бы возвращаться назад.
Ему здесь очень интересно и у него здесь в "пятьдесят" раз больше дел, чем в прошлой жизни.

Он также говорит, что ему повезло, что сразу после "перехода" в этот мир многие встречали его.
Продолжая, Раймонд говорит, что это ужасно, когда люди после смерти переходят в этот мир и в течение недель не могут поверить в то, что с ними произошло, думая, что все это им просто снится...

Когда он сам "проснулся" там, он тоже чувствовал небольшую депрессию, но она быстро прошла.
В начале это было странно - видеть вокруг этот необычный мир, а также людей, которые уже давно умерли, например, своего дедушку.

Раймонд также встречал там много разных животных, включая их собаку и кота.
Он не видел там пока тигров или львов, зато видел лошадей, котов, собак и птиц.

Он также побывал в библиотеке, где видел книги, подобные тем, что читал в прошлой жизни.
Раймонд говорит о том, что в той библиотеке находятся такие книги, которые еще не были опубликованы на земном "уровне".

Он не знает, верно ли это, но ему сказали, что "материя" из этих еще не напечатанных на Земле книг будет "впрессована" в мозги некоторых людей, которые станут их будущими авторами.
Раймонд продолжает, что не каждому на его "уровне" разрешено читать такие книги "из будущего".

Он также рассказывал отцу о том, что часто посещал одну из своих сестер, когда она уже спала. Он пытался громко звать ее, но не получал никакого ответа. То есть ему только казалось, что он кричит...

На вопрос, в какой "сфере" он живет (ранее ему сообщали, что другие, вокруг Раймонда, живут на "третьей сфере", называемой "Summerland "), тот ответил - "Summerlodge".

Во время общения со своей сестрой Виолет, Раймонд показал знание не только того, что она делает, но и того, что она собирается вскоре делать...

Однажды Раймонд "появился" на встрече с отцом с молодой леди, которая пришла из более "высокой сферы". Как оказалось, это была его младшая сестра, умершая при рождении, и которая выросла уже в этом мире.
Она, в частности, говорила, что не приходила раньше не потому, что не хотела, а потому, что не могла - ей надо было быть вне Земли потому, что у нее была работа в "высоких сферах" в течение 3-х лет, и это было сложно для нее приходить сюда оттуда.

Раймонд говорит, что видел некоторых парней, имеющих "плохие идеи и т.п.", и которые потом попали в место, которое он хотя и не назвал бы "адом", но куда, тем не менее, не хотел бы попасть.
Это такое место, где тебе дается шанс, и когда ты хочешь стремиться к чему-то лучшему, ты получаешь возможность осуществить это.

Учись помогать себе, и ты немедленно получишь помощь. Это очень похоже на ваш мир, только без нечестности, без предрасположенностей - в ходу общий для всех закон.

На вопрос, спит ли он, Раймонд отвечает, что лишь частично.
На вопрос, бывает ли у них дождь, он отвечает, что можно пойти в такое место, где дождь бывает.

Раймонд говорит отцу, что не знает, откуда к нему приходит знание некоторых вещей.
Это - не по запросу, но временами он получает сообщение, как будто по радио, сообщение откуда-то - он не знает, откуда.
Иногда он пытается определить это, и не может...

У Оливера Лоджа, в частности, есть запись, подтверждающая, что Раймонд знал о смерти их садовника, случившейся всего неделю назад.

Раймонд говорит, что был в месте, которое "ниже" их. Он также присутствовал на лекциях в так называемых "залах учения": ты имеешь возможность подготовить себя к более высоким "сферам", продолжая жить в более низких.

Раймонд говорит, что он сейчас находится на третьей "сфере", но ему сказали, что он уже может перейти на четвертую, если захочет.
Сейчас он не хотел бы уходить на более высокую "сферу", потому что оттуда ему будет труднее возвращаться назад, чтобы общаться со своими близкими.

Он просто хочет продолжать учение на этой своей более низкой "сфере", чтобы быть поближе к ним - по крайней мере до тех пор, пока oни не присоединятся к нему...

Раймонд также рассказал, как он посетил место в пятой "сфере".
Оно выглядело как своего рода большой храм. Там были толпы, приходящие туда, и они выглядели очень счастливыми.

Когда он смешался с толпой, идущей в храм, он почувствовал себя так, как будто выпил немало шампанского.
Конечно, он не был полностью приспособлен к условиям этой "сферы", но его ощущение было очень необычным.

Войдя в здание, он увидел много больших разноцветных окон - розового, голубого и оранжевого цвета.
Раймонд увидел, как разные люди подходят и становятся под цветные потоки, льющиеся из окон, и подумал, зачем они это делают?

И кто-то ему сказал, что розовый цвет дает любовь, голубой - духовное лечение, а оранжевый - интеллект.
Ему также сказали, что на Земле это станет известно позже.

Раймонд сел на одно из сидений, располoженных примерно как в костеле, и когда он посмотрел вперед по проходу, то увидел около семи приближающихся фигур.
Это были учителя, спустившиеся из седьмой "сферы".

Каждый из них затем прошел в боковые проходы и положил свои руки на сидящих там людей.
Когда один из них положил свою руку на голову Раймонда, то он почувствовал как бы смесь всех трех цветов - как если он стал все понимать, и как если бы все, что он оставил позади - зло и заботы, все это показалось ему ничем.

И он почувствовал, как если бы он мог подняться на любую высоту и поднять с собой любого вокруг него...
Раймонд почувствовал, как если бы что-то проходит сквозь него, через другие "сферы" и на Землю, и он при этом помогал кому-то, хотя и не знал, кому...
Все это было необыкновенно чудесно и повторилось несколько раз.

Раймонд также побывал на шестой "сфере",которая была красивее, чем пятая, но в настоящее время не захотел оставаться там. Вместо этого он предпочитает помогать людям здесь.

Он говорит, что вещи здесь довольно реальны, но не такие тяжелые, как на Земле, включая нас самих.

Раймонд также говорит, что, как ему представляется, "духовные сферы" построены вокруг земной "проекции", и вращаются вокруг нее с разными скоростями.

Он также говорит, что многие люди размышляют о таком "духовном" мире, но когда они "приходят" сюда, то видят, что он и в самом деле существует, впечатляя их своей реальностью.

Раймонд говорит, что хотел бы, чтобы они оказались в этом мире и он мог бы показать его им. Отцу же там особо понравится, и он будет пробовать и выворачивать наизнанку все вещи вокруг...

Он также говорит, что там растет много цветов, но они их не срывают. Цветы здесь не умирают, а, как кажется, возобновляют себя.

Чем более высокой является "сфера", тем светлее там тела - он имеет в виду светлее по цвету.
Раймонд считает, что именно по этой причине люди рисуют ангелов с длинными светлыми волосами и очень хрупкого телосложения, так как они были вдохновлены кем-то из высоких "сфер"...

Оливер Лодж пишет, что вся информация, полученная от Раймонда, не может быть результатом телепатии от кого-то из еще живущих, так как он знает о всяких любопытных вешах, происходящих в их доме, как если бы он был живой...

В книге приводится много примеров, которые подтверждают это очень убедительно, благодаря научному и методическому подходу ко всему со стороны Оливера Лоджа.
Еще много подобных примеров в книге только упоминаются.

Размышляя о "жизни после смерти", О. Лодж, в частности, пишет, что главным звеном, объединяющим все, связанное с общением с Раймондом, сводится к гипотезе не только о продолжении существования личности после смерти, но и возможности контактов между этими двумя стадиями существования.

Такое "следующее" существование является неизбежным будущим для каждого живущего ныне индивидуума, вместе с вероятностью того, что реальных стадий существования значительно больше, чем два описанных, и что предстоящий переход в новое состояние, который неизбежен вне зависимости от того, верит в него человек или нет, является только одним из многих...

Оливер Лодж также считает, что мозг и нервная система являются инструментами "трансмутации или трансляции" из мира физического в ментальный, и наоборот.
И в этом смысле смерть может рассматриваться как отделение контролирующей сущности от физико-химического организма, или традиционное разделение "души и тела"...

При этом процессе "душа" не повреждается, а наоборот, освобождается.
Она переходит в мир, где красота и знание существуют так же, как и здесь, место, в котором возможно продолжение прогресса, и в котором "вера, надежда и любовь" даже более реальные и преобладающие, чем в нашем земном мире.

То есть смерть - не уничтожение, а переход в новое условие существования - то, что может быть названо новой жизнью.
Жизнь, сама по себе, продолжается, и все условия ее существования остаются такими же, как и прежде.
Жизненные обстоятельства для личности изменились, но только в том смысле, что она теперь знает об отличной группе фактов.

Оливер Лодж считает, что резонно предположить, что наш разум в том, "следующем" мире, более "дома" и более активный, чем здесь, так как там не существует взаимодействия между ментальным и материальным, когда ограничения от мозга и нервной системы убраны вместе с некоторыми ограничениями, связанными с пространственным положением тела.

Он продолжает, что жизнь, разум и сознание не принадлежат к материальному миру, чем бы они сами ни были, они только проявляются через взаимодействие материи и энергии, используют материю и преобладают над ней.

О. Лодж далее пишет, что мы существуем всегда, и наши тела не должны состоять всегда из "земных частиц".
Материя здесь является "случайной" частью, существует же более существенная и постоянная часть, и эта часть должна продолжать существование.

Важным является следующее замечание Оливера Лоджа. Он совершенно не советует людям, недавно потерявшим своих близких, искать контактов с ними подобно тому, как это делал он.
Он - ученый, изучавший предмет, и это совершенно другое дело.

Что бы он порекомендовал таким людям - так это учиться понимать то, что их ушедшие любимые все еще активные, полезные, интересующиеся и счастливые - даже более живые, чем прежде, в известном смысле.
И продолжать жить полной и полезной жизнью до тех пор, пока они не воссоединятся с ними...

Интересной также является мысль Оливера Лоджа о том, что когда какое-то знание передается человеческой расе из неизвестного интеллигентного источника, то оно передается не наиболее мудрым из людей, а, в первую очередь, наиболее простым людям.

В заключение, Оливер Лодж пишет о том, что убежден в продолжении существования после смерти так же, как он убежден в своем существовании здесь.
После смерти оно уже не связано с материей, как мы ее знаем, и имеет, скорее всего, "этерное" тело вместо обычного.

Как ему представляется, в этом состоянии сохраняются персональные черты человека, его характер и ум такими же, как они были прежде.
Там не происходит внезапного скачка в что-то сверхъестественное, а вместо этого - постоянный и продолжающийся процесс дальнейшего развития личности.

Люди оттуда могут проявлять интерес к тому, что продолжает происходить на Земле, вместе с большим желанием помочь и содействовать усилиям по улучшению благополучия человеческой расы.

Конечно, после прочтения этой книги возникает множество вопросов.
Одним из первых является следующий - а кто такие упоминавшиеся "они", которые ведут там все дела?

В книге нет ответа на этот вопрос, хотя, учитывая то, что в нее включена только часть информации, полученной от Раймонда, то, возможно, ответ на него и был, но не был включен автором из каких-то соображений.

То ли это "коренные" обитатели того мира, то ли просто "старожилы", оказавшиеся там уже очень давно, то ли это вообще "пришельцы" из других миров космоса или миров других "измерений" или "частот", то ли и те, и другие...

Кстати, одним из преимуществ книги Оливера Лоджа является то, что она была написана задолго до бума, связанного с НЛО, пришельцами и т.п., то есть является "незагрязненной" в этом смысле.

Исходя из рассказанного Раймондом о его мире, а также из того, что это - предположительно более-менее правдивая информация, можно предложить следующие два объяснения, по крайней мере, сейчас.

Первое - что этот мир вполне реален во всех смыслах, и только находится в другой "частоте", как сейчас любят говорить, или же в другом физическом "плане", что бы это ни значило, или же просто в другом "измерении", если таковые реально существуют...
Но он вполне реален физически - для тех, кто там находится.

Тела людей в этом мире воссоздаются основываясь, по-видимому, на информации, заключенной в их ДНК или же других "конструкционных чертежах", находящихся, например, непосредственно в самой "душе" человека.

Как бы то ни было, кто-то (или что-то) не только в состоянии сохранять сознания ("души") умерших людей, но также и воссоздавать их тела в той реальности из подручных материалов.

Второе - этот мир является на самом деле совершенной виртуальной реальностью.
То есть "души" умерших вполне могут "переправляться" в виртуальный мир (миры), находящийся то ли в пресловутых "черных коробочках" пришельцев для временного хранения, то ли в том же Пришельце В. Фоменко, то ли еще в каком-то создании/сооружении...

Это объясняет практически все сообщенные Раймондом детали того мира.
С другой строны, все эти "медиумы", через которых проходят такие контакты, являются всего лишь "интерфэйсами" между той виртуальной реальностью и нащим миром - возможно, просто другой виртуальной реальностью...

B книге не сообщается, умирают ли там люди, или же просто перемещаются в другие "сферы"...

В попытках понимания "мира Раймонда" многое зависит от уровня наших текущих знаний и восприятия действительности.

Вчера - это был просто "загробный мир", со всевозможными религиозными оттенками и без них, в зависимости от мировоззрения личности.

Сегодня - это может представляться виртуальной реальностью, созданной, возможно, теми же многочисленными и многообразными "пришельцами" или же странными разумными существами, описанными в книге Г. Хэнкока "Сверхъестественное".
Или же просто быть их "реальными" мирами…

Завтра - может появиться совершенно другое объяснение, кто знает?
В любом случае, описанное в этой книге является весьма любопытным...

В. И. Лещёв Торонто, январь 2012

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры